Домой Овощи Конспект занятия зимующие птицы. Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы

Конспект занятия зимующие птицы. Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: н аборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц, мяч, цветные карандаши, тетради, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».

1. Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.

– Рассмотрите картинки и назовите.

– Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

2. Введение в тему

– Правильно.

– Как называются птицы, которые остаются зимовать?

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.

3. Рассматривание картинок

выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).

– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

– Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).

– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.

– Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).

– Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?

– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?

(Голубь большой, сизый, воркующий.)

– Какие это птицы?

– Почему их так называют?

4. Пальчиковое упражнение «Дятел»

– Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

5 . Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»

– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:

Синица, снегирь, ворона, голубь.

– А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.

Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.

6. Игра «Какой птички не стало?»

На доске - четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает :

– Какой птички не стало?

7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)

– Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».

Снегирь, синица, голубь, воробей

8. Составление предложений по картине

– Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.

– Как называется домик с кормом для птиц?

– Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

– Какие птицы прилетели к кормушке?

– Сколько птиц прилетело?

– Что едят синички?

– Какие птицы улетают?

– Почему нужно помогать птицам зимой?

9. Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

Логопед прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.

– Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите – на дерево прилетело много птиц.

Давайте про них скажем так:

На дереве много… синиц.
На дереве много… дятлов.
На дереве много… ворон.

На дереве много… снегирей.

10. Упражнение «Посчитай-ка»

– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.

(Воробей, синица).

11 . Работа в тетрадях

Дети обводят по точкам снегиря и раскрашивают картинку.

12. Итог занятия

– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

– Что мы делали на занятии?

– Что понравилось?

Оценка детей.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе

по теме «Зимующие птицы».

Коррекционно-образовательные задачи: Расширение словарного запаса по теме «Зимующие птицы»; активизации познавательных интересов; развивать умение согласовывать числительные с существительными; Развивать умение давать полные ответы на поставленные вопросы;

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением;

Коррекционно-воспитательные задачи: Способствовать формированию познавательного интереса детей к жизни птиц; воспитывать бережное отношение к природе и заботу о птицах; Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Ход занятия

I . Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.

– Рассмотрите и назовите, кто изображен на картинке.

– Как одним словом можно назвать тех, кто изображен на картинках? (Зимующие птицы)

II . Объявление темы занятия

– Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

– Кто догадался, о ком мы будем говорить на занятии?

– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах.

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)

Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)

Ребята, я вижу здесь птичек (слайд), значит, не все птицы улетели.

Игра «Бинокль»

Дети смотрят в бинокль и отвечают на вопрос: «Где сейчас можно увидеть птиц?» (на крыше, на снегу, на заборе, в кормушке, около дома). Как называются эти птицы? (зимующие).

Проводится игра «Птичий концерт»

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:
Воробей: чик-чирик

Синица –тинь-тинь

Ворона: кар-кар

Сорока: стрр-стрр

Снегирь: дю-дю-дю

Дятел: дрр-дррр

Клест: цок-цок-цок

Свиристель: тюр –тюр – тюр

III. Закрепление знаний

Д/и «Сложи птичку

У вас на столах лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц.

Как нам узнать, какие птицы изображены на этих картинках? Соберите картинки и вы узнаете свою птичку.

Ребята, почему птицы в холодное время года прилетают поближе к жилью человека? (Человек их подкармливает.)

Ребята, в холодные дни птички не поют, тогда мы споем про них чистоговорку.

Д/у «Журавли» (звучит музыка).

Ли-ли, ли-ли - улетели журавли,

Ло-ло, ло-ло – все дорожки замело,

Ля-ля, ля-ля – побелела вся земля,

Лю-лю, лю-лю – Новый год встречать люблю!

VII. Составление предложений

Логопед: Ребята, мы должны зимой помогать птицам? Как?

Д/и «Кого чем угостим?»

Посмотрите, как много прилетело птиц, их надо покормить! Я угощу ворону корочкой хлеба. А вы? (Ответы детей.)

