Домой Овощи Лучшие вузы мира рейтинг полный. Чемпион по бегу, который не умеет плавать. Кто представляет Россию

Лучшие вузы мира рейтинг полный. Чемпион по бегу, который не умеет плавать. Кто представляет Россию

Проекту 5-100 еще рано пожинать плоды

Присоединяйтесь к обсуждениям #QSWUR

Лондон, 15 сентября 2015: Массачусетский Технологический Институт (MIT) удерживает первое место в двенадцатом рейтинге университетов QSWorldUniversityRankings 2015/16. На втором месте следует Гарвард, а третье место поделили Кембридж и Стэнфорд. Два ведущих сингапурских вуза впервые пробились в топ 15: Национальный университет Сингапура (NationalUniversityofSingapore), который также считается ведущим вузом в Азии, занял 12 место, а Наньянгский технологический университет (NanyangTechnologicalUniversity) дышит ему в спину, поднявшись на двадцать шесть позиций и расположившись на 13 месте. Из 891 университетов, вошедших в рейтинг QS, 21, как и в прошлом году, являются российскими: МГУ им. М.В. Ломоносова поднялся в этом году на шесть позиций и занял 108 место, приблизившись к топ 100 впервые с 2010 года.

Однако рост МГУ в рейтинге не является показательным для всей страны: 13 российских университетов поднялись в рейтинге, в то время как 8 - опустились. Показатели российских университетов нестабильно распределяются между шестью используемыми индикаторами: отношение сотрудников вуза к студентам, являющееся традиционно сильным, нивелируется по-прежнему низким индексом цитирования. Помимо этого, в этом году немного ослабли и результаты академической репутации. России по-прежнему еще предстоит долгий путь для достижения цели программы 5/100, стартовавшей в 2013 году, согласно которой пять российских университетов должны войти в топ 100 университетов мира к 2020 году.

Топ 15 лучших университетов мира - 2015



Этот год оказался успешным для МГУ им. М.В.Ломоносова – по трем из шести критериев оценки он приблизился или вошел в топ 100: репутация в академической среде (88 место), репутация вуза среди работодателей (103 место) и отношение количества преподавателей к студентам (29 место). Высокие показатели по этим критериям помогли МГУ вырасти в рейтинге и позволяют прогнозировать попадание университета в топ 100 в ближайшие пару лет. Некоторые другие российские университеты также выросли: Томский государственный университет и Питерский Политех поднялись на шаг каждый, войдя в группы 481-490 и 471-480 соответственно, Томский же политехнический университет впервые пробился в топ 500, расположившись в группе мест 481-490. Дальневосточный федеральный университет также показал положительную динамику и вошел в группу 651-700.

QS World University Rankings 2015/16 - Россия


Самым высоким показателем МГУ было отношение количества студентов к сотрудникам вуза (29 место), и по этому показателю двенадцать российских университетов вошли в топ 100 мира, 6 - в топ 50. Национальный исследовательский Саратовский государственный университет показал самый высокий результат по этому критерию - 12 местo, в очередной раз зарекомендовав себя как лучший университет, где студенты могут тесно общаться с преподавателями. В топ 50 по этому критерию также вошли Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (27 место), Московский физико-технический институт (38 место), Московский государственный институт международных отношений (44 место) и Санкт-Петербургский государственный университет (46 место).

Несмотря на высокие показатели по некоторым критериям, в целом узнаваемость российских университетов в академической среде ухудшилась: 16 университетов показали понижение по этому индикатору. Однако большинство понижений произошло не более, чем на 25 позиций, что укладывается в нормальную флуктуацию, связанную с интенсивностью исследовательской деятельности, количеством научных публикаций и низкой долей иностранных студентов к преподавателям. Российские университеты традиционно демонстрируют слабую позиции по индексу цитируемости, что является показателем исследовательской активности - ни один университет, кроме Новосибирского государственного университета, не поднялся выше 651-700 места по этому индикатору. Однако Московский физико-технический институт нарушил тенденцию, поднявшись на двадцать одно место в рейтинге по индексу цитируемости.

