Домой Заготовки на зиму Синтаксические средства в литературе. Синтаксические образные средства русского языка. Лексические средства выразительности

Синтаксические средства в литературе. Синтаксические образные средства русского языка. Лексические средства выразительности

Тема: Урок-практикум « Синтаксические средства выразительности. Фигуры речи».

Цель урока: обобщение изученного материала по теме «Изобразительно-выразительные средства языка»

Задачи:

Образовательные: повторение терминов; развитие умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определение их роли в тексте;

Развивающие: развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжение работы по раскрытию творческих способностей, по развитию критического, образного мышления, по развитию коммуникативных навыков;

Воспитательные: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Оборудование урока:

Компьютер и проектор для презентации учебного материала;

Таблицы для учащихся;

Тексты заданий;

Метод : эвристический, исследовательский, проблемный

Технология: ТРКМ

Тип взаимодействия: сотрудничество

I .Организационный момент. Запись темы урока

Синтаксические средства выразительности

II. Вступительное слово. Определение цели урока.

Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения.

Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват?

Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами?

Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя?

Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.

Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое…

Продолжите ряд противопоставлений:

выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое,

величественное- скверное, живое– мёртвое.

Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса:

как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

(Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи).

- Обратимся к эпиграфу? Как он соотносится с темой урока?

1. Составление синквейна. Формулирование задач

Художественные средства служат выразительности и образности речи, что весьма облегчает понимание и запоминание текста. Их называют “цветами красноречия ”. Художественных средств великое множество (порядка двухсот). К ним в первую очередь относятся тропы, фигуры речи, фразеологизмы, изречения, афоризмы.

Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.?

Какие трудности вы при этом испытываете?

Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейне, выберите формулировку темы: "Выразительные средства языка".

Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

Синквейн

Синквейн

Выразительные средства языка

Они
Красивые, живые (необычные…)
Украшают, описывают, имитируют

"Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).
Сокровища речи (тропы)

Выразительные средства языка Они
Непонятные, разнообразные
Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте
(усложняют, путают, озадачивают)
"Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский).
Проблема

Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ?

    Повторить термины;

    Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, синтаксических средств выразительности;

    Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

2. Повторение средств выразительности –

1)Игра « Вопрос –ответ». (Проверяется знание литературных терминов.)

В игре принимает участие весь класс. Первый вопрос задаёт учитель одному из учащихся. Например: что такое гипербола? Ученик даёт чёткий ответ с примером и в свою очередь задаёт вопрос другому учащемуся, и так далее, пока необходимый материал не будет повторен.

2)А теперь потренируемся в определении художественных средств

Кроссворд на 3 группы

III . Изучение темы урока

Убаюкала вьюга седая

Дикой песнею лес опустелый,

И заснул он, засыпанный вьюгой,

Весь сквозной, неподвижный и белый.

И.А.Бунин

Найдите изученные средства выразительности речи в отрывке из стихотворения И. А. Бунина, русского писателя и поэта конца 19-сер. 20 века. Работа с художественным текстом.

олицетворение – убаюкала вьюга , заснул он (лес) , эпитеты – вьюга седая, дикой песнею, лес опустелый

Охарактеризуйте предложение с точки зрения синтаксиса. По каким признакам вы это будете делать?

Назовите однородные члены предложения. Могут ли они быть средством выразительности? Почему? Однородные члены предложения делают текст выразительнее. Виден не просто предмет, а его отдельные детали. В результате создается полное представление картины.

Прочитайте отрывок из миниатюры русского писателя 20в. Юрия Бондарева. В чем проявляется особенность предложений с однородными членами?

природа одаряет человека счастливой возможностью чувствовать и сокровенность рассвета, и нежную красоту заката, таинство ночи и звездное неистовство августовского неба. Она помогает пережить неотвратимость смерти, скорбь потерь, бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, ревность, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей, предательство. (Ю. Бондарев.)

(В союзном и бессоюзном соединении ).

Бессоюзие и многосоюзие – синтаксические средства выразительности.

Не оттого, что зеркало разбилось,

Не оттого, что ветер выл в трубе,

Не оттого, что в мысли о тебе

Уже чужое что-то просочилось, -

Не оттого, совсем не оттого

Я на пороге встретила его

(А. Ахматова).

Определите способ связи предложений в тексте

Параллельная связь; так как ряд последующих предложений развертывает, конкретизирует смысл предыдущего.)

Как вы понимаете параллелизм предложений? (Одинаковое построение рядом расположенных предложений, члены предложения расположены в одинаковой последовательности и выражены одинаковыми формами. )

Вывод . Параллелизм предложений – одно из синтаксических средств выразительности речи.

Кроме однородных членов предложения синтаксическими средствами выразительности речи являются бессоюзие и многосоюзие, параллелизм предложений. Они создают особый стилистический эффект, придают большую выразительность тексту.

III . Знакомство с фигурами речи.

Чем отличаются фигуры речи от троп?

Тропы – это лексические средства, основанные на употреблении слова в переносном значении.

Фигуры речи – это обороты речи, связанные с необычным синтаксическим построением, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.

Насчитывается несколько десятков фигур. Фигуры речи создавались тысячелетиями

2.Самостоятельная работа по таблице

Синтаксические средства выразительности..

Фигуры речи – это обороты речи, связанные с необычным синтаксическим построением, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.

Найти соответствие

Инверсия

7

фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств

7

Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А.Чехов)

Эллипсис

4

повторение одинаковых слов или оборотов в начале предложений

8

Разве «Шинель» не предшествует современному реализму? А что такое современный мистицизм в литературе? Это «Вий» и «Портрет».

Градация

8

Вопросно-ответный ход, это отрезок монологический речи, объединяющий риторический вопрос и ответ на них; вопрос-раздумье.

Говорящий, угадывая возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует и на них отвечает

Твой ум глубок, что море.

Твой дух высок, что горы (В. Брюсов).

Анафора (единоначатие)

5

р асчленение фразы на части или отдельные слова , при котором возникают неполные предложения, следующие за основным.

