Домой Цветы Ироничных высказываний нестерпимая жара. Информативный – информационный – информация – информированность. Исполнительный – исполнительский

Ироничных высказываний нестерпимая жара. Информативный – информационный – информация – информированность. Исполнительный – исполнительский

Вариант 8

Часть «1»

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

(1)Рас­цве­ту фла­манд­ской жи­во­пи­си спо­соб­ство­ва­ло такое важ­ней­шее тех­ни­че­ское но­во­вве­де­ние, как мас­ля­ные крас­ки. (2)Растёртые с рас­ти­тель­ным мас­лом пиг­мен­ты зна­чи­тель­но пре­вос­хо­ди­ли по яр­ко­сти пре­об­ла­дав­шую тогда в жи­во­пи­си тем­пе­ру, ос­но­вой ко­то­рой слу­жил быст­ро­сох­ну­щий яич­ный жел­ток. (3)<...>пи­сать тем­пе­рой надо было быст­ро, не вда­ва­ясь в мел­кие де­та­ли, то мас­ля­ные крас­ки можно было на­кла­ды­вать слой за слоем, до­би­ва­ясь уди­ви­тель­ных жи­во­пис­ных эф­фек­тов.

1 . Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.


1) Мас­ля­ные крас­ки зна­чи­тель­но пре­вос­хо­ди­ли по яр­ко­сти пре­об­ла­дав­шую в Сред­ние века тем­пе­ру.

2) Рас­цве­ту фла­манд­ской жи­во­пи­си спо­соб­ство­ва­ло по­яв­ле­ние мас­ля­ных кра­сок, ко­то­рые не сохли так быст­ро, как тем­пе­ра, и пре­вос­хо­ди­ли её по яр­ко­сти, что поз­во­ля­ло на­но­сить их сло­я­ми, до­би­ва­ясь уди­ви­тель­ных жи­во­пис­ных эф­фек­тов.

3) По­яв­ле­ние мас­ля­ных кра­сок, сох­ну­щих не так быст­ро, как тем­пе­ра, и пре­вос­хо­дя­щих её по яр­ко­сти, поз­во­ли­ло на­но­сить крас­ки на холст сло­я­ми, до­би­ва­ясь уди­ви­тель­ных жи­во­пис­ных эф­фек­тов, а это, в свою оче­редь, спо­соб­ство­ва­ло рас­цве­ту фла­манд­ской жи­во­пи­си.

4) Растёртые с рас­ти­тель­ным мас­лом пиг­мен­ты мас­ля­ных кра­сок, ос­но­вой ко­то­рых слу­жил быст­ро­сох­ну­щий яич­ный жел­ток, пре­вос­хо­ди­ли по яр­ко­сти пре­об­ла­дав­шую тогда тем­пе­ру.

5)Если пи­сать тем­пе­рой, ос­но­вой ко­то­рой слу­жил быст­ро­сох­ну­щий яич­ный жел­ток, надо было быст­ро, не вда­ва­ясь в мел­кие де­та­ли, то мас­ля­ные крас­ки можно было на­кла­ды­вать по-дру­го­му.

2. Какое слово (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении? Выпишите это слово.

Вопреки этому Хотя Поэтому Несмотря на это И если

3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ОС­НО­ВА. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ОСНОмВА, - ы, жен.

1. Опор­ная часть пред­ме­та; остов. Же­ле­зо­бе­тон­ная о. кон­струк­ции.

2. Ис­точ­ник, глав­ное, на чём стро­ит­ся что-н., что яв­ля­ет­ся сущ­но­стью чего-н. Эко­но­ми­че­ская о. об­ще­ства.

3. мн. Ис­ход­ные, глав­ные по­ло­же­ния чего-н. Ос­но­вы эко­но­ми­че­ских зна­ний. Ос­но­вы нрав­ствен­но­сти.


4. Про­доль­ные нити ткани, пе­ре­пле­та­ю­щи­е­ся с утком (спец.).

5. В грам­ма­ти­ке: вся часть слова до окон­ча­ния. Не­про­из­вод­ная о. (рав­ная корню). Про­из­вод­ная о. (ко­рень вме­сте с суф­фик­са­ми).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

пе­ре­ли­лА обОд­рен сО­гну­тый дО­ни­зу со­здАв

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

На ку­рорт­ном по­бе­ре­жье весь месяц стоит НЕ­СТЕР­ПИ­МАЯ жара.

Юные участ­ни­ки фе­сти­ва­ля со­зда­ли про­ек­ты-пред­став­ле­ния в до­ку­мен­таль­ном и ДРА­МА­ТИЧ­НОМ жан­рах.

Учёные во­пло­ти­ли в жизнь одну из мо­де­лей Лео­нар­до да Винчи: МИК­РО­СКО­ПИ­ЧЕ­СКИЙ ле­та­ю­щий робот-муха был пред­став­лен на кон­грес­се в Ита­лии.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

стра­хо­вые по­ли­са сильнее по­пить воды мы не лжём

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

А) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом

1) На уроке все, кто про­чи­тал учеб­ник, смог вы­пол­нить са­мо­сто­я­тель­ную ра­бо­ту.

Б) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

2) Бла­го­да­ря ду­шев­но­сти, доб­ро­те, вза­и­мо­по­ни­ма­нию ро­ди­те­лей в семье все­гда ца­ри­ли мир и со­гла­сие.

В) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

3) Тех, кто в ХVIII сто­ле­тии вы­ска­зал пред­по­ло­же­ние о воз­мож­но­сти пе­ре­да­чи энер­гии по про­во­дам, счи­та­ли фан­тазёрами.

Г) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

4) В жур­на­ле «Юно­сти» была опуб­ли­ко­ва­на ре­цен­зия на новый сбор­ник сти­хов мо­ло­дых по­этов.

Д) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

5) Для Пуш­ки­на Та­тья­на, одна из глав­ных ге­ро­инь «Ев­ге­ния Оне­ги­на», яв­ля­ет­ся иде­а­лом рус­ской жен­щи­ны и об­раз­цом нрав­ствен­ной чи­сто­ты.

6) Вы­сле­жи­вая до­бы­чу, в душе охот­ни­ка про­сы­па­ют­ся чув­ства пред­ков, рис­ко­вав­ших жиз­нью ради про­пи­та­ния.

7) Меж­ду­на­род­ная об­ще­ствен­ность хо­ро­шо по­ни­ма­ет и за­бо­тит­ся о ре­ше­нии со­ци­аль­ных про­блем в раз­ви­ва­ю­щих­ся стра­нах.

8) По окон­ча­нию га­стро­лей у му­зы­кан­тов было уже до­воль­но много идей для за­пи­си но­во­го аль­бо­ма.

9) Ре­цепт на­ше­го лю­би­мо­го празд­нич­но­го пи­ро­га был когда-то вы­чи­тан ба­буш­кой в жур­на­ле «Огонёк».

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

выч..сле­ние в..рми­шель зам..реть пол..жение оп..раясь

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..не­при­ят­ный, пр..об­ла­дать; неп..пра­ви­мый, з..бро­шен­ный;

бе..жиз­нен­ный, не..дер­жан­ный; меж..язы­ко­вой, фамил..ярный; вз..мать, воз..меть,

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

удо­ста..вать отво..вав локт..вой угр..ватый дешев..нький

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

не сто..т бес­по­ко..щийся мол..щий кол..тся чист..щий

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Он вышел, (не)смот­ря на нас.

Ответ да­ле­ко (не)все­гда сле­до­вал пря­мой и ско­рый.

(Не)спав­ше­го уже не­сколь­ко ночей, Алешу кло­ни­ло ко сну.

Все знали, что она (не)ви­нов­на.

Все чаще шли об­лож­ные дожди, (не)пре­кра­ща­ю­щи­е­ся иной раз целые сутки.

13. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

(ПО)НА­ЧА­ЛУ ка­за­лось, что слова Ки­рил­ла на ле­туч­ке не про­из­ве­ли ни­ка­ко­го впе­чат­ле­ния, но (В)СКОРЕ об­на­ру­жи­лось, что весь отдел об­суж­да­ет его вы­ступ­ле­ние.

(ПО)НА­ЧА­ЛУ ро­ма­на мо­ло­до­го пи­са­те­ля труд­но было су­дить о та­лан­те ав­то­ра, од­на­ко (В)ПО­СЛЕД­СТВИИ чи­та­те­ли оце­ни­ли его про­из­ве­де­ние по до­сто­ин­ству.

Павел Пет­ро­вич (НЕ)РАЗ по­мо­гал сво­е­му брату, когда тот му­чил­ся, при­ду­мы­вая, КАК(БЫ) из­вер­нуть­ся и найти не­до­ста­ю­щую сумму.

Мысль о (ЗА)ГРА­НИ­ЦЕ, о не­об­хо­ди­мо­сти по­ку­пать че­мо­да­ны, би­ле­ты, вы­би­рать марш­рут при­во­дит Об­ло­мо­ва, (В)ОТ­ЛИ­ЧИЕ от его друга Ан­дрея Штоль­ца, в со­сто­я­ние, близ­кое к па­ни­че­ско­му.

Мы (ПО)НЕ­МНО­ГУ про­дви­га­лись впе­ред и ТАК(ЖЕ), как и пре­жде, не уста­ва­ли удив­лять­ся кра­со­те при­ро­ды.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Мы ви­де­ли толь­ко вспе­не(1)ые греб­ни разъ­ярё(2)ых волн и слы­ша­ли крики встре­во­же(3)ых птиц, беше(4)о про­но­сив­ших­ся над морем.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Яркая мол­ния передёрнула небо и я уви­дел над окном дым­ный об­лач­ный вал.

2) Иде­аль­ный дво­ря­нин дол­жен был по­хо­дить и на героя ры­цар­ских ро­ма­нов и на пер­со­на­жа ан­тич­ной ис­то­рии и на хри­сти­ан­ско­го про­по­вед­ни­ка.

3) Пре­по­да­ва­тель ри­со­ва­ния об­ра­тил вни­ма­ние на спо­соб­но­сти и склон­но­сти маль­чи­ка и убе­дил ро­ди­те­лей от­дать ребёнка в учи­ли­ще жи­во­пи­си.

4) Дач­ни­ки ле­ни­во гу­ля­ют под зон­ти­ка­ми или сидят в тени де­ре­вьев.

5) Ан­тич­ность в Гре­ции пред­ста­ла перед В. А. Се­ро­вым в её чи­стом виде и ху­дож­ник вос­при­нял эту стра­ну как ре­а­ли­зо­ван­ную мечту о боль­шом ис­кус­стве.

