Домой Многолетние цветы Почему мы празднуем Рождество Богородицы? Православное Рождество: традиции и история празднования

Почему мы празднуем Рождество Богородицы? Православное Рождество: традиции и история празднования

В плоть до начала двадцатого века в России не было принято праздновать Новый год в том виде, в котором мы его отмечаем сейчас. Главным зимним торжеством считалось Рождество Христово - праздник, пришедший вместе с православной религией и посвященный рождению Спасителя. Русское рождество несколько отличается от европейского своими традициями и датой празднования. Почему же русское рождество празднуют 7 января, а европейское – 25 декабря?

История праздника

В Древнем Риме было принято чествовать бога Сатурна в первый день года. Связано это было с солнечным циклом – самая длинная ночь в году оставалась позади, и день начинал расти. Римляне верили, что это заслуга Сатурна и возносили ему хвалу. Приходился этот праздник на 25 декабря согласно Юлианскому календарю.

С появлением христианства множество популярных в народе языческих праздников были адаптированы к новой религии, чтобы не вызывать недовольство у народа. Не стали исключением и сатурналии. С легкой руки новых богослужителей в начале десятого века в Риме этот праздник переименовали в Рождество. При этом в обрядовой части праздника осталось немало языческого. Что, собственно, и помогло сохранить веселую атмосферу, которая так нравилась людям.

Дело в том, что в Библии нет указаний на точную дату, когда был рожден Христос, но сопоставление определенных фактов дает священникам основания полагать, что это вполне могло произойти в первый день года. Но празднование прижилось, поскольку священники сумели провести параллели между солнцем, которое чествовали язычники и солнечным образом Христа-спасителя, кого Новый Завет называет «Солнцем правды».

Так как Христианство довольно быстро распространилось по континенту, то уже к 1100 году рождение Христа отмечалось как главный праздник во всей Европе.

В православном мире Рождество также стало одним из главных государственных праздников. Считается, что отмечать его стали в десятом веке после того, как киевский князь Владимир покрестил Русь. Как и в Европе, этот праздник отмечался 25 декабря.

Так почему Рождество празднуют 7 января?

Все дело в календаре. В шестнадцатом веке Римский Папа Григорий XIII перевел Рим на более точный календарь. В последующие годы большинство мировых стран перешло на ту же систему отсчета времени, что и римляне.

Но русский патриарх Иеремия II решил, что Россия пойдет своим путем и новый календарь ей ни к чему. Таким образом, на момент внедрения Григорианского календаря, отличие в датах между Россией и Римом составило десять суток, а к двадцатому веку выросло до четырнадцати.

Большевики, придя к власти, внедрили и григорианский календарь, но РПЦ осталась непреклонна в своих убеждениях. Поэтому православное Рождество празднуется на две недели позже католического – 7 января.

Традиции русского рождества

В канун Рождества еще длился Великий пост, поэтому в этот день никаких пиршеств не устраивали. А вот с наступлением святок, начинались массовые народные гуляния.

Главной традицией празднования русского Рождества считается прославление Иисуса. Проходило оно не только во время церковных богослужений. У молодежи было принято собираться компаниями и ходить от дома к дому, распевая песни, прославляющие Божьего сына. Кроме того, пелись песни, в которых хозяевам дома желали добра, здоровья, благополучия и других благ. За исполнение песен молодежь было принято поощрять обильным угощением. Отказывать славильщикам в лакомствах было не принято, поэтому исполнители песен ходили с большими мешками для сбора «благодарностей».

С шестнадцатого века из Польши пришла традиция устраивать на Рождество вертеп. Это был чаще всего кукольный, а позже и актерский театр, в котором неизменно изображался сюжет появления на свет Христа. Согласно традициям, Божью матерь и младенца «играли» иконы, а вот волхвов и остальных персонажей куклы или люди.

Традиция украшать ель пришла в Россию из Германии. Ввел этот обычай в 1699 году Петр первый. Правда, в его указе содержалось приказание, украшать дома ветками хвойных растений. Непосредственно наряжать ели в России стали с середины девятнадцатого века. Во время войны с Германией в 1916 РПЦ запретила наряжать елки, т. к. это была вражеская традиция. Большевики не стали отменять этого запрета вплоть до 1935 года, когда обычай украшать елку вернулся уже как новогодний.