Бен Саутер , руководитель исследовательского департамента QS , говорит: "Российское высшее образование меняется и очень быстро развивается. Но требуется много времени для того, чтобы увидеть результаты этого развития, и еще больше - чтобы их оценить. Таким образом, усилиям, приложенные российскими университетами в последнее время, еще только предстоит повлиять на рейтинг. Самой большой проблемой для российских университетов в любом глобальном рейтинге остается объем научных публикаций в международных индексированных журналах. Значительная доля таких показателей, как репутация и мнение экспертов, а не публикации на английском языке, делает рейтинг QS наиболее благоприятным для многих российских университетов, однако для достижения высоких позиций необходимо значительное увеличение международных публикаций в течение нескольких следующих лет".

Целью рейтинга QSWorldUniversityRankings является предоставление точной и сравнимой информации студентам для обоснованного решения при выборе будущего образования. В этом году, приняв во внимание отзывы студентов и в результате серьезным обсуждений с консультационным советом, QS принял новый подход нормализации индекса цитирования по пяти областям науки. Эта реформа учитывает большой объем цитирования в науках о жизни и, в меньшей степени, в естественных науках.

Региональный директор QS по Восточной Европе и Центральной Азии Зоя Зайцева поясняет: «Каждый год QS собирает сотни предложений по улучшению сбору данных, анализу и т.д. После серьезного анализа и горячих дискуссий с академическим сообществом и нашим Советом, в этом году мы внесли изменения в методологию. Это первые серьезные изменения с 2007 года, и, разумеется, результат оказался весьма заметным: многие вузы изменили свои позиции больше, чем когда-либо. Главные изменения заключаются в нормализации индекса цитирования – до этого года при анализе данных Скопуса для QSWorldUniversityRankings мы рассматривали все результаты в целом, однако принимая во внимание неравномерное распределение продуктивности ученых в каждой из областей знаний было принято решение отобразить это в подходе. По данным Скопуса, 49% цитат приходится на науки о жизни и медицину и лишь 6% - на социальные науки и 1% - на гуманитарные науки и искусство. Однако если посмотреть на количество студентов, обучающихся по этим направлениям, ситуация прямо противоположная. В Великобритании, например, 55% студентов изучают науки, дающие в сумме эти 7% цитат. В итоге нами была разработана скользящая шкала, позволяющая оценить и нормализовать индекс цитирования в зависимости не только от общего количества цитат, но и от языка публикации, продуктивности страны в той или иной области знаний в целом и т.д. (подробно см. IU.qs.com или [email protected]). Данная нормализация ударила в первую очередь по вузам, чьи научные успехи связаны с науками о жизни и медицине. В России ярче всего это проявилось на примере РУДН, оказавшемся в этом году в группе 601-650 вместо прошлогодней 471-480.

Однако учитывая позитивную динамику этих двух университетов и работу, которая ведется в них под руководством ректоров, я уверена, что это временное явление, и уже в ближайшее время мы увидим выправление результатов и возвращение к уже привычному росту.

Прочие изменения включают в себя исключения ряда типов публикаций из анализа (пресс-релизы, обзоры конференций и т.д.) и расширение кумулятивной оценки экспертных опросов с трех до пяти лет.

Я хочу подчеркнуть, что многие университеты, сотрудничающие с QS и предоставляющие свои данные для анализа, демонстрируют стабильный рост и улучшение своих результатов. Большинство, если не все, смещения этого года – это результат изменения методологии. Как я уже упоминала, мы крайне редко идем на подобные шаги, но мы верим, что новые правила оценки позволят нам давать всем университетам более взвешенную и реалистичную оценку, не полагаясь лишь на одну какую-то сильную сторону.»

ЛОНДОН, 30 сентября. /Корр.ТАСС Илья Дмитрячев/. Тринадцать российских вузов попали в рейтинг лучших университетов мира, подготовленный британским журналом Times Higher Education (THE). Как следует из опубликованного в среду глобального исследования THE World University Rankings 2015-16, включающего в общей сложности 800 вузов планеты, высшую строчку в списке среди российских вузов занял Московский государственный университет (МГУ).

Он прибавил сразу 35 позиций по сравнению с рейтингом прошлого года и расположился на 161-м месте.

