Домой Розы Психология воспитания двойняшек. Психология близнецов и двойняшек. Однояйцовые или двуяйцовые

Психология воспитания двойняшек. Психология близнецов и двойняшек. Однояйцовые или двуяйцовые

Появление ребенка – большое счастье для родителей. А когда на свет появляется сразу двое детишек, то и счастья в два раза больше. У малышей всегда будет компания для игр и общения. Правда и все остальное автоматически удваивается. На родительские плечи ложится двойная ответственность и двойная забота, ведь воспитание детей близнецов имеет свои особенности.

Давайте знакомиться: близнецы

Испокон веков их считали загадками и наделяли, чуть ли не сверхъестественными способностями. В эзотерической литературе, мифах и сказаниях, религиозных трудах можно встретить множество указаний на их особенность, непохожесть на остальных. Хотя наукой близнецовая паранормальность не доказана, однако феномен близнецовости по сей день не оставляет умы ученых мужей равнодушными.

Дело в том, что для человека многоплодная беременность не является нормой и встречается довольно редко, протекая тяжело и требуя к себе больше внимания со стороны врачей. И в результате всех этих хлопот на свет появляются два, а иногда более, ребеночка.

Близнецы или двойняшки?

Нередко можно услышать, что одних детей называют близнецами, а других двойняшками. С точки зрения медицины и те и другие – близнецы, которые могут быть однояйцевыми или разнояйцевыми.

  • однояйцевые или гомозиготные – это «те самые близнецы». Они развиваются из одного яйца, являются копиями друг друга. У таких детишек не только идентичный цвет глаз, волос и кожи, но и одинаковая группа крови и даже генетический код. Их очень трудно отличить друг от друга, что, конечно же, не может не беспокоить родителей и близких, что неизбежно сказывается на воспитании близнецов – детей с таким поразительным внешним и внутренним сходством;
  • разнояйцевые или гетерозиготные – детки, которых в народе принято называть двойняшками. Они не похожи друг на друга как две капли воды, имея зачастую обычное родственное сходство. Довольно часто эти близняшки могут быть разного пола, а не только иметь значительные внешние различия.

Особенности развития детей близнецов

Особенности развития таких детишек берут свое начало еще во время беременности . Непредназначенная для вынашивания более, чем одного ребенка, матка с трудом вмещает два плода. При этом сосуды сильно сдавливаются, что затрудняет как рост плаценты, так и рост самих детей. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что близняшки рождаются с малым весом и ростом, и лишь спустя год или полтора догоняют своих сверстников по развитию. Гомозиготные близнецы чаще всего однополые и имеют идентичную внешность. Каждый из них буквально с рождения живет по соседству со своей копией, своим отражением. Это не может не сказаться на их развитии. Поэтому в развитии таких детей особое место занимает воспитание.

Не смотря на то, что гетерозиготные близнецы не имеют такого ошеломительного портретного сходства между собой, сложностей в их развитии не меньше. Ведь они так же взаимосвязаны друг с другом и не имеют возрастной разницы, а значит, растут и развиваются одновременно.

Для всех близнецов характерна так называемая «близнецовая ситуация», которая заключается в развитии присущих близняшкам свойств в результате тесного сплетения факторов наследственности и окружения.

Рождаясь, ребенок еще не имеет личных границ и не осознает своего «Я». И то, и другое происходит постепенно. Крохе предстоит нелегкий путь сначала к осознанию самого себя, затем выделение себя в окружающем мире и «наконец» отделению себя от мамочки. Последний момент является одним из ключевых.

У близнецов есть дополнительная задача – это отделение себя от своего близнеца. И то, насколько безболезненно и легко с этим справятся дети близнецы, воспитание определяет во многом.

Такие детки имеют очень сильную аффективную связь и близки, часто сами того не замечая, еще больше ее укрепляют. Часто можно увидеть одинаково одетых и причесанных близнецов, имеющих одинаковые игрушки. Родителям и родственникам должно быть кажется это милым и забавным, и они организуют малышам одинаковый досуг с посещением одинаковых секций. Дети, видя такое благожелательное отношение со стороны значимых взрослых, в свою очередь также начинают стараться быть еще более похожими друг на друга. В результате у карапузов часто возникают довольно серьезные проблемы с дифференциацией себя как отдельной личности и в речи превалирует местоимение «мы» вместо «я». Ребенок не может узнать себя на семейном фото или в зеркале, и даже имя свое в детстве не различает.

Итогом становится развитие взаимной зависимости малышей и невозможности каждого из них жить свою отдельную жизнь.

Родителям на заметку: не следует давать деткам созвучные имена, которые своим звучанием будут дополнять друг друга (например, Оксана – Роксана или Руслан и Рустам). Лучше постараться выбрать имена абсолютно разные по звучанию, как в полном, так и в сокращенном виде. И обращаться к малышам по именам.

Однако проблема идентификации, хоть и является первостепенной, отнюдь не единственная в развитии близняшек. Речевое развитие нередко становится ахиллесовой пятой близнецов. Всему виной их склонность к образованию тайного понятного только им двоим языка. Причина, по которой это очень проста – коммуникативная замкнутость малышей друг на друге.

Братик или сестричка является самым частым объектом контакта. В семьях детей не близнецов процесс освоения речи ребенком складывается на основании копирования им речи взрослых людей. У близнецов же копирование происходит по взаимному принципу. Так как ни один из малышей речью еще не владеет, такое копирование в результате приводит к весьма специфическому языку общения. Причем сами близняшки прекрасно друг друга понимают, чего нельзя сказать про озадаченных родителей. В результате формируется существенное запаздывание детишек в освоении навыка речи и торможение в развитии других высших психических функций, что в свою очередь довольно часто неверно истолковывается как родителями, так и специалистами. Остро встает вопрос, а не отстают ли малыши в интеллектуальном развитии? Ответ отрицательный. Феномен «секретного» языка близнецов с возрастом проходит. С нормализацией речевой функции все остальные параметры тут же приходят в норму и к 6 – 7 годам дети обычно догоняют в развитии своих сверстников.

Родителям на заметку: одной из особенностей воспитания детей близнецов дошкольного возраста в семье является работа над своевременным и правильным формированием навыка речи. Следует уделить время общению с детьми, много разговаривать, адресно обращаясь к каждому по отдельности по имени. Нужно стараться расширять сферу общения детишек, чтобы предотвратить такое замыкание друг на друге.

Особенности воспитания детей близнецов в семье

Воспитание детей близнецов – нелегкая задача для родителей. Даже восприятие близняшек родителями имеет свои особенности.

Первое на что обращают внимание счастливые родители близнецов это их различия. Они начинают искать хоть что-нибудь, какой-то маломальский признак, по которому можно было бы отличить одного карапуза от другого. Это может быть едва заметное пигментное пятнышко или родинка, или оттенок кожи, или завиток волос, да что угодно. В случаях, когда родителям найти таковые отличия не удается, они их могут и додумать. Беда в том, что такая тенденция складывается не только в отношении физиологической разницы малышей, точно также поступают и с чертами характера, и с особенностями поведения. В результате и модели взаимодействия родителей с детками складываются разные. Ведь, начиная указывать на действительные или мнимые различия детей, родители, сами того не ведая, вносят значительные изменения в эмоциональные отношения со своими близнецами. Это значит, что все манипуляции и любой контакт с каждым из детей родители будут выстраивать в соответствии с подмечаемыми или придумываемыми различиями в детях. Нельзя сказать, что для семей с гомозиготными близнецами такое поведение родителей губительно. Скорее наоборот, выделяя в каждом ребенке различия, родители усиливают их и тем самым укрепляют индивидуальность каждого ребенка, что является предпосылкой к правильному и гармоничному развитию личности.

Воспитание в семье детей близнецов разного пола таких сложностей не подразумевает. Воспитательный подход к ним выстраивается исходя из пола ребенка. Мальчиков и девочек воспитывают и ласкают по-разному, по-разному за ними ухаживают. Помимо этого значительную роль в укоренении различий в характерах ребятишек играют разные игрушки, одежда, да и в целом условия жизни. Воспитание близнецов детей одного пола в самом начале легким тоже не назовешь хотя бы по той причине, что внешние различия у малышей не видны с самого рождения. Они проявятся постепенно. Значит, определенный промежуток времени родители будут переживать точно так же, как если бы у них родились гомозиготные близняшки.

При воспитании детей близнецов в семье важно учитывать, что главной задачей родителей будет разделение, а не сближение как в обычных семьях с детьми погодками, например. Причем не важно какие гомозиготные это близнецы или гетерозиготные. Все дело в том, что в этой паре и так слишком много любви, слишком много общего, что пытаться добавить еще довольно рискованно.

Близнецы – дети, воспитание которых полно сложностей и нюансов. Если в «безблизнецовой» семье родители стремятся сблизить детей и тем самым снизить конфликтность и конкуренцию между ними. Они стараются сделать жизнь своих крошек как можно комфортнее и отдают их в одну ясельную и детсадовскую группу, записывают у одни и те же кружки и так далее. И это чаще всего срабатывает: дети сближаются, а родители могут более эффективно использовать свое время.

