Домой Ягоды Календарь постов староверов год. Пост – полное очищение собственных телес. Как не запутаться в художественном наследии династии Маковских даже дилетанту

Календарь постов староверов год. Пост – полное очищение собственных телес. Как не запутаться в художественном наследии династии Маковских даже дилетанту

Общая продолжительность поста - 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.

Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье - горячая с маслом.

Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.

В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.

Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2016 году он длится 15 дня.

В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник - горячая пища без масла, а в среду и пятницу - сухоядение.

В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

В праздник Преображение Господне (19 августа) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).

В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу - сухоядение.

С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.

Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг - горячая пища без масла, в субботу и воскресенье - горячая пища с маслом.

В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво - вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.

В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.

4.9 (98.1%) 21 votes

Установление Рождественского поста относится к древним временам христианства. Он упоминается в исторических источниках уже с IV века. Первоначально Рождественский пост длился 7 дней, после чего реформой 1166 года по решению Вселенского патриарха Луки Хрисоверга при императоре Мануиле он стал сорокадневным.

В православных церквях византийской традиции Рождественский пост является одним из четырёх многодневных постов церковного года и служит 40-дневным приготовлением к празднованию Рождества Христова.

Соблюдается с 28 ноября по 6 января по новому стилю (15 ноября по 24 декабря ст. ст) включительно и завершается праздником Рожества Христова.

Заговенье (канун поста) - 14 ноября (27 ноября по новому стилю) - приходится на день памяти святого апостола Филиппа, поэтому пост называют также Филипповым . Если заговенье выпадает на однодневные посты, среду или пятницу, то оно перемещается на 13 (26) ноября.

Предписания о трапезе

По правилам воздержания Рождественский пост близок к Петрову посту. Согласно церковному уставу, во все дни поста исключаются мясные, молочные продукты и яйца. Кроме того, предписывается:

От начала поста и по 6 (19 нс) декабря включительно:

по средам и пятницам - сухоядение; по понедельникам по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино; 21 ноября (4 декабря нс ), в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино;

по средам и пятницам - сухоядение; по понедельникам - горячая растительная пища без растительного масла; по вторникам и четвергам - горячая растительная пища с растительным маслом, вино; по субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом, рыба, вино;

Кроме того, от начала поста и по 19 декабря (1 января нс) включительно рыбу (а значит и вино, и елей) можно употреблять в те вторники и четверги, когда случится святой со славословием или имеющий праздничный знак, в те понедельники, среды и пятницы, когда есть храмовый праздник или бдение (если иной великий святой, то разрешается вино и елей).

19 декабря (1 января нс ) православные отмечают память св. мученика Внифантия, имеющего особую благодать избавлять от винного запойства . В этот день во многих старообрядческих храмах проходят богослужения и молебны. Что и говорить, совпадения дат не случайны…

С 20 декабря (2 января нс ) по 24 декабря (6 января нс ) включительно (период предпразднства Рождества Христова):

по понедельникам, средам и пятницам - сухоядение; по вторникам и четвергам - горячая растительная пища без растительного масла; по субботам и воскресеньям - горячая растительная пища с растительным маслом;

Пост в Рождественский сочельник

24 декабря (6 января н.с. ), в Рождественский сочельник - особо строгий пост, положено есть сочиво (коливо) - сладкую кашу из пшеничной, рисовой или другой крупы, обычно только после вечерни (“после первой звезды”).

В те дни, когда разрешается вино, подразумевается его умеренное употребление. В наши дни пост в полном соответствии с уставом соблюдают в основном монахи. Так же, как и другие посты, Рождественский пост строго соблюдается старообрядцами.

По словам святителя Иоанна Златоуста, «ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления » .


Вот что пишут про гражданский “Новый год” безпоповцы:

…Когда придет к язычникам праздник «нового года», то в ту ночь все люди возмятутся. В городах и селах возбесятся, играя в разные бубны и сопели, изрыгая гудение музыкальное. И погрузятся все в игры сатанинские, скача и рукоплеская. Мужи, жены и девы издадут неприязненный кличь и вопль, изблюют всескверные песни бесовские.

