Как мы все знаем, истинно верующий мусульманин легко может перенести разного рода неприятности и беды, которые постигают его в той или иной жизненной ситуации. Он доподлинно знает, что всё происходит по воле Всевышнего Аллаха . Следовательно, он не будет строит разные предположения в сослагательном наклонении. Поэтому мусульмане склонны во всём уповать на волю Аллаха .
Если мусульманина постигает беда, то он проявляет терпение и получает за это вознаграждение. Также, когда Всевышний Аллах одаривает мусульманина благодатью, он воздаёт и делает за это шукру (благодарит Всевышнего) и получает за это также вознаграждение. Основываясь на этих двух простых принципах, мусульманин может прожить всю свою жизнь счастливо, без стрессов и нервотрепок.
Всевышний Аллах в Коране сказал:
«Поистине, когда верующих призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, они только говорят: «Мы слышали и повинуемся!» Такие преуспеют ». («Ан-Нур», 51).
Во всех подобных случаях верующие должны говорить: «Мы слышали (услышали) и повинуемся! ».
Также Всевышний Аллах говорит:
للَّهِ مَا فِي السَّمَـواتِ وَمَا فِى الأرْضِ وَإِن تُبْدُواْ مَا فِي أَنفُسِكُمْ أَوْ تُخْفُوهُ يُحَاسِبْكُم بِهِ اللَّهُ
«Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Обнаружите ли вы то, что в душах ваших, или станете скрывать, (всё равно) потребует Аллах с вас отчёта за это ». (Сура «Аль-Бакара», 284)
В данном аяте говорится о том, что скрыто в душах людей и что они не хотят показывать другим. Возможно, сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) побоялись, что с них потребуют отчёта за тайные мысли, которые могут прийти на ум человеку помимо его воли.
Ибн Касир толкует этот аят:
«Вэтом аяте Всевышний Аллах сообщает о том, что Ему принадлежит власть над небесами и землёй, а также над тем, что в них и между ними. Он сообщает, что ведает о том, что в них, от Него не скрыть ни тайное, ни явное, даже если всё это очень незаметно и незначительно. Он сообщает о том, что будет отчитывать рабов за то, что они совершили или скрыли в своих душах ». (МухтассарТафсир Ибн Касир)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Когда Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был ниспослан вышеприведённый аят (Сура «Аль-Бакара», 284), сподвижникам стало тяжко от этих слов, и тогда они пришли к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) опустились на колени и сказали:
«О Посланник Аллаха, (сначала) на нас было возложено то, что нам по силам: молитва, джихад, пост и садака, но теперь тебе был ниспослан аят, в котором говорится о том, чего мы сделать не сможем ».
В ответ посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал им:
«Неужели вы хотите сказать нечто подобное тому, что до вас говорили обладатели обоих Писаний (иудеи и христиане), говорившие: «Мы слышали, но не повинуемся?!» Нет, говорите: «Мы услышали и повинуемся! Прости, Господь наш, Тебе решать (в День воскресения каждому предстоит вернуться к Аллаху, и только от Него будет зависеть решение его участи) ».
И после того, как люди прочитали этот аят, подчинившись тому, о чём в нём говорится, Аллах Всевышний сразу же ниспослал (другой аят):
«Посланник и верующие уверовали в то, что было ниспослано ему от Господа. Все уверовали в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания и в Его посланников. «Не делаем мы различий между кем бы тони было из посланников Его. Они говорят: «Мы услышали и повинуемся! Прости, Господь наш, Тебе решать! »» (Сура «Аль-Бакара»», 285)
И когда они сделали это (то есть стали говорить так, как им было велено), Аллах Всевышний отменил тот аят, а затем Всемогущий и Великий Аллах ниспослал (другой, в котором сказано):
«Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме того, что ей по силам. Ей достанется то, что она приобрела, и против неё будет то, что она приобрела. (Они говорят): «Господь наш, не взыщи с нас, если мы забыли или ошиблись! »
Он сказал: «Да» (Эти слова говорит Аллах, отвечая на мольбы верующих, которые содержатся в этом аяте: «Да», - то есть: «Я уже сделал это».)
