Домой Удобрения Мухаррам какой месяц. 10-й день месяца Мухаррам – день Ашура. Как лучше соблюдать пост

Мухаррам какой месяц. 10-й день месяца Мухаррам – день Ашура. Как лучше соблюдать пост

(смысл): «Воистину, Аллах в тот день, когда сотворил небеса и землю, определил число месяцев – двенадцать, согласно Писанию Аллаха . Четыре месяца из них запретные, это – стойкая религия . Так не причиняйте же в эти месяцы вреда сами себе » .

В хадисе сказано: «Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвёртый месяц) Раджаб находится между Джумада аль ахир и Шаабаном » (аль-Бухари).

Аль-Иззу ибн Абд аль-Салам сказал: «Аллах увеличивает вознаграждение за совершённые дела, как, например, вознаграждая в большей степени за пост в Рамадан, нежели за пост во все другие времена, и также в день Ашура, достоинство которого происходит из-за щедрости и доброты Аллаха к Его рабам в этот день… » (книга «Кава’ид аль-Ахкаам»).

Отличие дня Ашура у мусульман

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Пророк ﷺ прибыл в Медину и увидел, что иудеи постились в день Ашура. Он спросил: “Почему вы поститесь?” Они ответили: “Это почётный день, в этот день Аллах спас сынов Изралиевых от их врагов, поэтому Муса (мир ему) постился в этот день” . Он ﷺ сказал: “Мы более достойны Мусы (мир ему), чем вы”. Он постился в тот день и предписал поститься в тот день“ » (имам аль-Бухари).

2. Намерение состоит в том, чтобы добавить другой день к Ашура . Это схоже с запретом поститься отдельно в пятницу , как было упомянуто.

3. Для предостережения, чтобы удостовериться, что пост приходится на десятый день, в случае если существует какая-то ошибка в наблюдении луны в начале Мухаррама и девятый день на самом деле является десятым.

Ибн Хаджар сказал в своём комментарии к хадису “Если я доживу до следующего года, я непременно буду поститься на девятый день”: “Возможно, под постом на девятый день имелось в виду не то, что он ограничит себя тем днём, а то, что он присоединил бы его к десятому, или необходимость отличия мусульман от иудеев и христиан, что более достоверно, как об этом свидетельствуют некоторые хадисы, переданные имамом Муслимом”». (Фатх, № 4/245)

О соблюдении поста лишь в день Ашура

В книге «Тухфат аль-Мухтаадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами говорится: «Нет ничего предосудительного в соблюдении поста лишь в день Ашура » (раздел о желательном посте). Пост в этот день соблюдается, даже если это пятница или суббота.

Нежелательно поститься только в пятницу , если не добавить к пятнице другой день. Человек может соблюдать пост в пятницу , если это совпадает с его привычным постом (например, он постится через день), или он постится выполняя обещание (назр), или он соблюдает пропущенный обязательный пост; то же самое относится и к посту в дни, предписанные Шариатом , как Ашура или Арафа . («Тухфат аль-Мухтаадж»)

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: vectorstock.com

Месяц Мухаррам является первым месяцем года по мусульманскому календарю. Это один из четырёх запретных для войн, кровной мести и тому подобному месяцев. О высокочтимости месяца Мухаррам говорится в Коране и Сунне. Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему. Как мы проведём этот первый месяц года, так и пройдёт весь год. Имам Газали в книге «Ихйа» пишет, что если провести месяц Мухаррам в ибадате, то можно надеяться, что его баракат достанется и остальным месяцам года.

Достоверный хадис, переданный Муслимом, гласит: «После месяца Рамазан самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам ».

В другом хадисе, переданном Табарани, говорится: «Тому, кто постился один день месяца Мухаррам, воздастся как за 30 постов ». Согласно ещё одному хадису, высоко награждаемы посты в четверг, пятницу и в воскресенье месяца Мухаррам.

Имам Навави (да будет доволен им Аллах!) в книге «Заваиду рравза » пишет: «Изо всех высокочтимых месяцев, Мухаррам является лучшим для поста ».

Месяц Мухаррам содержит и священный день Ашура.

Мухаррам – месяц покаяния и поклонения Аллаху, так что не упускайте шанс получить прощение грехов и многократное воздаяние за добродеяния!

