Домой Природное земледелие Кафе на колесах как открыть. Автокафе на колесах — прибыльный малобюджетный бизнес. Фудтраки российской армии

Кафе на колесах как открыть. Автокафе на колесах — прибыльный малобюджетный бизнес. Фудтраки российской армии

Мобильные кафе - перспективный вид бизнеса. Несмотря на обилие передвижных точек, этот сегмент рынка еще не заполнен и с годами будет только расширяться. Если вы учтете все тонкости этого дела и найдете собственные фишки, успех будет гарантирован.

Развитие рынка мобильных кафе в России происходит стремительными темпами. В данное время русского потребителя обслуживает больше 30 000 кафе на колесах. И это весьма приблизительная цифра.

Эксперты сходятся во мнении, что данная ниша бизнеса будет постоянно расширяться. Это довольно интересный тип предпринимательской деятельности, и в данной статье мы расскажем об основных его нюансах. После развала СССР как-то незаметно пропали многочисленные закусочные, пельменные и блинные.

Это освободило большую нишу для мобильных кафе. Передвижное кафе – это, в первую очередь, прицеп, оснащенный всем необходимым для приготовления пищи.

Раньше такие фургоны закупались за рубежом и стоили весьма внушительно – до 25 000$. Сегодня цена на них упала более чем в два раза, и на российском рынке такой фургон стоит около 9 000$. На территории России несколько фирм являются ведущими в производстве фургонов для мобильных кафе.

Это, во-первых, знаменитая компания «Тонар», изготавливающая более 10 лет разные модели прицепов. «Тонаром» стали называть любой прицеп, независимо от его производителя, часто даже не думая, что это имя собственное. Это название даже стали употреблять в постановлениях руководства различных городов и областей, касающихся данного вида торговли.

Но, к сожалению, модели фирмы «Тонар» не подходят напрямую для открытия кафе , так как требуют довольно существенного дополнительного дооснащения. Их основное достоинство – низкая цена – 3-4 тысячи долларов.

Еще одно предприятие, выпускающее аналогичную продукцию – «МАЗ-Купава». Имеет представительства в Москве и Санкт-Петербурге. Несколько моделей этого производителя могут без дополнительной доработки использоваться для торговли продуктами гриль и шаурмой.

Стоимость такого прицепа колеблется в пределах 5-6 тысяч долларов. Еще один лидер в производстве данной продукции – компания «Автохолод». Она выпускает больше 70-ти моделей передвижных кафе на базе прицепа «МАЗ-Купава». Продукция от «Автохолода» обойдется в 5-12 тысяч долларов.

Оснащает любые прицепы оборудованием для мобильного кафе русская компания «Деловая Русь». В среднем, стоимость оснащенного всем необходимым для работы мобильного кафе составляет примерно 10 тысяч долларов. Примерно 5 тысяч стоит простейшая модель, оснащенная только для приготовления кур гриль и шаурмы.

Кстати, именно такие кафе быстрее всего окупаются – их продукция относительно дешевая, и покупается охотно. Основные покупатели – низшая прослойка среднего класса, самая многочисленная в России.

По оценке специалистов, срок годности прицепа при интенсивной эксплуатации – 5 -6 лет. Это нужно учесть бизнесменам, которые не планируют бросать это дело через пять лет. Выбор пищи, которой может торговать мобильное кафе, ничем не ограничен.

Прицеп без проблем оснастят оборудованием для выпечки, барбекю, шашлыка, приготовления блинов, картошки, пирожков. Предпринимателю останется только позаботиться о технологичности продукции и полуфабрикатах. Итак, на продукцию ограничений нет.

Но есть целый ряд трудностей и нюансов, с которыми необходимо считаться. В первую очередь, передвижное кафе – бизнес большого города. Если население города не превышает 100-200 тысяч, то открывать такое заведение практически бесперспективно. В таких городах у людей другой менталитет – им проще и дешевле сходить пообедать домой.

На более-менее приличный доход можно рассчитывать только в случае больших праздников и в местах большого скопления народа. Второе – это производственная база и наличие полуфабрикатов. В случае с шаурмой и курами гриль все просто – покупается полуфабрикат и готовится на гриле.

А более сложная в приготовлении продукция – блины, пирожки, или картошка с начинкой уже требуют присутствия собственной производственной базы. В этом случае расходы окупятся только при наличии сети из пяти кафе как минимум.

Третий, самый злободневный пункт – это отношение к данному виду бизнеса властей. Руководство практически любого города относится к мобильным кафе как неизбежному злу, которое надо перетерпеть до лучших времен, когда появятся стационарные места общественного питания. Такое отношение к передвижным кафе присутствует даже в столице.

