Домой Овощи Как начать домашнюю церковь - простая церковь. Домашняя церковь

Как начать домашнюю церковь - простая церковь. Домашняя церковь

-Пять идей на заметку в помощь начинающим насаждать новую церковь

Домашние церкви – это не организации, функционирование которых зависит от людей с административными способностями или безмерной одаренностью для координации и управления группой. Достаточно простых, любящих Иисуса людей. Нил Кол в своей книге «Культивируя жизнь для Бога» верит, что простота является ключом к выполнению Великого Поручения. Он говорит: «Чем сложнее процесс, тем более высокая одаренность необходима для его осуществления». По-настоящему хорошая новость заключается в том, что для создания домашней церкви можно сложить бремена планирования, управления зданиями, программами и стратегиями евангелизации. Не нужно быть влиятельным лидером (хотя, скорее всего вам понадобятся некоторые дары руководителя). Чтобы начать домашнюю церковь достаточно открыть свой дом для друзей и соседей, и потихоньку начать двигаться шаг за шагом.

Прежде всего, молитесь!

Молитва – первый шаг, чтобы начать домашнюю церковь. Служение домашних церквей должно быть рождено в молитве. Хотя это простой шаг, без молитвы и Божьего водительства мы напрашиваемся на неприятности. Начало новой домашней церкви – это не просто хорошая идея; она должна стать идеей Божьей. Если вы чувствуете, что ваше призвание в том, чтобы начать домашнюю церковь, соберите несколько единомышленников и начините молиться, чтобы получить стратегию от Бога. Неудачное начало многих домашних церквей напрямую связано с недостатком молитвы.

Время, посвященное молитве, дает Богу возможность работать в наших сердцах и очищать наши внутренние побуждения. Когда домашние церкви создают вследствие реакции на то, что нам не нравится в официальных церквях, природа домашней церкви формируется на основании протеста и разногласий. Но здоровые домашние церкви должны начинаться с Божьего водительства и желания достичь тех, кто не знает Иисуса. Как учит Библия, что посеет человек, то он и пожнет. Поэтому если вы начинаете домашнюю церковь из-за обиды на существующую церковь или руководителя, вы сеете семена придирчивости и гордости в создаваемой вами церкви.

Кроме молитвы для создания новой церкви также важно обратиться к лидерам местных христианских церквей для получения духовного водительства и совета. С самого начала Сети микро-церквей Ланкастера мы развивали отношения с верующими официальных церквей в нашем районе и за его приделами, отвечая на вопросы и поясняя им концепцию микро-церкви. Народная мудрость говорит: «Один в поле – не воин». Мы соглашаемся. Здоровое движение домашних церквей – это не отделенные группы, отказывающиеся быть подотчетными. Полные жизни сети микро-церквей духовно соединены с лидерами Тела Христа.

Знайте, кого вы призваны достигать

Собирайте вместе людей из вашего окружения. У нас было несколько неверующих коллег по работе, которых мы достаточно хорошо узнали за прошедшие месяцы или годы. Мы пригласили человек двенадцать из них присоединиться к нам для изучения принципов ведения бизнеса, параллельно наслаждаясь пиццей у нас дома, используя книгу притч в качестве учебного пособия.

У нас не было жестких правил, регламентирующих обсуждение; с мнением каждого считались, а неправильных ответов просто не существовало. Постепенно мы начали вместе молиться и поклоняться, а в течение года каждый из них стал христианином. Они сформировали ядро нашей первой домашней церкви.

Когда первая микро-церковь Сети микро-церквей Ланкастера начала собираться в нашем (Ларри) доме несколько лет назад, мы просили, чтобы Бог присоединил к нам неверующих или новообращенных. Мы также просили о помощниках в этом предприятии. Однако мы сразу же столкнулись с проблемами. Во-первых, многие верующие хотели прийти и посмотреть, что это такое. Некоторым из этих христиан были просто интересны последние тенденции в христианстве. Им понравилась идея, что микро-церковь собиралась в среду, а не в воскресенье, и что люди встречались в гостиной, а не в молитвенном доме.

