Домой Полезные советы Асмус василий валентинович семья. Валентин Фердинандович Асмус: биография. Вклад в историю философии, кантоведение, марксизм

Асмус василий валентинович семья. Валентин Фердинандович Асмус: биография. Вклад в историю философии, кантоведение, марксизм

Василий Валентинович Асмус - директор ФГБУ “НИЦ “Планета”, председатель Правления Российского гидрометеорологического общества, член коллегии Росгидромета, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премий Правительства РФ и Правительства Москвы, академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского. Родился 9 декабря 1952 г. в Москве. В 1976 г. окончил факультет прикладной математики Московского института электронного машиностроения, в 1982 г. аспирантуру Вычислительного Центра АН СССР. С 1976 г. работает в НИЦ “Планета”, в должности директора - с 1997 г. Специалист в области математического моделирования, вычислительной математики и информатики. Активно участвует в разработке и реализации государственных программ создания спутников наблюдения Земли. Научный руководитель и координатор работ широкой кооперации по созданию космических информационных систем, выполняющих стратегические задачи в интересах социально-экономического развития и обороны. Под его руководством создана и сдана в эксплуатацию крупнейшая в России и одна из самых крупных в мире Государственная территориально-распределенная система приема, обработки и распространения спутниковой информации.

В. В. Асмус внес значительный вклад в разработку технологий дистанционного исследования атмосферы, суши, криосферы, акваторий Мирового океана. Созданные лично программные системы обработки спутниковых данных используются в России и за рубежом. Под его руководством реализован ряд крупных, в том числе международных проектов космического мониторинга.

Автор более 150 научных работ, включая монографии и патенты, в отечественных и зарубежных изданиях. Член оргкомитетов и программных комитетов международных и отечественных конференций, а также редколлегий ряда периодических научно-технических изданий.

Член Государственных комиссий по летным испытаниям космических комплексов социально-экономического и оборонного назначения, а также средств выведения, член Межведомственной экспертной комиссии по космосу, заместитель председателя Советов Главных конструкторов по космическим комплексам “Метеор”, “Электро”, “Арктика” и др., член Совета по космосу РАН, член Научно-технических советов Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Росгидромета и Роскосмоса, председатель Ученого совета ФГБУ “НИЦ “Планета” и др. В качестве эксперта по космическим технологиям представляет Россию в международных организациях: WMO, CEOS, CGMS, GEOSS, EUMETSAT.

В. В. Асмус удостоен государственных (орден Дружбы, орден “За заслуги перед Отечеством” II степени, медаль “В память 850-летия Москвы”, грамота Президента РФ) и ведомственных наград (Росгидромет, Роскосмос, Минприроды России, РАН, Минобороны России, МЧС России и др.), наград WMO и ICSU , почетных званий “Заслуженный создатель космической техники”, “Заслуженный испытатель космической техники”, “Ветеран космонавтики России”, “Почетный геодезист”, “Почетный работник Гидрометеослужбы России”, “Ветеран гидрометеослужбы Вооруженных сил России”, “Лучший руководитель России” и др.

Актеры и судьбы

«Я читаю страницы неписаных книг,
Слышу круглого яблока круглый язык…»

Арсений ТАРКОВСКИЙ.

Своими фильмами Андрей Тарковский определит многое.
С ними войдут к нам, пусть и появившиеся до него и игравшие после, но как-то по-новому, ЕГО актеры:
Николай Бурляев и Николай Гринько в «Ивановом детстве» (1962);
Анатолий Солоницын и Юрий Назаров в «Андрее Рублеве» (1966);
Наталья Бондарчук в «Солярисе» (1972);
Маргарита Терехова и Олег Янковский в «Зеркале» (1974);
Александр Кайдановский в «Сталкере» (1979).
Однако первым актером-талисманом Андрей Тарковского станет Владимiр Заманский, сыгравший дорожного рабочего Сергея в фильме «Каток и скрипка».
Дело, конечно, было не только в том, что он точно передавал типаж своего времени.
В нем было то, что Андрей Арсеньевич всегда ценил в СВОИХ актерах. (Подробнее об этом мы поговорим позднее, когда накопится достаточный объем материала для выводов.)

