Домой Ягоды На все воля аллаха чеченском языке. Все по воле всевышнего аллаха. Почему арабский язык так важен для мусульман

На все воля аллаха чеченском языке. Все по воле всевышнего аллаха. Почему арабский язык так важен для мусульман

Как мы все знаем, истинно верующий мусульманин легко может перенести разного рода неприятности и беды, которые постигают его в той или иной жизненной ситуации. Он доподлинно знает, что всё происходит по воле Всевышнего Аллаха . Следовательно, он не будет строит разные предположения в сослагательном наклонении. Поэтому мусульмане склонны во всём уповать на волю Аллаха .

Если мусульманина постигает беда, то он проявляет терпение и получает за это вознаграждение. Также, когда Всевышний Аллах одаривает мусульманина благодатью, он воздаёт и делает за это шукру (благодарит Всевышнего) и получает за это также вознаграждение. Основываясь на этих двух простых принципах, мусульманин может прожить всю свою жизнь счастливо, без стрессов и нервотрепок.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

«Поистине, когда верующих призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, они только говорят: «Мы слышали и повинуемся!» Такие преуспеют ». («Ан-Нур», 51).

Во всех подобных случаях верующие должны говорить: «Мы слышали (услышали) и повинуемся! ».

Также Всевышний Аллах говорит:

للَّهِ مَا فِي السَّمَـواتِ وَمَا فِى الأرْضِ وَإِن تُبْدُواْ مَا فِي أَنفُسِكُمْ أَوْ تُخْفُوهُ يُحَاسِبْكُم بِهِ اللَّهُ

«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Обнаружите ли вы то, что в душах ваших, или станете скрывать, (всё равно) потребует Аллах с вас отчёта за это ». (Сура «Аль-Бакара», 284)

В данном аяте говорится о том, что скрыто в душах людей и что они не хотят показывать другим. Возможно, сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) побоялись, что с них потребуют отчёта за тайные мысли, которые могут прийти на ум человеку помимо его воли.

Ибн Касир толкует этот аят:

«Вэтом аяте Всевышний Аллах сообщает о том, что Ему принадлежит власть над небесами и землёй, а также над тем, что в них и между ними. Он сообщает, что ведает о том, что в них, от Него не скрыть ни тайное, ни явное, даже если всё это очень незаметно и незначительно. Он сообщает о том, что будет отчитывать рабов за то, что они совершили или скрыли в своих душах ». (МухтассарТафсир Ибн Касир)

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

«Когда Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был ниспослан вышеприведённый аят (Сура «Аль-Бакара», 284), сподвижникам стало тяжко от этих слов, и тогда они пришли к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) опустились на колени и сказали:

«О Посланник Аллаха, (сначала) на нас было возложено то, что нам по силам: молитва, джихад, пост и садака, но теперь тебе был ниспослан аят, в котором говорится о том, чего мы сделать не сможем ».

В ответ посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал им:

«Неужели вы хотите сказать нечто подобное тому, что до вас говорили обладатели обоих Писаний (иудеи и христиане), говорившие: «Мы слышали, но не повинуемся?!» Нет, говорите: «Мы услышали и повинуемся! Прости, Господь наш, Тебе решать (в День воскресения каждому предстоит вернуться к Аллаху, и только от Него будет зависеть решение его участи) ».

И после того, как люди прочитали этот аят, подчинившись тому, о чём в нём говорится, Аллах Всевышний сразу же ниспослал (другой аят):

«Посланник и верующие уверовали в то, что было ниспослано ему от Господа. Все уверовали в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания и в Его посланников. «Не делаем мы различий между кем бы тони было из посланников Его. Они говорят: «Мы услышали и повинуемся! Прости, Господь наш, Тебе решать! »» (Сура «Аль-Бакара»», 285)

И когда они сделали это (то есть стали говорить так, как им было велено), Аллах Всевышний отменил тот аят, а затем Всемогущий и Великий Аллах ниспослал (другой, в котором сказано):

«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме того, что ей по силам. Ей достанется то, что она приобрела, и против неё будет то, что она приобрела. (Они говорят): «Господь наш, не взыщи с нас, если мы забыли или ошиблись! »

Он сказал: «Да» (Эти слова говорит Аллах, отвечая на мольбы верующих, которые содержатся в этом аяте: «Да», - то есть: «Я уже сделал это».)

