Домой Грибы Пение православных христиан во время таинства соборования. Что такое соборование в церкви и зачем нужно собороваться. Как правильно подготовиться к Соборованию

Пение православных христиан во время таинства соборования. Что такое соборование в церкви и зачем нужно собороваться. Как правильно подготовиться к Соборованию

Соборование – это таинство, исцеляющее душу и тело. Оно относится к семи Таинствам в христианской церкви и совершается, чтобы избавить верующего от духовных и телесных заболеваний. Соборование позволяет отпустить грехи, о которых сам человек забыл или совершил по недоразумению, то есть «невольные». В священных книгах это таинство называется обычно елеосвящение.

Вконтакте

Одноклассники

Так как таинство часто совершает «собор» – несколько священников, то в православии используется название «соборование». Что это и для чего проводится, должен знать каждый верующий.

Совершают таинство несколько священников обычно семь, но всё чаще елеосвящение проводит один священнослужитель.

Соборование проводится в определённых случаях. Вот как разъясняют церковные правила, кому нужно собороваться и когда это можно делать:

  • при болезни (в любое время);
  • перед смертью (также в течение всего года);
  • перед Великим и Рождественским

Кто может собороваться

Суть таинства объясняет, зачем нужно собороваться, – это полное исцеление верующего от грехов, скорби и болезней. При этом телесное выздоровление становится результатом исцеления духовного после покаяния и искреннего обещания вести жизнь в соответствии с Божиими после прощения всех грехов. Просьбы об этом неоднократно повторяются в молитвах, которые читаются во время соборования.

Поэтому, в первую очередь, соборование проходят люди, больные духовно, те, которые находятся в скорби или депрессии, потеряли веру, также имеющие телесные заболевания. Если болезнь тяжёлая, затянулась, то таинство можно проводить до тех пор, пока больной не поправится. По свидетельствам тех, над кем оно проводилось , облегчение в большинстве случаев наступало сразу же после обряда. Зачастую больные даже исцелялись совершенно после соборования. Причём речь идёт не только о телесных заболеваниях, но и о душевных недугах, сильном горе, утрате веры в Бога и в себя, других духовных скорбях, которые не проходят после исповеди.

Соборование умирающего христианина вместе с последней исповедью готовит душу к отхождению в загробный мир.

Чтобы пройти этот обряд, нужно знать, кому можно собороваться. Для этого необходимо:

  • быть крещёным верующим христианином старше 7 лет;
  • находиться в сознании (не быть в агонии, коме, помутнении рассудка, алкогольном опьянении).

Женщин не соборуют во время менструации.

Нет единого мнения, можно ли соборовать здоровых людей. Однако считается, что в современной жизни сложно избежать духовных заболеваний – недостатка веры, мирских печалей, прегрешений и пр. Поэтому церковь рекомендует принимать соборование в Рождественский пост или Великий.

Подготовка к таинству

К таинству елеосвящения нужно подготовиться и знать, как проходит соборование. Его не проводят спонтанно, поэтому нужно заранее записаться на обряд в церкви либо пригласить домой священников (особенно если речь идёт о тяжелобольном или умирающем христианине).

Специально соблюдать пост перед соборованием необходимости нет, если оно совершается не в дни Великого или Рождественского поста, когда соблюдение ограничений поста само собой разумеется для истинно верующего христианина.

На соборование нужно попросить благословение у священнослужителя. Перед событием желательно исповедаться. Но можно пойти на исповедь и после таинства. Также после соборования нужно причаститься.

Как происходит обряд

Помазание совершается елеем – освящённым в церкви растительным маслом, предпочтительно оливковым. Это масло - древнейший христианский символ, с древних времён оно не только употреблялось в пищу, но и считалось лекарственным и даже косметическим средством, а также использовалось в светильниках.

Если елея было много, это воспринималось как Божье благословение. Перед служением и царствованием им помазывали священников, пророков, царей. Известно, что святые апостолы использовали елей при молитвах за их исцеление. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем натирали тело, помазывали волосы. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.

Сам обряд соборования начинается с благословения священнослужителем. В настоящее время в православной церкви таинство чаще всего совершает один батюшка, несколько (семерых) приглашают, в том числе на дом, в особых случаях, например, к умирающему.

После этого читается канон (молитвенный гимн) и ектения (молитвенное прошение). Во время иерейской молитвы происходит освящение елея.

Затем батюшка читает семь отрывков из Евангелия и Апостола. После каждого из них читается ектения и тайносовершительная молитва , при чтении которой и происходит крестообразное помазание елеем, растворённым в вине, частей тела соборующегося:

  • ноздри;
  • щёки;
  • губы;
  • грудь;
  • руки.

Весь обряд повторяется семь раз.

После последнего помазания священнослужитель кладёт соборующемуся на голову Евангелие, читает разрешительную молитву, тем самым получая от Бога власть отпустить забытые и невольные грехи верующего, когда проводится соборование.

В католической церкви также совершается елеосвящение, которое имеет небольшие отличия от православного обряда.

Конечно, соборование не гарантирует полного исцеления, если сам человек не верует или неискренне раскаивается в своих грехах. Молитвы об исцелении начинаются с просьбы о прощении грехов, которая идёт от души. Если же грехи слишком тяжки, а к таким относятся, например:

  • блуд, прелюбодеяние;
  • отказ от веры, в т. ч. обращение к оккультным наукам и другим религиям;
  • убийство и др.

То прежде необходимо прибегнуть к таинству покаяния. Истинно верующий человек знает, что такое соборование, и как оно проводится, поэтому не имеет права «забыть» какие-то грехи во время в расчёте на то, что они простятся через обряд елеосвящения. Раскаяние в своих прегрешениях должно быть искренним, идти от сердца, тогда христианин может быть исцелён волей Божией.

История елеосвящения

Таинство елеосвящения упоминается в апостольских посланиях, где говорится о больных, которые уже не могут прийти в храм. Но с IV века началась практика соборования не в доме христианина, а в церкви. В Х веке стало принято совершать обряд не только над больным, но и над его домочадцами и даже домом. Такое общее соборование проникло на Русь из Греческой церкви в XVII веке. Первоначально его совершали в Великий Четверг и Великую Субботу.

