Домой Цветы Храм живоначальной троицы в троицком-голенищеве. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищево - sergunja — LiveJournal Храм живоначальной троицы в троице голенищево

Храм живоначальной троицы в троицком-голенищеве. Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищево - sergunja — LiveJournal Храм живоначальной троицы в троице голенищево


Родился в 1950 году в городе Спасске Рязанской области в семье священника. В 1967 году закончил среднюю и музыкальную школу по классу скрипки в г. Касимове. Поступил в московское музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных, откуда призван служить в армию. После нее закончил семинарию, и в 1978 году - Московскую духовную академию. Защитил кандидатскую диссертацию по библеистике. Служил диаконом и протодиаконом в Николо-Хамовническом храме г. Москвы, а потом священником в Никольском храме в Ржавках (г. Зеленоград). Преподавал в Московской духовной академии (доцент кафедры Литургики) и Православном Свято-Тихоновском Богословском институте (профессор, заведующий кафедрой Литургики). С 1990 года настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве в Москве, который много лет пришлось восстанавливать.


Родился 4 августа 1954 года в городе Горьком (ныне Нижний Новгород).

Крещен 7 декабря 1978 года в храме Ризоположения в селе Леоново (Москва). Небесный покровитель - святитель Николай Мирликийский. День тезоименитства - 19 декабря.

В 1972–1974 годах проходил срочную службу в рядах СА в войсках связи. В настоящее время старший лейтенант запаса. В 1986 году по линии военкомата участвовал в ликвидации аварии на чернобыльской АЭС.

В 1980 г. окончил Геологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.

С 1989 по 1991 год - алтарник в Николо-Хамовническом храме, а с 1991 по 1993 год - алтарник храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.


Родился в Одессе 3 июля 1971 года.

В 1995 году окончил Одесскую Государственную Морскую Академию, работал судовым механиком Черноморского морского пароходства, энергетиком Центра международной спутниковой связи.

С 1999 по 2002 год был псаломщиком в храме Покрова Пресвятой Богородицы в с. Кунье, Курской епархии. В 2002 году поступил на Миссионерский факультет ПСТГУ. В 2007 году окончил ПСТГУ по специальности «Религиоведение».

В 2005 году принят алтарником в храм Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Епископом Ставропольским Кириллом на Фомину Неделю 2010 года был рукоположен в сан диакона.

6 мая 2013 года, в понедельник Светлой седмицы, день памяти святого великомученика Георгия Победоносца в храме на Поклонной горе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рукоположил отца Максима в сан иерея.


Родился в Вологде 3 марта 1963 года. После окончания школы поступил в Московский институт электронной техники (МИЭТ) на физико-технический факультет. Отработав 3 года на Вологодском оптико-механическом заводе по распределению, продолжил обучение в аспирантуре МИЭТ, которую закончил в 1992 году. 17 января того же года крестился в Покровском храме села Головково. Помогал в восстановлении храма и принимал участие в богослужениях: звонил на колоколах, пел на клиросе, потом был чтецом и уставщиком до мая 1994 года. С мая по ноябрь 1994 года был алтарником в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.

В 2004 году, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, награжден двойным орарем. В 2009 г., в Великую Среду, Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан протодиакона.


Родился 09 марта 1983 года в Москве в семье священника. Крещен в честь прп. Анатолия, в Дальних пещерах почивающего, память 03/16 июля.

В 1998 году закончил музыкальную школу по классу кларнета. В 2000 году закончил среднюю школу № 1323 г. Москвы. В этом же году, по благословению духовника семьи, арх. Иоанна (Крестьянкина), поступил на дневное отделение Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.

В 2006 году окончил магистратуру ПСТГУ, в 2009 году окончил аспирантуру при ПСТГУ. С 2006 по 2008 год преподавал Богослужебный Устав для дневного и вечернего отделения ПСТГУ.

С 1998 по 2011 год нес послушание алтарника и певчего в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.

С июля 2013 по 07 сентября 2014 года нес послушание алтарника и чтеца храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.

Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищево September 11th, 2014

Церковь Троицы в Троицком-Голенищево в сентябре 2014-го года.

Первые упоминания о селе Голенищево на берегу Сетуни восходят ко второй половине XIV века и связаны с именами святителей Алекcия и Киприана, митрополитов Московских. При Алексии на голенищевской земле был разбит сад, подле которого стояли кельи и клети. Преемник Алекcия, Киприан, и вовсе жил в Голенищево, посвящая досуг переводу церковных книг с греческого на славянский. Здесь же он и преставился в 1406-ом году.

Опричная (то есть особая, построенная святителем для себя) церковь во имя Трёх Святителей была, по всей вероятности, деревянной и стояла на горке, и доcеле известной под именем Трёхсвятской. А в XVII веке в Голенищево действовала деревянная Троицкая церковь с приделом святителя Леонтия. В 1644-ом - 1645-ом годах Ларион Ушаков (зодчий?) построил на её месте новый шатровый каменный храм, сохранившийся до наших дней.

В 1812-ом году Голенищево захватили французы. В храме устроили конюшню, а потом там случился пожар, в котором погиб древний иконостас (уцелело лишь несколько икон).

