Морфемы подобны строительному материалу, только из морфем состоят слова. Но с помощью строительного можно создавать и новые здания, а из морфем можно составлять новые слова. Как? Об этом вы узнаете на данном уроке.
Тема: Словообразование. Орфография
Урок: Основные способы образования слов в русском языке
При образовании слов приставочным способом новое слово возникает в результате присоединения приставки к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.
Приставочным способом образуются:
1. имена существительные:
к исходному существительному бабушка прибавляется приставка пра- - получается новое существительное прабабушка ;
2. имена прилагательные:
к исходному прилагательному добрый прибавляется приставка пре- - возникает новое прилагательное предобрый;
3. местоимения:
к исходному местоимению кто прибавляется приставка кое- - получается новое местоимение кое-кто , которое пишется через дефис;
4. глаголы , причем приставка меняет несовершенный вид исходного глагола на совершенный:
5. наречия:
к наречию весело прибавляется приставка не - - получается новое наречие невесело .
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс.
Чаще всего суффиксальным способом образуются:
1. имена существительные
Помощь + суффикс -ник- получается помощник
Камень + суффикс -щик- получается каменщик
Парашют + суффикс -ист- получается парашютист
Учить + суффикс -тель- получается учитель
Храбрый + суффикс -ость- получается храбрость
Строить + суффикс -ени- получается строение
Стол + суффикс -ик- получается столик
2. имена прилагательные
Забота + суффикс -лив- получается заботливый
Весна + суффикс -н- получается весенний
Гусь + суффикс -ин- получается гусиный
Серый + суффикс -еньк- получается серенький
3. наречия, оканчивающиеся на О:
К имени прилагательному медленный прибавляется суффикс -о -, возникает наречие медленно
К имени прилагательному бесшумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие бесшумно
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
К исходному существительному снег под- и суффикс -ник- , возникает новое существительное подснежник
К исходному существительному город одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н- , образуется прилагательное загородный
К исходному глаголу бежать одновременно прибавляются приставка раз- и суффикс -ся , получается новый глагол разбежаться
К исходному прилагательному новый одновременно прибавляются приставка по- и суффикс -ому , возникает наречие по-новому
Наиболее трудным из всех способов образования новых слов в русском языке является бессуффиксный.
Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные.
Берем начальную форму глагола переходить и отсекаем от нее -ть и -и- , получаем образованное бессуффиксным способом отглагольное существительное переход .
Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом.
Бессуффиксным способом также образуются имена существительные от имен прилагательных, в которых отбрасывается окончание.
Берем имя прилагательное далекий и отбрасываем от него окончание -ий , получаем образованное бессуффиксным способом существительное даль .
Тишь, сушь, высь, синь, зелень - эти имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зеленый .
Сложение как еще один способ образования новых слов заключается в соединении в одном слове сразу двух слов.
В результате сложения образуются сложные слова, состоящие из двух корней.
Сложением образованы такие слова, как диван-кровать, драмкружок, пароход.
В русском языке слова могут образовываться путем перехода одной части речи в другую .
Проанализируем два предложения:
1. В город приехало новое лицо .
2. Я люблю все новое .
В первом предложении слово новое отвечает на вопрос КАКОЕ? (лицо какое? новое) и является именем прилагательным.
Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос ЧТО? (люблю что? все новое) и употребляется уже не как прилагательное, а выступает в роли имени существительного.
Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы 2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно 2 , почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского 2 , а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных 2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт (Н. В. Гоголь).
Задания 1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания. 2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня. 3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы. 4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор выделенных слов.
Литература
1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. Изучая словообразование, можно понять средства обогащения языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, все, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.
Понятия производной, непроизводной, производящей основ
Основа слова, от которого образуется новое слово, называется производящей . Основа образованного слова называется производной , и само слово с такой основой называется производным. Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т.е. основа, равная корню), называется непроизводной , само слово также называется непроизводным.
Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик --> домик ), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – производная.
Упражнения
1. Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные:
стенка, пушка, мушка, стирка, лавка, столик, кролик, листок, восток, синий, лисий, синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать, отдать, давать, умыть.