Стоимость таинства

Что касается стоимости таинства, то нужно помнить древнюю истину, что церковь - не рынок. Но также надо помнить, что труд, в том числе священнослужителя, должен оплачиваться, ведь он требует не только физических, но и моральных затрат. Обычно храм сам устанавливает , сколько стоит соборование, но в большинстве церквей негласно принято брать плату посильную, сколько человек может заплатить. Если же верующий находится в крайней нужде или в другой исключительной ситуации, то батюшка может принять решение совершить соборование без платы, во славу Божию. Как бы то ни было, вопрос цены всегда можно обсудить со священником вашей церкви.

Среди семи таинств, совершаемых Русской Православной Церковью, есть одно, которое часто вызывает совершенно неверные толкования и связано с целым рядом предрассудков. Называется оно соборование. Что это и для чего совершается, мы постараемся выяснить, обратившись к его истории и рассмотрев порядок чинопоследования. Именно с него мы и начнём рассказ.

Что такое соборование и как оно проводится

Исполняться таинство может как в храме над большим количеством прихожан, так и на дому, над одним-единственным человеком, который по состоянию здоровья не имеет возможности выходить. Порядком чинопоследования предписывается участие в нём семи священников, но в случае, если их меньшее количество, даже один-единственный, таинство соборования считается действительным. Практика показывает, что даже в городских условиях очень редко удаётся собрать большое количество иереев.

Как проходит соборование, подробно указывает сам чин этого таинства. Перед его началом читаются подготовительные молитвы и канон. Следом за тем — отрывки из Нового Завета. Далее следует ектенья. Во время её чтения диакон произносит вслух имена всех, над кем производится таинство. После ектеньи совершается обряд освящения масла (елея) и помазание. В это время священник произносит особую древнюю молитву, читаемую только в этих случаях. По окончании молитвы он возлагает на головы присутствующих Евангелие и читает заключительную молитву.

Когда один священник заканчивает свои действия, то ему на смену приходит другой, весь цикл повторяется снова. Чинопоследование таинства предписывает семикратное его повторение, что и требует участия семи священников, но, как было сказано выше, допускается и меньшее их количество.

Исторические сведения о совершении таинства

Своими корнями соборование, или, как его иначе называют, елеосвящение, уходит в библейские времена. Чтобы в этом убедиться, достаточно открыть Евангелие от Марка. В нём описывается, как Христос посылает святых апостолов благовестить приход Царствия Божия, призывать всех к покаянию и врачевать телесные и душевные недуги.

С этой целью Его ученики помазывали страждущих елеем, то есть маслом. Подобные их действия, получившие благословение от Самого Иисуса Христа, и являются прообразом нынешнего таинства, которое мы именуем соборование. Что это именно так, нет ни малейших сомнений. Кроме того, о помазании елеем упоминает в своём послании святой апостол Иаков. Он пишет о необходимости совершения этого действия в случае болезни кого-либо из братии. По его словам, Благодатью Божией страждущий получает при этом исцеление от недуга и отпущение грехов.

Соборование — путь к исцелению души и тела

Два приведённых Новозаветных эпизода неопровержимо свидетельствуют об ошибочности распространённого мнения относительно соборования — что это таинство совершается исключительно над умирающими и является как бы напутствием в иной мир. Апостолы совершали его для исцеления, и апостол Иаков в своём послании рекомендует совершать его именно для того, чтобы избавить от болезни. Следовательно, нет оснований смешивать его с какими-либо предсмертными ритуалами.

Ошибочность такого понимания объясняется тем, что в средневековой западной церкви это таинство действительно являлось напутствием умирающему и называлось «последнее помазание». В XV-XVII веках оно перекочевало к нам в Россию и утвердилось тут в подобном статусе. Но уже в середине XIX века Московский митрополит Филарет предпринял самые решительные действия для того, чтобы придать ему именно то значение, которое оно имеет сейчас.

Предсмертное соборование. Что это и для чего совершается

Святая церковь, тем не менее, подчёркивает необходимость соборования для людей, находящихся при смерти. Это совершенно необходимое для них действие, ведь нередко в подобном состоянии человек физически не может исповедаться и очистить свою душу перед вступлением в иной мир. В этом случае соборование позволяет сделать это даже без сознательного участия умирающего. Но даже если он в сознании, ему необходимо исповедаться, причаститься и собороваться. Соборование умирающего - это как раз тот случай, когда оно совершается не в храме, а дома или в больнице.

Тщетность таинства без искренней веры

Следует остановиться и ещё на одном важном заблуждении, которого придерживаются многие, над кем впервые совершается соборование. Что это таинство благотворно влияет на здоровье человека, знают, пожалуй, все. Но очень многие, к сожалению, воспринимают его как некое магическое действие, результат которого зависит исключительно от правильно выполненных обрядовых действий. Это глубоко ошибочное мнение.

Масло, которым совершают помазание, не является лекарством от всех болезней, и исцеление приносит не оно, а всемилостивый Господь. К нему обращены наши молитвы, и в Его власти ниспослать исцеление. Вот стать достойными этой милости Божией действительно в наших силах. Для этого и дарованы таинства. Они помогают нам с помощью Благодати Божией очиститься от грехов. Болезни - это ведь их порождение. Следовательно, для исцеления тела нужно прежде очистить душу и покаяться в грехах.

Отличие отпущения грехов на исповеди и при соборовании

Однако с этой целью верующие люди регулярно исповедуются. Тогда какую задачу в связи с этим выполняет соборование? Что это, форма углублённого покаяния или что-то иное? Нет, дело в ином. Во время исповеди мы получаем отпущение тех грехов, которые были нами названы. Но ведь в повседневной жизни мы постоянно, вольно или не вольно, нарушаем Божьи заповеди и часто, идя на исповедь, не можем вспомнить большинство из них.

Даже если записывать свои прегрешения, то и тогда едва ли удастся назвать их в полном объёме, так как подчас мы грешим, даже не сознавая этого. Вот для того, чтобы очиститься от всех грехов, осознанных или нет, названных на исповеди или забытых, и даровано нам таинство соборования. Помазание освящённым маслом несёт нашим душам исцеление от греха.

Искренность покаяния — условие отпущения грехов

Ошибкой было бы полагать, что, очищая нас от всех прегрешений, соборование тем самым даёт возможность безнаказанно преступать Божьи заповеди. Думать: «Сегодня согрешу, а на соборовании всё простится», — величайшее легкомыслие. Грехи отпускаются только при условии искреннего покаяния, а в данном случае его быть не может.

