Домой Розы Сущность научения. Теория научения как основа поведенческой терапии. Многосторонность определения учения

Сущность научения. Теория научения как основа поведенческой терапии. Многосторонность определения учения

Научение требует определённого времени и реализуется с помощью нейрофизиологических механизмов разного уровня: межклеточного, внутриклеточного, молекулярного.

Существует несколько классификаций научения. Все виды научения делят на две группы: неассоциативное и ассоциативное, кроме того, выделяют простое и сложное научение. По критерию активности животного или человека в ходе научения выделяют 4 группы научения:

I .Пассивное (реактивное) научение имеет место во всех случаях, когда организм, не прилагая целенаправленных усилий реагирует на какие-то внешние факторы и когда в нервной системе формируются новые следы памяти. Формами пассивного научения являются: привыкание, сенситизация, импринтинг и классические условные .

А) Привыкание (габитуация ) – выражается в ослаблении поведенческой реакции при повторных предъявлениях . Примером поведенческого привыкания является угасание ориентировочного в случае многократно повторяющегося раздражителя, не имеющего значения для организма. Благодаря привыканию мы можем игнорировать , не несущие никакой новизны и не имеющие для нас значения, сосредоточивая внимание на более важных явлениях. Привыкание – это особый приспособительный нервный процесс, его не следует путать с утомлением и адаптацией анализаторов, т.к. его можно вызвать изменением стимула.

Б) Сенситизация усиление реакции организма на повторяющийся стимул, если он вызывает каждый раз неприятные ощущения (например, жужжание мухи, писк комара). В данном случае научение носит негативный характер. В основе механизма этого вида научения лежит механизм синаптического облегчения (посттетанической потенциации), которое улучшает проведение в синапсах после короткого раздражения афферентных путей.

В) Импринтинг – запечатление в памяти новорождённого окружающей действительности. Это особая форма научения, основанная на врождённой предрасположенности к определённым сочетаниям раздражителей и возникающих ответных реакциях в ранний период развития организма. В отличие от ассоциативного или инструментального обучения импринтинг может реализоваться только в определённый период онтогенеза, так называемый сенситивный (чувствительный) период. Первые данные о наличии чувствительных периодов в раннем онтогенезе, при которых происходит запечатление, были получены Конрадом Лоренцом на выводковых птицах. Учёный назвал такой тип обучения импринтингом. Различают несколько форм проявления импринтинга:

  1. 1. Запечатление образов и объектов : родителей, братьев, сестёр, вида пищи т.д.
  2. 2. Усвоение поведенческих актов (дети повторяют действия родителей). Это так называемое имитационное поведение, разновидностью этого импринтинга является половой импринтинг – половое поведение особей внутри своего вида.
  3. 3. Реакция следования – автоматическое следование новорождённого за родителями. Реакция следования происходит не только за запечатлённым объектом, но и за близкими ему по форме. При этом запечатляться может любой предмет.

Считают, что двигательным эквивалентом реакции следования животных у ребёнка является улыбка, смена мимики, реакция оживления уже на втором месяце жизни.

Импринтинг имеет сходство как с безусловными, так и условными рефлексами :

  • также как и безусловные рефлексы эти реакции сохраняются, как правило, в течение всей жизни.
  • являются врождёнными, однако для их проявления требуются определённые условия. Например, реакция следования является врождённой, но в процессе жизни превращается в приобретённую (если изолировать детёныша от родителей сразу после рождения на определённый промежуток времени, то реакция следования не формируется, т.е. конкретная реакция по наследству не передаётся, имеется только готовность к её выполнению у новорождённого).

Импринтинг отличается и от безусловных, и от условных рефлексов:

  • он проявляется в определённые критические (сенситивные) периоды.
  • запечатление происходит очень быстро, иногда с первого раза.

Открытие сенситивных периодов в развитии головного мозга и поведения птиц явилось стимулом для проведения исследований на млекопитающих. Наблюдение за развитием детей свидетельствует о том, что важную роль в нервно-психическом развитии ребёнка имеет импринтинг, влияющий на будущее поведение, предопределяя его на долгие годы, По-видимому, в развитии детей имеются критические периоды, но они сдвинуты на более поздние сроки, чем у животных. В частности, существует мнение, что возраст от 6 недель до 6 месяцев является критическим для формирования отношений ребёнка с матерью.

  1. Классические условные рефлексы по И.П.Павлову – положительные и отрицательные.

II . Оперантное научение (от лат. оperatio –действие) – это научение, в ходе которого организм добивается полезного результата с помощью активного поведения. Имеется три вида оперантного научения – метод проб и ошибок, инструментальный и самораздражение .

А) Метод проб и ошибок . Амер. Уч. Э.Торндайк (один из основоположников бихевиоризма, от англ. behavior – поведение) помещал кошек в проблемные клетки, которые открывались в том случае, если кошка предпринимала какие-либо действия. Когда кошка выходила из клетки, она получала пищу. По мере повторения этой процедуры (увеличения числа проб и ошибок) скорость выполнения задачи возрастала.

Б) Инструментальный условный рефлекс – научение действию с помощью вознаграждения (). Этот вид оперантного научения происходит по сигналу в отличие от научения методом проб и ошибок, который осуществляется без сигнала. Например, животное по световому сигналу нажимает на рычаг и выключает электрический ток, чтобы избежать раздражения, т.е. использует какой-то инструмент, отсюда и название этого вида научения.

В) Самораздражение структур мозга для получения удовольствия, положительных . Если крысе вживить раздражающий электрод в латеральную область гипоталамуса, поместить её в камеру Скиннера и предоставить ей возможность осуществлять самораздражение, нажимая на рычаг, крыса будет осуществлять самораздражение настолько интенсивно, что возникает опасность её гибели от истощения.

III . Когнитивное научение (рассудочное) основано на формировании функциональной структуры среды, т.е. на извлечении законов связей между её отдельными компонентами. К когнитивному научению относится: научение путём наблюдения, рассудочная деятельность, психонервная деятельность. Некоторые исследователи к этой форме научения относят вероятностное прогнозирование .

А) Научение путём наблюдения , в результате которого выполняются действия путём непосредственного наблюдения за действием других. Различают два вида этого научения: простое и викарное научение .

  1. 1. Простое подражание . Например, обезьяна в общении с исследователями научилась мыть банан перед едой, не понимая, зачем она это делает.
  2. 2. Викарное научение . Осуществляется также с помощью наблюдения, но при этом результат действия оценивается. Такое научение свойственно только человеку. Особенно часто используют научение путём наблюдения дети, причем в раннем детстве оно является преимущественно подражательным. С возрастом начинает преобладать викарное научение.

Б) Рассудочная деятельность. Представление о рассудочной деятельности животных ввёл в научный оборот в 1960 г. Л.В.Крушинский. Наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности животных заключается в их способности улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях.Рассудочная деятельность отличается от любых форм обучения тем, что она осуществляется при первой же встрече организма с необычной ситуацией, создавшейся в среде его обитания. Наблюдения за поведением животных привели Л.В.Крушинского к заключению о том, что их способность к экстраполяции направления движения раздражителя можно рассматривать как одно из элементарных проявлений рассудочной деятельности. Под экстраполяцией понималась способность животных определять направление дальнейшего перемещения значимого для него раздражителя.

