Родителям
на заметку:
Правила развития детей продолжение
Есть такое мнение, что все дети в возрасте от четырёх лет вполне способны к обучению алфавита. Это мнение в корне неправильное! Каждый ребёнок индивидуален и развитие его происходит в разное время и в разных сферах жизни. Например малыш, рано освоивший технику чтения, не обязательно должен опережать сверстников по другим направлениям (рисование, пение, мировоззрение...), а иногда может и существенно отставать от других детей. Поэтому прежде всего определите, что больше нравиться делать вашему ребёнку и какой у него склад ума.
Раннее развитие ребенка - это здорово, но не нужно это считать за догму. С раннего детства на малыша обрушивается огромный поток информации и впечатлений, которые он должен как - то усвоить и обработать. В его голове идёт постоянная напряжённая работа. Что - бы у малыша не возникало ошибок в этой деятельности и нужен всегда быть рядом взрослый, который помогает ему освоится в этом сумасшедшем современном мире. Это верно, что для нормального развития малыша ему обязательно нужны впечатления. Но часто приоритеты ребёнка не совпадают с приоритетами взрослого человека. Если вам нравиться ездить на рыбалку или в поход, это не значит, что ребёнок будет рад таким же видам развлечений. Нужно учитывать особенности психики малыша.
Предлагаю Вам и Вашему малышу с помощью моих материалов изучить в простой и доступной форме Азбуку вместе с Вашим ребёнком.
На этой страничке Вы найдете интересные задания о букве “Ж”.
Итак, перечислю, что нужно будет сделать с малышом:
- Обвести в кружочек предметы, которые начинаются с буквы «Ж». Раскрасить большую и маленькую буквы ”Ж” в синий цвет.
- Написать маленькую букву “ж” в кружке под каждой картинкой и обвести первую букву “ж”. Обсудить кто изображён на картинках? На какую букву начинаются все эти слова?
- Раскрасить картинку, узнать кто на ней изображен, вставь букву “ж” в слове ”жар-птица”.
- Учимся писать букву “Ж”- нужно обвести буквы ж разноцветными карандашами, а потом
- раскрасить жирафа и нарисовать на его спине черные пятна.
- Учимся писать прописные большие и маленькие буквы “Ж” — обводим пунктирные линии.
- Ищем пять букв «Ж» среди других картинок. (Игра в буквы на внимательность).
- Помочь жабе Клаве из мультфильма про Лунтика собрать все буквы ”Ж” — обвести аккуратно пунктирные линии.
Видео
Учим как правильно звучит буква «Ж»
Азбука-Малышка от тетушки Совы про букву Ж
Развивающий мультик по теме
Коррекционно-развивающие задачи.
Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач.
Научить правильно произносить звук [Ж].
Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове.
Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка.
Развивать слухо-речевую память ребенка.
Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.
Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов.
Задание 1 . Взрослый предлагает ребенку внимательно послушать, подумать и решить следующие логические задачи;
У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Даша. Сколько всего детей у мамы?
У собаки Микки родились котята: три белых и один черный. Сколько всего котят родилось у Микки?
Шел зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку?
Задание 2 . Знакомство со звуком [Ж].
Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, чем похожи предметы, изображенные на цветных картинках: лимон, солнце, цыпленок. (Все они желтого цвета.) Затем просит подобрать родственные слова к слову желтый (желток, желтизна, желтенький) и определить одинаковый первый звук во всех этих словах.
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Ж]:
губки округлены и слегка вытянуты вперед;
широкий язычок наверху и образует «чашечку»;
теплая воздушная струя идет по центру язычка;
горлышко «работает».
Символ звука: жук жужжит: ЖЖЖЖЖ...
Ха рактеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 3 . Фонетическое упражнение.
Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится кратко, отрывисто).
Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]»:
ж, м, б, ж...; жа, га, жу...; Женя, живот, молоко, кровать, жираф...
Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:
жа-жо-жу-жи, жи-жу-жа-жо...; жда-ждо-жду-жды, ждо-жда-жды-жду...
Задание 6. Закончить слова слогом ЖИ. Какие слова получились?
Эта..., гара..., чи..., черте..., мор-
Задание 7 . Дидактическое упражнение «Большой - маленький» - упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [Ж] в новом слове).
Флаг - флажок, берег - .., друг - .., рог - .., пирог - .., круг - .., утюг - ..
Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, найти самое длинное и самое короткое слово.
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (Жук).
Задание 9. Дидактическое упражнение «Закончи скороговорку, назови первый звук в слове».
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе... (живот)
Задание 10. Заменить первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились? Придумать предложения с каждым словом.
Лук - жук, баба - .., мир - ., мало- ., пакет - ., билет - ., пучок - ., Веня - ..
Задание 11. Взрослый произносит слово, а ребенок называет это слово по звукам:
жук [ж у к], жаба [жаб а].
Задание 12. Взрослый произносит ряд из 3-5 слов со звуком [Ж], а ребенок должен запомнить все слова и повторить их в том же порядке.
Задание 13. Подобрать слова, начинающиеся на слоги:
ЖА: -ра, -кет...;
ЖУ: -равль, -ки...;
ЖИ: -раф, -вот...
Подобрать слова, заканчивающиеся на слог:
ЖИ: но-..., лы-...;
ЖА: лы-..., ко...
Задание 14. Подобрать как можно больше слов со звуком [Ж]: звук [Ж] стоит в начале слова и в середине слова.
Задание 15 . Выучить чистоговорки:
Жа-жа-жа - мы видели ежа.
Жи-жи-жи - бегут ежи.
Жу-жу-жу - помоги ежу.
Жо-жо-жо - я еду на «Пежо».