Подготовка к таинству

Есть и ещё несколько вопросов, часто возникающих у тех, кто решил пройти соборование. Например, нужно ли перед ним поститься или можно не ограничивать себя в еде? Ответ совершенно однозначный: нет, поститься не нужно. Единственное таинство, которое совершается на голодный желудок, это Причащение Святых Даров. К тому же нужны силы, чтобы выстоять те два часа, в течение которых совершается соборование.

Как готовиться к нему, что приносить с собой в церковь, тоже порой вызывает вопросы. Обычно рекомендуют перед соборованием исповедаться и причаститься, но, если это не выполнено, не беда, можно это сделать потом. Во время соборования принято держать в руках зажжённые свечи, но их можно купить в свечной лавке и приносить с собой не нужно. А вот текст чинопоследования иметь при себе очень рекомендуется, так как в этом случае удаётся глубже и обстоятельней понять смысл читаемых молитв.

Выяснив, что такое соборование и как оно проводится, следует добавить в заключение следующее. Очень часто возникает ситуация, когда человек, желающий принять участие в нём, по тем или иным причинам не успевает к началу таинства. Как сказано выше, оно состоит из семи повторяющихся циклов. Если он опоздал и пришёл ко второму или третьему, будет ли для него такое соборование действительным? На этот вопрос всегда дают однозначный ответ: да, будет. Даже если опоздавший получил лишь одно помазание, это считается достаточным. Однако всегда рекомендуется приходить вовремя.

Соборование – таинство очищения и прощения грехов, проводимое обычно несколькими священнослужителями. Именно от соборного проведения и название – . Чем же отличается это таинство от обычной исповеди, на которой человеку также отпускаются грехи? Дело в том, что исповедь носит более сознательный характер и призвана освободить верующего от тех грехов, которые он за собой замечает и в которых может сознаться перед священнослужителем и Господом. Во время же происходит очищение и от тех грехов, которые человек может совершить невольно и даже не отдавать себе в этом отчета.

Сила соборования очень велика, не случайно оно применяется для облегчения страданий тяжело болящих и умирающих. Разумеется, полное исцеление таинство не гарантирует, на все воля Господа, но часто случается, что больные начинают чувствовать себя гораздо лучше или вовсе выздоравливают. Не стоит воспринимать это таинство как панацею от всех бед, ведь любая молитва доходит до Господа и обязательно будет им услышана. Сила соборования заключается, прежде всего, в вере самого человека, а не в ритуалах и песнопениях, проводимых в храме.

Собороваться могут как больные, так и совершенно здоровые, ведь очистить свою душу и открыться перед Господом человек может не только в состоянии тяжелого телесного недуга или при смерти. Обычно соборуются раз в год, но если вы ощущаете потребность пройти это таинство дополнительно, не стоит останавливать себя. Для совершения соборования нет определенных сроков или канонов, поэтому, если человек готов к нему и чувствует настоятельную потребность, необходимо собороваться.

Одним из обязательных атрибутов таинства является помазание елеем в знак очищения тела от греха. Священнослужитель мажет соборующихся, читая молитвы. Цикл из чтения писания и помазания повторяется семь раз, после чего верующие прикладываются к евангелию. Масло, оставшееся после завершения церемонии, соборующиеся могут забрать домой, чтобы также совершать им помазание. По церковной традиции этот же елей наливается в гроб усопшим, что символизирует жизнь вечную.

Тяжелобольным боятся таинства соборования не стоит. Бытует суеверие, что собороваться необходимо лишь умирающим и только при приближении чувства скорого конца. Именно по этой причине многие верят, что после соборования дни их будут сочтены. Это представление совершенно ничем не обосновано и полностью неверно. То, сколько отпущено человеку на этом свете, зависит ни от проведения того или иного ритуала, а исключительно от воли Господа. Если ему будет угодно, болящий может и вовсе исцелиться или проживет достаточно долго и после соборования.

Видео по теме

Связанная статья

Источники:

  • как проходит соборование
  • Таинство Соборования

В христианской православной традиции существует семь таинств. Это особые священнодействия, необходимые для призывания благодати Святого Духа и освящения человеческой Личности. Основной идеей бытия людей является стремление к святости. Поэтому участие в освящающих человеческую личность таинствах просто необходимо.

Что такое соборование

Существует семь церковных таинств, одним из которых является . В богословской можно встретить и иное название этого священнодействия - елеосвящение. История установления возводит нас ко временам апостолов. В послании Иакова говорится о том, что если кто заболеет, то должен призвать пресвитеров Церкви для молитвы над ним и елеем (маслом). В этом утверждается вера и надежда на то, что молитва веры спасет болящего и Господь его исцелит. Получается, что соборование необходимо человеку, как средство помощи при заболеваниях. У каждого есть те или иные болезни серьезные и незначительные, а человек по своей сути стремится к сохранению своего тела.


Многие неправильно считают, что соборуются только перед смертью. Это серьезное заблуждение. Таинсва Церкви не для смерти, а жизни! Часто соборуют больных именно для того, чтобы облегчить их муки и страдания.


Необходимо осознавать, что соборование полезно не только для тела. Так, определяется, что в этом таинстве человеку прощаются забытые грехи. Но не те, которые он запамятовал по лени, а совершенные по неведению или напрочь исчезнувшие из памяти. Происходит очищение души приступающего к этой святыни и на человека нисходит благодать, которая укрепляет и придает духовных сил верующему.

В Православной Церкви существует семь таинств, одним из которых является соборование. В этом таинстве верующим испрашивается божественная благодать, исцеляющая различные недуги телесные и душевные. Также считается, что в таинстве соборования прощаются забытые грехи.

Таинство соборования иначе именуется елеосвящением. Само название елеосвящения указывает на то, что человек освящается от специального елея (растительного масла). Помазание человека святым маслом является главной составляющей таинства.


Чаще всего соборование совершается в храмах во время постов, однако время совершения елеосвящения может быть и другим - совершитель таинства (священник) сам может выбрать время. Исторически таинство соборования совершалось семью или несколькими священниками - происходило соборное служение. Отсюда и название таинства.


Начинается соборование обычным чином - молитва "Царю Небесный", трисвятое по Отче наш, "Приидите поклонимся Цареви нашему Богу". Далее читается псалом 142, после которого следует малая ектенья. Иногда псалом и ектенья сокращаются.


