Домой Заготовки на зиму «Устав от политической импотенции»: рэп-батл «единоросса» Анохина и «яблочника» Резника. Депутат, любящий рэп, попросил прокуратуру проверить батл Оксимирон—Гнойный на экстремизм

«Устав от политической импотенции»: рэп-батл «единоросса» Анохина и «яблочника» Резника. Депутат, любящий рэп, попросил прокуратуру проверить батл Оксимирон—Гнойный на экстремизм

Мистер Малой

«Мой папа - военный подводник. Он заруливал домой раз в полгода, быстренько меня воспитывал и уходил опять в плавание. Однажды он взял меня на подводную лодку, это было круто. Это ведь секретный объект, но меня пустили. А когда папа уже преподавал в училище, он взял меня посмотреть на учения. На Васильевском острове есть военная часть, в которой стоит церковь, переделанная под тренажер для водолазов. Их учили, если на лодке ЧП, как надевать специальные костюмы, вылезать из подводной лодки, буек запускать. Интересное зрелище. Я думал было тоже стать военным. Но потом решил ограничиться в честь респекта папе ношением шапки-ушанки с кокардой. Купил ее у олдскульных мажориков - чувачков-фарцовщиков. В местах лишения свободы авторитетные в таких ходили - это был и стиль, и отличительный знак. Редкая вещь.

Родителям я очень благодарен. Они, как умели, дали мне все, что смогли. И они нормально на все реагировали. Видели, что я самореализуюсь, понимали, что в каких-то моментах я уже круче остальных. Мне кажется, что когда ты всю жизнь на одной должности работаешь и ничего с тобой не происходит, и вдруг твоего сына показывают по ОРТ, то у тебя уже сомнений нет - вроде что-то хорошее.

Я, как настоящий рэпер, вырос в спальном районе, на «оспекте Освещения» (проспект Просвещения). Мне сейчас 35, и дело было еще в Советском Союзе, но даже тогда окраины все равно по-другому развивались, нежели центральные районы. Так что я рос в советском лайт-гетто. Такие районы жили по своим правилам: Кировский завод, Купчино, проспект Просвещения - они все были разными. В какой-то момент я понял, что мне дома чего-то не хватает, поэтому решил выхватить это на улице. Так что я абсолютно дворовый чувак.

Лет в 9–10 я слушал группу «Кино» - не то чтобы это было мое, но я выучил все песни на всякий случай. А потом меня заинтересовали буги, хип-хоп, фанк, я начал учиться танцевать брейк-данс и скоро стал танцевать в одной питерской группе, у которой были очень стремные, как теперь понятно, тексты.

У меня была кассета, на одной стороне «Мальчишник», на другой - «Термоядерный джем». Все тексты я знал наизусть. У меня всегда так было - все, что мне нравилось, я учил и подпевал, сидя у магнитофона или у телевизора - как бы помогал подчитывать, такой бэк-вокал на диване. И вот мне было лет 11–12, мы с другом на пляже загорали, и он вдруг говорит: «Видишь, там чувачки - это «Термоядерный джем». И я так обрадовался, кинулся к ним... Говорю: «Вау, ребята, да я же все ваши тексты знаю наизусть, я готов у вас танцевать, я ваш фэн!» Они подумали-подумали и решили сделать вместе со мной некое подобие русского Kris Kross - это были два маленьких негритенка, которые носили джинсы задом наперед. Первая песня была «Ленинград», трек группы «Имя защищено», потом ее перепевали Bad Balance. Потом была еще «Дайте денег - мы подышим», еще какая-то и «Буду погибать молодым». И получилось очень круто: мелкий шкет зачитывает взрослыми словами тексты, которые не все взрослые поймут. Реакция была просто бешеная. Потом этой фишкой воспользовались Bad Balance, когда появился Децл.