День Ашура

10-й день месяца Мухаррам называют днем Ашура (от слова «ашара», что означает «десять»). Месяц Мухаррам, как было сказано выше, является одним из высокочтимых, священных для мусульман месяцев. А самым ценным днём месяца Мухаррам является Ашура.

В день Ашура, а также в предыдущий (9 Мухаррам) или в следующий (11 Мухаррам) дни желательно (суннат) соблюдать пост. Согласно одному из хадисов, пост в день Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяний (садака) в день Ашура Всевышний даст вознаграждение величиной с гору Ухуд.

В день Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран, совершают другие богоугодные дела.

На этот день приходится сотворение Всевышним Небес, Земли, Арша, Курса, ангелов, первого человека – Адама, и благословение ему. (Утверждение, что в этот день созданы Небеса и Земля, может показаться логически бессмысленным, если исходить из того, что небесные тела первичны, а периоды их движения вторичны. На самом деле всё обстоит наоборот – периоды первичны, а небесные тела вторичны ).

Светопреставление (конец света) также наступит в день Ашура.

На день Ашура приходятся также переселение Адама, благословение ему в Раю и принятие от него покаяния после грехопадения. На день Ашура приходится множество счастливых случаев, связанных с пророками.

В этот день корабль Нуха (Ноя), благословение ему, причалил к горе Джуди после Потопа; родился пророк Ибрахим , благословение ему; вознеслись на небо пророки Иса и Идрис, благословение им; спаслись пророки Ибрахим, благословение ему, от огня язычников, Муса , благословение ему, и его последователи - от преследования, и утонул фараон; Юнус , благословение ему, вышел из чрева рыбы; произошло исцеление от болезней Аюба, благословение ему; встретился с сыном Якуб, благословение ему; Сулейман, благословение ему, стал царём; Юсуф, благословение ему, вышел из тюрьмы.

Молитва, читаемая в день Ашура:

Сначала 70 раз читают следующую молитву:

حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ الْنَّصِـيرٌ

Хасбуналлаху ва ни‘маль вакилю ни‘маль мавля ва ни‘ма ннасиру ” (70 раз).

Затем 7 раз читают эту молитву:

بِسْـمِ اللهِ الرَّحْـمَنِ الرَّحِـيمِ

حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِيرٌ

سُبْحَانَ اللهِ مِلْءَ الْـمِيزَانِ وَمُنْتَهىَ الْعِلْمِ وَمَبْلَغَ الرِّضَى وَزِنَةَ الْعَرْشِ لاَ مَلْجَاءَ وَلاَ مَنْجَأَ مِنَ اللهِ إِلاَ إِلَيْهِ سُبْحَانَ الله عَدَدَ الشَّفْعِ وَالْوَتْرِ وَعَدَدَ كَلِمَـاتِ اللهِ التَّامـَّاتِ كُـلِّهَا، أَسْئَلُكَ (نَسْئَلُكَ) السَّلاَمَةَ بِرَحْمَتِكَ يـآ اَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باِللهِ العَليِّ الْعَظِيمِ وَهُوَ حَسْبِى (حَسْبُنَا) وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِـيرُ وَصَلَّى الله عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ خَيْرِ خَلْقِهِ وَعَلىَ آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ

Бисмилляхи ррахмани ррахим.

Хасбуналлаху ва ни‘маль вакилю ни‘маль мавля ва ни‘ма ннасыру.

Субханаллахи мильаль мизани ва мунтахаль ильми ва маблага рриза ва зинаталь ‘арши ля мальджаа валя манджаа миналлахи илля иляйхи субханаллахи адада шшафи валь ватри ва ‘адада калимати лляхи ттаммати куллиха асъалюка (насъалюка) ссалямата бирахматика я архама ррахимина. Валя хавля валя куввата илля билляхиль алиййиль ‘азыми ва хува хасби (хасбуна) ва ни‘маль вакилю ни‘маль мавля ва ни‘ма ннасыру ва салля ллаху ‘аля саййидина Мухаммадин хайри халкихи ва ‘аля алигьи ва сахбихи аджма‘ина.

Перевод:

С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и на том свете – лишь к уверовавшим!