И это несмотря на то что, сами власти привлекают кафе к организации больших праздников – 9 Мая, Дня Города, Нового Года, и.т.д. Из-за отсутствия нормативов деятельности для передвижных кафе чиновники сами определяют политику относительно данного вида бизнеса.

Отсюда совершенно разная ситуация не только в разных городах, а даже в столичных округах. Для Москвы разработано около 30-ти постановлений относительно деятельности мобильных фаст-фудов, в ряде случаев противоречащих друг другу.

По этой причине этого в столице часто вспыхивают скандалы, связанные с мобильными точками питания. К примеру, в Северном округе столицы префект, ссылаясь на определенное постановление, потребовал вывозить прицепы на ночь. Если бы продавцы выполнили требование, это привело бы к большим дополнительным расходам с их стороны. Все «Тонары» подключены к электросети. При перемещении их надо было бы отключать.

Продукты в холодильниках могли испортиться, владельцам пришлось бы нанимать шоферов. Кроме того, отбуксированные прицепы надо еще где-то хранить. К счастью, префект просто демонстрировал предпринимателям, «кто в доме хозяин». По мнению специалистов, развитию сетей быстрого питания на колесах больше всего мешает отсутствие конкретной законодательной базы. Особенно это касается вопроса о земле.

В Москве, например, владельцы мобильных кафе платят не арендную плату, а плату за использование земли на основе декларации Москомзема. Данное разрешение действительно до трех месяцев.

По его истечении запросто могут или отказать в продлении или передвинуть куда-нибудь точку. Из-за такой неопределенности владельцы и экономят на дополнительных вложениях в бизнес. Данным видом бизнеса почти невозможно заинтересовать банки, так как отсутствуют долгосрочные гарантии.

А отношение федеральных властей вообще достойно отдельной главы. К примеру, на данный момент приняты общероссийские санитарные нормы. Исходя из их требований, передвижные кафе должны быть подключены к системам городской канализации. Исключений нет. В некоторых городах России данный вид бизнеса уже запретили, ссылаясь именно на эти нормы.

Хорошая проходимость – залог успеха

Пока данный бизнес получил наибольшее распространение только в Москве. В столице работает около 3 000 передвижных кафе. И ни о какой конкуренции речь пока не идет.

Рентабельность этого бизнеса пока очень высока. Первые вложения в этот бизнес не превышают 15 тысяч долларов (на организацию одной точки). Сюда включены затраты на приобретение прицепа, его оснащение, покупка посуды и полуфабрикатов.

Срок окупаемости кафе – около 8-ми месяцев. Все зависит от места его расположения в городе. Кроме Москвы, есть города, в которых мобильные кафе чувствуют себя практически не хуже. Это Екатеринбург, Сочи, Нижний Новгород, Краснодар. Хоть в этих городах доход населения несколько ниже столичного, это компенсируется огромным интересом к передвижным кафе.

Так что в некоторых регионах этот бизнес развивается достаточно бурно. По словам представителя «Автохолода», предприниматели из данных городов постоянно возвращаются для покупки и оснащения новых прицепов.

С точки зрения профессионалов, каждую мобильную точку характеризует всего два показателя – средний размер чека и проходимость (количество покупателей в день). Кафе, расположенное в не очень хорошем месте, может обслужить в день до 60-ти покупателей. Средний размер чека в таком случае может быть 25-30 рублей.

Точка, расположенная в прибыльном месте, обслуживает в среднем 200-300 клиентов (при максимальной пропускной способности в 500). Средняя стоимость чека в любом случае не превышает 150 рублей, таково ограничение платежеспособности россиян.

Важную роль в работе передвижных точек быстрого питания играет сезонность. Например, «глухие» месяцы – январь и февраль. А в морозные дни выручка может упасть до нуля. Резкое повышение интереса к мобильным кафе происходит обычно между теплым и холодным сезоном – ранней весной и поздней осенью.

Мобильное кафе на колесах - бизнес очень интересен и мы расскажем о его преимуществах.

Мобильное кафе – это прибыльный бизнес, уже давно зарекомендовавший себя с положительной стороны во многих странах, в России же он развит на уровне торговли с прицепов, что, по сути, является мобильной торговлей. Но имеет некоторые существенные отличия.