Так выглядели концерты Мистера Малого в начале 90-х

К концу 9-го класса у меня образовалось много плохих оценок. И директор вызвала меня к себе. Говорит: короче, тема такая, там, где тебе двойки светят, я нарисую тройки, но ты должен мне пообещать, что ты получишь свой аттестат и в десятый класс уже не пойдешь. Я прикинул: у меня гастроли, концерты - окей, выписывайте аттестат. А летом передумал. Не знаю, откуда взялись эти мысли в моей голове, но я пошел в школу, написал заявление, что прошу принять в десятый. Меня вызывают, захожу к директору, а ее аж трясет. А я актер был очень крутой: когда меня припирали, я мог сделать все убедительно. И я ей говорю: «Я все понял, мне надо учиться, это важно!» И вот я честно хожу первую неделю в школу, а потом уезжаю плотно на гастроли и в школе почти не появляюсь. Как мне ставить четвертные оценки - непонятно. Я позвонил Игорю Селиверстову, который помогал нам развиваться, и в школу пришел человек в пиджаке с галстуком, который принес солидную бумагу. «Уважаемая, прошу вас оказать содействие ученику Андрею Цыганову, потому что он является частью очень перспективного музыкального проекта…» Короче, официальное письмо такое. Директор сильно подофигела и говорит: мол, можешь позаниматься с репетиторами, подогнать все хвосты. Но для меня этот путь показался очень сложным. И меня исключили.

В 1994 году было принято стратегическое решение - переехать в Москву. Это был реальный подъем и взлет, все было круто. Жизнь была - одна непрекращающаяся пати. Каждый день мы ходили в клубы, на вечерины и на тусы. В домашние сквоты, в арт-студии, в офисы коммерсантов, в офисы, отобранные у коммерсантов бандитами, в сауны, в загородные дома, постоянные концерты, сборные солянки - это была одна сплошная вечеринка, просто иногда мы спали и ели. Всегда и везде было так: «Посмотрите в списках Мистера Малого». - «Да-да, проходите, пожалуйста!» А если меня куда-то не пускали, значит, это была просто плохая вечеринка, и мы находили хорошую.

«Звездная болезнь бьет по головной мозг», - это все было. Началось с того, что возвращаешься из школы с портфельчиком, а из окон звучат твои треки - и это круто. А продолжилось тем, что куда бы ни пришел - везде тебе респект, везде тебе проставы, вообще все тебя рады видеть, платить нигде никогда не надо. Я был такой сын полка, мелкий, которого все по-отечески опекают. И тусовался с различнейшими людьми: танцоры, бандосы, звезды, олигархи. И я общался со всеми по-простому, как будто сто лет их знаю. Типа: «Эй, Малой, это Владимир Владимирович, он директор банка!» - «О, привет, Владимир Владимирович!» Да и зарабатывали мы прилично. Только я не понимал, что такое деньги. Деньги существовали для того, чтобы вечеринка не заканчивалась. Поэтому в конце 90-х я оказался в минусе. Ничего не купил и не накопил.

У меня всю жизнь так: есть мечты, которые кажутся мне неосуществимыми, и вдруг раз - и без особых усилий с моей стороны они вдруг сбываются. Вот сидел я, смотрел телевизор, а там «Мальчишник», «Кар-мэн», Мазай, «Полиция нравов», - и я думал: «Как круто, хотел бы я тоже с ними, чтобы меня тоже по телевизору показывали». Раз - и я уже с ними. Думал: «Блин, Наталья Ветлицкая - лучшая женщина в мире, просто идеал, вот бы с ней познакомиться!» Оп - и мы с Ветлицкой в обнимку стоим на сцене. Ну и приятно, когда у других мечты сбываются. Я был во Вьетнаме пару лет назад, давал там концерт. Подошел чувак со своей девушкой, говорит: «Малой, с 90-х годов не могу попасть на твой концерт!» Вот сбылась мечта у человека.

Титульный сингл с нового альбома Малого «Малимпиада»

Я попробовал вообще все, что можно было попробовать. И понял, что я зависимая личность. Но еще я понял, что, чтобы мне не погибнуть молодым, нужно прекратить употреблять любые вещества. И взял, скажем так, творческий отпуск. Сначала отдыхал, приходил в себя. А потом Мераб и Тенгиз (друзья и творческие партнеры Малого. - Прим. ред. ) придумали «Пьянству Бойс», начали писать альбом, и я к ним скоро присоединился. Это был интернет-проект, у которого не было ни одного концерта. Треки - только про окружающую действительность конца 90-х, все правдивые истории. «Синька-мурка», «А и Б сидели на игле» - все так и было. Потом мы записали альбом «Шлак-Дональдс». Сняли клип, сделали несколько хитовых треков. Это были уже немного другие темы. «Солнечному миру - да, да, да!Шляпочному взрыву - нет, нет, нет!» К тому же я стал работать, арт-директорствовал в клубах и ресторанах, фестивали какие-то организовывал, корпоративы… Потом ушел наш брат Мераб, погиб молодым. А четыре года назад Тенгиз уехал в Майами. Он и здесь-то был крутым, а там вообще. Скучаю по нему.

