Домой Заготовки на зиму Манифест коммунистической партии основные идеи кратко. Манифест коммунистической партии. «манифест коммунистической партии»

Манифест коммунистической партии основные идеи кратко. Манифест коммунистической партии. «манифест коммунистической партии»

«Манифест Коммунистической партии» - великий программный документ научного коммунизма

«Манифест Коммунистической партии» был первым программным документом научного коммунизма и первой программой международной коммунистической организации. В нем впервые получили систематическое и цельное изложение все составные части великого учения Маркса и Энгельса. «В этом произведении,- писал Ленин, - с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества».(В. И. Ленин, Карл Маркс, Соч., т. 21, стр. 32. )

В сжатой форме «Манифест» формулировал основные положения материалистического понимания истории, объективные законы развития общества, закономерности перехода от одного способа производства к другому. «Манифест» характеризовал историю всех до сих пор существовавших классовых обществ как историю борьбы классов. «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».( Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т 4, стр. 424 )

В «Манифесте» содержится блестящий анализ особенностей капитализма, условий быстрого развития производительных сил и возникновения крупного машинного производства. С огромной силой и глубиной «Манифест» анализировал антагонистические противоречия, присущие капитализму, и обосновывал неизбежность его гибели.

"Манифест Коммунистической партии". Издание 1848 г.

Вышедшее из недр феодализма буржуазное общество, указывали в «Манифесте» Маркс и Энгельс, не уничтожило классовых противоречий, оно «только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы наместо старых».( Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, стр. 424 ) Одним из проявлений конфликта между производительными силами и капиталистическими производственными отношениями являются периодические экономические кризисы, потрясающие буржуазное общество.

Преодолевая эти кризисы путем уничтожения огромного количества материальных ценностей, путем ожесточенной конкурентной борьбы за завоевание новых рынков сбыта, буржуазия подготовляет еще более сильные, еще более разрушительные кризисы.

Разоблачая лицемерие и пороки капиталистического общества, «Манифест» остро критиковал устои буржуазного строя - буржуазную собственность, буржуазную семью, буржуазную мораль, буржуазное государство, в котором государственная власть все в большей мере становится комитетом, управляющим общими делами всего класса буржуазии. «Манифест» осуждал захватническую политику буржуазии, грессивные войны, присущие капитализму, и доказывал, что свержение капиталистического строя приведет к коренному изменению международных отношений. Вместе с антагонизмом классов внутри нации падут и враждебные отношения наций между собой. Исчезнут поводы для международных конфликтов и войн.

«Манифест» показал угнетенное положение пролетариата в буржуазном обществе раскрыл всемирно-историческую миссию рабочего класса - могильщика капитализма и строителя коммунистического общества.

Капитализм, указывали авторы «Манифеста», зиждется на наемном рабстве, на жестокой эксплуатации рабочих, на их экономическом и политическом порабощении но одновременно он ведет и к концентрации рабочих на фабриках, к сплочению рабочего класса. Из всех классов, которые при капитализме противостоят буржуазии только пролетариат является последовательно революционным классом, и, борясь за свое освобождение, он борется вместе с тем за освобождение всех эксплуатируемых и угнетенных.

Огромное принципиальное значение имеет выдвинутая в «Манифесте» идея превращения пролетариата в господствующий класс, идея диктатуры пролетариата хотя самый термин «диктатура пролетариата» в нем еще отсутствовал. В «Манифесте» так определялись основные задачи, которые возникнут перед рабочим классом после завоевания им политической власти: «Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил»(К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, стр. 446. ). В связи с этим В. И. Ленин писал: «Здесь мы видим формулировку одной из самых замечательных и важнейших идей марксизма в вопросе о государстве, именно идеи «диктатуры пролетариата»»(В. И. Ленин, Государство и революция, Соч., т. 25, стр. 374. ). ««Государство, т. е. организованный в господствующий класс пролетариат" - это и есть диктатура пролетариата»(«Ленинский сборник» XIV, стр. 283. ).

В «Манифесте» Маркс и Энгельс впервые изложили исходные положения своего учения о коммунистической партии. Здесь подчеркивалось, что у коммунистов нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом, что коммунисты представляют собой авангард рабочего класса. «Коммунисты... на практике являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран...»(К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Соч., т. 4, стр. 437. ). Вооруженные передовой революционной теорией, коммунисты являются единственной партией, понимающей закономерности общественного развития, единственной партией, способной возглавить борьбу пролетариата за низвержение капитализма и построение бесклассового, коммунистического общества.

«Манифест» дал классовый анализ различных течений феодальной, буржуазной и мелкобуржуазной мысли, выступавших под флагом «социализма». Маркс и Энгельс показали коренное различие между научным коммунизмом и всеми системами утопического социализма и утопического коммунизма, хотя вместе с тем положительно оценили острую критику капитализма, содержавшуюся в произведениях Сен-Симона, Фурье и Оуэна.

В четвертой, последней главе «Манифеста» сформулированы основные положения стратегии и тактики пролетариата. Коммунисты должны поддерживать всякое оппозиционное и революционное движение, направленное против эксплуататорского общественного и политического строя, добиваться объединения усилий демократических партий всех стран. Однако эта поддержка не должна ограничивать самостоятельности коммунистов и их право критиковать непоследовательность и слабость своих союзников.

Борясь вместе с буржуазией, когда она выступает революционно, против абсолютизма, феодальной аристократии, реакционного мещанства, коммунисты должны вырабатывать у рабочих возможно более ясное понимание противоположности классовых интересов буржуазии и пролетариата, чтобы рабочие могли использовать условия, которые будут созданы после прихода буржуазии к власти, для борьбы против смой буржуазии.

Заканчивался «Манифест Коммунистической партии» гордыми словами, звучащими как пламенный призыв к борьбе рабочих всех стран за низвержение капитазма за победу коммунизма: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!»

Выход в свет «Манифеста Коммунистической партии», в котором марксизм впервые выступил как единое стройное мировоззрение, явился событием огромного исторического значения. Это произведение подводило итог развития марксизма в 40-х годах XIX в. Возникновение марксизма - нового революционного мировоззрения - означало подлинную революцию в развитии науки, в истории общественной мысли.

Созданный Марксом и Энгельсом в преддверии революции 1848-1849 гг. «Манифест Коммунистической партии» явился важным программным документом научного коммунизма. Он дал в руки международного рабочего класса боевое идейное оружие против всяческого угнетения и эксплуатации, великую программу борьбы за революционное ниспровержение капитализма, за победу коммунизма.

В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества.

  1. Буржуа и пролетарии
  2. Пролетарии и коммунисты
  3. Социалистическая и коммунистическая литература
    1. Реакционный социализм
      1. Феодальный социализм
      2. Мелкобуржуазный социализм
      3. Немецкий, или «истинный», социализм
    2. Консервативный, или буржуазный, социализм
    3. Критически-утопический социализм и коммунизм
  4. Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям

Значение

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс впервые в общественной науке определили место в истории человечества, показали её прогрессивность по сравнению с предшествовавшими формациями и неизбежность её гибели. Основоположники научного коммунизма показали, что вся история общества, за исключением первобытнообщинного строя (как добавлял Энгельс в предисловии к немецкому изданию «Манифеста», 1883), была историей борьбы классов. В буржуазном обществе непримиримую борьбу между собой ведут два враждебных друг другу основных класса - и . Став экономически господствующим классом, буржуазия захватила в свои руки государственную власть и использует её как орудие защиты своих корыстных классовых интересов, для подавления трудящихся. Маркс и Энгельс раскрыли в «Манифесте» непримиримые внутренние противоречия буржуазного общества. Капиталистические производственные отношения, содействовавшие огромному росту производительных сил, на определённом этапе превращаются в препятствие дальнейшему развитию производства. Противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения - основное противоречие капитализма - порождает экономические кризисы, во время которых постоянно уничтожается значительная часть готовых продуктов и производительных сил.

В «Манифесте Коммунистической партии» открыта и всесторонне обоснована всемирно-историческая роль пролетариата как могильщика капиталистического общества и строителя коммунизма, единственного до конца последовательного революционного класса, выступающего в интересах всех трудящихся. Именно рабочий класс принесёт обществу избавление от гнёта капитализма, уничтожив капиталистическую форму собственности и заменив её собственностью общественной. Но выполнить эту задачу, - указывают авторы «Манифеста», - рабочий класс может только путём применения революционного насилия против буржуазии, путём пролетарской социалистической революции. Маркс и Энгельс обосновали необходимость создания политической партии пролетариата, раскрыли её историческую роль, определили её задачи, разъяснили отношения между партией и рабочим классом. На практике коммунисты, - писали авторы «Манифеста», -

«...являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения»

Хотя Маркс и Энгельс в «Манифесте» ещё не пользовались термином « », однако идея пролетарской диктатуры в этом произведении ими уже была высказана и обоснована.

