Домой Заготовки на зиму Dragon age inquisition сражение с демоном зависти. Самые могущественные демоны. Демонология - все о демонах

Dragon age inquisition сражение с демоном зависти. Самые могущественные демоны. Демонология - все о демонах

В четвёртой части прохождение двух больших локаций: Крествуд и Эмприз-дю-Лион.

Крепость Грифоновы Крылья

Продолжаем проходить пустынную локацию «Западный предел». В прошлый раз мы остановились на захвате крепости Грифоновы Крылья. Захват любой крепости в Inquisition заключается в том, чтобы победить босса и поднять флаг Инквизиции. Сказано-сделано. Следующим делом решил местный астрариум, а также взял новое задание у рыцаря-капитана Райлена. Это бывший храмовник, который перешёл в Инквизицию.

Всё оставшееся время на видео пытаюсь найти ориентир (в каждой локации обычно около 10-20 ориентиров). На мини-карте нужное место отмечено в виде маркера, но как к нему пройти не всегда понятно. Оказалось, что ориентир «Старый колодец» находится в пещере под крепостью (на видео с 25 минуты можно увидеть как к нему пройти).

Уничтожаем ловушки

Тут первым делом открываем операцию «Хлопоты с порождениями тьмы». Теперь в ставке командования Скайхолда нужно будет выбрать агента, чтобы разобраться с проблемой ядовитого облака, о котором я рассказывал в прошлой части прохождения.

Дальше пройти пока нельзя, поэтому возвращаемся немного назад к исследователю драконов. У него появилось новое задание - уничтожить ловушки в виде капканов. Первые четыре нашел быстро, с пятой пришлось повозиться. Сдаём квест и отправляемся в Скайхолд, так как в Западном пределе сделано всё кроме ядовитого облака.

Жозефина и контракт на убийство

В этом видео начинаем задание Жозефины. Дом Монтилье должен деньги кредиторам (кстати, хороший вариант ответа - «взаймы не дам») и необходимо помочь с этой проблемой. Отправляемся на встречу с графом в Вал Руайо, который внезапно оказывается наемным убийцей. Можно просто поговорить и разойтись, но я выбрал вариант с убийством ассасина. Не знаю правильно это было или нет, и влияет ли на что-нибудь, потом узнаем. К этому квесту ещё вернусь, а сейчас отправляемся в новую локацию.

Крествуд

Затопленная деревня и мрачная погода. Нужно найти способ осушить озеро и закрыть Разрыв, из которого лезут демоны. Отправляемся к местному старосте Дедрику и предлагаем использовать плотину, чтобы спустить воду. Староста явно не рад такой инициативе, а значит что-то не договаривает. Но в любом случае деваться ему некуда, поэтому даёт ключ от ворот, ведущих к механизму плотины. Только чтобы пройти, необходимо зачистить старую крепость от разбойников. Сказано-сделано. Бандиты не оказали серьезного сопротивления и отдали «Каэр Бронак». Это уже получается моя вторая захваченная крепость.

Каждая крепость в Inquisition обладает своим уникальным дизайном, так в Крествуде основная тема - совы, в Эмприз-дю-Лион - громадный эльфийский замок, в Западном пределе восточный стиль и тд. Захватывать действительно получается интересно, но только с «визуальной» точки зрения. После захвата крепость превращается просто в лагерь. Её нельзя улучшать, не нужно защищать, ничего такого. Хотя есть, конечно, Скайхолд и, наверное, было бы чересчур «жирно» делать аналогичную кастомизацию для каждой крепости. Я пока не дошел до конца, но уже сейчас могу сказать, что в Inquisition и без того много контента.

Старый Крествуд

Открыли плотину и осушили озеро. Теперь можно войти в старый Крествуд, который только что был под водой. Помимо побочных квестов, главная задача здесь - найти вход в пещеру и закрыть разрыв. К этому ещё вернемся, а пока нашел другую пещеру, которая ведет в подземелье недавно захваченной крепости. Здесь поселился крепкий паук с паучками. Делаем дезинсекцию и забираем артефакты из сундуков. Мне, например, выпала «железная кора». Специальный материал, который используется в крафтинге. Дает шанс на критический успех при изготовлении. Главное не забывайте прожимать V. Так в сене нашел грозовую руну, без V я бы её никак не заметил.

Исследуем Крествуд - Северный охотник

В этом видео отправляемся вглубь локации. По пути разбираемся с буйными друффало, волками и случайными разбойниками. В прошлой части прохождения я писал, что Блэкволл ни с кем не разговаривает. Ничего, уже разговорился. Вот, например, один из диалогов с Сэрой:

Сэра: Что ты такой серьезный все время? Что вообще делают Стражи когда нет Мора?