Совершенно неважно, что у режиссера Владимiр Заманский больше не снимался ни разу. Голосом своим он присутствовал в других его фильмах: в 1972 г. озвучивал Криса Кельвина (Донатас Банионис) в «Солярисе», а в 1980 г. в «Сталкере» был телефонным собеседником Профессора (Николай Гринько).
Те же Наталия Бондарчук, Маргарита Терехова и Александр Кайдановский также снимались в лентах Тарковского лишь по одному разу, однако в глазах зрителей и киноведов все они слыли именно ЕГО актерами.
Что касается Владимiра Заманского, то его статус «актера-талисмана» косвенным образом подтверждают те, кто позднее решил повторить путь Тарковского, пытаясь создать СВОЙ кинематограф, одновременно преодолев огромную гравитационную мощь мэтра, что, в конце концов, у них не получилось. (Икар упал, сломав свои крылья, разбившись насмерть.)
«С Тарковским, – пишет пытавшийся в годы перестройки снимать “авторское кино” В.И. Карпец, – началась история “лузера по жизни”, и я знаю, что таких “лузеров” было много: посмотрев “Зеркало”, неимоверное количество молодых людей средних способностей кинулось в “творчество”, не создав на самом деле ничего, но потерявших себя в полном аутизме и отдавших в начале 90-х страну в руки ее отнюдь не мечтательных врагов».
Итак, присутствие В. Заманского в фильмах Евгения Шифферса и Владимiра Карпеца (как актера или в качестве закадрового голоса – неважно) неслучайно. Оно совершенно определенно маркирует их дискурс, при всем вполне понятном желании «уйти в отрыв».
Родился Владимiр Петрович Заманский в 1926 г. в Кременчуге. Рос без отца, а когда в 1941-м в город пришли немцы, остался и без матери.
После освобождения города, прибавив себе год, ушел на фронт добровольцем. Служил радистом самоходно-артиллерийского полка, входившего в состав Пятой Гвардейской танковой армии. Во время одного из боев, будучи сам тяжело раненым в голову, Владимiр спас из горящей самоходки командира.
Война окончилась, а он продолжал служить в составе Северной группы войск Советской армии вплоть до 1950 г., когда за участие в избиении командира взвода, изощренно измывавшегося над подчиненными, был приговорен к девяти годам лагерей.
Наказание он отбывал на стройках в Харькове и Москве. Строил знаменитое высотное здание Московского университета. За опасные для жизни работы на высоте срок ему сократили, освободив в 1954 году.
Вскоре В.П. Заманский поступил в Школу-студию МХАТ (курс Г.А. Герасимова), закончив которую в 1958 г. был принят актером в московский театр «Современник».

«Говорят, что лагерь человека ломает, развращает, делает хуже – вспоминал его коллега актер Игорь Кваша. – А сидел Заманский с настоящими уголовниками. Но Владика после всех его бед и в студии МХАТ, и в “Современнике” звали не иначе как гуманистом. Он был и остался замечательным и нравственным человеком».
В 1960 г. Владимiр Заманский был приглашен сниматься сразу в двух фильмах: «Колыбельная» Андрея Петряну и «Каток и скрипка» Андрея Тарковского.
Эта были первые его работы в кино. Потом он снимался еще в 70 фильмах практически каждый год, вплоть до 1997 г. В 1988 г. он стал Лауреатом Государственной премии СССР, получив звание Народного артиста РСФСР.


Наталья Архангельская.

