Домой Заготовки на зиму Войти в игру фордж оф империал. Онлайн игра Forge of Empires (FoE) на русском языке. Юниты в игре Forge of Empires

Войти в игру фордж оф империал. Онлайн игра Forge of Empires (FoE) на русском языке. Юниты в игре Forge of Empires

FORGE OF EMPIRES - ОКНО В ОНЛАЙН БУДУЩЕЕ
Если Петр I прорубил окно в Европу, то про разработчиков игры Forge of Empires можно сказать, что они прорубил окно в будущее онлайн игр. Среди онлайн стратегий Forge of Empires занимает особое место, также как и в ряду прошлых проектов выпустившей ее студии InnoGames . Напомним, что ее творческом багаже и популярный, совсем еще новый Grepolis , и более старые, но хорошо известные и до сих пор прочно удерживающие свое место в интернете " Война Племен" и The West (Дикий Запад).
Казалось бы, после Grepolis можно ждать какую-нибудь аналогичную игру, только на другую тематику. И вдруг, отметая все свои старые наработки, InnoGames идет ва банк. Е е Forge of Empires (Кузница Империй), которая только в 2013 г. сменила статус с "бета" на рабочий режим, игра совершенно нового типа.
Хотя чисто по жанру ее новой новой не назовешь. Можно было бы ограничиться простенькой репликой: перед нами градостроительный симулятор с военным элементом и сменой эпох.
Но сказать так, значит ничего не сказать.
Разработчики сломали все шаблоны, привычные в мире онлайн игр, суть которых в том,
чтобыв броузерных стратегиях все было облегченное и все по минимуму: графика, строительство, война.
В Forge of Empares все наоборот, все - по максимуму.
Начнем с графики. Н азовем Forge of Empaires самой красивой онлайн игрой сегодняшнего дня и не ошибемся. Хотя налоги есть - тоже новейшие в этом жанре Settlers онлайни, пожалуй,
Age of Empires онлайн. И все таки творение InnoGames идет на шаг вперед. Она трехмерна.
Она анимирована. Она - живая!

Вот так и начинаем - с каменного топора и с боевой подругой за спиной

ВАШ ГОРОД В FORGE OF EMPIRES
Подобно большинству стратегий, в Forge of Empires у вас будет три основных занятия: строительство, наука и война. Строительство развитие и постоянная перепланировка города - главная задача игры.
Наука движется сама почти по себе, а война дело второстепенное. Можно вообще даже не воевать. Заметьте - я сказал можно, но не нужно. Потому что воевать здесь интересно, а сама война - по своему красивая, как все в этой игре. К тому же, все говорит за то, что разработчики рассматривают свой проект не как нечто законченное, а напротив, нечто еще далеко не законченное, и какой будет война в следующих версиях Forge of Empires никто не берется сказать.
Однако все же игра более мирная, нежели военная, что определяет участие большого числа представительниц прекрасного пола среди игроков.
Наш градостроительный симулятор под названием Forge of Empires развивается не только в пространстве, но и во времени. Свой первый поселок мы строим еще в пещерные времена. Затем, изучая науки, которые открывают новые здания, переходим в Бронзовый, Железный век и Античность, потом несколько этапов Средневековья, затем - Колониальный Период и Индустриальный. А к моменту этого обзора добавили еще одну - Эпоха Прогрессивизма (проще бы назвать - "век пара и электричества") с его танками, дирижаблями, нарезным оружием и прочими продуктами передового капитализма.
Основное здание в вашем городе - Ратуша. Все остальные, кроме декоративных, должны соединяться с ней дорогами, как в Settlers.
Ратуша и пара других мелких построек, дана изначально. При переходе в новый век она меняет и свой облик. Если в пещерное время - это большая хижина вождя, то в античности - Акрополь, в Средневековье - замок и так далее. Прочие же здания такой способностью не обладают - их надо сносить и строить новые, более передовые.
Для населения, понятное дело, нужны дома. В Forge of Empires они двух типов. Различают их не только по внешнему виду, но и по доходности. Ведь домики - это не только население, но и налоги. Один тип домиков позволяет собирать налоги каждый час (кликаем на каждый домик вручную - только так), другие - один раз за несколько часов или вообще - один раз в сутки.
Какой тип домиков строить, зависит от того, насколько часто вы решили бывать в игре. Если вы постоянно "висите" в интернете, то лучше строить домики с почасовым сбором налогов. Обычно это разные виллы, особняки, домики для богатых. Если вы заходите в Forge of Empires пару раз в день, то лучше строить "доходные" дома: трущобы, многэтажки, рабочие кварталы. С них налоги берутся раз в день и в сумме денег они приносят меньше. Однако численность населения благодаря им больше, что иногда важно, если вы хотите много воевать и строить больше военных объектов, которые очень прожорливы по отношению к людским ресурсам.
Повторимся, домики дают ваш основной базовый ресурс - деньги. Занимают они всегда 4 клетки, независимо от типа, и "созревают" сами в назначенный срок.
Другой необходимый ресурс, "производство", представленное количеством вырабатываемых "молоточков". Различных производств в Forge of Empires великое множество. Они могут занимать довольно большие участки драгоценной территории и, в отличие от зданий, их производство можно регулировать, устанавливая срок "сбора" молоточков от 5 минут, до 2-х суток. Сделано это опять же из расчета, что игроки разные, одни могут бывать в своем городе чаще, другие в лучшем случае раз в день, после работы.
И если домики статичны (без анимации), разве что дымки вьются иногда из крыш, то каждое производство анимировано, оно живет и живет очень артистично. Лесопилка пилит бревна, на ферме крестьяне косят пшеницу, на табачной плантации копошатся рабы, в булочной пекарь суетиться у печи - и так в каждом производственном здании обязательно показано, как работает мастер, а иногда их несколько. Для броузерных игр это просто нечто не мыслимое. Такое принято только в обычных PC играх, на "железе". И ничего, от Forge of Empires броузер не проседает и не лопается.
И что просто поражает, как разработчики смогли найти и воссоздать, конечно же в базовых анимационных элементах, здания различных древних производств: тут и стекольные мануфактуры, и бондарни, и пивоварни, и часовые мастерские. Благодаря всему этому разнообразию ваш город в Forge of Epire выглядит не мертвой картой с разбросанными строениями, а 3D шедевром анимированной компьютерной графики. Жаль, количество пешеходов на улицах чисто символическое - но, наверное, еще и уличную тусовку броузер просто не выдержит.
И домики, и производства могут работать вдвое продуктивнее, если ваш сосед заглянул к вам в город и поставил "звездочку" на одно из этих строений. По правилам игры это называется "облагородить" здание, но сами игроки называют процесс "бафом" ("бафать!")
С каждой эпохой средств, чтобы возвести новое здание, нужно больше и больше, как золота,
так и "молоточков". Поэтому старые постройки приходиться ломать, возводя на их месте новые, более производительные. При сносе устарелых зданий игра относится к вам довольно демократично, возвращая часть средств, что, вообще-то, редкость для подобного рода игр.

