Домой Деревья и кустарники Сколько лет жил пророк мухаммед. Исламская энциклопедия. Пророчества о приходе Мухаммада в Библии

Сколько лет жил пророк мухаммед. Исламская энциклопедия. Пророчества о приходе Мухаммада в Библии

По причине того, что Пророк Мухаммад является человеком - как сказано в одной из строк Священного Корана "один из нас" - у него имеется множество поступков, над которыми стоит задуматься и стараться претворить их в жизнь. Только вот, у такой превосходной личности как Пророк Мухаммад, есть такие поступки и слова, что не имеют аналогов и истории человечества. Другими словами, человечество до сих пор не имеет ничего похожего. В данной статье я постараюсь привести примеры этих бесподобных поступков. Выбрав из жизни Пророка до десяти образцов вместе рассмотрим эту тему.

Умение ценить людей

Всем известно о важном значении, которое придает Коран человеку и человеческой жизни. До чего глубок и широк смысл универсального послания в виде понятия "убить одного человека равносильно убийству всего человества, дать жизнь одному человеку равносильно подарить жизнь всему человечеству" . У Пророка Мухаммада есть примеры о необходимости выражать увыжение не только живым людям или только правоверным, но и представителям других религий и даже покойникам. Однажды, во время прохода одной похоронной процесии Пророк Мухаммад поднялся на ноги. Окружавщие его асхабы сказали, что это похороны иноверца, одного еврея. В ответ на это Пророк Ислама пояснил им, что смерть всегда заставляет задуматься, что кем бы умерший не был прежде всего он человек и к нему необходимо проявлять уважение.

Этот поступок Пророка Мухаммада один из поступков, не имеющих анолога в истории. Ибо нет больше примера того, что пророк одной из религий проявляет подобное уважение к покойнику иноверцу только из-за того, что усопший был человеком.

Пророк Мухаммад не для кого не хотел, кем бы человек не был, чтобы гн умер без веры в душе или мушником. Пророк не хотел, чтоб даже самые злые его противники, которые всячески оскорбляли и никогда не упускали случая поиздеваться над ним, покинули этот мир неверущими. С целью избежать унижения человеческой чести, Пророк Мухаммад приказывает закопать тела умерших Бадрском сражении мушников и помимо этого обращается к умершим с речью: в отличии от ожиданий присутствующих, обращается к телам умерших мушников - среди которых находится и самый заядлый противник ислама и Пророка Ислама мушрик по имени Абу Джахль - со словами не имеющих анологов в истории всего человечества "Разве я не предупреждал вас? Лучше бы вы прислушались к моим словам. Теперь вы умерли мушриками и мучения имеют право над вами". Как видно из текста, Пророк Мухаммад не хотел, чтоб человек - будь это даже враг его - умер без веры или мушриком. Его речь, обращенная к умершим мушникая единственный образец в мировой истории.

Отношение к матери и всему женскому полу

Пророк Мухаммад относился к женщинам с большим уважением и тонкостью. Между тем как общество, в котором он жил, девочек жиевьем закапывали в землю, не ститали нужных выделять им доли наследства и т.п. Вернее, общество, не принимавшее женщину за человека. Уважение Пророка к женщине происходит от уважительного отношения Корана к женскому полу - во-первых женищина такой же человек и все остальные, и равноправие с мужчинами - и от его бесподобной личности.

Несмотря на наличие в некоторых книгах хадисов, унижающих женщин, они не имеют никакого отношения к Пророку. Это все доказательства существования и в наши дни взглядов арабов мушриков относительно женщин, что со времен эмевийцев вновь вышло на первый план; это - отстранение представительниц слабого пола от общества, социальной жизни, равноправия с мужчинами. У Пророка Мухаммада нет ни одного слова и ни одного поступка против женщин. Не зная основ ислама и Корана, не понимая Пророка Мухаммада и отражая арабские традиции как религию, такие люди все время прививали ненависть к женскому полу и всю ответственность за это сваливали на Пророка Мухаммада, сочиняли всякие небылицы от имени Пророка Ислама. Самым большим доказательством уважительного отношения Пророка Мухаммада к женщин являются его слова "Врата рая находятся под ногами матерей" . Если внимательно вникнуть в смысл этих слов, то станет ясно что означает рай, мать и женщина. Рай, куда стремится каждый правоверный находится под ногами матери - женщины. Этот признак поощряет нас востоянного быть уважительным и ласковым, проявлять доброту и терпеливость к женщине - матери, которая родила, вырастила и воспитала нас. Только в том случае Всевышний Аллах наградит нам местом бесконечного счастья - раем, постеленного Им под стопы женщины-матери. Аллах приписывает не искать рай где-то вдалеке, в недоступном месте, а всего лишь знать, что рай очень близко, под ступой женщины - матери. Вернее, в нашем к ним отношении. Другими словами, понятия женщина, мать и рай в рамках общественной нравственности сосредоточены в единый центр. Это является показателем величия женщины - матери и составляющими одного из образцов бесподобных слов и поступков Пророка Мухаммада.

Одним из примеров отношения Пророка Мухаммада к женщине является следующее событие: Однажды в доме Пророка была затеяна уборка. Уборкой занималась супруга Пророка Мухаммада досточтимая Хадиджа и Пророк помогал ей. В этот момент пришла сестра досточтимой Хадиджы Хале. В доме не нашлось подходящего места чтоб посадить гостью. Досточтимая Хадиджа захочет усадить ее на пол, но Пророк Мухаммад воспротивиться этому и немедля скинув с себя джуббу постелит ее под гостью. Благоверная Хале замешкается в нерешительности, но Пророк Мухаммад настояв на своем усадит гостью на джуббу. Данный поступок не имеет аналогов в деле отношения к женщине и истории всего человечества. Ибо, один пророк снимает с себя джуббу и садит гостя - женщину - не на голый пол, а на свою джуббу.