Роль девушки, коллеги рабочего Сергея в фильме Андрея Тарковского исполнила актриса Наталья Архангельская.
Наталья Сергеевна 1959 г. окончила актерский факультет ГИТИСа, поступив на работу в театр «Современник», где, как мы помним, служил и В.П. Заманский.
К тому времени, как ее пригласил Андрей Тарковский, она уже сыграла роль Дуняши Мелеховой в фильме Сергея Герасимова «Тихий Дон» (1958), создав запоминающийся образ.


Наталья Архангельская в роли Дуняши. «Тихий Дон» (1958).

«Училась я в 10-м классе, – вспоминал она об этой своей первой роли, – пришла показываться во ВГИК. Никто меня в артистки не готовил, в семье театральных и киношных не было. […] В просторной комнате за столом сидела потрясающая красавица – кумир всех девчонок Тамара Макарова. Вхожу робко, и вдруг она говорит Герасимову: “Ой, Дуняшка пришла!” И всё.
У меня же отец кубанский казак. Я была темненькая, с косой – у мамы есть половинка грузинской крови. Вот и получилась Дуняшка.
Мне было легко сниматься, Герасимов меня всегда называл актрисой первого дубля. Я с головой окунулась в это счастье».
О работе с Андреем Тарковским Наталья Архангельская рассказывает немного: «Он еще был никому не известным молодым режиссером. Увидел меня в “Современнике” и взял».


Владимiр Заманский и Наталья Архангельская. «Каток и скрипка».

В 1962 г. Наталья Сергеевна перешла в московский театр драмы ммени М.Н. Ермоловой, где и работает до сих пор, в 1999 г. получив звание народной артистки России.


Наталья Сергеевна Архангельская.

Ну а как сложилась судьба юных артистов?
Сыгравший роль Саши Игорь Фомченко в 1990 или 1991 гг. уехал с родителями в Израиль.

Роль девочки, соученицы Саши по музыкальной школе, исполнила Марина Аджубей.

Поиски в интернете позволили (хотя и по косвенным данным) узнать о ее судьбе.
Марина Ваильевна вышла замуж за В.В. Асмуса.
Василий Валентинович – доктор физико-математических наук, профессор, директор ФГБУ Научно-исследовательский центр космической гидрометеорологии «Планета», лауреат премий Правительства РФ и Правительства Москвы, академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского.
Он является одним из сыновей известного философа Валентина Фердинандовича Асмуса (1894†1975).
В семье царила религиозная атмосфера, все дети философа были воспитаны в православной вере:

http://www.losev-library.ru/index.php?pid=176

Одним из братьев Василия Валентиновича, напомним, является протоиерей Валентин Асмус – доктор богословия, заведующим кафедрой патрологии Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского государственного университета.
Что же касается Марины Васильевны, то некоторое представление о ней дают эпитеты, которые употребляет по отношению к ней поэт Владимiр Алейников: «целеустремленная», «воительница».
Фильм Андрея Тарковского в ее жизни, впрочем, как и многих других, сыграл немаловажную роль.
Свидетельство тому прошедший 4 апреля 2011 г. (в день рождения режиссера) вечер в честь полувекового юбилея фильма «Каток и скрипка», прошедший в Москве, в Библиотеке киноискусства имени С.М. Эйзенштейна.

На встречу пришли сестра Андрей Тарковского – Марина Арсеньевна, оператор Вадим Юсов и исполнявшие роли в фильме Наталья Архангельская и Марина Аджубей.
На вечер не приехал Владимiр Заманский, круто изменивший свою жизнь. В 1998 г. он вместе со своей супругой, актрисой Натальей Ивановной Климовой, ушли из мiра кино, переехав Муром.

Там на деньги, вырученные от продажи некоторых семейных ценностей (украшений и картин) они купили скромный деревянный домик неподалеку от храма. Живут они на средства, которые получают от сдачи московской квартиры в доме неподалеку от Нового Арбата.


Деревянная часть лома в Муроме, в котором живутт Владимiр Заманский и его супруга.