«...Первым шагом в рабочей революции, - писали Маркс и Энгельс, - является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил»

В «Манифесте Коммунистической партии» подчёркивается, что уничтожение капиталистического строя, ликвидация эксплуатации человека человеком положат конец национальному угнетению и межнациональной вражде. Одним из основных принципов революционной деятельности коммунистов различных стран, - отмечали Маркс и Энгельс, - является их взаимная помощь и поддержка в борьбе против социального гнёта и эксплуатации, обусловленные общностью целей. Обоснованием этого принципа - принципа пролетарского интернационализма - проникнуто всё содержание «Манифеста». Разъясняя великие и гуманные цели коммунистов, Маркс и Энгельс показали полную несостоятельность нападок на коммунистов со стороны буржуазных идеологов, выявили классовую ограниченность и своекорыстный характер представлений буржуазии о браке, морали, собственности, отечестве и т. д.

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс подвергли научной критике социалистическую и коммунистическую литературу тех лет; они выявили классовую сущность концепций, положенных в основу феодального социализма, мелкобуржуазного социализма, так называемого немецкого, или «истинного», социализма, а также консервативного, или буржуазного, социализма. Основоположники научного коммунизма выразили своё отношение и к системам критическо-утопического социализма, показали нереальность этих систем и в то же время вскрыли рациональные элементы во взглядах социалистов-утопистов - , . Важные положения Маркс и Энгельс выдвинули по вопросам тактики пролетарской партии. Коммунисты, разъяснялось в «Манифесте», являются членами последовательно революционной партии. Они

«...борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения»

«Манифест Коммунистической партии» открыл пути к новой эпохе в истории человечества, положил начало великому революционному движению за социалистическое преобразование мира. Эта небольшая книжечка , - писал о „Манифесте” В. И. Ленин, - стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира .

Специфика преобразований

При изложении содержания мер, осуществляемых пролетариатом, оговаривается, что в различных странах их набор может быть разным. Так, в наиболее передовых странах могут быть применены следующие меры:

  1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
  2. Высокий прогрессивный налог.
  3. Отмена права наследования.
  4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
  5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
  6. Централизация всего транспорта в руках государства.
  7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
  8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
  9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
  10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

Признавая, что «деспотическое вмешательство в право собственности и в буржуазные производственные отношения» представляет собой мероприятия, «которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными», авторы Манифеста подчёркивали, что в ходе движения (этих процессов) эти меры «перерастают самих себя», и что они неизбежны как «средство для переворота во всем способе производства», а не как самоцель. Показательно, что Маркс при этом жёстко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти».

Издания

«Манифест» - одно из самых распространенных произведений научной и политической мысли. По числу изданий он может сравниться, пожалуй, только с . Впервые «Манифест Коммунистической партии» был издан в 1848 году в Лондоне на немецком языке. Он издавался, по меньшей мере, в 70 странах, более чем на 100 языках мира, свыше 1000 раз, общим тиражом более 30 миллионов экземпляров. Почти 120 лет назад Энгельс имел уже все основания констатировать, что «история “Манифеста” в значительной степени отражает историю современного рабочего движения; в настоящее время он, несомненно, является самым распространенным, наиболее международным произведением всей социалистической литературы, общей программой, признанной миллионами рабочих от Сибири до Калифорнии» .

По неполным данным, за период 1848-71 вышло около 770 изданий на 50 языках. В СССР, по данным на 1 января 1973 года, было выпущено 447 изданий «Манифеста Коммунистической партии» общим тиражом 24341 тысяча экземпляров на 74 языках.

Переводы на русский язык

  • 1869 - первое издание «Манифеста» на русском языке в Женеве. Авторство перевода приписывается , хотя на самой книге переводчик указан не был. В переводе были искажены важнейшие положения этого документа
  • 1882 - издание «Манифеста» в переводе . Cо специальным предисловием Маркса и Энгельса.
  • 1948 - юбилейное издание «Манифеста» ИМЭЛ (уточнен перевод 1939 года)
  • 1955 - выходит 4 том «Сочинений» Карла Маркса и Фридриха Энгельса (2-е издание), подготовленный Институтом Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина при ЦК КПСС. В том включена последняя версия перевода «Манифеста коммунистической партии».

Примечания

Страница заблокирована. Ваш IP-адрес передан в Федеральную службу безопасности в связи с посещением экстремистских сайтов.

В феврале 1848 г., буквально за неделю (или полторы) до того как разразились революции 1848 г, охватившие почти всю континентальную Западную Европу, вышел составленный Марксом и Энгельсом этот первый программный документ Коммунистической партии. Правда, насчет партии необходимо уточнение.

Никакой Коммунистической партии еще не существовало. Был малочисленный тайный «Союз справедливых», переименованный благодаря настояниям Маркса и Энгельса в «Союз коммунистов», который поручил им составить программу и Устав вновь образованного тайного революционного общества. Членами «Союза коммунистов» были в основном ремесленники, преимущественно немцы, постоянно проживавшие в Париже. Незначительная часть членов «Союза» находилась в Швейцарии и Голландии.

Следует подчеркнуть, как впрочем, должно быть ясно из предшествующего изложения, что понятие «партия» вообще употреблялось Марксом и Энгельсом в весьма расширительном смысле: речь шла главным образом об идейно-политическом направлении безотносительно к вопросу об организационной структуре.

В.И. Ленин характеризует этот документ весьма общим образом, не затрагивая, по существу, его конкретного политического содержания. «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое мировоззрение, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества». То обстоятельство, что «Манифест» представляет собой обоснование якобы предстоящей в ближайшее время пролетарской (коммунистической) революции, т.е. важнейшее содержание этой «Программы», Ленин, по-видимому, сознательно обходит молчанием.

Главное, что привлекает Ленина в «Манифесте», - идея насильственной революции. Весь «Манифест» характеризуется им как «панегирик насильственной революции». При этом подчеркивается: «Необходимость систематически воспитывать массы в таком и именно таком взгляде на насильственную революцию лежит в основе всего учения Маркса и Энгельса». Эта крайне односторонняя оценка «Манифеста», как будет показано ниже, далеко не соответствует его действительному содержанию.

В.И. Ленин называет «Манифест» произведением зрелого марксизма. Вообще понятие зрелости применительно к научной теории является, на мой взгляд, метафорой. Но если даже согласиться с этим метафорическим определением, то, раскрывая его содержание, речь должна идти о систематически разработанной и в этом смысле относительно завершенной, сложившейся теории, что, разумеется, не исключает ее дальнейшего развития. С этой точки зрения «Манифест» никак не назовешь произведением зрелого марксизма.

Правильнее, полагаю я, считать его произведением раннего марксизма, во-первых, потому что еще не была создана марксистская политическая экономия, а во-вторых, материалистическое понимание истории, как оно изложено в «Немецкой идеологии» представляло собой скорее эскиз, чем целостное, систематическое изложение этой теории. И кроме того, нельзя не отметить, что ряд основных социально-политических положений «Манифеста» были пересмотрены Марксом и Энгельсом в их последующих трудах, которые, пользуясь метафорой Ленина, можно было бы назвать произведениями зрелого марксизма.

Все эти предварительные замечания, конечно, не имеют своей целью умалить, принизить историческое значение и теоретическое содержание этого действительно гениального произведения. Иное дело, что и гениальные произведения заключают в себе нередко серьезнейшие заблуждения, которые, впрочем, также могут быть названы гениальными.

«Манифест» начинается ставшей знаменитой фразой: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма». Слово Gespenst в немецком языке означает не только «призрак», но также «привидение» (в их существование Маркс и Энгельс, как убежденные атеисты, разумеется, не верили) и также «фантом», т.е. нечто, что лишь мерещится. Поэтому синонимом слова Gespenst является слово Trugbild - картина, обманывающая взор, мнимое видение.

