Домой Полезные свойства плодов План по теме гендер социальный пол. Социология гендера. Гендерная культура и ее типы

План по теме гендер социальный пол. Социология гендера. Гендерная культура и ее типы

Что такое гендер? Гендер, пол, отличие © Катерина Максименко, Лайма Гейдар


Определение гендера Гендер – англ. Gender – грамматический род. Гендер - это смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, способа мышления, ролей и отношений мужчин и женщин, приобретенных ими в процессе социализации. Особенности социализации определяются историческим, социальным, политическим, культурным и экономическим контекстами. Гендерные представления являются нормативными представлениями о роли мужчин и женщин в зависимости от их пола.


Гендер и пол Гендерная проблематика будет для нас невидимой, если убеждены в том, что: Социальная роль мужчин и женщин в обществе определяется их биологическим полом; Роли мужчины и женщины определены раз и навсегда так, как распорядилась Природа или Бог. Иными словами, распределение социальных ролей между полами – это «естественное предназначение» человека, мужчины или женщины.






Гендер и пол Гендер и биологический пол – это не одно и то же! С биологическим полом рождаются. К биологическому полу относятся первичные и вторичные половые признаки; Гендер конструируется в процессе воспитания ребенка как мальчика или как девочки: гендер обусловлен обществом и культурой в данный конкретный период истории.


Где «мужчина»? Где «женщина»? Пассивность Слабость Ночь, луна Сердце, эмоции Материя Традиционность Статичность Мир Семья Природа Филология Секретарь Ожидание Круг Активность Сила День, солнце Голова, разум Форма Прогресс Подвижность Война Работа Культура, технология Математика Начальник Действие Треугольник


Традиционные гендерные представления Основные особенности традиционных гендерных представлений: Бинарность; Иерархичность; Патриархатность: Женское подчинено мужскому; Неравенство обосновывается природой, естественным ходом вещей; Эти представления являются репрессивными как в отношении женщин, так и мужчин




Традиционное восприятие гендерной идентичности Феминность Эмоциональность Инстинктивность Мягкость Слабость – «слабый пол» Красота Заботливость Интуиция Общительность Эмпатичность Ей важно, чтобы ее понимали, разделяли ее чувства Процесс важнее результата Маскулинность Интеллект Рациональность Независимость Активность Сила Авторитарность Склонность к риску Сдержанность в эмоциях Способность достигать своего, побеждать Важно, чтобы считали компетентным, добиться признания Результат важнее хороших отношений




Где «работает» гендер? Социальные статусы и нормы, которые выражаются в поведении Разделение труда Семейные обязанности Структура личности, которая выражается в чувствах и поведении Социальный контроль Идеология Художественные образы, художественная продукция Язык (сравните: «один человек и его жена» и «один человек и её муж»; «все люди – сестры»)


Гендерная дискриминация Если индивид не соответствует гендерным нормам, включается репрессивный механизм социального гендерного контроля: Человек дискриминируется Пример: уровень толерантности общества можно измерить через степень терпимости к сексуальным меньшинствам


Гендерная дискриминация Среднестатистическая женщина чаще дискриминируется в публичном поле, чем среднестатистический мужчина: Меньший заработок Отсутствие продвижения по карьерной лестнице Сексизм Дискриминация в отношении женщин: Отношение к женщинам по половому признаку, которое уменьшает значимость личных достижений, ограничивает в правах и возможностях. Например: отказ в приеме на работу женщине, которая хочет завести детей.






Политика равенства и право на отличие Политика равных прав, свобод и возможностей Право на отличие также входит в политику равных прав: Половое биологическое отличие мужчин и женщин не должно сказываться на равности их прав, свобод и возможностей Политика равенства и позитивная дискриминация Позитивная дискриминация Угнетаемой группе временно даются большие возможности, чтобы уравновесить представленность тех или иных социальных групп в важных секторах: Квоты в парламенте Квоты при поступлении в ВУЗы Социальная поддержка



  • Слайд 2

    Что означает понятие "гендер"?