Отношение к детям

Пророк Мухаммад очень любил детей, никогда не обижал их и придавал огромное значение воспитанию детей. В распространяемой им религии, Исламе, первоочередность принадлежала снисходительности, любви и справедливости. Дети, лучше всех подходят для применения этих понятий. И поэтому для Пророка Мухаммада дети были очень важны. Вообще-то мы все любим детей и всех нас дети очень дороги. Можно привести множество примеров любви к детям. Но нижеследующий пример самый лучший образец любви к детям:

Однажды Пророк Мухаммад совершал намаз в Масджид ан-Наби. Внук Пророка досточтимый Хусейн, тогда ему было два с половиной года, игрался там же, в мечети. Хусейн подойдет к своему дедушке и когда Пророк Мухаммад будет на саджде неожиданно вспрыгнет ему на шею и усядется на голову. Пророк Мухаммад не поднимется с саджды, которую по правилам намаза нельзя игнорировать. До каких пор? Конечно же, пока внук сам не слезет с него. Пророк Мухаммад так долго остался на саджде, что находившиеся позади сахабы стали побаиваться не отдал Пророк душу Всевышнему. В конце концов досточтимый Хусейн спрыгнул с шеи деда, великий Пророк со словами «Аллаху Акбар» выпрямился и закончил намаз. После намаза сахабы окружили Пророка Мухаммада и высказали свою тревогу - что саджда затянулась, что они испугались не умер ли Пророк на саджде и тп. Пророк Мухаммад ответил бесподобной шуткой на этот образец неимоверной снисходительности, любви и справедливости: "Я затянул саджду, потому что Хусейн сделал из меня верблюда" .

Этому примеру Пророка Мухаммада нет анологов. Ибо, находясь перед Аллахом и посвятив себя полностью намазу Пророк не захотел обидеть севшего в это время ему на голову ребенка и затянул саджду, чтоб предостеречь ребенка от опасности упасть, если он неожиданно встанет.

Значение, придаваемое науке

Всем известно какое значение придает ислам и в особенности Коран знаниям и науке. Важность науки и ученого человека поняты из айатов: "Ужель пред Аллахом будут наравне: кто знает - с теми, кто неведущ?" (аз-Зумар, 39/9) и "Господь мой, увеличь во мне познанье" (Та-Ха, 20/114). Имеется множество хадисов Пророка Мухаммада о науке, ученых и восхваляющих образование хадисов. Как и во всех прекрасных его поступках и относительного данной темы есть поступки, являющиееся единственными образцами в мировой истории. В истории существует много примеров важного отношения к ученым и науке, но приведенный ниже пример не имеет анологов.

Во времена Пророка Мухаммада на Аравийском полуострове существовали определенные правила по отношению к военнопленным. Пленных либо убивали, либо отдавали в рабство, либо заплатив положенную сумму выкупали, либо совершали обмен. Помимо этих случаев другой возможности не было. Пожелавшие оплатить выкуп были обязаны собрать сумму равносильную цене жизни одного человека. Человеческая жизнь ставилась в зависимость от денег. Пророк Мухаммад установил норму выкупа для пленненных в Бадрском сражении мекканских мушриков: кто не в состоянии оплатить выкуп деньгами обязан оплатить своими знаниями. Каждый из пленных, кто умеет читать и писать обязан научить десять детей мусульман чтению и письму. Кто выполнит это тот будет считаться оплатившим выкуп и ему будет дарована жизнь. Использование образования и науки как выкуп за жизнь первый и последний случай в истории. В истории много примеров когда за науку отрубали голову, приговаривали к виселице, отправляли в ссылку, сжигали живьем и пр. Но, обреченному на смерть пленному подарить жизнь только из-за того, чтоб он передал свои знания другим - это единственный пример в истории, не имеющий аналогов.

Значение, придаваемое оставленным на попечение вещам

Коран повелевает оставленные на попечение вещи (аманат) обязательно возвращать хозяевам. Кто не исполнит этого повеления, того Пророк Мухаммад объявил мунафиком. В одном из хадисов говорится: "есть при признака мунафика - говорит неправду, не стоит на своем слове, коварно и предательски относится относится к оставленным на попечение вещам". Поэтому возвращение оставленных на попечение вещей одна из основ общественной нравственности ислама. Пророк Мухаммад ни в мирное время, ни во время войны никогда и ни в коем случае не отходил от принципа аманата, справедливости и искренности. В нижеследующем примере мы станем свидетелями отношения Пророка Мухаммада к аманату:

Во время в Хайбаре один негр раб, занимающийся пастушеством перейдет в стан последователей ислама и приведет за собой все стадо. Пророк Мухаммад спросит кто хозяин стада. "Один еврей" - ответил пастух. Вслед за этим Пророк Мухаммад: "немедлено отведи стадо обратно хозяину еврею. Исламская вера повелевает с достоинством относиться к аманату". Однако, пастух сказал что в случае появления перед взором хозяина он сразу убьет его и поэтому он не сможет отвести стадо обратно хозяину. В таком случае Пророк Мухаммад велит отвести стадо в загон и оставить там. После этого пастух отвел стадо обратно и поблизости от загона шугнет животных. Животные же сразу бросились в привычное им место. Таким образом пастух доставит аманат на место и вернувшись обратно займет место в рядах последователей Пророка Мухаммада.

В истории нет образца, подобного поступку Пророка Ислама. Потому что, в обстановке войны, где многое принимается за военную добычу и к тому же во время войны с евреями, Пророк Мухаммад соблюдает права личности, отличает аманат от добычи и способствует возврату аманата хозяину еврею.

Значение снисходительности

Снисходительность Пророка Мухаммада не имеет аналогов и истории человечества. Однажды группа сахабов вместе с Пророком Мухаммадом находились в одной мечети. В это время туда зашел один бедуин и стал мочиться прямо в мечети. Сахабы сразу всполошились, "перестань, не делай, остановись" крики заполнили мечеть. Некоторые из сахабов пожелали тут же наказать бедуина, но Пророк Мухаммад остановил их: "оставьте его, пусть закончит" . После этого, Пророк Мухаммад подозвал бедуина к себе и на понятном ему языке объяснил, что мечеть предназначена для совершения богослужения и оно не подходит для подобных поступков. Затем обратившись к присутвующим сказал: "принесите ведро воды и смойте эту грязь" .

