Домой Ягоды Обзор игры total war arena. Выбор полководца и фракции

Обзор игры total war arena. Выбор полководца и фракции

Уже давно приобретшая статус культовой студия Creative Assembly готовит для всех поклонников многопользовательских настоящую бомбу. И взорвется она уже в этом году. Если кто еще не в курсе, то именитые разработчики легендарной серии Total War решили замахнуться на рынок ММО. И стартуют они в этом направлении вместе с издателями из Sega своим продуктом с незамысловатым названием Total War: Arena.

Что собой представляет?

Сразу следует оговориться, что это далеко не продолжение именитой франшизы. Скорее, это ее адаптация для . Хотя более корректно следует назвать Total War: Arena симбиозом многопользовательской арены и . Хотя сами создатели проекта, к примеру, Ян ван дер Краббен, сравнивает свое новое детище с второй частью StarCraft. Но целый ряд критиков считает, что игра больше похожа на сессионные , а самые смелые из них и вовсе намекают, что она похожа на очень популярный в наших широтах .

На самом деле Total War: Arena – это типичная , но командовать армией в ней предстоит не одному пользователю, а коллективу, включающему до десяти игроков. Причем у каждого полководца в распоряжении одновременно может находиться до трех отрядов, включающих сотни воинов. Так что для того, чтобы одолеть противника, команде из десяти человек понадобится действовать максимально согласованно. И искренне верить в то, что их противниками окажутся упертые школьники, не способные воевать сообща.

Проект удачно прошел стадию бета-тестирования и уже сейчас все желающие, включая русскоязычных геймеров, могут скачать клиент игры совершенно бесплатно и испытать себя в роли настоящего полководца.

Ключевые особенности

Итак, без чего еще не обойдется обзор Total War: Arena? Конечно же, без хотя бы краткого упоминания об уникальных особенностях проекта:

    никакого пошагового режима, в отличие от других игр серии;

    командные бои с количеством живых игроков до партий 10х10;

    три враждующих стороны: греки, римляне и варвары. В будущем возможно увеличение фракций, за которые можно сражаться;

    у каждого игрока будет своя армия, состоящая из нескольких отрядов. Причем и юнитов, и главных героев, можно будет прокачивать;

    учитывая, что в армии любого из пользователей одновременно находится до трех отрядов, включающих максимум сто воинов, одновременно на карте сражения находится порядка шести тысяч юнитов;

    главный упор разработчики делают на взаимодействие геймеров, которое поможет даже более слабой армии победить при условии принятия правильных тактических и стратегических решений.

Вердикт

Total War: Arena остается одной из самых долгожданных ММО среди любителей настоящих стратегий. И в этом явная заслуга не только предыдущих игр серии, но и ряд инновационных идей, которые разработчики из Creative Assembly грозятся реализовать. Остается только пожелать им удачи и надеяться, что мир увидит очередную культовую многопользовательскую стратегию.

Эволюция жанра RTS - естественный процесс развития? И если так, то куда он заведет? Разбираемся на примере Total War: Arena.

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Прямым текстом

Вот уже много лет жанр RTS находится в глубоком упадке. Прошли времена культовых Warcraft и , крупные проекты выходят не чаще двух раз в год, а главный представитель стратегий в реальном времени — StarСraft 2 — уже много лет обходится без серьёзных конкурентов.

Причин тому несколько. Классические RTS со сбором ресурсов и постройкой базы — игры достаточно сложные. Они, как правило, требуют от игрока грамотного распределения ресурсов, многозадачности, тактической подкованности на поле боя и вдобавок кучи свободного времени. Результат принятых решений зачастую видно не сразу, а многим поклонникам Age of Empires знакома ситуация, когда одна игровая партия растягивалась на несколько часов.

К тому же сам жанр долгое время почти никак не эволюционировал. Игроки участвовали в точных реконструкциях исторических сражений, погружались в фантастические вселенные любимых фильмов и книг и ввязывались в грандиозные баталии галактического масштаба. Число юнитов на поле боя исчислялось тысячами и ограничивалось лишь мощностью железа. Росли масштаб и количество действий в минуту, но общая механика RTS подчинялась отточенным алгоритмам и не менялась.

