Домой Заготовки на зиму Краболов. Одна из самых опасных профессий в мире. способы ловли краба

Краболов. Одна из самых опасных профессий в мире. способы ловли краба

Когда наступает сезон ловли краба в Беринговом море, который здесь называют золотой лихорадкой XXI века, отважные рыболовы вступают в схватку с плохой погодой, бушующим морем и опасными для роботы условиями. Сезон непродолжителен и длится всего меньше недели, а конкуренция очень высока. Каждый год Берингово море уносит в среднем жизни двенадцати рыбаков, а ловля крабов самый опасный из всех способов ловли, а возможно и самая опасная из всех опасных профессий в мире.

Почему же люди занимаются ловлей краба? А все как никогда просто - это прибыльный бизнес. Королевский краб, камчатский краб, дальневосточный краб, краб-стригун, опилио, снежный краб считаются во всем мире довольно изысканными деликатесами.

Аляска самый дальний рубеж Северной Америки. Большинство из тех, кто приезжает сюда на время короткого сезона ловли крабов , заранее знают, на каком краболове будут работать. Остальные же ищут работу на месте. Среди немногочисленных вакансий палубных матросов царит жестокая конкуренция, поэтому надо быть расторопным, чтобы не остаться за бортом. У экипажа краболовного судна свой подход к новичкам - их называют юнгами. Многие из них не имеют ни малейшего представления о том, на что они идут.

Ловля краба требует огромной физической выносливости, поэтому его считают делом молодых. Некоторые приезжают на Аляску за приключениями - такая себе морская романтика, кто-то хочет доказать себе, что может пройти все трудности и справиться с тяжелыми условиями работы. Многие юноши могут страстно желать успеха, но для ловли крабов в Беринговом море потребуется нечто большее, чем большое желание.

Кстати для многих жителей аляски ловля крабов — это семейный бизнес, где опыт передается из поколения в поколение.

Сезон ловли крабов открывается официально, его период не всегда одинаков и может ограничиваться квотами на улов. Так в 2005 году правительственные квоты составили 7000 тонн, а 25 лет назад квота составляла 45 тыс. тонн. В 2004 году сезон ловли крабов длился всего четыре дня.

Ключом к получению максимальной прибыли является подготовка, поэтому перед выходом в море фиксирует ловушки и штабеля, проверяет оборудование и устройства, а капитан тщательно изучает предстоящие метеоусловия. В Беринговом море ошибки и просчеты могут привести к ужасным последствиям.

Когда покидают порт, они чувствуют себя частью истории этого края. В водах омывающих Аляску рыбачат уже несколько столетий. Первыми здесь были коренные жители в каноэ из тюленьей кожи, но современный краболовный промысел пришел в начале XIX века. Современные деревушки Аляски теперь стали основными портами поставки и переработки морепродуктов, а также транспортировки крабов в различные страны мира. Но этот статус достается дорогой ценой. На воду заливов смотрят десятки крестов - мрачное напоминание о тех, кто не вернулся. Берингово море непредсказуемо и беспощадно. Штормы здесь повторяются через каждые 3-5 дней. Сильные штормы начинаются без предупреждений, принося ураганные ветры, сильные волны и смертельно опасный лед, поэтому неудивительно, многие охотники за крабами суеверны.

краболовные суда

самое большое в мире краболовное судно

Небольшим судам краболовам, средняя длина которых составляет 35 м, предстоит долгое морское путешествие к районам крабового промысла. Некоторые преодолевают 650 км по Беринговому морю в поисках крабов. У каждого капитана краболова своя стратегия. Никто не знает сколько продлиться сезон, а за это время надо сделать невозможное — найти крабов и обеспечить приличный улов. И это все в максимально жестких условиях. Работа в арктических водах опасна, но на краболовных судах, пожалуй, самая опасная из них, так как на палубе нет безопасных мест.

способы ловли краба

При достижении района промысла капитаны судов заканчивают расчеты своих стратегий по ловле крабов , палубные матросы в готовности начать выставлять крабовые ловушки, юнга измельчает приманку, наполняя ею мешки для ловушек. Каждый член команды с нетерпением ждет начала ловли крабов.

С поступлением сигнала от Национального департамента охоты и рыболовства о начале сезона ловли крабов первым делом краболовы сбрасывают крабовые ловушки с приманкой внутри, в море. На небольших краболовных судах число ловушек не превышает 40 штук, но на некоторых -краболовах их количество достигает до 250.

На самом деле способов ловли крабов немного. Один из них, это когда ловушка устанавливается на сбрасывающий поддон. Внутри нее подвешивается наживка, ловушку закрывают и сбрасывают в море. К ловушке прикреплен трос с буем. Клети выставляются на площади до 100 кв. километров в так называемый порядок, из нескольких десятков.

Еще одним способом ловли крабов является радио-лов. Несколько судов объединяются в альянс и расходятся в разные точки, выставляя порядки ловушек. Затем капитаны передают друг другу по радиостанции необходимые данные о разведке краба, с использованием кодовых слов, не называя наименований судов и координат.