Из этого примера снисходительности Пророка необходимо сделать слудующий вывод - обязательно узнать с каким намерением совершено. В целях оскорбления или по незнанию? Вообще-то сегодня понятие "снисходительность" потеряло свой блеск и все только от мусульман ждут снисходительности. Мусульмана, которого привывают к терпению и снисходительности, должен специально ли совершен поступок или по незнанию. Если поймет что по незнанию, то он обязан научить его. Если же сделано в целях оскорбления или унижения, то ждать от него снисходительности бессмысленно. Потому что, оскорбитель не будет наносить оскорбления и думать при этом, что к нему предъявят снисходительность. Он вполне осознает сделанное и в любое случае знает, что противная сторона отреагирует на его поступок. Например, когда англичане хотели возникновения недоразумений между мусульманами и индийцами, то заставляли индийцев обкидывать камнями мечеть в мусульманском квартале, а мяснику мусульманину зарезать корову в индийском квартале. Таким образом, из-за оскорбления святынь обеих сторон, между мусульманами и индийцами стычки становились неизбежными. В результате этих столкновений погибло много и мусульман и индийцев.

Любовь к животным и уважение их прав

Из текста Священного Корана ясно, что во вселенной все устроено в угоду человека. Особенно это относится к животным и растениям, которые даны под наше распоряжение. Пророк Мухаммад всегда наказывал сахабов учитывать права животных, не беспокоить их понапрасну, внимательно относиться к уходу и здоровью животных и при надобности принимать необходимые меры, не оставлять без воды и еды.

В жизни Пророка Мухаммада имеются прекраснейшие примеры относительно соблюдения прав животных и проявления уважения к животным. Выбрав два образца из большого количества данных примеров предоставляю их к вашему вниманию. Первый образец о совместном проживании людей и кошек.

Однажды к Пророку Мухамаду пришел один асхаб. Посланник Всевышнего понял что в дому у асхаба нет ничего съестного и он захочет преподнести ему еду. Пророк поинтересовался сколько их человек в доме.

Трое, последовал ответ.

Есть ли в доме кот, спросил Пророк.

Есть, произнес асхаб.

Вслед за этим Пророк дал ему еды в расчете на четверых. На первый взгляд кажется "ну и что здесь такого, дал еды и для кота". Но если вникнуть в смысл этого события, то станет понятно послание, что хотел дать Пророк Мухаммад последователям. Надо обратить внимание на следующий факт: после уточнения числа обитателей дома дается пища на четыре человека, т.е. порция еды для кота равносильна порции человека. Данное событие - наглядно указывает на то, что Пророк Мухаммад считает кота равноправным членом дома.

Коты приносят большую пользу - змеи, скорпионы, сколопендры и мыши только от запаха кошек обходят стороной дома с котами, а если ненароком посетят эти дома, то коты немедля исполнят свои обязанности. Вместе с этим, поступок Пророка подчеркивает, что ответственность человека перед котами заключается не только в кормлении их остатками пищи, а в постоянном внимательном отношении к кормлению и уходу за ними.

Второй пример связан с другим домашним животным - собакой. Пророк Мухаммад вместе с двадцатипятитысячным войском возвращался из очередного похода. Неожиданно на краю дороги он заметил собаку, кормящую своих щенят. Пророк знал, что вреди воинов найдется те, что захотять прогнать собаку с места, пнуть ее ногой, кинуть в нее камень и тп. Поэтому он сразу же подозвал к себе одно воина и прказал: "Стой возле собаки пока не пройдет последний воин, никому не позволяй беспокоить ее. Предотврати все попытки причинить беспокойство. После этого догонишь войско ". Пророк Мухаммад не удосужился сказанным и в целях пресечь все попытки беспокойства животного поменял дорогу войска.

Человечество не имеет более превосходного образца поступков по отношению к правам животных, чем приведенные выше два примера.

Имя: Пророк Мухаммед (Muhammad)

Возраст: 62 года

Деятельность: пророк, купец, политик

Семейное положение: был женат

Пророк Мухаммед: биография

Мухаммед – арабский проповедник единобожия, основатель и центральная фигура религии ислама, пророк мусульман. Согласно исламскому вероучению, Аллах ниспослал Мухаммеду священное писание - Коран.

Родился посланник Аллаха в Мекке 22 апреля 571 года. О появлении особенного ребенка матери Мухаммеда сообщил ангел, пришедший во сне. Рождение пророка сопровождали удивительные события. Трон короля персов Кисры вздрогнул под правителем как от толчка землетрясения. В королевском зале обрушилось 14 балконов. Мальчик появился обрезанным. Присутствующие при рождении увидели, что новорожденный поднимает голову и опирается на руки.

Мухаммед принадлежал к племени Курайш, считавшемся у арабов элитой. Семья будущего проповедника Корана относилась к хашимитам, клану, названному по имени прадеда Мухаммеда – Хашима, богатого араба, удостоившегося чести кормить паломников. Отец пророка Абдоллах – внук могущественного Хашима, но богатства, как дед, не нажил. Мелкий купец едва зарабатывал на пищу семье. Сына, ставшего величайшим пророком, отец не увидел – умер до рождения Мухаммеда.


В 6 лет мальчик стал круглым сиротой – скончалась Амина, мама Мухаммеда. Женщина на время отдавала сына на воспитание бедуинке Халиме, жившей в пустыне. Осиротевшего мальчика взял к себе дедушка, но вскоре Мухаммед попал в дом к дяде. Абу-Талиб был добрым, но чрезвычайно бедным человеком. Племяннику пришлось рано взяться за работу и научиться зарабатывать на пропитание. За копейки маленький Мухаммед пас коз и овец, принадлежавших зажиточным мекканцам, собирал в пустыне ягоды.