    • "Гендер" - это "не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности". "Социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин" (Энтони Гидденс)
    • Наш гендер – это поведение и роли, которым мы научаемся как женщины и мужчины (чтобы быть/реализовать себя как мужчина или женщина в конкретном обществе) !!!Социальное/конструируемое.
  • Слайд 3

    Пол и гендер

    • Гендер (социальных, культурных, психологических особенностях позиций женщин и мужчин)
    • Пол (физические, физиологические, биологические различия между мужчинами и женщинами).
    • "Разграничение пола и гендера является фундаментальным, так как многие различия между женщиной и мужчиной обуславливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе.
    • Традиционное разведение ролей на "мужские" и "женские", которое принято считать "естественным", обусловленным природными задатками, является результатом определенного типа социализации, воспитания, обучения.
  • Слайд 4

    Патриархат

    • Что такое патриархат? (господство мужчин над женщинами).
    • Мужчине отдан на откуп внешний мир, культура, творчество, притязания на господство (субъект властных отношений).
    • Женщине - дом, но и в доме - она - существо подчиненное (объект его власти).
    • Что такое эмансипация? Автономное действие субъекта, направленное на его собственное освобождение.
    • Принцип взаимодополняемости, в принцип взаимозаменяемости.
  • Слайд 5

    Когда и как возникает вопрос о правах женщин?

    • О правах человека, о равенстве всех людей перед законом начинаются и перемены во взглядах на назначение женщин, в оценке их роли в обществе, наконец, в их статусе, который при традиционном порядке держится на их функции продолжательниц рода.
    • Женщины отвоевывали три группы прав - политические (гражданские, буржуазные революции), социально-экономические(пром.рев), репродуктивные права (культ.рев).
  • Слайд 6

    Что такое феминизм? (философия или идеология женского равноправия)

    • Идея гражданского равноправия женщин и мужчин, назвали "феминизмом".
    • "Декларация прав женщины и гражданки".
    • "Общество революционных республиканок«-движения за распространение на женщин права голоса, то есть права избирать и быть избранными в структуры власти - суффражизма (от англ. suffrage - голосование).
  • Слайд 7

    Марксисты и "женский вопрос"

    • Фридриха Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Карл Маркс
    • (Положение женщин-наемных тружениц есть положение классовое - класс пролетариев; уничтожение любых форм эксплуатации и угнетения - общая цель пролетариев и женщин)
  • Слайд 8

    Гендерное равенство: понятие и категории

    • Гендерное равенство/ равенство полов (эгалитарность) предполагает, что женщины и мужчины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам.
    • Власть (политическая, экомическая, культурно-символическая)/ресурсы производства/воспроизводства, распределения, контроля.
  • Слайд 9

    Гендерное равенство: концепции и этапы развития

    • Равенство и равенство прав женщин и мужчин
    • Равенство прав, различий и возможностей женщин и мужчин
    • Равенство прав, различий, возможностей, результатов, самоценности и самоидентификации женщин и мужчин
  • Слайд 10

    Гендерная политика в современном Кыргызстане: нормативно-правовая база

    • Международный обязательства
    • 1995, Пекин - Четвертая всемирная конференция по положению женщин. Присоединение к Пекинской платформе действий
    • 1996 – ратификация Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
  • Слайд 11

    • Национальный план действий по улучшению положения женщин (1999)
    • Указ Президента КР «О дальнейшем совершенствовании кадровой политики по привлечению женщин-лидеров к государственному управлению». 2002
    • Закон об основах государственных гарантий обеспечения гендерного равенства (2003)
    • Закон о социально –правовой защите от домашнего насилия (2003)
    • Указ Президента КР «О мерах по совершенствованию гендерной политики» 2006
  • Слайд 12

    Практика реализации гендерной политики

    Практика реализации гендерной политики: женщины и мужчины в составе кандидатов и депутатов парламентского уровня.

    Кто кандидатки и кандидаты?

    Женщины с высшим образованием, средний возраст 45-55 л.:

    • руководители государственных структур
    • руководители бизнеса
    • лидеры НПО и СМИ,

    Мужчины с высшим и средним образованием/возрастные особенности - молодые мужчины до 35 лет:

    • руководители бизнеса
    • временно не работающие/безработные
    • руководители государственных структур.
  • Слайд 13

    Практика реализации гендерной политики: репертуар политической активности женщин в ходе избирательной кампании 2004-2005 гг.