Для исследования способности животных к экстраполяции (экстраполяционным рефлексам) в лаборатории Л.В.Крушинского проводился эксперимент, сущность которого заключалась в следующем: перед животным помещалась ширма с щелью. За ширмой располагали две кормушки, одна из которых пустая, а другая с пищей. После того, как животное в течение нескольких секунд подкармливалось через щель, кормушки раздвигались в разные стороны. Животное должно было определить направление движения кормушки с кормом и, обежав ширму, достичь её.

При исследовании способности к экстраполяции разных представителей животного мира, оказалось, что первое место среди млекопитающих занимали волки и красные лисицы. У птиц самая высокая способность к экстраполяции наблюдается в семействе врановых птиц. Рептилии, в частности, ящерицы и крокодилы, решали задачу уже при первых её предъявлениях, тогда как рыбы и амфибии с ней не справлялись.

В лаборатории Л.В.Крушинского исследовался также вопрос о соотношении обучаемости и элементарной рассудочной деятельности. Результаты показали, что доля правильных решений задачи при многократном её предъявлении уменьшается у тех видов животных, для которых был характерен высокий показатель при первом предъявлении, и наоборот – постепенное увеличение доли правильных решений у плохо экстраполирующих животных. Таким образом был установлен парадоксальный результат: у животных с высоким уровнем рассудочной деятельности многократное предъявление экстраполяционной задачи ухудшает её решение . По мнению Л.В.Крушинского, это объясняется тем, что правильное решение вызывает резкое возбуждение головного мозга, что приводит при следующих предъявлениях к ухудшению решения задачи. А у животных с невысоким уровнем рассудочной деятельности нарушений деятельности мозга не происходит, в результате обучению правильному решению задачи проходит успешно. Следовательно, степень развития рассудочной деятельности обусловливает тот исходный фон, с которого начинается формирование поведения при участии индивидуального опыта . Чем выше уровень элементарной рассудочной деятельности, тем пластичнее и адаптивнее поведение.

Таким образом сложное приспособительное поведение животных, с точки зрения Л.В.Крушинского, строится из трёх основных компонентов : инстинктов, условных рефлексов и рассудочной деятельности, благодаря которой организм сразу вырабатывает программу адаптивного поведения в новых условиях, внезапно сложившихся ситуациях и способен выбрать наиболее адекватную тактику поведения в новой обстановке, прогнозируя развитие событий.

В) Психонервная деятельность (или образное поведение, или образная память). Психонервная деятельность исследовалась И.С. Бериташвили в 1926 г. Суть психонервной деятельности состоит в том, что у высших позвоночных животных при первом же восприятии конкретных явлений окружающей действительности (пищи, врага и т.д.) возникает определённый образ. Этот образ сохраняется, и, каждый раз, когда он воспроизводится при восприятии данной среды или какого-либо его компонента, животное ведёт себя точно так же, как и при непосредственном восприятии. И.С. Бериташвили считал, что нервным субстратом психонервной деятельности является неокортекс. В отличие от условнорефлекторной деятельности психонервный образ

  • не требует повторяемости, а формируется сразу;
  • быстро перестаёт вызывать определённое поведение, если не сопровождается удовлетворением биологической ;
  • требует обязательного участия коры головного мозга, прежде всего её лобных отделов;
  • психонервная деятельность определяет включение и выключение условных и безусловных рефлексов, а также последовательность их протекания.

Индивидуальное поведение, первично направляемое психонервным образом, при повторной тренировке автоматизируется и осуществляется по всем закономерностям условнорефлекторной деятельности.

Г) Вероятностное прогнозирование , под которым понимается предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Оба эти фактора являются основой для создания гипотез о предстоящем будущем. В соответствии с таким прогнозом осуществляется подготовка к действиям в предстоящей ситуации, приводящим к наибольшей вероятности достижения цели. Высшие позвоночные и человек в своей деятельности постоянно опираются на вероятностное прогнозирование. Например, когда человек переходит улицу, он прогнозирует ситуацию на проезжей части и интервал времени для безопасного пересечения дороги.

IV . Научение путём инсайта (озарения) – это внезапное нестандартное правильное решение задачи. Этот вид научения является следствием объединения опыта, накопленного в памяти, с той информацией, которой располагает индивид при решении проблемы.

В заключение необходимо отметить, что в конкретных ситуациях для достижения приспособительного результата индивид чаще всего использует не один, а несколько видов научения.

Данная наша статья должна дать представление о наиболее важных основах теории научения как базиса поведенческой терапии .

1. Классическое обусловливание

В процессе классического обусловливания индивид обучается ассоциации стимулов. Принцип такого обусловливания был установлен русским Павловым, который на рубеже столетий исследовал физиологию пищеварения у собак.

Павлов исходил из привычного наблюдения , что демонстрация собаке куска мяса вызывает у нее секрецию слюны. Если кормление несколько раз сопровождается другим, ранее безразличным для животного раздражителем (световым или звуковым сигналом), то одного предъявления такого сигнала оказывается достаточно, чтобы вызвать у собаки слюноотделение.

В общих чертах классический метод условных рефлексов сводится к следующему: если раздражитель, вызывающий у организма непроизвольную реакцию, подкрепляется нейтральным раздражителем, то предъявление этого нейтрального раздражителя само по себе приводит в дальнейшем к той же непроизвольной реакции.

Разработанные в экспериментах на животных принципы классического обусловливания могут быть перенесены и на человека. Эти принципы играют роль в возникновении ряда психических и психофизиологических расстройств (страхи, астма, мигрень).

2. Инструментальное, или оперантное, обусловливание

При инструментальном обусловливании организм научается связывать поведение с его результатами. Теоретические основы этой парадигмы заложил в 1911 г. американский исследователь процессов научения Торндайк, сформулировавший «закон эффекта». В 40-е годы американский психолог Скиннер изучил это явление более подробно и назвал его«оперантным обусловливанием».

Об инструментальном , или оперантном, обусловливании говорят тогда, когда вероятность повторения в будущем того же поведения повышается в результате вызванных им последствий. Подобные последствия называют «подкреплением».

Парадигма оперантного обусловливания впервые нашла широкое применение в 60-е годы. С помощью так называемых «планов оперантного подкрепления» корригировалось поведение детей, госпитализированных в связи с тяжелыми расстройствами поведения. На занятиях в школе учебный материал предлагался им на «программированных уроках» по принципу оперантного обусловливания.

3. Обучение на модели

У человека процесс научения не может быть объяснен с помощью одних лишь принципов классического и инструментального обусловливания. Наблюдая за действиями другого человека, можно научиться определенному поведению, даже не осуществляя его. Концепция обучения на модели привлекла к себе большое внимание в 60-е годы благодаря работам американского психолога Бандуры.

Обучение на модели используется в терапии при тренинге социальных навыков или в лечении фобических реакций. Оно показано и в тех случаях, когда пациенты не в состоянии воспринимать словесные инструкции вследствие ретардации или аутизма.

4. Когнитивные теории научения

Сторонники теорий обусловливания, прежде всего Скиннер, рассматривают организм как «черный ящик», который реагирует на внешние стимулы, что и приводит к наблюдаемым реакциям. Объективные описания процессов внутри «черного ящика» невозможны, да в них и нет необходимости.