Нам достаточен Аллах, Он – наилучший, на Кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь).

Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) настолько, пока не заполнятся Весы, и по количеству Его знаний, пока не достигнет Его довольства, и сколько весит Арш. Нам не к кому прибегать, не к кому обращаться, кроме как к Нему же. Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) по количеству чётных и нечётных цифр, и по количеству совершенных слов Аллаха. Я (мы) прошу (просим) у Тебя спасения по Милости Твоей, О Милостивейший из милостивых! Нет мощи, чтобы отказаться от плохого и нет силы, чтобы творить добро (ибадат), кроме как от Всевышнего и Великого Аллаха. Он мне (нам) достаточен, Он – наилучший, на кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь) .

Благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду – лучшему из творений, его семье (общине) и всем его сподвижникам!

Число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было в Божьей Книге с того дня, когда Он сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – заповедные.

Этими четырьмя месяцами, согласно достоверным хадисам, являются зулькада, зульхиджа, мухаррам и раджаб. Все корановеды придерживаются данного мнения, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время своего последнего хаджа сказал:

Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых являются заповедными. Три из них – зулькада, зульхиджа и мухаррам – следуют друг за другом, а четвертым является раджаб.

Это не означает, что иные месяцы не имеют священного статуса. Например, рамадан, не входящий в эти четыре месяца, – самый священный месяц в году. Указанные четыре месяца отличаются тем, что их святость признавалась даже мекканскими язычниками.

По своей природе каждый из двенадцати месяцев равен другому, ни один из не обладает некоей врожденной святостью, отличающей его от других. Священный статус дается лишь Аллахом, избирающим определенные промежутки времени для ниспослания Своих благ.

Святость указанных четырех месяцев признавалась еще со времен пророка Ибрахима (мир ему). Поскольку мекканские язычники почитали Ибрахима (мир ему), они соблюдали заповедный статус данных месяцев и, несмотря на частые междоусобицы, считали, что воевать в эти месяцы нельзя.

В религиозном кодексе, который был дан Аллахом пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), священный статус этих месяцев тоже была признан, о чем свидетельствует Коран.

Кроме того, месяц Мухаррам располагает также некоторыми другими особенностями:

1. Пост в мухаррам
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
После рамадана лучшим месяцем для поста является мухаррам.

Хотя пост в данный месяц является не обязательным, а добровольным, за него полагается щедрая награда от Аллаха. Приведенный выше хадис показывает, что пост в данный месяц приносит наибольшую награду по сравнению с другими добровольными постами.

При этом хадис не говорит, что обещанную награду за пост в мухаррам можно получить, только если держать пост весь месяц. Каждый день поста этого месяца приносит награду. Поэтому нужно по максимуму использовать данную возможность.

2. День Ашура
Хотя весь мухаррам является заповедным, 10-й день данного месяца – самый священный из всех его дней. Этот день называют Ашура. Господин Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, как пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) при переселении в Медину увидел, что мединские иудеи постились 10-го мухаррама. Иудеи говорили, что в этот день Муса (Моисей, мир ему) и его последователи пересекли чудесным образом Красное море, а фараон был потоплен в его водах. Услышав это от иудеев, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Мы больше связаны с Мусой, чем вы.
После этого он предписал мусульманам постится в день Ашура. (Абу Дауд. Сунан)

В ряде достоверных хадисов передается, что поначалу пост в день Ашура был обязательным для мусульман. Но впоследствии обязательным стал пост рамадана, а пост в день Ашура перешел в разряд добровольных. Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:

Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) переехал в Медину, он сам постился в день Ашура и предписывал людям поститься в этот день. Но когда стал обязательным пост рамадана, обязанность поста стала ограничена рамаданом, а обязательность поста дня Ашура была отменена. Кто хочет, тот постится в этот день, а кто не хочет, тот пост в этот день не держит. (Абу Дауд. Сунан)

Однако сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился в день Ашура даже после того, как пост рамадана стал обязательным. Абдулла ибн Муса (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост рамадана посту в день Ашура. (Бухари. Сахих; Муслим Сахих)

То есть пост в день Ашура – это сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха), и за его соблюдение полагается немалая награда.