Ответ:
Производные слова: стенка, мушка, стирка, столик, листок, лисий, синеватый, столовый, отдать, давать, умыть .
Непроизводные слова: пушка, лавка, кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать .
2. Подчеркните производящую основу слов: необходимость, переносчик, заявление, приходить, беззаботный, интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
Ответ :
необходим ость, перенос чик, заявл ение, приходи ть, беззабот ный, интересн о, прекращ ение, охотнич ий, подорож ник.
Основные способы словообразования
Приставочный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл., нареч.), при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.
со
+ ученик
|
соученик
|
|
пре
+ больш
ой
|
пребольш
ой
|
|
пере
+ бежа
ть
|
перебежа
ть
|
|
от
+ ныне
|
отныне
|
Суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением суффиксов к производящей основе. Этим способом образуются слова разных частей речи:
Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса:
Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:
Упражнение
1. Даны слова: безработный, бессмыслица, выключатель, высказать, высказывать, высказывание, напевать, написать, переводной, подставить, подставка, подстаканник, попросить, по-старому, соавтор, собеседование, содействовать, соотечественник, сопровождение .
Распределите слова по трем группам по способу образования.
Ответ:
высказать, написать, подставить, попросить, соавтор, содействовать.
выключатель, высказывать, высказывание, переводной, подставка, сопровождение.
безработный, бессмыслица, напевать, подстаканник, по-старому, собеседование, соотечественник.
Приставочный способ:
Суффиксальный способ:
Приставочно-суффиксальный способ:
Постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь --> увлечься, учить --> учиться, сломать --> сломаться ), с помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределенные местоимения и местоименные наречия (кто --> кто-то, чей --> чей-либо, какой --> какой-нибудь, где --> где-то, когда --> когда-либо, как --> как-нибудь ).
Бессуффиксный
способ
словообразования – образование существительных
от глаголов и прилагательных без присоединения
каких-либо суффиксов. Для образования
существительных от глаголов (часто со значением
действия) и от прилагательных (часто со значением
признака), как правило, используется
суффиксальный способ: изучать – изучени
е,
рисовать – рисовани
е, ходить – ходьба
,
белый – белизн
а, темный – темнот
а, слабый
– слабость
. Однако нередко основа
существительных с подобным значением совпадает
с основой глагола или прилагательного (переносить –
перенос, выходить – выход, зеленый – зелень,
сухой – сушь)
. Тем не менее такие
существительные считаются производными от
соответствующих глаголов и прилагательных (а не
наоборот), поскольку значение действия является
первичным для глагола, а признака – для
прилагательного. Иногда от одной основы можно
образовать существительное и суффиксальным, и
бессуффиксным способом: переписать –
переписывание, перепись; синий – синева, синь
.
Способ словообразования, который в школьной
практике принято называть бессуффиксным,
лингвистами обычно рассматривается как
разновидность суффиксального способа, при
котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий)
+ -ев-
--> синева
и син(ий)
+ --> синь
.
Сложение
– образование слов
соединением двух или более основ или слов. Слова,
образованные этим способом, называют сложными.
Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог,
пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего
получается сложносокращенное слово
, или аббревиатура
.
Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное
словосочетание. Этот способ в русском языке
характерен только для существительных. Наиболее
частые случаи – это сложение начальных букв слов
(МГУ, вуз)
, сложение слогов или частей слов
полного названия (продмаг, спецкор)
и
сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета,
главврач, полдыни, пол-арбуза)
.
Сложение основ может сопровождаться
одновременным присоединением суффикса: земледелие,
пятиэтажный
.
Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи. При этом фонетический облик слова остается прежним, но происходят изменения в грамматических свойствах слова, сопровождающие переход в другую часть речи. Примеры: больной (прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная (прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа (дееприч.) --> лежа (наречие), весной (сущ. в форме тв. падежа) --> весной (наречие).
Упражнения
1. Укажите способ образования слов:
Ответ:
Суффиксальный:
столярничать, подружка.
Приставочно-суффиксальный:
предрассветный, собеседник.