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М. Лермонтов)

Парцелляция

1

расположение слов, нарушающее обычный порядок слов:

Ради своего ребёнка , ради семьи , ради своего народа , ради человечества – берегите мир!

Риторический вопрос Риторическое обращение

Риторическое восклицание

умолчание

3

расположение слов по возрастающей или убывающей значимости:

И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.

(П. Г. Антокольский).

Антитеза

9

Одинаковая концовка нескольких предложений

2

Мы грады – в пепел, села – в прах (В. Жуковский).

Гипофора

2

пропуск в стилистических целях какого-либо подразумеваемого члена предложения,

придает речи стремительный, динамический характер

9

Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

Эпифора

6

    ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению

    подчеркнутое обращение к кому-либо или чему-либо

    отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи

6

Знаете ли вы украинскую ночь?

Цветы, любовь, деревня, праздность, поля!

О времена! О нравы!

Но слушай: если я должна тебе…

кинжалом я владею,

я близ Кавказа рождена.

3) Работа по тестам

4) Анализ текста:

Прочитайте текст и выполните задания

(По Д. Лихачёву)

    3 2) 4 3) 11 4) 17

о

твет: 17

24. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - писали древние. Речь отдельного человека – это не только показатель его умственного развития и кругозора, но и показатель его общей культуры и нравственных качеств. Д. Лихачёв рассуждает об этом с присущей ему страстностью и желанием убедить своего молодого собеседника. И помогают ему в этом синтаксические средства выразительности: ________(предложения 2-3); ________(предложения 3, 6, 9, 10, 15 и др.); _______(«грубой шуткой, иронией, циничностью» - восходящая; «страх боязнь, опасения» - нисходящая); лексические средства_______(«бравирование», «психологическая незащищённость», «демонстрирует», «интеллигентность», «влияние среды» и др.).»

Список терминов:

    антитеза

    анафора

    сравнение

    олицетворение

    книжная лексика

    градация

    цитирование

    ряды однородных членов

    вопросно-ответная форма

ответ: 9865

IV . Подведение итогов урока

Рефлексия.

Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?

Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

Вы через полгода станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек?

V .Домашнее задание написать мини-сочинение « А какой он, культурный человек?»

Приложение 1. Кроссворд

1 А

М

По горизонтали:

1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. (донжуан в значении "искатель любовных приключений").

3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. «...От вёсел к берегу кудрявый след бежал»

4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений.

«Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»

5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим.

«Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны...»

6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок. (М. Лермонтов)

7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности.

Лиса- символ хитрости,

Волк - злобы и жадности

8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения.

Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
(Н.А. Некрасов).

По вертикали:

2. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Приложение 2 текст Д.Лихачева. Задание 24

(1)Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе.

(2)А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? (3)Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

(4)Есть разного рода неряшливости в языке человека.

(5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (6)Говорящий стремится грубой шуткой, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. (7)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (8)Это происходит полусознательно. (9)Я уж не говорю о том, что признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости… (10)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабым, не защищённым против них.

(11)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (12)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

(13)Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (14)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности»…

(15)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. (16)Но хоть и трудно – это надо. (17)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д. Лихачёву)

В каком предложении выражена основная мысль автора текста?

    3 2) 4 3) 11 4) 17

24 . «Заговори, чтобы я тебя увидел», - писали древние. Речь отдельного человека – это не только показатель его умственного развития и кругозора, но и показатель его общей культуры и нравственных качеств. Д. Лихачёв рассуждает об этом с присущей ему страстностью и желанием убедить своего молодого собеседника. И помогают ему в этом следующие синтаксические средства выразительности: ________(предложения 2-3); ________(предложения 3, 6, 9, 10, 15 и др.); _______(«грубой шуткой, иронией, циничностью» - восходящая ; «страх боязнь, опасения» - нисходящая );а также лексическое средство_______(«бравирование», «психологическая незащищённость», «демонстрирует», «интеллигентность», «влияние среды» др.).»

Список терминов:

1.антитеза

2.анафора

3.сравнение

4.олицетворение

5.книжная лексика

6.градация

7.цитирование

8.ряды однородных членов

9.вопросно-ответная форма

Приложение 3.

Лист успехов.

Отметьте знаками правильно («+») и неправильно («-») выполненные задания:


Группа №

Задание №1
Экспресс-опрос по теории «Вопрос - ответ»

Задание № 2

Кроссворд

Задание

3

таблица

«Синтаксически е средства выразительности. Фигуры речи»

Задание №4

тест

Антитеза - оборот, в котором резко противопостав­ляются противоположные понятия:

Они сошлись.

Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)

Как стилистическая фигура, антитеза основана на сравнении признаков, присущих разным предметам и выраженных антонимами: Ненавижу всяческую мерт­вечину! Обожаю всяческую жизнь! (В. Маяковский). В отличие от оксюморона, в антитезе не происходит слияния двух противоположных понятий в одно: Час разлуки, час свиданья им ни радость, ни печаль (М. Лермонтов). Противопоставление, подчёркнутое в антитезе, позволяет высветить оба из его компонентов, привлечь к ним внимание, сделать ярче: Не видать мне, что ли, ни денёчков светлых, ни ночей безлунных (В. Высоцкий).

Антитеза может быть многочленной, если она вклю­чает несколько антонимичных пар:

Полюбил богатый - бедную, Полюбил учёный - глупую, Полюбил румяный - бледную, Полюбил хороший - вредную: Золотой - полушку медную. (М. Цветаева)

Антитеза часто используется в пословицах и пого­ворках: Ученье - свет, а неученье - тьма; Лето - припасиха, зима - прибериха, в заглавиях художест­венных произведений: «Война и мир», «Толстый и тон­кий» и др.

На антитезе могут быть построены значительные фрагменты текста:

В доме два лифта. Один - слабенький, барахлит, часто ломается. Другой работал надёжно, без перебоев. И вдруг именно он сломался. Безнадёжно. Перегорел мотор. Все ста­ли пользоваться вторым, хилым лифтом. Тот поначалу едва справлялся, по привычке выходил из строя, думали, ему тоже не выжить... Но он мало-помалу обрёл уверенность в себе и заработал бесперебойно.