16.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пер­вая вы­став­ка пе­ре­движ­ни­ков (1) от­крыв­ша­я­ся в 1871 году (2) убе­ди­тель­но про­де­мон­стри­ро­ва­ла су­ще­ство­ва­ние в жи­во­пи­си (3) скла­ды­вав­ше­го­ся на про­тя­же­нии 60-х годов (4) но­во­го на­прав­ле­ния.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

Прощай (1) немытая (2) Россия(3)
Страна рабов, страна господ,
И вы (4) мундиры (5) голубые (6)
И ты, им преданный народ.
Быть может (7) за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
()

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Идея еди­но­го ев­ро­пей­ско­го про­стран­ства (1) по­клон­ни­ком (2) ко­то­рой (3) был пер­вый ди­рек­тор Цар­ско­сель­ско­го лицея Ма­ли­нов­ский (4) об­ре­ла мно­же­ство сто­рон­ни­ков.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я очень люблю весну (1) и (2) когда про­сту­па­ет мо­ло­дая зе­лень (3) спешу в лес (4) чтобы на­сла­дить­ся пер­вы­ми ми­ну­та­ми воз­рож­де­ния при­ро­ды.


(1)"Я лучше, я умнее всех". (2)Че­ло­век такой мо­раль­ной по­зи­ции на­прочь лишён спо­соб­но­сти су­дить о своих воз­мож­но­стях. (З)Хо­ро­шо, если в конце кон­цов он поймёт это и займёт со­от­вет­ству­ю­щее своим спо­соб­но­стям место, по­ло­жит на плечи по­силь­ный груз. (4)А если нет? (5)Такой че­ло­век, ока­жись он у вла­сти (пусть самой что ни на есть скром­ной), ста­нет толь­ко вре­дить делу. (б)Такой ру­ко­во­ди­тель по­бо­ит­ся иметь хо­ро­ше­го за­ме­сти­те­ля: как бы тот не занял его место. (7)Не под­дер­жит дель­но­го пред­ло­же­ния: ведь оно ис­хо­дит не от него, ру­ко­во­ди­те­ля. (8)По­хо­ро­нит хо­ро­ший про­ект, если он "не ра­бо­та­ет" на его, на­чаль­ни­ка, ав­то­ри­тет.

(9)Каж­дый че­ло­век ищет место в жизни. (10)Ста­ра­ет­ся утвер­дить своё "я". (11)Это есте­ствен­но. (12)Толь­ко вот как он на­хо­дит своё место, ка­ки­ми пу­тя­ми идёт к нему, какие мо­раль­ные цен­но­сти имеют вес в его гла­зах, — во­прос че­рез­вы­чай­но важ­ный.

(13)Поэт ска­зал: "Мы все не­множ­ко под­пи­ра­ем не­бо­свод". (14)Это о до­сто­ин­стве че­ло­ве­ка, его месте на земле, его от­вет­ствен­но­сти за себя, за всех и за всё.

(15)И ещё вер­ные слова: "Каж­дый че­ло­век стоит ровно столь­ко, сколь­ко он дей­стви­тель­но со­здал, минус его тще­сла­вие".

(16)Чего уж там, мно­гие из нас не могут при­знать­ся себе, что из-за ложно по­ня­то­го, раз­ду­то­го чув­ства соб­ствен­но­го до­сто­ин­ства, из-за не­же­ла­ния по­ка­зать­ся хуже мы ино­гда де­ла­ем опро­мет­чи­вые шаги, по­сту­па­ем не очень пра­виль­но - лиш­ний раз не пе­ре­спро­сим, не ска­жем "не знаю", "не могу".

(17)Слов нет, бес­пар­дон­ные се­бя­люб­цы вы­зы­ва­ют чув­ство осуж­де­ния. (18)Од­на­ко не лучше и те, кто раз­ме­ни­ва­ет своё до­сто­ин­ство, как мел­кую мо­не­ту. (19)В жизни каж­до­го че­ло­ве­ка, на­вер­ное, бы­ва­ют мо­мен­ты, когда он про­сто обя­зан про­явить своё са­мо­лю­бие, утвер­дить своё "я". (20)И, ко­неч­но, сде­лать это не все­гда про­сто.

(21)Одним из семи чудес света, о ко­то­рых пи­са­ли древ­ние, был алек­сан­дрий­ский маяк - со­ору­же­ние гран­ди­оз­ное и не­обыч­ное. (22)Рас­ска­зы­ва­ют, что сфе­ри­че­ское зер­ка­ло маяка под опре­делённым углом со­би­ра­ло в пучок столь­ко сол­неч­но­го света, что могло сжи­гать ко­раб­ли, плы­ву­щие да­ле­ко в море. (23)Маяк был по­стро­ен по при­ка­зу Пто­ле­мея Фи­ла­дель­фа. (24)На мра­мор­ных пли­тах маяка са­мо­лю­би­вый фа­ра­он при­ка­зал вы­бить своё имя.

(25)Но кто был под­лин­ным твор­цом седь­мо­го чуда, его на­сто­я­щим стро­и­те­лем? (26)Люди узна­ли об этом через много лет. (27)Ока­зы­ва­ет­ся, ар­хи­тек­тор сде­лал на ка­мен­ных пли­тах маяка углуб­ле­ния и в них высек слова: "Со­страт, сын Декси­фа­на из Книда, - богам-спа­си­те­лям ради мо­ре­хо­дов". (28)Над­пись он за­ле­пил из­ве­стью, затёр её мра­мор­ной крош­кой и на ней на­чер­тал, как того тре­бо­вал фа­ра­он: "Пто­ле­мей Фи­ла­дельф".

