Вариант 8
Часть «1»
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
(1)Расцвету фламандской живописи способствовало такое важнейшее техническое нововведение, как масляные краски. (2)Растёртые с растительным маслом пигменты значительно превосходили по яркости преобладавшую тогда в живописи темперу, основой которой служил быстросохнущий яичный желток. (3)<...>писать темперой надо было быстро, не вдаваясь в мелкие детали, то масляные краски можно было накладывать слой за слоем, добиваясь удивительных живописных эффектов.
1 . Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Масляные краски значительно превосходили по яркости преобладавшую в Средние века темперу.
2) Расцвету фламандской живописи способствовало появление масляных красок, которые не сохли так быстро, как темпера, и превосходили её по яркости, что позволяло наносить их слоями, добиваясь удивительных живописных эффектов.
3) Появление масляных красок, сохнущих не так быстро, как темпера, и превосходящих её по яркости, позволило наносить краски на холст слоями, добиваясь удивительных живописных эффектов, а это, в свою очередь, способствовало расцвету фламандской живописи.
4) Растёртые с растительным маслом пигменты масляных красок, основой которых служил быстросохнущий яичный желток, превосходили по яркости преобладавшую тогда темперу.
5)Если писать темперой, основой которой служил быстросохнущий яичный желток, надо было быстро, не вдаваясь в мелкие детали, то масляные краски можно было накладывать по-другому.
2. Какое слово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово.
Вопреки этому Хотя Поэтому Несмотря на это И если
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОСНОВА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОСНОмВА, - ы, жен.
1. Опорная часть предмета; остов. Железобетонная о. конструкции.
2. Источник, главное, на чём строится что-н., что является сущностью чего-н. Экономическая о. общества.
3. мн. Исходные, главные положения чего-н. Основы экономических знаний. Основы нравственности.
4. Продольные нити ткани, переплетающиеся с утком (спец.).
5. В грамматике: вся часть слова до окончания. Непроизводная о. (равная корню). Производная о. (корень вместе с суффиксами).
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
перелилА обОдрен сОгнутый дОнизу создАв
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
На курортном побережье весь месяц стоит НЕСТЕРПИМАЯ жара.
Юные участники фестиваля создали проекты-представления в документальном и ДРАМАТИЧНОМ жанрах.
Учёные воплотили в жизнь одну из моделей Леонардо да Винчи: МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ летающий робот-муха был представлен на конгрессе в Италии.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
страховые полиса сильнее попить воды мы не лжём
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. |
||||||||||||
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. выч..сление в..рмишель зам..реть пол..жение оп..раясь 9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. пр..неприятный, пр..обладать; неп..правимый, з..брошенный; бе..жизненный, не..держанный; меж..языковой, фамил..ярный; вз..мать, воз..меть, 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. удоста..вать отво..вав локт..вой угр..ватый дешев..нький 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю. не сто..т беспоко..щийся мол..щий кол..тся чист..щий |
||||||||||||
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Он вышел, (не)смотря на нас.
Ответ далеко (не)всегда следовал прямой и скорый.
(Не)спавшего уже несколько ночей, Алешу клонило ко сну.
Все знали, что она (не)виновна.
Все чаще шли обложные дожди, (не)прекращающиеся иной раз целые сутки.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО)НАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления, но (В)СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.
(ПО)НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (В)ПОСЛЕДСТВИИ читатели оценили его произведение по достоинству.
Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.
Мысль о (ЗА)ГРАНИЦЕ, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут приводит Обломова, (В)ОТЛИЧИЕ от его друга Андрея Штольца, в состояние, близкое к паническому.
Мы (ПО)НЕМНОГУ продвигались вперед и ТАК(ЖЕ), как и прежде, не уставали удивляться красоте природы.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Мы видели только вспене(1)ые гребни разъярё(2)ых волн и слышали крики встревоже(3)ых птиц, беше(4)о проносившихся над морем.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Яркая молния передёрнула небо и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
5) Античность в Греции предстала перед В. А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.
