Домой Деревья и кустарники Что значит в таможенном кодексе режим риски. Меры по минимизации таможенных рисков участниками внешнеэкономической деятельности

Что значит в таможенном кодексе режим риски. Меры по минимизации таможенных рисков участниками внешнеэкономической деятельности

Началом применения выборочности таможенного контроля в нашей стране стало закрепление во вступившем в силу с 1 января 2004 года Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) соответствующей нормы, которая прописана в статье 358. С этого момента ФТС России начала администрировать методологию применения системы управления рисками (СУР) по организации таможенного контроля с использованием ведомственных приказов

Так, в 2004 году была разработана первая основная технология применения СУР, которая регулировала действия лиц таможенных органов при внедрении совершенно нового для них подхода к таможенному контролю. Позже на волне некоего «отрицания» ранее разработанной нормативно-правовой базы появилась актуализированная «Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене», утвержденная приказом ФТС России № 11 от 11.01.2008.

Однако в результате получилась лишь обновленная и уточненная технология действий должностных лиц таможенных органов по применению СУР. Фактически то же самое происходило в 2011 и в 2013 годах. Имею в виду приказ ФТС России № 1186 от 26.06.2013, согласно которому вопросами СУР в таможенном ведомстве стало заниматься целое специально созданное управление - рисков и оперативного контроля.

Из сказанного следует, что все предыдущие годы упомянутая ранее Инструкция развивалась только в ключе уточнения и углубления описания действий должностных лиц таможенных органов при применении СУР. Сама технология ее использования с завидным постоянством корректировалась и изменялась. Это имело место в 2013-2014 и 2016 годах.

В итоге вопрос оказался настолько зарегулированным и загроможденным, что понять его суть с первого и даже второго прочтения крайне трудно даже опытным специалистам. Так, текст Инструкции № 1186 (2013 год) имеет 117 листов, Инструкции № 778 (2014 год) - 78 листов, Инструкции № 1000 (2016 год) - 93 листа. При этом данные документы настолько переплелись друг с другом, что не сразу доберешься до сути.

Если посмотреть внимательно, то действующие технологии по организации таможенного контроля с применением СУР фактически представляют собой некие инструкции по делопроизводству в рамках СУР, не более того. В то же время нарушить их практически невозможно. Безусловно, для организации работы таможенных органов в этом направлении и автоматизации данного процесса необходим некий регламент, но в нынешних условиях данная технология просто обязана развиваться в других направлениях.

Управление риском - это систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, контролю за применением тех или иных таможенных процедур и операций. Она предполагает непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

В то же время управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) от излишнего бюрократического надзора.

Процедуры, основанные на управлении рисками, обеспечивают контроль за производством таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, что позволяет основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.

Цель СУР - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации. В первую очередь речь идет о тех, что имеют устойчивый характер; связаны с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; подрывают конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; затрагивают другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения и защиты которых возложено на таможенные органы.

Разошлись в понятиях

Одним из вопросов, который понятен далеко не всем участникам ВЭД, является понятие «профиль риска». В общем, его можно охарактеризовать как совокупность сведений об области риска, индикаторов риска. Он является своего рода указанием о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации вероятного риска. В зависимости от территории профиль риска делится на три вида применения: общероссийский, региональный и зональный.

Уточню, что под профилем риска в бумажном виде понимаются нормативные правовые акты или правовые акты ФТС России, в том числе утверждаемые целевые технологии таможенного контроля, осуществляемого при выполнении мер таможенно-тарифного регулирования, соблюдения законодательства по определению таможенной стоимости, валютного законодательства, правильности исчисления таможенных платежей, в составе которых доводятся указания о необходимости применения таможенными органами конкретных форм таможенного контроля либо их совокупности в целях минимизации рисков.

Теперь следует откровенно поговорить о структуре и «строительстве» Управления рисков и оперативного контроля ФТС России. Хорошо помню момент, когда формировалось первое подразделение - отдел, специалисты которого постепенно нарабатывали практику системы работы с рисками. Именно на его базе через некоторое время было создано целое управление со штатом в 78 человек. Со временем во всех таможенных органах страны штатная численность подразделений, занимающихся СУР, достигла без малого 500 человек.

Следует признать, что изначально у руководства управления было желание взять на себя как можно больше полномочий, в том числе напрямую не связанных с применением СУР. Предполагалось, что это позволит обеспечить тотальный контроль всех основных таможенных процессов. Об этом говорят названия отделов: контроля за оборотом подакцизных товаров, контроля таможенной стоимости, контроля страны происхождения товаров и применения ставок таможенных пошлин.

Постепенно такая громоздкая структура стала неуправляемой и неэффективной. Закономерным итогом стала ликвидация управления и передача его функции вместе со штатом Аналитическому управлению ФТС России. Правильность данного решения покажет время. При этом СУР набирала обороты, определялась с главными направлениями своей деятельности, позже эту роль отвели направлению «таможенная стоимость».