В этом году составители рейтинга решили увеличить число университетов, охватываемых исследованием, в два раза. Они оцениваются на основании 13 показателей, в том числе таких, как цитируемость научных статей, вклад в инновации, доходы от исследовательской деятельности, качество преподавания, степень глобальности университета, то есть его возможности по привлечению наилучших сотрудников и иностранных студентов.

Кто представляет Россию

Однако даже если провести сравнение с прошлым годом, когда ранжированы были 400 вузов, прогресс российских учебных заведений налицо. В первой половине списка в этом году их оказалось сразу пять по сравнению с двумя годом ранее. Помимо уже упомянутого МГУ, это Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого (201-250), Томский политехнический университет (251-300), Казанский федеральный университет (301-350), Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (301-350).

В рейтинг также попали Новосибирский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет (оба - 401-500), Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (501-600), Московский физико-технический институт (МФТИ), Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС", Южный федеральный университет, Томский государственный университет, Уральский федеральный университет (все в группе 601-800).

Впечатляющий прогресс

Редактор рейтинга Фил Бейти отметил "впечатляющий прогресс" российских вузов, который он объясняет действующей в России программой "5-100". Она нацелена на то, чтобы к 2020 году не менее пяти российских университетов вошли в топ-100 ведущих мировых центров высшего образования.

"Российские вузы показывают очень впечатляющий прогресс", - сказал он в интервью ТАСС, заметив, что Россия выглядит сильно и по сравнению с большинством странам блока БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Хотя у РФ в списке меньше вузов, чем у КНР (37), Индии и Бразилии (по 17 каждая), российские университеты имеют в общем более высокие показатели чем индийские или бразильские учебные центры.

Плоды программы "5-100"

"Принятие программы "5-100" - это важный шаг, - уверен Бейти. - Она признает право хотя бы группы российских университетов быть нацеленными на международную конкуренцию, необходимость улучшений и реформирования, необходимость университетов брать на работу международных профессоров, применять новые подходы на российском рынке, право бороться за иностранных талантливых студентов".

Однако еще более важный момент, уверен Бейти - аспект финансирования. "Эта программа признает необходимость создания отдельного фонда по финансированию лучших университетов, так как они на самом деле не могут конкурировать на мировой арене, не имея очень серьезной финансовой базы", - говорит эксперт.

По его мнению, у российского высшего образования "отличная история, феноменальное наследие, но, возможно, оно немного "просело" за последнее десятилетие". "Иметь хорошее финансирование - принципиально важный вопрос для университета мирового уровня", - подчеркивает Бейти, по словам которого это, "возможно, чуть ли не единственный самый важный отдельно взятый фактор", определяющий позицию вуза в рейтинге.

Все составляющие для успеха

Бейти признает, что пока разрыв между российскими и, например, американскими и британскими вузами, доминирующими в рейтинге, огромен. Из 800 представленных в исследовании университетов 147 действуют в США и 78 - в Великобритании. При этом, они занимают 9 из 10 строчек первой десятки.

"Но видя, сколь высок уровень желания в изменениях у российских министров, их приверженность этому процессу, я могу сказать, что все составляющие для успеха присутствуют, необходимо лишь гарантировать, чтобы процесс не останавливался, чтобы программа "5-100" продолжалась", - заметил он.

Самый стремительный рост

Россия показывает самый стремительный рост среди стран, чьи вузы включены в рейтинг журнала. Такое мнение выразил замглавы Минобрнауки Александр Повалко.

"В новом рейтинге THE 13 университетов из России представлены на оцениваемых позициях рейтинга. Это почти в семь раз больше, чем в прошлом году. В прошлом году у нас в рейтинге присутствовало только два университета. Наверное, это самый быстрый рост среди всех стран, чьи университеты так или иначе включаются в рейтингование. При этом 8 из 13 наших университетов входят в рейтинг позиции "до 600", - сказал Повалко.

По его мнению, самые высокие результаты и скорость роста демонстрируют три университета - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Томский политехнический университет и Казанский федеральный университет. "Войти в первый год в позицию 201-250 - это говорит о крайне высоком потенциале университета", - подчеркнул Повалко.