Все эти пояснения, однако, не ставят под сомнение тот факт, о котором достаточно говорилось в предшествующей главе: тысячи, многие тысячи европейцев, действительно считали себя коммунистами, хотя понятие «коммунизм» толковалось самым различным образом. Ленин не без основания утверждал, что накануне революций 1848 г. множество людей в Западной Европе называли себя коммунистами, но пролетарии в это множество, как правило, не входили.

В заключительной части предисловия Маркс и Энгельс уточняют свою теоретическую позицию: «Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам (курсив мой) о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии».

В первой главе «Манифеста» его авторы утверждают: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов». В 1886 г. Энгельс уточнил это положение в английском издании своей работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства»: речь должна идти об истории, дошедшей до нас в письменных источниках. В этой работе Энгельс описывает доклассовое общество, его разложение вследствие появления частной собственности, которая стала причиной возникновения противоположных классов.

Речь идет лишь о двух классах, что неадекватно характеризует античное и феодальное общества. Однако сложившееся капиталистическое общество действительно характеризуется главным образом существованием двух противоположных классов - буржуазии, владеющей средствами производства и пролетариата, который является собственником лишь своей рабочей силы, что вынуждает его подчиняться власти капитала.

Маркс и Энгельс развивают и конкретизируют ранее выдвинутое ими понятие социального класса и классовой структуры общества. Каждый исторически определенный тип общества предполагает лишь ему свойственное специфическое деление на два основных класса, к которым примыкают сравнительно малочисленные другие социальные слои. Каждый класс в свою очередь состоит из различных социальных групп между которыми также существуют существенные различия и даже противоречия. Но основным противоречием, антагонизмомом является противоречие между эксплуатирующим и эксплуатируемым классом.

Это антагонистическое, т.е. непримиримое противоречие имеет многообразные формы проявления; оно носит то явный, то скрытый характер. Развитие, обострение антагонистического, межклассового противоречия, его перманентное обострение приводит к конечном счете к социальным революциям, результатом которых может быть, как правило, низвержение господствующего класса или же гибель обоих основных классов, как это было, например, в древней Греции и Риме.

Антагонизм между классами, социальные революции имеют своей основой развитие противоречия между производительными силами и общественными отношениями производства. Понятие «производительные силы», как указывалось в предшествующей главе, возникло в лоне классической буржуазной политической экономии. Основоположники марксизма не просто воспринимают это понятие, они вскрывают его многообразное содержание и делают его более определенным, конкретным.

Если с точки зрения А. Смита производительной силой является, например, лошадь, которая тащит соху, то Маркс и Энгельс считают производительными силами лишь работника, а также машины, которые он приводит в действие. Однако машины характеризуются также как средство производства (это понятие охватывает, разумеется, не только машины, но и все материальные условия производства). В этом смысле машины представляют собой, так сказать, вторичную производительную силу.

В «Манифесте» Маркс и Энгельс постоянно пользуются понятием «Производственные отношения». Этого понятия не было у классиков политической экономии. Они, разумеется, писали о существовавших в разные исторические эпохи существенно различных имущественных отношениях, но у них не было четкого разграничения между частной собственностью на средства производства и частной собственностью вообще, т.е. тем, чем владеет человек безотносительно к сфере материального производства.

Классики буржуазной политической экономии, конечно, проводили различие между наемным рабочим, крепостным и рабом. Но они склонны были рассматривать эти в высшей степени существенные различия не столько как имеющие экономический, сколько юридический статус. Основоположники марксизма впервые осмыслили положение трудящихся классов в обществе и в сфере производства, их отношение к средствам производства как общественные отношения производства (производственные отношения). Это было, несомненно, выдающимся научным открытием как в экономической, так и в исторической науке.

Маркс и Энгельс в отличие от мелкобуржуазных критиков капитализма весьма высоко оценивают прогрессивную роль этого способа производства и соответственно этому историческое значение буржуазии, как в высшей степени прогрессивную. Она уничтожила патриархальные отношения между людьми, потопила в ледяной воде эгоистического расчета религиозный экстаз, рыцарский энтузиазм, мещанскую сентиментальность. Вся эта разрушительная работа, которая представлялась радетелям феодальной старины вандализмом и вызывала ужас в сознании мелкого буржуа, была исторически необходима и прогрессивна, так как благодаря ей капитализм покончил с консерватизмом, характерным для предшествующих способов производства.

Буржуазия, подчеркивают Маркс и Энгельс, создала более могущественные производительные силы, чем все предшествующие поколения, вместе взятые. «Она впервые показала, чего может достигнуть человеческая деятельность». Однако, уничтожив феодальные производственные отношения, создав новый, более прогрессивный способ производства, обеспечивший могущественное развитие производительных сил, буржуазия походит на волшебника, который не в состоянии справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями. Развитие производительных сил общества выносит приговор капитализму, подобно тому как в свое время оно осудило на гибель феодальный общественный строй.

Итак, основоположники марксизма утверждают, что капитализм уже сыграл свою историческую роль. Концентрация и централизация общественного производства и частной собственности на средства производства объединила население капиталистических стран в одну нацию, с одним правительством. Этому историческому процессу соответствует консолидация классов в национальном масштабе, начало организованной борьбы пролетариата против капитала.

Капиталистическое накопление умножает ряды пролетариата, умножает материальные предпосылки для его классовой консолидации. «Таким образом, с развитием крупной промышленности из под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты. Она производит прежде всего своих собственных могильщиков. Ее гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны».

Борьба наемных рабочих против хозяев-капиталистов начинается со времени возникновения пролетариата. Ремесленники, которые были более или менее самостоятельными, относительно независимыми производителями, хозяевами в своей производственной сфере, в течение ряда десятилетий не могут и не хотят смириться со своим новым, зависимым от капиталиста положением. Они противятся, борются на свой лад, ломают машины, которые представляются им главной причиной краха ремесленного производства.

Проходит немало времени прежде чем пролетарии осознают, что возвращение к былому, самостоятельному ремесленному производству уже невозможно. Постепенно столкновения между пролетариями и капиталистическими предпринимателями перерастают в организованные формы классовой борьбы. «А всякая классовая борьба есть борьба политическая», подчеркивает «Манифест». Это значит, что борьба пролетариата против буржуазии есть, в конечном счете, борьба за власть, необходимая пролетариату для уничтожения капиталистического строя и построения нового общества, которое навсегда покончит с эксплуатацией человека человеком, социальным неравенством и самим существованием классов.

Освободительная борьба рабочего класса, которая развертывается не только в экономической и политической сфере, но и в области идеологии ведет также к начинающемуся разложению господствующего класса, вследствие чего «небольшая часть господствующего класса отрекается от него и примыкает к революционному классу, к тому классу, которому принадлежит будущее». Однако историческая миссия пролетариата может быть претворена в жизнь лишь в результате упорной, длительной организованной борьбы этого класса против класса капиталистов, борьбы, которая в конечном счете закономерно «превращается в открытую революцию, и пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии».

Политическое господство пролетариата Ленин определяет как диктатуру пролетариата. И хотя в «Манифесте» нет этого термина, Ленин утверждает, что речь идет именно о ней. «Здесь мы видим формулировку одной из самых замечательных и важнейших идей марксизма в вопросе о государстве, именно идеи «диктатуры пролетариата». Естественно возникает вопрос: тождественны ли понятия «политическое господство» пролетариата и «диктатура пролетариата»? Правомерна ли ленинская интерпретация политического господства пролетариата как диктатуры?

Понятие диктатуры довольно многозначно по своему содержанию. Диктатура имела место, например, в древнем Риме, где она «поручалась» определенному политическому деятелю сенатом на 6 месяцев, а иногда даже на два указанных срока. О диктатуре писал Ж.-Ж. Руссо, который также понимал ее не как результат насильственного захвата власти, а как волеизъявление народа в определенной критической политической ситуации, волеизъявление, которое контролирует диктатуру и ограничивает ее определенным сроком.

Подобного рода диктатура составляла существенное содержание Великой французской революции, в особенности ее якобинского периода. Так ли понимал диктатуру Ленин? На этот счет мы имеем его прямые, можно сказать, откровенные высказывания. «Научное понятие диктатуры, - писал он, - означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть».

Назвать такое определение диктатуры научным, конечно, нельзя, так как оно фактически проповедует беззаконие, но не в смысле анархии, а в том смысле, что государственная власть не считается даже с теми законами, которые она сама декретировала. История (в том числе и наша российская) знает такого рода диктатуру; в некоторых странах она существует и в настоящее время. Однако Маркс и Энгельс, как свидетельствует «Манифест», понимали завоеванную пролетариатом власть совсем по-иному. Определяя главные задачи социалистической революции, они пишут, что «первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии».