Неудивительно, что однажды стратегии в реальном времени пошли по пути упрощения, а разработчики стали добавлять в них элементы других жанров. Стоит вспомнить хотя бы tower defense и удачно выстрелившую Plants vs Zombies , которая позже выросла в собственную серию.

Ещё один пример такого смешения — MOBA-игры: этот совместивший RTS и RPG жанр родился из любительских модификаций к играм Blizzard . Карта Aeon of Strife для StarСraft задала знакомый многим формат поля боя с тремя «линиями», а пользовательская карта Defense of the Ancients (DotA) к Warcraft III: The Frozen Throne закрепила успех, дополнив механику повышением уровня героев и покупкой экипировки. Именно первая DotA собрала вокруг себя серьёзное сообщество поклонников и заложила фундамент для большинства MOBA.

Что нам стоит MOBA строить

Долгое время многопользовательские арены существовали только в виде дополнений к другим стратегиям. Но в 2009 году компания Gas Powered Games (ныне Wargaming Seattle ) выпустила первую самостоятельную представительницу жанра — Demigod . Именно в ней игрок впервые выбирал одного из десяти героев и помогал более слабым союзным отрядам под управлением ИИ (тем самым крипам) захватывать точки и разрушать базу противника. Полученный за уничтожение противников опыт повышал уровень и открывал новые способности героя, а золото за убийство вражеских полубогов шло на покупку снаряжения.

Игроку, занятому единственным персонажем, гораздо проще следить за развитием боевых действий и планировать свои шаги наперёд, не отвлекаясь на экономику и постройку сооружений. А поскольку сражения тут гораздо быстрее и динамичнее, чем в привычных стратегиях, жанр MOBA идеален для коротких сессионных игр.

Вскоре новое направление разрослось до такой степени, что лишь редкие студии могли позволить себе выпускать консервативные однопользовательские стратегии в реальном времени. Сейчас старый жанр отлично показывает себя на мобильных устройствах, а ветераны вроде Relic и The Creative Assembly время от времени радуют поклонников крупными релизами, но славные времена, когда жанр RTS доминировал на рынке, давно кончились.

В отряды сами старались занять более безопасное укрытие, будь то земляная насыпь, кирпичная стена или воронка от взрыва в чистом поле

Быстрее, меньше, интереснее

Фирменной чертой серии Total War всегда было смешение тактических боёв в реальном времени и пошагового управления страной: очень разные по механике элементы напрямую зависели друг от друга и были неразлучны на протяжении многих лет. Хотя всегда находились игроки, которым экономическая часть нравилась больше стратегической, и наоборот. Как раз для последних и предназначена Total War: Arena .

Хотите продуманные, сбалансированные бои с засадами в кукурузных полях, туманом войны и перепадами высот, но без дипломатии, сбора налогов и административной работы по управлению провинциями? Не вопрос — упростим «глобальный» геймплей до формирования отрядов и прокачки лидеров.

Не хотите тратить много времени на затянутые бои и гонять уставшую пехоту по огромным полям сражения? Пожалуйста. Карты в Arena довольно компактны, хоть и изобилуют препятствиями вроде густых лесных массивов и многочисленных сооружений, за которыми от снарядов противника можно спрятать целый отряд.

Темп игры сильно ускорился: больше не получится отвлечься на чай, пока войско наступает на вражеские шеренги. Даже «тяжёлые» пешие отряды передвигаются на удивление бодро, постоянно норовя спрятаться в складках местности, обойти с фланга и неожиданно сунуть копьё поглубже в строй зазевавшегося противника. Партии в «Арене» длятся не дольше пятнадцати минут; если за это время вражеские отряды не истреблены, а базы не захвачены, то победа засчитывается команде, в распоряжении которой осталось больше всего войск.

Несмотря на все геймплейные упрощения и ограничение в три отряда на человека, масштаб «взрослых» игр серии особо не пострадал. В нашем распоряжении, помимо стандартных юнитов вроде пехотинцев, конницы и стрелков, могут оказаться и тяжелые осадные орудия, и даже боевые псы. А число лежащих раненых солдат на поле битвы может достигать трёх тысяч — солидная цифра для условно-бесплатной сессионки.

