Домой Полезные советы Биографии ученых биологов. Грегор Иоганн Мендель. презентация к уроку по биологии на тему. Презентация: Грегор Мендель и его исследования Скачать презентацию грегор мендель

Биографии ученых биологов. Грегор Иоганн Мендель. презентация к уроку по биологии на тему. Презентация: Грегор Мендель и его исследования Скачать презентацию грегор мендель

22 июля 1822 г. - 6 января 1884г.Грегор Иоганн Мендель
22 ИЮЛЯ 1822 Г. -
6 ЯНВАРЯ 1884Г.
900igr.net

22 июля
1822 года в
маленьком
сельском городке
Хейнцдорфе
(Австрийская
империя, ныне
Чехия) в
крестьянской
семье Антона и
Розины Мендель
родился мальчик
Иоганн.

Августинский монастырь Св.Фомы

АВГУСТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВ.ФОМЫ
Интерес к природе начал
проявлять рано. Уже
мальчиком работал
садовником.
Проучившись два года в
философском классе
института Ольмюца, в
1843 году постригся в
монахи Августинского
монастыря Св.Фомы в
Брюнне (ныне Брно,
Чехия) и взял имя Грегор

Венский университет, где преподавал Мендель

С 1844 по
1848 годы Мендель
учился в Брюннском
богословском
институте.
Самостоятельно
изучал многие науки.
Замещал
преподавателей
греческого языка,
математики в одной
из школ.
ВЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, ГДЕ ПРЕПОДАВАЛ МЕНДЕЛЬ

Сдавая экзамены на преподавателя получил «неуд» по биологии и геологии. В 1856 году сделал ещё две попытки сдать экзамен по биологии, но они

В 1847 ГОДУ СТАЛ СВЯЩЕННИКОМ
АББАТСКИЙ ГЕРБ ГРЕГОРА МЕНДЕЛЯ
СДАВАЯ ЭКЗАМЕНЫ НА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПОЛУЧИЛ «НЕУД» ПО БИОЛОГИИ И ГЕОЛОГИИ.
В 1856 ГОДУ СДЕЛАЛ ЕЩЁ ДВЕ ПОПЫТКИ СДАТЬ ЭКЗАМЕН ПО БИОЛОГИИ, НО ОНИ ОКОНЧИЛИСЬ
ПРОВАЛОМ.
ГРЕГОР МЕНДЕЛЬ ОСТАЛСЯ МОНАХОМ, А ЗАТЕМ СТАЛ АББАТОМ АВГУСТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ.

Гибридологический метод менделя

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ
МОНАСТЫРСКИЙ САД
С 1856 ПО 1863 ГОДЫ МЕНДЕЛЬ ПРОВОДИЛ
ОПЫТЫ НА ГОРОХЕ В МОНАСТЫРСКОМ САДУ
ГИБРИДОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД МЕНДЕЛЯ

Мендель выбирал для экспериментов организмы, относящиеся к чистым линиям (при самоопылении не наблюдалось расщепления) и наблюдал за насл

МЕНДЕЛЬ ВЫБИРАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ОРГАНИЗМЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К
ЧИСТЫМ ЛИНИЯМ (ПРИ САМООПЫЛЕНИИ НЕ НАБЛЮДАЛОСЬ РАСЩЕПЛЕНИЯ) И
НАБЛЮДАЛ ЗА НАСЛЕДОВАНИЕМ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ (ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИХ)
ПРИЗНАКОВ.

Мендель был настойчив,
наблюдателен и весьма
терпелив. Изучая форму
семян растений,
полученных в ряду
скрещиваний, он ради
уяснения
закономерностей
передачи только одного
признака «гладкийморщинистый» подверг
анализу 7324 горошины.

8 марта 1865 года
Мендель доложил
результаты своих
опытов брюннскому
Обществу
естествоиспытателей,
которое в конце
следующего года
опубликовало конспект
его доклада под
названием «Опыты
над растительными
гибридами». Но работа
на вызвала интерес у
современников.