Прицеп или мобильное кафе. Плюсы и минусы. Первые трудности, которые могут возникнуть- это проблемы с землей, на которой планируется открытие торговой точки. Разрешение на мобильную торговлю выдается на несколько месяцев. По прошествии этого срока никто не застрахован от того, что его разрешение не продлят или точку куда-нибудь не передвинут. При торговли с автомобиля мобильное кафе, предпринимателя это сильно не обеспокоит, т.к. автомобиль самостоятельно переедет на новое место торговли без потерь на транспортировку, хранение и других трудностей, возникающих при переезде киоска.Так же, недавно были приняты новые поправки по санитарным нормам. Теперь требуется обязательное подключение к городским системам канализации и водопровода, что никаким образом не затрагивает предпринимателей, осуществляющих свою деятельность с автомобилей мобильное кафе. При установке киоска (прицепа) необходимо подключение к централизованной электросети, автомобиль мобильное кафе-не требует подключения к электросети 220 В , т.к. имеет встроенный бензиновый генератор.

Стоимость. Средняя стоимость прицепа для организации точки фаст- фуда составляет примерно 15-20 тысяч долларов (с грилем для кур или т.п.) к которым придется добавить как минимум еще 5 тысяч долларов, т.к. его придется дооснастить недостающим оборудованием и, соответственно, прибавляются платежи за подключение электросети и к городским системам канализации и водопровода (цена неизвестна). В случае переезда торговой точки эти платежи повторяются. Стоимость же автомобиля Мобильное кафе на базе автомобиля ГАЗ у нас составляет от 1370 тыс. рублей, при этом- от 600 тыс. рублей это стоимость автомобиля, который вы можете приобрести в кредит или лизинг. Ваш автомобиль в процессе работы будет подвержен минимальной амортизации, соответственно через несколько лет на ряду с автомобилями того же года выпуска он будет намного привлекательнее, если вы, к примеру, захотите его продать.

Рентабельность. Каждая торговая точка характеризуется двумя показателями - проходимостью и средним размером чека. Удачно расположенная торговая точка может обслужить 200-300 (физический предел – 500) покупателей в день. Стоимость одной покупки в среднем составляет 100 рублей. Дальше расчет прост. При минимальной выручке от 20 000 рублей в день, в месяц вы получаете:

Доход:

20 000 Х 30 дн. = 600 000 руб.

Минус расходы:

80 000 рублей - з/плата: 2 продавца и 2 водителя, с графиком работы 2/2;

3000 рублей – налог на вмененный доход (средний показатель в месяц);

15 000 рублей- бензин, амортизация автомобиля;

15 000 рублей- аренда земли (если этот показатель присутствует);

Итого расход: 113 000 рублей

Остаток: 600 000 – 113 000 = 487 000 рублей.

С учетом, что наценка на вашу продукцию будет составлять не менее 50 %, в среднем в месяц чистая прибыль составит 243 500 рублей.

Исходя из вышеизложенных расчетов, окупаемость автомобиля мобильного кафе составит от 5 месяцев.

За счет своей мобильности и неординарности автомобиль мобильное кафе может приносить большую прибыль, чем типовой прицеп, к которым мы так все привыкли. Главное – выделиться оригинальным и ярким дизайном. В силу свой необычности ваш автомобиль мобильное кафе очень быстро станет популярным. Что позволит осуществлять торговлю не только на выбранном вами месте, но и выезд автомобиля мобильное кафе на дом, на пикник, на корпоративный отдых на природе...

Бизнес этот очень интересен — и наше издание расскажет вам, как им заняться.

Основа бизнеса — прицеп

В начале 90-х годов в российских городах незаметно исчезли многочисленные когда-то блинные, пельменные и закусочные. Но именно тогда появилась новая рыночная ниша для кафе на колесах, остававшаяся до кризиса 1998 года практически незанятой. В Москву в 1994 году пришла фирма «Маркон — Сити», владеющая сетью быстрого питания Steff, которая продавала жителям столицы фирменные хот-доги — до кризиса у нее практически не было конкурентов. Steff и по сей день остается самой крупной российской сетью, в ее состав входит 115 мобильных кафе. По мнению Евгения Кобзаря, возглавляющего Московскую ассоциацию предприятий быстрого питания, именно на примере этой сети-первооткрывательницы учились последователи, число которых все увеличивается.

Кстати, в этом году известная сеть «Крошка-картошка» обогнала Steff по оборотам.