Постфиксальный:
подняться, какой-нибудь.
Сложение:
желто-зеленый, водолаз, пятиугольник.
2. Укажите способ образования следующих существительных:
бездорожье, военный, вывих, знание, мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный, продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель, шашлычная, шестиклассница, школьный.
Ответ:
подгруппа, суперобложка.
знание, читатель, школьный.
бездорожье, пришкольный.
вывих, приговор, тишь.
военный, мороженое, шашлычная.
продмаг, теплоход, шестиклассница.
Приставочный:
Суффиксальный:
Приставочно-суффиксальный:
Бессуффиксный:
Переход прил. или прич. в сущ.:
Сложение:
3. Какое слово является производным в данных парах, первое или второе? Какой способ образования производных слов здесь используется?
Зелень – зеленый, вылет – вылетать, вход – входить, вынос – выносить.
Ответ : первое, бессуффиксный;
4. Какой способ использован при образовании слова пригорок ?
Ответ : приставочный, от существительного горка (отмечаем чередование нуль звука /беглая гласная о .)
Другие способы словообразования
Приставочно-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса, например: думать --> вдуматься, шутить --> отшутиться, зевать --> зазеваться .
Суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса, например: гордый --> гордиться, толпа --> толпиться .
Приставочно-суффиксально-постфиксальный способ словообразования – образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки, суффикса и постфикса, например: стрелять --> перестреливаться, говорить --> переговариваться .
Словообразовательный анализ
Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, анализируемое производное слово делится на две части: производящую основу и словообразовательную морфему.
Проведем словообразовательный анализ слов, содержащихся в предложении:
В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .
Обеденный <-- обед
1. Начальная форма – обеденный .
2. Производящее слово – обед . Обеденный – ‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн- .
4. Способ словообразования – суффиксальный.
Перерыв <-- перерыв ать
1. Начальная форма – перерыв .
2. Производящее слово – перерывать . Перерыв – ‘промежуток времени, на который приостанавливается, «перерывается» какое-л. действие’.
4. Способ словообразования – бессуффиксный.
а , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы.
Сотрудники <-- труд иться
1. Начальная форма – сотрудник .
2. Производящее слово – трудиться . Сотрудники – ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и суффикс -ник- .
4. Способ словообразования – приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается гласный и , стоящий в конце глагольной инфинитивной основы, и постфикс -ся .
Поесть <-- е сть
1. Начальная форма – поесть .
2. Производящее слово – есть . Поесть – глагол совершенного вида, парный к глаголу есть .
3. Словообразующая приставка – по- .
4. Способ словообразования – приставочный.
Отправились <-- отправи ть
1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить . Отправиться – ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – -ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.
Мороженое (сущ.) <-- мороженое (прич.)
1. Начальная форма – мороженое .
2. Производящее слово – прич. мороженое в форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую часть речи: причастия в существительное.
Дополнительные сведения о некоторых особенностях русского словообразования
1. Словообразовательные омонимы.
Суффиксы, так же как и слова, могут быть
омонимичными. Например, суффикс -к-
может
образовывать существительные со значением лица
женского пола от названия лица мужского пола (студент
– студентка, москвич – москвичка)
,
уменьшительные существительные (репа – репка,
комната – комнатка)
, отглагольные
существительные со значением действия (стирать
– стирка, установить – установка)
и т.д. Иногда
омонимичные суффиксы добавляются к одной и той
же производящей основе, и тогда получаются два
слова-омонима. Поскольку возникновение таких
омонимов связано со словообразованием, их
называют словообразовательными омонимами
,
например: дождевик
(плащ) и дождевик
(гриб); пожарище
(большой пожар) и пожарище
(место после пожара), топорище
(большой топор)
и топорище
(рукоятка топора). Пожарище
(место) и топорище
(рукоятка) –
существительные среднего рода: страшное
пожарище открылось нашему взору; у топора
удобное топорище
. А существительные с
увеличительным значением топорище
и пожарище
– мужского рода (так же как сапожище, домище
и
т.д.), так как при образовании уменьшительных или
увеличительных существительных род, как правило,
не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав.