    • Более 50% агитаторов и в женских, и мужских предвыборных кампаниях кампаниях
    • Руководители предвыборных штабов мужчин-кандидатов
    • 50% состава членов избирательных комиссий и местных независимых наблюдателей
    • Активисты/лидеры народного сопротивления
  • Слайд 14

    • несоответствие между тем, что декларировалось на всех уровнях, включая «высокую» политику в отношении женщин и тем реальным положением, в котором оказались женщины-кандидатки.
    • несоответствие между необходимостью нести ожидаемый образ «чистой» женщины и рациональной необходимостью использовать «грязные», «неженственные» методы ведения предвыборной кампании.
  • Слайд 15

    Женщины и выборы: в ловушке двойных стандартов

    • несоответствие поведения мужчин-оппонентов тем культурным образцам, которые обычно приписываются мужчинам и ожидаются со стороны женщин
    • несоответствие между силой общественного ожидания от женщин-кандидаток следованию образам «безупречной матери» и унижающим отношением со стороны общества и государства к традиционным частной и семейной сферам «женского» влияния, как второстепенным и «мелким»
  • Слайд 16

    Гендерная концепция в Кыргызстане: нарушения смыслообразования

    • Этнонационализм и «остатки» советских политических традиций вместо гражданства
    • Семейно-родовые связи вместо профессионализма
    • «Гендерная политика» как площадка для приручения и использования женского ресурса
    • Ориентированность женских НПО на социальную сферу вместо политического участия/формирования субъективности
    • Женские практики «ужасного совершенства» и подчинения вместо деконструкции патриархатной системы властных отношений
  • Слайд 17

    Что принимать во внимание?: приметы социо-культурного контекста в регионе:

    • социальная некомпетентность населения
    • управленческая некомпетентность элит
    • разрушение городского культурного слоя и рурализация/архаизация социальных отношений
    • усиление партриахальных ценностей и патриархального уклада жизни
    • влияние идеологий религиозного толка
    • информационное пространство: мифотворчество, разрушение меры
  • Слайд 19

    Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятую ООН в 1979 г.

    • включить принцип равноправия мужчин и женщин в Конституции и другие законодательные акты и добиваться его практической реализации;
    • в случае необходимости использовать специальные санкции, запрещающие дискриминацию в отношении женщин;
    • принимать меры, чтобы изменить действующие законы, обычаи, практику, которые представляются дискриминационными в отношении женщин;
    • обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими, и политическими правами.
  • Посмотреть все слайды

    2.5.1 Определение гендера.

    2.5. 2 Гендерная культура и ее типы.

    2.5.3 Гендерная адаптация. Пол и гендер.

    2.5.4 Гендерный конфликт. Гендерная проблема.

    2.5.1 Определение гендера

    Определения гендера

    Гендер (от англ. gender «род») – это понятие, используемое в социальных науках для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека.

    Гендер – это социальная организация половых различий; культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу в данном обществе и в данное время. Гендер является социальной конструкцией системы социополоролевых отношений.

    Гендер – это «осознанное значение пола, социокультурная манифестация факта пребывания мужчиной или женщиной, освоенные характеристики, ожидания и модели поведения» (В. Шапиро).

    Гендер – это «набор социальных ролей; это костюм, маска, смирительная рубашка, в которой мужчины и женщины исполняют свои неравные танцы» (Г. Лернер).

    Не пол, но гендер обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы.

    Гендер как понятие иногда используется в социальных науках со второй половины ХХ в. для отображения социокультурного аспекта половой принадлежности человека. Гендер выступает как социальная организация половых особенностей. Это культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу.

    В культуре общества и личности именно гендер, а не секс обусловливает психологические качества, способности, виды деятельности, профессии и занятия женщин и мужчин через систему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы. Это своеобразный итог социализации человека, а не его биологического развития. Активно прорабатываемые идеи половых особенностей биологического и общественного развития привлекли к себе внимание, в первую очередь, социологов и психологов.

    Психология половых ролей особенно настойчиво предлагается: половые роли формируются в течение всей жизни человека. Половая роль осваивается осознанием значения пола, когда человек обнаруживает собственную принадлежность к тому или иному полу. Гендер здесь отражает идеи о поведении, которое ожидают от представителей женского или мужского пола различных возрастов, профессионального статуса, этнической принадлежности, религий и культур.