Но мы не начинали что-то новое ради того, чтобы начать что-то новое! Так как у нас было поручение от Господа привлекать новых верующих, мы просили интересующихся христиан не приходить на наши встречи. Большой процент старых верующих в группе заставил бы неверующих чувствовать себя неудобно.

Джим Питерсен в своей книге «Церковь без стен» четко описывает, что может произойти, если «мигрирующее стадо из соседних церквей» начнет наводнять новую церковь просто из любопытства.

У меня есть друг, который был частью команды, решившей начать церковь. Собрание разделили на домашние церкви, за каждой из которых закрепили старшего, в обязанности которого входило пасти членов этой домашней церкви. Централизованные мероприятия сводились к минимуму, чтобы дать возможность людям служить своим семьям и неверующим друзьям.

Еженедельные встречи проходили динамично. Я никогда не забуду свое первое посещение. Там были самые разные люди, начиная от людей в деловых костюмах и заканчивая неформалами. Многие из них были новообращенными. Преподавание Слова было практичным, направленным на нужды людей. Мне понравилось.

Также встречи нравились всем, кто посещал. Новость разошлась, и вскоре начался процесс вливания миграционного стада из соседних церквей. Их нужды поглощали силы лидеров этой молодой церкви. Их желания постепенно начали задавать тон. Традиционные представления этих мигрирующих членов вскоре поглотили это весьма творческое начинание и соответствующим образом изменили его.
Что здесь плохого? ¬– спросите вы. Проблема в том, что первоначальное видение, которое было у лидеров, чтобы распространить церковь в обществе посредством усилий каждого верующего, так и не воплотилось.

Мы с моей женой знали, что наше видение от Господа – достигать молодое поколение – необходимо защищать в начале становления нашей новой сети микро-церквей, и молодые лидеры нашей сети разумно установили четкие границы. Они просили Бога приводить неверующих, новообращенных и тружеников, и Господь выполнил их просьбу.

Размер домашней церкви имеет значение

Вскоре у нас с женой появилась еще одна проблема в нашей домашней микро-церкви. Неверующие участники начали приглашать своих друзей, и через 6 месяцев в нашей гостиной собиралось 50 человек. Это много людей!

Рекомендуется, чтобы одновременно собиралось от 6 до 12 человек. На основании своего опыта могу сказать, что группы меньше 6 человек обычно приходят в упадок и становятся серыми вследствие недостаточного количества взаимоотношений и общения. Однако в группах больше 12, как правило, начинают страдать тесные дружеские отношения и возможность участия каждого члена. Возможно, и неудивительно, что быстрорастущие движения по созданию новых церквей сегодня воспроизводят малые домашние церкви размером от 10 до 30 человек.

Периодичность встреч

Домашние церкви должны встречаться не реже одного раза в неделю, чтобы сохранять ощущение связанности. Хотя, опять же, необходимо подчеркнуть важность оставаться гибкими. Некоторые микро-церкви собираются в одном и том же месте каждую неделю, а другие меняют место встречи, собираясь по очереди в домах членов. Некоторые группы собираются более часто, а другие не так часто. Некоторые домашние церкви собираются среди недели, а другие – по выходным.
Очень важно, чтобы собрания являлись выражением желания членов совместно созидать сообщество, не просто выполнением религиозного долга или добавлением дополнительных собраний к уже и так заполненному расписанию. Если встречи происходят вокруг еды и с целью общения, это способствует раскованности. Выбирайте удобное для всех участников время, а затем постарайтесь поддерживать связь с другими членами (хоты бы только по телефону или электронной почте) за рамками официальных встреч. Для созидания духовной семьи не достаточно одного-двух часов в неделю!