Во время Новогодних каникул у многих возникает вопрос, почему в странах Европы и США самый важный христианский праздник отмечают 25.12, тогда как в России и странах СНГ он приходится на 07.01. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сделать небольшой экскурс в историю и прояснить, почему произошло такое разделение. Попробуем подробнее разобраться, почему рождество 7 января и 25 декабря.

Немного истории

Следует пояснить, что 25.12 Рождество отмечают люди, исповедующие католичество. Для представителей православной веры, Спаситель появился на свет 07.01. В чем же разница и почему две ветви одной религии так разделились? Путаница произошла из-за смены календарей.

В 16 веке люди пользовались юлианским, а после того как папа римский Григорий 13 предложил более точный способ подсчета утекающих дней, началась эра «григорианского» календаря.

Ключевыми отличиями между ними были:

  • Разный промежуток времени, когда наступает високосный год. В григорианском он каждые 4 года, в юлианском – 3.
  • В юлианском – лишний день наступает каждые 128 лет, тогда как в его приемнике лишь через 3200 лет. Поэтому григорианский календарь считается наиболее точным.
  • Каждый 4 год по новому стилю не считается високосным, если он делится на 400 или кратный 100.
  • Юлианский календарь на сегодняшний день практически нигде не используется, кроме христианской церкви, однако в свое время он просуществовал более тысячи лет.
  • Каждые 400 лет разница между календарями увеличивается на 3 дня.

Разница между календарями и привела к тому, что ключевые христианские праздники католическая церковь и поныне отмечает по юлианскому календарю, то есть по старому стилю, тогда как весь мир перешел на григорианский. Поэтому по всей Европе и Америке Рождество приходится на 25 декабря, на дату по старому стилю, как если бы в обиходе использовался юлианский календарь.

Почему выбрали именно 25 декабря для празднования?

Интересным остается вопрос, почему была выбрана именно эта дата – 25 декабря, не зависимо от того, по старому стилю она обозначена или по-новому. Ведь доподлинно в Библии не указано, когда именно был рожден Спаситель, лишь примерно указано время года. По этому поводу существует две теории:

  • 12 приходился на день зимнего солнцестояния и даже со становлением христианства, люди были привязаны к этому дню. Поэтому языческую привычку решили заменить на празднование главного события у христиан.
  • Согласно римскому Хронографу 354 года, Спаситель мог быть рожден именно 25 декабря, однако этот факт достоверно подтвержден не был.

По сути, праздник, назначенный на день языческого события, впитал в себя и некоторые нехристианские традиции. Но сегодня все настолько плотно переплелось, что найти корень обычая не так уж и просто.

Как празднует Рождество католики?

О том, как празднуют рождение Спасителя католики, часто можно наблюдать в западных фильмах. Обычно он показан как яркий, очень торжественный праздник, который собирает за одним столом всю семью.

К традициям, присущим католическому Рождеству, следует отнести:

  • За месяц до красной даты в календаре, начинается период духовного очищения и подготовки к празднику.
  • На входных дверях всегда можно увидеть нарядные еловые венки или рождественские гирлянды, яркие украшения.
  • В каждом доме украшается живая ель, которая символизирует достаток и плодородие. Она так и называется Рождественская ель, украшать ее собирается вся семья.
  • Ужинают в Сочельник традиционными блюдами, например, в США – это индейка, а в Китае – утка. После чего все отправляются на праздничную мессу в храм.
  • Подрастающее поколение в масках ходят по домам, колядуют и собирают вкусные подарки.
  • При храмах всегда устанавливается вертеп с фигурками главных героев событий, которые разворачивались более 2000 лет назад в Вифлееме.
  • Празднование проходит ровно 8 дней.

Вот несколько традиций празднования рождения Спасителя у людей, исповедующих католичество. В чем-то они схожи с православными обычаями, а где-то кардинально отличаются.

Следует отметить, что на традиции и обычаи празднования Рождества на территории стран СНГ оставил отпечаток атеизм Советского Союза. Даже елочка, некогда называвшаяся Рождественской, стала просто Новогодней. А звезда на ней из Вифлеемской, превратилась в красную пятиконечную, символизирующую власть Советского союза.