Прощай (1) немытая (2) Россия(3)
Страна рабов, страна господ,
И вы (4) мундиры (5) голубые (6)
И ты, им преданный народ.
Быть может (7) за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
()
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я очень люблю весну (1) и (2) когда проступает молодая зелень (3) спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы.
(1)"Я лучше, я умнее всех". (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (З)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти (пусть самой что ни на есть скромной), станет только вредить делу. (б)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он "не работает" на его, начальника, авторитет.
(9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё "я". (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, — вопрос черезвычайно важный.
(13)Поэт сказал: "Мы все немножко подпираем небосвод". (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё.
(15)И ещё верные слова: "Каждый человек стоит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие".
(16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно - лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу".
(17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё "я". (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.
(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк - сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя.
(25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: "Сострат, сын Дексифана из Книда, - богам-спасителям ради мореходов". (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: "Птолемей Филадельф".
(29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (ЗЗ)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое "я", которое таит в себе силы титанические. (35)То самое "я", которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в "мы", в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.
(По кову*)
* Марлен Сергеевич Крюков (1931-1997 гг.) - русский писатель, журналист.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Истина теряется в веках, и установить её не представляется возможным.
2) Каждый человек, по мысли Л. Толстого, лицо историческое, потому что он несёт ответственность за судьбу всего мира.
3) Александрийский маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа.
4) Человек, ощущающий себя умнее всех, оказавшись у власти, может нанести вред делу.
5) Каждый человек способен понять и признать, что из-за ложно раздутого чувства собственного достоинства он иногда делает опрометчивые шаги, совершает ошибки.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Предложения 1−8 содержат рассуждение.
2) В предложениях 17−20 представлено повествование.
3) Предложения 21−24 включают элемент описания.
4) В предложениях 27−28 перечислены последовательные действия персонажа.
5) В предложении 22 содержится повествование.
22. Из предложения 8 выпишите глаголы, употреблённые в переносном значении. Выписывайте слова в той форме, что стоят в предложении.
23. Среди предложений 26−29 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.
24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Приём — (А)_____ (предложения 25—27) − и синтаксическое средство выразительности — (Б)_____ (в предложении 20) автор использует для того, чтобы привлечь читателя к обсуждению важных вопросов. Лексическое средство — (В)_____ («моральные ценности» в предложении 12, «общественное признание» в предложении 36) и приём — (Г)_____ (предложения 13, 15) — задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем».
Список терминов:
1) метафора
2) индивидуально-авторские слова
3) эпитеты
4) общественно-политическая лексика
5) вводное слово
6) вопросно-ответная форма изложения
7) цитирование
8) диалектизм
9) ряды однородных членов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Возможно, это обратная сторона гениальности, но многие авторы, чьими книгами зачитывается весь мир, в жизни отличались удивительной эксцентричностью [фото]
Фото: РИА Новости
В этот день ровно 106 лет назад из своего дома в Ясной Поляне тайно ушел 82-летний Лев Толстой . Ни сейчас, ни тогда многие не понимали этого решения великого писателя. Считали его «странным». Но если покопаться в биографиях, то большинство гениев имели свои странности! Возможно, это и есть обратная сторона гениальности? Пользуясь случаем, мы решили рассказать о десяти замечательных писателях, удивлявших современников своими причудами.
1) Фридрих Шиллер
Немецкого поэта и философа вдохновляли… гнилые яблоки. Обычно ими был набит ящик письменного стола в кабинете Шиллера . О странности автора «Писем об эстетическом воспитании человека» мы бы, может, и не узнали, если бы не болтливость его лучшего друга – Иоганна Гёте.
На фоне гнилых яблок менее пугающими кажутся другие привычки Шиллера. Так, современники писателя рассказывали, что он завешивал кабинет красными шторами. А также погружал ноги в ледяную воду во время письма. Это его «бодрило».
Кстати, не все знают, что именно шиллеровская «Ода к радости» стала основой гимна ЕС .