Отойдя от мiрской суеты, они посвятили свою жизнь служению Богу.
Голос Владимiра Петровича часто можно услышать на радио «Радонеж», где он читает святоотеческие тексты.

Продолжение следует.


В 1960 году коллеги по факультету пытались осудить Асмуса за сочувственную речь на похоронах Б. Л. Пастернака , с которым он был при жизни дружен, но их инициатива не была поддержана партийным начальством, и Асмус смог продолжать работу в МГУ. Среди аспирантов В. Ф. Асмуса на философском факультете МГУ - Г. Г. Майоров и другие.

В эти же годы он активно участвует в подготовке переводов классических и современных западных философов, в организации международного сотрудничества в области философии. Асмус - автор многих статей в «Философской энциклопедии» (1960-70), включая статьи о древнегреческой философии, Аристотеле , Канте, Фихте, Шеллинге, Шопенгауэре, участвует в «Большой советской энциклопедии», «Литературной энциклопедии» и многих словарях. В 1969-71 гг. издательство Московского университета опубликовало двухтомные «Избранные произведения» В. Ф. Асмуса.

В последние годы Асмус был занят работой над монографией «Историко-философский процесс в изображении и оценке русского экзистенциализ­ма» (не завершена). Посмертно изданы «Историко-философские этюды» (очерки по истории западной философии: о Платоне , Кампанелле , Руссо , Шиллере , Гегеле , Конте , Бергсоне и Джемсе (У. Джеймсе)), статья «В. С. Соловьёв . Опыт философской биографии».

В. Ф. Асмус - один из немногих российских философов советского периода, продолжающих издаваться и активно изучаться, а также один из немногих, достаточно хорошо известных в странах Запада. За рубежом он известен, в основном, как кантовед.

Семья

Был женат, имел нескольких детей. Несмотря на советское время ему удалось создать в семье религиозную атмосферу, воспитав в вере детей:

  • Асмус, Валентин Валентинович (5.08.1950) - протоиерей, завкафедрой патрологии БФ ПСТГУ, магистр богословия, профессор.
  • Асмус, Василий Валентинович (9.12.1952) - директор ГУ Научно-исследовательский центр космической гидрометеорологии «Планета», доктор физ.-мат. наук, профессор, академик Российской академии космонавтики, лауреат премий в области науки, награжден орденами и медалями.

Вклад в историю философии, кантоведение, марксизм

Написал книгу «Иммануил Кант» где детально раскрыл все аспекты его философии касательно двух его критик и прочих произведений, подпадающих под посткритический период его исканий. Книга отличается системностью в сравнении с другими работами о философии Канта

Педагогическая деятельность

Труды

  • Фашистская фальсификация классической немецкой философии. М.: Госполитиздат, 1942.
  • Асмус В.Ф. Декарт. - М.: Высш. шк., 2006. - 335 с. - (Классика философской мысли.). - 3000 экз. - ISBN 5-06-005113-7
  • Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М.: Высшая школа, 2005. - 439 с. - (Классика философской мысли). - 2000 экз. - ISBN 5-06-004516-1

Под редакцией В. Ф. Асмуса

  • Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин о технике. Сборник материалов. Составитель и редактор В. Ф. Асмус. М.-Л.: Технико-теоретическое издательство, 1934.

Комментарии

Сайт: Википедия

немецкий историк

китайский художник периода Тан


Асмус Валентин Фердинандович
Родился: 18 (30) декабря 1894 года.
Умер: 4.6.1975 года.

Биография

Валентин Фердинандович Асмус (18 (30) декабря 1894 года, Киев, Российская империя - 4 июня 1975 года, Москва, СССР) - русский философ, историк философии, искусствовед, педагог, видный деятель советской культуры. Специалист по истории античной и западноевропейской философии, кантовед. Доктор философских наук (1940), профессор МГУ (с 1939 года). Член Союза писателей СССР (1935).

С 1956 года старший научный сотрудник Института мировой литературы и с 1968 г. также старший научный сотрудник Института философии АН СССР.

