Домой Полезные свойства плодов Образовательный портал. Образовательный портал Политика европейских государств в 1930 годы

Образовательный портал. Образовательный портал Политика европейских государств в 1930 годы

Великобритания. Во второй раз лейбористы пришли к власти в 1929 г. Начав­шийся эконо-мический кризис они использовали как повод для отказа от предвыборных обещаний. Более того, стали сокращать­ся пособия по безработице и социа-льные расходы. Это вызвало протесты рабочих, демонстрации и «голодные походы» безра­ботных. В 1931 г. правительство было вынуждено уйти в от­ставку. В лейбористской партии произошел раскол. Часть ее руководителей вступила совместно с консерваторами и либера­лами в коалиционное «национальное правительство».

Франция. Экономический кризис поразил Францию в начале 1930-х гг. Половина рабочих оказалась перед лицом безработицы. Разорились 10 тыс. мелких предприятий и 100 тыс. мелких торговцев.

В этой обстановке в 1932 г. к власти пришло правительство радикалов и со-циалистов. По примеру германских про­мышленных магнатов французская крупная буржуазия стала поддерживать фашистские груп­пировки, самой крупной из которых была организация «Боевые кресты». 6 февраля 1934 г. 20 тыс. вооруженных участников фашист­ских организаций вышли на улицы Па-рижа с целью захватить власть. В столице против фашистских отрядов вы-ступили рабочие. 12 февраля страна была охвачена забастовкой, участники которой требовали обуздать фашизм.

Летом 1934 г. между коммунистической и социалистической партиями был заключен пакт о единстве дей­ствий против угрозы фашизма. В 1935 г. был создан Народный фронт, куда вошли партии коммунистов, социалистов, ра-дикалов, антифаши­стские женские, молодежные и другие организации.

Программа Народного фронта предусматривала роспуск фашист­ских групп, национализацию Французского банка, увеличение налогов на круп-ный капитал, контроль за экспортом капиталов, создание национальных фондов безработицы, признание прав профсоюзов на заключение коллек-тивных договоров с предпринимателями, введение оплачиваемых отпусков, установление твердых цен на продукты питания, поддержку сельскохозяй-ственных кооперативов, на­ционализацию военной промышленности, борьбу за обеспечение коллективной безопасности в Европе и ограничение вооруже-ний.

В 1936 г. партии Народного фронта победили на парламент­ских выборах. Правительство возглавил социалист Леон Блюм. Были запрещены фашист-ские организации, национализирован Французский банк, установлена 40-ча-совая рабочая неделя при повышении заработной платы рабочих и служа-щих, создано государственное бюро по закупке сельскохозяйственных про-дук­тов и др. Но крупные предприниматели объявили бойкот правительству, они стали закрывать предприятия во Франции. Премьер-министр ушел в от-ставку. Последующие правительства отказались от выполнения программы Народного фронта. В 1938 г. Народный фронт распался. У власти оказались представители правых буржуазных партий. Мно­гие завоевания Народного фронта были отменены.


США. Ошеломляющим событием ста­ло падение курса акций на Нью-Йоркской бирже в октябре 1929 г. (за три недели стоимость акций упала на 40%). Так начался мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

Он имел самые тяжелые последствия для американской экономики. Обан-кротилось свыше 5 тыс. банков. Милли­оны американцев лишились всех сво-их сбережений. За три года промышленное производство сократилось в 2 раза. В 2 раза снизились ставки заработной платы. К весне 1933 г. в стране насчитывалось до 17 млн. безработных. На окраинах больших городов вы-росли поселки из лачуг, где ютились люди, лишившиеся работы и жилья. Из-за падения цен на сельскохозяйственную продукцию были разорены сотни тысяч фермеров.

Летом 1930 г. в Чи­каго возник Национальный совет безработных. Начались массовые демонстрации и «голодные похо­ды».

В этой обстановке осенью 1932 г. на президентских выборах победил кан-дидат от демократической партии Франклин Руз­вельт (1882-1945). Свою президентскую программу Рузвельт назвал «Новым курсом». Новая админи-страция начала с поддерж­ки крупных банков, сосредоточе­ния в руках госу-дарства всего зо­лотого запаса США, девальвации доллара. Одним из первых был при­нят закон о регулировании сельско­го хозяйства, согласно кото­рому оказывалась государственная помощь фермерам. Государственная корпо-рация закупала часть продукции фермеров, заставляла фермеров сокращать посевные площади под определенные культуры, сокращать поголовье скота.

Особая роль отводилась закону о восстановлении национальной про­мыш-ленности. Он предус­матривал введение кодексов «чест­ной конкуренции», ко-торые устанавливали продолжительность рабочего дня, минимум заработной платы и распределение рынков между фирмами. Компании, подпи­савшие подобные кодексы, получали государственную поддер­жку.

Государство пыталось регулировать и отношения между предпринима-телями и рабочими. Оно поддерживало права проф­союзов и вместе с тем оставляло за собой роль арбитра (судьи-посредника) в конфликтах рабочих с владельцами предприя­тий. Чтобы сократить безработицу, проводились программы об­щественных работ - от очистки улиц до строительства дорог и других объектов. Особую поддержку получал Гражданский корпус сохра-нения ресурсов, привлекавший к работе молодежь. За 10 лет через него прошли свыше 3 млн. американцев. Был принят закон, по которому впервые в США вводилось социальное обеспечение по безработице, инвалидности и старости (с 65 лет).

Мероприятия «нового курса» вызыва­ли у американцев противоречивое от-ношение. В одних газетах утверждали, что президент «открыл дорогу комму-низ­му», в других - фашизму. Сам он объяснял мотивы своих действий так: «Мы против революции. Поэтому мы ведем войну против условий, вызываю-щих революцию - неравенства и несправедли­вости».

Рузвельт изменил и характер внешней политики. Он установил дипломати-ческие отношения с СССР. США активно помогала СССР осуществлять программу индустриализации: в СССР продавалось оборудование для строившихся фабрик и заводов, там трудились тысячи американских специи-алистов. СССР в свою очередь способствовал тому, что США смогли выйти из экономического кризиса. Рузвельт стал проводить политику «доброго соседа» в отношении стран Латинской Америки.

На президентских выборах 1936 г. Ф. Рузвельт победил и вновь стал прези-дентом. В этот период был установлен 8-часовой рабочий день на всех пред-приятиях и учреждениях США.

Ф.Д.Рузвельт был самым популярным президентом в истории США. Его избирали на эту должность четыре раза.

Авторитарные режимы . В 30-е гг. XX в. в Европе воз­никли и авторитарные режимы. В Венгрии диктатор Хорти сумел к 1931 г. окончате-льно подавить революци­онное движение. К 1934 г. революционное движение было подав­лено и в Австрии. В 1935 г. была установлена диктатура Ю. Пил-судского в Польше.

Характерной чертой диктаторских режимов было то, что правление в них осуществляли аристократы, генералы и земельные магнаты. Нередко дикта-торами становились монархи (Югославия, Болгария). Большинство госу-дарств с авторитарными режимами было втя­нуто в экономическое сотрудни-чество с нацистской Германией. Стала модной пропаганда войны. Многие европейцы, особенно молодежь, счи­тали, что именно во время войны проявляются лучшие качества гражданина - боевой дух, повиновение вождю и патриотизм.

