Домой Болезни и вредители Характеристика социально экономической политики м тэтчер. Экономическая политика маргарет тэтчер. Экономические преобразования М. Тэтчер

Характеристика социально экономической политики м тэтчер. Экономическая политика маргарет тэтчер. Экономические преобразования М. Тэтчер

Экономическая политика Маргарет Тэтчер.

Введение. 1

Историография. 2

Экономическое развитие Великобритании в 70х - 90х гг. XX века. 4

Истоки экономической политики Маргарет Тэтчер. 4

Экономические реформы Маргарет Тэтчер. 6

Теория монетаризма. 6

Действия правительства М. Тэтчер в области экономики. 7

Завершение деятельности Маргарет Тэтчер как премьер-министра Великобритании. 13

Историческая роль экономической политики Маргарет Тэтчер. 15

Заключение. 19

Литература. 20

Введение.

Маргарет Тэтчер (р. 1925) - премьер-министр Великобритании в 1979 - 1990 гг. Ее по праву считают одним из политических лидеров столетия. Во многом она превосходила своих знаменитых коллег-мужчин, о ее колоссальной работоспособности ходили легенды, почти 12 лет избиратели доверяли ей самый высокий пост в стране.

Актуальность темы.

Маргарет Тэтчер пришла к власти в 1979 году на волне недовольства англичан неэффективной политикой лейбористов в 70-е годы. Экономическое положение Великобритании было бедственным. Норман Стоун, близкий советник Маргарет Тэтчер в 1980-х годах, пишет: «Самым ярким символом той эпохи были кучи мусора на улицах крупнейших городов страны, вокруг которых сновали голодные крысы. Приезжим из Европы, особенно из Германии, казалось, что они попадали в какую-то страну третьего мира... Таков был печальный финал послевоенной эпохи.» К 1990 году положение Великобритании существенно улучшилось. Стоун говорит об этом так: «Страна продемонстрировала такую способность к самовозрождению, которая удивила и самих британцев». Роль Маргарет Тэтчер в этом удивительном возрождении трудно переоценить. Ее идеи и настойчивое воплощение их в жизнь помогло Великобритании выйти из кризиса и решить многие проблемные вопросы.

В современном мире, особенно в России, вопрос управления государством в условиях острого экономического кризиса был и остается актуальным. Изучение мирового опыта, анализ различных моделей экономического развития при общей тенденции к глобализации экономики представляется необходимым условием продвижения успешной экономической политики в государстве. С этой точки зрения, путь развития экономики, предложенный Маргарет Тэтчер, не может не привлечь внимания.

Целью данной работы является проанализировать основные черты экономической политики Маргарет Тэтчер в их историческом контексте.

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

§ Проанализировать основные изменения в экономике Великобритании, произведенные Маргарет Тэтчер;

§ Рассмотреть конкретные результаты ее деятельности;

§ Рассмотреть, как оценена деятельность Маргарет Тэтчер в историческом аспекте.

Историография.

Маргарет Тэтчер оставила глубокий след в британской и мировой истории. Многочисленные исследования посвящены собственно тэтчеризму как политическому и историческому феномену, а также отдельным его проявлениям во внутри - и внешнеполитической сферах. Разработке этой темы посвящены работы как британских, так и отечественных исследователей, среди которых ведущее место занимают исследования С. П.Перегудова, К. С.Гаджиева, С. Мадзоевского, Д. Марша и Р. Роудса, С. Пайнтера, Д. Ригана, П. Сенкера и др. Интересными представляются данные, опубликованные свидетелями исторических событий - лично встречавшихся с М. Тэтчер российского дипломата В. И. Попова и американского журналиста Криса Огдена. Наконец, нельзя не упомянуть книгу самой Маргарет Тэтчер «Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира», вновь подтверждающей ее взгляды как полотика-консерватора. Остановимся на книгах, явившихся основными источниками данной работы.

В работе С. П. Перегудова «Тэтчер и тэтчеризм» (М.,1996) присутствует и изображение незаурядной личности М. Тэтчер, и анализ явления «тэтчеризма», основополагающим элементом которого стал правый консерватизм традиционалистского толка. Перегудов подчеркивает, что эта политическая модель сложилась еще до прихода Тэтчер к власти, но только «железная леди» смогла приступить к ее реализации. Согласно источнику, сила британского консерватизма, а также британской политической системы, состоит в том, что они порождают лидеров такого типа, как Тэтчер, которые в случае необходимости обращаются и к нетрадиционным методам, способным обеспечить дальнейшее развитие и упрочнение британских традиций.

В книге Маргарет Тэтчер «Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира» можно выделить четыре больших блока вопросов. Во-первых, это подведение итогов ушедшей эпохи - размышления над уроками «холодной войны», прошлой и нынешней ролью США. Во-вторых, оценка путей развития России, Китая, Индии и стран Дальнего и Ближнего Востока. В-третьих, угрозы, которые представляют для мира нестабильность на Балканах, государства-изгои, исламский экстремизм и международный терроризм, а также стратегии, позволяющие противостоять им. И, наконец, - процесс интеграции в Европе, таящий в себе опасность незаметного расширения власти международных институтов в ущерб независимости национальных государств. Систему взглядов, которые представлены и последовательно отстаиваются в книге, сама Маргарет Тэтчер лаконично называет «консерватизм».