Это закономерно, поскольку таможенная служба всегда считала своим приоритетом таможенную стоимость, которая, так сказать, являет собой наше российское, таможенное и бюджетное ВСЕ. Причем по всем направлениям: финансовому, административному, управленческому и т. п. Ведь главным для наших таможенников во все времена был и остается его величество план по сбору средств в бюджет страны.

На каком-то этапе развития таможенного администрирования в части «контроля таможенной стоимости» произошла подмена понятий «контроль стоимости» на «формирование стоимости», сейчас уже, наверное, не скажет никто. Да это уже и не важно. Наделил законодатель таможню правом контролировать, значит, имеет право. Контролирует таможня предписанные ей направления тоже вроде все в рамках прав, делегированных законодателем. Но что же идет не так? Почему нынче практически каждая третья декларация на товары (ДТ) попадает под корректировку таможенной стоимости (КТС), почему судьи завалены исками несогласных с ней участников ВЭД?

Зачастую причина в том, что инспектор таможни, проверяя предъявленный метод определения таможенной стоимости, уже изначально нарушает саму процедуру. Так, если участник ВЭД заявляет таможенную стоимость, определенную по первому методу, то инспектор с этим, как правило, не соглашается и предлагает использовать шестой (резервный) метод, лишая тем самым участника ВЭД возможности самому выбрать соответствующий метод.

Этим инспектор нарушает процедуру, а участник ВЭД оформляет товар и платит пошлину, после чего сразу подает жалобу в суд. Судья, рассматривая дело, сразу выявляет нарушение процедуры и встает на его сторону. По данным Верховного суда, в первой половине 2015 года таможня проиграла 75% инициированных импортерами споров по вопросам доначисления платежей из-за изменения кода ТНВЭД или корректировки таможенной стоимости.

Бюджет пока первичен

В чем же причина такого положения дел? Сегодня никто не спорит с тем, что таможня должна перечислять в бюджет налоги, сборы и пошлины. Причем делать это необходимо своевременно и в полном объеме.

Однако есть принципиальная разница в понимании словосочетания «полный объем», именно в нем как раз и кроется «классовый конфликт интересов». Таможня оценивает «полный объем», исходя из годового планового задания, а бизнес исходит, или пытается исходить, из налогооблагаемой базы, стоимости товара и понесенных расходов.

Здесь все-таки стоит признать, что природа нынешнего российского бизнеса в целом пока устроена так: зачем платить там, где этого можно не делать. Это происходит не потому, что у нас бизнес такой плохой и социально неориентированный, а как раз наоборот - потому что ему, кроме своих проблем, приходится также решать задачи и вопросы, за которые в лице его уполномоченных контролирующих органов отвечает государство, причем на деньги, которые, собственно, бизнес и перечисляет в бюджет в виде налогов.

Видимо, поэтому нынешняя идеология СУР в части «возможного занижения таможенной стоимости» существует исключительно и только в виде стоимостных профилей рисков, то есть рекомендованных таможней ценовых уровней (стоимостных показателей). Вот и получает импортер выбор: либо оформляешься по цене, определенной таможней, либо стоишь и ждешь, пока не придешь к пониманию, что налоги надо платить не с цены сделки, а со стоимости, предложенной таможенным органом. Со своей стороны, владельцы товара предпочитают применять самый надежный и простой таможенный прием: выставить декларанту требование на уплату обеспечения, которое, как правило, несколько выше реальной стоимости товара.

Порой бывает больно слышать негативные отзывы о работе СУР не только со стороны участников ВЭД, но нередко и от самих таможенников. Также следует признать, что некоторые российские крупные транснациональные компании, осуществляющие значительный объем импорта товаров в страну и обеспечивающие приток серьезных инвестиций в ее экономику, не имеют практически никаких упрощений в части совершения таможенных операций и таможенного контроля.

В рамках действующей СУР у импортеров даже нет оснований для обращения в ФТС России по поводу рассмотрения возможности включения их в так называемый зеленый сектор. Дело в том, что у нас отсутствует универсальный заявительный порядок. Следует отметить, что хорошей альтернативой в этом смысле является институт уполномоченных экономических операторов (УЭО).

Он дает возможность применения специальных упрощений, таких как совершение процедуры транзита в месте нахождения УЭО; выпуск товаров до подачи таможенной декларации; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, непосредственно на своей территории; временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на собственных складах без включения в Реестр владельцев СВХ.

Перечисленные процедурные льготы позволяют УЭО экономить не только время, но и значительные финансовые средства, связанные с околотаможенными издержками. Однако они до сих пор не нашли своего отражения в контуре СУР, что, в свою очередь, по-прежнему делает этот институт непривлекательным и малоэффективным для использования участниками ВЭД.