Через некоторое время краболовы поднимают ловушки, но прежде их надо поймать. Для этого члены команды забрасывают якорь-кошку с прикрепленным к нему тросом в направлении буя, плавающего на поверхности моря. К бую прикреплена ловушка которая находится в свободном плавании. Зацепив трос якорем, буй подтягивается к подъемному устройству. На барабан накидывается трос, который наматываясь, поднимает ловушку. Затем ловушка опускается на поддон, куда и выбирается улов.

Важным моментом при поимке крабов является сортировка. В соответствии с законом в море возвращаются самки и небольшие крабы для воспроизводства. Краб-самец от краба-самки отличается наличием на внутренней стороне панциря пластины, где находится икра. Самец для крабового промысла на законных условиях должен быть не менее 17 см по панцирю. Сортировка крабов производится на двухсоткилограммовом столе, который с помощью гидравлического устройства может отодвигаться в сторону.

ловля крабов у берегов Аляски




спуск крабовой ловушки с помощью крана

подъемное устройство

подъем ловушки

Крабов отгружают несколько представителей крабопереработчика, погружая их в корзину, вмещающую около 1 тонны крабов. Вручную они заполняют такие корзины одну за другой и отправляют на борт переработчика.

При улове крабов с 35 тонн каждый палубный матрос получит по 16 тыс. долларов США.

Крабы, ради которых люди рисковали своими жизнями, перерабатываются и попадают на обеденный стол в различных странах мира. Но лишь немногие из тех, кто будет наслаждаться вкусом камчатского краба, узнают о суровой борьбе, в которую вступают несколько отважных людей, чтобы доставить им это лакомство.

еще про крабов

Королевский краб или красный краб стоит 11 долларов США за 1 кг. Квота составляет 7000 тонн, то есть весь улов будет стоить 70 миллионов долларов. Крабы опилио и снежные крабы уходят по цене 4 доллара за 1 кг, на кону улова 36 миллионов долларов с квотой 9000 тонн.

Используются для добычи, транспортировки, переработки рыбы, крабов, водорослей и т. д. В зависимости от назначения суда подразделяются на добывающие, добывающе-перерабатывающие, перерабатывающие и обслуживающие. Особенности и техническое оснащение промысловых судов зависит от формы организации промысла. Промысел может быть экспедиционным или автономным. При автономном промысле суда выходят на лов рыбы и наполнив трюм доставляют её в порт в сыром виде или виде полуфабриката.

При экспедиционном промысле рыболовные суда уходят в плаванье на длительный период времени и занимается такое судно исключительно добычей рыбы. Обработкой и транспортировкой рыбы занимаются производственно-транспортные суда. Некоторые добывающие суда могут не только вылавливать рыбу, но и частично её обрабатывать, но если они выходят в экспедиционное плаванье, то также сдают улов транспортным судам или рефрижераторам.

Добывающие суда

К добывающим относятся все промысловые суда, которые предназначены для добычи, морских крабов, беспозвоночных водорослей и т. п. Промысловый флот в основном состоит из добывающих и добывающе-перерабатывающих судов. К добывающим судам причисляются – траулеры, сейнеры, рыболовные боты, дрифтеры, тунцеловы, краболовы, китобойцы, суда для бессетевого лова рыбы.

Добывающе-перерабатывающие суда

К добывающе-перерабатывающим судам причисляются большие морозильные траулеры–рыбзаводы, среднетоннажные рыболовные траулеры с кормовым тралением, малые рыболовные траулеры и траловые боты.

По методу траления, то есть ловли, траулеры делятся на бортового траления и кормового траления. Все большие траулеры бывают только с бортовым тралением. По степени обработки улова траулеры разделяются на траулеров-ловцов, траулеров с частичной переработкой и на траулеров-рыбзаводов. Траулеры-ловцы каждый день сдают наловленное на транспортные суда или береговую базу. На траулерах с частичной переработкой улов выпотрашивают, засыпают льдом и сдают полуобработанную рыбу один раз в несколько дней. Траулеры-рыбзаводы полностью перерабатывают свой улов и передают уже готовый к продаже продукт.

Тип: добывающе-перерабатывающие суда

Траулеры малые и средние – это однопалубные судна, а большие траулеры – как правило двухпалубные. На траулерах-рыбзаводах есть несколько цехов специального назначения – цех по переработке рыбы, морозильный, цех консервирования рыбы и цех утилизации отходов. Также большие траулеры оборудованы рефрижераторными и обычными трюмами.

В отличие от траулеров, которые производят улов тралением, сейнеры используют для лова кошельковый невод. Как и траулеры, сейнеры классифицируют по величине, разделяя на большие, средние малые. Также все сейнеры делятся на одноплощадочные и двухплощадочные, площадка располагается на открытом пространстве палубы и необходима для работы.


Тип: сейнеры

Малые сейнеры с одной площадкой, средние и большие могут быть как с одной так и с двумя площадками. У сейнеров помимо кошельковых неводов имеются и другие рыболовные приспособления, так как кошельковый метод является сезонным.

Дрифтеры

Дрифтеры - суда предназначенные для лова рыбы только плавными сетями. По размерам дрифтеры являются судами намного меньшими, чем траулеры, хотя по строению и внешнему виду кроме размеров ничем не отличаются от траулеров.

Дрифтерные сети – дрейфующие, то есть они облдают свойством осуществлять лов во время дрейфа, захватывая рыбу, пытающуюся пройти сквозь сеть за плавники и жабры.

