Домой Болезни и вредители Демоверсия обществознание егэ от января

Демоверсия обществознание егэ от января

Задание № 2458

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль выборов в политическом процессе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированны в подпунктах.


Пояснение

При ана­ли­зе от­ве­те учитываются:

− кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их соответствия

заданной теме;

− пол­но­та от­ра­же­ние ос­нов­но­го со­дер­жа­ния в плане;

− со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1) Де­мо­кра­ти­че­ский ме­ха­низм при­ня­тия по­ли­ти­че­ских решений

2) Из­би­ра­тель­ные права граждан:

а) активное избирательное право;

б) пассивное избирательное право.

3) Прин­ци­пы демократического из­би­ра­тель­но­го права:

а) всеобщность;

б) равенство;

в) тайна выборов;

4) Из­би­ра­тель­ные системы:

а) мажоритарная;

б) пропорциональная

5) Роль выборах в политическом процессе:

а) формирование представительных органов власти;

б) общественный контроль за деятельностью государственной властью;

в) социальное представительство и т.д.

6) Пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны власти

7) Вы­бо­ры в не­де­мо­кра­ти­че­ских обществах

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и

подпунктов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4, 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Баллы
28.1 Раскрытие темы по существу 3
3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. 2
0
Указания по оцениванию:

28.2 1
1
Все иные ситуации 0
Максимальный балл 4

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Задание № 2459

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство как институт политической системы». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированны в подпунктах.


Пояснение

При ана­ли­зе ответе учитываются:

− кор­рект­ность формулировок пунк­тов плана с точки зре­ния их со­от­вет­ствия заданной теме и чет­ко­сти выражения мысли;

− от­ра­же­ние в плане ос­нов­ных аспектов темы в опре­де­лен­ной (адекватной за­дан­ной теме) последовательности.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия данной темы:

1) По­ня­тие государства

2) При­зна­ки государства:

а) территориальная организация;

б) пуб­лич­ный характер власти;

в) суверенитет;

г) ис­клю­чи­тель­ное право на взи­ма­ние налогов и др.

3) Внут­рен­ние и внеш­ние функции государства:

а) политическая;

б) экономическая;

в) социальная;

г) обес­пе­че­ние национальной безопасности;

д) меж­ду­на­род­ное сотрудничество и др.

4) Го­су­дар­ствен­ный аппарат

5) Форма государства:

а) форма правления (монархия, республика);

б) форма государственно-территориального устройства (унитарное, федеративное и конфедеративное);

в) по­ли­ти­че­ский режим (тоталитаризм, авторитаризм, демократия).

Возможно дру­гое количество и (или) иные кор­рект­ные формулировки пунк­тов и под­пунк­тов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Наличие любых двух из 2,3,4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы
28.1 Раскрытие темы по существу 3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

0
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов

28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей 1
Все иные ситуации 0
Максимальный балл 4

Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Задание № 3326

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политические права и свободы граждан». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Пояснение

При анализе ответа учитывается:

− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

− Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

1. Понятие прав и свобод гражданина.

2.Классификация прав человека:

а) гражданские (личные);

б) политические;

в) социально-экономические;

г) культурные.

3. Политические права граждан:

а) права на участие в управлении делами государства;

б) свобода объединений;

в) свобода собраний и т.д.

4. Избирательные права граждан:

а) активное право;

б) пассивное право.

5. Гарантии политических прав в демократическом обществе.

6. Механизмы защиты политических прав и свобод гражданина.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы
28.1 Раскрытие темы по существу 3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

0
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов

28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1
Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей 1
Все иные ситуации 0
Максимальный балл 4

Пример 1.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Оцените это решение в баллах:

Пример 3.

Оцените это решение в баллах:

Пример 4.

Оцените это решение в баллах:

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Задание № 5325

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность и мышление». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Пояснение

При ана­ли­зе от­ве­та учитывается:

– со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа;

– на­ли­чие пунк­тов плана, ука­зы­ва­ю­щих на по­ни­ма­ние эк­за­ме­ну­е­мым ос­нов­ных ас­пек­тов дан­ной темы, без ко­то­рых она не может быть рас­кры­та по существу;

– кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана.

Формулировки пунк­тов плана, име­ю­щие абстрактно-формальный ха­рак­тер и не от­ра­жа­ю­щие спе­ци­фи­ки темы, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие деятельность.

2. Структура деятельности:

а) субъект;

б) объект;

г) мотивы;

д) действия;

е) результат.

3. Виды деятельности:

а) игра, учение, труд, общение;

б) духовная, практическая (материальная) и др.

4. Мотивы деятельности:

а) потребности;

б) интересы;

в) убеждения и т.д.

Признаки деятельности:

а) сознательный характер;

б) преобразовательный характер;

в) орудийный характер и т.д.

