Домой Многолетние цветы Научно-методический центр поддержки и развития студенческого самоуправления

Научно-методический центр поддержки и развития студенческого самоуправления

В ходе кардинальных изменений в сфере медицинского образования интернатура будет полностью отменена, а вот ординатура в 2017-2018 годах останется, но молодых специалистов ожидают существенные перемены. Получение медицинского образования узкой специализации теперь станет более сложным и длительным. На то есть существенные причины, так как старая система показала свою низкую эффективность и интернатура была лишь как подготовительный этап. В отличие от ординатуры, которая длится 2 года и, по сути, полноценная практика, особо необходимая для подавляющего большинства узких специализаций. Грубо говоря, интернатура — это год работы под присмотром, которая почти не дает практических результатов. Увы, но в реальной жизни все не так красиво, как в одноименном телевизионном сериале.

Ординатура выступает обязательным этапом обучения, в ходе которого молодые специалисты приобретают практические навыки, необходимые для оказания помощи пациентам. Особенно важен он для медиков узкой специализации (нейрохирургов, трансплантологов и целого ряда других). Об отмене этого этапа получения медицинского образования пока речь не идет, а существенные изменения позволят подготовить высококвалифицированных специалистов.

В связи с тем, что интернатура будет отменена, изменения в области медицинского обучения коснутся и ординатуры. Ранее студенты медицинских вузов сами по выбору шли в интернатуру на 2 года или в ординатуру на 1 год. В некоторых случаях требовалось проходить и интернатуру, и ординатуру, поэтому к вузовской подготовке еще добавлялось от 1 до 3 лет.

Ныне Правительство хочет произвести серьезные реформы в сфере обучения медиков. Согласно новым правилам, студентам не нужно будет проходить интернатуру. Нововведения действуют с учебного года, который начался в 2016 году – набор в интернатуру полностью прекращен. Теперь после завершения института студент, получивший диплом, имеет право идти работать терапевтом в поликлинику.

Чтобы продолжить обучение по узкой специальности, молодому медику сначала нужно отработать определенное время терапевтом, а потом отправляться в ординатуру, но для этого необходимо пройти аккредитацию и подтвердить квалификацию.

Основные изменения ординатуры в 2017-2018 году

Начиная с 2017 года, желающих пойти на ординатуру ожидают такие изменения:

  1. Пойти сразу после института в ординатуру молодые специалисты не смогут, так как необходимо будет отработать определенное время терапевтом в поликлинике.
  2. Срок обучения в ординатуре будет длиться в среднем 1-2 года, а для некоторых специальностей (например, нейрохирург, пластический хирург) – 5 лет.
  3. Ординатура будет направлена исключительно на получение практических навыков в выбранной специализации.
  4. К обучению в ординатуре будут допускаться только квалифицированные специалисты, прошедшие аккредитацию.
  5. Количество мест по определенным специальностям будет сокращено, а дополнительных мест не будет.

Поскольку реформы по изменениям в медицинском образовании до конца не доработаны, ныне существует много неточностей и неясностей. Известно, что отбор в ординатуру станет значительно жестче, поэтому пройти его будет сложнее. По мнению некоторых опытных врачей, для отдельных категорий могут ввести льготы. К таким категориям могут отнести отличников, победителей различных конкурсов, сирот и так далее, но пока этот пункт в законодательной базе не предусмотрен.

Изначально чиновниками было решено, что медики после института должны обязательно отработать в поликлинике 1 год. Сегодня новости об ординатуре 2017-2018 годов пишут о том, что молодым специалистам нужно будет отработать не менее 3 лет. И хотя эта информация все чаще встречается в прессе, официального подтверждения ей нет. Обязательство отработать несколько лет в поликлинике позволит решить проблему нехватки терапевтов на участках.

Новые сложности и препятствия

Помимо того, что будущим ординаторам нужно будет отработать определенное время терапевтом, их ожидает более жесткий отбор. Желающим продолжить обучение нужно будет пройти аккредитацию для подтверждения квалификации, процесс будет состоять из нескольких этапов:

  1. Тестовые задания. Запланировано, что будет разработано несколько сотен или даже тысяч тестовых заданий для проверки основных знаний медиков. Они будут в открытом доступе, что позволит эффективно подготовиться.
  2. Сдача экзамена. Следующим этапом будет сдача письменного экзамена по специальности.
  3. Собеседование со специалистами. На последнем завершающем этапе кандидатам необходимо пройти собеседование с профессором, кандидатом или доктором наук.