Китобойцы

Китобойцы – охотничьи суда, оснащённые гарпунной пушкой для забоя китов. С 1972 года убой китов запрещён, поэтому сейчас китобойцы – это уже история.

Перерабатывающие суда

Суда приспособленные специально для приёма улова с рыболовных суден и его переработки. Помимо этого они снабжают рыболовные суда всем необходимым во время экспедиционного лова.


Тип: перерабатывающие суда

Перерабатывающими являются сельдяные, краболовные, рыбомучные, морозильные и плавучие рыбоконсервные базы. Все перерабатывающие суда разделяются на два типа – рефрижераторы и плавучие базы.

Плавучие базы

Плавучие базы являются самыми большими промысловыми судами, их водоизмещение измеряется от 10 тыс. до 15 тыс. тонн. Базы имеют различные надстройки и по несколько палуб. Помещения внутри самих баз делятся на жилые, производственные, грузовые и служебные. Число команды и производственных работников может достигать до 400 человек. Поэтому на плавучих базах большие площади выделены под жилые помещения, общественные и культурные, а также медицинский блок.

Производственные рефрижераторы

Рефрижераторы, вид промысловых судов, на которые улов передаётся с рыболовов, не имеющих морозильных камер. Производственные рефрижераторы доставляют замороженную рыбу на борт транспортных рефрижераторов или прямиком на берег.

Жизнь американских рыбаков подчиняется простым законам, каждый из которых оплачен человеческими жизнями

А

АЛЕУТ. Алеут, как и восемь из девяти его братьев и сестер, рожден в присутствии повивальной бабки вместо положенных врачей-акушеров. Алеута зовут Ленни Леканофф, и сейчас ему 52 года. Повивальная бабка приняла роды точно так же, как это делали на Аляске еще до 1867 года, когда она была частью Российской империи. А не возьмись Александр II отменять крепостное право, не надо было бы царю выплачивать помещикам компенсации, не было бы зияющей дыры в бюджете, займа у семьи Ротшильдов в 15 миллионов фунтов стерлингов и необходимости срочно погашать долг, не пришло бы советникам российского государя в голову продать полтора миллиона квадратных километров не обследованной толком суши. И православный алеут Ленни Леканофф мог бы зваться Леонидом Лекановым, и на свидетельстве о рождении у него красовался бы советский герб, а в нынешнем паспорте — двуглавый орел. Но и тогда бы Ленни, скорее всего, ловил крабов в Беринговом море, как он это делает уже более четверти века. До этого он ходил на лосося - его семья до сих пор вялит и солит лосося каждый год. Промысел алеутов с веками не сильно изменился. Правда, крабы стоят все больше и больше. Алеут Ленни Леканофф - матрос на краболовном судне Wizard. Улыбка Ленни - первое, что ты видишь, ступая на борт.

Б

БЕРИНГОВО МОРЕ. Берингово море, окаймленное дугой Командорских и Алеутских островов, плещется ледяной полушайбой на севере Тихого океана, разделяя Чукотку, Камчатку и Аляску. Реки Анадырь и Великая впадают в него с запада, а могучий Юкон - с востока. Вверх, на север - Берингов пролив и Чукотское море. К юго-западу - Курильские острова, а за ними - Япония.

Летом в акватории Берингова моря до +10 ºС, зимой до -25 ºС, а лед не сходит с поверхности 10 месяцев из 12. Правда, в Бристольском заливе, где американские краболовы раскидывают свои клетки-ловушки, лед осенью - в те 5–6 недель, когда разрешено ловить краба, - практически не встречается.

Датчанин Витус Беринг, ставший офицером русского флота, исследовал море, которое тогда звалось Камчатским, в 1728 и 1741 годах, и один из островов стал ему могилой, после того как шторм выбросил «Святого Петра» - пакетбот командора - на берег и обрек тем самым 75 человек команды на голодную зимовку и цингу.

Берингово море всегда встречает краболовов штормами. А зимой, в сезон ловли крабов-стригунов, штормы становятся ледяными, и команда каждого судна ежедневно тратит по многу часов, скалывая намерзающий на корабль лед - тонну за тонной. Капитаны стараются не доходить до границ ледовых полей, но иногда лед наступает быстрее, чем они успевают вытаскивать ловушки.

В

ВИДЫ КРАБОВ. У берегов Аляски какие только крабы не ловятся - можно сказать, тут настоящее крабье царство. И синий краб (Paralithodes platipus), и равношипый краб (Lithodes aequispinus), и краб-стригун, которого американцы называют снежным, или опилио, и самый главный - камчатский краб Paralithodes camtschaticus с шипастым панцирем, живущий до 15 лет.

Краболовы Аляски обязаны иметь лицензию на каждый вид краба, который они намерены промышлять. «Раньше было гораздо свободнее, - говорит капитан Сиг Хансен, совладелец судна Northwestern. - Мы проводили в море по 10–11 месяцев, ловили коричневых крабов, голубых - каких хочешь. Сейчас все гораздо скромнее. Если судно оборудовано так, что позволяет охотиться за разным уловом, ты можешь рыбачить 6–10 месяцев в году. Мы, например, иногда ходим за лососем помимо краба. Но по сравнению с крабами это легкая ловля».

