Домой Полезные свойства плодов 18 января день прорыва блокады. Прорыв блокады ленинграда. Сражение на шлиссельбургском выступе

18 января день прорыва блокады. Прорыв блокады ленинграда. Сражение на шлиссельбургском выступе

2 четверть (урок №12)

«О России петь- что стремится в храм»

Тема урока: «СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ.

Князь Александр Невский. Сергий Радонежский».

Цели урока: активизация эмоционально-интеллектуальной деятельности учащихся на основе частично-поискового метода; знакомство с образами особо почитаемых русских православных Святых и жанром величания православных Святых в древнерусской церковной музыке; духовно-нравственное воспитание учащихся.

Задачи урока:

- исследование исторической памяти русского народа на основе анализа житий русских православных Святых (святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский), в рамках проблемного поля нравственности и значимости их поступков;

Жанровое музыкальное конструирование Величания русского православного Святого ;

- выведение «символического» определения Святости человека в русской национальной культуре.

Оборудование:

Записи древнерусских церковных песнопений («Хвалите Господа с небес», «Земле Русская», «Величание Божией Матери» знаменного распева) и колокольных звонов;

Кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьева (№4);

Лики Святых; фрагменты картин Н. Некрасова «Ледовое побоище» и А.Д. Кившенко «Невская битва», «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву»;

Материалы для компьютерной поддержки.

Тип урока: интегрированный (народная культура и музыка ).

Ход урока.

1. Вступление.

Звучат слова былинного сказителя: «О делах родной земли предки летопись вели, в монастырской келье тесной, в четырёх глухих стенах, о земле о древнерусской, быль записывал монах…».

Слово учителя:

У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. И мы чтим небесных покровителей Святой России, в них мы ищем примеры и откровения для нашего собственного жизненного пути. Почему же человеку так необходимо стать лучше, умнее, добрее? И есть ли такие люди в русской истории, у которых это получилось.

2. СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Из жития Святых.

На звуковом фоне древнерусского церковного песнопения конца 17 начала 18 века («Хвалите Господа с небес» - знаменный распев) заставка с темой урока «СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» и проходит зрительный ряд графических файлов с изображениями русских православных святых (святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, лики святых, икона всех святых).

Учитель:

- Кто эти люди? Кем они были? Что их объединяет?

Графический файл: «Князья Александр Невский и Дмитрий Донской».

Учитель (на фоне колокольного звона (набат) и картины «Осада Владимира ханом Батыем»):

Стоном полнилась русская земля от набегов монголо-татарских, города и села разграблены, жители перебиты или угнаны в плен. Погибла ли Русь?

Звучит фрагмент кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева («Вставайте, люди русские» - №4) .

Учитель:

Нет, появляются герои – князья Александр Невский и Дмитрий Донской.

Учитель:

Две исторические личности, почти два поколения разделяют их между собой, а как похожи?

Как говорят летописи (учитель обращается к изображению Александра Невского): «…Сей великий князь побеждал всюду, а непобедим был никем же…» За что же снискал себе славу Александр, сын князя Ярослава?

Учитель:

Самыми знаменательными были битвы со шведами и немецкими рыцарями: 1240 год – битва на реке Неве (на экране появляется картина А.Д, Кившенко «Невская битва»), 1242 год – битва на Чудском озере (а экране появляется картина Н. Некрасова «Ледовое побоище»).

Учитель:

Много врагов было у Руси, а друзей–то у нее, по правде сказать, со всех сторон никогда и не было. Что же нужно было шведам и немцам в русских землях?

Насильно хотели они утвердить на Руси вместо православной веры католическую.

Князь Александр понимал, что Русь будет жива и под игом монголов, пока хранится в ней православие, и погибнет даже при внешнем могуществе, если потеряет свою веру. Только ли ратными делами снискал себе славу князь Александр?

Умел князь речами мудрыми да хитрыми добиваться своего. Сам он едет в Золотую орду и вымаливает у монгольских ханов облегчение для русского народа.

Учитель:

- «Это был князь – хозяин, князь – строитель.» Беззаветное мужество сочеталось в нем с высоким доверием к людям, состраданием к страждущим, голубиная кротость при орлином полете, стремление к славе родной земли. (На экране проигрывается финальный эпизод художественного фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский».)

Плохо стало на Руси после смерти Александра Невского. Его сыновья стали воевать друг с другом, даже стали призывать на русскую землю татар. Погибла ли Русь? Вырастила и воспитала она еще одного сына своего верного – Дмитрия Донского. Какое знаменательное событие прославило этого человека?

Ученик:

Куликовская битва – 1380 г.

Учитель:

Но сомневался Дмитрий Донской в своей победе. Понимал, что для победы над диким противником одних человеческих сил недостаточно. И к кому же он обращается за советом и поддержкой для принятия решения? (На экране появляется картина А.Д. Кившенко «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву».)

Ученик:

К игумену Сергию Радонежскому , основателю Троицкого монастыря.

Учитель:

Почему именно к Сергию Радонежскому обращается за благословлением князь Дмитрий?

Ни один человек в то время не претерпел столько лишений и страданий, сколько преподобный Сергий.