В 12 лет подросток впервые погрузился в атмосферу духовных исканий: вместе с дядей Мухаммед побывал в Сирии, где познакомился с религиозными течениями иудаизма, христианства, иных верований. Он трудился погонщиком верблюдов, затем стал торговцем, но вопросы веры не оставляли парня. Когда Мухаммеду исполнилось 20, его взяли приказчиком в дом овдовевшей женщины Хадиджи. Молодой человек, выполняя поручения хозяйки, путешествовал по стране, интересовался местными обычаями и верованиями племен.

Хадиджа, будучи старше Мухаммеда на 15 лет, предложила 25-летнему юноше взять ее в жены, что не понравилось отцу женщины, но она проявила упорство. Молодой приказчик женился, брак оказался счастливым, он любил и уважал Хадиджу. Женитьба принесла Мухаммеду благополучие. Он посвящал свободное время главному, к чему влекло с юных лет – духовным исканиям. Так началась биография пророка и проповедника.

Проповедничество

Жизнеописание главного мусульманского пророка гласит, что Мухаммед удалялся от мира и суеты, погружаясь в созерцание и раздумья. Уединяться он любил в пустынных ущельях. В 610 году, когда Мухаммед пребывал в пещере горы Хира, ему явился архангел Гавриил (Джибрил). Он назвал молодого человека посланником Аллаха и приказал запомнить первые откровения (аяты Корана).

История гласит, что круг приверженцев Мухаммеда, проповедовавшего после встречи с Гавриилом, постоянно рос. Проповедник призывал соплеменников к праведной жизни, убеждал соблюдать заповеди Аллаха и готовиться к грядущему божьему суду. Пророк Мухаммед рассказал, что всемогущий Бог (Аллах) создал человека, а с ним все живое и неживое на земле.

Предшественниками посланник Аллаха назвал Мусу (Моисея), Йусуфа (Иосифа), Закарию (Захария), Ису (). Но особое место в проповедях Мухаммеда отводилось Ибрахиму (Аврааму). Его он назвал праотцом арабов и евреев и первым, кто проповедовал единобожие. Миссию свою Мухаммед видел в восстановлении веры Ибрахима.


Аристократы Мекки увидели в проповедях Мухаммеда угрозу власти и устроили против него заговор. Соратники уговорили пророка покинуть опасный край и на время переехать в Медину. Он так и поступил. За проповедником в Медину (Ясриб) в 622 году перебрались сотни сподвижников, сформировав первую мусульманскую общину.

Община окрепла и в наказание мекканцам за то, что изгнали проповедника и его соратников, совершала нападения на караваны, выходящие из Мекки. Средства от грабежа направлялись на нужды общины.

В 630 году ранее гонимый пророк Мухаммед вернулся в Мекку, торжественно въехав в священный город спустя 8 лет после изгнания. Купеческая Мекка встретила пророка толпами почитателей со всей Аравии. Шествие Магомета по улицам было величественным. Пророка, одетого в простую одежду и черную чалму, сидящего на верблюде, сопровождали десятки тысяч паломников.


Святой въехал в Мекку как богомолец, а не триумфатор. Он обошел святые места, совершил обряды и принес жертвы. 7 раз пророк Мухаммед объехал Каабу и столько же прикоснулся к священному Черному камню. В Каабе проповедник объявил, что «нет Бога, кроме единого Аллаха», и приказал разрушить 360 идолов, стоявших в храме.

Окрестные племена не сразу приняли ислам. После кровопролитных войн и тысяч человеческих жертв они признали пророка Мухаммеда и приняли Коран. Вскоре Магомет стал повелителем Аравии и создал могущественную арабскую державу. Когда в Мекке появились ставленники и военачальники Мухаммеда, он вернулся в Медину, посетив могилу матери Амины. Но радость пророка от торжества ислама омрачилась вестью о смерти единственного сына Ибрагима, на которого отец возлагал надежды.


Скоропостижная кончина сына подкосила здоровье проповедника. Он, почувствовав приближение смерти, снова двинулся в Мекку, чтобы в последний раз помолиться в Каабе. Услышав о намерениях пророка и желая помолиться с ним, в Мекке собралось 10 тысяч паломников. Пророк Мухаммед объехал Каабу на верблюде и принес в жертву животных. Паломники с тяжелым сердцем внимали словам Мухаммеда, понимая, что слушают его в последний раз.

В исламе для верующих имя наделено сакральным значением. Мухаммед переводится как «достойный похвалы», «восхваляемый». В Коране имя пророка повторяется четыре раза, в других случаях Мухаммеда называют Наби («пророк»), Расуль («вестник»), Абд («раб Бога»), Шахид («свидетель») и еще несколькими именами. Полное имя пророка Мухаммеда длинное: в него вошли имена всех его предков по мужской линии, начиная с Адама. Верующие называют проповедника Абуль-Касим.


День пророка Мухаммеда – Маулид ан-Наби – отмечают на 12-й день третьего месяца исламского лунного календаря Раби аль-авваль. День рождения Мухаммеда – третья по почитанию дата для мусульман. Первое и второе место занимают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. При жизни пророк праздновал только их.

День пророка Мухаммеда потомки отмечают молитвами, добрыми делами, рассказами о чудесах святого. Праздником день рождения пророка стал через 300 лет после прихода ислама. История жизни Мухаммеда (Магомета, Магомеда, Мохаммеда) воспета в книге азербайджанского писателя Гусейна Джавида. Драма называется «Пророк».

О центральной фигуре ислама снят не один десяток фильмов. В середине 1970-х на экраны вышла американо-арабская картина Мустафы Аккада «Послание (Мухаммад посланник Бога)». В 2008 году зрители увидели 30-серийный сериал «Луна рода Хашим», снятый киностудиями Иордании, Сирии, Судана и Ливана. О жизни и характере святого снят фильм «Мухаммад - посланник Всевышнего» режиссером Маджидом Маджиди, премьера которого состоялась в 2015 году.