Ловить разрешено только самцов. Синий краб может весить до 8 кг, расстояние между кончиками клешней достигает у них 1,5 м. За этими красавцами и выходит каждый октябрь в Берингово море краболовная флотилия. Несчастье для капитана краболовного судна - вытащить ловушки, полные самок и молодняка. Это видно сразу - они заметно мельче. Ты правильно все рассчитал, нашел на дне стадо, клетка поднимается полной, но ты обязан опорожнить ее за борт. И так, возможно, десятки клеток подряд. Время идет впустую, наживка пропала, измотанная команда судна работает вхолостую. Самок не примут на обработку, а на владельца наложат огромный штраф. Поэтому крабы сыплются за борт.

Д

ДЕНЬГИ . Но прежде надо отремонтировать судно. Починить, докупить и погрузить на борт железные клетки-ловушки, каждая из которых весит под 400 кг. Закупить провизию на всю команду; магазинный чек на 3000 долларов - обычное дело. Залить топ ливные баки соляркой (до 50 000 галлонов, то есть под 190 000 л), в танки - 30 т пресной питьевой воды. Загрузить на судно наживку: 3–4 т мороженого мяса макрели и сельди в брикетах и тушки свежей трески, пересыпаемой льдом. Каждый день судна в море обходится в 7000– 8000 долларов, и это только операционные расходы. «Вон видите у меня новый кран? - спрашивает Кит Колберн, капитан Wizard. - Он обошелся в 140 000 долларов. Нужен новый насос? 8000 долларов!»

Тут все деньги бешеные. Рыбаки сдают краба на заводы по 16–18 долларов за килограмм. Палубный матрос может заработать от 20 000 до 50 000 долларов за путину: помимо зарплаты им полагается призовая доля от общего улова. Новички-салаги, проводящие в море свой первый сезон, получают фиксированную сумму. Однако по общему решению команды, если новичок работал достойно, его могут премировать процентом от прибыли. После удачного выхода в море судно может привезти на рыбообрабатывающий завод улова на 200 000–400 000 долларов.

А после того как шоу «Смертельный улов» канала «Дискавери» прославило работу моряка-краболова, у сметливых владельцев появились и другие способы заработать. Семья Хансен, владельцы судна Northwestern, зарегистрировала торговую марку и выпускает теперь рыбные палочки, пиво, соусы к рыбе, спецодежду и даже видеоигры. Более того, Хансены умудрились «всунуть» свой корабль в мультфильм «Тачки-2». «Нам удалось капитализировать имя судна, - утвердительно кивает капитан Сиг Хансен, - хотя мы могли бы просто сдавать себя в аренду, превратить корабль в аттракцион. Ко мне приезжал человек, который был готов заплатить 30 000 долларов только за то, чтобы провести с нами неделю в море. Просто сидеть в рубке и смотреть, как мы работаем. Я послал его».

Е

ЕДА. Перед выходом в море рыбаки под завязку загружают едой огромный холодильник. Но во время лова у них мало времени на еду. Голод они заглушают кофе и сигаретами. Счет выкуриваемого в море идет не на пачки, а на блоки. Они едят, если выдается свободная минутка. Когда корабль попадает на место скопления крабовых стад, когда из моря поднимается одна полная ловушка за другой и живые деньги соскальзывают с сортировочного стола в трюмы, есть некогда. Бывает, что моряки едят раз в сутки, когда клетки выбраны, корабль переходит на другое место лова и кто-то вспоминает, что после вчерашнего завтрака наступило время сегодняшнего обеда.

Диета краболова - кошмар анорексика. Они едят все и в исполинских количествах. Огромные гамбургеры, ведра картошки, яичницы из десятка яиц и невообразимые по калорийности омлеты с ветчиной и сыром. Горки жареного бекона с картофелем. Груды овощей и штабеля шоколадных батончиков. Основные блюда заедаются пиццей, сандвичами и хлебом. Все, что может быть быстро приготовлено или в крайнем случае разогрето на камбузе и содержит максимум калорий, все идет в дело. Дневной рацион рыбака может достигать 6000–8000 килокалорий. И я не увидел там ни одного толстяка.

Ж

ЖЕНЩИНЫ . На краболовных судах они - редкость. Аляскинские рыбаки полагают, что женщины злят море, и готовы тут же привести кучу примеров, почему их не надо брать с собой и чем может закончиться их пребывание на путине. Кто-то в первом же рейсе во время шторма получит несколько травм, кто-то будет бояться плохой погоды и плакать от страха, как только море суровеет, то есть каждый день, а кто-то и вовсе не вернется на берег, погибнув вместе с большей частью команды. Дочь капитана «Алеутской баллады» Николь, Рогнеда, которую родственники взяли палубным матросом на «Вождя Запада», Ванесса со «Святого Патрика» - краболовы готовы перечислять и перечислять имена. Но, с другой стороны, Донна Квашник выходила вместе с мужем многие сезоны на судне Maverick. И была рыбакам родной матерью, и будила их после короткого сна, и готовила мужикам домашнюю еду - и ничего.

«Да, женщина на корабле - к несчастью, - говорит капитан Билл Вихровски, - но дело не в этом. Ловить крабов - это грубая тяжелая работа. Не все мужчины с ней справляются. Что здесь делать женщинам?»