С молодости хранил он в сердце горячую любовь к Отечеству и всегда помнил о бедах земли Русской. Для чего же он ушел в глухие места от мирской жизни?

Ученик:

Чтобы усерднее служить людям.

Учитель:

Ученик:

Молиться.

Учитель:

Какой силы придал Сергий Радонежский князю Дмитрию?

Ученик:

Силы духа.

Учитель:

- Дмитрий Донской остался в памяти народной Великим полководцем, создателем первого белокаменного кремля, как человек, сплотивший в единый народ жителей разных русских земель и утвердивший ведущую роль Москвы в создании могучего русского государства. Боялись ли эти князья смерти?

Ученики высказывают различные мнения.

Учитель:

Конечно боялись, иначе не сомневались бы. Но жить хотели больше смерти, Родину любили больше жизни, поэтому ради нее шли на все, и за это наделены были ореолом святости.

3. Как прославить подвиг?

Учитель:

А как можно прославить такой подвиг?

Ученик:

Написать об этом в летописях, сказаниях, повестях, былинах…

Учитель:

А можно ли прославить подвиг средствами музыки?

Ученик:

Конечно.

Учитель: - Какая разновидность музыки для этого подошла бы больше всего?

Ученик:

Вокальная.

Учитель:

А каков был бы жанр вокальной музыки?

Ученик:

Учитель:

Необходимо ли такой песне, прославляющей Святого человека, музыкальное сопровождение, аккомпанемент?

Ученик:

Нет. Музыка может быть а каппелла.

Учитель:

Какой характер имела бы такая песня?

Ученик:

Величавый, торжественный.

Учитель:

Какое название носит торжественная песня, прославляющая что либо или кого либо?

Ученик:

- Гимн.

Учитель:

А какие средства музыкальной выразительности наиболее приемлемы для раскрытия такого характера?

Ученик:

Громкая динамика, средний темп, штрих - маркато…

Учитель:

Давайте послушаем образец такого славления Святого. (Слушаем « Величание Божей и Матери» знаменного распева.) Совпало ли наше представление о музыке, которая должна была прозвучать с тем что мы услышали?

Ученик:

Учитель:

Назовите два самых ярких несоответствия.

Ученик:

Медленный темп, тихая динамика…

Учитель:

- Почему же так, ведь это славление? Какой подвиг воспевает такая музыка: души или тела?

Ученик:

Учитель:

А кричат ли о духовном подвиге?

Ученик:

Нет, его не совершают ради похвалы.

5. Рефлексия: Кого называют Святым?

Учитель:

Всех этих людей называют Святыми. Так кто же такой Святой?

Ученик:

Человек, обладающий самыми лучшими положительными качествами, который живет правильно и стремится к совершенству.

Учитель:

- Святые земли Русской оставили нам в примере своей жизни богатейшее наследство. Мы не знаем и измерить не можем как богаты мы! И только по мере того, как мы будем углубляться в созерцание этих высоких образов христианской жизни, изучая в них черту за чертою, перед нами будет раскрываться все чудное наследие, которым они нас обогатили.

На экране, на звуковом фоне стихир русским святым «Земле Русская», проигрывается финальный видеоролик со знаменательными событиями русской истории.

«Два подвига Александра Невского - подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке -
имели одну цель: сохранения православия как нравственно-политической силы русского народа.
Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства
совершилось на почве, уготованной Александром
».

Г.В. Вернадский

6 декабря (23 ноября по старому стилю) Церковь чтит память одного из самых известных и почитаемых святых земли русской - святого благоверного князя Александра Невского . Неустрашимый защитник своего отечества, премудрый полководец-победитель, тонкий дипломат и искусный правитель, и вместе с тем благочестивый христианин и смиренный молитвенник, сподобившийся перед кончиною великого ангельского образа, - так предстает перед нами образ святого русского князя, широко прославленного и в церковной, и в светской среде.

О великом князе Александре Ярославиче. Из Лицевого летописного свода

«Сей благоверный и благородный, Богом преукрашенный и похвал достойный, великий князь Александр Ярославич, восьмое колено самодержавного и равноапостольного царя и великого князя Владимира Святославича, просветившего Русскую землю святым крещением, от Рюрика же одиннадцатое колено, за многие и преславные добродетели снискал похвалу не только от людей, но и от самого Бога; ибо с юного возраста и от младых ногтей всякому делу благому был научен благочестивым своим отцом богомудрым и державным Ярославом Всеволодовичем, и святой своей матерью, боголюбивой великой княгиней Феодосией, нареченной в иночестве Ефросинией, которыми воспитан был во всяких добрых наставлениях. И вселился в сердце его страх Божий в стремлении к соблюдению заповедей Господних; ибо чтил он священнический и монашеский чин.