Сначала конечно строимся в поте лица



РАЗВИТИЕ В FORGE OF EMPIRES

Но это еще не все. Производственные здания в свою очередь делятся на 2 типа.
Первые, это те, что дают уже знакомые "молоточки". И, кстати, их нельзя менять на деньги и наоборот, что откровенно говоря было бы не плохо.
Вторые производственные здания дают товары: мрамор, смолу, железо, стекло и все такое прочее. В высоких эпохах это уже будет порох, резина, разные промышленные изделия.
Одно такое производство дает в сутки 4 единицы товара, а в случае, если на вашей территории есть месторождение соответствующего сырья (оно открывается на стратегической карте) - 20 единиц.
Товары нужны главным образом на открытие очередной технологии.
Пример: для получения доступа к технологии "Дома с мансардной кровлей" (Колониальный период), помимо значительного числа молотков и монеток, понадобиться еще и 100 базальта. Для технологии "Артиллерийское орудие" - 60 единиц пороха.
Все эти товары очень недешевы. Здания, производящие молоточки не требуют для работы ресурсы, они сами их производят. А вот сырьевые производства - требуют, денег и "молоточков", чтобы цикл производства начался.
Строительство всех зданий в Forge of Empires занимает много времени: в среднем 8- 10 часов, а то и больше. Только на раннем этапе, который можно рассматривать как ознакомительный, все строиться быстро и дешево. Но чем дальше, тем дороже и дольше.
И еще один ресурс вам понадобиться, чтобы подняться от пещерного костра к сверкающим вершинам цивилизации. Это очки. Очки - ресурс совершенно особый.
Его нельзя получить никакими строениями. Главным образом они набегают сами.
За один час - дается одно очко. В сутки можно "заработать" 24 очка.
Очки служат для изучения наук. В этом Forge of Empires полностью копирует "Цивилизацию", разве что ее дерево технологий куда длиннее, ветвистее и дольше изучается. И количество переходных эпох больше, одно Средневековье имеет три периода. На первых этапах такие науки, как колесо, земледелие, деревообработка и прочие примитивы, исследуются очень быстро, на исследование одной такого знания нужно 3- 5 очков. За пару часов вы покидаете пещерный век, а за несколько дней проходите бронзовый.
Но дальше сложнее. Очков на науки требуется все больше.
В колониальную эпоху и более поздние на одну науку уйдет уже по 50 - 70, а то и 100 очков. Каждая эпоха в среднем включает 20 технологий. Вот и прикиньте, что на освоение любой поздней эпохи уйдет от месяца до 40 дней. Возьмите калькулятор и проверьте.Получается,
что очки - это время. Вы в прямом смысле этого слова проживаете свои эпохи, постоянно строясь, перестраиваясь, расширяя свой город и медленно, но неуклонно двигаясь из прошлого в будущее.
Единственный путь ускорить процесс развития (кроме, конечно, вложения донатов, о чем отдельно поговорим ниже), это покупать очки. Это можно сделать за обычное игровое золото, получаемое с домиков (можно и за донаты, но это отдельная песня). Первое очко довольно дешевое, всего 250 монеток, но уже каждое следующее будет стоить на 50 золотых дороже. Потом уже счет пойдет на тысячи и даже по десятку тысяч и более за очко. Словом, рывок вперед возможен, но большого китайского скачка не получиться. Золота не хватит.

Все понятно? Не слишком сложно? Да игра Forge of Empires не простая, но и не сложная. Производственных цепочек, как в Settlers тут нет. Это относиться и к найму войск. Не нужно производить копья или ружья - просто строим казармы, а в них нанимаем войска. Экономическая схема очень проста. Попробуем повторить все выше сказанное, но двумя строчками.
Молоточки + монетки - дают сырье. Сырье + очки - дают технологии.
Чтобы строить сырьевые фабрики и мануфактуры, нужно сначала простроить
дома (трудовые ресурсы и деньги), а также производственные здания, которые дают молотки. Вот и все.
Стоп. Нет. Не все. Наберитесь терпения. Есть еще и Великие Строения (или Чудеса Света).
У каждой эпохи есть свои Великие Строения (далее для краткости - ВС): Вавилонская башня, Ахенский Собор, Церковь Св. Марка, замок Кастель дель Монте - много разных.
Из наших, национальных - Собор Василия Блаженного (он же - Кремль).
Большинство этих зданий, кроме маленького Зевса, занимают изрядный кусок драгоценной городской территории, однако дают очень сильные бонусы: увеличение сбора налогов, или резкий прирост уровня довольства - у каждого ВС свой бонус.
Построить их сразу нельзя. Сначала надо собрать чертежи. По кусочкам. Процесс, надо заметить, достаточно увлекательный, как, впрочем, и игра в целом. Чертежи добываются двумя способами: "бафом"на любое здание, соответствующее эпохе выбранного ВС (дом, производство) или - грабеж этого здания. Для этого надо разбить войска, защищающие город,
и тогда станет доступна опция грабежа.
Вот так мы и строим свой город: ставим домики, производство, движем науку.
Однако надо заметить, что площадь застройки лимитирована, разбита на квадратики. Но эти квадратики тоже надо еще заполучить. По одному. В каждой эпохе есть технологии, позволяющие прирастить несколько квадратиков для застройки.
Их еще надо купить - за золото (или донаты).
Другой способ получить новый квадратик - набрать побольше медалей.
Медали, в остальном, казалось бы бесполезные, получают двумя путями - участвуя в возведении Великих Строений (чужих, не своих) или, побеждая в боях.
И тут мы подходим к другой важной составляющей Forge of Empires . Ведь это не только градостроительный симулятор, но и стратегия, а значит тут можно воевать.

Вот такие здания тут строим, и многие другие

ВОЙНА В FORGE OF EMPIRES
Война в Forge of Empires самая загадочная ее часть. Объяснить почему она именно такая, а никакая другая можно только тем, что игра еще находиться в состоянии развития, так что разработчики похоже сами не знают, какой она будет через пару лет и какая там будет война.
В настоящее время война здесь не имеет целью захвата территории соседа (а жаль!).
Есть стратегическая карта, но городов игроков на ней нет. Карта предназначена для квестов, она очень большая, с множеством районов, и, даже есть материки. Начинаете вы в Европе, а с достижением эры колониализма, можете плыть в Америку и воевать там, отвоевывая новые регионы.
Разберемся сначала с этими картами. Населены она разными враждебными баронами и королями (ИИ) и в начале игры они скрыты туманом войны. Воюя с ними, вы постепенно открываете части карты. За завоевание каждого кусочка вражеской территории вас ждут небольшие награды. В основном "молоточки" или монетки. На высоких уровнях можно получить немного бриллиантов (донатов).
Но главное - не эти трофеи. А месторождения, которые есть на отвоеванных участках.
Это самое важное в вашем стратегическом квесте.
Чтобы воевать, ясный пень, нужна армия. Для армии нужны свои постройки: казармы, стрельбища, конюшни, а для тяжелой техники - мастерские метательных орудий иди литейные для пушек. Они дорогие и на их обслуживание нужно много людей (домиков).
Из эпохи в эпоху юниты меняются: примитивных копейщиков сменяют легионеры и лучники, их в свою очередь - рыцари, арбалетчики, феодальная пехота.
Ну а затем по возрастающей: требушеты, бомбарды, первые пушки, мушкетеры.
С эрой Прогрессивизма, последней доступной на момент обзора, приходят броневики и первые танки, полевая артиллерия и пехотинцы с винтовкой. Пушки обретают способность окапываться от огня с дальних дистанций - тоже новшество, что говорит о еще не реализованном потенциале игры.
Армия представлена всеми родами войск, кроме авиации, которая возможно появиться в будущем. Правда, не понятно, как она будет реализована.
А пока ваше войско будет состоять из пехоты, кавалерии, стрелков и дальнобойных юнитов. Причем, пехота делиться в свою очередь на два вида: легкую (бонус против кавалерии и стрелков), и тяжелую (бонусы против легкой пехоты и устойчивость против огня дальнобойных видов оружия: баллист, требушетов, бомбард и т.п.).
Есть довольно интересные решения, которые ранее не встречались в стратегических играх. Есть юниты, вроде рейнджеров и егерей, обладающие способностью "прятаться" в лесу.
В такой позиции он не доступен для поражения артиллерией или обычными стрелковыми юнитами, они их "не видят".
Прокачки юнитов в игре нет. Однако есть здания, Великие Строения, влияющие на силу юнитов в бою. Это, в частности, Зевс, Ахенский Собор, Кремль, Кастель дель Монте есть и другие. Вот их можно апгрейдить, вплоть до 10 уровней. Если сумеете поднять военный ВС до 10 уровня, то сила атаки-защиты юнитов в бою возрастет вдвое!
Графика юнитов, как и вся в игре, великолепная, особенно когда речь о юнитах крупных (кавалерия, пушки, танки). Пехота и лучники чуть похуже, поскольку поменьше и не очень то такую мелкоту прорисуешь. Но, еще раз повторимся, что на сегодня это одна из немногихброузерных стратегий с живой, анимированной армией.
Как и все в игре, "почти без изъянов", так и в армии в Forge of Empires есть свои тараканы. Некоторые юниты словно притянуты за уши к тому или иному историческому периоду. Например, гренадеры колониального периода похоже не столько на солдат, сколько на дворецких, тольстенькие, и почему-то в шляпах с перышком.
При исследовании войск быстрого реагирования, получаешь драгун. На иконке они - с кремневым пистолетом. И это логично и исторично. А в бою наш драгун - обычной быстрый юнит с холодным оружием, бьет палашом.
Требушет - просто чудо 3D графики и анимации. Но о пушках такого не скажешь.
Только орудие индустриального периода (времена войны Синих и Серых) безупречно. Красота, да и только. Что касается пушек более ранних эпох, бомбарда и полевое орудие, то обе они скорее мультяшные, чем "взаправдашние". При том, что подавляющее большинство войск здесь своим внешним видом тяготеет именно к исторически точным военным миниатюрам. Особенно хорошая кавалерия рыцарских времен, в своих сверкающих доспехах.

