Домой Многолетние цветы Отрасли специализации промышленности италии и центры. Экономика италии и ее место в мировой экономике

Отрасли специализации промышленности италии и центры. Экономика италии и ее место в мировой экономике

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале XXI в. составил 20 тыс. евро в год. Общий ВВП превысил I трлн евро.

Набор отраслей специализации мирового и европейского масштаба у значительно меньший, чем у , Франции или . Однако большинство из них технически современны, эффективны и высокорентабельны.

Доли секторов экономики и набор ключевых отраслей хозяйства говорят о том, что Италия прошла индустриализацию и вполне может быть отнесена к странам постиндустриального типа. Так, доля третичного сектора в ВВП превышает 60%. Но есть и свои особенности: высокая степень зависимости хозяйства от импорта энергоносителей и сырья, резкие территориальные контрасты в развитии хозяйства и уровне доходов населения (богатый Север и бедный Юг), отставание В развитии наукоемких и высокотехнологичных отраслей.

Сельское хозяйство Италии по составу типично для Средиземноморья, но по продуктивности отстает от многих стран ЕС. 80% сельхозпродукции дает растениеводство. Треть сельскохозяйственных земель занимают пашни, а половину пашен - зерновые культуры. Со времен Древнего Рима основу образует «средиземноморская триада»; пшеница, виноград, оливки. Эталонная область традиционного средиземноморского растениеводства - италийский «каблук» Апулия.

«Житница» Италии - Паданская низменность. Пшеничные поля, расположенные в плодородной пойме р. По, дают богатые урожаи зерна. На юге - в Апулии и на Сицилии - они ниже, но зато здесь выращивают сорта твердой пшеницы, которые идут на изготовление знаменитых спагетти - итальянского национального блюда.

Виноградарство имеет многотысячелетнюю историю. Виноградники - один из главных элементов итальянского сельского пейзажа. Здесь выращивается более 250 сортов винограда. Сбор превышает 10 млн тонн в год. По производству вин Италия входит в тройку главных мировых производителей, наряду с и .

Оливковые рощи - также неотъемлемый элемент ландшафта страны, особенно на юге. По сбору оливок Италия занимает 2-е место в мире после Испании (3 млн тонн в год). Почти столько же выращивают цитрусовых. Посадки апельсинов, мандаринов, грейпфрутов, лимонов сконцентрированы преимущественно в двух южных областях - в Калабрии и на Сицилии. Здесь же выращивают грецкий орех, миндаль, фундук, собирают бергамот и табак. Обширны плантации цветов.

Среди важных отраслей итальянского растениеводства можно назвать рисоводство и овощеводство. Рис возделывают в пойме р. По, используется он для приготовления национального блюда ризотто, а также экспортируется в страны ЕС. Овощеводство разнообразнейшее: на небольших частных огородах в открытом грунте или теплицах выращивают томаты, салаты, лук, артишоки, спаржу, что типично для средиземноморской страны.

Животноводство занимает подчиненное положение из-за ограниченной кормовой базы, но, как и растениеводство, имеет древнейшие корни. Главный сдерживающий фактор развития сегодня - жесткая конкуренция в условиях общеевропейского рынка со стороны более рентабельных производителей, которых теперь немало в Европейском союзе. Главный овцеводческий район - о. Сардиния. Мясомолочное животноводство развито на альпийских лугах Северной Италии. Птицеводческие фермы размещаются вокруг крупных городов.

В Италии создана мощная современная индустрия. Базовые отрасли промышленности имеют особые черты. 70% энергопотребления обеспечивают нефть и газ, хотя своих месторождений в стране почти нет. Большинство ТЭС работает на мазуте. По объемам импорта нефти в Зарубежной Европе Италия уступает только Германии. Общая мощность нефтеперерабатывающих заводов самая большая в Зарубежной Европе - 100 млн тонн в год. Значительная часть нефтепродуктов экспортируется в страны ЕС. Самый крупный завод мощностью 16 млн тонн в год находится в г. Саррок на о. Сардиния. Гидроэлектростанции, сооруженные в Альпах, обслуживают не только север и северо-восток страны, но и соседей: электроэнергию продают в и .

Острый дефицит собственных традиционных энергоресурсов стимулировал поиски новых. Еще в 1905 г. в центральной части страны, в Лардерелло, были построены первые в мире гидротермальные электростанции на подземных горячих источниках. Италия первой в Европе начала строить атомные электростанции, но после Чернобыльской аварии 1987 г. под давлением общественности все они были закрыты, а новые проекты заморожены. В настоящее время энергетическая политика правительства направлена на уменьшение зависимости экономики от нефти. Успешно внедряется газификация хозяйства. Уже каждый четвертый автомобиль в Италии ездит на газе.

Среди базовых отраслей выделяется металлургия. Черная метал- лургия - важная отрасль специализации Италии на общеевропейском рынке. Как и нефтепереработка, она живет в основном на импортном сырье и топливе, что, впрочем, не помешало ей стать одной из самых мощных в Зарубежной Европе. Этому способствовало создание еще в начале 1950-х гг. единого общеевропейского рынка стали, на котором Италия заняла выгодные позиции благодаря относительно более дешевой рабочей силе.

Потенциально итальянские металлургические комбинаты способны выплавлять свыше 20 млн тонн стали и выдавать миллионы тонн проката. Италия производит высококачественные тонкую холоднокатаную сталь и трубы. При этом активно используется металлолом, который специально покупается не только в самой Италии, но и во многих странах ЕС. Однако из-за непростой конъюнктуры на мировом и европейском рынках металлургические предприятия работают не в полную мощность. Импортная зависимость объясняет приморское размещение предприятий. Самый крупный и современный металлургический комбинат полного цикла расположен на юге страны в г. Таранто. Комбинаты полного цикла есть также в Генуе и в Баньоли около Неаполя.

Цветная металлургия традиционно базировалась на местных рудах: Сардиния, Сицилия и Апеннинский полуостров богаты месторождениями свинца, цинка, ртути, бокситов. Сегодня большинство предприятий отрасли имеют смешанное, внутреннее и импортное сырьевое обеспечение. Выплавка цинка размещена около крупных электростанций в Порто-Маргере, Монтепони, Кротоне. Свинцовоплавильные заводы находятся в основном на о. Сардиния. Мощная алюминиевая промышленность теперь переориентировалась преимущественно на импорт бокситов, в частности из Балканских стран, и обслуживает прежде всего автомобилестроение. Самый мощный алюминиевый комбинат по производству первичного алюминия расположен в Больцано в Альпах. Заводы, производящие вторичный алюминий, разбросаны по всей стране, самый крупный расположен в Падерно-Дуньяно близ Милана. В Тоскане находится одно из самых старых месторождений ртути в Европе. Несколько десятилетий назад Италия и Испания были крупнейшими поставщиками ртути на мировой рынок. Теперь это очень грязное производство в обеих странах закрыли, в частности по экологическим причинам, а мировое первенство по производству ртути перешло к .

Среди отраслей базового сектора в Италии выделяются добыча мрамора и производство цемента. Итальянские мраморы получили всемирную известность многие столетия назад.

Ключевая отрасль промышленности Италии - транспортное машиностроение. Оно дает четверть всей промышленной продукции страны и почти половину экспорта. По общему производству автомобилей Италия занимает 4-е место в Европе после Германии, Франции и Испании, здесь ежегодно выпускается 1,5 млн легковых автомобилей и еще 200 тыс. грузовиков и автобусов.

Автомобилизация Италии началась с производства мотоциклов и мотороллеров в г. Понтедера. Полвека назад на автомобили у большинства итальянцев денег не было, но позволить себе колесить по стране на мотоциклах могли многие. У молодежи особенно популярны были мотороллеры, а у торговцев - мотоциклы с прицепом для перевозки грузов. Страсть к быстрой езде стала главным мотивом создания великолепных гоночных машин, получивших всемирную славу. Марки «Феррари» и «Мазерати» известны сегодня любому подростку. Но главная компания страны - это автогигант концерн «ФИАТ» (Fabrica Italiana Automobili Torino). Его основал Джованни Аньели, один из самых влиятельных олигархов и политиков в истории Италии. Созданное им «государство в государстве» со столицей в Турине стало символом итальянского «оли- гархически-мафиозного» монополизированного капитализма. В послевоенный период мощные автомобильные заводы помимо Турина были построены близ Милана, под Неаполем и в Термини-Имерезе на Сицилии. ФИАТ подчинил себе компании «Альфа-Ромео» и «Ланча». Помимо производства легковых автомобилей «Фиат», «империя» Ангели, скончавшегося в 2003 г., включает строительные компании, торговые комплексы, обширную сеть гостиниц, ей принадлежит одна из самых популярных газет в стране «Ла Стампа».

Италия - родина гусеничного трактора, изобретенного для условий сильнопересеченного рельефа. Главный производитель сельскохозяйственной техники - компания «Ломбардини».

