Домой Комнатные цветы Как называются наскальные. Шедевры пещерной живописи. Пещера Шове, юг Франции

Как называются наскальные. Шедевры пещерной живописи. Пещера Шове, юг Франции

Наскальная живопись - изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства. Большинство подобных объектов найдено в Европе, так как именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Но такие пещеры есть и в Азии, например, Ниах-Кейвз в Малайзии.

Долгие годы современная цивилизация не имела представлений о каких-либо объектах древней живописи, однако в 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей - не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Годом позже Саутуола вместе со своим другом Хуаном Вилановым-и-Пьером из Мадридского университета опубликовали результаты своих исследований, в которых датировали исполнение рисунков эпохой палеолита. Многие учёные восприняли это сообщение крайне неоднозначно, Саутуолу обвиняли в фальсификации находок, однако позднее подобные пещеры были открыты во многих других уголках планеты.

Наскальная живопись являлась объектом большого интереса со стороны ученых мира с момента её открытия в XIX веке. Первые находки были сделаны в Испании, однако впоследствии наскальные рисунки были открыты в разных уголках мира, от Европы и Африки до Малайзии и Австралии, а также в Северной и Южной Америке.

Наскальные рисунки являются источником ценной информации для множества научных дисциплин, связанных с изучением древности - от антропологии до зоологии.

Принято различать одноцветные, или монохромные, и многоцветные, или полихромные изображения. Развиваясь со временем, к XII тысячелетию до н. э. пещерная живопись стала выполняться с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение. Позднее пещерная живопись стала более стилизованной.

Для создания рисунков использовались красители различного происхождения: минерального (гематит, глина, окись марганца), животного, растительного (древесный уголь). Красители при необходимости смешивались с вяжущими веществами, такими как древесная смола или животный жир, и наносились на поверхность непосредственно пальцами; применялись и инструменты, такие как полые трубки, через которые наносились красители, а также тростины и примитивные кисти. Иногда для достижения большей чёткости контуров применялось выскабливание или вырезание на стенах контуров фигур.

Поскольку в пещеры, в которых находится большинство наскальных рисунков, практически не проникает солнечный свет, при создании рисунков для освещения использовались факелы и примитивные лампы.

Пещерная живопись эпохи палеолита состояла из линий и посвящалась в основном животным. Со временем пещерная живопись эволюционировала по мере развития первобытных общин; в живописи эпох мезолита и неолита встречаются как животные, так и отпечатки рук и изображения людей, их взаимодействия с животными и друг с другом, а также божествами первобытных культов, их обряды. Заметную долю рисунков времён неолита составляют изображения копытных, таких как бизоны, олени, лоси и лошади, а также мамонтов; большую долю также составляют отпечатки рук. Животные нередко изображались ранеными, с торчащими из них стрелами. Более поздние наскальные рисунки изображают также одомашненных животных и другие современные авторам сюжеты. Известны изображения кораблей мореплавателей древней Финикии, замеченные более примитивными общинами Иберийского полуострова.

Пещерная живопись широко практиковалась первобытными обществами, промышлявшими охотой и собирательством и находивших укрытие в пещерах или живших рядом с ними. Образ жизни первобытных людей мало менялся на протяжении тысячелетий, в связи с чем как красители, так и сюжеты наскальных рисунков практически не изменялись и были общими для популяций людей, живших в тысячах километров друг от друга.

Тем не менее, различия между пещерной живописью различных временных периодов и регионов существуют. Так, в пещерах Европы в основном изображены животные, в то время как африканские наскальные рисунки уделяют равное внимание как человеку, так и фауне. Техника создания рисунков также претерпевала определённые изменения; более поздняя живопись нередко является менее грубой и демонстрирует более высокий уровень развития культуры.

До 1849 года человечество не имело представления о существовании древней живописи, пока любитель археологии испанец Марселино Санс де Саутуола не обнаружил на территории своих земель пещеру под названием Альтамира. Стены пещеры покрывали рисунки древних людей. Данная находка буквально ошеломила исследователя, и он занялся тщательным изучением изображений. Через год были опубликованы результаты этих исследований, где говорилось о том, что данные рисунки принадлежат эпохе палеолита. Позднее такие пещеры обнаруживались по всей планете - Европе, Азии, Африке, Америке, России. Особенно много таких объектов в Европе, обусловлено это тем, что в этих местах более суровый климат и люди были вынуждены большую часть жизни укрываться от холода в пещерах.