В то же время мировая практика администрирования «зеленого сектора» таможенного контроля использует статус УЭО как основной критерий применения выборочности таможенного контроля. Напрашивается вывод, что с учетом сегодняшнего развития внешнеторговой деятельности применяемая система организации таможенного контроля с использованием СУР не в полной мере отвечает современным реалиям и международному опыту развития таможенных администраций.

Чтобы исправить сложившееся положение, необходимо качественно изменить и усовершенствовать сложившуюся систему таможенного администрирования СУР как в части методологии, так и автоматизации ее применения. Создание неравных условий для бизнеса, скрытые коррупционные возможности, сомнительная эффективность и отсутствие прозрачности во взаимоотношениях с участниками ВЭД - определенные недостатки существующей сейчас технологии СУР.

Одним словом, нужна СУР не прошлого, а нынешнего века, основанная на системе «искусственного интеллекта», а не на решениях отдельных должностных лиц таможенных органов. Убежден, что уход от человеческого фактора будет способствовать в том числе и исключению коррупционных проявлений.

Несомненно, главной задачей таможенной службы на сегодня являться обеспечение единообразного применения СУР на всей территории Евразийского экономического союза. Следует признать, что с началом функционирования его предшественника - Таможенного союза - ФТС России попыталась разработать единые подходы к реализации СУР, а также унифицировать индикаторы риска профилей рисков, применяемых в таможенных службах стран Союза. Однако созданный механизм взаимодействия, к сожалению, пока носит очень формальный характер. Эта проблема, видимо, будет отнесена к среднесрочной перспективе.

Клавдий КОРНЯКОВ, ведущий научный сотрудник НИИ РТА, кандидат экономических наук, доцент

«Таможенные новости»

Риски в таможенной сфере – вероятность возникновения не планируемых (дополнительных) временнЫх потерь и/или финансовых затрат у участников внешнеэкономической деятельности в процессе их взаимодействия с таможенными органами.

Таможенные риски участников ВЭД:

1. Риск несоблюдения требований по заполнению внешнеторговых или таможенных документов, положений нормативно-правовых актов и указаний таможенных органов.

2. Риски неправильного расчета таможенных платежей и/или несвоевременного их перечисления на счет таможенного органа.

3. Риски корректировки таможенной стоимости товаров.

4. Риски ненадлежащей сертификации перемещаемых через таможенную границу товаров.

5. Риски использования транспортных средств, не отвечающих требованиям таможенных конвенций по международной перевозке грузов.

Управление рисками в таможенной сфере – процесс выявления уровня неопределенности (отклонения от планируемых результатов), возникающей при взаимодействии участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами, а также принятия и реализации управленческих решений, позволяющих предотвратить и/или минимизировать дополнительные финансовые затраты и/или временные потери.

Меры минимизации:

1. Меры, обеспечивающие «не наступление» возможных рисков:

·Стратегическое планирование

·Прогнозирование состояния внешней среды

·Мониторинг нормативно-правовой базы (подготовка к новациям в таможенной сфере)

·Маркетинговые исследования (изучение рынка околотаможенных услуг)

2. Меры, позволяющие снизить отрицательное воздействие рисков на результаты внешнеэкономической деятельности:

·Сегрегация (разделение) рисков (доставка товаров под таможенным контролем различными перевозчиками через различные пограничные посты – физическое разделение; создание дочернего общества для выполнения операций по таможенному декларированию – разделение по собственности)

·Комбинация (объединение) рисков:

(a) Путем прямого объединения двух и более бизнес-субъектов (напр., с целью приобретения квот на импорт мяса и мясной продукции)

(b) За счет внутреннего роста (напр., увеличение складских площадей владельцем СВХ)

(c) Посредством участия в некоммерческих организациях, альянсах (Конвенция МДП 1975г.)

3. Меры по передаче рисков:

·Передача на аутсорсинг операций по таможенному декларированию товаров, доставке, хранению под таможенным контролем.

·Заключение участниками внешнеэкономической деятельности договоров по обеспечению уплаты таможенных платежей (банковская гарантия, договор поручения…)

·Страхование рисков в таможенной сфере

4. Меры овладения рисками (если риски незначительны, приняты все меры №1 и №2 или применение мер сильно снижает доходы)

88.Спец.упрощения в тамож.деле:видовой состав и особ-ти применения.

Специальные упрощения в таможенном деле предоставляются уполномоченному экономическому оператору (УЭО).

УЭО – юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее ввоз товаров в РФ для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из РФ.

Для получения статуса УЭО российское юр.лицо должно выполнить условия:

1. Обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 1 млн евро или 150 000 евро, если заявитель осуществляет свою деятельность по производству и/или экспорту товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами.

2. Осуществлять внешнеторговую деятельность не менее 1 года.

3. Не иметь неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, %, пеней, а также задолженностей по внутренним налогам и сборам (НДС, акциз).