На каждом этапе будут отсеиваться более слабые специалисты, а к следующему будут допускаться только высококвалифицированные специалисты. К тому же обучение в ординатуре будет достаточно дорогим удовольствием, хотя стоимость будет зависеть от региона, престижа и аккредитации вуза, специальности и других факторов. Цена будет как минимум в 2 раза выше, чем обычное обучение в ВУЗе.

Изменения в медицинской сфере направлены на решение основной проблемы – нехватки терапевтов и узкоспециализированных врачей в различных регионах. Стационарное лечение будет по максимуму перенаправлено на амбулаторное.

В красноярском медицинском университете приемная кампания в разгаре. Какие изменения произошли в условиях набора абитуриентов, желающих стать врачами, как поступить в КрасГМУ и что реально может решить кадровую проблему - об этом рассказывает ректор Красноярского государственного медицинского университета Иван Павлович Артюхов.


Иван Павлович, сейчас в самом разгаре приемная кампания в медицинский университет, в этом году есть существенные отличия. Расскажите, как идет процесс набора будущих врачей?

Нынешняя приемная кампания впервые проходит при реализации нового закона об образовании, который определил особенности целевого набора , количественные и качественные характеристики, систему взаимодействия работодателя и абитуриента, работодателя и университета. Вторая особенность в том, что у нас очередной провал в численности абитуриентов. По сравнению с прошлым годом выпускается на две тысячи меньше одиннадцатиклассников. Наша задача - выполнить госзадание, которое на 61 бюджетное место больше, чем в прошлом году, поэтому необходимо привлечь абитуриентов в наш вуз, но при этом сохранить высокий уровень.

Если говорить о целевом наборе, то раньше это понятие регламентировалось двадцатилетними нормативными актами, вольно трактовалась система взаимодействия между студентом и его работодателем. Молодой врач фактически и юридически мог не ехать по месту своего направления, он знал, что за это ему ничего не будет, этим частенько пользовались наши студенты, и ни один суд не мог заставить ехать отрабатывать. Новый закон об образовании и постановление правительства РФ определили иной порядок взаимодействия. Как это выглядит сейчас: любой работодатель может найти себе будущего врача среди школьников старших классов, затем он обращается в университет с предложением о заключении договора о целевом приеме с указанием количества граждан и направлений подготовки, по которым требуются специалисты в его учреждение.

А результат ЕГЭ этого мальчика или девочки имеет значение?

Результаты ЕГЭ, если опуститься до нижней планки, должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляет Рособрнадзор к понятию «тройки». Т.е. если абитуриент имеет среднее полное образование и результаты ЕГЭ, соответствующие уровню, установленному Рособрнадзором, работодатель, например, из сельской местности обращается к нам, мы должны этого абитуриента допустить к участию в конкурсе. Но так как вуз имеет достойное имиджевое, общественно-политическое значение, мы решением ученого совета подняли минимальный бал по ЕГЭ по каждому предмету, например, на специальности «Стоматология», с 36 до 50. Каждый предмет по ЕГЭ должен быть не менее 50 баллов. Кроме того, сумма баллов по целевому набору на лечебном факультете, думаю, выйдет минимум 200, на педиатрии - 170-175. Наша задача - сделать фильтр, чтобы не взять абитуриентов с низкой базовой подготовкой.

Кроме того, мы передали 124 места министерству здравоохранения края на 4 факультета - лечебный, педиатрический, стоматологический и медицинской кибернетики для того, чтобы они уже набрали для особенно неукомплектованных учреждений будущих врачей. Минздрав создал специальную комиссию, куда вошли депутаты Законодательного собрания края, представители общественности, и эта комиссия поставила свою планку - оценки в аттестате не ниже четверки. Несмотря на то, что есть потребность в кадрах, на то, что закон обязывает, но две планки мы намеренно поставили, чтобы отсеять слабых абитуриентов - общий бал 150 и показатели аттестата 4.0.

