Домой Полезные советы Туркестанская (Кокандская) автономия. Деятельность М. Шокая. Внутренние разногласия и политический кризис. Наши ошибки в национальном вопросе и их значение

Туркестанская (Кокандская) автономия. Деятельность М. Шокая. Внутренние разногласия и политический кризис. Наши ошибки в национальном вопросе и их значение

«ТУРКЕСТАНСКАЯ АВТОНОМИЯ»

Установившееся после отстранения от престола российского императора в 1917 году положение в советской историографии и более поздних источниках описывают одинаково.

Об этом периоде советский поэт Сакен Сейфуллин писал так: «После свержения царя и в родном краю, и в городе люди собираются толпами и проводят собрания. Стоит гул. Каждый день собрания и митинги. Каждые два дня выборы в какой-нибудь комитет... На каждом собрании выступают ораторы, появились "вожди"... после свержения царя и после получения народом политической свободы, народные массы не знали, что делать... Опыта нет, дисциплины нет, плана нет. Люди по-своему стали толковать и понимать свободу. Когда одни стали относиться к другим с пренебрежением и совершать неблаговидные поступки, на вопрос: "Как это?" – отвечали: "Е, это слаубода (свобода)"».

Как отмечают историки, такая свобода длилась недолго. Через некоторое время началась борьба между Временным правительством и Советами, часть просвещенных казахов стала работать в интересах Временного правительства, другая поддержала Советы. Просвещенные казахи, стремившиеся воспользоваться свободой, предоставленной Временным правительством, предприняли несколько попыток создать автономии в Центральной Азии и Казахстане. Первой из них стала Туркестанская автономия (по некоторым данным, Кокандская автономия. – Ред .).

28 ноября 1917 года на IV Чрезвычайном съезде мусульман Туркестана в городе Коканде было объявлено о Туркестанской автономии, город Коканд стал административным центром автономии. На этом съезде также было принято постановление, согласно которому до созыва Учредительного собрания вся полнота власти сосредотачивалась в руках Туркестанского Временного совета. В состав Туркестанского Временного правительства вошли 11 представителей Сырдарьинской и Жетысуской областей, где преимущественно проживали казахи.

По словам историка, в Сырдарьинскую и Жетысускую области, образованные при царской России, вошли территории, которые сегодня относятся к областям на юге Казахстана.

Председателем Туркестанского Временного правительства и министром внутренних дел был избран Мухамеджан Тынышбаев. Мустафа Шокай, избранный министром иностранных дел Временного правительства, через некоторое время стал председателем правительства.

Историки пишут, что «Туркестанская автономия получила поддержку местного населения Туркестанского края». Туркестанская автономия прекратила свое существование в 1918 году под напором советского правительства.

АВТОНОМИЯ «АЛАШ»

Спустя почти две недели после провозглашения Туркестанской автономии, 5 декабря, казахские интеллигенты во главе с Алиханом Букейхановым провели в Оренбурге Второй Всеказахский съезд. На съезде, который завершился 13 декабря, пришли к выводу, что «в российском государстве нет надежного и авторитетного правительства... и этот мятеж может прийти к казахам и кыргызам», поэтому съезд объявил, что «берет в свои руки власть над казахами и кыргызами».

На съезде был создан Временный национальный совет, который получил название «Алашорда». Центром утвердили город Семей. После создания правительства «Алашорда» встал вопрос об объявлении автономии, но тут делегаты съезда разделились во мнениях. Алихан Букейханов говорил, что «казахи, у которых нет оружия и других сил, должны считаться с ситуацией, должны учитывать волю русских, живущих на казахской земле». Между тем группа под руководством Халела Досмухамедова предлагала «немедленно объявить автономию».

Издатели газеты "Казах", одни из основных организаторов правительства «Алашорда» (слева направо) Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов, Миржакып Дулатов.

В итоге обе стороны пришли к соглашению и решили объявить об автономии через месяц после того, как произойдет объединение с казахами Туркестана. Также было решено, что автономию объявят в любом случае, даже если «объединение не удастся». Открытие Сырдарьинского съезда должно было состояться 5 января 1918 года. На съезд были делегированы три представителя, которые должны были выступить с предложением об объединении. Таким образом, вопрос объявления автономии «Алаш» зависел от решения казахов, входивших в Туркестанскую автономию.

Созданная в начале 20-го века представителями казахской интеллигенции партия «Алаш» пропагандировала в казахской среде идеи либерализма. Партия «Алаш» просуществовала недолго: с 1917 по 1918 год.

Историки связывают создание автономии «Алаш» и «Алашорды» с деятельностью этой партии. Руководители партии «Алаш» преследовали цель объединения территорий Российской империи, населенных казахами, в Алашскую автономию. В 1937-1938 годах люди, стоявшие у руля партии «Алаш», подверглись сталинским репрессиям. Историк Оливье Руа называет партию «Алаш» первой профессиональной политической партией в Центральной Азии.

СЪЕЗД КАЗАХОВ СЫРДАРЬИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Через месяц после создания правительства «Алашорда» в городе Туркестане состоялся съезд, который в истории упоминается как «Съезд казахов Сырдарьинской области». На съезде в течение двух дней обсуждали вопрос, в состав какой автономии должны войти казахи Сырдарьинской области – Туркестанской (Кокандской) или автономии «Алаш».

На съезде приняли следующее решение: ввиду того, что Сырдарьинская область находится в Туркестанском крае, она останется в составе Туркестанской (Кокандской) автономии; если после объявления автономии «Алаш» будет налажен союз с Туркестанской (Кокандской) автономией, то с того момента казахи Сырдарьинской области должны примкнуть к автономии «Алаш»; после того как казахи Сырдарьинской области примкнут к автономии «Алаш», столицей автономии должен стать город Туркестан.

Съезд принял постановление о делегировании представителей в Туркестанскую автономию и о том, что решения Второго Всеказахского съезда, намеревавшегося создать автономию «Алаш», должны служить руководством к действию при создании казахской милиции в областях.

Однако не прошло и месяца, как советское правительство уничтожило Туркестанскую автономию и распустило властные структуры. Правительство «Алашорды» так и не смогло собраться, чтобы объявить автономию «Алаш».

ЗАПАДНАЯ «АЛАШОРДА»

В некоторых исследованиях временное правительство «Уилский велаят» указывается как автономная государственная структура Уральского региона в начале 20-го века.

В исторических исследованиях говорится, что после Второго Всеказахского съезда в Оренбурге Жаханша и Халел Досмухамедовы приступили к созданию правительства для управления казахскими землями в западном регионе. 18 мая 1918 года ими был созван съезд в селе Жымпиты – административном центре Сырымского района современной Западно-Казахстанской области. На съезде было создано временное правительство Уилского велаята. В состав правительства были избраны семь человек.

Временное правительство Уилского велаята, которое сформировало свою армию и наладило связь с различными политическими силами в России, осенью 1918 года при участии Алихана Букейханова стало Западным отделением «Алашорды».

По сведениям, содержащимся в национальной энциклопедии «Казахстан», для управления западной частью автономии «Алаш», в состав которой входят Букеевская Орда, Уилский регион, Мангистауский уезд Закаспийской области, Акюбинский и Иргизский уезды Тургайской области, было создано Западное отделение «Алашорды», которое в случае чрезвычайной ситуации и отсутствия связи с «Алашордой» наделялось всеми полномочиями, которыми обладала «Алашорда».

Председателем Западного отделения «Алашорды» был назначен Жаханша Досмухамедов. В связи с созданием Западного отделения было распущено временное правительство Уилского велаята, и предполагалось, что западные регионы Казахстана перейдут в его подчинение. Позднее «Западная Алашорда» пришла к соглашению с советской властью и была вынуждена сложить оружие.

«ИДЕЯ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»

В интервью с репортером Азаттыка историки Бейбит Койшыбаев и Мамбет Койгельды говорят, что именно политическая смута внутри России позволила казахским активистам 100 лет назад в течение короткого периода времени создать несколько правительств и объявить автономию.

Историк Бейбит Койшыбаев говорит, что Туркестанская автономия объединила не только казахов, она была общей автономией для других народов Средней Азии. По словам историка, «Туркестанская автономия, в которую объединились по административным территориальным единицам царского периода, была невыгодна советской политике». Советское правительство, которое распустило Туркестанскую автономию, разделило ее на национальные республики в 1924 году.

По словам историка Мамбета Койгельды, советское правительство не дало возможности созвать повторно съезд казахов Туркестана и объявить автономию, несмотря на то что правительство «Алашорды» к тому времени уже было создано.

Историки пришли к выводу, что в связи со сложившейся политической ситуацией казахская интеллигенция того периода по возможности старалась сформировать казахскую государственность. Со стороны это, возможно, казалось отдельной автономией, между тем ее лидеры и члены были сплоченными деятелями движения «Алашорды». Они хотели объединить казахский народ, сохранить его в смутное время и действовать сообща, говорят историки. Вначале правительство Советов «помиловало» их, затем подвергло массовым политическим репрессиям.