Значительная часть , одной из старинных отраслей хозяйства Италии, теперь также принадлежит «ФИАТ». Самые крупные судоверфи находятся в Монфальконе (на границе со ), в Триесте (военные суда) и в Порто-Маргере около Венеции. На Лигурийском побережье продолжают работать старинные верфи в Генуе, Ливорно и Специи, на юге страны - в Палермо (малые рыболовецкие суда и спортивные яхты).

Известна Италия в мире и своей электротехникой. Она входит в пятерку мировых лидеров по производству холодильников и стиральных машин (марка «Индезит»). Конторское оборудование - специализация известной фирмы «Оливетти». Столица «Оливетти» - г. Ив- реа на севере страны.

Химическая индустрия, так же как и автомобилестроение, сильно монополизирована. Здесь господствуют две компании - «Монтэди- сон» и государственное объединение ЭНИ. Они производят большой ассортимент пластмасс, химических волокон, лаков и красок. Динамично развивается в последние десятилетия фармацевтика. Самый старый район химических предприятий - Милан и его окрестности. Нефтехимическое производство расположено в основном по побережью. На севере это Равенна, на юге - Джела на Сицилии и Кальяри на Сардинии. Резинотехнические изделия выпускает фирма «Пирелли».

Текстильная промышленность, как и в большинстве других стран Зарубежной Европы, - наследие периода ранней индустриализации. Традиционно Италия славилась бархатом и шелком. На выращивании тутового шелкопряда и производстве шелковых тканей специализируется Кампания. Исторический центр шерстяной промышленности - г. Прато в Тоскане. Сегодня в Италии производятся хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, льняные, а также разнообразные искусственные и смешанные ткани.

По производству трикотажа Италия лидирует в Европе. Особенно много трикотажных фабрик в области Эмилия-Романья. По экспорту одежды она занимает одно из первых мест в мире. Италия, как и Франция, - признанный законодатель моды. Один из лучших подиумов мира находится в Турине.

Италия - крупнейший в мире экспортер обуви. Каждая третья пара кожаной обуви, продающаяся в мире, - итальянская. В стране более 7,5 тыс, небольших обувных предприятий. Особенно их много в центральных областях Тоскана и Марке. Недалеко от Падовы находятся предприятия фирмы «Хадсон» - одного из мировых законодателей обувной моды.

Есть у Италии особые отрасли специализации. Одна из таких - древнее стекольное производство. На фабриках в Мурано близ Венеции, построенных в эпоху Возрождения, до сих пор выдувают художественное стекло, известное в мире как «венецианское». Несколько сотен стекольных заводов, разбросанных по стране, выпускают особо прочное стекло для автомобилей и стекло для оптических приборов. Флоренция - один из старейших в мире центров ювелирного дела. Итальянские ювелирные изделия отличаются большим разнообразием, умеренными ценами и пользуются популярностью у туристов. Еще одна специализация Италии, хорошо известная в России, - производство сантехнического оборудования.

Несмотря на то что Италия страна относительно поздней индустриализации, здесь уже ярко проявляются признаки постиндустриального развития. Более половины работающих занято в третичном секторе.

Туризм - одна из главных отраслей специализации Италии. Ежегодно ее посещают около 40 млн человек, главным образом из Германии, Франции, США, . По числу гостиниц (более 30 тыс.) и гостиничных мест (около 2 млн) она занимает одно из первых мест в мире. Туризм очень разнообразный - от пляжного до горного. Но, конечно, главный фактор притягательности - колоссальное культурное наследие страны. На территории Италии 34 объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Самые посещаемые туристические места - Рим с Ватиканом, Венеция и Флоренция. На территории Италии находится микрогосударство - Республика , живущее за счет туризма.

В силу особенностей географического положения и конфигурации страны транспорт всегда играл исключительную роль как в организации внутреннего пространства, так и в связях с внешним миром. Ключевой вид транспорта - автомобильный. Он обеспечивает 90% пасса- жироперевозок и 80% грузоперевозок. Главная транспортная магистраль страны - «Автострада Солнца», идущая от границы с Францией на юг через Турин, Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь в Реджо-ди-Калабрию. Особенно густая сеть автодорог на севере страны.

Для развития инфраструктуры туризма параллельно с «Автострадой Солнца» построена современная скоростная железная дорога.

Морской транспорт прежде всего обслуживает . Треть итальянских судов - танкеры, перевозящие нефть. В стране более 140 портов, самые крупные на севере - Генуя с грузооборотом 50 млн тонн, Триест (35 млн тонн), на юге - Неаполь, главный каботажный порт страны.

Самая яркая черта общей территориальной структуры хозяйства Италии - ее дуализм, те. контраст между «развитым Севером» и «отсталым Югом». Две пятых промышленного производства сосредоточено на Северо-Западе в треугольнике Турин-Милан-Генуя. Связано это прежде всего с близостью общеевропейского пространства. Несколько менее развит Северо-Восток страны. Его главный центр - «город на воде» Венеция.

Центральная часть Италии не так насыщена производством и инфраструктурой, но здесь находится столица Италии - Рим. Южная Италия сильно отстает от Северной и Центральной по ключевым показателям экономического развития (четверть ВВП, средние доходы населения почти в два раза ниже, чем на Севере). Главный город - Неаполь, столица Кампании (более 2 млн человек). Наиболее отсталые области Италии - Сицилия и Сардиния.

Италия - высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Преимущественно индустриальный и высокоразвитый север и бедный, аграрный юг. Валовой национальный продукт на душу населения 28300 долларов в год. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, металлургия, химическая и нефтехимическая, лёгкая и пищевкусовая. Италия входит в число крупнейших производителей и поставщиков на мировой рынок автомобилей, велосипедов и мопедов, тракторов, стиральных машин и холодильников, радиоэлектронной продукции, промышленного оборудования, стальных труб, пластмасс и химических волокон, автомобильных шин, а также готовой одежды и кожаной обуви, макарон, сыра, оливкового масла, вина, фруктовых и томатных консервов. Крупное производство цемента, натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов, художественных изделий из стекла и фаянса, ювелирных изделий. Добыча пиритов, руд ртути, природного газа, калийной соли, доломитов, асбеста. Из-за небольшой территории и высокой плотности населения, в современной Италии остро стоит вопрос переработки отходов.

В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Основные культуры - пшеница, кукуруза, рис (1-е место по сбору в Европе; свыше 1 млн т. в год), сахарная свёкла. Италия - один из крупнейших в мире и ведущий в Европе производитель цитрусовых (свыше 3,3 млн т. в год), томатов (свыше 5,5 млн т.), винограда (около 10 млн т. в год; свыше 90 % перерабатывается в вино), оливок. Цветоводство. Развито птицеводство.

  • пахотные земли - 31 %
  • постоянные посевы - 10 %
  • постоянные пастбища - 15 %
  • леса и лесистая местность - 23 %

Для итальянской экономики характерно активное вмешательство государственного капитала в промышленность, высокий уровень развития государственно-монополистического капитализма. Наиболее распространенной формой воздействия государства на экономику является участие крупнейших государственно-монополистических объединений - Института промышленной реконструкции - ИРИ.

Институт промышленной реконструкции (ИРИ) - крупнейшее государственное объединение Италии - имеет структуру холдинга, входит в первую десятку промышленных групп мира, объединяет свыше 150 предприятий в различных отраслях промышленности. На предприятиях и фирмах ИРИ работает 327 тыс. человек. Годовой оборот - порядка 50 млрд долларов.

Государству почти полностью принадлежит энергетика, на 50 % - транспорт, на 30 % - горнодобывающая промышленность, на 45 % -металлургия, на 22 % - транспортное машиностроение, а также многие предприятия легкой промышленности, многие крупные банки.

Промышленность - ведущая сфера экономики Италии. Италия весьма недостаточно и неравномерно обеспечена сырьевыми энергетическими ресурсами. Среди полезных ископаемых страны выделяются по-своему промышленному или экспортному значению природный газ, пириты, полиметаллические руды, калийные соли, киноварь (ртутная руда), асбест и некоторые другие. Итальянская обрабатывающая промышленность базируется прежде всего на импортном сырье.

Во внутренних перевозках грузов и пассажиров главную роль играет автомобильный транспорт, на втором месте - железнодорожный. По уровню электрификации железных дорог страна занимает одно из первых мест в мире. Густая сеть современных шоссе и железных дорог связывает города Северной Италии.Наиболее крупные фирмы Италии:

Статистические показатели Италии
(по состоянию на 2012 год)

Институт промышленной реконструкции (ИРИ) - крупнейшее государственное объединение Италии - имеет структуру холдинга, входит в первую десятку промышленных групп мира, объединяет свыше 150 предприятий в различных отраслях промышленности. На предприятиях и фирмах ИРИ работает 327 тыс. человек. Годовой оборот - порядка 50 млрд долларов. Президент - М. Тедески.

Национальное нефтегазовое объединение (ЭНИ). Действует в нефтеперерабатывающей, газовой, химической промышленности. Ведет добычу нефти и газа прежде всего в развивающихся странах. Контролирует около 160 компаний. На предприятиях ЭНИ работает 90 тыс. человек. Годовой оборот составляет порядка 30 млрд долл. Президент - Л. Меанти.