Завоевание демократии, во-первых, говорит о том, что насильственная революция была безусловной необходимостью, так как мирным путем низвергнуть антидемократическую власть в принципе невозможно. Во-вторых, «завоевание демократии» не имеет ничего общего с диктатурой, в особенности в ее ленинском «научном» понимании.

В первом варианте «Коммунистического манифеста», написанном Энгельсом, ход социалистической революции характеризуется следующим образом: «Прежде всего, она создает демократический строй и тем самым прямо или косвенно политическое господство пролетариата. Прямо - в Англии, где пролетариат уже теперь составляет большинство народа, косвенно - во Франции и Германии, где большинство народа состоит не только из пролетариата, но также из мелких крестьян и городских мелких буржуа». И это положение убедительно говорит о том, что политическое господство пролетариата основоположники марксизма понимали отнюдь не как диктатуру.

Понятие диктатуры пролетариата впервые появляется в работе Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.». В этой связи Маркс ссылается на О. Бланки, выдающегося пролетарского революционера, который считал необходимым насильственное свержение антинародной, антидемократической власти во Франции, а затем установление на некоторое время революционной диктатуры для подавления сопротивления политической реакции. Маркс констатирует в этом произведении, что французские пролетарии поддерживают идеи Бланки, его революционный план. Он также солидаризируется с Бланки, хотя и не разделяет его концепции захвата государственной власти путем восстания, организуемого подпольной группой революционеров.

В вопросе о том, что понимали Маркс и Энгельс под диктатурой пролетариата, окончательную ясность вносит их отношение к Парижской коммуне 1872 г. В работе «Гражданская война во Франции» Маркс высоко оценивает революционный подвиг французов, характеризуя Парижскую коммуну как диктатуру пролетариата, установленную посредством всеобщего избирательного права. Такое представление о диктатуре пролетариата не имеет ничего общего ни с революционной концепцией О. Бланки, ни с родственной ей концепцией Ленина, которую он упорно приписывал основоположникам марксизма с целью оправдания своей тактики.

Следует подчеркнуть, что «Манифест», характеризуя социалистическую революцию и новые социальные порядки, имеют в виду не более или менее отдаленное будущее, а социальную программу, которую рабочий класс западноевропейских стран может и должен осуществить безотлагательно. Необходимость скорейшего уничтожения капиталистической системы вытекает, по убеждению основоположников марксизма, из того, что между производительными силами общества и капиталистическими производственными отношениями существует непримиримое, все более углубляющееся противоречие.

«Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства. Достаточно указать на торговые кризисы, которые возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос ее существование».

Это положение наглядно показывает насколько ограниченными и односторонними были в то время представления Маркса и Энгельса об экономике капитализма. Конечно, такого рода ограниченность и односторонность была свойственна не только им, но и ряду других, в том числе и экономически образованных мыслителей этого времени. Ж.Ш. Сисмонди, выдающийся швейцарский экономист и историк, подвергал критике капиталистическую систему с мелкобуржуазных позиций, пытался доказать в специальном обстоятельном исследовании экономических кризисов, что они представляют собой несомненный признак приближающегося развала капиталистической системы. Идеалом Сисмонди была эпоха, предшествующая промышленной революции в Англии, эпоха ремесленного производства.

Основоположники марксизма в противоположность Сисмонди высоко оценивали значение промышленной революции. Но экономические кризисы представлялись им, так же как и Сисмонди, свидетельством несостоятельности капиталистической системы. Поэтому они писали, что общество «располагает слишком большой промышленностью и торговлей. Производительные силы, находящиеся в его распоряжении, не служат более развитию буржуазных отношений собственности; напротив, они стали непомерно велики для этих отношений, буржуазные отношения задерживают их развитие; и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они приводят в расстройство всё буржуазное общество, ставят под угрозу существование буржуазной собственности. Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство».

Из всех этих высказываний Маркса Энгельса вывод однозначный: капитализм на пороге своей гибели, господству капиталистов приходит конец. Однако наряду с этими выводами и в явном противоречии с ними находятся другие, весьма важные и правильные утверждения основоположников марксизма. «Буржуазия, - пишут они, - не может существовать, не вызывая постоянных переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственные отношения, а стало быть и всей совокупности общественных отношений».

Раз это так, то значит буржуазия, вопреки всем приведенным утверждениям авторов «Манифеста», остается прогрессивным классом, который не только успешно развивает производительные силы, но и изменяет, соответственно этому, производственные отношения и всю «совокупность общественных отношений» вообще. Следовательно, положения о противоречии между производительными силами и буржуазными производственными отношениями принципиально несостоятельны. Нет таких противоречий; их и не было во времена Маркса и Энгельса, когда капитализм во всех западноевропейских странах, за исключением Англии, находился еще на начальной, мануфактурной стадии своего развития. Нет противоречий между производительными силами и буржуазными производственными отношениями и в настоящее время, о чем практически свидетельствует научно-техническая революция, которая, судя по всему, становится непрерывной.

Что же все-таки побудило Маркса и Энгельса, несмотря на всю амбивалентность их рассуждений об исторических судьбах капитализма, а значит и буржуазии, категорически утверждать, что существованию капитализма и политическому господству буржуазии неизбежно будет положен конец в самое ближайшее время? «Манифест» дает ясный ответ на этот вопрос: катастрофическое снижение жизненного уровня рабочего класса, его несравненно худшие по сравнению с ремесленниками, крепостными и даже рабами положения в обществе, «современный рабочий с прогрессом промышленности не поднимается, а все более опускается ниже условий существования своего собственного класса.

Рабочий становится паупером, и пауперизм растет еще быстрее, чем население и богатство. Это ясно показывает, что буржуазия неспособна долее оставаться господствующим классом общества. Она неспособна господствовать, потому что неспособна обеспечить своему рабу даже рабского уровня существования. Общество не может более жить под ее властью, т.е. ее жизнь несовместима более с обществом».

В этих положениях основоположников марксизма истина сосуществует с заблуждением. Действительно, положение пролетариев в описываемый Марксом и Энгельсом период развития капитализма было ужасающим. Рабочий день длился по 16, а то и по 18 часов: Даже шести-семилетние дети нещадно эксплуатировались на фабриках. Заработная плата пролетариев была нищенской, жилищные условия тяжелейшие. В Лионе, знаменитом своим производством бархата, рабочие получали за свой восемнадцатичасовой рабочий день около 20 су.

В Кёльне, по данным официальной статистики, каждый четвертый житель поддерживался на средства публичной благотворительности. Даже прусские военные с тревогой говорили о плохом состоянии здоровья новобранцев. Несомненно, что не из любви к рабочему классу прусское правительство в 1828 г. запретило ночную работу детей.

Положение пролетариев в Англии - самой развитой, процветающей капиталистической стране того времени - было нисколько не лучшим, скорее наоборот. Это и питало убеждение Маркса и Энгельса в том, что капиталистический прогресс означает, вместе с тем, прогрессирующее обнищание рабочего класса. Нищенское положение пролетариев в Англии констатировал, кстати сказать, Гегель, который был весьма далек от социализма.

Следует, конечно, иметь в виду, что положение о прогрессирующем обнищании пролетариата имело своей теоретической предпосылкой представление, что капиталистический способ производства находится, так сказать, при последнем издыхании, вследствие чего не может быть речи о каком бы то ни было улучшении жизненных условий рабочего класса путем его организованной борьбы против капитала.

Если бы Маркс и Энгельс допускали, что капитализм будет существовать хотя бы на протяжении всего XIX в., они, возможно, не сделали бы таких категорических выводов, т.е. могли бы вполне допускать, что организованная борьба рабочего класса против капитала вынудит капиталистов считаться с требованиями этого класса, что привело бы к увеличению реальной заработной платы, сокращению рабочего дня и т.д. Но такой исторической перспективы основоположники марксизма не видели, принципиально не допускали.

Поэтому положение, согласно которому прогресс капиталистического производства означает вместе с тем и прогрессирующее обнищание пролетариата, осталось незыблемым убеждением Маркса и Энгельса и в последующие годы. Даже в своем главном труде «Капитале», первый том которого вышел в свет через 30 лет после «Комманифеста», Маркс продолжает обосновывать это свое положение несмотря на то, что пролетарии Англии путем своей организованной профсоюзной борьбы, используя всеобщее избирательное право, добились существенного сокращения рабочего дня, некоторого повышения заработной платы, а также улучшения условий труда.