Однажды мы организовали довольно крутой проект - школу рифмы и ритма для детей из детских домов. Дети учились создавать ритмы, отличать ритмы и играть ритмами. Потом мы им рассказывали, как делать музыку, хип-хоп. Показывали драм-машину, и они сами делали биты. А потом под эти биты начитывали строчки из «АК-47», Ноггано и прочих - мы старались выбрать строки без мата. Мы хотели это переродить в проект «Хип-хоп-беби», чтобы это был большой детский хип-хоп-фестиваль, с граффити, с брейкдансом, чтобы они учились запиливать пластинки, чтобы клипы мы с ними сняли. Но со взрослыми из детских домов оказалось не так-то просто договориться.

Я не курю, не пью, не мурю больше десяти лет. Вегетарианство присутствует. Катаюсь на досках зимой и летом. Все без фанатизма и не потому, что это какой-то такой тренд, просто во всех действиях есть какие-то полезные свойства: физические, духовные, эмоциональные. Я стал больше путешествовать, увлекся йогой. Но у меня нет такого, как в фильмах про кунг-фу, где появляется чувак и говорит: «Учитель, возьми меня», - и чувак сидит десять дней у входа, и потом тот его берет. Мой учитель - это ноосфера, которая посылает мне через людей сигналы. Ищешь гуру? Тебе не нужен гуру. Ты - гуру.

«Малимпиада» - это про альтернативные спортивные дисциплины, которыми мы занимаемся всю жизнь: танцы, диджеинг, граффити, МС - плюс к этому бабсклеинг, керлинг в квартире, аренбиатлон - прикольные виды спорта. У нас получился очень жирный альбом. По-любому человек найдет два-три трека, которые будут ему по душе. Это сто процентов. Я говорю, конечно, про людей, которые являются нашей потенциальной целевой аудиторией. Либо тех, кто вырос на наших треках. Многие из них катают на бордах, многие стебаются словечками, многие тусуются по барам, многие фан-чуваки и креативные всякие - художники, поэты. В общем, люди, которые, как и я, любят движ-ж-ж-ж-ж.

Мне кажется, что по части позитива во мне ничего не изменилось. Я себя ощущаю таким же, каким был в 16–18. Может быть, лет в 70 я просто стану называть себя не Мистер Малой, а Мистер Малоу».

DJ Tengiz

«Кроме Малого у меня было много всякой работы. С 1999-го до 2004-го я работал с Сашей Толмацким как звукорежиссер и саундпродюсер; при мне писались Лигалайз, Децл, «Bad B. Альянс». Потом у меня были своя студия и магазин. А в 2010-м я поехал на очень серьезную музыкальную конференцию WMC в Майами, пообщался там с людьми и понял, что мой уровень лучше, чем у многих в Америке. Там, например, было несколько технических лекций по звукорежиссуре, и лектор рассказывал про единственный способ сделать голос ярче - и все прямо очень серьезно его слушали, записывали там что-то, а я сидел и думал: «О чем он вообще? Я точно знаю еще 2–3 альтернативных способа». И я решил сделать кардинально новое движение в своей жизни, получил рабочую визу, переехал в Майами и открыл здесь свою студию. Записываю черных ребят: J. Nics, Killah Priest, Dynas, парни из Wu-Tang Clan - такие у меня клиенты. С некоторыми я работаю вживую, с некоторыми - онлайн.

Вообще-то я Денис, но когда мы записывали «Пьянству Бойс», да и раньше, я читал много с грузинским акцентом, поэтому за мной в России закрепилось имя Тенгиз. Но мало кто из американцев может сказать Тенгиз, такая особенность языка - им сложно произнести И после Г. И они сами стали называть меня Тенджизом. А для черных на сленге в этом есть свой смысл: «тен» - «десять» и «джиз» - «тысяча». То есть десять тысяч, получается.