Блэкволл: То что нужно, чтобы в мире было безопасно.

Сэра: Например, вступают во всякие Инквизиции.

Блэкволл: Да, если требуется. Сама-то тоже вступила.

Сэра: (Смеется.) Иначе вся Инквизиция была бы сплошь из мрачных бородачей вроде вас с Кассандрой.

Блэкволл: Кассандра бородой не вышла.

Сэра: О я уверена, что вышла. Только в другом месте.

Жаль Кассандры не было, может чего и ответила. Из-за диалогов хочется менять персонажей и послушать что они друг о друге думают.

С помощью Хоука нашли ещё одного Серого Стража Страуда, его рассказ о влиянии Корифея на Стражей можно послушать на видео с 7 минуты.

В лесничьей усадьбе можно найти Джудит, которая попросит убить пещерного виверна. С ней у меня случился небольшой баг. После того как я убил виверна мне по заданию нужно было вернуться к Джудит. Но когда пытаешься с ней поговорить, нет никаких вариантов диалога. Проблема даже описана на форуме EA, так что не я один такой. Но на следующий день я загрузился (закончил как раз в доме Джудит) и мне сразу открылся экран с диалогами. Вообще баги в Inquisition попадаются с определенной периодичностью. Сегодня, например, вдруг перестали переключаться персонажи в самый ответственный момент (решилось перезагрузкой), потом заражённая женщина в Эмприз-дю-Лион, с которой не ясно, что делать. То же самое, не появляются диалоги. Я подумал, что надо взять духа Коула и он добьет её. Пришлось побегать туда-сюда, но нет. Продолжает лежать на снегу и кряхтеть. В том же Эмприз-дю-Лион в самом начале локации есть дом, где старушка плачет над коробочкой. Над ней висит восклицательный знак, то есть надо взять квест. Но та же проблема, не появляются диалоги.

Возле дома Джудит решил очередной астрариум. Далее состоялся первый бой с драконом. Драконы в Inquisition индивидуальны, у каждого своё имя и своя расцветка. А по сложности они конечно гораздо серьёзнее, чем их собратья из Скайрима. Мой первый полосатый дракон «Северный охотник» специализируется на электричестве. Бой длился 4 минуты и закончился разгромом инквизиторов. За это время я успел снять только половину здоровья хищнику. При этом как-то забыл использовать способность метки и плюс была только одна бомба. Решил пока оставить драконов в покое, нужна лучшая броня, а также оружие специальное против драконов (есть топор «Драконоборец» за 11000 в Скайхолде, а лучше самому сделать). Оставшаяся часть видео про поход на виверна, о котором я уже написал выше.

Затопленные пещеры Крествуда

Возвращаемся в старый Крествуд. Берем задание у духа (убить демона), а также находим старый дом старосты. Подозрительно, что в доме не осталось никакой мебели. Складывается подозрение, что он знал о предстоящем потопе. Тут же недалеко вход в затопленные пещеры. Туда то нам и нужно.

На видео (20:30) можно посмотреть местоположение запрятанного в темноте сундука. В нем редкий предмет - мастерская духовная руна. Спускаемся глубже. Тут как раз тот демон, которого просил убить дух, а чуть дальше Разрыв в Завесе. Разбираемся с разрывом, возвращаемся на поверхность и смотрим как изменилась местность. Вместо мрачной и пасмурной картинки теперь яркая и солнечная. Не забываем заглянуть к духу за наградой.

Прохождение Эмприз-дю-Лион

Закрываем оставшиеся задания в Крествуде и отправляемся в самую живописную местность Dragon Age Inquisition - Эмприз-дю-Лион. В прошлой части прохождения я уже рассказывал об этой локации. В тот раз мне не удалось продвинуться из-за нехватки уровня, но сейчас красные храмовники будут вполне по силам.

Сразу из лагеря идем по замерзшей реке Кровь Эльфов (и названия тут какие!) вплоть до самого Разрыва, из которого вываливаются гигантские демоны - копии самого первого босса. Рядом на холме закрытая постройка, но требуется черта «Искусные руки». Вычитал, что «Искусные руки» можно прокачать в категории «Тайны» (специфика Инквизиции). Надо бы не забыть, потому что запертые двери попадаются регулярно.

В игре заклинило спавн гигантских медведей. Из одной и той же точки вышло подряд 3-4 зверя. Зато много шкуры, которая уже относится к более редкому 3-му уровню.