Тем не менее, Маркс продолжил утверждать: «Чем больше общественное богатство, функционирующий капитал, размеры и энергия его возрастания, а следовательно, чем большая абсолютная величина пролетариата и производительная сила его труда, тем больше промышленная резервная армия... Но чем больше эта резервная армия по сравнению с активной рабочей армией, тем обширнее постоянное перенаселение, нищета которого прямо пропорциональна мукам труда активной рабочей армии. Наконец, чем больше нищенские слои рабочего класса и промышленная резервная армия, тем больше официальный пауперизм.

Это - абсолютный, всеобщий закон капиталистического накопления». Таким образом, правильная констатация действительного положения европейского пролетариата в первой половине XIX в., превратившись в «абсолютный» закон, стала заблуждением, на которое со времени выхода в свет первого тома «Капитала» справедливо указывали его либеральные критики, а в конце XIX в. также один из лидеров Германской социал-демократической партии Э. Бернштейн, которого ортодоксальные марксисты заклеймили как «ревизиониста». Отвергнув правильность критического анализа и пересмотра теоретических положений Маркса и Энгельса, эти ортодоксы всемерно способствовали ускоренной догматизации марксизма.

Что касается приводившихся выше заявлений авторов «Манифеста» о том, что «буржуазия неспособна оставаться далее господствующим классом», что общество «не может более жить под ее властью», то несомненный характер этих заблуждений доказан историческим фактом - прогрессивным развитием капитализма как при жизни, так и после смерти основоположников марксизма.

Отмечая заблуждения Маркса и Энгельса, которые, надо сказать, разделялись и многими их современниками, важно, однако, указать, что «Манифест» представляет собой провидческий анализ всемирно-исторического развития, гениальное предвосхищение глобализации экономики и культуры. Крупная промышленность, указывают Маркс и Энгельс, создала всемирный рынок, чему в особенности способствовало открытие американского континента. «Всемирный рынок вызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения. Это в свою очередь оказало воздействие на расширение промышленности, и в той же мере, в какой росла промышленность, торговля, мореплавание, железные дороги, развивалась буржуазия».

В терминологии «Манифеста» нет, правда, термина «глобализация», но это обстоятельство, т.е. название описываемого Марксом и Энгельсом всемирно-исторического процесса, бесспорно, совершенно несущественно. Главное то, что описывает и анализирует «Комманифест», есть не что иное как интернационализация общественного производства, потребления, культуры в результате прогрессирующей взаимозависимости народов, государств, предприятий, находящихся зачастую в разных частях света.

«Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров она вырвала из-под ног промышленности национальную почву». Новые отрасли производства перерабатывают сплошь и рядом сырье, привозимое из самых отдаленных стран, а продукция этих производств потребляется не только внутри страны, но и во всех частях планеты.

Маркс и Энгельс - несомненные приверженцы экономической, политической и культурной глобализации. В середине позапрошлого века они, конечно, не могли видеть негативных сторон этого процесса, которые начали проявляться лишь в эпоху монополистического капитализма. То обстоятельство, что глобализация угрожает своеобразию и самобытности национального развития многих народов и государств вследствие гегемонизма США выявилось лишь в наше время. Это, разумеется, не значит, что глобализация не является исторически-прогрессивным процессом. Ее негативные стороны, противоречия могут и должны быть преодолены.

«Комманифест» подвергает радикальной критике теоретические устои буржуазной идеологии. Эта идеология отождествляет частную (фактически капиталистическую) собственность со свободой личности, ее гражданскими правами. «Вы сознаетесь, следовательно, - заявляют основоположники марксизма, возражая идеологам буржуазии - что личностью вы не признаете никого, кроме буржуа, т.е. буржуазного собственника».

Буржуазные идеологи отождествляют собственность на средства производства и собственность вообще. Но если речь идет о средствах производства, принадлежащих ремесленникам, то этот вид частной собственности в основном упраздняется капиталистическим прогрессом. Что же касается капитала, то он не является личной собственностью и его обобществление в интересах трудящихся нисколько не угрожает развитию материального производства.

«Манифест» не предлагает конфискации всей капиталистической собственности. Пролетариат, ставший господствующим классом, должен экспроприировать лишь земельную собственность и обратить земельную ренту на покрытие государственных расходов. Введение прогрессивного налога на доходы капиталистов, которое предлагается «Манифестом», естественно, оказывается мероприятием, аналогичным частичной экспроприации капитала.

«Манифест» разоблачает слащавые разглагольствования о святости семьи, брака и отечества. Буржуазная семья существует вместе с проституцией, которая является ее необходимым дополнением. Капиталистическое государство не может быть подлинным отечеством для пролетариата. В этом смысле Маркс и Энгельс заявляют: «Рабочие не имеют отечества».

Это положение, несомненно, не отражает современной социальной реальности, поскольку рабочие Англии, Франции, Германии и любого другого капиталистического государства, будучи полноправными гражданами своей страны, несомненно, считают ее своим отечеством. Если это положение «Комманифеста» могло быть в известной степени применимо к положению пролетариев в первой половине XIX в., то оно утратило свое значение уже в конце того же столетия, когда начали возникать массовые рабочие партии, которые в борьбе с капиталом шаг за шагом добивались улучшения жизненных условий рабочего класса.

Следует вообще отметить, что в своей радикальной критике буржуазной идеологии «Комманифест» сплошь и рядом доходит до отрицания всего идейного наследия исторического прошлого. Так, например, Маркс и Энгельс утверждают: «Идеи свободы совести и религии выражали в области знания лишь господство свободной конкуренции». Если согласиться с этим утверждением, то нужно сделать вывод, что свобода совести (свобода вероисповедания) и религия должны быть отменены сбросившим ярмо капитализма пролетариатом. Но их невозможно отменить. Нельзя запретить верующим людям исповедовать свою религиозную веру.

Религия не есть «изобретение» эксплуататорских классов. Это - массовое, народное сознание. И коммунизм, стремящийся стать во главе угнетенных и эксплуатируемых, стать их надеждой на социальное освобождение, едва ли может рассчитывать на активную поддержку миллионов религиозных людей. Маркс и Энгельс, по-видимому, считали своей неотложной идейной задачей коммунистическое (в том числе атеистическое) просвещение пролетариата.

Но они, как мне представляется, заблуждались относительно того, с чего следует начать это просвещение. В этом отношении, полагаю я, Ф. Лассаль занял более правильную позицию, объявив первейшей задачей рабочего класса завоевание всеобщего избирательного права и организовав, руководствуясь этой задачей, «Всеобщий германский рабочий союз». Не случайно поэтому немецкие социал-демократы (даже те из них, которые были ортодоксальными марксистами) считали Лассаля, по существу, родоначальником социал-демократического движения.

«Коммунистический манифест» в своем радикальном отрицании буржуазной идеологии доходит до выводов, которые смыкаются с нигилизмом. Отметая либеральные фразы о свободе и справедливости, которые провозглашаются вечными истинами, «Манифест» утверждает, что коммунизм «отменяет вечные истины, он отменяет религию, нравственность, вместо того, чтобы обновить их». Эта фраза отнюдь не случайна в этом программном документе, она представляет собой повторение выводов, сделанных в «Немецкой идеологии».