2) Иоганн Гёте
Впрочем, зря Гёте так взбудоражено всем рассказывал о гнилых яблоках в кабинете Шиллера . Сам он тоже отличался «бзиками». Известно, что автор «Фауста » работал только в закрытых помещениях, куда не должен был проникать свежий воздух. Поэт маниакально боялся сквозняков! И, видимо, не зря. Так как умер Иоганн Гёте именно от простуды. А последними словами знаменитого мыслителя была фраза «Пожалуйста, закройте окно!».
А еще многие биографы отмечают, что Гёте ненавидел лай собак, запах чеснока и людей в очках.
3) Оноре де Бальзак
О мании этого французского писателя многие наслышаны. Бальзак жизни не мыслил без кофе! И ладно бы речь шла о чашечке ароматного напитка во время завтрака… Но нет, писатель выпивал в день до 50 порций кофе без молока и сахара . Подсчитано, что за время написания «Человеческой комедии» он выпил порядка 15 тысяч чашек крепкого кофе.
«Кофе превращает прекраснейшие стенки желудка в подстёгиваемую скаковую лошадь; они воспаляются; искры пронизывают всё тело, вплоть до мозга. С этого момента всё становится волнительным. Идеи приходят в движение и начинают маршировать как батальоны великой армии на великой войне», - писал о кофе Бальзак. Благодаря этому напитку он мог писать по 48 часов. Без остановки!
Но в какой-то момент обычный кофе перестал тонизировать писателя. Тогда он стал жевать кофейные зерна. Однако и они скоро перестали действовать на Бальзака возбуждающе. Еще одна известная странность писателя – он любил писать, держа босые ноги на холодном полу. Но именно кофеманией француз подорвал себе здоровье. Одна из версий его смерти в 51 год – отравление кофе, другая – не выдержало сердце.
4) Лев Толстой
«Чудной барин» Лев Николаевич Толстой любил самостоятельно пахать, косить траву, колоть дрова. Однако это не только из-за любви к простой крестьянской жизни или религиозных идей графа. Биографы говорят, что без физического труда писатель становился к ночи раздражительным, а затем долго не мог заснуть. Вот и двигался – много, с удовольствием. Во многом благодаря этому граф до последних дней сохранял удивительную бодрость.
Кроме того, он любил шить сапоги «на подарки». Раздаривал их всем – знакомым, друзьям, родственникам. Его зять Михаил Сухотин (предводитель дворянства, между прочим) писал в своих мемуарах, что бережно хранил этот сувенир от тестя на одной полке с «Войной и миром».
5) Чарльз Диккенс
Этот английский писатель – настоящий кладезь всевозможных странностей. Во-первых, у него были галлюцинации – Диккенс «общался» с героями своих произведений. И если те начинали ему надоедать, угрожал, что больше о них не напишет ни строчки. Автор одной из монографий об авторе «Оливера Твиста» – парапсихолог Нандор Фодор – считает, что только творческий характер этих галлюцинаций удерживает от того, чтобы поставить Диккенсу диагноз «шизофрения».
Кроме того, писатель был замечен в любви проводить много времени в моргах. Он называл это «притягательностью отвратительного». А еще известно о том, что в 1858 году Диккенсу от «переутомления» прописали специальную диету. Особое место в ней занимала необходимость ежедневно в 15.00 выпивать 0,5 л игристого вина.
6) Марк Твен
Настоящее имя писателя, известного нам, как Марк Твен - Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Псевдоним он взял из терминов речной навигации (mark twain – метка двойка). Но это еще не странности.
Действительно удивляло современников Клеменса количество выкуриваемого им табака (до 40 сигар ежедневно). Те, кому доводилось побывать у него в кабинете, рассказывали, что из-за дыма почти ничего не могли различить. Кстати, именно автору «Приключений Гекльберри Финна» принадлежит знаменитая фраза: «Нет ничего проще, чем бросить курить. Уж я-то знаю, я проделывал это тысячу раз».