Противоположную позицию занимают когнитивные теории научения, которые опираются на столь же давние традиции, как и теории обусловливания. Представителем этого направления является Толмен, который с 30-х по 50-е годы пытался объяснить научение крыс в лабиринте с помощью таких понятий, как «убеждение», «ожидания» и «когнитивные карты».

Согласно когнитивным теориям , обучение есть результат процессов переработки информации. Решающее влияние на этот процесс оказывают такие когнитивные факторы, как ожидания, представления о собственной личности и об окружающем мире или отбор восприятий и содержимого памяти.

Начиная с 60-х и 70-х годов , когнитивные модели научения стали использоваться и в поведенческой терапии, которая прежде в значительной степени основывалась на теориях обусловливания. Ряд терапевтических методов оказывают воздействие прежде всего на когнитивном уровне; таковы, например, методы когнитивного переструктурирования при депрессивных расстройствах или приемы самоконтроля при состояниях зависимости и нарушениях пищевого поведения.

Изменения, происходящие на когнитивном уровне , в свою очередь влияют на поведение и эмоции, а также на физиологические процессы.

Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли) .
В зарубежной психологии понятие "научение" часто употребляется как эквивалент "учения". В отечественной психологии (по крайней мере - в советский период ее развития) принято использовать его применительно к животным. Однако в последнее время ряд ученых (И.А. Зимняя, В.Н. Дружинин, Ю.М. Орлов и др.) используют этот термин и применительно к человеку.
Термин "научение" применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания он охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.д.).
В психологической науке существует ряд различных трактовок научения.

Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное .
Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).Разновидности ассоциативного научения:

1. Ассоциативно-рефлекторное научение разделяется на сенсорное, моторное и сенсомоторное.

· Сенсорное научение заключается в усвоении новых биологически значимых свойств предметов и явлений окружающего мира.

· Моторное научение состоит в выработке новых биологически полезных реакций, когда сенсорный компонент реакций является в основном кинестетическим или проприоцептивным, т.е. когда сенсорная информация возникает в самом процессе выполнения движения.

· Сенсомоторное научение заключается в выработке новых или приспособлении имеющихся реакций к новым условиям восприятия.

2. Ассоциативное когнитивное научение разделяется на научение знаниям, научение навыкам и научение действиям.

· При научении знаниям человек обнаруживает у предметов новые свойства, имеющие значение для его деятельности или жизнедеятельности, и усваивает их.

· Научение навыкам заключается в формировании программы действий, которая обеспечивает достижение определенной цели, а также программы регуляции и контроля этих действий.

Научение действиям включает в себя научение знаниям и навыкам и соответствует сенсомоторному научению на когнитивном уровне.
При интеллектуальном научении предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.
Разновидности интеллектуального научения:


Более сложные формы научения относятся к интеллектуальному научению, которое, как и ассоциативное, можно разделить на рефлекторное и когнитивное.

1. Рефлекторное интеллектуальное научение разделяется на научение отношениям, научение с помощью переноса и знаковое научение.

· Сущность научения отношениям состоит в выделении и отражении в психике отношений элементов в ситуации, отделении их от абсолютных свойств этих элементов.

· Научение с помощью переноса заключается в "удачном использовании применительно к новой ситуации тех навыков и врожденных форм поведения, которыми уже обладает животное". В основе данного типа научения лежат способности выделять отношения и действия.

· Знаковое научение связано с выработкой таких форм поведения, при которых "животное реагирует на предмет как на знак, т.е. отвечает не на свойства самого предмета, а на то, что этот предмет обозначает" (Там же. С. 62).

У животного интеллектуальное научение представлено в простейших формах, у человека оно является основной формой научения и протекает на когнитивном уровне.

2. Интеллектуального когнитивного научения разделяется на научение понятиям, научение мышлению и научение умениям.

· Научение понятиям заключается в усвоении понятий, отражающих существенные отношения реальности и закрепленных в словах и сочетаниях слов. Через овладение понятиями человек усваивает общественно-исторический опыт предшествующих поколений.

· Научение мышлению состоит в "формировании у учащихся умственных действий и их систем, отражающих основные операции, с помощью которых познаются важнейшие отношения реальности. Научение мышлению является предпосылкой для научения понятиям.

. Научение умениям заключается в формировании у учащихся способов регулирования своих действий и поведения в соответствии с целью и ситуацией.

Жизнь любого организма - это прежде всего непрерывная адаптация к условиям непрерывно меняющейся среды. Живой организм должен вырабатывать способы поведения, которые помогли бы ему выжить в среде, т.е. быть адекватным окружающему миру. Универсальный закон Вселенной - это то, что существование живых организмов сводится к выработке форм поведения, направленных на восстановление какого-то равновесия или на достижение определенных целей.

Существует ряд понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков. Это: научение, учение, обучение и учебная деятельность .

В отличие от низших живых организмов, стоящих в начале эволюционной лестницы, для которых характерны рефлекторные и инстинктивные типы поведения, у высокоразвитых существ, в том числе и человека, доминируют приобретенные поведенческие реакции.

Способность обучаться, т.е. накапливать и хранить приобретенный опыт, развивается по мере продвижения вверх по эволюционной лестнице. У человека всего несколько форм поведения, которым он не должен обучаться - это врожденные рефлексы, дающие ему возможность выжить после появления на свет (это сосательный, дыхательный, глотательный, чихательный, мигательный и т.п.). Далее, развитие ребенка целиком зависит от взаимодействия с физической и, в еще большей степени, с социальной средой. Именно в процессе этого взаимодействия и происходит накопление опыта или научение.

НАУЧЕНИЕ - есть процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Сам термин «научение» пришел из зоопсихологии, в которую его ввел Э. Торндайк.

Путем научения может приобретаться любой опыт: у человека - знания, умения и навыки; у животных - новы формы поведения.

Научение включает протекающее неосознанно уяснение содержания материала и его закрепление (непроизвольное запоминание).

Существует несколько подходов к рассмотрению механизмов научения. Одни считают, что эти механизмы схожи у человека и животных, другие - что различны. У животных научение является основной формой приобретения опыта, либо постепенно (в повторяющихся актах поведения), либо сразу (запечатление). У человека роль и значение научения меняется в онтогенезе. В дошкольном возрасте научения является основным способом приобретения опыта, а затем, оно отодвигается на второй план, уступая место учению и учебной деятельности.

Важнейшим фактором научения является место усваиваемого материала в соответствующей деятельности: человек лучше научается тому, что является целью его деятельности.

Некоторые виды научения могут происходить уже на уровне рецепторов или спинного мозга. Для других необходимо участие подкорковых структур или цепей головного мозга. Одни виды научения осуществляются автоматически и непроизвольно, другие требуют программирования, на которое способен лишь развитый мозг.

1. Реактивное поведение имеет место, когда организм пассивно реагирует на внешние факторы и в нервной системе непроизвольно возникают изменения, формируются новые следы памяти. К этому виду поведения относятся: привыкание, сенсибилизация, импринтинг и условные рефлексы.