Но эти мелочи не затмевают собой очарования армии в Forge of Empires. Игры, которая может похвастаться таким обилием живых юнитов и батальной анимации, повторимся, на данный момент просто нет. Толькосетевые Age of Empires и Setllers online решились сделать боевку живой и эффектной, отойдя от общепринятой в интернет- стратегиях тактики воевать по принципу "крестики- нолики + калькулятор". Но в Forge of Empires выбор юнитов намного богаче. Ведь тут несколько эпох и у каждой своя армия.
Сами бои проходят на тактических картах, разбитых по старинке, на квадратики. Вернее - гексы, шестиугольники. Наборы карт достаточно разнообразные, ландшафт тоже имеет значение. Стрелковые юниты наносят больший урон, находясь на холмах или склонах гор, болота замедляют движение и т.п.
В начале боя войск располагаются на противоположных краях карты (автоматически). Юнитов всегда 8 ваших против 8 противника. Вы можете комбинировать состав армии перед боем, а непосредственно в бою каждый юнит под вашим управлением.
Интересный вопрос - с кем мы воюем?
Есть два вида противников. Первые, это ИИ бароны и короли, против которых мы сражаемся, чтобы захватить стратегическую карту - о них говорились выше. Другие - это ваши соседи по серверу. Серверов несколько и периодически состав соседей меняется, обычно сильным, продвинувшимся вперед игрокам, прибавляют таких же крепких, для баланса.
К сожалению, PVP бои до сих пор не введены. Ваш противник, всегда ИИ. В какой то мере это объяснимо тем, что для PVP нужно чтобы оба игрока одновременно находились он-лайн.
Напав на соседа вы должны полностью истребить его армию. ИИ не отступает, однако вы при неудачном раскладе можете отвести свои войска.
Тут есть интересный момент - армия ИИ (ваши или соседа), защищающая город, хотя и погибает до последнего на поле боя, но в своих казармах тотчас восстанавливается.
Как бы это объяснить получше: реальные потери несет только атакующая армия.
Обороняющаяся не несет потерь - после гибели обороняющейся армии в казармах владельца защищавшегося города ни один юнит не пропадает.
Сделано это полагаю потому, что в день на вас могут напасть раз 20. А юниты дороги. Строятся они по 2 а на поздних эпохах все 4 часа. В этом случае вы вообще останетесь без армии и будете не способны защищаться.
Но как бы то ни было, а в случае победы вам откроется доступ в город противника, где вы сможете ограбить на выбор любое из зданий, забрав себе золото, "молоточки" или ресурсы. Иногда при ограблении здания вам посчастливиться еще и найти часть чертежа для великого строения.
За победы начисляются медали, что особенно важно. Набрав определенное число медалей, вы сможете купить себе на них участок новой территории для своего города.
Вот такая она война, в Forge of Empires. Обобщим ее цели:
1. Прохождение (захват стратегической карты), что дает награды в виде ресурсов, а, главное, месторождений для ваших сырьевых производств.
2. Грабим соседей, забирая ресурсы и собирая чертежи для ВС.
3. Выполнение обязательных игровых квестов.
Летом 2013 года разработчики сделали сильный апгрейд - добавили целую эпоху а также новую стратегическую карту для завоевания. Но не только. Попав в Америку, вы обнаруживаете, что тут как раз идет гражданская война в США: "синие" против "серых". В отличие от войны в Европе, тут у вас появляется выбор. Вы можете встать на сторону либо Конфедерации, либо США, что определит и ваше продвижение по карте Американского континента и ваших противников.
И последнее, что касается войны. Как в тот момент, когда пишется этот обзор, на сайте
Forge of Empires было объявлено, что планируется введение совершенно нового военного элемента - войны между гильдиями. Как это будет реализовано, не известно, и этот раздел обзора нам еще предстоит дополнить.
А пока пришло время пояснить, что такое гильдии.

ГИЛЬДИИ В FORGE OF EMPIRES . ЗАЧЕМ ОНИ?
В большинстве онлайн-стратегий игроки объединяются в альянсы, которые и воюют между собой. Одинокий игрок обречен на поражение - обычно у него забирают город и тем самым выбивают из игры. В Forge of Empires все не так. Альянсов тут нет. Есть Гильдии. Само слово "гильдия" говорит о том, что это некое торговое товарищество. Именно так. Практически все игроки в Forge of Empires объединены в гильдии. Мы говорим "практически все", потому что есть энтузиасты, упорно играющие в одиночку, вплоть до высоких времен.
И правда, город у вас отобрать не смогут, ну ограбят пару построек. Зачем мне тогда Гильдия? Нужна! Совет - если вы начали играть в Forge of Empires , игра понравилась и вы решили в ней остаться, то первым делом ищите себе гильдию, пусть и захудалую, всего из нескольких игроков. А лучше крупную.
Преимущества Гилдии прежде всего в льготной торговле на рынке. О рынке мы не говорили, так что скажем пару слов. Рынок он и есть рынок. Вы там покупаете и продаете свои товары, чтобы набрать недостающее сырье для исследования новых технологий и строительства ВС. Без рынка в этой игре никуда. Вы будете бегать туда постоянно: то одно нужно, то другое.
Если вы не в гильдии, то на рынке вам будут доступны только товары соседей, то есть, тех,
кто оказался с вами на одном сервере. И каждая сделка, заметьте - каждая, требует затраты одного очка. А очки, как мы писали выше, самое ценное что есть в игре - на них исследуются технологии. Разбазаривая очки на рынке, вы отстаете в главном - в развитии наук и будете как улитка перебираться из эпохи в эпоху.
В гильдии же сделки с согильдийцами (так они называются - согильдийцы, партнеры по гильдии) сделки совершаются без затраты очков. Более того, вам помогут более развитые игроки, охотно сбывая товары прошлых эпох, которые им уже практически не нужны. Во всех Гильдиях также заведено правило, обязательный ежедневный "баф" согильдийцами друг друга.
В Forge of Empires , напомним, есть опция - вам дана возможность раз в день "облагородить" любую постройку в любом городе у соседа или согильдийца. То есть, поставить ему "звездочку". Тогда это строение будет работать вдвое продуктивнее. И следовательно у вас всего будет больше - счастья, денег, молоточков. Исключение - производства, дающие ресурсы: металлы, руду, стекло и проч. Их нельзя "облагораживать". Однако и в этом плане состоять в Гильдии выгодно - члены гильдии договариваются, кто какой товар будет производить.
И строят только те производства, на которые есть месторождения. А потом меняются этими товарами. Выгодна двойная. Не надо тупо строить все сырьевые здания и место освобождается, и ресурсов огромная экономия.
Вот и получается, что Гильдия - очень важна. Вступать в нее нужно чем раньше, тем лучше.