    Половые роли представляют собой часть освоенной культуры, результат социализации личности, ее воспитания. Диалектика гендерных начал требует учитывать женский и мужской принципы в истории, особенности материального и духовного развития женщин и мужчин. Неодинаковость прослеживается в социальном плане, связанном с биологическим развитием людей. Это подтверждается существованием мужского и женского принципов в истории.

    2.5.2 Гендерная культура и ее типы

    Гендерная культура представляется как система регулирования отношений между полами, ценностно-осознанная совокупность правил и норм социального взаимодействия индивидов в соответствии с половой принадлежностью, воплощенных в принципах и традициях общественной жизнедеятельности. Изменения в ней отражаются на экономической и политической стратификации общества, а также на социально-демографической, социально-профессиональной и национальной структурах.

    В истории человечества принято выделять три основных типа гендерной культуры : 1) Матриархат; 2) Патриархат; 3) Биархат.

    Матриархат – гипотетическая форма социального устройства, в которой семейная и политическая власть принадлежит женщинам. Сегодня антропологи, говоря о «матриархате», часто приводят в пример материнско-родовые общества: меланезийцы Тробрианских островов, микронезийцы острова Трук в Океании, малайцы-минангкабау Западной Суматры, наси Южного Китая и многие другие.

    Основными особенностями большинства этих обществ можно считать следующие:

    1) роль женщины достаточно велика, поскольку в мотыжном земледелии женский труд является основным; для этих обществ характерно наличие материнской семьи, то есть сохраняется матрилинейность и матрилокальность или авункулокальность (брачное поселение в группе брата матери), нередко даже дислокальность (проживание каждого из супругов в своей группе с эпизодическими брачными встречами) или амбиолокальность (попеременное проживание супругов в той или иной группе);

    2) очень крепки экономические и бытовые связи человека с братом его матери;

    3) общие экономические интересы супругов достаточно слабы, часто слаба и связь детей с отцом;

    4) позиция женщины является достаточно ярко выраженной, женщины являются часто хранительницами традиций, обычаев, религиозных культов, участвуют в общественной жизни и принятии решений.

    Патриархат. Общее значение этого понятия – господство мужчин над женщинами. Все известные общества являются патриархатными, хотя имеются различия в степени патриархатности и природе власти мужчин над женщинами (Гидденс).

    Идеология мужского превосходства находит свое обоснование не в сексуальных отношениях, а в глобальном процессе человеческого воспроизводства, в интересах рода. И первичное разделение труда, утверждающее патриархатный уклад, тоже совершается в интересах рода. Мужчины и женщины, в ту пору существа родовые, не имевшие представления о своей личной, индивидуальной судьбе, подчинялись его предписаниям.

    Биархат представляет собой «главенство» двух полов. Гендерная культура развивается по законам исторической преемственности. Каждая эпоха оставляет свой след в развитии социальности, при этом историческое обогащение не несет в себе отрицания ранее приобретенных ценностей, оно означает их новое существование во вновь складывающейся культурной системе.

    Каждая система – исторический тип гендерной культуры . В истории, как в единстве прерывности и непрерывности, объективно существуют периоды перехода от одного типа культуры к другому. Соответственно существуют периоды адаптации социальных общностей к императиву системы общественных отношений. Гендерная адаптация есть проявление данной закономерности, в рамках которой субъектом адаптации выступают гендерные общности.

    Гендер – социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологии, а от социальных условий, т.е. воспитания и распространенных в каждой культуре представлений о сущности мужского и женского начал. Пол человека является естественной основой его индивидуальности.




    Причины: большой процент разводов в обществе; преобладание неполных семей; главенствующая роль матери в семье; пассивное участие мужчин в воспитании детей; отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек. программно-методическое обеспечение не учитывает гендерный аспект; низкий процент мужчин-педагогов; преобладание в предметно- развивающей среде «девчоночьих» материалов и пособий; построение педпроцесса без учета гендерных особенностей.


    Гендерная культура предполагает: * формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера. * раскрытие психических, физиологических и этических особенностей мальчиков и девочек. * формирование представлений о мужском и женском достоинстве.