Личная жизнь

Хадиджа окружила молодого мужа материнской опекой. Мухаммед, освободившись от хлопот и торговых дел, посвятил время религии. Союз с Хадиджой оказался щедрым на детей, но сыновья умерли. После кончины любимой супруги Мухаммед неоднократно женился, но количество жен пророка источники называют разное. В одних указывают 15, в других – 23, из которых физические отношения Мухаммед имел с 13.


Британский арабист и профессор Эдинбургского университета Уильям Монтгомери Уотт в работах по истории ислама раскрывает причину разного количества жен пророка: племена, претендуя на родственные связи со святым, приписывали Мухаммеду жен-соплеменниц. Пророк Мухаммед вступал в браки до Коранического запрета, разрешающего жениться четыре раза.

Исследователи сходятся во мнении, что у пророка было 13 жен. Возглавляет список Хадиджа бинт Хувайлид, вышедшая замуж за Мухаммеда вопреки родительской воле. Историки утверждают, что ни одна из последующих жен пророка не заняла в его сердце место, которое досталось Хадидже.

Из 12 жен, появившихся после первой, любимой называют Аишу бинт Абу Бакр. Это третья супруга пророка Мухаммеда. Аиша – дочь халифа, ее называют величайшим из семи ученых ислама своего времени.

Всех детей пророка, кроме сына Ибрагима, родила Хадиджа. Она подарила мужу семерых отпрысков, но мальчики умерли в младенчестве. Дочери Мухаммеда дожили до начала пророческой миссии отца, приняли ислам и переселились из Мекки в Медину. Все, кроме Фатимы, умерли прежде отца. Дочери Фатимы не стало через полгода после кончины великого отца.

Смерть

Здоровье пророка Мухаммеда ухудшилось после прощального хаджа в Медину. Посланник Аллаха, собрав оставшиеся силы, посетил могилы шахидов и совершил заупокойный намаз. Возвратившись в Медину, пророк до последнего дня сохранял ясный ум и память. Он простился с родными и последователями, попросил прощения, раздал сбережения нищим и отпустил рабов. Лихорадка усилилась, и в ночь на 8 июня 632 года пророк Мухаммед умер.


Жен не допустили до омовения тела, омыли покойного родственники-мужчины. Похоронили посланника Аллаха в одежде, в которой он умер. Три дня верующие прощались с пророком Мухаммедом. Могилу вырыли в том месте, где он умер – в доме жены Аиши. Позже над прахом возвели мечеть, ставшую святыней мусульманского мира.

Паломничество в Медину, где похоронен Мухаммед, считается богоугодным делом. Путешествие в Медину верующие совершают вместе с паломничеством в Мекку. Мечеть в Медине уступает по размеру мечети в Мекке, но поражает красотой. Она построена из розового гранита и украшена золотом, чеканкой и мозаикой. В центре мечети - глинобитная хижина, где спал пророк Мухаммед, и могила святого.

Цитаты

  • «Оставь внушающее тебе сомнение и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь правда – это спокойствие, а ложь – сомнение».
  • «Пусть язык твой постоянно наслаждается поминанием Аллаха».
  • «Самым любимым из благих дел пред Богом является то, что постоянно, даже если оно незначительно».
  • «Религия - легкость».
  • «Каковы вы есть, таковы те, кто правит вами».
  • «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость - погибнут».
  • «Горе тебе! Держись ног матери, там Рай!».
  • «Рай находится в тени ваших мечей».
  • «Аллах мой, прибегаю к Тебе от знания бесполезного…».
  • «Человек с тем, кого он полюбил».
  • «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы».
  • Слова «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» отношения к деятельности пророка Мухаммеда не имеют. Выражение основано на рассказе о Ходже Насреддине. Британский ученый и философ в своей книге «Нравственные и политические очерки» заменил Ходжу на Мухаммеда, подав собственный вариант рассказа о Ходже.
  • Лондонский журнал «Time Out» назвал пророка Мухаммеда первым экологом.
  • Кефирный грибок ранее назывался «Пшено Пророка». По легенде, под этим именем секрет его выращивания Мухаммед передал жителям Кавказа.

  • Мухаммед, предположительно, страдал эпилепсией с судорожными приступами и сумеречным помрачением сознания. В Коране сообщается, что неверующие называли пророка одержимым. Но в Коране также сказано, что «Мухаммед по милости Господа является пророком и не является одержимым».
  • Отпечаток ноги пророка Мухаммеда, впечатанный в камень, хранится в Тюрбе - мавзолее в Эюпе (Стамбул).

  • Главным чудом Мухаммеда мусульманские богословы считают Коран. Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках может приписываться самому Мухаммеду, преданные хадисы говорят, что его речь не была схожа с коранической.
  • Выдающиеся художественные достоинства Корана признаются всеми знатоками арабской словесности. По мнению Бернхарда Вайса, человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану.
  • В Коране есть предание о хлебе, аналогичное истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

В этой статье представлена биография пророка Мухаммеда - важнейшей фигуры в мусульманском мире. Именно ему Аллах передал Коран - Священное Писание.

Биография пророка Мухаммеда начинается примерно в 570 году н. э., когда он появился на свет. Это произошло в Саудовской Аравии (Мекке), в племени Курайш (клан Хашим). Абдулла, отец Мухаммеда, умер еще до его рождения. А мать пророка Мухаммеда, Амина, отошла в мир иной, когда ему исполнилось всего 6 лет. Она являлась дочерью лидера клана Зурха из местного племени курайшитов. Однажды мать пророка Мухаммеда решила отправиться в Медину с сыном, для того чтобы навестить могилу Абдуллы и своих родственников. Пробыв здесь около месяца, они поехали обратно в Мекку. Амина по пути тяжело заболела и скончалась в селе аль-Абва. Это произошло примерно в 577 году. Таким образом, Мухаммед остался сиротой.