«Господь наш, не возлагай на нас такое бремя, какое возложил Ты на наших предшественников, живших до нас!»
Он сказал: «Да».
«Господь наш, не возлагай на нас также и то, что нам не под силу!»
Он сказал: «Да».
«Будь снисходителен к нам, прости нас и помилуй нас! Ты - наш Владыка, помоги же нам против людей неверных! » (Сура «Аль-Бакара», 286)
Он сказал: «Да». (Муслим)
Все мусульмане верят в то, что и Един, Самодостаточный. Нет божества кроме Него, и нет другого Господа помимо Него. Они веруют во всех пророков и посланников (мир им), в книги, ниспосланные с небес посланникам и пророкам Аллаха.
Верующие не разделяют их тем, что веруют в одного и отвергают другого. Они также уверены, что всё происходящее во вселенной, всё хорошее и плохое – только по воле Аллаха. Однако Всевышний Аллах одобряет только хорошее.
Возможно вы слышали из уст своих братьев и сестер восклицательное МашАллах, задумчивое ИншАллах и радостное АльхамдулиЛлях! Эти слова заимствованны из арабского и используются нами в разговоре.
Машаллах - используется при выражении радости и чтобы не сглазить. Например:"Какой красивый ребенок, машаллах! (вместо тьфу, тьфу, тьфу и стучания об дерево)
АльхамдулиЛлях - хвала Аллаху. Когда говорят об успехах, о хорошем событии, а также когда отвечают на вопросы - как дела, как здоровье.
АстагфируЛлах - да простит меня Аллах! А не дай Аллах будет - Аузу биЛлях - то есть да убережет нас Аллах от этого!
ИншаАллах - если будет на то воля Аллаха. Когда говорят о будущих событиях. Ведь ничего не происходит - ни плохое, ни хорошее - без воли на то Всевышнего.
МаашаЛлах - . Так говорят, когда видят что-то красивое или комментируют приятное событие.
Вот когда мусульманин чихает то он должен сказать Алхамдулилля,
если с ним рядом есть другой мусульманин - он должен ответить ему на это - Архамукулла,
а чихающий в свою очередь должен сказать - Эдикумулла
ният-намерение
субах(фаджр)-утренний
зухр-дневной
аср-полуденный
магриб-вечерний
иша -ночной
-это все названия обязательных салятов(намазов)
- "Альхамду лиЛля" (Хвала Аллаху!)
- "Йархамукя Лла" (Да помилует тебя Аллах!)
- "Иахдикуму Лла" (Да укажет вам Аллах правильный путь!)
Также последний ответ может быть:
- "Йахдикуму Лла уа йуслиху балякум" (Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведет Он в порядок все дела ваши!)
Джамаат - группа.
мабрук-поздравляю!
Би-сми-Ллахи - с именем Аллаха.
Ля иляха илля-ЛЛах -нет Бога,кроме Аллаха!?
ДжазакАллаху хайран-да воздаст тебе Аллах(благое)
Аллаху алим-Аллаху ведомо лучше
Дополнительно. Реже исполуемые выражения в разговорной речи.
ан-нафс ал-камила - совершенная душа
ан-нафс ал-аммара - нечестивая, «упорствующая» душа.
ан-нафс ал-лаввама - душа, заслуживающая осуждения.
ан-нафс ал-мардийа - душа, угодная Богу.
ан-нафс ал-мутмаинна - успокоенная душа.
ан-нафс ал-мулхима - вдохновенная Богом душа.