Лауреат Сталинской премии I степени (1943, в составе коллектива, за «Историю философии» (М., 1940)). Заслуженный деятель науки РСФСР (1965).

Родился в семье служащего, обрусевшего немца. Окончил Киевское реальное училище и Отделение философии и русской словесности Киевского университета (1919); философии учился у А. Н. Гилярова, В. В. Зеньковского, Е. В. Спекторского. В студенческие годы отличался, опубликовав работу «О задачах музыкальной критики» (1916), получив премию за конкурсное сочинение об отношении мировоззрения Л. Н. Толстого к философии Б. Спинозы и выступив после занятия города белыми войсками с резко антибольшевистской статьёй «О великом пленении русской культуры». Несмотря на поражение Вооружённых сил Юга России, Асмус не эмигрировал и получил советское гражданство. С начала 1920-х годов преподавал философию и эстетику в высших учебных заведениях Киева. Работал на кафедре философии философско-социологического отделения Украинского института марксизма-ленинизма.

А.А. Тахо-Годи свидетельствовала, что В.Ф. Асмус рассказывал А.Ф. Лосеву о том, что в 1920-е годы подумывал принять монашеский постриг.

По установлении Советской власти в Киеве в соответствии с требованиями времени изучил философию марксизма и начал её творческую разработку. Первая книга - «Диалектический материализм и логика» (1924).

С 1928(7?) года Асмус живёт в Москве, преподаёт в ИКП, в АКВ, в МИФЛИ, на этнологическом факультете МГУ, пишет историко-философские работы, подвергается идеологическим «проработкам» в связи с кампанией против «меньшевиствующего идеализма». В начале 1930-х гг. В. А. Смирнов сообщает о близости Асмуса к писательской группе «Серапионовы братья».

В середине 1930-х гг. Асмус активно занимается историей и теорией эстетики, в 1935 г. вступает в Союз писателей. Профессор (1935). В 1940 году в ИФАН защищает докторскую диссертацию «Эстетика классической Греции», первый в СССР доктором наук, защитивший диссертацию по специальности «философия». С 1939 года работает в МГУ имени М. В. Ломоносова, профессор кафедры философии, со дня воссоздания философского факультета (1941) - профессор этого факультета.

За участие в подготовке трёхтомной «Истории философии» (1940-1942) становится лауреатом Сталинской премии первой степени (1943), и за него же подвергается, в числе прочих авторов, очередной «проработке» в 1944 году. Премия была передана вместе с коллективом других лауреатов (всего 15 человек) в Фонд обороны.

В 1946 году Асмус активно включается в работу по возрождению в СССР логики как области исследований и учебного предмета, преподаёт на курсах по подготовке вузовских преподавателей логики, затем поступает на работу на вновь созданную кафедру логики философского факультета МГУ. Асмус - заметный участник дискуссий о предмете логики конца 1940-х - начала 50-х гг., им написан один из первых в СССР учебников по этому предмету и ряд глав в коллективной монографии, переведена и откомментирована одна из первых изданных в СССР книг по логике XX в. - «Опыт исследования значения логики» Ш. Серрюса (1948), написано предисловие к переводу «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна.

Известно, что в послевоенное время "однажды поздно вечером, даже ночью, к В. Ф. Асмусу приехала группа лиц, предложила одеться и ничего не брать с собой и следовать за ними. Привезли его ночью на заседание Совета Министров и попросили прочитать лекцию о логике".

В 1952-53 годах Асмус провёл семинар «Логика эпохи рационализма и эмпиризма» (участниками которого были многие тогда студенты и аспиранты, а впоследствии выдающиеся отечественные философы и логики, включая В. А. Смирнова, Е. Д. Смирнову, Г. П. Щедровицкого и др.; материалы ряда лекций опубликованы посмертно), в 1953-54 гг. - спецкурс «Логика эпохи империализма».