Основа любого передвижного кафе — прицеп, оснащенный необходимыми аппаратами для приготовления пищи. Например, фургоны, привозимые Steff из-за рубежа, обходились ей в 25 тысяч долларов. С тех пор цена заметно упала: полный аналог того прицепа сейчас на российском рынке стоит 9 тысяч долларов. В России есть несколько ведущих фирм, которые поставляют такую продукцию. Во-первых, это легендарная орехово-зуевская компания «Тонар», которая вот уже 10 лет изготавливает различные модели прицепов. Легендарная она потому, что «Тонарами» зачастую зовут вообще любые прицепы, предназначенные для торговли, не подозревая, что это имя собственное. Название проникло даже в постановления властей различных городов, посвященные вопросам мелкорозничной торговли. К сожалению, ни одна модель «Тонара» не подходит напрямую для открытия мобильного кафе — прицепы фирмы требуют серьезного дооснащения. Зато эти прицепы — самые дешевые; стоят они 3-4 тысячи долларов. Второе предприятие — это белорусский завод «МАЗ-Купава», который имеет представительства в Москве и Санкт-Петербурге. Несколько моделей «Купавы» уже могут без доработки использоваться для торговли простейшими продуктами — такими, как, например, гриль и шаурма. Обойдется подобное кафе на колесах в пять-шесть тысяч долларов.

Еще один лидер в изготовлении прицепов для мобильных кафе, на котором можно завершить обзор этого рынка, — компания «Автохолод». Она делает около 70 разных модификаций кафе на базе прицепов «Купавы». Стоит продукция «Автохолода» от 5 до 12 тысяч долларов. А оснащением любых прицепов оборудованием для приготовления пищи занимается компания «Деловая Русь» .

Средняя стоимость прицепа для организации точки фаст-фуда составляет 10 тысяч долларов — по крайней мере, по такой залоговой стоимости прицепы предоставляются для открытия кафе по франчайзингу. На ваше средство производства вам придется отложить как минимум 5 тысяч долларов. Столько стоят простейшие модели, оснащенные только грилем, которые чаще всего используются для изготовления кур-гриль. По мнению Владимира Сорокина, владеющего тремя прицепами для торговли курами-гриль, именно эти кафе быстрее всего окупаются — и по причине дешевизны, и из-за популярности среди представителей низшей прослойки среднего класса, самой многочисленной, по крайней мере, в столице, категории покупателей.

Специалисты считают, что срок годности прицепа — 5-6 лет: именно через такое время интенсивная эксплуатация приводит к изнашиванию. Это свойство надо учитывать предпринимателям, по крайней мере тем, кто не планирует оставлять этот бизнес через пятилетку.

Ограничений на то, чем может торговать мобильное кафе, сейчас практически нет — прицеп без проблем оснастят всем необходимым для изготовления выпечки, пиццы, барбекю, блинов, картошки, пончиков, разнообразных национальных блюд. Получить представление о потенциальном разнообразии продукции можно, познакомившись с ассортиментом вышеупомянутой «Деловой Руси». Дело только в вашей фантазии. Правда, ни в коем случае нельзя упускать из виду и более прозаические основы успешности вашего будущего бизнеса, вроде технологичности продукции и возможности постоянно иметь под рукой полуфабрикаты.

Ограничений на продукцию нет, зато есть ограничения другого рода. О них нам рассказал Евгений Кобзарь, который является к тому же руководителем «Автохолода» — собственника сети прицепов «Пирожки из печи». Во-первых, мобильные кафе — это бизнес больших городов. В городе с населением 200 тысяч жителей, где у людей другой менталитет и где они могут запросто ходить обедать домой с работы, открывать кафе на колесах — занятие малоперспективное. В таких городах кафе могут приносить доход только в местах массового отдыха да на городских праздниках и, как правило, летом. Во-вторых, массовое распространение кафе, продающих кур-гриль, шаурму (или, по-питерски, шаверму) и хотдоги, имеет вполне прозаическое объяснение. Полуфабрикаты для изготовления описанной продукции можно легко приобрести и нет необходимости держать отдельную заготовительную базу. Более сложная продукция, вроде картошки с начинкой или блинов, требует организации своей производственной базы, которая будет окупаться только в случае открытия сети из 5-6 передвижных кафе.

Закон для фаст-фуда не писан

Третью проблему, самую большую, можно описать двумя словами — отношение властей. То, что для получения разрешения на право торговли нужно пройти 15 инстанций, а при попытке перебазирования этот круг надо будет повторить (что ставит под сомнение само понятие «мобильности» точки), тут вовсе не самое главное. По словам Евгения Кобзаря, свое отношение к прицепам «пиво-воды-сигареты» как к неизбежному временному злу, которое надо терпеть до организации нормального количества точек стационарной торговли, власти многих городов распространяют и на точки мобильного фастфуда. Подобное отношение сохраняется и в столице, несмотря на то, что передвижные кафе активно привлекаются для помощи в организации городских праздников: 9 мая, День города, праздники «МК» и Фестиваль пива.