Внутриигровые покупки, без которых не обходится ни один ftp-проект, есть и в TWA. Но здесь аналог реальной валюты не увеличивает шансы на победу: за золото можно купить скины на доспехи и щиты для отряда или особые премиальные войска, которые на поверку оказались слабее бесплатных того же уровня из-за отсутствия прокачки (скорее всего, в ОБТ это исправят).

Хотя можно немного схитрить: купить за золото ненужную боевую единицу, конвертировать солдат в свободный опыт и мгновенно повысить своему полководцу уровень, а то и не раз. Но даже в этом случае успех вам не гарантирован: чем выше ваш уровень, тем чаще встречаются более опытные соперники, за чьими плечами не купленное золото, а заработанный кровью и потом навык. А опыт, что называется, не пропьёшь. К тому же за получение определённых достижений игра сама понемногу подкидывает золото.

Total War: Arena – новое слово в жанре военных стратегий. Игра уже собрала армию поклонников со всего мира. Здесь открывается доступ к сотням масштабных битв на интересных исторических локациях. Если сражения – ваша стихия, пора действовать! Попробуйте этот накал событий, бурю эмоций и массу впечатлений от игры.

Первые шаги в разработке игры пришлись на 2013 год. Этим занялась компания Creative Assembly совместно с SEGA. Затем игра появилась в Steam, но разработчики не успевали ею заниматься, решая проблемы только в оффлайн-режиме. В итоге в 2016 году компании пришлось объединиться в достижении цели с Wargaming. В итоге в феврале 2018 года игра все-таки вышла в свет.

Нужно отметить, что Total War: Arena – это детище создателей «танков», что является хорошим авансом в пользу этой игры. Уже сейчас многие считают ее одной из лучших стратегий жанра RTS. В ней отсутствуют скучные метания по глобальной карте в поисках отрядов противника. Здесь есть другое:

  • завоевание территорий;
  • развитие городов и персонажей;
  • интересные «фишки»;
  • дипломатия и многое другое.

Все это ждет вас после регистрации, а пока поподробнее ознакомимся с содержанием.

Графика

В игре использована стильная современная графика (как у всей линейки Total War), которой достаточно для качественной военной стратегии. Замечательно проработано окружение, отличные анимации, но без излишков. Словом, в Total War: Arena хочется играть.

Принципы игрового процесса

Итак, интерфейс Total War: Arena очень похож на любимые многими «танки». На поле боя имеется артиллерия, роль которой играют тяжелые онагры и лучники. Мощный залп первых может хорошо навредить не только противнику, но и союзнику. В результате отрицательные эмоции в чате гарантированы.

Но есть важное отличие от «танков». «Арта» не может сбежать, поэтому после обнаружения уничтожается. Для победы есть три метода:

  • уничтожить всех врагов;
  • взять базу;
  • по времени – подведение итогов по очкам после окончания раунда (15 минут).

На данный момент в Total War: Arena предусмотрено три античные фракции:

  • варвары;
  • греки;
  • римляне.

Каждая из них имеет четыре полководца с уникальными навыками. К примеру, Цезарь – отличный выбор, если вы хотите сражаться:

  • скорпионами;
  • хиробаллистами;
  • баллистами.

Всего же в игре предусмотрено 159 отрядов: 16 премиальных, 143 обычных. Если присмотреться, все солдаты прорисованы одинаково, только у них используются пилумы вместо бластеров.

Предусмотрена прокачка собственного войска. Солдатам нужно покупать оружие, доспехи. Они помогают уменьшить урон. Если использовать дорогостоящее вооружение и опытного командира, любой противник окажется по зубам.

Очаровательные полководцы

Играть можно за двух горячих, очаровательных девушек. У римлян и греков есть по одному такому полководцу. Кого выбрать: рыжую или блондинку?