Но в близнецовых семьях все обстоит с точностью да наоборот. Главная задача родителей близняшек – создать условия для четкой дифференциации детей и по возможности начать нужно как можно раньше. Нужно постараться, как можно раньше разъединить их в социальном плане, дать им возможность самостоятельно построить отношения с другими людьми без давления близнецовости. Таким образом, дети смогут установить внутреннюю гармонию, утверждая различия между ними. У каждого из малышей появятся свои друзья и свои персональные впечатления и открытия, не связанные с их половиной. А это значит, что у каждого из близнецов будет формироваться и укрепляться представление о себе самом как отдельной личности.

Если же родители старательно будут культивировать похожесть детей, это может привести к возникновению болезненной замкнутости их друг на друге в дальнейшем и станет большим препятствием в создании любовных и семейных отношений в будущем.

Несколько основных советов по воспитанию детей близнецов:

Подводя итоги

Каждый ребенок индивидуален. Особенное значение этот постулат приобретает при воспитании детей близнецов. Именно индивидуальность и особенность каждого ребенка предстоит развивать и поддерживать их родителям. Постоянно борясь с искушением подчеркнуть удивительную схожесть близнецов между собой, постоянно боясь их перепутать.

Самое главное в воспитании детей близнецов – это ориентация на потребности каждого ребенка, чуткость и внимание каждого из родителей, даже если это требует дополнительного времени и финансовых затрат. Счастливые и здоровые детки – самое главное для каждого любящего родителя.

Процесс обретения индивидуальности у близнецов проходит сложнее, чем у одиночно рожденных детей. Если у одиночно рожденного младенца формируется тесная привязанность только к своей матери, то у младенца-близнеца сразу образуется две таких привязанности: к маме и к соблизнецу. Поэтому перед близнецами стоит более сложная задача: научиться воспринимать себя не только отдельно от матери, но и от соблизнеца.

Обретение индивидуальности с первых дней жизни

Формирование индивидуальности каждого из детей может быть затруднено, если семья и окружающие люди относятся к близнецам как к единому целому, слишком подчеркивают их сходство и считают, что совсем не обязательно уделять внимание индивидуально каждому из них. Родителям близнецов очень важно избегать подобного поведения, поскольку оно поддерживает и укрепляет эмоциональную зависимость между детьми.

Не стоит называть близнецов похожими по звучанию или ритмической структуре именами (например, Саша и Паша, Марина и Ирина и т.п.). С самых первых дней вы должны научиться различать своих малышей и обращаться к ним по именам. Чтобы вы всегда могли сказать, «кто есть кто», вы можете, например, покрасить ногти одного из малышей безвредным лаком или сделать им разные браслетики и т.п.

Постарайтесь, чтобы каждый из близнецов имел возможность регулярно общаться с каждым из членов семьи. Разговаривайте с обоими близнецами вместе и с каждым из них по отдельности; старайтесь почаще гладить своих малышей; обнимайте их, берите на руки – это для них очень важно. Вы можете брать на прогулку или по делам по одному близнецу (или близнеца вместе с другим братом или сестрой): так малыши постепенно привыкнут находиться друг без друга и в дальнейшем не будут ощущать чрезмерного дискомфорта, если им придется расстаться на несколько часов или даже дней. Такое личное общение поможет формированию у близнецов привязанности ко всем членам семьи.

Позвольте близнецам самим выбирать, что они оденут, и самостоятельно одеваться, как можно раньше (к 3-4 годам они уже должны уметь это делать). Не настаивайте на том, чтобы они одевались одинаково, даже если родственники дарят им одинаковые комплекты одежды.

Ниже мы перечислим некоторые особенности родительского поведения, которые могли бы способствовать более успешному формированию индивидуальности у близнецов.

  • Выберите для своих близнецов разные по звучанию имена.
  • Возьмите за правило одевать их по-разному; когда малыши немного подрастут, разрешите им самостоятельно одеваться и выбирать, что они оденут.
  • Обращаясь к младенцам-близнецам, называйте их по именам.
  • Подчеркивайте и поощряйте различия между ними.
  • Как можно чаще берите близнецов по отдельности на экскурсии, прогулки.
  • Как можно чаще выделяйте время на то, чтобы наедине пообщаться с каждым из близнецов.
  • Если пространство вашей квартиры позволяет, выделите каждому из близнецов отдельную комнату.
  • Старайтесь чаще обнимать, целовать, гладить, брать близнецов на руки.
  • Почаще хвалите близнецов, но, по возможности, не одновременно и за разные поступки.
  • Старайтесь принимать дисциплинарные меры индивидуально по отношению к каждому из близнецов.
  • Важно, чтобы близнецы часто имели возможность пообщаться со взрослыми и сверстниками, не принадлежащими к их семье.
  • Старайтесь покупать малышам разные подарки, исходя из их индивидуальных вкусов, пристрастий, интересов, а также из того, что каждому из них в данный момент больше нужно.
  • Будьте готовы к тому, что близнецы будут, как правило, вести себя по-разному, поскольку внешнее сходство не означает одинаковое поведение, и относитесь к этому с одобрением.
  • Относитесь с одобрением к тому, что близнецы будут иметь разные мнения.

Мы предлагаем вам несколько критериев того, что ваши близнецы успешно обретают собственную индивидуальность.

    1. Редко плачет, если заплакал соблизнец.
    2. Не очень расстраивается, разлучаясь с соблизнецом.
    3. Редко сильно огорчается, когда соблизнец наказан или расстроен.
    4. Не путает собственное отражение в зеркале с соблизнецом (после 15-18 месяцев).
    5. Откликается только на собственное имя (и никогда не откликается имя соблизнеца).
    6. Развивается в соответствии с возрастными нормами.
    7. Редко имитирует соблизнеца, изображает его.
    8. Не пользуется особенным «языком близнецов». Развитие речи соответствует возрастным нормам.

Все попытки ваших близнецов обрести индивидуальность всегда будут уравновешиваться давлением со стороны других людей, считающих, что близнецы представляют собой одно целое, а иногда и настаивающих на том, что близнецы должны быть одинаковыми! Поэтому не бойтесь переусердствовать, помогая своим малышам обрести индивидуальность!

Что делать с постоянными сравнениями?

В жизни близнецов постоянные сравнения друг с другом неизбежны. Их всегда будут сравнивать окружающие, а порой и их самих можно поймать в момент спора о том, кто из них самый-самый… В самом начале жизни близнецов сравнение их между собой способствует развитию привязанности родителей к детям: чтобы папа с мамой крепче полюбили новорожденных, им нужно узнать, кто из них какой. Когда рождаются близнецы, родители стараются подметить, в чем каждый из них уникален.

По мере взросления близнецов нужно находить золотую середину между сравнениями их друг с другом и необходимостью видеть в каждом ребенке индивидуальность. Родители близнецов, учитывающие тот факт, что сравнение – это неотъемлемая часть жизни их детей, могут принять профилактические меры против обременения их излишними «ярлыками».

Дело в том, что постоянные изменения в личностях близнецов и в их отношениях с окружающими не позволяют навесить на них раз и навсегда определенные ярлыки. Сегодняшний тихоня завтра может стать душой компании. У каждого из близнецов своя траектория развития, поэтому физический рост и становление личности идут у каждого из них в своем темпе. Навешивание ярлыков может стать самоисполняющимся пророчеством, которое наложит свой отпечаток на те изменчивые и уникальные отношения, которые каждый из близнецов устанавливает друг с другом, с членами семьи и с окружающим миром.

Мамам и папам все время придется выслушивать вопросы родственников, знакомых и сотрудников о том, кто из близнецов более общительный, уравновешенный, у кого лучше аппетит и т.д. Многих неподготовленных родителей первые выходы на прогулку или в гости способны поставить в тупик. В начале некоторые из них одевают близнецов одинаково и охотно отвечают на расспросы зевак и родственников. Другим такое внимание доставляет неудобство. Большинство родителей не любят, когда их близнецов сравнивают между собой. Поэтому даже у близнецов, еще не умеющих говорить, можно начинать моделировать поведение на случай нежелательных сравнений. Вот несколько стратегий, которыми полезно руководствоваться, когда вы хотите уклониться от лишних вопросов и контактов:

  • Собираясь на прогулку, не одевайте детей одинаково. Близнецы в одинаковых костюмчиках – это замечательный повод для беседы и сравнений. Одевайте их по-разному, и, если они еще малыши, посадите одного в коляску, а другого – в слинг.
  • По возможности при выходе на улицу оставляйте одного близнеца дома. Если родители берут в магазин обоих детей, распределите покупки, возьмите с собой по одному ребенку и договоритесь встретиться у выхода.
  • Юмор лучше всего поможет избавиться от ненужных вопросов. Не думайте, что остроты будут приходить вам в голову без подготовки, спонтанно, именно тогда, когда они нужны. Когда вас по ночам мучает бессонница, постарайтесь придумать какую-то шутку в ответ на дурацкий вопрос, которая заставит улыбнуться хотя бы вас и близнецов.