Наелись птицы. Предлагаю рассмотреть их внимательно. Обратите внимание на то, какие они все разные.

Д/и «Скажи какая? Какой?»

Если у сороки белый бок, она какая? (Белобокая)

Если у синички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)

Если у снегиря красная грудка, он какой? (Красногрудый)

Если у вороны толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)

Если у воробья короткий клюв, он какой? (Короткоклювый)

Ребята, птицы наелись, и мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.

Динамическая пауза Игра «Отгадай и присядь»

Я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в дальний путь.

Ребята сравните птиц с людьми и животными.

У человека - дети, а птицы-птенцы

У человека – нос, а у птицы –клюв

У животных – шерсть, а птиц-перья

У кошки –лапы, а у птицы – лапы.

Предлагаю поиграть в игру «Четвёртый лишний»

Снегирь, синица, кормушка, голубь;

Дятел, ворона, синица, заяц.

Упражнение «Посчитай-ка»

Ребята, с нами остаются зимовать много птиц. Давайте, вместе их сосчитаем. (Дети считают птиц.)

1,2,…5 (Снегирь, синица, голубь, сорока, дятел.)

IV. Рефлексия.

О ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Какая игра вам больше всех понравилась?

Наталья Василешникова
Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе. Тема : «Зимующие птицы »

Программное содержание :

Формировать обобщённое представление о зимующих птицах ,

закрепить знания о зимующих птицах , расширять и активизировать словарь детей по теме;

Упражнять детей в подборе слов – антонимов, в образовании приставочных глаголов;

Развивать связную речь детей; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, общую и мелкую моторику пальцев рук; умение слушать рассказы других детей. ;

Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру, бережное отношение к птицам , желание помогать им в зимних условиях

Развивающая среда : Таблицы с изображением зимующих птиц , готовая кормушка из картона, фигурка «птичка» .

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед предлагает детям поиграть в игру «Отгадай – ка!»

(Дети отгадывают загадки о птицах , при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка - Это (Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

Каких птиц вы ещё видите на доске? (ворона, сорока)

Сообщение темы.

Логопед : Как вы видите, к нам прилетели птицы . Но одна из этих птиц заблудилась . Какая это птичка, как вы думаете? (Дети определяют и находят одну перелётную птицу среди зимующих - журавль )

Сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах… . Что значит «зимующие » ? (ответы детей)

Правильно, это птицы , которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края. Давайте назовём известных нам зимующих птиц . (Дети называют птиц ) .

Закрепление названий частей тела птиц . Подбор слов – антонимов.

Логопед : У птиц , как и у людей, есть различные части тела. У всех птиц есть… (голова, туловище, хвост, крылья, клюв, лапки) Покажите, где у птицы… .

Что общего в строении у всех птиц ? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Игра «Скажи наоборот»

Логопед : Посмотрите, ребята, несмотря на то, что у птиц есть много общего , они все разные. Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской)

У синицы хвост короткий, а у сороки…

Воробей маленький, а ворона…

Голубь тяжёлый, а воробей…

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

(когда логопед произносит название той или иной пиццы, он показывает соответствующую картинку)

Физминутка.

Пальчиковая игра «Дятел»

Ладошка одной руки – это дерево. А указательный пальчик другой руки - это длинный клюв дятла. В ритме стихов «дятел» - пальчик стучит по ладошке.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Игра «Улетают – не улетают»

Когда дети слышат название перелётной птицы – машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующей птицы , они обнимают себя руками и садятся (согревают)

Упражнение в образовании приставочных глаголов.

Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола. Синицы едят кусочки несоленого сала, зерна семечек, крошки хлеба. Вороны едят очистки от овощей, крошки хлеба, остатки любой пищи. Так как мы можем помочь птицам зимой ? (Подкармливать) .

Логопед : А где птицы могут найти наши угощения? (В кормушках) .

Люди стараются развешать кормушки в садах, парках. Кормушки могут быть разные : в виде домиков с крышей и небольшими входными отверстиями, из пустых пакетов из-под молока, из пластиковых бутылок. Кормушки для птиц должны быть скромными по окраске, чтобы не отпугнуть птиц .