«Господь наш, не возлагай на нас такое бремя, какое возложил Ты на наших предшественников, живших до нас!»

Он сказал: «Да».

«Господь наш, не возлагай на нас также и то, что нам не под силу!»

Он сказал: «Да».

«Будь снисходителен к нам, прости нас и помилуй нас! Ты - наш Владыка, помоги же нам против людей неверных! » (Сура «Аль-Бакара», 286)

Он сказал: «Да». (Муслим)

Все мусульмане верят в то, что и Един, Самодостаточный. Нет божества кроме Него, и нет другого Господа помимо Него. Они веруют во всех пророков и посланников (мир им), в книги, ниспосланные с небес посланникам и пророкам Аллаха.

Верующие не разделяют их тем, что веруют в одного и отвергают другого. Они также уверены, что всё происходящее во вселенной, всё хорошее и плохое – только по воле Аллаха. Однако Всевышний Аллах одобряет только хорошее.

Возможно вы слышали из уст своих братьев и сестер восклицательное МашАллах, задумчивое ИншАллах и радостное АльхамдулиЛлях! Эти слова заимствованны из арабского и используются нами в разговоре.

Машаллах - используется при выражении радости и чтобы не сглазить. Например:"Какой красивый ребенок, машаллах! (вместо тьфу, тьфу, тьфу и стучания об дерево)
АльхамдулиЛлях - хвала Аллаху. Когда говорят об успехах, о хорошем событии, а также когда отвечают на вопросы - как дела, как здоровье.
АстагфируЛлах - да простит меня Аллах! А не дай Аллах будет - Аузу биЛлях - то есть да убережет нас Аллах от этого!
ИншаАллах - если будет на то воля Аллаха. Когда говорят о будущих событиях. Ведь ничего не происходит - ни плохое, ни хорошее - без воли на то Всевышнего.
МаашаЛлах - . Так говорят, когда видят что-то красивое или комментируют приятное событие.

Вот когда мусульманин чихает то он должен сказать Алхамдулилля,
если с ним рядом есть другой мусульманин - он должен ответить ему на это - Архамукулла,
а чихающий в свою очередь должен сказать - Эдикумулла

ният-намерение
субах(фаджр)-утренний
зухр-дневной
аср-полуденный
магриб-вечерний
иша -ночной
-это все названия обязательных салятов(намазов)

- "Альхамду лиЛля" (Хвала Аллаху!)
- "Йархамукя Лла" (Да помилует тебя Аллах!)
- "Иахдикуму Лла" (Да укажет вам Аллах правильный путь!)

Также последний ответ может быть:
- "Йахдикуму Лла уа йуслиху балякум" (Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведет Он в порядок все дела ваши!)

Джамаат - группа.

мабрук-поздравляю!

Би-сми-Ллахи - с именем Аллаха.
Ля иляха илля-ЛЛах -нет Бога,кроме Аллаха!?
ДжазакАллаху хайран-да воздаст тебе Аллах(благое)
Аллаху алим-Аллаху ведомо лучше

Дополнительно. Реже исполуемые выражения в разговорной речи.

ан-нафс ал-камила - совершенная душа
ан-нафс ал-аммара - нечестивая, «упорствующая» душа.
ан-нафс ал-лаввама - душа, заслуживающая осуждения.
ан-нафс ал-мардийа - душа, угодная Богу.
ан-нафс ал-мутмаинна - успокоенная душа.
ан-нафс ал-мулхима - вдохновенная Богом душа.
ан-нафс ар-радийа - ублаготворенная душа; ан-нафс ас-сафиййа - просветленная душа; нафс натика - «эго», то, на что указывает человек, говоря «я» (см. Мактубат имама Раббани). «Непокорность других не причинит тебе столько вреда, сколько непокорность нафса» (имам Газали).