Всегда в юности своей он придерживался смиренномудрия и воздержания, хранил чистоту душевную и телесную, приумножал кротость и избегал тщеславия, много старания к этому приложив. Чревоугодие сдерживал, ибо знал, что плоти пресыщение разрушает целомудрие, и мешает бодрствованию, и другим добродетелям противостоит. В устах же его беспрестанно были божественные слова, услаждающие его больше меда и сот. Он читал их с усердием, и внимал им, и желал воплотить их в дела. Родные же его видели, что он преуспевает во всех добродетелях, и старались быть полезными, и старались всячески угождать Богу, видя, как он старался угодить Богу, и, горя божественным небесным желанием, он умалял перед людьми все доброе и честное в себе, и не выставлял напоказ душевного многоплодия своего. И от премногого своего смиренномудрия всячески скрывал многочисленные добрые дела свои.

Хотя и прославлен был от Бога честью земного царства и супругу имел и детей, но смиренную мудрость стяжал больше всех людей. Был он очень высок ростом; красотой лица был подобен Иосифу Прекрасному; сила же его была частью силы Самсона, голос же его звучал как труба в народе; храбростью он был подобен Римскому царю Веспасиану, сыну Нерона, который пленил всю землю Иудейскую, собрал полки свои и повелел приступать к городу Антипату (Иотапату). Горожане вышли и победили полки его; он один пошел против них, и повернул войско их к воротам городским, и дружине своей, посмеявшись, сказал: «Почто оставили меня одного»? Так и великий князь Александр Ярославич побеждал везде и не был никогда побежден.


Премного милостив был, как и богохранимый отец его Ярослав, во всем следуя по стопам его, он отдавал за пленников много золота и серебра, посылая к царю Батыю в Орду за русских людей, которые были пленены безбожными татарами. Он же выкупал их и избавлял от лютого рабства и от многих бед и напастей.

Сам же всегда был Богом храним и от всех врагов везде оставался невредим, и прославил его Господь своей милостью к нему. И был он всем врагам страшен и грозен, и повсюду при имени его трепетали. Мудрость же и острота его ума, как и Соломону, даны были ему Богом. Больше же всего чтил он правосудие, и бояр своих часто поучал притчами из Божественного писания, чтобы прежде всего вопрошали премудрости у Бога, и от пьянства удерживались, и сами пред Богом смирялись, и не забывали праведно судить, и не были бы пристрастны в пользу сильного, и не принимали бы мзду неправедную, и никого не обижали бы, но избавляли бы обиженных от рук обижающих, и больше положенного им ничего бы не брали, но довольны были бы оброками своими. И так много раз говорил, иногда устрашая властью своей, иногда же напоминая о вечном воздаянии, когда на Страшном суде Христос воздаст каждому по делам его. Бояре же и все люди, видя от Бога дарованную ему премудрость, не могли ничего ответить, но единодушно обещали делать так, как он повелевал им. И так мужественно и праведно правил дарованной ему Богом державой.

И слава о нем прошла по многим дальним странам, и многие стремились увидеть его. И еще тогда повсюду был слух о том, что безбожный царь Батый по Божьему попущению много зла сотворил великой земле Русской. А там, где сей блаженный Александр с отцом своим Ярославом правили, в Великом Новгороде, туда дойти нечестивым помешала некая сила божественная и не дала им даже приблизиться не только к землям Великого Новгорода, но и к другим землям, где приходилось им тогда бывать и сражаться с ненавистными врагами - литовцами и немцами. И везде по Божьему попущению не воевали против них жестокие эти татары».

Житие Александра Невского

Свя­той бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Алек­сандр Нев­ский ро­дил­ся 30 мая 1220 г. в го­ро­де Пе­реяслав­ле-За­лес­ском. Он был вторым сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича от торопецкой княжны Ростиславы, во крещении Феодосии. С самого раннего детства св. князь принял благословение на ратное служение во Имя Бога на защиту Русской земли. По обычаю того времени, на четвертом году своей жизни он принял воинский постриг от суздальского епископа Симона, который был совершен над ним в Спасо-Преображенском соборе города Переяславля. Обряд происходил следующим образом. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие. Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После совершения обряда отрока сажали на коня - это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно - лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов.

На­чи­на­лось са­мое труд­ное вре­мя в ис­то­рии Ру­си: с во­сто­ка шли мон­голь­ские ор­ды, с за­па­да на­дви­га­лись ры­цар­ские пол­чи­ща. В этот гроз­ный час Про­мы­сел Бо­жий воз­двиг на спа­се­ние Ру­си свя­то­го кня­зя Алек­сандра - ве­ли­ко­го во­и­на-мо­лит­вен­ни­ка, по­движ­ни­ка и стро­и­те­ля зем­ли Рус­ской.

«Черные годы» - вот точное название той эпохи в истории Русской земли. После ураганного нашествия монголо-татарских одр Батыя в 1237-1240 годах, когда была перемолота русская сила и подверглись разорению десятки городов, начала складываться система тяжелой зависимости от ордынских завоевателей, державшаяся на страхе перед новыми вторжениями. Новгородские и псковские земли, к счастью, избегли опустошительного разгрома. Но они испытывали сильнейший натиск со стороны шведов, немцев, литовцев.

Русь превращалась во второразрядный регион Восточной Европы, слабела, раскалывалась на множество маленьких и немощных в военно-политическом отношении княжеств. От окончательного распада и гибели ее спасли усилия немногих самоотверженных, одаренных и прозорливых личностей, совершенные не без помощи Отца Небесного. Из них наиболее известен Александр Ярославович, прозванный Невским.