    Критерии сформированности гендерной культуры (в целом): становление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки; стремление к взаимопониманию; наличие качеств, характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в деле, рыцарство, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности и др.; наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям; наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердия, взаимопомощи


    Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин. Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.


    Мальчики и девочки это не только куклы и машинки, капризы и драки, пятерки или замечания в дневниках. Миры мальчиков и девочек в чем-то похожи, но в чем-то отличаются. Мы, взрослые, тоже родом из этих миров, но, пожалуй, во многом утратили способность видеть, слышать, чувствовать так, как это было в детстве. Чтобы понимать своих детей, важно помнить, что перед нами не просто ребенок, а мальчик или девочка. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, говорят и молчат, чувствуют и переживают.


    Наиболее продуктивный подход к воспитанию заключается в том, чтобы не пытаться « вложить » в ребенка готовые модели поведения и принудить его соответствовать определенным образцам, а лишь создавать ему условия, в которых принятие тех или иных образцов будет его личным выбором. В формирование мужественности или женственности, наша задача - показать ребенку примеры того, что мы считаем истинным в образе « настоящего мужчины » или « прекрасной дамы », и помочь перенять или выработать черты, которые позволят ему стать достойным представителем своего пола.


    Не позднее, чем в возрасте 18 месяцев, ребенок начинает осознавать, мальчик он или девочка. Но в возрасте от двух до шести лет дети начинают соотносить себя с тем или иным полом и выбирать определенные модели поведения и игры, которые характеризуют их принадлежность к одному из двух полов. Большинство социологов сходится во мнении о том, что взаимодействие природных качеств и воспитания определяет, в каком ключе будут разыграны эти гендерные роли.


    Физический рост Между двумя важными стадиями роста – этапом младенчества и этапом юношества – девочки и мальчики растут приблизительно в одном, медленном, но стабильном темпе. Значительных различий не наблюдается, пока дети не заканчивают начальную школу, когда девочки начинают существенно прибавлять в росте, хотя в течение следующих нескольких лет мальчики наверстывают упущенное и превосходят девочек в росте.


    Рост и вес младенцев Оказалось, что даже антропометрические данные мальчиков и девочек, начиная с самого рождения и на протяжении всего периода младенчества, несколько отличаются друг от друга. Так, средние показатели массы тела зрелого новорожденного варьируют у девочек от 3000 до 3700 г, а у мальчиков – от 3100 до 3800 г. Незначительные различия обнаруживаются и в росте. Рост доношенных девочек колеблется от 49 до 52, а мальчиков – от 50 до 53 см. На протяжении первого года жизни мальчики вырастают в среднем на 17, а девочки на 16 см. Однако в течении второго года жизни девочки начинают «перегонять» мальчиков, вырастая с года до двух лет в среднем на 11 см, в то время как мальчики – на 10 см.




    ВозрастРостМасса телаОкружность головы Окружность груди 2 года80,110,245, года89,011,747,048,2 4 года94,013,047,849,2 5 лет99,914,748,450,4 6 лет105,316,348,851,5 7 лет111,117,949,153,2


    Двигательные навыки Основные двигательные навыки у мальчиков (бег, прыжки, поддержание равновесия) развиваются несколько быстрее, тогда как у девочек в первую очередь совершенствуются более тонкие навыки (умение держать карандаш, письмо). Часто по этой причине девочки скорее проявляют интерес к искусству (рисование, раскрашивание, лепка). Также мальчики более агрессивны и импульсивны в физическом плане, согласно исследованиям их мозговой деятельности. Участок мозга, отвечающий за удовольствия, чаще активизируется у мальчиков в ситуациях риска. Это вовсе не значит, что девочки не активны и не любят идти на риск, просто в целом мальчики более склонны к этому


    Навыки словесного общения В большинстве случаев мальчики начинают говорить позже, чем девочки, также у них более ограниченный словарный запас. Девочки лучше воспринимают невербальные знаки, такие, как тон голоса или эмоциональная окраска, что уже на раннем этапе делает их более искусными в общении, поскольку они быстрее могут соотнести чувства со словами. Это как раз то, на чем Вы можете сконцентрировать внимание, когда читаете с сыном книгу: делайте акцент на эмоциях героев, чтобы мальчик научился замечать, что чувствуют другие.