Но сегодня характерными обычаями празднования Рождества следует выделить:

  • Все верующие собираются в Храме с самого вечера и стоят всю праздничную службу.
  • На столе обязательным элементом является кутья, которая готовится с добавлением мака и меда. Это традиционное блюдо символизирует вечную жизнь и веру.
  • По домам ходят молодые люди и поют коляду, желая хозяевам здоровья и долгих лет, а за это получают сладости и угощения.
  • Дети ходят в дом к крестной матери или отцу, чтобы поздравить их с праздником.
  • За стол разрешается садиться с первой звездой.
  • Ужин в Сочельник желательно провести в тишине или говорить лучше тихо, а на столе должны быть преимущественно традиционные блюда и рыба.
  • В само Рождество 7 января, стол должен быть богатым и обязательно ставятся блины, домашние соленья, жареную птицу, пряники, сладости и холодец.

В Рождество молодые девушки любят гадать на женихов, кидая туфельку или призывая суженого показаться. Церковь не одобряет такое поведение в праздник, однако оно уже стало давно хорошим обычаем.

Так ли много разного накопилось между католиками и православными? Попробуем разобраться, в чем же наши кардинальные отличия.

  • Главная разница, конечно, заключается в дате.
  • Католикам разрешается не держать пост перед самим праздником. Но не допускается игнорировать период духовного очищения. Заменяется ограничение в пище, молитвами и добрыми делами.
  • Католики дарят подарки не на Новый Год, а на Рождество. Тогда как в православной традиции, преподносить презенты в этот день не нужно.
  • У католиков на праздничном столе можно увидеть освященные хлебцы, которые едят вместе с остальной едой. В православной традиции просвирки едят утром натощак, чтобы разговеться после поста.
  • Главным персонажем на Рождество у католиков является Санта-Клаус, который и приносит подарки, проникая в дом по дымоходной трубе. Духовенство такую подмену не одобряет, но обычай уже успел укорениться за многие века. У православных в этот день духовных благ просят у Иисуса Христа, поэтому обмен подарками и не приветствуется.

Но, несмотря на все отличия, праздник несет единый посыл, собрать за одним столом всех родных, поблагодарить Всевышнего за все блага, которые он дарует. Важно помнить, что не день, выбранный в календаре, определяет торжество, а люди, поэтому не важно будет это 25 или 7, главное провести его с родными и с молитвой.

Почему Греческая Православная Церковь, празднует Рождество 25 декабря, как и католическая, а РПЦ на 13 дней позже – 7 января?

Попытки установить истину самостоятельно похвальны, но что делать, если они не увенчались успехом? Принять истину большинства без размышления или идти дальше своим путем, оставив догмы большинства за плечами?

Ждать ли чудес в святые дни, чтобы ими укрепить веру? Или подлинная вера сама рождает чудеса в самые серые будни? Чудеса, порой столь тихие, незаметные постороннему глазу, от которых лишь собственное сердце замирает от удивления, благоговения и тихого восторга: «Как такое могло случиться – невероятно!».

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ХРИСТИАНСТВА

Как известно, в Новом Завете нет ни намека, чтобы кто-то из близких Христа, включая и самого Иисуса, отмечали дни рождения. Известно лишь об одном таком праздновании – дне рождения царя Ирода, на котором он подарил голову Иоанна Крестителя своей падчерице Саломее. И позже нет упоминания, что апостолы или дева Мария отмечали Рождество.

ОГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Первые христиане были гонимы во многих частях света.

В начале своего правления император Константин, как и все предыдущие императоры, был язычником, ему даже было видение солнца после посещения священной рощи Аполлона. Но через два года, во время войны, к нему во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знаменах своего войска греческие буквы PX. А на следующий день Константин увидел в небе крест и услышал голос: «Сим победиши!».

После победы христианство стало обретать статус государственной религии. При Константине столицей римской империи стал город Византий, впоследствии переименованный в Константинополь.