Он также указал, что почти все вузы, которые показали в этом году положительную динамику и впервые вошли в рейтинг мировых университетов, являются участниками масштабного государственного проекта 5-100 (в рамках него 15 вузов получили финансирование на работу по вхождению в мировые рейтинги). "Это только начало их международного позиционирования. Первоначальный скачок создан регулярными усилиями и администрации, и ученых, и студентов университета. У нас есть очень неплохие шансы, что в следующем году наши позиции еще усилятся", - считает замминистра.

Мнение ректоров российских вузов

"Наши успехи связаны, главным образом, с показателем образовательной деятельности. В первую очередь, это качество профессорско-преподавательского состава, соотношение числа преподавателей вуза и студентов - мы над этим постоянно работаем. В прошлом году по этому показателю мы были на 25 месте, в этом - на 24. Это очень хороший результат в мировом топе", - отметил ректор.

Он также добавил, что в этом году вуз улучшил свои показатели по научной и инновационной деятельности. "Также мы получили в этом году больше баллов за успешное ведение бизнеса и увеличение доходов от него", - указал Садовничий.

В числе задач на перспективу ректор отметил работу по увеличению цитируемости в научных журналах и по привлечению иностранных студентов. "Показатель должен быть действительно очень высоким. У вузов, которые мы видим на верхушке, очень много студентов, которые приехали из-за рубежа, чтобы учиться именно в этом заведении", - заключил Садовничий.

Развитие наук о жизни, материаловедения, физики, астрономии позволило Санкт-Петербургскому политехническому университету Петра Великого стать вторым среди российских вузов после МГУ в рейтинге лучших вузов мира по версии THE. Об этом сказал ТАСС ректор вуза Андрей Рудской.

У нас есть традиция достижений мирового уровня в науке. Здесь преподавали Капица, Семенов, Харитон, Курчатов, сейчас преподает нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов. В университете активно развиваются науки о жизни, материаловедение, физика, астрономия. Победа в конкурсе 5-100-2020 и получение грантов научных фондов позволило финансово обеспечить развитие науки

Андрей Рудской

Андрей Рудской также заметил, что "наука в стране начала подниматься" благодаря "экономической стабилизации в последнее десятилетие". События последних двух лет, по его мнению, не смогли разрушить эту тенденцию.

Также успех Политеха, по мнению ректора, связан с тесной интеграцией вуза с промышленностью - ведущими предприятиями авиационной и оборонной промышленности - и внедрением современных методов преподавания, которые позволяют снять с преподавателей избыточную аудиторную нагрузку и освободить их силы для того, чтобы заниматься наукой. "Виртуализация, применение других современных методов преподавания позволила уменьшить аудиторную нагрузку и активизировать научные исследования и внедрение наших разработок", -отметил ректор.

Понижение позиций Новосибирского государственного университета в рейтинге связано с изменением методологии. Такое мнение высказал ТАСС глава вуза Михаил Федорук. В прошлом году вуз находился в группе 301-350, в этом - 401-500.

"Уменьшение текущей позиции в рейтинге связано с изменением методологии ТНЕ в подсчете количества цитирований работ ученых университета, в первую очередь снижением в несколько раз статистического веса работ с участием российских ученых", - отметил Федорук.

Тем не менее, по его словам, НГУ устойчиво наращивает показатели в рейтинге THE, отвечающие за фундаментальные направления деятельности университета: научную репутацию и качество образования. "Наш вуз еще очень молод - всего 56 лет - и тем ни менее год от года репутация НГУ растет, это доказывает то, что университет признан и узнаваем в научных и академических кругах разных стран", - считает ректор.

"Существенно улучшил НГУ показатели и по образованию. Видно, что политика университета по повышению международной конкурентоспособности дает свои ощутимые результаты", - заключил глава вуза.

Включение Казанского федерального университета (КФУ) в рейтинг повысит статус этого вуза, позволит увеличить число совместных проектов с ведущими университетами мира и даст возможность привлечь гранты и ученых с мировым именем, считает ректор КФУ Ильшат Гафуров.