Составные элементы встречи

Одно можно сказать точно о собраниях домашней церкви: они не должны быть мини копиями типичного воскресного утреннего собрания. Старайтесь, чтобы встречи домашней церкви не напоминали «убежавшее собрание, пойманное в гостиной», как один молодой человек описал домашние церкви, дублирующие и повторяющие формат традиционного служения: поклонение, обучение, молитва.

Со временем мы поняли, что встречи микро-церквей лучше всего организовывать с использованием четырех основных компонентов: еда, собрание, малые группы и «собрание после собрания».

1. Еда. Люди, посещающие домашние церкви, любят поесть! Еду должны приносить все.

2. Собрание. Домашние церкви собираются для поклонения, изучения и обсуждения того, как Писание применяется в жизни.

3. Малые группы. Если домашняя церковь состоит больше, чем из пяти или шести человек, мы обнаружили, что малые группы становятся очень эффективными. Для общения в этих группах выделяется специальное время, отдельно от собрания микро-церкви. Когда мы спрашиваем новообращенных об их самой любимой части встреч микро-церкви, то постоянно слышим ответ, что им нравятся малые группы. Именно в контексте малых групп новообращенные рассказывают о своей жизни и учатся впервые молиться с другими.

Еще мы заметили, что отдельные малые группы для мужчин и женщин могут быть очень эффективными. В домашней церкви из восьми или десяти человек могут быть одна или две малые группы для мужчин и одна или две малые группы для женщин. Хорошо, чтобы лидеры домашней церкви встречались ежемесячно с лидерами малых групп для обучения и ободрения. Более того, лидеры малых групп обычно становятся лидерами домашних церквей.

4. Собрания после собрания. В большинстве стандартных церквей люди сразу же уходят домой после собрания. Не так в домашней церкви. Этим людям нравится проводить время вместе. Полная продолжительность встречи может составлять от одного до трех часов и даже дольше, в зависимости от того, сколько нужно времени для участия каждого.

Хотя еда (обычно ужин) – один из элементов встречи домашней церкви, иногда можно от нее отказаться. В какую-то неделю домашняя церковь может помочь подрезать деревья в саду, после чего помолиться вместе, а на следующей неделе организовать «шведский стол» из поклонения, молитвы, учения и общения. Каждая встреча, когда люди собираются для обсуждения жизни Иисуса и жизни с Иисусом, должна быть свежей и неформальной.

Ларри Кридер (Larry Kreider) и Флойд МакКланг (Floyd McClung)
(выдержки подобраны из их только что опубликованной книги «Начало домашней церкви» (Starting a House Church))

Какие первые слова были сказаны Иисусом Христом Своим ученикам? (идите за мной – это не первые слова!)

от Иоанна 1:35-39 — «пошли ко мне в гости» — вот первые слова!
Благовестие Господа Иисуса заключалось в том, что он приглашал людей к себе домой. Благовестие первых учеников состояло в том, что они приглашали друзей и знакомых к себе домой – а у них дома в это время сидел Иисус.

от Матфея 5:14-16 —

Как правило, неверующие родители, вместе с которыми живут их уверовавшие дети, не готовы к тому, чтобы открывать двери своего дома незнакомым людям, которых пригласили их дети. Ученики, живущие с родителями, не могут не считаться с их желанием жить так, как они хотят. Вряд ли Иисус приводил бы людей домой, если бы его мать была против. Что же делать?

У Бога есть простой выход. Два ученика, брат и сестра влюбляется, строят отношения, женятся. Образуется семья учеников, которая начинает сама определять стиль своей жизни. Бог создает семьи, чтобы они могли оказывать гостеприимство, которого они не могли оказывать, пока жили с неверующими родителями, – и через него светить, быть светильником на подставке.

Домашняя церковь — все мы слышали это словосочетание не один раз. В отличие от других словосочетаний (семейная группа, беседа по Библии и т.д.) это словосочетание не выдумано современными христианами, оно есть в Библии. В каких случаях оно употребляется?