Но даже эта странность меркнет перед другой – Марк Твен обожал кошек. Он говорил: «Если бы можно было скрестить человека с котом, человеческая порода от этого только выиграла бы, а вот кошачья - явно бы ухудшилась». Кошки в его доме всегда водились десятками. По воспоминаниям близких, когда писатель злился, он даже фырчал по-кошачьи.
7) Александр Пушкин
На фоне «бзиков» других писателей странность «солнца русской поэзии» выглядит очень невинной. Он обожал лимонад! Именно лимонад, а не кофе Александр Сергеевич просил приносить ему, когда проводил ночи за письмом. Этот напиток бодрил его лучше других.
«Бывало, как ночью писать, сейчас ему лимонад на ночь и ставишь», – говорится в воспоминаниях камердинера поэта Никифора Федорова .
А еще друг величайшего гения Александр Вельтман писал, что в период бессарабской ссылки Пушкин любил стрелять из пистолета в стену. И делал он это, лежа голым на постели. Ну что, депрессия была у человека!
8) Ги де Мопассан
Французский писатель терпеть не мог Эйфелеву башню. Ну вот страшно она его раздражала – автор «Милого друга» заявлял, что башня уродует Париж . При этом обедать он предпочитал именно в ресторане Эйфелевой башни. Объясняя это тем, что тут единственное место во французской столице, откуда эту самую башню не видно.
Но разве стоит удивляться этой странности писателя, учитывая, что несколько его произведений начинаются словами «Меня привлекают сумасшедшие…»
9) Джордж Гордон Байрон
Английский поэт-романтик был не так уж и романтичен… Его любвеобильность еще при жизни стала легендой. Считается, что за год, проведенный в Венеции , он успел осчастливить 250 дам. Более того, часто можно прочесть, что Байрон даже хранил коллекцию волос с интимных мест своих многочисленных женщин (уж простите за такую пикантную подробность). Однако тут можно усомниться – никаких подтверждений тому нет, хотя эту информацию в Сети выдают сотни сайтов как на русском, так и на английском языках.
Зато о другой особенности Лорда Байрона известно доподлинно – из свидетельств современников. Поэт страшно раздражался при виде… обычной солонки с солью!
10) Николай Гоголь
Несмотря на славу чудака, Николай Васильевич не был подвержен никаким психическим расстройствам. Это подтвердили многочисленные посмертные исследования специалистов. Но все же странностей у него было – хоть отбавляй. Во-первых, он был знатным обжорой. Современников пугала его манера есть – жадно поглощая пищу, писатель наклонялся к тарелке так близко, что его волосы почти всегда ложились по краям блюда. В его карманах все время были сладости – конфеты, бублики, сахар. Он постоянно что-то жевал. Кроме того, многих удивляла его страсть к кулинарии. В частности, писатель обожал готовить макароны. Делал он это мастерски – специально научился, живя в Риме . Но злая ирония судьбы – умер Гоголь от истощения, до которого довел себя голодовкой во время поста.
Также известно, что автор «Мертвых душ» очень боялся грозы, был нелюдим, любил самостоятельно перешивать себе одежду. Также Николай Васильевич страдал боязнью быть похороненным заживо. Тафефобия была вызвана тем, что однажды в приступе малярии писатель окоченел и его чуть не приняли за мертвого. После этого у Гоголя были проблемы со сном – засыпать он предпочитал сидя. Более того, он завещал похоронить его только, когда на теле появятся очевидные признаки разложения.
Кроме того, известно, что классик русской литературы никогда не имел отношений с женщинами. Но и связей с мужчинами у него не было. Целомудрие было его осознанным выбором. При этом человек - загадка любил огорошить собеседников неприличными анекдотами и похабными фразами. Странный? Странный. И все же гений!
Сергей Довлатов - известный российский и американский писатель XX начала XXI века. Недавно удостоился памятника в культурной столице нашей родины. И это однозначно заслуженно. Его книгами зачитываются во всем мире, рассказы ставят в пример, а записки растаскивают на цитаты. Сергей Довлатов полон тонкого юмора, сарказма и иронии. Он мог увидеть человека изнутри, поэтому его портреты получились такими реалистичными.