ан-нафс ар-радийа - ублаготворенная душа; ан-нафс ас-сафиййа - просветленная душа; нафс натика - «эго», то, на что указывает человек, говоря «я» (см. Мактубат имама Раббани). «Непокорность других не причинит тебе столько вреда, сколько непокорность нафса» (имам Газали).
Та’аббуд - служение (Богу).
Таваккуль - упование на Аллаха и предание себя божественной воле; широко распространенный элемент религиозной практики аскетов, посвятивших свою жизнь служению Богу и размышлениям о Нем.
Таква - богобоязненность, страх перед Аллахом, стремление к благочестию, внимание по отношению к Богу. Однажды у халифа Умара (р.а.) спросили, что означает таква. Он сказал, что когда человек идет по дороге, по обе стороны которой растут колючие кусты, он очень внимателен к тому, чтобы его одежда не зацепилась за кусты. Вести жизнь подобным образом означает таква.
Тауба - раскаяние. Покаяние в грехах - одно из условий вступления в тарикат. Говорят о наличии стоянки (макам) раскаяния, различают раскаяние простых людей и избранных
Убудиййа - истинное поклонение Богу.
Хакика - Истина, истинная Реальность; состояние истинности.
Хаким - мудрец.
Хикма - мудрость; хикма илахийа - божественная мудрость.
Химма - сила, мощь сердца.
Хузур - повсеместное поминание того, что ты всегда перед Аллахом Всевышним.Да Поможет Аллах Амин!!!
Йоуму ддин - Судный День
Йа рабби - О, Господи!
Джазакумуллах хайран - да воздаст Вам Аллах добром
Барак Аллах фикум - да благословит Вас Аллах
Джаннат - Рай
Джаханнам - Ад
Фуркан - так называют Коран
Салля ллаху алейхи уа саллям - да благословит его Аллах и приветствует (говорят после упоминания Посланника Аллаха Мухаммада)
радиаллаху анх - да будет доволен им Аллах
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Его слова: «И если бы ты, когда вошел в свой сад, сказал: «Что угодно Аллаху. Нет мощи, кроме как с Аллахом». («Пещера», 39).
(«Корова», 253).
И Его слова: «Дозволено вам всякое животное из скота, кроме того, о чем читается вам, без дозволения для вас охоты, когда вы в ихраме. Поистине, Аллах решает то, что захочет!» («Трапеза», 1) .
Объяснение:
Его слова: «И если бы ты, когда вошел в свой сад». То есть: приветствие, когда ты заходишь в свой сад. «Сказал: «Что угодно Аллаху. Нет мощи, кроме как с Аллахом». То есть: если Он пожелает, то оставит его. А если пожелает, то уничтожит. И эти слова произносятся в качестве признания своей слабости и немощи, и признания обладания полноты мощи Всевышним Аллахом. Кто-то из праведных предшественников сказал: «Кого изумит что-либо, тот пусть скажет: «Что угодно Аллаху. Нет мощи, кроме как с Аллахом».
Его слова: «А если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы. Но Аллах делает то, что пожелает». То есть: если бы Всевышний желал бы отсутствия их сражения, то они никогда бы не сражались. Потому что не происходит ничего в Его владениях, кроме того, что Он желает. И ничто не противостоит Его решению и не заменяет Его определения.
Слова Всевышнего: «Дозволено вам». То есть: разрешено. И это обращение Аллаха к верующим. «Всякое животное из скота». То есть: верблюды, коровы, овцы. «Кроме того, о чем читается вам», исключение от слов: «Всякое животное из скота». И под этим подразумевается то, что упомянуто в аяте: «Запрещена вам мертвечина…». («Трапеза», 3) . Аят, который следует почти сразу же за этим.
Его слова: «Без дозволения для вас охоты, когда вы в ихраме». Другое исключение из животных из скота.