4. Не иметь в течение 1 года фактов неоднократного привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил по ряду статей КоАП (16.1-16.3, 16.7 и пр. (незаконное перемещение товаров через границу, недекларирование/недостоверное декларирование и т.д.)) с общей суммой штрафов 500 000 руб. и более.

5. Вести раздельный учет ввозимых и вывозимых товаров, а также раздельный учет логистических операций по транспортировке и хранению иностранных товаров и товаров Таможенного союза, предоставлять отчетность таможенному органу.

6. Не применять упрощенную систему налогообложения.

7. Руководители и специалисты, занимающиеся таможенными вопросами, не должны иметь судимости за совершение преступлений в сфере экономической деятельности.

8. Иметь во владении обустроенные и оборудованные помещения для хранения иностранных товаров.

Специальные упрощения:

1) Временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора . (доставка товаров идет по процедуре таможенного транзита сразу на территорию УЭО, которая является зоной таможенного контроля => выгода : не надо тратиться на аренду склада врем. хранения)

2) Выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии с ТК ТС. (не меньше, чем за три часа до прибытия транспортного средства на таможенный пост, УЭО уведомляет таможенный орган о прибытии, сообщает сведения о грузе, клянется предоставить декларацию не позднее 10го числа следующего месяца. Таможня письменно либо разрешает снять пломбы, либо не разрешает. Если молчит (а машина едет к УЭО) – УЭО может сам снять пломбы, выгрузить товар и принять его; УЭО отправляет уведомление там.органу о дате и времени принятия товара. С момента принятия товаров они считается выпущенными т.органом. Выгода для УЭО: выпуск товаров до подачи таможенной декларации де-факто дает беспроцентную отсрочку платежа на срок от 10 до 40 дней)

Ниже риска, профиль риска, ниже профиля, попали под риск, низкая стоимость и т.д.- все эти странные фразы можно услышать при разговоре с декларантом. О чем вообще речь? Попытаюсь доходчиво объяснить.

Дело в том, что таможня придумала хитрую и эффективную систему и называется она Системой управления рисками (СУР), которая борется с недостоверным декларированием. Недостоверными могут быть цена, заявленный код, вес нетто, страна происхождения. На эти ухищрения идут некоторые участники ВЭД для того, чтобы снизить размер таможенных платежей или избежать каких-либо ограничений при ввозе и вывозе.

Сам по себе Таможенный риск это некоторая вероятность того, что товар задекларирован недостоверно. А профиль риска- описывает к каким товарам относится риск, критерии, меры, которые должен предпринять инспектор, чтобы снизить вероятность этого риска. Теперь подробнее:

Ценовые риски

В таможне есть некоторая база, в которой каждому коду ТН ВЭД приписана некоторая стоимость (эту стоимость называют уровень риска ) и измеряется эта стоимость в долларах США за кг нетто ($/кг) товара. Эта база, которая содержит уровни ценовых рисков, является внутренней информацией таможни и не разглашается. Интернет пестрит «подпольными» продавцами таких баз. Да и по поисковому запросу «таможенные риски скачать» можно что-то найти, правда далеко неактуальные данные и не факт, что без вирусов. Уровень риска варьируется по кодам и по странам происхождения товара. Для некоторых видов товаров, у которых есть дополнительные единицы измерения, существуют ещё и риски за единицу измерения. К примеру, у тканей это квадратные метры и для них существуют риски и в $/кг, и в $/м 2 .

В свою очередь, стоимость вашего товара по декларации, которая измеряется в $/кг, называется ИТС (индекс таможенной стоимости). Чтобы его найти нужно просто значение графы 46 разделить на значение графы 38.

Итак, вы подаете декларацию в таможенный орган, декларация регистрируется (т.е. присваивается номер ) и начинается ее проверка. Программа у таможенного инспектора сравнивает по каждому товару декларации ИТС с уровнем риска. И если ИТС оказывается ниже этого уровня, то это и называется «ниже риска». Теперь инспектор должен «минимизировать» этот риск, т.е. исключить возможность занижения цены (а, следовательно, и таможенных платежей) и он запрашивает дополнительные документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость («выставляет дополнительную проверку»).

Опытный декларант анализирует перед подачей декларации стоимость. И заранее подготавливает комплект документов для подтверждения таможенной стоимости. Минимальный комплект таких документов содержит прайс-лист изготовителя, бухгалтерские документы по оприходованию этого товара из предыдущих поставок и экспортную декларацию. Но это может оказаться недостаточно и тогда у вас запросят и документы по реализации, и скан контракта, и оплату поставщику, и информацию о ценах аналогичного товара на внутреннем и внешнем рынке, и еще много чего.

Вывод : стоимость вашего товара лучше проверять до подачи декларации, а лучше до осуществления поставки, чтобы избежать непредвиденных расходов.

