Домой Цветы Поэт-колумнист, тролль и премудрая крыса онуфрий

Поэт-колумнист, тролль и премудрая крыса онуфрий

Родился в 1885 году в с. Каревское Богородской волости Томского уезда в семье чиновника тюремного ведомства. Закончил гимназию, поступил в Томский технологический институт, был исключён в 1903 году за антиправительственную деятельность. В 1911 году окончил юридический факультет Томского университета. Член РСДРП (1906-1907, с 1917).

В 1915 году возглавлял Барнаульское отделение Общества учащих и учивших (то есть учителей), преподавал историю и географию в Зайчанской воскресной школе для взрослых. В 1916 году поступил инструктором-культурником в Алтайский центральный кредитный союз.

В апреле, августе 1917 года избирался гласным городской думы г. Барнаула. Октябрьские события расценил как узурпацию власти большевиками, выступал против разгона Учредительного собрания, диктатуру Колчака также не одобрил.

В 1917 году создал совместно с Г. Пушкарёвым литературное объединение «Агулипрок» (Алтайский губернский литературно-продовольственный комитет), которое объединяло многих писателей и просущестовало в Барнауле до 1920 года.

В июле 1918 года после падения советской власти избран членом губземуправы, стал главой отдела народного образования, с декабря - заместителем председателя управы. Был членом правления, прдседателем Алтайского отдела Российского географического общества, членом правления культпросветотдела Алтайских кооперативов, позднее преобразованного в самостоятоятельный культпросветсоюз Алтайского края.

К ноябрю 1919 года, когда деятельность губземуправы оказалась парализованной, вышел из ее состава, преподавал географию в женской гимназии М. Ф. Будкевич, губсовпартшколе, школе им. III Интернационала, на рабфаке Томского университета, где также был завучем. Автор учебника - «Конспективный курс географии для взрослых учащихся» (1922).

Как меньшевик был уволен с работы и арестован, освобожден после публикации покаянного заявления в газете «Красный Алтай». После этого получил разрешение преподавать географию в 22-й школе.

В 1931 году был арестован повторно и освобожден «за недостатком улик». В 1932 году вместе с семьёй переехал в с. Тюменцево, где преподавал литературу и географию в местной школе и вел литературный кружок.

В августе 1937 года был уволен за то, что якобы аполитично вёл уроки. 18 декабря 1937 года арестован и заключен в барнаульскую тюрьму. 2 июля 1938 года осуждён выездной сессией военной коллегии Верховного Суда СССР к высшей мере наказания -расстрелу. Казнён 16 сентября 1938 года. Посмертно реабилитирован в 1960 году.

Творчество

С 1906 года начал публиковать стихоторные фельетоны в томских сатирических журналах «Бич», «Ёрш», «Красный смех», «Рабочий-юморист», сотрудничал в газете «Сибирские отголоски», журналах «Молодая Сибирь», «Сибирская новь», «Сибирский студент».

В 1912 году по приглашению редактора газеты «Жизнь Алтая» Г. Д. Гребенщикова переехал в Барнаул и вошёл в состав редколлегии газеты, где печатал стихи, театральные рецензии, фельетоны.

В 1914 году стихи вошли в «Алтайском альманахе» (Санкт-Петербург), который редактировал Георгий Гребенщиков.

Пробовал себя в драматургии, в 1915 году на сцене Народного дома была с успехом поставлена пьеса «Враг».

В 1916 году стал редактором кооперативного журнала «Алтайский крестьянин». В феврале 1918 года вместе с В. Шемелевым вошёл в состав редакции газеты «Алтайский луч» - органа меньшевиков.

В 1917 году вышла первая книга - сборник стихов «Песни борьбы и надежд».

Вместе с А. Ершовым, А. Жиляковым, С. Исаковым входил в инициативную группу по изданию книжной серии - «Библиотека „Сибирский рассвет“», в которую вошли произведения сибирских литераторов и писателей о Сибири. В 1918 году в книжной серии «Библиотека „Сибирский рассвет“» вышел сборник стихов «Родному краю». Тираж книги составил 30 000 экземпляров - «цифра для этого времени колоссальная».