Римлянам 16:3-4 —

Филимону 1-2 —

Оба упоминания о домашних церквях связаны с конкретными семьями.

Если мы посмотрим на эти семьи, мы увидим интересную вещь – они совершенно не похожи. Акила и Прискилла пригласили в гости Аполлоса и дали ему более точные убеждения, т.е. мы видим семью с учительным даром, способную учить даже проповедников. Филимон, по контексту письма Павла, молодой ученик, которому нужно молоко, а не твердая пища («тебе надо простить твоего убежавшего раба, ведь он теперь твой брат во Христе, и т.д.»). Ясно, что он сам еще не в состоянии никого наставлять – но у него собирается домашняя церковь! Значит, есть что-то общее у этих 2-х семей, что дает Библии основание говорить о домашних церквях Акилы и Прискиллы и Филимона.

Что у них общее? Только одно: готовность предоставлять свое жилище для регулярных встреч определенной части учеников – и эта группа в Новом Завете называется домашеней церковью, по имени семьи, у которой она собирается. Как видно, вовсе не обязательно, чтобы эта семья наставляла группу, собирающуюся у нее.

Еще о домашних церквях в Библии (хотя они и не названы именно этим словосочетанием):

Деяния 16:33-34 —

Деяния 18:8 —

2-е Тимофею 4:19, 1:16 —

Еще одна важная деталь – сравним 2 отрывка:

Деяния 12:12 —

Деяния 16:14-15 —

Библия не может сказать «дом Марии» или «дом Лидии» о семьях, где есть взрослые мужчины. Мария, скорее всего, была вдовой, Лидия – возможно, незамужней. Тогда «дом Лидии» – это ее мама, младшие сестры. Также очевидно, что эти женщины не могли учить собирающихся у них христиан.

Вывод: семья, собирающая у себя домашнюю церковь, вовсе не обязательно должна организовывать учение и проведение собрания, это может делать кто-то из приходящих к ним в гости зрелых верой христиан. Семья берет на себя заботу о гостях, это ее роль. Ее гостеприимство и является ее ролью (незаменимой!) в жизни домашней церкви.

Какие структурные подразделения, относящиеся к церкви, можно найти в Новом Завете?
1) Церковь по всему миру;
2) Церковь в отдельном городе (населенном пункте), экипаже корабля, группе в походе;

Это не означает, что все те структурные образования, которые применялись в движении учеников, были неправильны – в рамках своей жизни в церкви мы свободны устанавливать любую структуру. Но тот факт, что святой Дух указал только 3 этих понятия, говорит об их принципиальной важности, в отличие от всех остальных организационных форм.

Библейское послание очень простое –
1) в мире есть церковь учеников Иисуса,
2) эта церковь состоит из церквей в конкретных городах,
3) каждая из которых состоит из домашних церквей.

Где-то ученики Иисуса Христа (христиане) могли собираться все вместе, где-то не могли, где-то жили даже в полуподпольных условиях – но благодаря жизни по домашним цеквям, они были неуязвимы перед внешним давлением, были очень устойчивы и плодоносны.

Каждая домашняя церковь – это и есть церковь, ее полная картинка для тех людей, которые приходят в нее, благодаря тем отношениям которые в ней царят.

В Библии нет подробного описания жизни христиан в домашних церквях, но это можно очень хорошо себе представить. В 1-м послании Коринфянам в 7 главе Павел говорит о принципиальном отличии жизни женатых учеников от одиноких – это очень большая загруженность заботами о семье. Конечно же, эти заботы – радость и благословение, но факт есть факт — такой фактор, как свободное время сплошь и рядом начисто отсутствует у женатых, в отличие от одиноких. Павел очень убедительно это обьясняет. В семье, где время полностью занято служением супругов друг другу, детям, заботами о хозяйстве, выделять значительное количество времени для служения гостеприимством, причем регулярно – как это делать, чтобы это не было тяжелым бременем? Это возможно только при помощи тех учеников, которые собираются у них дома, при условии, что эти ученики берут на себя часть хозяйственных забот семьи (уборка, готовка, базар и т.д.), освобождая тем самым для семьи время, которое они посвятят своему служению ученикам и гостям. Это взаимослужение лучше всего описано в отрывках:
1 Коринфянам 12:24-25 —