В 1952 г. Асмус выступает одним из преподавателей логики (наряду с математиками П. Новиковым и С. Яновской) на курсах Лектория МГУ. В 1954 г. им опубликована небольшая работа «Учение логики о доказательстве и опровержении».

Как вспоминает В. Бараев, Асмус также «получил признание как учёный и шахматист. В 1950-е годы философы входили в тройку призёров МГУ. В этом была заслуга и Асмуса». Как свидетельствовал Ричард Косолапов, которому довелось бывать в доме Асмуса когда тот жил в особняке напротив Ваганьково, удивлялись «не столько огромной библиотеке с книгами на разных языках, сколько телескопу, с помощью которого Асмус, как Кант, наблюдал за светилами». Как рассказывает А. В. Гулыга: "Еще до войны Валентин Фердинандович обратился в правительство за разрешением приобрести ему за границей телескоп для астрономических наблюдений. Решение принимал Молотов. Оно было положительным, телескоп был куплен в Германии и доставлен в Переделкино, в писательский поселок, где у Асмуса была дача". Он увлекался наблюдением Луны.

После XX съезда КПСС Асмус переходит на кафедру истории зарубежной философии (КИЗФ) того же факультета (в 1957-58 гг. он возвращается на кафедру логики, заведует ею, затем вновь переходит на КИЗФ), на которой он и проработал до конца жизни, и возобновляет публичную историко-философскую работу, продолжая в то же время публиковать труды по истории и теории эстетики. С 1956 года и до конца жизни старший научный сотрудник сектора эстетики Института мировой литературы. С 1968 г. также старший научный сотрудник Института философии АН СССР.

В 1960 году коллеги по факультету пытались осудить Асмуса за сочувственную речь на похоронах Б. Л. Пастернака, с которым он был при жизни дружен, но их инициатива не была поддержана партийным начальством, и Асмус смог продолжать работу в МГУ.

Членом КПСС не состоял. Был «невыездным». С 1943 г. и в каждые новые выборы его выдвигали в состав АН СССР по философии (с 1962 г. он перестал подавать документы), однако его «прокатывали».

Среди аспирантов В. Ф. Асмуса на философском факультете МГУ - Г. Г. Майоров, А. И. Уёмов, В. А. Смирнов, З. А. Каменский и другие.

В 1960-е годы Асмус внёс свой вклад в восстановление имён репрессированных или эмигрировавших философов.

В эти же годы он активно участвует в подготовке переводов классических и современных западных философов, в организации международного сотрудничества в области философии. Асмус - автор многих статей в «Философской энциклопедии» (1960-70), включая статьи о древнегреческой философии, Аристотеле, Канте, Фихте, Шеллинге, Шопенгауэре, участвует в «Большой советской энциклопедии», «Литературной энциклопедии» и многих словарях. В 1969-71 гг. издательство Московского университета опубликовало двухтомные «Избранные произведения» В. Ф. Асмуса.

В последние годы Асмус был занят работой над монографией «Историко-философский процесс в изображении и оценке русского экзистенциализ­ма» (не завершена). Посмертно изданы «Историко-философские этюды» (очерки по истории западной философии: о Платоне, Кампанелле, Руссо, Шиллере, Гегеле, Конте, Бергсоне и Джемсе (У. Джеймсе)), статья «В. С. Соловьёв. Опыт философской биографии».

В. Ф. Асмус - один из немногих российских философов советского периода, продолжающих издаваться и активно изучаться, а также один из немногих, достаточно хорошо известных в странах Запада. За рубежом он известен, в основном, как кантовед.

Похоронен на Переделкинском кладбище. Согласно завещанию, был похоронен с графическим портретом И. Канта в руках.

В декабре 1974 года награждён орденом Трудового Красного Знамени в связи с 80-летием со дня рождения. Заслуженный деятель науки РСФСР (1965). Действительный член Международного института философии (Париж).