У меня есть параллельная история, своя. Я коллекционирую советский грув, соул, фанк, джаз. В России у меня ни с кем не получилось ничего хорошего записать, а здесь я свел биты, сделанные из советских семплов, с американскими а капелла - и получилось уже три альбома, которые нехило так срезонировали. У меня взяли интервью большие местные газеты, какие-то люди постоянно пишут на сайт, в твиттер. Сейчас у меня есть два подобных проекта наготове - продолжение этой серии.

В середине 2000-х Малой и его друзья записывались под именем «Пьянству Бойс», выглядело и звучало это вот так

С Малым мы на коннекте с 1992 года - как он появился, так мы с ним и находимся в постоянном процессе общения. Он вообще один из немногих людей, с которыми я общаюсь в России. В 2004-м сделали совместный альбом Малого и «Пьянству Бойс». Потом - альбом «На высоких берегах гламура», болванок 20 записали, но не получилось его выпустить. Во-первых, кризис какой-то начался, во-вторых, гламур стал неактуальной историей. Короче, «Малимпиада» - это первая лет за десять полноценная работа. И это не просто фристайл - что вижу, о том и пою. Нет, тут более концептуальный подход.

Я вообще стараюсь смотреть на тексты не плоско, а так, чтобы у них была другая сторона. Мне нравится, когда кажется, что это простая история, а на самом деле оказывается, что у нее есть изнанка. У нас никогда не было такого уж плоскача и прямолинейных лобовых текстов. А я еще всегда стараюсь изгальнуться - моя идея в том, чтобы сохранять дух «Пьянству Бойс». Уже без препаратов, но с концепцией. Например, песня «Сегодня встретил Эминема в гастрономе» полностью построена на расшифровке термина «свэг». Грубый перевод - «понты». В Америке это слово уже отходит; не само явление - потому что черные любят рисоваться, это их визитная карточка, - но само слово настолько затерто в Америке, что здесь считается уже моветоном его употреблять. Так вот, в «Свэг» каждая строчка будет расшифровкой, как когда мы в треке «Азбука» разъясняли: «А - это аптека, Б - это ботки, В - это вакцина, Г - головняки».

Сэмплер альбома «Малимпиада»

Еще есть песни про хип-хоп. Про то, что как бы хип-хоп умирает, что у него олдскул головного мозга, куча других болезней, и вот нужно что-то делать, чтобы его спасти. Там для этого есть персонаж Топтыжка, который читает: «Я Топтыжка, не Топчумба, хипа-хопа научумба». Есть песня про турецкого футболиста, которого зовут Абдула Дурак, а родился он в провинции Нигде. Это, кстати, реальный персонаж, и это же надо было, чтобы у человека так все в жизни совпало! В пяти-шести песнях я записал черную местную певицу Сэнди. Она в Майами-Бич довольно популярна, по клубам выступает. Сэнди русского языка вообще не знает, так что пришлось ей английскими буквами писать то, что ей нужно спеть по-русски. Чтобы она спела: «Адидас, три полоски», мне приходилось ей писать «tree poor lost key». И объяснять, что tree надо спеть с испанским акцентом.

В целом получился позитивный жизнеутверждающий альбом. «Пьянству Бойс» десять лет назад были локальной такой историей: просвет, мрачняк, препараты всякие, были друзья со своими, вот такими, как у нас в треках, заморочками - тогда это было актуально. А сейчас я этого не вижу, я в этом не варюсь. У меня совсем другая тема теперь».

Мистер Малой в детстве

Мистер Малой, а в детстве просто Андрей Цыганов, родился в Ленинграде. Воспитание Малого и его брата всецело лежало на плечах матери, ведь отец, служивший на подводной лодке, основное время проводил в рейде, а когда и возвращался на берег, детьми занимался немного.

Что больше всего запомнилось Андрею из детских лет, так это атмосфера, царившая в доме, отношения с соседями, когда в гости можно было зайти без приглашения, а вечера люди проводили, собравшись у черно-белого телевизора. Оказаться когда-нибудь на телевизионном экране – главная мечта мальчика, которая казалась тогда такой далекой. Другая мечта – встреча с Натальей Ветлицкой , казалась не менее несбыточной.

В 12 лет Мистер Малой впервые увлекся танцами. Инициатива записаться в студию исходила от брата, Андрей же отправился за компанию. Очень скоро он понял, какие направления ему интересны, и вслед за обретенным в танцевальной школе другом отправился учиться брейкденсу.