В 1227 г. князь Яро­слав по прось­бе нов­го­род­цев стал кня­жить в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком. Он взял с со­бой сы­но­вей, Фе­до­ра и Алек­сандра.

В 1228 году семилетний Александр был оставлен вместе со старшим братом Феодором и опытными управленцами, боярином и тиуном, в Новгороде Великом - как официальный представитель отца. С 1236 по 1240 год Александр Ярославович непрерывно княжил в Новгороде, выполняя волю отца. На плечи князя Александра легла огромная ответственность: оборона новгородских границ от воинственных соседей. А те, надеясь воспользоваться сложным положением Руси, усилили нажим на новгородчину.

Летом 1240-го шведская флотилия во главе с ярлом Ульфом Фаси и зятем короля Эрика XI Биргером Магнуссоном вошла в устье Невы. С ними прибыло католическое духовенство - некие «пискупы», а также ополчение финно-угорских народов сумь и емь. Житийная повесть сообщает о подготовке к битве со шведами следующее: вражеский вождь «…пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ. И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».

И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним песнотворца, который сказал: «Иные с оружием, а иные на конях, мы же имя Господа Бога нашего призываем; они повержены были и пали, мы же выстояли и стоим прямо».

С неболь­шой дру­жи­ной князь по­спе­шил на вра­гов. Но бы­ло чуд­ное пред­зна­ме­но­ва­ние: сто­яв­ший в мор­ском до­зо­ре во­ин Пелгусий, во святом крещении Филипп, ви­дел на рас­све­те 15 июля ла­дью, плы­ву­щую по мо­рю, и на ней св. му­че­ни­ков Бо­ри­са и Гле­ба в баг­ря­ных одеж­дах. Алек­сандр, обод­рен­ный вышним видением, му­же­ствен­но по­вел свое вой­ско на шве­дов. «И бы­ла се­ча ве­ли­кая с ла­ти­ня­на­ми, и пе­ре­бил их бес­чис­лен­ное мно­же­ство, и са­мо­му пред­во­ди­те­лю воз­ло­жил пе­чать на ли­цо ост­рым ко­пьем». За эту по­бе­ду на ре­ке Неве, одер­жан­ную 15 июля 1240 г., на­род на­звал св. Алек­сандра Нев­ским.

Победа принесла Александру Ярославовичу громкую славу, но в том же году, поссорившись с новгородцами, он был вынужден покинуть город с семьей и дружиной. Горожане сказали ему, как говорили многим князьям до него: «Вот тебе, князь, путь чист!» А он ответил им: «Гоните меня? Как понадоблюсь - не зовите!»

Слова несправедливо обиженного князя оказались пророческими: не прошло и года, как новгородцы, встревоженные близкой угрозой со стороны немецких рыцарей, посылали уже вторичное посольство, умоляя Александра вернуться и встать на их защиту.

Новому посольству придали особую солидность: с ними поехал архиепископ Новгородский. Сам факт его присутствия среди вечевых дипломатов показывает: Господин Великий Новгород стоит на краю бездны и уповает: не умолят о помощи его посланцы, так хоть глава духовенства усовестит братьев-православных.

Отец призвал к себе сына для тайного разговора. После этого молодой полководец скрепя сердце согласился и получил от отца в помощь владимиро-суздальскую дружину во главе с младшим братом -князем Андреем Ярославичем. В 1241 году Александр въехал со всею ратной силой в Новгород, и «рада быша новгородцы», измученные беспощадным врагом.

В 1241 г. мол­ние­нос­ным по­хо­дом св. Алек­сандр вер­нул древ­нюю рус­скую кре­пость Ко­по­рье, из­гнав ры­ца­рей. В 1242 г. зи­мой он осво­бо­дил Псков, а 5 ап­ре­ля, на праздник похвалы Пресвятой Богородицы - «Взбранной Воеводы» всех православных воинов, дал Тев­тон­ско­му ор­де­ну ре­ши­тель­ное сра­же­ние на льду Чуд­ско­го озе­ра. Кре­сто­нос­цы бы­ли пол­но­стью раз­гром­ле­ны. Имя св. Алек­сандра про­сла­ви­лось по всей Свя­той Ру­си.


Своими двумя победами князь Александр Невский не только спас Северную Русь от покорения ее чужеземцами, но определил ее дальнейшую судьбу. Новгород не был оторван от других частей Руси, и Православие в нем было утверждено на будущие века.

Если в отношении западных завоевателей князь Александр Невский был непоколебим, то в отношении татар он считал необходимым вести мирную политику, чтобы не подвергать страну новым опустошениям. Когда после смерти своего отца в 1247 году он стал великим князем и был вызван ханом в Орду, он испросил на поездку благословение митрополита Кирилла и дал обет стоять за православную веру. В Орде он не поклонился кумирам и должен был совершить далекий путь в Монголию к великому хану. Когда татары потребовали от великого князя Александра поклонения огню и идолам, он ответил: «Я христианин, и мне не подобает кланяться твари. Я покланяюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу единому, в Троице славимому, создавшему небо и землю». Но, ходатайствуя за свою землю, воздал честь самому хану, как могущественному царю земному, и сумел добиться для Руси различных льгот. Батый, как рассказывают современники, «подивился ему и сказал своим вельможам: «правду говорили мне, что нет другого подобного Князя» и отпустил в Русь с великой честью».