Встреча с близнецами поражает людей, поэтому они часто задают неграмотные вопросы из самых лучших побуждений. Родителям разнополых близнецов привычно выслушивать вопросы о том, однояйцовые они или нет.

Когда вас спрашивают, у кого из детей характер лучше, можно перефразировать вопрос: «Вы имеете в виду, что они из себя представляют как личности?» Кроме того, можно объяснить любопытствующим, что ваши дети постоянно меняются. Родители могут показать родственникам и учителям, как сформулировать вопросы, не подразумевающие сравнения близнецов. Если вы в настроении, можно попытаться объяснить слушателям, как ценить в близнецах и сходства, и различия, при этом не сравнивая их между собой.

Что касается самих детей, то, вне всякого сомнения, многие из них сравнивают себя с соблизнецом. Эти сравнения начинаются с простого любопытства, которое еще обостряется от того внимания, которое окружает их с момента рождения. Взрослая женщина-близнец рассказывает, что в детстве они с сестрой дошли до того, что стали сравнивать, у кого больше веснушек, и спрашивали у мамы: веснушки – это хорошо или плохо?

Постоянные сравнения, исходящие от окружающих, неподвластны влиянию близнецов. Однояйцовые близнецы внешне похожи, что побуждает окружающих отыскивать их различия и во всеуслышание объявлять о них. А между разнояйцовыми близнецами, тем более разнополыми, особенно интересно находить сходства. Разнояйцовых близнецов часто ставят в неловкое положение, требуя доказательства их близнецовости, потому что часто они не похожи внешне.

Сравнения – это палка о двух концах. Близнец, хорошо успевающий в учебе, гордится своими достижениями, но чувствует неловкость или даже вину от того, что его соблизнец страдает от сравнений. Это может кончиться тем, что успешный близнец забрасывает занятия, чтобы не подводить второго. Близнецы могут опробовать следующие стратегии поведения в ответ на нежелательные сравнения:

  • Игнорируйте все вопросы. Маленькие близнецы могут обнаружить, что часто самый лучший ответ на раздражающие вопросы – просто молчание. Скажите близнецам, что им не обязательно проглатывать наживку, которую им подбрасывают окружающие. Когда одноклассники спрашивают вашего ребенка, кого родители больше любят – его или близнеца, предложите ему отвечать: «Не знаю, пойдем играть дальше». Если продолжения не следует, такие вопросы скоро отпадают.
  • Объясните, что это значит – быть близнецом. Часто друзьям ваших детей это действительно интересно, но они задают странные вопросы или проводят нелепые сравнения. Они понимают, что значит быть близнецом, не лучше, чем близнецы понимают, что значит быть одиночнорожденным ребенком. Предложите им посвятить друзей в радости и горести «близнецовости». Помогите детям понять, что вопрос, задевший их за живое, по содержанию – совершенно невинный. Многие родители просят своих близнецов прощать обиды, если намерение их уязвить не было совершенно очевидным.
  • Выражайте свое отношение. Если обе предыдущие стратегии не срабатывают, резкий ответ поможет держать любопытных на расстоянии. К несчастью, некоторые дети могут выбрать ваших близнецов мишенью для шуток. Поэтому, если они «отбрили» навязчивого сверстника, и это сработало, пусть будет так. Дети не хотят выглядеть глупо друг перед другом, и такой способ поведения, в конце концов, даст положительные результаты. Сегодняшний зануда может завтра стать хорошим другом.

Развитие речи у близнецов

У 40% близнецов наблюдается характерная проблема, непонимание которой родителями и учителями может отрицательно сказаться на успешности обучения этих детей в школе.

    В детстве однояйцовые близнецы Грэйси и Джинни Кеннеди придумали друг другу имена: Потто и Кабенго. Все вещи в доме они называли словами своего языка. Они отлично понимали друг друга. Конечно, никто другой не мог понять, что они говорят: окружающим казалось, будто они с другой планеты. Со взрослыми они говорили по-английски или по-немецки (на языке бабушки) и помогали себе знаками и мимикой. Они протестовали против попыток взрослых выучить их язык.
    Разговоры этих близнецов изучили эксперты-лингвисты. Они обнаружили, что их язык представляет собой смесь слов английского и немецкого языка, а также слов, придуманных ими самостоятельно. Было обнаружено, что такой язык существует у многих близнецов.

Каковы возможные причины этого явления, которое зачастую приводит к задержкам развития речи у близнецов?

Известно, что основную роль в речевом развитии ребенка играет его общение со взрослыми. Между тем родители близнецов обычно не могут позволить себе длительные беседы с каждым ребенком с глазу на глаз. Мать, которой нужно сменить две пеленки, едва ли станет засиживаться с одним ребенком и болтать с ним, в то время как другой криками пытается привлечь ее внимание. А когда ребенок подрастает, вечно занятому родителю не хватает времени, чтобы исправлять его грамматику и произношение.

Все дети, когда учатся говорить, подражают нескольким моделям, например, няне, старшим детям, сверстникам, родственникам. Близнецы, поскольку проводят вместе больше времени, в основном подражают друг другу, что еще больше усиливает искажения, и без того присущие детской речи. В результате многие слова становятся непонятными для окружающих – это и есть «тайный язык», или так называемая автономная речь близнецов. Частое явление в речи маленьких близнецов – опускание окончаний определенных слов. Считается, что такой сокращенный язык нужен близнецам, чтобы быстрее изложить свои мысли, поскольку в семьях с несколькими детьми обостряется конкуренция за право быть услышанным и понятым родителями.

Поэтому нет ничего странного в том, что у близнецов, особенно если у них очень тесные отношения друг с другом, обнаруживаются некоторые задержки речевого развития. В среднем такие задержки чаще встречаются у близнецов, чем у одиночно рожденных детей, но это ни в коем случае не должно считаться показателем умственной отсталости или предвестником трудностей в обучении. Тем не менее, чтобы успешно выйти из домашней обстановки в более широкое социальное окружение, близнецам нужно развивать соответствующие речевые навыки. Кратчайший путь к достижению этой цели – подражание правильной речи родителей.

Рассмотрим несколько практических приемов, с помощью которых можно поддержать и ускорить речевое развитие ваших близнецов:

  • Старайтесь находить время для разговоров с каждым близнецом по отдельности. Это особенно важно, если вы замечаете у одного из близнецов склонность отвечать сразу за обоих. Такое общение с глазу на глаз дает возможность более молчаливому ребенку научиться говорить самому за себя.
  • При разговоре с каждым ребенком давайте ему пример правильной речи.
  • Читайте близнецам вслух и побуждайте их к совместному придумыванию рассказов. Это развивает интерес детей к словам, что приводит к увеличению их словарного запаса и совершенствованию навыков речевого общения. Побуждайте близнецов участвовать в сочинении рассказов. Начните с простой фразы «Однажды жили-были...» и предложите каждому близнецу по очереди продолжать рассказ с того момента, где остановился предыдущий.
  • Отучайте детей от привычки перебивать собеседника или привлекать к себе внимание криком. В семьях с несколькими детьми идет постоянная борьба за внимание родителей. В семьях близнецов такая конкуренция временами обостряется, и ее участники даже не успевают понять, что происходит. В тех случаях, когда один из близнецов повышает голос, перебивает или навязчиво стремится привлечь к себе внимание, постарайтесь установить некоторые основные правила и последовательно контролируйте их выполнение.
  • Давайте каждому близнецу возможность самостоятельно общаться с другими детьми. Позволяя своим малышам общаться со сверстниками, вы помогаете им развить навыки речи, что в свою очередь положительно влияет на чтение и письмо. К восьми годам большинство близнецов уже достаточно входят в общество, чтобы отказаться от «тайного языка», существовавшего между ними. К началу обучения в средней школе у близнецов должно иметься достаточно возможностей для общения независимо друг от друга. Это особенно важно для разнополой пары, где девочка может превосходить брата в развитии социальных и речевых навыков.
  • Учитывайте индивидуальность каждого ребенка. Хотя в каждом близнеце очень важно видеть уникальную личность, часто бывает трудно избежать сравнений, особенно в том, что касается их речевых особенностей. Запомните, что у каждого близнеца свой темп развития. Старайтесь не «наклеивать» на них ярлыки: это «молчун», это наша «болтушка».

Возможные проблемы физического развития близнецов

И среди одиночно рожденных детей, и среди близнецов встречается небольшое количество детей с нарушениями либо физического, либо умственного, либо обоих видов развития. Причем частота подобных нарушений у близнецов несколько выше. И это не удивительно. Известно, что у недоношенных детей выше риск появиться на свет не совсем здоровыми. К нарушениям могут также приводить некоторые особенности развития, характерные именно для близнецов (например, синдром «переливания крови» между плодами в утробе матери). Кроме того, у «младших» близнецов выше риск появления нарушений центральной нервной системы из-за того, что во время родов они испытывают недостаток кислорода.