И скакать начнут танцы сатанинские, извиваясь хрептами и топая ногами. И в ту ночь начнется великое падение и шатание, и блудное поведение, тогда начнется беззаконное осквернение и растление. И призовется тогда этим идолослужением призовётся сатана, перед которым нашим скверными делами будет принесено богомерзское приношение…


Далее для тех, кто хочет встретить “новый год” иначе…

Житие cвятого мученика Внифантия

Святой Внифантий жил во времена царя Диоклетиана, он был подчиненным одной боярыне, именем Аглаиды, дочере Акакия антипата римского. Вскоре они сочетались с Аглаидой церковным браком. Внифантий был пьяница, но милостив, страннолюбив и миролюбив, как и госпожа его была милостива и человеколюбива. В один от дней госпожа Аглаида пошла на Восток, где много христиан стало мучениками и принесла мощи святых на спасение душевное. Внифантий сказал госпоже – примет ли она его тело? Госпожа отправила мужа с двенадцатью мучениками, которые захотели исповедовать Христа перед безбожным царем в городе Киликии. Внифантий пришел к правителю и исповедовал себя как христианина. После многих мучений, он был обезглавлен, и вместо крови из раны потекло молоко. Его тело было принесено госпоже его. Она приняла святые мощи своего супруга и с честью погребла его, создав церковь во имя его. Святому мученику Внифантию молятся, чтобы избавиться от пьянственного пристрастия.

По новому стилю день святого Внифантия приходится на первое января, когда бесстыдные язычники, и злосмрадные еретики отмечают свой поганый «новый год». К сожалению и многие наши нарицаемые христиане, «празднуют» этот бесовский праздник. И во время его предаются пьянству, разврату и скоромному осквернению. И все не хотят помнить, что святой Внифантий своим мученическим подвигом не только прославил Христа, но и получил дар исцелять от страшного порока – пьянства.

В последние дни Рождественского поста, христиане должны постится как в Великий пост, с особой строгостью и вниманием, и уж тем более не уподобляться разным увеселением, в неподобных играх сатанинских. Христианам подобает праздновать день Рождества Христова в чистоте и целомудрии духовном, в молитвах, посте и братолюбии. Верующим во Христа не позволено козлогласовать – петь нелепые, противные слуху песни, любодействовать – всячески блудить, осквернять себя всяческой плотской нечистотой, распутной жизнью, непотребством, всяческим студодеянием, сварливым рвением и губительной завистью.

В ожидании Праздника Воплощения Христова христианам следует облачаться в Господа нашего Исуса Христа и не творить плотские угождения в похоти. Бесовский «новый год» есть скверна и богомерзкое приношение, во время которого призывается сатана и неразумными людьми ему приносится жертва.

Подлинный «Новый Год», новолетие христиане празднуют 1 сентября по юлианскому стилю, в соответствии с установлениями Вселенских Соборов. Перенос «нового лета» на первое января, вначале по юлианскому стилю, а затем и по григорианскому летоисчислению связан с изменениями в летоисчисление внесенными царем-антихристом Петром Первым. Этот лукавый змей, разрушил вселенскую, законную клятву. Кому же посвятил празднование «нового года» льстец Петр? Праздник «нового года» посвящен настоящему идолу – двуликому Янусу.

Это языческое божество обозначало хаос, то есть темную неопределенность, дьявольское действие, противостоящее Божественному порядку. Янус символизировал, собой вход в другой, иной мир, мир хаотической неопределенности, в христианском понимании – это вход в Ад. Будучи богом «входа», Янус считался у язычников покровителем всякого начала. Язычники призывали Януса в начале своей молитвы или какого-либо дела. Первый праздник римского, языческого года был установлен в честь Януса. Отсюда само начало языческого года происходило с 1 января. Само название месяца январь (Januarius) происходит от Януса. У язычников Янус выступал как божество, управляющее временем.

Повышенное внимание к этому вопросу происходит с нашей стороны потому что, нет у нашего народа «праздника» более скотского, пьяного, блудливого, наполненного причудливыми приготовлениями, непотребными скаканиями, всяческой распущенностью и вседозволенностью. Каждое отмечание «нового года» есть начало, когда через духовную распущенность призывается идоложертвенным образом сатан, и всяческими непотребствами ему приносятся скверная, беззаконная и богомерзская жертва. Люди, скачущие вокруг неведомого древа хвойной породы становятся соучастниками сатанинского спектакля, превращаясь в сатанинские сосуды. Несть числа пьянству, сквернословию и всяческим кощунам, которые люди попускают себе. Все это похабно-скотское действо есть прямое отвержение Христа. И великое «новогоднее» непотребство происходит во время последних, строгих дней Рождественского Поста и ожидания воплощения Бога Слова.

Поэтому для христиан невозможно не только празднование «нового года», но и само исчисление времен от 1 января, что противоречит учению церкви, Вселенским Соборам и заветам святых отцов.