Вот как описывается это событие в Лицевом летописном своде Ивана Грозного.

«В то же лето (1247 год) злочестивый царь Батый слышав богохранимаго великаго князя Александра благородное мужество и непобедимую храбрость, многочисленные его славные победы над противниками, и послал к нему своих послов, говоря: «Известнейший среди русских государей князь Александр! Знаю, известно тебе, что покорил Бог мне многие народы, и все повинуются моей власти, и из всех один ты не желаешь покориться моей силе? Подумай, если хочешь сохранить свою землю невредимой, поторопись немедленно прийти ко мне, увидишь ты славу и честь моего царства, а для себя же и своей земли полезное приобретешь». Богомудрый же великий князь Александр рассудил, что святой его отец Ярослав не ради временного царства пошел в Орду и там отдал свою жизнь за благочестие и за всех своих людей, и этим приобрел себе Небесное Царство. Так и блаженный Александр уподобился благой ревности благочестивого своего отца и решил идти в Орду ради избавления христиан. И пришел он в славный город Владимир с большим войском; грозно было его пришествие, о котором тогда дошла весть и до устья Волги, его грозностью жены моавитян пугали своих детей, говоря: «Молчите, вот придет великий князь Александр». Не медля, лишь немного там пробыв и взяв у епископа Кирилла благословение, устремился в путь.

И пришел к царю Батыю, и везде благодать Божья освящала его. Царь же Батый, увидев его, удивился и сказал своим вельможам: «Воистину говорили мне, что нет подобного этому князю» и оказал ему почести, многими дарами одарил князя. Так Бог оберегает Своих избранных, что и нечестивым вкладывает в мысли, чтобы они стыдились и почитали их.

Потом же отправил князя с его братом Андреем Ярославичем к хановичам».


В вопросах веры великий князь также был непоколебим и перед послами папы Иннокентия IV, которые в 1251 году пытались убедить великого его подчиниться римскому престолу, ссылаясь на то, что будто бы его отец обещал это сделать. Но он отверг предложение и сказал, что наставлен в правой вере и их учения не примет.

Житийная повесть сообщает: однажды пришли к нему (Александру Ярославичу) послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших -Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем».

Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до происхождения израильтян сквозь море, от исхода сынов израилевых до смерти Давыда царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова и до распятия Его и Воскресения, от Воскресения же Его и до Вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до Первого собора и Седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси.

По возвращении на Русь великий князь Александр начал восстанавливать разрушенные храмы и монастыри. Ему пришлось вести борьбу с западными соседями - литовцами, которые были язычниками. Благодаря его трудам, христианство проникло в пределы, населенные литовскими племенами, и там утвердилось русское влияние. По отношению же к своим собратьям он отличался особым долготерпением и всегда избегал пролития христианской крови. Какая бы вражда не связывала его с князьями-соперниками, он не поднимал против них оружия и не собирал полки.

Во время одной из поездок к Батыю св. князь обратил ко Христу ханского сына Сартака, став его побратимом. И поскольку Сартак в то время управлял делами Орды за дряхлостью своего грозного отца, Александр Невский получил старшинство над всеми русскими князьями - это способствовало объединению Руси под единой властью Великого князя. Так был заложен фундамент будущего Московского государства. Мирные отношения с ханом привели к тому, что в 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Тем самым открылась эпоха великой русской христианизации языческой Евразии. Впоследствии, после освобождения от ига, немало татарской знати приняло Православие и положило начало знаменитым дворянским родам в Российской империи.

В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, призывая «татар бити». Восставший народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, ограничился только убийством наиболее свирепых хищников, поэтому и убитых было немного. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства.

Святому князю Александру опять предстояло ехать в Орду, чтобы умилостивить хана и спасти Русь от возмездия татар за поднятое восстание. Мирный договор был заключен, но на обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел: по некоторой версии, его тайно отравили татары. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре сорокатрехлетний князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где митрополит Кирилл с духовенством совершил погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле».


Житийная повесть про Александра Ярославовича рассказывает о посмертном чуде, которое совершилось при его погребении: «Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирил митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится такому чуду, ведь тело душа его покинула и везли его из дальних краев в зимнее время. И тако прославил Бог угодника своего».

Библиотека Русской веры
Поучение на память св. благоверного князя Александра Невского. Великие Минеи Четьи →

Тропарь и кондак святому Александру Невскому

Тропарь, глас 4.

Яко благочестиваго корене, пречестная отрасль бысть блаженне Александре, яви бо тя Христос русстей земли новаго чудотворца, яко некое сокровище преславно и Богоприятно. Тем днесь сошедшеся верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго ти благодать исцелением. Его же моли сохранити град сей, и державе сродник Твоих, еже богоугодне быти, и сыновом русским спастися.

Кондак, глас 8.