По преданию, еще до того, апостолом Андреем Первозванным, около 38 года здесь было основано собрание христиан и он рукоположил своего ученика Стахия «во епископы града Византиона». Предоставляя христианству особый статус и поддерживая церковь, Константин активно вмешивался в церковные дела, добиваясь единства кафолической (всеобщей) церкви как условия единства империи и выступая арбитром в межцерковных спорах.

Когда между александрийскими священником Арием и епископом Александром разгорелся спор, Константин выступил арбитром и раскола церкви не произошло, указами Константина епископы-повстанцы были сосланы.

Словом, император Константин и его последователи прибрали к рукам в своей империи эту гонимую христианскую церковь, сделав ее государственной религией. Разделение у христиан началось, когда христианское учение начали «растаскивать» по национальным признакам и огосударствливать.

Государственная религия – это круто, это третья нога власти! Хорошо это или плохо – вопрос дискуссионный, ответ на который для других не знаю. Оглянитесь вокруг – сами поймете.

Но все же, ни о каких православных и католиках при императоре Константине не было и речи, а 25 декабря, как день «рождения Христа в Вифлееме Иудейском», впервые упоминает римский хронограф в 354 году как общей дате для всех христиан.

Дальше дело пошло хуже, с 451 года в Константинополе был утвержден патриархат, согласно которому «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что город оный есть новый Рим».

Единство христианской церкви начало раскачиваться конкурирующими «помазанниками» двух главных центров христианства – Константинополя и Рима. К 8-ому столетию, Римский папа и патриарх Константинополя начали спорить по многим вопросам, касающимся религии. Одно из различий в их мнениях – это безбрачие духовенства (священники Рима должны соблюдать обет безбрачием, тогда как константинопольский священник может жениться перед своим рукоположением).

Споры и возражения между духовными руководителями Православия и Католицизма становились все более интенсивными, и в 1054 г. Патриарх и Римский папа окончательно разошлись друг с другом. Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь – каждая из них встала на свой собственный путь развития: это разделение называют ересью.

ВСЕ ВРУТ КАЛЕНДАРИ

Историки до сих спорят о годе рождения Христа, в то время как с самой датой Его Рождества более менее определились, благодаря тому, что в Библии хорошо прописан подсчет Пасхи. Но и здесь возникли разногласия из-за разницы в календарях.

Дело в том, что в первые века нашей эры церковь пользовалась юлианским календарем. Юлианский календарь был введен Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э., его в современной России обычно называют старым стилем. Им пользовались довольно долго, но со временем выяснилось, что точность юлианского календаря по сравнению с тропическим годом оказалась невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день.

Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. Во многих храмах, по замыслу создателей, в день весеннего равноденствия Солнце должно попасть в определенное место, например в Соборе святого Петра в Риме - это мозаика.

Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с Папой могли удостовериться, что Пасха уже не попадает на прежнее место. После долгого обсуждения этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением папы Григория XIII был заменен на более точный календарь. При этом следующий день после 4 октября был объявлен 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII-XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.

В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто, как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.

Как подсчитали астрономы, в связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX-XXI веках, а 8 января, а с 9901 года Рождество будет праздноваться уже 8 марта (по новому стилю), хотя в литургическом календаре данный день будет соответствовать 25 декабря (по старому стилю).

В России григорианский календарь был введен декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным 26 января 1918 года.

Последними на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году.

До сих пор не перешли на григорианский календарь Эфиопия и Таиланд.

В Северной Корее с 8 июля 1997 года принято новое «летосчисление чучхе», началом которого является 1912 год - год рождения Ким Ир Сена

С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года. Он также был формально введен патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 года.

Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня.

В 1923 году на Всеправославном Соборе в Константинополе представителями одиннацати православных церквей было принято решение о переходе на «новоюлианский календарь» (в настоящее время совпадает с григорианским). В наше время по новому стилю, 25 декабря, Рождество отмечают православные церкви Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Американская Церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии.

Четыре Поместных православных Патриархата - Иерусалимский, Русский, Грузинский и Сербский следуют юлианскому календарю, отмечают Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, что соответствует 7 января григорианского календаря, также по юлианскому календарю (7 января) отмечают Рождество на Афоне.