(29)Так все­гда бы­ва­ет. (30)Ис­тин­ная цена че­ло­ве­ка рано или позд­но всё равно об­на­ру­жи­ва­ет­ся. (31)И тем выше эта цена, чем боль­ше че­ло­век любит не столь­ко себя, сколь­ко дру­гих. (32)Лев Тол­стой подчёрки­вал, что каж­дый из нас, так на­зы­ва­е­мый ма­лень­кий, ря­до­вой че­ло­век, на самом деле есть лицо ис­то­ри­че­ское. (ЗЗ)Ве­ли­кий пи­са­тель воз­ла­гал от­вет­ствен­ность за судь­бу всего мира на каж­до­го из нас. (34)На то самое "я", ко­то­рое таит в себе силы ти­та­ни­че­ские. (35)То самое "я", ко­то­рое ста­но­вит­ся во сто крат силь­нее, пре­вра­ща­ясь в "мы", в за­бо­ту о нашем общем благе. (36)На этом пути че­ло­ве­ку до­ро­го доб­рое имя, об­ще­ствен­ное при­зна­ние. (37)Не будем за­бы­вать об этом.

(По ­ко­ву*)

* Мар­лен Сер­ге­е­вич Крю­ков (1931-1997 гг.) - рус­ский пи­са­тель, жур­на­лист.

20. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Ис­ти­на те­ря­ет­ся в веках, и уста­но­вить её не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным.

2) Каж­дый че­ло­век, по мысли Л. Тол­сто­го, лицо ис­то­ри­че­ское, по­то­му что он несёт от­вет­ствен­ность за судь­бу всего мира.

3) Алек­сан­дрий­ский маяк был по­стро­ен по при­ка­зу Пто­ле­мея Фи­ла­дель­фа.

4) Че­ло­век, ощу­ща­ю­щий себя умнее всех, ока­зав­шись у вла­сти, может на­не­сти вред делу.

5) Каж­дый че­ло­век спо­со­бен по­нять и при­знать, что из-за ложно раз­ду­то­го чув­ства соб­ствен­но­го до­сто­ин­ства он ино­гда де­ла­ет опро­мет­чи­вые шаги, со­вер­ша­ет ошиб­ки.

21. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Пред­ло­же­ния 1−8 со­дер­жат рас­суж­де­ние.

2) В пред­ло­же­ни­ях 17−20 пред­став­ле­но по­вест­во­ва­ние.

3) Пред­ло­же­ния 21−24 вклю­ча­ют эле­мент опи­са­ния.

4) В пред­ло­же­ни­ях 27−28 пе­ре­чис­ле­ны по­сле­до­ва­тель­ные дей­ствия пер­со­на­жа.

5) В пред­ло­же­нии 22 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

22. Из пред­ло­же­ния 8 вы­пи­ши­те гла­го­лы, упо­треблённые в пе­ре­нос­ном зна­че­нии. Вы­пи­сы­вай­те слова в той форме, что стоят в пред­ло­же­нии.

23. Среди пред­ло­же­ний 26−29 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим с по­мо­щью лич­но­го ме­сто­име­ния и кон­текст­ных си­но­ни­мов. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

24. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

«Приём — (А)_____ (пред­ло­же­ния 25—27) − и син­так­си­че­ское сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти — (Б)_____ (в пред­ло­же­нии 20) автор ис­поль­зу­ет для того, чтобы при­влечь чи­та­те­ля к об­суж­де­нию важ­ных во­про­сов. Лек­си­че­ское сред­ство — (В)_____ («мо­раль­ные цен­но­сти» в пред­ло­же­нии 12, «об­ще­ствен­ное при­зна­ние» в пред­ло­же­нии 36) и приём — (Г)_____ (пред­ло­же­ния 13, 15) — за­да­ют тон раз­мыш­ле­ни­ям ав­то­ра, поз­во­ля­ют по­нять суть по­став­лен­ных в тек­сте про­блем».

Спи­сок тер­ми­нов:

1) ме­та­фо­ра

2) ин­ди­ви­ду­аль­но-ав­тор­ские слова

3) эпи­те­ты

4) об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ская лек­си­ка

5) ввод­ное слово

6) во­прос­но-от­вет­ная форма из­ло­же­ния

7) ци­ти­ро­ва­ние

8) диа­лек­тизм

9) ряды од­но­род­ных чле­нов

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

Возможно, это обратная сторона гениальности, но многие авторы, чьими книгами зачитывается весь мир, в жизни отличались удивительной эксцентричностью [фото]

Фото: РИА Новости

В этот день ровно 106 лет назад из своего дома в Ясной Поляне тайно ушел 82-летний Лев Толстой . Ни сейчас, ни тогда многие не понимали этого решения великого писателя. Считали его «странным». Но если покопаться в биографиях, то большинство гениев имели свои странности! Возможно, это и есть обратная сторона гениальности? Пользуясь случаем, мы решили рассказать о десяти замечательных писателях, удивлявших современников своими причудами.

1) Фридрих Шиллер

Немецкого поэта и философа вдохновляли… гнилые яблоки. Обычно ими был набит ящик письменного стола в кабинете Шиллера . О странности автора «Писем об эстетическом воспитании человека» мы бы, может, и не узнали, если бы не болтливость его лучшего друга – Иоганна Гёте.