Наш Праздник – Рожество!

Гуслицкие староверы считаются людьми суровыми, с крутым нравом. Именно таких, самых непримиримых, ссылали в здешние места при царе Иване III. Живут они, проводя дни и ночи в трудах, постах и молитвах. Называют себя истинными православными, крестятся двумя перстами. Корреспонденты "МК" решили выяснить, чем Великий пост староверов отличается от нашего, нововерческого.

В Шувое не говорят "спасибо". Только "спаси Христос" и "благодарю". Иначе от Бога буква отлетает (спасибо - спаси Бог).

Отведайте щей с белыми грибами, - просит пенсионерка Вера Горячева. - А еще риску с сухофруктами, киселя клюквенного.

Вера Георгиевна не представляет себе, как можно не поститься.

А в чем тогда смысл? Господь дал заповеди, которыми нужно руководствоваться как инструкцией.

Максим - человек молодой, помогает батюшке на службе и воспитывает своих детей в старообрядческой вере. Его называют уставщиком, потому что он следит за соблюдением церковного устава. У его жены Татьяны волосы убраны в повойник, который она никогда не снимает.

В храм всегда надеваю церковный сарафан - праздничную одежду до пят с белой блузкой, - рассказывает Татьяна. - И еще беру с собою лестовки - старообрядческие четки. Их в Шувое плетут все женщины, украшая бисером.

Старообрядческий пост куда строже, чем пост нововеров. v - У никонианцев, то есть у вас, только первая и последняя неделя строгие, а во все остальные можно пост нарушить, - укоризненно качает головой отец Алексей. - А у нас, если чуточку дал поблажку, считай, что пост пропал.

Старообрядцы не едят крольчатину, конину, медвежатину. "Эти животные нечистые, - объясняет отец Алексей. - Из рыбы в пищу употребляем только чешуйчатую. Угорь, например, все равно что змея. А змея - дьявол, искуситель".

У батюшки в доме нет телевизора. Он считает, что новости лучше слушать по радио. А с голубого экрана часто демонстрируют непристойности. У остальных жителей во время поста телеки покрыты скатертями - до Пасхи их все равно не включают.

К причастию допускаю только тех, кто соблюдал все 4 поста в году и воздерживался от скоромной пищи по средам и пятницам, - говорит батюшка. - На исповеди предупреждаю, что если скрыт хоть один грех, то Господь не простит ему и те грехи, в которых он покаялся.

Идем за батюшкой в церковь. На пороге он колеблется: пускать ли нас. Для него мы хоть и православные, но нововеры - все равно что безбожники. Деревянная церковь поражает своей строгостью и скромностью. Нет привычной позолоты, зато все иконы старинные. Вместо люстр с лампочками - светильники с лампадками. Иисус Христос в алтаре благословляет двумя перстами. Служба у староверов длится 5-6 часов, у нововеров она сокращена почти вдвое. Прихожане держат сложенные руки на груди, крестятся и кладут поклонны одновременно, а не как кому вздумалось.

В церкви не продают ни золотых, ни серебряных крестиков - только медные. Ведь староверы - скромны, как Господь. Но женщины носят крестики округлой формы, а мужчины обычной. Вот такая традиция. Старообрядцев всего 10 млн. человек по всему миру. Но верят они истинно, по-настоящему. Во всяком случае, корреспондентов "МК" они в этом почти убедили.

– лучшей и наиболее перспективной на сегодня электронной версией старообрядческого месяцеслова.

Не иначе как по нашим молитвам и чаяниям стараниями неутомимого подвижника, чада РПСЦ Максима Чернятевича воплотилась многолетняя мечта: иметь «живую» версию церковного календаря.

Максим Чернятевич во время работы над календарем

В конце 2017 года данная разработка стала доступной для скачивания в виде мобильного приложения для ANDROID :


Скачать Древлекалендарь в качестве приложения на ANDROID на Google Play

Разработанная Максимом программа рассчитывает Пасхалию на любой год, сама расставляет передвижные праздники, добавляет данные об уставе поклонов и трапезы, указывает дни памяти святых, чтимых нашей Церковью. Все это делается в строгом соответствии с дораскольными книгами с учетом практики, утвержденной Православной (старообрядческой) Церковью.

Мы познакомились с Максимом несколько лет назад, когда он завершал работу по сканированию эталонной для православных «Острожской» Библии в рамках своего информационного портала Vechnoe.info . Этот сайт мы упоминали как важный источник доброй информации, когда рассказывали . По-прежнему рекомендуем добавить ресурс в закладки и по мере необходимости черпать оттуда полезную информацию.