Та’аббуд - служение (Богу).
Таваккуль - упование на Аллаха и предание себя божественной воле; широко распространенный элемент религиозной практики аскетов, посвятивших свою жизнь служению Богу и размышлениям о Нем.
Таква - богобоязненность, страх перед Аллахом, стремление к благочестию, внимание по отношению к Богу. Однажды у халифа Умара (р.а.) спросили, что означает таква. Он сказал, что когда человек идет по дороге, по обе стороны которой растут колючие кусты, он очень внимателен к тому, чтобы его одежда не зацепилась за кусты. Вести жизнь подобным образом означает таква.

Тауба - раскаяние. Покаяние в грехах - одно из условий вступления в тарикат. Говорят о наличии стоянки (макам) раскаяния, различают раскаяние простых людей и избранных

Убудиййа - истинное поклонение Богу.
Хакика - Истина, истинная Реальность; состояние истинности.
Хаким - мудрец.
Хикма - мудрость; хикма илахийа - божественная мудрость.
Химма - сила, мощь сердца.
Хузур - повсеместное поминание того, что ты всегда перед Аллахом Всевышним.Да Поможет Аллах Амин!!!

Йоуму ддин - Судный День
Йа рабби - О, Господи!
Джазакумуллах хайран - да воздаст Вам Аллах добром
Барак Аллах фикум - да благословит Вас Аллах
Джаннат - Рай
Джаханнам - Ад
Фуркан - так называют Коран
Салля ллаху алейхи уа саллям - да благословит его Аллах и приветствует (говорят после упоминания Посланника Аллаха Мухаммада)
радиаллаху анх - да будет доволен им Аллах

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Его слова: «И если бы ты, когда вошел в свой сад, сказал: «Что угодно Аллаху. Нет мощи, кроме как с Аллахом». («Пещера», 39).

(«Корова», 253).

И Его слова: «Дозволено вам всякое животное из скота, кроме того, о чем читается вам, без дозволения для вас охоты, когда вы в ихраме. Поистине, Аллах решает то, что захочет!» («Трапеза», 1) .

Объяснение:

Его слова: «И если бы ты, когда вошел в свой сад». То есть: приветствие, когда ты заходишь в свой сад. «Сказал: «Что угодно Аллаху. Нет мощи, кроме как с Аллахом». То есть: если Он пожелает, то оставит его. А если пожелает, то уничтожит. И эти слова произносятся в качестве признания своей слабости и немощи, и признания обладания полноты мощи Всевышним Аллахом. Кто-то из праведных предшественников сказал: «Кого изумит что-либо, тот пусть скажет: «Что угодно Аллаху. Нет мощи, кроме как с Аллахом».

Его слова: «А если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы. Но Аллах делает то, что пожелает». То есть: если бы Всевышний желал бы отсутствия их сражения, то они никогда бы не сражались. Потому что не происходит ничего в Его владениях, кроме того, что Он желает. И ничто не противостоит Его решению и не заменяет Его определения.

Слова Всевышнего: «Дозволено вам». То есть: разрешено. И это обращение Аллаха к верующим. «Всякое животное из скота». То есть: верблюды, коровы, овцы. «Кроме того, о чем читается вам», исключение от слов: «Всякое животное из скота». И под этим подразумевается то, что упомянуто в аяте: «Запрещена вам мертвечина…». («Трапеза», 3) . Аят, который следует почти сразу же за этим.

Его слова: «Без дозволения для вас охоты, когда вы в ихраме». Другое исключение из животных из скота.