ДОНАТЫ В FORGE OF EMPIRES .
ЗА ЧТО ПЛАТИМ ИЛИ НЕ ПЛАТИМ!?
В онлайн-играх тема донатов - наипервейшая. Собственно все онлайн игры это - коммерческие проекты. Впрочем, достаточно подробно писал об этом в своей вводной статье к настоящему разделу и повторять азбучные истины не стану. Посмотрим, как реализована система донатов в Forge of Empires (тут они называются "бриллианты"). Сразу скажу - очень демократично. Пожалуй, более демократично, чем в любой стратегической онлайн игре. Здесь можно успешно вообще играть без вложения каких либо наличных денег. На вашем продвижении в будущее
это почти не скажется, разве что на рейтинге.
Самое приятное, что в Forge of Empires вам не навязывают никаких советников (военных, экономических и т.п.), этих неизменных грабителей вашего кошелька. Например, в Grepolis , которую создала та же студия InnoGames и она же разработала и Forge of Empires , без советников просто не обойтись. Без советников все ваши показатели на 20% ниже.
А в Forge of Empires их нет! Нет и все. Все зависит от количества зданий и величины территории. Чем она больше, тем больше зданий и "молотков".
За что же мы тогда должны платить? В принципе ни за что, если хотим просто играть, а не гнаться за рейтингом. Войска у всех одинаковые и никак не привязаны к донатам, как и сами бои. Уже одно это избавляет от необходимости тратить реальные деньги, чтобы ваши юниты сражались лучше.
Экономика...
Вот тут донаты играют роль. За деньги можно купить различные особые здания, как производственные, так и жилые. Покупные производственные постройки (мельница, булочная, мастерская портного и другие) приносят вдвое, а то и в трое больше "молоточков", чем добывающие постройки текущей эпохи.
Донатные жилые здания (а это только домики) дают больше золота и населения.
И то, и другое важно. С ними вы будет развиваться быстрее, но не принципиально.
Потому что все равно остается тормоз - это скорость изучения технологий, а она измеряется по принципу: 1 очко - один час. Да, и тут можно сделать рывок за бриллианты, исследовать науку "в один клик". Только плати. Но цены получаться просто бешеные. Купить науку поздней эпохи, например, обойдется в 3000 - 4000 бриллиантов (1000 и более рублей). А в одной эпохе не менее 20 технологий. Посчитаейте, сколько нужно заплатить, чтобы сделать такой научный скачок. Никто такого себе не может позволить, разве что сынок какого-нибудь миллионера. Но они играют в другие игры.
Так что науки за бриллианты никто не покупает, только строения.
В можете задать простой вопрос: а кто же тогда и почему все же тратит донаты? Надо сказать, что Forge of Empires - очень богатая игра, она даже выступила спонсором популярного на родине разработчиков телесериала.
Объясню. Это наверное единственная игра, где реальные деньги платят в том числе за... ...красоту! Предлагаемые бонусные здания настолько красивы, что хочется видеть их в своем королевстве. А пока не построишь - не увидишь, в меню доступных зданий оно представлено лишь схематичной иконкой. Ну а в городе предстает во всем своем 3D великолепии.
Платят, конечно, не только за красоту. Есть один момент, который однозначно требует вложения денег. Зачастую очень небольших. Но и тут можно не вкладывать, о чем чуть ниже.
Итак, когда платить действительно надо и придется, это при возведении великих строений. Сбор чертежей для них - занятие долгое и трудное, требует большого усердия. Ведь чертежи выпадают когда ты грабишь здание другого игрока или, наоборот, если это друг - ставишь ему "звездочку", делаешь "баф". Выпадает то часть крыши, то кусочек фундамента, то просто пустой "уголок" чертежа, где ничего нет - но без него чертеж не полный. Очень часто при всем рвении игрока весь чертеж собрать не получается, хот ты тресни. Бывает, что уже по два три раза одни и те же куски собрал, идут повторы, а одного-двух заветных все нет и нет.
А соседи, глядишь, уже то Александрийский Маяк поставили, то Вавилонскую башню, или другое чудо.
Вот тогда плюешь на все и покупаешь за реальные рубли немного бриллиантов и с их чудодейственной помощью покупаешь эти самые "потерянные" кусочки чертежа.
Один такой кусочек стоит всегда, не зависимо от эпохи, 200 бриллиантов (примерно100 - 150 рублей). Далее - само великое строение не появляется сразу. Сначала нужно собрать очень много различных ресурсов (чем выше эпоха, тем больше и дороже). Процесс опять таки требующий времени и усердия. Не день и не два уйдет. Но можно... Правильно, угадали, докупить недостающее за волшебные бриллианты - и начинайте возводить свое Чудо.
Но выше мы утверждали что и без этих вложений можно обойтись.
Да. Верно. Если вообще... не строить ВС. Положим, они дают различные бонусы, но, во первых, и места на карте занимают не мало, а во вторых те же бонусы можно получить за счет обычных не донатных зданий. К примеру, собор Парижской Богоматери занимает 24 клетки (6х4) и дает 1100 счастья. Это, конечно, хорошо. Однако 2 здания торговой компании (колониальный период), построенные за обычные молоточки и монетки, занимают 3х4 клетки каждая и в сумме те же 24 ,что и Собор, и обе вместе дают 1800 счастья. Если же они еще и "облагорожены" звездочками то эти же два здания дадут 3600 счастья.
Выходит, и без собора Парижской Богоматери и других ВС можно обойтись. Как видите, в принципе - "да", но все их все равно строят. И вы будете, если начнете играть.