Крис Огден в книге «Маргарет Тэтчер. Женщина у власти: портрет человека и политика» (М., 1992) достаточно подробно описывает биографию Тэтчер, пытаясь объяснить её стремление к политике, мировоззрение и характер сложившимися в её семье традициями, политико-экономической ситуацией в Англии и другими, казалось бы совершенно случайными, факторами. Главная задача автора состоит в том, чтобы рассказать о Маргарет Тэтчер не как о суровом политике, а как об обычной женщине, которая сумела преодолеть множество трудностей, стремясь к своей цели, создать образ сильной, волевой женщины, скрывающей свои проблемы, волнения и страхи под маской всемогущей, неустрашимой и идущей всегда только вперед "железной леди". Источник рассказывает о личной жизни Тэтчер, ее детских годах и скрытых от посторонних эмоциях.

И., видный российский дипломат, бывший ряд лет послом СССР в Англии, использовал личные встречи и беседы с М. Тэтчер в Лондоне и Москве, а также опубликованные недавно в Англии мемуары самой Тэтчер для написания книги «Маргарет Тэтчер: человек и политик. Взгляд советского дипломата» (М.,2000). Источник подробно характеризует личность «железной леди» и события, сопровождавшие ее на политической арене. Анализируя экономическое положение Великобритании и его изменения при Маргарет Тэтчер, автор использует статистические данные. Эти данные свидетельствуют, что стереотип «разрушения социальной сферы» при тэтчер не совсем соответствует действительности. При Тэтчер выросли пенсии, доходы работающих англичан, существенно увеличилось число собственников жилья и количество акционеров. Однако автор демонстрирует и негибкость политики Тэтчер, ее намерения все доводить до намеченного завершения, не удовлетворяясь полумерами и компромиссами.

Экономическое развитие Великобритании в 70х - 90х гг. XX века

Истоки экономической политики Маргарет Тэтчер

XX век - это время исторических событий, происходивших как в отдельных странах, так и захвативших целые континенты, оказавших влияние на весь мир. Человечество оказалось перед лицом глобальных политических и экономических процессов, взлетов и кризисов и искало новые пути решения ранее неизвестных проблем. Одной из таких проблем стал экономический кризис 1974-1975 гг. В общей цепи циклических кризисов перепроизводства этот занимает особое место. Он совпал со всплеском инфляции, которая вела к ломке сложившейся структуры внутренних цен, затрудняла получение кредита, тормозила выход из кризиса. На все это наложился энергетический кризис, приведший к нарушению традиционных связей на мировом рынке, осложнивший нормальный ход экспортно-импортных операций, дестабилизировавший всю сферу финансово-кредитных отношений. Стремительный рост цен на нефть стимулировал изменения в отраслевой структуре экономики. Мощный импульс получило развитие новых энергосберегающих технологий.

В результате нарушения международного валютного обмена и все большего несоответствия принципов Бреттонвудской валютной системы новым условиям под вопрос были поставлены ее основы. Уже на рубеже 60-х - 70-х годов заметно снизилась покупательная способность доллара. В западном сообществе стало быстро нарастать недоверие к доллару как основному средству расчетов. В 1972-1973 гг. правительство США дважды осуществляло девальвацию доллара. В марте 1973 года в Париже ведущие страны Запада и Японии подписали соглашение о введении «плавающих» курсов валют , а в 1976 году МВФ отменил официальную цену на золото. Лишь во второй половине 80-х годов удалось выработать более или менее устраивающую страны Запада формулу взаимоотношений в этой сфере.

Экономические проблемы 70-х годов становились особенно актуальными на фоне набиравшей все больший размах и приобретавшей черты перманентного процесса научно-технической революции (НТР). Основным содержанием этой новой фазы развития НТР стала массовая компьютеризация производства, внедрение компьютеров в самые различные сферы производства и управления. Это дало толчок к началу сложного процесса структурной перестройки экономики и постепенному переходу всей западной цивилизации в новую фазу, которую окрестили «постиндустриальным» или «информационным» обществом. Развитие автоматизации, информатики и их распространение на все сферы хозяйственной деятельности оказывало пусть опосредованное, но от этого не становящееся менее весомым воздействие на все стороны эволюции человеческой цивилизации. Прежде всего, заметно ускорились процессы интернационализации всей хозяйственной жизни. Гигантская концентрация в производственно-финансовой сфере, характерная для всего XX века, в это время осуществила качественный скачок: Транснациональные корпорации (ТНК) начали определять лицо западной экономики. В первой половине 80-х годов на долю ТНК приходилось уже 60% внешней торговли и 80% разработок в сфере новых технологий . ТНК с каждым днем все более реально претендуют на роль основы всей хозяйственной жизни Запада.

Экономический кризис 1974-1975 гг. сыграл важную роль в глубоком преобразовании экономики Запада. Это был весьма болезненный процесс, особенно на первом этапе (вторая половина 70-х годов), сопровождавшийся большими социальными издержками: увеличением безработицы , ростом стоимости жизни, возрастанием числа людей, выбитых этими изменениями из привычной жизненной колеи и т. д. В 80-е годы перестройка начала приносить отдачу, особенно в США, Англии, ФРГ. Внедрение новейших технологий способствовало значительному скачку в повышении производительности труда. Новые условия требовали свежих концептуальных решений, касающихся выработки адекватных потребностям дня методов регулирования социально-экономических процессов. Прежняя кейнсианская методика решения этих проблем перестала устраивать правящую элиту ведущих стран Запада. Традиционные кейнсианские рецепты, заключавшиеся в росте государственных расходов , снижении налогов и удешевлении кредита, порождали перманентную инфляцию и все более возраставший бюджетный дефицит . Критика кейнсианства в середине 70-х годов приобрела фронтальный характер. Постепенно складывалась новая консервативная концепция регулирования экономики, наиболее ярким представителем которой на политическом уровне и стала М. Тэтчер.