Согласно одному из хадисов, лучше, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. То есть нужно поститься два дня:
– либо 9-го и 10-го мухаррама,
– либо 10-го и 11-го мухаррама.

Причиной этому, как говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) хотел отделить мусульманский способ поста от иудейского. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура.

Некоторые хадисы указывают на еще одну особенность дня Ашура. Согласно данным хадисам, в этот день следует быть щедрее к своей семье, предоставляя им больше еды, чем в другие дни. Данные хадисы, согласно принципам хадисоведения, не отличаются высокой степенью достоверности, но некоторые теологи – такие, как Байхаки и Ибн Хиббан – считали их заслуживающими доверия.

Приведенная выше информация о дне Ашура основана на достоверных источниках. Теперь перейдем к рассмотрению заблуждений.

3. Заблуждения и безосновательные обычаи
О дне Ашура имеются различные поверья. Не основанные на достоверных исламских источниках, они, тем не менее, осели в умах некоторых невежд. Среди таких поверий встречаются, например, следующие:
– в этот день был создан пророк Адам (мир ему);
– в этот день родился пророк Ибрахим (мир ему);
– в этот день Аллах принял раскаяние Адама (мир ему);
– в этот день состоится воскрешение людей;
– кто искупается в день Ашура, никогда не заболеет.

Эти и другие подобные выдумки ни на чем не основаны. Хадисы, на которые при этом ссылаются, не заслуживают никакого доверия.

Некоторые считают сунной приготовить особое блюдо в день Ашура. Этот ритуал тоже никак не основан на достоверных исламских источниках.

Есть люди, связывающие священность дня Ашура со смертью Хусейна (да будет доволен им Аллах), внука пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), во время сражения с сирийской армией. Конечно, гибель господина Хусейна (да будет доволен им Аллах) – один из самых трагичных эпизодов нашей истории. Но священный статус Ашура никак с нею не связан, поскольку данный статус был установлен еще при жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), задолго до рождения Хусейна (да будет доволен им Аллах). Поэтому не день Ашура получил высокий статус из-за гибели Хусейна (да будет доволен им Аллах), а наоборот: это достоинство Хусейна (да будет доволен им Аллах), что его мученическая смерть произошла в день Ашура.

Еще одно заблуждение гласит, будто мухаррам – это дурной или несчастливый месяц, поскольку во время него был убит господин Хусейн (да будет доволен им Аллах). Из-за этого поверья люди не играют свадьбы в месяц мухаррам. Но и это лишь беспочвенное представление, противоречащее ясным учениям Корана и Сунны. Такие суеверия категорически отвергались пророком (мир ему и благословение Аллаха). Если смерть выдающегося человека в конкретный день делала бы этот день несчастливым на все последующие годы, сложно было бы найти в году день, не являющийся несчастливым, ведь каждый день связан с уходом из жизни той или иной выдающейся личности. Коран и Сунна избавили нас от таких суеверий.

4. Стенания и рыдания
Другой ложной практикой, связанной с этим месяцем, являются ритуалы стенаний и рыданий в память мученической смерти господина Хусейна (да будет доволен им Аллах). Как мы уже говорили, случившееся в Кербеле – один из самых трагичных эпизодов нашей истории, но пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил проводить обряды стенаний по смерти кого бы то ни было. В докоранические времена язычники оплакивали усопших громкими рыданиями, разрывая свою одежду и ударяя себя по щекам и груди. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил все это и предписал мусульманам соблюдать терпение и говорить:
– Инна́ лилля́хи ва инна́ иляйхи ра́джи-у́н. («Мы принадлежим Аллаху, и к Нему в конечном счете вернемся»)

На этот счет имеется ряд достоверных хадисов. Здесь мы ограничимся тем, что приведем один из них:

Не относится к нам тот, кто бьет себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена язычества! (Бухари. Сахих)

Все авторитетные правоведы единогласны в том, что рыдания такого рода абсолютно недопустимы. Причем сам господин Хусейн (да будет доволен им Аллах) незадолго до своей кончины говорил своей любимой сестре Зейнаб (да будет доволен ею Аллах), чтобы та не оплакивала его смерть подобным образом:

Сестра, заклинаю тебя, в случае моей смерти не разрывай одежду, не царапай лицо, никого не проклинай из-за меня и не моли о своей смерти.(Ибн Асир. Полная история. – Том 4, стр. 24)

Из наставления Хусейна (да будет доволен им Аллах) следует, что любой вид стенаний осуждается даже тем благословенным человеком, в честь которого эти церемонии проводятся. Каждый мусульманин должен сторониться этих действий и оставаться верным учениям пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его горячо любимого внука Хусейна (да будет доволен им Аллах).