«Конфиндустрия». Крупнейшее объединение частных предпринимателей Италии. В него входят 123 территориальных и 118 отраслевых ассоциаций промышленности, объединяющих около 100 тыс. фирм с общим числом занятых более 4 млн человек. Президент - Дж. Фосса.

В импорте Италии преобладают топливо (нефть, уголь, кокс) и промышленное сырье (металлолом, хлопок); она ввозит также машины и продовольствие. В экспорте главную роль играют готовые изделия (машины, оборудование, ткани) и фрукты (апельсины, лимоны). Наиболее велик товарооборот со странами «Общего рынка», Швейцарией и США. Дефицит внешнеторгового баланса Италии частично покрывают переводы итальянцев, работающих за рубежом, и доходы от туризма, по развитию которого страна издавна занимает одно из первых мест в мире. Ежегодно Италию посещают свыше 30 млн иностранных туристов. Обслуживание туристов превратилось в одну из важнейших отраслей экономики.

Рыболовство в Италии развито слабо. Окружающие её моря не очень богаты рыбой, так как континентальный шельф невелик по площади, мало отмелей. Половина всего улова (сардин, скумбрии, анчоусов, тунцов, а также моллюсков и ракообразных) добывается в адриатических водах. Другая важная рыболовная зона - Тирренское море, особенно в районе Тосканского архипелага и у берегов Сицилии.

Место Италии в мировой экономике

В наши дни весь ход воспроизводственного процесса в Италии вплетен в систему интернационального разделения труда и производственной кооперации. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.

Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить в Европе ЕС, которая до 1 ноября 1993 г. называлась Европейские сообщества, так как она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций:

  • Европейского объединения угля и стали - ЕОУС;
  • Европейского экономического сообщества - ЕЭС;
  • Европейского сообщества по атомной энергии - Евратом.

После вступления в силу Маастрихтских соглашений, официальное название этой группировки - Европейский союз. Италия - член Европейского союза.

Отношение экспорта и импорта к ВВП Италии составляет соответственно 26-28 и 27-29%. Доля импортных товаров, поступающих в дальнейшую переработку, превосходит 70% всего объема зарубежных поставок. Италия располагает и значительным экспортным потенциалом. За рубеж вывозится от 40 до 80% всей продукции различных отраслей машиностроения.

Ведущее место во внешней торговле Италии занимают готовые промышленные изделия, их доля в импорте составляет устойчиво 67%, а в экспорте - 97%. При этом как в промышленном импорте, так и в промышленном экспорте Италии около 1/3 приходится на товары с высокой степенью переработки. Поэтому потеря итальянскими производителями своих позиций на мировом рынке высокотехнологической продукции является в общем негативным фактом. Доля такой продукции в экспорте Италии составляет всего около 20%. У Италии наблюдается крупный дефицит в торговле электронным оборудованием, станками и т. п. Оплата «нефтяных счетов» поглощает ресурсы, равные 8% ВВП. Все это дает несбалансированность внешней торговли.

Ведущими торговыми партнерами Италии являются страны ЕС. На их долю приходится около 44% импорта и 48% экспорта Италии. Основными контрагентами внешней торговли Италии выступают ФРГ (16% импорта и 18% экспорта), Франция (14 и 15%), США (7 и 5%), Великобритания (4 и 7%).

Внешнеэкономические связи имеют жизненно важное значение для экономики Италии. Большая зависимость от внешней торговли определяется с одной стороны, тем, что основные отрасли итальянской промышленности используют главным образом привозное сырье, топливо и полуфабрикаты, а с другой - относительной узостью внутреннего рынка, которая обусловливает необходимость сбыта за рубежом значительной части национального продукта.

Укрепление экономического потенциала Италии неразрывно связано с углублением ее участия в международном разделении труда, с растущей специализацией отдельных отраслей промышленности, позволяющей повысить эффективность производства и создать более благоприятные условия для накопления капитала. Это ставит ее перед необходимостью все более ориентировать свою экономику на зарубежные источники покрытия потребностей и на внешние рынки сбыта.

Италия относится к числу наиболее бедных полезными ископаемыми государств. К тому же сельскохозяйственное производство не поспевает за ростом потребления населением продуктов питания и изменениями в его структуре. По имеющимся подсчетам, среди крупнейших капиталистических стран Италия в наибольшей степени (более Японии) зависит от импорта топлива, промышленного и сельскохозяйственного сырья. Так, несмотря на относительно низкий уровень потребления энергии на душу населения, Италия занимает первое место в ЕС по роли импорта в покрытии внутренних потребностей в топливе. За счет внешних источников удовлетворяется 83% потребления первичных энергоносителей в стране, в том числе нефти - 95%, твердого топлива - 93%, природного газа - 69%, электроэнергии - 42%.

В отличие от других членов Сообщества, в энергетическом балансе Италии очень большую роль играет жидкое топливо, резкое удорожание которого после 1973 года поставило страну в тяжелое положение. В общем, потреблении первичного топлива в Италии, доля отдельных его видов составляет: нефть - 56%, природный газ - 25%, твердое топливо - 8%, электроэнергия - 11%. За счет импорта покрывается 100% потребления оловянной и никелевой руд, почти 100% - медной, железной, 90% - свинцовой руды и бокситов, 60% - цинковой руды, 80% - металлолома. Довольно велика зависимость Италии от ввоза сельскохозяйственного сырья, продовольствия и лесоматериалов. В частности, за счет импорта она покрывает 100% потребности в хлопке, около 89% - в шерсти, почти 45% - в древесине.

Особенность сельского хозяйства Италии состоит в преобладании ориентации его на производство продукции растениеводства, в основном так называемой продукции “средиземноморского типа”, и относительно медленном наращивании производства многих видов продукции животноводства. В результате страна вынуждена закупать на внешнем рынке в значительном объеме многие виды сельскохозяйственных и продовольственных товаров, главным образом продукцию животноводства и корма.

Растут потребности Италии в импорте продукции обрабатывающей промышленности. С 1981 по 1992 гг. доля импорта в общем потреблении продукции обрабатывающей промышленности в постоянных ценах увеличилась с 14 до 25%, в том числе химикатов с 20 до 31%, продукции общего машиностроения с 16 до 36%, электротехнического и электронного оборудования с 22 до 36%, конторских машин и оборудования для автоматической обработки данных с 58 до 66%, автомобилей и запасных частей с 36 до 53%, продукции кожевенной и обувной промышленности с 6 до 24%, пищевой с 12 до 17%, изделий из резины и пластмасс с 8 до 19%.

Очень велика зависимость Италии от импорта иностранной технологии (лицензии, патенты). Внешняя торговля страны по этим статьям характеризуется хронически отрицательным сальдо. Главными партнерами Италии по торговле технологиями являются промышленно развитые страны. На их долю приходится основная часть платежей и примерно половина поступлений. Крупнейшими партнерами Италии в области торговли технологиями являются США, Франция, Швейцария и Германия. Италия, однако, имеет положительное сальдо в торговле ноу-хау с развивающимися странами и странами Восточной Европы.

Долговременный характер дефицита платежного баланса Италии и присоединение Италии к европейской валютной системе вызвало постоянное использование валютных резервов для поддержания курса лиры.

Величина прямых заграничных капиталовложений итальянских монополий оценивается примерно в 3 млрд. долл. Доля Италии в общем объеме соответствующих инвестиций стран экспортеров капитала, членов ЕС, равнялась лишь 2,7%. По этому показателю Италия уступает, например, такой малой стране, как Бельгия. При этом доля Италии имеет тенденцию к снижению. В классификации крупнейших 422 ТНК, подготовленной комиссией ООН, пять итальянских компаний.

По официальным данным, доля прямых инвестиций равняется 31% общего объема заграничных капиталовложений итальянских экспортеров капитала. Географически основным полем деятельности итальянских ТНК являются развитые капиталистические страны (60% прямых вложений), однако сохраняют свое значение и инвестиции в развивающихся странах (40% прямых вложений). В целом экономическое значение вывоза капитала для Италии существенно меньше, чем для большинства главных капиталистических стран.

В свою очередь Италия является объектом экспансии капитала ведущих стран мира. Прямые иностранные капиталовложения составляют 76% всего импортного капитала в Италии, портфельные - 24%. Около 40% всех прямых вложений в настоящее время приходится на Швейцарию, остальные распределяются между США (19%), ЕС (33%) и другими странами. Иностранный капитал занимает в экономике Италии весьма значительные позиции. Под его контролем находится около 1/10 всего акционерного капитала Италии, предприятия иностранных ТНК дают до ј оборота промышленности страны и обеспечивают занятость примерно 1/6 части рабочей силы индустрии. Общий объем зарубежных прямых инвестиций в промышленность Италии в два раза превысил аналогичный показатель для итальянских вложений за границей.