Греческая царица Кинана руководит лучниками, способна озадачить противника волной стрел. Эта блондинка может серьезно улучшить маневренность солдат. Если использовать конных лучников, врагов можно оглушить шквалом стрел, при этом аккуратно уходить от атаки. Вам понравится ее внешний вид: кожаные доспехи, облегающие тело, короткая юбка. Кинана – интересный персонаж, однако играть за нее непросто. Ей приходится руководить бойцами, которые очень чувствительны в ближнем бою: погибают быстро.

Боудикка – королева кельтов – альтернативный персонаж женского пола. Это настоящая рыжая бестия. Выглядит отменно, способна результативно вдохновлять своих солдат на подвиги, причем они хорошо ей подчиняются. Два ее навыка мотивируют бойцов, а еще один дает возможность стрелять и видеть гораздо дальше обычного.

Прочие персонажи и возможности

Варвары на открытой местности – не самый эффективный вариант для противостояния врагу. Полуголые мужики со щитами наиболее результативны в лесу, поскольку способны уничтожить тяжелую римскую пехоту.

С варварами связан харизматичный усатый персонаж – Верцингеториг. Интересно, что он очень похож на Леонида Якубовича, от чего и получил такое прозвище у игроков.

Среди интересных персонажей также можно выделить Александра Македонского, который способен строить кавалерии в клин. Такой формат может обеспечить очень сильный урон. Однако не стоит ждать от Александра Македонского таких же достижений, как у великого полководца. Особенность персонажей в Total War: Arena – высокий скилл ничего не дает без необходимой поддержки.

Тактика ведения боя

Для начала нужно выбрать персонажа и отряд. После этого можно нажимать кнопку поиска врагов. Для прогрузки всех игроков может потребоваться некоторое время. После этого следует занять свою точку появления. Ничего не мешает продумать личный план защиты или нападения.

Даже при самой классной стратегии нужно понимать, что победу одержит вся команда из десяти игроков, которые должны действовать сообща. Ведь бои проходят в формате «10 на 10». У каждого игрока имеется три отряда (до ста солдат) для управления. Среднее количество юнитов, присутствующих в бою на карте, – 3 тысячи.

Действовать можно по-разному. В теории допускается организация эпического сражения с замысловатыми тактиками атаки с флангов, но нужно не забывать, что есть еще 9 игроков. Их стратегия также имеет значение.

Поэтому в игре предусмотрены дополнительные инструменты. К примеру, при сражении на карте разрешено рисовать линии, дающие направление атак конкретным группам, и базовые позиции, которые нужно занять. Приказы допустимо отдавать в текстовом чате. Конечно, на деле все может обстоять иначе. Чаще всего игроки заняты перепалкой в чате, пытаясь выяснить отношения. В этом свой накал.

Игровые карты

Сейчас разработчики предлагают два типа карт:

  • опушка леса, разделяемая на 3 сектора; каждый из них предлагает свой путь к базе противника;
  • оригинальная городская карта, характеризующаяся большим количеством узких улиц.

На каждой карте допускается применять традиционных воинов:

кавалеристов;

  • лучников;
  • метателей копий;
  • пехотинцев (тяжелых и легких).

Улучшения

Эта тема требует отдельного рассмотрения. В течение игрового процесса игроку нужно улучшать свои отряды и полководцев. Эта задача довольно легко реализуется, не требует особых навыков. Тут пригодятся знания из «танков». Имеется древо развития. У полководца изначально есть определенные умения (как уже упоминалось), их нужно улучшать, как и параметры отрядов. Для этого нужно приобретать оружие, обмундирование и так далее. Серебро используется для покупки, опыт – для исследования.

И после этого можно отправляться в бой. За счет разнообразия видов отрядов каждая битва получается уникальной, имеет свое оригинальное развитие.

Помните, что характеристики защиты и атаки важны, однако одержать победу можно только тактикой и слаженностью действий.

Первое время битвы будут вестись на небольших картах с равнинной местностью (могут быть холмы). С повышением уровня отрядов усложняется игровой процесс, карта расширяется, открываются новые тактические элементы.

Кстати, игра предусматривает два режима сражения:

  • против реальных игроков;
  • против ботов.