Отсутствие нормативов организации деятельности мобильного фаст-фуда на федеральном уровне приводит к тому, что власти городов сами определяют политику в отношении кафе на колесах. Поэтому и ситуация меняется от города к городу. В Москве, например, действует около 30 постановлений, которые иногда просто противоречат друг другу. За последнее время в столице было несколько громких скандалов, связанных с мобильными точками. Так, в Северном округе префект потребовал вывозить «тонары» на ночь — именно так говорится в одном из постановлений.

Если бы префект добился своего, это означало бы, что торговцы были бы ввергнуты в значительные дополнительные расходы. Ведь «тонары» подключены к электросети и их надо было бы каждый день отключать (что случится при этом с продуктами из холодильников, представить несложно), владельцам пришлось бы нанимать шоферов, а отбуксированные прицепы надо было бы где-то хранить. К счастью, префект просто демонстрировал предпринимателям, кто в округе хозяин. В другом округе у владельцев кафе вдруг потребовали убирать территорию радиусом 30 метров вокруг прицепа. Таких случаев наверняка множество и в других городах.

По мнению специалистов Московской ассоциации предприятий быстрого питания, на данный момент развитию бизнеса мобильных кафе больше всего мешает неурегулированность вопроса с землей. Например, в столице владельцы кафе на колесах получают в Москомземе земельную декларацию и платят не арендную плату, а плату за использование земли. Разрешение дается на одинтри месяца. По прошествии этого срока никто из предпринимателей не застрахован от того, что его разрешение не продлят или точку куда-нибудь не передвинут.

Именно из-за такого подвешенного состояния, как считают эксперты, владельцы точек экономят на дополнительных вложениях в развитие бизнеса. К тому же, из-за отсутствия долгосрочных гарантий этим бизнесом трудно заинтересовать банки — даже быстроразвивающиеся сети не могут это осуществить.

Показательно и отношение федеральных властей. Уже приняты новые российские санитарные нормы, которые требуют от предприятий общественного питания подключения к городским системам канализации и водопровода, и никаких исключений для кафе на колесах не сделано. Санэпидемнадзор отсрочил пока введение в действие этих норм до февраля следующего года — за это время проблему надо решить. А пока городские власти Ярославля, к примеру, вообще запретили такой бизнес, как мобильные кафе, ссылаясь именно на эти санитарные нормы.

Хорошее кафе на колесах отличается повышенной проходимостью.

Наибольшее распространение этот бизнес получил пока в Москве. Здесь работают 3000 кафе на колесах, 300 из которых принадлежат различным сетям. Несмотря на такое количество точек, о серьезной конкуренции на этом рынке речи не идет и рентабельность его очень высока. Первоначальные инвестиции на открытие мобильной точки фаст-фуда составляют от 5 до 15 тысяч долларов (на организацию сети таких точек, затраты на порядок выше). Сюда входит приобретение оснащенного прицепа, покупка кассового аппарата, одноразовой посуды и полуфабрикатов. Окупается кафе на колесах через 6-8 месяцев, в зависимости от месторасположения в городе. Как рассказал Евгений Кобзарь, есть города, в которых мобильное кафе окупается именно за этот срок — так же, как и в столице. Это Нижний Новгород, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи. Хотя там покупательная способность несколько ниже, чем в Москве, это компенсируется повышенным интересом клиентов к передвижным кафе. Бизнес этот в регионах развивается достаточно бурно. Евгений Кобзарь, который руководит компанией «Автохолод», рассказывает, что предприниматели из городов России, которые начали этот бизнес 2-3 года назад, сейчас регулярно возвращаются для покупки все новых и новых прицепов-кафе.

Каждую точку профессионалы характеризуют двумя показателями — проходимостью (сколько покупателей прошло за день) и средним размером чека (средней стоимостью одной покупки). Не очень удачно расположенная точка обслуживает 50-60 покупателей в день, а средний размер чека составляет 15-25 рублей. Прибыльная точка обслуживает 200-300 клиентов (физический предел — 500 покупателей). Стоимость одной покупки в среднем составляет 50 рублей и ограничена 100 рублями даже в столице — из-за нынешней покупательной способности россиян.

Что касается сезонности, то январь и февраль не очень удачные месяцы для этого бизнеса (а в морозные дни выручка просто стремится к нулю). Всплески интереса к мобильным кафе происходят ранней весной и поздней осенью, на стыке холодного и теплого сезонов.