После этого поются определенные тропари, читается 50-й псалом, после которого совершается чтение канона о болящих священником. После канона исполняются хором особые стихиры и тропарь о болящих. Затем великая ектенья с особыми прошениями о болящих, молитва священника о болящих и тропари святым целителям. Далее читаются отрывки из Священного Писания Нового Завета (из Апостола и Евангелия). После чтения священных текстов священнослужитель читает определенные две молитвы о болящих. На соборовании принято читать отрывки из Священного Писания семикратно. После возвещения текстов Апостола и Евангелия и происходит помазание.


После седьмого помазания священником произносится сугубая ектенья, поются стихиры и совершается отпуст.


Также можно отметить, что существует распространенная практика совершения таинства соборования перед одром болящего. Это может быть на дому или в больнице. В таком случае священник может сократить таинство (страха ради смертного). Вычитывается канон и один комплекс отрывков Священного Писания. После этого происходит однократное помазание.

В христианской православной практике существует семь таинств, участие в которых дарует человеку особую божественную благодать. Соборование является одним из таких священнодействий.

Таинство соборования иначе называют елеосвящением. Такая формулировка обуславливается тем, что во время священнодействия человек помазывается святым елеем (маслом) для исцеления душевных и телесных недугов. Также считается, что в соборовании прощаются забытые грехи.


Обычай помазывать больных елеем известен еще с библейских времен. Апостол и евангелист Марк в своей благой вести повествует о том, что Христос призвал двенадцать апостолов и повелел помазывать больных маслом для исцеления. Это описывается в 6-ой главе Евангелия от Марка. Кроме этого, в Библии есть и еще конкретные указания на помазание больного человека маслом для облегчения телесных недугов. В соборном послании апостола Иакова говорится, что больной человек должен призвать церковных пресвитеров для получения помазания елеем. Ради веры болящего и молитв священнослужителей Господь способен даровать исцеление и здравие нуждающемуся человеку (Иак. 5, 14-15). Таким образом, указание на совершение таинства соборования содержится непосредственно в новозаветных текстах Библии.


Само таинство соборования (точнее его чинопоследование) изменялось на протяжении веков. В библейские времена главными совершителями таинства были святые апостолы. Позднее, когда вера христианская получила большее распространение, елеосвящение производили священники Церкви. Именно об этом и указывает апостол Иаков в своем соборном послании.


Чинопоследование соборования также видоизменялось с первых веков. Приблизительно последование, которое и сейчас совершается в православных храмах или на дому, оформилось в XV веке.


На Руси таинство соборования до XIX века именовалось "последним помазанием". Однако святитель Филарет Дроздов настоял, чтобы такое именование церковного таинства было изъято из употребления по причине несоответствия главной сути священнодействия. Таинство соборования совершалось не только над умирающими, но и просто над больными людьми. Именно такой практики и сейчас придерживается Русская Православная Церковь.

Соборование является одним из семи православных таинств, к которому рекомендуется приступать верующему человеку для исцеления души и тела. Несмотря на великую пользу елеосвящения, в народе существуют суеверия, которые искажают представление о самой сути таинства.

Православная церковная традиция, черплющая истину из Священного Писания, определяет соборование (елеосвящение) как таинство, во время которого человек получает божественную благодать, врачующую душевные и телесные недуги. Кроме этого, в святом таинстве человеку прощаются забытые грехи. Верующие люди верят, что в таинстве соборования христианин может получить исцеление от физических болезней, в церковной практике известны случаи чудесных исцелений от различных недугов. Зачастую таинство проводится над болящими людьми. Из такой практики многие ошибочно делают вывод о самой сути священнодействия, считая, что соборование совершается обязательно перед смертью.


Главным суеверием, касающимся елеосвящения, можно назвать совершение таинства обязательно перед телесной кончиной. Многие ошибочно полагают, что сама смерть следует за этим священнодействием. Поэтому некоторые люди в относительно здравом состоянии боятся приступать к соборованию. Такая трактовка таинства не имеет ничего общего с православной верой. В церкви не существует таинств, совершаемых для скорой смерти или несущих в себе какой-либо вред человеку. Наоборот, все таинства являются средством помощи человеку при его жизни. Поэтому соборование совершается не только перед смертью, но в любое время с целью испрашивания у Бога благодати для исцеления тела и души. Елеосвящение совершается не для смерти, но для жизни. Конечно, соборование может совершаться и над умирающим, но это делается для того, чтобы человек получил помощь, ослабление в своей тяжелой болезни.


В современное время сложно найти полностью здорового человека. Поэтому говорить об абсолютном здравии можно только в категориях относительности. Из этого следует, что любой верующий христианин вправе приступать к священнодействию. Кроме того, нельзя забывать и о духовной составляющей - прощении в таинстве забытых грехов. Под ними имеются в виду те согрешения, которые человек забыл в своей жизни или соделал в неведении, но никак не те поступки, которые были утаены на исповеди.


Существуют и другие суеверия, касающиеся соборования. Так, ошибочно считается, что после этого таинства обязательно необходимо хранить девство. Никакого запрета на вступление в брак после этого таинства не существует в православной Церкви.


Еще одно суеверие - запрет на вкушение мяса после соборования в течение всей оставшейся жизни. Но и это утверждение не имеет под собой православного обоснования. Верующие люди соблюдают пост в установленные Церковью дни, что никак не зависит непосредственно от елеосвящения. Производной этого суеверия можно назвать обязательное хранение поста не только в среду и пятницу, но и в понедельник.

О таинствах. Таинство Елеосвящения

ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ

Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные (Катехизис).

Таинство Елеосвящения называется еще «святым елеем», «елеопомазанием» и «молитвомаслием» (от греческ. euhelaion), но чаще «соборованием», «маслособорованием», - по собранию, «собору» пресвитеров, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения таинства Елея.

Таинство Елеосвящения есть главное благодатное средство, которое Православная Церковь подает болящим и страждущим для облегчения, уврачевания болезни и для приготовления к христианской, мирной и непостыдной кончине.

УСТАНОВЛЕНИЕ ТАИНСТВА

Начало елеопомазания как таинства положено Самим Господом, по заповеди Которого Его ученики, врачуя души людей спасительной проповедью Евангелия, врачевали и тела больных помазанием елея: «Мазаху маслом многия недужныя, и исцелеваху» (Мк. 6, 13). И в чинопоследовании таинства говорится: «Помазание священное Твое, Человеколюбче, апостолом Твоим на немощствующия рабы Твоя совершати милостивно заповедавый».