СОВЕТЫ КАК И КОГДА ПЛАТИТЬ В FORGE OF EMPIRES
Итак, подведем, как говорят в бухгалтерии баланс. Forge of Empire можно без всяких проблем играть, вообще не используя донаты. Однако...
Позволю себе из собственного опыта дать несколько советов по этим самым донатам.
Первое, если игра вас захватила, настройтесь, что платить все же придется.Не много, но будете. Сами захотите в определенный момент. Но не спешите вкладывать реальные деньги в первое же понравившееся вам здание. Их много уже на первом уровне. Соблазн, как говориться велик. Уже в бронзовой эпохе, первой ступени вашего развития, доступен, в частности древний театр. Счастья он дает много, однако быстро устаревает, так же как и Колизей, в Античную эпоху. Уже при переходе в Средневековье, они выглядят довольно несуразно по отношению к другим зданиям. Хочется их снести. К тому же к тому времени появятся бесплатные аналоги, которые и площади занимают меньше.
Но жалко же...
Так и будут красоваться эти пережитки прошлых веков в вашем, постоянно устремленном в будущее чудо-городе. Хотя рано или поздно они начнут вас бесить и вы со злостью обратите их в пыль. В отличие от сноса обычных зданий, которые при ликвидации возвращают вам приличную часть ресурсов, до 1/5 , при уничтожении платных зданий вам не возвращается не копейки.
Отсюда совет - приберегите денежки до более высоких веков. Например, до Позднего Средневековья и Колониальный эпохи. Их здания в современном городе вполне могут вписаться в ансамбль как памятники старины. А бонус их и в современности будет достаточно существенным. Да и прохождение первых эпох вплоть до середины Средневековья, достаточно быстрое и легкое. Не торопитесь на этом этапе с донатами.
Следующий совет. Не спешите покупать недостающие чертежи Великих Строений ранних эпох. Их строят все кому не лень, у всех одно и то же: Зевс, Вавилонская Башня, Маяк из Древности и Ахенский Собор из Раннего средневековья. Причем, чем выше век, тем чаще выпадают чертежи на более ранние строения. Находясь в Высоком Средневековье вы гораздо быстрее соберете чертежи на Зевса, чем находясь в Античности.
А вот с более поздними строениями будет куда труднее. К примеру, чтобы собрать чертежи на очень ценный Собор Фрауэнкирхен, нужно грабить или "бафать" чертежи той же эпохи - Колониализма. Но ваши соседи и согильдийцы, а также друзья, развиваются не равномерно.
А так обязательно будет, если вы активный, тем более - донатный игрок. И окажется, что далеко не у всех будут колониальные здания для "бафа" или грабежа. В этом случае, вы месяцами можете ждать чертежи на вожделенную Фрауэнкирхе. Или построить ее сразу, имея хотя бы один чертеж, купив остальные на донаты.
Первый раз настоятельно рекомендую потратить 600 бриллиантов, когда войдете в Раннее Средневековье. Там будет единственная во всей игра технология, которая доступна только за донаты - "Многоэтажный дом" - (все остальные открываются за обычные ресурсы). И она, кстати, не обязательная. Обычно в Forge of Empires платные постройки приобретаются поштучно, от 300 до 1000 бриллиантов за единицу. "Многоэтажный дом" - исключение. Оплатив эту технологию за 600 бриллиантов, вы получаете возможность возводить средневековые многоэтажные дома (очень красивые, как и все прочее в игре), в неограниченном количестве. Возводятся они в один клик и намного доходнее всех прочих жилых строений этого периода. И выгодны остаются еще как минимум две эпохи.
Из всех донатных построек выгоднее вкладывать все же не в "домики", а в здания, поднимающие настроение ваших жителей. Но только в крупные, не одноклеточные (декор).
Такие как Дворец, Цирк и ряд других. На втором месте по значимости - производственные постройки, дающие "молоточки". Они сохраняют свою ценность на несколько эпох. Домики же лучше покупать в период Колониализма, их уже не придется сносить, а кроме того на этом этапе роль денег резко возрастет по сравнению с "молотками".
И всегда аккуратно выполняйте все игровые квесты - среди них есть такие, за выполнение которых дают бриллианты. А есть еще и лотереи к Рождеству, Пасхе и Летний эвент, где бриллианты выпадают в качестве приза. Уже только за счет этого можно собрать вполне приличную заначку - до 1000 бриллиантов, без вложения реальных денег.
Именно потому, что игра позволяет без ущерба играть совсем без вложения денег, то донаты в Forge of Emires достаточно дорогие, дороже, чем в других играх.
Полная информация по донатам и ценам на них - см. скриншот.

ЛОЖКА МАЛИНЫ В БОЧКЕ С МЕДОМ
Разбор полетов, то бишь, игры Forge of Empires получился довольно внушительный. Под занавес дадим все же немного критики. Как говаривал товарищ Шекспир - не все благополучно в королевстве Датском - так и в Forge of Empires есть изъяны. Вернее, несуразицы. Возьмем дерево технологий и товары, нужные для их открытия. Создается впечатление, что иногда их придумывали от недостатка грамотности или переизбытка выпитого в тот день пива. Вот пример - добыча изумрудов открывается уже Античности, а Золота в Средневековье. Казалось бы, что может быть дороже? В наши дни изумруды и золото только дорожают. В Forge of Empires - это самые обычные товары и после прохождения эпохи, где они были добыты, быстро обесцениваются. Если в эпоху пара золото еще как-то востребуемо, то изумруды не нужны никому, разве что подкармливать ими еще не развитых молодых согильдийцев. Ценность мрамора понятна. А вот почему вдруг в Позднее Средневековье так важен тальковый порошок? Не поленился полазить по интернету. Оказалось, тальк используется в основном двух областях - современных детских присыпках и керамике. Ну, химики наверное больше знают. Сколько ни чесал затылок, не припомнил ни одного упоминания о важности талька в книгах по истории Средневековья. Среди товаров нет многих таких, наличие которых в разные эпохи действительно имело значение: бронза, чугун, сукно, шерсть, пряности - этот ряд длинный и интересный. Например, набор ресурсов, необходимых для открытия технологии "Войска быстрого реагирования" (самые обыкновенные драгуны) нужно 40 единиц кофе и 50 красной меди. Ну, с медью ясно - ее можно на пуговицы и пряжки пустить. А вот кофе зачем? Чтобы у кавалеристов адреналин играл и скакали быстрее?
При тот, что Forge of Empires однозначно позиционируется как самая красивая (или одна и самых красивых) онлайн - игра, в ней есть свои гадкие утята. Встречаются здания, которые только глаз раздражают и есть желание никогда не ставить их на карту - ужасное в своем уродстве "кладбище" (а ведь бывают красивые кладбища!), крошечные гильотина и виселица, ни во что не вписывающаяся старая башня - и другие "ужастики" имеются.
Война, как уже упоминалось, дорабатывается. Однако возможность напасть на соседа только
1 раз в день и ограбить только одно здание вызывает сомнение. Слишком уж незначительный ущерб побежденному и слишком мала добыча победителю.
Юниты высоких эпох дороги, гибель уже 2-х 3-х из них не оправдывает никакого грабежа, много ли возьмешь с одного здания? И ущерб для противника копеечный.
Оттого интерес к войне угасает, строить мирные здания выгоднее, чем казармы, конюшни и артиллерийские мастерские.
И все же, сколько ни придирайся, а в Forge of Empires уже играют более 10 000 000 человек.
И одно это говорит о том, что рывок в будущее онлайн игр удался. Хотя и не без изьнов.

ЧАСТЬ II - Я РОБОТ!
Продолжение: про новые эпохи, систему гильдийский войн, юниты и остальное - ЗДЕСЬ

Forge of Empires начинается как захватывающая стратегия, происходящая в эпоху каменного века. Игрок будет развивать свой город, строить неповторимые дома и заниматься исследованиями, постепенно переходя из одной эпохи человечества, в другую.

Forge of Empires регистрация начинается сразу, со входа на официальный сайт игры. В разделе “Регистрация” заполняем личные данные: игровое имя, пароль, адрес электронной почты, выбор мира - Арвахалл/Брисгард, согласие с правилами.

Forge of Empires играть онлайн, нужно развивая науку и открывая новые технологии, переходя в новые эры и открывая еще больше новых вещей:

  1. Каменный век - племя.
  2. Бронзовый век - свайное жилище, горчарня, копья, колесо, строительство, шале, праща, земледелие, инструменты, культивирование, верховая езда, постройка с соломенной крышей, обработка камня, деревообработка, фаланга, кузнечное дело, преподавание, ремесло, тропы, осадные орудия, пивоварение, удобрение навозом.
  3. Железный век - дом с черепичной крышей, архитектура, дружина, разведение скота, процессия, обработка сырья, плавление железа, мастерство ремесленника, сельское хозяйство, коттедж, стрельба из лука, канализационная система, забой животных, военная тактика, фортификация, математика, бани, плуг, командная цепь.
  4. Раннее средневековье - фахверк, дубление, многоэтажный дом, литье, конный лучник, экономика, пчеловодство, каменоломни, гостиница, полиция, наемники, обработка кожи, дом с гонтовой кровлей, тяжелая кавалерия, бронированная пехота, акведук, казнь, севооборот, физика, применение удобрений, монархия.
  5. Высокое средневековье - контрстратегия, качественная продукция, алхимия, арбалет, гильдии, консервирование, дома из песчаника, монотеизм, торговые пути, химия, указатели, рыцарство, вырубка леса, зернохранилище, тяжелые доспехи, водяные колеса, медицина, городские особняки, тяжелые осадные орудия, больницы.
  6. Позднее средневековье - металлообработка, подъемный кран, биология, аристократия, картография, усадьба, двуручные мечи, новые торговые пути, водохранилище, длинный лук, производство, разведка, тактика кавалерии, книгопечатание, оптика, высшее образование, баталия, пивоваренный котел, многоквартирный дом, дератизация, порох.