И значение: разрешены вам все животные, из скота, кроме диких хищников. И поистине, охота не разрешена вам во время пребывания в ихраме. И слова: «Когда вы в ихраме». Под этим подразумевается состояние ихрама, (запрета), для паломника, совершающего малое, или большое паломничество, или совмещающего оба вида паломничества сразу. «Поистине, Аллах решает то, что захочет» . Из области разрешения и запрещения. И нет в этом никакого противоречия.
Свидетельство аята: установление воли, силы, мощи, мудрости, желания в числе качеств Всевышнего Аллаха, образом, подобающим Его Божественному Величию и сущности.
Его слова: «Кого пожелает Аллах вести прямо, расширяет тому грудь для Ислама. А кого пожелает сбить с пути, делает грудь его узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо». («Скот», 125) .
Объяснение:
«Кого пожелает Аллах вести прямо». То есть: кого пожелает Всевышний наставить и сделать сердце принимающим добро. «Расширяет тому грудь для Ислама». Расширить что-либо: объяснить, сделать это ясным и понятным. И значение аята: расширяет Аллах его грудь для принятия истины, которая и есть Ислам. До такой степени, что человек принимает эту истину с раскрытым сердцем. «А кого пожелает сбить с пути». То есть: кого пожелает Всевышний удалить от принятия истины. «Делает грудь его узкой». То есть, она не в состоянии принять истину. «Тесной». То есть: сильно стесненной. И в ней не остается желание осуществления добра. И это служит усилением значения: «Узкой». «Как будто бы он поднимается на небо». То есть: как будто бы он обязан сделать то, чего он никак не может сделать, совершая одну попытку в выполнении этого, за другой. Как обязательность того, кто желает взобраться на небеса. Это пример неверного в тяжести для него принятия веры, как пример того, кого обязали выполнить невыполнимое, как, например, взобраться на небеса.
Свидетелем благородного аята является установление воли и желания Всевышнему Аллаху, и что она охватывает наставление и заблуждение. То есть: Он желает наставление и желает заблуждение в Своей вселенской воле, предопределяя это по совершенной мудрости.
И Его воля делится на две части:
Первая часть — вселенская воля предопределений. Она следует за Его желанием. И из ее примеров можно привести слова Всевышнего: «А когда Мы желали погубить селение, Мы отдавали приказ одаренным благами в нем, и они творили нечестие там». («Перенес ночью», 16). И слова Всевышнего: «А когда Аллах пожелает людям зла, то нет возможности отвратить это». («Гром», 11). И Его слова: «А кого пожелает сбить с пути, делает грудь его узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо». («Скот», 125).
Вторая часть — воля религиозная, шариатская. Из ее примеров, слова Всевышнего: «Аллах хочет простить вас». («Женщины», 27). И Его слова: «Аллах не хочет устроить для вас тяготы в религии. Но только хочет очистить вас». («Трапеза», 6). И слова Всевышнего: «Аллах хочет удалить скверну от вас, семьи его дома, и очистить вас очищением». («Сонмы», 33).
Разница между двумя волями:
1 — во вселенскую волю входит как то, что любит Аллах, и чем Он доволен; так и то, чего Он не любит и чем Он не доволен. А шариатская воля состоит только из тех вещей, которые Он любит, и которыми Он доволен. Например, Аллах желает греховное в общем, вселенском виде, но не доволен им в Своем шариате и в Своей шариатской воли.
2 — вселенская воля подразумевается в отношении с другими. Как, например, сотворение Иблиса и всего зла, для приобретения по этой причине старательного выполнения поклонений, покаяния, мольб о прощении, и других видов, которые любимы и поощряемы Аллахом. А шариатская воля подразумевает собой внутреннее отношение. Например, Аллах желает поклонение вселенской волей, но Он доволен им, и любит, выполнявших его Своей шариатской волей.
3 — вселенская воля обязательна для выполнения, а шариатская воля не обязательна, может выполняться: иногда она исполняется, а иногда не исполняется.
Предупреждение:
- обе воли — вселенская и шариатская, объединены по отношению к искреннему и поклоняющемуся человеку. А вселенская воля применяется по отношению к грешному человеку.