6. Понятие и виды мышления:

а) словесно-логическое;

б) наглядно-образное;

в) наглядно-действенное.

7. Взаимосвязь мышления и деятельности:

а) мышление как основа рационального познания;

б) мышление и речь и т.д.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2-6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы
28.1 Раскрытие темы по существу 3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

3
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу.

Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

2
Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу.

Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу

0
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.

Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)

Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов

Пример 5.

Оцените это решение в баллах:

Итак, первое задание, как и раньше здесь необходимо вписать обществоведческий термин опираясь на указанные признаки и тематику таблицы. В данном примере речь идет о морали.

Задание 2 требует от нас выбрать слово, являющееся обобщающим, т.е. включающим в себя остальные термины. Для успешного выполнения данного задания необходимо всего лишь уметь правильно определить тему и вспомнить порядок изучения терминов, что куда входит. Правильным ответом на задание 2 будет слово доход, так как все остальные слова, это разновидности дохода.

3 Задание уже требует от нас убрать два неверных термина из представленных, т.е. убрать те слова, которые не относятся к заявленной теме, в данном случае, убрать слова, которые не относятся к теме политическое участие граждан. Неверные термины под цифрами 2 и 3, так как они относятся к экономической деятельности граждан.

Задание под номером 4 предлагает нам выбрать верные высказывания о человеке, т.е. те суждения, которые не противоречат обществоведческому курсу по теме человек. В данном случае выбираем правильные суждения под номерами 1,2,5. Суждение под номером два неверно по той причине, что моральные нормы не наследуются человеком, а приобретаются в процессе социализации. 3 суждение также неверно, ибо выражение социальной сущности служат поступки человека, его слова, но никак не физические способности основанные на генетической предрасположенности.


Задание 5 на мой взгляд весьма легкое. Все необходимые данные приведены уже в самом задании и нам остается только соотнести признаки с терминами. Для успешного выполнения этого задания достаточно обладать общими представлениями об обществе и человеке. Правильный ответ 32311

Задание под порядковым номером 6 схоже с заданием 4, только здесь речь идет об образовании. Если выпускник успешно закончил курс обществознания или обладает элементарными базовыми знаниями обществоведческого курса , то он без труда найдет верное решение. Правильные ответы в этом задании 3,4,5. Следует пояснить, что первое суждение не относится к какой либо тенденции образования, второе суждение относится к так называемой тенденции гуманитаризации образования, а шестое суждение относится к компьютеризации образовательного процесса.

Задание 7-10 посвящены экономике. 7 задание предлагает выбрать верные варианты суждений о рыночной экономической системе. Правильные суждения под номерами 2,4,5. Первое суждение неверно, так как централизованное планирование экономики относится к командно-административной экономической системе. Третье суждение можно отнести практически к любой экономической системе, так как проблема ограниченности экономических ресурсов - вечная проблема экономики.

Задание 8 схоже по своей структуре с заданием 5, только в экономической плоскости. Правильное соотношение выглядит следующим образом 12121.


9 задание - задание ситуативное, в котором описывается ситуация исходя из которой необходимо дать ответ на заданный вопрос в рамках экономического курса обществознания. Правильные ответы 1,4,6. Все остальные варианты не относятся к источникам финансирования бизнеса.

Задание 10 не требует от выпускника уж особо глубоких экономических познаний. Достаточно лишь элементарных представлений о том, что такое спрос и предложение, а также базовые знания математики, позволяющие правильно прочитать график. Итак, сперва обращаем внимание на то, изменилась линия спроса или предложения. Если изменился спрос, то речь идет о покупательской активности; линия предложения будет свидетельствовать нам об активности продавцов на рынке. В данном случае мы наблюдаем снижение предложения, то есть товара стало меньше на рынке и он упал в цене. Теперь остается выбрать те варианты ответа, которые могли бы поспособствовать такому развитию событий. Правильные ответы: 1,3. Варианты ответов под номерами 2,5 не подходят, так как они влияют на рынок спроса и к рынку предложения не имеют никакого отношения. Вариант 4 привел бы к увеличению цены на товар и следовательно не отражает сложившуюся ситуацию на рынке автомобилей.


Задание 11 посвящено теме социальная сфера в обществознании. Здесь также, как и в большинстве заданий теста, необходимо выбрать верные высказывания. Правильный ответ: 2,3,5.

Остальные задания остались без изменений и их подробный разбор Вы сможете посмотреть в статьях "Особенности обществознания" и "Особенности обществознания (продолжение)" , а также в других соответствующих на нашем сайте.

Опубликованы новые проекты ЕГЭ 2017 года по всем предметам, уже видны новые контуры экзамена 2017. Новое — повторение старого, или нас опять ожидают серьезные изменения? Каким будет ЕГЭ по обществознанию 2017? Мнение эксперта ЕГЭ читаем далее!

Как прошло ЕГЭ 2016 по обществознанию?