Детство будущего пророка

Будущий пророк сначала воспитывался Абд аль-Мутталибом, своим дедушкой, исключительной набожности человеком. Затем воспитание продолжил торговец Абу Талиб, дядя Мухаммеда. Арабы в то время были закоренелыми язычниками. Впрочем, среди них выделялись некоторые приверженцы единобожия (например, Абд аль-Мутталиб). Основная часть арабов жила на территориях, принадлежавших им исконно, кочевой жизнью. Мало было городов. Из основных можно выделить Мекку, Таиф и Йасриб.

Мухаммед становится известным

Пророк смолоду отличался исключительной набожностью и благочестием. Он, как и его дедушка, верил в единого Бога. Мухаммед сначала пас стада, а затем начал принимать участие в торговых делах Абу Талиба, своего дяди. Постепенно Мухаммед стал известным. Люди любили его и одарили прозвищем аль-Амин (что означает "заслуживающий доверия"). Вот как звали пророка Мухаммеда в знак уважения за набожность, рассудительность, справедливость и честность.

Женитьба Мухаммеда на Хадидже, дети пророка

Позднее Мухаммед вел торговые дела одной богатой вдовы по имени Хадиджа. Она ему предложила спустя некоторое время вступить с ней в брак. Супруги жили счастливой жизнью, несмотря на существенную разницу в возрасте. У них родилось шестеро детей. От Хадиджи были все дети пророка Мухаммеда, кроме Ибрагима, появившегося на свет после ее смерти. В те времена у арабов полигамия была распространена, однако Мухаммед оставался верным своей супруге. Другие жены пророка Мухаммеда появились у него лишь после смерти Хадиджи. Это тоже многое о нем говорит как о честном человеке. Дети пророка Мухаммеда имели следующие имена: сыновья его -Ибрагим, Абдуллах, Касим; дочери - Уммукульсум, Фатима, Рукийя, Зайнаб.

Молитвы в горах, первое откровение Гавриила

Мухаммед, по обыкновению своему, удалялся в окружавшие Мекку горы и надолго там уединялся. Затворничества его иной раз продолжались несколько дней. Пещера горы Хира, возвышающаяся величаво над Меккой, ему полюбилась особенно. Именно здесь получил первое откровение пророк Мухаммед. Фото пещеры представлено ниже.

В одно из посещений, состоявшееся в 610 году, когда Мухаммеду было около 40 лет, с ним случилось удивительное событие, полностью изменившее его жизнь. В видении, нахлынувшем внезапно, ангел Гавриил (Джабраил) предстал перед ним. Он указал на слова, явившиеся извне, и велел произнести их Мухаммеду. Тот воспротивился, сказав, что неграмотен, поэтому прочитать их не сможет. Однако ангел настаивал, и вдруг пророку открылся смысл слов. Ангел повелел ему выучить их и передать в точности остальным людям.

Так произошло первое откровение книги, известной сегодня как Коран (от арабского слова "чтение"). Эта ночь, полная событий, пришлась на 27 число Рамадана и стала называться Лейлят аль-Кадр. Она является важнейшим для верующих событием, которым отмечена история пророка Мухаммеда. Жизнь его отныне больше ему не принадлежала. Она была отдана на попечение Бога, в услужении которому он провел остаток своих дней, провозглашая повсеместно его послания.

Дальнейшие откровения

Пророк, получая откровения, ангела Джабраила видел не всегда, а когда это случалось, он появлялся в разных обличиях. Иногда Джабраил представал перед пророком в человеческом обличии, которое затмевало горизонт. Иногда Мухаммеду удавалось лишь уловить его пристальный взгляд на себе. Пророк слышал по временам лишь голос, говорящий ему. Мухаммед иногда получал откровения в состоянии глубокого погружения в молитву. Однако в других случаях совершенно "произвольно" появлялись слова, когда, например, пророк занимался повседневными делами, отправлялся на прогулку или внимал содержательной беседе. Мухаммед в первое время публичных проповедей избегал. Он предпочитал личную беседу с людьми.

Осуждение Мухаммеда народом

Особый путь совершения мусульманской молитвы открылся ему, и Мухаммед приступил немедленно к благочестивым упражнениям. Он делал их ежедневно. Это вызывало целую волну нареканий от тех, кто его видел. Мухаммед, получив высочайшее распоряжение о совершении публичной проповеди, был обруган и высмеян народом, поглумившимся вдоволь над его поступками и высказываниями. Многие курайшиты между тем всерьез встревожились, поняв, что настойчивость, с которой Мухаммед утверждал веру в единого Бога, способна подорвать престиж многобожия, а также привести к упадку идолопоклонничества, когда люди станут обращаться в веру Мухаммеда. Некоторые родственники пророка становились главными его противниками. Они высмеивали и унижали Мухаммеда, а также творили зло против новообращенных. Есть множество примеров надругательства и издевательства над людьми, принявшими новую веру.

Переселение первых мусульман в Абиссинию

Краткая биография пророка Мухаммеда продолжилась переездом в Абиссинию. В поисках убежища две крупные группы первых мусульман переселились сюда. Здесь им согласился покровительствовать христианский негус (царь), который был весьма впечатлен их образом жизни и учением. Курайшиты наложили запрет на все личные, военные, деловые, торговые связи с кланом Хашим. Было строго запрещено появляться в Мекке представителям этого клана. Очень трудные времена наступили, на жесточайшую нищету были обречены многие мусульмане.

Смерть Хадиджы и Абу Талиба, новая женитьба

Биография пророка Мухаммеда была отмечена в это время и другими печальными событиями. Хадиджа, жена его, умерла в 619 году. Она являлась его самым преданным помощником и сторонником. Абу Талиб, дядя Мухаммеда, скончался в этом же году. А именно он защищал его от яростных нападок соплеменников. Пророк, пораженный горем, покинул Мекку. Он решил отправиться в Таиф и обрести здесь убежище, однако был отвергнут. Друзья Мухаммеда сосватали в жены ему благочестивую вдову Сауду, которая оказалась достойной женщиной и к тому же мусульманкой. Аиша, юная дочь Абу Бакра, его друга, всю свою жизнь знала и любила пророка. И хотя она была еще очень юной для брачных уз, по тогдашним обычаям она все-таки вошла в семью Мухаммеда.