Новости и общество

Промышленность Италии является ведущей отраслью экономики государства. На долю этого направления приходится более 28% от всего местного ВВП. Более того, здесь задействована почти половина из всех работающих жителей.

Если говорить об отраслевой структуре итальянской промышленности, то на 76% она представляет собой обрабатывающую сферу.

Машиностроение

Машиностроительная промышленность Италии считается одной из важнейших и наиболее динамичных отраслей экономики страны.

Совсем недавно главными её центрами являлись Турин, Милан и Генуя. В настоящее время эта сфера распространилась и на другие регионы государства. Теперь значительные машиностроительные мощности находятся во Флоренции, Венеции, Болонье и Триесте. Ключевым направлением этой отрасли стало автомобилестроение. Ежегодно государство выпускает порядка двух миллионов легковых автомобилей, а также огромное количество мопедов, мотоциклов и велосипедов.

Ведущую роль здесь играет концерн Fiat. Его штаб-квартира располагается в городе Турине, а производственные мощности – практически во всех регионах страны. В Ломбардских городах, Неаполе и Турине налажено производство авиационного транспорта, в то время как судостроительная промышленность Италии сконцентрирована в Генуе, Ливорно, Специи и Триесте.

Производство электроэнергии

Ежегодно государство производит около 190 миллиардов киловатт-часов электроэнергии.

Почти 65% от этого количества приходится на ТЭС, что располагаются в самых больших городах. Они функционируют как на собственном, так и на импортном сырье. Чуть менее одной третьей части электроэнергии вырабатывается построенными на альпийских реках ГЭС. Вся оставшаяся доля приходится на объекты из сферы альтернативной энергетики. Интересная особенность отрасли заключается в том, что в государстве не работает ни одна АЭС, что стало результатом проведённого в 1987 году всенародного референдума.

Видео по теме

Нефтяная промышленность

Страна является довольно бедной на полезные ископаемые, в том числе и на чёрное золото.

Здесь оно добывается в незначительном количестве (суммарно около 1,5 миллиона тонн за год) в Ломбардии, на Сицилии и на шельфе Адриатического моря. Специализация такой отрасли промышленности Италии, как нефтепереработка на импортном сырье, не мешает ей опережать другие западноевропейские государства в объёмах. Большинство из заводов, которые функционируют в сфере, сосредоточено в припортовых районах.

Именно сюда прибывает сырьё из Ближнего Востока, России и некоторых североафриканских стран. Впрочем, благодаря развитой сети нефтепроводов такие предприятия успешно функционируют и в других регионах.

Металлургия

Не имеет собственных сырьевых источников и металлургическая промышленность Италии.

Аналогично упомянутым выше отраслям, сфера ориентирована на импорт, поэтому ключевые её предприятия сконцентрированы в районе крупных портов.

Перерабатывающие заводы чёрной металлургии работают преимущественно в больших индустриальных городах, где в существенных объёмах накапливается металлический лом. Страна ежегодно выплавляет около 250 тысяч тонн алюминия и примерно 25 миллионов тонн стали. На них ориентированы комбинаты, что находятся поблизости источников электроэнергии – альпийских ГЭС.

Легкая промышленность

Далеко не самой большой, но чрезвычайно важной отраслью экономики государства является легкая промышленность Италии.

Она представлена, как правило, небольшими компаниями, разбросанными по всей территории. Страна стала одним из мировых лидеров по объёму изготовления шерстяных тканей, уступая в этом показателе лишь Китаю. На высоком уровне развития находится текстильная промышленность, основные производственные мощности которой сосредоточены в северных регионах – Пьемонте и Ломбардии. Северо-западные области государства, в частности Тоскана, Марке и Венето, являются центрами обувной, кожевенной и швейной отрасли.

Одной из немногих сфер, для которых характерен постоянный рост, является пищевая отрасль, функционирующая как на импортном, так и на собственном сырье. Объём производства здесь ежегодно увеличивается в среднем на 3%. Специализация промышленности Италии в этом направлении во многом связана с производством оливкового масла.

На страну приходится около одной третьей части от его выпуска во всём мире.

Химическая промышленность

Изначально производство химической продукции в Италии зародилось на территории Ломбардии.

Этим можно объяснить тот факт, что именно здесь сейчас располагается большинство заводов и предприятий, специализирующихся на данном направлении деятельности.

Отрасль функционирует в основном на импортной нефти, фосфоритах, целлюлозе, сере и другом сырье. В районе города Триеста на северо-востоке сосредоточены предприятия нефтехимической специализации, а на юге – компании, занимающиеся производством минеральных удобрений. Международная специализация промышленности Италии в области химии в основном связана с выпуском полимеров и синтетических волокон. На довольно высоком уровне развития находится производство традиционных неорганических веществ – ядохимикатов, азотной и серной кислоты, хлора, а также каустической соды.

Сбыт продукции отрасли ориентирован преимущественно на удовлетворение потребностей собственной промышленности.

Вместе с этим часть её экспортируется в США и страны так называемого общего рынка.

Заключение

В данной статье про промышленность Италии кратко описаны лишь основные её отрасли.

Во многих других сферах деятельности начиная с послевоенных лет государство также совершило существенный прорыв.

Промышленность Италии и её специализация

Среди них следует отметить электротехническую и мебельную промышленность, производство предметов роскоши, оружия, а также биоиндустрию.

Комментарии

Похожие материалы

Автомобили
«Ниссан Моко»: краткое описание модели и её технические характеристики

Компактный пятидверный хэтчбек «Ниссан Моко» часто сравнивают с моделью Suzuki MR Wagon.

Они действительно похожи. Впрочем, никто не отрицал факт того, что при разработке этой модели Nissan специалисты ори…

Автомобили
«Волга 31105» и её тюнинг

Легковой автомобиль «Волга 31105» является одной из немногих марок авто, которые удачно поддаются тюнингу. С самых первых дней эта модель привлекала к себе внимание многих автолюбителей, занимающихся тюнингом. А преоб…

Автомобили
Что дает водителю тюнингованная панель приборов?

«Приора» и её тюнинг

Панель приборов – это одна из самых важнейших и незаменимых деталей в автомобиле. Именно с неё водитель считывает все нужные показания и предпринимает дальнейшие действия, решая либо переключить передачу, либо с…

Автомобили
Коробка передач ВАЗ-2109 и её тюнинг

Коробка передач ВАЗ-2109 – это сложный технический механизм, без которого машина не может продвинуться и метра. На данный момент существует множество так называемых «тюнингованных» КПП, которые имеют изменённую …

Автомобили
Рулевая рейка ВАЗ 2110 и её неисправности

Владельцы отечественных «десяток» нередко сталкиваются с проблемой неисправности рулевой рейки.

Машина очень плохо управляется, а при наезде на яму или какую-то другую неровность замечается люфт и сильная …

Автомобили
Реактивная тяга и её замена

Если при трогании с места или при езде по неровной дороге ваш автомобиль издаёт странные звуки со стороны заднего моста, это говорит о том, что реактивная тяга пришла в неисправность. Её следует отремонтировать.

Автомобили
Коробка передач ГАЗели и её неисправности

Коробка переключения передач есть на каждом автомобиле. Без неё ни одно транспортное…

Автомобили
Ассенизаторская машина и её применение

Ассенизаторская машина (вакуумный ассенизатор) – это специальный автомобиль, который предназначен для выкачки и транспортировки нечистот из канализаций, отстойников и выгребных ям.

Сам процесс откачивания происх…

Автомобили
Новая модель Peugeot 408 и её варианты комплектации

Разработка модели Peugeot 408 проводилась с учётом всех особенностей дорожных покрытий и климатических условий стран с активно развивающимся автомобильным рынком.

Местом дебюта этого автомобиля стали Китай и Аргентина…

Автомобили
Подсветка салона и её тюнинг своими руками

Большинство владельцев автомобилей хочет сделать своего любимца индивидуальным и стильным. Один из элементов, которые чаще всего дорабатывают начинающие тюнеры — это подсветка салона. Хорошо продуманная подсветка може…

по дисциплине: ценообразование

по теме: Цены в Италии

студенты

FMK, 3-й год, DML-2 O.

В. Козлова

Проверено EM Gil

1.Экономическая позиция Италии ……………… ………. ……. ….. .3

2. Ценовые цены и национальное регулирование цен ………. … .7

3. Кризис и преодоление инфляции ……………………. ……… .8

4. Уровни цен в Италии ……………………. ……………….. ….. 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Экономическая ситуация в Италии

Итальянская Республика — это страна на юге Европы, в центре Средиземного моря. Италия граничит с четырьмя странами: Франция — на северо-запад, Швейцария и Австрия на севере, а Словения — на северо-восток. Он также имеет внутренние границы с Ватиканом и Сан-Марино. Он охватывает Апеннинский полуостров, Балканский полуостров (меньшую часть), Паданскую равнину, южные склоны Альп, Сицилию, Сардинию и несколько небольших островов.

Общая площадь составляет 301,23 тысячи квадратных метров. км.