Несомненные природные способности позволяли Малому с легкостью усваивать новые движения. Постепенно он стал завсегдатаем танцевальных вечеров, проводившихся во Дворце Молодежи и ДК Ленсовета, а так как денег, чтобы оплатить вход у Андрея не было, он договорился с организаторами, что станет выходить на сцену, чтобы зажечь публику.

Здесь у Малого завязывались первые профессиональные знакомства. DJ Андрей Репников, работавший в ДК Ленсовета, ввел совсем юного Малого в свою компанию, познакомил с людьми, увлеченными современной музыкой и танцами.

Первые успехи Мистера Малого в музыке

Знакомства с представителями музыкального движения не прошло для Малого даром. С участниками проекта «Термоядерный Jam» Цыганова познакомил все тот же Андрей Репников. Тогда они казались звездами и небожителями.

Live Mister Maloy

Однако упускать такой шанс было нельзя. Мистер Малой предложил организовать совместную программу, где он будет делать то, что умеет лучше всего – танцевать. Положительный ответ не заставил себя ждать. И это был прорыв. Ничего подобного страна до сих пор не видела, и первое место на конкурсе «Поколение-94», проходившем в Москве парням за молодой и амбициозный проект «Mr.Малой» было обеспечено.

Единственным условием получения главного приза было подписание контракта с организатора, что оказалось категорически невозможным для молодых людей, тогда с вершины Олимпа пришлось потесниться, но и второе призовое место обеспечило группе солидный денежный куш и общественное признание. И вот пятнадцатилетний подросток стоит на сцене под софитами камер, а награду ему вручает сама Наталья Ветлицкая. Кажется, все мечты уже сбылись.

Однако 1995 год оказался не менее успешным. Молодой артист получил одобрение ключевых деятелей музыкальной индустрии и был назван «Лучшим артистом года». В тот же год вышел первый студийный альбом исполнителя «Буду пАгибать мАлодым», впоследствии неоднократно переиздававшийся. На пике славы

Мистер Малой - Буду пАгибать мАлодым ©1992

Слава, неожиданно свалившаяся на подростка, была приятна, но что с ней делать? До 9 класса Малой кое-как доучился, ведь основное время отнимала гастрольная деятельность, из 10 пришлось уйти. Несмотря на это жизнь его представляла собой один сплошной праздник. Клубы, развлечения, выпивка, наркотики.

О том, чтобы отложить какие-то сбережения или приобрести недвижимость Малой и не помышлял. Однако разгульный образ жизни затягивал, а наркотики уже не отпускали. Совсем недавно находившийся на пике популярности, к концу 90-х Мистер Малой остался без друзей, средств к существованию, а путь на сцену для него оказался закрыт. По признанию артиста, его не раз посещали суицидальные мысли.

Возвращение рэпера Мистера Малого на сцену

На некоторое время Мистер Малой выпал из поля зрения общественности. Какие только слухи не ходили о его судьбе, однако по прошествии короткого срока рэп-исполнитель вновь предстал перед публикой.

Лиговский проспект - здесь в клубе под названием Action должен пройти первый в России политический батл между депутатом от "Единой России" и депутатом Партии роста . Темная лестница на второй этаж, пара дверей, охрана, гардероб и зал: большое темное помещение, впереди видна сцена, где какие-то ребята читают рэп.

Идея привлекла многих, публика самая разношерстная - на улице ищет вход Константин Смирнов, бывший в прошлом созыве депутатом Законодательного собрания от КПРФ, внутри уже ждут начала молодые активисты из движения "Весна", помощники депутатов, несколько человек из петербургского УФАС, включая главу , работники Законодательного собрания - от сотрудников аппарата БФК до продавщиц в столовой. Тут коллеги Резника по Партии роста и , справоросс и единоросс . На вопрос "За кого болеете?", Коваль улыбается: "За Резника. Шутка. Я пришел посмотреть, как тут все будет".

Посмотреть и правда есть на что. Под бурные аплодисменты на сцену выходят Андрей Анохин и Максим Резник, назвавший себя МС "Обнял". Его псевдоним стал отсылкой к его аресту в июле этого года: 10 суток ареста парламентарий получил за то, что на митинге "хватал за шею" полковника Росгвардии.