Муфтий Мухаммад Таки Усмани

С именем Аллаха Милостивого и Милосердного!

Вся хвала принадлежит Аллаху, у Которого нет сотоварища, к Которому мы взываем и Которого просим о помощи! Мир и благословения посланнику Аллаха – Мухаммаду – лучшему из творений, любимцу Аллаха и Его пророку!

Помимо обязательного поста в месяце рамадан, есть много других дней, когда пост для мусульманина очень желателен. Одним из месяцев, на желательность поста в котором указал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, является месяц мухаррам, начинающий собой новый год исламского календаря.

Всевышний Аллах сказал:

إن عدة الشهور عند الله اثنا عشر شهراً في كتاب الله يوم خلق السموات والأرض منها أربعةٌ حرم ذلك الدين القيم فلا تظلموا فيهن أنفسكم

Смысл: «Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе » (Сура «Покаяние», аят 36).

Согласно словам посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мухаррам является одним из запретных месяцев Аллаха.

Передается от Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«عَنْ أَبِي بَكْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ الزَّمَانُ قَدْ اسْتَدَارَ كَهَيْئَتِهِ يَوْمَ خَلَقَ اللَّهُ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضَ السَّنَةُ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ثَلاثَةٌ مُتَوَالِيَاتٌ ذُو الْقَعْدَةِ وَذُو الْحِجَّةِ وَالْمُحَرَّمُ وَرَجَبُ مُضَرَ الَّذِي بَيْنَ جُمَادَى وَشَعْبَانَ

«Время приобрело свою форму в тот день, когда Аллах сотворил небеса и Землю. Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых священны. Три из них идут подряд: зу-ль ка’да, зу-ль хиджа, мухаррам, а раджаб мудара находится между месяцами джумада (ас-сания) и ша’бан

Также достоверная сунна указывает на то, что мухаррам – самый лучший месяц для поста, после рамадана.

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаха, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَفْضَلُ الصِّيَامِ بَعْدَ رَمَضَانَ شَهْرُ اللَّهِ الْمُحَرَّمُ وأفضل الصلاة

بعد الفريضة صلاة الليل » رواه مسلم

«Лучшее время для поста после месяца рамадан – месяц Аллаха мухаррам, а лучшая молитва после обязательной – ночная молитва » (Хадис передал Муслим).

Некоторые ученые посчитали, что желательно поститься весь месяц мухаррам, однако не установлено, чтобы Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда-нибудь постился весь месяц целиком. , как говорят ученые, указывает на общую желательность поста в месяц мухаррам, но не на пост в течение всего месяца.

Передается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

ما رأيت رسول الله استكمل صيام شهر قط إلا رمضان، وما رأيته في شهر أكثر صياماً منه في شعبان» متفق عليه»

«Я не видела, чтобы когда-нибудь посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился весь месяц целиком, кроме рамадана. Я также не видела, чтобы он постился в другие месяцы больше, чем в месяц ша’бан » (Хадис передали Аль-Бухари и Муслим).

Этот хадис указывает на то, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не постился ни в один из месяцев целиком, кроме рамадана. Следовательно, вышеприведенный хадис не указывает на желательность поста в мухаррам целиком.

Также одним из отличительных достоинств месяца мухаррам является день ‘Ашура, приходящийся на десятое число. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, особенно выделял этот день постом. Пост в этот день был связан с тем, что Аллах спас пророка Мусу , мир ему, и его народ от Фараона. Тем самым пост означал благодарность Аллаху за спасение пророка Мусы, мир ему, и его народа.