В Казахстане историю движения «Алаш» открыто начали изучать лишь в конце 1980-х годов. В этом году в Казахстане проводят различные мероприятия, приуроченные к 100-летию «Алашорды».

26-29 ноября 1917 г. в Коканде состоялся IV Чрезвычайный Всетуркестанский съезд. Открыл съезд Мустафа Чокай. Съезд объявил Туркестан автономией (Туркестон мухториати. – узб.) в Федеративной демократической Российской республике. Установление форм автономии Туркестана было предоставлено Учредительному собранию. Было провозглашено создание Туркестанской народной власти - Временного Совета. Председателем и министром внутренних дел был избран М.Тынышпаев. Позже его заменил М.Чокай. Новое государственное образование называлось «Туркестони мухтариат» («Туркестанская автономия»). Ислам в автономии был признан государственной религией. Одновременно в Ташкенте съезд Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов объявил властью в Туркестанском крае Совет народных комиссаров. Так в Туркестане сложилось два руководящих центра - революционный и национально-освободительный. В январе 1918 г. Ташкентский Совет решил ликвидировать параллельное мусульманское правительство. В феврале 1918 года Кокандская автономия была разгромлена. Достаточно быстро взяли в свои руки власть Советы в Сырдарьинской и Семиреченской областях, входивших в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Это было обусловлено поддержкой, оказанной большевикам со стороны местного чиновничьего аппарата, верхушки переселенческой деревни и армейских частей. Напуганные событиями 1916 г., они больше боялись антиколониальных выступлений "туземных" народов, чем "диктатуры пролетариата". Любая власть в метрополии рассматривалась ими как гарант сохранения привилегий европейцев в крае. Колониальный характер Советской власти в южных областях Казахстана наглядно был продемонстрирован III Краевым съездом Советов, прошедшим в Ташкенте 15-22 ноября 1917 г. Здесь была провозглашена Советская Туркестанская Автономия, однако представители местных народов были отстранены от власти под предлогом их неготовности к пролетарской революции. Недовольство казахского и узбекского населения было подавлено вооруженной силой. В противовес, 26 ноября в г. Коканде начал свою работу IV чрезвычайный Мусульманский съезд, главным итогом которого стало провозглашение Туркестанского Мухтариата (автономия -авт.) во главе с Временным Советом. Президентом и главой Временного правительства Туркестана стал М. Тынышбайулы, министром иностранных дел-М. Шокай. Таким образом, на юге Казахстана в ноябре-декабре 1917 г. сложилось своеобразное двоевластие.



Однако советские власти в Ташкенте не хотели мириться с существованием оппозиционного им мусульманского правительства. В ночь с 5 на б ноября 1918 г. на Коканд были брошены все вооруженные силы Советского Туркестана, в том числе и казачьи части. Город был взят штурмом, большая часть жителей была убита. Временный Совет свергнут, и остатки отрядов защитников города ушли в горы и перешли к партизанским действиям.

Не менее драматические события происходили в Тургайской области и ее центре - г. Оренбурге. Здесь расстановка сил была несколько иной, нежели в Туркестане. При нейтралитете основной части казачества в городе в ноябре 1917г. была установлена Советская власть, однако просуществовала она недолго. Атаман Оренбургского казачьего войска А. Дутов при поддержке партии "Алаш" и меньшевиков арестовал членов Оренбургского Совета. Эти события встревожили центральные власти, и Совнарком несколько раз рассматривал вопрос о военных мерах по восстановлению в Оренбурге власти Советов. В декабре 1917 г. в Торгайскую область были отправлены отряды красногвардейцев и революционно настроенных моряков, поддержанных казахами - участниками восстания 1916 г. Последних на союз с большевиками толкнуло недоверие к казачеству, участвовавшему в кровавом подавлении национально-освободительного движения. В конце 1917г. власть перешла в руки Советов в Кустанае, Тургае, Актюбинске, а в январе 1918г. - в Оренбурге. Дутов и его союзники отступили в степь.

Аналогичные события происходили в Акмолинской и Семипалатинской областях, входивших в состав Степного края. В ноябре-декабре 1917 г. в большинстве городов Северного Казахстана власть перешла в руки большевиков. Вооруженным путем Советская власть была установлена в Семипалатинске в феврале и в Верном в марте 1918г. Только в г. Уральске большевикам не удалось свергнуть войсковое правительство казачьего войска.

Несмотря на то, что в большинстве крупных городов Казахстана в ноябре 1917 г. - марте 1918г. была провозглашена Советская власть, влияние большевиков не выходило за рамки городов и территорий, прилегающих к железным дорогам. Большая часть населения, особенно в степных районах Казахстана, подчинялась правительству Алаш-Орды и ее местным комитетам, а казачьи станицы - войсковым правительствам.

Алаш Орда. Октябрьский переворот был встречен лидерами партии "Алаш" настороженно. Захват власти большевиками и левыми эсерами ничего не давал казахскому- населению, кроме декларирования права на самоопределение, тогда как Учредительное Собрание было реальным шансом на обретение Казахстаном суверенитета в законном порядке. Именно поэтому лидеры национально-освободительного движения начали активно готовиться к выборам в Учредительное Собрание.

С октября 1917 г. началась организация областных отделений "Алаш" при активной поддержке местных казахских комитетов. Семипалатинское отделение партии возглавил Х.Габасов, Омское - А. Турлыбаев, Тургайское - А. Бокейхан. Начались активные переговоры об образовании местных партийных организаций в южных уездах Казахстана. Одновременно партия проводила агитационно-разъяснительную работу в казахских аулах. Прошедшие в конце 1917г. выборы в Учредительное Собрание показали, какое большое влияния среди народа имели сторонники "Алаш". Из трех основных партийных списков в большинстве уездов победу одержала партия "Алаш", далеко опередив эсеров и социал-демократов. Так, в Тургайской и Уральской областях она получила 75% голосов, в Семиреченской - более 57 %. Следующим шагом на пути построения собственного государства стал Второй общеказахский съезд, прошедший в Оренбурге 5-12 декабря 1917 г.

Съезд проходил в условиях начинающейся в крае гражданской войны и в целях недопущения анархии в казахской степи делегаты съезда приняли два важнейших решения: об образовании автономии Алаш и формировании собственных вооруженных сил. В состав автономии должны были войти Букеевская Орда, Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская, Сырдарьинская области, казахские уезды Ферганской и Самаркандской областей и Амударьинского отдела и отдельные волости Алтайской губернии и Закаспийской области. Для управления автономией до решения Учредительного Собрания избиралось правительство Алаш - Народный Совет или Алаш-Орда, в котором из 25 мест 10 представлялось казачеству и переселенцам. Председателем Народного Совета был избран А.Бокейхан. Сложной проблемой стала принадлежность южных уездов Казахстана.

В январе 1918 г. в Сырдарьинской области был созван областной казахский съезд, основным вопросом на котором стал вопрос о присоединении к автономии Алаш. В результате бурных обсуждений съезд пришел в выводу о целесообразности оставить Сырдарь-инскую область в составе Туркестанской автономии и возможность присоединения к Алаш только в случае создания военно-политического союза двух автономий.

Разгон большевиками 6 января 1918г. Всероссийского Учредительного собрания, на которое лидеры национально-освободительного движения возлагали большие надежды, а также захват Оренбурга красногвардейцами чрезвычайно осложнили положение Алаш-Орды. При слабости средств коммуникаций и невозможности управлять всеми казахскими районами из одного центра, правительство Алаш было разделено на части. Восточное отделение во главе с А. Бокейханом обосновалось в Семипалатинске, Западное во главе с Ж. и X. Досмухамедовыми - в Жымпиты. Отдельно действовала Семиреченская группа Алаш-Орды. В изменившихся условиях руководство автономии Алаш решило начать переговоры с Советским правительством о взаимном признании. В марте 1918г. в Москву направились Ж. и X. Досмухамедовы для встречи с В. Лениным и И. Сталиным. 19-20 марта состоялись телефонные переговоры Сталина с А. Бокейханом и его заместителем X. Габбасом. Советские власти признавали правомочность решений Общеказахского Съезда, но соглашались признать автономию только в случае созыва общеказахстанского съезда с участием местных Советов. В ответ Алаш Орда выдвинула свои требования, соглашаясь признать Советскую власть только в случае подчинения местных Советов правительству Алаш до созыва Общеказахстанского Учредительного Собрания. Последнее было не в интересах Москвы и переговоры были свернуты. Одновременно В. Ленин и И. Сталин начинают работу по созданию альтернативного, большевистского правительства Казахстана. Для этого при Народном комиссариате по делам национальностей был открыт казахский отдел во главе с большевиком А. Жангельдиным и М. Тунганчиным, которым была поручена организация Всеказахстанского съезда Советов для провозглашения Советской Казахской Автономии. Алаш Орда, видя нежелание Москвы признавать небольшевистскую, либерально-демократическую казахскую автономию, начинает сближение с антибольшевистскими силами, в первую очередь, с лидером уральского казачества Дутовым. Весной 1918 г. на территории бывшей Российской империи началась гражданская война, многие события которой проходили непосредственно в Казахстане.