Он прожил короткую, но яркую жизнь (умер в 48 лет). За это время он смог влюбить в себя огромное число читателей. Его произведения начали издаваться в России незадолго до его смерти, но в США он выпустил большое количество сборников. Многие цитаты стали культовыми и используются по сей день.
Предлагаем вспомнить 10 лучших книг Сергея Довлатова: список самых известных произведений с неповторимым юмором и потрясающим стилем писателя.
10. Записные книжки
Этот сборник включает в себя две книги, первая выпускалась уже несколько раз, а вторая была издана незадолго до смерти Довлатова.
“Записные книжки ” это не полноценное произведение и даже не маленькие рассказы, это заметки автора, которые он делал для себя и которые были любопытны ему. Иногда это всего пару строк, а иногда целый абзац. В любом случае, интересно погрузиться в мысли автора и понять, что было близко для него.
Часто встречаются диалоги или описание людей того времени. Каждая записка будто рассказ лучшего друга за чашкой чая, кажется можно услышать его смех и почувствовать искреннее дружелюбие. Отличный вариант чтобы познакомился поближе с культурой той эпохи. Наверно, эти книжки можно сравнить с современным , где каждый делится своей короткой мыслью.
9. Блеск и нищета русской литературы
Это настоящий учебник, который читается легко и запойно. И даже если вы закончили хорошую школу, с замечательными преподавателями литературы, вам стоит почитать “Блеск и нищета русской литературы
”. Довлатов рассказывает о многих знаменитых и не очень известных писателях и как всегда в своей неподражаемой манере речи - литературно о литературе.
В книге много личного, язвительного и юморного. Вы прочитаете о и , Кафке и . Узнаете их с новой стороны, как они выглядели в повседневной жизни.
8. Ремесло
Ещё одна биографическая книга автора. В каждой строчке он сам - колкая правда, едкий юмор и острый ум. С первых страниц можно погрузиться в то время, но к концу произведения кажется, что мир не меняется. На высоких постах все те же люди, а человеческая натура остается непоколебимой.
История повторяется и если кому-то не хочется разбить лоб о привычные для всех грабли, то книга “Ремесло
” станет отличным пособием для жизни.
7. Жизнь коротка
Книга категории 18+ и содержит нецензурную брань, впрочем, как и большая часть произведений этого автора. Но в этом весь Довлатов, именно с таким настроем нужно относиться к жизни, чтобы выжить. Его интеллектуальные шутки можно читать бесконечное число раз.
Рассказы из сборника “Жизнь коротка
” давно растащили на цитаты. Писатель очень правдив, поэтому и портреты получились не приторные, а честные. Отличный сборник, чтобы начать знакомство с писателем.
6. Филиал
Эта книга относится к серии, написанной за границей. Именно они получились невероятно положительными и особенными. Автор окунает нас в мир, который смешивает реальность и фантазии в одном флаконе.
“Филиал
” привлекает своим языком и формой речи, произведения стали популярны еще до публикации, так как начали своё существование отдельными цитатами и только потом сложись в единое целое. Читая букву за буквой, буквально можно услышать интонацию писателя. Читатель не просто слушает рассказ, он будто ведет диалог со старым знакомым.
5. Заповедник
После этого произведения многие читатели занесли Сергея Довлатова в список любимых автором, его стиль необыкновенен и вряд ли кто сможет его повторить.
История “Заповедник ” рассказывает об интеллигентном Борисе, который устраивается работать в Пушкинский музей. Здесь он ударяется о российские реалии. В книге по-настоящему русские герои с широкой душой и большими надеждами на жизнь. Но у каждого есть недостатки и сомнения, кто-то скрывает их за бокалом чего-нибудь крепкого, а кто-то за отчаянным стремлением стать лучше.
Главный герой вызывает противоречивые чувства, иногда непонимание, иногда злость, а иногда сочувствие. Критики по сей день спорят с кого был срисован портрет Бориса. Либо это был сам Довлатов, который когда-то работал в Пушкинских местах, либо угрюмый .