Так, слово норка
(зверь) непроизводное, а
слово норка
(маленькая нора) образовано с
помощью уменьшительного суффикса -к-
от слова
нора
.
2. Наложение морфем .
Прилагательное розоватый
образовано от прилагательного розовый
и
обозначает слабую степень проявления этого
признака. Значит, производящая основа розов-
.
Остающийся суффикс -ат-
встречается в
прилагательных, но он имеет значение обладания и
образует прилагательные от существительных (усатый,
бородатый, полосатый)
. А значение слабой
степени проявления признака имеет суффикс -оват-
(ср. красноватый, голубоватый
). По правилу
должно было бы получиться слово розововатый
.
Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов
– ов
. Они совместились друг с другом, и в
результате получилось слово розоватый
. Это
явление называется наложением морфем. Другие
примеры: Смоленск + -ск- --> смоленский
(ср. Суздаль
+ -ск- --> суздальский
), лермонтовед
(ср. пушкиновед
),
чествовать
(ср. приветствовать
).
По орфографическим правилам русского языка в
слове не могут соседствовать три одинаковые
согласные, даже если это и требуется составом
слова. Это частный случай наложения морфем: рас-
+ ссорить --> рассорить, колонн(а) + -н- -->
колонный, Одесса + -ск- --> одесский
.
3. Различие словообразовательного и исторического (этимологического) анализа слова.
В процессе развития языка морфемный
состав слова может измениться: производное
слово, ранее членившееся на морфемы, может
потерять членимость и стать непроизводным. Так,
например, слова льгота, польза
и нельзя
были когда-то однокоренными словами. Но теперь,
после исчезновения из языка слова льга
(льзя),
каждое из этих слов воспринимается как
непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик
.
Это слово пришло к нам из голландского языка:
zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик
не выделялся суффикс, и значение его было ближе к
значению голландского слова. Вот как его
употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая
ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого
хозяина, который стоял в зеленом шалоновом
сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика
над глазами, чтобы рассмотреть получше
подъезжавший экипаж
. С течением времени
произошли изменения не только в значении слова,
но и в его морфемном составе. Теперь мы
воспринимаем последнюю часть слова -ик
как
уменьшительный суффикс и, отбрасывая его,
получаем слово зонт
. Так что с исторической
точки зрения слово зонт
образовано от слова зонтик
.
А словообразовательный анализ современного
русского слова показывает, что слово зонтик
образовано от слова зонт
с помощью
уменьшительного суффикса -ик
(ср. домик,
столик
).
1. Приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать. Важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.
2. Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться.
3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.
4. Безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.).
Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.
5. Сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.
Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.
Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).
Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.
Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).
Обобщение в виде таблицы (к B1)
1. Приставочный | Действует в словообразовании слов всех частей речи, но наиболее продуктивно в глаголах | писать → Вписать, НАписать, ЗАписать, НАДписать, ПЕРЕписать, ПОДписать, Списать. внук → ПРАвнук, общественный → АНТИобщественныЙ модный → СВЕРХмодный всегда → НАвсегда |
2. Суффиксальный | Этот способ действует в образовании всех основных частей речи | желтый→ желтОК, мечтать→ мечтаТЕЛЬ, глаз →глазНой, красный → краснЕТЬ, красивый→ красивО два → двоЕ, белый → белИЗНа |
3. Приставочно-суффиксальный | Этот способ действует в образовании существительных, наречий, некоторых глаголов(-СЯ) | город → ПРИгородНый, звук → ОзвучИТЬ, пятеро → ВпятерОМ, плотный → ВплотнУЮ, свеча → ПОД свечНИК мечтать → РАЗмечтатьСЯ |
4. Бессуффиксный | Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов. | синий → синь входить → вход переходить → переход |
5.Сложение:
-слов или основ - сокращением основ - аббревиатура | Этот способ часто действует в образовании существительных. | Язык , знание – языкознание Физ ическая культура – физкультура М осковский Г осударственный У ниверситет – МГУ |
6. Переход слов одной части речи в другую | Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.) |
Всё для учебы » Русский язык » Способы словообразования слов в русском языке
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya
Как определить слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, за ответ буду оч признательна и получил лучший ответ
Ответ от Ѝлли[гуру]
если от слова отбросить приставку и суффикс (а они в слове образованном прист. -суфф. способом есть обязательно!) то должно получиться какое-нибудь однокоренное слово. НО: нельзя отдельно отбрасывать приставку, и отдельно суффикс, иначе слова не получится. например: подорожник. подорож - такого слова нету. дорожник тоже нету. а если отбросить суффикс и приставку, то получится дорога. => слово образовано прист. -суфф. способом
Ответ от Sailor
[гуру]
< всухомятку) , в-...-((даль < вдаль) , на-...-у (встеча < навстречу) , на-...-(показ < напоказ) , в-...-у (верх < вверху) , в-...-е (начало < вначале) , в-...-и (даль < вдали) , на-...-у (верх < наверху) , с-...-у (бок < сбоку) и другие.