Яко звезду тя возсиявши русстей земли днесь почтем. Всю бо страну сию чудесы и добротою обогатив, просвещаеши верою чтущих память Твою, Александре блаженне. Тем вопием ти людие твои суще, моли Христа Бога спасти отечествие твое, державу русских князей, и всех притекающих к раце мощей твоих, и верно вопиющих ти, радуися граду нашему заступление.

Библиотека Русской веры

Храмы на Руси во имя святого благоверного князя Александра Невского

Во имя святого благоверного князя Александра Невского освящен придел Благовещенского собора Московского Кремля. На рубеже XIII-XIV веков на месте существующего собора стояла деревянная Благовещенская церковь на каменном основании. В конце XIV века вместо нее был возведен небольшой белокаменный храм с подклетом. В 1484 году старый был разобран и заложен заново. Строительство нового собора велось до августа 1489 года. Псковские зодчие, строившие его, сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью. В 1563-1564 годах по повелению Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) Благовещенский собор был перестроен.


Благовещенский собор Московского Кремля

Во имя святого благоверного князя Александра Невского освящен придел Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537-42 годах, является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде. До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноименный деревянный собор. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста возвел на месте, выбранном им для устройства монастыря, еще преподобный Димитрий Прилуцкий. Когда деревянный собор сгорел, был построен каменный. В советские годы монастырь был разграблен. В 1930-е годы в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛАГа, в 1950-70-е годы территория бывшей обители была занята под военные склады. Лишь в 1975-79 годах центральная группа памятников с прилегающей территорией после реставрации, начатой в 1954 году, стали филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. Благодаря научной реставрации, проводившейся в 1954-1975 гг., памятникам XVI-ХVII вв. был возвращён предполагаемый исходный облик. В настоящее время Спасо-Прилуцкий монастырь является действующим.


Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде

Посмертное прославление святого благоверного князя Александра Невского

Уже в конце 13 века началось народное почитание Александра Ярославовича. Тело его упокоилось во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре. Эта обитель долгое время считалась «первой по чести» среди монастырей Северо-Восточной Руси. В 1280-х годах рождается «Повесть о житии и о храбрости благоверного великого князя Александра Невского, впоследствии она стала чрезвычайно популярной и вошла в состав русских летописей. Великий князь московский и Владимирский Дмитрий Иванович, прозванный Донским за победу на Куликовом поле, осенью 1380 года перенес мощи Александра Невского в особую гробницу внутри того же владимирского Богородице-Рождественского монастыря. Когда мощи открывали, обрели их нетленными. В конце 15 столетия мощи пострадали от пожара.

Святой Александр Невский, с житием. Конец XVII в. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного), Москва
Александр Невский, со сценами жития. Начало XIX в. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

26 февраля 1547 года при митрополите Макарии на церковном соборе в Москве произошло официальное общероссийское прославление Александра Невского в лике святых. Тогда же был установлен особый день памяти - 23 ноября. Канон святому составил владимирский инок Михаил.

Петр 1 велел перевезти мощи Александра Невского в новую столицу. На протяжении 1723-1724 годов они хранились в Шлиссельбурге, а затем нашли окончательное пристанище. Им стала Петербургская Александро-Невская обитель. Перенос гробницы и мощей святого Александра Невского совершился 30 августа1724 года. В 1725 году был учрежден орден святого Александра Невского, ставший одной из высших наград Российской империи.

Высшее покровительство князя Александра Невского

На протяжении всей русской истории у святого защитника нашего государства русские воины просили помощи накануне самых опасных сражений. Так, в 1380 году перед Куликовской битвой победе предшествовало следующее чудо. Пономарь, благоговейно служивший при обители Рождества Богоматери, сподобился особенного видения: ночью, накануне битвы с Мамаем, стоял он на молитве в притворе церковном и со слезами молил Господа и Его Пречистую Матерь об избавлении от иноплеменных, призывая на помощь и витязя Невского, присного предстателя и заступника своего народа. Вдруг видит он: у гробницы св. Александра сами собой зажглись свечи, два боголепных старца вышли из алтаря и, приблизившись к гробнице св. ратоборца, сказали: «Княже Александре! Восстани и помоги правнуку твоему Димитрию, одолеваемому иноплеменными». Тогда св. Александр восстал как бы живой из гроба, и все трое скрылись от удивленных взоров смутившегося служителя церкви. На следующее утро при содействии св. Александра была первая великая русская победа против татарских полчищ.

Подобным образом была оказана помощь и в 1571 году, во время нашествия на Москву крымского хана Девлет Гирея. В 1812 году, во время Бородинского сражения, и в 1941 году, когда немцы подходили к Москве, так же усердно прибегали в молитвах именно к святому Александру, как к великому русскому воеводе. Следует отметить, что переломный момент в знаменитой битве под Москвой, решавшей тогда судьбу всего русского народа, пришелся как раз на день памяти ее святого полководца: так, 5 декабря войска Калининского фронта (генерал-полковник И. С. Конев), а 6 декабря - Западного (генерал армии Г. К. Жуков) и правого крыла Юго-Западного фронтов (маршал С.К. Тимошенко) перешли в контрнаступление против фашистской Германии.