Суть мусульманского многоженства

Жены пророка Мухаммеда - это отдельная тема. Некоторых людей смущает эта часть его биографии. Следует развеять заблуждение, которое бытует у людей, не понимающих причин многоженства в мусульманском мире. В то время берущий себе в жены сразу нескольких женщин мусульманин это делал из чувства сострадания, предоставляя им кров и свою защиту. Мужчин также призывали помогать супругам своих погибших в бою друзей, предоставлять в собственность им отдельные дома. С ними следовало обращаться, как с ближайшими родственницами (конечно, в случае взаимной любви все могло быть иначе).

Ночь Вознесения

Биография пророка Мухаммеда была отмечена еще одним важнейшим событием. Пророку в 619 году пришлось пережить вторую удивительную ночь в своей жизни. Это Лейлят аль-Мирадж, Ночь Вознесения. Известно, что Мухаммед был разбужен, после чего перенесен в Иерусалим на волшебном животном. На горе Сион, над местоположением одного древнего иудейского храма, разверзлись небеса. Так открылся путь, который привел к трону Господа. Однако в запредельные области не дозволено было вступить ни ему, ни ангелу Джабраилу, сопровождавшему Мухаммеда. Так произошло вознесение пророка Мухаммеда. Ему этой ночью открылись правила молитвы, ставшие средоточием веры, а также незыблемой основой жизни всего мусульманского мира. Мухаммед также встречался с другими пророками, в том числе с Моисеем, Иисусом и Авраамом. Весьма укрепило и утешило его это чудесное событие, добавив уверенности в том, что его не покинул Аллах и не оставил одного со своими печалями.

Подготовка к переезду в Йасриб

Судьба Мухаммеда отныне изменилась решительным образом. В Мекке его все еще высмеивали и преследовали, однако послание его было услышано уже множеством людей за пределами этого города. Несколько старейшин Йасриба уговаривали пророка покинуть Мекку и переехать в их город, где он будет принят с почетом как судья и вождь. В Йасрибе проживали совместно евреи и арабы, враждовавшие постоянно друг с другом. Они надеялись на то, что им принесет мир Мухаммед. Пророк сразу же посоветовал многим своим последователям отправляться в этот город, пока сам он оставался в Мекке для того, чтобы не вызвать подозрений. Ведь после того, как умер Абу Талиб, курайшиты вполне могли напасть на пророка, даже убить его, и Мухаммед отлично понимал, что рано или поздно это должно было случиться.

Мухаммед прибывает в Йасриб

Некоторыми драматическими событиями сопровождается жизнеописание пророка Мухаммеда во время его отъезда. Мухаммеду удалось чудом избежать плена лишь благодаря отличному знанию местных пустынь. Курайшиты несколько раз чуть было его не захватили, но Мухаммеду удалось все же достичь предместий Йасриба. Его с нетерпением ждали в этом городе. Когда Мухаммед приехал, люди устремились к нему с предложениями поселиться у них. Пророк, смутившись таким гостеприимством, предоставил своему верблюду право выбора. Верблюд решил остановиться у места, на котором сушились финики. Пророку мгновенно было подарено это место для строительства дома. Новое имя получил город - Мадинат ан-Наби (в переводе - "город пророка"). Он известен сегодня в сокращении как Медина.

Правление Мухаммеда в Йасрибе

Мухаммед приступил без промедления к подготовке указа, по которому он провозглашался в этом городе верховным главой всех кланов и племен, враждовавших между собой. Отныне они должны были подчиняться распоряжениям пророка. Мухаммед установил, что свою религию вольны исповедовать все граждане. Они должны мирно сосуществовать, не опасаясь высочайшей немилости или преследований. Лишь об одном просил Мухаммед - сплотиться, для того чтобы дать отпор любому врагу, который осмелится напасть на Медину. Племенные законы евреев и арабов заменены были принципом "правосудия для всех", то есть не зависящего от вероисповедания, цвета кожи и социального положения.

Жизнь пророка Мухаммеда в Йасрибе

Пророк, став правителем Медины и овладев большим богатством и влиянием, никогда не жил, как царь. Из простых глиняных домиков, которые были выстроены для его жен, состояло его жилище. Жизнь пророка Мухаммеда была простой - у него не было никогда даже собственной комнаты. Двор с колодцем располагался неподалеку от домиков - место, которое стало отныне мечетью, в которой собираются по сей день правоверные мусульмане. В постоянной молитве, а также в наставлении верующих прошла практически вся жизнь Мухаммеда. Кроме пяти обязательных молитв, совершавшихся в мечети, он много времени уделял уединенной молитве, порой благочестивым размышлениям посвящал большую часть ночи. Его жены совершали ночную молитву вместе с ним, после чего удалялись в свои покои. А Мухаммед продолжал молиться многие часы, к концу ночи ненадолго засыпая, для того чтобы проснуться вскоре к предрассветной молитве.

Решение вернуться в Мекку

Пророк, который мечтал вернуться в Мекку, в марте 628 года решил воплотить в реальность свою мечту. Он собрал 1400 своих последователей и отправился в путь с ними, совершенно безоружными, в одеяниях, состоявших лишь из 2 белых покрывал. Последователям пророка, несмотря на это, во въезде в город было отказано. Не помогло даже то, что ислам исповедовался многими гражданами Мекки. Паломники, во избежание возможных столкновений, принесли вблизи Мекки свои жертвы, в местности под названием Худайбийа. Мухаммед в 629 году приступил к планам овладения Меккой мирным путем. Заключенное в Худайбийе перемирие оказалось недолговечным. Мекканцы вновь в ноябре 629 года напали на племя, состоявшее в союзе с мусульманами.