Каждый человек хочет быть счастливым и любимым, на чувстве любви зарождается семья, с апостольских времен называемая «домашней церковью». И от того, кто в нее войдет и в чьих руках будет гореть ее живой огонек, зависит, станет ли семья школой любви, а значит, школой спасения, или пополнит ряды несчастных семей, строящих свою «малую церковь» на песке.

Автор книги «Домашняя церковь» - священник, ученый, доктор наук, церковный писатель Глеб Каледа вместе с матушкой Лидией, впоследствии монахиней Георгией, - создал удивительную семью, которая сумела пережить скитания, опасности и лишения, нужду, при этом стала надежной опорой для шестерых своих детей и многих духовных чад отца Глеба.

В их жизни главной была Церковь, и семья тоже стала, как Церковь… Долгие годы отец Глеб был тайным священником, превратив одну из комнат своей квартиры в храм, где каждое воскресенье совершалась Божественная литургия. Это было сложно и крайне опасно, но вся семья участвовала в домашней церковной жизни. И все дети, став взрослыми, как и их родители, навсегда связали свою жизнь с Богом.

Домашняя церковь, сокровенная, устроенная по слову Евангелия, - «это задача общенациональная, государственная: в семьях заложено нравственное, культурное и экономическое благополучие народов», - написал автор в предисловии к своей книге, ставшей для многих читателей христианским учебником, путеводителем в семейной жизни. В ней он обращается к тем, кто готовится вступить в брак, и к супругам со стажем, которых волнуют проблемы взаимоотношения в семье и воспитания детей. Опыт многодетного отца и священника интересен и полезен в вопросах религиозного, трудового, эстетического воспитания, отношения к природе, музыке, искусству, чтению, образованию, материальным благам. В книге охвачены все стороны семейной жизни, стержнем которой является молитва. Обращаясь к читателям, автор пишет: «Супруги! Организуйте ее, применяясь к обстоятельствам вашей семейной жизни. Учитесь молиться всю жизнь и учите молитвам своих детей».

Каждый человек, стремящийся построить счастливую крепкую семью, узнает из книги протоиерея Глеба Каледы, как правильнее устроить христианский быт, проводить с детьми свободное время, семейные праздники. И, главное, как освятить семью благодатью Святого Духа. «Церковь рекомендует супругам, пришедшим к вере, крестится, а крестившись - венчаться, сколько бы лет они ни прожили в светском браке». Приводя множество жизненных примеров, давая конкретные практические советы, автор в живой форме раскрывает содержание христианской семьи, христианского дома, в котором уютно, «прежде всего, благодаря отношениям между членами семьи, царящей в ней любви и дружбе».

Любимая многими православными читателями книга протоиерея Глеба Каледы «Домашняя церковь» выдержала несколько переизданий и дополнена воспоминаниями монахини Георгии (Лидии Владимировны Каледы) о совместной жизни с отцом Глебом, истории их любви и преданного служения Богу. Они был счастливы в семейной жизни, хотя в домашней обстановке и не осыпали друг друга ласковыми прозвищами. Но, находясь в разлуке, отец Глеб писал жене: «Чем дольше мы с тобой живем, тем ты становишься необходимей, моя радость, моя поддержка, моя любовь. Моя нежная, моя заботливая, моя дорогая. Я не баловал тебя словами нежности, прими их сейчас после нашего более чем полувекового знакомства. В жизни мы проросли друг в друга уже могучими корнями».