Урок 8. Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция.

Цель урока: охарактеризовать последствия Первой мировой войны для Франции и Великобритании; проанализировать социально-экономическое и политическое развитие стран в 20-30-е гг., выделить факторы политической неустойчивости; формировать уме­ние анализировать и обобщать исторические события, сравнивать их и делать выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, иллюстрации.

Ход урока

I . Оргмомент.

II . Изучение новой темы.

Великобритания

Вышедшая из мировой войны победительницей, Великобритания стала играть весомую роль в политической жизни Европы и Мира. Внутриполитическая линия правительства была всецело направлена на восстановление отечественной экономики, обременённой мировой войной. По сравнению с другими странами-победительницами, Великобритания не смогла вырваться вперед по темпам своего экономического развития, а лишь восстановила свой довоенный уровень. Вместе с тем, как и в других странах Западной Европы, в Великобритании вырос жизненный уровень т. н. средних слоев общества .

Капиталистическая модель экономики Великобритании позволила промышленности быстро высвободиться из-под военно-государственной опеки и значительно расшириться. Как и в других странах Запада, в Великобритании наблюдался рост деловой активности и торговли. Развитие торгово-промышленной базы позволило «втянуть» в орбиту предпринимательства большие слои английского общества. «Экономический бум», ускоренные темпы развития и, как казалось многим, эра процветания резко завершились с приходом Мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Резкий обвал цен, закрытие и банкротство компаний и, как следствие всего этого, – безработица, привели к массовым протестам, которые нередко подавлялись силой.

Только по окончании кризиса Великобритания стала выздоравливать и приходить в себя, но тот обвал промышленности, который произошел в годы кризиса, она так и не могла преодолеть до конца. Постепенно эта страна из первого в Европе игрока, стала отходить на второй и третий планы. Этот отход окончательно оформился уже после Второй мировой войны, когда Великобритания была включена в орбиту наиболее сильной страны – США.

В 1920-1930-е гг. большую роль в жизни английского общества стали играть профсоюзы . Эти организации, защищавшие права работников, в указанный период времени стали достаточно мощной силой влияния в Великобритании. В 1925 году, когда правительство урезало государственное финансирование угольной отрасли, владельцы шахт стали снижать зарплаты горнякам, закрывать нерентабельные (неэффективные, не приносящие дохода) шахты и массово увольнять шахтеров. В ответ на это профсоюзы Великобритании объявили в мае 1926 года всеобщую забастовку. Силовые меры правительства, направленные против рабочих, чуть не привели к социальному взрыву и революции. Фактически, только уступка со стороны профсоюзов не привела английское общество к затяжному конфликту. Отдельные же рабочие бастовали вплоть до 1927 года, так и не добившись каких-либо уступок от капиталистов.

Несмотря на это, на парламентских выборах 1929 года правящая консервативная партия потерпела поражение. Общество поддержала лейбористскую (трудовую) партию , выступавшую с позиций социал-демократии, столь популярной в низах английского общества. Разразившийся экономический кризис не способствовал удаче лейбористов. На следующих выборах они уступили 1-е место консерваторам, которые были лидирующей партией вплоть до выборов 1945 года.

Внешнеполитический курс Великобритании был направлен на недопустимость повторения ужасов Первой мировой войны. Вместе с тем, оставаясь ведущей колониальной державой, она в 1930-х гг. безжалостно подавляла национально-освободительные движения и восстания в своих колониях – в Индии, Бирме, на острове Цейлон (Шри-Ланка) и ряде других.

В европейской политике Великобритания вместе с своим союзником – Францией на протяжении 1920-х гг. старалась доминировать в Европе и ставила себе целью борьбу с большевизмом, будучи в этом наиболее последовательной. Англо-советский кризис 1927 года, связанный с якобы поддержкой через Интернационал забастовочного движения, чуть не привёл к войне между Великобританией и СССР. Стороны разорвали дипломатические отношения и находились в крайне напряженном состоянии друг с другом вплоть до 1939 года.

Еще одной стороной в политике Великобритании являлась т. н. политика умиротворения , т. е. «заигрывание» с гитлеровской Германией. Английское правительство, стремясь развернуть захватнические планы Германии с Запада на Восток, всячески способствовало Гитлеру. Оно закрывало глаза на открытое несоблюдение пунктов Версальского договора и на увеличение военных расходов. Все это привело к очередному переделу Европы, а потом и новому конфликту – Второй мировой войне 1939-1945 гг.

Франция

Являясь континентальной европейской державой, Франция была страной, на долю которой выпала одна из ключевых ролей в победе в Первой мировой войне над Германией. На территории Франции происходили сражения мировой войны, что не могло не сказаться на экономической целостности этих земель.

Как и во всём западном мире, во Франции в 1920-е годы наблюдался рост промышленного производства, взлёт торговых компаний, экономический бум. Экономический рост Франции составил 40% от довоенного уровня. Это была страна, граждане которой считали, что все ужасы войны позади, и что надо теперь радоваться жизни, т. к. такой век подъёма будет продолжаться всегда. Они вели размеренный ритм жизни, пытаясь забыть чудовищные потери войны, стереть из памяти всё самое плохое. «Всё, что угодно, но только не война» – это была своеобразная установка французского общества.

Как и в других странах Запада, во Франции в это время возникает средний класс общества, который во многом влияет на политику и является той самой опорой, на которой держится экономическое развитие государства. Рост капиталовложений, по большей части именно средним классом, способствовал росту экономики в целом.

Бурный рост промышленности обернулся катастрофическим спадом, связанным с Мировым финансовым кризисом 1929-1933 гг. Так же как и в других странах Запада, где свирепствовал кризис, во Франции наблюдались тенденции к падению промышленного производства. В разгар кризиса закрывались убыточные предприятия, что вело к массовым увольнениям и росту безработицы. Французы, как и другие жители «кризисных стран», остро переживали наступившие времена. Нараставшее день ото дня недовольство выливалось во всё более ширившуюся поддержку т. н. Народного фронта , который объединял в себе все левые и левоцентристские политические силы (коммунисты, социал-демократы и проч.), и который поддерживал движение трудящихся. На выборах 1936 года представители Народного фронта одержали убедительную победу и заняли первое место. Но уже через короткий срок власть во Франции смогли взять правые, что и предопределило дальнейшие катастрофические для страны события.

Во внешней политике Франция придерживалась такой же установки, как и её союзница по Первой мировой войне – Великобритания: не допустить повторения ужасов войны.

Пришедший к власти в 1933 году Адольф Гитлер, не скрывавший своего враждебного отношения к странам т. н. западных демократий, заставил Францию начать поиск союзников на Европейском континенте (см. Рис. 3). В 1935 году были подписаны соглашения с Чехословакией и СССР.