Проблемы развития у близнецов обычно обнаруживаются быстрее, чем у одиночнорожденного ребенка, потому что отставание одного из детей от соблизнеца рано обращает на себя внимание взрослых. Такая ранняя диагностика позволяет принять своевременные меры и назначить лечение.

    Ирина – мать однояйцовых тройняшек. Все они росли одинаково милыми и общительными детьми, и ничто не вызывало у нее беспокойства, пока она не заметила между Ваней и двумя другими мальчиками существенное отличие. Два мальчика в 8 месяцев прекрасно умели сидеть и ползать, а Ваня практически не умел держать спину в положении сидя и только начал передвигаться по полу. Сравнив его с братьями, Ирина поняла, что ноги ему плохо подчиняются. Это были первые признаки детского церебрального паралича.
    Маргарита оказалась более внимательной матерью и с самого начала заметила, что Боря слишком много спит и не умеет концентрировать внимание. Она не могла заставить его задержать взгляд на своем лице даже на несколько секунд. В дальнейшем у Бори обнаружилось нарушение нервной системы, приводящее к задержке развития.

Наследственные заболевания, такие как фиброз мочевого пузыря и генетические нарушения (синдром Дауна), встречаются у близнецов не чаще, чем у одиночнорожденных детей. Разнояйцовые близнецы, как и обычные братья и сестры, редко болеют вместе. Даже инфекции во время беременности (например, краснуха) или препараты, нарушающие развитие плода (талидомид) могут повредить одному ребенку, но пощадить второго. Однояйцовые близнецы также редко страдают от одной и той же болезни, если только она не передается по наследству (например, болезнь Дауна может наблюдаться только у одного из близнецов). По-видимому, это объясняется тем, что данное генетическое нарушение развивается уже после расщепления яйцеклетки.

Родители больного ребенка неизбежно испытывают бурю смешанных эмоций, из которых не последнее – это чувство утраты здорового малыша. Для родителей близнецов к этому добавляется еще одна специфическая утрата – утрата «близнецовости». Многие мамы и папы испытывают гордость от того, что у них родились близнецы, и наслаждаются вниманием окружающих. Поэтому часто родители избегают афишировать, что их дети, настолько разные по своему физическому и умственному развитию, на самом деле – близнецы. Вместе с тем, им трудно перестать относиться к детям как к паре и отказаться от образа себя как родителей близнецов.

    Аня и Анжела – четвертый и пятый ребенок в семье. Аня родилась без осложнений, а вот Анжела никак не могла пройти по родовым путям, и после часа надавливаний на живот матери было сделано кесарево сечение. За это время в мозге Анжелы произошли необратимые изменения из-за недостатка кислорода. Свой первый самостоятельный вдох она сделала только через полчаса после появления на свет.
    В 6 лет сестры представляли собой очень странную пару. Анжела была миловидной крохой, прикованной к инвалидной коляске. Она не могла даже сидеть самостоятельно. Она улыбалась и производила какие-то звуки, но не могла произнести ни одного членораздельного слова и плохо понимала обращенную к ней речь. По своему физическому и умственному развитию она осталась на уровне младенца. Ее сопровождала здоровая сестра Аня, в точно такой же одежде.

В еще одном случае впечатлительная мать чуть было не отказалась от лечения дочери из-за желания сохранить внешнее сходство близнецов.

    Катя и Лиза – трехлетние однояйцовые близнецы. «Младшая» Лиза в результате осложненных родов страдает церебральным параличом в легкой форме. Физиотерапевт предложил изготовить для нее ножной протез, чтобы она могла нормально передвигаться. Сначала мать отказалась, поскольку это означало, что какое-то время близнецы не смогут носить одинаковую одежду. Однако вскоре она переменила свое решение.

Перед некоторыми родителями встает проблема – как правильно хвалить и поощрять своих близнецов.

    Жора – умненький трехлетний мальчик, страдающий церебральным параличом. Многие месяцы он старательно учился ползать. Наконец ему удалось встать на колени и неуверенно проползти через всю комнату. Родители выразили свой восторг и не скупились на похвалу. Сева, его брат-близнец, не мог понять причину происходящего. Ведь в свои три года он хорошо ходил, а ползать ему и в голову не приходило. И он, конечно же, не помнил, чтобы его так хвалили за похожие достижения. Теперь он стал пытаться ползаньем привлечь к себе внимание родителей, но его почему-то игнорировали.

Братья и сестры детей-инвалидов во время стрессов могут как бы возвращаться назад в развитии, уподобляясь близнецу.

Для большинства детей тяжело иметь физически или умственно неполноценного брата или сестру. Это влечет за собой неизбежные изменения в жизни семьи: уход за больным ребенком требует времени, а это значит, что мама и папа уделяют здоровым детям меньше внимания.

Здорового близнеца эти проблемы затрагивают даже в большей степени, если ему постоянно напоминают, что он и больной ребенок являются членами одной близнецовой пары. Он может переживать иррациональное чувство вины за то, что несчастье обошло его стороной, что его здоровье досталось ему ценой болезни соблизнеца. Поэтому здоровый ребенок часто пытается «искупить свою вину» перед соблизнецом и берет на себя значительную часть ухода за ним.

    Миша и Петя – однояйцовые близнецы. Родители не могли нарадоваться на своих здоровеньких малышей, и только мама умела различать их. В 9 месяцев оба ребенка перенесли гастроэнтерит. После выздоровления выяснилось, что для Пети заболевание не прошло бесследно. Он больше не мог самостоятельно сидеть, а от прежнего смеха и лепета осталась только редкая неохотная улыбка.
    Со временем различия между близнецами еще увеличились. В 18 месяцев Миша уже бегал, а Петя только учился ползать. В 3 года Миша говорил полными предложениями, а Петя произносил лишь несколько слов. В 6 лет, если бы не одинаковая одежда, никто бы и не подумал, что они близнецы. Петя был намного ниже ростом и заметно отставал от брата в умственном развитии.
    Когда близнецам исполнилось 13 лет, их мама начала тревожиться, и поводом для беспокойства, как ни странно, стал здоровый сын. Миша очень хорошо учился, ему легко давались все предметы; он хотел стать врачом, когда вырастет. Он был спокойным и старательным ребенком, учителя были о нем прекрасного мнения. Настораживал только его отказ от участия во всех внеклассных мероприятиях. Несмотря на уговоры родителей, он отказывался ходить в походы. Он любил спорт, но никогда не оставался после уроков поиграть во дворе с одноклассниками. Вместо этого Миша спешил домой – провести свободное время с Петей. Возможно, для него это был единственный способ облегчить свое чувство вины перед братом.

Еще одна частая причина нарушений в социальной жизни здорового ребенка – это опасение, что друзья увидят его с соблизнецом и не захотят приходить в гости. Эта проблема возникает реже, если близнецы не подчеркивают свою «близнецовость».

Ухаживать за ребенком-инвалидом труднее даже в младенчестве: он отказывается от груди, медленно сосет, может страдать припадками. Поэтому матери приходится полностью сосредотачиваться на нем, а уход за здоровым близнецом поручать чуть ли не первому встречному. Часто друзья семьи, понимая эту ситуацию, предлагают свою помощь в уходе именно за больным малышом. Идеальной ситуацией для родителей было бы оставить больного близнеца на несколько часов надежному человеку, а самим сходить куда-нибудь со здоровым ребенком.

Ребенку-инвалиду часто требуется помощь врачей, поэтому логопед, физиотерапевт и другие специалисты становятся своего рода «друзьями семьи». Частые визиты в поликлинику означают, что одному ребенку уделяется особое внимание, а другому приходится идти следом за матерью, чтобы ей не мешать, или оставаться дома с няней. Поэтому здоровый ребенок часто ощущает, что его не замечают. Некоторые дети начинают бороться за внимание родителей негативными способами, создавая им множество проблем, а другие пытаются обрести чувство безопасности за счет того, что не отходят от матери ни на шаг и отказываются разговаривать с кем-то еще.

Временами даже самый понимающий ребенок чувствует зависть и неприятие того внимания, которым окружают его больного соблизнеца, которому, к тому же, делают множество послаблений, например, освобождают от работы по дому. Здоровый ребенок может выражать свои эмоции разными путями – от открытой ревности и раздражения до более сложных поведенческих расстройств.

    У Кати была однояйцовая близняшка, которая страдала легкой формой церебрального паралича, признаки неблагополучия начали проявляться в 6 лет. Воспитатели заметили, что она стала необычно тихой и замкнутой. Она предпочитала отмалчиваться и сторонилась других детей. Ее поведение дома варьировало от открытой агрессии в адрес матери, когда она уклонялась от любого физического контакта, до требований приласкать ее и посадить на колени, часто в самый неподходящий момент.
    В семье было еще трое детей – младший и старший братья и Лиза, близняшка Кати. Их отец держал овощную палатку, а у матери, которая помогала ему в работе и присматривала за детьми, практически не было свободного времени. Как мать ни старалась, она не могла уделить всем четырем детям столько внимания, сколько ей хотелось бы. В этом смысле в более выгодном положении находились младший сын, который сидел дома, и Лиза, которая много бывала с мамой во время визитов к врачу и занятий лечебной гимнастикой.
    Катя же проводила время с мамой только раз в год – на диспансеризации в поликлинике. После этого они на целый вечер отправлялись по магазинам, заходили посидеть в кафе.
    Как можно помочь ребенку в такой ситуации? Матери было рекомендовано найти способ оставлять других детей дома на один вечер в неделю и ходить вместе с Катей в бассейн. Катя любила плавать, но больше всего она любила бывать с мамой. Для них двоих это был хороший способ расслабиться, установить физический контакт, а для матери – еще и сделать перерыв в работе.

Наличие в семье больного ребенка накладывает определенные ограничения на жизнь семьи в целом. Это касается многих видов активного отдыха – например, велотуризма. Если же у ребенка задержка умственного развития, в основном исключаются походы в музеи, театры, кино. Однако в этой ситуации есть свои плюсы для каждого из близнецов. Больной ребенок всегда имеет перед собой образец для подражания в лице своего соблизнеца, который побуждает его развиваться в физическом и социальном плане. А у здорового близнеца вырабатывается терпение и чуткость к нуждам другого человека.

Дети, выросшие в семье, один из членов которой умственно или физически неполноценен, в дальнейшем часто выбирают профессии, связанные с уходом и заботой о других людях. Родителям следует поддерживать ребенка в его склонностях, не обостряя вместе с тем его чувство вины перед соблизнецом.

Когда в семье больны оба ребенка, на плечи родителей ложится невероятная тяжесть. Они не только переживают двойную трагедию, но и вынуждены справляться с эмоциональной и физической нагрузкой, связанной с уходом за двумя детьми. Даже физическая нагрузка сама по себе может оказаться невыносимой. Всем семьям с детьми-инвалидами, особенно если это близнецы, необходима посторонняя помощь. Только в таких условиях мать может уделить необходимое внимание больным детям и найти время для здоровых.

Способы коррекции нарушений физического развития близнецов

Близнецы, родившиеся после 37 недель с нормальным весом, болеют не чаще, чем одиночнорожденные дети. Но у маловесных и недоношенных близнецов чаще, чем у одиночнорожденных детей, встречаются нарушения движения, которые на раннем этапе требуют коррекции с помощью гимнастики. Причиной этого является прежде всего недоношенность и в меньшей степени – нарушение питания в утробе матери. У маловесных и недоношенных детей незрелость мозга, недостаток питания и кислорода, кровоизлияния в мозг, а также стесненность движений в утробе матери могут приводить к нарушениям осанки. При ягодичном предлежании часто развиваются заболевания тазобедренного сустава, а при неправильном положении головы может возникнуть сокращение мышц шеи, так называемая кривошея.

Нарушения движения и задержки развития можно исправить тем успешнее, чем раньше они будут обнаружены. Чтобы как можно раньше выявить возможные нарушения, дети «группы риска» проходят обследования у педиатра.

Массаж для близнецов

Массаж прекрасно снимает у детей все тревоги и волнения, помогает расслабиться и оказывает на них позитивное воздействие, которое будет сказываться всю последующую жизнь. Все достоинства детского массажа с трудом поддаются перечислению, при этом он полезен как для близнецов, так и для их родителей. Малыши, получающие сеансы массажа, более спокойны, дольше спят и меньше плачут.

На недоношенных детей (которых много среди близнецов) массаж оказывает еще более значительное воздействие. Оказалось, что дети, которых массируют три раза в день, более внимательны, период бодрствования у них длиннее, они быстрее набирают вес и выписываются из роддома на 3-6 дней раньше, чем их сверстники, не получавшие сеансов массажа. В возрасте 8 и 9 месяцев эти дети по-прежнему превосходят своих сверстников ростом и весом, а также опережают их в развитии интеллекта и двигательной активности. Нервная система недоношенных детей, получающих сеансы массажа, созревает быстрее. Благодаря этому у них быстрее устанавливается правильный режим сна и бодрствования и они охотнее откликаются на присутствие взрослого.

Кроме того, массаж поможет родителям малышей-близнецов на некоторое время замедлить бешеный ритм своей жизни. Это замечательный способ для матери немного успокоиться и лучше узнать индивидуальность каждого ребенка. Когда делаешь малышу массаж, спешить нельзя, а ведь так часто матери близнецов бегут по жизни на всех парах. Он помогает сбросить темп и обратить внимание на такие мелочи жизни, которые очень важно не упускать из виду. Работающим матерям близнецов приходится еще тяжелее, поэтому массаж дает им возможность побыть наедине с каждым ребенком и укрепить контакт с ним. После длительного рабочего дня он помогает установить с ребенком контакт через прикосновение. Это избавляет мать от чувства вины за свое отсутствие. Массаж также развивает у родителей чувство уверенности в своей способности обращаться с детьми, особенно если они родились раньше срока. У отцов такая уверенность возникает не сразу.

Перед тем как начать массировать детей, поговорите с врачом о том, какие прикосновения к ним допустимы, особенно если малыши родились раньше срока. Если массаж им пока не показан, поинтересуйтесь, можно ли носить их в слинге – это также позволяет поддерживать с ними телесный контакт.

Если ваши малыши уже готовы к массажу, существуют техники, которые можно использовать даже до выписки из роддома. Для начала, одновременно проводите руками по голове и ножкам малышей. По мнению специалистов, это дает им ощущение того, что они все еще находятся в утробе матери. Кроме того, рекомендуется массировать пальцы ног, растирать кисти рук, сгибать и разгибать ручки и ножки и поглаживать малышам голову и лоб. Новорожденные дети могут выдержать не более 15 минут массажа, а затем наступает пресыщение.

После выписки включите массаж в обычный режим дня. Рекомендуется приурочить его ко времени купания или укладывания в постель. Можно попробовать после купания растереть близнецов детским кремом или маслом, надеть пижамы и уложить спать. Другое время, пригодное для массажа, – период бодрствования по утрам или вечерам. Только предварительно убедитесь, что малыши не голодны и не устали.

Массаж можно делать и детям, уже вышедшим из младенческого возраста.

Три способа успокоить животик малыша:

  • «Водяное колесо» . Сложите ладонь ковшиком и проведите краем ладони по животу ребенка от нижнего края ребер до резинки подгузника. Повторите 7-8 раз.
  • «Луна и Солнце» . Подушечками пальцев левой руки сделайте круг по часовой стрелке («солнце») по животу ребенка от нижнего края ребер до точки, находящейся в 3-5 см под пупком. Одновременно правой рукой, двигаясь по часовой стрелке от 10 до 4 часов на циферблате, опишите полумесяц. Повторите каждое движение 8 раз.
  • «I Love You» . Массируйте малышей подушечками пальцев. Чтобы написать I, проведите линию от нижнего края ребер вниз по левой ноге. Для Love нарисуйте на животе перевернутую L, двигаясь слева направо. Для You нарисуйте на животе перевернутую вверх ногами U, двигаясь слева направо. Повторите 4-5 раз.

Воспитание близнецов с особыми нуждами

Воспитание близнецов, даже физически здоровых, – нелегкая задача. И она еще более осложняется, если родителям приходится растить недоношенных близнецов или близнецов с особыми нуждами. Опыт родителей, которые успешно справляются с задачами воспитания близнецов с проблемами здоровья или поведения, подсказывает обратить внимание на следующие моменты.

Поиск поддержки и забота о себе

Признайтесь себе в том, что вы, возможно, опечалены фактом утраты вашими детьми нормальных возможностей. Эта печаль не покидает многих родителей всю жизнь: хотя они и говорят, что любят детей такими, какие они есть, но все же мечтают, чтобы они были нормальными. Чем раньше вы осознаете и проработаете чувства разочарования, отрицания, злости, вины и страха, тем легче вам будет действенно реагировать на потребности своих детей. Родители близнецов с особыми нуждами часто чувствуют себя одинокими: они не находят полного понимания ни у родителей здоровых близнецов, ни у семей детей-инвалидов. Многие родители по крупицам черпают поддержку у сочувствующих друзей и родственников, некоторые прибегают к помощи Интернет-ресурсов.

Родители часто пренебрегают заботой о себе и о здоровых детях, полностью посвящая себя детям с особыми нуждами. Это может привести к психологическому сгоранию, распаду брака и даже к отвержению проблемных детей. Ешьте и спите вдоволь. Побольше общайтесь с супругом, делайте перерывы на отдых, чтобы выйти из ситуации, находите время для хобби, уделяйте индивидуальное время каждому из здоровых детей. Научите друзей и родственников нянчить малышей. Это особенно важно в экстренных случаях (например, в случае госпитализации или неотложной поездки). Надежные помощники, которым можно доверить детей и работу по дому, незаменимы в семьях близнецов, и тем более помогают вам сохранить рассудок, если вы воспитываете детей с особыми нуждами. Родителям нужно разделить обязанности между собой, чтобы не доводить одного из супругов до негодования перегрузками. Принимайте любую помощь и точно указывайте окружающим, что именно они могут сделать для вас.