На фоне гнилых яблок менее пугающими кажутся другие привычки Шиллера. Так, современники писателя рассказывали, что он завешивал кабинет красными шторами. А также погружал ноги в ледяную воду во время письма. Это его «бодрило».

Кстати, не все знают, что именно шиллеровская «Ода к радости» стала основой гимна ЕС .

2) Иоганн Гёте

Впрочем, зря Гёте так взбудоражено всем рассказывал о гнилых яблоках в кабинете Шиллера . Сам он тоже отличался «бзиками». Известно, что автор «Фауста » работал только в закрытых помещениях, куда не должен был проникать свежий воздух. Поэт маниакально боялся сквозняков! И, видимо, не зря. Так как умер Иоганн Гёте именно от простуды. А последними словами знаменитого мыслителя была фраза «Пожалуйста, закройте окно!».

А еще многие биографы отмечают, что Гёте ненавидел лай собак, запах чеснока и людей в очках.

3) Оноре де Бальзак

О мании этого французского писателя многие наслышаны. Бальзак жизни не мыслил без кофе! И ладно бы речь шла о чашечке ароматного напитка во время завтрака… Но нет, писатель выпивал в день до 50 порций кофе без молока и сахара . Подсчитано, что за время написания «Человеческой комедии» он выпил порядка 15 тысяч чашек крепкого кофе.

«Кофе превращает прекраснейшие стенки желудка в подстёгиваемую скаковую лошадь; они воспаляются; искры пронизывают всё тело, вплоть до мозга. С этого момента всё становится волнительным. Идеи приходят в движение и начинают маршировать как батальоны великой армии на великой войне», - писал о кофе Бальзак. Благодаря этому напитку он мог писать по 48 часов. Без остановки!

Но в какой-то момент обычный кофе перестал тонизировать писателя. Тогда он стал жевать кофейные зерна. Однако и они скоро перестали действовать на Бальзака возбуждающе. Еще одна известная странность писателя – он любил писать, держа босые ноги на холодном полу. Но именно кофеманией француз подорвал себе здоровье. Одна из версий его смерти в 51 год – отравление кофе, другая – не выдержало сердце.

4) Лев Толстой

«Чудной барин» Лев Николаевич Толстой любил самостоятельно пахать, косить траву, колоть дрова. Однако это не только из-за любви к простой крестьянской жизни или религиозных идей графа. Биографы говорят, что без физического труда писатель становился к ночи раздражительным, а затем долго не мог заснуть. Вот и двигался – много, с удовольствием. Во многом благодаря этому граф до последних дней сохранял удивительную бодрость.

Кроме того, он любил шить сапоги «на подарки». Раздаривал их всем – знакомым, друзьям, родственникам. Его зять Михаил Сухотин (предводитель дворянства, между прочим) писал в своих мемуарах, что бережно хранил этот сувенир от тестя на одной полке с «Войной и миром».

5) Чарльз Диккенс

Этот английский писатель – настоящий кладезь всевозможных странностей. Во-первых, у него были галлюцинации – Диккенс «общался» с героями своих произведений. И если те начинали ему надоедать, угрожал, что больше о них не напишет ни строчки. Автор одной из монографий об авторе «Оливера Твиста» – парапсихолог Нандор Фодор – считает, что только творческий характер этих галлюцинаций удерживает от того, чтобы поставить Диккенсу диагноз «шизофрения».

Кроме того, писатель был замечен в любви проводить много времени в моргах. Он называл это «притягательностью отвратительного». А еще известно о том, что в 1858 году Диккенсу от «переутомления» прописали специальную диету. Особое место в ней занимала необходимость ежедневно в 15.00 выпивать 0,5 л игристого вина.

6) Марк Твен

Настоящее имя писателя, известного нам, как Марк Твен - Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Псевдоним он взял из терминов речной навигации (mark twain – метка двойка). Но это еще не странности.

Действительно удивляло современников Клеменса количество выкуриваемого им табака (до 40 сигар ежедневно). Те, кому доводилось побывать у него в кабинете, рассказывали, что из-за дыма почти ничего не могли различить. Кстати, именно автору «Приключений Гекльберри Финна» принадлежит знаменитая фраза: «Нет ничего проще, чем бросить курить. Уж я-то знаю, я проделывал это тысячу раз».

Но даже эта странность меркнет перед другой – Марк Твен обожал кошек. Он говорил: «Если бы можно было скрестить человека с котом, человеческая порода от этого только выиграла бы, а вот кошачья - явно бы ухудшилась». Кошки в его доме всегда водились десятками. По воспоминаниям близких, когда писатель злился, он даже фырчал по-кошачьи.

7) Александр Пушкин

На фоне «бзиков» других писателей странность «солнца русской поэзии» выглядит очень невинной. Он обожал лимонад! Именно лимонад, а не кофе Александр Сергеевич просил приносить ему, когда проводил ночи за письмом. Этот напиток бодрил его лучше других.

«Бывало, как ночью писать, сейчас ему лимонад на ночь и ставишь», – говорится в воспоминаниях камердинера поэта Никифора Федорова .

А еще друг величайшего гения Александр Вельтман писал, что в период бессарабской ссылки Пушкин любил стрелять из пистолета в стену. И делал он это, лежа голым на постели. Ну что, депрессия была у человека!