< по-новому, прежний < по-прежнему) , по-...-и (охотничий < по-охотничьи) , из-...-а (давний < издавна) , до-...-а (белый < добела) , с-...-а (новый < снова) , в-...-о (правый < вправо) , на-...-о (белый < набело) , по-...-у (пустой < попусту) , в-...-ую (пустой < впустую) , в-...-и (близкий < вблизи) , с-...-у (молодой < молоду) .
< в-третьих, второй < во-вторых) , в-...-ом/-ем (двое < вдвоем, пятеро < впятером) , в-...-о/-е (десятеро < вдесятеро) , на-...-о/-е (двое < надвое) .
< вскачь) , в-...-ку (догонять < вдогонку). От наречий наречия образуются при помощи по-...-у (долго < подолгу) , по-...-ку (нарочно < понарошку) .
< мимоходом.
Зайди на сайт может еще что-то нароешь.
Ответ от Ѐадич
[гуру]
Многие существительные образованы приставочно - суффиксальным способом.
При образовании таких существительных от других существительных используются следующие сочетания приставки и суффикса: под-...-ник (снег < подснежник), на-...-ник (колено < наколенник), при-...-j (море < приморье), за-...-j (река < заречье), меж-...-j (гора < межгорье), без-...-j (деньги < безденежье), без-...-иц (работа < безработица).
При образовании существительных от прилагательных используются сочетания аффиксов за-...-j (полярный < заполярье), про-...-# (седой < проседь).
Иногда приставочно - суффиксальным способом существительные образуются и от глаголов, например: со-...-(в)ец (служить < сослуживец).
Ответ от хороший человек
[гуру]
если закрыть приставку- бред, если суффикс - тоже бред... например ПРИ ВРАТ НИК
Ответ от Пользователь удален
[гуру]
например,
приобретенный, образовано отглагола обрести с помощью приставки "при " и суффикса " енн"
Ответ от Виталий ляпейко
[активный]
Там должен добавиться суффикс и прист.
Ответ от Пчелка
[активный]
никак
Ответ от Їунаев Алексей
[новичек]
Приставочно-суффиксальный способ наиболее активно используется при образовании наречий от существительных и прилагательных.
При образовании наречия от существительного бывают представлены следующие комбинации приставок и суффиксов: в-...-у (сухомятка < всухомятку) , в-...-((даль < вдаль) , на-...-у (встеча < навстречу) , на-...-(показ < напоказ) , в-...-у (верх < вверху) , в-...-е (начало < вначале) , в-...-и (даль < вдали) , на-...-у (верх < наверху) , с-...-у (бок < сбоку) и другие.
Наибольшее количество комбинаций представлено при образовании наречий от прилагательных. Это следующие сочетания аффиксов: по-...-ому/-ему (новый < по-новому, прежний < по-прежнему) , по-...-и (охотничий < по-охотничьи) , из-...-а (давний < издавна) , до-...-а (белый < добела) , с-...-а (новый < снова) , в-...-о (правый < вправо) , на-...-о (белый < набело) , по-...-у (пустой < попусту) , в-...-ую (пустой < впустую) , в-...-и (близкий < вблизи) , с-...-у (молодой < молоду) .