В то же самое время, следуя в русле английского внешнеполитического курса, Франция «заигрывала» с гитлеровской Германией, пытаясь перенацелить ее захватнические замыслы с Запада на Восток. В дальнейшем, как бы развязывая руки агрессивным планам Германии в Европе, Франция сама стала жертвой начавшейся в 1939 году Второй мировой войны и оказалась под оккупационным режимом бывшего побеждённого – Германии.

III . Закрепление изученного материала.

Беседа.

    Как был достигнут социальный компромисс во Франции и Великобритании в послевоенный период?

    Какие сильные стороны деятельности Народного фронта можно выделить?

    Что нового Вы узнали сегодня о Франции и Великобритании?

IV . Домашнее задание.

§11, вопросы, задания.

Методическая разработка урока истории в 9 классе

М еждународные отношения в 1930-е гг.

Яковлев Андрей Владимирович,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №68

Разработчик:

Яковлев Андрей Владимирович, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №362
Предмет История
Класс 9 класс
Тип занятия Изучение нового материала с элементами дискуссии; урок-семинар.
Технология урока
(методы, формы организации деятельности)
Групповая работа; ответы на вопросы учителя; работа с историческими документами и картами; осмысление аудиовизуального материала; технология развития критического мышления.
Тема Международные отношения в 1930-е гг.
Цель Цель урока: познакомиться с историей международных отношений в 1930-е годы.

Предметные результаты: знать основные факт из истории развития международных отношений в 1930-е; определять места исторических событий, работая с исторической картой; анализировать статистический раздаточный материал; сравнивать историю международных отношений в 1930-е с возможным историческими параллелями; представлять мотивы решений политических лидеров тех или иных государств в рассматриваемый период; выявлять нравственные ценности при оценке некоторых событий (например, Мюнхенский сговор); выявлять и объяснять свои оценки формирования причин Второй мировой войны.
Личностные УУД: воспитание отрицательного отношения к военному пути разрешения международных конфликтов и противоречий; формирование умения искать компромиссы и разрешать проблемные ситуации.
Познавательные УУД: Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, использовать механизмы критического мышления, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.
Коммуникативные УУД: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.


План урока
  1. Вводный этап. Вызов. Опрос и актуализация ранее полученных знаний.
  2. Основной этап. Осмысление.
  3. Заключительный этап. Рефлексия.
Основные понятия и термины Версальско-Вашингтонская система; государства-агрессоры; пакт; аншлюс; система коллективной безопасности; политика умиротворения агрессора.

Возможная личностно-значимая проблема Понимание основных причин Второй Мировой войны и оценка действий ведущих государств Европы в 1930-е гг. Вторая мировая война напрямую связана с отечественной историей. Именно СССР внес решающий вклад в победу союзников в этом глобальном конфликте. Важно иметь общее представление о событиях, которые привели в дальнейшем к гибели миллионов наших соотечественников и серьезным экономическим, материально-техническим потерям.
Планируемые результаты - обучающиеся знают основные компоненты Версальско-Вашингтонской системы;


- обучающиеся разбираются в специфике внешнеполитических отношений на Европейском континенте в 1930-е гг. (система коллективной безопасности, политика умиротворения агрессора);


- обучающиеся понимают вследствие каких событий вспыхнула Вторая мировая война;
Источники информации (для учителя и учащихся)
В рамках занятия: электронная презентация, раздаточный материал (Приложение №1, Приложения №2).

Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Вводный этап.
Вызов. Опрос и актуализация ранее полученных знаний.
Регулятивные УУД:
- определять цели и задачи урока
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы на основе ответов на вопросы учителя, которые актуализируют полученные ранее знания.

Личностные УУД:
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому материалу.


  1. Организационный момент. Учитель приветствуется обучающихся и проверяет готовность к уроку. На партах разложены в перевернутом положении карточки со статистическими данными о некоторых государствах Европы периоды 1930-х гг. (см. прилож. 1).
  2. Открыт слайд презентации политическая карта Европы в 1930-е гг. Учитель предлагает обучающимся ответить на вопрос: Как вы думаете какой проблеме будет посвящен сегодняшний урок? Обучающиеся выдвигают свои версии (если открыта политическая карта, то урок скорее всего будет посвящен проблемам внешней политики).
  3. Слово учителя: 11 ноября 1918 г. В Компьенском лесу представители Германии подписывают перемирие с представителями Антанты. Потерпела ли армия Германской империи военное поражение на всех фронтах? (Нет, не потерпела, в стране началась революция в то время как союзники начали наступление).
В ходе дальнейших переговоров 28 июня 1919 подписывается Версальский мирный договор. Напомните его основные положения? (1. Полная ответственность за войну возложена на германию и ее союзников. 2. Германия возвращает Франции провинции Эльзас и Лотарингия. 3. Польши передаются территории Западной Пруссии 4. Силезия Чехословакии 5. 50 км демилитаризованная зона по Рейну. 6. Соблюдения независимости Австрии 7. Передел колоний бывшей Германской империи. 8. 100-тыс. Рейхсвер и Рейхсмарине (по большому счету силы береговой обороны). 9. Передача флота державам Антанты. 10. Запрет иметь бронетехнику, авиацию и др. наступательные вооружения. 11. Репарации державам-победителям. 12. Создание на востоке буферной зоны из новых государств («линия Керзона») между Советской Россией и Центральной Европой)).
В 1921-1922 была поведена Вашингтонская конференция, определившая баланс сил на море и расстановку сил на Дальнем Востоке. Также в 1919 году создается Лига Наций, которая являлась гарантом соблюдения выше рассмотренных договоренностей, а своей главной задачей ставила создание системы коллективной безопасности и разрешения конфликтов между государствами, недопущение войны. Эту систему мирового политического порядка принято называть Версальско-Вашингтонская.
1920-е года стали золотым веком для США и периодом восстановления экономик стран Западной Европы (в том числе и для Веймарской Республики), понесших убытки в войне. Однако в 1929 г. США и Европу охватывает беспрецедентный в мировой истории экономический кризис (великая депрессия). Перед ведущими государствами мира встает вопрос как выйти из него: за счет внутренних резервов или территориальной экспансии. Перенесемся в начало 1930-х годов. Демонстрируются слайды презентации с началом конфликта в Манчжурии 1931 г., пожаром Рейхстага, приходом нацистов к власти, фашисткой Италией.
Слово учителя: Итак, мы видим, что в некоторых государствах приходят к власти тоталитарные режимы, которые берут курс на экспансию и пересмотр Версальско-Вашингтонской системы. Цель нашего урока: познакомиться с историей международных отношений в 1930-е годы. Также нам предстоит решить несколько сложных проблем: 1) Выявить роль ведущих европейских государств в развязывании Второй мировой войны 2) Оценить ряд спорных международных договоров и соглашений 3) Найти точку невозврата, после которой начало Второй мировой стало неизбежным.
1. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.
2. Отвечают на вводные вопросы учителя для вхождения в реалии исторической ситуации начала 1930-х.
3. Просматривают слайды презентации для боле глубокого погружения в историческую эпоху.
Основной этап. Осмысление. Познавательные УУД:
- работать с историческими картами и документами.
- находить отличия
- объяснение значения новых слов
- выделять причины событий
-уметь составлять аналогии
-устанавливать причинно-следственные связи
Коммуникативные УУД:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение работать в группе;

Предметные результаты:
- обучающиеся знают основные компоненты Версальско-Вашингтонской системы;
- обучающиеся ориентируются в общей хронологии политических событий в Европе в 1930-е гг.;
- обучающиеся выявляют основные предпосылки Второй мировой войны;
- обучающиеся разбираются в специфике внешнеполитических отношений на Европейском континенте в 1930-е гг. (система коллективной безопасности, политика умиротворения агрессора).