Импринтинг (запечатление) - это глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, попавшему в поле зрения. Этот механизм впервые описал Лоренц, наблюдая поведение гусят. Данный механизм очень важен для выживания. У человека социальные связи устанавливаются рано и носят глубокий характер. Механизм импринтинга служит, как бы, связующим звеном между врожденным и приобретенным. Эффективный импринтинг в форме дочернего или сыновьего, социального и полоролевого поведения детерминирован генетически, но направленность этих форм поведения зависит от опыта, получаемого с первых минут жизни, т.е., в этом смысле, данные формы являются приобретенными.

Привыкание , или габитурация (примитивный способ научения), наступает, когда организм, в результате изменений, научается игнорировать какой-то постоянный раздражитель.

Условно-рефлекторное научение происходит, когда формируются связи между специфическим стимулом, вызывающим врожденный рефлекс и каким-либо индифферентным стимулом. В результате, индифферентный стимул начинает вызывать данный рефлекс.

2. Оперантное поведение (термин введен бихевиористами) - это такие действия, для выработки которых надо, чтобы организм активно экспериментировал со средой и, таким образом, устанавливал связи между различными стимулами. Поскольку живым существам и, особенно человеку, присуща активность, то попадая в различные ситуации и обстоятельства, организм вынужден приспосабливаться и, тем самым, формируются многие новые способы поведения путем: проб и ошибок, методом формирования реакций и путем наблюдения.

Метод проб и ошибок . Встретившись с препятствием, организм совершает попытки преодолеть его и, постепенно, отказывается от неэффективных действий, находя решение задачи. Этот метод открыт Э. Торндайком, активно изучавшим поведение животных и процессы научения. Торндайк вывел закономерности, позволяющие объяснить эффективность метода «проб и ошибок» и сформулировал «закон эффекта»: в случае, если какое-то действие приводит к желаемым результатам, то вероятность его повторения возрастает, а если к нежелательным - снижается. Сам же по себе метод проб и ошибок не эффективен и, постепенно, по мере получения человеком власти над окружающей средой, складываются новые способы формирования и передачи опыта.

Метод формирования реакций . Продолжил и систематизировал учение Торндайка Скиннер. Исходя из того, что поведение может формироваться в результате отбора, Скиннер разработал теорию формирования поведения путем последовательных приближений, составляющих основу оперантного обусловливания.

Наблюдение . Множество форм социальной активности индивида основано на наблюдении за другими людьми из ближайшего окружения, которые служат моделью для подражания. При этом, имеет место не просто подражание, но, в том числе, и викарное научение.

Подражание - способ научения, при котором организм воспроизводит действия модели, не всегда понимая их значение (например, подражание развито у детей младшего возраста и у приматов).

Викарное научение (или социальное научение) имеет место, когда индивид полностью усваивает форму поведения модели, включая понимание последствий этого поведения для модели (например, подражание знаменитостям). Усвоение поведения таким путем облегчается, если: модель доступна для контакта; доступна степень сложности ее поведения; если поведение имеет положительное подкрепление, а не наказание.

При викарном научении в мозгу формируются какие-то связи, но будут ли они использованы - зависит от участия когнитивных процессов и анализа конкретных обстоятельств.

3. Когнитивное научение представляет собой собой не просто установление каких-то ассоциативных связей между двумя стимулами или ситуацией и ответом организма, но и оценку данных связей с учетом прошлого опыта и учетом возможных последствий. В результате этого процесса принимается какое-то решение. К данному виду научения относят: латентное научение, выработку психомоторных навыков, инсайт и научение путем рассуждений.

Латентное научение . По мнению Э. Толмена (1948), в организм из окружающей среды поступают разнообразные сигналы, одни из которых осознаются полностью, другие, менее четко, а третьи, вообще не доходят до сознания. Все эти сигналы обрабатываются и преобразуются мозгом, в котором создаются своеобразные карты окружающей среды или когнитивные карты , с помощью которых организм определяет, какие реакции будут наиболее адекватными в любой новой ситуации. Подкрепление в этом случае идет, не столько при усвоении информации, сколько при ее использовании.

Обучение сложным психомоторным навыкам происходит путем формирования когнитивных стратегий, направленных на выработку строгих последовательностей движений и на их программирование в зависимости от желаемого результата.

В формировании сложного навыка можно выделить несколько стадий:

    1) когнитивная стадия - все внимание сосредоточено на элементах, составляющих действие;

    2) ассоциативная стадия - на ней происходит улучшение координации и интеграции различных элементов навыка;

    3) автономная стадия - на данной стадии уже имеет место высокий уровень умения, навык становится автоматическим. На техническую сторону обращают меньше внимания, и главное место занимает союз ума и чувства.

Инсайт (в переводе с латинского означает озарение, вспышка, осветившая сознание) занимает промежуточное место между латентным научением и творчеством. Во время инсайта, определенная информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации (Келлер,25). Задача при этом решается оригинально, и решение приходит спонтанно (как раз в этом, проявляется сходство с творчеством).

Научение путем рассуждений . Рассуждение - это мыслительный процесс. Оно используется, когда задача не может быть решена привычным способом или для нее нет типового решения «с ходу» (например, стоит ли занимать крупную сумму денег; где лучше обедать; идти на лекцию или в кино). Научение путем рассуждения осуществляется в два этапа:

    1) рассматриваются имеющиеся данные, и между ними устанавливаются связи;

    2) построение гипотез и проверка их «в уме» (возникающие гипотезы связаны с прошлым опытом). Результаты такого научения используются в дальнейшем в сходных и других ситуациях.

Научение путем рассуждения имеет две формы: перцептивное, связанное с восприятием действительности в течение какого-то времени, и это восприятие сопровождается научением; и концептуальное, связанное с формированием понятий (процессом, при котором из переработанных восприятий выделяется сходство между предметами, живыми существами, ситуациями, идеями и т.п., и происходит их объединение в какие-то абстрактные категории, которые позволяют упорядочивать опыт. Здесь имеют место абстрагирование и обобщение: при абстрагировании находятся черты общности и сходства между двумя явлениями или событиями, и определяется их общая черта одним понятием; при обобщении же, под понятие подводятся все новые предметы и явления, имеющие сходство с теми явлениями, которые послужили для выработки данного понятия).

В качестве основных механизмов научения выделяют:

Ассоциации, повторение, различение, обобщение, инсайт и творчество.

Мерой эффективности научения может быть только деятельность. Эффективность научения зависит от очень многих факторов, относящейся к перцептивной, мотивационной, аффективной сфере, а так же, от состояний сознания. Таким образом, на эффективность данного процесса влияют:

Развитость познавательных процессов;

Умение взаимодействовать с другими;

Оптимальный уровень трудности и доступности материала;

Сама ситуация в которой происходит научение, ее продуманность;

Стимулирование успехов и предупреждение неудач;

Стрессы, необычные состояния (например, алкогольное опьянение);

Опыт и знания, которые могут и затруднять, и облегчать научение;

Память, эмоциональная и мотивационная активность для обработки внешней информации.

Никакое научение не может быть эффективным, если организм не достиг определенного уровня развития. Развитие происходит в процессе созревания (опорно-двигательных структур, нервных структур и сенсомоторных связей). Стадия зрелости различна для каждого органа.

Большое значение в жизни организма имеют, так называемые, «критические периоды ». Это такие периоды, во время которых организм более чувствителен к воздействиям окружающей среды (а точнее определенных стимулов из среды), и научение, в течение этих периодов, более эффективно, чем до и после них.