"Включение в рейтинг - это как попадание в элитный клуб мировой науки. Нашему университету будет проще налаживать контакты с зарубежными вузами, привлекать ученых и преподавателей, участвовать в грантовых программах", - сказал Гафуров.

"Попаданию в рейтинг способствовала возросшая исследовательская активность вуза (КФУ), сотрудничество с промышленными предприятиями. Кроме того, наши ученые стали активнее публиковаться в рейтинговых научных журналах - по уровню публикационной активности КФУ вошел в сотню лучших вузов мира", - пояснил Гафуров.

Он также отметил, что Казанский университет является участником проекта "5-100", глобальная цель которого - вхождение пяти российских вузов в сотню лучших мировых научно-образовательных центров.

Шестая среди российских вузов позиция Санкт-Петербургского госуниверситета в рейтинге говорит о преимуществе технических вузов перед классическими, считает исполняющий обязанности ректора СПбГУ Илья Дементьев.

Раскрывая тему различий классических и технических вузов в рейтинге, он отметил, что "значительная гуманитарная составляющая" классических вузов лишает их возможности конкурировать с техническими вузами по критерию внедрения технических разработок. Также "многие из направлений обучения, например, юриспруденция, в классическом университете имеют выраженную национальную ориентацию, что не может не влиять на (другой показатель) - численность иностранных студентов", - считает Дементьев.

12 марта 2015 года британский журнал Times Higher Education опубликовал ТОП-100 высших учебных заведений, основанный на оценке их репутации. Из ста самых престижных университетов рейтинга журнала Times Higher Education, подготовленного на основании опроса 10,5 тыс. профессоров из 142 стран, 43 действуют на территории США.

По сообщению ТАСС, редактор рейтинга Фил Бейти заявил, что данный рейтинг субъективен в отличие от рейтинга "Лучшие университеты мира", который THE традиционно публикует в октябре. Это объясняется тем, что он основывается лишь на академическом мнении, а не на объективных показателях деятельности вуза. В то же время, Бейти подчеркнул, что репутация для университетов является чрезвычайно важной, так как, согласно исследованию, проведенному журналом, именно этот фактор является основным для профессоров, когда они принимают решение подыскать для преподавания другой вуз.

ТОП-100 самых престижных вузов

1. Гарвардский университет (Harvard University), США

2. Кембриджский университет (University of Cambridge), Великобритания

3. Оксфордский университет (University of Oxford), Великобритания

4. Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology, MIT), США

5. Стэнфордский университет (Stanford University), США

6. Калифорнийский университет в Беркли (University of California, Berkeley) США

7. Принстонский университет (Princeton University) США

8. Йельский университет (Yale University), США

9. Калифорнийский технологический институт (California Institute of Technology, Caltech), США

10. Колумбийский университет (Columbia University), США

11. Чикагский университет (University of Chicago), США

12. Токийский университет (The University of Tokyo), Япония

13. Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles, UCLA), США

14. Имперский колледж Лондона (Imperial College London), Великобритания

15. Швейцарский федеральный технологический институт (ETH Zürich – Swiss Federal Institute of Technology Zürich), Швейцария

16. Университет Торонто (University of Toronto), Канада

17. Университетский колледж Лондона (University College London, UCL), Великобритания

18. Университет Джонса Хопкинса (Johns Hopkins University), США

19. Мичиганский университет (University of Michigan), США

20. Университет Корнелл (Cornell University), США

21. Нью-Йоркский университет (New York University, NYU), США

22. Лондонская школа экономики и политических наук (London School of Economics and Political Science, LSE), Великобритания

23. Университет Пенсильвании (University of Pennsylvania), США

24. Национальный университет Сингапура (National University of Singapore, NUS), Сингапур

25. Московский государственный университет им. Ломоносова (Lomonosov Moscow State University), Россия

26. Университет Цинхуа (Tsinghua University), Китай

27. Киотский университет (Kyoto University), Япония

28. Университет Карнеги - Меллон (Carnegie Mellon University), США

29. Эдинбургский университет (University of Edinburgh), Великобритания

30. Университет Иллинойса в Урбана-Шампэйн (University of Illinois at Urbana-Champaign), США