  1. Открыт слайд с политической картой Европы 1930-х. Слово учителя: Переверните карточки, вы разделены по группам. На них представлена статистическая информация о ряде европейских государств (СССР, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Чехословакия, Польша). США в европейской игре активно не участвуют, они отвлечены на борьбу с последствиями кризиса и соперничество с Японией в тихоокеанском регионе. Вам дается 2 минуты на анализ информации. Выберете одного представителя от каждой группы, который кратко выделит сильные и слабые стороны вашего государства. Выступления учащихся.
  2. Слово учителя: Как мы установили почти все страны постепенно наращивают вооружения, готовясь либо к обороне, либо к действиям наступательного характера; между государствами существуют территориальные претензии; распространены идеи реваншизма; формируются коалиции. Советский министр иностранных дел Литвинов и министр иностранных дел Франции Луи Барту осознают опасность, нависшую над Европой; пытаются создать европейскую систему коллективной безопасности «Восточный пакт» в дополнении к Локарнским договорам 1925, гарантировавших незыблемость западных границ Германии и «Балканской Антанте» о незыблемости границ на Балканах 1934 г. Восточный пакт предполагал заключение коллективного договора о взаимопомощи между СССР, Чехословакией, Польшей, Финляндией, Латвией и Литвой и Германией. Вопрос к группам обучающих представляющих перечисленные государства: Возможно ли было подписание данного договора? Ответы представителей групп. Основной итог: обучающиеся сомневаются в возможности заключения данного договора ввиду ряда острых противоречий между его предполагаемыми участниками и серьезных идеологических различий.
  3. Слово учителя: Операция Тевтонский меч. 9 октября 1934 года в Марселе болгарским террористом Владо Черноземским убиты король Югославии Александр I Карагеоргиевич и министр иностранных дел Франции Луи Барту. Инициатором покушения стала болгарская националистическая организация ВМОРО, поддерживаемая властями Нацистской Германии и ее спецслужбами. Убийство Барту ставит крест на восточном пакте. Дело ограничилось франко-советским пактом о взаимопомощи от 2 мая 1935 г. и советско-чехословацким договором о взаимопомощи от 16 мая 1935 г. Также планировалось заключение Дунайского пакта, который бы обезопасил Австрию от претензий в германии (входе события 1934 г. в стране усиливаются позиции нацистов; Отто Планетта, командир отряда СС, 25.07.1934 убивает канцлера Дольфуса), однако договор так и подписан не был.
  4. Слово учителя: Перенесемся в 1935-1938 гг. Демонстрируются слайды презентации со следующей информацией: создание Вермахта в марте 1935 г. и наращивание военной мощи Германии; ремилитаризация Рейнской области 1936 г; война в Эфиопии 1935-1936 гг.; антикоминтерновский пакт 1936 г.; гражданская война в Испании; аншлюс Австрии 12-13 марта 1938 г. Как мы видим обстановка в мире все больше накаляется. Какие положения Версальского договора и какие положение устава Лиги Наций были нарушены действиями государств агрессоров в этот период? Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, приводят необходимые примеры.
  5. Лига наций была бессильна, не вводила санкции, не пыталась сплотить мировое сообщество, а страны-агрессоры просто выходили из ее состава. Большую роль сыграла и немецкая пропаганда, создав в Европе миф о создании непобедимой армии, которой на деле еще даже не было. Двойственную позицию заняла одна из главных сил континента Великобритания, пописавшая с Гитлером в 1935 г. морской соглашение (35% от тоннажа британского флота).
  6. Открыт слайд презентации с картой Чехословакии, отражающей национальный состав населения. Слово учителя: В тот момент на территории Чехословакии проживало порядка 3 млн. немцев, большинство в Судетской приграничной области. Здесь Чехословакия также имела серьезные оборонительные линии с долговременными укреплениями. Гитлер был одержим идей собрать всех этнических немцев в границах нового Рейха, а после перейти к экспансии для расширения жизненного пространства. Часть этого плана была выполнена в Австрии, фактически не встретив протестов мирового сообщества. Германия подогревает почву в Судетах, провоцируя столкновения местных жителей с армией и полицией. Гитлер заявляет о «притеснениях немецкого населения» чехословацкой республики, предъявляет стране ультиматум, грозит европейской войной. События мая-сентября 1938 г. вошли в мировую историю как Судетский кризис.
  7. Учитель предлагает обучающимся воспроизвести данную историческую ситуацию. Представители Чехословакии и Германии дают краткую информацию о своих вооруженных силах и союзниках. Учитель обращается к союзникам Чехословакии - готовы ли они предоставить, обещанную договором помощь. Главный вывод в ходе беседы, формируемый обучающимися и учителем: Чехословакия в состоянии обороняться и дождаться военной помощи. Слово учителя: Сейчас мы с вами фактически спасли мир в Европе, уничтожив агрессора на его же земле, отсрочили гибель миллионов. Вермахт был еще не на столько силен, боеприпасов хватало едва на месяц, скорее всего Германия была бы разгромлена нашей коалицией. Но в истории не все так просто. В истории порой случаются парадоксы, а политические интриги сильных мира сего решают судьбы народов. В Чехословакии прошла частичная мобилизация, войска были введены в Судеты и заняли приграничные укрепления. В то же время о поддержке Чехословакии заявили СССР и Франция. 11 сентября Англия и Франция заявили, что в случае войны они поддержат Чехословакию, но если Германия не допустит войны, то она получит всё, что хочет. СССР проводит ряд подготовительных военных мероприятий, на юго-западной и западной границе были приведены в боевую готовность стрелковые дивизии, авиация, танковые части и войска противовоздушной обороны. СССР готов оказать всю необходимую помощь, если также поступит и Франция. 27 сентября Гитлер заявил послам Англии и Франции о том, что его позиция неизменна, и что германская «акция» против Чехословакии начнется завтра, также он предложил провести переговоры для уточнения «деталей соглашения» по Судетскому вопросу. 29 сентября в Мюнхене по инициативе Гитлера происходит его встреча с главами правительств Великобритании, Франции и Италии. Чехословацкие представители не были допущены к обсуждению соглашения. СССР было отказано в участии во встрече. В час ночи 30 сентября 1938 Чемберлен, Даладье, Муссолини и Гитлер подписали Мюнхенское соглашение, известное как Мюнхинский сговор. После этого в зал, где было подписано это соглашение, была допущена чехословацкая делегация. Судетская область передается Германии. Это был пик политики умиротворения агрессора. Англия, Франция и Германия подписывают взаимные договоры о ненападении.
  8. Открыт слайд с двумя цитатами. Учитель предлагает обсудить их содержание:
«Я верю, что это мир для нашего поколения» (Невил Чемберлен, 30.09.1938)
«Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войн» (Уинстон Черчилль, 3.10.1938)
Слово учителя: Мюнхенский сговор еще не был точкой невозврата; из политической игры выбыла только Чехословакия.
  1. Обучающиеся просматривают слайды презентации, посвященные событиям конца 1938 - начала 1939 г. (ввод подразделений вермахта в Чехословакию (март 1939 г.); оккупация литовского Мемеля (март 1939 г.); территориальные претензии к Польше; начало боев на Халхин-Голе (май 1939 г.). Слово учителя: На фоне этих тревожных событий Великобритания и Франция заявляют о том, что поддержат территориальную целостность Польши и Румынии. Также они пытаются достигнуть с СССР нового соглашения о коллективной безопасности (Московские переговоры, лето 1939 г.). Однако на эти переговоры Англия и Франция отправляют своих третьестепенных представителей, без полномочий и морским путем. В ходе переговоров советская делегация заявила, что СССР готов в случае войны выставить на фронт 136 дивизий, 5 тыс. средних и тяжелых орудий, до 10 тыс. танков, до 5,5 тыс. бомбардировщиков и истребителей. Однако переговоры затягивались, Румыния и Польша не желали предоставлять свою территорию как плацдарм для частей РККА. В СССР в 1939 г. сменяется внешнеполитический вектор на смену Литвинову, приходит Молотов, это означало разочарование руководства страны в идеях системы коллективной безопасности, также существовало мнение о том, что Англии и Франция сознательно пытаются затянуть время и перенаправить германскую агрессию на Восток (на фоне противостояния идеологических систем).
  2. Учитель обращается к представителям СССР и Германии:
Условия для СССР: Вам нужно оттянуть начало войны, перевооружить армию на более современные системы, подготовить промышленность к схватке, на ваших Дальневосточных рубежах пока не ясная ситуация (РККА постепенно одолевает японскую императорскую армию на Халхин-Голе), вы были бы не прочь отодвинуть западную границу, заполучить бывши владения РИ и территории потерянные в советско-польскую войну, также возможно на вас сознательно переносят удар Германии.
Условия для Германии: Ваше политическое руководство пришло к военному решению польского вопроса, вам не выгодна война на два фронта как в первую мировую, вам нужны бесперебойные поставки топлива и других ресурсов в условиях прогнозируемой морской блокады.
Обучающиеся анализируют ситуации и две стороны пытаются нащупать почву для возможного компромисса.
  1. Слово учителя: 23 августа 1939 г. в Москву самолетом прилетает германская делегация во главе с министром иностранных дел И. фон Риббентропом. Достигается компромиссное соглашение, вошедшее в историю как пакт Молотова-Риббентропа. Договор включает себя положения о ненападении, совместных действия в Польше, разделе сфер влияния в Восточной Европе, военно-техническом сотрудничестве и торговле. Открыт слайд презентации с картой раздел сфер влияния в Восточной Европе. Далее события развивались стремительно. 1.09. 1939 начинается Вторая Мировая война с нападением Германии на Польшу, затем к ней подключаются Англия и Франция. 17.09.1939 г. советские войска входят в польские Западную Белоруссию и Западную Украину. 28.09.1939 г. подписан договор о дружбе и границе.
1. Распределяются в группы. 2. Выполняют задания в группах.
3. Отвечают на наводящие вопросы учителя.
4. Анализируют слайды презентации и цитаты.
5. Работают с исторической картой.
Заключительный этап. Рефлексия Коммуникативные УУД:
- формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Познавательные УУД:
- умозаключения и делать выводы