И значение: разрешены вам все животные, из скота, кроме диких хищников. И поистине, охота не разрешена вам во время пребывания в ихраме. И слова: «Когда вы в ихраме». Под этим подразумевается состояние ихрама, (запрета), для паломника, совершающего малое, или большое паломничество, или совмещающего оба вида паломничества сразу. «Поистине, Аллах решает то, что захочет» . Из области разрешения и запрещения. И нет в этом никакого противоречия.

Свидетельство аята: установление воли, силы, мощи, мудрости, желания в числе качеств Всевышнего Аллаха, образом, подобающим Его Божественному Величию и сущности.

Его слова: «Кого пожелает Аллах вести прямо, расширяет тому грудь для Ислама. А кого пожелает сбить с пути, делает грудь его узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо». («Скот», 125) .

Объяснение:

«Кого пожелает Аллах вести прямо». То есть: кого пожелает Всевышний наставить и сделать сердце принимающим добро. «Расширяет тому грудь для Ислама». Расширить что-либо: объяснить, сделать это ясным и понятным. И значение аята: расширяет Аллах его грудь для принятия истины, которая и есть Ислам. До такой степени, что человек принимает эту истину с раскрытым сердцем. «А кого пожелает сбить с пути». То есть: кого пожелает Всевышний удалить от принятия истины. «Делает грудь его узкой». То есть, она не в состоянии принять истину. «Тесной». То есть: сильно стесненной. И в ней не остается желание осуществления добра. И это служит усилением значения: «Узкой». «Как будто бы он поднимается на небо». То есть: как будто бы он обязан сделать то, чего он никак не может сделать, совершая одну попытку в выполнении этого, за другой. Как обязательность того, кто желает взобраться на небеса. Это пример неверного в тяжести для него принятия веры, как пример того, кого обязали выполнить невыполнимое, как, например, взобраться на небеса.

Свидетелем благородного аята является установление воли и желания Всевышнему Аллаху, и что она охватывает наставление и заблуждение. То есть: Он желает наставление и желает заблуждение в Своей вселенской воле, предопределяя это по совершенной мудрости.

И Его воля делится на две части:

Первая часть — вселенская воля предопределений. Она следует за Его желанием. И из ее примеров можно привести слова Всевышнего: «А когда Мы желали погубить селение, Мы отдавали приказ одаренным благами в нем, и они творили нечестие там». («Перенес ночью», 16). И слова Всевышнего: «А когда Аллах пожелает людям зла, то нет возможности отвратить это». («Гром», 11). И Его слова: «А кого пожелает сбить с пути, делает грудь его узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо». («Скот», 125).

Вторая часть — воля религиозная, шариатская. Из ее примеров, слова Всевышнего: «Аллах хочет простить вас». («Женщины», 27). И Его слова: «Аллах не хочет устроить для вас тяготы в религии. Но только хочет очистить вас». («Трапеза», 6). И слова Всевышнего: «Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома, и очистить вас очищением». («Сонмы», 33).

Разница между двумя волями:

1 — во вселенскую волю входит как то, что любит Аллах, и чем Он доволен; так и то, чего Он не любит и чем Он не доволен. А шариатская воля состоит только из тех вещей, которые Он любит, и которыми Он доволен. Например, Аллах желает греховное в общем, вселенском виде, но не доволен им в Своем шариате и в Своей шариатской воли.

2 — вселенская воля подразумевается в отношении с другими. Как, например, сотворение Иблиса и всего зла, для приобретения по этой причине старательного выполнения поклонений, покаяния, мольб о прощении, и других видов, которые любимы и поощряемы Аллахом. А шариатская воля подразумевает собой внутреннее отношение. Например, Аллах желает поклонение вселенской волей, но Он доволен им, и любит, выполнявших его Своей шариатской волей.

3 — вселенская воля обязательна для выполнения, а шариатская воля не обязательна, может выполняться: иногда она исполняется, а иногда не исполняется.