О проекте «Древлеправославный календарь»

Цель нового ресурса - дать старообрядцам всех согласий простой и удобный церковный календарь, содержащий все необходимые сведения для церковных богослужений и домашней молитвы. Простой интерфейс с возможностью интеграции с другими ресурсами и позволит читателям согласовать уклад повседневной жизни с заветами и преданием Церкви.

Древлеправославный старообрядческий календарь вычисляет гласы, рассчитывает посты, подвижные и неподвижные праздники, дни поминовения усопших, приходные и исходные поклоны на каждый день и Зрячую Пасхалию. В нем также есть возможность поиска праздников на текущий год или имен по святцам.


Большинство из нас за 100 лет позабыли, с какого дня должна начинаться неделя…

В основу календаря положен старопечатный Часослов, из которого взят текст о праздниках и постах на каждый день. Кроме того, добавлены праздники из календаря РПсЦ (в следующей версии будет возможно настроить календарь для отдельного согласия).

В случае выявления разногласий текущей практики с Церковным Оком предпочтение отдавалось Церковному Оку, причем всегда в сторону большей строгости, так как правильнее предупредить, чем попустить.

Пасхальные алгоритмы, алгоритмы расчета дат Юлианского и Григорианского календарей взяты из работы Клауса Тондеринга «Часто задаваемые вопросы о календарях» .

Календарь охватывает периоды с 1900 по 2099 годы, однако при необходимости ограничение можно снять. К реализации запланированы и другие полезные функции, которые наверняка придутся по душе пользователям.

При помощи редакции сайта «Старообрядческая Мысль» была разработана дополнительная программа, позволяющая встраивать календарь в другие сайты. Сейчас она доступна на сайт в режиме чтения статей, однако уже скоро появится и на главной странице в виде расширенного меню.

Как и любой новый программный продукт, календарь может содержать ошибки и неточности, а также спорные моменты. Максим Чернятевич обращается с просьбой ко всем читателям сайта «Старообрядческая Мысль» с просьбой не оставаться безучастными и информировать нас о своих вопросах, сомнениях и пожеланиях. Сделать это можно в виде комментария к данной статье, либо на e-mail staroveru@сайт , [email protected] .

Все, кто хотел бы присоединиться к проекту Древлекалендаря, в том числе для его размещения на своих сайтах, должны согласовать свое участие с разработчиком.

Желаем всем потрудившимся во славу Божию, в частности р.б. Максиму, Ивану, Ольге доброго здоровья и душевного спасения!

Редакция сайта

ПОСТЪ – это древнеславянская аббревиатура: П – полное, О – очищение, С – собственных, Т – телес, Ъ – сотворяша. Система ПОСТов связана с Природой, сменой питания в зависимости от климатических сезонов, чтобы очиститься и перестроить организм с одного вида пищи на другой.

Славянская система ПОСТов

Каждое Лето существует 5 ПОСТов и Однодневный ПОСТ каждую неделю (разгрузочный день). У нас нет постов как у христианской церкви, по 40 дней, а перед этим они наедаются от пуза, чтобы потом голодать поститься. Славянский ПОСТ длится 1-2 недели.

1. Святый ПОСТЪ – 9 дней, с 23 по 31 Рамхатъ (14-22 октября).
В этот период времени православным не желательно употреблять мясную, рыбную, жирную белковую (яйца, масло, молоко) и острую пищу.
Можно — утром и вечером: овощи, фрукты, ягоды, зерновые и зернобобовые продукты, а днём: воду, соки и травяные чаи (смородиновый лист, малиновый лист, чабрец, мята, ромашка). Это связано с подготовкой организма к переходу на раннеконсервированную пищу: малосольные огурчики, помидорчики и т.п. И чтобы организм подготовить к такой раннеконсервированной пище мы должны его очистить, чтоб он нормально работал.

2. Даждьбожий ПОСТЪ – 18 дней (две ), 1-18 Бейлетъ (12-29 декабря).
В этот период времени идёт переход от раннеконсервируемой пищи на полностью консервируемую (соленья, копченья и т.д.). Непозволительно употреблять мясо, жирную рыбу, яйца, жирные молочные продукты (сливки, сметану), сливочное масло, белый хлеб.
Можно — любое растительное масло (подсолнечное, льняное, конопляное, горчичное и др.), «серый» и ржаной хлеб, особенно испечённый из полуночной опары, то есть её с вечера заводят, ночь она стоит, а по утру пекут. Также употребляют пророщенное зерно и хлебцы из пророщенного зерна. Остальные продукты вкушаются также, как и в Святый ПОСТЪ. Для улучшения обмена веществ днём рекомендуется употреблять кислую (квашеную) капусту или гречневую кашу.