Асмус был кантианцем. В книге «Иммануил Кант» он детально раскрыл все аспекты философии Канта касательно двух его критик и прочих произведений, подпадающих под посткритический период его исканий. Книга отличается системностью в сравнении с другими работами о философии Канта.

По оценке профессора философского факультета МГУ В. В. Соколова: "за все наши пореволюционные годы никто в нашей стране не сделал столько, сколько В. Ф. Асмус для философского просвещения и образования в России".

Семья

Супруга Ариадна Борисовна Асмус (1918-2004), имел нескольких детей. Несмотря на советское время ему удалось создать в семье религиозную атмосферу, воспитав в вере детей:

Асмус, Валентин Валентинович (5.08.1950) - протоиерей, завкафедрой патрологии БФ ПСТГУ, магистр богословия, доцент МДА. По его словам, В. Ф. Асмус "был убежден, что только Церковь может возродить Россию", также "главный урок родителей - глубочайшая неприязнь к большевизму".
Асмус, Василий Валентинович (9.12.1952) - директор ФГБУ Научно-исследовательский центр космической гидрометеорологии «Планета», главный редактор журнала МЕТЕОРОЛОГИЯ и ГИДРОЛОГИЯ,доктор физ.-мат. наук, профессор, академик Российской академии космонавтики, лауреат премий в области науки, награждён орденами и медалями.

Труды

Более 250 публикаций. Изданы на английском, немецком, фр., кит., исп., ит., словацкий, яп., финский, венгерском, польском, румынском и других языках.

«Декарт» (1956), «Философия Иммануила Канта» (1957), «Демокрит» (1960), «Жан Жак Руссо» (1962), «Проблема интуиции в философии и математике» (1963; 2-е издание 1965), «Платон», «Античная философия» (1968; 2-е издание 1976), «Иммануил Кант» (1973).

Асмус В. Ф. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ (В СЕМИ ТОМАХ). - M.: URSS,2015.
Асмус В. Ф. Лекции по истории логики: Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль. - М.: URSS, 2007.
Асмус В. Ф. Логика. Систематический курс. - М.: URSS, 2010.
Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике: Очерк истории: XVII - начало XX в.. - М.: URSS, 2011.
Асмус В. Ф. Платон. - М.: URSS, 2013.
Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. - М.: URSS, 2004.
Асмус В. Ф. Философия и эстетика русского символизма. - М.: URSS, 2013.
Асмус В. Ф. Эстетика Аристотеля. - М.: URSS, 2011.
Асмус В.Ф. Диалектика Канта. - М., 1929.
Асмус В. Ф. Вопросы истории и теории эстетики. - М., 1968.
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М., 1973.
Асмус В.Ф. Декарт. - М.: Высш. шк., 2006. - 335 с. - (Классика философской мысли.). - 3000 экз. - ISBN 5-06-005113-7.
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М.: Высшая школа, 2005. - 439 с. - (Классика философской мысли). - 2000 экз. - ISBN 5-06-004516-1.
Асмус В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике (Очерк истории: XVII начало XX в.). - М.: Мысль, 1965 на сайте Руниверс

Литература

Абрамов А. И. Асмус Валентин Фердинандович // Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2000. - Т. I. - ISBN 5-244-00961-3..
Бирюков Б. В. Валентин Фердинандович Асмус как философ и историк логики // Асмус В. Ф. Лекции по истории логики: Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль. - М., 2010.
Соколов В. В., Ойзерман Т. И., Гулыга А. В., Каменский 3. А., Смирнов В. А., Субботин А. Л., Жучкова В. А. В. Ф. Асмус - педагог и мыслитель // Вопросы философии.- 1995.- № 1.- С. 31-51.
Валентин Фердинандович Асмус. Ред. Жучкова В. А., Блауберг И. И. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010.
Bakhurst D. Asmus, Valentin Ferdinandovich // Routledge Encyclopedia of Philosophy. - L., 1998.

Новое на сайте

>

Самое популярное