Подведение итогов

Красивая графика, зрелищные сражения, хорошая экономическая проработка, понятный интерфейс, наличие исторических локаций и персонажей, интересное развитие событий, командные действия – все это делает игру каждый раз интересной и уникальной, поэтому хочется повторить снова и снова. Если вы в душе полководец или очень хотите реализовать себя на поприще эпический сражений, Total War: Arena – ваш выбор, пора регистрироваться и действовать!

Выбор редакции

Total War: Arena — потрясающая мультиплеерная [Античная] стратегия

Сегодня совершим обpор игры Total War: Arena, сделавшей немалый переполох в мире виртуальных онлайн развлечений.

В начале декабря 2017 года вышло свежее обновление, где была реализована совместная борьба против ботов, появилась новая тема оформления для Лагеря и Грайских Альп в зимнем стиле.

Это и подогрело интерес к без того популярной стратегии.

Давайте рассмотрим, чем игра так примечательная и окунёмся в атмосферу средневековой борьбы за власть, где сотни тысяч людей, словно стадо известных животных, гналось на войну за интересы своих властителей.

Всего около двух лет понадобилось Creative Assembly и сотрудникам SEGA, чтобы игрушка вышла в свет, хотя однозначно жанр своего творения даже создатели игры назвать затрудняются.

Такой себе микс RTS, онлайн-арены и Moba. Здесь ни сюжета нет, ни глобальной карты, ни даже времени, в котором события происходят.

После демонстрации геймерам у компаний появилось много работы по усовершенствованию, исправлению ошибок и выпуску патчей.

Результат закрытого тестирования огорчил команду: она перестала справляться с объемами доработок и проект временно ушел в офлайн.

И только спустя около года объединённого труда сотрудников Creative Assembly и Wargaming появляется та игра, которую так полюбили геймеры.

Геймплей

Тактическая сетевая стратегия позволяет состязаться с иными игроками в режиме 10 × 10, где командованием армий каждой из сторон займётся легендарный, известный или плохо знакомый полководец эпох холодного оружия.

Количество воинов в отрядах может достигать 500 юнитов , что в итоге выльется в огромную армию численностью до 1500 боевых единиц .

Обычно в стычке принимает участие до 6000 бойцов.

Их число зависит от отряда: в разных отрядах количество юнитов заметно отличается.

Командирам подчиняется три группы из следующих фракций:

  • варвары;
  • римляне;
  • греки.

Цезарь, например, может возглавить только римлян, греки же с варварами ему подчинятся только после завоевания.

Полководцы, фракции и отряды отличаются умениями, возможностями и способностями.

Число отрядов приближается к 150, поэтому выбрать будет из чего.

Множество разновидностей войск позволяет разработать уникальную и эффективную стратегию для любого случая.

В Arena можно командовать:

  • отрядами с осадными машинами;
  • конницей;
  • лучниками;
  • копейщиками.

Объединение и комбинирование войск дарят неограниченную свободу для творчества великого стратега.

Надеть лавровый венок смогут только те, кто способен изучить противника в кратчайшие строки, контролировать ситуацию на поле боя, реагировать на её изменение в реальном времени, просчитывать хода врага и вести бой согласованно с товарищами.

Тактика

Одержать победу можно двумя путями: убиваем всех до последнего копейщика или захватываем базу противника.

Каждое обновление добавляет арены, отряды, каждая географическая особенность местности может быть использована в разработке тактики для уничтожения противника.

Начало боя – выбор позиции для ваших подразделений войск.

Этот этап может решить всё, ведь при расстановке учитывается метод ведения войны: наступление или защита и контратака.

Согласование действия между всеми 10-ю игроками, командующими генералами – задача не из простых.

Кто хочет выразить свою мысль, может повесить на вражескую группу войск или защитные сооружения табличку с предложением уничтожить неугодных, попросить подкрепления, сосредоточить огонь на командире группы.

Карты выстроены в виде трехуровневой защиты обеих баз.

Сражения отсылают нас к историческим событиям, исходя из которых ставятся задачи.

Да и дизайн локаций выполнен в стиле, который, по представлению разработчиков, мог быть в соответствующую эпоху.

Местность

Почти любая карта подразумевает наличие открытых пространств, городской местности, леса и лугов.