Костяная башня

В этом видео продвижение вглубь местности до Костяной башни. Здесь можно разбить лагерь, но для этого нужно зачистить территорию вокруг от всех храмовников. Кстати, в пещере нашел странную пасхалку (на видео 9:00) - пирамида с надписью «НЕ ТРОГАТЬ МОЮ ПИРАМИДУ!». Некоторые считают, что это отсылка к серии Mass Effect.

Красные захватчики

Здесь прохождение квеста «Красные захватчики». Карьер Сарнии нужно освободить от Красных Храмовников, а заодно выпускать селян из клеток.

Заражённая багом женщина

Тут также продолжение «Красных захватчиков», а в середине эпизод с заражённой женщиной. Я писал об этом баге выше. Попутно собираем осколки.

Имшэль

Начинаем поход на Крепость Суледин. Это очень большой заброшенный эльфийский замок, который видно почти из любой точки карты. Охрана тут очень серьезная, толпы храмовников, а помогают им заражённые великаны. Тут, кстати, обнаружил интересный баг, который делает прохождение ещё проще. В боях за Суледин я потратил все свои лечащие зелья, к тому же вся команда уже изрядно потрёпанная. Отходим от врага - сохраняемся, телепортируемся в лагерь и заново загружаемся. Только после загрузки я уже не в лагере, а в крепости, причём полностью здоровый и с максимальным запасом зелий.

На 31 минуте начинаем беседовать с местным боссом Имшэлем. Ему не нравится, что я называю его демоном, он видите ли предпочитает быть духом, духом выбора… Оправдывая свое имя, Имшэль вместо кровопролития предлагает сделать выбор - власть, гору сокровищ или море девственниц. Ну, по сюжету я то конечно проявил стойкость и не поддался на уговоры демона. Однако если выбрать девственниц (почитал на форуме Bioware), то Имшэль ответит, что в «Тедасе не осталось девственниц… есть один, но он вряд ли тебя заинтересует» и вместо этого дает руну. Не знаю, сам не проверял. Но из него у меня выпала Чистая эссенция духа (рунный материал 3-го уровня). Возможно, если Имшэль что-то и дает, то этого предмета просто не будет в луте.

Крафтим

Крепость Суледин захвачена. Подбираем неподалеку осколок, разговариваем с умирающим красным храмовником и крафтим. Крафтить в Inquisition интересно. Во-первых, ты сам создаешь уникальный вид своего оружия или брони, а во-вторых, характеристики создаваемого предмета всегда будут выше, чем у купленного. Ты действительно ощущаешь, что делаешь полезную штуку, с помощью которой станешь сильнее. Наконец время, потраченное на сбор кожи, ткани и металлов окупает себя. К тому же у самостоятельно сделанного оружия нет ограничений на уровень.

Таким образом, вместо старых розовых (подарил лучнице) я сделал новые бирюзовые доспехи:

211 Уровень брони

6% Вызвать кровотечение

7% Защита от магии

6% Ошеломить, получив удар

Способность: +30% к накоплению сосредоточения

Для сравнения характеристики предыдущих доспехов:

143 Уровень брони

5% Вызвать кровотечение, получив удар

52 Максимальное здоровье.

Прогресс налицо. В дальнейшем доспех можно даже улучшить, прикрутив наручи и поножи, но я пока не хочу тратить материал. Думаю из кожы дракона получатся ещё более кошерные вещи. Плюс сделал Заостренный парный клинок. Максимум возможного по рецепту урона 291 УВС, плюс скрафтил рукоять (+15% Бонус к критическому урону, +5% вероятность критического удара) и добавил грозовую руну (урон возрос до 316 УВС , +10 Урон по площади от электричества).

На этом почти всё, под конец отправляемся исследовать пещеру «Пост Валески».

Dragon Age не даром носит такое звучное название — самыми интересными и запоминающимися существами в этой игре, без сомнения являются драконы. В первой части игры вспоминаются Флемет, Высший дракон на Вершине горы и Архидемон, кроме них были ещё и драконы поменьше. Во второй части был и вовсе один высший дракон. Бои с этими созданиями проходили интересно и захватывающе, но в третьей части это и вовсе напоминает босса из какой-нибудь ММОРПГ.

Одно появления где-то вдали дракона — это уже незабываемое зрелище, настолько качественно это сделано (в отличии от всего остального). Поведение дракона и вообще все, что с ним связано сделано как-то живо и реалистично — нам заранее дадут понять где находится логово дракона, о его приближении мы поймем по могучим взмахам крыльев, ну а окончательно нас убедят в правильности пути драконы детеныши.