В ходе войны между большевиками и их противниками Алаш Орда потеряла контроль над большей частью территории Казахстана. Отказ колчаковцев предоставить казахам автономию, с одной стороны, и формальный призыв большевиков к самоопределению народов с другой привел в 1918-19 гг. к кризису Алаш Орды и гибели автономии Алаш.

Кризис Алаш Орды. Поддержав весной-летом 1918 г. антибольшевистскую коалицию, Алаш Орда начала формировать собственные вооруженные силы, вступившие в борьбу с Красной Армией.

С уральским казачеством было заключено соглашение о содействии в вооружении и обучении алашских полков. Особенно активное участие в гражданской войне приняли формирования Восточной части Алаш Орды, полки которой включались в состав армии Анненкова и других соединений белогвардейцев. Однако политические разногласия привели к отходу части лидеров Алаш Орды от оппозиционной коалиции. Этому способствовало и "великодержавное" отношение белогвардейцев к казахскому населению, особенно со стороны казачества. Население казахских волостей насильно мобилизовывалось на хозяйственные работы, у них реквизировался скот, нередки были случаи грабежа, насилий и убийств, оправдываемых сложностями военного времени. Разочарованный в своих союзниках лидер Торгайского филиала Алаш Орды А. Байтурсын в марте 1919г. начал переговоры с Москвой о признании Советской власти. Алашские полки, действовавшие в районе Торгая, вошли в состав Красной Армии, а сам А. Байтурсын начал переговоры с руководством Алаш Орды в других регионах Казахстана, убеждая их отказаться от поддержки белогвардейцев. В конце марта 1919 г. в Жымпиты, ставку Западного отделения Алаш Орды был направлен К. Таттибаевдля проведения секретных переговоров с Ж. Досмухаммедулы, в результате которых Алаш Орда заняла позицию нейтралитета, значительно ослабив позиции антибольшевистских сил во время весеннего наступления Колчака. Летом переговоры возобновились, но окончательный переход на сторону Советской власти осуществился только в начале зимы. Член Казахского революционного комитета Б.Каратай обратился к лидерам Западной группы с письмом о мирных предложениях правительства РСФСР, и совещание руководителей Алаш Орды 10 декабря 1919 г. в Кызыл-Куге приняло постановление о переходе на сторону Советов и начале боевых действий против белогвардейцев. 27 декабря алашские полки под красными знаменами атаковали штаб Илецкого корпуса в районе Кызыл-Куги и пленили более 500 человек, в т.ч. и командира корпуса генерала Акутина. Западное отделение Алаш Орды было реорганизовано в Кызыл-Кугинский ревком, а ее военные формирования были направлены в район эмбинских нефтеразработок для борьбы с отступающими частями генерала Толстова. Заявили о своем признании Советской власти и руководители Восточного отделения во главе с А. Бокейханом.

Несмотря на объявленную в ноябре 1919 г. амнистию всем политическим противникам, признавшим Советскую власть до 20 декабря 1919г., отнбшения новых союзников были непростыми. В начале 1920 г. в Семипалатинске был арестован А.Бокейхан и ряд других активных деятелей Алаш Орды по обвинению в сотрудничестве с белогвардейцами и только вмешательство Казревкома и Семипалатинского ревкома, указавшего, что алашординцы участвовали в подготовке антиколчаковского восстания в конце войны, заставили военные власти освободить их от ареста. Все активные участники антисоветского движения были отстранены от участия в политической жизни, а лидеры Западного отделения Жаханша Досмухамедулы, Халел Досмухамедулы, Иса Кошкинбайулы, Карим Жалелулы и Беркингали Атшыбайулы были высланы за пределы Казахстана. Алаш Орда была ликвидирована, и вся полнота власти на территории Казахстана перешла в руки территориальных революционных комитетов (ревкомов).

Основными причинами кризиса и ликвидации Алаш Орды стали неприятие идеи автономизации ее союзниками по антибольшевистской коалиции с одной стороны, и обещание предоставить казахам широчайшие политические права вплоть до самоопределения со стороны советских властей. В условиях гражданской войны, развала экономики и отсутствия связи между отделениями Алаш Орды ее лидерам не оставалось ничего другого, как перейти на сторону Советов.

ТЕМА № 42: Казахстан в 20-30 годы «Идея Малого Октября» - Ф.И. Голощекина. Индустриализация.

Прошедший в ноябре 1917 года IV Краевой чрезвычайный мусульманский съезд принял решение об образовании Кокандской (Туркестанской) автономии с центром в Коканде. Избранное съездом правительство автономии вначале возглавил М. Тынышпаев, а позднее, в начале 1918 года - видный общественно-политический деятель М. Шокай. Мустафа Шокай был одним из вдохновителей и организаторов этого образования, сыгравшим значительную роль в политическом и культурном возрождении мусульманских народов. М. Шокай выдвинул идею объединения всего Туркестана в автономную республику с вхождением ее в состав демократической России. 30 апреля 1918 года была провозглашена Кокандская (Туркестанская) Автономная Советская Социалистическая Республика, в состав которой вошли южные районы Казахстана. Столицей ТАССР стал г. Ташкент. Весной 1918 года в ТАССР были национализированы ведущие отрасли промышленности (хлопкоочистительная, маслобойная, горнодобывающая и др.), банки, железные дороги. Туркестанская автономия уже в первые дни существования была признана великими державами, по праву видевшими в ней первую в истории Туркестана самостоятельную республику.

У вновь созданного независимого государства для того, чтобы отстоять свой суверенитет, не было серьезной армии, кадровых офицеров. В Коканде было всего две с половиной тысячи ополченцев.

29 января начался разгром Кокандской (Туркестанской) автономии, сопротивление сравнительно небольшого отряда «автономистов», защищавших Коканд, было легко сломлено, город был захвачен и после трех дней резни и грабежей сожжен. Были конфискованы банковские средства, из 150 тысяч жителей города в результате бойни осталось не более 60 тысяч - остальные были убиты или бежали. Только 4-7 февраля 1918 года погибло до 15 тысяч человек. Для упрочения Советской власти нужно было разрушить, сломать старый государственный аппарат и создать новый, советский государственный орган управления. Первые ростки демократии в лице Туркестанской автономии были потоплены в крови Красной гвардией. Государство просуществовало всего шестьдесят два дня. Но, несмотря на короткий срок существования, Туркестанская автономия стала важным явлением в жизни и истории народов нынешней Центральной Азии.

Мустафа Шокай.

Молодого казаха, с отличием окончившего в 1916 году Петроградский университет, заметили. Бывший член Госдумы I созыва кадет Алихан Букейханов рекомендовал его еще в 1913 году в секретари мусульманской фракции IV Государственной думы России.

23 февраля 1917 года началась Февральская революция. Власть повсюду стали захватывать Советы рабочих и солдатских депутатов. В марте 1917 года М. Шокай возглавил Мусульманский центр, образованный на Конгрессе мусульман в Ташкенте, и начал издавать газету «Бирлик Туы» (Знамя единства), где впервые провозгласил идею о независимости всех тюркоязычных народов, а также газету на русском языке «Свободный Туркестан», где пропагандировал демократические идеи.

Мусульманский центр начал готовиться к созданию автономии. Октябрьскую революцию 1917 года туркестанцы приняли с радостью, но эта радость продолжалась недолго, так как Советская власть была решительно против Туркестанской автономии. Захват власти большевиками начался с Ташкента. 29 октября 1917 года город уже полностью находился в руках Советов. Было издано постановление об аресте членов Туркестанского комитета. За голову Шокая была объявлена награда в 1000 рублей. Большевики быстро оценили опасность авторитета молодого туркестанского политика.

Мустафа Шокай и его соратники покинули Ташкент и продолжили свою деятельность в Ферганской долине, в Коканде, бывшей столице Кокандского ханства. 27 ноября 1917 года на IV чрезвычайном Всемусульманском съезде, проходившем в Коканде, было объявлено о создании Кокандской автономии во главе с Временным Советом, который возглавил Мухамеджан Тынышпаев. Министерство иностранных дел возглавил Мустафа Шокай, но вскоре в связи с уходом Тынышпаева из-за внутренних разногласий он стал председателем правительства. Кокандская автономия мыслилась в составе будущей Российской федерации.