Самым сильным и глубоким переживанием супругов стала их последняя Пасхальная служба, которую они, как это было раньше, провели дома, в своей домашней церкви. Это было незадолго до ухода отца Глеба, ослабленного тяжелой болезнью. «Он сидел в кресле в своем любимом белом облачении и служил, а я пела и тихонько плакала, потому что понимала, что это последняя наша с ним заутреня. Отец Глеб причастился сам и причастил меня». Удивительно трогательное и такое возвышенное прощание двух бесконечно любящих людей, проживших долгую, прекрасную жизнь друг с другом и с Богом.

Ольга Стрелкова

Семья зарождается на чувстве любви двух, которые становятся мужем и женой; на их любви и согласии зиждется все семейное здание. Производная этой любви - родительская любовь и любовь детей к родителям и между собою. Любовь - это постоянная готовность отдать себя другому, заботиться о нем, оберегать его; радоваться его радостям, как своим, и печалиться его горем, как собственным горем. В семье человек вынужден разделять печаль и радость другого не только по чувству, но по общности жизни. В браке горе и радость становятся общими. Рождение ребенка или смерть его - все это объединяет супругов, усиливает и углубляет чувство любви.

В браке, любви человек переносит центр интересов, мироощущения из себя в другого, избавляется от собственного эгоизма и эгоцентризма, погружается в жизнь, входя в нее через другую личность: в какой-то мере он начинает видеть мир глазами двоих. Любовь, которую мы получаем от супруга и детей, дает нам полноту жизни, делает нас мудрее и богаче. Любовь к супругу и собственным детям распространяется несколько в иной форме на других людей, которые как бы через наших любимых делаются нам ближе и понятнее.

Монашество полезно для тех, кто богат любовью, а обычный человек научается любви в браке. Одна девушка хотела идти в монастырь, но старец сказал ей: “Ты не умеешь любить, выходи замуж”. Вступая в брак, надо быть готовым на повседневный, ежечасный подвиг любви. Человек любит не того, кто его любит, а того, о ком он заботится, и забота о другом увеличивает любовь к этому другому. Любовь внутри семьи возрастает на взаимной заботе. Различия способностей и возможностей членов семьи, дополнительность психологии и физиологии мужа и жены создают настоятельную необходимость деятельной и внимательной любви друг к другу.

Супружеская любовь - очень сложный и богатый комплекс чувств, отношений и переживаний. Человек, по ап. Павлу (1 Фес 5:23), состоит из тела, души и духа. Проникновенная связь всех трех частей человеческого существа с другим возможна лишь в христианском браке, который придает отношениям мужа и жены исключительный характер, не сравнимый с другими отношениями между людьми. Только их ап. Павел сравнивает с отношениями Христа и Церкви (Еф 5:23-24). С другом - духовные, душевные и деловые контакты, с блудницей и блудником - только телесные. Могут ли быть духовными отношения между людьми, если отвергается существование духа и души, если утверждается, что человек состоит только из одного тела? Могут, поскольку дух существует независимо от того, принимаем ли мы его или не принимаем, но они будут неразвитыми, неосознанными и подчас сильно извращенными. Христианские отношения мужа и жены троичны: телесны, душевны и духовны, что и делает их постоянными и нерасторжимыми. “Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть” (Быт 2:24; см. также Мф 19:5). “Что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф 19:6). “Мужья, - писал ап. Павел, - любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь…” и далее: “Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее…” (Еф 5:25,28‑29).

Ап. Петр призывал: “Мужья, обращайтесь благоразумно с женами <…> оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни” (1 Петр 3:7).

По словам Сент-Экзюпери, в каждом человеке надо видеть посланника Божия на земле. Это ощущение должно быть особенно сильным в отношении супруга.

Отсюда проистекает известная фраза “жена да боится своего мужа” (Еф 5:33), - боится оскорбить его, боится стать поруганием его чести. Бояться можно от любви и уважения, бояться можно от ненависти и ужаса.