З

ЗАПРЕТЫ. Сиг Хансен, капитан Nоrthwestern: «На судне запрещены драки. Когда мы в море, мы работаем. Надо с кем-то выяснить отношения - дождись прихода в порт. Еще я не люблю, когда команда начинает обсуждать, как круто мы сейчас порыбачим. Я запрещаю эти разговоры. Иди и делай свою работу. Запрещено распускать нюни. Я как-то нанял на сезон одного знакомого бармена, здоровый был мужик, я думал, он выдержит. А он не выдержал. Все, что я слышал от него: а когда мы будем жрать, а когда мы будем спать? Я выгнал его к чертовой матери».

«Выпивка на судне под жестким запретом, - это Эллиот Нис с Rambling Rose, самый молодой из капитанов флотилии. - Простое правило, два слова: алкоголь запрещен. Сходи на берег - и делай что хочешь. Мы все расслабляемся на берегу. Но на судне - сухой закон».

К

КВОТА. До 2004 года краба ловили наперегонки. Правительство устанавливало общий объем разрешенного к вылову синего и камчатского краба, и в один и тот же день, в один и тот же час две с половиной сотни посудин устремлялись в море, чтобы в честной борьбе выловить больше, чем соперники. Победители могли сказочно разбогатеть, а проигравшие разорялись. Систему изменили в 2005-м, введя IFQ - индивидуальную квоту улова. Из всего краболовного флота было оставлено около 90 судов, и каждое получило собственную квоту. Все восемь капитанов, с кем мне удалось лично поговорить, сказали, что они тоскуют по былым временам. «Я рыбачу 20 лет, с 1991 года, - капитан Кит Колберн смотрит прямо в глаза. - Мне не хватает теперь прежнего ощущения гонки, честного мужского соревнования, когда двести с лишним судов одновременно, лавиной выходят из гавани и устремляются за удачей. Мне не хватает адреналина и состязания. В системе нынешних квот его нет». Раньше у краболовов было 4–5 дней на ловлю синего краба и 18–20 дней на краба-стригуна. Теперь они без спешки вылавливают квоту за 5–6 недель.

Л

ЛОВУШКИ. Ловушка для крабов - это клетка-параллелепипед. Ребра - стальная рама, плоскости - прочная нейлоновая сетка. Каждая ловушка весит от 250 до 400 кг. Northwestern берет с собой до 200 таких клеток, Wizard - одно из крупнейших судов флотилии - до 250. Инспекторы строго следят за тем, чтобы капитаны не взяли больше ловушек, чем положено с точки зрения безопасности: когда все клетки стоят на палубе, центр тяжести находится слишком высоко. Так перевернулся и погиб Big Valley: они взяли 55 ловушек вместо разрешенных 31. Зимой ситуация еще опаснее - ловушки обмерзают и покрываются льдом.

Перед сбросом ловушка перемещается на гидравлический стол. Палубные матросы должны за несколько минут открыть клеть, скользнуть внутрь и привесить на крюке приманку: сетку с мороженым рыбным крошевом и большой кусок свежей трески для запаха. Затем ловушка закрывается, звучит зуммер, стол наклоняется и клетка летит в море, увлекая за собой линь с буем наверху. Она ложится на дно на глубине от 100 до 200 м и лежит там от нескольких дней до недели.

М

МОТОЦИКЛЫ. Харлеевские куртки - первое, что бросается в глаза, когда видишь капитанов краболовных судов на берегу. Добрая половина из них ездит на мотоциклах. У меня чоппер, и я чувствую себя среди товарищей. У капитана Джонатана Хиллстранда - «харлей». У капитана Скотта Кэмпбелла - «харлей». У капитана Фила Харриса, ныне покойного, тоже был «харлей», который унаследовали его дети - теперь они ходят на судне отца.

А где тут у вас можно шлем посмотреть? Я бы купил домой, - спрашиваю я в середине разговора.

Если ты ездишь на мотоцикле, на хрена тебе шлем? - бурчит Джонатан, капитан Time Bandit. В нем под два метра росту, и он жилист, пьян и зол. Я не сразу нахожусь с ответом. - Я живу в Москве, там четыре миллиона машин, и немалая часть водил - опасные психи. Это раз. В начале и конце сезона у нас дьявольски холодно. Это два. А за городом на дорогах столько камней, что без шлема мне как-то пробило насквозь губу.

Ну так ведь за этим мы и садимся на моц, разве нет? - в голосе Джонатана слышно презрение.

Ты глянь в харлеевском магазине, он тут в нескольких кварталах отсюда, - примирительно предлагает Скотт Кэмпбелл. - Мы-то шлем почти не надеваем.