8) Ги де Мопассан

Французский писатель терпеть не мог Эйфелеву башню. Ну вот страшно она его раздражала – автор «Милого друга» заявлял, что башня уродует Париж . При этом обедать он предпочитал именно в ресторане Эйфелевой башни. Объясняя это тем, что тут единственное место во французской столице, откуда эту самую башню не видно.

Но разве стоит удивляться этой странности писателя, учитывая, что несколько его произведений начинаются словами «Меня привлекают сумасшедшие…»

9) Джордж Гордон Байрон

Английский поэт-романтик был не так уж и романтичен… Его любвеобильность еще при жизни стала легендой. Считается, что за год, проведенный в Венеции , он успел осчастливить 250 дам. Более того, часто можно прочесть, что Байрон даже хранил коллекцию волос с интимных мест своих многочисленных женщин (уж простите за такую пикантную подробность). Однако тут можно усомниться – никаких подтверждений тому нет, хотя эту информацию в Сети выдают сотни сайтов как на русском, так и на английском языках.

Зато о другой особенности Лорда Байрона известно доподлинно – из свидетельств современников. Поэт страшно раздражался при виде… обычной солонки с солью!

10) Николай Гоголь

Несмотря на славу чудака, Николай Васильевич не был подвержен никаким психическим расстройствам. Это подтвердили многочисленные посмертные исследования специалистов. Но все же странностей у него было – хоть отбавляй. Во-первых, он был знатным обжорой. Современников пугала его манера есть – жадно поглощая пищу, писатель наклонялся к тарелке так близко, что его волосы почти всегда ложились по краям блюда. В его карманах все время были сладости – конфеты, бублики, сахар. Он постоянно что-то жевал. Кроме того, многих удивляла его страсть к кулинарии. В частности, писатель обожал готовить макароны. Делал он это мастерски – специально научился, живя в Риме . Но злая ирония судьбы – умер Гоголь от истощения, до которого довел себя голодовкой во время поста.

Также известно, что автор «Мертвых душ» очень боялся грозы, был нелюдим, любил самостоятельно перешивать себе одежду. Также Николай Васильевич страдал боязнью быть похороненным заживо. Тафефобия была вызвана тем, что однажды в приступе малярии писатель окоченел и его чуть не приняли за мертвого. После этого у Гоголя были проблемы со сном – засыпать он предпочитал сидя. Более того, он завещал похоронить его только, когда на теле появятся очевидные признаки разложения.

Кроме того, известно, что классик русской литературы никогда не имел отношений с женщинами. Но и связей с мужчинами у него не было. Целомудрие было его осознанным выбором. При этом человек - загадка любил огорошить собеседников неприличными анекдотами и похабными фразами. Странный? Странный. И все же гений!

Сергей Довлатов - известный российский и американский писатель XX начала XXI века. Недавно удостоился памятника в культурной столице нашей родины. И это однозначно заслуженно. Его книгами зачитываются во всем мире, рассказы ставят в пример, а записки растаскивают на цитаты. Сергей Довлатов полон тонкого юмора, сарказма и иронии. Он мог увидеть человека изнутри, поэтому его портреты получились такими реалистичными.

Он прожил короткую, но яркую жизнь (умер в 48 лет). За это время он смог влюбить в себя огромное число читателей. Его произведения начали издаваться в России незадолго до его смерти, но в США он выпустил большое количество сборников. Многие цитаты стали культовыми и используются по сей день.

Предлагаем вспомнить 10 лучших книг Сергея Довлатова: список самых известных произведений с неповторимым юмором и потрясающим стилем писателя.

10. Записные книжки

Этот сборник включает в себя две книги, первая выпускалась уже несколько раз, а вторая была издана незадолго до смерти Довлатова.

Записные книжки ” это не полноценное произведение и даже не маленькие рассказы, это заметки автора, которые он делал для себя и которые были любопытны ему. Иногда это всего пару строк, а иногда целый абзац. В любом случае, интересно погрузиться в мысли автора и понять, что было близко для него.

Часто встречаются диалоги или описание людей того времени. Каждая записка будто рассказ лучшего друга за чашкой чая, кажется можно услышать его смех и почувствовать искреннее дружелюбие. Отличный вариант чтобы познакомился поближе с культурой той эпохи. Наверно, эти книжки можно сравнить с современным , где каждый делится своей короткой мыслью.

9. Блеск и нищета русской литературы


Это настоящий учебник, который читается легко и запойно. И даже если вы закончили хорошую школу, с замечательными преподавателями литературы, вам стоит почитать “Блеск и нищета русской литературы ”. Довлатов рассказывает о многих знаменитых и не очень известных писателях и как всегда в своей неподражаемой манере речи - литературно о литературе.

В книге много личного, язвительного и юморного. Вы прочитаете о и , Кафке и . Узнаете их с новой стороны, как они выглядели в повседневной жизни.

8. Ремесло


Ещё одна биографическая книга автора. В каждой строчке он сам - колкая правда, едкий юмор и острый ум. С первых страниц можно погрузиться в то время, но к концу произведения кажется, что мир не меняется. На высоких постах все те же люди, а человеческая натура остается непоколебимой.

История повторяется и если кому-то не хочется разбить лоб о привычные для всех грабли, то книга “Ремесло ” станет отличным пособием для жизни.

7. Жизнь коротка


Книга категории 18+ и содержит нецензурную брань, впрочем, как и большая часть произведений этого автора. Но в этом весь Довлатов, именно с таким настроем нужно относиться к жизни, чтобы выжить. Его интеллектуальные шутки можно читать бесконечное число раз.