Итак, пещерная, она же наскальная живопись - это рисунки на сводах пещер, поверхностях скал, сделанные человеком в доисторические времена. Самые ранние были сделаны более 30 000 лет до нашей эры, именно этот период считается началом эволюции человека. Зачем же древний человек наносил эти рисунки? Это вопрос, мнение по которому разделилось среди ученых: одни считают, что посредством живописи человек общался с окружающим миром, другие - что рисунки имеют религиозный характер, но доподлинно узнать цель и мотивы их создания невозможно.

Начало развития пещерной живописи

Некоторые, обнаруженные, наскальные рисунки так поразили ученых своей точностью и мастерским исполнением, что заставили сомневаться в их подлинности, но в дальнейшем все сомнения развеялись, т.к. была обнаружена более ранняя пещерная живопись, которая не была столь совершенна, это говорит о том, что живописи древний человек обучался постепенно.

Первые рисунки были нанесены довольно примитивными способами - пальцами или ветками по мягкой поверхности, например, глине. Проводились прямые или волнистые линии одновременно несколькими пальцами, что, по мнению ученых, имитировало следы когтей пещерного медведя. Такие линии названы «макаронами». К древнейшим изображениям также относятся и оттиски человеческих рук (рис. 1) с расставленными пальцами и обведенным контуром. Более сложные и четкие изображения стали появляться позднее с усовершенствованием навыков.

Рис. 1 - Оттиски человеческих рук

Техника пещерной живописи

В пещерной живописи встречаются изображения, нарисованные как одним цветом, так и рисунки полихромные, т.е. созданные при использовании нескольких цветов. В качестве красок древний человек использовал природные красители, каждый из которых давал определенный цвет: каолин - белый цвет; охра - красный или желтый; марганец - черный и др. Также, активно использовались кварц и древесный уголь, растения и кровь животных. Не забыли наши предки позаботиться и долговечности своего искусства, добавляя в краски животный жир или смолу, чтобы рисунок не смывался водой, которая просачивалась сквозь стены пещер.

Большая часть рисунков наносилась при помощи пальцев. В более поздний период краски наносились инструментами - полыми трубками, через которые рисунок заполнялся цветом и самодельными кистями. Иногда для большей четкости картины художники выбивали или выскабливали контур рисунка. В связи с тем, что художник не владел техникой объемного изображения, рисунки часто наносились на выступающие части стены для получения эффекта объемности.

Со временем пещерная живопись становится менее грубой и прослеживается более высокий уровень мастерства и развития культуры.

Сюжеты пещерной живописи

Пещерная живопись - это отражение окружающего мира человека, которому принадлежит рисунок. Рисунки изображают сцены быта древнего человека, сцены первобытной деятельности. Чаще всего можно встретить изображения животных - бизонов, оленей, коз, лошадей, медведей, мамонтов, т.е. тех, от которых зависела жизнь человека в то время. Несмотря на то, что в изображениях животных не соблюдались пропорции в их размерах, тем не менее, художники того времени могли прекрасно передать образ животного в движении, его повадки. Отдельное место в древней живописи нужно отвезти охоте. На большинстве рисунков изображен зверь, пронзенный копьем. Таким образом человек изображал то, что для него являлось главной целью - победить животное, которое даст ему всё необходимое - пищу, одежду, орудие. Изображая сцену убийства животного, человек пытался привлечь удачный исход охоты.

Рис. 2 - Пещерная живопись (охота)

Когда человек научился выделять себя из природы, в его живописи появилась тема человека, но такие рисунки встречаются крайне редко и, как правило, человек изображен не слишком реалистично.

С тех пор как была открыта первая пещера с рисунками первобытного человека, эта тема не перестает волновать ученых всего мира и по сей день. Благодаря этим рисункам ученые сделали множество открытий. Пещерная живопись - уникальное наследие наших предков, благодаря которому у нас есть возможность узнать, когда появились первые люди, как они жили и чем занимались, имеем хоть и приблизительное, но представление о том, какой мир их окружал. К сожалению, у нас нет возможности узнать истинные мотивы создания пещерной живописи, но однозначно можно утверждать, что она многое дала понять современному человеку.

Введение

Искусство развивается с времён первобытного общества. В те далёкие времена оно представлялось, как танцы, песни, музыка, колдовство и наскальное рисование. Именно эти направления дали толчок к развитию человека, как самостоятельной и разумной личности, а не просто животному.

Цель данной работы состоит в более подробном рассмотрении вышеуказанных искусств, их истории. Наиболее важной целью является - донести всю важность древнего искусства до современных людей. Попробовать проанализировать отличия между древними и современными аналогами.