Известный русский историк Н.М. Карамзин писал, что русские люди включили Александра Невского в лик своих ангелов-хранителей: он всегда почитался как одна из величайших фигур в истории Руси.

Александр Ярославович тем славен, что принял русский корабль полуразбитым, крепко сидящим на подводных камнях, с пробоинами в бортах, и честно потрудился ради его спасения. Не покладая рук откачивал воду, латал дыры, отбивался от мародеров, стоя по колено в ледяных водах. Притом не превратился в кровожадного зверя, к чему склоняли суровейшие условия, в коих ему пришлось осуществлять свою власть, а остался истинно христианским государем.

И что же?

Корабль не пошел ко дну. Вот главный итог!

Корабль сошел с камней и медленно-медленно, под одним парусом, где раньше было три, и с десятком гребцов, где раньше сидело полсотни, но все-таки продолжил плавание.

А потому - низкий поклон государю Александру Ярославичу, честному русскому человеку, принявшему на плечи тяжкое бремя и ответственно пронесшего этот груз до последнего срока, пока Сам Бог не освободил князя от тягот. Он свое дело сделал как надо. Низкий поклон!

Примечание: Курсивный текст - дословно по книге Дмитрия Володихина «Александр Невский».

(новый стиль).

Преподобный Сергий имеет особую благодать помогать в молитвах о даровании смирения, укрощении гордыни, самомнения, кичливости. Ему молятся о умственной развитии детей, помощи в учении, о сохранении жизни воинов во время войны.

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым». Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским, память 12 февраля).

Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.

Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Однажды святитель Стефан, епископ Пермский (память 27 апреля), глубоко почитавший Преподобного, направлялся из своей епархии в Москву. Дорога пролегала в восьми верстах от Сергиева монастыря. Предполагая посетить монастырь на обратном пути, святитель остановился и, прочитав молитву, поклонился Преподобному Сергию со словами: «Мир тебе, духовный брат». В это время Преподобный Сергий сидел вместе с братией за трапезой. В ответ на благословение святителя Преподобный Сергий встал, прочитал молитву и послал ответное благословение святителю. Некоторые из учеников, удивленные необычайным поступком Преподобного, поспешили к указанному месту и, догнав святителя, убедились в истинности видения.

Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии Преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему Преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, теперь опять Санкт-Петербург - этот город, и сейчас считающийся второй столицей России, с момента своего основания в 1703 году имел особое значение в судьбе нашего государства. Изначально это было «окно в Европу», потом «колыбель революции», даже потеряв столичный статус и получив после смерти Ленина его имя, город оставался символом государственности. И сдать его неприятелю означало начало глобального поражения. Во время Великой Отечественной войны, город, который оказался в блокаде немецко-фашистских захватчиков, держался до последнего. Держался и выстоял.Мужеству и героизму защитников Ленинграда посвящены стихи и песни. Город держался не только на линии фронта, но и на самих жителях, которые в условиях блокады выживали на крошках хлеба, но при этом производили для фронта оружие и боеприпасы. Тогда, в суровых 1942-43 годах, страна знала - Ленинград держится - значит, и мы выдержим. 18 января 1943 года блокада была прорвана - городу дали сообщение с Большой землей. До полного освобождения оставался еще целый год.

«В войну дом нашей семьи в поселке Усть-Ижора стоял в 5 километрах от линии фронта, где держали оборону героические защитники Ленинграда, - рассказывает военный историк Александр Зимовский. - Дом сохранился и поныне, и еще в конце 60-х на огородах находили множество осколков от немецких мин и снарядов. Один из моих родственников воевал в 72-м отдельном дивизионе бронепоездов, они действовали против немцев в районе железнодорожной станции "Лигово" (которая была на передовой с "их" стороны фронта). Поэтому прорыв блокады Ленинграда для меня - не просто календарная дата. Это невероятно эмоционально богатый пласт мировой, советской и российской военной истории».
В советские времена все появившиеся на свет в Ленинграде дети получали персональное свидетельство о рождении, на котором так и было написано: «Рожден в Ленинграде». Это, конечно, заслуга тех людей, которые пережили блокаду, тех кто участвовал в тяжелейших боях, в том числе связанных с освобождением города.
«Гитлер был маниакально одержим Ленинградом, точнее его уничтожением, - продолжает Александр Зимовский.- В 1942 году он снимает 11-ю полевую армию фельдмаршала Манштейна с южного направления и перебрасывает ее под Ленинград. Начальник Генштаба Гальдер возражает, поскольку считает, что Сталинград важнее, и через несколько недель Гитлер его убирает со всех постов.