Н

НОВИЧКИ. Greenhorn - это кличка для палубных матросов, впервые нанявшихся на корабль. Слово «юнга» тут подходит не очень, а привычное русскому уху «салага» - вполне. Им выпадает самая тяжелая работа - готовить наживку: пропускать мороженые рыбные брикеты через измельчитель, набивать сетки приманкой, разделывать треску и нанизывать ее на крючья. Вонь. Всепроникающая рыбная вонь. Эрик Абрахамсон, новичок, жаловался: «Работать с приманкой - это все равно что оказаться в брюхе у чайки и прожить там 3–4 дня». Пока все ловушки не сброшены, салага должен работать, как автомат, без перерывов и перекуров. Мало кто остается после первого сезона. Гринхорнов приходится нанимать каждый год новых. «Мы стараемся брать знакомых. Или детей знакомых. Или дальних родственников. Чтобы была хоть какая-то рекомендация, - говорит капитан Кит Колберн. - Но новички все равно уходят. Сначала они воодушевлены, они слышат, что могут заработать 25 000 за шесть недель, и говорят: «Я хочу!» А через неделю-другую лова они и за 125 000 не хотят здесь оставаться. Они не чувствуют пальцев, у них немеют руки от работы. И дальше ты слышишь: «Я два дня не спал, неделю не жрал - я ухожу!»

Редкий гринхорн становится настоящим палубным матросом. Среди таких исключений, например, самоанец Фредди Могатаи, с первого же сезона лова работающий неистово и с полной отдачей. Фредди мог молиться прямо на палубе, откусывать голову сельди, мазать лицо рыбьей кровью - он следовал любой примете и исполнял любой обряд, если только они сулили хороший лов.

О

ОБРАБОТКА. Из трюмов судна камчатские крабы выгружаются на промысловые плавбазы или на принимающие краба рыбозаводы на берегу. Открываются люки, и в трюмы спускаются клети. Между такой клетью и крюком крана - весы. Клеть заполняется вручную и взвешивается при подъеме. Подсчет ведется и командой судна, и работниками завода. Затем камчатский краб попадает на конвейер производственной линии. Шипастых гигантов распластывают на ленте, фиксируя конечности металлическими зажимами. Лента едет к ножам. Жизнь краба здесь заканчивается.

П

ПОТЕРИ. Крупнейшая катастрофа случилась в 1799 году: тогда шторм утопил 60 лодок, погибли более 200 аляскинских рыбаков.

Бюро статистики труда США сегодня официально признает ловлю краба самой опасной профессией в Америке. Число смертных случаев среди краболовов - более 300 на 100 000 работников в год - вдвое превышает показатели для рыболовной индустрии в целом. Подсчитано, что риск погибнуть на работе у краболова в 90 раз выше, чем у обычного рабочего. Температура воды в Беринговом море - около нуля, и шок от падения в ледяную воду может вызвать инфаркт. В случае падения за борт у моряка, одетого в обычную робу, есть одна-две минуты жизни. Потом тело в ледяной воде остывает, и наступает смерть от переохлаждения.

Кевин Дэвис упал за борт в 2004 году. Падение видела вся команда, включая капитана. Кевину мгновенно бросили спасательный конец, и у него хватило сил уцепиться за него. Он находился в воде меньше двух минут, при волне в 15 м и ветре 100 км/час. Счастливчик Кевин выжил. Это редкость. По статистике, один моряк-краболов гибнет каждую неделю во время лова. Нередко случаются и большие крушения. St. Patrick, 1981 год: из 11 моряков погибли девять. Big Valley, 2005-й: спасти удалось лишь одного из шести человек команды. Ocean Challenger, 2006-й: выжил один из четверых. Alaska Ranger, 2008-й: пятеро погибли. Katmai, 2008-й: семеро погибли, тела двоих так и не найдены. Специальный защитный костюм не позволит утонуть и на некоторое время защитит от холода. Но работать в этом костюме невозможно, а значит, надо успеть надеть его, если корабль тонет. Это редко кому удается.

С

СУДА. В конце 1970-х - начале 1980-х, во время крабовой «золотой лихорадки», когда улов достигал почти 100 000 т, с верфей сходило по четыре судна в месяц. Раньше в море можно было встретить и крохотного краболова 12 м длиной, и 70-метрового гиганта. Сегодня разброс не так велик, обычно краболовное судно - это корабль длиной 30–50 м, высотой 8–10 м, валовая вместимость - до 500 регистровых тонн. Двигателей бывает и два, как на Time Bandit - дизели по 425 л. с. каждый, и один, как на Wizard - мощностью 1125 л. с. Кстати, Wizard - это бывшее военное судно: оно было построено в 1945 году и входило в состав ВМФ США вплоть до 1974 года. Для работы гидравлики, то есть всего силового оборудования, используются гидронасосы, на Time Bаndit таких два, по 125 кВт каждый. Спят рыбаки в тесноватых и не слишком благоустроенных кубриках. На койках обычно есть бортики-закраины. Из удобств, помимо гальюнов, есть душ, а на упоминавшемся уже Time Bandit - даже сауна, но ни мыться, ни париться во время лова рыбаки не могут: нет времени.

Т

ТОКСИНЫ. Пойманные крабы хранятся в специальных судовых хранилищах - трюмах с циркуляцией морской воды. Чтобы при качке крабы не передавили друг друга, такие хранилища разделяются переборками. Мертвый краб в трюме несет огромную угрозу для всего улова. Токсины, выделяющиеся из его тела после смерти, начинают отравлять крабов, находящихся рядом. Происходит цепная реакция смерти, и тогда, пришвартовавшись к заводу или плавбазе, команда будет только бессильно наблюдать, как тысячи и тысячи мертвых животных отправляются на свалку. Такая же беда может случиться и из-за случайно попавших с уловом в трюм и сдохших там рыбы или осьминога. Пока не обнажилось дно хранилища и последняя клеть с живым товаром не поднялась из люка, ни один капитан краболовного судна не знает точно, насколько удачен был рейс.