В современном русском языке слово бояться употребляется обычно в этом последнем значении, в церковнославянском - в первом. От неверного понимания изначального значения слов у околоцерковных и нецерковных людей возникают иногда возражения против текста послания к Ефесянам, читаемого при венчании, где приводятся указанные выше слова.

Хорошая, благодатная боязнь должна жить в сердцах супругов, ибо она порождает внимание к любящему, охраняет их отношения. Надо бояться делать все то, что может обидеть, огорчить другого, и не делать всего того, о чем не хотелось бы сказать жене или мужу. Это - страх, сохраняющий брак.

К телу жены-христианки надо относиться с любовью и уважением, как к творению Божиему, как к храму, в котором должен жить Дух Святой. “Разве не знаете, что вы храм Божий”, - писал ап. Павел (1 Кор 3:16), - “что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа” (1 Кор 6:19). Даже если тело еще только в потенции может стать храмом Божиим, то к нему надо относиться с благоговением. Тело жены должно быть храмом Духа Святого, как и мужа, но оно также есть место таинственного зарождения новой человеческой жизни, место, где созидается тот, кого родители должны воспитывать для участия в своей домашней церкви как члена Христовой Вселенской Церкви.

Беременность, роды и кормление - те фазы жизни семьи, когда либо особенно ярко высвечивается заботливая любовь мужа к жене, либо проявляется его эгоистически-страстное к ней отношение. В это время с женой надо обращаться благоразумно, особенно внимательно, любовно, “как с немощнейшим сосудом” (1 Петр 3:7).

Беременность, роды, кормление, воспитание детей, постоянная забота друг о друге - это все ступеньки на тернистой тропинке в школе любви. Это те события внутренней жизни семьи, которые способствуют усилению молитвы и способствуют вхождению мужа во внутренний мир жены.

К сожалению, о том, что брак есть школа любви, обычно не задумываются: в браке ищут утверждения самого себя, удовлетворения собственной страсти или того хуже - собственной похоти.

Когда брак любви подменяется браком страсти, тогда раздается вопль:

Только слышь,

убери проклятую ту,

Которую сделал моей любимой.

(Маяковский)

Когда в “любви” и в браке ищут собственных интересных и приятных эмоций, возникает профанация любви и брака и закладываются семена ранней или поздней его гибели:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

(Лермонтов)

На арабском Востоке женщина - лишь тень мужчины. За нею, указывает А. Баудата, признается лишь две роли: быть предметом наслаждения и производительницею. В обоих случаях мы имеем дело с женщиной-вещью. “Роль жены сводится к тому, чтобы давать мужу наслаждение, на которое она сама не вправе претендовать”.

На место предмета наслаждения и наложниц древнего мира и Востока христианство ставит жену - сестру во Христе (1 Кор 9:5), сонаследницу благодатной жизни (1 Петр 3:7). Брак может существовать и углублять свое содержание и без физических сношений. Не они составляют основную сущность брака. Этого светский мир часто не понимает.

Всякое отношение к женщине или мужчине (вне брака или даже в браке) лишь как к источнику только плотского наслаждения с христианской точки зрения есть грех, ибо оно предполагает расчленение триединого человеческого существа, делает часть его вещью для себя. Оно свидетельствует о неумении управлять собою. Жена носит - муж бросает ее, ибо она не может с блеском удовлетворять его страстность. Жена кормит - муж уходит, ибо она не может уделять ему достаточного внимания. Грехом является даже нежелание идти домой к беременной и беспричинно (может быть, - только как кажется) плачущей жене. Где тогда любовь?

Брак свят, когда он, освященный Церковью, охватывает все три стороны человеческого существа: тело, душу и дух, когда любовь супругов помогает им духовно возрастать и когда их любовь не замкнута только на себе, но, трансформируясь, распространяется на детей и согревает окружающих.

Школу такой любви хочется пожелать каждому вступающему и вступившему в брак. Она делает людей чище, душевно и духовно богаче.