Да, можно пойти на дракона и умереть от одного удара, а можно пойти слишком поздно и вынести этого ящера в легкую. Когда же сложность и уровень совпадают с нужным, то и сам бой становится по настоящему интересным. Дракон не просто кусается и машет крыльями, он пинается задними лапами, бьет хвостом, отскакивает от слишком яростных атак, а иногда применяет свои особый способности.

В игре Dragon Age: Inquisition нам на растерзание дадут целых 10 Высших драконов. За их геноцид можно получить много очков влияния, опыта и лута (с драконов сыпятся фиолетовые вещи, причем не по одной, а по несколько). При схватке с драконами следует помнить о том, что порой они будут бомбить с воздуха своим дыханием, при попадании нанося достаточно много урона, причем не обязательно это будет огонь. Увернуться от летящего снаряда достаточно просто…тем персонажем, за которого мы играем, ну а наши недалекие соратники будут попадать под обстрел постоянно.

Все летающие ящерицы могут применить способность вихрь (начинают махать крыльями и засасывать всю группу к себе). Урона дракон при этом наносит не так уж и много, но вот расположение портит изрядно, лучше своими легкоодетыми дамагерами отступить подальше. Ну скажем у лучника есть замечательный отскок. В ближнем бою дракон может больно укусить, ударить лапой или пнуть взадистоящего хитрого героя, не стоит забывать и про хвост, которым дракон также не брезгует пользоваться. Кроме этого, при доведении здоровья дракона до определенного состояния, этот самый дракон может взлететь в воздух, врубить защиту или применить иную свою способность, зависящую от вида дракона.

Атаковать можно и отдельные части дракона, вот только направить дамаг всей группы в определенную точку довольно проблематично. Не смотря на это, вырубив конечность, дракон потеряет часть своих маневров, при том, что общая жизнь у него будет также уменьшаться,

Виды драконов

Ферелденская морозница

Уровень 12
Где найти: Внутренние земли, идем от лагеря возле Закатного на северо-восток в проход между скалами.
Стихия и устойчивость: Огонь
Уязвимость: Холод

Советы: Морозица использует массовое оглушение на короткое время, призывает детенышей, набегающих с разных сторон (я выманивал их на себя и расстреливал из лука). Периодически взлетает, устраивая бомбардировку огнем по большой площади, увернуться от такого сложно, ведь земля будет гореть по времени прилично. Если уж совсем замарочиться, то лучше спуститься вниз, где места будет побольше. Обороны у дракона нет, так что при приземлении, выносим мелочь и всаживаем все, что можно. Также дракон будет садиться на уступы, где пригодятся лучники и маги, ну а по завершению засядет на большой уступ на севере. Самая большая опасность — огненная бомбардировка и мелкие драконы, но если одеться против огня, взять магам посохи на лед и вовремя выносить мелочь, то дракон довольно легкий.

Северный охотник

Уровень 13
Где найти: Крествуд, на юго-запад от лагеря у фермы Три Форели. По пути встретится усадьба на вершине склона — оттуда видны руины, в которых дракоша обитает.

Уязвимость: Магия духа

Советы: Атакует Северный охотник молнией. Обороны нет, не улетает. Отличительная способность: умеет создавать электрическую «бурю» на поле, которая привязывается к каждому из сопартийцев и действует некоторое время, периодически активируя «цепную молнию».

Глубинная высшая драконица

Уровень 14
Где найти: Западный предел, юго-запад. Для вызова этой бестии нужно выполнить квест драконовода Фредерика, который стоит недалеко от лагеря у прохода Назера. Разобравшись с бандитами мы должны будем найти тевинтерский фолиант о драконах (лежит сие в Безветренных руинах в левой комнате на постаменте). После перевода фолианта нужно будет поставить приманку на плато к югу от лагеря и дракон явится знакомиться.
Стихия и устойчивость: Огонь
Уязвимость: Холод

Советы: Драконица весьма любит свое огненное дыхание и улетать от вас никуда не собирается. Иногда использует оборону, но в целом малоподвижна.

Гаморданский бурегон

Уровень 15
Где найти: Священная равнина, идем на северо-восток. Чтобы открыть проход в нужную область, нужно завершить операцию в ставке по расчистке прохода. Дракон живет и радуется жизни в самой дальней части болот.
Стихия и устойчивость: Электричество
Уязвимость: Магия духа

Советы: Весьма любит кидаться электрическими бомбами, причем, если она попадает в воду, небольшой урон вам будет наноситься, даже если вы стоите на достаточном от нее расстоянии, но в том же водоеме (законы физики про электропроводность, ага). Так же как минимум трижды взлетает в воздух, что бы попытаться «поджарить» вас током с расстояния бомбами. Оборону не использует.