Привыкание, сенсибилизация и, даже классическое обусловливание возможны у утробного плода. У новорожденного - первые минуты жизни являются критическими, для возникновения привязанности к родителю и дальнейшего нормального развития личности. Оперантные формы научения появляются в первые дни жизни. Викарное научение - к 2-3 годам, когда есть осознание себя. По Ж. Пиаже, когнитивные формы научения формируются очень медленно, когда созревает нервная система и делается возможным установление связи между отдельными элементами мира. Это происходит, примерно, к пяти годам. Рассуждение же становится возможным только к 12 годам.

Далеко не все, что связано с развитием, может быть названо научением. Например биологическое созревание протекает по биологическим, генетическим законам. Но научение опирается на уровень биологической зрелости. Научение в большей степени зависит от созревания, чем созревание от научения, т.к. возможность внешнего влияния на генотипическую обусловленность процессов и структур организма весьма ограничены.

Научение можно рассматривать не только как процесс, но и как результат учения , под которым понимают деятельность, направляемую познавательными мотивами и целями. Классически в педагогической психологии, учение рассматривают, как процесс предпринимаемых учеником учебных действий, направленных на развитие способностей, приобретение новых знаний, умений и навыков.

В свою очередь, процесс обучения предполагает совместную учебную деятельность учащихся и учителя и характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков. Здесь акцент делается на то, что делает учитель. Учебной деятельностью называют процесс, в результате которого человек сознательно и целенаправленно приобретает новые или совершенствует имеющиеся у него знания. Все три понятия относятся к содержанию учебного процесса.

Учение - есть одна из основных форм деятельности организма и, по своему существу, оно едино, но эволюционно разрозненно, и на различных эволюционных стадиях качественно различно. В учении можно выделить очень много аспектов (психологический, педагогический, социальный, антропологический, кибернетический и т.п.).

Психология, рассматривая учение с эволюционной точки зрения, исходит из биологических и физиологических основ учения. Учение психология считает общим явлением в жизни организмов и определяет его, как такие изменения в поведении, которые возникают на основе приспособления индивида к изменяющимся условиям жизни.

В отношении человека, психология учитывает активный характер учения: в этом смысле, учение - это такая форма деятельности, в ходе которой индивид изменяет свои психические свойства и поведение. Не только под влиянием внешних условий, но и в зависимости от результатов своих собственных действий.

При учении происходят различные сложные изменения познавательных и мотивационных структур, на основе которых поведение индивида принимает целевой характер и становится организованным. Эти системы изменения носят вероятностный характер.

В теории учения, как ее рассматривает теория общих систем, объеденены точки зрения бихевиористической психологии с методологическим подходом когнитивной психологии и теории систем.

Специфичность учения в психологии обусловлена тем, что оно рассматривается прежде всего как активность субъекта. При этом, увязываются воедино структурный и функциональный метод с идеей развития, в ходе которого совершаются качественные превращения.

В зависимости от врожденных особенностей индивида в процессе учения вырабатываются структуры способностей и характерологических особенностей, являющихся вместе с сознанием высшими регулятивными инстанциями поведения человека.

Эволюционная точка зрения учитывает место учения в онтогенезе и считает, что учение - есть основной фактор психического развития: на его основе развивается человеческая личность . Бесспорно и то, что развитие - это не простая сумма выученного.

Процесс учения зависит от многих условий, в том числе и социальных: влияние группы на учение, этнические влияния, вопросы социальной обусловленности психических изменений и т.д.

Учение играет огромную роль в социализации ребенка, т.к. последняя осуществляется при контактах с другими людьми и продуктами культуры, на основе усвоения культурно- исторического опыта, вложенного в предметы, язык, познавательные системы (А.Н. Леонтьев). Социальный контроль, в данном случае, осуществляется через специфические отношения и социальную обратную связь.

В жизни общества учение выполняет следующие функции:

    1) передачу общественного опыта последующим поколениям, которые развивают и обогащают его;

    2) на основе учения у человека вырабатывается речь, которая используется для хранения, переработки и передачи информации.

Поскольку любое управление не обходится без информации, то следовательно, без учения невозможно управление обществом и его развитие. Передача необходимой для общества информации происходит либо спонтанно - непризвольное учение, либо целенаправленно - учебно-воспитательная система. Внутри этой новой системы возникают и новые социальные связи.

Использование теории учения

Общая теория учения, прежде всего, используется в учебно-воспитательном процессе. Но она получила широкое распространение и в практике психотерапии. Например, в психотерапии этим занимаются Кноблох (1956), Дрвота (1958), Кондаш (1964-1966).

Кондаш является автором дисцентной психотерапии, под которой он понимает систематическое использование сведений, методов и закономерностей психологии учения во всем их объеме в области психотерапии. Он разработал методы, применяющие реципроктное торможение и методы «положительной» тренировки. В отличии от бихевиоральной терапии, которая имеет дело в основном с поведением человека, он распространяет свои теоретические аспекты на область психических состояний, позиций и решений проблем.

    1. Основные виды научения и их краткая характеристика.

    3. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М.,1987.

    4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.,1963.

    5. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.,1983.

    6. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.,1986.

    7. Норман Д.А. Память и научение. М.,1985.

    8. Зинц Р. Обучение и память. Минск,1984.

    9. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.,1980.

    10. Брунер Дж. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М.,1977.

    11. Вулдридж. Механизм мозга. М.,1977.

    12.. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: у истоков человеческого интеллекта. М.,1983.

    13. Понугаева А.Г. Импринтинг. М.,1973.

    14. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг: исследование механизмов. М.,1988.

    15. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.,1974.

    16. Вилюнас П.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.,1986.

    17. Торндайк Э. Процесс учения у человека. М.,1936.

    18. Ительсон Л.Б. Проблемы современной психологии учения. М.,1970.

  • А.К. Маркова :
    • рассматривает научение как приобретение индивидуального опыта, но прежде всего обращает внимание на автоматизированный уровень Навык - способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">навыков ;
    • обучение трактует с общепринятой точки зрения - как совместную деятельность учителя и ученика, обеспечивающую усвоение школьниками знаний и овладение способами приобретения Знание - отражение в голове ребенка свойств предметов, явлений окружающего мира (знания о фактах, понятия, термины, определения, законы, теории) и способов действий с ними (правила, приемы, способы, методы, предписания).");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">знаний ;
    • учение представляет как Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе коих происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношенной субъекта в предметной действительности. В деятельности с точки зрения ее структуры принято выделять движения и действия.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">деятельность ученика по Усвоение - овладение ребенком общественно выработанным опытом (т.е. значениями предметов, способами действия с ними, нормами межличностных отношений). В усвоении человек может двигаться от активной переработки общественного опыта к улучшению и преобразованию накопленного до него социального опыта (творчество). Усвоение осуществляется в учении, игре, труде и т.д. Усвоение может проходить стихийно в широком социальном опыте путем проб и ошибок и в ходе организованного обучения через поиск обобщенных ориентиров, овладение рациональными способами действия.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний (Маркова А.К., 1990; аннотация).