Для преодоления расстояния между своей и вражеской базой обычно приходится перейти через гору или скалу, пройти ущелье, после чего попадём в центр – это почти всегда голая равнина с редким лесом.

Пока доступно десяток карт, среди которых Капитолий, Салернум, Германия, Рубикон.

Предназначены они для стычек юнитов различного уровня.

Развитие и валюта

Между схватками игроки могут тренировать свои войска и приобретать игровой контент для улучшения отрядов за заработанную и реальную валюту.

Собственно, золото в игре можно получить только в обмен на реальные финансы, а серебро – награда за победу, участие в схватке и т. д.

Серебро поможет обзавестись новыми отрядами, восстановить их численность и улучшить способности любой из фракций.

Золоте же даёт доступ ко всему.

Стоит учитывать, что часть награды тратится автоматически.

Средства уходят на лечение, наём новых бойцов и т. д. Доступна подробная сводка о наградах и растратах.

Таблички с поздравлениями о подвигах, титулы, достижения и повтор ярких моментов – всё это мотивирует игрока, заставляет стремиться быть лучшим и, конечно же, приобретать золото за рубли.

Хотите играть бесплатно? Пожалуйста.

Для открытия одной из трёх веток любой из фракции придётся провести около 1500 схваток и одержать победу в преимущественном количестве этих боёв.

Длительность каждого в среднем растягивается на 10 минут.

Любой из генералов обладает собственной ветвью умений для прокачки талантов, точнее новых приказов.

Юниты каждого отряда наделены уникальными по отношению к другим набором навыков с десятью ступенями их улучшения.

Опыт – средство прокачки отрядов и полководцев, и тратить его лучше на развитие командира, а не его армию.

Каждая группировка должна регулярно усиливаться не только навыками, но и оружием и обмундированием.

У кого много валюты, могут приобрести рисунки на щиты и гербы на флагах.

Кроме 146 обычных отрядов в игру добавлено 16 премиум-отрядов. Их заполучите только за реальную валюту. И это не значит, что тот, кто платит, станет богом.

Воины премиум-отрядов ничем не отличаются от обычных юнитов.

Они лишь обладают какой-либо способностью, что поможет усовершенствовать или дополнит выбранный стиль ведения наступательного или защитного боя.

Прокачка и наём юнитов

На службу к императору идут еле умеющие держать в руках меч крестьяне и фермеры, клюнувшие на объявление о безбедной жизни.

Вследствие, они, закалённые в боях, как сталь в масле, дорастают до представителей императорской гвардии.

Отряды имеют десяток ступеней прокачки и нанимаются за серебро в бараках.

Здесь они сгруппированы по уровням.

При выборе уровня подчинённых учитываем прокачку генерала.

Он должен быть сопоставимым или большим, чем любой из навыков отряда, который тот пошлёт в бой.

Благодаря командирскому опыту даже слабых подчинённых можно превратить в высококлассных бойцов за десяток-второй схваток плюс улучшить их обмундирование, оружие и прочие мелочи.

Визуализация

Картинка в Total War: Arena не вызывает восхищения и немного отстаёт от времени.

Однако пастельные тона и довольно неплохо выдержанная атмосфера античности и средневековья многое перекрывает: одежда, доспехи и щиты украшены, трава и цветочки колышутся на ветру, тела покрывают собой землю, а кровь окрашивает её в соответствующий цвет.

Деревья выглядят как настоящие: множество колышущихся веток с естественной структурой.

Для скрытия огрехов анимации, моделей и армии клонов смотреть на карту и поединки с близка нельзя – камера близко не приближает.

Фракции и полководцы

Совершим краткий обзор фракций в Total War: Arena, чтобы желающие поиграть имели какое-то представление о них.

Греки

Умелые воины и лучшие защитники, которые владели немалой частью Европы и Азии в прошлом.

Отточенное в междоусобицах мастерство, однако, не помогло им объединиться перед общей угрозой.

Основа их войск – прикрытые лучниками и пращниками копейщики и конные отряды.

При правильной тактике бойцы демонстрируют высокую духовную стойкость и жажду победы.