В Forge of Empires играть, означает еще и сотрудничать с другими игроками, предлагая им определенные вещи в обмен на то что нужно вам, или принимая их предложения. Обмену подлежат только такие ресурсы, как:

  • Камень
  • Древесина
  • Мрамор
  • Краска
  • Известняк
  • Черное дерево
  • Железо

Развивая город, игра Кузница Империй, дает возможность развития в строительных работах:

  • Расширение площади
  • Дороги
  • Жилые постройки
  • Производственные постройки
  • Промышленные постройки
  • Общественные постройки
  • Декор
  • Военные постройки

Игра Forge of Empires, игроков ждут увлекательные битвы против компьютера и против других игроков. Фордж оф империя - игра с отличной графикой и анимацией. Во время боя скучать не придется!

» от InnoGames требует не только экономических вложений. Большое значение в игре имеют и военные действия. В отличие от аналогов, «» имеет много секретов, о которых многие не знают, предпочитая воевать старыми бесхитростными методами.

Юниты в игре «Фордж оф Империя»

На данный момент в игре доступны следующие типы бойцов: лёгкая и тяжелая пехота, осадные, стрелковые и конные войны. Отдельно стоит выделить элитных юнитов: их показатели урона и защиты увеличены на десятую часть от стандартных атрибутов.

Каждый из наёмников имеет набор характеристик, среди которых есть атака, защита, подвижность и радиус – все они отличаются в зависимости от типа бойца. Но есть и общие показатели, одинаковые для всех юнитов: 1 ход за раунд и 10 единиц здоровья.

Атака и защита в Forge of Empire отвечают за наносимый и блокируемый урон соответственно.
Радиус – за дальность атак ваших подопечных.
Подвижность – за очередность ходов бойцов (у тех, у кого этот атрибут количественно больше, стартует в бою первым) и дальность их передвижения (в каждом раунде).

Каждый тип воинов имеет определенные бонусы и недостатки в борьбе с другими. Так, например, тяжелая пехота получает больше урона от стрелковых и осадных юнитов, но по лёгкой пехоте атакует лучше, которая, в свою очередь, отлично сражается с кавалерией. А вот стрелковые войска получают больший урон как раз от кавалерии. Бонус напрямую зависит от эпохи, в которой на данный момент находится игрок.

Гайд Forge of Empire продолжается простыми, но эффективными подсказками.Битвы проходят или при борьбе с соседями, или при нападении на провинции. Именно для этой ситуации первая часть советов.

Совет №1. Всегда обращайте внимание на ландшафт. Для этого достаточно одного бойца из конницы: быстрое отступление даст возможность для новой атаки, но уже со знанием территории.

Совет №2. При атаке провинций всегда посмотрите на состав её охраны: он доступен и не скрыт от глаз пользователя.

Совет №3. А вот когда собрались атаковать реальных игроков – разведайте место боя. Иначе исход можно быть печальным. После того, как вы узнали обстановку, следуйте такому алгоритму: отправляйте в военный поход только тех юнитов, которые имеют бонусный урон по определенному типа войск. В случае, когда вы превосходите эпохой того, кого атакуете, есть смысл взять с собой осадные машины.

Вторая часть советов для битв в «» подойдёт для случаев, когда на вас нападают или же ваша армия находится в невыгодном положении.

Совет №1. Когда вы получили сигнал о нападении врага и его эпоха превосходит вашу – делайте ставку на бойцов, характеристики которых лучше остальных. А в обратной ситуации (когда ваша эпоха лучше уровня развития противника) уделите особое внимание в своей армии осадных и стрелковых юнитов. Кстати, эти два типа воинов наносят друг по другу колоссальный урон, не имея при этом бонуса, задуманного разработчиками игры Forge of Empire.

Совет №2. Восемь осадных машин с успехом противостоят миксу из стрелковых/осадных войск, а комбинация из пяти лёгких пехотинцев и трёх стрелков справится с кавалерией.

Совет №3. Сражайтесь или минимум с двумя осадными орудиями, или вообще не берите их.

Секреты про искусственный интеллект

Так как множество битв проходит не с реальными противниками, а с заложенным в игру компьютерным гением, наш гайд по игре «Фордж оф Империя» поделится некоторыми хитростями, после которых битва с ним станет как минимум выгоднее.

— Компьютер всегда сражается в оборонительном стиле, собирая войско в «кулак» и медленно передвигаясь.

— Компьютер всегда дерётся до последнего юнита.

— Компьютер в первую очередь бьёт по бойцам, уже получившим урон и стрелковым войскам. Также в его приоритете и осадные орудия.

— Компьютер часто попадается на ваши уловки.

Итоги

Будьте всегда внимательны, изучайте вашего противника. Станьте настоящим полководцем. Тогда, и только тогда схватки станут для вас не головной болью, а азартной игрой, в которой вы точно угадаете победителя. И с большим удовольствием, вернетесь снова в игру .

В предыдущих частях обзора, гайда Forge of Empires рассмотрели важные аспекты прохождения — добыча ресурсов, строительство зданий, использование круговых квестов, плюшки экспедиции гильдии. Здесь же мы остановимся на постройке Великих строений — как это делать правильно.

Великие строения в Forge of Empires играют важную роль в развитии Вашей империи. Одни производят дополнительный товар, другие подымают добычу ресурсов, третьи дают бонусы армии, четвёртые обеспечивают счастьем, пятые ВС помогают — с чертежами, зарабатывать стратегические очки (СО), получать ценные призы. Строить их нужно с умом и в своё время — именно об этом мы с вами поговорим в этой части.

Лучшие Великие Строения Forge of Empires,
в какой последовательности строить.

Что нужно знать. Прежде всего — для постройки любого ВС нужны чертежи — 9 штук и комплект товара определённой эпохи. Помимо разнообразия плюшек, Великие строения делятся на два подвида и разнятся они способом добычи чертежей. Первые, их большая часть, можно добыть нажимая на кнопку помочь — БАФ строений друзей и соседей, до 3 чертежей в день. Вторые, такие как — Храм реликвий, Обсерватория, можно получить лишь помогая строить эти ВС друзьям, согильдийцам и соседям или участвуя в экспедиции гильдии. Чертежи выпадают рандомно — случайно, бывает выпадает много дублей, а последний никак не идёт. В инвентаре, во вкладке Великих строений их можно обменять, выбираете два лишних, нажимаете — обмен или купить за 200 бриллиантов.

Только учтите — из двух чертежей вернётся только один, и тот может стать дубликатом, обмен также случайный. В случае с бриллиантами всё намного проще, чертежи всегда стоят 200 бриллиантов и вы получаете именно тот, что вам нужен. НО, не спешите расставаться с бриллиантами, потерпите, не тратьте их на Зевсов, Маяки, Софию. Берегите их для постройки более редкого Великого строения, к примеру — Алькатраса, Арки, вот здесь действительно трудно выбить последний, да порой и очень дорого.

До 10 уровня любому Великому строению нужен 1 комплект чертежей, выше десятого — для каждого уровня комплект из 9шт. Если будете придерживаться стратегии этого обзора, со временем чертежей для Великих строений первого эшелона (Маяк, Зевс, Марк, София, Ахен, Кастель) у вас будет выше крыши — не спешите тратить на обмен, всё придёт и образуется.

Какие возводить Великие строения в первую очередь. Неопытные игроки Вам посоветуют построить Зевса и качать до 10 уровня, ибо он маленький и жуть как помогает грабить соседей. Совсем недалёкие будут настаивать возвести Колизей, якобы он помогает получить медальки и расширить территорию города.