31. Кингс колледж (King"s College London), Великобритания

32. Пекинский университет (Peking University), Китай

33. Вашингтонский университет (University of Washington), США

34. Университет Дьюка (Duke University), США

35-36. Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана (Ludwig Maximilian University of Munich), Германия

Университет Макгилла (McGill University), Канада

37. Университет Британской Колумбии (University of British Columbia), Канада

38-40. Гейдельбергский университет (Heidelberg University), Германия

Калифорнийский университет в Сан-Франциско (University of California, San Francisco), США

Висконсинский университет в Мадисоне (University of Wisconsin-Madison), США

41-43. Берлинский университет имени Гумбольдта (Humboldt University of Berlin), Германия

Калифорнийский университет в Сан-Диего (University of California, San Diego), США

Мельбурнский университет (University of Melbourne), Австралия

44. Калифорнийский университет в Дэвисе (University of California, Davis), США

45. Каролинский институт (Karolinska Institute), Швеция

46. Техасский университет в Остине (University of Texas at Austin), США

47. Северо-Западный университет (Northwestern University), США

48. Федеральная политехническая школа Лозанны (École Polytechnique Fédérale de Lausanne), Швейцария

49. Технологический институт Джорджии (Georgia Institute of Technology, Georgia Tech), США

50. Манчестерский университет (University of Manchester), Великобритания

51-60. Австралийский национальный университет (Australian National University), Австралия

Делфтский технический университет (Delft University of Technology), Нидерланды

Свободный университет Берлина (Free University of Berlin), Германия

Лёвенский католический университет (KU Leuven), Бельгия

Университет Париж 1 Пантеон-Сорбонна (Panthéon-Sorbonne University – Paris 1), Франция

Университет Париж 4 Сорбонна (Paris-Sorbonne University – Paris 4), Франция

Сеульский национальный университет (Seoul National University), Республика Корея

Гонконгский университет (The University of Hong Kong), Гонк-Конг

Амстердамский университет (University of Amsterdam), Нидерланды

Университет Сан-Паулу (University of São Paulo), Бразилия

Сиднейский университет (University of Sydney), Австралия

61-70. Высшая нормальная школа (École Normale Supérieure), Франция

Лейденский университет (Leiden University), Нидерланды

Национальный Университет Тайваня (National Taiwan University), Тайвань

Государственный университет штата Пенсильвания (Pennsylvania State University), США

Мюнхенский технический университет (Technical University of Munich), Германия

Калифорнийский университет в Санта-Барбаре (University of California, Santa Barbara), США

Университет Северной Каролины (University of North Carolina), США

Университет Южной Калифорнии (University of Southern California), США

Вагенингенский университет (Wageningen University and Research Center), Нидерланды

71-80. Бостонский университет (Boston University), США

Брауновский университет (Brown University), США

Университет штата Мичиган (Michigan State University), США

Национальный автономный университет Мексики (National Autonomous University of Mexico), Мексика

Университет Пердью (Purdue University), США

Ратгерский университет (Rutgers, The State University of New Jersey), США

Санкт-Петербургский государственный университет (Saint Petersburg State University), Россия

Университет Миннесоты (University of Minnesota), США

Питтсбургский университет (University of Pittsburgh), США

Утрехтский университет (Utrecht University), Нидерланды

81-90. Даремский университет (Durham University), Великобритания

Университет штата Огайо (Ohio State University), США

Техасский университет A&M (Texas A&M University), США

Копенгагенский университет (University of Copenhagen), Дания

Хельсинкский университет (University of Helsinki), Финляндия\

Квинслендский университет (University of Queensland), Австралия

Университет Варвик (University of Warwick), Великобритания

Уппсальский университет (Uppsala University), Швеция

Университет Вашингтона в Сент-Луисе (Washington University in St Louis), США

91-100. Политехническая школа (École Polytechnique), Франция

Лондонская школа бизнеса (London Business School), Великобритания

Школа медицины Мейо (Mayo Medical School), США

Университет Монаша (Monash University) Австралия

Наньянский технологический университет (Nanyang Technological University), Сингапур

Институт Пастера (Pasteur Institute), Франция

Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена (RWTH Aachen University), Германия