Для решения экономических проблем, вставших перед Великобританией в 1979 году, из которых самой острой была инфляция. Правительство Тэтчер взял на вооружение экономическую доктрину монетаризма. Экономическая доктрина монетаризма пользовалась популярностью с начала 60 - х годов, когда ее автор Мильтон Фридман выпустил книгу « Капитализм и свобода». Суть этой теории, как ее интерпретирует английская пресса, в том, что причина инфляции кроется в повышении темпов роста количества денег, находящихся в обращении, над темпами роста экономического продукта. На это соотношение можно повлиять с помощью политической воли, потому что правительство имеет техническую возможность контролировать выпуск денег в обращении и, как следствие, может уменьшить эту разницу. Второй важный сторону теории монетаризма состоит из положения о том, что экономическая политика не должна ограничить свободу действий предпринимателей, вмешательство в механизм капитализма не является необходимым и может привести лишь к снижению производительности. Первые испытания ждали Маргарет Тэтчер уже при обсуждении ее радикальной программы на открытой сессии парламента и при обсуждении нового государственного бюджета, который предусматривал резкое сокращение государственной собственности, существенное урезание ассигнований на промышленность, образование, здравоохранение, энергетику, транспорт, строительство жилья, помощь городам, решительные меры по ограничению деятельности тред - юнионов. С другой стороны, еще одной особенностью программы правительства было снижение налоговой ставки особенно на большие прибыли. Одновременно увеличивался налог на добавленную стоимость, повышались акцизы на потребление сигаре, алкогольных напитков, бензина. Все эти меры делали новый бюджет чрезвычайно непопулярным, что привело к небывалому падению рейтинга правительства. Одновременно рос курс фунта, который достиг своего пика в 1981 году.

Это привело к падению экспорта промышленности, производства и резкого падения занятости в промышленности. Но это не пугало М. Тэтчер и ее единомышленников. Ее бюджет должен был сыграть роль « холодного душа ». Но результаты были катастрофическими. В последующие два с половиной года тысячи фирм обанкротились, промышленное производство упало на 9 % , армия безработных выросла на 1,5 млн. человек. Как отмечали критики с лейбористского лагеря, « Тэтчер принесла больше экономического ущерба, чем гитлеровские бомбы». На начало 1981 безработица достигла 10 % трудоспособного населения страны. Это был самый высокий показатель со времен великой депрессии 1929 - 1933 лет. На премьера оказывали давление, чтобы убедить ее увеличить налогообложение, повысить государственные расходы и таким образом приостановить непрерывный рост безработицы, то есть повернуть на 180 градусов. В свое время и Вильсон, и Хит, и Кэллагэн шли на это, но Тэтчер выстояла. « Возвращайтесь, если вам хочется. Женщину же нельзя вернуть назад » - заявила она. Эта фраза стала неофициальным девизом ее правительства. Нападки на Тэтчер в парламенте усиливались, но это только укрепляло ее дух. « Я стою перед ними и думаю: «Ну, Мэгги! Давай! Полагайся только на себя! Никто не сможет тебе помочь! И мне это нравится ». Прежде всего, конечно, обвинили лейбористов. Им вменялось в вину то, что лейбористское правительство Д. Каллагена оставил консерваторам в наследство миллионное безработицы, ничего не сделав для подрыва его устоев. « Мы все ненавидим безработицы, и мы все помним, что именно предыдущее руководство в таком большой степени увеличило его » , - заявила Тэтчер в парламенте. Главной причиной роста безработицы она назвала провал попыток почтенного джентльмена (Джеймса Каллагена) и его уважительных друзей уничтожить корни безработицы когда они были в правительстве. « Виновными » в росте безработицы оказались и английская молодежь, и английские старые: молодежь - потому что повышалось число выпускников средних школ, престарелые - потому что они не хотят выходить на пенсию (так как на ней стало трудно прожить) .

Досталось и женщинам, которые внезапно захотели работать и тем самым увеличили число безработных. « Все больше женщин хотят работать, и мы должны создавать больше рабочих мест, чтобы остановить рост безработицы», - говорила премьер. А вообще, по ее мнению, должны все англичане: они не желают переквалифицироваться, не желают передвигаться с тех мест, где нет работы в районы, где существует избыток рабочих мест. «Люди не способны к перемещению, даже на сравнительно короткие расстояния чтобы найти мобильность рабочей силы. Если люди сегодня не хотят передвигаться, как делали их родители, экономика не может развиваться ». Понимая, что все это малоубедительно, консервативная пропаганда применила еще один аргумент: надо говорить не о том, сколько людей не может найти работу, а о том как многие англичане работают. «Большинство англичан продолжают работать » - утешали руководители консервативной партии. « Один из восьми англичан безработный, это очень много, но семь продолжают работать» , - успокаивала избирателей премьер. В оправдание роста безработицы правительство приводил также тот довод, что безработица характерно для всех стран западного мира и даже для отдельных социалистических стран, что безработица хотя и зло, но зло неизбежно. Один из министров британского правительства даже говорил: «Это лейбористы искусственно раздувают проблему, на самом деле англичане уже привыкли к безработице и считают, что без нее нельзя обойтись ». Вообще, консерваторы, подчеркивая универсальный характер безработицы, избегали напоминать, что в Англии безработицы было намного выше, чем в других странах. Правительство наряду с этим пытался уверить народ, что принимает меры для увеличения занятости. Кабинет Тэтчер чувствовал откровенную неприязнь к национализации компаний. Английский исследователь приводит речь одного из министров консервативного правительства, не захотел назвать себя. Тот сказал: « Мы по горло сыты национализированными отраслями промышленности. Они приносят нам огромные убытки В них действуют профсоюзы, они избалованная. Почти ничего нельзя сделать с ними, поэтому мы все больше пристаем на мысль, что надо них избавиться ». Правительство решило назначить значительных и жестких бизнесменов Макрегора и Кинга главами крупнейших национализированных компаний« Бритиш стил» , «Бритиш Коул», «Бритиш ейруелз», перед которыми была поставлена задача подготовить денационализации этих компаний и возвращение их в частный сектор. К 1983 году был организован распродажа акций «Бритиш петролеум», « Бритиш ейроспейс » и других - всего восьми крупнейших компаний. Прибыль правительства от этого составил 1,8 млд. фунтов стерлингов. Приватизация была одной из форм реорганизации государственного сектора. Основной ее целью было оживление конкуренции. Вторая цель тесно связана с первой и состоит из повышения эффективности промышленности, так как изменение климата на рынке должно было стимулировать более свободные действия менеджмента, большую заинтересованность в результатах труда рабочих и служащих. Третьей целью приватизации было сокращение расходных статей бюджета. Четвертой целью было привлечение инвесторов, заинтересованных в конечном результате труда и создании «народного капитализма».