Предводители:

  • Мальтиад – агрессивный атакующий стиль, молниеносные атаки, внезапные нападения, устрашение и психологический слом врага;
  • Македонский – мастер выстраивания тактических схем конницы и пехоты – пехота связывает бой и отвлекает недруга, а конница забирается в тыл и атакует;
  • Кинана – никто не уйдёт от конницы и стрелков Кинаны, быстрая перезарядка, перегруппировка и манёвренность позволяют подолгу преследовать и ослаблять отряды бежавших;
  • Леонид – меч, копье и щит – лучшего командира войск для рубки вблизи не сыскать среди греков.

Римляне

Прекрасные инженеры и воины, идущие в бой с хорошим настроением и верой в то, что их быстро поднявшаяся из пепла империя сотрёт врага с лица земли.

Ведут наступательный бой благодаря осадным и защитным орудиям, коннице и отличной подготовке для ведения схваток на ограниченном пространстве во время штурма.

Генералы:

  • Цезарь – знаток осадных и стрелковых механизмов, дающий хороший бонус отрядам при ведении ближнего боя;
  • Сулла – олицетворяет жестокость, хорошо держит удар и неплохо ослабляет противника на дистанции;
  • Спицион – спец в коннице и пехоте, молниеносные атаки, наносящие значительный урон быстро нагнетают обстановку, сеют хаос и снижают боевой дух врага;
  • Германик – чертовски хорош в ближнем бою, быстро и с минимальными потерями сближается с отрядами, которые вскоре будут перерублены.

Варвары

Разрозненные потомки славянских народов, обитателей Пиренеев, Альп и Балкан.

Долго оставались без внимания и присмотра греков и римлян, медленно наращивая мощь. Собрав силы, пришли в Средиземье со своими псами и лошадями.

Быстрые кони стремительно заходят в фланг, псы потрошат всех в лесах, а выносливая кавалерия изматывает затяжными боями.

Предводители:

  • Боудикка – владеет неорганизованным войском, рвётся в бой и не строит никаких тактических схем, чем часто расплачивается, но и быстро одерживает победы;
  • Верцингеториг – посеет хаос в рядах любого войска, поджигая землю перед своими отрядами и превратив её в приближающийся пылающий ад;
  • Арминий – хитрые отряды закованных в лёгкую броню солдат никогда не идут в прямые столкновения, они обходят врага с фланга и отлично разведывают ситуацию, а вступив в сражение, дерутся с яростью берсерков.

Отряды

Любая фракция состоит из одинаковых основных отрядов.

Пехотинцы

Будь это спартанцы, воины с фальксами или легионеры, они не сдадут позиции, и будут долго сдерживать неприятеля.

Также они способны связаться ближним боем и медленно продвигаться вперёд, оставляя после себя груды трупов. Легкие пехотинцы ценны в лесных боях.

Кавалерия

Быстрые лошади – наше всё. Пойти в разведку, догнать скрывающегося врага, убежать от преследования или пройти в тыл – легко выполнимая задача.

Отлично подходят для рассекречивания места дислокации противника с орудиями дальнего боя.

Осадные орудия

Основа для наступательных действий.

Воплощение инженерных мыслей в связке с деятельностью разведки приносят свой результат, уничтожая найденные структуры и боевые единицы врага при умелом обращении с машинами.

Защитные механизмы и ловушки сохранят свои войска и добьются численного превосходства над оппонентом.

Стрелки

Даже не видя противника вблизи, его можно хорошенько потрепать, нанести урон и опустить боевой дух.

Тучи стрел и болтов остановят войска недруга и позволят продвигаться, сея хаос и смерть перед наступающей пехотой.

Боевые церберы

Псы работают преимущественно из засады, нарушая строй войск, разрывая на части легко защищённых пехотинцев и нанося вред коннице.

В затяжных схватках теряют эффективность и быстро падают от стрел и болтов.

Total War: Arena мало чем похожа на остальных представителей серии и классические RTS.

Здесь не обойтись без взаимопонимания между равноправными игроками и помощи подконтрольных им войск.

Почувствуйте себя частью движущей военной силы, которая создавала и переписывала историю до появления пороха.

Новое на сайте

>

Самое популярное