Большой Мистраль

Уровень 17
Где найти: Изумрудные могилы, идем на север от лагеря в Камнежути до обрыва (ориентир – большое белое дерево и руины)
Стихия и устойчивость: Холод
Уязвимость: Огонь

Советы: Мистраль у нас любитель полетать. Сверху на нас будут лететь ледяными бомбами, но они не так уж сильно дамажут, чтобы очень уж сильно их бояться, да и мелкие детеныши на нас не будут нападать, так что можно и немного побегать. Оборону использует, хотя и редко. Особо опасно ледяное дыхание, которое может запросто убить дохлого лучника, а так достаточно простой дракон.

Винсомер

Уровень 17
Где найти: Штормовой берег, прежде всего нужно взять штурмом крепость Устье Дэрвина на западе. У дальнего причала будет лодка, которая переместит на Драконий остров
Стихия и устойчивость: Электричество
Уязвимость: Магия духа

Советы: Часто врубает оборону и вообще ведет себя достаточно подвижно. Летать не любит, массового оглушения тоже нет, вместо этого имеются электрические бомбы и дыхание. Умеет создавать электрическую бурю на поле.

Песчаный плакальщик

Уровень 20
Где найти: Свистящие пустоши, на западе от лагеря в Песчаных Утесах. Дракон мирно спит перед входом в гробницу Файреля. Если выполняете квест, то такую достопримечательность пропустить будет сложно.
Стихия и устойчивость: Огонь
Уязвимость: Холод

Советы: Дракон не улетает, но ведет себя весьма подвижно. Активно врубает оборону и частенько призывает детенышей. Применяет огненное дыхание и поджигает местность бомбами.

Хивернал

Уровень 19
Где найти: Эмприз дю Лион, запад. Область становится доступна после завершения операции в ставке командования по восстановлению разрушенного моста – к западу от лагеря у Башни. Помимо этого, задание по убийству трех драконов дает комендант крепости (если вы уже зачистили ее от Имшэля и красных храмовников). Хивернал живетна вершине первого из трех колизеев.
Стихия и устойчивость: Холод
Уязвимость: Огонь

Советы: Часто применяет массовую атаку Вьюга по площади, которая замораживает и наносит периодический урон. Взлетает как минимум 3 раза, замораживая дыханием на снижении. Оборону не использует, детенышей нет.

Кальтенцан

Уровень 21
Где найти: Эмприз дю Лион, второй колизей.
Стихия и устойчивость: Холод
Уязвимость: Огонь
Советы: Обладает довольно сильной массовой атакой, призывает как минимум двоих детенышей. Несколько раз улетает и использует оборону.

Нагорный губитель

Уровень 23
Где найти: Эмприз дю Лион, третий колизей.
Стихия и устойчивость: Огонь
Уязвимость: Холод
Советы: Дракон этот умеет массово поджигать область, перед началом на земле прорисовываются круги. Даже если успели отбежать с зоны поражения, вас могут настигнуть ее детеныши, так что будьте осторожны. Нагорный губитель — это самый мощный дракон в игре. Врубает оборону. Не забываем переодеваться, т.к. в отличии от предыдущих двух, этот дракон огненный.

Dragon Age: Inquisition — все о драконах was last modified: 12 января, 2015 by admin

Существуют различные виды демонов - классификация составлялась в разные времена разными авторами из числа монахов, оккультистов и философов. Узнайте, какие демоны существуют, чем они отличаются между собой и какое отношение имеют к ангельским чинам.

В статье:

Виды демонов - чины в демонологии

В современной демонологии виды демонов - не раскрытая полностью тема. Но известно, что каждый представитель нечистой силы имеет строго регламентированный круг обязанностей, за рамки которого выступает довольно редко. В разные времена средневековая, современная, классическая демонология и ведущие авторы, изучающие эту науку, создавали различные способы классификации сил ада.

Все демоны когда-то были ангелами. Некоторые авторы, например, И. Виер и Р. Бертон считают, что если существует ангельская иерархия, то демоническая была создана по ее образу и подобию. Падшие ангелы воспользовались привычным способом построения иерархии, не создавая ничего нового. Существует , и демонических чинов столько же.

Девять демонских чинов

Первый чин - это псевдобоги, демоны, выдающие себя за богов. Таковыми являются языческие божества, а также все остальные, за исключением единого Господа. Ими повелевает .

Второй чин - демоны лжи. Их задача - обманывать людей с помощью пророчеств и предсказаний. Они покровительствуют гадателям, экстрасенсам, прорицателям. Среди этих представителей демонической иерархии правителем является Пифон.