В 1939-ом году храм закрыли. Антиминсы (платки из шёлковой или льняной материи с зашитой в них частицей мощей какого-нибудь православного мученика) перенесли в церковь Троицы на Воробьёвых горах, а иконостас позаимствовал Сергей Эйзенштейн для съёмок картины "Иван Грозный" да так и не вернул обратно. В голенищевском храме устроили склад сырья и готовой продукции 3-ей картонажной фабрики, затем передали в аренду Гостелерадио СССР, затем использовали как пункт по приему макулатуры и стеклотары.

В 1990-ом году церковь вернули верующим. Первый молебен в ней отслужили 8-го января 1991-го года, регулярные богослужения возобновились в 1992-ом. В 1999-ом году к трапезной части храма пристроили деревянную часовню-крестильню в честь святителя Киприана. Сегодня в храме действуют воскресная школа и приходская библиотека, аудио- и видеотека с записями проповедей и богослужений. Приход шефствует над Домом ребенка в Матвеевском. Издается ежемесячный приходской листок "Киприановский источник".


...И христиане рассказывают очень странную вещь: будто бы Иисус никогда не смеялся. Они изобразили Христа очень печальным, мрачным, трагическим - потому, наверное, что сами много страдали, не находя смысла в жизни. И потому, что ваши церкви превратились в кладбища - радость там больше не живёт. И потому, что ваши священные писания превратились в заспиртованную змею, какую можно увидеть только в музее. Она будет жить долго. Но змея, греющаяся на солнышке, оживает. Змея, сидящая на скале, задремавшая вечерком, змея, ползущая по дереву или плывущая вместе с ветками по реке - эта змея жива. Заспиртованная змея будет жить долго, потому что она мертва. Реальная змея, живая змея, не будет долго жить, - её смерть придет. Заспиртованная змея бессмертна.

Иисус умер. Он был цветком, который расцвёл утром, а вечером ушел. Но Христос, придуманный христианами, живёт. Это заспиртованная змея, закрытая в бутылке, экспонат музея. А священные писания - это приколотые булавками бабочки. Вы можете коллекционировать бабочек и прикалывать их булавками - они будут выглядеть как бабочки, но они уже не бабочки. Ибо что такое бабочка, если она не свободна, не жива, не скитается с одного цветка на другой, если она не окрылённый скиталец - что она тогда? Она ничто. Труп.

Таковы и ваши Библии, и ваши Веды, и ваш Коран. Это придуманные вещи. Иисус, реальный Иисус, является освобождением. Вы же наложили на реального Иисуса вашего собственного Иисуса, который никогда не смеётся. Иисус был человеком совершенно иной природы, он общался с красивыми людьми. Он не общался со святыми - он общался с пьяницами, с картёжниками, с проститутками. Он общался с реальными людьми, с подлинными людьми. Он не общался с мнимыми святыми, он общался с грешниками.

Святые - это приколотые булавками бабочки. Грешники живы - это змея, греющаяся на солнце. Иногда грешники становятся святыми, но их святость совсем иного свойства. Они не принадлежат ни к одной церкви, они не принадлежат ни к одной секте. Может ли святой принадлежать? Святой подобен благоуханию, он свободен, как ветер, - он не может принадлежать. Иисус никогда не принадлежал к кому-либо. Вот почему иудеи гневались на него - они хотели, чтобы он принадлежал. Настоящих святых никогда не признают святыми, ни одна церковь не освятит их как святых. А святые, освященные церковью, - это действительно мнимые, мумбо-юмбо, ложные, искусственные, синтетические, пластиковые святые. Да, они не смеются, это верно. Но Иисус - святой иного рода. Он смеётся, он пьёт, он хорошо есть, он любит. Он был подлинным человеком земли, очень земным, укоренённым в земле...

Колокольня Троицкой церкви и жилой дом на Мосфильмовской. Кто выше?

Всё проходит...

Детская площадка на церковном дворе.

Между церковью и ближайшим жилым домом раскинулся пустырь с голубятней (на фото) и ржавыми гаражами, к которым ведёт сквозь заросли кустов земляная дорога ну совершенно сельского вида. На краю пустыря обитает компания "церковных" бомжей. По утрам они дежурят у церковных ворот (загорелые, чумазые, немолодые), выпрашивая монетки у прохожих, днём разбредаются по своим делам, а вечером возвращаются под стены храма, и голоса их, не слишком трезвые, но неагрессивные, долго ещё разносятся по окрестностям из кромешной темноты.

Днём мимо ночлежки бомжей гуляют местные жители, вечером в двух шагах от неё паркуются дорогие автомобили (рядом стоит элитный жилой комплекс). Бомжи удивительным образом вписались в "архитектуру" одного из самых престижных районов Москвы. Вот что крест животворящий делает!

Дорога к гаражам.

Троицкая церковь от 2-го Мосфильмовского переулка. Уютный "пятачок" с фруктово-овощными палатками в двух шагах от Мосфильмовской улицы.

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 04.08.2014

Адрес : Мосфильмовская, 18А, м.Парк Победы 1,6 км
Как добраться : От метро «Киевская» троллейбусы №№ 7, 17, 34, автобусом № 119 (конечная остановка на вокзальной площади, близ башни с часами) до остановки «Троицкое-Голенищево», (9-я от Вокзала). До этой же остановки можно ехать 34-м троллейбусом от метро «Университет» или «Юго-Западная».