Предупреждение:

  • обе воли — вселенская и шариатская, объединены по отношению к искреннему и поклоняющемуся человеку. А вселенская воля применяется по отношению к грешному человеку.
  • кто не устанавливает по отношению к Аллаху две воли, и не делает между ними различий, тот находится в заблуждении. Как, например, джабариты и кадариты. Джабариты устанавливают Аллаху только лишь вселенскую волю. А кадариты, устанавливают лишь шариатскую волю. А приверженцы сунны и согласия устанавливают по отношению к Аллаху оба вида воли и делают различия между ними.

Серии из статьи: Доказательства установления имен и качеств Аллаха из священного Корана

Полезные мусульманские фразы на арабском с переводом الله أكبر - Алла́ху а́кбар (Аллах акбар) - Аллах Велик (Величайший). Восхваление (такбир). Используется, когда верующий желает помянуть величие Аллаха الله عالم - Аллаху алим - Аллаху известно лучше (Аллах знает лучше) عليه السلام - Алейхи салям (а.с.; a.s.) - Мир ему. Говорится после имен пророков, посланников и высших ангелов (Джибрил, Микаил, Азраил, Исрафил) الحمد لله - АльхамдулиЛлях (Аль-Хамду Лил-Лях) - Хвала Аллаху. Так мусульмане часто комментируют что-либо, например, когда говорят об успехе и когда отвечают на вопросы «как дела», «как здоровье» الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ - АльхамдулиЛляхи раббиль "алямин - Хвала Аллаху, Господу миров! السلام عليكم - Ассаламу алейкум - Мир вам (приветствие) أستغفر الله - АстагфируЛлах - Прошу прощения у Аллаха أَعُوْذُ بِاللهِ مِنَ الشَّـيْطٰنِ الرَّجِيْمِ - Аузу билляхи мин аш-шайтани р-раджим - Прибегаю к защите Аллаха от проклятого (побиваемого) сатаны أخي - Ахи - (Мой) брат بَارَكَ اللهُ - БаракаЛлах - Да благословит тебя Аллах بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ - БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим - Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Эти слова следует произносить перед любым важным делом (сунна – произносить эту фразу перед едой, перед омовением, при входе в дом и т.д.) ‏وعليكم السلام - Ва алейкум ассалам - «И вам мир» (Ответ на приветствие) جزاك اللهُ خيرًا - ДжазакАллаху Хайран (ДжазакАллаху) - Да воздаст тебе Аллах благом! Форма выражения благодарности, аналог «спасибо». При этом «ДжазакА Аллаху Хайран» говорят при обращении к мужчине; «ДжазакИ Аллаху Хайран» – при обращении к женщине; «ДжазакУМА Аллаху Хайран» – при обращении к двум людям; «ДжазакУМУ Аллаху Хайран» – при обращении к нескольким людям وَأَنْتُمْ فَجَزَاكُمُ اللَّهُ خَيْرًا - Ва антум фа джазакуму Аллаху хайран - Ответ на вышеупомянутую благодарность. Сокращенный ответ: «Ва якум» (وإيّاكم) – и вам пусть тоже воздаст, «ва яка» – (муж.), «ва яки» – (жен.) إن شاء الله - ИншаАллах - Если на то будет воля Аллаха يهديكم الله - ЙахдикумуЛлах - Да укажет Вам Аллах правильный путь! لا إله إلاَّ الله - Ля иляха илля Ллах - Нет Бога, кроме Аллаха (нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Единственного Бога Аллаха). Первая часть шахады ما شاء الله - МашаАллах (Маша"Аллах) - Так пожелал Аллах; так решил Аллах. Используется при комментировании каких-либо событий для выражения покорности воле Аллаха, тому, что Он предопределил для человека. Также говорят «МашаАллах», когда хвалят кого-то, восхищаются чьей-то красотой (в особенности - ребенка), чтобы не сглазить صلى الله عليه وسلم - Саллаллаху алейхи ва саллям (с.а.в., saw, saaw, pbuh) - Да благословит Аллах Мухаммада и да приветствует (Мир ему и благословение Аллаха). Говорят при упоминании Пророка Мухаммада, мир ему и благословение سبحان الله - СубханАллах - Пречист (Пресвят) Аллах. Все что происходит или не происходит, – по воле Аллаха, который не имеет недостатков. Мусульмане часто произносят «СубханАллах» в разговоре или про себя, чтобы напоминать (кому-то или себе) об этом سبحانه و تعالى - Субханаху ва Та"аля - Свят Он (Аллах) и Велик. Эти слова обычно говорят после произнесения имени Аллаха أختي - Ухти - Моя сестра في سبيل الله - Фи Сабилил-Лях (фи сабилиЛлях, фисабилилЛах) - На пути Господа