Въезд Мухаммеда в Мекку

Во главе 10 тысяч человек, самой большой армии из всех, когда-либо покидавших Медину, двинулся на Мекку пророк. Она расположилась возле города, после чего Мекка сдалась без боя. С триумфом вошел пророк Мухаммед, направился сразу же к Каабе и 7 раз совершил вокруг нее ритуальное обхождение. После этого пророк вошел в святыню и всех идолов разрушил.

Хаджат аль-Вида, смерть Мухаммеда

Лишь в 632 году, в марте, единственное полноценное паломничество к Каабе, известное как Последнее паломничество (Хаджат аль-Вида), совершил пророк Мухаммед (фото Каабы в сегодняшнем виде представлено ниже).

Ему были посланы во время этого паломничества откровения о правилах хаджа. И по сей день все мусульмане следуют им. Когда, для того чтобы предстать перед Аллахом, пророк достиг горы Арафат, он провозгласил последнюю свою проповедь. Мухаммед уже в то время был тяжело болен. По мере сил он продолжал руководить в мечети молитвами. Не было улучшения в болезни, и пророк окончательно слег. Ему было в то время 63 года. На этом заканчивается жизнеописание пророка Мухаммеда. Последователи его с трудом могли поверить в то, что он умер как простой человек. История пророка Мухаммеда учит нас духовности, вере, преданности. Она интересует сегодня не только мусульман, но и множество представителей других конфессий из разных уголков мира.

Пророк Мухаммед родился в Мекке приблизительно в 570 или 571 году. Отец Мухаммеда умер незадолго до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб.

В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, и окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями. Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем.

Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым. Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание.

В 610 году в пещере горы Хира Мухаммеду явился ангел Джабраил, посланный Аллахом, с первыми аятами Корана, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его «Посланником Аллаха». Начав проповедовать среди близких, Мухаммед понемногу расширял круг приверженцев. Он призвал своих соплеменников к единобожию, к праведной жизни, соблюдению заповедей при подготовке к грядущему божьему суду, рассказывал о всемогуществе Аллаха, создавшего человека, все живое и неживое на земле. Свою миссию он воспринимал как поручение от Аллаха, а своими предшественниками называл библейских персонажей: Мусу (Моисей), Йусуфа (Иосиф), Закарию (Захария), Ису (Иисус). Особое место в проповедях было отведено Ибрахиму (Авраам), который был признан праотцом арабов и евреев и первым, кто проповедовал единобожие. Мухаммед заявлял, что его миссия заключается в восстановлении веры Авраама.

Аристократия Мекки усмотрела в его проповедях угрозу своей власти и организовала заговор против Мухаммеда. Узнав об этом, соратники пророка уговорили его покинуть Мекку и перебраться в город Ясриб (Медина) в 622 году. Там уже обосновалась часть его сподвижников. Именно в Медине сформировалась первая мусульманская община, достаточно сильная для того, чтобы совершать нападения на караваны, идущие из Мекки. Эти действия воспринимались как наказание мекканцев за изгнание Мухаммеда и его сподвижников, а получаемые средства шли на нужды общины. В дальнейшем древнее языческое святилище Кааба в Мекке было объявлено мусульманской святыней, и с этого времени мусульмане стали молиться, обращая свои взоры на Мекку. Жители самой Мекки долго не принимали новой веры, но Мухаммед сумел их убедить в том, что Мекка сохранит свой статус крупного коммерческого и религиозного центра. Незадолго до своей кончины пророк посетил Мекку, где сломал все языческие идолы, стоявшие вокруг Каабы.

Всем известно, что в Исламе есть только два праздника: Ид аль-Адха и Ид аль-Фитр. Но день рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), хотя и не именуют его как праздничный, – ценнее и значимее. Потому что тот, кто пришёл со всеми праздниками, милостью и всеми благами к человечеству, является любимцем Аллаха – это Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Если бы не рождение благородного Пророка (мир ему и благословение), то не было бы ни ночи Предопределения, ни исламских праздников, ни ночного Путешествия и Вознесения на небеса, ни завоевания Мекки, ни битвы при Бадре, ни даже мусульманской общины вообще. Всё самое лучшее, что мы только имеем, связано с этой величайшей личностью. Пророк (мир ему и благословение) является источником всех великих благ.

Шейх Мухаммад бин Алявий аль-Малики

Рабиуль-авваль – это месяц, в котором появился на этой Земле ﷺ , последний из Божьих посланцев, печать всех пророков .

Это произошло в понедельник, двенадцатого числа месяца рабиуль-авваль по лунному календарю, что соответствует 24 апреля 571 года по григорианскому календарю.

Абдул Фарадж ибн Джавзи тоже даёт большую оценку проявляющим любовь к Пророку (мир ему и благословение) и говорит: «Из особенностей проведения мавлида является и то, что мероприятие это является защитой и причиной к скорейшему достижению цели».

Кто впервые возвеличил день рождения Пророка (мир ему и благословение)?

Благодарность Аллаху выражается разными способами: совершением земного поклона, соблюдением поста, раздачей милостыни, чтением

В Шариате не вменяется в обязанность дважды совершать обряд акика – жертвоприношения по случаю рождения ребёнка . Это действие, совершённое Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение), исламские учёные приводят как пример проявления им благодарности Господу за себя и милость, оказанную ему.

Одним из достоинств пятничного дня, которое дошло до нас от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), является сказание: «…и в пятницу был создан Адам (мир ему)…». Из этого тоже следует, что Пророк (мир ему и благословение) почтил, возвеличил время, о котором достоверно известно, что в нём родился кто-то из пророков Аллаха , мир им всем. В таком случае как же необходимо почитать день, в котором родился наилучший из всех пророков, венец рода человеческого и достойнейший из всех посланников!

Таких примеров и доводов, которые переданы нам от самого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его сподвижников и великих учёных последующих поколений, бесчисленное множество.

В завершение приведём аят из Священного Корана , который обязывает нас выражать радость и благодарность за Посланника Аллаха (мир ему и благословение) : «Ты скажи, о Мухаммад: " Вы радуйтесь тому благу и той милости, которыми вас одарил Аллах " ».

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Новое на сайте

>

Самое популярное