Церковь в Троицком-Голенищеве представляет собой образец шатрового каменного храма. Храмы шатрового типа начали строиться на Руси в начале XVI в. и были запрещены в ходе церковной реформы патриарха Никона в 1653 г.
Православный храм построен в 1644-1645 г.г. по проекту Антипы Константинова в старинном патриаршем селе Голенищеве (после постройки переименованного в Троице-Голенищево) на реке Сетуни на месте церкви Иоанна Богослова, сооружённой в XV в.
Село Голенищево, впервые упоминаемое в 1406 г., было загородной летней резиденцией святого Киприана, митрополита Московского и Киевского. В 1474 г. митрополитом Геронтием была сооружена церковь Иоанна Богослова. В XVII в. уже существовала деревянная Троицкая церковь с приделом святителя Леонтия.
В 1644-1645 г.г. Ларионом Ушаковым по проекту нижегородского зодчего Антипы Константинова на её месте возведён каменный храм. Боковые приделы сооружены несколько позже. Колокольня и трапезная построены в 1660 г. В 1860 г. колокольня была перестроена и несколько сдвинута, а придел мученика Агапия продлён новой трапезной.
Во время Отечественной войны 1812 г. село было захвачено наполеоновскими войсками, в храме размещалась конюшня. В пожаре погиб древний иконостас, но некоторые иконы уцелели благодаря тому, что незадолго до событий были переданы в поновление.
В советское время храм был закрыт в 1939 г., иконостас был взят в пользование Сергеем Эйзенштейном для съёмок картины «Иван Грозный», после чего обратно в храм не вернулся.
В храме разместили склад сырья и готовой продукции 3-й картонажной фабрики, затем он был передан в аренду Гостелерадио СССР, некоторое время в храме вёлся приём макулатуры и стеклотары. Богослужения возобновлены в 1992 г. В 1990-е г.г. церковь была отреставрирована, восстановлено железо на центральном шатре, расчищен Ионинский ключ со стороны реки.
В 1999 г. к трапезной части храма была пристроена деревянная часовня-крестильня в честь святителя Киприана.


Ворота Троицкого храма

Троицкий храм

Троицкий храм

Троицкий храм


Деревянная часовня-крестильня в честь святителя Киприана


Часовня Киприана


Старинные надгробия





Остатки долины реки Кипятки - правого притока Сетуни. Длина около 2 км, заключена в подземный коллектор. Название связано со словом "кипеть" и отражает характер течения реки: она быстрым потоком спускалась с Воробьёвых гор.


Московский храм во имя Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищиве

В году храм был закрыт, иконостас был взят режиссером С.Эйзенштейном для съемок фильма «Иван Грозный», и больше в храм не вернулся. Куда он исчез – неизвестно. Антиминсы приделов были перенесены в соседнюю церковь Троицы в Воробьеве , где был устроен отдельный престол Агапия и Ионы.

В храме в разное время размещались сельский клуб, радиостанция Коминтерна, затем - картонажная фабрика, заводик декоративных светских свечей, и, наконец, склад и нотная библиотека Гостелерадио СССР.

В 1970-х гг. склада в храме уже не было, здание пустовало и постепенно приходило в окончательный упадок. Позднее храм был сдан в аренду Гостелерадио.

В году начался процесс передачи храма верующим, и 7 января г. в нем прошло первое богослужение.

Заново был расчищен Ионинский ключ, находящийся ниже храма, со стороны реки. Церковное здание почти полностью отреставрировано.

В течение полутора лет трудами и пожертвованиями прихожан возле Троицкого храма построена часовня-крестильня. В конце ноября года в ней были совершены первые таинства Крещения. Теперь все желающие могут принять Святое Крещение троекратно погружаясь в воду с головой.

Архитектура храма

Нынешняя церковь Троицы была построена по «чертежу» Антипы Константинова, строившего и Теремной дворец в Кремле. Помощником у него был взят Ларион Михайлович Ушаков.

В плане церковь довольно близка к церкви Покрова Богородицы в Медведкове – два придела примыкают с двух сторон на уровне апсиды, а с запада и юга основной объем окружен галереей. Симметричные приделы являют собой уменьшенные копии основного объема – они также увенчаны шатрами, хотя и с несколько иным декором, и имеют отдельные апсиды. Южный придел посвящен Ионе Митрополиту Московскому, северный – св. мученику Агапию. Главы, венчающие центральный шатер и приделы, небольшие, поставленные на узкие изящные барабаны, украшенные едва заметным ажурным рядом кокошников. Кокошники окружают и шатры приделов. Вокруг главного шатра нет такого украшения: он поставлен на более простой восьмерик, а четверик нижнего яруса храма завершается килевидными закомарами. Отличаются и шатры приделов и основного объема. Центральный шатер – гладкий, обшитый железом, а придельные украшены рядами ложных слуховых отверстий, придающих им бóльшую ажурность и нарядность по сравнению с главным. Уникальны для тех времен были треугольные фронтоны над апсидами приделов.

Церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве

Местность на берегу реки Сетуни, где некогда находилось село Голенищево, с середины XIV до начала XVIII века принадлежала русским митрополитам и патриархам. При святителе Алексие, бывшим с 1354 до 1378 года митрополитом московским и всея Руси, здесь были устроены митрополичьи или «райские» сады. В начале XV столетия село стало любимой летней резиденцией митрополита Киприана (1390-1406 годы) . Он построил в Голенищеве деревянную «опричную» церковь во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковь эта была деревянной и находилась на Трехсвятской горке. Особенно в Голенищеве любил бывать митрополит Иона (1448-1461 годы), много сделавший для его благоустройства. В 1474 году митрополит Геронтий (1473-1489 годы) повелел поставить здесь деревянный храм во имя святого апостола Иоанна Богослова: «…в лето 6782 преосвященный Геронтий митрополит всея Руси вниз по реке Сетуни в той же Голенищевской земле, у Алексеева Чюдотворцева сада церковь поставил Иоанна Богослова и двор сряди и с теремы и с погребы и с ледники и с всем устроил» .

Дата сооружения первого Троицкого храма на месте церкви Иоанна Богослова в настоящее время не установлена. Впервые деревянный храм во имя Святой Троицы упоминается в 1627 году. К этому времени село уже называлось Троицкое-Голенищево: «…великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии вотчина Троице-Голенищево, а в селе церковь Живоначальной Троицы, да в придел Леонтия Ростовского, деревяныя клецки, а в церкви образы, и свечи, и книги, и на колокольне колокола, и всякое церковное строение государево патриаршее…» .

Менее чем через двадцать лет деревянную церковь перевели в село Троицы Сельцы, а на ее месте началось возведение великолепного каменного храма. Для того, чтобы строительство велось без задержек, митрополит Филарет Никитич повелел устроить у Воробьевых гор неподалеку три печи для обжига кирпича из местной глины. По его указу этот кирпич поставлял к месту строительства «патриаршие Саввинские слободы крестьянин Леонтий Кострикин» .

Работы велись с 1644 по 1646 год по проекту московского зодчего Антипы Константинова, учителем которого был отчим - подмастерье каменных дел - Лаврентий Семёнович Возоулин. Непосредственно строительными работами руководил подмастерье каменных дел Ларион Михайлович Ушаков. 16 марта 1644 года с ним по обычаю того времени была заключена «уговорная запись» о том, что «ему делать в патриаршем селе Троицком каменную церковь с приделами кроме кровли, а делать ту церковь по указу и чертежу подмастерья Антона (?) Константинова, каков он свой чертеж дал к тоему церковному строению. За работу ему было уплачено 500 рублей, да ему ж за церковное каменное дело, что он сверх уговору делал колокольню – 20 рублей» . Из этой записи видно, что храм строился сразу по единому замыслу, вопреки распространенному мнению о более позднем возведении приделов, и о датировке колокольни 1660 годом . Отделочные работы продолжались до 1649 года, когда 23 октября произошло торжественное освящение церкви, на котором присутствовал государь Алексей Михайлович со своим двором. Через год усадьба ненадолго перешла в собственность нижегородского наместника, царского оружничего Григория Гавриловича Пушкина «за посольскую службу» .

За последующие полвека в облике Троицкого храма не произошло никаких изменений, и опись 1701 года дает нам достаточно точное представление о его облике: «Троицкая церковь каменная шатровая с двумя приделами с двух сторон – Ионы митрополита, да мученика Агапия… над папертью (на трапезной) церкви каменная шатровая колокольня, а на ней пять колоколов, а в большем весу 25 пуд, а в четырех колоколах весу не написано…» .

Храм Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве – один из красивейших (и немногих сохранившихся) примеров многошатровых храмов, расцвет строительства которых приходится на первую половину XVII столетия. Наиболее известные примеры таких храмов датируются более поздним временем – это церкви Воскресения в Гончарах (1649 год), Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1649-1652 годы), иконы Божией Матери Одигитрии в Вязьме (1650-е годы) и т.п. . Важной особенностью их архитектуры можно назвать декоративное использование шатров: все три шатра нарядным декоративным навершием венчают основной куб храма. Исключением является церковь Успения Пресвятой Богородицы в Алексеевском монастыре Углича, более известная как «Дивная» (1628 год), в конструкции которой каждый из шатров еще имеет конструктивное значение – он установлен на основание в виде небольшого восьмерика. Можно предположить, что она и стала одним из прообразов Троицкого храма.

Антипа Константинов использовал этот мотив во время строительства трехшатровых храмов Ризоположения(возведенной им в 1641 году над Золотыми вратами во Владимире) и Спаса Преображения в Алексеевском монастыре в Москве (1634 год), где он работал вместе с Трефилом Шарутиным. Судить об этом храме мы можем только по рисунку середины XIX века, где третий шатер невидим . Следует отметить, что Трефил Шарутин происходил из семьи талатливых зодчих города Кашина. Вряд ли случайно, что еще один ее представитель - Иван Шарутин (сын Марка Шарутина) -в 1652-1654 годы возвел звонницу, увенчанную тремя шатрами (уже более декоративного вида) в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом.

Шатровая форма в разных вариантах была особенно любима Антипой Константиновым сыном Возоулиным. Он использовал ее уже в первой своей работе – соборе Архангела Михаила в Нижнем Новгороде (1628-1631 годы). Его строительство молодой мастер завершал самостоятельно после смерти отчима. В 1644 году он «был на Пушечном дворе у амбарного каменного дела и иных каменных дел» (здесь имеются в виду литейные амбары). Согласно чертежу XVII века, их венчали два четырехгранных шатра со слухами для выхода отработанного газа. В 1645 и 1648 годы зодчий закончил свою деятельность строительством двух шатровых надвратных церквей (св. Евфимия и Успения) в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода .

Восьмигранные шатры храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, как и у «Дивной» церкви, и у Спасо-Преображенского собора Алексеевского монастыря, являются не декоративным приемом, а конструктивным завершением каждого из трех объемов: самого храма и двух его приделов, примыкающих к углам основного объема с востока, по сторонам от апсиды. Дополняет и усложняет композицию четвертый шатер – высокая колокольня, первоначально находившаяся у северо-западного угла церкви. С юга, востока и запада храм охватывает невысокая галерея. Примеры похожего расположения двух симметричных приделов шатрового храма впервые появляются в русской архитектуре в конце XVI века. Среди них можно назвать храмы Рождества Христова в Беседах (1590-е годы), Богоявления в селе Красном (1592 год), Смоленской Богоматери в Кушалино (1592 год), Спаса Преображения в селе Остров (1590-е годы) и другие . Однако, во всех случаях, приделы сильно уступают по высоте основному храму и имеют завершение в виде главки. Равноценная роль всех трех самостоятельных объемов и шатров в композиции храма в русском зодчестве впервые была использована Антипой Константиновым.

Храм и приделы имеют конструкцию «восьмерик на четверике». Четверик несколько вытянут по оси север-юг и значительно выше восьмерика. Детали декоративного решения самого храма и приделов довольно ощутимо различаются. Центральный шатер открывается внутрь, что создает эффект особого величия храмового пространства. По своему облику он очень близок шатру собора Архангела Михаила в Нижнем Новгороде. Характерные для зодчего многопрофильные кокошники, украшающие четверик нижегородского собора (а позже ставшие отличительной чертой архитектуры Нижнего Новгорода), в Троицком-Голенищеве выполнены не полукруглыми, а килевидными и напоминают кокошники углической Успенской церкви. Стены четверика имеют трехчастное решение и украшены выделенными лопатками. Каждая грань восьмерика декорирована профилированными филенками. От шатра восьмерик отделен широким карнизом в виде крупных зубцов , сходный с карнизом восьмерика Архангельского нижегородского собора. В целом, декор самого храма производит впечатление сдержанного благородства за счет уравновешенности пластических форм.

Декоративное убранство приделов решено несколько иначе. По мнению исследователей, их строительством занимался только Ларион Ушаков . Стены четвериков он завершил фронтонами, а каждую грань восьмериков украсил парой небольших кокошников, под которыми проходит карниз такого же рисунка, что и на самом храме. Особенную нарядность и пластичность шатрам приделов придают высокие окна-люкарны . Такие же окна и завершения-фронтоны мастер уже использовал и ранее, например, при строительстве Теремного дворца в Московском Кремле, в котором он участвовал в 1635-1636 годах вместе с Антипой Константиновым, Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным (кроме того, схожий мотив украшает небольшой шатровый храм Троицы Живоначальной, возведенный в 1650 году Иваном Марковичем Шарутиным над входом во внутренний двор Саввино-Сторожевского монастыря). Однако декор приделов все же производит впечатление некоторой дробности по сравнению с пластикой центрального объема храма.

Каким изначально был облик древней колокольни, сейчас уже не представляется возможным выяснить, т.к. она и западный притвор были перестроены в XIX веке . Об этом свидетельствует метрика храма, составленная в 1887 году: «В 1860 году переделана задняя часть западного притвора распространением ее на такое пространство, которое занимала старая колокольня. В том же году входное крыльцо западного притвора Троицкой церкви отломано, и на месте его выстроен длинный коридор, соединяющий западный притвор с новой колокольней» . Новая колокольня поставили к западу от храма. В то же время выстроили трапезную возле северного придела мученика Агапия . М.В. Красовский ставил первоначальную колокольню Троицкого храма в один ряд с колокольнями московских храмов Феодора Студита у Никитских ворот, Флора и Лавра на Мясницкой и Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках . Отдавал должное нарядности ее архитектуры и А.А. Мартынов .

На колокольне 1860 года находился подбор из семи колоколов. Пространная надпись на благовестнике гласила: «Вылит сей колокол ко храму Живоначальной Троицы в селе Троицком, Голенищеве тож, что близ Москвы в царствование императора Александра II, во святительство высокопреосвященнейшего Иннокентия митрополита Московского и Коломенского, по благословению преосвященнейшего Леонида, епископа Дмитровского, викария Московского, при священнике Павле Георгиевиче Орловском, усердием и иждивением прихожан и церковного старосты потомственного почетного гражданина Александра Ефимовича г. Байдакова и добрых даятелей. 1876 года марта 15 дня. Лит на заводе Н.Д. Финляндского в Москве. Весу 208 пуд 10 фунтов».