В середине мая в Петербурге появился фургон с уличной едой «1983». Его создатели - студент Влад Кяуне и дизайнер Саша Братчиков - в течение нескольких месяцев сами ремонтировали Volkswagen Transporter 1983 года выпуска и обустраивали в нём передвижное кафе, а затем начали работать на улицах, несмотря на отсутствие разрешающих документов. The Village расспросил Влада о том, как превратить ржавую развалюху в модный малый бизнес.

ВЛАД КЯУНЕ
создатель кафе
в фургоне «1983»

Покупка фургона

История с уличной едой нас заинтересовала прошлым летом, когда в Петербурге начали появляться интересные стритфуд-проекты. Конечно, тележка была одним из самых ярких. Мы им даже написали за советом, но они не ответили. К сентябрю мы с моим напарником Сашей уже начали сколачивать стойку, но у нас возникла масса технических вопросов: как приделать колёса, как сделать стенд. Потом стало холодно, и мы решили повременить, утащив стойку в гараж. Примерно в это же время прочитали про ребят из Владивостока, которые сделали прицеп с бургерами и стейками. Они нас тоже очень вдохновили, и мы начали думать о прицепе, но поняли, что это накладно.

В итоге решили, что идеальным вариантом будет просто старый фургон. Его стали искать на Avito и быстро нашли тот вариант, с которым мы сейчас работаем. Он стоил 40 тысяч рублей. У него был рабочий двигатель, и в целом за ним следили. Но то, что это фургон не за миллион рублей, нам аукается с завидной регулярностью. Зато теперь мы отлично разбираемся в устройстве автомобиля.

Первое время мы пытались вести сами все работы по ремонту, и какие-то вещи у нас даже получались. Каждый вечер мы проводили в гараже, но процесс тянулся долго. Теперь, когда у нас появилась куча других дел, мы стали отдавать фургон в руки мастеров.



Оборудование

С самого начала мы купили кофемашину, гриль, холодильник и кофемолку. Сейчас добавили фритюр, мультиварку и тостер. Всё упирается в проблему с электричеством. Нужно либо протягивать его с какой-то площадки, либо ставить генератор. У нас есть генератор на три киловатта, но его хватает только на кофемашину и кофемолку. У наших друзей из фургона с мороженым « » есть генератор на пять киловатт. Если мы с ними поменяемся, тогда заживём и наконец-то сможем ездить по городу, а не искать дружественные площадки! Сейчас для нас это один из ключевых вопросов.

Площадки для работы

Первый раз мы выехали в 5 утра в выходной на канал Грибоедова. Понятно, какая в это время была публика. Мы полчаса сидели в фургоне и боялись из него выйти. В нашем случае нельзя было просто открыть дверцу и тихо начать продавать. С дверью фургона у нас до сих пор проблемы: мы вдвоём её вынимаем и ставим рядом, это целый перформанс. Кроме того, нужно было достать генератор, поставить его около Невского и включить. В итоге мы это сделали, простояли полчаса-час и продали пару бейглов с кофе. Этого хватило, чтобы получить какой-то первый опыт.

Следующие пару-тройку дней мы стояли на Английской набережной, там тоже было достаточно вяло, но мы начали получать первый фидбек. В тот момент мы столкнулись с проблемой, которая с нами до сих пор: люди в основном фотографируются с фургоном, а не покупают у нас еду. Но это, конечно, всё равно приятно. Те десять бейглов, которые мы продали за несколько часов, помогли нам продумать, как всё должно быть устроено внутри фургона, и организовать процессы приготовления еды.

Первый раз нас полноценно загрузило на «Ресторанном дне», когда мы сначала стояли в Contour, а потом во «Флигеле». Тогда распродали всё. Затем нам начали писать с предложениями. Одно из них - от бизнес-центра «Ново-Исаакиевский», где мы теперь встаём по средам. У них очень красивый внутренний двор, туда хорошо помещается фургон. Также мы взяли место в аренду в кластере «Флигель» - там можно встать во внутреннем дворике. Хоть и напротив помойки, но достаточно комфортно. Аренда стоила 30 тысяч рублей, но мы их наскребли. Зато сразу поняли, какой должна быть стоимость еды и сколько мы можем отбивать. Сейчас мы также кормим художников, которые приехали на открытие выставки в Музей стрит-арта. Пока это наш основной источник дохода.