Товары прикрытия

Другой вариант, когда пытаются заявить код товара с меньшим размером пошлины. На этот случай существуют риски на товары прикрытия.

В этом случае инспектор должен убедится, что заявленный код достоверен. Для этого он может запросить дополнительное описание товара, «попросить» провести таможенное наблюдение.

Какие еще бывают риски?

Профилей рисков существует достаточно много, они постоянно меняются. Некоторые прекращают свое действие, появляются новые. Есть риски по разнице веса нетто/брутто. Это против тех деятелей, которые занижают вес нетто с целью завысить ИТС.

В общем, СУР призвана отсечь человеческий фактор при проверке инспектором таможенной декларации и пресечь нарушения законов.

Если в данном материале Вы не нашли ответ на интересующий вопрос, то пишите по адресу manager@сайт и в скором времени я обновлю статью.

Возможно Вас заинтересует следующее:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Сущность и классификация рисков ВЭД

СМ 2.6. Риски в ВЭД и их страхование

1. Сущность и классификация рисков ВЭД.

2. Характеристика транспортных, коммерческих, политических, валютных, таможенных рисков и рисков в международных расчетах.

3. Методы страхования рисков в ВЭД.

4. Особенности самострахования.

5. Способы транспортного страхования и условия страхования грузов в ВЭД.

При выходе на зарубежный рынок предприниматели сталкиваются с определенными рисками, которые присутствуют на протяжении всей деятельности предприятия (фирмы). Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск – это историческая и экономическая категория.

По мере развития цивилизации появляются товарно-денежные отношения, и риск становится экономической категорией.

Отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток);

Нулевой;

Положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Риском можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

Проблема управления риском, преодоления неопределенности существует в любом секторе экономики, что объясняет ее постоянную актуальность. Любой субъект экономики на любом ее уровне неизбежно сталкивается с неординарными ситуациями, незапланированными или непредвиденными событиями, на которые необходимо адекватно реагировать, чтобы не понести убытки.

Условия возникновения риска - это ситуация риска, появлению которой всегда сопутствуют три взаимосвязанных условия: наличие неопределенности, выбор альтернатив, возможность оценки вероятности осуществления выбираемых результатов. На уровень риска оказывают влияние многие факторы: объемы финансово-хозяйственной деятельности; профессиональная подготовка специалистов предприятия; стиль руководства и квалификация персонала; общий концептуальный подход к деятельности в условиях изменения в нормативно- правовой системе; разнообразие видов деятельности предприятия; степень компьютеризации деятельности; надежность системы внутреннего контроля; частота смены руководства и личные характеристики руководителей; число нестандартных для данной фирмы операций, деловое окружение.



Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска. Под классификацией риска следует понимать распределение риска на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей.

Рис. 1.Классификация рисков, связанных с ВЭД

Все риски делятся на две группы: зависимые от деятельности предприятия, или внутренние, и не зависимые от деятельности предприятия, или внешние. Принципиальное различие между ними состоит в том, что на первую группу рисков предприятие в состоянии повлиять, т. е. принять меры, устраняющие источники этих рисков. На вторую группу рисков предприятие повлиять не в силах, так как их наступление практически не зависит от его усилий. Соответственно для управления этими различными по своему происхождению рисками должны применяться различные методы.

Для борьбы с внутренними рисками применяются известные методы управления. Например, для устранения рисков аварий, пожаров применяются меры безопасного ведения производства, противопожарные мероприятия. Для уменьшения рисков невыполнения плановых заданий по объему и качеству выпускаемой продукции разрабатываются соответствующие организационно-технологические мероприятия, включающие систему текущего и оперативно-календарного планирования, систему управления качеством и другие аналогичные мероприятия, имеющие целью создание на предприятии системы, исключающей невыполнение плановых заданий в срок и надлежащее качество продукции. Для снижения других внутренних рисков также разрабатываются адекватные мероприятия, главным критерием которых является их эффективность, т. е. отношение результата (уменьшение убытков или прирост прибыли) к затратам на их осуществление.

В мировой хозяйственной практике встречаются следующие виды рисков:

1) производственный, т.е. связан с непосредственным производством торговой продукции и возникает в случае резкого увеличения или уменьшения размеров производства, непредвиденных затрат, привлечения новых инвестиций, освоения инноваций и т.д.

2) коммерческий. Он возникает в процессе реализации товаров и услуг, резкого изменения спроса, роста товарных издержек, освоения новых видов торговли и т.д.

3) финансовый риск. Этот риск присутствует постоянно, так как любое предприятие осуществляет свои финансовые отношения с банками и другими кредитными учреждениями, а его финансы воплощаются ценными бумагами. Деятельность банков в свою очередь зависит от колебаний курса ценных бумаг, процентных ставок на кредиты, займы, от инфляции, от колебаний валютных курсов и т.д.