    Особенности развития и психологические особенности у мальчиков и у девочек проявляются на первом году жизни. Родителям нужно учитывать пол ребенка и особенности воспитания, чтобы прогнозировать поведение детей. Консультирует доктор медицинских наук, Алла Баркан.


    О строении мозга Большинство родителей, благодаря УЗИ, знают пол своего будущего ребенка еще до его рождения и начинают готовить ему приданое – голубое или розовое. Мы придаем особое значение цвету одежды ребенка, но не задумываемся о том, что уже в младенческом возрасте мальчики и девочки различаются – и по поведению, и по своему восприятию окружающего мира, и по реакциям.


    Оказывается, строение мозга у детей разного пола хоть и имеет огромное сходство, но все же различается. Причем эти различия можно выявить уже с пренатального периода. Наиболее подробно это описал американский педагог и семейный психотерапевт Майкл Гариен. Оказалось, что плод женского пола менее активен в матке, чем плод мужского пола. Кора головного мозга у будущих девочек развивается быстрее, чем у будущих мальчиков. Но масса мозга у мальчиков примерно на 10% больше, чем у девочек. Еще большие различия между девочками и мальчиками выявляются уже после рождения. Родителям желательно знать об этом и, опираясь на свои знания, по-разному воспитывать сына или дочь. Так, например, нужно помнить, что для полноценного развития мальчика не нужно ограничивать сильно его пространство – чтобы он ходил, бегал, забирался на диваны и стулья, лазил по лестницам. А с девочками, наоборот, – не настаивать на шумных играх, больше играть с ними в куклы и мягкие игрушки. Замечено, что мальчиков родители реже берут на руки, чаще одергивают и ругают, а девочек больше жалеют.


    Меньше реагируют на громкие звуки. В период младенчества почти вдвое меньше, чем девочки, смотрят на маму. Лучше видят левым глазом. Развито пространственное зрение. Лучше воспринимают синий край цветового спектра. Играют более активно, предпочитают шумные занятия. Больше любят механические игрушки. Чувствительны к соленой пище. Легче раздражаются. Позже девочек начинают произносить свои первые слова, а словарный запас у них меньше, чем у девочек. Чаще игнорируют голоса не только знакомых людей, но и своих родителей. Преобладает слуховая память. Чаще выражают свои эмоции через действия. Мальчики


    Лучше распознают оттенки эмоций. Быстрее успокаиваются от тихих, «воркующих» слов, под колыбельные песни и мелодичное пение. Уже даже в четыре месяца способны узнавать лица знакомых людей на фотографиях, а мальчикам в этом возрасте такое почти недоступно. Лучше развито периферийное зрение. Лучше воспринимают красный край цветового спектра. Дольше могут рассматривать предметы, игрушки и заниматься с ними. Предпочитают яркие мягкие игрушки, куклы. Любят сладкое и очень чувствительны к горькому. Чаще грустят. Очень чувствительны к физическим воздействиям на кожу. Проявляют меньший интерес к исследованию окружающего мира. Преобладает визуальная память. Раньше начинают говорить. Чаще выражают эмоции словами. Девочки


    Мальчики и девочки – воспитываем по-разному? У мальчиков и девочек – не одинаковые потребности, и то, что значимо для одних – совершенно не важно для других. Поэтому и воспитывать их нельзя одним и тем же способом. Конечно же, главная потребность для тех и других - любовь. Но любовь может выражаться по-разному. В первую очередь она проявляется через доверие и заботу. Забота - это готовность всегда прийти ребенку на помощь, заинтересованность в его благополучии, интерес к его личности, стремление, сделать его счастливым, сострадание к его боли. Забота - это активная разновидность любви. Доверять - значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что в конце концов все будет хорошо. Доверять ребенку - значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так.