Депрессия чаще случается у родителей близнецов вообще, не говоря уж о тех случаях, когда кто-то из детей умер или является инвалидом. Чем больше у вас стрессов, каждодневных трудностей и проблем со здоровьем детей, тем больше риск депрессии. Если вы чувствуете, что проблемы, с которыми вам приходится справляться, слишком серьезны, обратитесь за помощью к специалисту, потому что эффективное излечение вашей депрессии позволит вам лучше заботиться о детях.

Воспитание

Если ваши дети родились на 2-3 месяца раньше срока, пройдет много времени, пока они начнут улыбаться, держать головку и ползать. Эти задержки в развитии, особенно в развитии общения со взрослым, разочаровывают многих родителей, особенно если дети требуют постоянного ухода, а родители практически не получают от них ответной реакции. Многие родители обнаруживают, что они больше привязались к одному из детей – к более слабому физически или к ребенку с особыми нуждами. Другим родителям, наоборот, проще любить более крепкого малыша. Постарайтесь осознать тот момент, когда один из детей становится любимчиком, и не навешивайте на близнецов ярлыки, вроде «сообразительный, отстающий, хромой» и т.д.

Некоторые родители недоношенных близнецов после родов, когда их шансы выжить еще не ясны, стараются не слишком привязываться к детям. Это нормальный защитный механизм, но он может осложнить развитие привязанности. Процесс развития привязанности, особенно к недоношенным детям, может занять несколько месяцев, но все равно родители постепенно начинают их любить.

Для родителей, оплакивающих утрату своим ребенком нормальных возможностей, чувство отвержения в его адрес, стремление всячески защитить более крепкого малыша, страх сломаться под грузом забот о двух детях-инвалидах, чувство вины перед детьми – нормальная реакция. Не требуйте от себя больше того, на что вы реально способны. Приспособление к особым нуждам детей – это медленный, постепенный процесс. Он может протекать тяжелее, если ребенок страдает умственной отсталостью, задержками развития речи или серьезными физическими нарушениями, требующими постоянного ухода. Но когда дети достигают школьного возраста, жизнь большинства родителей становится проще.

Воспитание недоношенных близнецов или близнецов с особыми нуждами – это сложное занятие, и вам всей семьей нужно установить приоритеты своей деятельности. У вас, скорее всего, не получится одновременно нянчить двух детей. Тем не менее, не теряйте из вида более крепкого малыша, в то время как ухаживаете за его слабым соблизнецом. Всем вашим детям нужна любовь и обогащенная домашняя среда, стимулирующая их развитие.

Относитесь к своим детям, не подчеркивая их отличия от прочих сверстников. Установите границы дозволенного и требуйте от них дисциплины, как и от любых здоровых детей. Если один из близнецов здоров, а второй – инвалид, не сдерживайте развитие первого, чтобы «они были больше похожи на близнецов». Старшие и младшие братья и сестры близнецов также нуждаются в вашей заботе и индивидуальном внимании. Убедитесь, что здоровые дети не перегружены уходом за малышами (купанием, одеванием, врачебными процедурами и т.д.). Они могут быть очень привязаны к ребенку с особыми нуждами и стремиться сделать для него все, что в их силах, но для них уделять время общению со сверстниками, переложив часть заботы о малышах на родителей. Найдите золотую середину.

Дни рождения недоношенных близнецов и близнецов с особыми нуждами, особенно если один из них умер до рождения или вскоре после, часто связаны с болезненными воспоминаниями. Некоторые родители даже по прошествии десятка лет предпочитают отмечать день рождения не тогда, когда близнецы реально родились, а, например, в тот день, когда оставшийся в живых близнец был выписан домой из больницы. Другие устраивают праздник через несколько месяцев после реального дня рождения, после того как их оставят ежегодно возвращающиеся грустные воспоминания. Пусть любые способы обойти тягостные воспоминания и полноценно отметить день рождения оставшихся в живых детей войдут в традицию, даже если члены семьи не понимают вашу проблему. Многие родители ценят, когда гости во время праздника поименно вспоминают умерших близнецов. Сами родители часто включают в процедуру празднования какую-то символ, например, ангела или бабочку на торте, минуту молчания, чтение стихотворения или молитвы.

Заступничество

Вы – лучший защитник своих детей. Настойчиво требуйте финансовой поддержки, информации, помощи от медицинских работников и понимания от школы. Вам придется сделать множество звонков и написать кучу писем, но упорство оправдывает себя. Определите фронт работ и выделите приоритетные направления. Организуйте свою деятельность: ведите список необходимых дел и календарь врачебных процедур.

Чем раньше дети с особыми нуждами начинают получать лечение, тем лучше для них. Если ваши чувства подсказывают, что у детей есть проблема, потребуйте проведения соответствующих тестов или анализов. Не позволяйте сбить себя с толку специалистам, цитирующим «мифы» о том, что близнецы всегда отстают в моторном развитии или в норме начинают говорить позже, чем одиночнорожденные. Если вы подозреваете наличие проблемы, обсудите ее с кем-то знающим.

В ситуации общения также заступайтесь за своих детей. Друзей и родственников приходится учить, как включать ваших детей в свою компанию. Расскажите им заранее о возможностях и трудностях своего ребенка и пригласите их пообщаться с ним, имея в виду, что ваш ребенок – это прежде всего личность, а его особые нужды – на втором месте. Дети с проблемами поведения быстро утомляются в шумных людных местах. При планировании выходов из дома руководствуйтесь здравым смыслом и будьте готовы покинуть продолжительные мероприятия, если ваши дети легко устают.

Обучение

Образование жизненно важно для ваших детей. Отделение здорового близнеца и близнеца с особыми нуждами друг от друга в школе и в детском саду может даться им тяжело. Лучше всего отложить или ограничить расставание, где это возможно, потому что отношения между близнецами помогают многим из них справляться с трудностями. Посещение ребенком его соблизнеца в другом классе позволяет детям убедиться, что, когда они в разлуке, каждый из них находится в хороших руках. Это также позволяет их одноклассникам увидеть и принять различия между близнецами.

Убедитесь, что в школе знают о том, что ваши дети – близнецы. Иногда учитель считает ребенка одиночно рожденным, если его соблизнец умер или учится в другой школе. Учителя и психологи, отвечающие за благополучие ребенка, должны иметь представление о психологических особенностях воспитания близнецов.

Выводы

Из книги "Физическое и психическое развитие близнецов"

Две улыбки, две души,
И они вдвойне милы!
Как же их двоих понять?
Вдвое больше надо знать…

Удивление, радость, беспокойство, двойное счастье, растерянность, ощущение нереальности - это только малая доля чувств, возникающих от новости ожидания близнецов . А рассказ про роды двойни мало кого оставит равнодушным. Потом первое время приспособлений по уходу, двойные улыбки и плачи, время удвоенных расстройств и ярких впечатлений… И скорее уже после, появляется возможность желания понять их особенный мир - мир своих близняшек. Об их психологических особенностях здесь и пойдет речь.

Внешняя удивительная схожесть близнецов не должна создавать иллюзию идентичности их психологических характеристик. Мало того, отношения между такими братиками, сестричками, братиком и сестричкой отличаются от разновозрастных деток одной семьи. Учет этих двух аспектов чрезвычайно важен для родителей близняшек.