Предметные результаты:
- понимают основные направления внешней политики ряда европейских государств в 1930-е гг.;
- дают оценку Мюнхенскому сговору и пакту Молотова Риббентропа;
- обучающиеся понимают вследствие каких событий вспыхнула Вторая мировая война
- формируется осознание того, что даже в самом сложном внешнеполитическом противостоянии имеют место быть возможности для поиска компромисса и его разрешения, при согласованном действии всех сторон конфликта, если ситуация еще не достигла «точки невозврата».

Учитель предлагает подумать учащимся о главных вопросах, поставленных в начале урока. Подводятся итоги урока в виде критического осмысления учащимися изученного материала. Обучающиеся передают друг другу распечатанное фото, на котором изображены последствия бомбардировки Герники и одним предложением выражают свое мнение о том, что они узнали на уроке.
Основные выводы, формулируемые учителем и классом:
  1. Ответственность за развязывание Второй мировой войны полностью лежит на политическом руководстве Третьего Рейха.
  2. Политическая недальновидность и полоса политических предательств со стороны Англии и Франции (политика умиротворения агрессора) стимулируют начало новой войны, развязывают руки Германскому руководству.
  3. Точкой невозврата является фактический срыв Московских переговоров лета 1939 г.
  4. Пакт Молотова-Риббентропа заслуживает неоднозначные оценки со стороны историков. Две основные точки зрения: 1) Договор был полезен для СССР, отодвинул границу на запад, отсрочил вступление в войну, позволив улучшить положение в некоторых отраслях промышленности и выпустить в ограниченном масштабе новые системы вооружений; позволил получить доступ к некоторым германским техническим новациям.
2) Договор и секретные соглашения к нему имели характер имперской политики, дорого обошлись СССР и России в послевоенные годы.
Домашнее задание: решить 5 вопросов теста в формате ОГЭ (раздаточный материал, приложение №2); пересказ параграфа «Международные отношения в 1930-е»

  1. Выражают личное мнение о главных вопросах и проблемах, поднятых на уроке.
  2. Делают выводы о том, что нового они узнали о международных отношениях в 1930-е гг. и развязывании Второй мировой
  3. Для актуализации знаний отвечают на вопрос - Насколько актуальны проблемы той эпохи в наши дни (например, в отношении современной внешней политики США)?

Приложение №1. Карточки с раздаточным материалом.
1. СССР в 1930-е гг.
1.1 Население: 162 500 000 (на 1937 г.)

1.3 Политическая идеология: Марксистско-ленинская теория
1.4 Уровень экономического развития: Командно-административные методы управления экономикой. На конец 1930-х годов индустриальная страна, которая все еще нуждается в модернизации ряда отраслей и в совершенствовании транспортной инфраструктуры. Второе место в мире по объему выпуска промышленной продукции. Фактически весь спектр ресурсов.
1.5 Основные внутренние проблемы: преодоление издержек индустриализации (за счет индустриализации); борьба с внутренней оппозицией (сталинские репрессии).
1.6 Общественные настроения: высокий уровень лояльности население, отчасти и под давлением репрессивного механизма и насаждения культа личности И. В. Сталина.
1.7 Вооруженные силы: На 1 января 1937 года — 1 518 090 человек. Около 15 тысяч танков (подавляющее большинство легкие), около 7 тысяч самолетов, довольно слабый ВМФ, за исключением эсминцев и подводного флота. Реальный боевой опыт ряда подразделений. Мощная индустриальная база. На конец 1930-х гг. армия нуждается в дальнейшем техническом переоснащении и координации взаимодействия подразделений. Серьезный вред боеспособности армии нанесли репрессии высшего командного состава в конце 1930-х.
1.8 Основные внешнеполитические цели: Создание системы коллективной безопасности в Европе, оборона Дальневосточных границ, возвращение в свою сферу влияния бывших владей Российской империи.
1.9 Союзники, дружественные отношения: Франция, Чехословакия, Испанская Республика, Монголия.
1.10 Потенциальные противники; враги: Нацистская Германия, Фашистская Италия, испанские франкисты, императорская Япония. Недружественные отношения с Польшей, Финляндией, странами Прибалтики.