Передается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:

عن ابن عباس رضي الله تعالى عنهما قال: «قدم النبي صلى الله عليه وسلم المدينة فرأى اليهود تصوم يوم عاشوراء فقال: ما هذا؟ قالوا: هذا يوم صالح هذا يوم نجى الله بني إسرائيل من عدوهم فصامه موسى، قال: فأنا أحق بموسى منكم فصامه صلى الله عليه وسلم وأمر بصيامه

«Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прибыл в Медину, он увидел, что иудеи постятся в день ‘Ашура. Он спросил их: «Что это за день, в который мы поститесь?» Они ответили: «Это великий день, день в который Аллах спас сыновей Исраиля от их врага, и Муса постился в этот день». Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я имею больше прав на Мусу, чем вы». Он постился в этот день и повелел поститься другим » (Хадис передали Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, Ан-Насаи).

Чтобы отличиться от иудеев, желательно поститься не только в день ‘Ашура, но и за день до него или после него.

Передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

لئن بقيت إلى قابل لأصومن التاسع» رواه مسلم»

«Если я останусь в живых до следующего года, то непременно буду поститься и в девятый день » (Хадис передал Муслим).

Шейху-ль Ислям Ибн Таймия , по помилует его Аллах, сказал (в «Маджу’ аль-фатава»), что он хотел сделать это, чтобы отличиться от иудеев.

Ученые сказали, что самым предпочтительным будет пост в 9, 10 и 11 дни месяца мухаррам. Далее по предпочтительности следует пост в 9 и 10 дни. А для совершения сунны будет достаточно соблюдать пост лишь в десятый день – день Ашура.

Пост в день ‘Ашура является очень желательным, во-первых, потому что посланник Аллаха , мир ему и благословение Аллаха, постился в этот день, а во-вторых, потому что искренний пост в этот день смывает грехи, совершенные в предыдущий год.

От Абу Катады, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

فعَنْ أَبِي قَتَادَةَ رضي الله عنه ، قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: «صِيَامُ يَوْمِ عَاشُورَاءَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِي قَبْلَهُ». صحيح مسلم

«Я надеюсь, что из-за поста в день ‘Ашура Аллах простит грехи, совершенные в предыдущий год » (Хадис передал Муслим).

Также передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, повелел возвестить людям:

«عن سلمة بن الأكوع رضي اللَّه عنه ، أن رسول اللَّه صلى الله عليه وسلم أمر رجلاً من أسلم: «أن أذِّن في الناس: من كان أكل فليصم بقية يومه، ومن لم يكن أكل فليصم، فإن اليوم عاشوراء

«Тот, кто поел, пусть постится остаток дня, а тот, кто не ел, пусть также постится. Поистине, сегодня день ‘Ашура » (Хадис передали Аль-Бухари, Муслим, Ад-Дарими).

Есть и другие хадисы, указывающие на желательность поста в месяц мухаррам в общем и день Ашура в частности. Все они говорят о том, что мусульманину не стоит оставлять эти дни без поклонения Аллаху, выражающемуся в посте. Это великая милость Аллаха для нас, которая может стать причиной прощения наших грехов и спасения в День Суда , поэтому нужно стараться не упустить эту возможность. Да поможет нам Аллах!

Вся хвала принадлежит Аллаху, мир ему и благословение посланнику Аллаха!

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Достоинства и правила месяца Аллаха - Мухаррам.
Хвала Аллаху - Господу Миров, благословения и приветствия самому почтенному из пророков и посланников - нашему Пророку Мухаммаду, его семейству и сподвижникам. И всем, кто последовал за ними в благом до Дня суда.
А затем...
Воистину, милость Всевышнего Аллаха для Его рабов в том, что Он сменяет одни сезоны добра и милосердия другими, дабы сполна наградить рабов Своих и приумножить им милость Свою. Только что завершился сезон великого хаджа, как уже следует за ним священный месяц, месяц Аллаха - Мухаррам. Следует знать его достоинства и правила.