При выходе хозяйственных субъектов на мировые отраслевые рынки, указанные виды рисков могут модифицироваться и значительно усиливаться, прежде всего, под воздействием зарубежной среды. В результате этого в мировой торговле появляются следующие виды рисков:

1) хозяйственно-правовые риски. Они связаны с национальными различиями в законах и других нормативных актах, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность;

2) политические риски связаны с изменением политической ситуации в той или иной стране. Например, приход к власти нового правительства и введения им ограничений на экспорт, импорт, эмбарго на товары и т.д.;

3) собственно международные риски. Эти риски связаны с действиями международных экономических и финансовых организаций, которые вводят новые условия торговли, международные стандарты, режимы запретительных или поощрительных мер в международной торговле;

Наконец в самой внешней торговле каждой страны особенно при экспортно-импортных сделках, их заключении и исполнении возникают следующие риски:

1) риск невыполнения условий международного контракта (сроки поставки, несоответствие количества, качества и т.д.);

2) риск невыполнения обязательств по взаимным платежам или так называемый кредитный риск;

3) валютный риск, возникающий в связи с постоянным колебанием валютных курсов;

4) сбытовой риск связан с колебанием спроса на экспортные и импортные товары в стране или на отдельном сегменте зарубежного рынка;

5) ценовой риск возникает из-за постоянно изменяющихся мировых цен;

6) коммерческий риск проявляется в недобросовестности или неплатежеспособности населения страны-импортера и недополучении прибыли;

7) производственно-технический риск связан с невозможностью использования в производстве купленных на мировом рынке лицензий, патентов, «ноу-хау» или с невозможностью должной наладки купленного оборудования.

Также риски можно классифицировать по последствиям.

* допустимый риск - это риск решения, в результате неосуществления которого предприятию грозит потеря прибыли; в пределах этой зоны предпринимательская деятельность сохраняет свою экономическую целесообразность, т.е. потери имеют место, но они не превышают размер ожидаемой прибыли;

* критический риск - это риск, при котором предприятию грозит потеря выручки; иначе говоря, зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в крайнем случае могут привести к потере всех средств, вложенных предприятием в проект;

* катастрофический риск - риск, при котором возникает неплатежеспособность предприятия; потери могут достигнуть величины, равной имущественному состоянию предприятия. Также к этой группе относят любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.

Классификация транспортных рисков впервые была приведена Международной торговой палатой в Париже в 1919 г. и унифицирована в 1936 г. В настоящее время различные транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах: E, F, C, D.

Группа E включает одну ситуацию - когда поставщик (продавец) держит товар на своих собственных складах (ExWorks). Риск принимает на себя поставщик до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от помещения продавца до конечного пункта уже принимается покупателем.

· EXW. Ex Works (указанное место): товар со склада продавца.

Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответственности и соответственно рисков:

  • FCA. Free Carrier (указанное место): товар доставляется перевозчику заказчика. Означает, что риск и ответственность продавца переносятся на покупателя в момент передачи товара в условленном месте;
  • FAS. Free Alongside Ship (указан порт погрузки): товар доставляется к кораблю заказчика. Означает, что ответственность и риск за товар переходят от поставщика к покупателю в определенном договором порту;
  • FOB. Free On Board (указан порт погрузки): товар отгружается на корабль заказчика. Означает, что продавец снимает с себя ответственность после выгрузки товара с борта судна.

Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя никакого риска. Это следующие конкретные ситуации:

  • CFR. Cost and Freight (указан порт назначения): товар доставляется до порта заказчика (без выгрузки);
  • CIF. Cost, Insurance and Freight (указан порт назначения): товар страхуется и доставляется до порта заказчика (без выгрузки). Означает, что кроме обязанностей, как в случае CFR, продавец обеспечивает и оплачивает страховку рисков во время транспортировки;
  • CPT. Carriage Paid To (указано место назначения): товар доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения. Означает, что продавец и покупатель делят между собой риски и ответственность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточный пункт транспортировки) риски полностью переходят от продавца к покупателю;
  • CIP. Carriage and Insurance Paid to (указано место назначения): товар страхуется и доставляется перевозчику заказчика в указанном месте назначения. Означает, что риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, но, кроме этого, продавец обеспечивает и платит стоимость страховки товара.

Последняя группа терминов D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации:

· DAP (Delivered at Point): поставка в месте назначения.

· DAT. Delivered at Terminal: поставка на терминале. Экспортные платежи лежат на продавце, а импортные на покупателе. Терминал находится на границе, нужно указать название терминала.

· DDP. Delivered Duty Paid (указано место назначения): товар доставляется заказчику, очищенный от пошлин и рисков.

Следует отметить тот факт, что в отечественной экономической литературе часто коммерческий риск отождествляется с предпринимательским риском, однако коммерческий риск - это один из видов риска предпринимательского.

Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.