Население Италии . Нынешнее население составляет 61,4 миллиона человек. Среди них мужское население составляет 49%, а женщины — 51%. Италия обитает крайне неравномерно: большинство населения живет на севере страны. Поскольку северная часть более развита, здесь прямо направляется внутренняя миграция с юга. Равне-Лигурия, Кампания и Ломбардия являются наиболее населенными, особенно в Неаполе, где более 2500 человек на квадратный километр.

Таким образом, число жителей городов в Италии равно плотности показателей города Киева, хотя они намного хуже в этом районе.

Более 90% населения является католиком. Остальная часть населения придерживается следующих религий: иудаизм, крещение, ислам и другие.

Экономика. Особенно промышленный высокоразвитый северный и бедный, аграрный юг.

Валовой национальный продукт на душу населения составляет 28 300 долл. США в год. Основные отрасли промышленности: машиностроение, металлургия, химическая и нефтехимическая, легкая и ароматическая промышленность.

Италия является одним из крупнейших производителей и поставщиков на мировом рынке автомобильных, велосипедных и мопедов, тракторов, строительной техники и электронных продуктов холодильников, промышленного оборудования, стальных труб, пластмасс и химических волокон, резины, а также одежды и обуви для обуви, сыр, оливковое масло, вино, фрукты и томатные банки.

Большое производство цемента, натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов, художественных изделий из стекла и фаянса, ювелирных изделий. Экстракция пирита, ртути, природного газа, калийной соли, доломита, асбеста. Из-за небольшой площади и высокой плотности населения в современной Италии проблема утилизации отходов остро стоит.

Сельское хозяйство. Преобладание растительности в сельском хозяйстве.

Основными продуктами являются пшеница, кукуруза, рис (1-е место для сбора в Европе: более 1 млн. Тонн в год), сахарная свекла.

промышленность

Италия является одним из крупнейших в мире производителей цитрусовых (более 3,3 млн. Тонн в год), томатов (более 5,5 млн. Тонн), винограда (около 10 млн. Тонн в год, более 90% перерабатывается в вино), оливок. Флористика. Птица развита.

— пахотная земля — ​​31%

— постоянные плантации — 10%

— постоянные пастбища — 15%

— леса и леса — 23%

Туризм. Прекрасный климат и природа Италии, великолепные исторические памятники и памятники, развили туристическую инфраструктуру, самый высокий уровень услуг и услуг — все это привлекает туристов со всего мира к отдыху в Италии.

Праздники в Италии предлагают туристам различные способы весело провести время и провести время. Вы хотите активно расслабиться, заняться спортом и исследовать, или вы хотите расслабиться и позагорать на пляже — для этого созданы все условия в итальянских местах.

Красивые пляжи города, водные виды спорта и приморские развлекательные комплексы, самые красивые итальянские города, мастера древней истории, образ жизни и культурные традиции страны — отдых в Италии дает вам неограниченный выбор досуга.

География Италия уникальна в своем смысле: туризм — это успешный пляж, а зимой спортсмены могут отправиться в горы и иметь много времени на одном из многих горнолыжных курортов Италии, которые оставляют неизгладимые впечатления такими же, как на пляжах Италии.

Промышленность. В Италии есть природные ресурсы.

Большая часть территории не способна к сельскому хозяйству, государство является импортером продовольствия.

Незначительное количество железа, угля и масла. В последние годы разведанные запасы природного газа, особенно в По и Адриатическом море, увеличиваются и представляют собой важнейшие минеральные ресурсы в стране.

Большая часть сырья, необходимого для производства, и более 80% импортируемой энергии страны.

Энергетика. Энергетический сектор сильно зависит от импорта из-за рубежа: в 2006 году страна импортирует более 86% общей потребляемой энергии (99,7% потребления твердого топлива, 92,5% нефти, 91,2% природного газа и 16% от мощности).

Из-за импорта примерно 16% электроэнергии, потребляемой из Франции, Италия является крупнейшим в мире импортером электроэнергии.

Из-за зависимости от дорогостоящих видов ископаемого топлива и импорта итальянцы платят около 45% больше за электричество, чем в среднем по ЕС.

В настоящее время в Италии нет действующих ядерных установок. В 1987 году после катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции итальянцы проголосовали против развития ядерной энергетики в стране на всенародном референдуме, а в 1990 году

в Италии последний ядерный реактор был закрыт.

Правительство Берлускони (2008), названное «катастрофой», решило закрыть атомные электростанции в Италии, но 11 марта 2011 года на японской атомной электростанции «Факусима-1опиат» произошла авария, которая заставит общественное мнение отказаться от ядерной энергетики.

Италия является первой после референдума после аварии на японской АЭС «Факусима 1».

Италия занимает шестое место в мире по ветроэнергетике (2010 г.) с общей установленной мощностью 57870 МВт, Китаем (41 800 МВт), США (40200 МВт), Германией (27 214 МВт), Испанией (20 676 МВт) и Индией (13 064 МВт).

Транспорт. Автомобильный транспорт играет важную роль во внутренних перевозках грузов и пассажиров, а с другой — по железной дороге.

На этапе электрификации железных дорог страна занимает одно из первых мест в мире. Плотная сеть современных автомагистралей и железных дорог соединяет города северной Италии.

ВВП — 2 013 триллионов долларов США (2012 год).

ВВП — 1 135 937 млн. Долл. США (сектор услуг — 65,8%, промышленность — 31,6%, сельское хозяйство — 2,6%).

ВВП на душу населения — 19710 долларов.

Рост национального продукта составляет 1,3% в год.

Инфляция составляет 1,7% в год.

Рабочее население составляет 23 193 000 человек (61% — услуги, 32% — в промышленности, 7% — в сельском хозяйстве).

Уровень безработицы составляет около 11,5%.

Государственный доход — 530 000 миллионов долларов.

Государственные расходы — 522 млн. Долл. США.

Основные направления деятельности: туризм, машиностроение, металлургия и химическая промышленность, легкая промышленность и пищевая промышленность.

В агрокомплексе преобладают: виноград, картофель, сахарная свекла, соевые бобы, зерно, оливки; говядина, молочные продукты, рыба.

Рост производства составляет 1,9% в год.

Производство электроэнергии составляет 243,027 млн. Тонн.

кВтч (ископаемое топливо — 80,22%, гидроэлектростанции — 17,3%, другие 2,48%, в то время как в Италии нет атомных электростанций).

Потребление электроэнергии составляет 266 705 миллионов кВт.

Экспорт электроэнергии — 900 млн. КВт.

Импорт электроэнергии — 41 590 млн. КВт.

Экспорт — $ 242,6 млрд (инженерные продукты и техника, текстиль и одежда, автомобили, химикаты, продукты питания, напитки, табак, минералы, цветные металлы).

Основные партнеры: 56% ЕС (Германия 16,50%, Франция 12,70%, Великобритания 7,20%, Испания 5,80%,% 2,90 Нидерланды), США 8,50%

Импорт — 206 900 000.

(технические продукты, химикаты, транспортное оборудование, электричество, полезные ископаемые и цветные металлы, текстиль и одежда, продукты питания, напитки и табачные изделия).

Основные партнеры: 61% ЕС (Германия 18,80%, Франция 13,12%, Великобритания 6,47%, Нидерланды 6,20%, Бельгия-Люксембург 4,70%), США 5,10%.

Торговый баланс составляет 35 700 миллионов долларов.

Внешний долг составляет 45 000 миллионов долларов.

Только в некоторых капиталистических странах могут быть такие большие различия в уровнях экономического развития, которые существуют между Севером и Югом Италии.

На севере треугольник состоит из городов Милана, Турина и Генуи, региона самой развитой отрасли.

Милан — второй по численности населения город в Италии. Что касается развития промышленных, коммерческих и финансовых функций, это место занимает первое место, поэтому его часто называют деловой столицей страны.

Милан окружен городами-спутниками, многие из которых служат их производством. Милан известен также оперным театром Ла Скала.

Лицо Турина определяется автомобильными заводами концерна "указ",

Они связаны с компаниями других компаний, специализирующихся на производстве шин, шарикоподшипников и электрических кабелей. Крупная промышленность на севере обслуживает Геную (900 000 жителей) — крупнейший порт страны. В городе и его пригородах, которые тянутся вдоль моря, есть много промышленных компаний.

Берег Генуи также очень важен.

В декабре 2012 года государственный долг Италии составил 1 906 млрд. Евро. В процентах от ВВП в 2010 году национальный долг оценивается в 126,5%.

В 2012 году число итальянских компаний в банкротстве увеличилось.

Количество добровольно ликвидированных компаний увеличилось в нормальном финансовом положении.

НДС в стране составляет 21%.

12 Следующее ⇒

Аналогичная информация:

Поиск на этом сайте:

Доминирующая отрасль итальянской промышленности - автомобилестроение.