Каким образом сейчас «целевики» будут обязаны отработать в той больнице, которая их направила на учебу?

Сейчас «целевики» подписывают два договора - первый подписывается между медицинским университетом и лечебным учреждением, этот документ определяет систему взаимодействия данных организаций, второй (договор о целевом обучении) - между работодателем и поступающим. Работодатель обязан принять студентов к себе на практику, оплатить проезд. Правительство обязало работодателя предоставить меры социальной поддержки. Например, в Хакасии принят республиканский закон о выплате 2 тысяч рублей ежемесячно всем студентам, направленным в медуниверситет по целевому набору в качестве второй стипендии. К сожалению, в Красноярском крае на мое обращение не отреагировало ни министерство здравоохранения, ни временно исполняющий обязанности губернатора. На 124 человека это всего лишь три миллиона рублей в год, сумма небольшая, но для студента это дополнительный стимул. Принято решение, что каждое лечебное учреждение само должно изыскивать такие средства, но я вижу по договорам, что единичные учреждения из своих платных услуг будут оказывать такую поддержку. Поэтому обращаюсь еще раз к руководству края и министру здравоохранения: социальная поддержка такого плана для студентов необходима!

Сколько лет молодой врач должен будет отработать в государственном медучреждении?

Это как раз договорные отношения. Минимум три года, не считая интернатуры и ординатуры. Но вижу в договорах и пять лет, а ФМБА пишет аж 10 лет.

Иван Павлович, кадровую проблему в медицине безуспешно пытаются решить последние годы, и все действующие лица перекладывают ответственность друг на друга, а врачей в отрасли становится все меньше. А Вы можете отметить конкретные районы Красноярского края, лечебные учреждения, которые направляют к Вам «целевых» абитуриентов, которые реально пытаются решить кадровую проблему в медицине?

У нас примерно десяток прогрессивных глав администраций районов, которые реально что-то делают в этом направлении. Поймите, все зависит от позиции руководителя территории. Возьмем район-донор Северо-Енисейский, там глава Ишмурат Гайнутдинов. В течение многих лет помимо целевых мест ежегодно оплачивает обучение студентов, интернов конкретным ребятам из Северо-Енисейского района, которые возвращаются работать домой.

Возвращаются?

Конечно, возвращаются, потому что они приезжают, а им уже готова квартира. Приехали в июле, так им даже картошку посадят, участок выделяют, и поэтому в Северо-Енисейском районе практически нет проблемы с медицинскими кадрами. Второй пример - дотационный район Нижнеингашский. Глава Петр Александрович Малышкин начиная с января приезжает к нам со списочком абитуриентов и студентов, которые вернутся в район на работу. Они выплачивают дополнительную стипендию по две тысячи рублей ребятам, направленным из Нижнего Ингаша, жилье предоставляют. Два разных района с разным финансовым состоянием, но главы умные, прогрессивные и дальновидные, вот на них можно равняться. Нет оправданий, связанных с финансами, все зависит от позиции руководителя. У нас всего 395 бюджетных мест, мы набираем тысячу первокурсников. Канск, Ачинск хорошо выбирают места, там есть районные программы.

Я давно пытаюсь продвинуть закон в Красноярском крае об образовательном кредите. Условно, край заказывает у нас 100 мест на лечебный факультет, оплачивает обучение, а выпускники по окончанию вуза обязаны отработать в муниципальном медицинском учреждении. Это самое оптимальное решение кадровой проблемы. Не хочешь отрабатывать - верни государству деньги, потраченные на твое обучение. Кстати, сейчас это прописано в законе: в случае, если студент, проучившийся по целевому набору, не едет в сельскую местность, он обязан будет вернуть в два раза больше денег, затраченных на его обучение. Представьте, если бы у нас был принят закон об образовательном кредите - каждый год в сельскую местность, в городские медучреждения прибывало бы по 100 новых врачей. Я считаю, что для нового губернатора Красноярского края решение кадровой проблемы в медицине - это задача номер один.