Коммерческие риски возникают из-за следующих основных причин:

  • снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
  • повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
  • непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
  • потери товара;
  • потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
  • повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

Коммерческий риск включает в себя:

  • риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;
  • риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);
  • риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;
  • риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
  • риск форс-мажорных обстоятельств.

Политический риск - вероятность того, что некоторые политические факторы (принятые или непринятые решения, события и т.п.) негативно повлияют на результаты деятельности бизнеса.

Политический риск во внешней торговле - экстраординарные действия иностранных государств и политические события за рубежом, которые делают невозможным исполнение дебитором договорных условий или ведут к убыткам, конфискации или порче товаров, принадлежащих экспортеру.

Экспортер может покрыть политический риск используя подтвержденные документарные аккредитивы или обращаясь за покрытием в экспортно-кредитные агентства

Цель оценки политических рисков сводится к уменьшению возможных потерь предпринимателей.

Анализ политических рисков, в первую очередь, применяется для иностранных инвесторов

Валютный риск - это риск потерь при покупке-продаже иностранной валюты по разным курсам.

Валютный риск, или риск курсовых потерь, связан с интернационализацией рынка банковских операций, созданием транснациональных (совместных) предприятий и банковских учреждений и диверсификацией их деятельности и представляет собой возможность денежных потерь в результате колебаний валютных курсов.

При этом изменение курсов валют по отношению друг к другу происходит в силу многочисленных факторов, например: в связи с изменением внутренней стоимости валют, постоянным переливом денежных потоков из страны в страну, спекуляцией и т.д.

Существует следующая классификация валютных рисков:

1. Операционный валютный риск - в основном связан с торговыми операциями, а также с денежными сделками по финансовому инвестированию и дивидендным (процентным) платежам. Операционному риску подвержено как движение денежных средств, так и уровень прибыли. Этот риск можно определить как возможность недополучить прибыли или понести убытки в результате непосредственного воздействия изменений обменного курса на ожидаемые потоки денежных средств

2. Трансляционный (расчетный, или балансовый) валютный риск. Его источником является возможность несоответствия между активами и пассивами, выраженными в валютах разных стран. Например, если британская компания имеет дочерний филиал в США, то у нее есть активы, стоимость которых выражена в долларах США. Если у британской компании нет достаточных пассивов в долларах США, компенсирующих стоимость этих активов, то компания подвержена риску. Обесценение доллара США относительно фунта стерлингов приведет к уменьшению балансовой оценки стоимости активов дочерней фирмы, так как балансовый отчет материнской компании будет выражаться в фунтах стерлингов.

3. Экономический валютный риск определяется как вероятность неблагоприятного воздействия изменений обменного курса на экономическое положение компании, например, на вероятность уменьшения объема товарооборота или изменения цен компании на факторы производства и готовую продукцию по сравнению с другими ценами на внутреннем рынке.

4. Скрытые риски. Например, поставщик на внутреннем рынке может использовать импортные ресурсы, и компания, пользующаяся услугами такого поставщика, косвенно подвержена операционному риску, так как повышение стоимости затрат поставщика в результате обесценивания национальной валюты заставило бы этого поставщика повысить цены. Еще одним примером может быть ситуация с импортером, которому выписывается счет-фактура в национальной валюте и который обнаруживает, что цены меняются его зарубежным поставщиком в соответствии с изменениями обменного курса с целью обеспечения постоянства цен в валюте страны поставщика

Таможенный риск - вероятность несоблюдения таможенного законодательства. Их возможные виды:

  • Попадание компании - участника ВЭД под профили риска в рамках системы управления рисками на таможне, с последующим принятием таможней мер по минимизации рисков
  • Попадание контракта или конкретной поставки товаров по контракту под профили риска на таможне, с последующим принятием таможней мер по минимизации рисков
  • Отказ таможни от принятия контракта и (или) документов для таможенного оформления
  • Запрет таможней ввоза или вывоза товаров
  • Задержка таможенного оформления, с дополнительными расходами на хранение товаров на СВХ, переоформление документов, разделение товарной партии на отдельные товары по их видам и (или) наименованиям и т. п.
  • Досмотр товаров на таможне, с дополнительными расходами на погрузку-выгрузку товаров, восстановление товарного вида вскрытых упаковок и т. п.
  • Изменение таможней заявленного участником ВЭД кода ТН ВЭД товаров, с увеличением начисленных таможенных платежей
  • Корректировка заявленной таможенной стоимости товаров, с увеличением начисленных таможенных платежей
  • Требование таможни о представлении участником ВЭД дополнительных документов
  • Отказ таможни от предоставления участнику ВЭД тарифных преференций
  • Отказ таможни от предоставления участнику ВЭД льгот по НДС
  • Приостановление выпуска товаров при их импорте без разрешения правообладателя товарных знаков на товарах
  • Арест товаров из-за несоответствия товаров сведениям в товаросопроводительных документах о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров, с наложением штрафа и (или) конфискацией товаров
  • Штраф за недостоверное декларирование товаров с возможной конфискацией товаров
  • Штраф за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров (непредставление сертификатов, представление неправильных сертификатов)
  • Штраф за нарушение сроков хранения товаров на СВХ с возможной конфискацией товаров
  • Штраф за неисполнение обязанности по репатриации валюты
  • Штраф за каждое нарушение правил учета и отчетности по валютным операциям (правил оформления паспортов сделок)
  • Штраф на перевозчика за перевозку грузов с превышением разрешенной нагрузки на ось, с последующим взысканием этого штрафа с участника ВЭД - владельца груза
  • Таможенные проверки и ревизии после выпуска товаров, с доначислением таможенных платежей