Подобную цель преследовало создание совместных предприятий и реструктуризация национализированных отраслей, создания нескольких компаний, возможно даже государственных, которые могли бы конкурировать между собой. Итак, проводя приватизацию, правительство хотело уменьшить дефицит государственного бюджета, акционировать населения, повысить конкурентоспособность предприятий. Около 40 % предприятий, национализированных в 1945 - 1979 годах, было предоставлено в частные руки. Доля акций была перекуплена рабочими и служащими корпораций. Консерваторы утверждали, что это сделало их непосредственными участниками в управлении предприятием. Но это было не совсем так. Во-первых, большая часть акций была выкуплена крупным бизнесом, что обеспечило ему реальный контроль над этими предприятиями, а во-вторых, многие рядовые англичан, купивших акции, затем быстро продали их.

Таким образом, число индивидуальных владельцев акций «Бритиш ейроспейс » за два года сократилось в три раза. Количество индивидуальных владельцев акций выросла с 2 млн. в 1979 году до 9 , 2 млн. в 1987 году, а в 1990 году этот показатель составил 11 млн. и впервые превысил количество членов профсоюзов. Большинство новых владельцев акций приобрели их в приватизированных компаний, причем некоторые из них продавались по заниженным ценам (акции компании « Бритиш Телеком») . Это в значительной степени стало фактором демократизации собственности. Более 2 /3 государственного сектора было предоставлено в руки частных лиц, кооперативных предприятий. 1981 правительство Великобритании продал частным владельцам акции 18 крупных промышленных компаний с общим капиталом 14 млрд. фунтов стерлингов. Было распространено возможности для приобретения лицами наемного труда акций тех предприятий, где они работали. Предоставлялись налоговые льготы на покупку акций до определенной суммы. Отдельные фирмы было выкуплено их же служащими. Причем стоит отметить, что спрос на приватизационные акции значительно превышал количество этих акций. Когда в декабре 1986 года на рынке появились акции « Бритиш гез » на них поступило 4,5 млн. заявок, в 4 раза больше, чем было выпущено самых акций. Число заявок на приватизационные сертификаты компаний по производству авиационных двигателей « Роллс- Ройс » (1987 года) превысило количество акций почти в 10 раз.Такой резкий рост спроса на акции приватизированных компаний объясняется, во-первых, тем, что правительство Тэтчер принял меры к максимальному упрощению процедуры приобретения акций, во-вторых, правительство в большинстве случаев приватизации позволил выплату в рассрочку. Таким образом, люди с серьезным состоянием получали реальные шансы для приобретения акций. Рабочие и служащие приватизированных компаний пользовались дополнительными привилегиями.

Когда, например, приватизировалась « Бритиш гез » , каждый работник имел право на 52 бесплатных акции и еще на 1481 акцию со скидкой 10 % от налоговой цены. 130 тыс. сотрудников « Бритиш гез » стали владельцами акций. Были введены также ряд налоговых послаблений, которые стимулировали интерес мелких собственников. К концу 1987 4/5 всех служащих приватизированных компаний владели их акциями. С другой стороны, необходимо отметить, что 54 % акций принадлежало 1% самых богатых акционеров. Денационализация государственных обосновывалась также еще и тем, что на них значительные расходы направлялись на социальную сферу, а это привело к весомым потерям в конкурентной борьбе с частными предприятиями, тормозило расширенное воспроизводство капитала. После приватизации акции почти всех компаний выросли в цене. « Бритиш телеком » за три года деятельности в частном секторе увеличила свои доходы почти на 30 %. Причем вливания частного капитала в государственную промышленность было лишь одним из весомых факторов. Не менее, а по мнению британского журналиста Д.Брюс - Гардина, еще большее значение имело ограничения привилегированного положения государственных монополий. Законом о транспорте 1980 « Бритиш рейл » лишалось единоличного права решать вопрос перевозки пассажиров. Одновременно правительство сохраняло за собой «особый » пакет акций в ряде компаний, чтобы они не попали под контроль иностранных акционеров. Также создавались специальные ревизии и контрольные институты, которые должны следить за тем, чтобы приватизированные компании обеспечивали спрос и услуги для населения. Одним из важнейших мероприятий, которые осуществило правительство Тэтчер, была приватизация жилья, поскольку в начале 1980 - х годов основная часть городского населения арендовала жилье в городской власти. Жилищное хозяйство было убыточным, поэтому его содержание тяжелым бременем ложился на местные бюджеты, а в конечном счете - на державу.