Для начала — в штатном режиме! Без скандалов и происшествий, так сказать… Вот мнение о ЕГЭ 2016, например, бывшего министра образования и науки РФ Ливанова:

«Экзамен прошел на высоком организационном и технологическом уровне. Этому способствовали новые технологии, которые используются при проведении экзамена, и повышение ответственности и дисциплинированности организаторов и участников экзамена», – сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора.

Итак, основное о прошедшем ЕГЭ 2016 по обществознанию:


Уроки ЕГЭ 2016 по обществознанию

«В целом средние баллы по всем предметам сопоставимы с итогами прошлого года. Это говорит о стабильности экзамена, о том, что экзаменационные задания по уровню сложности аналогичны прошлым годам. Мы видим небольшой рост высокобалльников и уменьшение тех, кто не преодолел минимальные баллы», – это мнение руководителя Рособрнадзора Кравцова.

Прежде всего, отметим, что экзамен уже третий год проходит действительно честно, утечек материалов экзамена в сеть нет. Для широкой аудитории доступен только один вариант ЕГЭ 2016 года, который по итогам проведения досрочной волны экзамена был опубликован ФИПИ по каждому предмету.

В Европейской части страны ФИПИ «применил» против выпускников 2016 года 4 варианта письменной один из них, как явствует из отзывов сдававших, коллег, экспертов, был откровенно «завальным». Остальные решаемы. Вот с нашим разбором. И к которому также прилагается реальная работа выпускника в письменной части.

Условия экзамена на ЕГЭ 2017 будут ужесточаться. Уже в этом году исчезла в привычном нам виде тестовая часть, теперь это что, конечно, усложняет задачу «попасть» в ответ, что раньше было часто делом случая.

С 2013 года мы наблюдаем стабильное падение среднего балла по России на ЕГЭ по обществознанию:

2013 год — 56,23

2014 год — 55,4

2015 год — 53,3

В этом году, как отметили выше, скорее всего, еще хуже. Могу привести точную актуальную статистику с этим годом по

2014 год — 57,9

2015 год — 60

2016 год — 57,1

И здесь мы видим существенное падение.

Вообще, почти 20% не сдавших, это очень много, это каждый пятый сдававший. Возникает вопрос, почему так происходит? Кто виноват?

Объективно:

  1. Школа не готовит выпускника к ЕГЭ по необязательным предметам, учителя стараются отстраниться и не нести ответственности за его результат.
  2. На уровне федерального министерства и старый министр Ливанов сказал, что «…школу нельзя оценивать по результатам ЕГЭ», и новый Васильева, что «… учителя не должны на уроке в старших классах готовить детей к экзамену». Линия изменилась.
  3. Получается, что результат на ЕГЭ, например, по обществознанию — личное дело каждого выпускника и его родителей.
  4. Фактическая ответственность репетитора — той «палочке-выручалочке», на которую остается надеяться выпускнику, как все понимают, минимальна. Работает он, как правило, без договора, и никакой (по крайней мере юридической) ответственности перед родителями, если что, не несет.

Вот и мнение нового министра образования и науки Л. Васильевой о ЕГЭ.

Субъективно:


Каким будет ЕГЭ 2017?

Согласно уже утвержденному проекту расписания, ЕГЭ 2017 года по обществознанию пройдет в «досрочной волне» 24 марта, а в основном режиме — 5 июня 2017 года. Причем, в этот день пройдет лишь один экзамен, значит, резервный день будет практически не задействован.

Роль экзамена, как основного для поступления на гуманитарные специальности — юриспруденция, политология, журналистика, экономика, конечно, не изменится.

Вот как ее видит руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию Т.Е. Лискова:

То есть, экзамен продолжает позиционироваться, как основополагающий, проверяющий фактическую выпускника 2017 года.

Уже в этом году каждый вариант в тестовой содержал вопрос на знание и, конечно, эта тенденция продолжится. Здесь наблюдалось очень много ошибок со стороны выпускников 2016 года.

Относительно конкретной структуры заданий КИМов, по сравнению осталась без изменений часть 2, и небольшое изменение в части 1, связанное с исключением очень спорного и субъективного для составления и проверки

Вот пример этого спорного задания из реального варианта ЕГЭ 2015:

Время на написание экзамена осталось прежним — максимальным в 3 часа 55 минут (235 минут).

Как готовиться к ЕГЭ 2017 по обществознанию?

Прежде всего, выбрав собственную индивидуальную траекторию подготовки. Взяв за основу — перечень проверяемых тем (он, кстати, по сравнению с 2016 годом не изменился). Выбрав, совместно с учителем, репетитором, основное пособие для подготовки, решать тесты и регулярно проверяя свои знания.

Например, мы приглашаем всех выпускников участвовать в занятиях в группе сайта

Новое на сайте

>

Самое популярное