Имена Аллаха - Ислам История ислама Столпы вер … Википедия

Прекрасные имена Аллаха - Ислам История ислама Столпы вер … Википедия

Матуридизм - одна из суннтских школ в каламе. Эпоним школы Абу Мансур аль Матуриди (ум. в 333/994). См. Абу Мансур аль Матуриди. Считается, что воззрения Абу Мансура аль Матуриди в целом очень близки к воззрениям другого выдающегося мусульманского мыслителя… … Ислам. Энциклопедический словарь.

Сура 9. Покаяние - 1. Аллахом и Его Посланником дозволено [вам, о верующие], отречься от договора, который вы заключили с многобожниками [и который они нарушили]. 2. Так странствуйте же, [о неверующие,] по земле в течение четырех месяцев. И знайте, что вам не под… …

Сура 14 ИБРАХИМ ИБРАХИМ, мекканская, 52 аята - Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного 1. Алиф, лям, ра. Это Писание, что ниспослали Мы тебе, дабы вывел ты людей из мрака к свету по соизволению Господа их, на стезю Всемогущего, Хвалимого. 2. Аллах это Тот, кому принадлежит все, что на… … Коран. Перевод Б. Шидфар

Сура 57. Железо - 1. Славословят Аллаха те, что на небесах и на земле, ведь Он великий, мудрый. 2. Власть над небесами и землей принадлежит только Ему. Он оживляет и умерщвляет, и Он над всем сущим властен. 3. Он и первый, и последний, явный и сокровенный, Он… … Коран. Перевод М. Н. Османова

Сура 12. Йусуф - 1. Алиф, лам, ра. Эти [аяты] знамения ясного Писания. 2. Воистину, Мы ниспослали его (в виде) Корана на арабском языке в надежде, что вы поймете [его содержание]. 3. Мы рассказываем тебе этот Коран в Нашем откровении наилучшим образом, хотя… … Коран. Перевод М. Н. Османова

Сура 18. Пещера - 1. Хвала Аллаху, который ниспослал Своему рабу Писание (т. е. Коран) и не допустил в нем никакого противоречия. 2. [Писание] правильное, чтобы ты возвещал о тяжком наказании от Него и чтобы ты сообщил радостную весть верующим, которые вершат… … Коран. Перевод М. Н. Османова

Сура 18 АЛЬ-КАХФ ПЕЩЕРА, мекканская, 11О аятов - Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного 1. Хвала Аллаху, который ниспослал рабу Своему Писание, не противоречивое, 2. Ведущее прямым путем, устрашающее жестоким наказанием от Господа, приносящее радостную весть тем, которые уверовали и творили… … Коран. Перевод Б. Шидфар

Сура 28. Рассказ - 1. Та, син, мим. 2. Это аяты ясного Писания. 3. Мы доподлинно провозгласим тебе для верующих людей повесть о Мусе и Фир ауне. 4. Воистину, Фир аун возгордился на земле (египетской) и разделил ее жителей на (разные) части (т.е. сословия). Одних он … Коран. Перевод М. Н. Османова

Новое на сайте

>

Самое популярное