Закон жизни, оказывается, распространяется и на тех нику. Сколько раз доводилось видеть: на чьи-то слабенькие плечи ложится ответственность - и хилое создание, ощу­тив собственную необходимость, почувствовав, что на него возложены надежды, начинает вкалывать и вкалывать...

(А. Яхонтов)

В основе этого текста лежит антитеза: противопо­ставляются слабое и сильное, ненадёжное и надёжное, неуверенность и уверенность.

Инверсия (лат. inversion - перемещение, переста­новка) - это стилистическая фигура, состоящая в на­меренном изменении порядка слов. Нарушение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение - определяемому слову, мо­жет служить художественным приёмом, прибегая к ко­торому автор достигает интонационной и стилистиче­ской выразительности: ...буду долго, буду просто разго­варивать стихами я (В. Маяковский); Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С. Есенин). Как видно, перестановка частей фразы придаёт ей свое­образный выразительный оттенок.

Как правило, авторы прибегают к изменению обыч­ного порядка слов в предложении с целью подчёркивания смысловой значимости какого-либо слова, стилистиче­ской окрашенности или придания особого ритма фразе: Воют в сумерки долгие, зимние, волки грозные с тощих полей (С. Есенин). В данном примере стоящие после су­ществительных определения явно выделяются, помогая описанию неуютной сумеречной картины, а сама фраза становится более напевной, напоминающей народную

поэтику (сравним: Грозные волки воют с тощих полей в долгие зимние сумерки - прямой порядок слов).

Чтобы привлечь внимание слушателя, читателя ав­торы прибегают к самым различным перестановкам, вплоть до вынесения в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего - в конец, например: Выбегу, тело в улицу брошу я (В. Маяковский).

Градация - это фигура , заключающаяся в нанизыва­нии однотипных синтаксических единиц (например, од­нородных членов, словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантиче­ская или эмоциональная значимость возрастает (восходя­щая градация) или убывает (нисходящая градация). То есть при градации элементы перечисления так располо­жены, что каждое последующее усиливает (реже ослабля­ет) значение предыдущего, благодаря чему создаётся на­растание интонации и эмоционального напряжения речи: жалобный, жалостный, каторжный вой (М. Цветаева).

Градация сочетает в себе сопоставление по сходству и по контрасту, поскольку входящие в неё компоненты име­ют общее в значении, но в то же время противопоставля­ются по степени интенсивности, мере выраженного смысла: На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция... я поднялся не по трём-четырём примощённым ступенькам, но по сотням или даже тысячам их - неуступным, обрывистым, обмёрзлым (А. Солженицын).

Зевгма - такой приём экспрессивного синтаксиса, при котором намеренно нарушается логический закон: в перечислительный ряд однородных членов предложе­ния включают логически неоднородные компоненты: Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три боро­давки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цве­тами (Н. Гоголь). Как видно, синтаксическая конст­рукция в данном случае включает ряд однородных чле­нов, равноценных грамматически, но семантически разноплановых, вследствие чего создаётся комический эффект: Читал, выписывал, справлялся. И в книгах рылся, и в грядах... (И. А. Крылов); ...для власти, для ливреи не гнут ни совести, ни помыслов, ни шеи (А. С. Пушкин). В зевгме просматривается наложение смыслов: здесь происходит игра со значениями, когда в одном слове совмещаются два значения, причём каждое находит свою сочетаемость с логически разнородными эле­ментами перечисления: Одним ожесточеньем воли вы брали сердце и скалу (М. Цветаева). В этом примере про­являются два значения слова «брать»: в сочетании со сло­вом «сердце» оно обозначает «очаровывать», а в сочетании со словом «скала» - побеждать, завоёвывать, покорять.

Повтор - это общее название ряда стилистических приёмов, при которых повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности. Повторы могут обозначать длительность, интенсивность действия, большое количество или массу предметов, подчёркивать или уточнять признаки, усиливать эмоциональность речи: И звенят-звенят, звенят-звенят запястья... (М. Цвета­ева). Одно из назначений повторов - углубление смысло­вой стороны речи, выделение идеи, основного понятия. Повтор может служить основой в развитии мысли.

Анафора (единоначатие ) - это повторение одинаковых элементов (от звуков до предложений) в начале каждой но­вой фразы: О времена! О нравы! (Цицерон). Выдвигая наи­более важный повторяющийся элемент на первое место, анафора позволяет сосредоточить на нём внимание:

Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами.

(М. Цветаева)

Анафора может вступать во взаимодействие с други­ми стилистическими приёмами, например с синтакси­ческим параллелизмом:

И снится Разину - сон: Словно плачет болотная цапля. И снится Разину - звон: Ровно капельки серебряные каплют.

(М. Цветаева)

Анафора способствует ритмизации речи:

Это утро, радость эта. Эта мощь и дня и света.

Этот синий свод. Эти стаи, эти птицы, Этот крик и вереницы.

Этот говор вод.

Эпифора (единоокончание) - повторение последних слов фразы:

О, не медли на соседней

Колокольне!

Выть хочу твоей последней

Колокольней!

(М. Цветаева)

Эпифора усиливает эмоциональность, интонацион­ную выразительность текста, выделяет главное, подчёр­кивает эмоциональное тождество следующих друг за другом отрезков речи: Досталась им буханка светлого хлеба - радость! Сегодня фильм хороший в клубе - радость! Двухтомник Паустовского в книжный ма­газин привезли - радость! (А. Солженицын)

Си мплока - это соединение в тексте анафоры и эпи­форы:

Привычные к степям - глаза, Привычные к слезам - глаза. (М. Цветаева)

Анади плозис - это фигура стыка - стилистическая фигура, заключающаяся в повторении последнего эле­мента в начале следующей фразы:

Память о Вас - тихим домком. Тихий домок - Ваш -- под замок. (М. Цветаева)

Многосоюзие (полисиндетон ) - это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания. Повторяются обычно сочинительные соедини­тельные союзы;

И новое солнце заблещет в тумане, И будут стрекозами тени, И гордые лебеди древних сказаний На белые выйдут ступени.