Следовать ли принятым календарям, или изобрести свой? По-моему, это вопрос религии, а не веры: с какой религией связан – те догматы и соблюдай. В Библии, Слове Божием, кроме памятования Пасхи никакой день не выделяется.

Нет греха праздновать Рождество раз в году, но куда лучше помнить о нем каждый день – любовь покрывает множество грехов!

Ответ редакции

День Рождества Христова установлен Церковью в честь события, которое произошло на земле 2015 лет назад; это один из двенадцати главных праздников годового богослужебного цикла.

Рождество Христово — великий двунадесятый праздник. В рождественскую ночь с 6 на 7 января совершается праздничная Божественная литургия. В сам день Рождества верующие празднуют и пируют — «разговляются» (теперь разрешено есть не только постную, но и «скоромную» пищу). Двенадцать последующих дней после Рождества называются «святыми днями», или «святками».

Рождество Христово

Рассказ о рождении Иисуса Христа содержат Евангелия от Луки и Матфея. Во время царствования Ирода в Иудее, находящейся под властью Рима, император Октавиан Август издал повеление провести всенародную перепись. Иудеев записывали по коленам и родам; у каждого рода были свои места праотцев. Иосиф и Мария, как потомки царя Давида, вели род из Вифлеема, их должны были записать только там, туда они и направились из Назарета.

Согласно Евангелию, в Вифлееме они не смогли найти себе места в доме или на постоялом дворе, отчего были вынуждены остановиться за городом, в пещере, где пастухи укрывали скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии и родился Младенец — Сын Божий, Христос. Первыми Рождеству Иисуса пришли поклониться пастухи, извещённые об этом чудесном событии явлением ангела. А на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Волхвы преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну. На восьмой день после рождения Спасителя, согласно закону, ему дали имя Иисус, которое указано было Господом через ангела.

Христианская церковь празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря. Русская православная церковь придерживается в литургической жизни юлианского календаря, в котором 25 декабря соответствует 7 января по григорианскому (современному российскому календарю).

В канун Рождества служат Всенощное бдение с Великим повечерием, на котором поют и читают пророчества о Рождестве. Около полуночи начинается утреня, которую совершают по чину великих праздников. На ней читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон «Христос рождается…» — один из самых красивых канонов в православном богослужении. Далее служат праздничную Божественную литургию св. Иоанна Златоуста.

Всенощное бдение

Всенощное бдение — богослужебное последование, которое состоит из вечерни и утрени, которые получили эти названия по времени совершения. Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяют в так называемое «всенощное бдение», то есть молитву, которая продолжается всю ночь. Такая молитва бывает всего дважды в год — на Рождество и Пасху. Перед Рождеством во всенощном бдении служат не вечерню, а Великое повечерие (его совершают после отслуженной в сочельник вечерни, отсюда и название).

Народные традиции празднования в России

Народные традиции празднования Святок от Рождества до Крещения коренятся в славянских обычаях празднований зимнего солнцестояния. Обязательными атрибутами праздника были переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование (посещения домов группой односельчан, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали угощение), колядные песни, или колядки, молодёжные игры и гадания.

Святки начинались в Сочельник ужином с рождественской кутьёй и кашей, пирогом с кренделями, ещё к празднику пекли фигурки животных из пшеничного теста, которыми украшали столы, окна избы и которые посылали в подарки родным и знакомым. Когда семья собиралась за столом, старшие вспоминали год — всё хорошее и плохое в уходящем году. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также беднякам, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. В некоторых местностях еду и скатерть не убирали со стола до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

Затем ряженые, одетые в тулупы шерстью вверх и звериные маски, чтобы быть неузнанными, устраивали пляски в домах и на улицах, разыгрывали сценки и целые представления. В конце XVII века из Польши в Россию проник вертепный театр: в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа и другие сюжеты.

Фрагмент «Крызовых ясличек». Фото: Commons.wikimedia.org / Hvar

Отголоски языческих верований проявлялись и в том, что на Святки было принято гадать. В некоторых деревнях на Святки жгли солому — по поверью, умершие предки в эти мгновения приходили погреться у огня. Церковь, не одобряя колдовские суеверия и языческие обряды, ассимилировала «невредные» обычаи, и они органично вошли в народную жизнь.