Рассказы из сборника “Жизнь коротка ” давно растащили на цитаты. Писатель очень правдив, поэтому и портреты получились не приторные, а честные. Отличный сборник, чтобы начать знакомство с писателем.

6. Филиал


Эта книга относится к серии, написанной за границей. Именно они получились невероятно положительными и особенными. Автор окунает нас в мир, который смешивает реальность и фантазии в одном флаконе.

Филиал ” привлекает своим языком и формой речи, произведения стали популярны еще до публикации, так как начали своё существование отдельными цитатами и только потом сложись в единое целое. Читая букву за буквой, буквально можно услышать интонацию писателя. Читатель не просто слушает рассказ, он будто ведет диалог со старым знакомым.

5. Заповедник


После этого произведения многие читатели занесли Сергея Довлатова в список любимых автором, его стиль необыкновенен и вряд ли кто сможет его повторить.

История “Заповедник ” рассказывает об интеллигентном Борисе, который устраивается работать в Пушкинский музей. Здесь он ударяется о российские реалии. В книге по-настоящему русские герои с широкой душой и большими надеждами на жизнь. Но у каждого есть недостатки и сомнения, кто-то скрывает их за бокалом чего-нибудь крепкого, а кто-то за отчаянным стремлением стать лучше.

Главный герой вызывает противоречивые чувства, иногда непонимание, иногда злость, а иногда сочувствие. Критики по сей день спорят с кого был срисован портрет Бориса. Либо это был сам Довлатов, который когда-то работал в Пушкинских местах, либо угрюмый .

4. Иностранка


Так просто, будто по-дружески, Сергей Довлатов рассказывает о трудностях в жизни. Он преподносит истории с юмором и читатель ухахатывается от такой точки зрения на серьёзные вещи.

Речь пойдёт о людях Страны Советов, над которыми поработала система и теперь им приходится адаптироваться к новому режиму. И делают они это кто как умеет.

Динамичный сюжет, интересные герои и своеобразный слог, заставят вас поставить книгу “Иностранка ” на полку с любимыми произведениями.

3. Компромисс


Двенадцать компромиссов из реальной практики, которые заставят задуматься и взглянуть на жизнь под другим углом. “Компромисс ” пропитан юмором от корки до корки. Всем, кому хочется посмеяться и одновременно задуматься о том, почему мы так живём, обязательно нужно почитать. После этого произведения не хочется отпускать автора, поэтому многие сразу же берутся за чтение других его книг.

Двенадцать небольших рассказов были написаны опираясь на журналистский опыт писателя. К каждой новелле предпослана газетная преамбула. В этой преамбуле показывается результат журналистской работы героя новелл, а в самих новеллах - процесс работы.

2. Наши


Произведение “Наши ” могло называться “Семейный альбом ” и это название также идеально бы подходило. Маленькие зарисовки погружают читателя в окружение Довлатова. Мы встречаем его родственников, друзей и даже любимую собаку.

Во время чтения невольно начинаешь копаться в себе и сравнивать себя с героями. Это хорошая практика для улучшения качества жизни. Довлатов говорит о грустном, но с перчинкой сарказма и толикой необычного юмора.

Сборник был написан в США, пять небольших рассказов опубликовали в знаменитом американском журнале, который прославил писателя, сделав его самым читаемым в те времена.

1. Чемодан


История о Довлатове и его “чемодане ”. Он приехал в Нью-Йорк и с собой у него только багаж воспоминаний о Советском Союзе. Зоркий глаз писателя проникает прямо в душу людям и он на своих страница рисует точные портреты. Живой язык, без потуги, рассказывает простые истории о простых людях. Но сколько в них смысла!

Чаще всего именно с этого произведение начинают знакомство с автором и потом уже невозможно оставить какую-то его книгу в стороне. Хочется узнавать и впитывать как можно больше его мыслей.

В одном из при-ведённых ниже пред-ло-же-ний НЕ-ВЕР-НО упо-треб-ле-но вы-де-лен-ное слово. Ис-правь-те лек-си-че-скую ошиб-ку, по-до-брав к вы-де-лен-но-му слову па-ро-ним. За-пи-ши-те по-до-бран-ное слово.

На ку-рорт-ном по-бе-ре-жье весь месяц стоит НЕ-СТЕР-ПИ-МАЯ жара.

Юные участ-ни-ки фе-сти-ва-ля со-зда-ли про-ек-ты-пред-став-ле-ния в до-ку-мен-таль-ном и ДРА-МА-ТИЧ-НОМ жан-рах.

Учёные во-пло-ти-ли в жизнь одну из мо-де-лей Лео-нар-до да Винчи: МИК-РО-СКО-ПИ-ЧЕ-СКИЙ ле-та-ю-щий робот-муха был пред-став-лен на кон-грес-се в Ита-лии.

По-яс-не-ние (см. также Правило ниже).

ДРА-МА-ТИЧ-НЫЙ озна-ча-ет «на-пря-жен-ный» (дра-ма-тич-ная си-ту-а-ция). По кон-тек-сту под-ра-зу-ме-ва-ет-ся ДРА-МА-ТИ-ЧЕ-СКИЙ.

Слово «иро-нич-ный» впол-не упо-тре-би-мо в сло-во-со-че-та-нии «иро-нич-ное за-ме-ча-ние, вы-ска-зы-ва-ние, стиль »

Ответ: дра-ма-ти-че-ском.