Бристольский университет (University of Bristol), Великобритания

Мэрилендский университет в Колледж-Парке (University of Maryland, College Park) США

Университет Массачусетса (University of Massachusetts), США

(THE World University Rankings) - глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг лучших высших учебных заведений мирового значения. Рассчитан по методике британского издания Times Higher Education (THE) при участии информационной группы Thomson Reuters. Считается одним из наиболее влиятельных глобальных рейтингов университетов. Рейтинг разработан в 2010 году Times Higher Education совместно с Thomson Reuters в рамках глобального проекта Global Institutional Profiles Project и пришел на смену популярному рейтингу World University Rankings, который выпускался с 2004 года Times Higher Education совместно с компанией Quacquarelli Symonds. В свою очередь Quacquarelli Symonds с 2010 года выпускает рейтинг лучших университетов мира под названием QS World University Rankings, который также считается одним из ведущих в этой области.

Уровень достижений университетов оценивается на основании результатов комбинации статистического анализа их деятельности, аудированных данных, а также результатов ежегодного глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества и работодателей, которые высказывают свои мнения об университетах. Опросы охватывают десятки тысяч ученых из большинства стран мира. Критериями отбора экспертов для опроса служит наукометрический анализ продуктивности и цитируемости, а также преподавательская и научная деятельность в высших учебных заведениях более 16 лет, наличие не менее 50 опубликованных научных работ и другие критерии. В ходе опросов эксперты выбирают из шести тысяч учреждений только лучшие, по их мнению, высшие учебные заведения, а также сильнейшие университеты для продолжения образования на магистерском и докторском уровнях. Данные глобального опроса составляют основу субрейтинга научной репутации университетов мира (THE World Reputation Rankings), который выпускается в рамках проекта отдельным изданием.

Анализ деятельности высших учебных заведений складывается из 13 показателей. Основными оценочными критериями служат международная студенческая и преподавательская мобильность, количество международных стипендиальных программ, уровень научных исследований, вклад в инновации, цитируемость научных статей, уровень образовательных услуг и так далее. Все оценки нормированы по максимуму и приведены к 100-балльной шкале.

Рейтинг Университет Страна
1 Калифорнийский технологический институт California Institute of Technology США
2 Оксфордский университет University of Oxford Великобритания
3 Стэнфордский университет Stanford University США
4 Кембриджский университет University of Cambridge Великобритания
5 Массачусетский технологический институт Massachusetts Institute of Technology США
6 Гарвардский университет Harvard University США
7 Принстонский университет Princeton University США
8 Имперский колледж Лондона Imperial College London Великобритания
9 Швейцарский федеральный технологический институт в Цюрихе ETH Zürich - Swiss Federal Institute of Technology Zurich Швейцария
10 Чикагский университет University of Chicago США
11 Университет Джонса Хопкинса Johns Hopkins University США
12 Йельский университет Yale University США
13 Калифорнийский университет в Беркли University of California, Berkeley США
14 Университетский колледж Лондона University College London Великобритания
15 Колумбийский университет Columbia University США
16 Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе University of California, Los Angeles США
17 Университет штата Пенсильвания University of Pennsylvania США
18 Корнелльский университет Cornell University США
19 Университет Торонто University of Toronto Канада
20 Университет Дьюка Duke University США

Лучшим из российских вузов стал Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Год назад МГУ занял в THE 196-е место. Сейчас же университет переместился вверх сразу на 35 позиций и занял 161-е место.

Самая слабая составляющая рейтинга МГУ — цитирование статей, по которому университет занимает одно из последних мест — 792-е. Уровень проводимых в МГУ исследований THE оценили 56-м местом. По уровню дохода, который приносит индустрия университету, МГУ занимает 42-е место. Чуть хуже обстоит дело с международным сотрудничеством — 266-е место из 800.

«Мировой рейтинг университетов The Times Higher Education в свой 12-й год применил жесткие стандарты, используя сложные критерии по всем глобальным и исследовательским ключевым направлениям университетов — обучение, исследования, передача знаний и международная репутация. Результаты пользуются доверием студентами и их семьями, учеными, руководителями университетов и правительствами. Для Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 161-е место в мире — это выдающееся достижение, которое можно отпраздновать», — заявил редактор рейтинга Фил Бейти.