Манштейн прибывает на рекогносцировку на линию соприкосновения гитлеровских и советских войск. Это было в районе Колпино. И на расстоянии прямой видимости, без всякого бинокля, наблюдает дымящие трубы Ижорского завода. После взятия Севастополя, он планировал начать штурм Ленинграда 1 сентября, но уже через несколько дней войска под его командованием были втянуты в тяжелейшие оборонительные бои. Была очередная попытка Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда. Успех ей не сопутствовал, однако идея взять Ленинград штурмом была окончательно похоронена. С этого момента ни один гений немецкого военного планирования вплоть до конца войны не ставил перед собой задачу по одновременному наступлению на двух и более участках Восточного фронта.Фронтовики-ленинградцы зло шутили: «В 1941 году прорвать блокаду не сумели, зато от Москвы немцев отвлекли. В 1942 году не прорвались, зато Ленинград от штурма избавили». Настроение было такое, что медлить с прорывом блокады было уже никак нельзя. И неудачи быть просто не могло: предел для человека существует; и жителями, и защитниками города он был перейден не единожды. Немцы занялись укреплением своих оборонительных сооружений, а . Это была операция «Искра».
Как всегда бывало в переломные моменты войны, руководить «Искрой» Сталин поручил Жукову. Вообще же все военачальники-мемуаристы сходятся в том, что в замысел операции до ее начала было посвящено не более 15 человек. Даже в переписке с Черчиллем Сталин не позволил себе ни одного намека по поводу намечающегося под Ленинградом мощнейшего деблокирующего удара.12 января в 9 часов 30 минут по переднему краю гитлеровцев ударили две тысячи советских орудий. Два часа двадцать минут советская артиллерия Ленинградского фронта вела непрерывный огонь по левому берегу Невы. Затем по невскому льду пошли в атаку солдаты четырех дивизий первого эшелона. Пехоту поддерживали легкие танки и бронеавтомобили.
16 января Сталин позвонил Говорову (командующему Ленинградским фронтом) поинтересовался ходом операции и поручил взять Шлиссельбург не позднее, чем к исходу следующих суток. 18 января солдаты Восемьдесят шестой стрелковой дивизии (она же 4-я Ленинградская стрелковая дивизия народного ополчения) подняли над Шлиссельбургом Красное знамя.Через 6 дней после начала операция «Искра» завершилась. Кольцо блокады было разорвано, теперь к Ленинграду вел десятикилометровый коридор, полностью контролируемый Красной Армией. Шел второй год войны. До полного снятия блокады оставалось еще немногим более 12 месяцев.
Операция по прорыву блокады Ленинграда началась 12 января 1943 года. Ставка Верховного главнокомандования начала операцию с массированного авиационного бомбо-штурмового удара и артиллерийского сопровождения. Основные боевые действия проходили в районе Невского «пятачка», где наступление развивалось не очень удачно. 45-я гвардейская дивизия при поддержке танкового батальона сумела продвинуться не более чем на полкилометра. При форсировании Невы были потеряны все танки. Атака была сорвана. Войска были переправлены на рубеж в район Марьино, с задачей наступать на Шлиссельбург с юга, что привело к успеху операции.Официальной датой прорыва блокады Ленинграда считается 18 января 1943 года, но ожесточенные бои на участках Ленинградского и Волховского фронтов продолжались еще в течении всего месяца. Тогда удалось восстановить железнодорожное сообщение с осажденным городом, но до полной разблокировки Ленинграда потребовался еще год ожесточенных боев на этом направлении.

Блокада Ленинграда трагический период истории города на Неве, военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии. Только от голода погибло свыше 640 тыс. жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуации.

Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) – 872 дня.


В окружение попало 2 млн 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца). 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е. Бадаева.

Были введены продовольственные карточки: с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные – по 200 г. Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941 – 1942 не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Запасы продовольствия стремительно сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г хлеба в день. К концу февраля 1942 в Ленинграде от холода и голода умерло более 200 тыс. человек.

Но город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи. Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. 2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде.

К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города.

По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов, а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи.

25 марта 1942 было принято решение об очистки города от завалов снега, льда, грязи, нечистот, трупов, и уже к 15 апреля город был приведен в порядок силами изможденных ленинградцев и солдат местного гарнизона. В Ленинграде снова начали ходить трамваи.

В следующую блокадную зиму 1942-1943 гг. положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось: ходил общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация, работали городские бани и т.д.

Обороной города руководил вначале К.Е. Ворошилов, а после его отстранения – Г.К. Жуков, хозяйственной стороной занимался А.Н. Косыгин, который фактически заменил первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) А.А. Жданова. Именно Косыгин организовывал движение на "Дороге жизни" и улаживал разногласия гражданских и военных властей.

Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 с наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом (КБФ) южнее Ладожского озера. Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. 18 января 136-я стрелковая дивизия и 61-я танковая бригада Ленинградского фронта ворвались в Рабочий посёлок № 5 и соединились с частями 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й лыжной бригады был освобожден Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. В пробитом вдоль берега коридора за 18 дней строители возвели переправу через Неву и проложили железную и автомобильную дороги. Вражеская блокада была прорвана.

К концу 1943 обстановка на фронтах коренным образом изменилась и советские войска готовились к окончательной ликвидации блокады Ленинграда. 14 января 1944 силами Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке артиллерии Кронштадта началась заключительная часть операции по освобождению Ленинграда. К 27 января 1944 советские войска взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину.

После снятия блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне – августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, 20 июня освободили Выборг, а 28 июня – Петрозаводск. В сентябре 1944 года был освобождён остров Гогланд. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия – звание Город-герой.

Т. С. Чечвий

Новое на сайте

>

Самое популярное