Первоначально таинство совершалось, как и миропомазание, чрез возложение рук совершителя (Мк. 16, 18; Деян. 28, 8-9). Воспоминание о таком образе совершения таинства сохранилось и в нашем Требнике - в молитве, читаемой после совершения таинства при возложении Евангелия, как руки Господней, на главу больного. В век апостольский возложение рук для исцеления было заменено помазанием елеем, подобно тому как возложение рук для сообщения Святого Духа новокрещенным было заменено миропомазанием, и право совершения таинства было предоставлено и пресвитерам. Такая практика совершения таинства в апостольское время со всей ясностью представляется в послании апостола Иакова (5, 14-16).

После апостолов о совершении таинства Елеосвящения в Церкви Христовой свидетельствуют многие писатели I-V веков, а именно: во II-III веке - Дионисий Ареопагит, Тертуллиан и Ориген; так, Ориген, изъясняя слова ап. Иакова: «болит ли кто в вас», упоминает о возложении рук от пресвитера на больного; в IV в. о таинстве говорит Иоанн Златоуст, в V - историк Созомен. Апостольское предание о таинстве Елеосвящения сохранилось не только у православных и католиков, но и у несториан и монофизитов, отлученных от Церкви в V столетии.

ЧИСЛО СОВЕРШИТЕЛЕЙ ТАИНСТВА

По заповеди ап. Иакова, таинство Елеосвящения совершается собором пресвитеров. Обыкновенно этот собор составляется из семи пресвитеров, и к этому числу приспособлено последование таинства в нашем Требнике. Число семь в данном случае, по мнению блж. Симеона Солунского, имеет отношение или с числом даров Святого Духа, упоминаемых у прор. Исаии, или числом хождений иерейских вокруг Иерихона, или с числом молитв и поклонений Елисея при воскрешении отрока вдовы соманитянки (4 Цар.

4, 35), или с числом молитв прор. Илии, которыми небо отверсто было и пролил дождь (3 Цар. 18, 43), или, наконец, сообразно числу семикратного погружения Неемана в воде Иорданской, после чего он очистился.

Историческое основание седмеричного числа можно полагать в обычае древних христиан, в частности пресвитеров, посещать больных для молитвы о них в продолжение семи дней подряд, и это число, таким образом, составляло полный круг благодатного врачевания.

Но Церковь допускает совершение таинства Елеосвящения трем или двум пресвитерам. В крайнем же случае дозволяется совершение таинства и одному священнику, с тем, однако, чтобы он совершал таинство от лица собора священников и произносил все молитвы, сколько их есть. В Новой скрижали на этот счет сказано: «В крайней нужде один священник, совершающий таинство Елеосвящения, совершает силою всей Церкви, которой он есть служитель и которой лице в себе представляет: ибо вся власть Церкви содержится во едином священнике».

НАД КЕМ СОВЕРШАЕТСЯ ТАИНСТВО

Таинство Елеосвящения совершается над больными на дому или в храме. В древние времена больные, которые могли вставать с одра и ходить, с помощью других были приводимы или привозимы в храм, чтобы в священном месте приобрести отраду для страждущей души и возвратить здравие телу посредством таинства. Иногда они сами оставались на несколько дней в церковном притворе и проводили там дни и ночи, ожидая благодатной помощи от помазания священным елеем. Были случаи, когда и здоровые из предстоящих, «для получения духовного благословения или для утоления некоторого легкого недуга, приступали к сему духовному врачевству».

У нас на Руси в древнее время придавали большое значение таинству, считая его одним из самых действенных средств против всякой болезни, в особенности против всякого вида одержимости.

Таинство может совершаться не только над тяжелобольными, но и над вообще немощными и чувствующими изнеможение (дряхлые старцы и пр.). Но над здоровыми таинство, как правило, не совершается. В Синодальный период, только как исключение, в Великий Четверг, по древнему церковному обычаю Греческой и Русской Церкви, совершалось архиереями в Троице-Сергиевой лавре, в Московском Успенском соборе и др. местах елеосвящение и над здоровыми; «понеже в Великий Четверток, - говорит святитель Димитрий Ростовский, - на вечери Христос устави Завет Новый Тела и Крове Своея: того ради и сея тайны не неприлично есть причащатися, хотя и здравому человеку, не ведущу дня и часа своея кончины». С другой стороны, при совершении елеосвящения в Великий Четверг над здоровыми телом, слова ап. Иакова: «болен ли кто из вас» (Иак. 5, 14), - принимаются в широком значении, т. е. здесь разумеются не только телесно больные, но и страждущие душевно, - имеющие скорбь, уныние, тяжесть от греховных страстей и т. п. Имея в виду такое широкое понимание таинства Елеосвящения, в Оптиной пустыни и Сергиевом скиту Калужской области оно совершалось для богомольцев по два-три раза в неделю.

Больной, принимающий таинство, должен быть приготовлен к принятию его исповедью, и после или прежде елеосвящения больной причащается Святых Таин. В случае смертной опасности больной должен быть исповедан и причащен до совершения елеосвящения (Правосл. исповедь. 118 вопр.).

ЦЕЛЬ И ДУХОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТАИНСТВА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ

Елеосвящение, как показывает само наименование (греч. elaioa - масло; eleos- милость), есть таинство елея, установленное с целью избавления человека от болезни и прощения грехов. Эта двоякая цель находит свое оправдание в христианском воззрении на природу телесных болезней.

Источник телесных болезней, по этому воззрению, заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей. Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2, 3-11). В таком же точно соотношении поставлен грех и телесная немощь у ап. Иакова, который, сказав об исцелении болящего чрез помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи (Иак. 5, 15).

Нельзя утверждать безусловно, что все без исключения болезни являются как непосредственное следствие греха; бывают болезни, посланные по Промыслу Божию с целью испытания или усовершенствования веры и надежды на Бога, усовершения в благочестии и добродетельной жизни и др.; такой была, например, болезнь Иова, болезнь слепца, которому Спаситель сказал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). Однако же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, как это мы видим из многих мест Евангелия (Мф. 9, 2; Ин. 5, 14).

Мысль об этой связи греха и болезни проходит явно в православном таинстве Елеосвящения. В чине елеосвящения читаются молитвы как об исцелении болящего, так и об избавлении от грехов, «от страстей, от скверны плоти и духа и всякаго зла».

В молитвословиях канона как причина болезни указывается и демонское влияние на человека, действие демонов на тело, как непосредственное, так и чрез грехи.