Новий курс тори привело к оживлению деловой активности, ускорил модернизацию экономической структуры страны. Британская экономика выросла в 80- ти года 3 - 4 % быстрее, чем в других ведущих западных странах, за исключением разве что Японии. Одновременно в 80- ти года сократились темпы роста потребительских цен. 1988 они составляли 4,9 % , тогда как в 1979 году - 13,6 %. Следует, правда, отметить, что процессы приватизации и распространение количества держателей акций, хотя они и охватили значительную часть общества, имели и своих оппонентов поскольку, по определению специалистов, большинство населения страны, даже в самой Британии, оставалась малосознательные относительно того, как функционирует британская экономика. Именно эта неосведомленность объясняла, почему значительная часть общества относилась к процессам приватизации и массового акционирования с определенной осторожностью, а иногда даже враждебно. Единственным путем преодоления такой предвзятости М. Тэтчер считала быстрее вовлечения британцев к этому процессу, чтобы реально продемонстрировать им преимущества частной собственности перед государственной, поскольку именно непосредственное участие в деятельности той или иной компании не только давала возможность повысить финансовые интересы каждого собственника, но и приближала его к пониманию реальных процессов экономической жизни как страны в целом, так и конкретного предприятия. Как отмечала впоследствии в своих мемуарах Тэтчер, сама по себе приватизация не решала ни одной из проблем, она только проявляла скрытые проблемы, которые надо было немедленно решать. Монополии или квазимонополии, что приватизировано, требовали государственной поддержки, регулирования их деятельности. Необходимо было вдохнуть в них уверенность, лишить предвзятого страха перед рыночными трудностями, жестокостью конкуренции и непредсказуемостью потребителей. «Поддержка огосударствленных и приватизированных компаний, - отмечает экс - премьер, - это совершенно разные вещи», поскольку в первом случае правительство вынуждено было заниматься неприсущими для него функциями, в остальном же - правительство переводил значительную часть ответственности на частный сектор, создавая условия для его приличного функционирования и обеспечивая от неожиданностей « свободного рынка».

Успехи тетчеризма в условиях Великобритании свидетельствовали о способности капиталистической системы трансформироваться и приспосабливаться к новым социально - экономическим условиям. Главные направления осуществления структурных изменений экономики страны сохранились и в 90 - х годах, несмотря на " сжатие " социокультурного потенциала общества. До конца своей срока пребывания у власти первого правительства Тэтчер удалось преодолеть спад экономики. Валовой национальный продукт упал на 5 % в период между первой половиной 1979 года и низкой отметкой рецессию - первой половине 1981 года. С 1982 года начинается ежегодный рост производства, а с 1983 года - увеличение занятости. Впоследствии рост промышленного производства уверенно набирало темпы и в 1988 году ВНП был на 21% выше, чем в 1979 и почти на 27 % выше 1981 года. Реальное оздоровление инвестиционного климата произошло в середине 1980- х годов, после чего инвестиции начали быстро расти. В 1983 году импорт промышленных товаров в Великобритании впервые в мирное время превысил экспорт. Выросла сфера услуг, положительный платежный баланс достигался невиданными доходами и торговлей непромышленными товарами.

Приход к власти в 1979 г. М. Тэтчер ознаменовал совершенно новую для Англии экономическую программу, основанную на неоконсервативной концепции, характерной для государственного регулирования в развитых странах. Правительство делало ставку на свободное предпринимательство, личную инициативу, индивидуализм и отказ от жесткого государственного регулирования экономики. В основе реформирования методов государственного регулирования экономики лежали идеи экономического либерализма, свободного предпринимательства, личной инициативы, предполагающие сокращение регулирующей функции государства и усиление значения рыночных механизмов.

Важным направлением экономической политики М. Тэтчер была денационализация. Для экономики Англии была характерна высокая степень национализации. Государственные предприятия производили в 1979 г. 10% ВВП. Отсутствие в государственном секторе конкуренции или угрозы банкротства не стимулировало рост эффективности производства.

Правительство приступило к проведению крупномасштабной денационализации государственных предприятий. Частным фирмам были проданы богатые месторождения нефти, заводы по производству радиоактивных изотопов, национальная компания по перевозке грузов, угольные шахты, телекоммуникации и предприятия газовой, сталелитейной, электроэнергетической промышленности. За период 1984-1987 гг. была приватизирована 1/3 государственной собственности в промышленности. Приватизация привела к тому, что значительно возросло количество держателей акций и по числу акционеров Великобритания заняла второе место в мире.

Изменения затронули и оставшиеся государственные компании. Одновременно с предоставлением большей хозяйственной самостоятельности эти предприятия стали полностью автономны в финансовом отношении. Такие компании уже не находились в сфере искусственного благоприятного климата, цены полностью определялись рыночной конъюнктурой. Резко сократилась доля государственных капиталовложений в английскую экономику. В начале 90-х гг. она составляла всего 25% против 50%, характерных для предшествующего периода.

Определенное место в процессе разгосударствления занимала приватизация жилья, которое арендовалось у местных властей. Содержание таких домов повышало расходы местных бюджетов, и был принят закон, по которому местные органы власти могли продавать дома по льготным ценам арендаторам.

Важным направлением экономической политики М. Тэтчер было развитие малого и среднего бизнеса, повышение его экономической самостоятельности. Малый и средний бизнес стал новой силой в экономической структуре Великобритании. Мелкие и средние хорошо оборудованные фирмы могли быстро и гибко реагировать на изменение рыночной ситуации в отличие от крупных корпораций. Кроме того, эта часть предприятий успешно дополняла производство на крупных объединениях, часто работая по их заказам.