Задание 16. Взрослый предлагает ребенку прослушать предложения и повторить их (по одному):
Женя жует.
Женя жует жвачку.
Девочка Женя жует жвачку.
Девочка Женя жует мятную жвачку.
Маленькая девочка Женя жует мятную жвачку.
Маленькая девочка Женя жует мятную вкусную жвачку.
В каких словах в каждом предложении не было звука [Ж]?
Задание 17 . Придумать как можно больше предложений про Жору и Женю, используя знакомые предлоги.
Задание 18 . Знакомство с буквой Ж.
Ж похожа на жука,
Только не жужжит пока.
О. Гофман
На что еще похожа буква Ж?
Сравнивание букв К и Ж:
Это - Ж, А это - К,
Целый жук и полжука.
А. Шибаев
Игры с буквами .
Задание 19 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Чтение, списывание, письмо под диктовку:
жук, жуки, кожа, жаба, жабы.
Чтение, списывание предложений:
Вот Дима и Ната. У Димы жук. У Наты жаба. У Димы и Наты жук и жаба.
Цель занятия: изучаем букву Ж, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой Ж, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Ж по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Жёлуди
Жаба
Жук
Жирафы
- Скажи, как жужжит жук? (Ж-ж-ж…)
- Какой звук есть и в слове ЖУК, и в слове ЛЫЖИ?
- В начале, в конце или в середине звук [ж] в слове ЖУК? - ЛЫЖИ? - ЖАРКО? - ДРУЖОК?
Когда мы произносим звук [ж], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Произнеси: ЖЖЖ. И язык, и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ж].
- Гласный или согласный звук [ж]?
- Звонкий или глухой этот звук?
- Почему?
Задание: печатная буква Ж для дошкольников
Рассмотри букву Ж. Нашили букву Ж в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Продолжи фразу
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе … (живот).
Вяжет мама длинный шарф.
Потому что сын … (жираф).
Лейся, дождь, веселей.
Мы с тобой дружим.
Весело нам бегать
Босиком по … (лужам).
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по … (животикам).
Сказка про букву Ж
Жадная Жаба
Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу:
Надо бы нам крышу покрасить.
- Покрасить можно,- говорит осторожный Уж.
- Только какой краской?
- Желтой,- важно сказал Жук.
- Но у нас нет желтой краски.
- Ну, тогда оранжевой!
- И оранжевой тоже нет.
- Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.
А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.
Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?
- Не дам! - отвечает Жаба.
- Жалко краску.
Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:
Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.
- Нет у меня никакого джема!
- Ах ты ж-жадина! - рассердился Шмель, да как ужалит Жабу.
Жаба с перепугу - прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:
Пожалейте меня, несчастную-ю!
Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.
Загадки для детей на букву Ж
Гнездо свое он в поле вьет.
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворения!
Хочет - прямо полетит.
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
(Жаворонок)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(Желудь)
В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Желудь)
Яичко в чашечке
С дерева свалилось
И не разбилось.
(Желудь)
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Журавли)
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями
- Листьями деревьев.
(Жираф)
Чёрен, а не ворон.
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица.
(Жук)
Шесть ног без копыт.
Летит - жужжит,
Упадет - землю роет.
(Жук)
Жу-жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
И звук Ж твержу.
(Жук)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек.
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавли)
Пословицы и поговорки на букву Ж
Живи для людей, поживут люди и для тебя.
Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.
Ему скажи, да укажи, да в рот положи.
Жизнь прожить - не поле перейти.
Дружба как стекло, разобьешь - не сложишь.
Веселые стихи про букву Ж для детей
Жук жужжит:
- Я шел и шел,
Желтый камешек нашел.
- Это желудь! Ты не прав,
- Говорит жуку жираф.
- Что ж, повесь его на сук,
- Говорит жирафу жук.
(Г. Сапгир)
Песенка жука Жу-жу-жу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Я жук, я жук,
Я тут живу.
Жужжу, жужжу,
Гляжу, лежу,
Всю жизнь жужжу:
Ж-ж-ж-ж.
Жук летает над лужком,
Он устал ходить пешком.
(Г. Виеру)
Жук-жучок отвечал урок.
Вместо слов «ручей журчит»
Написал «жучей жужжит».
(Г. Виеру)
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
(С. Маршак)
Желудь и дуб
С ветки на землю шлепнулся желудь,
Желудь созревший, желудь тяжелый.
Он от испуга плачет и плачет
И желудиных слезок не прячет.
- Что же мне делать, дуб-исполин?
Эй, отвечай-ка, я же твой сын!
- Что тебе делать?
В землю зарыться, чтобы к весне
В дубок превратиться.
(Лейла Эрадзе)
Вот почему ужом назвали
Старожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный черный уж.
(Л. Кондратенко)
Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
(С. Маршак)
Легко ломает спину льву
Удар его копыта,
А ест он листья и траву -
И не всегда досыта…
Мне очень нравится жираф,
Хотя боюсь, что он не прав!
(Б. Заходер)
Еж с ежиком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма.
(Е. Сирота)
Жонглера пожалел обжора:
«Жаль, ужинать ему нескоро.
Тарелок много, много блюд,
Но в них жаркого не дают».
(Б. Берестов)
Белая лужайка,
Теплая фуфайка.
Я на лыжах побегу -
Ты меня поймай-ка.
(3. Александрова)
Журавленок желудь взял,
Бросил желудь и поймал.
Он, наверно, очень скоро
Будет цирковым жонглером.
(А. Пудваль)
Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса.
Она ужалила в живот.
Ужу ужасно больно,
Вот.
А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же, думается мне,
Вам лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
(Р. Муха)
Жеребенок видит ясно:
Желтый свет! Идти опасно!
(Б. Тимофеев)
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.