Такой широтой цели («исцеление души и тела», а также приготовление к вечности) отличается елеосвящение Православной Церкви от католического. По учению католицизма, единственной целью елеосвящения служит избавление от грехов и приготовление к мирной кончине, но отнюдь не исцеление от болезни; поэтому оно совершается у католиков только над людьми безнадежно больными, близкими к смерти. Относительно неправильности такого католического понимания таинства писал еще блж. Симеон Солунский, указывая, что католики «умствуют вопреки Спасителю и апостолам Его», неправильно толкуя соответствующие места Священного Писания (Иак. 5, 14-15; ср. Ин. 5, 14; Мк. 6, 13). Такое неправильное понимание таинства иногда встречается и у нас среди верующих, считающих, что только умирающих надо напутствовать этим таинством.

Здесь надо оговориться, а именно в том отношении, что нельзя также понимать таинство как что-то такое, что заменяет собой «дерево жизни» и обязательно должно давать выздоровление.

Могут быть разные состояния больного:

Когда он уже созрел духовно для вечности, или когда продолжение его жизни ему уже не полезно с точки зрения его вечного спасения, и Господь, по Своему неисповедимому благому Промыслу и всеведению, приводит человека к переходу в вечность.

Но может быть и другое состояние больного, когда он еще духовно не созрел, еще далек от христианской духовности. Для такого человека необходимо продолжать скорбный путь земной жизни в условиях этого существования, страдать и бороться здесь, на земле, со своей греховностью, чего он не сумел и не успел сделать. И вот по отношению такого больного особо приложима и действенна молитва Церкви о его душевном оздоровлении и телесном выздоровлении. И сама болезнь должна послужить поворотным моментом для души, толчком к внутреннему душевному перевороту чрез покаяние. А с душевным выздоровлением, по вере Церкви, тесно связано и само телесное выздоровление.

Болезнь может быть послана Богом и людям высокой духовной жизни для их душевной пользы, для их спасения и совершенствования.

Елеосвящению обычно предшествует исповедь. Таким образом, в духовном смысле елеосвящение тесно связано с покаянием. Это не значит, что покаяние есть само по себе недостаточное таинство, но только больной по немощи не может исполнить все условия истинного покаяния. При таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и, молитвою веры от лица всей Церкви, умоляет Бога даровать недужному вместе с телесным здравием отпущение прегрешений.

При этом ради молитв Церкви больному отпускаются особые грехи, разрешение которых он не мог получить в таинстве Покаяния, а именно:

грехи давние, забытые и неисповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроения больного;

грехи «недоуменные» и грехи неведения;

грехи, бывшие причиной болезни, но болящий не знал о них;

грехи, которые больной, по тяжкой немощи своей, не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами.

Все эти и подобные им грехи, как пишет блж. Симеон Солунский, благодатию Божией отпускаются болящему чрез таинство Елеопомазания.

ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЕ ТАИНСТВА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ

Для совершения таинства поставляется стол, а на нем блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь - по выздоровлении, и после всеобщего воскресения (Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36-38), а крест и Евангелие - на присутствие Самого Иисуса Христа.

Сверху пшеницы ставится пустой сосуд («кандило праздное», т. е. порожняя лампада), в который вливается елей, служащий видимым знаком благодати исцеления (Мк. 6, 13), в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином (Лк. 10, 34). Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручьев («стручцев», или палочек, обвитых хлопчатой бумагой или ватой) для помазания. Обыкновенно сюда же вокруг сосуда вставляют семь зажженных свечей, изображая этим седмеричное число совершителей таинства.

В состав последования Святого Елея входят три части : молебное пение, освящение елея и само помазание елеем.

Первая часть (до великой ектении) представляет собой молебное пение и есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния.

Священники в фелонях становятся около стола; они, как и все присутствующие во время совершения таинства, имеют зажженные свечи. Первый из священников, окадив стол (и елей на нем), иконы и всех людей, обратясь к востоку или в сторону икон, произносит возглас: «Благословен Бог наш...».

После обычного начала, - Трисвятого и по Отче наш, - читается 142-й псалом, который представляет сокращение шестопсалмия, произносится малая ектения, бываемая на утрене.

Затем поется на 6-й глас Аллилуиа (вместо «Бог Господь»), как во время покаянное, и покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас».

После этого читается 50-й псалом и поется канон: «Моря чермную пучину» - Арсения, епископа Корфского (IX в.). Припев к тропарям канона в Требнике не указан. В древних Требниках московского издания указан припев:

«Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе».

Иногда употребляется несколько измененный припев Требника Петра Могилы:

«Многомилостиве Господи, услыши нас грешных, молящихся Тебе».

В южнорусских Требниках встречается другой припев:

«Услыши нас, Господи, услыши нас, Владыко, услыши нас, Святый».

(Этот припев, следуя указанию львовского Требника 1695 г., поют в Киеве также при каждом помазании больного.)

После 3-й, 6-й и 9-й песни канона полагается малая ектения.

После канона поется «Достойно есть», читается ексапостиларий, и затем поются стихиры. В каноне и стихирах больному испрашивается от Господа исцеление от недугов и болезней душевных и телесных.

После стихир читается: Трисвятое по Отче наш - и поется тропарь: «Скорый в заступлении един сый, Христе». Затем следует вторая часть чинопоследования таинства - освящение елея.

Вторая часть. Диаконом (или первым священником) произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой прилагаются прошения о благословении елея силою и действом и наитием Святого Духа.

После ектении первый из священников читает «Молитву над кандилом с елеем», в которой просит Бога освятить елей и соделать его целительным для помазуемого. Остальные священники также читают эту молитву тихо, подобно тому как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии при соборном служении.

Во время чтения этой молитвы («во елико же глаголется молитва от священников») поются тропари - Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребренникам, апостолу Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть - совершение самого таинства Елеопомазания.

Третью часть Елеосвящения составляют семь чтений из Евангелия, семь молитв и семь помазаний святым елеем, с произнесением одной и той же совершительной молитвы.

Представим эту семикратно повторяющуюся часть последования таинства в виде схемы.

Диакон: Вонмем.

Очередной священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Премудрость, вонмем.

Чтец (и хор): Прокимен.

Диакон: Премудрость.

Чтец: Название Апостола.

Диакон: Вонмем.

Священник (по прочтении Апостола): Мир ти.

Чтец: И духови твоему.

Хор: Аллилуиа (трижды).