(Н. Гумилёв)

Особенно выразительно многосоюзие в ряду одно­родных членов: И для него воскресли вновь и боже­ство, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь (А. С. Пушкин).

Бессоюзие (асиндетон) придаёт высказыванию стре­мительность, создаёт эффект увеличения темпа:

Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

(А.С. Пушкин)

При помощи бессоюзного соединения элементов пе­речисления поэт рисует быструю смену картин. Комби­нация бессоюзия и многосоюзия передаёт динамику:

Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, гомон, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон... (А.С. Пушкин)

Эллипсис - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Скоро - закат, скоро -. назад: тебе в детскую, мне - письма чи­тать дерзкие... (М. Цветаева). Синтаксическая непол­нота предложения не ведёт к его смысловой недостаточ-

ности, так как ситуация, контекст, фоновые знания по­зволяют восполнить мысленно пропуск: Мне же - вольный сон, колокольный звон, зори ранние на Вагань-кове (М. Цветаева). Наиболее часто встречаются пред­ложения с пропуском сказуемого - глагола движения, перемещения в пространстве, глаголов речи, мысли. Пропуск сказуемого придаёт речи особый динамизм и экспрессию, создаёт ощущение стремительности, неожи­данности действия, быстрой смены событий, напряжён­ности психического состояния: Радостно книгу возьми­те - ив класс! (В. Маяковский)

Умолчание - это такая фигура, которая состоит в том, что автор сознательно недосказывает, внезапно пре­рывает мысль, предоставляя право слушателю (читате­лю) догадаться, какие слова не произнесены, и творче­ски завершить мысль:

Я сама не из таких, Кто чужим подвластен чарам, Я сама... Но, впрочем, даром Тайн не выдаю своих.

(А. Ахматова)

За многоточием скрывается неожиданная пауза, от­ражающая раздумье говорящего. Автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю право самому догадаться о недосказанном. Умолчание может предполагать пропуск того, что очень важно и значимо; недосказанное приобретает большую значимость, чем сказанное в открытую.

Риторическое восклицание - это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причём эмоции в нём выражаются не лексическими или син­таксическими средствами, а с помощью интонации: Ка­кое лето! Что за лето\ (Ф. Тютчев); Да, скифы мы! Да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами! (А. Блок); Боже! Как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога! (Н. Гоголь); О верю,.верю, счастье есть! (С. Есенин)

Риторический вопрос - одна из самых распростра­нённых стилистических фигур, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде воп­роса, не требующего ответа: Кто осмелится сказать, что определил искусство? перечислил все его стороны? (А. Солженицын). Риторические вопросы совпадают по форме с обычными вопросительными предложениями, но отличаются яркой восклицательной интонацией, эмо­циональностью:

Чья злоба надвое землю сломала?

Кто вздыбил дым над заревом боен?

Или солнца

одного

на всех мало?!

Или небо над нами мало голубое?!

(В. Маяковский)

Риторический вопрос используется не только в поэ­тической и ораторской речи, но и в разговорной, а также в публицистических текстах.

Риторическое обращение - это обращение к неоду­шевлённым предметам, отсутствующим, умершим, от­влечённым понятиям. Эта фигура служит не для назы­вания адресата, а для привлечения к нему внимания слушателя или читателя: Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? (С. Есенин); Ох, лето красное! любил бы я тебя... (А. Пушкин)

Вопросно-ответное единство - стилистический при­ём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю. Шевчук). Этот приём привлекает внимание слушателя и читателя, является средством диалогизации монологической речи.

Синтаксический параллелизм - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:

Мы любим всё - и жар холодных числ,

И дар божественных видений,

Нам внятно всё - и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...

Полный синтаксический параллелизм характеризу­ется тем, что в его составе есть две или более одинаковые синтаксические единицы, в них имеется одинаковое ко­личество одинаково расположенных компонентов:

В лоб целовать - заботу стереть. В лоб целую.

В глаза целовать - бессонницу снять. В глаза целую.

(М. Цветаева)

Синтаксический параллелизм может быть непол­ным: В огромном городе моём - ночь. Из дома сонного иду - прочь (М. Цветаева). В этом примере неполноту синтаксического параллелизма обеспечивает то, что в конструкциях элементы имеют частично разную струк­туру, например, в первом предложении определение предшествует определяемому слову, а во втором стоит в постпозиции.

Парцелляция - это приём, заключающийся в на­меренном расчленении предложения на несколько час­тей и оформлении этих частей как самостоятельных не­полных предложений. Такое деление позволяет выде­лить в предложении дополнительные смысловые центры, а значит, привлечь к ним внимание читателя: Слова отзвучивают и утекают как вода - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа (А. Солженицын). При парцелляции появляется специфическая интона­ция, то есть такое ритмомелодическое оформление вы­сказывания, которое способствует не только смысловой, но и экспрессивной актуализации некоторых слов:


И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва... (А. Солженицын).

Именительный представления (именительный те­мы) - это изолированное имя существительное в име­нительном падеже, называющее тему последующей фра­зы и призванное вызвать особый интерес к предмету вы­сказывания, усилить его звучание: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось (А. Пушкин); Зима!.. Крестьянин, тор­жествуя, на дровнях обновляет путь... (А. Пушкин).

Период - это такая гармоническая по форме слож­ная синтаксическая конструкция, которая характеризу­ется особой ритмичностью и упорядоченностью, а также исключительной полнотой и завершённостью содержа­ния. Период характеризуется особой интонацией: вна­чале голос плавно поднимается, затем достигает высшей точки на главной части высказывания, после чего резко снижается, возвращаясь к исходной позиции. Компози­ционно период распадается на две части: первая харак­теризуется повышением интонации, вторая - пониже­нием, что определяет гармоничность и интонационную завершённость периода: Как ни старались люди, со­бравшись в одно небольшое место несколько сот ты­сяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы не росло на ней, как ни счищали всякую пробившуюся травку, как ни дымили казённым углём и нефтью, как ни обрезы­вали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц - весна была весною даже и в городе (Л. Толстой).