В первом случае, мой совет — не спешите, на Великих строениях военной направленности лучше делать акцент в Раннем средневековье, где я и рекомендую немножко задержаться и не подыматься выше. К тому времени вы окрепнете, насобираете товар и набор чертежей не для одного Зевса, а также под Ахенский Собор и Кастель-дель-Монте. Почему все три? Да очень просто — поднимать три ВС параллельно, к примеру — до 3-4 уровня, значительно дешевле, чем качать одного Зевса до 10. Вы тратите меньше стратегических очков и получаете больший бонус для войск, к тому же Кастель ещё и возвращает СО-шки обратно.

Во втором случае — никогда и не при каких обстоятельствах не ставьте Колизей — самое бесполезное Великое строение Forge of Empires. И здесь решает ни чьё-то мнение, а сугубо математика. На первом уровне ВС выдаёт 10 медалей в сутки, на седьмом 19, в месяц выходит 300-570 штук, ого как много. Но совсем скоро Вы для себя откроете неприятную информацию — с каждым последующим расширением территории вам нужно всё больше и больше медалей. Сначала Вас удивят 3000, потом 9000, а за ними 15000 медалей и это ещё не предел. Вы готовы ждать тридцать (30) месяцев?

Великие строения для основного мира Forge of Empires.

На первое место, по необходимости, я бы поставил Маяк — производит товар вашей эпохи и увеличивает количество добываемых ресурсов (молотков) в производственных зданиях. Ресурсы будут накапливаться значительно медленнее монет, Маяк исправит это соотношение. На второе место — Храм реликвий, аргументацию полезности я изложил в предыдущей части обзора.

Третье место я бы отдал — Собору Святой Софии. Сейчас много игрунов громко воскликнут — бесполезная ВС-ка, занимает много места и т.д. На что я могу ответить — они заблуждаются или смотрят с высоты Алькатраса. Для ранних эпох это незаменимое Великое строение, обеспечивающее город счастьем, которое к тому же производит СО-шки (я уж не говорю о доп. мирах).

Сразу раскачивать сильно не нужно, достаточно догнать до 3-го уровня (со временем затраты СО возместятся) — это уже в железном веке поможет вам избавится от 3-х бассейнов (48 клеток — Софа 42) и лишнего геморроя. Вам не нужно будет постоянно просить поднять в городе счастье, у вас будут всегда стабильные 2300 или 2700 на четвёртом. Задержитесь в Раннем средневековье, можно надолго — это очень выгодная, удобная эпоха, легко проходится экспедиция. В FoE не обязательно скакать быстро вверх по эпохам, здесь важно обустраивать правильно город, аккумулируя ресурсы. В общем, бомбим экспедицию, накапливаем пакеты СО, собираем чертежи.

Чтобы пройти первую карту континентов (от Железного до Колониального), с целью захватить все провинции расширяющие территорию, можно пойти на стратегическую хитрость — купить комплект товаров на Алькатрас или Шато (товары Прогрессивизма). Обменять на рынке до нужных эпох и пройти всё переговорами.

Четвёртое место достанется трио — Зевс, Кастель-дель-Монте и Ахенский Собор, полномасштабная подготовка к военным действиям на просторах экспедиции гильдии. В след за ними, а может и между делом постарайтесь заполучить в ивентах, как минимум, одно Логово разбойников, лучше 2-3. Это позволит Вам практически без потерь проходить 4 уровня экспедиции гильдий.

Акцент на военную составляющую игры Forge of Empires выведет вас на ещё одно очень полезное Великое строение — Алькатрас. Даёт много счастья, и что самое главное — будет производить ежедневно разбойников (при наличии одного из строений в городе). В итоге война, прохождение ЭГ станут для вас бесплатными, солдатиков своей эпохи будете получать в экспедиции гильдии, остальное будет давать Алькатрас.

Шестое место, не по необходимости и полезности, а сугубо по цене, занимает — Арка. Я б её поставил на первое место, но для начинающего игрока выложить за товар 700-1000 СО-шек + 200-600 бриллиантов на чертежи — несколько проблематично. Если Алькатрас я назвал очень полезным ВС, то Арка просто сокровище для основного мира активного игрока. Более подробно об использовании Арки и секретах заработка большого количества СО-шек мы поговорим в заключительной части обзора Forge of Empires.

Поставите Арку и хорошенько её прокачаете, посмотрите пристально в сторону Башни Инноваций, при небольшом количестве Святилищ знаний, это великое строение позволит вам избавится от множества жилых построек, чем освободит площадь для других строений. Она лучше Хабитата, занимает меньше места и производит стратегические очки, а не бесполезные в будущем монеты.

Если вы активно крутите круговые квесты (10-20 раз в день), город заточен под них, постоянно участвуете в строительстве ВС друзей, соседей — стройте Шато, прибыль с квестов существенно увеличится. Если выполняете 2-3 квеста в день, ставить Шато, выбрасывать уйму ресурсов и СО — глупо. В основном мире также уместна будет Вращающаяся башня, о ней прочтёте чуть ниже.

Начиная с Модерна для производства товаров нужны полуфабрикаты — товары предыдущих эпох. Чтобы избавится от этой зависимости, строим Великие строения производящие товары.

Собор Святого Марка — увеличит количество монет и будет выдавать полуфабрикаты (20 с 1 уровня). Фрауэнкирхе — немножко счастья и полуфабрикаты, Королевский Альберт-холл — плюс 70% к производству ресурсов и 22 полуфабриката на 1 уровне, затем Проект Дождевой лес. Именно ВС-ки, со своими бонусами, должны перекрыть весь дефицит, не товарки предыдущих эпох.

А как же Вавилонская башня, Обсерватория, Дельфийский Оракул? — спросите вы. Ответит вам сайт — с Вавилонкой всё неоднозначно, есть свободное место в городе, она не повредит. Будет производить немножко товара, добавит столько же жителей. Для основного мира она не обязательна, для доп. миров очень даже ничего, позволяет выбросить несколько жилищ и уменьшить количество необходимого БАФа для города. За Обсерваторией также особо не гоняйтесь, для Вас лично — пользы от неё ноль. Дельфийский Оракул в стратегическом плане — бесполезное строение, пародия на такой же унылый Нотр-Дам.

Космодром на мысе Канаверал, Арктическая оранжерея, Кракен — ВС производящие стратегические очки, этим многих и подкупают. Вот здесь лучше не мечтать, а дружить с математикой — чтобы прокачать Оранжерею до 10 уровня, нужно потратить 5450 СО, она начнёт возвращать по 10 СО в сутки, окупаемость составит — 545 дней. Всё это время вы не будете получать СО-шки, а только тратить — не заблуждайтесь на этот счёт. Эти ВС-ки нужно ставить когда прокачаете Арку до 80 уровня, и лишь следом за ней Кракена или Оранжерею до 60-80, не растягивая строительство на годы. Как правильно качать ВС расскажу в финальной части.

На этом список Великих строений Forge of Empires не заканчивается, я лишь сформировал для вас ударный костяк, который позволит вам развиться быстрее остальных и чувствовать себя королём или королевой, а не нищим подданным. При любом раскладе противопоказано строить Нотр-Дам, Капитолий, Колизей, Атомиум, Спейс-Нидл, Статуя Геи, Храм Лотоса, Хабитат — ну разве что курам на смех. Не строим также Дильский замок, Храм Василия Блаженного — это лишняя трата городских площадей и стратегических очков (залейте их лучше в Арку), от умелого игрока они вас не спасут, собирайте товар вовремя в городе, горемычные попрыгают пару дней и обломаются.

Великие Строения для дополнительных миров FoE.

Прежде всего, собираем чертежи для Маяка, Софии и Храма реликвий. Маяк поможет с молотками и будет давать ежедневно товар, София даст необходимое счастье, сделает город независимым от БАФа, Храм реликвий поможет выудить СО-шки и очень полезные постройки из экспедиции гильдий.