Священник: Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия, мир всем.

Хор: И духови твоему.

Священник: От… Святаго Евангелия чтение.

Хор: Слава Тебе, Господи...

После Евангелия одна и та же во все семь раз ектения: «Помилуй нас, Боже...».

И после возгласа читается очередным священником в слух всех каждый раз особая молитва о даровании больному исцеления и прощения грехов.

Затем совершается помазание елеем больного при чтении (совершительной) молитвы:

«Отче Святый, Врачу душ и телес...» (Помазание совершается после слов: «исцели раба Твоего...»). Так как помазание совершается во время чтения этой молитвы, то священнику надо знать ее наизусть.

Эта совершительная молитва произносится семь раз при каждом из семи помазаний.

При чтении этой молитвы «вземлет иерей стручец, и омочив и (его) во святый елей, помазует болящаго крестообразно - на челе, на ноздрях, на ланитех, на устех, на персех, на руках на обе стране» (Требник), т. е. помазывает те части тела, чрез которые грех удобнее всего вселяется в душу человека. После каждого помазания, по указанию древних Требников, полагается стирать бумагою или ватой помазанные святым елеем части тела.

Этот порядок, по числу совершителей таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз читаются другие прокимны, Апостол, Евангелие и приспособленная к ним молитва после сугубой ектении. (После каждого помазания принято гасить одну из семи свечей, воткнутых в пшеницу.)

После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие (левыми руками) поддерживают священники, а первенствующий священник в это время (не возлагая рук) читает во всеуслышание разрешительную молитву, в которой говорится:

«Царю Святый… не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех… но Твою руку крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего...».

Таким образом, в этой молитве, читаемой первенствующим священником, и в священнодействии принимают участие и прочие священники.

Обыкновенно больной во время чтения молитвы повторяет: «Господи, помилуй». Снятое с головы больного Евангелие дают ему целовать.

Затем диакон произносит сокращенную сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже», и поются тропари святым бессребренникам и Пресвятой Богородице.

И бывает отпуст, на котором воспоминается святой апостол Иаков, завещавший совершать над больными елеосвящение (см. Требник).

В конце священнодействия принявший таинство испрашивает благословения и прощения у священников.

СОКРАЩЕННЫЙ ЧИН ТАИНСТВА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ В СЛУЧАЕ ОПАСНОСТИ СКОРОЙ СМЕРТИ БОЛЬНОГО

Если священник будет позван совершить таинство Елеосвящения над больным, находящимся в смертной опасности, тогда должен прежде исповедать больного и сразу же после исповеди причастить его Святых Таин, и только после этого совершать над ним елеосвящение. Над опасно болящим священник может сократить чин елеосвящения, «да не долгих ради молитв сицевыя Божия благодати тайною сею подаваемыя лишен, преставися» (Требник Петра Могилы).

В таком случае, по указанию Требника Петра Могилы, священник после обычного начала, оставляя псалмы, канон и тропари, начинает таинство с мирной ектении, затем читает:

молитву над елеем,

Апостол и Евангелие,

молитву первую (в сокращении) после Евангелия

и совершает помазание больного по обычаю

с чтением совершительной молитвы.

Таинство считается совершенным, если священник после освящения елея успеет хотя бы однажды прочитать над больным совершительную молитву и совершить помазание святым елеем.

Если больной не умрет после первого помазания, то должно восполнить упущенное сначала (псалмы, канон, тропари и др.), и потом уже читать второй Апостол, второе Евангелие, молитвы и второе помазание и до конца совершить чин таинства.

Если больной умрет во время совершения таинства, то священник должен тотчас же прекратить совершение елеосвящения.

Елей, оставшийся от помазания, не может быть употреблен для другого какого-либо помазания, но должен быть сожжен (обычно в храме в лампадах или в кадиле), или, если больной умрет, то возливается крестообразно на него священником при погребении. Стручцы и зерна также сжигаются в печи или кадиле.

О совершении таинства Елеосвящения на Пасху и Светлую седмицу - даны указания у Булгакова, «Настольная книга священно-церковнослужителей».

ИСТОРИЯ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ТАИНСТВА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ

Последование елеосвящения получило свой вид и состав постепенно, как и все другие виды церковной службы. Вначале, в первые века, оно было немногосложно, состоя из нескольких псалмов и нескольких молитв при освящении елея и при помазании тела елеем. К этому, вероятно, присоединялись еще чтения из Апостола и Евангелия и в заключение молитва с возложением рук на главу больного, помазанного елеем.

В IV и V вв. труды святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста по устройству богослужения коснулись и таинства Елеосвящения. По крайней мере несомненно, что одна из молитв, ныне читаемых при помазании больных святым елеем: «Благодарим Тя, Господи Боже наш», - принадлежит Василию Великому (6-я), а другая: «Господи Боже наш» (5-я по общему счету), - принадлежит Иоанну Златоусту.

В последовании Григория Великого приведены шесть молитв.

Около VII века начинает входить в употребление чтение семи молитв, или пение семи покаянных псалмов, приличных таинству. И вообще в это время становится заметным влияние седмеричного числа на построение чина елеосвящения. В IX веке был составлен канон Арсением, епископом Корфским, и уже существовало семь молитв, произносимых при помазании, хотя некоторые из них короче ныне существующих.

Из молитв, существующих в нынешнем последовании святого елея, древнейшими оказываются:

первая наша молитва по освящении елея «Господи, милостию и щедротами...»;

третья молитва при помазании больного «Владыко Вседержителю, Святый Царю...»

и, наконец, молитва совершительная: «ОТЧЕ СВЯТЫЙ, ВРАЧУ ДУШ И ТЕЛЕС...», встречающаяся в первый раз в чине IX в. По словам Симеона Солунского, еще в XV в. она читалась тайно при елеосвящении. Чтение же этой молитвы при всех семи помазаниях вошло в церковную практику в позднейшее время - в XIV-XVI веках.


Помазание освященным елеем у православных христиан употребляется во многих обстоятельствах. Оно преподается и пред крещением, и от лампад, теплящихся пред св. мощами и иконами, и по благословении на всенощных бдениях пред великими праздниками, и для врачевания зол и болезней (св. Ефрем Сирин, Слово 148). Но такого рода помазание не есть таинство.

В западном крае употребляют припев: «Помилуй мя (нас) Господи, яко немощен есмь (немощны есмы)». Этот припев употреблялся в древности, в XIII-XVI вв., в «Молебном каноне за болящего».