Ф

ФАНАТЫ. До 2005 года профессия американского краболова была просто самой опасной работой, и «болели» за них разве что родственники да близкие друзья. После того как канал «Дискавери» показал первый сезон «Смертельного улова», эта профессия стала еще и одной из самых популярных. «Наша работа вдруг стала очень привлекательной, - жестко рубит слова капитан Сиг Хансен. - Знаете, сколько мне теперь приходит писем с одним и тем же текстом «возьмите меня»? Они даже не пытаются узнать адрес, пишут просто: «Судно Northwestern, Датч Харбор, Аляска, капитану Сигу». Бывает, что люди просто приезжают, появляются у сходней с огромными рюкзаками и просятся на судно. Для кого-то это способ прославиться, для других - желание самоутвердиться. Я посылаю таких на... Это не шоу, это тяжелая работа. Но не думаю, что люди это понимают».

За минувшие годы у краболовов появилось множество фанатов. На ежегодное шоу CatchCon в Сиэтле приезжают тысячи людей. Большей частью это американские домохозяйки, женщины после сорока. Однако встречаются энтузиасты из Канады, Европы, Южной Америки и даже из Австралии. Около суток они с пересадками добираются до Сиэтла, чтобы в несусветную рань встать в живую очередь в конгресс-центр, где проходит CatchCon. В этой очереди нет никакого смысла: у каждого на руках уже есть входной билет. Но они проводят ночь перед входом, общаясь друг с другом и ожидая кумиров, которые нежданно-негаданно из обычных рыбаков-краболовов превратились в телезвезд мировой величины.

Ш

ШОУ. Официальная часть шоу CatchCon для моряков - это общение с международной прессой, интервью, фуршеты, бесконечное фотографирование с фанатами и раздача автографов. Суда отдраивают до блеска, крышки люков засыпаются десятками килограммов соли: она заполняет собой технологические отверстия, чтобы беспечный посетитель, зазевавшись, не сломал ногу. Возможность своими глазами вживую увидеть (а кому повезет - еще и своими руками пощупать) главных персонажей знаменитого «Смертельного улова», полудетские конкурсы и викторины, шанс ступить на палубу краболовного судна, непривычно тихо и смирно стоящего у пирса, - все это приводит поклонников шоу в неописуемый восторг.

Так проходит один день и другой, а потом официальная часть заканчивается и начинается совершенно неофициальная. В баре отеля, куда могут зайти все желающие, не протолкнуться. Ленни Леканофф, кажется, не пьет. Он с детской недоуменной улыбкой окидывает взглядом бурлящую толпу. Сиг Хансен, любимец телезрительниц, сидит за столиком в окружении восторженно вопящих и пытающихся прикоснуться к нему домохозяек. Кит Колберн степенно цедит ледяное пиво, не слишком заботясь о том, чтобы его ответы поклонникам были слышны в общем гуле. Самоанец Фредди ловко приобнял сразу двух фанаток, каждая из которых вдвое больше него, и шепчет что-то на ухо то одной, то другой.

Рыбаки явно наслаждаются этой вечеринкой, финалом шоу. Для них это редкий миг признания и их самих, и их работы. Работы, которая раньше, еще каких-то шесть лет назад, не сулила никому из них никакой славы, а только ледяное Берингово море, голод, холод, травмы, смерти, штормы и призрачную надежду однажды разбогатеть.

26 декабря 2018 года на судостроительном заводе "Пелла" в Ленинградской области прошло знаменательное событие - спуск на воду первого в новейшей российской истории судна для добычи краба..

Краболов по имени "Русь" построен по заказу дальневосточной компании "Антей" по проекту 03070.

Постройка головного судна велась необыкновенно быстро. Официальная состоялась 2 марта 2018 года. Уже в конце декабря корпус с основным оборудованием был готов к спуску на воду.

Судно проекта 03070 предназначено для донного лова краба с помощью корпусных ловушек. Особенностью проекта является то, что улов доставляется на берег в живом виде, в специальных изолированных цистернах с подготовленной забортной водой (RSW-танках).

Торжественная церемония спуска на воду прошла при участии руководства судоверфи, представителей заказчика, отраслевых организаций, регулирующих органов и заводчан.

Как отметил заместитель гендиректора ОАО "Пелла" Сергей Кухтик, работы по строительству начались всего около года назад, а испытания и сдача заказчику ожидаются уже в 2019 году.


Врио руководителя СЗТУ Росрыболовства Андрей Яковлев сообщил, что судно соответствует всем современным требованиям, и что активное строительство промыслового флота сегодня было бы невозможно без государственной программы инвестиционных квот. Отметим, данное судно построено вне рамок программы "квоты под киль", поскольку на добычу краба квоты так и не были приняты.


Президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков напомнил о знаменательной дате. История отечественного краболовства ведётся с 1928 года, и первый российский краболов спускается на воду спустя 90 лет. До этого для добычи краба использовались в основном переоборудованные суда.

В свою очередь президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов рассказал, что с постройкой краболова "Русь" зарождается история создания краболовного флота РФ.