Современные люди стали активно забывать о таком этапе зарождения искусств. Необходимость заинтересовать, проинформировать и, возможно, даже увлечь изучение истории искусств и древнего мира побудила желание взять именно эту тему.

В этой работе основной задачей будет изучение трёх основных направлений древнего искусства: наскальная живопись, музыка и танцы. Эти направления были выбраны из-за их исключительной исторической ценности и общей известности.

Наскальная живопись

Наскальная живопись (так же называют пещерными рисунками) -- это изображения на стенах пещер и скалах, которые выполнялись древним человеком. Наскальная живопись является один из видов первобытного искусства. Объекты, принадлежащие этому виду живописи, чаще всего находят в Европе. Причиной этой закономерности является расположения пещер древних людей, где они в своё время спасались от беспощадных холодов и некоторых животных. Но подобные этим пещеры и гроты есть так же в Азии, но в меньшем количестве. Ниах-Кейвз расположенный в Малайзии будет прекрасным примером.

Пещерная живопись была открыта в XIX веке и стала интересна множеству ученых со всего мира. Испания стала там местом, где были найдены первые свидетельства об этом виде живописи, но вскоре наскальные рисунки были найдены множестве других мест, а том числе и в Северной и Южной Америке. Эти рисунки источник бесценной информации для десятков дисциплин, изучающих древности (Зоология, антропология). Наличие наскальных рисунков означает очень многое. В частности развитость культуры у данного племени. Время и возраст создания рисунков и изображенные на них сюжеты позволяют ученым узнать о состоянии мира и жизни первобытных сообществ на момент их создания. В некоторых случаях наскальная живопись является практически единственным источником, из которого можно узнать подробности о древней истории местности; например, благодаря пещерной живописи, найденной на территории Северной Африки, ныне занимаемой пустыней Сахара, известно, что во времена палеолита и неолита ее экосистема сильно отличалась от современной и была достаточно богатой. Она также помогла определить примерное время опустынивания Сахары и появления в Северной Африке новых видов, таких как верблюды.

Наскальные изображения также позволяют прослеживать распространение первобытных людей по Земле и, совместно с другими артефактами, дают преставление о быте и культуре их авторов, а также об их эволюции. Так, с помощью изучения наскальной живописи возможно проследить процесс одомашнивания животных и изменения состава фауны в близлежащей местности.

Установление возраста наскальных рисунков сопряжено с определёнными трудностями. В связи с тем, что пещеры и скалы, на которых находятся наскальные рисунки, подвергались воздействию загрязнения в течение многих столетий, метод радиоуглеродного анализа зачастую оказывается ненадёжным и даёт ошибочные результаты. Более надёжными являются методы анализа частиц красителей, из которых состоят рисунки. Также возраст рисунков можно приблизительно определить, если на них изображены животные, обитавшие в местности нахождения рисунка в прошлом, например, во времена последнего ледникового периода.

Ввиду древности наскальных рисунков, достоверных свидетельств о причинах создания и значении пещерной живописи не сохранилось. Современные исследователи имеют ряд гипотез относительно их значения; единого мнения относительно предназначения и смыслов, которые вкладывали в свои работы древние художники, наука выработать не смогла. Анри Брейль предполагал, что наскальные рисунки служили частью ритуалов «охотничьей магии» и должны были, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Дэйл Гатри, основываясь на известных примерах пещерной живописи разных видов, изображающих свирепых зверей, сцены охоты и фигуры женщин, пришёл к выводу, что они являются всего лишь изображениями фантазий первобытных подростков. Однако археолог Дин Сноу, проанализировав наскальные рисунки пещер Франции и Испании, установил, что, по крайней мере, часть из них сделана руками женщин.

Как и у любого вида искусства у наскальной живописи есть свои техники и сюжеты. Принято различать одноцветные, или монохромные, и многоцветные, или полихромные изображения. Развиваясь со временем, к XII тысячелетию до н.э. пещерная живопись стала выполняться с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение. Позднее пещерная живопись стала более стилизованной.

Для создания рисунков использовались красители различного происхождения: минерального (гематит, глина, окись марганца), животного, растительного (древесный уголь). Красители при необходимости смешивались с вяжущими веществами, такими как древесная смола или животный жир, и наносились на поверхность непосредственно пальцами; применялись и инструменты, такие как полые трубки, через которые наносились красители, а также тростины и примитивные кисти. Иногда для достижения большей чёткости контуров применялось выскабливание или вырезание на стенах контуров фигур. Поскольку в пещеры, в которых находится большинство наскальных рисунков, практически не проникает солнечный свет, при создании рисунков для освещения использовались факелы и примитивные лампы. (1)

Наскальные рисунки занимали и занимают уникальное место в истории человечества. Они легли в основу всего искусства в целом. Множество людей посвящают себя изучению древних изображений, и по сей день.