Посмотрите и скажите, из чего сделана эта кормушка? (Из дерева) . Скажите, из чего ещё можно изготавливать кормушки?

Игра «Подбери слова»

Логопед : Птичка летела, летела и к кормушке (что сделала?. подлетела.

Другие птицы от кормушки (что сделали) … отлетели.

Шустрая птичка в кормушку (что сделала… залетела.

Потом она из кормушки (что сделала… вылетела.

Кормушку вокруг (что сделала… облетела.

(Логопед демонстрирует действия птички, используя фигурку, а дети сами комментируют их)

Развитие слухового внимания. Развитие связной речи.

Логопед : Ребята, скажите, какую из этих птиц вы видите чаще всех остальных? (воробья)

Сейчас, я расскажу вам одну историю, которая приключилась с одним воробышком :

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замёрзшего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, потом положили его в тёплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробья на волю и повесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму .

Вопросы к тексту :

Какое было время года? Кого нашли дети в парке на снегу? Какой был воробышек? Что сделали дети, чтобы замёрзший воробышек не погиб? Когда дети выпустили воробышка на волю? Что повесили дети зимой в парке? Зачем?

(Затем дети составляют рассказ самостоятельно)

Итог занятия .

Логопед :

Кто у нас был в гостях? Почему эти птицы так называются ?

Как люди помогают зимующим птицам ? Каких птиц мы можем видеть в наших кормушках? Что вам больше всего запомнилось сегодня?

Сахарова Ирина Ивановна учитель-логопед

Тема: Зимующие птицы

Февраль 2010г

Г. Подпорожье

Тема: Зимующие птицы

Цели: Уточнить и активизировать словарь по теме: «Зимующие птицы». Совершенствовать грамматический строй речи. Закреплять умение составлять рассказ-описание по схеме.

Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, координацию речи с движениями.

Воспитание бережного отношения к птицам, желание помочь им перезимовать.

Оборудование.

Предметные картинки с изображением зимующих птиц, ласточки, самолета.

Изображения птиц для фланелеграфа. Изображения птиц, разрезанные на части. Фигурки Снегурочки и Снежной королевы для фланелеграфа.

Ход занятия:

1. Игра «Что лишнее?». Развитие внимания, мышления.

На доске выставлены картинки с изображением вороны, воробья, сороки, самолета.

Логопед. Какая картинка лишняя? Почему? (Самолёт, потому что это вид транспорта, а на остальных картинках - птицы).

Вместо самолета добавить картинку с изображением голубя и ласточки.

Логопед. А теперь кто лишний? Почему? (Ласточка, потому что это перелётная птица, а остальные - зимующие).

2.Вопросы к детям. Развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи.

Логопед . Почему эти птицы называются зимующими?

Кто назовёт зимующих птиц по картинкам? (Вызванный ребёнок показывает указкой птиц и называет их).

Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Синица, дятел, снегирь).

Чем отличаются птицы от других животных? (клюв, 2 лапки, 2 крыла, перья).

Чем питаются птицы зимой?

3. Составление предложений с союзом а , употребление слов – антонимов.

Логопед. Птицы бывают разные по размеру, крупные и мелкие.

Посмотрите на картинки и скажите, кто крупная птица, а кто мелкая? (ворона, воробей).

Клювы у птиц бывают длинные и короткие, толстые и тонкие. Расскажите, у кого какой клюв?

Логопед показывает пары картинок: дятел и воробей, синица и снегирь. Дети составляют о них предложения с союзом а : у дятла клюв длинный, а у воробья короткий.

У птиц бывают разные хвосты. У кого какой хвост? (сорока и снегирь)

Лапки у птиц тоже разные. У кого какие? (ворона и синица)

4. Упражнение на образование сложных прилагательных.

Логопед. Птицы отличаются по окраске перышек, или по оперению.

Если у снегиря красная грудь, как про него можно сказать? (красногрудый)

А у какой птицы желтая грудка? Как про нее можно сказать?