Третий чин - борцы с божьими законами и заповедями. Они изобрели все злые деяния, порочные виды занятий и искусств. Князем демонов беззакония является .

Четвертый чин - мстители и каратели. Они внушают мысли о мести и злодеяниям по отношению к другим людям, которые этого якобы заслужили. .

Пятый чин - демоны-обманщики, которые совращают людей псевдочудесами. Они способны представиться кем угодно - как обычным человеком, который обладает даром, так и посланником Бога. Повелитель обманщиков - .

Шестой чин властвует над воздушной стихией, с помощью которой его представители наводят болезни и эпидемии на людей, а также стихийные бедствия. Руководителем шестого чина является Мерезин.

Седьмой чин - фурии, которые разжигают войны и раздоры. Их влияние можно заметить в больших масштабах, когда речь идет о военных конфликтах или крупных городских столкновениях. Фурии влияют и на людей по отдельности, заставляя их конфликтовать. .

Восьмой чин - обвинители и соглядатаи. Они наблюдают за людьми, замечая их малейшие грехи и греховные мысли. При этом данные представители нечистой силы никогда не упускают шанса сделать пакость. Обычно их влияние проявляется в ложных обвинениях, клевете, ссорах с коллегами и близкими из-за недопонимания. Весь «компромат» обвинители отдают своему повелителю .

Девятый чин - искусители, которые толкают человека в грех. Наибольшее наслаждение им доставляет превращение праведника в заядлого грешника. Чаще всего именно эти демоны являются людям, их проще вызвать, но имейте в виду, что пользу от вашего общения получите не вы, а нечисть. Руководит ей Маммон.

Существует еще одна классификация демонов, привязанная к . До падения все демоны занимали в ней свои места. По средневековым записям, которые были получены во время изгнания демона Балберита из девушки по имени Мадлен , демоны после низвержения в ад заняли места в новой, темной иерархии в соответствии с теми местами, которые занимали на небесах. Иными словами, падшие херувимы среди демонов занимают такое же положение, как херувимы на небесах.

Вельзевул

Иерархия демонов

Первый уровень

Первый уровень демонической иерархии соответствует ангельскому, состоящему из серафимов, херувимов и престолов. Выше них - только :

  • Серафим Вельзевул занимает второе место после Люцифера, как . Он склоняет людей к гордыне. Серафим Левиафан отталкивает людей от христианской веры, учит ереси и склоняет к грехам, которые противоречат христианской морали. Серафим Асмодей соблазняет роскошью и материальными благами.
  • Херувим Балберит, который общался с экзорцистом, если верить преданию, подталкивает людей к самоубийствам. Он же способствует ссорам и склокам, разжигает скандалы и учит злословию.
  • Престол Астарот заведует ленью, унынием и бездельем. Престол Верен делает людей нетерпимыми друг к другу, учит их эгоизму. Престол Грессин отвечает за склонность к неряшливости, заведует грязью в ее физическом смысле. Престол Соннелон всегда готов разжечь ненависть к недругу и заставить отомстить.

Второй уровень

Второй уровень иерархии демонов соответствует чину господства, силы и власти в ангельской иерархии:

  • Господство Элле подстрекает к нарушению обета бедности. Господство Розье - демон сладострастия и блуда.
  • Князь Сил Верье способен заставить нарушить обет послушания.
  • Власть Карро вселяет в сердца людей жестокость и борется с состраданием и милосердием. Власть Карниван заведует бесстыдством и отсутствием чувства вины за совершенные грехи, неспособностью раскаяться и получить прощение Бога.

Третий уровень

Третий уровень - это бывшие начала, архангелы и ангелы:

  • Начало Велиал склоняет к высокомерию. Именно он создал моду и понятие красоты, ведь отличия во внешности тесно связаны с высоким мнением о себе. Велиал учит болтать и отвлекаться во время богослужений. Больше всего он влияет на женщин и детей.
  • Архангел Оливий отвечает за ненависть к бедности. Люди, которые находятся под его влиянием, ненавидят тех, кто зарабатывает меньше, чем они. Оливий учит не подавать милостыню и относится к бедным и убогим со всей жестокостью.

Классификация демонов по их месту обитания

Виды демонов по их месту обитания выделил монах Михаил Пселл , который жил около тысячи лет назад. Он утверждал, что не все демоны проживают в аду. По словам этого автора исторических, религиозных и философских трудов, демоны имеют определенные места обитания и редко выбираются из них. Первоисточник не сохранился до наших дней, но его неоднократно цитировали другие авторы, например, Генри Хэлиуэлл .

Огненные демоны

По этой теории, огненные демоны обитают в высших слоях воздуха, лунном эфире или вовсе над луной. Они не спускаются ни в мир людей, ни в ад. По Пселлу, они явятся только в Судный день.