Основным направлением бюджетно-налоговой политики было сокращение государственных расходов. Было проведено сокращение численности государственных чиновников и общего уровня затрат на содержание государственного аппарата. Составляющим элементом сокращения государственных расходов было сокращение расходов бюджета на социальные цели и жесткий контроль над уровнем заработной платы.

В результате изменения налогового законодательства ставка подоходного налога была снижена и возросли налоговые льготы частному бизнесу. Ставка налога на прибыль крупнейших корпорация была последовательно снижена сначала до 50%, а затем до 35%. Были отменены взносы предпринимателей в фонды социального страхования на занятую рабочую силу. Одновременно усиливалось косвенное налогообложение. Возросла ставка налога на добавленную стоимость (с 8 до15%), которым облагался широкий ассортимент товаров первой необходимости, а также бытовые услуги и медицинская помощь. Удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета вырос с 34% в 1979 г. до 39% в 1981 г.

Антиинфляционная политика реализовывалась на основе сокращения займов, предоставляемых государством частному сектору, контроля темпов роста денежной массы, повышения ставки процента, сокращения численности государственного аппарата.

Реформы этого периода затронули и внешнеэкономическую деятельность. В 1980 г. были отменены все ограничения на экспорт капитала. В начале 80-х гг. среднегодовой размер внешнеэкономических инвестиций частного капитала составлял в среднем 35 млрд ф. ст. Основная часть английского капитала экспортировалась в развитые индустриальные страны. Одновременно поощрялись вложения иностранного капитала в английскую экономику.

Большое внимание уделялось рационализации производства. Были реализованы программы технической реконструкции и модернизации электротехнического машиностроения, текстильной промышленности и ряда других отраслей. Большая часть инвестиций направлялась на замену и модернизацию оборудования, внедрение новых энерго- и ресурсосберегающих технологий. Наибольший прирост капиталовложений был в автомобилестроении, в химической, полиграфической и целлюлозно-бумажной промышленности. Одновременно сохранялся высокий уровень расходов на НИОКР в военной области.

Рост занятости в экономике приводил к снижению безработицы. Если в 1987 г. без работы было 9,8% рабочей силы, то в 1989 г. - 6,8%. Для сокращения числа безработных была разработана программа профессионального их обучения. Ее реализация делала возможным переобучение и дальнейшее трудоустройство около 600 тыс. чел.

Важным элементом экономического роста являлся потребительский спрос населения и частные капиталовложения, положительная динамика которых была связана с ростом доступности кредита. В результате возросли как потребительские расходы населения, особенно на товары длительного потребления, так и масштабы частных капиталовложений, наибольший прирост которых имел место в автомобилестроении, целлюлозно-бумажной и полиграфической отраслях.

В результате проводимой экономической политики темпы экономического роста в 80-е гг. составляли в среднем 3-4% в год, что превышало аналогичные показатели в других странах. Рост производительности труда в среднем составлял 2,5% в год, уступая лишь Японии. Возросла и капиталоотдача, характеризующая эффективность использования основного капитала. Англия была единственной из развитых стран, кроме Японии, где этот показатель имел положительную динамику по сравнению с 1970-ми гг. Темпы инфляции снизились с 16% в 1980 г. до 4% в 1983 г.

На выборах 1979 г. консерваторы получили 13,7 млн. голосов, а лейбористы-11,5 млн. Главой правительства впервые стала женщина-новый лидер консерваторов Маргарет Тэтчер (род. в 1925 г.).

М. Тэтчер проявила себя убежденной сторонницей консервативных взглядов, человеком с твердым и непреклонным характером, за который англичане прозвали ее “железная леди”. Она пришла к власти, имея четкую программу действий, и стала настойчиво проводить ее в жизнь. М. Тэтчер пользовалась большим авторитетом и в Англии, и в мире под ее руководством консервативная партия одержала победы на выборах 1983 г. и 1987 гг., а “железная леди” возглавляла правительство одиннадцать с половиной лет подряд. Некоторые биографы называют ее правление “эрой Тэтчер”.

Программа премьер0министра не содержала принципиально новых положений по сравнению с традиционной концепцией британских тори. Она лишь приспосабливала ее к современной эпохе и доводила до логического конца. Основные положения, выдвинутые М. Тэтчер и получившие название “тэтчеризм”, заключаются в следующем:

· Движущей силой всякой процветающей экономики является частное предпринимательство. Основу политического курса властей составляют “свобода, возможности для всех, поддержка предпринимательского духа, демократия собственников”.

· Вмешательство государства в частную жизнь сводится к минимуму, оно ни в коем случае не должно сковывать частную инициативу.

· Все трудоспособные граждане обеспечивают себя сами. Государство и благотворительные организации оказывают поддержку только нетрудоспособным и тем, кто не по своей вине лишен возможности работать. Исходя из этого, следует отказаться от государственных социальных программ или свести их до минимума.

· Государство должно иметь сбалансированный бездефицитный бюджет. Важнейшую часть его составляют налоги, которые все население должно платить в соответствии со своими доходами. Необходимо строго соблюдать режим экономии и сокращать расходы.

· Профсоюзы имеют право законными средствами защищать интересы трудящихся, не ущемляя при этом интересы других людей. Поэтому право на забастовки. Которые наносят ущерб обществу, должно быть ограничено.

М. Тэтчер исходила из того, что должна обладать сильной армией и флотом и совершенствовать свое ядерное оружие. Во внешней политике она считала приоритетными отношения с США и соблюдение обязательств по НАТО, выступала против ускорения интеграционных процессов.