- кто не устанавливает по отношению к Аллаху две воли, и не делает между ними различий, тот находится в заблуждении. Как, например, джабариты и кадариты. Джабариты устанавливают Аллаху только лишь вселенскую волю. А кадариты, устанавливают лишь шариатскую волю. А приверженцы сунны и согласия устанавливают по отношению к Аллаху оба вида воли и делают различия между ними.
Серии из статьи: Доказательства установления имен и качеств Аллаха из священного Корана
Полезные мусульманские фразы на арабском с переводом الله أكبر - Алла́ху а́кбар (Аллах акбар) - Аллах Велик (Величайший). Восхваление (такбир). Используется, когда верующий желает помянуть величие Аллаха الله عالم - Аллаху алим - Аллаху известно лучше (Аллах знает лучше) عليه السلام - Алейхи салям (а.с.; a.s.) - Мир ему. Говорится после имен пророков, посланников и высших ангелов (Джибрил, Микаил, Азраил, Исрафил) الحمد لله - АльхамдулиЛлях (Аль-Хамду Лил-Лях) - Хвала Аллаху. Так мусульмане часто комментируют что-либо, например, когда говорят об успехе и когда отвечают на вопросы «как дела», «как здоровье» الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ - АльхамдулиЛляхи раббиль "алямин - Хвала Аллаху, Господу миров! السلام عليكم - Ассаламу алейкум - Мир вам (приветствие) أستغفر الله - АстагфируЛлах - Прошу прощения у Аллаха أَعُوْذُ بِاللهِ مِنَ الشَّـيْطٰنِ الرَّجِيْمِ - Аузу билляхи мин аш-шайтани р-раджим - Прибегаю к защите Аллаха от проклятого (побиваемого) сатаны أخي - Ахи - (Мой) брат بَارَكَ اللهُ - БаракаЛлах - Да благословит тебя Аллах بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ - БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим - Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Эти слова следует произносить перед любым важным делом (сунна – произносить эту фразу перед едой, перед омовением, при входе в дом и т.д.) وعليكم السلام - Ва алейкум ассалам - «И вам мир» (Ответ на приветствие) جزاك اللهُ خيرًا - ДжазакАллаху Хайран (ДжазакАллаху) - Да воздаст тебе Аллах благом! Форма выражения благодарности, аналог «спасибо». При этом «ДжазакА Аллаху Хайран» говорят при обращении к мужчине; «ДжазакИ Аллаху Хайран» – при обращении к женщине; «ДжазакУМА Аллаху Хайран» – при обращении к двум людям; «ДжазакУМУ Аллаху Хайран» – при обращении к нескольким людям وَأَنْتُمْ فَجَزَاكُمُ اللَّهُ خَيْرًا - Ва антум фа джазакуму Аллаху хайран - Ответ на вышеупомянутую благодарность. Сокращенный ответ: «Ва якум» (وإيّاكم) – и вам пусть тоже воздаст, «ва яка» – (муж.), «ва яки» – (жен.) إن شاء الله - ИншаАллах - Если на то будет воля Аллаха يهديكم الله - ЙахдикумуЛлах - Да укажет Вам Аллах правильный путь! لا إله إلاَّ الله - Ля иляха илля Ллах - Нет Бога, кроме Аллаха (нет никого и ничего достойного поклонения, кроме Единственного Бога Аллаха). Первая часть шахады ما شاء الله - МашаАллах (Маша"Аллах) - Так пожелал Аллах; так решил Аллах. Используется при комментировании каких-либо событий для выражения покорности воле Аллаха, тому, что Он предопределил для человека. Также говорят «МашаАллах», когда хвалят кого-то, восхищаются чьей-то красотой (в особенности - ребенка), чтобы не сглазить صلى الله عليه وسلم - Саллаллаху алейхи ва саллям (с.а.