Разрешения на работу

Все проекты с уличной едой делятся на два типа: легальные и полулегальные, когда кто-то сверху «помогает» и организует тебе безопасное место на улице за деньги, примерно равные стоимости аренды небольшого помещения. В августе будет период подачи заявок в администрацию города на согласование уличных киосков, тележек и фургонов. Это согласование в хорошем случае идёт полгода, и практически нереально, что тебе что-то согласуют. Этим мы и будем заниматься. Правда, в этом случае нам выделят фиксированное место, а это всё равно немного не то, что мы хотим.

В принципе, с теми документами, которые мы можем сделать - налоговым оформлением и санкнижками, - уже можно работать. Основной максимальный штраф, который нам за это грозит, - пять тысяч рублей, но есть ряд дополнительных санкций за отсутствие туалета, нарушение норм расположения техники. На Английской набережной мы стояли 9 мая, полиция проезжала мимо и даже приостановилась. Мы старались в их сторону не смотреть. Но в итоге пронесло.

Меню

Сначала мы продавали бейглы, так как занимались в основном самим фургоном, а не едой - мы в общем-то и не повара. Первые две недели мы закупали у все ингредиенты по граммам, а затем их собирали и разогревали. Но в таком формате нельзя строить бизнес из-за большой себестоимости продукта, поэтому мы решили сами развивать кухню. Пробуем готовить чиабатту, сэндвичи, хот-доги, бургеры. На данный момент мы ещё не пришли к чёткому меню. Финальный вариант точно будет ёмким: несколько сэндвичей, один суп и напитки. Это позволит экономить время и не терять в качестве.

Мы решили сделать меню доступным, поэтому пока много не зарабатываем. Сейчас у нас нет цели получать зарплату, все деньги сразу идут в дело. Следующая прибыль пойдёт на генератор и ремонт двери. Ещё нам хочется иметь навес от дождя и большие колонки - чтобы можно было включать музыку и ездить по городу.

фотографии : Дима Цыренщиков

Ресторан на колёсах или передвижное кафе - относительно новая для российских условий . Заведения этого типа постепенно занимают свою определённую нишу среди ресторанов и кафе и становятся популярными у населения. В предложенном материале подробно изложены все нюансы открытия подобной закусочной.

Особенности открытия бизнеса

У ресторана на колёсах есть свои специфические особенности, которые необходимо учитывать как при планировании предприятия, так и в процессе хозяйственной деятельности. При правильной расстановке хозяйственных акцентов он может приносить неплохую прибыль и представлять серьёзную конкуренцию для стационарных заведений общественного питания.

Среди основных задач, которые возникают при открытии ресторана на колёсах, условно можно выделить несколько важных моментов, что подробно освещены ниже.

Состав посетителей

Уже на стадии проектирования такого специфического бизнеса, как мобильный ресторан, необходимо чётко представлять, кто будет его посетителями. В зависимости от ориентирования на определённые категории клиентов выстраивается концепция будущей деятельности передвижной закусочной.


При оформлении ресторана необходимо учитывать, кто будет его посетителями

Если рассчитывать на молодых людей, студентов и школьников старших классов, то нужно, к примеру, предусмотреть демократичные цены, молодёжную современную кухню с множеством бодрящих тонизирующих напитков. Целесообразно оформить в соответствии с молодёжными вкусами ― с модной музыкой, молодёжными развлекательными программами по телевизору.

Если же ресторан ориентирован на туристов, как это предпочитают делать в западноевропейских странах, необходимо иметь более изысканную и высококалорийную кухню, а также предусмотреть наличие гида, рассказывающего о достопримечательностях, мимо которых проезжает кафе на колёсах.

Маршруты передвижения

Кафе на колёсах являются одним из важнейших факторов успешности такого рода бизнеса. Поэтому схемы передвижения по крупному городу, на природу или по какому-либо туристическому маршруту необходимо очень тщательно проработать.

Туристические маршруты зависят от тематики, продолжительности, времени года и других факторов. Необходимо учитывать , состояние дорог, возможности остановок. Целесообразно предусмотреть осмотр исторических достопримечательностей, проезд мимо красивых природных ландшафтов, выезд в живописное место для проведения корпоративов и так далее.

Кухня

Не менее важным вопросом при обслуживании клиентов в мобильных ресторанах или кафе на колёсах является состав меню.

Когда основными посетителями передвижного заведения являются молодые люди, то рекомендуется исключать из кухни крепкие алкогольные напитки. В основном меню лучше ориентироваться на блюда, которые не разливаются при тряске или поворотах и легко разогреваются без потери вкусовых качеств. Для передвижного питания лучше всего подходят горячие выпечки, бутерброды, различные кондитерские изделия.