2. Нацистская Германия в 1930-е гг.
1.1 Население: 69 млн. чел. (на 1939 г.)
1.2 Политический режим: тоталитарный
1.3 Политическая идеология: национал-социализм
1.4 Уровень экономического развития: индустриальная страна с развитой и технологичной промышленной базой и транспортной инфраструктурой. Главные проблема недостаток ресурсов, в особенности топлива, промышленность зависима от поставок сырья.
1.5 Основные внутренние проблемы: подавление любых форм оппозиции нацистском режиму, насыщение идеологическими установками всех сфер общественной жизни, антисемитизм.
1.6 Общественные настроения: высокий уровень лояльности населения за счет средств принуждения и эффективно налаженной пропаганды.
1.7 Вооруженные силы: 1,6 млн чел., 3000 танков (большинство легкие, до ¼ пулеметные), 5000 самолетов. ВМФ имеет ряд новых кораблей и серьезный подводный флот, однако не способен к серьезным действиям. Реальный боевой опыт ряда подразделений. Мощная индустриальная база, но относительно небольшие запасы боеприпасов. Армия нуждается в более совершенной бронетехнике.
1.8 Основные внешнеполитические цели: реваншизм, пересмотр Версальско-Вашингтонской системы, экспансия на Восток, доминирование на Европейском континенте.
1.9 Союзники, дружественные отношения: фашистская Италия, испанские франкисты, императорская Япония, Австрия, Венгрия.
1.10 Потенциальные противники; враги: СССР, Франция, Великобритания, Чехословакия, Польша, Испанская республика.

3. Фашистская Италия в 1930-е гг.

1.1 Население: 44 млн на 1939 г. (без учета колоний)
1.2 Политический режим: тоталитарный
1.3 Политическая идеология: итальянский фашизм.
1.4 Уровень экономического развития: аграрно-индустриальная страна, серьезная разница между уровнем развития Севера и Юга страны, посредственная инфраструктура, ограниченная ресурсная база.
1.5 Основные внутренние проблемы: бедность, мафия, кризисные явления в экономике.
1.6 Общественные настроения: население в целом лояльно под воздействием фашистской пропаганды, так и под силой аппарата принуждения.
1.7 Вооруженные силы: До 1 млн. человек в военное время. Реальный боевой опыт ряда подразделений. Бронетанковые войска представлены в основном легкими танкетками и танками уровня Первой мировой. Флот имеет ряд сильных кораблей и может составить конкуренцию на средиземном море. Военная промышленность достаточно слаба. Требуется кардинальное перевооружение армии, развитие технических средств сухопутных сил.
1.8 Основные внешнеполитические цели: экспансия на Африканском континенте (получение новых колоний) и на Балканах, идея сделать Средиземное море «внутренним озером Италии».
1.9 Союзники: Нацистская Германия, испанские франкисты, императорская Япония.
1.10 Потенциальные противники; враги: Франция, Испанская республика, СССР, Югославия, Албания, Великобритания.

4. Польша в 1930-е гг.

1.1 Население: Примерно 30 млн. на 1930 г.
1.2 Политический режим: авторитарный
1.3 Уровень экономического развития: индустриально-аграрная страна, отсутствие серьезной промышленной базы.
1.4 Основные внутренние проблемы: проблемы многонационального государства (украинский, белорусский, еврейский вопрос), проблема поиска резервов для индустриализации.
1.5 Общественные настроения: польское население в целом лояльно власти, однако в условиях войны займет пассивную позицию. Высокая роль армии в жизни общества. Аристократические пережитки.
1.6 Вооруженные силы: Довольно посредственная армия. До 1 млн человек в военной время. 800 танков (в основном танкетки), 400 самолетов. Высокая доля импортной техники (Франция, США), собственная военная промышленность слаба. Основной истребитель - биплан! Высокая роль кавалерии (уланы), фактически элита армии!
1.7 Основные внешнеполитические цели: удержание позиций на советско-польской границе, оборонительные линии. На западной границе территориальные споры с Третьим Рейхом. Польша не против расширить свои владения за счет Чехословакии.
1.8 Союзники: Великобритания, Франция.
1.9 Потенциальные противники; враги: СССР, Германия. Недружественные отношения с Литвой.

5. Франция в 1930-е гг.

1.1 Население: 42 млн на 1930 г. (без учета колоний)


1.4 Основные внутренние проблемы: пресечение попыток фашистского переворота, кризисные явления в экономике.
1.5 Общественные настроения: население в целом лояльно власти, частая сменяемость политических сил. К войне население отнесется без энтузиазма ввиду пережитого опыта Первой мировой и прочих факторов.
1.6 Вооруженные силы: свыше 1 млн. человек. 3000 танков различных типов, 1500 самолетов. Армия неплохо вооружена и экипирована. Бронетехника, авиация и флот соответствуют требования времени. По границе с Германией проходит глубокоэшелонированная оборонительная линия «Мажино». Но стратегия уровня Первой мировой.
1.7 Основные внешнеполитические цели: поддержание порядка и стабильности в своей колониальной империи, создание системы коллективной безопасности в Европе, желание избежать войны.
1.8 Союзники, дружественные отношения: Великобритания, СССР, Чехословакия, Балканские страны.
1.9. Возможные противники: Германия, Италия.

6. Великобритания в 1930-е гг.

1.1 Население: 45 млн. на 1931 г. (без учета колоний).
1.2 Форма правления: конституционная монархия
1.3 Уровень экономического развития: индустриальная страна с развитой промышленностью и инфраструктурой. Экономика нуждается в сырье из колоний.
1.4 Основные внутренние проблемы: пресечение попыток нацистского переворота, кризисные явления в экономике, Ирландский вопрос, рабочее движение.
1.5 Общественные настроения: население лояльно власти. В вопросе войны изоляционные настроения ввиду островного положения страны.
1.6 Вооруженные силы: традиционно компактная, но хорошо вооруженная и экипированная сухопутная армия и мощнейший на Европейском континенте флот. Военная промышленность развита средне.
1.7 Основные внешнеполитические цели: поддержание порядка и стабильности в своей колониальной империи, желание избежать мировой войны.
1.8 Союзники, дружественные отношения: Франция, Польша
1.9. Возможные противники: Германия, Италия, Япония, в конце 20-х даже СССР.

7. Чехословакия в 1930-е гг.