Период музыкален и ритмичен, что достигается его структурой; однотипностью, соразмерностью синтакси­ческих единиц, часто имеющих сходное грамматическое построение, приблизительно одинаковый размер. Повто­рение их создаёт ритмический рисунок речи.

Чаще всего период строится как сложноподчинённое предложение с однородными придаточными, которые стоят вначале.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

А1 Определите, какое изоб-выразит. средство использовано в примере
2. 3. 4. Заря молитвенником красным пророчит благостную весть (Есенин) Роз алеет алый рот. (М. Кузьмин) Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н. Гоголь) Да и птицы здесь не живут, только хохлятся скорбно и глухо... (Н. Гу­милёв) А. метонимия Б. эпитет В. метафора Г. сравнение Д. синекдоха
А2. 1. 2. 3. 4. Вчера с утра напудрил крыши пер­вый иней. (М. Кузмин) Эй, борода! а как проехать к Плюшкину? (Н. Гоголь) Не было б также, согласен и я, Жалких писак и педантов - Только бы не было также, друзья, Скоттов, Шекспиров и Дантов! (Н. Некрасов) Это - диск пламезарного солнца. (А. Белый) А. синекдоха Б. окказионализм В. метафора Г. антономазия Д. сравнение

A3 Определите, какое изобразительно-выразительное; средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Прости, Кавказ, что я о них Тебе промолвил ненароком, Ты научи мой русский стих Кизиловым струиться соком. (С. Есенин) А. аллегория
2. В поддёвке молодец бежит, Затылки в скобку, всюду бороды. (М. Кузмин) Б. оксюморон
3. В самом деле, три дома на вечер зо­вут. (А. Пушкин) В. перифраз
4. Это было, когда улыбался только мёртвый, спокойствию рад. (А. Ах­матова) Г. синекдоха
Д. метонимия
А4
1. Неуютная жидкая лунность... (С. Есенин) А. антонома­зия
2. Узрю ли русской Терпсихоры ду­шой исполненный полёт? (А. Пуш­кин) В. гипербола
3. Перед этим горем гнутся горы, не течёт река...(А. Ахматова) В. синекдоха
4. Ты бродила по опушке леса - де­вушка без крови и без веса. (И. Се­верянин) Г. литота
Д. окказиона­лизм
А5 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Снова заученно-смелой походкой я приближаюсь к заветным дверям... (Н. Гумилёв) А. гипербола
2. Проплясал, проплакал дождь ве­сенний, замерла гроза. (С. Есенин) Б. метонимия
3. Невозвратно, неостановимо, невосста­новимо хлещет стих. (М. Цветаева) В. эпитет
4. ...торгует Лондон щепетильный... (А. Пушкин) Г. антономазия
Д. олицетворе­ние
А6 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Певец Пиров и грусти томной, Когда б ещё ты был со мной... (А. Пушкин) А. эпитет
2. Оба мы ещё не понимали, как зем­ля для двух людей мала... (А. Ах­матова) Б. антонома­зия
3. Как в страшный год, возвышенны Бедою, Ты - маленькой была, я - молодою. (М. Цветаева) В. антитеза
4. Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла. (М. Лер­монтов) Г. литота
Д. перифраз
А7 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Голова до прелести пуста, оттого что сердце - слишком полно! (М. Цветаева) А. литота
2. Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... (А. Пуш­кин) Б. синекдоха
3. С деревьев ржавый лист валится. (Ф. Тютчев) В. антитеза
4. Тогда и свой голос подаст оттуда ближняя наша церковка. (А. Цве­таева) Г. гипербола
Д. олицетворе­ние
J А8 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Осенней неги поцелуй горел в ле­сах... (Н. Гумилёв) А. оксюморон
2. Боюсь, я завтра утром - мёртвой встану. (М. Цветаева) Б. метонимия
3. Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. (С. Есенин) В. метафора
4. Так и мы, держа в руках Искус­ство, самоуверенно почитаем се­бя хозяевами его... (А. Солжени­цын) Г. гипербола
Д. эпитет
А9 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. В братствах бродячих Мрут, а не плачут, Жгут, а не плачут. (М. Цветаева) А. симплока
2. Во поле берёзка стояла, Во поле кудрявая стояла... Б. градация
3. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь сканда­лить. (С. Есенин) В. эпифора
4. Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. (С. Есенин) Г. анафора
Д. анадиплозис (стык)
А10 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Белилами румяню бледность. (М. Цветаева) А. сравнение
2. Глаза, как отблеск чистой серой стали, изящный лоб, белей восточ­ных лилий... (Н. Гумилёв) Б. перифраз
3. Ещё в предутренних сумерках че­ловечества мы получили его [ис­кусство]... (А. Солженицын) В. аллегория
4. Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилии! (В. Маяковский) Г.оксюморон
Д. гипербола
All Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Не жалею, не зову, не плачу... (С. Есенин) А. эпифора
2. Я слёзы кротости пролью, Я сердце к счастью приневолю. Я земно кланяюсь ручью, И бедной хижине, и полю. (Н, Гумилёв) Б. градация
3. Я памятник себе воздвиг нерукот­ворный... (А. Пушкин) В. инверсия
Над городом - туман, туман. Любви старинные туманы. (М. Цветаева) Г. анафора
Д. эллипсис
j A12 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
... сражён булатом, он спит в земле сырой. (М. Лермонтов) А. эпитет
2. \ В степи мирской, печальной и безбрежной, Таинственно пробились три ключа... (А. Пушкин) Б. литота
Я сразу смазал карту будня... (В. Маяковский) В. перифраз
4. Тут лосю хорошо: у него страшная сила в длинной ноге... (М. При­швин) Г. метонимия
Д. синекдоха
А13 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Не самозванка - я пришла до­мой... (М. Цветаева) А. синекдоха
2. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов) Б. сравнение
3. ...вы смотрите устрицей из раковин вещей. (В. Маяковский) В. антитеза
4. При адском грохоте и треске До слёз Чайковский потрясал Судьбой Паоло и Франчески. (Б. Пастернак) Г. перифраз
Д. метонимия
А14 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Если нас вояка тот или иной захо­чет спровоцировать войной, - наш ответ: нет! (В. Маяковский) А. олицетворе­ние
2. В огне, жуками всех систем, жужжат автомобили. (В. Маяков­ский) Б. сравнение
3. Годами когда-нибудь в зале концертной Мне Брамса сыграют, - тоской изойду. (Б. Пастернак) В. ирония
4. Вечор, ты помнишь, вьюга зли­лась... (А. Пушкин) Г. метонимия
Д. синекдоха