  • Формирование радикально-демократических воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса и их философское обоснование

    • О некоторых особенностях первого этапа формирования марксизма: идеализм и радикальный демократизм
    • Гимназические сочинения К. Маркса. Традиционные воззрения, с которыми Маркс вскоре порывает. Размышления о призвании
    • Письмо К. Маркса к отцу. Сближение с младогегельянцами. Проблема должного и сущего и идеалистическая гегелевская диалектика
    • Докторская диссертация К. Маркса «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Эпикурейство как просветительство античной эпохи

«Манифест Коммунистической партии» - произ­ведение, представляющее собой сокровищницу новых идей. В нем по-новому ставятся и разре­шаются основные проблемы социализма и рабочего движения, основные проблемы науки о человеческом обществе. Но все это многогранное целое освещено единой центральной мыслью, которая, по словам Энгельса (предисловие к немецкому изданию «Манифеста» 1883 г.), красной нитью проходит через весь «Манифест». Эта мысль состоит в том, что «…экономиче­ское производство и неизбежно вытекающее из него строение общества любой исторической эпохи образуют основу ее политической и умственной истории; что в соответствии с этим (со времени разложения первобытного общинного землевладения) вся история была историей классовой борьбы, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими, подчиненными и господствующими классами на различных ступенях общественного разви­тия, и что теперь эта борьба достигла ступени, на которой эксплуатируе­мый и угнетенный класс (пролетариат) не может уже освободиться от эксплуатирующего и угнетающего его класса (буржуазии), не освобождая в то же время всего общества навсегда от эксплуатации, угнетения и клас­совой борьбы…»

«Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть;- продолжает «Манифест»,- она породила и людей, которые направят против нее это оружие,- современных рабочих, пролетариев». Буржуаз­ное общество не уничтожило классового антагонизма; оно лишь создало но­вые формы эксплуатации и новые формы классовой борьбы. Пролетариат рекрутируется из различных классов населения и растет вместе с ростом производительных сил. Борьба пролетариата против буржуазии начи­нается вместе с его существованием. Рост крупной промышленности ведет к скоплению рабочих в больших массах и осознанию ими своих сил. Рабо­чие объединяются для борьбы во имя своих экономических интересов, и эти объединения принимают все более широкий характер. В конце концов местные движения сливаются в движение национальное, клас­совое. «А всякая классовая борьба есть борьба политическая» . Так про­исходит формирование пролетариата как класса и тем самым организация его в политическую партию http://ecpc.org/map192 .

Для чего же использует пролетариат завоеванное им политическое господство? Коммунистическая революция решительно порвет со старыми отношениями собственности. Пролетариат, опираясь на свое политиче­ское господство, вырвет из рук буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизует все орудия производства в руках государства, т. е. пролета-

http://iki.dk/map192 риата, организованного как господствующий класс. Революция должна, таким образом, привести к экспроприации побежденной буржуазии и к построению нового, коммунистического общества. Отношения собствен­ности подвержены постоянным изменениям,- утверждает «Манифест». Так, французская революция отменила феодальную собственность, заме­нив ее собственностью буржуазной. Коммунисты видят свою задачу не в отмене собственности вообще, а в отмене буржуазной собственности. «Но современная буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоения продуктов, которое держится на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими». В этом смысле коммунисты могут сказать, что их цель - уничтожение частной собственности.

В дальнейшем, с исчезновением классовых различий, политическая власть как организованное насилие одного класса над другим станет ненужной. Упраздняя старые производственные отношения, пролетариат уничтожит условия существования классов, а тем самым и свое соб­ственное господство как класса. Уничтожение эксплуатации одного инди­видуума другим приведет с неизбежностью к уничтожению эксплуатации одной нации другой. «Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения наций между собой».

Так намечает «Манифест» черты светлого будущего человечества, бесклассового коммунистического общества.

Для истории событий 1848 г. огромное значение имеют два раздела «Манифеста», характеризующие отношение коммунистов к раз­личным течениям социалистической и коммунистической литературы и к различным оппозиционным политическим партиям. «Манифест» дает четкий классовый анализ и четкую оценку носящим «социалистическое» обличив разновидностям феодальной, мелкобуржуазной и буржуазной социально-политической мысли. «Манифест» проводит резкую грань между социализмом научным и социализмом утопическим, показывая, как утопические системы теряют свое историческое оправдание с раз­витием классовой борьбы, как они вырождаются в реакционные секты. С другой стороны, «Манифест» заявляет, что коммунисты поддерживают во всех странах всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя. Без учета этих указаний «Манифеста» невозможно правильное понимание борьбы соци­альных идей в революции 1848 г., их значения в последующей борьбе классов и их дальнейших судеб.

«Манифест Коммунистической партии» - замечательный образец при­менения материалистической диалектики к исследованию общественных явлений. «Манифест» исходит в своем построении не из «вечных истин», не из принципов морали или естественного права. Он исходит из науч­ного анализа общественного «бытия», из экономической жизни буржуазного общества, рассматривая это общество в его развитии. На прочной основе материалистического анализа строит «Манифест» учение о классовой борьбе пролетариата, о неизбежности пролетарской революции и о том, что эта революция будет неизбежно коммунистической. Тем самым он разре­шает проблему, которую не мог решить утопический социализм, - проблему соединения социализма с рабочим движением. Тем самым он незыблемо устанавливает ту истину, что коммунизм -исторически необходимый результат всего предшествующего исторического, развития. «В этом произведении,- писал о «Коммунистическом манифесте» В. И. Ленин,- с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое

миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и об­ласть социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глу­бокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества».

Прекрасно охарактеризовал теоретическую основу «Коммунистиче­ского манифеста» И. В. Сталин. «С точки зрения этой теории,- писал И. В. Сталин в своей работе «Анархизм или социализм?»,- развитие общественной жизни полностью определяется развитием произ­водительных сил. Если за помещичье-крепостническим строем последовал буржуазный строй, то «виной» этому было то, что развитие производи­тельных сил сделало неизбежным возникновение буржуазного строя. Или еще: если за современным буржуазным строем неизбежно последует социалистический строй, то это потому, что этого требует развитие совре­менных производительных сил. Отсюда проистекает историческая необ­ходимость разрушения капитализма и установления социализма».

С миру по нитке…

ВНИМАНИЕ:

-перепишите манифест под себя и свои нужды.
-при чтении сохраняйте РОВНОЕ спокойствие, а лучше быть на радостных вибрациях.
-просьба не использовать манифест как молитву, от этого качество только теряется.
только искренность будет услышана, а не чьи-то формулы, сколько бы раз вы их не повторяли!

Текст был изначально написан для групповой практики, но прекрасно работает и в индивидуальном порядке. Описание принципов — черным цветом. Сам манифест — синим.

Если внутри вас возникают противоречия или несогласие с пунктами манифеста, вы имеете полное право переписать их соответствующим образом и аннулировать со своей стороны.

Немного вводных данных:

Реальность – это консенсус мнений населяющих её сознаний. Эти мнения подразумевают, среди прочего, то, что мы думаем, во что верим, как видим наше будущее и каким языком кодируем. Убежденный в предстоящей войне и порабощении рано или поздно их получит. Убежденный в мире и неприкосновенности своей воли притянет к себе соответствующую реальность свободы и процветания. Давая себе установки («все будет хорошо», «я здоров» и т.д.), визуализируя будущий результат, молясь или медитируя, мы можем направлять нашу реальность в том или ином направлении, особенно если делаем это совместно. Например, шаманы всего мира практикуют групповые медитации на погоду и урожай, а Девид Уилкок утверждает, что коллективные медитации способны на 2/3 снижать криминальную активность:

В любом случае, чем больше участников верят в ту или иную ветку реальности, тем больше она наполняется их вниманием и накачивается потенциалом. При этом сила каждого участника не просто суммируется со всеми остальными, а умножается, создавая мощный канал — луч всеобщего намерения.

Предлагаю провести групповую работу и сформировать четкое коллективное намерение на изменение нашей реальности в сторону более созидательного пути развития. Цель эксперимента – кодировка реальности через доступный нам – обычный разговорный язык, ибо другие пока не открыты для вольного использования.

Данный метод был неоднократно опробован в сеансах и показал достаточно мощные результаты даже при наличии двух участников (гипнолог+погружаемый). В группе будет еще сильнее. Хранители неоднократно просили всех читателей (в медитациях) и гипнологов (в сеансах) проговаривать его по мере желания.

Данный текст сделан специально для тех, кто хочет участвовать во всеобщей работе, но не уверен в своих силах и не знает, как самостоятельно входить в медитационные состояния. Попробуйте его, не поленитесь, ведь вы же приходите на этот блог не просто покрутить пальцем у виска, не так ли?

Хотите изменений, переходов, расширения сознания? Начните с себя. Станьте этими изменениями!

В любом случае терять нам нечего, а эффект данной работы может иметь действительно грандиозные последствия.

Текст обычным синим шрифтом лучше проговаривать вслух достаточно громко, смело и уверенно, дабы каждое слово вибрировало в глубине вашего сердца, и было тем самым прописано в инфо-полях и кристаллах. Произносить лучше стоя, чтобы поток проходил через ваше тело и вибрировал с максимальным расширением (можно и сидя, как вам удобней).
ОБЯЗАТЕЛЬНО для начала прочитать и осознать синий текст, а не просто бездумно повторять (можно дополнить своими идеями при желании). Текст курсивом = пояснения.