Экономическое положение было крайне тяжелым. Тэтчер выступила за т.н. “экономию”, которая выразилась в сокращении размеров пособий по безработице, других социальных программ. В результате вновь усилилось стачечное движение.

Ссылаясь на убыточность многих предприятий государственного сектора, правительство в широких масштабах проводит денационализацию экономики. К частным владельцам перешло большинство предприятий нефтяной и авиакосмической промышленности, а также воздушного транспорта. Сфера приватизации быстро расширялась. За несколько лет “тэтчеризма” более двух третей предприятий государственного сектора перешли к частным владельцам или коллективам приватизируемых предприятий. Одновременно было распродано свыше миллиона муниципальных квартир. Более 60 % жителей страны стали обладателями собственного жилья. Это привело к числу роста числа собственников и укреплению социальной базы тори.

Чтобы усилить конкурентоспособность британской промышленности, правительство стало вкладывать крупные капиталы в ее перевооружение на основе достижений НТР, поощряло предпринимателей, развивавших новейшие отрасли и стимулировавших рост производительности труда. “Тэтчеризм”, буксовавший в первые годы, стал приносить ощутимые плоды. С 1982 по 1087 г. темпы экономического роста были самими высокими в Западной Европе. Число безработных и масштабы инфляции сократились.

За послевоенные годы в Англию иммигрировало большое число иностранцкв, главным образом жителей бывших Британских колоний-Бангладеш, Индии, Пакистана и т.д. Рост числа иммигрантов породил несвойственные Англии в прошлом расистские настроения: между англичанами и иммигрантами происходили столкновения, правая печать повела против “цветных” враждебную кампанию. Правительство Тэтчер не выступило против расистов, а провело через парламент законы, ограничивающие квоту на въезд иностранцев в Англию.

Между Англией и Аргентиной с давних пор шел спор по поводу принадлежности группы Фолклендских (Мальвинских) островов в Южной Атлантике, недалеко от побережья Южной Америки. Исторически права на них принадлежали Аргентине, но англичане давно колонизировали их, проживавшее там немногочисленное население говорило на английском языке и желания переходить под управление английской военной хунты не испытывало. Хунта же, рассчитывая поднять в глазах аргентинцев свой престиж, в мае 1982 г. высадила десант на островах и подняла над ними аргентинский флаг.

М. Тэтчер, проводившая жесткую линию защиты торгово-экономических и военно-политических интересов реагировала на действия Аргентины весьма решительно. Не считаясь с затратами, она направила на острова военные корабли, морскую пехоту и авиацию. Аргентинский гарнизон капитулировал. закрепила за собой Фолклендские острова и создала там военную базу. Эти действия способствовали росту авторитета консервативной партии и ее лидера.

Но период быстрого экономического роста и относительного благополучия Англии оказался весьма непродолжительным. С начала 90-х гг. экономическая конъюнктура стала ухудшаться, вернулись старые болезни-бюджетный дефицит, инфляция, повысившаяся в 1990 г. на 9 % безработица. Возмущение народа вызвал новый, одинаковый для всех, независимо от дохода, подушный налог, которым облагались все жители страны старше 18 лет. Введение этого налога повлекло за собой массовые митинги протеста, нередко заканчивавшиеся столкновениями с полицией. Обострилась и ситуация в Ольстере. Темпы экономического развития замедлились.

Популярность правящей партии падала. К ому же в ее руководстве усилились разногласия, прежде всего по вопросу о европейской интеграции: М. Тэтчер тормозила процесс ее развития, а многие министры считали нужным поддержать позицию Г. Коля и Ф. Миттерана.

Все эти обстоятельства вызвали в ноябре 1990 г. отставку Тэтчер. Лидером консервативной партии и премьером стал по рекомендации своей предшественницы Джон Мейджор, занимавший до этого пост министра финансов.

Мейджор был самым молодым премьером Придя к власти он отменил непопулярный подушный налог и обещал “осуществить поворот в сторону большего удовлетворения социально-экономических требований британцев”. Вместе с тем Мейджор объявил, что главными задачами его правительства являются укрепление права собственности, продолжение процесса приватизации государственный компаний, увеличение налоговых льгот для предпринимателей.

Вопреки прогнозам социологов, на парламентских выборах в апреле 1992 г. абсолютное большинство мест в палате общин вновь получили консерваторы. Впервые за 170 лет одна и та же партия одержала победу на выборах четыре раза подряд. Премьер-министром остался Джон Мейджор.

Однако, довести свой рекорд до пяти у тори не получилось. В стране продолжала ухудшаться экономическая ситуация: тормозились темпы развития, увеличивалась безработица. Крайнее недовольство в народе вызывало отсутствие государственных социальных программ. Увеличивалась инфляция, и фунт стерлингов терял свой престиж самой стабильной валюты мира, все более и более уступая позиции доллару. Правительство было вынуждено произвести его девальвацию. Хотя Мейджор и пытался сбавить некоторые, наиболее резкие мероприятия Тэтчер, но общее ухудшение экономики, конфликт с профсоюзами, прежде всего с горняками, переход в зависимость от США и неудачи в решении ольстерского конфликта привели к поражению консерваторов на выборах 1997 г. К власти пришли лейбористы, лидер которых Тони Блэйр возглавил правительство и является премьером на данный момент.