А15 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный. (М. Лермонтов) А. риториче­ский вопрос
2. Весна! Не отлучайтесь Сегодня в город. Стаями По городу, как чайки, Льды раскричались, таючи. (Б. Пастернак) Б. эллипсис
3. Но любовь разве пламень малый, что её легко погасить? (Н. Гуми­лёв)
4. О слёзы на глазах! Плач гнева и любви! О Чехия в слезах! Испания в крови! (М. Цветаева) Г. риториче­ское обраще­ние
Д. именитель­ный темы
А16 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Люблю тебя, Петра творенье... (А. Пушкин) А. метафора
2. Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль... (М. Лер­монтов) Б. метонимия
3. Сердцу - ад и алтарь, Сердцу - рай и позор. (М. Цветаева) В.перифраз
4. Фиалки волн и гиацинты пены Цветут на взморье около камней. (М. Волошин) Г. антитеза
Д. оксюморон
А17 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Плачь, Юность! Плачь, Любовь! Плачь, Мир! Рыдай, Эллада! (М. Цветаева) А. риториче­ское восклица­ние
2. Слава, слава небу в тучах чёрных! (Н. Гумилёв) Б. именитель­ный темы
3. Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд... (Б. Пастернак) В. градация
4. Чёрный человек, Чёрный, чёрный, Чёрный человек На кровать ко мне садится... (С. Есенин) Г. риториче­ское обраще­ние
Д. экспрессив­ный повтор
А18 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере, и установите соответствие
1. Солнце - моё. Я его никому не от­дам. Ни на час, ни на луч, ни на взгляд. (М. Цветаева) А. асиндетон (бессоюзие)
2. Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. (А. Пушкин) Б. парцелля­ция
А18 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
3. Раскат импровизаций нёс Ночь, пламя, гром пожарных бочек, Бульвар под ливнем, стук колёс, Жизнь улиц, участь одиночек. (Б. Пастернак) В. синтаксиче­ский паралле­лизм
4. Тебе обывательское - о, будь ты проклята трижды! - и моё, поэтово - о, четырежды славься, благословенная! (В. Маяковский) Г. полисинде-тон (многосою-зие)
Д. антитеза
А19 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
У капель - тяжесть запонок... (Б. Пастернак) А. эпифора
Как у молодой змеи - да старый уж, Как у молодой жены - да старый муж. (М. Цветаева) Б. градация
Плащ, шаловливый, как руно, Плащ, преклоняющий колено. (М. Цветаева) В. эллипсис
4. Слышу твой кошачий шаг, признак измены! Вновь темнит глаза твой мрак, признак измены! (М. Кузьмин) Г. симплока
Д. анафора
А20 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Доля ты! - русская долюшка жен­ская! (Н. Некрасов) А. полисинде-тон
2. Кого не утомят угрозы, Моленья, клятвы, мнимый страх, Записки на шести листах, Обманы, сплетни, кольца, слёзы... (А. Пушкин) Б. риториче­ский вопрос
3. Люблю я бешеную младость, и тес­ноту, и блеск, и радость, и дам об­думанный наряд. (А. Пушкин) В. риториче­ское восклица­ние
4. Неужель на такие страдания не от­кликнется наша душа? Г. асиндетон
Д. аназиплозис (стык)
А21 Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие
1. Улицы - наши кисти! Площади - наши палитры. (В. Маяковский) А. зевгма
2. Вооружась бубликом и Фетом, Я сел на скате у Гремячей башни. (Л. Лосев) Б. анафора
3. Придёт ли час моей свободы? (А. Пушкин) В. градация
4. Он не траурный, он не мрачный, он почти как сквозной дымок... (А. Ахматова) Г. риториче­ский вопрос
Д.синтаксиче­ский паралле­лизм

АНАЛИЗ ТЕКСТА

(1)Что показал XX век? (2)Он начался с мировой вой­ны, которая потрясла всех гуманистов и одним махом перечеркнула гуманистические идеалы. (3)Но все дикос­ти этой войны превратились в «детские игрушки» по сравнению с ужасами следующей - второй мировой вой­ны, которая началась всего через 20 лет после окончания первой и заставила думать о зловещей, апокалипсиче­ской закономерности исторического развития. (4) Конец второй мировой войны - применение атомного оружия - стал началом новой конфронтации различных систем, гонки вооружений и выходом на такой её виток, когда человечество зримо обнаружило возможности самоунич­тожения.

(5)До XX столетия человечество жило и развивалось, осознавая себя бессмертным. (6)В столкновениях, конф­ликтах и войнах могли исчезнуть государства, погиб­нуть отдельные народы и культуры, но всё человечество оставалось и продолжало свою историю. (7)Теперь же возникла парадоксальная ситуация: наращивание силы, технологической мощи человечества привели его к та­кому состоянию, когда оно не только не может реали­зовать изначальные претензии всестороннего господства над обстоятельствами, а, напротив, окончательно попа­дает во власть обстоятельств, становится заложником орудий массового уничтожения, которые оно само же

изобретает. (8)Так во второй половине XX в. возникла проблема выживания человечества в условиях, когда на­учно-технический прогресс создаёт всё более широкое поле возможностей для принципиально нового развития военной техники и оружия массового уничтожения.