Иван Павлович, по Вашим ощущениям, как меняется уровень абитуриентов год от года?

С моей точки зрения, базовый уровень знаний абитуриентов становится выше. А подтвердить я это могу меньшим числом отчислений. Еще 10 лет назад на первых сессиях у нас было массовое отчисление, сейчас - единицы. Базовая подготовка выросла, за исключением химии, мы видим, что химию в школе учат плохо - в этом году по ЕГЭ по химии на 6 баллов ниже, чем в прошлом, по биологии на 4 бала ниже, на полтора по русскому языку.


Как показывает статистика, ЕГЭ у девочек как правило выше, чем у мальчиков, тогда как в медицине, особенно в некоторых специальностях, гораздо предпочтительнее мужчины-врачи. Есть такая проблема, как сокращение числа молодых людей среди первокурсников?

Да, такая проблема есть, я стал анализировать ситуацию, когда на собрании мне студентка озвучила проблему - парней в университете мало, замуж не за кого выходить. Действительно, девочки учатся лучше, ЕГЭ стало основным элементом прохождения, и у нас появился резкий дисбаланс при поступлении. Единственное, чем можем помочь, это на первых сессиях более снисходительно относиться к парням и не отчислять. Как правило, перелом у парней происходит на третьем курсе, они начинают лучше учиться и становятся хорошими врачами. Но диспропорция страшная! Вот, например, на педиатрическом факультете 100 человек выпускается, из них 10 процентов парней. Когда я учился, у нас было 217 выпускников, и соотношение мужчины-женщины было 50 на 50. Сейчас только на стоматологическом факультете сохраняются эти пропорции.

И последний вопрос, если кто-то предлагает абитуриенту или его родителям поступить в медуниверситет за деньги, я имею в виду взятку…

А взятки сейчас никто не дает, потому что смысла нет. Если у тебя есть деньги, принеси их в кассу университета 50 тысяч за семестр, набери 50 баллов по ЕГЭ и поступай спокойно. Мы стараемся не отчислять никого в первые семестры. Пусть сдают по 3-4 раза, но проходят и учатся дальше, проходят фундаментальные науки, потому что в клинике легче учиться. Мы даем шанс, а на третьей сессии пропускаем через фильтр, и там уже жесткий отбор. Поэтому на внебюджете вместо взятки заплатил в кассу, если у тебя есть желание, то мы можем дать знания и у человека есть шанс стать врачом.

Завершится прием документов в Красноярский государственный медицинский университет 25 июля 2014 года. Тогда мы сможем подвести итоги и понять, насколько престижным сейчас считается медицинское образование.


Центр трудоустройства, ординатуры и интернатуры ИПО



1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность отдела клинической ординатуры и интернатуры (далее отдел) Института последипломного образования ГОУ ВПО "Красноярская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" (далее ИПО КрасГМА).

Настоящее Положение разработано в соответствии с ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 10.04.1996 №2 "Об утверждении типового положения о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации" и положением об Институте последипломного образования, утвержденным ученым советом 26.10.2006 г.

11. Цель и задачи

2.1. Отдел клинической ординатуры и интернатуры создается в качестве структурного подразделения ИПО КрасГМА с целью улучшения практической подготовки выпускников высших медицинских учреждений, повышение профессионального уровня и степени их готовности к самостоятельной врачебной деятельности. Подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения Красноярского края, Республик Хакасия, Тыва или в порядке частной практики.

2.2. Основными задачами отдела клинической ординатуры и интернатуры являются:

Организация и проведение обучение специалистов с медицинским образованием в интернатуре и клинической ординатуре (послевузовское образование);

Организация работы по обновлению и углублению теоретических и практических знаний и навыков специалистов с медицинским образованием в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач практического здравоохранения;

Организация работы по удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих областях медицинской науки и практике, основанных на передовом отечественном и зарубежном опыте;

Экспертиза учебных программ, методических рекомендаций и других материалов по профилю работы отдела;

111. Функции отдела

В соответствии с возложенными задачами отдел осуществляет следующие функции:

3.1. Организация обучения специалистов с высшим медицинским образованием в интернатуре и клинической ординатуре в соответствии с действующей номенклатурой специальностей медицинских работников;

3.2. Оформление заявки на подготовку врачей в клиническую ординатуру и интернатуру по согласованию с органами управления здравоохранения Красноярского края, Хакасии т Тывы.