Маргарет Тэтчер впервые в британской истории нынешнего века удалось на столь продолжительный срок прервать колебания традиционного двухпартийного маятника нахождения у власти консерваторов и лейбористов. На посту премьер-министра она находилась в общей сложности 11 лет. Эти годы были непростыми в жизни Великобритании. Стране удалось выйти из довольно опасного социально-экономического кризиса, когда Англию называли «больным человеком Европы», укрепить свои позиции среди наиболее развитых государств капиталистического мира. Вырос международный авторитет Великобритании, увеличилась ее роль в мировых делах.

В британской политической жизни прочно утвердился термин «тэтчеризм». Этим термином характеризуют определенные политические, идеологические и моральные установки, которые проводила или старалась провести в жизнь Маргарет Тэтчер, а также ее специфический стиль руководства.

Политическая философия тэтчеризма небезынтересна. Ее основу составляют несколько элементов. Это - апологетика свободного предпринимательства, личной инициативы. Главным стимулом при этом Тэтчер считает прямую материальную выгоду, желание «устроить жизнь как можно лучше для себя и своей семьи». По ее утверждениям она тем самым «аппелирует к лучшему, что заложено в природе человека».

Вопрос о мотивации человеческой активности - один из центральных в философии тэтчеризма. «Ничего плохого нет в том, чтобы создавать богатство, достойна осуждения только страсть к деньгам ради денег» - говорит Тэтчер Л. В. Каминская, «Маргарет Тэтчер: суть политики», издательство «Республика», г. Москва, 1996г., стр. 94. Ее философия носит откровенно антиэгалитарный характер. «Погоня за равенством - мираж. Возможности ничего не значат, если за ними не стоит право на неравенство, свобода выделяться из всех» Л. В. Каминская, «Маргарет Тэтчер: суть политики», издательство «Республика», г. Москва, 1996г., стр. 95.

Защита свободного предпринимательства, призывы к освобождению личности от пут «государственного бюрократизма» родаются в полемике с британскими лейбористами как часть общей стратегии наступления на социализм. «Государство не должно доминировать над жизнью людей, не должно проникать во все ее аспекты, заменяя личную ответственность» Л. П. Кравченко, «Кто есть кто в мире политики», издательство «Полтииздат», г. Москва, 1990 г., стр. 67.

Для понимания мировоззрения Тэтчер надо, как представляется, иметь в виду то, что сама она, в отличие от большинства ее предшественников, не принадлежит к британскому истеблишменту. Она - выходец из мелкой буржуазии. Этим во многом объясняется тот факт, что важным элементом концепции тэтчеризма стал провозглашенный ею «возврат к викторианским моральным ценностям»: уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, примат права личности.

Тэтчер достаточно точно уловила настрой определенных слоев общества, выступающих за то, чтобы во главе страны стояла «сильная личность», которая могла бы вернуть Британии былое величие и навести в стране «должный порядок». Характерно, например, что в сфере общественной нравственности, укрепления закона и порядка Тэтчер не только не ослабила роль государства, но и значительно усилила ее. За время ее пребывания у власти было принято несколько новых важных законов, призванных расширить полномочия судов и полиции, ужесточилось и иммиграционное законодательство.

Базу тэтчеровского экономического курса составляла монетаристская концепция, отдающая приоритет снижению инфляции посредством сдерживания роста денежной массы и выпуска ее в таком объеме, который был бы в прямой зависимости от выпуска продукции и нормы процента. Кредитно-денежное регулирование - основной рычаг воздействия на хозяйственную конъюнктуру. Правительство Тэтчер последовательно осуществляло перестройку налоговой системы. Уменьшение налогообложения, по ее замыслу, должно поощрять деловую активность, повышать оборачиваемость капитала.

Маргарет Тэтчер энергично и решительно ломала сложившуюся в стране систему государственных корпораций. Приватизация обобществленного сектора - один из основных элементов проведенной ею перестройки экономики. В беседах, в том числе и с нашими экономистами, она не раз отмечала негибкость государственных предприятий, их запоздалое реагирование на постоянно меняющиеся потребности рынка. Поскольку эти предприятия, говорила она, состоят на довольстве у государства, у них нет нужды заботиться о выживании. Вместе с тем, Тэтчер не раз говорила и о том, что важная задача правительства - создание наиболее благоприятных условий для частного бизнеса, который вправе добиваться повышения прибылей при условии полной ответственности за результаты собственной деятельности. Особенность тэтчеровского варианта приватизации - широкая распродажа акций мелким владельцам. Такая линия, отмечала она, позволяет приобщать к философии собственничества массу рядовых англичан, а, значит, в политическом плане - укреплять базу поддержки ими консерваторов.

Но все это не значит, что политика Тэтчер и ее правительства не сталкивалась с существенными трудностями. Например, в социальной области, создании рыночной конкуренции в сфере здравоохранения, в реформах образования явно просматривалась тенденция к разделению общества на людей «первого» и «второго» сорта. Именно в этих вопросах Тэтчер перешла грань допустимого в социальном маневрировании. Английские избиратели оказались неготовыми к перестройке общества по принципу «каждый для себя». Это нашло отражение и в процессах, в конечном счете, вынудивших Тэтчер сложить с себя лидерство в партии. Конечно, при этом надо учитывать и жесткость линии Тэтчер при решении бюджетных вопросов в Европейском Союзе, которая поставила Лондон под угрозу изоляции в сообществе. Она вызвала настоящий бунт в рядах своей партии, возражая против полного участия Великобритании в Европейской денежно-кредитной системе (планировалось ввести общую валюту на территории всей Европы). Методы решения вопросов в правительстве дали основание истолковывать стиль Тэтчер как авторитарный, как отход от «искусства британской классической дипломатии».

Новое на сайте

>

Самое популярное