(В. Стёпин)

В статье автор поднимает проблему, актуальную в век научно-технического прогресса и важную для каждого из нас. Чтобы подтолкнуть нас к совмест­ным раздумьям, В. Стёпин начинает рассуждение с _____________. Выразить масштаб двух мировых войн XX века автору помогают противоположные стилис­тические приёмы -____________и ____________(пред­ложения 2 и 3). Оценка катастрофических последствий

Второй мировой войны усиливается за счёт __________, применённых автором в предложении 3. Стиль текс­та - публицистический, о чём свидетельствует ис­пользование ____________ (предложения 4, 7, 8).

Список терминов:

11) риторический вопрос

12) метафора

13) эпитет

14) гипербола

15) вопросно-ответное единство

16) устойчивые сочетания слов

17) литота

18) ряды однородных членов

19) книжная лексика

20) парцелляция

ТЕКСТ 2

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Неко­торые термины, использованные в рецензии, пропуще­ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номеру термина из списка.

(1)Когда-то Достоевский провозгласил, что мир спа­сёт красота. (2)Век спустя наш слишком много пе­реживший современник с усмешкой и болью задал встречный вопрос: а кто спасёт красоту? (З)Наш век, в том числе и уже идущая его последняя треть, пока­зывает, что вопрос этот не праздный и не лишний. (4)Красота, способная спасти мир, к сожалению, сама очень уязвима. (5)Не только дерево - камень тоже. (5)Бронза тоже.

Елена Бузина

Синтаксические средства художественной изобразительности

При работе над анализом текста в заданиях ЕГЭ ученику приходится сталкиваться с терминами, значение которых он представляет себе смутно. Особенно это касается синтаксических понятий. Не привычных по учебникам русского языка подлежащих–сказуемых и обособленных определений, а понятий, связанных с изобразительными, художественными возможностями синтаксиса. Преподаватель русского языка и литературы из Омска Елена Владимировна БУЗИНА с успехом использует в своей практике обобщающие таблицы, которые позволяют её ученикам перед экзаменом комплексно повторить необходимые термины. Одну из таких таблиц - как раз по синтаксису - представляем сегодня вашему вниманию.

Он (язык) обладает свободой, не существующей в других языках:
от перестановки слов во фразе меняется смысл.
Эта свобода, отсутствие обязательного уточнения, рождающегосяв запад­ноевропейских языках от жесткости синтаксиса, отсутствие артиклей, - всё это предоставляет писателю безграничные возможности, перед ним не истощённые почвы былых веков, а постоянная целина. (
И.Эренбург)

В художественном произведении синтаксис помимо коммуникативной задачи несёт и эстетическую функцию, участвуя вместе с другими приёмами языковой экспрессии в создании художественных образов, в передаче отношения к изображаемой действительности.

Отличительной чертой русского синтаксиса, по мнению известных исследователей языка, является сво­бода передвижения слов внутри предложения. Таким образом, свободный порядок слов придаёт русскому син­таксису грамматическую гибкость, порождает огромное количество синтаксических синонимов, с помощью которых авторам удаётся передать тончайшие смысловые различия (Голуб И.Б. Грамматиче­ская стилистика современного русского языка. М., 1989. С. 153).

Это обстоятельство порождает многие изобразительные приёмы, которыми пользуются мастера русского слова, а также формирует особые свойства рус­ского синтаксиса.

В самом деле, синтаксис - это не только особые синтаксические конструкции, синтаксические элементы или единицы. Это, по мнению С.И. Львовой, “...языковый уровень, на котором объединяются и взаимодейству­ют все языковые образные средства, не существующие в тексте изолированно, а функционирующие в синтаксической единице - в предложении” (Львова С.И. Уроки словесности. 5–9 кл.: Пособие для учителя. М.: Дрофа, 1996. С. 385).

Основные синтаксические средства

Приём

Определение

Пример

Значение

Синтаксические средства создания экспрессии

Риторические восклицания Заключают в себе особую экспрессию, усиливают напряжённость речи. Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о Днепре).
(Гоголь)
Повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя к определённым частям текста.
Риторический вопрос Содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. Что тревожишь ты меня?
Что ты знаешь, скучный шёпот?..
От меня чего ты хочешь?
Ты зовёшь или пророчишь?
(Пушкин)
Яркость, разнообразие эмоционально-экспрессивных оттенков. Может быть использован в разговорной речи, в публицистической и научной прозе.
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут.
(Пушкин)
Может усиливать риторический вопрос и риторическое восклицание.
Анафора Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф (единоначатие). Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих клёнов шатёр.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
(Фет)
Усиливает выразительность речи, логическое выделение.
Эпифора Повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки. Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
Прояснилась омуть в сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
(Есенин)
Усиление интонаций, оттенков звучащей речи.
Инверсия Изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, с целью усилить выразительность речи. ...где глаз людей обрывается куцый.
(Маяковский)

Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням.
(Пушкин)

Придаёт фразе новый выразительный оттенок.
Эллипс Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Мы сёла - в пепел, грады - в прах,
В мечи - серпы и плуги.
(Жуковский)
Придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи.
Умолчание Фигура, представляющая возможность догадываться и размышлять, о чём могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый...
Смиренные родимые черты!
(Бунин)
Пробуждает глубокие мысли и чувства. Часто используется в прямой речи.

Различные способы нарушения замкнутости предложений

Смещение синтаксических конструкций Конец предложения даётся в ином синтаксическом плане. Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал...
Иных уж нет, а те далече...
(Пушкин)
Прерывистость речи, волнение говорящего.
Присоединительные конструкции Фразы не умещаются в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь. Есть у каждого города возраст и голос,
Есть одежда своя и особенно запах.
И лицо. И не сразу понятная гордость.
(Рождественский)
Придаёт выразительность, отрезки текста становятся эмоционально насыщенными и яркими.
Именительные представления (изолированный номинатив) Называет тему последней фразы. Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось...
(Пушкин)
Призван вызывать особый интерес к предмету высказывания, усиливает звучание.
Парцелляция Деление предложения на отдельные сегменты (слова). И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
(Антокольский)
Логическое ударение на каждом слове придаёт им особую силу, выразительность.
Период Гармоническая по форме сложная синтаксическая конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченностью частей, а также исключительной полнотой и завершённостью содержания. Две взаимно уравновешенные части в периоде:
повышение интонации;
понижение интонации.
Это определяет гармоничность и интонационную завершённость периода.
Когда волнуется желтеющая нива...
(Лермонтов)