3.2.1. Виды научения

Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное.
Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).
Со времен Аристотеля до наших дней основной принцип научения - Ассоциация (от лат. associatio - соединение) - 1) связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них влечет за собой появление другого; 2) возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Явление ассоциации описано еще Платоном и Аристотелем, однако термин " onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">ассоциация по смежности - формулируется сходным образом. Когда два события повторяются с небольшим интервалом (временная смежность), они ассоциируются друг с другом таким образом, что возникновение одного вызывает в памяти другое. Русский физиолог И.П. Павлов (1849-1936) первым занялся исследованием в лабораторных условиях свойств ассоциативного научения. Он обнаружил, что, хотя звук колокольчика первоначально никак не отражался на поведении собаки, однако, после регулярного звонка в момент кормежки, через некоторое время у собаки вырабатывался условный рефлекс: звонок сам по себе начинал вызывать у нее слюноотделение. Павлов измерял степень научения количеством слюны, выделившейся при звонке, не сопровождавшемся кормежкой. Метод выработки Условный рефлекс - рефлекс, вырабатываемый при определенных условиях в течение жизни животного или человека; формируется на основе безусловных рефлексов.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">условных рефлексов основан на использовании уже существующей связи между специфической формой поведения (слюноотделением) и неким событием (появлением еды), которое вызывает эту форму поведения. При формировании условного рефлекса в эту цепочку включается нейтральное событие (звонок), которое ассоциируется с событием "естественным" (появлением еды) настолько, что выполняет его функцию.
Психологи подробно исследовали ассоциативное научение методом так называемых парных ассоциаций: вербальные единицы (слова или слоги) заучиваются парами; предъявление впоследствии одного члена пары вызывает вспоминание о другом. Этот тип научения имеет место при овладении иностранным языком: незнакомое слово образует пару со своим эквивалентом на родном языке, и эта пара заучивается до тех пор, пока при предъявлении иностранного слова не будет восприниматься тот смысл, который передает слово на родном языке.
При интеллектуальном научении предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.

3.2.2. Уровни научения

  • Каждый вид научения можно разделить на два подтипа:
    • рефлекторный;
    • когнитивный.

Когда научение выражается в усвоении определенных Стимул - воздействие, обусловливающее динамику психических состояний индивида (реакцию) и относящееся к ней как причина к следствию.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">стимулов и Реакция - (в психологии) любой ответ организма на изменение во внешней или внутренней среде, от биохимической реакции отдельной клетки до рефлекса условного.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">реакций , его относят к рефлекторному; при усвоении определенных знаний и определенных действий говорят о когнитивном научении.
Научение происходит постоянно, в самых различных ситуациях, видах деятельности. В зависимости от пути, которым достигается научение, оно делится на два разных уровня - рефлекторный и когнитивный .
На рефлекторном уровне процесс научения носит бессознательный, Автоматизация - процесс формирования различных навыков путем упражнения.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">автоматический характер. Таким путем ребенок научается, например, различать цвета, звук речи, ходить, доставать и перемещать предметы. Сохраняется рефлекторный уровень научения и у взрослого человека, когда он непреднамеренно запоминает отличительные особенности предметов, усваивает новые виды движений.
Но для человека гораздо более характерным является высший, когнитивный уровень научения, который строится на усвоении новых знаний и новых способов Действие - относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">действия посредством сознательного наблюдения, экспериментирования, осмысления и рассуждения, упражнения и самоконтроля. Именно наличие когнитивного уровня отличает научение человека от научения животных. Однако не только рефлекторный, но и когнитивный уровень научения не превращается в учение, если он управляется какой-либо иной целью, кроме Цель - то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конкретного результата деятельности.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">цели усвоить определенные знания и действия.
Как показали исследования ряда психологов, в ряде случаев стихийное, непреднамеренное научение может оказаться весьма эффективным. Так, например, ребенок лучше запоминает то, что связано с его активной деятельностью и необходимо для ее выполнения, чем то, что он заучивает специально. Однако в целом преимущество оказывается бесспорно на стороне сознательного целенаправленного учения, так как только оно может дать систематизированные и глубокие знания.

3.2.3. Разновидности ассоциативного научения

  • В каждом подвиде В.Д.Шадриков выделяет несколько классов научения (см. рис. 7) .
    1. Ассоциативно-рефлекторное научение разделяется на сенсорное, моторное и сенсомоторное.
    2. Ассоциативное когнитивное научение разделяется на научение знаниям, научение навыкам и научение действиям.
      • При научении Знание - отражение в голове ребенка свойств предметов, явлений окружающего мира (знания о фактах, понятия, термины, определения, законы, теории) и способов действий с ними (правила, приемы, способы, методы, предписания).");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">знаниям человек обнаруживает у предметов новые свойства, имеющие значение для его деятельности или жизнедеятельности, и усваивает их.
      • Научение Навык - способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">навыкам заключается в формировании программы действий, которая обеспечивает достижение определенной цели, а также программы регуляции и контроля этих действий.
      • Научение Действие - относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">действиям включает в себя научение знаниям и навыкам и соответствует сенсомоторному научению на когнитивном уровне.

Сопоставляя сенсорную и моторную модели научения, Л.Б. Ительсон писал:
"Первая (сенсорная модель) выделяет расширение знаний как движущую задачу научения. Вторая (моторная модель) - расширение программ деятельности как ведущую задачу научения.
Сенсорная концепция подчеркивает как условие научения мотивацию деятельности. Моторная - достижение целей деятельности. Из сенсорной концепции следует: чтобы определенные свойства мира были выделены (отражены) психикой учащегося и закреплены в ней, они должны быть значимы для него, т.е. связаны с его потребностями. Из моторной - чтобы программы действий были сформированы и закреплены в психике учащегося, они должны приводить к поставленной цели, т.е. реализовывать его потребности. Первая утверждает: чтобы новые знания усваивались учащимся, он должен "видеть" ("чувствовать") их полезность. Вторая - чтобы новые действия усваивались учащимся, он должен "видеть" ("чувствовать") их успешность.
Из сенсорной концепции вытекает: чтобы происходило научение, необходимо создать у учащегося положительное эмоциональное отношение к поступающей информации. Из моторной вытекает: чтобы происходило научение, необходимо положительное переживание у учащегося при выполнении требуемых действий.
Сенсорная концепция предполагает активную познавательную деятельность учащегося: анализ, Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частного к целому.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">синтез , абстрагирование и Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">обобщение поступающих чувственных данных. Моторная - активную практическую деятельность учащегося; поиски и испробование подходящих действий, контроль их результатов и сопоставление с целью.
Нетрудно заметить, что две эти концепции не противоречат одна другой, а просто рассматривают разные стороны научения. В центре сенсорной концепции стоит рассмотрение отражательной, а моторной - регуляторной деятельности психики. Первая подчеркивает информационный, познавательный характер научения, вторая - его деятельный целенаправленный характер" ().

В приведенной выдержке достаточно ярко показана направленность сенсорной и моторной моделей научения и совершенно справедливо подчеркивается, с одной стороны, ограниченность каждой из них, а с другой - их взаимная дополняемость, так как в любом реальном процессе присутствует как Сенсорный (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) - чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям; напр., физиологию органов чувств называют сенсорной физиологией.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">сенсорное , так и Моторный - двигательный, приводящий в движение.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">моторное научение и можно говорить только об их относительном преобладании.
Ассоциативное научение не исчерпывает всех типов научения. Оно характеризует лишь более простые (хотя и многообразные) типы адаптивной модификации Поведение - присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, социальной группы).");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">поведения .