На полиелнйном, втором по весу колоколе тоже существовала интересная надпись: «Сей колокол вылит 1785 года марта 31 дня церкви Живоначальной Троицы в селе Троицком, Голенищеве тож, тщанием священника Тимофея Иванова вкупе с приходскими людьми, весу 101 пуд и 8 фунтов. Лит в Москве на заводе Никифора Кабанина (прав. – Калинина)». На третьем – будничном колоколе удалось прочесть такой текст: «Лета ЗРПЕ (7185, т.е. 1677) по указу великого господина Иоакима, патриарха Московского и всея Руси выменен сей колокол на старый разбитый колокол в Московский уезд в домовое село Троицкое Голенищево к церкви Живоначальной Троицы. Весу КЕ (25) пуд». Четвертый колокол весил 13, пятый – 8 пуд, шестой и седьмой по одному пуду . Судьба этих колоколов неизвестна. Сейчас на колокольне размещен подбор из новых колоколов, поднятых на нее в 1993 году.

Значительные изменения в положении храма произошли после смерти патриарха Андриана в 1700 году. Село Троицкое-Голенищево с церковью и небольшим летним патриаршим дворцом поступило в общегосударственное управление, а затем его «определили» в заведование синодального управления. В 1729-1730 годы оно принадлежало любимцу императора Петра II – Ивану Алексеевичу Долгорукову, затем перешло в ведение коллегии экономии. Очень сильно храм пострадал в 1812 году. Солдаты армии Наполеона устроили в нем конюшню, затем во время пожара погибла вся старинная роспись и иконостас, сохранилось только несколько икон, отданных перед этим мастеру «на поновление». Сильные повреждения имели шатры, кресты и колокольня . В 1815 году саму церковь и придел святителя Ионы восстановили и заново освятили, но храм стоял не расписанным еще и в конце XIX столетия . Только в 1898-1902 годах начались работы по воссозданию его убранства .

В ХХ веке Троицкая церковь разделила судьбу многих русских храмов. В 1939 году ее закрыли, два антиминса при этом перенесли в Троицкую церковь на Воробьевых горах. Иконостас, сохранявшийся в церкви, в 1941 году вывез С.М. Эйзенштейн для съемок фильма «Иван Грозный». Дальнейшая судьба его неизвестна. В 1966 году в храме находился склад сырья и готовой продукции третьей картонажной фабрики Управления специальных предприятий. В это время церковь пребыла в очень плачевном состоянии. В 1970-е годы, после вывоза склада, она стояла пустой, пока ее не отдали опять под склад, но уже для Гостелерадио. В 1987 году здесь же разместилась нотная библиотека, обладавшая ценной коллекцией рукописей . Православной Церкви Троицкий храм вернули только в 1991 году – 8 января возле него отслужили первый молебен. Немного позже начались богослужения – в нижнем ярусе колокольни. Восстановительные работы продолжались на протяжении пяти лет. Сейчас в северном приделе мученика Агапия освящен престол свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси и священномучеников, мучеников и исповедников Российских.

Библиография:

Захаров М.П. Путеводитель по окрестностям Москвы. М., 1867

Иоанн Кузнецов, иерей. Церковь Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве // Труды комиссии по осмотру и изучению памятников церковной старины в Москве и Московской епарихии. М., 1904. Т.I. С.: 1-14

Холмогоровы В. И Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVII столетия. М., 1886. Вып. III. Загородская десятина Московского уезда. С.: 301

Памятники усадебного искусства. М., 1928. С.:89

Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 133-135, 311

Филатов Н.Ф. Нижегородские зодчие XVII начала ХХ века. Горький, 1980. С.: 21, 22, 25-26, 29, 30

Ильин М.А., Моисеева Т. Москва и Подмосковье. М., 1979. С.: 463

Метрика московской церкви Живоначальной Троицы, что в Голенищеве. 1887 год. Из материалов Археологической комиссии // Исторический архив. 2009. № 5. С.: 143-161. Метрика подготовлена к печати А.Ф. Бондаренко на основе материалов архива ИИМК (Ф.1, оп. 2, 1911, д. 257).

Сорок сороков. М., 2003. Т.4. С.: 202-205

Красовский М.В. Очерк по истории московского периода древнерусского зодчества. М., 1911. С.: 237

Мартынов А.А. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1848. Т.2.

Грабарь И.Э. История русского искусства. Т.2. М., 1911. С.: 84

Москва и ее окрестности. М., 1885. С.: 425



Село Голенищево, находившееся в Сетунском стане Московского уезда, в конце XVI ст. принадлежало митрополичьему дому. В этом селе была церковь во имя Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, построенная Киприаном митрополитом. В начале XVII ст. Голенищево называлось по церкви Троицким, когда была построена в селе церковь Св. Троицы - неизвестно.

В писцовых книгах 1627 г. говорится: «великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии, вотчина село Троицкое Голенищево, а в селе церковь Живоначальной Троицы, да в приделе Леонтия Ростовского чудотворца, древянна, клетцки, а в церкви образы и свечи, и книги, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение государево патриаршее…». В расходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1626-27 гг. записано: «декабря 2, в государево патриаршее село Троицкое, в церковь сделан крест на престол, спаян медью и позолочен; за золото и за медь иконописцу Саве Теплякову 6 алтын 6 денег».

При патриархе Иосифе в 1644 г. в селе Троицком-Голенищеве была построена каменная церковь во имя Св. Троицы с приделами и патриарший каменный дом; а деревянная церковь из Голенищева перенесена в патриаршее село Троицы-Сельцы. Материалы, необходимые для постройки каменной церкви в селе Троицком-Голенищеве стали заготавливаться, как видно из расходных книг Патриаршего казенного приказа, с 1643 г.