Можно привести много примеров изменения первоначального значения слова: “Господь воцарится - да гневаются людие” значит “Господь воцарится - да радуются люди”. В некоторых старых молитвословах печатается “Напрасно Судия приидет”, что в более поздних изменено на “Внезапно Судия приидет”. У плохо знающих славянский язык вызывают недоумение слова укорми, Господи, живот мой , означающие “направь, Господи, жизнь мою”. Укорми здесь - от слова корма , где располагался кормщик древнерусских ладей и кораблей, определяющий путь. Слово сволоч в древней Руси означало свиту, сопровождающую какое-либо высокое лицо. У лингвистов есть понятие “ложные друзья переводчика”. Учитывая это, не следует легкомысленно бросаться в критику древних текстов и произвольные толкования, так как церковный язык - это не язык нашего повседневного обихода.

Церковь есть Тело Христово, Богочеловеческий организм, в котором благодать пронизывает и освящает человека. Каждый церковный человек – частица этого Тела, необходимая для полноты целого (1 Кор 12). Лишь находясь в Церкви, можно жить в изобильной благодати Божией. В эпоху бушующей – словом и делом – антихристианской пропаганды необходимы наши значительные усилия и помощь Божия, чтобы войти в это мистическое Тело и сохранить себя в нем: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф 11:12).

Для тех, кто живет в родительском доме или вступил в брак, первичной клеточкой Вселенской Церкви должна быть семья, – малая, домашняя церковь. В ней совершается наш труд по стяжанию Царства Небесного. Домашнюю церковь создают двое – мужчина и женщина, любящие друг друга супруги, стремящиеся ко Христу.

Подарок на свадьбу. Приточный рассказ

Подробности Опубликовано 24.12.2017 00:46

Свадьба была в разгаре. Жених не сводил глаз со своей избранницы: ясный взгляд, счастливая улыбка, нежный румянец – никто не мог сравниться с ней в красоте и юности.

Гости кричали «горько!», подарки начали дарить. Много гостей – много подарков. Всё не упомнить. Но один не забыть…

Милок! - какая-то старуха теребила жениха за белоснежную рубашку почти чёрной рукой. Он, увидев бабульку, от неожиданности отшатнулся.

Вы кто, бабушка?

Почти угадал, - засмеялась старуха, - Я пра-прабабушка твоя. Меня к тебе с подарком моя пра-пра-прабабка прислала. Выйдем в парк, подарю.

Жених облегченно вздохнул – очередной свадебный розыгрыш. И артистку наняли хорошую, от старухи столетней не отличить.

Пойдемте, пра-прабабушка.

В лицо пахнуло свежестью зелёного летнего вечера, старуха махнула в сторону ресторана: «Тихо ты!» - и музыка умчалась куда-то вдаль.

Ну, - старуха довольно потёрла руки, - теперь нам никто не помешает.

Она запустила руку в котомку и вытащила фотографию.

Вот тебе первая часть подарка.

Жених посмотрел на снимок. Восемь мужчин стояли плечом к плечу от края до края. Перед ними на стуле сидела женщина – измождённая, но с улыбкой. Видимо, это была их мать.

И при чём здесь я? – жених вернул снимок старухе.

Ты на снимке! Неужели не заметил?

В центре стоишь. А рядом – твои семь сыновей. Впереди невеста твоя. Её через двадцать лет за твою маму принимать будут. Так её жизнь сомнёт.

Но у нас не будет семерых парней. У нас будут мальчик и девочка. Мы так решили.

Лучше послушай. Вот, рядом с тобой ваш первенец. Серая личность. Ни талантов особых, ни красоты. Но благодаря тому, что у него будет шесть младших братьев, вырастет надёжным,трудолюбивым. Карьеры большой не сделает, но уважать его на работе будут. Да и семью создаст всем на зависть. А если младших братьев у него не будет, он вырастет ленивым, никчёмным и просто сопьётся, сидя на вашей шее всю вашу жизнь.

Новое на сайте

>

Самое популярное