Законы Менделя

ЗАКОНЫ
МЕНДЕЛЯ
Мендель предпринимал
ряд попыток подтвердить
открытие своих законов на
других биологических видах.
Он провёл серию
опытов по скрещиванию
разновидностей ястребинки,
затем - пчёл.
В обоих случаях его
ждало трагическое
разочарование. Великий
учёный сам разуверился в
том, что совершил открытие.

В 1868 году мендель был избран настоятелем монастыря и больше биологическими исследованиями не занимался.

В 1868 ГОДУ МЕНДЕЛЬ БЫЛ ИЗБРАН НАСТОЯТЕЛЕМ
МОНАСТЫРЯ И БОЛЬШЕ БИОЛОГИЧЕСКИМИ
ИССЛЕДОВАНИЯМИ НЕ ЗАНИМАЛСЯ.

1900 ГОД СЧИТАЕТСЯ ГОДОМ РОЖДЕНИЯ ГЕНЕТИКИ

Начиная с 1900года, после практически одновременной публикации
статей трёх учёных- генетика Г. де Фриза (Голландия), ботаника
К.Корренса (Германия), генетика Э.Чермака (Австрия) ,независимо
подтвердивших данные Менделя собственными опытами, произошёл
мгновенный взрыв признания его работы. Было установлено, что законы
Менделя имеют всеобщий характер и справедливы для аллельных генов,
расположенных в разных гомологичных хромосомах.
1900 ГОД СЧИТАЕТСЯ ГОДОМ
РОЖДЕНИЯ ГЕНЕТИКИ

Заслуги Менделя перед биологической наукой

ЗАСЛУГИ МЕНДЕЛЯ ПЕРЕД БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКОЙ
Создал научные принципы
описания и исследования
гибридов и их потомства.
Разработал и применил
алгебраическую систему
символов и обозначений
признаков.
Сформулировал два основных
принципа, или закона
наследования признаков в ряду
поколений, позволяющие делать
предсказания.

в музее менделя

НА МЕСТЕ МОНАСТЫРЯ В ГОРОДЕ БРНО НЫНЕ СОЗДАН МУЗЕЙ МЕНДЕЛЯ,
ИЗДАЁТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ « FOLIA MENDELIANA»
В МУЗЕЕ МЕНДЕЛЯ

« Моё время ещё придёт» надпись на памятнике

ПАМЯТНИК МЕНДЕЛЮ ПЕРЕД МЕМОРИАЛЬНЫМ МУЗЕЕМ В БРНО БЫЛ СООРУЖЁН В
1910 ГОДУ НА СРЕДСТВА, СОБРАННЫЕ УЧЁНЫМИ ВСЕГО МИРА.
« МОЁ ВРЕМЯ ЕЩЁ ПРИДЁТ» НАДПИСЬ НА ПАМЯТНИКЕ

Грегор Иоганн Мендель - биолог и ботаник, сыгравший огромную роль в развитии представления о наследственности. Законы Менделя лежат в основании современной генетики .

Немного истории

ž Грегор Мендель открыл основные законы наследования признаков в результате исследований, проведенных на горохе(скрестил 22 различных сорта гороха и проделал 287 опытов с 10 000 растений)в 1856-1863 г.г.

ž Результаты он доложил в 1865 году «Опыты над растительными гибридами» .

Главной заслугой Г. Менделя является то, что для описания характера расщепления он впервые применил количественные методы, основанные на точном подсчете большого числа потомков с контрастирующими вариантами признаков. Г. Мендель выдвинул и экспериментально обосновал гипотезу о наследственной передаче дискретных наследственных факторов.

Методы и ход работы Менделя

ž Мендель изучал, как наследуются отдельные признаки.

ž Мендель выбрал из всех признаков только альтернативные - такие, которые имели у его сортов два четко различающихся варианта (семена либо гладкие, либо морщинистые; промежуточных вариантов не бывает). Такое сознательное сужение задачи исследования позволило четко установить общие закономерности наследования.

ž Мендель спланировал и провел масштабный эксперимент. Им было получено от семеноводческих фирм 34 сорта гороха, из которых он отобрал 22 «чистых» (не дающих расщепления по изучаемым признакам при самоопылении) сорта. Затем он проводил искусственную гибридизацию сортов, а полученных гибридов скрещивал между собой. Он изучил наследование семи признаков, изучив в общей сложности около 20.000 гибридов второго поколения. Эксперимент облегчался удачным выбором объекта: горох в норме самоопылитель, но легко проводить искусственную гибридизацию.