Первое, с чем могут столкнуться родители уже с младенчества близнецов - это «синдром подзадоривания» друг друга (эскалации), с усилением реакций и поведения: плачь одного «заставляет» другого кричать еще громче, баловство одного малыша-дошкольника может вызвать желание другого сделать еще «круче»; в более взрослом возрасте близнецам легче создать свой «дуэт проказников» для фантастических проделок (психологи советуют родителям: терпеливо не реагировать на их провокации; стараться разделять близнецов в пространстве на время, хотя бы начиная с минуты и прибавляя по одной каждый год; постараться отвлечь от ситуации, исходя из интересов возраста; ни в каком возрасте не провоцировать чувство соперничества между близняшками ни словом, ни делом, уделяя каждому достаточное внимание по отдельности и одобряя каждого за свои заслуги; необходимо убеждать детей с самого раннего возраста, что внимания родителей хватит на обоих);

Для близняшек характерно позднее развитие речевой деятельности, за счет криптофазии (особого языка близняшек), как следствие отсутствия стимула общения с теми, кто их «не понимает» (а далее задержка в начале употребления связанных предложений, медленного развития словарного запаса, отсутствия монологов в речи), что, по мнению наших ученых, и приводит к необщительности и меньшему развитию других психических компонентов, быстрой утомляемости, неуспеваемости (исправления ситуации в лучшую сторону можно ожидать годам к 13-18); для разнополых близнецов начало речи происходит быстрее, а в разнополых парах обычно раньше начинает говорить девочка;

Удивительно, но, по исследованиям, первый по времени рождения близнец больше склонен в развитии ориентироваться на одного из взрослых, проявляя более ответственные, лидерские, честолюбивые, порой агрессивные качества, а тот, кто рождается чуть позже, проявит больше беззаботности и мягкости, при этом являясь более бодрым и веселым, но с чертой упорства;

Часто близнецов, особенно однояйцовых, наши психологи отмечают характеристиками робости, малой общительности с окружающими и высоким показателем интровертности, а вот западные считают, что к ним тянутся окружающие, и они легко находят с ними общий язык, ведь в близнецах очень развиты чувства сопереживания;

- разнополых близнецов психологи выделяют в категорию будущих «идеальных супругов», где девочка будет женой, обладающей знаниями о мужской психологии, умеющей помогать мужчине, а мальчики станут понимающими, нежными мужьями;

Для разнополых близнецов может встречаться ситуация влияния внутриутробных гормонов на развитие противоположных половых характеристик (феминизация мальчика и маскулизация девочки);

Активность в поведении может быть как одинаковой (чаще у однояйцовых близнецов ), так и достаточно разной (чаще у разнояйцовых близнецов); по стилю поведения они могут быть «наблюдатели, исследователи» (чаще делают всё с разрешения, характерно развитие больше мелкой моторики, аккуратности, решают головоломки, но не любят деятельность с чрезмерными усилиями), «самостоятельные» отличаются манящей безграничной любознательностью, диким желанием независимости, «пионеры» сделают всё, чтобы самим «попробовать» объект интереса, не замечая преград и пределов, с большой активностью, чреватой синяками, ушибами и т.п.; при разных уровнях активности, на характер общей деятельности обычно влияет более активный в действиях, что дает прогноз на общий уровень активности их «парочки»;

Пары близняшек часто психологи делят на три основных типа: пары «тесно связанных» (чаще однояйцовые), пары «явных индивидуалистов», пары «умеренной зависимости» (для первой категории свойственна неотделимость, одинаковость практически во всем поведении, в общении с окружающими, в интересах - в этом случае, родителям придется для благополучного будущего детей уделить много внимания развитию индивидуальности; вторая категория отличается детскими драками и взрослыми конфликтами, привычкой действовать «наоборот», высокой соревновательностью - родителям рекомендуется контролировать и сглаживать конфликтные моменты, учить жить их в гармонии; для третьей категории всегда характерны более общительные черты с окружающим миром, меньший акцент на семейных отношениях, самодостаточность личностей и способность благополучной и независимой от второго близнеца позиции в коллективе);

Подростковый возраст часто проходит для пары близняшек конфликтно, кризисно из-за желания подчеркнуть свои особенности; для однояйцовых психологи годам к восемнадцати-двадцати обозначают больший успех на возобновление и даже усилении общих отношений, а разнояйцовые могут так и отдалить свои связи;

Близнецы еще в большей степени требуют в воспитании и развитии акцента на их индивидуальности, чтобы предотвратить эмоциональные проблемы в будущей самостоятельной, отдельной жизни, дать возможность развитию их уникальных особенностей, не позволить закрепиться одинаковости ложных для одного из них желаний, поведению подражания и чувству соперничества (начинать, стоит с разных по виду, но одинаковых по ценности и качеству одежд, игрушек, занятий, обращения как с отдельной личностью, находить возможность общения разных родителей с каждым ребенком по отдельности); следует не позволять обращаться к установке, что их поведение и жизнь должны быть одинаковы;

Сложности в наказании непременно возникнут у родителей, поэтому рекомендуют баловников разводить в разные комнаты для успокоения бурного поведения; отмечается проявление защиты от наказания одного из них, даже если защитник и есть пострадавший; при ябедничестве стоит наказать обоих, не позволять развиться этой привычке; при наказании одного из них, второй близнец обычно старается пожалеть его; позаботьтесь о том, чтобы правила были абсолютно одинаковыми для обоих деток.

Мир близнецов можно познавать бесконечно. Благо, на сегодняшний день создано множество сайтов и форумов для таких необычных родителей, а также уделено много внимания подобным темам и на общих родительских форумах и сайтах. Отдельно выделена отрасль науки - гемеллология, занимающаяся изучением физиологических, психологических, генетических и морфологических особенностей. Мало того, сами близнецы во всем мире стремятся к общему единению, создавая свои ассоциации, союзы, общественные организации, с проведением съездов, семинаров и конкурсов. Если вы - счастливые родители близнецов, то вам гарантировано насыщенное настоящее и будущее, и в них будут не только затруднения, но и двойные радости и счастье.

Наталья Мажирина

Практически вся литература, адресованная новоиспеченным родителям, рассчитана на то, что они воспитывают одного ребенка. Если в семье больше детей, то предполагается, что они разного возраста. Однако рождение двойняшек требует не только количественных изменений в планировании бюджета, но и качественно иного подхода к воспитанию. Какие же нюансы необходимо учитывать?

Строгий режим

Если с одним малышом можно позволить себе не думать о каком-либо расписании, подстраиваясь под природные ритмы ребенка, то матери двойняшек приходится экспериментировать с различными режимами.

Одним родителям удобнее кормить или купать детей одновременно, другим - по очереди, однако конечной целью подбора расписания является удобство матери.

Несмотря на то, что многие взрослые вначале жалуются на то, что малыши спят по очереди, со временем их удается привести к «общему знаменателю».

Управленческие навыки, полученные в первый год жизни, затем не раз пригодятся родителям: когда дети начнут ходить и будут двигаться в противоположные стороны, когда они станут просить разные блюда на обед и так далее.

Здоровый эгоизм

Быть постоянно вместе, играть в общие игрушки и видеть перед собой собственную копию (в том случае, если у вас близнецы) - непростое испытание. Отсутствие личного пространства осложняет развитие индивидуальности и приводит к формированию обобщенного «мы» вместо «я».

Поэтому родителям необходимо позаботиться о том, чтобы у детей отличались не только личные вещи, но и способы проведения досуга и развивающие занятия.

Например, пока один ребенок гостит у бабушки, другой отправляется с папой на автомойку.

При общении с двойняшками важно подчеркивать их различия в темпераменте и характере, избегая при этом противопоставлений и навешивания ярлыков. Так, одного ребенка можно похвалить за скорость реакции, а другого - за обстоятельность и ответственность при принятии решения.

Игры перед зеркалом

Гримасы перед зеркалом и любование собой в различных нарядах обычно не поощряются взрослыми.

Но для двойняшек подобное исследование себя и своих отличий от брата или сестры является важным этапом развития.

Когда кто-то из детей находится перед зеркалом, старайтесь вслух отмечать те или иные особенности внешности или мимики, даже если они неочевидны.

Недетская компания

Что уж скрывать - взрослым удобно, когда дети играют вместе и никого не отвлекают. Однако, в отличие от одного ребенка, которого можно надолго оставить играть с ровесниками без каких-либо негативных последствий, у дружных двойняшек может замедлиться развитие речи.

Будучи замкнутыми друг на друге, они привыкают использовать слова или звуки, понятные только им двоим. Богатый словарный запас и развернутые фразы оказываются ненужными.

Чтобы все стороны языка были востребованы, двойняшкам необходимо чаще общаться со взрослыми.

Компания детей может заменить родителей только в том случае, если двойняшки находят в ней других собеседников , помимо брата или сестры.

Развитие речи

Иногда для накопления словарного запаса и правильной постановки звуков двойняшкам бывает недостаточно просто общаться с родителями. Поскольку «двойные» беременность и роды иногда протекают с осложнениями, важно в самые первые месяцы следить за появлением лепета, а затем - за произнесением слов и построением фраз.

В арсенале родителей должны быть аудиосказки и тематические книжки, направленные на расширение словарного запаса (например, посвященные профессиям, видам транспорта, фруктам, одежде и другому).

Особое внимание нужно уделить менее активному ребенку из двойни, который, как правило, позже начинает говорить и склонен повторять за братом или сестрой ошибки при произнесении звуков и слов.

Отказ от «мы»

Молодые мамы часто бессознательно употребляют местоимение «мы», поскольку чувствуют особую близость к малышу и полностью поглощены его потребностями, проблемами и достижениями.

На детской площадке то и дело слышится: «Мы не любим тыквенное пюре» или «Мы пойдем кататься на качелях».

Мамам двойняшек лучше избегать подобных формулировок, так как многим малышам и без того бывает сложно запомнить свои имена.

Например, один из детей может откликаться лишь на «Миша, Гриша!», но не на «Миша!».

Объединение не только в пару с братом или сестрой, но и с мамой еще больше осложняет формирование Я-образа.

Посредничество

Может показаться, что двойняшкам легче адаптироваться в детском коллективе, чем одному ребенку. Однако это не совсем так.