С 5 по 13 декабря, приглашённый уже как глава Кокандской автономии, Мустафа Шокай принял участие во Втором Общекиргизском съезде в Оренбурге, где была провозглашена Алашская (Казахская) автономия. Он вошел в состав правительства «Алаш-Орда», председателем которого стал Алихан Букейханов. В январе 1918 г. в ответ на предъявленный ультиматум Шокай отказался признать власть Советов. Для уничтожения Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией. 6 февраля 1918 года большевики начали штурм Коканда и за три дня полностью разрушили древний город. Мустафа Шокай чудом спасся во время разгрома и тайно уехал в Грузию, где активно помогал демократическим движениям кавказских народов.

В 1921 году Красная Армия захватила Кавказ, 16 февраля войска вошли в Тифлис. М. Шокаю пришлось эмигрировать в Турцию. Затем он через Берлин перебрался во Францию, где и обосновался. Находясь в эмиграции, с целью просвещения народов Туркестана, М. Шокай организовал выпуск газет и журналов, в которых публиковались статьи о Средней Азии, теоретические исследования, политические обзоры. С 1926 года Мустафа Шокай - в редколлегии журнала «Прометей», органа Национальной Защиты народов Кавказа, Украины и Туркестана. В 1927 году он организовал в Стамбуле журнал «Жана (Новый) Туркестан» - политический орган Национальной Защиты Туркестана. С 1929 года наладил в Берлине издание журнала «Яш (Молодой) Туркестан» и стал его главным редактором. Журнал просуществовал до начала Второй мировой войны в 1939 году, было выпущено 117 номеров. Знание ряда европейских языков позволяет Мустафе Шокаю выступать с докладами и аналитическими обзорами в Париже, Лондоне, Стамбуле, Варшаве.

В день нападения 22 июня 1941 года нацисты в Париже арестовали всех заметных русских эмигрантов и заключили в замок Компьен. Там же оказался и Шокай. Через три недели его вывезли в Берлин и полтора месяца вели обработку, предлагая возглавить Туркестанский легион, который планировалось набрать из пленных советских тюрков, заключенных в концлагерях. Немцы рассчитывали на авторитет Шокая. Легион должен был частично заменить немецкие части в боях на Восточном фронте против советских войск. Шокай потребовал ознакомить его с условиями содержания земляков в этих лагерях и был потрясен нечеловеческими условиями жизни азиатов за колючей проволокой.

15. Казахстан в годы гражданской войны (1918-1920 гг): политика «военного коммунизма». Восстания крестьян.

В представлении масс и сегодня гражданская война воспринимается как военное столкновение «красных» и «белых». Но политический спектр в годы гражданской войны был столь же широк, как и в 1917 году. К весне 1918 г. возникло острое противостояние между различными политическими силами, социальными группами в России и в ее национальных окраинах. Политические партии (большевики, кадеты и другие) не нашли консенсуса - и даже не пытались найти его - о дальнейшем пути развития России и ее национальных окраин. Политические силы Казахстана либерально-буржуазного и радикально-демократического направлений также не смогли найти мирного разрешения вопроса путей развития края. гражданской войне большевикам пришлось бороться не только с белым движением, но и с «демократической контрреволюцией» (сторонниками Учредительного собрания), и со своими бывшими союзниками - «левыми» эсерами и анархистами.

Гражданская война приобретала черты крайней нетерпимости со стороны правого и левого фланга. Каждая политическая партия считала, что она борется за единую, свободную, демократическую Россию. Попытки со стороны части интеллигенции (эсер В. М. Чернов и другие) сдержать скатывание страны к братоубийственному побоищу оказались безрезультатными. Один из первых очагов гражданской войны в Казахстане возник в конце ноября 1917 г. в Оренбурге - административном центре Тургайской области, Где атаман Оренбургского казачьего войска Дутов сверг Советскую власть и арестовал ревком. Аналогичные события произошли в это же время в г. Верном и г. Уральске. К лету 1918 г. гражданская война приняла широкие масштабы в связи с активизацией империалистических государств, которые с целью свержения Советской власти объединились с белогвардейцами внутри страны. Их главной ударной силой стал чехословацкий корпус. Военнопленные солдаты Австро-Венгрии (50 тыс. солдат и офицеров), направляясь через Дальний Восток из центра России На родину, использовав данную ситуацию, контрреволюционные силы в сговоре с верхним эшелоном власти чехословацкого корпуса, подняли мятеж и захватили ряд городов Урала и Сибири: Пензу, Челябинск, Омск, Томск, Новосибирск и другие города. В Казахстане белочехи захватили Петропавловск, Акмолинск, Атбасар, Костанай и другие населенные пункты, свергнув Советскую власть. Вооруженное противостояние в Казахстане было составной частью гражданской войны в России. Поэтому не только ход боевых действий на главных фронтах гражданской войны оказывал решающее влияние на развитие и ход борьбы на казахстанских фронтах, но действия казахских воинских объединений, партизанское движение и восстания оккупированных белогвардейцами территориях Казахстана оказали существенную помощь главным силам Красной Армии, сражавшимся на Восточном и Южных фронтах. Особенно наглядно это проявилось в освобождении Оренбурга, Уральска и окончательном разгроме Колчака, изгнании белогвардейцев и их союзников из северного и северо-восточного Казахстана и семиречья.

В целом к концу 1919 г. основная территория Казахстана была освобождена от белогвардейцев, а в марте 1920 г. был ликвидирован последний фронт гражданской войны в Казахстане - Северный Семиреченский. Крупные военные операции на территории Казахстана проходили под руководством таких видных военачальников, как М. Фрунзе, М. Тухачевский, В. Чапаев, И. П. Белов, И. С. Кутяков, А. Иманов.

10 июля 1919 г. декретом СНК РСФСР был организован Революционный комитет по управлению Казахским краем (Казревком). В первый его состав вошли: С. Пестковский (председатель), А. Байтурсынов, В. Лукашев, А. Джангильдин, М. Туганчин, С. Мендешев, Б. Каратаев и другие. Казревком провел огромную подготовительную работу по провозглашению советской автономии казахского народа. 17 августа 1920 г. СНК. РСФСР рассмотрел и одобрил проект Декрета о Казахской республике. 26 августа 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли декрет «Об образовании Киргизской (Казахской) Советской Автономной Социалистической Республики» в составе РСФСР со столицей в г. Оренбурге.

Зачётная книжка студента Мустафы Шокая

Члены комиссии прибыли в Ташкент и посетили Самарканд, Андижан, Джизак и Коканд. Они своими глазами увидели последствия карательных операций, общались с местными жителями и принимали от них заявления. По итогам поездки в декабре 16-го Керенский выступил в Думе, возложив вину за случившееся на власти края. Мустафа также подготовил материалы о восстании для выступления представителей своей фракции.

Во время поездки в Ташкент Шокай гостил у своих знакомых, семьи Еникеевых. Там он познакомился с начинающей певицей и актрисой, супругой ташкенсткого юриста Марией Гориной. Вечерами они беседовали о культурной жизни Петербурга и играли на рояле. Через два года Мария вышла замуж за Мустафу, и они вместе отправились в эмиграцию.

В период работы в Думе вместе с земляками Шокай создал организацию “Туркестанское единство” для объединения народов, проживающих в родном крае. Мустафа даже готовился баллотироваться на выборы в Думу в качестве депутата от Башкирии (представителей кочевых народов лишили представительства в парламенте после 1907 года). Для этого уфимский помещик Жантурин отписал ему надел земли, но эти планы не сбылись. Последней работой Мустафы Шокая в Петербурге в 1917-м стало решение вопросов по инспектированию положения казахов, мобилизованных на тыловые работы.

После Февральской революции

В дни Февральской революции Мустафа Шокай вместе с другими депутатами мусульманской фракции наблюдал за уличными волнениями. По просьбе Букейханова он должен был выехать на фронт, но связь со столицей прервалась.

Мустафа встречался с представителями Временного правительства и Петербургского Совета рабочих и солдатских депутатов. Во время общения с ними он заявил о подготовке к образованию автономии Туркестана. Как позже писал сам Шокай: “Мыслей об отделении Туркестана даже не возникало”, однако представители нового правительства насторожились. Новые власти согласовывали с Мустафой кандидатуры наместников в Туркестане. В апреле 1917-го Мустафа Шокай прибыл в Оренбург на Первый всеказахский курултай. На нём обсуждались вопросы о возвращении изъятых земель и создании органов национального самоуправления. После окончания съезда Шокай вместе со своими земляками из Туркестана уехал в Ташкент для участия в краевом съезде общественных организаций, где решался вопрос об управлении Туркестаном.

На съезде возникли разногласия между представителями мусульманских организаций, остатками старой колониальной администрации и социалистами из Советов рабочих и солдатских депутатов. По итогам съезда был образован Туркестанский национальный совет. Мустафа Шокай стал председателем его исполнительного органа. Он также был одним из лидеров партии "Шура-и-Исламия" и редактором газеты "Бірлік Туы" ("Знамя единства"). Партия выступала за реформы в образовании и общественной жизни, просвещение народа, а также за национально-религиозную автономию Туркестана в составе России.

В июле 1917-го Мустафа Шокай принял участие в I Общекиргизском съезде в Оренбурге. На нём была заложена основа партии "Алаш", и началась подготовка к выборам в Учредительное собрание. По настоянию Керенского 31 августа 1917-го Мустафа Шокай был избран членом Туркестанского комитета - нового органа по управлению краем. В тот период в различных районах области происходили конфликты между национальными организациями и представителями Советов рабочих и солдатских депутатов. Рабочие и солдаты обыскивали дома и изымали имущество у аульных жителей в “пользу революции”. Для решения одного из таких конфликтов в Ак-Мечеть (Кызылорда) прибыл сам Шокай. Митинг с его участием едва не закончился насилием между коренным населением и рабочими и солдатскими депутатами. Конфликт удалось уладить лишь на время.

Политические взгляды и идеи Мустафы Шокая

Мустафа Шокай и его сторонники выступали за создание единого и неделимого Туркестанского государства (первоначально автономии), в состав которого могли входить несколько автономных уаялатов. К началу 20-го века Туркестанский край (Туркестанское генерал-губернаторство) представлял из себя обширную область в Центральной Азии, включающую территории современного Казахстана (Южно-Казахстанская, Кызылординская и Мангистауская области), Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана и северную часть Таджикистана. На ней проживали узбеки, казахи, кыргызы, таджики и туркмены, а также русские переселенцы.

Шокай поддерживал идею сплочения тюркских народов на основе общей культуры, истории, религии и сходных языков и объединения их в национально-демократическое государство (себя Мустафа Шокай называл демократическим националистом). Этот взгляд на будущее Туркестана противоречил позиции деятелей движения "Алаш", выступавших за создание отдельных национальных автономий в составе будущей демократической России, в частности Казахской автономии.

Первоначально Шокай и другие основатели Туркестанской автономии стремились сохранить связь с Россией и рассматривали возможность существования автономии в качестве части демократической федеративной республики. В 1923 году, уже находясь в эмиграции и выступая в Париже, Мустафа Шокай назовёт политику угнетения, проводимую советским правительством и превращение Туркестана в укреплённый лагерь для продвижения идей большевиков на Восток главной причиной изменения задач национального движения: с создания автономии к борьбе за независимость.

Джадиды и улемисты

Многие идеи Мустафы Шокая были близки к идеологии джадидизма. Джадидизм возник в конце XIX как общественно-политическое движение среди мусульманских народов Российской империи. Первоначально джадиды выступали за реформу образования (введение в медресе нового метода обучения грамоте), создание светских школ, развитие культуры и науки, реформу религии и ограничения радикального ислама. Позже к их программе добавились требования общественных и административных реформ, устранение феодальных пережитков в обществе, построение конституционных государств с парламентской формой правления и право на автономию от империи.

В 1917 году джадиды боролись за влияние в Туркестане с улемистами. Улемисты, состоящие из местной элиты и мусульманского духовенства, были сторонниками ортодоксального ислама и выступали за национальную автономию, законы которой должны были основываться на принципах шариата. В июне 1917-го улемисты вышли из партии "Шура-и-Исламия" и основали свою. Борьба между джадидами и улемистами стала одной из причин ослабления национальных организаций. Мустафа Шокай, руководя Национальным советом Туркестана, стремился примирить враждующие стороны, но эти попытки оказались безуспешны.

Большевики захватывают власть

13 сентября 1917-го ташкенсткий Совет рабочих и солдатских депутатов и Временный революционный комитет на волне эйфории после подавления мятежа генерала Корнилова попытались отстранить от управления Туркестанский комитет Временного правительства. С помощью войск под командованием верного Керенскому генерала Коровиченко, прибывших из центра, выступление Советов удалось подавить. Коровиченко стал комиссаром по управлению Туркестанским краем.

Мустафа Шокай продолжил работу в комитете Временного правительства. По поручению Национального совета он внес предложения об отзыве проекта создания русских и казахских земств и замене русских солдат в Туркестанской армии солдатами татаро-башкирского происхождения. Предложения не были приняты, а вскоре и сам комитет прекратил свое существование.

Практически сразу же после победы Октябрьской революции в Петербурге, 27 октября в Ташкенте началось вооружённое восстание коалиции большевиков и левых эсеров. Боевые действия продолжались 4 дня и к 1 ноября власть в городе полностью перешла в руки большевиков. Попытки переговоров с ними со стороны представителей Временного правительства (в числе переговорщиков был и Мустафа Шокай) оказались безуспешны. Представители старой власти были арестованы, но Шокаю удалось скрыться.

Кокандская автономия

В ноябре 1917-го Мустафа Шокай и другие представители Национального совета перебрались в Фергану, а затем в Коканд. В Ташкенте прошел III Съезд Советов Туркестанского края. В это же время партия "Шуро-и-Улема" провела Туркестанский съезд мусульман и предложила Ташкентскому совету создать коалиционное правительство. Большевики ответили отказом и образовали своё правительство - Совета народных комиссаров Туркестана.

26 ноября в Коканде партия джадистов провела IV Всетуркестанский курултай мусульман. Был образован Совет народов Туркестана - правительство, на две трети состоящее из представителей коренного населения (одну треть сохранили вакантной для представителей некоренных народов). 10 декабря Совет провозгласил образование Туркестанской (Кокандской) автономии. Правительство автономии возглавил казахский общественный деятель Мухамеджан Тынышпаев. Мустафа Шокай был избран министром иностранных дел. Позже из-за несогласия с действиями правительства, которые могли привести к обострению отношений с большевиками, Тынышпаев покинул свой пост, и главой Совета стал Мустафа Шокай. В правительство также вошли узбеки Убайдулла Ходжаев и Абиджан Махмудов, татарин Ислам Шагиахметов, еврей Соломон Гершвельд и другие.

Первой задачей Мустафы Шокая на посту главы правительства стали подбор квалифицированных кадров и создание армии. Он успел принять участие во II Всеказахском съезде в Оренбурге, где была казахская автономия "Алаш". Как представитель Туркестана Мустафа Шокай вошел в состав правительства автономии - Алаш-Орды, но вопрос о присоединении Туркестанского края к Алашской автономии так и не был решён. Правительство Кокандской автономии объявило о намерении созвать 20 марта 1918 года Учредительное собрание (парламент) края на основе всеобщего голосования.

13 декабря 1917-го в Ташкенте прошёл крупный митинг в поддержку Туркестанской автономии. Большевики разогнали его, открыв огонь по демонстрантам. В конце января 1918-го туркестанские Советы объявили Кокандское правительство незаконным. Факт образования автономии был квалифицирован как контрреволюционный мятеж. В Коканд прибыли вооружённые отряды, состоящие из красной гвардии, вооружённой армянской милиции (дашнаки) и частей Ташкентского гарнизона. Бои продолжались три дня, город был разграблен, погибло большое число местных жителей. Туркестанская автономия (просуществовала 2 месяца) прекратила своё существование 13 февраля 1918 года. Мустафе Шокаю удалось бежать в Ташкент.

В пекле Гражданской войны

Мустафа Шокай проживал в Ташкенте, скрываясь на квартире своих знакомых, семьи Еникеевых. Там он снова встретил Марию Горину, которая к тому времени развелась с мужем и мечтала переехать в Москву, чтобы начать карьеру оперной певицы. Мария помогла найти для Шокая конспиративную квартиру и через несколько месяцев решила связать с ним свою судьбу. Они поженились 16 апреля 1918 года в одной из ташкентских мечетей, а уже 1 мая молодая чета тайно выехала из Ташкента. Мустафе пришлось переодеться в солдата и воспользоваться чужими документами. Из-за боевого действия на Волге поезд доехал только до Актюбинска. Семья Шокаев поселилась в ауле Халела и Жанши Досмухамедовых, возглавлявших западное отделение Алаш-Орды.

В июне 1917-го братья Досмухамедовы, Мустафа Шокай и видные деятели Алаш-Орды прибыли в Челябинск. Там шла подготовка к Государственному совещанию с участием всех антибольшевистских сил, на котором должны были определить дальнейший ход совместной борьбы. Совещание проходило в Уфе с 8 по 23 сентября. В нем участвовали 170 делегатов от автономных правительств, казачьих войск, Сибирского правительства и самарского Комуча. Было принято решение о создании Всероссийского Временного правительства (Уфимская директория) до созыва Учредительного собрания (всероссийский парламент).

Правительство перебралось в Омск, а в Уфе (позже перебрался в Екатеринбург) продолжил работу съезд членов Учредительного собрания. Мустафа Шокай был избран членом бюро Госсовещания и вторым товарищем председателя съезда. Съезд продолжал работу по подготовке к завершению выборов в парламент. 18 ноября в Омске было свергнуто Временное правительство, и к власти пришёл адмирал Колчак. Он приказал арестовать бывших членов правительства. Шокая и его коллег под охраной вывезли в Челябинск, но ему удалось сбежать. Вместе с туркестанским эссером Вадимом Чайкиным он прибыл в Оренбург, где эссеры стремились мобилизовать казаков, башкир и казахов для борьбы с Колчаком. Мустафа Шокай представлял на съезде движение "Алаш". Казаки атамана Дутова сорвали съезд и попытались арестовать его участников, но Шокаю вновь удалось скрыться.

Весной 1919 года он прибыл в Тифлис, где вновь воссоединился с женой. После распада Закавказской Федеративной Республики здесь была образована Грузинская Республика. Супруги прожили в Тифлисе два года. Мустафа работал в газете "Вольный горец". Газету возглавлял знакомый Шокая по Думе, борец за независимость Северного Кавказа Ахмед Цаликов. Позже при поддержке грузинского правительства было налажено издание газет "Ени Дуния" ("Новый мир") и "Шафак" ("Заря"), которые писали о положении в Туркестане и борьбе с большевиками. В феврале 1921 года Советы свергли Грузинскую Республику. Семье Шокаев пришлось эмигрировать в Турцию.

В эмиграции

В марте 1921-го Мустафа Шокай с супругой прибыли в Стамбул. Исследователь биографии Шокая Бахыт Садыкова считает, что его эмиграция была осознанным решением, принятым совместно с соратниками по Туркестанской автономии и деятелями движения "Алаш". По мнению специалиста, Мустафа Шокай работал в интересах национально-освободительного движения за рубежом, а деятели "Алаша" оказывали сопротивление советской политике изнутри, влияя на неё в различных органах республики. Они периодически связывались друг с другом через различных посредников.

Стамбул был одним из центров белогвардейской эмиграции. Город был оккупирован странами Антанты, а в Турции разгоралось национально-освободительное движение под руководством Мустафы Кемаля. Мустафа Шокай живо интересуется политическими событиями в Турции и отношениями нового турецкого правительства с Советской Россией. Он встречается с деталями турецкого национально-освободительного движения и пишет несколько аналитических материалов в различные издания, включая английскую Times. Семья испытывала трудности с жильем и финансами, и через месяц, узнав, что его старые знакомые по Государственной думе - Керенский, Милюков и Чайковский бежали из России и осели в Париже, Мустафа Шокай решает последовать за ними.

По прибытии в Париж Шокай встретился с деятелями русской эмиграции. Он писал для газет "Последние новости" Павла Милюкова и "Дни" Александра Керенского. Мустафа с женой поселились в небольшом пригороде Парижа, городке Ножан (Ножан-сюр-Марн). В 1923 году Шокай разрывает связь с русскими демократами из-за их отношения к независимости Туркестана. В том же году он впервые выступает в Париже перед европейской общественностью с речью о туркестанском национальном движении. Он обвиняет советское правительство в продолжении колониальной политики царского режима в Туркестане и просит французов усилить своё влияние в этом крае. В течение следующих лет он выступает с докладами, критикующими советскую политику и экономику в Париже, Лондоне и Стамбуле, пишет монографии "Chez les Soviets en Asie Centrale" ("Советы в Центральной Азии") и "Туркестан под властью Советов" в качестве ответа на восторженные статьи французских рабочих, посетивших СССР.

В 1926 году при поддержке польской разведки и бывшего главы Польши, военного министра Юзефа Пилсудского было основано движение "Прометей". Польша стремилась ослабить советское государство, а в перспективе расчленить его на национальные автономии, чтобы обезопасить свои границы. "Прометей" объединил представителей национальных движений Украины, Кавказа, Туркестана, тюркских народов Поволжья и Крыма, Карелии и Ингрии. Участники движения ставили перед собой задачи дискредитировать советскую систему перед мировым сообществом, а также бороться за самоопределение народов СССР.

Мустафа Шокай принимал активное участие в деятельности парижской части движения (идеологический центр находился в Варшаве), был членом редакционного комитета печатного органа "Прометея" - журнала "Рrоmethёе". Движение также получало поддержку со стороны Франции, был создан Комитет "France - Orient" ("Франция - Восток"), одним из членов которого стал Мустафа Шокай. Журнал "Рrоmethёе" рассылался в большинство стран Западной Европы и многие страны Азии.

"Прометей" создал широкую сеть агентов во многих странах мира, информацию об СССР прометеевцы получали через Турцию. Движение имело филиалы в Китае, Японии и Корее и являлось одной из самых масштабных эмигрантских организаций. В середине 30-х годов некоторые участники движения попали под влияние националистических и фашистских идей, нарастающих в Европе. В 1937 году движение было реорганизовано, главной его целью стала борьба за независимость всех народов и наций СССР.

С 1934 года Мустафа Шокай и другие туркестанцы перестали публиковаться в журнале "Рrоmethёе", превратившемся в издание кавказских народов. С 1929 года главным печатным органом туркестанского движения становится журнал "Яш Туркестан" ("Молодой Туркестан"), выходивший в Берлине на чагатайском языке. Журнал издавался до 1939 года, всего вышло 117 номеров. На страницах издания Мустафа Шокай и его сторонники размещали статьи о социально-политической жизни и экономике Советского Туркестана, анализировали внешнюю политику СССР, писали о событиях в мире.

В своих статьях Шокай также размышлял о событиях недавней истории: революции, образовании и падении автономий Алаш и Кокандской автономии, приходе к власти большевиков. Он достаточно резко пишет о деятельности своих политических и идеологических оппонентов - Керенского, Валидова, Джангильдина, Иманова. Шокай черпал информацию об СССР из публикаций советских деятелей и официальной прессы, деятелей национального движения, оставшихся в Казахстане, и туркестанских студентов, обучавшихся в Берлине. Помимо "Яш Туркестан" Мустафа Шокай публиковал свои материалы в различных европейских изданиях на английском, французском, турецком и польском языках. В Париже он возглавил Национальное объединение Туркестана.

Сотрудничал ли Мустафа Шокай с нацистами?

Твёрдая антисоветская позиция Мустафы Шокая и его работа в рамках национального движения привлекли внимание нацистской Германии. Готовясь к нападению на СССР, нацисты стремились привлечь на свою сторону представителей российской эмиграции для последующего использования их в своих интересах. 22 июня 1941-го, в день нападения на СССР, нацисты провели в Париже операцию по задержанию видных деятелей эмиграции, в число которых входил и Мустафа Шокай.

Заключённых посадили под стражу в замок в Компьене, где содержали в достаточно мягких условиях. После освобождения Мустафу Шокая перевезли в Берлин. Ему предложили выступить с речью, обращённой к Туркестану по радио, но он отказался, так как в течение двух лет был оторван от новостей из СССР и хотел получше узнать настроения туркестанцев, находившихся в немецком плену. Он согласился на предложение немцев войти в состав одной из комиссий по работе с военнопленными. Комиссии создавались при министерстве по делам оккупированных восточных территорий, руководимом одним из главных идеологов Третьего Рейха Альфредом Розенбергом.

Мустафа Шокай в своих записях отмечает, что хотел встретиться с пленными из Туркестана, чтобы получить информацию о положении в регионе и узнать их отношение к советской власти. Другой целью была проверка условий их жизни. С конца августа и до начала ноября 1941-го Мустафа Шокай посещает несколько лагерей для военнопленных на территории Польши и Германии. Практически сразу он сталкивается с плохими условиями содержания пленных, нехваткой еды, отсутствием одежды и необходимых помещений, жестоким обращением со стороны лагерной администрации. Больше всего его поражает жесткость в одном из лагерей в районе польского города Дебица. В своём письме, адресованном соратнику по национальному движению Вали Каюму, он описывает случаи массовых расстрелов и казней заключённых. Мустафа объясняет такое отношение немецкой пропагандой против представителей азиатских народов.

В конце письма к Вали Каюмову он заключает:

“Мы в лагерях видим сынов нашего народа, нашей несчастной порабощённой родины. Военнопленные туркестанцы являются, по нашему мнению, весьма важным капиталом в руках Германии. Сама судьба передала ей много тысяч туркестанцев. При их (военнопленных) непримиримом антибольшевизме из них можно было бы создать отличные кадры пропагандистов за новый, демократический, мировой порядок… Да, у нас нет другого пути, кроме пути антибольшевистского, кроме желания победы над советской Россией и большевизмом. Путь этот помимо нашей воли проложен из Германии. И он усеян трупами расстреливаемых в Дебице. Тяжела, дорогой Вали, наша задача. Но мы всё же должны продолжать выполнение нашей задачи, не сворачивая”.

По мнению историков, чтобы облегчить участь военнопленных и спасти их жизнь, Мустафа Шокай предложил нацистскому руководству два условия: подготовить в учебных заведениях Германии кадры для будущего Туркестанского государства и создать военные формирования, которые должны были использоваться только при подходе к границам Туркестана. Существует версия, что Мустафа Шокай надеялся создать с помощью немцев национально-освободительную армию, которая могла бы бороться за независимость Туркестана от любых внешних сил.

Планам этим не суждено было сбыться. 22 декабря 1941-го Мустафа Шокай заболел и был помещен в больницу "Виктория" в Берлине. Скончался он 27 декабря и был похоронен на берлинском мусульманском кладбище. По официальной версии немецких врачей он умер от последствий сыпного тифа, которым заразился в лагере. Супруга Мустафы Шокая Мария Яковлевна была убеждена, что мужа отравили, так как у него был иммунитет от сыпной палочки.

Документы и официальные источники не подтверждают причастность Мустафы Шокая к образованию Туркестанского легиона. Формирование легиона из числа пленных советских граждан началось уже после смерти Шокая, весной 1942 года. Проект создания национальных частей из представителей различных народов СССР был разработан нацистами ещё до войны. Немцы стремились использовать социально-политические и национальные противоречия между народами Союза для разложения страны. Приказ о создании туркестанского, армянского, грузинского и кавказско-мусульманского легионов был подписан Гитлером 22 декабря 1941 года. Мустафа Шокай на тот момент уже находился в берлинской больнице. Работой по формированию Туркестанского национального комитета (немецкое правительство Туркестана) и туркестанского легиона руководил узбекский эмигрант Вали Каюм, который отчасти эксплуатировал идеи туркестанского национального движения.

При подготовке материала использованы труды казахстанского историка Дархана Кыдырали «Мұстафа» (Астана, 2012), исследователя биографии Мустафы Шокая Бахыт Садыковой «Мустафа Чокай в эмиграции» (Алматы: Мектеп, 2011), а также статьи на сайтах e-history.kz и rus.azattyq.org.

Перед IV чрезвычайным краевым мусульманским съездом временного правительства встала чрезвычайно трудная задача - перетянуть на свою сторону, завоевать симпатии дехканства и многочисленного слоя ремесленников. Обстановка этому благоприятствовала. Благодаря вызванному войной, экономическому кризису, завоз всевозможных товаров фабрично-заводского производства в Туркестан был самый ничтожный, а со времени выступления Дутова, прекратился совсем, что привело к увеличению спроса на кустарные изделия и повышению на них цен. Все это временное правительство автономии могло и пыталось использовать в своих интересах.

Значительно труднее для временного правительства было перетянуть на свою сторону дехканство. В течение последних десятилетий дехканство в массе своей обнищало, безземелье и парцелизация возросли до крайних пределов. Для того, чтобы сделать дехканство своей действительной опорой, нужно было реально облегчить бедственное положение кишлака.

Но такой мерой могла быть только земельная революция - передача земли в руки дехкана-землероба, на что временное правительство, защищавшее интересы своих хозяев, пойти, конечно, не могло. Единственная мера для завоевания дехканства, имевшаяся в распоряжении правительства Кокандской автономии, была голая агитация. Подкрепить ее действительно выгодной для дехканства экономической и особенно земельной политикой главари Кокандской автономии совершенно не могли.

Для агитации в широких трудовых массах коренного населения, временное правительство использовало имевшиеся в кишлаках и городах местные интеллигентные силы и духовенство. Школы всех категорий, мечети, чайханы, базары и т. д. превратились в места, где энергично велась агитация сторонников автономии.

Основными темами для агитации за Кокандскую автономию и против советской власти были следующие моменты: 1) решительно надвигавшийся голод, 2) насилия и зверства большевиков, 3) безбожие большевиков и прочие связанные с ним ужасы, 4) большевистский империализм, 5) националистическая проповедь и т. д.

На Туркестан надвигался тогда голод. Он был обусловлен целым рядом обстоятельств - безводие весны и лета 1917 года; выступление атамана Дутова в Оренбурге, благодаря которому вовсе прекратился привоз хлеба из России; мобилизация на тыловые работы; отказ временного правительства провести хлебную монополию; злоупотребления продовольственных комитетов, созданных еще при временном правительстве и составленных исключительно из представителей буржуазных думских дельцов и хлеботорговцев.

Все эти причины распространявшегося в Туркестане голода лежали вне воли советской власти. Но сторонники Кокандской автономии замалчивая эти обстоятельства всю вину за надвигавшийся голод пытались взвалить на советскую власть. Они говорили, что если бы не было в Ташкенте советской власти, то можно было бы привезти хлеб из Оренбурга и что, мол, атаман Дутов, который является сторонником Кокандской автономии, обещает прислать необходимый для Туркестана хлеб.

Буржуазия обвиняла большевиков в жестокости, зверствах, насилии. Клевета на советскую власть, самая разнузданная ложь, заполняли собой газеты того времени, как русские, так и национальные.

Безбожие большевиков также пытались использовать против советской власти. Особенно усердствовала в этом отношении улема, видевшая в безбожьи главную угрозу для своего существовании. И надо отметить, что именно этот момент сбивал с толку темные малограмотные ряды дехканства. Дехкане не имели земли, дехкане были окончательно разорены всей системой многолетней капиталистической эксплуатации. Большевики и советская власть ставили перед собой задачу разрешить земельный вопрос и уничтожить капиталистическую эксплуатацию. Поэтому дехканство готово было пойти за большевиками. Но дехкане были безграмотны и веровали в бога, а большевики проповедовали безбожье, с чем дехкане не могли согласиться, особенно при организованном воздействии многочисленного духовенства.

Особенно упорно использовалась сторонниками Кокандской автономии ошибка нашей партийной организации в национальном вопросе. Они на всех углах кричали, что большевики-империалисты, что большевики проводят такую же колониальную политику, какую проводило царское правительство, что большевики хотят по-прежнему превратить Туркестан в свою колонию.

С этим обстоятельством тесно связывалась националистическая агитация. Лозунг «Туркестан для Туркестанцев», всевозможные пантюркистские идеи пропагандировались самым настойчивым образом.

Нужно добавить, что для руководства агитационной работой руководителями Кокандской автономии были куплены и организованы три газеты: одна на русском языке («Свободный Туркестан»), другая на казак-киргизском и третья на узбекском языке - «Эль-байрак» («Знамя»). Кроме того к услугам автономистов была узбекская газета «Улуг Туркестан» («Великий Туркестан»), а издававшаяся в Скобелеве газета «Знамя Свободы», под флагом нейтралитета фактически обслуживала нужды правительства Кокандской автономии.

Главари Кокандской автономии чувствуя, что трудовые массы коренного населения Туркестана - дехкане и ремесленники, несмотря на всю агитацию сторонников Кокандской автономии, далеко не на стороне этой автономии, решили созвать краевой съезд рабочих и дехканских депутатов, который состоялся в первых числах января 1918 года.

Цель, которую правительство Кокандской автономии преследовало при созыве этого съезда, заключалась в том, чтобы продемонстрировать перед советской властью симпатии к нему со стороны трудящихся слоев коренного населения и создать такой орган, который был бы связующим звеном между правительством Кокандской автономии и трудящимися массами.

Существовавший в Фергане «Союз трудящихся мусульман» уже несколько месяцев фактически был под запретом, так как контр-революционное мусульманское духовенство, с которым «Союз трудящихся мусульман» во время выборов в местные органы самоуправления и в учредительное собрание вел решительную борьбу, выпустило против него запретительную фетву, в которой члены «Союза трудящихся мусульман» объявлялись изменниками религии, неверными и т. д. и т. п.

Созданное на IV съезде Шура-и-исламии правительство Кокандской автономии «Союз трудящихся мусульман» легальной организацией хотя и не признавало, но должно было считаться с его существованием.

На созванном правительством Кокандской автономии «Съезде рабочих и дехканских депутатов» подавляющее большинство принадлежало «Союзу трудящихся мусульман». Членов этого союза было так много, что некоторые товарищи склонны считать его как съезд «Союза трудящихся мусульман».

Однако этот инсценированный съезд нельзя считать за настоящий съезд рабочих и дехканских депутатов. Дело в том, что при выборах представителями правительства Кокандской автономии применялись всевозможные методы нажима и на съезде было избрано значительное количество людей, не представлявших собой интересы трудящихся масс. Это первая причина. Вторая причина заключается в том, что «Союз трудящихся мусульман»; в котором наряду с рабочими и дехканами были и мелкие и средней руки предприниматели, к этому времени раскололся на две фракции: правую и левую. Правительство Кокандской автономии, стараясь использовать авторитет «Союза трудящихся мусульман» в глазах широких масс населения особенно в городах, в то же время всемерно старалось чтобы на съезд были избираемы представители правого наиболее соглашательского крыла этого «Союза».

Для характеристики классовой физиономии этого съезда полезно привести слова из статьи неизвестного автора «Кокандская автономия», помещенной в сборнике «Красная летопись Туркестана». Там автор, по-видимому очевидец, пишет:

«Само собой разумеется - вся эта процедура инсценирования рабочего съезда и демонстрирование его симпатий правительству не обошлась без комических моментов. На этом бутафорском съезде, который разошелся избрав из своей среды краевой мусульманский рабочий совет, выступал с обширной программной речью покойный Полторацкий. Для ответной речи от имени съезда и в защиту автономии выступал некто М., который произнес длинную историческую лекцию на тему… об убиении Гуссейна на берегу Ефрата и демократизме имама.

Эффект был колоссальный, если не сказать грандиозный. Часть «рабочих» депутатов во главе с известным Н. Х. впала в истерику и умиленно плакала под ликующими взорами тех, кто был заинтересован прежде всего в политическом закреплении положения автономного правительства. Лишь один скептически настроенный депутат из киргизской оппозиции при виде этой религиозно-политической комедии мусульманской буржуазии недовольно пробурчал: «Опять старые песни».

Все же автор статьи не совсем прав в оценке этого съезда. Далеко не все участники съезда рыдали при воспоминании о трагической кончине семейства Алия. Многие в это время думали о продолжении решительной борьбы с буржуазией и с теми, кто ради ласкового взгляда буржуазии и буржуазного правительства Кокандской автономии предает интересы рабочего класса и дехканства.

На съезде организовалась, правда, небольшая группочка левых членов «Союза трудящихся мусульман» и «Иттифак», которая решила разоблачить контр-революционную сущность Кокандской автономии. Потерпев поражение на самом съезде, эта группа левых послала в Петербург телеграмму, в которой выражала протест против Кокандской автономии. Это все, что она могла сделать.

Правительство Кокандской автономии достигло той цели, которую оно ставило перед собой при созыве этого съезда. Умело подобранные буржуазные подпевалы на этом съезде весьма ярко продемонстрировали свою солидарность с контрреволюционным правительством Кокандской автономии. А для того, чтобы буржуазное правительство и в дальнейшем имело опору в широких массах трудящихся, на съезде был избран «Краевой мусульманский рабочий совет».

Внешне картина получалась весьма убедительная. «Шура-и-улема», «Шура-и-исламия», «Краевой мусульманский рабочий совет»… Одним словом, вся нация, все классы, все народы Туркестана решительно требуют себе автономии под главенством туркестанской буржуазии. Но уже через несколько недель для всех стало ясно, что за этими громкими вывесками, пытающимися представить все население Туркестана, выглядывает только одна лоснящаяся физиономия буржуазии.

Одновременно с этим, правительство Кокандской автономии всеми силами пыталось подчинить себе весь низовой государственный аппарат. Строить же новый государственный аппарат оно и не думало. так как не видело в этом никакой необходимоси. После Октябрьской революции советская власть довольно быстро перестроила государственный аппарат лишь в новых городах, государственный же аппарат в старых городах и в кишлаках в это время оставался прежний. Поэтому, правительству Кокандской автономии, во всем пытавшемуся подчеркнуть свою преемственность от прежнего временного правительства, выполнить задачу подчинения нового государственного аппарата было сравнительно легко.

Несмотря на то, что Кокандская автономия представляла собой интересы буржуазии, финансовое положение автономии никогда не было блестящим. Первое время правительство Кокандской автономии существовало на те незначительные средства (несколько сот тысяч рублей), которые были собраны по подписному листу. Но эти средства благодаря высоким ставкам чиновникам правительства Кокандской автономии, были весьма быстро исчерпаны, а новых доходов оно не имело.

К этому времени приезжавший в Коканд на так называемый «Съезд рабочих и дехканских депутатов», т. Полторацкий, убедившись, что без открытой и решительной борьбы с автономистским правительством, нам не обойтись, национализировал Кокандское отделение государственного банка, где имелись крупные вклады местных капиталистов. Сведения о национализации Полторацким отделения государственного банка быстро разнеслись как по Коканду, так и по другим городам, создавая настроение недовольства слабостью правительства Кокандской автономии. Особенно волновались вкладчики, потерявшие свои капиталы. Сгустившаяся политическая атмосфера разразилась министерским кризисом. Вместо Танышева у власти встало правительство более решительного Мустафы Чокаева.

Как только Мустафа Чокаев очутился у власти, он приступил к проведению внутреннего займа в 30 миллионов рублей (на тогдашние деньги). Заем проводился при помощи решительного административного нажима. Просто на квартиру или в лавку купца или ремесленника являлся кто-нибудь из чиновников и говорил, что он должен подписаться на заем в сумме такой-то, и лавочник выполнял волю начальства, чтобы не навлечь гнев на свою голову. Всякая попытка отказаться от подписки на заем истолковывалась, как сочувствие советской власти и нежелание поддержать правительство.

Но главную и самую трудную задачу для «правительства» представляло формирование вооруженных сил. Никакими национальными кадрами для формирования воинских частей правительство Кокандской автономии не располагало. Кроме того, громаднейшим препятствием в этом отношении являлось распространенное в Туркестане, особенно среди узбеков, отвращение к военной службе. Еще во времена Кокандского ханства в армию отдавали только в виде наказания за различные проступки и преступления, поэтому у населения постепенно сложилось отношение к солдату, как к преступнику, а к военной службе, как к тюремному заключению. Таким образом, для формирования воинских частей правительство Кокандской автономии не располагало ни кадровыми, ни переменным составом.

Выход из этого трудного положения был найден следующий. В качестве командного состава и инструкторов было решено пригласить офицеров из русских и татар, а также из среды пленных турецких офицеров. В качестве солдат принимались добровольцы из местного населения, но таковых нашлось весьма незначительное количество. Нанимались преимущественно кавказцы и выходцы из Персии. Судя по некоторым данным, набрать больше 60 человек солдат правительству Кокандской автономии так и не удалось. На должность «военного министра и главнокомандующего» был назначен полковник Чалышев.

Когда выяснилось, что сколотить необходимое количество добровольцев не удается, правительство Кокандской автономии решило пригласить к себе на службу главаря басмаческой (грабительской) шайки Иргаша вместе со всей его шайкой. По другим сведениям Иргаш был начальником милиции старого города Коканда до объявления автономии и на этот пост его пригласило прежнее правительство для борьбы с бандитизмом (примеч. редакции).

Сам Иргаш к этому времени за бандитизм успел побывать на каторге и вообще вся его шайка была укомплектована каторжанами, сумевшими использовать сумятицу революционного времени и бежать из Сибири.

Официально Иргаш был назначен на должность начальника Кокандской милиции, а его джигиты были зачислены милиционерами. Как только грабитель Иргаш сделался начальником милиции, он немедленно приступил к развертыванию своей шайки, принимая в нее все подонки старого города. Точно установить численность отряда Иргаша не представляется возможным. Некоторые источники говорят, что у него во время боев было до 4.000 джигитов, но это безусловно - преувеличение.

Каковы же в общем результаты деятельности правительства Кокандской автономии?

Внешне некоторые из его мероприятий имели успех. В действительности же результаты всей его деятельности нужно рассматривать как полный провал. Начнем с агитации. Развернута она была довольно хорошо, все доступные «правительству» средства были использованы, но невозможность разрешить земельный вопрос и т. д. совершенно парализовали всю агитационную работу агентов Танышаева и Мустафы Чокаева. Это особенно ярко сказалось во время кокандских боев и во время улемистского переворота.

Созыв краевого съезда рабочих и солдатских депутатов тоже дал только видимые результаты, так как избранный на этом съезде «Краевой мусульманский рабочий совет» в действительности не отражал интересов и настроений рабочего класса и дехканства и не имел на них влияния.

Финансовые мероприятия «правительства» дали, конечно, некоторые средства для его существования, но метод проведения внутреннего займа оттолкнул от него широкие массы мелкой буржуазии, поддержка которой для правительства Кокандской автономии имела, пожалуй, решающее значение.

Но самые незначительные результаты имело «правительство» в отношении строительства вооруженных сил.

Регулярной армии, как мы видим, ему создать совершенно не удалось, ибо 60 человек, хотя бы и под командой стольких же офицеров, никак не могли считаться армией, а регулярные войска, которыми по существу являлась басмаческая шайка Иргаша, хотя и были созданы, но, как мы в дальнейшем увидим, послужили главной причиной неудачи всего автономистского предприятия.

Новое на сайте

>

Самое популярное