Брожу ли я вдоль улиц шумных...
(Пушкин)

Основные положения в периоде позволяют осмыслить текст с разных сторон, оценить разнообразие оттенков.
Многосоюзие (полисиндетон) Многосоюзие и бессоюзие могут употребляться в близком контексте и придают большую выразительность речи и тексту. Был тиф, и лёд, и голод, и блокада.
Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб.
(Шенгелая)
Интонационное и логическое подчёркивание выделяемых предметов.
Бессоюзие
(асиндетон)
Швед, русский -
Колет, рубит, режет...
(Пушкин)
Стремительность, динамичность, насыщенность впечатлений.
Градация Расположение слов, словосочетаний либо частей сложного предложения, при котором каждое последующее усиливает или ослабляет значение предыдущего. Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особый, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков) Нарастающая интонация и эмоциональная напряжённость речи.
Синтаксические средства выразительности - это использование особого построения предложений или отдельных фрагментов текста для усиления эмоционального воздействия на читателей (см. схема 4).
Синтаксические средства выразительности
Схема 4

Риторические восклицания, обращения (rhetor греч. произносящий речь, оратор) заключают в себе особую экспрессию, усиливают эмоциональную напряженность, выразительность речи.
«Я знаю правду! Все прежние правды - прочь! Не надо людям с людьми бороться!» (М. Цветаева)
Риторические вопросы - это утверждение или отрицание, оформленные в виде вопроса и не требующие ответа.
«Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар?» (М. Лермонтов)
Риторические вопросы, восклицания, обращения - наиболее распространенные синтаксические фигуры выразительности, они отличаются особой яркостью и разнообразием эмоциональных оттенков
«Дано мне тело - что мне делать с ним, таким единым и таким моим? За радость тихую дышать и жить кого, скажите, мне благодарить?» (О. Мандельштам)
«Послушайте! Ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?» (В. Маяковский)
Рефрен (refrain фр. назад, снова) - повтор слова, целой фразы или ее части, выразительный художественный прием, особенно излюбленный поэтами.
«Мело, мело по всей земле //Во все пределы. //Свеча горела на столе, //Свеча горела» (Б. Пастернак).
Хотя, конечно, рефрены встречаются и в прозаических текстах, придавая им особую ритмическую стройность.
Разновидности рефренов в поэзии - анафора и эпифора.
Анафора (anaphora греч., вновь несущий) - единоначатие, повтор слова в начале строки, эпифора (epiphora греч., после несущий)- повтор в конце строки.
Эллипсис (elleipsis греч. недостаток) - намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.
«Мы села - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпа и плуги» (В.А. Жуковский). В данном случае пропущен глагол-сказуемое «превратим».
«Час утренний - делам, любви - вечерний, раздумьям - осень, бодрости - зима... весь мир устроен из ограничений, чтобы от счастья не сойти сума». (Б. Окуджава)
Градация (gradatio лат. постепенное повышение) - такое расположение слов, частей фразы, когда каждое последующее усиливает или ослабляет значение предыдущего, благодаря этому эмоциональная напряженность и интонация высказывания возрастают.
Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений.
«О, сердце, сколько ты любило! О, разум, сколько ты пылал!» (А. Блок).
«Я - где корни слепые ищут корма во тьме; Я - где с облачком пыли ходит рожь на холме» (А. Твардовский).
Инверсия (inversion лат. перестановка) - нарушение привычного порядка слов.
«И день за днем ужасно злить меня вот это стало» (В. Маяковский).
«Белеет парус одинокой в тумане море голубом! Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» (М. Лермонтов).
Оксюморон (oxymoron греч., остроумно-глупое) - расположение рядом контрастных по значению слов, сочетание несочетаемого: «влажный дым», «оглушительная тишина». В названиях произведений: «Мертвые души», «Живой труп».
Антитеза (antithesis греч., противоположение) - смысловое противопоставление, с использованием антонимов.
«Познай, где свет, - поймешь, где тьма, что в мире свято, что в нем грешно, сквозь жар души, сквозь хлад ума». (А. Блок)

Синтаксические средства – это средства, с помощью которых строятся единицы синтаксиса, выражаются синтаксические отношения, оформляются синтаксические категории. Они весьма разнообразны. К ним относятся: формы слов, служебные (реляционные) слова, порядок слов и интонация.

Основными среди них являются: формы слов в их взаимодействии и служебные слова (союзы и союзные слова, частицы, предлоги, связки). В словосочетаниях используются только предлоги , в них не используются такие служебные слова, как союзы и частицы .

На уровне простого и сложного предложений показателем зависимости компонентов являются союзы и союзные слова .

Интонация является наиболее универсальным синтаксическим средством. Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски.

В формальном отношении именно наличие интонации отличает предложение и текст как коммуникативные единицы от словосочетания.

Порядок слов – это взаимное расположение слов в составе словосочетания и предложения в определённой линейной последовательности. В русском языке порядок слов более свободен, чем, например, в французском, английском или немецком. Однако в нём есть определённые правила взаимного расположения слов в разных видах их сочетаний. Так, грамматической нормой в русском предложении считается прямой порядок слов, когда сказуемое расположено после подлежащего. Согласованное определение обычно ставится перед определяемым словом, а несогласованное – после него. Отступление от этого правила используется в стилистических целях.

Итак, способы выражения синтаксических отношений в словосочетании и предложении разнятся. В словосочетаниях это: 1) формы слов, 2) предлоги, 3) порядок слов; а в предложениях это: 1) формы слов, 2) служебные слова, 3) порядок слов, 4) интонация.


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

ПОИСК ПО САЙТУ:

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

  1. 1 страница. Таблица 1. Соотношение сил участников антифашистской коалиции и Японии к началу 1945 г. Силы и средства Союзные{~1}

Новое на сайте

>

Самое популярное