ž Мендель одним из первых в биологии использовал точные количественные методы для анализа данных. На основе знания теории вероятностей он понял необходимость анализа большого числа скрещиваний для устранения роли случайных отклонений.

Законы Менделя - набор основных положений, касающихся механизмов передачи наследственных признаков от родительских организмов к их потомкам; эти принципы лежат в основе классической генетики.

В зависимости от количества альтернативных признаков скрещивание можно разделить:
-моногибридное (один)
-дигибридное (два)
-полигибридное (много)
Гибридизация-скрещивание 2-ух организмов; гибриды-потомство;
гибрид-отдельная особь.

Главные понятия

ž Наследственность -это св-во живых организмов сохранять и передавать в ряду поколений характерные для вида особенности строения, функционирования и развития.

ž Наследование - процесс передачи наследственной информации от одного поколения организмов другому.

ž Генотип - совокупность наследственных задатков(генов).

ž Фенотип –совокупность всех признаков и свойств организма.

ž Изменчивость – способность организмов приобретать новые и терять старые признаки под воздействием различных факторов. Благодаря изменчивости особи в пределах вида различаются между собой.

Пример изменчивости
в пределе моей семьи

Если бы не изменчивость вы можете представить, мы были бы клонами наших родителей, родители своих родителей и т.д.

Генетика-наука изучающая наследственность и изменчивость

ž Гибридологический -система скрещиваний организмов, отличающихся друг от друга.

ž Цитологический - изучение морфологии хромосом.

ž Биохимический - исследование сод. Нуклеиновых кислот, белков и др. в-в в клетках организмов)

ž Онтогенетический -изучение проявления действия генов в онтогенезе(развитии организма от оплодотворения до смерти).

Главные выводы

ž Мендель положил основу генетики.

ž Наследственность обеспечивает постоянство и многообразии форм жизни и лежит в основе передачи наследственных факторов.

ž Изменчивость является главным определяющим фактором разнообразия фенотипов.













8 марта 1865 года Мендель доложил результаты своих опытов брюннскому Обществу естествоиспытателей, которое в конце следующего года опубликовало конспект его доклада под названием «Опыты над растительными гибридами». Но работа на вызвала интерес у современников.


Мендель предпринимал ряд попыток подтвердить открытие своих законов на других биологических видах. Он провёл серию опытов по скрещиванию разновидностей ястребинки, затем - пчёл. В обоих случаях его ждало трагическое разочарование. Великий учёный сам разуверился в том, что совершил открытие.



Начиная с 1900года, после практически одновременной публикации статей трёх учёных- генетика Г. де Фриза (Голландия), ботаника К.Корренса (Германия), генетика Э.Чермака (Австрия),независимо подтвердивших данные Менделя собственными опытами, произошёл мгновенный взрыв признания его работы. Было установлено, что законы Менделя имеют всеобщий характер и справедливы для аллельных генов, расположенных в разных гомологичных хромосомах.


Создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства. Разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков. Сформулировал два основных принципа, или закона наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания.

Решать генетическую задачу необходимо определенной последовательности. Сначала составляют цитологическую схему скрещивания родительных форм(указывают фенотипы), их гаметы, а затем решетку Пеннета для расчета возможных типов зигот (потомков) и их фенотипы. При записи гамет учащиеся должны помнить, что: Каждая гаметы получает гаплоидный(одинарный) набор хромосом (генов); Все гены имеются в гаметах; В каждую гамету попадают только одна гомологичная хромосома из каждой пары, то есть только один ген из каждой аллеи; Потомок получает одну гомологичную хромосому (один аллельный ген) от отца, а другой аллельный ген –от матери; Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак, а организмы в рецессивным признаком всегда гомозиготны. В решетке Пеннета по горизонтали располагают женские гаметы, а по вертикали –мужские. В ячейке решетки вписывают образующиеся сочетания гамет- зиготы. Затем записывают фенотипы потомства.