По переписным книгам 1646 г. в селе Троицком-Голенищеве числилось 11 дворов крестьянских, новопривозных и бобыльских 44 двора, которые были перевезены из домовых патриарших вотчин Костромского, Владимирского и Белозерского уездов, кроме того, в селе жили в «подсоседниках кузнецы», своих домов не имевшие. В 1678 г. в том же селе 22 двора крестьянских, да после морового поветрия призваны с воли и поселены в деловые работники белорусы из разных польских городов.

В переписных книгах 1701 г. церковь в селе Троицком-Голенищеве описана так: «церковь Живоначальной Троицы каменная шатровая, с двумя приделами, а на той церкви и на двух приделах и на колокольне кресты железные, и той церкви поп Антип Андреев и диакон Савва Степанов явили в алтаре и в церкви святые иконы и всякую церковную утварь… На правой стороне у западных дверей место патриаршее обито сукном вишневым, локотники обиты бархатом вишневым, на нем чехол крашенинный зеленый. Над патриаршим местом образ Спасов писан на краске… в трапезе восемь икон больших деисусовых писаны на красках. В той церкви и в приделах, и в алтарях в окнах 18 оконниц белых, слюденные, да 18 решеток железных, у тех церквей трое дверей железных, да у настоящего алтаря у окошек три затвора железные. У настоящей церкви на трапезе колокольня, а на колокольне пять колокол, в большом весу подписи 25 пудов, а в четырех колоколах весу не написано и весить нечем; а покрыта настоящая церковь с приделы и трапеза, и паперти все тесом…».

Подле церкви двор патриарха каменный; два сада с яблонями, с грушами, с вишнями, смородиною красною; двор конюшенный и скотный; в селе Троицком 53 двора крестьянских, в них 183 человека, и 10 дворов бобыльских, в них 28 человек. В 1711 и 1728 гг., по распоряжению синодального дворцового приказа, церковь в селе Троицком была покрыта новым тесом.

Священно-церковно-служителям Троицкой церкви выдавалось руги из Патриаршего казенного приказа: «попу на год денег 5 руб., ржи 8 четвертей с полуосминою, овса тож; диакону 4 руб., ржи и овса по 4 четверти; пономарю 2 руб. 3 алтына 2 деньги, ржи и овса по 4 четверти; просвирнице 60 алтын, ржи и овса по 3 четверти».

По смерти патриарха Адриана и с упразднением патриаршества, патриаршие вотчины поступили в общее государственное управление. В 1729 г. село Троицкое-Голенищево императором Петром II пожаловано князю Ивану Алексеевичу Долгорукову, у которого в 1731 г. оно было отписано и причислено к ведомству Коллегии экономии.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г.



Теперь Голенищево является частью Москвы, но во времена московских патриархов место слияния рек Раменки и Сетунь было довольно отдалённым Подмосковьем. Первое упоминание о селе влсходит к средним векам и связаны они с именами святителей Алексия и Киприана, московских митрополитов. Как свидетельствует летопись, в ХIV веке на здешней земле был разбит сад, стояли кельи и клети. Святитель Киприан очень любил Голенищево, избрав именно это село местом отдохновления. Именно в Голенищево митрополит Киприан занимался на досуге переводами церковных книг с греческого на славянский язык. Именно в Голенищеве святитель написал житие митрополита Петра: "Книги своею рукой писаше, понеже место бетихо и безмолвно и тайно от всяких плищей (Суеты и шума городской жизни)". По велению святого митрополита на этих землях была построена опричная церковь во имя Трёх святителей (опричная, то есть построенная митрополитом для себя). Была она деревянной и, вероятно, стояла на горке, которая и по сей день называется Трёхсвятской. Преемники митрополита Киприана также любили Голенищево. Особенно нравились эти места митрополиту Ионе, служившему на московской кафедре в 1449-1461 годах.

В храме Троицы Живоначальной, который будет построен через два столетия, во имя митрополита Ионы устроят придел. И источник, который течёт в овраге рядом с храмом, также назовут Ионинским. В летописи сказано: "Въ лето 6782 (1474) преосвященный Геронтий, митрополитъ всея Руси внизъ по реке Сетуни, на той же Голенищевской земле, у Алексеева Чюдотворцева сада церковь поставилъ Иоанна Богослова и дворъ срядилъ и съ ледники и съ всемъ устроилъ". Позднее вместо Иоанно-Богословской церкви была построена деревянная Троицкая. Точное время её постройки теряется во мраке лет, но известно, что к 1627 году эта церковь уже существовала, а село в тот момент называлось Троицкое-Голенищево. Храм Троицы Живоначальной был построен в 1644-1645 годах, в период, когда Русское царство как государственное образование обрело былую устойчивость. Смутное время было уже позади, и ещё довольно много времени оставалось до грядущих реформ - как до религиозной реформы Патриарха Никона, повлёкшей за собой раскол Русской Церкви, так и до реформ царя Петра I. Это замечание важно, так как после упомянутых реформ изменился подход к церковному строительству.