Главная роль в создании первого российского краболова, как неоднократно упоминали в ходе церемонии, принадлежит Ивану Михнову, президенту группы компаний "Антей". Иван Христьянович поделился, что постройка судна давалась нелегко. За основу было взято судно ярусного лова.

Что из этого получилось, будет видно по результатам заводских ходовых испытаний. Заказчик рассчитывает на то, что судно будет выдавать заложенную скорость 12 узлов.

Коротко о других характеристиках проекта 03070. Габаритная длина судна составляет 50,45 м, ширина - 12,53 м, дедвейт - 811 т, полное водоизмещение - 1931 т. Дальность плавания - не менее 6000 миль, экипаж - 30 человек.

Судно имеет ледовый класс Ice2. Хотя, по словам Ивана Михнова, усиления корпуса позволяют претендовать и на более высокий класс.

Вернёмся к церемонии. Согласно морским традициям, которые на "Пелле" стараются чтить, церемонию освящения корабля провёл отец Николай - служитель церкви святого равноапостольного великого князя Владимира.

Крёстной матерью краболова "Русь" стала Ирина Михнова.

После разбития традиционной бутылки шампанского команду руководитель спуска Максим Павлов получил разрешение от руководства завода на начало технологической операции.

Погружение в родную стихию первого российского краболова заняло около часа.

На этом история отечественных краболовов не заканчивается. Напомним, в марте 2018 года "Антей" и "Пелла" подписали контракт на строительство первого серийного судна для добычи краба проекта 03070.

Как рассказал и показал порталу сайт Иван Михнов, киль судна уже существует, и краболов будет построен, невзирая на ситуацию с предоставлением квот.

Киль первого серийного краболова проекта 03070 виден в левой части следующей фотографии.


Финансирование клиентов Damen предлагает широкий спектр вариантов финансирования. Они доступны для любого типа судна, оборудования или связанных с ними услуг, в том числе готовых комплектов, поставляемых судостроительным отделом технического сотрудничества Damen.

Финансирование клиентов Damen возможно не только для частных предпринимателей, малого и среднего бизнеса, мы также сотрудничаем с государственными органами, такими как береговая охрана, полиция и портовые власти. Damen поддерживает отношения со всеми нидерландскими коммерческими банками, а также с многочисленными банками за рубежом. Являясь крупным клиентом голландского экспортного кредитного агентства, Atradius, Damen имеет большой опыт в организации экспортных кредитов со страхованием экспортных объектов кредитования.

Услуги по доставке судов


Услуги Damen по доставке судов гарантируют, что наши клиенты получат свои суда безопасно и готовыми к работе. Мы предлагаем полностью позаботиться о всех логистических услугах через нашу всемирную сеть сервисной поддержки. Наши услуги включают в себя поставку судов своим ходом, перевозку на судах для сверхтяжелых грузов, буксировку и полупогружную транспортировку.

В качестве международного судостроителя Damen обладает обширными знаниями каждого судна и транспортных договоров и условий, мы имеем многолетний опыт работы по доставке в отдаленные и труднодоступные пункты назначения. Если говорить кратко, то наши клиенты выигрывают от наших надежных и конкурентоспособных судоходных решений.

Сервисы по доставке запасных частей


Сервисы Damen по доставке запасных частей предлагают конкурентоспособные цены, эффективную и экономически выгодную доставку и быстрое время реагирования. С нашим многолетним опытом мы сформировали сильную покупную способность и обширную сеть поставщиков. За счет расширения нашей сети глобальных центров обслуживания, имеем возможность сократить время реагирования. Наша служба выходит за рамки быстрой доставки запчастей; мы также предлагаем решения по допоставке, сохраняя запчасти на складе еще до того, как они Вам понадобятся.

Чтобы свести к минимуму эксплуатационные расходы и повысить производительность судов, важно иметь правильные запасные части. Наша система компьютеризированного управления техническим обслуживанием (CMMS) позволяет полностью автоматизировать пополнение запасов на складе.

Онлайн магазин запчастей

Для того, чтобы поддержать наших клиентов в режиме 24/7, Damen создала интернет-магазин запасных частей на нашем сервисном портале www.damenservices.com . Здесь Вы можете сделать заказ прямо из нашего интернет-каталога запчастей. Наш комплект поставки не ограничен только судами Damen, а также ни самим каталогом. Если необходимые Вам детали не доступны онлайн, мы предлагаем Вам подать онлайн-заявки. Ваш сервисный менеджер с удовольствием предоставит требуемый компонент. С Damen в качестве партнера, Вы можете испытать преимущества комплексного обслуживания.

Перепродажа Damen


Damen является уникальной, предлагая привлекательные гарантии по выкупу стандартных судов из нашего ассортимента продуктов у клиентов или финансирующих банков. Мы знаем, что Damen качество означает, что наши суда имеют премиум стоимость перепродажи. Известно, что суда купленные 20 лет назад, продавались по той же цене, что и два десятилетия спустя.

Damen рада выкупить суда или помочь клиентам продать их при покупке нового судна. Наша команда также предлагает брокерские услуги, будь то суда Damen или других судостроителей, и мы можем помочь клиентам, которые ищут суда для чартера.

Новое на сайте

>

Самое популярное