Основные риски, которые возникают при международных расчетах и пути их сокращения:

1. Кредитный риск связанный с неспособностью или нежеланием покупателя платить. Наиболее возможный риск при международных расчетах, поскольку возбуждение судебного иска против должника, который нарушил обязательство, в другой стране нуждается в больших средствах и времени, а успех менее вероятен, чем в случае с местным должником.

К средствам сокращения данного риска относят:

  • использование аккредитива;
  • получение наличных депозитов;

2. Валютный риск связан с изменением валютного курса, которая может неблагоприятно повлиять на положение экспортера и импортера. Стоимость национальной валюты при будущем платеже в иностранной валюте зависит от обменного курса между двумя валютами (особенно, когда на курсы обмена влияют рыночные силы).

К способам сокращения данного риска относят:

  • использование форвардного валютного хеджирования;
  • использование фьючерсов на рынке опционов;
  • выписывание счетов в собственной валюте или в валюте, которая имеет устойчивую стоимость (доллар, фунт стерлингов, иена, евро);
  • контрактное обеспечение - корректирование цены происходит на основе обусловленных изменений валютного курса.

3. Региональный риск причиняет политические или экономические события, которые происходят в стране импортера и которые стали причиной постоянного или срочного приостановления выплат продавцу. Региональный риск также включает риск отсутствия конвертируемости: невозможность владельца валюты данной страны конвертировать ее в валюту другой страны вследствие ограничения, наложенного правительством.

К средствам относительно сокращения данного риска относят:

  • использование подтвержденного аккредитива;
  • получение страхового покрытия экспортных кредитов.

Таможенный риск — вероятность того, что участники ВЭД заплатят меньшую сумму пошлин

Таможенный риск

Таможенный риск зависит от того, правильно ли уплачены таможенные сборы в бюджет.
Согласно законодательству РФ, каждый участник ВЭД, который ввозит товары из-за рубежа, платит таможенные сборы в бюджет.
Величина сборов зависит от того, какая стоимость товара указана в таможенной декларации.
Таможенные риски зависят от того, соблюдают ли таможенное законодательство все стороны, участвующие в процессе внешне-экономической деятельности.
Бывает так, что компания-импортер указывает в таможенной декларации меньшую стоимость, следовательно, уплатит меньшую сумму таможенных сборов и пошлин.

Индикаторы риска

Федеральная Таможенная Служба РФ старается гарантировать, чтобы это не произошло. Для этого придумали индикаторы риска. Де-факто, индикатор риска — признак несоответствия.
Это понятие влияет на то, что товары (как и цены на них) выводят в группы, которые не отвечают любым показателям с точки зрения нормы.

Профили риска

Перечень товаров, соответствующих индикаторам риска, включает:

  • цены,
  • коды ТН ВЭД,
  • рекомендации по минимизации рисков.

Именно это и есть — профили риска.
Профиль риска ФТС спускает сверху во все свои подразделения. Профили риска обязательны для минимизирования риска.
ФТС разработал (и регулярно обновляет) профили риска на основе статистики и биржевых цен.
Профили риска содержат рекомендованные цены на товары. Это методические указания для сотрудников таможенных постов.
Разумеется, цены регулярно меняются. Следовательно — и профили риска.

Как снизить расходы

Можно задекларировать товары по цене, указанной в профиле. Это актуально, если цена контракта выше, чем в профиле риска.
Чаще всего бывает совсем наоборот. А это значит, что импортер (вероятнее всего) неправильно посчитал себестоимость товара, не учел растаможку. Обычно, цены, указанные в профиле риска, таможенная тайна, но иногда их

Как применяют профиль риска

Когда профили риска создавали, предполагалось, что можно будет отслеживать нарушения Таможенного Кодекса.
На деле, все совсем не так: для таможенника это Отче Наш. Любая цена выше или ниже указанной в профиле неприемлема.
Как бы странно это ни было, но тем самым таможня нарушает законодательство РФ. Профиль риска (либо любой документ) НЕ ДОЛЖЕН влиять на таможенную стоимость.
Ввозить товары дешевле, чем указано в профилях риска не только можно, но и нужно.

Новое на сайте

>

Самое популярное