Храм же в Троицком-Голенищеве представляет собой образец архитектуры, широко распространённой на Руси с начала ХVI века. Это так называемый храм шатрового типа. Проект был разработан Антипом Константиновым-Возоулиным, мастером шатрового зодчества этого периода. В книге П. Г. Паламарчука "Сорок сороков" сказано, что "храм по указу и чертежу государева подмастерья - Антипы Константинова работал каменных дел подмастерье Ларион Михайлов Ушаков". Антип Константинов был сыном каменщика, а после смерти отца его усыновил Лаврентий Возоулин, тоже каменщик. Будучи совсем молодым человеком, примерно двадцать лет от роду, Константинов был уже отмечен царём как умелый зодчий. К примеру, он участвовал в строительстве Преображенского трёхшатрового храма в Алексеевском монастыре, Теремного дворца и надстройки Троицкой башни Московского Кремля, церкви Спаса на Сенях в Ростове Великом. А Ларион Ушаков известен тем, что в 1635-1636 годы принимал участие в строительстве Теремного дворца для царя Михаила Феодоровича. После окончания строительства Троицкого храма в середине ХVII века близ него был возведён и каменный патриарший двор. Окрестности Голенищева были богаты глиной, поэтому у Воробьёвых круч были устроены три печи для выделки кирпича...

Патриарший двор при церкви был устроен весьма богато и основательно. Сохранилось его описание, составленное в 1701 году. Вот что там было: красное крыльцо и сени, за ними палаты - скатертная, дворянская, певческая, посельского старосты, казенная - все только на первом этаже. Затем была лестница на второй этаж, где были устроены патриаршие хоромы, предварявшиеся сенями. Тут были и столовая, и крестовая палаты, келья патриарха и заднее крыльцо. Наверху, над вторым этажом, располагался терем с моленным углом и верхней кельей, а надо всем этим - чердак. Близ патриршего дома была выстроена приказничья изба с сенями и верхним теремом, поварня, хлебная, баня, сарай, конюшня и денник, сушило и погреб. За каменной оградой патриаршего двора были разбиты два плодовых сада с яблонями, вишнями, грушами, кустами смородины. За садами - обустроены пруды, из которых рыба подавалась к столу патриархов. В 1649 году "в селе Троицком (село уже именуется по названию церкви) Государь Алексей Михайлович изволил кушать у патриарха Иосифа". Вокруг села были богатые охотничьи угодья, и царь любил охотиться в этих местах. Голенищево продолжало быть резиденцией всех патриархов в досинодальный период, а уже с 1700 года это село поступает в ведение Святейшего Синода. В 1729-1730 годах был краткий период, когда село принадлежало фавориту императора Петра III Ивану Алексеевичу Долгорукову, после его ссылки в Берёзов, всё имущество у опальных Долгоруковых было отнято в пользу казны, а село Голенищево вновь вернулось в ведение Синода. В ХVIII веке в Голенищеве было учреждено фабричное производство. Часть земель уже принадлежала полотняному фабриканту Василию Чурашеву.

В период Отечественной войны 1812 года село было захвачено войсками императора Наполеона. Храм был осквернён, не избегнув участи других русских храмов. Французские солдаты разместили в нём конюшню. Древний иконостас погиб в пожаре, но некоторые иконы уцелели. После изгнания французов из Москвы один из приделов (Агапиевский, зимний) был переосвящён, а в 1815 году переосвятили и два других. В середине ХIХ века было решено расширить зимний Агапиевский придел и его притвор. В 1860 году намерение это было осуществлено. Старая шатровая колокольня, примыкавшая к западной стене Агапиевского придела, была сломана, а вместо неё соорудили новую, напротив западных врат храма. А пространство между новой колокольней и папертью соединили крытым коридором. В 1899 году в храме устроили общее духовое отопление. Таким храм просуществовал до 1935 года.

В 1936 году режиссёр Сергей Эйзенштейн снимал фильм "Бежин луг", по-эйзенштеновски гениальный, темой которого была мифология нового советского времени. Главный герой - Стёпка Самохин, пионер, сын подкулачника - гибнет от руки отца. Отец мстит сыну за раскрытый тем заговор против колхоза. Прототипом героя стал Павлик Морозов. Одной из центральных сцен фильма является сцена в храме, снятая именно здесь, в Голенищевской церкви. Крестьяне громят храм, рушат свтыни. Здесь и дети, и молодёжь, и зрелые люди, и старики - все они в едином порыве глумятся над верой. Один из персонажей - огромный, как библейский Самсон, крестьянин - обеими руками мощно сносит царские врата, руша иконостас, а за ним идёт толпа, оскверняющая алтарь. Так пали святыни храма Троицы Живоначальной в патриаршем селе Голенищево, и падение это запечатлено почти документально в оставшихся кадрах, в 1937 году обрезанных мотажёрами с плёнки фильма, которую должны были уничтожить. В конечном итоге опустевший храм был взят в аренду Гостелерадио СССР под склад и нотную библиотеку. Падение, казалось, было необратимым. Но храм не погиб. Он был возвращён верующим в 1991 году и первый молебен состоялся около его стен 8 января 1991 года. Предстояла работа по очистке храма, восстановлению перекрытий, реставрации колокольни. Богослужения здесь начались только в 1992 году. Ремонтно-восстановительные работы велись с середины 1990-х годов. Со стороны реки расчистили Ионнинский родник. А в 1999 году пристроили деревянную часовню-крестильню, которую освятили во имя святого Киприана. Ныне праздничный звон с колокольни храма разносится далеко окрест и достигает Новодевичьего монастыря и Поклонной горы.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №289, 2018 г.

Новое на сайте

>

Самое популярное