    Независимо от возраста, мальчикам требуется больше доверия, а девочкам - заботы. Мальчик доволен собой, если может действовать самостоятельно. Добиваясь чего-то без посторонней помощи, он обретает уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Так, мальчик может сопротивляться тому, чтобы мама помогла ему завязать шнурки, поскольку ему приятно осознавать, что он делает это сам. С другой стороны, если вы предлагаете помощь девочке, она чувствует, что ее любят. Предложение помощи девочке - это жест заботы, а позволение мальчику сделать что-либо самостоятельно - жест доверия. Следует понять, что мальчики формируют позитивное представление о себе на основе доверия со стороны окружающих, а девочки - на основе внимания и заботы, которые им дарят люди.


    Вот несколько утверждений, которые позволяют понять, насколько разные мальчики и девочки, и на что следует обращать больше внимания при их воспитании: 1. Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть, что они чувствуют и чего хотят. 2. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими. 3. Девочкам требуется больше помощи и ободрения. 4. Женщина или девочка счастлива, если чувствует, что может получить необходимую ей поддержку. Она приходит в уныние, когда чувствует, что помощи ей ждать неоткуда и придется делать все самой. 5. Для того чтобы доверять близким и испытывать уверенность в себе, девочкам прежде всего необходима забота, понимание и уважение.


    1. Мальчикам нужно больше любви, внимания и признания в ответ на то, что они делают, на их способность действовать без посторонней помощи и на результаты их деятельности. 2. Мальчики испытывают потребность в том, чтобы окружающих радовали их достижения. Давайте высокую оценку их деятельности. 3. Мальчикам требуется больше одобрения и мотивации их деятельности. 4. Мальчик или мужчина счастлив, если чувствует, что в нем нуждаются и он может оказать кому-то необходимую поддержку. Мальчик приходит в уныние, когда чувствует, что никому не нужен или не в силах выполнить поставленную перед ним задачу. 5. Для того чтобы заботиться о других и испытывать побуждение к деятельности, мальчикам прежде всего необходимо доверие, приятие и одобрение.


    Анатомо-физиологические особенности мальчики девочки Рождаются более крупными, на 2-3 месяца позже начинают ходить.Острота слуха до 8 лет выше, чем у девочек. Младше девочек-ровесниц по биологическому возрасту.Позже развиваются лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением Рождаются более зрелыми на 3-4 недели, более чувствительны к шуму, и их больше раздражает телесный дискомфорт, более отзывчивы на прикосновения. Биологический возраст выше. Раньше развиваются области левого полушария, отвечающие за речь, рационально-логическое мышление.




    Игры Игры чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все пространство.Если в горизонтальной плоскости пространства мало, то мальчики осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, забираются в шкаф и т.д., любят разбирать игрушки. В играх берут на себя роли солдата, шофера, летчика. Игры девочек чаще опираются на ближайшее зрение: они раскладывают игровые предметы в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка, они меньше интересуются внутренним устройством игрушек, используют их обычно по назначению. В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль мамы.


    Умственная деятельность Лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи; тщательность, аккуратность оформления не велика. Трудно выполняют многоэтапные задания, не терпят однообразия, не сидят на месте, но любят задания на сообразительность Лучше выполняют типовые задания, по шаблону. Тщательность, проработка деталей, на высоком исполнительском уровне. Легче усваивают правила и алгоритмы, любят задания на повторение.


    Поведение на занятиях Смотрят на стол, перед собой; если знают ответ- отвечают уверенно, задают вопросы ради получение какой- конкретной информации. Сначала занятия долго раскачиваются, на педагога не смотрят. Пик работоспособности приходится на конец занятия. Смотрят в лицо, отвечая, ищут в глазах подтверждение правильности ответа и только после кивка взрослого продолжают более уверенно, вопросы задают больше с целью установление контакта, ориентированы больше на отношения между людьми. После начало занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности.


    Восприятия оценки взрослого Мальчиков интересует суть оценки, то есть то, что конкретно оценивается и что конкретно он сделал не так. Девочкам нельзя сразу говорить, что они плохо выполнили задание, так как бурная реакция не позволит им рационально осознать, в чем именно они не правы.


    Если разработать модель взаимодействия детского сада и семьи с учетом гендерного подхода в воспитании ребенка, активизировать позицию родителей не только в семье, но и в детском саду, то социализация и развитие каждого ребенка с учетом его личностных качеств и гендерной идентификации будет проходить более успешно и эффективней.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное