Домой Овощи Где родился джордано бруно. Джордано Бруно краткая биография. Взгляды Джордано Бруно

Где родился джордано бруно. Джордано Бруно краткая биография. Взгляды Джордано Бруно

«Пламенный метеор средневековья» Текст музыкальной слайдовой программы, посвященной Великому Подвигу Джордано Бруно

Великое видится на расстоянии. От пламенной, подобно метеору, жизни Великого Скитальца Джордано Бруно нас отделяет почти четыре столетия.

Италия, XVI век. Как же жили в те времена люди?.. Одни жили в частных домах: богатые в красивых, украшенных колоннами;

А другие, в маленьких и порой разваленных. И везде царило беспросветное невежество. Народ страдал от многих бедствий: болезни и неурожаи, жестокие правители и войны.

Существующее тогда западное христианство уже начало вырождаться, обросло выдуманными в угоду церкви законами, заставляло слепо верить в чудеса. Европейская наука того времени требовала от людей слепого подчинения текстам святого писания, буквального понимания тех символов, которыми богата Библия.

Западные ученые того времени, согласно теории Птолемея, считали, что Вселенная - это шар, внутри которого с разной скоростью движутся кристальные небеса, а в центре этого шара находится неподвижная Земля. Все эти теории тщательно оберегала католическая церковь, чтобы не утратить своего господства над умами простых людей. То время справедливо называют мрачным средневековьем.

Постепенно в ученом мире Запада изменялись взгляды на место и роль Земли в окружающем Космосе. Отрицать шарообразность Земли уже было невозможно, поскольку была открыта Колумбом Америка и был открыт Васко де Гамой морской путь на Восток в Индию.

Польский астроном Коперник выяснил, что Земля не находится в центре Вселенной, что Солнце, планеты и звезды не вращаются вокруг Земли; а что Земля - всего лишь одна из планет, вращающихся вокруг Солнца.

Сопротивление католической церкви новым научным идеям, новым естественнонаучным теориям было яростным и суровым. У церкви было неверное представление о Космосе, о нашей солнечной системе, но тем не менее она заставляла всех думать только так, как хотела она.

Одним из самых тяжелых несчастий была инквизиция. Это была целая служба, которая находила и наказывала всех тех, кто думал не так, как папская католическая церковь. Инквизиция имела много шпионов, которые следили за всем, что происходит в странах.

Тщательно оберегая свою власть, церковь бдительно следила за благонадежностью граждан. Людей, которые отваживались говорить Истину, находили и судили. Их пытали, а потом жестоко наказывали, сжигая на кострах. Так и жил народ в страхе и незнании, но долго так продолжаться не могло.

Находились люди в те далекие времена, которые, рискуя жизнью, говорили правду о мире, в котором мы живем, правду о Космосе и космических законах. Они несли новые знания, открытия, мечты.

Именно в этот трудный для Европы период истории появилась личность, имеющая мужество стать светочем для других, способная зажечь сердца своим огромным энтузиазмом. Таким человеком, принесшим свет знания в темные времена инквизиции, стал Джордано Бруно.

Родился Джордано в 1548 году в Италии в местечке Нола, вблизи Неаполя. При рождении ему дали имя Филиппо. Отец, обедневший дворянин, служил знаменосцем неаполитанского кавалерийского полка.

О детстве маленького Бруно мало что известно. Очень рано мальчика поразило звездное небо с его красотой и тайной. Может быть уже тогда маленький Бруно пытался разгадать тайну далеких неизвестных миров. Любовь к звездам он пронес через всю жизнь.

До 10 лет мальчик жил в доме отца, затем учился в школе в Неаполе. Родителям трудно было платить за обучение, но ребенок стремился к знаниям. В школе царила атмосфера философского свободомыслия. Джордано был способный и учился очень старательно.

В 17 лет Филиппо Бруно стал послушником в монастыре, где с большим усердием он изучал труды древних и современных мыслителей. Через год он был пострижен в монахи и переменил свое имя на Джордано. В монастырских документах упоминается «Брат Джордано Ноланец».

Благодаря своим способностям и упорному труду, Джордано за время пребывания в монастыре накопил огромные знания. Уже тогда он начал понимать, что мир не так просто устроен, как говорит церковь.

В монастыре молодой монах убрал из своей кельи все иконы и изображения святых. Этот поступок разбирался в церковном суде, но по молодости Джордано не повлек за собой особых последствий. Кроме того, в монастырских стенах очень нужны были ученые и талантливые люди. Что же вызвало протест в душе? Что насторожило молодого монаха?

Европа разделена на неприятельские группы. Границы проходят в душах. Часто под одной крышей живут непримиримые враги, считающие друг друга еретиками, т.е. инакомыслящими. Нетерпимость разрушает семьи, отравляет своим ядом народы, толкает в пучину войны. Тогда же Джордано пишет:

«Если бы от природы было известно различие между светом и тьмой, то прекратилась бы древняя борьба мнений… Люди, воздевая руки к небу, заявляют, что только они обладают истиной и веруют в Бога… Поэтому-то и происходит, что различные группы человечества имеют свои особые учения и хотят быть первыми, проклиная учения остальных. В этом причина войн и разрушений...»

Бруно продолжает заниматься с утра до ночи, много читает, пытаясь осмыслить философскую сущность христианства, его историю. Он читает и перечитывает труды Аристотеля, Эпикура, Лукреция, Платона. Его крайне интересует как же устроен этот прекрасный и страшный мир, который нас окружает. Знакомится он и с тайным учением средневековых иудеев - Каббалой. Читает и арабских мыслителей, а также произведения Фомы Аквинского и Николая Кузанского.

Гуляя по монастырскому парку поздними вечерами, он глядел на ночное небо и думал. А звезды делились своими тайнами с тем, кто их любил. И он начинает понимать, что Вселенная не ограничена, а бесконечна, и что кроме нашей солнечной системы есть и другие бесчисленные миры, где все живет и развивается по единому закону Космоса. Конечно, высказывать такие мысли вслух было опасно, а тем более в монастыре.

Тайно Бруно пишет комедию, где сатирически изображаются нравы общества. Пишет Бруно и сонеты, и стихотворения. В душе его соперничают музы. Он выбирает Афину - богиню познания и мудрости, он не боится ее суровости и не ждет легкой судьбы.

Мудрость дается человеку куда труднее, чем богатство и наслаждение. Истинных философов всегда меньше, чем полководцев, правителей, прожигателей жизни и богачей. Тернистого пути Джордано не страшится, не лучше ли потерпеть неудачу, отдавая себя благородному делу, чем в малом и низком.

Бруно преклоняется перед самоотверженностью истинных героев. Он любит сказание о бесстрашном Икаре, первом человеке, который взлетел в небо. Человек, который обрел крылья, должен презирая опасность, подниматься все выше и выше. Он знает, что такое стремление ввысь обречет его на гибель, знает и летит. Смерть не страшна, если она - расплата за подвиг. Икар на всю жизнь остался для Бруно одним из любимейших героев.

Когда свободно крылья я расправил,
Тем выше понесло меня волной,
Чем шире веял ветер предо мной.
Так дол презрев, я ввысь полет направил…

Пускай паду, как Он; конец иной
Не нужен мне, - не я ль отвагу славил?..
Лечу сквозь тучи и умру спокойно,
Раз смертью рок венчает путь достойный...».

После окончания высшей монастырской школы Бруно защищает докторскую диссертацию. Об учености Джордано ходят легенды. Вызванный в Рим, он демонстрирует свои блестящие способности и феноменальную память высшему церковному правителю того времени. Еще немного и он начнет подниматься по церковной лестнице.

В 24 года Джордано получает сан священника, теперь он может отлучаться из монастыря и более близко общаться с людьми и природой. Здесь, на свободе, он читает труды первых гуманистов, знакомится с книгой Коперника «Об обращении небесных тел».

Но жизнь в монастыре тяготит… Джордано Бруно не считает нужным скрывать свои мысли, трудно утаивать прекрасную истину о строении Космоса, бесконечности миров от людей. Все знали, что он читает запрещенные книги, что в спорах не боится показывать невежество окружающих. Новое знание рвалось наружу.

Это стало беспокоить начальство. Монастырская братия ополчилась против Джордано, на него поступил донос с обвинением в инакомыслии, и арест казался неминуем. Сбросив монашескую рясу, Бруно пришлось бежать из монастыря на корабле. По его следам шли доносы. Так начались месяцы, потом годы скитаний по Европе, которые длились до конца его жизни.

И вот опять он странник. И опять
Глядит он вдаль. Глаза блестят, но строго
Его лицо. Враги, вам не понять,
Что Бог есть Свет. И он умрет за Бога.

Так и шел он по городам и странам. Он приходил в университеты, собирая толпы людей, он рассказывал им свое новое знание, свои открытия. Он выступал везде где мог и говорил смело, открыто и очень интересно. Его необычное для всех новое знание стало быстро распространяться по миру. Он был во Франции, Англии, Германии, Чехии, на родину в Италию он вернулся только через 15 лет.

В своей жизни, сам того не желая, он воплощал образ настоящего Дон Кихота, одинокого странствующего рыцаря без страха и упрека, не имеющего ничего своего - ни дома, ни семьи, ни возлюбленной, но имеющего зато свои идеи и очень много учеников и единомышленников по всей Европе, которых ему удалось вдохновить и зажечь.

Во всех городах, где Бруно останавливался, находились люди, которые воспринимали его идеи, образовывались группы учеников и едино-мышленников. Бруно много работал с такими людьми, передавал свои взгляды, мировоззрение. Многие последователи не могли открыто упоминать имя своего Учителя, чтобы не навлечь опасность на него и на себя.

Группы и кружки после отъезда Бруно продолжали работать; семена, посеянные им, давали всходы в умах людей. Новое понимание мира рвалось в стены лабораторий и кабинеты ученых, предвещало щедрый урожай научных теорий, открытий, изобретений.

То, что понял Джордано Бруно, было намного прекрасней и удивительней, чем просто ограниченная Вселенная церковных взглядов. А ведь он не имел совершенно никаких астрономических инструментов, даже телескопа. Но он сделал такие открытия, которые только спустя столетия подтвердили ученые.

Само же имя учителя оставалось в тени. Лишь в дневниковых записях Галилео Галилея, Кеплера, Декарта сохранилось имя Учителя, которому впрочем всегда была чужда слава, но дорога Истина.

Бруно преподает детям грамматику, читает молодым дворянам лекции о небесной сфере. Он использует любую возможность будить дремлющие души, он говорит о вечности мира и бесконечности Вселенной.

Он объяснял, что кометы - это особый вид планет, а не страшные явления, которые раньше пугали людей.

Он утверждал, что Земля имеет лишь приблизительно шарообразную форму: у полюсов она сплющена. Он говорил, что не Земля находится в центре Солнечной системы, а Солнце; и солнце вращается вокруг своей оси. А наша Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца.

Наше Солнце и планеты Солнечной системы - это всего лишь маленький уголок в беспредельном Космосе.

А те далекие звезды, которые мы видим как светящиеся точки - это такие же Солнца, как и наше. Вокруг этих Солнц тоже вращаются планеты, но эти планетные системы мы не видим, потому что они очень далеки от нас и не так ярки как звезды.

Миры и даже системы в Космосе постоянно изменяются, они имеют начало и конец; вечной пребудет лишь лежащая в основе их творческая энергия, вечной останется только присущая каждому атому внутренняя сила…

Такова была бесконечная Вселенная Бруно, и такой ее знают современные ученые.

Благодаря своей учености, Бруно был принят в Оксфордский университет. Однако, его публичные выступления, диспуты, где он отстаивал идеи Пифагора, излагал систему Коперника, натолкнулись на стену непонимания, самомнения и невежества.

Он говорил такие вещи, от которых краснели стены богословской аудитории: о бессмертии души и тела; как тело разлагается и видоизменяется, как душа, покинув плоть, затем долгим процессом образует вокруг себя новое тело; о том, что человек своими действиями и мыслями строит свое будущее.

Он утверждал, что решения всех мировых загадок надо искать не где-то в заоблачных сферах, на седьмом небе, а в нас самих, ибо мир един...

А еще он говорил о том, что дальние миры населены существами такого же или более высокого развития, чем на Земле. И они так же смотрят на наше Солнце, как мы смотрим на их звезды. Вся Вселенная представляет живой организм, и в ее бесконечном пространстве находится место всему.

Он любил повторять, что если для нас, земных обитателей, жители других планет находятся в небе, то для них наша Земля - тоже в небе, а мы - небожители.

Вот такие удивительные открытия сделал Джордано Бруно. Но ведь тогда об этом никто не знал, и многие ему не верили. Над ним смеялись, его выгоняли из университетов, преследовали. Но он был уверен в своей правоте и смело высказывал свои мысли. И были люди, которые прислушивались к его словам.

После изгнания из Оксфорда Бруно издает книгу, в которой излагает самые широкие взгляды на строение Вселенной, и когда позже ученый Кеплер читал этот труд, то испытывал при этом головокружение; тайный ужас охватывал его при мысли, что он блуждает в пространстве, где нет ни центра, ни начала, ни конца!

Всю свою жизнь Бруно был водим Божественной Музой - Уранией, покровительствующей астрономии и астрологии. Она оживила его творчество своими бессмертными лучами, раскрывала тайны Вселенной - галактик и миров. Вместе с ней он ощущал бессмертную гармонию Музыки Сфер и вслед за Пифагором и Платоном постигал скрытые силы человеческого гения.

Эта неземная любовь становится его вторым голосом, его вторым «я». Урания являлась ему по ночам, указуя на сияющие глубины духа, на небеса, усыпанные жемчугом дальних миров. И по этой звездной тропе он, гражданин Вселенной, проложил путь всем тем, кто дерзнул оторваться от теплого домашнего очага.

Любовь к Истине - вот что ведет Джордано. «Истина есть пища каждой героической души, стремление к Истине - единственное занятие, достойное героя».

Конечно же, его деятельность не давала покоя инквизиции, которая все время старалась его поймать. Наконец, ей удалось заманить Джордано Бруно в свои сети. Вот как это случилось.

Любовь к Родине, тоска по ней становятся все сильнее и Бруно возвращается в Италию. Он принимает приглашение одного из учеников поселиться в своем доме, и учить его мудрости. Это было начало конца.

Этот ученик оказался предателем. Он следил за своим Учителем, и, так как в характере Бруно не было сдержанности и осторожности, собрал на Бруно множество компрометирующего материала, а потом выдал его в руки инквизиции.

Джордано Бруно арестовали в доме этого ученика и отвезли в тюрьму. Предатель крадет все его рукописи, он же передает в руки инквизиции материал, на основании которого философа осуждают на смерть. Предательство часто сопровождает жизнь великих людей.

Среди многочисленных обвинений, предъявляемых ученому, выделялось одно: активная пропаганда учения о движении Земли, о бесконечности Вселенной и бесчисленности обитаемых миров в ней.

В этом вопросе Бруно пошел дальше Коперника, считавшего, что наша Солнечная система уникальна и окружена сферой неподвижных звезд. По мнению Бруно, «небо - единое безмерное пространство... в нем - бесчисленные звезды, созвездия, шары, солнца, земли... все они имеют свои собственные движения, независимые от мирового движения... они кружатся вокруг других».

Первоначально Бруно надеялся, что все ему обойдется. На допросах он пытался оправдать и защитить свои взгляды тем, что наука и вера могут существовать рядом, не мешая одна другой. Джордано все время настаивал, что все, чему он учил, он учил как философ, а не как богослов и воззрений церковных не касался никогда.

8 лет томился Бруно в ужасных тюрьмах инквизиции. Бесчисленные допросы с угрозами, издевательствами, физическим насилием; пытки чередовались длительным одиночеством, месяцами неопределенности.

Судьи старались заставить его отказаться от своих научных убеждений, ему угрожали смертью. Долго не решались на казнь, слишком заметной фигурой был Джордано. Еще более невозможным было для церкви дать ему свободу, т.к. никакие лишения не могли укротить могучий дух этого человека.

Судя по сохранившимся протоколам допросов, пытки, примененные к Бруно, не дали результатов. Стойкое поведение философа соответствовало его Учению. Он писал: «кого увлекает величие его дела, не чувствует ужаса смерти»… Ничто не пугало этого мужественного и стойкого человека. Он верил и знал, что то, что он говорил - правда. А как же мог он отказаться от правды?

Последние годы Бруно провел в камере, в сыром каменном мешке, в наружную стену которого днем и ночью бил речной прибой. Потолок камеры был низкий, и Джордано не мог выпрямиться во весь рост. Бумаги, чернил и книг ему не давали. Кто знает, что пережил, передумал, перестрадал одинокий воин за долгие восемь лет? Но дух его не был сломлен!

Инквизиция предъявила Бруно ультиматум: или признание ошибок и отречение - и сохранение жизни, или отлучение от церкви и смерть. Джордано выбрал последнее. Тогда судьи инквизиции осудили его на страшную казнь - сожжение на костре.

При вынесении приговора Бруно держал себя с невозмутимым спокойствием и достоинством, и лишь сказал, обращаясь к судьям: «Быть может вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю».

В одной из своих работ Бруно писал о творцах, гениях, провозвестниках нового: «И смерть в одном столетии дарует им жизнь во всех последующих веках.»

Наступил день 17-го февраля 1600 года. В Риме на Площади Цветов благоухала итальянская весна. Жаворонки щебетали в голубом эфире; в миртовых рощах пели соловьи.

Свой ужасный последний путь совершает Великий Узник с кандалами на руках и ногах. Он худой, бледный, состарившийся от долгого заточения; у него греческий нос, большие блестящие глаза, высокий лоб.

Осужденный поднимается на костровище, его привязывают к столбу; внизу зажигают дрова, образующие костер… Книги Бруно были сожжены у его ног. Церковное мракобесие торжествовало.

Бруно сохранил сознание до последней минуты, ни одной мольбы, ни одного стона не вырвалось из его груди - взор его был обращен к Небу.

Так восходил в бессмертие еще один Великий Учитель человечества, принимая чашу страданий от неблагодарного человечества. День сожжения Бруно совпал с сильным землетрясением при извержении Везувия. Колебания почвы докатились до Рима.

Бесстрашно и стремительно он прошел по жизни, никогда не обходя преграды и двигаясь напролом. Прекрасно владея собой, не полагаясь ни на что и ни на кого, он был подобен комете, которая осветила тьму средневековья, и, сгорая в плотной атмосфере невежества человечества, все же упала на землю и оставила неизгладимый след-кратер в сознании людей.

Только в 1889г. в Риме был воздвигнут памятник Джордано Бруно на месте сожжения мыслителя. На постаменте надпись: «Он поднял свой голос за свободу мысли для всех народов и освятил эту свободу своей смертью». Католические церкви, продавшие себя дьяволу, стыдливо были закрыты в этот скорбный и светлый день.

Борьба в жизни Бруно была борьбой между знанием и невежеством, между Светом и тьмой. Невыносим Свет мраку, потому что когда есть Свет, мрака уже не будет. Невыносимо знание невежеству, потому что невежество его боится.

И в этой борьбе Джордано Бруно не сдался, не предал правду, а значит - победил. А пламенная вера провела его через все страдания и вознесла к звездам.

Джордано Бруно воистину... гражданин Вселенной, сын Отца-Солнца и Земли-Матери... человек титанического дерзания и воли, неугасимого Прометеева огня… Цена жизни оказалась достойной платой, и свет, Им принесенный, сияет через века…

1. «Агни Йога» («Живая Этика»), в 4-х т. Москва, «Сфера», 2000.
2. «Бхагавадгита», Юрга, 1993.
3. «Введение в Агни Йогу», Новосибирск, 1997.
4. «Законы Новой Эпохи», сост. М.Скачкова, Минск, «Звёзды Гор», 2006.
5. «Кибалион» (Изумрудная скрижаль Гермеса), изд-во АДЕ «Золотой век», М., 1993.
6. «Космические легенды Востока», Днепропетровск, «Полиграфист», 1997.
7. «Криптограммы Востока», Рига, «Угунс», 1992.
8. «Наставления Будды». Изд. «Амрита-Русь», Москва, 2003.
9. «Письма Е.Рерих» 1932-1955гг., в 9-ти томах, Новосибирск, 1993.
10. «С Горной Вершины», (пер. с англ А.П.Исаевой, Л.А.Маклаковой). М., «Сфера», 1998.
11. «Свет на Пути. Голос безмолвия». Пер. с англ. Е.Писаревой. Рига, «Виеда», 1991.
12. «Спираль познания: мистицизм и йога». М., 1992.
13. «Спираль познания», в 2-х томах, М., «Прогресс-Сиринъ», 1992-96.
14. «Теогенезис», (пер. с англ. Е.В.Фалёва). М., «Дельфис», 2002.
15. «Учение Храма», в 4-х т. (пер. с англ. Ю. Хатунцева). М., «Сфера», 2004.
16. «Чаша Востока». (Письма Махатм. Избр.письма) Рига-Москва: «Угунс & Лигатма», 1992.
17. Аблеев С.Р. «Философские идеи Живой Этики и новая научная картина мира» // Гос.Ун-тет, г.Тула и журн. «Дельфис» № 3 (43), 2005.
18. Елена РЕРИХ «Агни Йога / Высокий Путь (1920 - 1944)», в 2-х томах, М.,Сфера, 2002.
19. Елена РЕРИХ «Агни Йога / Откровение (1920 - 1941)». М., Сфера, 2002.
20. Беликов П.Ф. «Рерих» (Опыт духовной биографии). Новосибирск, 1994.
21. Блаватская Е.П., «Разоблачённая Изида», в 2-х томах. (пер. с англ. А.П.Хейдока). М.,1992.
22. Блаватская Е.П., «Тайная Доктрина», в 2-х томах. (пер. с англ.Е.И.Рерих). М.,1992.
23. Блаватская Е.П., «Тайная Доктрина», 3 том, (пер. с англ. А.П.Хейдока). М., 1993.
24. Блаватская Е.П., «Учение Махатм», М. «Сфера», 1998.
25. Дмитриев А.Н. «Провозвестия, пророчества, прогнозы...» Н-с-ск, «Наука». СО РАН, 1997.
26. Дмитриева Л.П. «Посланник Утренней звезды Христос и его Учение в свете Учения Шамбалы». В 7-ми томах, М. Издательский дом им. Е.И. Рерих, 2000.
27. Дмитриева Л.П., «Тайная Доктрина» Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах», в 3-х томах, Магнитогорск, «Амрита», 1992.
28. Елена Рерих "У порога Нового Мира". М., Изд. МЦР, Мастер-банк, 2000.
29. Клизовский А.И, «Основы миропонимания Новой Эпохи», Минск, изд-во «Логаць», 2002.
30. Ключников СЮ. «Введение в Агни Йогу». М., 1992.
31. Макс Гендель. «Космоконцепция розенкрейцеров или мистич. Христ-во». М., «Литан», 2002.
32. Наталия Рокотова «Основы буддизма». Изд. «Сиринъ садхана», Москва, 2002.
33. Никитин А.Л. «Розенкрейцеры в Советской России». М., Минувшее, 2004.
34. Персиваль X. «Адепты, Мастера и Махатмы». Пер. с англ. Л.Зубковой. М., 2002.
35. Р.Д. «Дух Нерождённых», М., 2000.
36. Рерих Е.И., «Письма в Америку (1923 -1955)». В 4-х т. М., Сфера, 1996.
37. Рерих Е.И., «У порога Нового Мира». М., МЦР, 2000.
38. Рерих Е.И., «Путями Духа», М., «Сфера», 1999.
39. Рерих Н.К., «Листы дневника», в З-х томах, М.: МЦР, Мастер-Банк, 1996.
40. Рерих Н.К., «Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии». Рига: «Виеда», 1992.
41. Рерих Н.К., «Шамбала», М., МЦР, Фирма ""Бисан-Оазис", 1994.
42. Рерих Н.К., «Знак эры» (состав. Н.Ковалева). РИПОЛ КЛАССИК, Москва, 2004.
43. Уpанов Н.А., «Размышляя над Беспpедельностью». Москва, «Сфера», 1997.
44. Уранов Н., «Жемчуг исканий». Рига, «Мир Огненный», 1996.
45. Уранов Н., «Нести радость». Рига, «Мир Огненный», 1998.
46. Уранов Н., «Огненный подвиг», в 2-х томах, Рига, «Мир Огненный», 1995.
47. Уранов Н.А., «Огонь у порога», Новосибирск, 1999.
48. Хансон В. «Махатмы и человечество». (Переписка англичанина А.П.Синнета с Космическими Учителями Гималайского Братства), (пер. с англ.), Магнитогорск, 1995.

Сколько сказано, сколько написано великими умами массивных трудов. Порой не хватает воображения, памяти, чтобы постичь тонкости изложенного. Но не всегда пропагандируемые догмы служили жизненным девизом для самих мыслителей. Как не хватает порой храбрости отстоять свои идеалы, чтобы не прослыть «чудаком» перед соседями, так не хватает силы воли довести начатое до конца и стать примером собственного мировоззрения.

Джордано Бруно является одним из немногих смельчаков, отважившимся отдать за свою идею жизнь. Результатом его подвига стало рождение понятия «Джордано Бруно философия», которое отображает жертвенность личных благ перед светом науки

Путь мыслителя от рождения до смерти

Биография Джордано начинается в 1548 году, когда он родился в итальянском городе Нола. Детские годы мальчик провел за созерцанием природных процессов. Десятилетним юнцом переехал к родственникам, у которых продолжил обучение на пансионной основе.

К пятнадцати годам решил расширить масштабы образования – стал послушником монастыря (тогда наиболее обширные знания можно было получить только в религиозных учреждениях). Здесь расцветает талант юноши, уверенность в себе. Он начинает писать. Первыми произведениями становятся юмористические «Светильник», «Ноев ковчег», высмеивающие неаполитанских общественных деятелей, их образ жизни.

Несоответствие взглядов философа церковным канонам повлекло за собой печальные последствия – Бруно становится «еретиком», подверженным гонениям, преследованию, бегству. Ему приходится скитаться по разным городам Италии.

Но спрятаться на родине у мудреца не получилось, поэтому Джордано отправился в Париж. Франция встретила писателя, научного исследователя радушно, с уважением. Благодаря неординарным идеям, особому опережающему действительность взгляду на вещь философа заметил Генрих III, который тогда был французским правителем. Король дает Бруно звание экстраординарного профессора, позволяет (спонсирует) продолжать ученому свою деятельность. Преследование католической церкви вынуждает беглеца покинуть Францию, перебраться в Англию. Но и там монашеский орден не позволяет философу спокойно жить.

В конце концов, устав от скитаний, Джордано возвращается на родину. В Италии он издает свои последние произведения. Католическая полиция все же находит еретика, выносит ему вердикт «смертная казнь» и 17 февраля 1600 года на римской площади Цветов состоялось публичное сожжение мыслителя. Он больше не прятался, принял достойно свой конец, до последнего оставался верен своим убеждениям.

Роль материи в познании мира

Являясь человеком эпохи Возрождения, Бруно не мог полностью отказаться от идеи существования единого вселенского божественного начала. Он рассуждал о бесконечности Всевышнего, а также считал, что познавать нужно не Бога, а природу. Философ стал автором выражения «живая материя», согласно которому вся окружающая Вселенная есть одушевленная материя, созданная Творцом. Ее бесконечность определяется бесконечностью Господа.

Джордано считал Бога олицетворением единства Вселенной, называл его «Единым». Так как единственное не предполагает разногласий, то оно отожествляет целостность, как всего мира, так и каждого отдельного предмета. Из этого следует, что отдельная вещь также является единством, целостностью.

Философия нужна для созерцания сути окружающего мира, так считал мыслитель и описывал в своих трудах. Но познать природу способен тот, кто ищет Господа в каждой ее частичке.

Близкой по духу для философа стала концепция Коперника, которая разбивала о камни теорию католичества о неподвижности, конечности мира, нахождении Земли в его центре. Бруно, вдохновленный концепцией, выдвинул новое видение бесконечности Вселенной, ее ограниченности во времени и пространстве. Пантеизм, как единение Бога и мира, у Джордано Бруно получил продолжение в бесконечности космической материи. К тому же религиозной теории замкнутости мира мудрец противопоставил теорию его множественности и однородности, где у каждого есть центр, отдельная история развития, но все они подчиняются одним законам, состоят из подобных элементов, подвержены общему движению.

Философ одним из первых предположил существование разумных существ на других планетах.

Его идеи оставались лишь предположением, пока современная наука, оснащенная гениальными изобретениями, не подтвердила его догадки.

Метафизическая философия

Космология мыслителя опередила свое время. Его по праву можно называть предшественником, а по большому счет даже основателем современных наук (физики, математики, астрологии), философии. Идеи мудреца были необъяснимы, смелы, считались мятежными, но впоследствии оказалось, были настолько точны, что на них стали основываться многие научные деятели.

Метафизика в философии неоспоримо сложна, многозначна. Она является направлением философской мысли, занимающимся развитием технических наук, их взаимосвязи с гуманитарным осознанием. Так как для направления характерна определенная особенность, а именно изучение неизменных вещей, то метафизика Бруно была ориентирована на осмысление мира, материи, космоса, роли божественного начала.

Она стала соединяющим мостом между теориями Николая Кузанского и идеями Спинозы, оказала колоссальное воздействие на развитие классического европейского идеализма.

Понятие натурфилософии

Натурфилософия подразумевает философствование о природе. Во времена Джордано понятие природы и Бога имели тесную связь. Бруно полагает, что именно природа посредством материи олицетворяет Бога в вещах.

По мнению мудреца, материальная природа одушевлена, а духовным первоисточником выступает Мировая душа (аналог Творца). Она выступает двигателем каждой материальной частицы, всеобщим разумом. Материя с душой, являясь антиподами, непостижимо образуют единое целое, объединяясь в бесконечном разнообразии Солнечной системы.

Природа у мыслителя выступает непостижимой самостоятельной Вселенной, единым независимым бытием, подчиняющимся исключительно собственным законам. Творческим потенциалом, источником динамики является сама природа.

Дуалистический взгляд на причины или начала

Философия Возрождения гласит – Бог есть начало мироздания. Джордано Бруно выражал основные идеи о первоначале иначе: изначальная причина и изначальное едины в лице Всевышнего, но различны в природе. Объяснение – первопричиной является универсальный разум, воплощающий задумки природы, а первоначалом есть материя, подчиняющаяся разуму, интерпретированная им.

На момент рождения Солнечной системы мировым интеллекта в качестве первой идеи была выбрана материя не внешняя, а внутренняя. Это сделало ее одухотворенной, способной воспроизводиться в различные формы без помощи разума.

Натурфилософ понимал, что философия природы крайне сложна, непонятна для его современников, поэтому он кратко и доступно изложил ее основы в книге «О причине, начале и едином». Издание повлекло бурную реакцию аудитории – интерес образованного общества, пропагандированное изложение крамолы, так считала инквизиция.

Цикличность и завершенность природы в учении Бруно

Философия цикличности и завершенности природы, в учениях мыслителя отличалась от однобоких толкований данного вопроса остальных деятелей эпохи Возрождения целостностью изложения. Концепция мыслителя заключается в следующем: каждая материя обладает универсальным разумом, который уже определил свое место. Он классифицировался, подчинил себе видоизменение, динамику материи. Это объясняет природную логичность, законченность. По этому принципу каждая частица совершает личный цикл существования, после чего опять становится материей.

Литератор предположил существующий физический кругооборот вещей в природе, который на тот момент узколобой инквизиции казался ересью. Гибель ученого не предотвратила развитие научного общества, потому что произведения мудреца все равно дошли до читателей.

Единство философских понятий

Как невозможно было представить средневековому человеку существование мира без Бога, так же невозможно было осознать современникам «бунтаря» слияние всех понятий в единое целое, но не божественное естество. Джордано Бруно положил жизнь на то, чтобы «просветить» социум новаторскими идеями, глядящими в будущее.

Философия поэта имела отчасти мистический оттенок, потому что только мистика могла объяснить непостижимые предположения, чем направила на себя ненависть религии. Вечный спор науки, философии, религии породили у Джордано философскую мысль о том, что божество является слиянием бытия и формы, материи и разума, данные понятия равны между собой в Творце. Без их единства мир не был бы единым целым, представляющим собой постоянно трансформированную материю, подчиняющуюся общим законам.

Сущность естественного подобия

Теория универсального разума отражает сущность естественного подобия – «чистый разум» (позже определение ввел ) сконцентрирован на создании. Хотя он и не имеет лица, имени, плоти, является абстрактным понятием, в этом заключается сходство интеллекта с божественным началом. Бруно впервые выдвинул подобную теорию, когда философствовал о первопричинах. Многие ученые-схоластики осудили концепцию, так как она заменяла авторитет церковных догматов принципом сомнения, свободой мысли, слова. Вера считалась последней инстанцией, а мыслитель предложил заменить ее научным знанием.

Джордано последовал за философом Кузанским и астрономически направленным Коперником. Развивая их теории, он предполагает, что реально существующие в мире противоположности совпадают, то есть являются неопровержимым тождеством. Данное тождество олицетворяет Бога, материю, которые находится везде и нигде, являясь не обособленной сущностью, а единой общностью.

По мнению Бруно, по-настоящему верующий человек должен познать законы движения, а божья воля заключается в природном законе, благочестии души, красоте вещей. Желание осознать естественное подобие разума (материи) и Бога – высоконравственный удел. Слепая вера нужна для управления глупыми людьми.

Постоянство и изменчивость природы

Учение материалиста основывается на познании природы, а целью выступает установление за выраженной внешне изменчивостью материи постоянства природных законов. Этот процесс не имеет конца, так как в нем проявляет свою сущность цикличность.

Утверждение Джордано об одновременном существовании универсального интеллекта, материи, нахождении их повсюду, но неизвестно где, является стимулом к преображению, умению противоречиво мыслить, искать истину в противоположных вещах, находить постоянство в изменчивости.

Такой реформаторский подход к познанию ознаменовал, отрыв от средневекового мировоззрения, переход к новому этапу развития.

Имя: Джордано Бруно (Giordano Bruno)

Дата рождения: 1548 г.

Возраст: 52 года

Деятельность: монах-доминиканец, философ, поэт, космолог

Семейное положение: не был женат

Джордано Бруно: биография

В феврале 1600 года, на площади Цветов города Рима был приговорен к смерти инквизицией через сожжение итальянский мыслитель Джордано Бруно. Личность Бруно настолько неоднозначна, что о его роли в мировой науке и философии спорят до сих пор. Джордано развил теорию о строении Вселенной, уверяя, что звезды представляют собой движущиеся небесные тела, а Вселенная бесконечна во времени и пространстве. Но даже с его гелиоцентрической картиной мира инквизиция наказала лишь арестом. За что же сожгли Бруно?


Ситуация интересна еще и тем, что за последние несколько десятков лет католическая церковь пересмотрела ряд решений инквизиции касательно ученых и философов, но Джордано Бруно в их число не вошел. Более того, церковь поддерживает решение инквизиции. Так за что же так невзлюбили Джордано служители церкви? Было ли дело в его научных взглядах или причина кроется гораздо глубже?

Детство и юность

Филипп Бруно родился в 1548 году, в городке Нола неподалеку от Неаполя, в семье наемного солдата Джованни и бедной крестьянки. В 1559 году мальчик отправился в Неаполь с целью учиться наукам, в том числе диалектике, литературе и логике. Спустя четыре года Филиппа отправили в монастырь, где он провел 10 лет. Там мальчик получил второе имя, под которым стал известен миру – Джордано.

При монастыре Филипп детально изучил книгу Коперника «О вращении небесных сфер» и выступил против традиционных убеждений и , указывая на их несоответствие данным практических наблюдений. В 24 года Джордано стал священником и провел первую службу. Основываясь на смелых высказываниях юного брата Джордано, священнослужители заподозрили его в ереси.


Это заставило молодого монаха пуститься в бега. Он покинул территорию Италии в 1574 году и 17 лет блуждал по территории Европы. За эти годы Бруно посетил Швейцарию, Англию, Францию, Германию. В 1577 году, приехав в Тулузу (Франция), Бруно читал лекции о науке и философии Аристотеля. Еще через два года Джордано, уже в Париже, рассказывал публике о работах философа, теолога Луллия, мировоззрение которого разделял и он сам.

Но спустя пять лет у бывшего служителя церкви возник конфликт со сторонниками учения Аристотеля и он вынужден покинуть Париж, отправившись в Лондон. В Англии Джордано плодотворно работал и написал ряд философских трактатов. В 1586 году мыслитель уехал в Германию, однако читать лекции в Марбурге ему запретили. Тогда Бруно занялся преподаванием в Виттенберге.

Наука

Джордано Бруно писал философские трактаты, выступал на диспутах, читал лекции, но везде в итоге его вынуждали прекратить пропагандировать свои идеи. Сановник, который позднее участвовал в вынесении смертного приговора мыслителю, писал о том, что Джордано – это выдающийся ум, философ незаурядных знаний и начитанности.

Бруно решительно выступал против католической церкви и вообще против любой существующей на тот момент религии, называя их наиболее серьезным препятствием, которое предстоит преодолеть науке на пути своего развития. В 1584 году вышла в свет его работа «О бесконечности, вселенной и мирах».


Эту его работу иногда рассматривают как основу современного материалистического природоведения, включая учение о материальном единстве мира и пространственной и временной бесконечности Вселенной.

В тот же период вышла работа «Пир на пепле», состоящая из пяти диалогов, посвященных пропаганде астрономических теорий Коперника. Наряду с ними автор высказывает свои идеи о бесконечности Вселенной и множественности миров. В этой работе впервые проявляется та вера в себя как сверхчеловека, мессию, которую часто приписывают философу современные исследователи.

Продвигая идеи Коперника о вращении Земли и других планет по орбитам вокруг Солнца, Бруно не достиг успеха даже у просвещенных умов вроде и . Разочаровавшись в государствах центральной Европы, Бруно отправился в Прагу. Там вышли в свет еще несколько книг, посвященных магии.

В целом, философия Бруно основывалась на неоплатонизме – он полагал, что есть некое единое начало, давшее продолжение всему во Вселенной. Но не только первоначало называл мыслитель богом, а и природу, и даже человека – этого-то церковь стерпеть и не смогла.


Сегодня исследователи утверждают, что существенного научного значения идеи Бруно не имели, поскольку лишь продолжали учение Коперника, расширяя его, но не подтверждая доказательной базой. Все основные идеи и открытия Джордано лежали в плоскости мистики или психологии, а вовсе не астрономии.

Однако полностью отрицать значение открытий Бруно для современной науки неверно: философ первым выдвинул гипотезу о движении континентов, наличии далеких планет, невидимых человеку и т.д.

Личная жизнь

О личной жизни Бруно практически ничего не известно. Джордано не был женат, не имел детей, и даже учеников и последователей у мыслителя не было. Некоторые биографы допускают предположение о гомосексуальных наклонностях философа. Впрочем, это не удивительно для нравов средневековья и, в частности, для служителей церкви.


Самое известное изображение Джордано Бруно

На фото сохранившихся портретов Джордано предстает хрупким молодым человеком с задумчивым выражением лица. Эта задумчивость, увлеченность науками и мистикой заменила мужчине прелести светской жизни и плотских утех в объятиях женщин.

Смерть

Вернувшись из странствий по Европе обратно в Италию, Джордано Бруно тут же попал в руки инквизиции. По мнению ряда биографов, философ мог бы избежать смертного приговора, если бы не его выступления против монастырских прибылей и имений и не требования об их конфискации. Другие исследователи считают, что высказывания мыслителя о множественности миров и бесконечности Вселенной стали основной причиной, вызвавшей гнев инквизиции.


Но ведь и теории Галилея явно противоречили церковным доктринам, почему же к нему инквизиция отнеслась гораздо мягче и терпимей? По мнению исследователей, ответ на этот вопрос кроется в методах, которыми пользовались мыслители. Галилео был классическим ученым, использовавшим математический инструментарий в разработке теорий. А Джордано, скорее, мистик, мыслитель, применявший вместо научных методов магию там, где не хватало аргументов.

Ряд биографов говорит о том, что казнь Джордано Бруно стала результатом не столько борьбы с наукой и просвещением, сколько борьбы за власть. Бруно был невероятно убедителен в своих учениях, а основные идеи его заключались в отвержении религии как таковой, что было довольно опасным вольнодумием в эпоху средневековья. Арестовали Бруно после доноса некоего Мочениго, обвинившего философа в ереси. Судебный процесс длился шесть лет, которые философ провел в заточении в римской тюрьме.


Ряд исследователей считает, что инквизиция дала возможность бывшему священнику отречься от ереси и остаться в живых, но тот отказался. Текст приговора, который вынесла инквизиция в отношении еретика Джордано, был утерян, известно лишь, что вина заключалась вовсе не в научных теориях, а в богохульстве бывшего служителя церкви. Именно угроза церковной власти стала основной причиной казни непокорного и упрямого философа.

Личность Джордано Бруно настолько неординарна, что мифов о нем ходит больше, чем фактов реальной биографии. Связано это с неоднозначным отношением исследователей к его теориям и учениям. И действительно, ряд интересных фактов имел место в жизни мыслителя. Так, еще в период жизни при монастыре брат Джордано высказывал сомнения в непорочности зачатия Девой Марией, приводя в ужас святых отцов. Этот факт потом часто припоминала инквизиция во время судебного процесса.

Длительная работа во Франции, несмотря на неприятие местными служителями церкви идей философа, объясняется феноменальной памятью. На нее обратил внимание Генрих III и просил научить его мнемонике. С той же просьбой позднее обратился к Бруно аристократ из Венеции, однако позднее именно Мочениго написал донос на своего учителя, обвиняя его в еретических высказываниях.

По словам вельможи, Джордано считал Иисуса магом и утверждал, что смерть его была случайной, а вовсе не искупала грехи человечества, а человеческие души не бессмертны в том смысле, которое вкладывают в это понятие христиане, а подвергаются реинкарнации после смерти физического тела.


Приговор, вынесенный в итоге философу, звучал как «казнь без пролития крови», что означало смерть на костре. А труды Джордано Бруно значились в списке литературы, запрещенной католической церковью, вплоть до середины ХХ столетия.

Сейчас же на площади Цветов в Риме стоит памятник мыслителю, считавшему себя мучеником. Но даже открытие памятника прошло со скандалом и антикатолической демонстрацией. Еще один интересный факт заключается в том, что, вопреки желанию церкви, спустя столетия светское общество реабилитировало философа: в 1973 году в Италии даже вышел фильм с одноименным названием, и даже кратер на Луне носит имя Джордано Бруно.

Библиография

  • 1582 – «О тенях идей»
  • 1582 – «Искусство памяти»
  • 1582 – «Песнь Цирцеи»
  • 1582 – «О сокращенном построении и дополнении искусства Луллия»
  • 1583 – «Искусство запоминания», или «Искусство вспоминания»
  • 1583 – «Печать печатей»
  • 1584 – «Пир на пепле»
  • 1584 – «О причине, начале и едином»
  • 1584 – «О бесконечности, вселенной и мирах»
  • 1585 – «Килленский осёл»
  • 1586 – «О толковании снов»
  • 1588 – «Тезисы против математиков»
  • 1595 – «Свод метафизических терминов»

«Термин "лженаука" уходит далеко в Средние Века. Мы можем вспомнить Коперника, которого сожгли за то, что он говорил "А Земля всё-таки вертится"…». Автор этой фантастической цитаты, где перепутаны три разных человека — политик Борис Грызлов.

На самом деле за гелиоцентризм (представление, что центром нашей планетной системы является Солнце) преследовали Галилео Галилея. Великого астронома заставили отречься от своих взглядов, но фразы «А всё-таки она вертится!» он не говорил — это поздняя легенда. Живший ранее Николай Коперник — основатель гелиоцентризма и католический священнослужитель — тоже умер своей смертью (его доктрину официально осудили лишь 73 года спустя). А вот сожгли Джордано Бруно — 17 февраля 1600 года в Риме по обвинению в ереси.

Вокруг этого имени существует множество мифов. Самый распространенный из них звучит примерно так: «Жестокая Католическая Церковь сожгла передового мыслителя, учёного, последователя идей Коперника о том, что Вселенная бесконечна, а Земля вращается вокруг Солнца».

Ещё в 1892 году на русском языке появился биографический очерк Юлия Антоновского «Джордано Бруно. Его жизнь и философская деятельность». Это настоящее «житие святого» Эпохи Возрождения. Оказывается, первое чудо произошло с Бруно в младенчестве — змея вползла в его колыбельку, но мальчик криком напугал отца, и тот убил тварь. Дальше — больше. Герой с детства отличается выдающимися способностями во многих областях, бесстрашно спорит с противниками и побеждает их с помощью научных аргументов. Очень молодым человеком он получает всеевропейскую известность и в расцвете сил бесстрашно гибнет в пламени костра.

Красивая легенда о мученике науки, погибшем от рук средневековых варваров, от Церкви, которая «всегда была против знаний». Настолько красивая, что для многих реальный человек перестал существовать, а на его месте появился мифический персонаж — Николай Брунович Галилей. Он живёт отдельной жизнью, шагает из одного произведения в другое и убедительно побеждает воображаемых противников.

Вот только к реальному лицу это не имеет отношения. Джордано Бруно был раздражительным, импульсивным и взрывным человеком, доминиканским монахом, а учёным скорее по названию, чем по сути. Его «одной, но подлинной страстью» оказалась не наука, а магия и желание создать единую мировую религию на основе древнеегипетской мифологии и средневековых гностических идей.

Вот, например, один из заговоров богине Венере, который можно найти в трудах Бруно: «Венера благая, прекрасная, красивейшая, любезная, благоволящая, милостивая, сладкая, приятная, блистающая, звёздная, Дионея, благоухающая, веселая, Афрогения, плодородная, милостивая, щедрая, благодетельная, мирная, изящная, остроумная, огненная, величайшая примирительница, любовей владычица» (Ф. Йейтс. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000).

Вряд ли эти слова уместны в творениях доминиканского монаха или учёного-астронома. Зато они очень напоминают заговоры, которыми пользуются до сих пор некоторые «белые» и «чёрные» маги.

Бруно никогда не считал себя учеником или последователем Коперника и астрономией занимался лишь в той мере, в которой она помогала ему найти «сильное колдунство» (воспользуемся выражением из «гоблинского перевода» «Властелина колец»). Вот как один из слушателей выступления Бруно в Оксфорде (правда, довольно пристрастный) описывает то, о чём рассказывал оратор: «Он решил среди очень многих других вопросов изложить мнение Коперника, что земля ходит по кругу, а небеса покоятся; хотя на самом деле это его собственная голова шла кругом и его мозги не могли успокоиться» (цитата из указанного сочинения Ф. Йейтс).

Бруно заочно похлопывал старшего товарища по плечу и говорил: да, Копернику «мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений общей вульгарной философии, если не сказать, от слепоты». Однако «он недалеко от них ушел, так как, зная математику больше, чем природу, не мог настолько углубиться и проникнуть в последнюю, чтобы уничтожить корни затруднений и ложных принципов». Иными словами, Коперник оперировал точными науками и не искал тайных магических знаний, поэтому был, с точки зрения Бруно, недостаточно «продвинут».

Многие читатели пламенного Джордано не могли понять, почему среди его сочинений по искусству запоминания или устройству мира встречаются какие-то безумные схемы и упоминания античных и древнеегипетских богов. На самом деле именно эти вещи для Бруно были самыми важными, а механизмы тренировки памяти, описания бесконечности Вселенной — лишь прикрытием. Бруно, ни много ни мало, называл себя новым апостолом.

Подобные воззрения и привели философа на костер. К сожалению, полный текст приговора Бруно не сохранился. Из дошедших до нас документов и свидетельств современников следует, что коперникианские идеи, которые по-своему выражал подсудимый, также вошли в число обвинений, но не делали погоды в инквизиторском расследовании.

Это расследование продолжалось восемь лет. Инквизиторы пытались подробным образом разобраться в воззрениях мыслителя, тщательно изучить его труды. Все восемь лет его склоняли к покаянию. Однако философ отказался признать выдвинутые обвинения. В результате инквизиционный трибунал признал его «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Бруно был лишён священнического сана, отлучён от церкви и казнён (В. С. Рожицын. Джордано Бруно и инквизиция. М.: АН СССР, 1955).

Разумеется, заключать человека в тюрьму, а потом сжигать на костре только за то, что он высказывал определённые взгляды (пусть и ложные), для людей XXI века недопустимо. Да и в XVII веке подобные меры не добавили популярности Католической Церкви. Однако рассматривать эту трагедию как борьбу науки и религии нельзя. По сравнению с Джордано Бруно средневековые схоласты скорее напоминают современных историков, защищающих традиционную хронологию от фантазий академика Фоменко, чем тупых и ограниченных людей, которые боролись с передовой научной мыслью.

Новое на сайте

>

Самое популярное