В Требнике Петра Могилы после каждой песни указано петь следующую катавасию: «Возстави от болезни раба Твоего, Милостиве, яко мы усердно к Тебе прибегаем, к Милостивому Избавителю, всех Владыце Господу Иисусу».

Если елеосвящение совершается не над одним, а над несколькими недужными, то во время помазания св. елеем поется стихира гл. 8 (практика г. Киева):

«Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам, трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его, яко мертвыя возставляет, и смерть упраздни. Сего ради покланяемся погребению Твоему и востанию».

Или же поется припев: «Услыши нас, Господи, услыши нас, Владыко, услыши нас, Святый».

Если елеосвящение совершает один священник, то последние слова следует заменить так: «…яже во Святем Евангелии сем, лежащем на главе раба Твоего».

По Требнику Петра Могилы, после того как больной испросит благословения и прощения у совершителей таинства, предстоятель и с ним все прочие иереи отвечают: «Бог Милостивый да простит вся согрешения твоя и да благословит и помилует тя щедротами Своими и воздвигнет тя от одра болезни твоей, и здрава тя сотворит, Сый благословен во веки, аминь». И говорит «начальствующий иерей» краткое назидание больному.


Литургика: Таинства и обряды.


17 / 03 / 2006

Читайте также: (Соборования)

Духовный смысл Таинства Елеосвящения

Таинство Елеосвящения, или Соборования чаще всего совершается , но может совершаться и в любой другой день церковного года. Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним) освященным елеем, смешанным с красным вином. При этом многократно читается Евангелие, звучат молитвы о болящем. Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни.

Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния (равно как и с Таинством Евхаристии), имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха.

Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви (где это Таинство называли «последним помазанием).

Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи.

В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь – и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении.

Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление. Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая – причем, страдая во Христе, – подлинно очищается и освящается.

При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять.

Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли » (Мк. 6, 12-13). Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз. Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте » (Мф. 10, 8). Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного » (Иак. 5, 14-16). Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха.

Наконец, что касается символического смысла используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. В Таинстве Соборования елей – это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, – считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом. В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей. Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением – в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается. Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых.

История и чинопоследование Таинства Елеосвящения

В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного.

До VI века Соборование совершалось в домах, затем – преимущественно в храмах, а с XIV столетия – и в домах, и в храмах, как это происходит и сегодня. Таинство могло совершаться над человеком неоднократно – в течение всей его жизни, по различным поводам и причинам. В древности существовали разные типы чинопоследований: или соединенных со службами суточного круга и Литургией, или же совершаемых независимо от этих служб. Так, на Руси в XIV веке использовали и один тип чина, и другой – в зависимости от обстоятельств.

Апостол Иаков указывает, что помазание елеем совершают несколько священников, но не называет их число. В древней Церкви Таинство чаще всего совершалось тремя священниками – во образ Божественной Троичности. Но уже тогда Таинство Соборования мог совершать и один священник. С VII -VIII веков Елеосвящение начинают совершать семь священников.

Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся – на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Древнейшее упоминание о таком применении елея содержится у Оригена, учителя Церкви III века. Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, – ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн. Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся – ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше.

Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века. Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу, но шире – и в дни Великого поста.

Как говорится в Требнике, елей для освящения вливается в «кандило молитвомаслия», то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике.

Сегодня в Русской Православной Церкви для совершения Таинства Соборования используются елей и вино.

Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания.

Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения. Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до « Отче наш » и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника. Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари. Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается « канон ». Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским (Корфским). Потом поются стихиры, далее звучит тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе…».

Следом за тропарем произносится «мирная» ектения с особыми, относящимися к духовному смыслу Таинства, прошениями. За ней следует молитва на освящение елея «Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушение душ и телес наших…». В этой молитве Церковь просит Бога освятить елей, чтобы через него помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от страстей, от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица. Затем поются тропари Христу, различным святым (апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученикам Димитрию и Пантелеимону, святым бессребреникам и чудотворцам, апостолу Иоанну Богослову) и, в заключение, – Богоматери.

Далее чинопоследование приобретает цикличный характер: семь раз повторяется одна и та же его схема. Звучат прокимен, Апостол, «Аллилуйя», Евангелие (для каждого из семи раз свои, особые евангельские чтения), сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», священническая (каждый раз изменяемая) молитва, а затем все время повторяющаяся молитва помазания. Эта неизменная молитва помазания начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…». В ней мы находим имена множества христианских святых: мы обращаемся ко всей полноте небесной Церкви и просим ее о соборном заступлении за болящего перед Богом.

Во время совершения Таинства Елеосвящения семь раз читаются различные отрывки из Апостола и Евангелия. Здесь и тексты, связанные с темой елея: например, уже отрывок из послания апостола Иакова, а также притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах. Здесь и новозаветные тексты, свидетельствующие о совершенных Христом чудесах исцеления больных. Здесь же звучат отрывки, научающие столь необходимым для пребывающих в болезнях людей смирению, терпению, любви. В этих фрагментах также говорится и о той любви к страждущему человеку, что должна проявляться к нему Церковью – в ее единой соборной молитве о болящем, о грешнике.

После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие письменами вниз; старший из них, предстоятель, при этом не кладет своей руки на Евангелие, а только читает особую молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе…». Здесь, в тексте молитвы, содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: «…не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех, и просящаго у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего (такого-то), и молюся с ними, и прошу милостивное, и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже…» и так далее. Смысл этого обычая и этих слов таков: Таинства совершает Господь. Человека исцеляет не рука священника, а сила Божия, явленная Его приходом в мир, Его чудесами и засвидетельствованная в Евангельском Откровении, в том Евангелии, что лежит сейчас на главе болящего.

Потом следует сокращенная «сугубая» ектения, поются стихиры святым бессребреникам и целителям и, наконец, глаголется отпуст. В нем упоминается апостол Иаков, в послании которого как раз и содержится богословское обоснование Таинства Елеосвящения.

В конце чинопоследования больной трижды кланяется священнослужителям – разумеется, если он в силах это сделать, и говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя грешнаго». Так завершается это Таинство.

Подготовлено по материалам книги П.Ю. Малкова «Введение в Литургическое предание. Таинства Православной Церкви», лекций по Литургическому Преданию прот. Владимира Воробьева.

Новое на сайте

>

Самое популярное