3.2.4. Разновидности интеллектуального научения

    Более сложные формы научения относятся к Интеллектуальное научение - научение, предметом отражения и усвоения которого являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">интеллектуальному научению , которое, как и ассоциативное, можно разделить на рефлекторное и когнитивное (см. рис. 8) .
  1. Рефлекторное интеллектуальное научение разделяется на научение отношениям, научение с помощью переноса и знаковое научение.

    У животного интеллектуальное научение представлено в простейших формах, у человека оно является основной формой научения и протекает на когнитивном уровне.

  2. Интеллектуального когнитивного научения разделяется на научение понятиям, научение мышлению и научение умениям.

В рассмотренной классификации дается достаточно полная характеристика основных типов научения. Однако правомерны следующие замечания.
Во-первых, необходимо уточнить содержание научения мышлению и определить его сущность как овладение учащимся операциями Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие части или характеристики.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">анализа и Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частного к целому.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">синтеза , направленными на отражение бытия "в его связях и отношениях, в его многообразных опосредствованиях" (Рубинштейн С.Л., 1946. С. 340).
Во-вторых, следует отметить, что при Интеллектуальный - духовный, умственый, разумный (противопол. - вещественый, плотской, телесный, чувственный).");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">интеллектуальном научении мы имеем дело с образованием связей, но "это существенные необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, а не случайные связи на основе смежности в той или иной частной ситуации" (Там же. С. 341).

3.3. Сущность учения

3.3.1. Междисциплинарный подход к учению

3.3.2. Учение как разновидность деятельности

Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трём основным видам - игра, учение, труд.
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Учение - деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний .
Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг .
Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности, совершающейся в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры
.
Ведь любое взаимодействие с миром не только удовлетворяет потребности индивида, но и приводит к более полному и точному отражению им условий деятельности, что и обеспечивает совершенствование способов ее осуществления. Учение является необходимым компонентом любой деятельности и представляет процесс изменения ее Субъект - активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">субъекта , обусловленный ее предметным содержанием. Этим учение отличается от изменений деятельности, вызванных физиологическими свойствами организма (его созреванием, функциональным состоянием и т.д.) (см. Хрест. 3.2) .
Существуют различные трактовки понятия "учение" (рис. 10) . Приведем некоторые из них. Например, С.Л. Рубинштейн так раскрывает суть учения: "Основная Цель - то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конкретного результата деятельности.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">цель учения, применительно к которой принаравливается вся его общественная организация, заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности; основное средство - освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества; осваивая итоги прошлого общественного Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">труда , человек подготавливается к собственной трудовой деятельности. Этот процесс учения протекает не стихийно, не самотеком. Учение является стороной социального по своему существу процесса обучения - двустороннего процесса передачи и усвоения знаний. Оно осуществляется под руководством учителя и направляется на развитие творческих возможностей учащегося" (Рубинштейн С.Л., 1999. С. 495; аннотация).
Ительсон Л.Б. : "Это - деятельность, непосредственной целью которой является само освоение определенной информации, действий, форм поведения. Такая специфическая деятельность субъекта, направленная на научение, имеющая своей целью научение, именуется учением" ().

  • Дальше ученый продолжает: учение "...включает в себя:
    • усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации интеллектуально и практической деятельности,
    • освоение самих приемов и операций, из которых складывается эта деятельность,
    • овладение способами использования этой информации для правильного выбора и контроля этих приемов и операций в соответствии с поставленной целью" (Там же. С. 205).

3.3.3. Многосторонность определения учения

  • Согласно проведенному И.И. Ильясовым анализу концепций учения, учение рассматривается как:
    • приобретение знаний и умений решать разные задачи (Я.А. Коменский);
    • усвоение знаний, умений и развитие - совершенствование - общих познавательных процессов (И. Гербарт);
    • приобретение знаний, умений и навыков в определенных дисциплинах (Ф.А. Дистервег);
    • активный мыслительный процесс, связанный с преодолением затруднений - возникновением проблемной ситуации (Дж. Дьюи);
    • "активный процесс построения новообразований из элементов чувственного и мысленного содержания при необходимом участии внешних движений" (В. Лай);
    • получение знания и решение проблем (К.Д. Ушинский);
    • активный процесс внутренней самодеятельности ученика, являющийся внутренней стороной педагогического процесса (П.Ф. Каптерев);
    • переструктурирование прежних структур опыта, где две фазы - образование (впервые) новых форм деятельности (успех) и сохранение и воспроизведение возникших новых форм деятельности (Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">память ) (К. Коффка);
    • разные виды приобретения опыта (Ж. Пиаже)