Класс: 9

МЕНДЕЛЬ Грегор Иоган (1822 - 1884)

МЕНДЕЛЬ (1822-1884) - выдающийся чешский ученый. Основоположник генетики. Впервые обнаружил существование наследственных факторов, впоследствии названных генами.

Иоганн Мендель родился 22 июля 1822 года в австрийском г. Хайзендорфе в семье небогатого крестьянина. На средства больного отца закончить образование ему не удалось и после двух лет учебы в Институте Философии в Ольмютце Мендель решил уйти в монастырь. При обряде пострижения в монахи ему было дано имя Грегор, и в 1843 г. он стал монахом августинского монастыря в г. Брюнне Австрийской империи (ныне г. Брно, Чехословакия). Жизнь священнослужителя состоит не только из молитв, и Мендель успевал много времени посвящать учебе и науке. В 1850 году он решил сдать экзамены на диплом учителя, однако провалился, получив "два" по биологии и геологии. 1851-1853 годы Мендель провел в Университете Вены, где изучал физику, химию, зоологию, ботанику и математику. По возвращении в Брюнн отец Грегор начал все-таки преподавать в школе, хотя так никогда и не сдал экзамен на диплом учителя. В 1868 году Мендель стал аббатом.

Свои религиозные обязанности Мендель исполнял исправно, но в то же время с удовольствием преподавал физику и естественную историю в реальном училище и на крохотном участке земли (всего 7х35м) под окнами своей кельи проводил загадочные опыты над растениями. Он делал это не из гастрономических соображений, а для изучения законов наследственности. Мендель обладал двумя очень важными для ученого качествами: способностью задавать природе нужный вопрос и способностью правильно истолковывать ответ природы. К тому же он был исключительно трудолюбив и аккуратен. Эти качества хотя и не создают сами по себе хорошего ученого, но без них даже выдающийся умственными способностями человек редко добивается больших научных успехов. Свою научную работу Мендель проводил 8 лет и за это время вырастил и детально изучил около 10 000 растений гороха, прежде чем решился опубликовать свои данные в "Известиях" местного научного общества. Это произошло 8 февраля 1865 г., но потребовалось еще 35 лет для того, чтобы ученый мир понял значение сделанного Менделем открытия. Сейчас этот день считают днем рождения современной генетики, а опытный участок, на котором работал великий Мендель, все генетики почитают святыней.

Основываясь на своих опытах Мендель создал теорию наследственности и впервые сформулировал ее основные законы. Он считал, что в клетках организмов имеются какие-то частицы, зачатки, определяющие признаки организма и передающиеся по наследству. Мендель называл их "факторами" (позднее они получили название гены). Эти "факторы" - гены поодиночке попадают в зародышевые клетки, комбинируются при оплодотворении (когда один ген будущий организм получает от отца, другой - от матери) и расходятся, когда этот организм образует зародышевые клетки.

Тщательный количественный (статистический) анализ результатов многочисленных опытов по скрещиванию привел к открытию Менделем трех законов наследственности (закон доминирования или единообразия гибридов первого поколения; закон расщепления признаков во втором поколении гибридов и закон независимого распределения и комбинирования генов).

Теория Менделя настолько опережала тогдашний уровень знаний о строении клетки и об оплодотворении, что генетикам наших дней приходится поражаться исключительной силе ума Менделя, которому удалось продвинуться столь глубоко и столь смело в совершенно неизведанную область. Не удивительно поэтому, что открытие Менделя было полностью проигнорировано его современниками. Лишь после смерти Менделя, в 1900 г. его теория была "вновь открыта" одновременно тремя ботаниками К.Э. Корренсом, Э. Чермаком и Г. Де Фризом.

После неудачной попытки продемонстрировать на ястребинке закономерности, открытые им на горохе, Мендель прекратил опыты по гибридизации растений, но продолжал другие занятия. Он увлекался пчеловодством, садоводством и метеорологией, занимался гибридизацией мышей. И в каждой из этих областей получил интересные научные данные.

Задача "Контрабандист"

В маленьком государстве Лисляндия вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идет на экспорт, а деньги от его продажи составляют экономику страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и провозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем обычно - рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на Родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии.

Новое на сайте

>

Самое популярное