Промышленность Италии

По масштабам и уровню развития особенно выделяется автомобилестроение (в 1985 г. в нем было занято 193741 чел.). Италия - один из ведущих экспортеров автомобилей на мировом рынке. По масштабам производства (в 1986 г. было выпущено 1.6 мл. легковых и 179000 грузовых автомашин и автобусов) Италия стоит на пятом месте в мире.

Недавно в концерн ФИАТ вошли другие крупные автомобильные фирмы «Ланча» и «Альфа Ромео».

Деятельность ФИАТа многообразна: он владеет несколькими компаниями в области промышленного строительства, автотранспорта, судоходства, ему принадлежат туринская газета «Стампа» и миланская «Коррьере делла Сера», гостиницы, цепь универмагов и др. Центр всего этого - Турин, где расположены старейшие и важнейшие автомобильные заводы концерна, многочисленные вспомогательные и побочные производства. Специалисты ФИАТа участвуют в создании автозаводов во многих странах мира, в том числе в России.

Почти все автомобильные заводы расположены на Севере. Лишь «Альфа-Ромео» построила завод в Помильяно-д’Дарко, близ Неаполя. Автомобильная промышленность первой встретила удары кризиса и в 80-х годах уже нуждалась в государственной помощи. ФИАТ и Альфа-Ромео отстранили от работы тысячи рабочих.

Ведущие места в мире занимает страна и по производству велосипедов и мопедов.

В прошлых веках начинаются истоки итальянского кораблестроения. Около 85% судостроительных мощностей страны принадлежит госгруппе «Финкантьери».

Крупнейшие итальянские верфи расположены в Монфальконе (Адриатика), а также в Триесте, Порто-Маргера, Анкона на Лигурийском побережье, в Неаполе, Таранто и некоторых других городах.

Самый мощный в стране узел электротехнической промышленности - Милан с окружающими его провинциями, на юге - районы гг. Неаполя и Вари. Италия занимает третье место в мире по производству холодильников (3,3 мл.

в 1986 г.) и стиральных машин (3,9 млн. шт. в 1986 г.).

В Италии производится более 10% всей радиоэлектронной аппаратуры в мире. В этом секторе лидирует Милан.

Постоянно развивается производство станков. Италия производит традиционные токарные, шлифовальные, фрезерные станки, а также с станки с числовым программным управлением и промышленные роботы. Итальянские промышленные роботы действуют во многих странах, в том числе и на заводах ЗИЛ, АЗЛК и др.

Во всем мире продаются пишущие и счетные машины из небольшого пьемонтского города Иврэа, где расположена компания «Оливетти» (в 1986 г. - 443000 пишущих машинок).

В глобальной мировой экономики специализацию Италии составляют машины для полиграфической, текстильной, пищевой, обувной, пластмассо-перерабатываюшей и резиновой промышленности.

Автомобилестроение расположено главным образом на индустриальном Севере.

В 60-70 годах до начала энергетического кризиса динамично развивалась химия, а в особенности — нефтехимия.

Однако уже с конца 70-х годов не было построено ни одного нового завода, многие концерны уменьшили свои выпускные мощности, несколько крупных заводов было закрыто. Специализацию страны в химической промышленности определяют производства пластмасс и химических волокон. Среди других европейских стран выделяются лакокрасочная и фармацевтическая промышленность Италии.

Химическая промышленность сосредоточена в основном на Севере, особенно в Ломбардии, а также и в Эмилии — Романье, Венеции, Тоскане, Кампанье.

В Италии очень развита металлургия, но в этой области очень существенна зависимость от ввоза нефти и сырья. В 1986 г. в стране в общей сложности было выплавлено 11,6 мл. тонн чугуна и 24 мл. тонны стали. Расположены фабрики либо вблизи морских портов (куда импорт сырья из других стран дешевле и проще), либо вблизи рынков сбыта - крупных центров автомобилестроения.

На внешний рынок черная металлургия Италии выходит в основном со стальными трубами и тонкой холоднопрокатной сталью. Большое значение придается в Италии поставкам стальных труб в Россию.

Одна из самых старых традиционных отраслей промышленности страны - текстильная, выпускающая пряжу и ткани из шерсти, льна, хлопка, конопли, шелка и химических волокон, а также разнообразный трикотаж.

Италия - второй после Гонконга экспортер одежды и первый в мире экспортер обуви.

Пищевая промышленность устойчиво занимает третье место по объему продукции и по числу занятых после машиностроения и текстильной промышленности. Развилась она на базе многочисленных мелких полукустарных предприятий, непосредственно связанных с сельским хозяйством.

Основной акцент пищевая промышленность Италии делает на традиционное производство макарон, сыра, различных видов овощных консервов, оливкового масла, (1/3 мирового производства), виноградных вин (ведущие места в мире) и сахара. Главные центры этой отрасли расположены в северной части страны, а в южной лидирует Неаполь.

Италия – высокоразвитая страна, где широко представлен новый постиндустриальный тип экономики.

После второй мировой войны экономика страны развивалась более быстрыми темпами, чем в других развитых странах. Это было обусловлено притоком капитала из США, наличием дешевой рабочей силы, развитием туризма и ростом доходов этой отрасли. Все это позволило Италии приблизиться к странам-конкурентам.

Индустриализация страны завершилась в 1960-е гг., в период так называемой «чудо-экономики». Нехватка природных ресурсов явилась решающим фактором выбора принципа экономического преобразования: экспортировать, чтобы выжить.

Все послевоенные кризисы не обошли Италию. В середине 70-х гг. в Италии имел место серьезный экономический спад, вызванный энергетическим кризисом.

В 80-е гг. итальянская экономика преодолела новый экономический кризис, обуздала инфляцию и начала промышленную реконструкцию. Следствием этого явилось бурное развитие электронной и химической промышленности.

Девяностые годы не обошлись без потрясений. Безработица достигла угрожающих масштабов, только в 1993 г. было потеряно 230 тыс. рабочих мест. Безработица и дестабилизирующее воздействие рабочих волнений стали одной из основных проблем правительства Италии.

В структуре экономики преобладает сфера услуг – 68,2% ВВП; доля промышленности – 28% ВВП; сельского хозяйства – 3,3% ВВП.

Промышленность. Для структуры итальянской промышленности характерно:

1) большее значение в экономике отраслей легкой промышленности при сохранении определенных позиций тяжелой индустрии;

2) ведущая роль машиностроения;

3) более высокая, чем в других странах ЕС, роль химической промышленности;

4) слабо развита горнодобывающая промышленность;

5) большое значение малых и средних предприятий.

Из всех развитых стран Италии присущи наиболее резкие территориальные контрасты в уровне индустриализации. В Южной Италии в промышленности занято менее 15% экономически активного населения, а на Северо-Западе – около 40%. Здесь же сосредоточена и подавляющая часть наиболее передовых наукоемких производств.

Проводимая итальянским правительством и ЕС региональная политика направлена на ликвидацию экономической отсталости ряда Центральных и Южных районов страны. Проводимая в этих районах индустриализация предполагает строительство небольших предприятий легкой и пищевой промышленности в малых и средних городах Центральной и Южной Италии. Идет ускоренное развитие приморских промышленных центров (Равенна, Таранто, Кальяри на Сардинии и др.) на базе использования импортного сырья, в частности, нефти.

В структуре итальянской промышленности наблюдается постоянный рост доли обрабатывающей промышленности – основы итальянской индустрии. Ведущее место в обрабатывающей промышленности занимает машиностроительный комплекс, доля которого превышает 35%. Сюда относятся: общее машиностроение; производство транспортных средств; выпуск электротехнического и электронного оборудования; металлообработка и выпуск изделий из металла.

Наблюдается некоторое отставание Италии от других индустриальных стран по уровню научного потенциала, поэтому страна в МРТ специализируется на производстве машин и оборудования средней и малой наукоемкости, поставляя на мировой рынок довольно широкую гамму машиностроительной продукции. В частности, она является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники, электробытового, упаковочного и пищевого оборудования, станков, текстильного оборудования, подвижного состава и других транспортных средств.

Италия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров потребительских товаров, отличающихся высоким качеством и изысканным дизайном.

Топливно-энергетический комплекс. Италия крайне бедна источниками энергии, имеет неблагоприятный энергобаланс.

В среднем за счет собственных ресурсов покрывается лишь 17% потребностей. Почти 70% в энергобалансе приходится на нефть. По этому показателю Италия сравнима среди постиндустриальных стран только с Японией: около 15% – на природный газ, 7–8% – на уголь, гидро - и геотермическую энергию.

Собственная добыча нефти невелика – 1,5 млн т. в год. За рубежом Италия закупает 98% всей потребляемой нефти (свыше 75 млн т.). Нефть поступает из Саудовской Аравии, Ливии, России. Италия располагает самой крупной в Западной Европе, по установленным мощностям, нефтеперерабатывающей промышленностью (200 млн т.), но степень использования ее очень низка.

Добыча природного газа (20 млрд куб. м в 1999 г.) обеспечивает около 46% потребностей в нем. Газ импортируется из России, Алжира, Нидерландов. Италия закупает около 80% твердого топлива. Каменный уголь ввозится из США и ЮАР.