К Рождеству хозяева обязательно убирали дом, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, приглашали на рождественский ужин одиноких людей. Но кое-где были распространены и связанные с праздником суеверия: за завтраком не пили простую воду, так как считалось, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду — «чтобы волки не вредили крестьянской скотине».

Традиционными на рождественском столе были разнообразные блюда из свинины: холодец, зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жаркое. На рождественский стол подавались и запечённые птицы и рыбы, жареное и печёное мясо крупными кусками, поскольку устройство русской печи позволяло успешно готовить крупноразмерные блюда. Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной кашей. Мясом начиняли и разнообразные пироги: калачи, ватрушки, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и пр. Готовили запеканки и блины. Кроме мясных начинок, готовили разнообразные овощные, фруктовые, грибные, рыбные, творожные и смешанные начинки.

История праздника в России

Праздник Рождества Христова стал торжеством после крещения Руси князем Владимиром в конце X века. Рождество заняло второе по значимости после Пасхи место в ряду государственных праздников Российского государства. А после победы над Наполеоном праздник Рождества Христова в Русской церкви связан с «воспоминанием об избавлении нашего отечества от галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году».

К концу XIX века праздник Рождества стал не только религиозным, но и светским торжеством. В Российской Империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение Святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». К началу XX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная Рождественская ёлка, подарки под которую приносил Дед Мороз, российский аналог западного Санта-Клауса.

В советский период Рождество, как и другие религиозные праздники, искоренялось государством. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества стали атрибутами светского празднования Нового года. «Рождественская» ёлка в современной России стала «новогодней», подарки от Деда Мороза также стали частью новогодних традиций. После распада Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался главным традиционным праздником.

В современной России Рождество стало официальным праздником в 1991 году, когда 7 января стало нерабочим днём. В субъектах РФ, население которых исповедует другие религии, вместо 7 января может устанавливаться другой праздничный день — в этом случае 7 января для этих субъектов РФ является рабочим днём.

Рождество, кроме елки, а также все более популярных святочных гаданий, для большинства россиян ассоциируется с календарными проблемами. Выглядит это приблизительно так: у нас ведь все не как у людей! и западному Рождеству, с индюшками, фейерверками и горными лыжами, наши должны были что-то противопоставить! Ничего лучше не придумали, как перенести праздник на две недели, так, чтобы европейские «рождественские каникулы» попали на пост…

В действительности все не так просто: разница между Рождеством у православных и у других конфессий -- это разница между «очень старым», юлианским, календарем и тоже довольно старым «новым», григорианским. За одну человеческую жизнь набегает почти незаметное расхождение дат -- раз в сто лет високосный год по юлианскому календарю может оказаться невисокосным по григорианскому, -- но в исторических масштабах зазор получается значительным: к XXI столетию он составляет уже 13 дней.

Григорианский календарь лучше соответствует движению Земли вокруг Солнца, а значит, сезонной смене температур, смене времен года. Старый же стиль постепенно «сдвигается»: через 8 тыс. лет Рождество по старому стилю придется на весну, а через 20 тыс. -- на лето (как сейчас в Австралии!). Рождество летом… чудно, конечно, но перспектива не особенно пугающая -- даже футурологи не планируют будущее дальше чем на 100 лет.

(Для тех, кто любит расчеты: за год, то есть за время обращения Земли вокруг Солнца, земной шар оборачивается вокруг своей оси приблизительно 365,24219 раза, то есть проходит 365,24219… дня. Но в календаре может быть только целое число дней. Поэтому принято делить годы на простые (365 дней) и високосные (366 дней). Високосные идут с такой частотой, чтобы в среднем дать нужные 365,24219 дня. В юлианском календаре високосные годы -- каждый четвертый, в григорианском правило более сложное: високосный -- каждый четвертый год, кроме тех лет, которые делятся на 100, но не делятся на 400. Таким образом, в григорианском календаре 2008 год -- високосный, поскольку 2008 делится на 4, 1900-й -- не високосный, поскольку 1900 не делится на 400.
Но астрономическая точность при выборе календаря -- не главное. Календари и календарные реформы с самого начала воспринимались в религиозном контексте. «Новый стиль» обсуждался еще в 1563 году на Тридентском соборе, реформационном соборе Западной Церкви, окончательно определившем ее «католичность». Предписание использовать новый календарь обнародовал в 1582 году папа Григорий XIII; в честь него календарь и называется григорианским. Папа предлагал всем христианским государям поддержать его нововведение.