в., saw, saaw, pbuh) - Да благословит Аллах Мухаммада и да приветствует (Мир ему и благословение Аллаха). Говорят при упоминании Пророка Мухаммада, мир ему и благословение سبحان الله - СубханАллах - Пречист (Пресвят) Аллах. Все что происходит или не происходит, – по воле Аллаха, который не имеет недостатков. Мусульмане часто произносят «СубханАллах» в разговоре или про себя, чтобы напоминать (кому-то или себе) об этом سبحانه و تعالى - Субханаху ва Та"аля - Свят Он (Аллах) и Велик. Эти слова обычно говорят после произнесения имени Аллаха أختي - Ухти - Моя сестра في سبيل الله - Фи Сабилил-Лях (фи сабилиЛлях, фисабилилЛах) - На пути Господа
Имена Аллаха - Ислам История ислама Столпы вер … Википедия
Прекрасные имена Аллаха - Ислам История ислама Столпы вер … Википедия
Матуридизм - одна из суннтских школ в каламе. Эпоним школы Абу Мансур аль Матуриди (ум. в 333/994). См. Абу Мансур аль Матуриди. Считается, что воззрения Абу Мансура аль Матуриди в целом очень близки к воззрениям другого выдающегося мусульманского мыслителя… … Ислам. Энциклопедический словарь.
Сура 9. Покаяние - 1. Аллахом и Его Посланником дозволено [вам, о верующие], отречься от договора, который вы заключили с многобожниками [и который они нарушили]. 2. Так странствуйте же, [о неверующие,] по земле в течение четырех месяцев. И знайте, что вам не под… …
Сура 14 ИБРАХИМ ИБРАХИМ, мекканская, 52 аята - Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного 1. Алиф, лям, ра. Это Писание, что ниспослали Мы тебе, дабы вывел ты людей из мрака к свету по соизволению Господа их, на стезю Всемогущего, Хвалимого. 2. Аллах это Тот, кому принадлежит все, что на… … Коран. Перевод Б. Шидфар
Сура 57. Железо - 1. Славословят Аллаха те, что на небесах и на земле, ведь Он великий, мудрый. 2. Власть над небесами и землей принадлежит только Ему. Он оживляет и умерщвляет, и Он над всем сущим властен. 3. Он и первый, и последний, явный и сокровенный, Он… … Коран. Перевод М. Н. Османова
Сура 12. Йусуф - 1. Алиф, лам, ра. Эти [аяты] знамения ясного Писания. 2. Воистину, Мы ниспослали его (в виде) Корана на арабском языке в надежде, что вы поймете [его содержание]. 3. Мы рассказываем тебе этот Коран в Нашем откровении наилучшим образом, хотя… … Коран. Перевод М. Н. Османова
Сура 18. Пещера - 1. Хвала Аллаху, который ниспослал Своему рабу Писание (т. е. Коран) и не допустил в нем никакого противоречия. 2. [Писание] правильное, чтобы ты возвещал о тяжком наказании от Него и чтобы ты сообщил радостную весть верующим, которые вершат… … Коран. Перевод М. Н. Османова
Сура 18 АЛЬ-КАХФ ПЕЩЕРА, мекканская, 11О аятов - Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного 1. Хвала Аллаху, который ниспослал рабу Своему Писание, не противоречивое, 2. Ведущее прямым путем, устрашающее жестоким наказанием от Господа, приносящее радостную весть тем, которые уверовали и творили… … Коран. Перевод Б. Шидфар
Сура 28. Рассказ - 1. Та, син, мим. 2. Это аяты ясного Писания. 3. Мы доподлинно провозгласим тебе для верующих людей повесть о Мусе и Фир ауне. 4. Воистину, Фир аун возгордился на земле (египетской) и разделил ее жителей на (разные) части (т.е. сословия). Одних он … Коран. Перевод М. Н. Османова