Свыше 3/4 электроэнергии вырабатывается на ТЭС, использующих главным образом мазут. Поэтому электроэнергия дорогая, велик импорт электричества из Франции. После аварии на ЧАЭС было решено работу действующих АЭС остановить и не строить новых. Главные цели государственной энергетической программы – экономия потребления энергии и сокращение импорта нефти.

Черная металлургия Италии работает на импортном сырье. Собственная добыча незначительна – 185 тыс. тонн в год. Коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном из США. Италия является крупным экспортером металлолома, а также руд легирующих металлов.

Импорт сырья для отрасли предопределил размещение крупнейших металлургических комбинатов на морском побережье в Генуе, Неаполе, Пьомбино, Таранто (последний, самый крупный в ЕС, мощностью 10 млн тонн стали в год).

В 2000 г. производство стали составило 25,6 млн тонн (седьмое место в мире). Многочисленные передельные и прокатные заводы тяготеют к крупным центрам машиностроения и к источникам сырья (лома). Предприятия передельной металлургии построены в Милане и Турине.

Крупнейшими производителями стали в стране являются ТНК «Рива» и «Финсидер».

На мировом рынке Италия специализируется на производстве тонкой, холоднокатаной стали и стальных труб. Главная продукция цветной металлургии: алюминий, цинк, свинец и ртуть.

Страна занимает второе место в ЕС и шестое в мире по прокату металлов, на ее долю приходится 40% производства черных металлов в ЕС.

Химическая промышленность Италии специализируется на производстве продукции нефтехимии, полимеров (особенно полиэтилена, полипропилена) и синтетических волокон.

Отрасль высоко монополизирована, господствуют крупные фирмы. Фирма «ЭНИ» занимает первое место в Европе по производству акриловых волокон, второе – по производству пластмасс, третье – по производству удобрений. «Монтэдисон» обеспечивает 1/4 производства химических удобрений страны. «СНИА» специализируется на производстве химических волокон, пластмасс, красителей, средств защиты растений, лекарств.

Италия занимает пятое место в мире по производству лекарств.

Старейший и важнейший район химической промышленности – Северо-Запад. Вследствие обострения экологической ситуации, нехватки свободных площадей, трудностей с электроснабжением этот регион специализируется на производстве продукции тонкой химии. Крупными центрами являются: Милан, Турин, Мантуя, Савона, Новара, Генуя.

Северо-Восточная Италия специализируется на производстве массовых нефтехимических продуктов, удобрений, синтетического каучука (Венеция, Порто-Маргера, Равенна).

Профиль Центральной Италии – неорганическая химия (Розиньяно, Фоллоника, Пьомбино, Терни и другие).

Южная Италия специализируется на производстве продуктов органического синтеза, минеральных удобрений (Брензи, Аугуста, Джеле, Торто-Торресе и другие).

Машиностроение – ведущая отрасль итальянской промышленности. В ней занято 2/5 всех промышленных рабочих, создается 1/3 всей стоимости промышленной продукции и 1/3 экспорта страны.

Для отрасли характерна высокая доля транспортного машиностроения в производстве и экспорте. По производству автомобилей (1,7 млн в 1999 г.) Италия заняла девятое место в мире. Крупнейшей автомобильной компанией является фирма ФИАТ (фабрика итальянских автомобилей в Турине). Она многопрофильна и производит локомотивы и вагоны, тракторы, судовые и авиационные двигатели, дорожно-транспортные машины, станки, роботы. В 1986 г. «Фиат» приобрел контрольный пакет акций своего конкурента – фирмы «Альфа Ромео».

Столицей «Фиата» является Турин, где находится штаб-квартира и крупнейший завод «Мирафьори»; автомобильные заводы построены также в Милане, Неаполе, Больцано, Модене. Фирма имеет свои филиалы во многих странах мира. В 1960-х гг. участвовала в строительстве завода-гиганта ВАЗ в Тольятти.

«Фиат» входит в первую десятку крупнейших производителей автомобилей, на долю которой проходится 5,3% мирового производства.

Фирма «Феррари» известна производством гоночных машин.

Международной специализацией Италии является не только производство автомобилей, но и мотоциклов, мотороллеров, мопедов и велосипедов.

Судостроение – кризисная отрасль транспортного машиностроения; тоннаж ежегодно спускаемых на воду судов не превышает 250–350тыс. бр.рег.т. Центры судостроения: Монофальконе, Генуя, Триест, Таранто.

Разнообразна продукция, выпускаемая электротехнической промышленностью – холодильники, стиральные машины, телевизоры. Отрасль отличается высокой территориальной концентрацией в Милане, его пригородах и в соседних городах – Варезе, Комо и Бергамо.

Растет производство продукции в электронике. Италия производит персональные компьютеры, электронные компоненты. В отрасли лидирует фирма «Оливетти», она же один из крупнейших в Европе производителей пишущих машин. Главный завод этой фирмы расположен в г. Иврея, севернее Турина. Электронные компоненты производит итало-французская компания «СТС-Томсон».

Получила развитие в Италии легкая промышленность. Страна является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров хлопчатобумажных и шерстяных тканей, одежды и обуви, мебели, ювелирных и фаянсовых изделий и др. По выпуску обуви Италия занимает третье место в мире после КНР и США. Итальянская фирма «Бенеттон», специализирующаяся на производстве готовой одежды и трикотажа, – одна из крупнейших в Европе, имеет свои филиалы в 110 странах мира. Штаб-квартира фирмы расположена в городе Тревизо.

Сфера услуг. Ведущую роль в отрасли играют туризм и банковская деятельность. Важнейшим источником дохода является туризм. Италию ежегодно посещают свыше 50 млн туристов. Более 3/4 всего оборота итальянского туристического бизнеса приходится на три города: Рим, Венецию и Флоренцию. Почти все прибывающие в Рим туристы посещают уникальное государство Ватикан. Развивается и так называемый «шоппинговый туризм», привлекающий оптовых торговцев продукцией итальянских малых и средних предприятий, а также индивидуальных потребителей итальянской одежды и обуви.

Италия является родиной банков, 67% ее населенных пунктов имеют банковские учреждения.

В Италии хорошо развиты все виды транспорта. Страна имеет развитую сеть железных (протяженность 9944 мили) и автомобильных дорог. Более 90% пассажиров и 80% грузов перевозится автомобилями. Главная транспортная артерия страны – «автострада солнца», связывающая Турин и Милан через Болонью и Флоренцию с Римом, Неаполем и Роджо-ди-Калабрия. Итальянский парк автомобилей насчитывает около 32 млн. Во внешних перевозках грузов преобладает морской транспорт; 80–90% импортируемых грузов доставляется морским путем. Самые крупные порты: Генуя (грузооборот 50 млн тонн в год) и Триест (35 млн тонн в год). Главный каботажный порт страны – Неаполь.

В Италии 34 аэропорта, среди них главные: Рим, Генуя, Венеция, Триест, Палермо, Неаполь, Специя.

Сельское хозяйство играет в экономике Италии гораздо более важную роль, чем, например, в Великобритании и ФРГ. Отрасль в то же время лишь на 75–80% обеспечивает население продовольствием, несмотря на благоприятные природные условия. Это объясняется сохранением архаичных аграрных отношений на Юге и раздробленностью хозяйств. Около 3/4 из них имеют площадь меньше 5 га.

Хотя благодаря государственной аграрной политике и европейской интеграции сельское хозяйство сильно изменилось. Выросла концентрация производства в руках крупных хозяев за счет разорения мелких собственников; расширились арендные и кооперационные отношения; ирригация; выросла урожайность культур и продуктивность скота.

Север, включая Паданскую равнину, имеет более благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Здесь сосредоточено 2/3 орошаемых площадей; вносится в 3 раза больше, чем на юге, минеральных удобрений на 1 га обрабатываемых земель.

Главной отраслью сельского хозяйства Италии является растениеводство. Ведущая отрасль растениеводства – овощеводство. Ежегодно в Италии собирают 14 млн тонн овощей, из них 5 млн помидоров (ведущие районы – Эмилия-Романья, Кампания, Апулия).

Зерновое хозяйство, вторая по значению отрасль растениеводства, испытывает кризис. По сборам зерновых (18–20 млн тонн) Италия в 2,5 раза уступает Франции. Выращивают пшеницу, кукурузу, рис.

Важнейшая техническая культура – сахарная свекла. По сборам овощей и фруктов Италия на первом месте в Европе. Италия делит с Францией первое место в мире по сборам винограда (10 млн т) и производству виноградных вин.

Развитие животноводства сдерживается недостатком кормовой базы и острой конкуренцией более дешевой продукции Франции, Нидерландов и других стран ЕС.

Отраслями промышленной специализации Италии является выпуск спецоборудования для полиграфии, производства текстиля, обуви и пищевой индустрии. Среди отраслей местного машиностроения, безусловно, лидирует автомобилестроение. Предприятия по выпуску промышленного спецоборудования и тракторов, сельскохозяйственных машин и высокоскоростных автомобилей, общественных автобусов и трамваев находятся на промышленно развитом севере страны в г. Милан и Больцано, Неаполь и Турин.