3. Чистый ПОСТЪ – 18 дней, 23-40 Гэйлетъ (13 февраля – 2 марта).
Непозволительно употреблять пищу мясную, жирную, кислую (квашеную), яйца, и любое масло (растительное и животное).
Можно – нежирную рыбу (кроме жареной), крупяные каши на пару, макаронные изделия, «серый» и ржаной хлеб, орехи, ягоды, соки, травяные чаи и в малых количествах зернобобовые. Со второй недели Чистого ПОСТа постепенно вводится свежая растительная пища (зелёный лук, редис и т.д.).
* Многие каши на пару после приготовления заправляли мёдом, т.е. значительно повышали энергетическую систему. Сейчас даже поминальную кутью готовят: рис, изюм и сахар. А на Руси никогда сахар не клали, всегда использовали: рис, изюм и мёд.
* Макакронные изделия наши Предки готовили так: делали нежирное тесто, раскатывали в листы, резали в лапшу и на полотенце просушить. Получалась домашняя лапша из пресного теста.

4. Великий ПОСТЪ – 13 дней, 23-35 Дайлетъ (25 марта – 6 апреля).
Необходимо пробудить организм после зимы. Непозволительно употреблять жирную мясную пищу (кроме мяса курицы и кролика), жирную рыбу, масло (кроме растительного), молочные продукты (сливки, сметану). Всё остальное нежирное можно вкушать.
Рекомендуется в ежедневный рацион включить кедровые и грецкие орехи, ибо они не только очищают пищевод и кишечник, но и дают могучую природную силу. Также в Великий ПОСТЪ очень часто готовили тыквенные каши. Туда и пшено добавляют.
* Великий – потому что в эти дни почитают всех Великих Богов и Предков, а не как у христиан «Великий» — потому что самый длинный пост.
* Помните и наоборот? Когда в Великий ПОСТ ограничение в питании, человек больше думает о Богах и Предках, а раз больше о них думаешь, то и больше сил от них получаешь, которое конмпенсирует человеку питание продуктами. То есть как бы сказали йоги — человек переходит на прановое питание, то есть ограничивая себя в земной пище получаешь больше небесной пищи, т.е. энергии, которая необходима для пробуждеяния твоего организма после времени майя, т.е. после зимы.
* Вопрос про семечки. Чёрные семечки вообще запрещено употреблять. Раньше если семечки серые полосатые, белые тыквенные, дынные.

5. Светлый ПОСТЪ – 18 дней, от 33 Вейлетъ до 9 Хейлетъ (24 июня – 11 июля).
В этот период времени позволительно употреблять только утром на восходе и вечером, когда солнце идёт на закат, одну лишь растительную пищу.
В , который совпадает со Светлым ПОСТом, можно есть мясо любой жирности, но оно обязательно должно быть приготовлено на Живом Огне (костёр, запалённый от добытого Живого Огня).
* Раньше мясо готовили на вертеле, сейчас – шашлыки, либо на кованках делали – это как платформа железная кованная с пупырышками, и огонь проходит, а сейчас делают на решётках – куски мяса хорошо прожаривают.

Однодневный ПОСТЪ – каждый 7-й день девятидневной славянской недели, согласно : «Почитайте вы три дня в неделе – третий, седьмый и девятый…». То есть три дня выходных, из них в седьмой день ПОСТ. В этот день рекомендуется воздержаться от принятия пищи вовсе, исключение составляют соки, вода, компоты без ягод, травяные чаи и кисель. Если однодневный ПОСТ совпадает с , то в этот день не постятся, а соблюдают праздник.
* От этой формы однодневного поста появились разгрузочные дни, чтобы организм разгружался – не зашлаковывался, а очищался.

ПОСТ не прост

Не соблюдают ПОСТ малые чада до 12 лет, беременные и кормящие матери, старцы и старицы после 60 лет, воины, несущие караульную службу, а также раненые и больные, так как им необходимо питаться для обретения дополнительной силы и здоровья. А также не соблюдают ПОСТ жрецы в то время, когда они проводят , связанные с использованием природных сил, допустим: очищения, и прочие, всё, что связано с использованием природных сил. Если же жрец ведёт обычные (утренние, вечерние), то он ПОСТ соблюдает.

Новое на сайте

>

Самое популярное