3.3.4. Основные теории учения в отечественной психологии

В отечественной психологии существуют несколько подходов к анализу проблем учения. Один из этих теоретических подходов состоит в рассмотрении учения как усвоения учащимися знаний и формирования у них приемов Умственная деятельность (мышление) - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">умственной деятельности (Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер, Д.Н. Богоявленский и др.). В его основе лежит положение, согласно которому усвоение школьниками знаний определяется внешними обстоятельствами (в первую очередь, программой и методами обучения) и в то же время является результатом активности самого школьника (; см. международная кафедра культурно-исторической психологии МГППУ).
Центральным моментом учения является усвоение знаний, представленных в виде научных понятий. Такое усвоение не сводится к простому копированию в сознании учащихся Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">понятий , вводимых учителем. Данное извне понятие формируется в той мере, в какой оно является результатом мыслительной деятельности учащегося, осуществляемых им умственных операций (Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие части или характеристики.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">анализа , Синтез - мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частного к целому.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">синтеза , обобщения, абстрагирования). В усвоении понятий возникает последовательные этапы: движение от неполного знания к полному. Это движение, в зависимости от содержания понятий, может носить разный характер. Во многих случаях оно идет от частного, конкретного к общему, Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), который также обозначается термином " onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">абстрактному . Но существует и другой вариант усвоения: от недифференцированного общего к частному, конкретному и через конкретное к подлинно абстрактному. Так, при усвоении понятий о представителях различных общественных классов ученик в начале усваивает только диаметральную противоположность этих понятий и их основных признаков. Понятия становятся содержательными в дальнейшем, по мере того, как школьники приобретут соответствующие конкретные знания.
Усвоение знаний тесно связано с их применением в различных учебных и практических ситуациях. Применение усвоенных знаний зависит от взаимосвязи теоретических и практического, абстрактного и конкретного мышления. Они по-разному соотносятся на разных этапах обучения, в силу чего возникает необходимость использовать процессы Интериоризация - процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">интериоризации и Экстериоризация - переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">экстериоризации (перехода от внешних действий по решению мыслительных задач к действию в умственном плане и обратно).
В процессе обучения не только приобретаются знания, но совершенствуются и те умственные операции, при помощи которых учащиеся добывают и применяют знания, происходит формирование приемов умственной деятельности, включающее как овладение операциями, так и возникновение Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">мотивов , потребностей в использовании данных операций как способов деятельности.
Постановка и достаточно широкое использование приемов умственной деятельности приводит к формированию у учащихся определенных качеств ума: активности и самостоятельности, продуктивности, гибкости и т.п.
Учение - деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">Учение представляет собой развивающийся процесс, включающий переход от элементарных ситуаций, где оно осуществляется на основе подражания образцу при минимальной активности самого ученика, к высшим ступеням, опирающимся на "самоуправление" ученика, который самостоятельно добывает новые знания или применяет приобретенные ранее знания к решению новых Задача - 1) цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных для этих условий средств; 2) цель, заданная в определенных условиях.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">задач .
Другой подход к проблемам учения содержится в Теория поэтапного формирования умственных действий - учение о сложных многоплановых изменениях, связанных с образованием у человека новых действий, образов и понятий, выдвинутое П.Я. Гальпериным.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, разрабатываемой П.Я. Гальпериным (Гальперин П.Я., 1985), Н.Ф. Талызиной (Талызина Н.Ф., 1998) и их сотрудниками. В этой теории учение рассматривается как усвоение определенных видов и способов познавательной деятельности, которые включают в себя заданную систему знаний и в дальнейшем обеспечивают их применение в заранее заданных пределах. Знания, умения и навыки не существуют изолированно друг от друга, качество знаний всегда определяется содержанием и характеристиками деятельности, в состав которой они вошли (; см. статью Павленко В.Н. "Культурно-историческое развитие психических процессов и теория поэтапного формирования умственных действий").
Единицей, усваиваемой в процессе обучения познавательной деятельности, является Умственные действия - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">умственное действие , и Задача - 1) цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных для этих условий средств; 2) цель, заданная в определенных условиях.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">задача управления учением - это, прежде всего, задача Формирование - целенаправленное воздействие на ребенка с целью создания условий для возникновения у него новых психологических образований, качеств.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">формирования умственных действий с определенными, заранее заданными свойствами. Возможность подобного управления дает знание и использование Закон - необходимое, существенное, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">законов , по которым происходит образование новых действий, выявление и учет условий, влияющих на их качество.
Такие законы и условия и явились предметом исследований авторов теории поэтапного формирования. Ими было установлено, что исходной формой, в которой новое умственное действие с заданными свойствами может быть построено у учащихся, является его внешняя, материальная (или материализованная) форма, когда действие осуществляется с реальными предметами (или их заместителями - моделями, схемами, чертежами и т.п.). Процесс усвоения действия включает первоначальное овладение его внешней формой и последующую Интериоризация - процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">интериоризацию - поэтапный переход к выполнению во внутреннем, умственном плане, в процессе которого действие не только превращается в умственное, но и приобретает ряд новых свойств (обобщенность, сокращенность, Автоматизация - процесс формирования различных навыков путем упражнения.");" onmouseout="nd();" href="javascript:void(0);">автоматизированность , разумность, сознательность). Примером формирования умственного действия может служить усвоение счета, который вначале осуществляется путем реального перекладывания предметов (материальная форма) или счетных палочек (материализованная форма), затем - в плане громкой речи и в конечном итоге - полностью "в уме" (; см. лабораторию психологии учения ПИ РАО).

Резюме

  • Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это - научение, учение, обучение.
    • Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли).
    • Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения.
    • Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося.
    • Итак, научение/обучение/учение - это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является "научение". Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение.
  • Существует множество теорий научения. В каждой из них можно выделить какой-то отдельный аспект изучаемого явления. Согласно одним теориям, в процессах учения и научения существует единый механизм обучения (как у человека, так и у животных); другие теории рассматривают учение и научение как различные механизмы.
    • Существует ряд актуальных проблем, требующих дальнейшего изучения: проблема соотношения и разграничения понятий "научение"/"учение"/"обучение"; проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания/развития; проблема выявления общих законов и закономерностей научения; проблема выделения видов, механизмов и условий эффективного научения.
    • Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное. Каждый вид научения можно разделить на два подвида: рефлекторный; когнитивный.
  • Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к трем основным видам - игра, учение, труд. Учение, которое в последовательной смене основных типов деятельности, совершающейся в течение жизни каждого человека, следует за игрой и предваряет труд, существенно отличается от игры.
    • Проблема учения является междисциплинарной; соответственно оно может рассматриваться с разных позиций.

Словарь терминов

  1. Автоматизация
  2. Ассоцианизм
  3. Ассоциация
  4. Действие
  5. Деятельность
  6. Задача
  7. Знание
  8. Интеллектуальный
  9. Интериоризация
  10. Навык
  11. Научение
  12. Необихевиоризм
  13. Обучение
  14. Память
  15. Поведение
  16. Понятие
  17. Проблема
  18. Процесс
  19. Развитие
  20. Реакция
  21. Рефлекс
  22. Рефлекс условный (врожденный)
  23. Синтез
  24. Созревание
  25. Становление
  26. Стимул
  27. Теория поэтапного формирования умственных действий
  28. Умение
  29. Умственные действия
  30. Усвоение
  31. Учение
  32. Философия
  33. Формирование
  34. Экстериоризация
  35. Этика

Вопросы для самопроверки

  1. Сравните следующие понятия: "усвоение", "учение", "научение", "учебная деятельность".
  2. Назовите систему деятельностей, в результате которых человек приобретает опыт.
  3. Как трактуют понятия "научение", "обучение" и "учение" А.К. Маркова и Н.Ф. Талызина?
  4. Чем отличается точка зрения В.Д. Шадрикова по поводу научения от точки зрения Л.Б. Ительсона?
  5. Как трактовалось научение в отечественной психологии в советский период ее развития?
  6. Назовите основные теории научения.
  7. Назовите основные проблемы теории научения.
  8. Какие виды научения существуют в человеческом обществе?
  9. В чем суть бихевиористской концепции научения?
  10. Раскройте суть принципа подкрепления как главного пути управления процессом учения в теории оперантного поведения.
  11. В чем суть ассоциативно-рефлекторной теории научения?
  12. Чем отличаются когнитивные теории научения от бихевиористских и ассоциативно-рефлекторных?
  13. Назовите и дайте характеристику основным видам ассоциативного научения.
  14. Какие уровни научения принято выделять в психологии?
  15. В чем суть междисциплинарного подхода к учению?
  16. Охарактеризуйте учение как разновидность человеческой деятельности.
  17. Назовите основные теории учения в отечественной психологии.
  18. В чем суть деятельностного подхода к усвоению социального опыта?
  19. В чем суть теории поэтапного формирования умственных действий и понятий?
  20. Назовите основные операциональные теории усвоения социального опыта.
  21. Раскройте основные положения теории планомерного формирования умственных действий.

Список литературы

  1. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
  2. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995 .
  3. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
  4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  5. .
  6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998 .
  7. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  8. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М., 1996 .

Темы курсовых работ и рефератов

  1. Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
  2. Основные теории научения.
  3. Проблемы теории научения.
  4. Виды научения у человека.
  5. Бихевиористская концепция научения.
  6. Ассоциативно-рефлекторная теория научения.
  7. Междисциплинарный подход к учению.
  8. Учение как разновидность человеческой деятельности.
  9. Основные теории учения в отечественной психологии.
  10. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
  11. Основные положения теории планомерного формирования умственных действий.

Новое на сайте

>

Самое популярное