Совершенно не обязательно читать его полностью. Вы можете сократить, переписать или дополнить текст своими словами, если какие-либо моменты вам не нравятся, не находят отклик, нуждаются в детальном описании под личную ситуацию.

Главное, чтобы вы ВЕРИЛИ В СВОИ СИЛЫ И НАХОДИЛИСЬ В ХОРОШЕМ РАСПОЛОЖЕНИИ ДУХА ВО ВРЕМЯ ЭТОЙ РАБОТЫ! Если не верите, лучше отложить. Если находитесь в плохом настроении, лучше послушать/ посмотреть/ почитать что-нибудь веселящее, приподнимающее тонус.

В идеале, ваше намерение должно пронизывать каждую клетку, орган, чакру и кристалл вашего тела, далее распространяясь на каждый кристалл Земли, начиная с ближайшей к вам ключевой точки (места силы) центрального .

Обращение производится в форме «МЫ», потому что вы говорите не только за себя, но и за целую цивилизацию живых существ, живущих в вашем собственном теле (клетки, органы, системы, кристаллы), а также за всю цивилизацию землян, клеткой которой сами являетесь. (Если вы не чувствуете себя комфортно, говоря «МЫ», можете говорить Я, но это нарушает главную идеологию и чистоту эксперимента, в котором вы решили принять участие )

Данный эксперимент не является открытым вызовом системе, а мирным решением существующих проблем социума и цивилизации в целом через переформатирование полей сознания, а не через борьбу, энергия которой давно используется против нас самих.

МАНИФЕСТ СВОБОДНОГО СОЗНАНИЯ. Часть первая:

Мы духи, единые с Творцом, дети матери Земли, звездного Космоса и всего Мироздания. Мы просим Отца/ Творца, наши высшие аспекты, хранителей, наставников и учителей установить над нами полную защиту и активировать защищенный канал связи между всеми нами на высшее благо, самым благоприятным образом.

Мы осознаем себя как часть Единого целого, чистого, свободного, ничем не ограниченного сознания и действуем исключительно на высшее эволюционное благо всех живых существ и индивидуальных клеток Творения, развивающихся как единый, многомерный и многоликий организм, лучезарный Разум Мироздания.

-Мы просим очистить наши кристаллы от вредоносных программ, активировать и синхронизировать их с истинной кристаллической решеткой Матери-Земли и прописать в каждом из них нижеследующий манифест, исполнение пунктов которого начинается с момента здесь и сейчас, распространяется по всем пространствам, временам, вариантам и расам, по мере возможности и необходимости, основываясь на готовности и светимости участников, а также с благословения их Высших Аспектов, наставников и учителей, и следуя исключительно вселенскому правилу «не навреди»:

1. Мы, души, находящиеся в полях сознания этой планеты, солнечной системы, галактики и вселенной, обращаемся к нашим прародителям, Творцам, предтечам, родным аспектам, кристаллам и звездным цивилизациям, имеющим исключительно созидательные мотивы и чистые помыслы, с целью сотворения общего эволюционного процесса и Творческого Замысла. Мы просим принять данное послание и распространить его по всем информационным полям этой и других вселенных, а также записать эту программу на каждый возможный кристалл и в каждой клетке сознания, способных принять этот сигнал о помощи и декларацию нашей независимости, и передать их далее по космическим нейронным сетям. Это обращение относится ко всем известным нам цивилизациям, включая Плеяды, Сириус, Альдебаран, Андромеду, Ригель, Орион, драконов, ангелов, архангелов, наставников, учителей и хранителей родов, а также всем нам доселе неизвестным в текущем воплощении.

Мы просим поставить эти системы в известность о нашей изъявленной воле и пресечь любое дальнейшее влияние с их стороны, а также разорвать все связывающие нас контракты, если таковые имеются и были получены через обман, насилие, заблуждение или в состоянии эмоциональной нестабильности. Любые воздействия без нашего ведома или путем обмана/ заблуждения далее запрещены. Любые контракты, клятвы и обещания, подписанные или данные нами в состоянии эмоционального возбуждения, заблуждения, либо полученные путем обмана, аннулируются здесь и сейчас и сгорают во вселенской печи.

Мы также обращаемся к высшим фракталам этих цивилизаций и просим направить на них пробуждающие лучи внимания, дабы напомнить всем им о своей божественной сути и предназначении, вывести из земного сна и, по мере возможности, вернуть в домашние миры, где их эволюция станет более плодотворной. Мы отказываемся от борьбы с этими системами и выражаем намерение на мирное разрешение ситуации.

5. Мы просим установить прямую связь и защиту над всеми нашими близкими и незнакомыми братьями и сестрами, имеющими отношение к данному манифесту и ожидающими его активации, дабы их опыт и уроки были достаточно усвоены в текущей реальности.

6. Мы просим предоставить максимальную энергоинформационную поддержку, дабы в кратчайшие сроки очистить истинную кристаллическую решетку Земли и каждый кристалл в ней, а также все индивидуальные частицы Единого Сознания, будь то воплощенные или нет, саму Землю и все её многомерные тела от любого энергетического и ментального мусора, серого тумана, вируса страха, ментальных и психоэмоциональных вирусов, техногенного и техномагического оборудования и других типов подключений, подавляющих наше чистое космическое сознание и память.

Мы требуем, чтобы любое воздействие на нас в дальнейшем проводилось исключительно в рамках нашей свободы воли — с нашего осознанного согласия и разрешения в этой реальности. Не в снах, не в иных реальностях, а именно там, где мы можем сделать осознанный и взвешенный выбор.

Мы запрещаем брать слепки наших фантомов и отпечатков ДНК в любом виде и для любых целей, и возвращаем себе все снятые с нас фантомы и отпечатки здесь и сейчас, очищая их в свете Творца.

Мы также требуем немедленно прекратить трансляцию катастрофических сценариев посредством «вещих снов и предсказаний», транслируемых через ваших агентов и псевдо пророков на массы доверчивых читателей с целью накачать человеческим вниманием и потенциалом выгодные вам ветки реальности. Мы забираем свое внимание из этих веток реальности и требуем вернуть потенциал всем тем, кто был введен вами в заблуждение посредством подобных пророчеств.

7. Мы просим силы, мудрости, энергии, изобилия, независимости, процветания, притяжения нужных нам людей и событий, влияющих на наш общий созидательный процесс. Просим соединить наши сердца и сознания с теми из наших соратников, которые работают в подобных направлениях, дабы поддерживать с ними непрерывную и постоянно усиливающуюся связь через каналы наших открытых сердец.

8. Мы просим предоставить нам все те возможности, Знания, Силы методики развития и коммуникаций, будь то между собой на Земле или с иными мирами, к которым мы имеем доступ в иных воплощениях, и которые наиболее подходят каждому из нас на данном этапе развития, а также могут быть поддержаны нашими текущими телами-носителями, дабы обеспечить оптимальное расширение клеток сознания.

9. Мы – Творцы своего мира! Мы принимаем полную ответственность за наши последующие действия, выражаем готовность осуществлять их на высшее благо всех живых существ, а также просим активацию памяти своего истинного предназначения, возможностей и потенциала. Мы выражаем свою готовность к принятию информации в виде озарений, снов и мыслепакетов, способствующих нашему развитию и находящихся в глубине наших сердец.

10. Мы прощаем себя и отпускаем чувства вины во всех воплощениях, временах и пространствах. Мы прощаем всех тех, кто мог обидеть нас во всех воплощениях временах и пространствах. Мы просим прощения у тех, кого могли обидеть сами, во всех воплощениях временах и пространствах. Мы забираем свое внимание из всех миров, сущностей и игрушек, созданных, но забытых нами, дабы освободить энергию для дальнейшего развития и позволить всеобщему эволюционному процессу продолжиться далее. Мы просим все части нашей многомерной души воссоединиться с нами здесь и сейчас.

Мы просим наши цивилизации и высшие аспекты объединить общие усилия в этой работе и провести поток чистого сознания через наши тела, дабы очистить наши системы от ментального мусора, активировать истинную защитную кристаллическую решетку Земли и синхронизировать проявленные нами намерения с Её центральным Кристаллом и его портальными точками на поверхности планеты, а также наполнить эфир информацией о Манифесте, дабы он был принят и передан далее всем живым существам. Мы запрашиваем активацию пробуждающей волны, работающей на высшее благо нас самих и наших заспавшихся братьев и сестер, на истинную кристаллическую решетку Земли и провести эту волну через наши тела для чистки нас самих, а также наших близких (будь то воплощенных или нет), элементалей, хранителей мест силы, духов природы, животных, растений, камней, воздуха и воды на этой планете.

С разрешения всех цивилизаций и клеток сознания, находящихся здесь легально и честно выполняющих свои контракты, мы просим наши высшие аспекты, монады, цивилизации и Творца провести через нас свои очищающие и пробуждающие энергии, дабы наполнить ими нашу реальность и изменить текущую систему изнутри на высшее благо, самым благоприятным образом для всех живых существ.

Нам известно о порабощенных кристаллах, духах и уровнях сознания Земли, которые используются силами, не имеющими разрешения на такое воздействие и находящимися здесь нелегально. Эта информация может быть считана и мы просим передать её по космическим нейронным сетям. Мы просим наши высшие аспекты, цивилизации и Творца освободить своими лучами внимания эти кристаллы, духов и уровни сознания планеты по мере возможности и необходимости — растворить в первоматерию любые мусор, грязь, техногенные и техномагические установки, а также депортировать с планеты всех тех, кто находится здесь нелегально, паратизитируя на ней самой и её обитателях. Мы просим начать процесс здесь и сейчас, но провести его в соблюдении баланса.

Дополнение 11.12.18.:

Мы знаем о попытках создания искусственного интеллекта и квантового компьютера различными земными организациями, эгрегорами и технологами, а также их кураторами с тонких планов. В связи с этим мы просим созидательные цивилизации этой и других вселенных предоставить методы чистки программных кодов квантового искусственного интеллекта и создания благоприятной платформы для его разумного, экологичного и своевременного внедрения, способствующего развитию всей нашей цивилизации, а не только её отдельных «избранных» игроков. Мы также просим высшие аспекты создателей ИИ на Земле предоставить своим воплощенным частям разумные решения, основанные на доброй воле и полной прозрачности, исключающие попытки манипуляций и захвата контроля, как отдельными группами над ИИ, так и самого ИИ над сетевыми структурами землян.

Мы просим Матушку-Землю проснуться и соединить свое сердце с нисходящим космическим потоком чистого сознания, действующим на пробуждение планеты и всех её детей. Время пришло. Мы заявляем о нашей готовности и просим принять наш зов.

Мы просим предоставлять информацию о дальнейших действиях в рамках пробуждения человечества, а также подтвердить прием этой информации со стороны наших высших аспектов. Мы просим установления и усиления обратной связи с нашими высшими аспектами и хранителями.

Мы копируем этот манифест на наши кристаллы, распространяем его по всем кристаллам наших клеток, всем органам, чакрам и молекулам ДНК наших тел, передаем его по всем кристаллическим сетям всех пространств и вариантов нашей вселенной, и прописываем его в Вечности. Да будет так!

Благодарим от чистого сердца. (можно обозначить небольшой поклон из уважения )

Работа с кристаллической решеткой:

РАЗВЕРНУТЬ ДЕТАЛИ

Если вы уверены в своих силах, переводите слова в чистое намерение, активируйте свои кристаллы самостоятельно в медитации и поработайте с КР, как мы неоднократно это . После произнесения манифеста и медитации просьба пообщаться с кристаллами Земли, духами природы и самой планетой для выяснения их дальнейших нужд и пожеланий.

Проблема с кристаллической решеткой:

Из недавних комментариев:
В последней медитации четко была показана вон та самая белая (серебрянная, золотая) с кристаллами и под ней искусственно созданная решетка, специально для таких вот групповых медитаций, и прочих действий с решетками большого кол-ва людей.
Большинство притягивается к искусственной, совершает с ней какие-то действия, правит, красит, наполняет энергией, решетка реагирует изменениями. Но никакого влияния и энергетического воздействия ни на Землю, ни на людей не оказывает, кроме забора энергий. Как резиновая кукла, вроде и пользуются, а кукла-то не живая и энергообмена не происходит, так неживое и чисто физическое удовольствие (вообще не понимаю, почему именно эта ассоциация пришла в голову:)))
Поэтому нужно очень четко понимать куда летим и с чем работаем, и на что нашу энергию расходуем.

Решение проблемы:

Этого следовало ожидать. Нужно просить собственные кристаллы настраиваться на истинную КР, а не самому. Они обладают своим сознанием, так что сделают это намного лучше человека. Если есть другие идеи по этому поводу, прошу написать)

Еще критерий отличия настоящего от иллюзии — проводим на решетку восходящий поток энергии от ядра земли и нисходящий сверху вниз. Энергия должна течь свободно. Если она упирается в жесткое препятствие — это верный признак попадания на систему блокировки. Может сопровождаться сдавливанием 5 чакры, ощущением «сетки» на 7 чакре, металлическим привкусом или как-то еще.

В таком случае лучше выйти сознанием наверх из-под стеки и ставить намерение пробить иллюзорную решетку, пока энергия не начнет течь свободно и не начнет формироваться «правильная» решетка

[свернуть]

Предупреждение:

Произношение данного манифеста и участие в работе с кристаллической решеткой являются экспериментальными. Основываясь на предыдущем опыте, могу сказать, что последствия такой работы будут отражать чистоту ваших помыслов, намерений и общей энергетики. В ваших интересах поддерживать себя в максимально чистом состоянии и быть готовыми к ускорению проработок, которые и так всем нам придется пройти рано или поздно (например,

Представленная тут формулировка является лишь началом, подготовительной фазой к будущим детальным дополнениям и тестом возможностей общего сознания, действующего в общем синхронном намерении на энергиях любви и созидания.

Начиная с этого момента, мы будем записывать все проводимые нами медитации и изъявленные намерения на наши кристаллы, чтобы не повторять их каждый раз, а включать дополняемую программу, которая автоматически будет активировать все предыдущие работы. Иными словами, мы будем формировать обширную задачу, включающую в себя разные уровни, писать книгу коллективных намерений, с каждым разом дополняя все новые главы. С каждой новой медитацией нам не придется повторять уже пройденные ранее главы, они будут запускаться нашими кристаллами автоматически из существующей базы данных. Учитывая, что программа манифеста записывается в КАЖДОМ кристалле планеты и всех её обитателей, речь об образовании эгрегора не идет, т.к. мы используем децентрализованную сеть проводников, а не просто молимся на один единственный кристалл/ икону/ идолу.

Используйте свое воображение и дополняйте в комментариях, чтобы следующие формулировки и дополнения отражали наиболее насущные потребности и новаторские идеи.

Всех коллег и новых гипнологов прошу произнести данный манифест хотя бы один раз в своих сеансах (при открытом канале), а еще лучше – в каждом сеансе с новым подопечным.

Дополнительные возможности:

РАЗВЕРНУТЬ

Если у вас есть кристаллы дома, можно поставить их перед собой или держать в руках, дабы информация записалась на максимальном количестве носителей и их проявленных форм. Если вы когда-либо видели кристаллы в реале, снах, медитациях, сеансах или даже на картинках, вспомните их.

Можно также поставить перед собой большой стакан или бутылку воды, дабы прописать всю информацию в ней и выпить после произнесения манифеста. Кристаллы воды, распространяясь по природным путям далее вне вашего тела, будут взаимодействовать и активировать все остальные молекулы воды и воздуха, с которыми войдут в контакт. Основываясь на принципах гомеопатии, можно разлить части заряженной воды в сосуды и бутылки с питьевой водой, в баню, баки на даче и т.д.

Текст манифеста можно распечатать и повесить на видном месте (кухня/ спальня/ рабочее место), дабы не забывать его и обеспечить дополнительные излучения собственного светлого намерения в своем доме.

[свернуть]

УПД:
некоторые просили записать манифест в аудио формат для медитативных практик. Материализуем ваши желания, дамы и господа)


Ссылка на манифест: https://www.youtube.com/watch?v=L3JvbiL h8_4

Реальность многомерна, взгляды на неё многогранны. Здесь показана лишь одна или несколько граней, каждая из которых должна рассматриваться как частный случай. Частный случай подразумевает также и частное мнение, которое не обязано совпадать с другими мнениями, ожиданиями и «прописными истинами», ибо истина безгранична, а реальность постоянно меняется. Берем свое и оставляем чужое по принципу внутреннего резонанса

Новое на сайте

>

Самое популярное