Превознесение месяца Аллаха - Мухаррам.
Всевышний Аллах сказал: "Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать в Скрижали Аллаха со дня, как сотворил Он Небеса и Землю. Из них четыре запретные, и это вера истинная, и не чините зла себе в эти месяцы...". Сура "Ат-Тауба" - "Покаяние", 36 аят. От Абу Бакрата (да будет доволен им Аллах) приводится, что Пророк (да будет доволен им Аллах) сказал в своей проповеди во время хаджа: "Время идёт согласно своему порядку с того дня, как Аллах сотворил Небеса и Землю. В году - двенадцать месяцев, из них четыре запретные, три подряд: Зулька"да, Зульхиджа и Мухаррам, Раджаб Мудар между Джумада и Ша"бан".
Аль-Куртуби сказал: "Всевышний Аллах, возвеличивая запретные месяцы, специально назвал их и запретил грешить в эти месяцы, хотя грешить запрещено всегда, как сказал Всевышний Аллах: "... нельзя иметь близость, нельзя грешить и нельзя препираться на хадже" . Сура "Аль-Бакара" - "Корова", 197 аят . Исходя из этого, большинство муфассиров говорит: "... и не чините зла себе в эти месяцы..." то есть: "в четыре запретных месяца". Приводит Хаммад бин Саляма от Али бин Зайд, от Юсуфа бин Махран, что Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал: "... не чините зла себе в эти месяцы...", то есть все двенадцать месяцев".

Достоинство месяца Аллаха - Мухаррам.
Ибн Раджаб сказал: "Среди учёных существуют разные мнения по поводу того, какой из запретных месяцев лучше? Аль-Хасан и другие сказали: "Самый наилучший из них - запретный месяц Аллаха, Мухаррам". Это предпочтительное мнение части позднейших учёных. Передаёт Вахб бин Джарир от Курры бин Халида, что Аль-Хасан сказал: "Воистину, Аллах начинает год с запретного месяца и завершает его запретным месяцем. Нет месяца в году более величественного перед Аллахом после Рамадана, чем Мухаррам, и назван он "глухим" месяцем Аллаха по причине степени его запретности". Приводит Ан-Насаи слова Абу Зарра (да будет доволен им Аллах): "Я спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Какая ночь самая лучшая и какой месяц самый лучший?" Он ответил: "Лучшая ночь - середина ночи, и наилучший месяц - месяц Аллаха, который называете вы Мухаррам". Эти слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) означают: лучший месяц после Рамадана». Одно из свидетельств, указывающих на достоинство Мухаррама, приводится Муслимом от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Наилучший пост после поста Рамадана - пост месяца Аллаха, Мухаррама, а наилучшая молитва после предписанной - молитва ночью" . Ибн Касим сказал: "Самый лучший месяц для дополнительного поклонения после месяца Рамадан - месяц Аллаха, Мухаррам. Потому что дополнительное поклонение некоторых дней лучше дней Мухаррама, например, день Арафа и десятый день месяца Зульхиджа. Самая лучшая молитва после предписанной - ночная дополнительная молитва".
Ан-Навави сказал: "Если спросят: "В хадисе сказано, что наилучший пост после поста Рамадана - пост Мухаррама. Тогда почему большинство дополнительного поста в Ша"бане, а не в Мухарраме?" Ответ: "Возможно он узнал о достоинствах Мухаррама в конце своей жизни, так и не успев поститься в этот месяц, или у него были другие причины, по которым он не мог много поститься в этот месяц, например: путешествие, болезнь или что-то другое".
Ибн Раджаб сказал: "Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал Мухаррам месяцем Аллаха и это указывает на почётный статус и достоинство этого месяца, ибо Всевышний Аллах называет Своим и соединяет с именем Своим только самое достойное из творений Своих. Подобно тому, как Он назвал рабами Своими Мухаммада, Ибрахима, Исхака, Якуба и других пророков, или как Его Дом, Его верблюдица. Если Всевышний Аллах выделил этот месяц среди других месяцев, следует выделить его поклонением, принадлежащем только Всевышнему Аллаху - постом."
Указывается также другая причина, почему этот месяц назван месяцем Аллаха. В этом указание на то, что запретным его объявил сам Всевышний Аллах, и никто не вправе его менять, как это делали арабы до ислама. Они объявляли его дозволенным, а запретным вместо него объявляли Сафар.
В этом месяце есть день, в котором произошло величайшее событие, победа добра над злом, победа истины над ложью. В этот великий день Всевышний Аллах спас Мусу (мир ему) и его народ, утопил фараона и его войско. Поэтому у этого дня есть великое достоинство и огромная степень с древнейших времён.
Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) поведал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прибыв в Медину и увидев, что иудеи постятся день Ашура, обратился к ним: "Что это за день, в который вы поститесь?" Они ответили: "Это великий день, в который спас Аллах Мусу и народ его, утопил фараона и народ его. Муса постился этот день в знак благодарности Аллаху, и мы тоже постимся в этот день". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Мы более достойны этого и ближе к Мусе, чем вы". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сам постился и велел другим поститься в этот день. Приводит Аль-Бухари и Муслим, Ахмад приводит этот хадис от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), добавляя: "В этот день ковчег остановился на Аль-Джуди, и Нух постился в этот день в благодарность Аллаху".