Забываем о военке целиком и полностью, сосредотачиваем своё внимание на таком великом строении, как Вращающаяся башня. Для доп. миров — это просто волшебное строение, оно позволяет получать товары высших эпох бесплатно. Благодаря Вращалке, я прошел карту континентов далеко вперед и значительно расширил территорию города.

Возьмём минимум для примера — 10 друзей из Модерна, нажав кнопку помочь вы получите 10 товаров этой эпохи (я уж не говорю о друзьях в будущем). Обменяем на рынке до Раннего средневековья — 10 Модерна = 20 Прогресса = 40 Индустриалки = 80 товаров ПС = 160 ВС = 320 товаров Раннего (ежедневно). Бесплатная Экспедиция Гильдий + беззаботное прохождение Карты Континентов опережая эпоху города.

Изначально дополнительные миры лучше заточить под экспедицию гильдии, застроить по максимуму промышленными постройками. Далее собираем чертежи и СО-шки для Шато, при прохождении ивентов, круговых заданий будет увеличивать количество призовых, в том числе и бриллиантов. Как бесплатно и в достаточном количестве добыть бриллианты и СО — поговорим в следующих частях гайда.

Как в Forge of Empires правильно качать Великие строения.

Качают игроки свои ВС-ки по-всякому, я постараюсь объяснить, как это делать правильно. Есть четыре наиболее распространённых способа прокачки, три практикуется основной массой, четвёртый — умеющими считать. Первый способ — «самострой», в основном так строятся владельцы доп. миров и обиженные на весь мир. Второй — карусели, обмен СО внутри гильдии, способ выгоден сугубо верхушке, так как возможность занять призовые места у них значительно выше новичков. Третий способ — договорённость с другом или согильдийцем, договариваетесь о сумме, скажем вы заливаете 200 СО в Великое строение друга, он столько же в ваше ВС. Оба занимаете 1-е призовое место, часть СО возвращается в виде пакетов.

Четвёртый способ больше подходит для прокачки Великих строений выше 10 уровня. К этому времени вы уже должны наладить связи с тремя Арочниками 80 уровня и выше. С ростом уровней растут призовые, чем выше уровень ВС, тем меньше нужно в него вкладывать владельцу. Чем качественней уровень сотрудничества, тем больше заливают Арочники — просто прохожие льют +85% (умножаем призовые на 1,85), знакомые + 87% (на 1,87), друзья +90% (на 1,9) к призовым, оговаривайте это сразу, я отдавал 10-20СО друзьям, чтоб не обидно было тратить время на меня (качал быстро и много). На примере Алькатраса.

На 10-м уровне нужно 830 СО. Призовые:
за 1-е = 85 х 1,85 = 157 х2 = 314 СО
за 2-е = 45 х 1,85 = 83 х2 = 166 СО
за 3-е = 15 х 1,85 = 28 х2 = 56 СО

314, 166 и 56 — это не перебиваемые суммы под которые нужно подгонять ВС, чтобы ваших друзей Арочников не могли перебить. Заливаем 516 СО и зовем на помощь, из оставшихся 314, первый Арочник зальёт 157, второй 83, подгоняем под 56 и третий заливает 28. Далее пишем в чат, раздаём чертежи с 4-го и 5-го призового места — закрываем уровень. В итоге 280 СО сэкономили.

На 20-м необходимо1063 СО. Призовые:
1-е = 200 = 370 х2 = 740 СО
2-е = 100 = 185 х2 = 370 СО
3-е = 35 = 65 х2 = 130 СО

На более высоких уровнях схема та же, но всё уже легче и намного веселей. Из 1063 СО нужно залить всего 323 и уже можно звать Арочников. В процессе экономится около 650 СО, никакой обмен не сравнится. Надеюсь принцип понятен — умножаем призовые на 1,85 или 1,87 или 1,9 (как договоритесь), полученные числа умножаете на 2 и подгоняете под эти значения свои ВС-ки.

На 30-м нужно 1361 СО. Призовые:
1-е 330 = 611 х2 = 1224 СО
2-е 165 = 305 х2 = 610 СО
3-е 55 = 102 х2 = 204 СО

С 30-х уровней будете качать Великие Строения правильно, процесс покажется вообще сказкой. Из 1361 СО заливаем 137 и зовём Арканоидов, получается около 1050 СО экономии. После 36-го не открывайте уровни ВС наперёд, только перед самой прокачкой, чтоб не залез никакой левак. Дальше подгонка не требуется, призовые (+ процент) с 1-го места будут перекрывать стоимость самого уровня. Если откроете раньше, какой-нибудь левый хитропопик сможет залить меньше, строго не перебиваемую сумму и хорошо на вас заработать. Удачи!

Я напишу свой отзыв о данной игре
я являюсь топовым игроком и играю в неё уже много лет, вложила не мало реальных денежных средств в игру (так как в топе иначе нельзя), являюсь в данной игре главой крупной топовой гильдии.

Но я и мои игроки сейчас будем уходить из данной игры и от данной корпорации в связи с наглыми и беспредельными действиями администрации игры на Российском сервере!
В чем это заключается: мало того что игра по факту очень дорогая, так любого игрока который там играет по надуманной причине в связи с личной неприязнью админа могут забанить со сносом его строений, при этом люди вкладывают в эту игру - много денег, реального времени, каких то усилий и без всяких предупреждений, доказательств администрация игры в вольном порядке накладывает перманент на даже топовый акаунт (дорогой) игрока а потом если игрок обжалует данные действия администрация игры еще и требует согласиться с наказанием (так как просто банально бояться иногда суда за вложенные деньги) иначе они не снимают блокировки акаунта. Вот реальный пример переписки поступившей моему игроку от администрации игры:

Это обжалование блокировки акаунта моим игроком:
вопрос...
Здравствуйте администрация. Я получил Ваше письмо о моей блокировке. Прошу предъявить мне какие причины с доказательствами этому послужили. У меня могу Вас заверить нет не мульт акаунтов, я не занимаюсь так называемым пушингом, Вы можете со своей стороны проверить мой айпи адрес. И убедиться сами во всем. Я играю в эту игру уже несколько лет и играю платно потратив большие суммы денежных средств, я могу это себе позволить так я как обеспеченный человек. Ваших действий по отношению ко мне я не понимаю. Я не буду просить Вас разблокировать акаунт с условиями сноса моих Великих сооружений. Так как я покупал чертежи, стратегические очки и товар на их постройку за реальные деньги. В случае сноса моих Великих сооружений я буду обращаться в правоохранительные органы России так как играю на российском сервере и службу Роспотребнадзора с жалобой на мошеннические действия в отношении меня. Более того я отражу в сети интернет свой отзыв о данной игре. Я буду принимать все меры так как считаю, что имею на это право. Сейчас я прошу Вас действительно разобраться в сложившейся ситуации и снять с меня блокировку так как Вы убедитесь что обвинения в отношении меня беспочвенны с сохранением на моем акаунте всех Великих сооружений.

вот ответ администрациии игры (часть):

Запрещено прокачивать Великие Строения игрокам, которые играют в разных игровых мирах (строго говоря, это обмен стратегическими очками между мирами);

Таким образом, все прокачанные с помощью пуш-аккаунтов ВС должны быть уничтожены. Чертежи и товары за ВС будут возвращены, таким образом, вложенные в них деньги Вы не потеряете. Все остальное является результатом нарушений и компенсации не подлежит.
Пока вы не согласитесь со штрафом, аккаунт останется в бане.

С наилучшими пожеланиями,
Victim

Делайте вывод сами....но это не единичный случай тут....к сожалению игроки тут бесправны во всем и играть ли тут и вкладывать ли Вам тут свои деньги, силы и время.....выбор за Вами.

Новое на сайте

>

Самое популярное