Ответ: драматическом

Правило: Задание 5. Употребление паронимов

Паронимы - это слова, близкие по звучанию, но различающиеся (частично или полностью) значением.

Иногда в нашей речи встречаются слова, похожие по звучанию, но различающиеся оттенками значения или вовсе разные по семантике. Среди лексических ошибок, вызванных незнанием точного значения слова, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с неразграничением, или смешением паронимов.

Греческий по своему происхождению лингвистический термин «пароним» буквально значит «одинаковое имя»: греч. para - одинаковый, onyma - имя.

Паронимами можно назвать как однокоренные, так и близкие по звучанию слова, которые при всей своей похожести всё же различаются оттенками значения или обозначают разные реалии действительности.

«Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.» В помощь учащимся в подборе слов-паронимов ежегодно издаётся «Словарик паронимов». Он не зря называется именно «словариком», так как «Словари» содержат тысячи слов-паронимов. Включённый в состав словарика минимум будет использоваться в КИМах , но ведь выучить паронимы для задания 5 - это не самоцель. Эти знания позволят избежать многочисленных речевых ошибок в письменных работах.

Обращаем внимание на то, что в заданиях РЕШУЕГЭ есть задания прошлых лет, и в них встречаются слова не из этого списка.

Записывайте слово в той форме, что требуется в предложении. Это требование основано на том, что в правилах заполнения бланков указано: если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в некотором предложении, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т. п.), в которой оно должно стоять в предложении. Словарик паронимов ЕГЭ. Русский язык. 2019 год. ФИПИ.

Абонемент - абонент

Артистический - артистичный

Бедный - бедственный

Безответный - безответственный

Болотистый - болотный

Благодарный - благодарственный

Благотворительный - благотворный

Бывший - былой

Вдох - вздох

Вековой - вечный

Великий - величественный

Восполнить - дополнить - заполнить - наполнить - переполнить - пополнить

Враждебный - вражеский

Выбирая - избирая

Выгода - выгодность

Выдача - отдача - передача - раздача

Выплата - оплата - плата - уплата

Выплатить - заплатить - оплатить - отплатить - уплатить

Вырастить - нарастить - отрастить

Выращивание - наращивание - отращивание

Высокий - высотный

Гарантийный - гарантированный

Гармонический - гармоничный

Глинистый - глиняный

Годичный - годовалый - годовой

Гордость - гордыня

Гуманизм - гуманность

Гуманистический - гуманитарный - гуманный

Двоичный - двойной - двойственный - двоякий - сдвоенный - удвоенный

Действенный - действительный - действующий

Деловитый - деловой - дельный - деляческий

Демократичный - демократический

Диктант - диктат

Дипломант - дипломат

Дипломатический - дипломатичный

Длинный - длительный

Добротный - добрый

Доверительный - доверчивый

Дождевой - дождливый

Драматический - драматичный

Дружеский - дружественный - дружный

Единичный - единственный

Желанный - желательный

Жестокий - жёсткий

Жизненный - житейский

Жилищный - жилой

Загородить - огородить - оградить - отгородить - перегородить

Занизить - понизить - снизить

Заплатить - оплатить

Заполнить - наполнить - переполнить

Заполнен - наполнен - переполнен

Зачинатель - зачинщик

Звериный - зверский

Звуковой - звучный

Зрительный - зрительский

Изобретательный - изобретательский

Информативный - информационный - информация -информированность

Иронический - ироничный

Искусный - искусственный

Исполнительный - исполнительский

Исходный - исходящий

Каменистый - каменный

Комфортабельный - комфортный

Конный - конский

Коренастый - коренной - корневой

Костный - костяной

Красочный - красящий - крашеный

Лакированный - лаковый

Ледовый - ледяной

Лесистый - лесной

Личностный - личный

Микроскопический - микроскопичный

Мороженый - морозильный - морозный

Надеть - одеть

Наличие - наличность

Напоминание - упоминание

Невежа - невежда

Нестерпимый - нетерпеливый - нетерпимый

Неудачный - неудачливый

Обвинённый - обвинительный

Обрывок - отрывок

Обхватить - охватить

Ограничить - отграничить - разграничить

Оклик - отклик

Органический - органичный

Отборный - отборочный

Отклонение - уклонение

Отклоняться - уклоняться

Отличать(-ся) - различать(-ся)

Отличие - различие

Памятливый - памятный

Перетерпеть - претерпеть

Покупательный - покупательский - покупной

Популистский - популярный

Почтенный - почтительный - почётный

Практический - практичный

Предоставить - представить

Представительный - представительский

Признанный - признательный

Продуктивный - продуктовый

Производительный - производственный - производительность

Просветительский - просвещённый

Публицистический - публицистичный

Пугливый - пуганый

Раздражение - раздражительность

Ритмический - ритмичный

Романтический - романтичный

Скрытный - скрытый

Словарный - словесный

Сопротивление - сопротивляемость

Соседний - соседский

Сравнимый - сравнительный

Сценический - сценичный

Технический - техничный

Удачливый - удачный

Униженный - унизительный

Фактический - фактичный

Хищнический - хищный

Царский - царственный - царствующий

Целый - цельный - целостный

Экономический - экономичный - экономный

Эстетический - эстетичный

Этический - этичный

Эффективный - эффектный

Эффективность - эффектность

Новое на сайте

>

Самое популярное