Воздушные демоны

Воздушные демоны проживают в воздухе мира людей. Именно они - та самая нечистая сила, которой должен остерегаться каждый человек. Эти демоны умеют вызывать природные катаклизмы, становиться видимыми и влиять на жизнь людей. Время от времени они спускаются в ад по своим делам. Воздушные злые духи упоминаются в Гоэтии.

Земные демоны

Земные демоны, как и воздушные, обитают среди людей. Они могут скрываться в камнях, лесах и горах. Этот вид нечистой силы любит вредить людям, но далеко не все они злые. Некоторые из демонов земли тайно живут среди смертных, выдавая себя за обычных людей.

Водяные демоны

Водяные демоны живут в источниках воды. Они вредят мореплавателям и подводной живности. Водная нечисть агрессивна, никогда не говорит правды и довольно беспокойна. Чаще всего она является в обликах женщин.

Подземные демоны

Подземные демоны обитают в пещерах и горных расщелинах. Они вредят шахтерам и представителям других профессий, которые работают под землей. Подземной нечисти приписывают также разрушение фундаментов домов и землетрясения.

Демоны-светоненавистники, гелиофобы или люцифуги живут в аду и никогда не выходят за его пределы. По Пселлу, они непостижимы и недостижимы для смертного. При встрече с человеком люцифуг обязательно убьет его, задушив или отравив своим дыханием. Светоненавистники боятся только света, никаким колдовством или магической печатью удержать, вызвать или защититься от них невозможно. Они сторонятся людей и никогда не отвечают на различные вызовы.

По Пселлу, можно призвать только воздушного, земного, водяного и подземного демона. Это можно сделать в месте, соответствующем его сущности. Например, с водной нечистой силой лучше общаться на берегу водоема, с земной - в лесу, с подземной - в пещере. Для вызова воздушного демона это условие не нужно, воздух и так находится вокруг вас.

Виды демонов в демонологии - разделение по роду занятий

Обязанности демонической сущности раскрывают его мощь. Чем сильнее демон, тем большее влияние он оказывает на человека в частности и мир в целом. Классификация демонов по роду их занятий и уровню могущества впервые была введена Альфонсом де Спиной в 15 веке. Она часто подвергается критике, поскольку многие обязанности нечистой силы этот источник не упоминает, а большинство известных демонов не вписывается в рамки этой классификации.

Парки - римские богини судьбы, почти совпадающие с греческими Мойрами. (Картина «Три мойры», Марко Биджо, 1525 год)

Парками называли богинь, плетущих человеческие судьбы в римской мифологии. Подобные персонажи имеются в большей части языческих пантеонов мира. Де Спина причислил их к демонам, во власти которых находятся человеческие судьбы.

Чистые демоны - это могущественные существа родом из ада, которые нападают только на святых. Демоны-обманщики являются только людям, обычно в человеческом облике. Их цель - обмануть, ввести во грех праведного человека, получить его душу. Существуют еще демоны сна, или кошмарные демоны, которые насылают страшные сновидения и питаются энергией спящего.

Два вида представителей адского войска приставлены к ведьмам и колдунам. По де Спине, у каждой ведьмы имеется помощник, который практически всегда находится в облике небольшого животного. Отдельный вид демонов внушает им ложные воспоминания о шабашах - источник называет происходящие в реальном мире шабаши выдумкой.

О том, кто такие инкубы и суккубы, знает практически каждый. Это демонические сущности, которые соблазняют человека и питаются его энергией. Де Спина добавил к этим двум видам еще один - демонов, которых интересует мужское семя. По христианским поверьям, из него рождаются бесы и демоны.

Демонолотарий Стефани Коннолли

Уже в наше время была еще одна попытка выделить разновидности демонов по роду их занятий и сфере ответственности. Классификация современного демонолога и жрицы демонолатрии Стефани Коннолли ближе к традиционным представлениям о роде занятий нечистой силы разных рангов и уровней влияния. Она является и более удобной для практиков, которые занимаются вызовом представителей адских сил и работой с ними.

У каждого демона имеется своя сфера ответственности, и каждый из демонов имеет в своем подчинении низших демонов, бесов, чертей и прочих представителей адского войска. Разумеется, вряд ли получится вызвать могущественного демона, но он может послать для помощи магу кого-то пониже рангом.

Любовь, страсть и секс находятся в сфере ответственности , Асмодея и Астарота. К ним можно обращаться для создания приворота или сексуальной привязки, а также обретения привлекательности и поиска возлюбленного.