Особенности структуры промышленного производства

Слабо развитая добыча минерального сырья;
Передовые позиции машиностроительной отрасли;
Лидирующая роль нефте-химической и химической индустрии;
Хорошо развитые отрасли пищевой и соответственно легкой промышленности;
Значительная доля малых и средних промышленных предприятий


ТЭК

Страна чрезвычайно бедна топливными, минеральными и энергетическими ресурсами, имеет по мировым меркам неблагоприятный энергобаланс. Собственными энергоресурсами Италия может удовлетворить только 17% в их потребности. До 70% в местном энергобалансе средиземноморской страны пришлось на нефть, до 15% — на природный газ, 7-8% — на каменный уголь, остальные – на гидро- и природную энергию геотермальных источников. На территории страны добывается лишь 1,5 млн. т. в год, до 98% (75 млн. т.) всей необходимой нефти закупается в Саудовской Аравии, России и Ливии. Страна даже на ввозимом дорогом сырье обладает крупнейшей среди стран мира нефтепереработкой.

Собственной добычей природного газа (ежегодно до 20 млрд. куб. м.) развитая страна может обеспечить до половины (46%) местной потребности. Газ итальянское правительство закупает в Алжире, Нидерландах и России. При недостатке каменного угля страна импортирует до 80% высококачественного твердого топлива из Южно-Африканской республики и США. До 3/4 необходимой в государстве электроэнергии производится на ТЭС, на которых используется мазут. Электроэнергия в стране дорогая и большое ее количество импортируется из Франции. Сразу после аварии в Чернобыле итальянским правительством принято решение о закрытии всех АЭС. Главной целью местных властей является уменьшение ввоза энергоресурсов и разумное сбережение электроэнергии.

Машиностроение

Ведущей из отраслей индустрии стало производство разнообразных машин, эта отрасль сегодня дает 1/4 часть продукции современной обработки. Именно в местном машиностроении сегодня занято наибольшее количество (до 2 млн. чел.) высококвалифицированных специалистов. Развитая отрасль полностью обеспечивает потребности высокоразвитой страны в разных по назначению машинах.

Автомобильная промышленность

Особую роль автомобилестроения Италии отмечают все аналитики и специалисты, развитая страна стала признанным поставщиком высококачественных грузовых и легковых автомобилей, спорткаров и автодвигателей на мировые рынки. Крупнейшим из предприятий по производству разных по назначению автомобилей стал итальянский концерн «Fiat Group» (г. Турин) с ежегодным оборотом 50 млрд. евро. Две его дочерние компании занимаются сегодня производством автомобилей разного класса и назначения.

Компания «Fiat SpA» производит легковые авто, другое объединение предприятий «Fiat Industrial» выпускает грузовой и промышленный транспорт. В 2014 г. совет директоров компании «Fiat Group» принимает решение объединиться с американским автомобилестроительным концерном «Chrysler». Путем этого создана совместная компания «Fiat Chrysler Automobiles», ее штаб-квартира находится в Нидерландах.

В стране работают другие предприятия по производству престижных, роскошных и дорогих автомобилей «Lamborghini» и «Abarth», «Lancia» и «Cizeta», «Maserati» и «Ferrari», «Alfa Romeo» и «De Tomaso». Корпорация « Alfa Romero» специализируется на производстве скоростных, надежных и роскошных машин для важных персон и спорткаров. На многих европейских соревнованиях по автогонкам отличаются болиды именно от « Alfa Romero». К созданию нашумевших в Европе гоночных машин «De Tomaso» напрямую имел аргентинский гонщик Алехандро де Томазо. На местных предприятиях производятся также мопеды и велосипеды, мотороллеры и скоростные мотоциклы.

Электротехническая промышленность

Большого успеха добивается сегодня Италия в электротехнической высокотехнологичной промышленности, в изготовлении спецоборудования для выработки электроэнергии, электродвигателей и электрогенераторов, силовых трансформаторов, аккумуляторов, аппаратуры для электрохимических процессов, электронных бытовых электроприборов, холодильников и морозильников, телевизоров, компьютеров и планшетов, высококачественной электроники. Фирма «Оливетти» (г. Иврея) выпускает пользующиеся спросом пишущие машины, электронные компоненты выпускают предприятия итало-французской фирмы «СТС-Томсон». Электротехническое высокотехнологичное производство станы сосредотачивается в Милане, немногочисленном Бари и приморском Неаполе.

Судостроение

Уникальные приморские условия Аппенинского полуострова, историческое становление венецианского и генуэзского флотов обусловили развитие местного судостроения. До 90% предприятий местного судостроения принадлежат к юрисдикции фирмы «Италкантьери». Центрами морского судостроения южного побережья стали Палермо и Неаполь, Мессина и Таранто. На побережье Адриатики морские суда строятся в Венеции и Триесте, Анконе и Монфальконе. На морском лигурийском побережье судостроительные верфи сосредоточены в Специи, Ливорно и легендарной Генуе.

Металлургия

Ввиду недостаточной обеспеченности итальянской промышленности собственными полезными ископаемыми, необходимое сырье для развития производства черных металлов завозится из других стран. Так, до 90% необходимой железной руды, перерабатываемой местными металлургическими предприятиями, привозят морем из других стран. Коксующиеся угли импортируют чаще из США. Для работы металлургических заводов завозят до 2/3 высококачественной марганцевой руды и 75% отборного металлолома. Расположение металлургических предприятий тяготеет чаще к портам по месту доставки сырья, или ближе к машиностроительным центрам.

Крупннейшие из металлургических комбинатов принадлежат ТНК «Финсиндер» и «Рива», находятся они в Тарантино и Пьомбино, в Генуе и приморском Неаполе. Заводы поставляют за рубеж трубы и листовую, нужную в производстве тонкую сталь. Местные предприятия по выпуску Al и Pb, Zn и Hg в небольшой степени обеспечены своими ресурсами. В выпуске Zn и Pb перерабатываются завозные руды с альпийских и сардинских месторождений. Довольно энергоемкое изготовление Zn находится у крупнейших ГЭС или ТЭС. Большинство свинцовоплавильных предприятий находятся близ месторождений сардинских полиметаллов. Развивается выпуск редкого в использовании магния, завод по электролизу этого металла находится в Бальцано.

Химическая промышленность

Сырье для местной химической индустрии (серу, нефть, высококачественные фосфориты, природный газ и целлюлозу) итальянцы импортируют из других стран. Частично здесь используется свое сырье (калийную соль, природную серу, пириты, свой природный газ). Известными заводами стали большие комбинаты нефтехимии в городах Ферраре и Милане, Равенне и Мантуе, Терни и Приоло, Неаполе и Кальяре, Джеле и Порто-Торресе. Здесь постоянно растет выпуск пластических масс, полимеров и искусственных волокон, ставший постепенно отраслью специализации.

Итальянские предприятия лидируют по выпуску продукции фармацевтики (5 мировое место по производству лекарств), изготовлению лакокрасочных изделий и минеральных удобрений, фунгицидов и пестицидов. Традиционным районом развития химической индустрии является Милан. Наиболее известной корпорацией, контролирующей до 1/4 выпуска необходимых химических веществ, стала корпорация «Монтэдисон». Здесь исторически сохраняется старинное, ставшее традиционным производство эфирного масла и пахучих натуральных эссенций из местных фруктов и живых цветов.

Текстильная промышленность

Издавна страна славится текстильным производством, по количеству занятых рабочих, ей принадлежит вторая позиция за разнообразным, хорошо развитым машиностроением. Фабрики данной отрасли производят высококачественные ткани из льна и натурального шелка, шерсти и натурального хлопка, искусственных волокон, экзотического джута и конопляного волокна. Фабрики по переработке хлопка есть в Пьемонте и Ломбардии, близко к источникам энергии альпийским ГЭС, здесь же достаточно чистой пресной воды. Предприятия по переработке шерсти находятся в Пьемонте и Венеции. Натуральный шелк перерабатывают на фабриках небольших городков Тревизо и приозерного Комо.

Пищевая промышленность

Большую роль здесь занимает пищевая индустрия, передовые позиции имеет местное мукомольное производство. Близ Неаполя выпускается высококачественная мука и известные в мире местные макароны. На обширных просторах низменной Паданской равнины находится множество сахарных заводов, они перерабатывают местную, богатую полезным веществом сахарную свеклу. Хорошо развивается в обогретой солнцем южной средиземноморской стране выпуск овощных, рыбных, фруктовых и мясных консервов. Здесь выпускают великолепные по вкусовым качествам сыры и много натуральной молочной продукции. Их выпуск сосредоточен в северных районах развития молочного животноводства. Итальянские предприятия производят до 1/3 всего вырабатываемого в мире натурального высококачественного оливкового масла.

Новое на сайте

>

Самое популярное