4. Иностранка
Так просто, будто по-дружески, Сергей Довлатов рассказывает о трудностях в жизни. Он преподносит истории с юмором и читатель ухахатывается от такой точки зрения на серьёзные вещи.
Речь пойдёт о людях Страны Советов, над которыми поработала система и теперь им приходится адаптироваться к новому режиму. И делают они это кто как умеет.
Динамичный сюжет, интересные герои и своеобразный слог, заставят вас поставить книгу “Иностранка
” на полку с любимыми произведениями.
3. Компромисс
Двенадцать компромиссов из реальной практики, которые заставят задуматься и взглянуть на жизнь под другим углом. “Компромисс
” пропитан юмором от корки до корки. Всем, кому хочется посмеяться и одновременно задуматься о том, почему мы так живём, обязательно нужно почитать. После этого произведения не хочется отпускать автора, поэтому многие сразу же берутся за чтение других его книг.
Двенадцать небольших рассказов были написаны опираясь на журналистский опыт писателя. К каждой новелле предпослана газетная преамбула. В этой преамбуле показывается результат журналистской работы героя новелл, а в самих новеллах - процесс работы.
2. Наши
Произведение “Наши
” могло называться “Семейный альбом
” и это название также идеально бы подходило. Маленькие зарисовки погружают читателя в окружение Довлатова. Мы встречаем его родственников, друзей и даже любимую собаку.
Во время чтения невольно начинаешь копаться в себе и сравнивать себя с героями. Это хорошая практика для улучшения качества жизни. Довлатов говорит о грустном, но с перчинкой сарказма и толикой необычного юмора.
Сборник был написан в США, пять небольших рассказов опубликовали в знаменитом американском журнале, который прославил писателя, сделав его самым читаемым в те времена.
1. Чемодан
История о Довлатове и его “чемодане
”. Он приехал в Нью-Йорк и с собой у него только багаж воспоминаний о Советском Союзе. Зоркий глаз писателя проникает прямо в душу людям и он на своих страница рисует точные портреты. Живой язык, без потуги, рассказывает простые истории о простых людях. Но сколько в них смысла!
Чаще всего именно с этого произведение начинают знакомство с автором и потом уже невозможно оставить какую-то его книгу в стороне. Хочется узнавать и впитывать как можно больше его мыслей.
В одном из при-ведённых ниже пред-ло-же-ний НЕ-ВЕР-НО упо-треб-ле-но вы-де-лен-ное слово. Ис-правь-те лек-си-че-скую ошиб-ку, по-до-брав к вы-де-лен-но-му слову па-ро-ним. За-пи-ши-те по-до-бран-ное слово.
На ку-рорт-ном по-бе-ре-жье весь месяц стоит НЕ-СТЕР-ПИ-МАЯ жара.
Юные участ-ни-ки фе-сти-ва-ля со-зда-ли про-ек-ты-пред-став-ле-ния в до-ку-мен-таль-ном и ДРА-МА-ТИЧ-НОМ жан-рах.
Учёные во-пло-ти-ли в жизнь одну из мо-де-лей Лео-нар-до да Винчи: МИК-РО-СКО-ПИ-ЧЕ-СКИЙ ле-та-ю-щий робот-муха был пред-став-лен на кон-грес-се в Ита-лии.
По-яс-не-ние (см. также Правило ниже).
ДРА-МА-ТИЧ-НЫЙ озна-ча-ет «на-пря-жен-ный» (дра-ма-тич-ная си-ту-а-ция). По кон-тек-сту под-ра-зу-ме-ва-ет-ся ДРА-МА-ТИ-ЧЕ-СКИЙ.
Слово «иро-нич-ный» впол-не упо-тре-би-мо в сло-во-со-че-та-нии «иро-нич-ное за-ме-ча-ние, вы-ска-зы-ва-ние, стиль »
Ответ: дра-ма-ти-че-ском.
Ответ: драматическом
Правило: Задание 5. Употребление паронимов
Паронимы - это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.
Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.
Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя»: греч. para - одинаковый, onyma - имя.
Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.
«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах , но ведь выучить паронимы для задания 5 - это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.
Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.
Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении. Словарик паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2019 год. ФИПИ.
Абонемент - абонент
Артистический - артистичный
Бедный - бедственный
Безответный - безответственный
Болотистый - болотный
Благодарный - благодарственный
Благотворительный - благотворный
Бывший - былой
Вдох - вздох
Вековой - вечный
Великий - величественный
Восполнить - дополнить - заполнить - наполнить - переполнить - пополнить
Враждебный - вражеский
Выбирая - избирая
Выгода - выгодность
Выдача - отдача - передача - раздача
Выплата - оплата - плата - уплата
Выплатить - заплатить - оплатить - отплатить - уплатить
Вырастить - нарастить - отрастить
Выращивание - наращивание - отращивание
Высокий - высотный
Гарантийный - гарантированный
Гармонический - гармоничный
Глинистый - глиняный
Годичный - годовалый - годовой
Гордость - гордыня
Гуманизм - гуманность
Гуманистический - гуманитарный - гуманный
Двоичный - двойной - двойственный - двоякий - сдвоенный - удвоенный
Действенный - действительный - действующий
Деловитый - деловой - дельный - деляческий
Демократичный - демократический
Диктант - диктат
Дипломант - дипломат
Дипломатический - дипломатичный
Длинный - длительный
Добротный - добрый
Доверительный - доверчивый
Дождевой - дождливый
Драматический - драматичный
Дружеский - дружественный - дружный
Единичный - единственный
Желанный - желательный
Жестокий - жёсткий
Жизненный - житейский
Жилищный - жилой
Загородить - огородить - оградить - отгородить - перегородить
Занизить - понизить - снизить
Заплатить - оплатить
Заполнить - наполнить - переполнить
Заполнен - наполнен - переполнен
Зачинатель - зачинщик
Звериный - зверский
Звуковой - звучный
Зрительный - зрительский
Изобретательный - изобретательский
Информативный - информационный - информация -информированность
Иронический - ироничный
Искусный - искусственный
Исполнительный - исполнительский
Исходный - исходящий
Каменистый - каменный
Комфортабельный - комфортный
Конный - конский
Коренастый - коренной - корневой
Костный - костяной
Красочный - красящий - крашеный
Лакированный - лаковый
Ледовый - ледяной
Лесистый - лесной
Личностный - личный
Микроскопический - микроскопичный
Мороженый - морозильный - морозный
Надеть - одеть
Наличие - наличность
Напоминание - упоминание
Невежа - невежда
Нестерпимый - нетерпеливый - нетерпимый
Неудачный - неудачливый
Обвинённый - обвинительный
Обрывок - отрывок
Обхватить - охватить
Ограничить - отграничить - разграничить
Оклик - отклик
Органический - органичный
Отборный - отборочный
Отклонение - уклонение
Отклоняться - уклоняться
Отличать(-ся) - различать(-ся)
Отличие - различие
Памятливый - памятный
Перетерпеть - претерпеть
Покупательный - покупательский - покупной
Популистский - популярный
Почтенный - почтительный - почётный
Практический - практичный
Предоставить - представить
Представительный - представительский
Признанный - признательный
Продуктивный - продуктовый
Производительный - производственный - производительность
Просветительский - просвещённый
Публицистический - публицистичный
Пугливый - пуганый
Раздражение - раздражительность
Ритмический - ритмичный
Романтический - романтичный
Скрытный - скрытый
Словарный - словесный
Сопротивление - сопротивляемость
Соседний - соседский
Сравнимый - сравнительный
Сценический - сценичный
Технический - техничный
Удачливый - удачный
Униженный - унизительный
Фактический - фактичный
Хищнический - хищный
Царский - царственный - царствующий
Целый - цельный - целостный
Экономический - экономичный - экономный
Эстетический - эстетичный
Этический - этичный
Эффективный - эффектный
Эффективность - эффектность