Основной смысл изменений в XVI веке видели в более правильном расчете даты Пасхи: по древним канонам это первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Технически нетривиальный способ расчета дня празднования Пасхи, зависящего и от долготы дня, и от фазы Луны, с первых веков приводил к недоразумениям и спорам. Незначительные расхождения при учете положения Луны и Солнца давали совершенно разные даты, что воспринималось очень болезненно: в одной области еще шел Великий пост, а в соседней уже заканчивали пасхальное веселье…

И вот теперь оказывалось, что еще и дата равноденствия (21 марта) не точна! Выход папа и его научные консультанты видели в том, чтобы ликвидировать накопившееся «смещение» календаря и вернуться к положению вещей на момент I Вселенского собора (325 год), когда была утверждена современная пасхалия. Для корректировки накопившегося с тех времен «смещения» сразу прибавили 10 дней, так что в 1582 году после 4 октября следовало 15-е. Легкость, с которой католики взялись за исправление счета времени, вполне в духе той эпохи: Реформация заставила католических первоиерархов задуматься над упорядочиванием церковной жизни. Не случайно же критика Лютера встретила такое сочувствие! Неисправности календаря никого не удивили -- если в богослужении накопилось столько нарушений, то и сам счет дней может быть нарушен.

Обществом календарь воспринимался именно как папская задумка -- протестантские страны приняли его только в XVIII веке, а православные в конце XIX -- начале XX века, переход на «католическое» летоисчисление выглядел почти вероотступничеством.
Но вот на дворе XXI век. Григорианский календарь сегодня -- это просто общепринятый гражданский календарь, каким был юлианский во времена Римской империи. Почему же до сего дня православные упорно высчитывают даты праздников по календарю имени Юлия Цезаря?

Непреодолимого препятствия для введения нового стиля не существует: греки служат по гражданскому календарю и не перестают от этого быть православными. Некоторые русские приходы в Западной Европе служат по новому стилю, правда, чтобы никого не обойти вниманием, правящему епископу приходится отмечать праздники по два раза.
Но большая часть православных все же живет «по-старому», и для этого есть серьезное основание. Чтобы понять его, надо задуматься над смыслом измерения времени в целом. Все дни одинаковы, ни один не выделяется в общей череде. Календарь объявляет особыми некоторые из них -- праздники, граничные дни, -- раскрашивает их особыми цветами, дает особые имена. Такие дни вроде маяков или придорожных столбов, ими время измеряется и осмысляется. Разные календари -- разные и смыслы дают они времени. Например, привычный сейчас способ измерения недель: от воскресенья до воскресенья -- это не просто семидневка, и даже не только напоминание о том, что в воскресенье хорошо бы пойти в церковь, неделя несет и глубокий богословский смысл -- Воскресение, которым все начинается и кончается. Понятно желание коммунистов-богоборцев ввести вместо семидневной недели -- пятидневную. Понятно также и желание нехристиан считать годы не от Рождества Христова, а от «нашей эры».

Новый стиль вводился в России советской властью, православные же сознательно остались в старом календаре, в параллельном времени, не желая подчинять свое время нехристианскому государству. Новый календарь для нас -- это 8 марта, 23 февраля, день рождения Ленина, 1 мая… Старый -- это привычные святцы, посты, церковное новолетие, но главное -- свобода от обязательной идеологии: пересчитывать 8 марта по старому стилю едва ли кому придет в голову.

И сегодня старый стиль остается свидетельством отделения Церкви от государства. Дай Бог, чтобы отделение это было отделением в положительном смысле, чтобы церковная независимость помогала сохранять духовные ценности и не переходила в отчуждение, чтобы свой, особый календарь не мешал миру принимать свидетельство христиан и не превращал их в группу маргиналов, живущих в своем пространстве, по своим часам.

Новое на сайте

>

Самое популярное