Ненависть, мстительность, гнев и война управляются Андрасом, Абаддоном и Агалиарептом. К этим демонам и их слугам обращаются для того, чтобы навести порчу, отомстить с помощью магии врагу, а также обрести помощь в противостоянии сильному сопернику.

Демоны могут как отнять жизнь, так и даровать ее. За здоровье и исцеление отвечают Веррин, Верье и Велиал. У них можно попросить помощи в борьбе с тяжелой болезнью, если вы занимаетесь черной магией для целительства.

Демоны смерти - Эврином, Ваалберит и Бабаэль. К ним обращаются для того, чтобы избежать гибели или убить врага с помощью магии. Эти же демоны покровительствуют некромантии.

Природными силами и стихиями повелевают Люцифер, Левиафан и Дагон. У них можно просить помощи для облегчения контакта с природными источниками энергии, а также усилении мощи обряда, в котором важную роль играют стихии.

Богатство, удача и все материальные составляющие жизни человека находятся под влиянием Бельфегора, Вельзевула и Маммона. У них можно попросить удачи в любом деле, обогащения - причем без каких-либо ограничений по способам заработка, а также разорения врага.

Тайные знания колдунам и магам дают демоны Пифон, Ронве и Делепитора. К ним обращаются за советом колдуны, которые работают исключительно с силами тьмы. Для белых магов этот путь закрыт.

Классификация демонов в демонологии Корнеллия Агриппа - планетарные соответствия

В демонологии классификация демонов может быть привязана к планетам. Множество древних источников гласит о неких духах планет. Например, таковые довольно подробно описываются в «Ключе Соломона» . Сложно сказать точно, кто описан в этом источнике – духи или демоны, ведь христианская демонология отнесла к представителям нечистой силы вообще всех мифологических персонажей, кроме тех, которые имеют непосредственное отношение к Богу.

Оккультная Философия. Книга 4

Планетарная классификация демонов ада была составлена Корнелием Агриппой . Подробно она описана в четвертом томе «Оккультной философии» этого автора. Каждому из таких существ соответствует определенный внешний вид, манера поведения, а также ряд вопросов, с которыми к ним можно обращаться. Последние соответствуют значению планет в общепринятом смысле, например, демоны Венеры могут помочь с приворотом или обретением привлекательности.

Итак, существуют демоны или духи Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия и Луны. Все они приходят в различных обликах, а их появлению сопутствуют физические явления вокруг магического круга - например, лунные демоны вызывают дождь, а меркурианцы повергают всех присутствующих в ужас. Для общения с ними необходимо четко соблюдать все соответствия. Каждой планете соответствует определенное время суток, металл, цвет, камень и другие важные компоненты призыва демонов.

Христианская демонология - классификация в соответствии с грехами

Христианская демонология отталкивается от связи между способностью человека грешить и демонами, которые имеют непосредственное отношение к превращению праведников в грешников. Впервые связал демонов и человеческие пороки демонолог П. Бинсфельд в 16 веке таким образом:

Люцифер - гордыня;
Маммон - алчность;
Асмодей - похоть;
Сатана - гнев;
Вельзевул - чревоугодие;
Левиафан - зависть;
Бельфегор - лень.

В 19 веке оккультист из Лондона Ф. Баррет изменил классификацию в одной из своих книг. Маммон стал покровителем соблазнения и искушения, а не жадности и жажды наживы. Впрочем, материальные блага - это одно из искушений для человека. Асмодей, по мнению Баррета, повелевает не похотью, а местью и гневом. Сатана - известный обманщик, не имеющий никакого отношения к гневу и мстительности. Вельзевул же в этом источнике назван властелином ложных богов, которые на самом деле являются демонами. Чревоугодие Баррет «передал» Маммону, как властелину искушения.

Пифон - князь духов лжи;
Велиал - вместилище порока;
Мерихим - предводитель духов, вызывающих заразные болезни;
Абаддон - демон войн;
Астарот - демон обвинителей и инквизиторов;
Азазель - козел отпущения.

Русская демонология и ее особенности

Русская демонология зародилась еще до прихода православной веры на земли древних славян. В нечистую силу наши предки верили всегда. несколько изменилась под влиянием христианской. Но сведения о нечистой силе славян сохранились неплохо, поскольку христианство только добавило новых персонажей, не повлияв никак на уже существующих.

Многие персонажи русской демонологии в прошлом были людьми. Например, это русалки, . Славяне пытались задобрить злых духов, чтобы они не вредили. Некоторые из них и вовсе добры к людям, например, таковыми являются домовые, с которыми и по сей день принято дружить.

Новое на сайте

>

Самое популярное