У кого белые бока? Какая сорока? (белобокая).

Черные крылья? -

Черная голова?-

Длинный хвост? –

На фланелеграф, расположенный в другой части группы, прикрепляется изображение Снегурочки.

Логопед : Снегурочке очень понравилось, что вы много знаете о птицах. Она приглашает вас на свою полянку, посмотреть, какие зимующие птицы живут у нее в лесу. Мы поедем туда на лыжах.

Дети, имитируя ходьбу на лыжах, подходят за логопедом к фланелеграфу.

5. Составление целого из частей.

Логопед. Чтобы узнать, какие птицы здесь живут, надо выложить их из частей.

Логопед раздает детям подносы, на которых лежат плоскостные изображения птиц, разрезанные на части. Каждый выкладывает свою птицу. Прежде, чем дать поднос, логопед берёт с него одну часть и предлагает ребёнку описать её, догадаться по ней, какая здесь птица. (Длинный чёрный хвост – это сорока).

Как только ребенок выложил и назвал свою птицу, логопед выставляет такую же, только целую, на фланелеграф рядом с изображением Снегурочки.

6. Игра «Доскажи слово». Активизация глагольной лексики.

Логопед . Все птицы собрались на поляне и запели. Вспомним, как они подают голос?

Ворона … каркает

Сорока … стрекочет

Воробей … чирикает

Снегирь.. свистит

Синица … тинькает

7. Упражнение на зрительное внимание «Кто улетел?».

Дети закрывают глаза, логопед убирает одну птицу; дети угадывают, кого не стало. На фланелеграфе остаётся столько птиц, сколько рассказов планирует услышать логопед.

Логопед. Отгадайте, каких птиц Снегурочка любит больше всех? Почему? (Снегирей, потому что в словах Снегурочка и снегирь слышится слово снег , это слова –родственники). Покажем Снегурочке, как мы умеем играть в снегирей.

8. Подвижная игра «Снегири» (Нищева Н.В., 1, стр.125)

Вот на ветках, посмотри, (По 4 хлопка руками по бокам и по

В красных майках снегири. 4 наклона головы в сторону на строку.)

Распушили перышки, (На первое слово каждой строки - частое Греются на солнышке потряхивание руками, на второе – один хлопок

по бокам.)

Головой вертят, (По 2 поворота головы на каждую строку.)

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели! (Дети разбегаются по группе, взмахивая руками,

За метелью! За метелью! как крыльями.)

Логопед. Пока мы играли, на нашей поляне появилась Снежная королева, ей не понравилось, что птицы так весело поют, и она спрятала их в снежные комки. (На фланелеграф прикрепляется изображение Снежной королевы., а птицы накрываются белыми кругами из бумаги или синтепона).

Чтобы выпустить птицу на волю, надо рассказать о ней все, что знаешь.

9.Рассказы детей по схеме.

Логопед. Рассказывать будем по схеме. (Схема выставляется на доску). Сначала надо назвать птицу, сказать, крупная она или мелкая. Рассказать, как у неё окрашена головка, какой клюв, как окрашены грудка и крылья, какой хвост, какие лапки. Чем любит полакомиться эта птица.

Ребёнок выбирает, о какой птице он будет рассказывать. Логопед выставляет над схемой картинку с изображением этой птицы. После рассказа ребёнка на фланелеграфе с этой птицы снимается бумажный круг, она «освобождается».

10.Оценка.

Логопед. Молодцы, вы освободили всех птиц. Снегурочке очень понравилось, как вы о них рассказывали. Она просит, чтобы вы не забывали о них зимой, подкармливали их.

Что вам понравилось сегодня на занятии?

Список использованной литературы

1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей общим недоразвитием речи. С-Пб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

2.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. С-Пб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

3.Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. М, «ТЦ СФЕРА», 2004.

4.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. С-Пб, «ДЕТСТВО-ПЕСС», «2003.

Схема для рассказывания

Новое на сайте

>

Самое популярное