Наречия могут быть образованы приставочно-суффиксальным способом от числительных, при этом используются следующие приставки и суффиксы: в-/во-...-ых/-их (третий < в-третьих, второй < во-вторых) , в-...-ом/-ем (двое < вдвоем, пятеро < впятером) , в-...-о/-е (десятеро < вдесятеро) , на-...-о/-е (двое < надвое) .
От глаголов наречия образуются аффиксамив-...-((скакать < вскачь) , в-...-ку (догонять < вдогонку). От наречий наречия образуются при помощи по-...-у (долго < подолгу) , по-...-ку (нарочно < понарошку) .
Неаффиксальные способы образования у наречий не представлены.
Смешанные способы представлены незначительно. Так, некоторые наречия образованы сложением с суффиксацией, например: мимо + ходить < мимоходом.
Слова в русском языке образуются самыми разными способами, причем очень часто в этом процессе участвуют специальные морфемы – приставки и суффиксы. Некоторые слова образуются приставочным способом, какие-то суффиксальным, но есть и такие, в которых объединяются оба эти случая. Каким образом с помощью двух морфем можно образовать новую лексическую единицу?
Приставочно-суффиксальный способ образования слов: примеры и особенности
Итак, уже из названия понятно, что при таком способе слово образуется с помощью приставки и суффикса, которые одновременно присоединяются к основе. Вот, например, если взять слово “дар” и добавить к нему приставку без- с суффиксом -н-, то получится существительное “бездарный”. Поскольку при образовании новых слов используются морфемы, приставочно-суффиксальный способ относится к морфемным.
Одним из самых распространенных случаев, когда слово образуется приставочно-суффиксальным способом, является такой, где за основу берется существительное с предлогом, например, от сочетания “под снегом” образуется слово “подснежник”. Бывшие предлоги при этом превращаются в приставки.
Образовать слово приставочно-суффиксальным способом достаточно сложно, ведь для этого необходимо знать, какие особенности отличают все входящие в его состав морфемы.
Что касается значения нового слова, то оно обычно составляется из сочетания значения приставки и основы, суффикс только добавляет к нему определенные оттенки. Обычно таким способом образуются новые существительные, прилагательные и глаголы, а также наречия.
Все наречия, которые по орфографическим правилам пишутся через дефис, образованы как раз таким способом. Вот примеры приставочно-суффиксального способа образования слов этой части речи от имени прилагательного: приставка по + прилагательное взрослый + суффикс ому, в результате получается наречие по-взрослому.
Но не обязательно они должны быть образованы именно от прилагательных – есть ряд таких наречий, образованных от порядковых числительных, например, во-первых, во-вторых и так далее. Они пишутся через дефис, а значит, попадают под общее правило.
Есть сложный случай приставочно-суффиксального способа образования слов, когда суффикс является нулевым, как, например, в слове безногий.Они образуются по тому же принципу, что и слова, где суффикс присутствует физически, такие как безбилетный, бесстрашный и так далее. Также иногда может подразумеваться и суффикс “й”, который можно заметить только при фонетическом разборе – безводье, безлюдье.
Что мы узнали?
Одним из самых сложных способов образования новых слов в русском языке является приставочно суффиксальный, когда к основе прибавляются сразу две морфемы – приставка и суффикс. При этом в некоторых случаях суффикс может быть нулевым, а иногда его можно увидеть только при фонетическом разборе слова. Приставочно-суффиксальным способом чаще всего образуются имена существительные и прилагательные, а также глаголы и наречия. О последний нужно сказать особо, потому что определить, какое наречие точно образовано этим способом, несложно – они пишутся через дефис, причем образовываться могут как от прилагательных, так и от местоимений. Также распространенным вариантом такого способа образования новых слов является вариант, когда есть слово с предлогом, к нему добавляется суффикс – и вот есть новое слово. Значение этого слова обычно представляет собой синтез значения приставки и корня, а суффикс в данном случае может или добавлять к значению какой-то оттенок, или не выполнять смыслообразующую функцию вообще.