Оба готовились к батлу серьезно. Когда делегация петербургского Законодательного собрания улетела в Баку, Андрей Анохин хвастался, что трое суток сидел в лобби отеля "Астория" и писал текст. Резник, по его словам, готовился везде: "В самолете, дома, в дороге, в баре". И несмотря на это, все равно перед началом почти всем казалось, что на батле будет стыдно за политиков. Все-таки взрослые люди, но изгаляются на сцене, а ведь рэп в России - это исключительно молодежная субкультура.

Однако это ощущение пропало после первых же заходов участников.

"Я тебе бросил перчатку, ведь ладошки леденеют.

Не готов ты слышать правду, но я все же разумею,

Что за фрукт ты, Максим, в этой яблочной корзинке.

Разложу я все по стопкам, будто в карточной косынке.

Разные маски надеты на вас:

Кто либерал тут, а кто Пеннивайз.

Школьник не видит личины под маской,

В причинах копаться нет времени - пас!

Ты не на политарене, ты на цирковой,

Декорации поставил и как дайвер с головой

Закопался в роль, хотя фактов - ноль, ты нам не де Голль,

Что ты дал этой стране, кроме взяток, тролль?

Твоя партия -"Яблоко" - яблоко раздора,

Вы реформы 90-х взяли с ящика Пандоры.

Так вы любите страну, разобрав ее казну

По карманам, шарлатаны, мастера показух", - нападал Анохин.

"Говоришь, в бороде иней?

Ты от страха синий?

В бороде не иней - капуста!

С аргументами - не густо!

В голове пусто

Лишь один рулон ваты

Далеко под черепом спрятан.

Смотрите, МС Анохин

Наморщинил мозга крохи

И сформулировал суть эпохи:

"В эту трудную годину

Мы все должны сплотиться и жрать резину

Только отечественного производства

Самая вкусная - у "Лады Калины".

На ней ездил Путин. Она со вкусом малины", - парировал Резник.

Звучало все это на удивление очень бодро. "Рэперы" быстро вошли во вкус, зрители на панчи реагировали криками, аплодисментами и улюлюканьем. Местами выглядело не хуже противостояния Oxxximirona с Гнойным.

"Очень круто получается. Уже вышло огонь. Такой ажиотаж. Они поймали волну хайпа, молодежного движа", - рассуждали члены жюри в курилке в перерыве. В судьи пригласили рэперов из клуба - чтобы оценки были неангажированными. Впрочем, один из них демонстративно вышел в футболке с президентом.

Два политических МС, конечно, иногда сбиваются, забывают текст, но все равно стараются и за них не стыдно. "Смотрю онлайн. Мой мир никогда не будет прежним. Но как же им прилетит потом", - присылает sms товарищ. И он прав: в панчах вспоминают недобрыми словами , обсуждают "Матильду", говорят о коррупции, передаче Исаакия, ругают губернатора. При этом все это показывает в прямом эфире один из городских каналов. С каждым раундом (всего их было пять) поединок все больше напоминал настоящие дебаты. Такие, которых ни в Петербурге, ни в России вообще не было уже очень много лет. И это, пожалуй, лучшее достоинство формата батла.

"Резнику проще. У него обвинительная позиция. Ругать всегда проще, - комментирует Константин Смирнов. - Но я все равно в восторге". Оксана Дмитриева, напротив, говорит, что Анохину не хватает аргументов.

Но все зрители сходятся в одном - событие достойно внимания. Правда, работники аппарата Законодательного собрания вполголоса прикидывают, какие санкции за это шоу получат оба политика. Говорят, что спикер парламента был недоволен самим фактом проведения батла, так как это-де превращает Мариинский дворец в "клоунаду".

Пять раундов с небольшими перерывами пролетают быстро, хотя все длилось почти 2 часа. Жюри, которое еще перед началом шоу говорило, что поддерживает Путина и идеологически им будет трудно судить Максима Резника, единогласно отдает ему победу. Надо отметить, что Андрей Анохин воспринял поражение достойно, заявив, что будет изучать текст соперника, чтобы понять, чем он привлек людей, и будет это использовать для продвижения идей "Единой России" среди молодежи.

Закончилось все массовыми селфи с участниками, которые спустились со сцены настоящими рок-звездами. "А где видео можно достать? Я хочу родителям показать, жене. Это ж историческое событие", - пристает к журналистам какой-то парень в модной кепке, но не успевает получить ответ, потому что его оттесняют две девушки, прорывающиеся сделать фото с депутатами.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Новое на сайте

>

Самое популярное