Петр Великий обогнал СПбГУ

И мало кто мог бы предположить, что второе место после МГУ в рейтинге займет университет из Санкт-Петербурга, но не Санкт-Петербургский государственный университет, а Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

Данный университет является участником Проекта 5-100, по итогам которого пять российских университетов должны через некоторое время попасть в сотню лучших вузов по одному из престижных рейтингов. Помимо питерского «Политеха», попавшего в категорию 201-250-го места, Проект 5-100 представляют еще восемь вузов: Томский политехнический университет (251-300), Казанский федеральный университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (оба в группе 301-350), Новосибирский государственный университет (401-500, хотя год назад он был одним из двух российских вузов в рейтинге THE и занимал 301-350-е места), Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Томский государственный и Уральский федеральный университеты (все в группе 601-800).

Чемпион по бегу, который не умеет плавать

Довольно неожиданным в этом списке выглядит низкое место МФТИ по сравнению с другими российскими вузами, но таковы особенности составления рейтинга в нынешнем году.

«В этом году МФТИ впервые вошел в общий (не предметный) рейтинг THE на позиции в промежутке 600-800, чего мы, честно говоря, не ожидали, — пояснил «Газете.Ru» проректор по науке и стратегическому развитию МФТИ Тагир Аушев. — Дело в том, что в общем рейтинге есть три основных показателя: научная репутация вуза, репутация в образовании, суммарный индекс цитирования статей. И при составлении рейтинга университет оценивают по ним в пяти дисциплинах: естественные науки, инжиниринг, науки о жизни, социальные и гуманитарные науки. Традиционно у МФТИ очень высокие оценки в области естественных наук и хорошие позиции в инжиниринге, а направление наук о жизни мы только начинаем развивать.

Но у нас совсем нет направлений, связанных с гуманитарными и социальными науками, поэтому в этих областях мы получили нулевые оценки и за репутацию, и за публикации.

Фактически попадание в рейтинг нам дали наши достижения в физике и инжиниринге — у нас мощный потенциал по естественным наукам, но когда эта оценка усредняется по всем пяти направлениям, то, естественно, позиция не может быть высокой. Мы сейчас чувствуем примерно то же, что чувствует чемпион по бегу, который не умеет плавать, но которого вдруг оценивают в пятиборье, и результат получается низкий. То есть новость одновременно и радостная, и досадная, ведь физтехи ничего, кроме первого места, не признают».

«К следующему году должны усилиться»

Помимо МГУ и российских вузов, которые входят в Проект 5-100, в рейтинге THE присутствуют еще три университета. Наилучший показатель из них продемонстрировал-таки Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), занявший 401-500-е места. Из российских вузов это лишь седьмое место. Два других вуза — это Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ), который находится на местах с 501-го по 600-е, и делящий позиции с 601-й по 800-ю Южный федеральный университет (ЮФУ).

«В новом рейтинге Times Higher Education 13 университетов из России представлены на оцениваемых позициях рейтинга. Это почти в семь раз больше, чем в прошлом году, — отметил заместитель министра образования и науки России Александр Повалко. — Наверное, это самый быстрый рост среди всех стран, чьи университеты так или иначе включаются в рейтингование. При этом восемь из 13 университетов входят в рейтинг до 600-й позиции. Конечно, самые потрясающие результаты и скорость, с которой университет рос, демонстрируют три университета — это СПбПУ, ТПУ и КФУ.

Войти в первый год в позицию «201-250» — это говорит о крайне высоком потенциале университета».

По словам чиновника, такие результаты — только начало международного позиционирования российских университетов. «Мы понимаем, что сейчас результат достигнут за счет того, что можно было сделать в очень короткий срок. Но университеты системно вкладываются в развитие своей исследовательской базы, университеты последовательно привлекают людей, и этот первоначальный скачок создан регулярными усилиями и администрации, и ученых, и студентов университета. У нас есть очень неплохие шансы, что в следующем году наши позиции еще усилятся», — считает замглавы Минобрнауки России.

Новое на сайте

>

Самое популярное