Спелеологи всего мира находят пещерные рисунки древнейших людей во всех уголках земного шара. Наскальные картинки прекрасно сохранились до наших дней, хотя были нарисованы много тысячелетий назад. Различают несколько видов таких художеств, которые периодически вносят в список Всемирного наследия.

Как правило, древний человек разрисовывал стены пещер однотипными сюжетами — он изображал охоту, руки человека, различные сражения, солнце и животных. Наши предки придавали этим рисункам особое значение и вкладывали в них сакральный смысл.

Создавались эти росписи с помощью различных способов и материалов. Для рисования применяли охру, кровь животных и мел. А тесаные картинки создавали на камне с помощью специального резца.

Предлагаем совершить мини-экскурс в загадочный мир пещер с наскальными росписями, созданными древним человеком до нашей эры.

Пещера Магура, Болгария

В болгарской пещере Магура, неподалеку от Софии, которая поражает своей уникальностью и длиной, найдены доисторические картинки. Подземное царство растянулось на два километра, а залы пещеры имеют огромные размеры: ее ширина — 50 м, а высота — 20 м.

Обнаруженная наскальная роспись создана с помощью гуано летучих мышей. Картинки наносились в много слоев на протяжении нескольких периодов: палеолита, неолита, энеолита и бронзового века. Рисунки изображают фигурки древних людей и животных.

Еще здесь можно встретить нарисованное солнце, и различные орудия труда.

Пещера Куэва-де-лас-Манос, Аргентина

В Аргентине находится еще одна древнейшая пещера с большим количеством наскальных рисунков. В переводе она звучит как «Пещера множества рук», так как в ней преобладают отпечатки ладоней наших предков. Наскальная роспись находится в большом зале шириной 24 м и длиной 10 м. Приблизительная дата нанесения картинок — 13-9 тысячелетия до нашей эры.

На объемном известняковом полотне запечатлены многочисленные следы рук. Ученые выдвинули свою версию появления таких четких отпечатков — древние люди клали специальный состав в рот, а затем сквозь трубку дули на руку, которую прикладывали к стене пещеры.

Здесь также есть изображения людей, животных и геометрических фигур.

Скальные жилища Бхимбетка, Индия

В Индии обнаружено много пещер с наскальной живописью. Одна из них находится на севере центральной Индии, в штате Мадхья-Прадеш. Местные жители дали такое название пещере в честь героя эпоса «Махабхараты». Росписи древних индийцев приходятся на эпоху мезолита.

Здесь можно увидеть как и затертые, неяркие изображения, так и очень красочные и интересные рисунки. В основном, здесь изображены различные битвы и орнаменты.

Национальный парк Серра-да-Капивара, Бразилия

В бразильском национальном парке Серра-да-Капивара находится пещера древних людей, стены которой сохранили рисунки, которые были нарисованы 50 тысяч лет назад.

Ученые обнаружили здесь около 300 различных художеств и памятников архитектуры. В пещере преобладают рисунки животных и прочих представителей эпохи палеолита.

Пещерный комплекс Лаас-Гааль, Сомалиленд

В африканской республике Сомалиленд археологи обнаружили пещерный комплекс Лаас-Гааль, на стенах которого сохранились картинки времен 8-9 и 3 тысячелетия до нашей эры. Древние поселенцы изображали здесь разнообразные бытовые и жизненные сцены: выпас скота, различные ритуалы и игры.

Современники, которые живут здесь, не особо интересуются этой наскальной живописью. А в пещерах, как правило, только укрываются от дождя. Большое количество рисунков еще не изучены и археологи продолжают их исследовать.

Наскальные изображения Тадрарт-Акакус, Ливия

Здесь есть зал Быков и дворцовый зал Кошек. К несчастью, в 1998 году эти шедевры живописи чуть было не испортились плесенью. Поэтому, чтобы избежать этого, в 2008 году пещеру закрыли.

Современный человек окружен невероятным количеством художественных образов. Куда мы не обратим свой взор – все изобилует картинами, орнаментами, фотографиями, начиная с самого простого быта и заканчивая творениями искусства.

На протяжении всей истории человек стремился к передачи внутреннего или внешнего через образ. «Поистине, искусство заключено в природе; кто умеет обнаружить его, тот владеет им.» Альбрехт Дюрер

Художественная культура человечества начинает свой отсчет с незапамятных времен – самого палеолита. Всем известна древнейшая наскальная живопись . Именно в палеолите (2,5 млн-10 000 лет до н.э.) зарождается искусство как таковое.