Во-первых, у многих двойняшек имеется недостаток опыта в общении с другими детьми из-за привычки играть друг с другом. Во-вторых, они могут негативно воспринимать желание ровесников общаться только с одним из них.

Все люди разные, факт этот никем не оспаривается. Черты их, многие в это верят, в чем-то определяются датой рождения. Есть нечто общее у Овнов или Львов, Скорпионов или Тельцов. Давайте рассмотрим характер Близнецов. Чем люди, рожденные под этим знаком, отличаются от других, каковы их черты, влияющие на поведение и судьбу? Интересно?

Общие сведения

Описать характер Близнецов крайне непросто. Их даже выделить из толпы сложно. Дело в том, что их отличительной чертой является многогранность. Да еще и парное, по сути, созвездие наделяет их постоянным Это, конечно, не а что-то около того. Ввиду постоянного спора человек, рожденный в период правления Близнецов, спокойно отказывается от одних качеств или основополагающих постулатов и принимает другие, часто противоположные. Эти личности меняются до неузнаваемости. В целом же принято считать, что они умны и находчивы, любознательны и подвижны. Из этого набора вырастают их непостоянство и безответственность, что невозможно считать хорошими качествами. Однако следует понимать, что и год рождения накладывает определенный отпечаток на человека. К примеру, Близнецы-Драконы являются людьми упрямыми и вспыльчивыми. Им важен внешний эффект, оказываемый поступками. Они не особенно заботятся о логике жизненной линии. Тем не менее всех Близнецов объединяет быстрое мышление, способность вырабатывать собственный подход к осознанию окружающего мира, умение маневрировать и находить неожиданные решения.

и позиционирования

Когда рассматриваете характер Близнецов, необходимо не только внутрь заглядывать, но и смотреть, каким человек желает казаться окружающим. Все мы живем в индивидуальных моделях. Близнецы отличаются от остальных знаков тем, что могут их менять в зависимости от обстоятельств. Астрологи утверждают, что общение с этими личностями не всегда бывает приятным. Характер Близнецов не располагает к излучению тепла. Они зачастую холодны и неприступны. Естественно, таковое поведение без видимых причин обескураживает окружающих. Близкие же привыкают к этим нюансам. Ведь холодность совсем не означает негативное отношение. Так люди этого знака отстаивают собственную независимость. Попросту сказать, боятся слишком сблизиться с другим человеком. Следует понимать, Близнецам и так не скучно, они же пара (внутри). Зачем еще и внешняя нагрузка на мозги? Описанную особенность прекрасно демонстрирует парень-Близнец. Молодой мужчина может окутать понравившуюся девицу таким льдом, что та в Снежную Королеву превратится одномоментно. А суть в том, что юноша еще не умеет управляться со своими сложными чертами, контролировать их. Характер Близнецов тяжел не только для окружающих. Им самим бывает несладко. Нужно работать над собой больше, чем иным знакам.

Как ведут себя Близнецы в обществе?

Чего не отнять у людей этого знака, так это красноречия. Они в основном не только любят поговорить, но и занимаются процессом со знанием дела. Ораторское искусство у них в крови. Особенно выделяются в этом Близнецы-Драконы. Они постоянно находятся в поиске новых интересных тем, аудиторий, форм подачи материала. Им бы заниматься транслированием правды в мир - тот станет прекраснее и чище. Один недостаток портит этот феерический моноспектакль. Близнецы зачастую оказываются дурными слушателями. Они перебивают людей, соображающих медленнее, часто относятся к ним как к тупицам. Если не контролировать себя, можно остаться без аудитории. Люди предпочтут остаться без интересного рассказа, дабы не попасть под обстрел «умника». Близнецам рекомендуется воспитывать в себе толерантность, быть сдержаннее и добрее. И правда, их Вселенная наградила такой смекалкой, что другим знакам трудно за ними угнаться. Проявите милосердие. Ведь и у вас, милые Близнецы, есть свои недостатки!

Лидерские качества

Можно было бы констатировать, что таковых у рассматриваемого знака не имеется, - и закончить обзор вопроса. Но есть некий нюанс, который обязаны учитывать Близнецы и их благодарные слушатели. Он заключен в некоей миссии, которую Вселенная поручила представителям нашего знака. Их считают «глашатаями Богов». Качество это проявляется редко, но, так сказать, метко. Происходит все следующим образом. Человек, находящийся под влиянием нашего знака, говорит много и охотно. Его с удовольствием слушают, но не как лидера, а как равного. Однако в его речи проскальзывают мысли или идеи, которые западают некоторым слушателям в душу. Человек потом не только обдумывает интересный аспект или факт. По результатам этой внутренней работы может измениться вся его судьба. Особенно рекомендуется прислушиваться, когда говорит Обезьяна-Близнец. Ведь год рождения наделяет этих людей особой наблюдательностью. Они свои наметки вплетают в риторику, что бывает полезно для окружающих. Да и интуитивные прозрения у этого сочетания знаков случаются чаще, их глубина просто поражает вдумчивого слушателя.

Миссия Близнецов в мире

Нельзя рассматривать характер человека, игнорируя его высшее предназначение. А оно есть у всякого. Послушайте, о чем вещает ваш знакомый Обезьяна-Близнец, ощутите это всеми Предназначение нашего знака очень важно. Близнецы - дух, по сути. Пришли на землю, чтобы соединить высшее и материальное. Им следует почаще задумываться о том, как именно они влияют на обычную жизнь. Своим поведением, решениями эти люди меняют реальность, возвышая настолько, насколько получается. Внутренне состояние этих людей неуловимо и эфемерно, но мощно и действенно. Например, парень-Близнец способен сделать из любой дурнушки королеву, влюбившись в нее. Внешность барышни никак не поменяется, но она станет чувствовать себя повелительницей Вселенной! Таково же влияние любого представителя знака на жененные события. Он их одухотворяет, что дорогого стоит.

Отношение к жизни

Еще одной важной характеристикой любого человека является то, как он строит свою судьбу. Близнецам в этом смысле крайне важно избегать любого вида застоев. Им необходимо постоянное движение. Это связано с их миссией. Дух не может остановиться, начинается немедленная деградация. Впав в отчаяние, Близнецы быстро заболевают. Просто силы их тают, как лед в жаркой пустыне. Им нужна постоянна подпитка, заключающаяся в новом вызове, почве для наполнения смыслами. Естественно, есть некоторые отличия, связанные с влиянием года. Так, Близнецы-Змея живут несколько медленнее. Они глубже проникают мыслями в события. Для перемен им требуется больше времени. Зато их влияние глобальнее, чем у других.

Здоровье

К своему состоянию эти люди обычно внимательны, что обусловлено беспрецедентным обращением в их тонких телах энергетики. Они постоянно обрабатывают множество информации, сами того не осознавая. Для восстановления сил им требуется крепкий, здоровый, спокойный сон. Еще этим людям крайне полезны ограниченные физические нагрузки. Но в спорт им идти не рекомендуется. Исключением является Крыса-Близнецы. Да и те больше способностей и талантов демонстрируют в умственных упражнениях. Железным здоровьем Близнецы никогда не отличаются. Но серьезно болеют только в редкие моменты депрессии. Желательно не допускать такового состояния. Выбраться будет очень тяжело. Если внутренний дух начнет деградировать, перестанет оплодотворять идеями пространство, то человек легко скатится в алкоголизм или того хуже.

Отношения с другими знаками

На самом деле у представителей знака не возникает особых сложностей в общении. Очень хорошо взаимодействуют Близнецы и Рыбы. Им всегда есть что обсудить. Кроме того, Близнецы прекрасно взаимодействуют с Козерогами и стрельцами в деловой сфере. Но им не стоит поручать нудное копание в документах. Лучше возложить на них организационные вопросы и рекламу. В последней Близнецы считаются асами. Важной в жизни людей, рожденных под описываемым знаком, может быть дружба со Скорпионом. Вечно витающего в облаках Близнеца этот приятель станет опускать на грешную землю, стимулируя его к рациональной деятельности. Однако между ними зачастую заканчиваются плохо. Скорпиону надоедают нравоучения и порывы Близнецов. Он через определенный период постарается столкнуть неприятного партнера с телеги. Таковое событие навредит Близнецам не столько материально, сколько эмоционально. Представителям знака не рекомендуются стрессы, возникающие по инициативе тех, кому они доверяют. Потому в выборе партнёров им следует проявлять особую осторожность. Ну а в любви никто так не подходит друг другу, как Близнецы и Рыбы. Они подсознательно выстраивают свой особый мир, непонятный окружающим. В нем тепло и уютно обоим. Да и случайный гость получает возможность окунуться в облако спокойной безмятежности любовной идиллии.

Заключение

Изучая характер любого человека, следует заглянуть в его душу. Поведение рождается внутренними постулатами и принципами, по большей части зависящими от того созвездия, под которым личность воплотилась на нашей планете!

Новое на сайте

>

Самое популярное