1.1 Население: 14,7 млн. чел на 1930 год.
1.2 Политический режим: демократический
1.3 Уровень экономического развития: аграрно-индустриальная страна. Наиболее развитая часть государства - Чехия, где расположены самые крупные предприятия.
1.4 Основные внутренние проблемы: проблемы многонационального государства (словаки, венгры, судетские немцы, украинцы и поляки в восточных районах). В обществе сильны межнациональные противоречия.
1.5 Общественные настроения: чешское население лояльно к власти, в случае войны готово к обороне.
1.6 Вооруженные силы: компактная, но хорошо вооруженная и экипированная сухопутная армия. До 500 современных танков. Хорошая артиллерия и огнестрельное оружие. 1000 самолетов. Оборонительная линия Бенеша на границах с Германий. Военная промышленность развита средне.
1.7 Основные внешнеполитические цели: оборона на всех на всех направлениях, поддержание стабильных границ.
1.8 Союзники, дружественные отношения: Франция, СССР.
1.9. Возможные противники: Германия, Польша, Венгрия.

Приложение №2. Домашнее задание в формате ОГЭ.

1. Что явилось следствием политики умиротворения агрессора?
А. Гражданская война в Испании 1936-1939 гг.
Б. Бои на реке Халхин-Гол 1939 г.
В. Оккупация Чехословакии в 1939 г.
Г. Приход нацистов к власти в 1933 г.

2. Прочтите отрывок из допроса Гудериана после окончания Второй мировой и определите о каком событии идет речь.
«Если бы вы, французы, вмешались в <…> 1936, мы бы проиграли все, и падение Гитлера было бы неизбежным»
А. Ремилитаризация Рейнской области
Б. Аншлюс Австрии
В. Итало-эфиопская война
Г. Японо-китайская война

3. Какое из перечисленных событий в истории международных отношений 1930-х гг. произошло позже остальных?
А. Марсельское убийство
Б. Выход Германии из Лиги Наций
В. Мюнхенский сговор
Г. Пакт Молотова-Риббентропа

4. Запишите термин, о котором идет речь:
В 1934-1935 гг. французским МИДом и советским НКИДом предпринимались попытки создать данную систему, что было отражено в проектах «Восточного пакт», «Балканской Антанты», советско-французском и советском-чешском договорах о союзе и взаимопомощи.
Ответ:_________________________

5. Существует точка, зрения, что пакт Молотова-Риббентропа 23.08.1939 года имел определенные положительные последствия для СССР. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих данную точку зрения.

В 1933 году к власти в Германии, в ходе выборов в парламент, пришли национал-социалисты во главе с Адольфом Гитлером. На протяжении 1920-х - в первой половине 1930-х гг. во многих странах Европы установились авторитарные, фашистские и профашистские режимы. Основными фашистскими странами Европы были Италия и Германия. Почему граждане тех или иных стран добровольно стали поддерживать фашизм? Это объясняется тем, что на волне Мирового экономического кризиса у народа от безысходности рушится жизнь. И именно на волне упаднического настроения появляется сила, которая обещает народу быстрое решение всех его проблем, ищет главного врага, на которого сваливает все беды и несчастья. О борьбе с фашизмом и деятельности антифашистского движения пойдёт речь на данном уроке.

Антифашистское движение в странах Европы в 1930е гг

Предыстория

Создание фашистских партий (а порой и их приход к власти) стало важной чертой политической жизни Европы после Первой мировой войны. Народным массам была во многом близка и понятна их идеология, характерными чертами которой являлись приверженность консервативным ценностям, авторитарная модель власти, опора на национальную идентичность вплоть до агрессивного национализма. Популярности фашистских партий зачастую способствовала низкая эффективность институтов демократии и парламентаризма: нередко противоборство политических партий, неспособных прийти к компромиссу, приводило к кризису, при этом текущие государственные проблемы оставались нерешенными. Свою роль играла и эффективная пропаганда фашистских сил.

Основным политическим оппонентом фашистов, как правило, были левые силы - социалисты и коммунисты. Риторика обоих противоборствующих лагерей часто строилась на обвинениях в адрес оппонентов. Там, где фашистам удавалось прийти к власти (например, в Италии и Германии), левые силы неизменно подвергались преследованиями и репрессиям. Противодействие левых сил фашистам в Европе 1930-х годов часто рассматривают как единое антифашистское движение: во-первых, в силу сходства процессов в разных странах; во-вторых, в силу присущих европейскому коммунизму интернационализма и международной солидарности (История антифашизма).

События

1935 г. - VII конгресс Коминтерна (Коммунистического интернационала), международной коммунистической организации. Основной темой конгресса стало возрастание фашистской угрозы. В рамках конгресса было принято решение о создании в странах Европы народных фронтов - организаций, ставящих своей целью противодействие фашизму, в том числе и легальными политическими методами.

1936 г. - Германия и Япония заключают Антикоминтерновский пакт, к которому позднее присоединяется Италия. Целью пакта было противодействие распространению коммунистической идеологии.

1936 г. - Французский народный фронт одерживает убедительную победу на парламентских выборах. Одним из решений правительства Народного фронта стал запрет фашистских партий и организаций во Франции (в предшествующие годы они увеличили свою популярность, во многом благодаря внутриполитическим успехам германских фашистов). При этом необходимо отметить, что во внешней политике Франция не стала оказывать противодействия нацистской Германии.

1936 г. - Испанский Народный фронт одерживает победу с минимальным перевесом на парламентских выборах. После этого консервативно настроенные силы, в первую очередь в армии, устраивают военный переворот, переросший в гражданскую войну (1936-1939 гг.), в которой левые силы и их союзники потерпели поражение. В Испании установилась консервативная диктатура генерала Франко.

Заключение

Факторы успеха антифашистских движений

В целом Франция является, пожалуй, единственным примером, где противоборство фашистов и антифашистов одновременно являлось полномасштабной политической борьбой с шансами на победу каждой из сторон и при этом завершилось победой антифашистов. Это затрудняет анализ причин успеха антифашистов в одних случаях и неудач в других. Тем не менее, разумно предположить, что во Франции сыграли роль республиканские традиции, а также образ Германии как извечного врага, в соответствии с которым победившие в Германии ценности воспринимались как нечто чуждое.

Конспект

В 1930-х гг., в ответ на приход нацистских и фашистских режимов в ряде стран, таких как Германия, Италия, Венгрия, Португалия, Польша и проч., в ответ на неспособность правительств бороться с мировым экономическим кризисом и его последствиями, повсеместно стали создаваться т.н. «Народные фронты », организации, объединявшие в себе левые и левоцентристские силы - коммунистов, социал-демократов, радикалов и др.

В 1935 году на VII Конгрессе международной коммунистической организации - Коминтерне - было принято решение о создании Народных фронтов, целью которых будет противостояние фашистам и сочувствующих ним (Рис. 1). Создание Народного фронта стало ответом на формирование т.н. «Антикоминтерновского пакта ». Пользуясь большой поддержкой в среде рабочих и мелких служащих, Народные фронты победили на выборах в Испании и Франции.

Рис. 1. VII Конгресс Коминтерна ()

Во Франции Народный фронт запретил фашистские организации, а в Испании начал вооружённую борьбу с ними. Одним из главных и последовательных борцов с мировым фашизмом был Советский Союз. СССР стремился создать в Европе систему «коллективной безопасности», чтобы не допустить распространения фашизма и начала новой войны в Европе. СССР прямо указывал на античеловечный режим фашизма.