При этом необходимо сделать так, чтобы в меню постоянно присутствовало какое-нибудь фирменное блюдо, которое подавалось только в этом заведении и было бы визитной карточкой ресторана.

Передвижной ресторан работает более успешно, если имеет дополнительную собственную стационарную кухню. Чаще всего передвижные кафе являются дополнительной торговой точкой для уже существующих ресторанов. Этот вариант позволяет приготовить наиболее подходящие к специфике блюда. Кроме того, на стационарной кухне можно быстро приготовить большое количество блюд для большой вечеринки.

В случае отсутствия классического заведения с оборудованной кухней, рекомендуется иметь постоянного поставщика, который бы обеспечивал подвижный ресторан вкусной пищей в нужных количествах.

Кроме специального рациона блюд, необходимо иметь в виду, что посуда для передвижного ресторана должна быть небьющейся. Лучше всего подходит одноразовая посуда. Удобно, когда она имеет специальные крышки, препятствующие проливанию.

Оборудование

Основной для передвижного ресторана является транспортное средство, на котором устанавливается . Для этого необходимо перестроить автобус. Имеется, конечно, более экзотический вариант, который заключается в покупке франшизы. Например, у известной западной фирмы TheBus. Но этот вариант окажется ловушкой, когда выйдет из строя какая-либо деталь фирменного двухэтажного автобуса или закончится срок франшизы, а продать автобус будет невозможно.

Поэтому лучшим выбором будет переоборудование какого-либо отечественного автобуса.

Для этого необходимо смонтировать в транспортном средстве кондиционер с преобразователем напряжения на 220 вольт, а также холодильник и кофеварку. Не помешает покрытие кузова автобуса специальным звукоизолирующим покрытием. Кроме этого, нельзя обойтись без качественной аудиосистемы с достаточно мощными усилителями звука и, конечно, без широкоэкранного телевизора. Не забудьте установить и удобные столики.

Персонал

Команда ресторана на колёсах обычно состоит из трёх ― четырёх человек. Она включает администратора, бармена, официанта и водителя. Администратор может совмещать свои обязанности с работой бармена, а идеальный администратор одновременно должен обладать знаниями хорошего экскурсовода и навыками тамады. Особое внимание при подборе персонала необходимо обратить на кандидатуру водителя, который, кроме профессиональных навыков, должен отлично знать план города и его окрестностей.

Финансовые затраты

Неразрывными составными частями финансовой стороны мобильного ресторанного бизнеса являются:

  • первоначальные затраты;
  • текущие затраты;
  • планируемые доходы.

Первоначальные затраты включают стоимость автобуса, стоимость оборудования и расходы по созданию необходимого экстерьера и интерьера. Примерные затраты на мобильный ресторан составляют около 3 млн рублей, куда включается стоимость автобуса - 2,8 млн рублей, стоимость установки оборудования - 120 тыс. рублей, дизайн интерьера помещения - 100 тыс. рублей.

Текущие расходы состоят из стоимости топлива, технического обслуживания автобуса и оборудования, а также зарплаты персонала. Если принять величину ежедневного среднего пробега ресторана на колёсах в 100 км, расход бензина в 30 литров на 100 км при стоимости 35 рублей за литр, то стоимость топлива в месяц составит около 31,5 тыс. руб.

Исходя из отечественного опыта подобного бизнеса, ежемесячные расходы на техническое обслуживание ресторана на колёсах составляют приблизительно 15 тыс. рублей, а расходы на зарплату - 60 тыс. рублей.

Таким образом, можно принять сумму общих ежемесячных расходов в размере 100–110 тыс. рублей.

Вышеуказанные расходы по созданию и ведению ресторанного бизнеса на колёсах окупятся в течение двух лет, если в течение этого срока закусочная будет давать не менее 125–150 тыс. рублей чистого дохода. Расчёты показывают, что такая прибыль вполне достижима. Для этого необходимо, чтобы кафе обслуживало не менее 120 посетителей ежедневно, а средний чек при наценке 50% составлял приблизительно 100 рублей.


Ресторан выйдет на самоокупаемость при соблюдении среднего чека и количества посетителей

Несмотря на кажущуюся экзотичность, мобильный ресторан - вполне рентабельный бизнес. А с учётом того, что подобная форма предпринимательства в России ещё не сильно распространена - у любого предпринимателя есть шанс занять свободную нишу.

Если у вас есть собственный опыт открытия ресторана на колёсах, вы можете рассказать о нём в комментариях к этой статье.

Новое на сайте

>

Самое популярное