Время, когда земледелия еще не существовало, а Землю населяли вымершие виды животных, во времена каменного века, когда первобытный человек занимался собирательством и охотой с помощью примитивного оружия.

Уже тогда у человека появилась необходимость художественной передачи простых образов.

Наскальные изображения

Древние наскальные изображения высеченные на камне называются петроглифами .

Эти рисунки, различающиеся по манере исполнения располагались в пещерах, где жили люди палеолита, иногда в малодоступных местах.

Наскальный рисунок выполнялся на камне с помощью грубого режущего инструмента, чему свидетельствуют каменные резцы, найденные на стоянках первобытных людей.

Часто использовались минеральные красители, которые наносились вторым слоем, они приготавливались из окиси марганца, угля, каолита и давали цветовые вариации от охры до черного. «Авторы наскальных рисунков в пещерах лучше разбирались в анатомии четвероногих животных, чем большинство современных художников, и делали меньше ошибок на рисунках шагающих мамонтов и других млекопитающих» Предполагается, что значение наскальных рисунков было ритуальным, но споры на эту тему ведутся и поныне. Изображались в основном животные, в том числе те, которые уже вымерли. Образ человека встречается намного реже и относится к более позднему периоду.

Для наскальных рисунков характерно отсутствие пропорций, простая примитивная техника изображения, иногда просматривается примитивный сюжет охоты, нередко рисунки первобытных людей передавили движение.

Наскальная живопись распространена по всему миру. Самые яркие ее примеры находятся в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, Алжире.

История первого найденного наскального рисунка

«После работ в Альтамире все искусство пошло на спад.» Пабло Пикассо

Наскальные рисунки бережно были сокрыты в многочисленных пещерах не в одном месте, а по всему миру. Впервые они обратили на себя внимание общественности лишь 120 лет назад.

Почему это случилось относительно недавно, несмотря на то, что они, наверняка были неоднократно найдены ранее? Судя по всему, их простота выполнения, зачастую похожая на детские рисунки, просто была непримечательна.

В ХIХ-ХХ веках происходит систематизация и осмысление всего художественного наследия нашей планеты. В середине ХIХ века не было известно искусства древнее египетского или кельтского.

Предполагалось существование каких-либо древнейших зачаточных форм искусства, но считалось, что они должны были бы быть крайне примитивны. Наверное, поэтому потребовалось полвека, чтобы признать и осмыслить уже найденные, весьма содержательные и многоплановые наскальные рисунки .

Марселино де Саутуола считается первооткрывателем наскальной живописи. Он исследовал пещеры, которые располагались в местности, где жил начиная с 1875 года. В 1879 году, исследуя пещеру Альтамира, его девятилетняя дочь обнаружила удивительные рисунки, которые впоследствии назвали “Сикстинской капеллой первобытного искусства” пещеры Альтамира.

Марселино де Саутуола потребовался целый год, чтобы осмелиться сделать общественное заявление. Он волновался не зря, поскольку его заявление вызвало невероятную бурю волнений в научных кругах.

Потребовалось много времени и открытий, чтобы признать подлинность наскальных рисунков Альтамира. По прошествии времени и многочисленных подобных находок эксперты были вынуждены признать правоту Марселио, он, к сожалению, не дожил до этих дней.

Древнее древнейшего – творения неандертальцев

Испанская пещера Нерха с найденными в ней наскальными рисунками может произвести переворот в представлениях о неандертальцах. Эти пещеры были открыты в 1959 году мальчиками, охотившимися на летучих мышей. Раскопки в этих пещерах продолжаются и по сей день.

Именно в Нерхе были обнаружены наскальные рисунки странной спиралевидной формы, напоминающие строение ДНК. Ученые утверждают, что подобный вид имели ластоногие, которыми питались жители того времени.
«Искусство прежде всего должно быть ясно и просто, значение его слишком велико и важно.» М. Горький Уголь найденный на изображениях исследовался радиоуглеродным методом, который определил приблизительный возраст рисунков. Их возраст ошеломил всех – оказалось, что рисункам насчитывается около 43 тысяч лет. Это на 13 тысяч лет старше, чем рисунки пещеры Шовы, Франция, которые до сих пор считались самыми древними.

На данный момент официальных заявлений о пещере Нерха не было, поскольку они могут оказать большое влияние на представления о развитии человека, наскальные рисунки нуждаются в многочисленных исследованиях и подтверждениях.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Новое на сайте

>

Самое популярное