Неспособность испанского правительства вывести страну на должный уровень развития, социальные и экономические проблемы позволили Народному фронту победить на выборах в парламент Испании в 1936 году и взять власть в свои руки.

Новое правительство провело ряд преобразований: амнистировало политических заключённых, разрешило забастовки, гарантировало гражданские права и свободы, облегчило тяжёлое положение рабочих. Вместе с тем, страна раскололась на два противоборствующих между собой лагеря - тех, кто поддерживал Народный фронт, и тех, кто выступал за сохранение существующего положения, т.е. противников профсоюзов и левых партий.

Летом 1936 года военные, противники Народного фронта, во главе с генералом Франсиско Франко подняли фашистский мятеж. Началась гражданская война. Заговорщики захватывали города и провинции, но силы республиканцев были более многочисленными, поэтому франкисты были вскоре разбиты и блокированы в испанской колонии Марокко. В критический момент для Франко, помощь ему оказали Германия и Италия. По сути, оказывая помощь Франко, эти страны осуществили военную интервенцию. В Испанию были посланы немецкие и итальянские «добровольцы» - солдаты и офицеры - лётчики, танкисты, пехотинцы, моряки.

Рис. 2. Плакат республиканцев

Воодушевлённые франкисты двинулись на Мадрид с целью установить свою власть в Испании. В ответ на это, руку помощи республиканцам протянул СССР и ряд Народных фронтов Европы, посылая в Испанию также военных специалистов. В небе Испании впервые встретились в воздушном бою советские и немецкие лётчики.

Поражение Народного фронта стало неизбежным, когда входившие в него анархисты и коммунисты стали спорить между собой по поводу дальнейших действий. Франкисты, напротив, представляли собой мощный единый кулак.

В 1938 году воспользовавшийся разногласиями в Народном фронте генерал Франко мощным ударом рассекает Испанию надвое и добивает каждую из частей поодиночке. К тому же, пришедшие к власти во Франции новые политические силы стали блокировать грузы, направляемые СССР республиканской Испании.

Испания лежала в руинах. Нарицательным именем стало название испанского города Герника, в ходе боёв стёртого с лица земли (Рис. 3).

Рис. 3. Герника после налёта фашистской авиации ()

В начале 1939 года франкисты окончательно одержали победу. В стране начался массовый террор. Франко восстановил монархию, упразднённую в 1931 году, но завещал передать бразды правления королю только после своей смерти.

В стране наступила эра единоличного правления генерала Франко.

Противостояние коммунистических и фашистских сил в Испании было первым открытым конфликтом в Европе перед Второй мировой войной.

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.

1. Прочитайте Главу 8 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века стр. 88-89 и дайте ответы на вопрос 7 на с. 90, а также Главу 11 стр. 115-120 и ответьте на вопросы 1-2 на стр.122.

2. Как вы думаете, почему СССР оказался одиноким в своём стремлении реально противостоять фашизму?

3. Чем можно объяснить поражение республиканских сил в Гражданской войне в Испании?

Кризис обострил отношения между государствами. Он позволил побежденным взять реванш. Франция предложила новый план объединения Европы под названием Пан Европа. 27 государств должны были объединиться, создать организацию экономического плана. Первый вызов Версалю бросила в 1931 г. Япония. В 1933 г. в Германии к власти пришли фашисты. Это был еще один удар по Версалю. Те хотели пересмотреть его и отказаться. Германия заявила, что она требует уравни.

Кризис обострил отношения между государствами. Он позволил побежденным взять реванш. Франция предложила новый план объединения Европы под названием Пан Европа. 27 государств должны были объединиться, создать организацию экономического плана. Первый вызов Версалю бросила в 1931 г. Япония. В 1933 г. в Германии к власти пришли фашисты. Это был еще один удар по Версалю. Те хотели пересмотреть его и отказаться. Германия заявила, что она требует уравнить ее в правах с другими странами. В 1935 г. Германия заявила, что не связана по Версалю. Была введена всеобщая воинская обязанность, новые вооружения. Было заявление Германии о выходе из Лиги Наций.

В Италии тоже фашисты пришли к власти еще раньше, в середине 20-х гг. И именно их приход подтолкнул Гитлера на попытку переворота, носившего название "пивной путч", закончившуюся, правда, неудачно. Но в 1933 г. фашисты все-таки пришли к власти. Дело в том, что перед ними был итальянский образец и они откровенно им восхищались и хотели воспроизвести его у себя в стране. Итальянцы, также были не против пересмотра договора. Ведь вступили они в войну, чтобы расширить свои колониальные владения. В 1935 г. Италия почувствовала себя в силе самостоятельно решить этот вопрос. В 1935 г. итальянские войска вторглись в Абиссинию. Лига Наций предприняла ряд мер по отношению к агрессору. Было введено эмбарго на торговлю с Италией, но в это не входило топливо, горючее, нефть. Италия нашла союзника в лице Германии и санкции провалились и вскоре были отменены. Гитлер почувствовал возможность реванша. Победители не были уже так сплочены. Они разделились на группы интересов. Немецкие войска были введены в реинскую зону.

В 1936 г. начинаются переговоры между Германией и Австрией. Попытка фашистского путча в Австрии провалилась, но вскоре с ней был заключен договор о дружбе. В Испании началась гражданская война. Франко поднял мятеж и при поддержке Италии высадился в Испании. Германия и Италия поддерживали Франко. СССР выступил в защиту республиканцев. Европейские государства заявили о том, что будут придерживаться нейтралитета и даже был создан специальный комитет по нейтралитету, куда вошли СССР, Германия и Италия. Но только Франция и Англия действительно придерживались нейтралитета. В частности, Франция закрыла границу с Испанией. Гитлер понимал, что режим Франко будет долгим только, если тот сам завоюет себе власть. В конце концов, республиканцы проиграли и в Европе сформировалось третье фашистское государство. Но Франко вел осторожную политику, что позволило ему продержаться у власти до самой смерти. Активного участия в войне он не принимал.

В 1933 г. отношения СССР и Германии резко ухудшились. Гитлер начал гонение на коммунистов. По началу предпринимались попытки договориться с ним, но они не увенчались успехом. СССР повернул в сторону запада. Начинают улучшаться отношения с Францией. До этого она к нему относилась осторожно. Но их сблизила немецкая угроза. Улучшаются отношения с Англией, которая была главным врагом СССР. Устанавливаются отношения с США. Немецкая экспансия в Европе продолжалась. Гитлер стремился к возвращению того, что Германия потеряла в 1918 г. В 1935 г. СССР был принят в Лигу Наций. В 1938 г. - включение Австрии в состав Германии. Гитлер не хотел вступать в открытую конфронтацию. Была в 1938 г. созвана в Мюнхене конференция, на которой Чехословакия была признана за Германией. Европа удовлетворила желания Гитлера, стремясь сохранить мир в Европе.

ПОДРОБНОСТИ
ПО ТЕМЕ

Новое на сайте

>

Самое популярное