3.3. Участие в процессе организации составления учебно-производственных планов, расписания лекций для клинических ординаторов и интернов;

3.4 . Оформление согласно установленному порядку необходимых документов, поступивших в ординатуру и клиническую ординатуру;

3.5. Подготовка приказов по зачислению (отчислению) интернов и клинических ординаторов;

3.6. Обеспечение информацией интернов и клинических ординаторов о проведении утвержденных лекций;

3.7. Подготовка и проведение аттестации клинических ординаторов на кафедрах;

3.8. Подготовка аналитических материалов и составление отчетов о работе интернатуры и клинической ординатуры;

3.9. Подготовка отчетной документации, как плановой (квартальные, годовые, статистические отчеты), так и экстренной, для других структурных подразделений КрасГМА, Минздравсоцразвития РФ, Росздрава;

3.10. Подготовка документов по переписке с другими организациями и учреждениями по вопросам интернатуры и клинической ординатуры;

3.11. Участие в организации системы контроля качества и проверки знаний интернов и клинических ординаторов на различных уровнях, в том числе и при проведении итоговой аттестации.

3.12. Участие в организации системы менеджмента качества учебного процесса в ИПО.

3.13. Участие в организации и работе международных проектов.

3.14. Организация оформления документов, подлежащих на хранение в архив.

1V. Организация деятельности отдела

4.1. Отдел клинической ординатуры и интернатуры осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурами Института последипломного образования, КрасГМА, органами управления здравоохранением.

4.2. Общее руководство отделом осуществляет начальник отдела клинической ординатуры и интернатуры.

4.3. Штатное расписание отдела - начальник отдела, специалист и секретарь;

4.4. Структура и штатное расписание отдела утверждается ректором КрасГМА;

4.5. Отдел использует материально-технические, финансовые средства, кадровый потенциал, клинические базы кафедр и курсов для реализации программ послевузовского образования, к которым относятся: обучение в интернатуре и клинической ординатуре;

4.6. Прием в клиническую ординатуру осуществляется по конкурсу.

Обучение в клинической ординатуре осуществляется в соответствии с действующими приказами Минздрава РФ, Минздравсоцразвития РФ и Положением о клинической ординатуре в соответствии с образовательными стандартами по специальностям.

Выпускникам клинической ординатуры, успешно завершившим курс обучения, выдаются удостоверения об окончании ординатуры установленного образца и, в случае успешной итоговой аттестации, сертификат специалиста.

4.7. Обучение в интернатуре проводится в соответствии с действующими приказами Минздрава РФ, Минздравсоцразвития РФ и Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников медицинских вузов.

Выпускникам интернатуры, успешно завершившим курс обучения, выдаются удостоверения об окончании интернатуры установленного образца и, в случае успешной итоговой аттестации, сертификат специалиста.

4.8. Отдел в пределах своей компетенции осуществляет взаимодействие с органами и учреждениями здравоохранения Красноярского края, а при необходимости, других территорий Российской Федерации.

4.9. Отдел в установленном порядке отчитывается об итогах своей деятельности и представляет ежегодную статистическую отчетность по форме № 1-нк.

4.10. Оплата труда сотрудников отдела определяется в соответствии с трудовыми договорами.

4.11. Деятельность отдела осуществляется на основании планов работы, разрабатываемых начальником отдела, утверждаемых проректором по последипломному образованию - руководителем Института последипломного образования, а также должностных обязанностей сотрудников отдела.

4.12. Работники отдела несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

V. Права отдела

В соответствии с возложенными задачами и функциями отдел имеет право:

5.1. Вести самостоятельное делопроизводство в общей системе делопроизводства Института последипломного образования КрасГМА.

5.2. Запрашивать и получать необходимые документы и материалы, относящиеся к вопросам деятельности отдела.

5.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности отдела.

5.4. Готовить проекты приказов, указаний по организации работы отдела.

Новое на сайте

>

Самое популярное