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я не видел, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стремился поститься и ставить пост других дней над этим днём - днём Ашура и этим месяцем, то есть над месяцем Рамадан". Приводится Аль-Бухари и Муслимом.

Ибн Раджаб сказал: "Из этого следует, что день Ашура - наилучший из дней для поста после Рамадана, но Ибн Аббас приводит только своё мнение, не опровергая мнения других. Приводит Муслим хадис от Абу Катада, что пост Ашуры - искупление одного года, а пост дня Арафа - искупление двух лет и становится ясно, что пост дня Арафа лучше поста дня Ашура. Сказано, что мудрость этого в том, что день Ашура является днём Мусы (мир ему), а день Арафа - день Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и поэтому он лучше".

Ар-Раби" бинт Муаввиз бин Афра сказала: "Отправил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) утром дня Ашура послание в деревни ансаров, находившихся вокруг Медины: "Кто намерился поститься, пусть держит свой пост, а кто поел, пусть не ест остаток дня". После этого мы постились сами и приучали к посту наших малолетних детей. Мы шли в мечеть и изготавливали для них игрушки из окрашенной шерсти. Если один из них плакал, желая есть, то мы давали ему эту игрушку, пока не наступало время разговления" . Приводит Аль-Бухари и Муслим.

Достоинства дня Ашура.

У дня Ашура великое достоинство и степень с древнейших времён. По этой причине постился в этот день Муса (мир ему), а равно как и все из числа обладателей Писания, и даже курайшиты соблюдали пост этого дня до ислама.

Приводится несколько хадисов о достоинстве дня Ашура и о достоинстве поста в день Ашура.

Приводится в сборнике "Сахих" Муслима от Абу Катада, что один человек спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о посте в день Ашура и тот ответил: "Воистину, я надеюсь на Аллаха, что этот пост искупит грехи прошлого года" . Муслим 1976. Это для нас великая милость Аллаха, что за пост одного дня простятся грехи целого года.

Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) сказал: "Я не видел, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стремился поститься и ставить пост других дней над этим днём - днём Ашура и этим месяцем - над месяцем Рамадан". Аль-Бухари 1867.

Как следует поститься в день Ашура?

1. Поститься девятый и десятый дни Мухаррама. Этот пост считается наилучшим согласно хадису Муслима, приведённому от Абу Катада, в котором говорится, что один человек спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о посте в день Ашура и он ответил : В хадисе, приводимом Муслимом от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Если доживу я до следующего года, воистину, буду поститься девятый и десятый дни".

О мудрости поста девятого дня имам Ан-Навави приводит несколько мнений учёных:

1) не следует уподобляться иудеям, постящимся только десятый день;

2) поститься только в пятницу нельзя, предписывается поститься ещё один день с пятницей (также и с днём Ашура);

3) не забывайте об опасности того, что месяц может быть не полным (29 дней или 30 дней), и тогда девятый день на самом деле может оказаться десятым.

2. Пост десятого и одиннадцатого дней. Согласно хадису Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не уподобляйтесь иудеям, поститесь один день до него или один день после него". Приводит Ахмад и Ибн Хузейма.

3. Пост девятого, десятого и одиннадцатого дней. Согласно хадису Ибн Аббаса: "Поститесь один день до него и один день после него".

4. Пост только десятого дня согласно хадису Муслима, приведённому от Абу Катада об одном человеке, спросившем Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о посте в день Ашура и тот ответил: "Воистину, я надеюсь на Аллаха, что этот пост искупит грехи прошлого года".

Дамир-хазрат Нафиков

Новое на сайте

>

Самое популярное