Изредка публиковал краеведческие статьи в местных журналах и сборниках, был одним из авторов «Сибирской советской энциклопедии».

Делегат Первого общесибирского съезда писателей (1926).

В бумагах, сохранённых женой и дочерью, были найдены три рассказа, один из которых - «Дуэль» был опубликован в 1989 году в альманахе «Алтай». В музее 27-й школы Барнаула хранится рукопись пьесы «За каменный пояс» - о походе Ермака в Сибирь.

Библиография

  • Песни борьбы и надежды. 1905-1917: Стихи. - Барнаул: Тип. Алт. Кооператив. союзов, 1917. - 31 с.
  • Родному краю: стихи. - Барнаул: Изд-во Культ-просвет. Союза Алт. края, 1918. - 32 с. - тираж 30 000 экз. - (Б-ка «Сибирский рассвет»; № 6).
  • Конспективный курс географии для взрослых учащихся. - Барнаул: Госиздат, 1922. - 154 с.

Порфи́рий Алексе́евич Каза́нский - русский советский поэт, журналист, литератор, педагог, председатель городской думы Барнаула (1918). Редактор газеты «Жизнь Алтая» (Барнаул, 1913).

Биография

Родился в 1885 году в с. Каревское Богородской волости Томского уезда в семье чиновника тюремного ведомства. Закончил гимназию в Томске (1903), поступил в Томский технологический институт, был исключён в 1907 году за антиправительственную деятельность. В 1911 году окончил юридический факультет Томского университета. Член РСДРП (1906-1907, с 1917).

В 1915 году возглавлял Барнаульское отделение Общества учащих и учивших (то есть учителей), преподавал историю и географию в Зайчанской воскресной школе для взрослых. В 1916 году поступил инструктором-культурником в Алтайский центральный кредитный союз.

В апреле, августе 1917 года избирался гласным городской думы г. Барнаула. Октябрьские события расценил как узурпацию власти большевиками, выступал против разгона Учредительного собрания, диктатуру Колчака также не одобрил.

В 1917 году создал совместно с Г. Пушкарёвым литературное объединение «Агулипрок» (Алтайский губернский литературно-продовольственный комитет), которое объединяло многих писателей и просущестовало в Барнауле до 1920 года.

В июле 1918 года после падения советской власти избран членом губземуправы, стал главой отдела народного образования, с декабря - заместителем председателя управы. Был членом правления, прдседателем Алтайского отдела Российского географического общества, членом правления культпросветотдела Алтайских кооперативов, позднее преобразованного в самостоятоятельный культпросветсоюз Алтайского края.

К ноябрю 1919 года, когда деятельность губземуправы оказалась парализованной, вышел из её состава, преподавал географию в женской гимназии М. Ф. Будкевич, губсовпартшколе, школе им. III Интернационала, на рабфаке Томского университета, где также был завучем. Автор учебника - «Конспективный курс географии для взрослых учащихся» (1922).

Как меньшевик был уволен с работы и арестован, освобожден после публикации покаянного заявления в газете «Красный Алтай». После этого получил разрешение преподавать географию в 22-й школе.

В 1931 году был арестован повторно и освобожден «за недостатком улик». В 1932 году вместе с семьёй переехал в с. Тюменцево, где преподавал литературу и географию в местной школе и вел литературный кружок.

В августе 1937 года был уволен за то, что якобы аполитично вёл уроки. 18 декабря 1937 года арестован и заключен в барнаульскую тюрьму. 2 июля 1938 года осуждён выездной сессией военной коллегии Верховного Суда СССР к высшей мере наказания -расстрелу. Казнён 16 сентября 1938 года. Посмертно реабилитирован в 1960 году.

Творчество

С 1906 года начал публиковать стихоторные фельетоны в томских сатирических журналах «Бич», «Ёрш», «Красный смех», «Рабочий-юморист», сотрудничал в газете «Сибирские отголоски», журналах «Молодая Сибирь», «Сибирская новь», «Сибирский студент».

В 1912 году по приглашению редактора газеты «Жизнь Алтая» Г. Д. Гребенщикова переехал в Барнаул и вошёл в состав редколлегии газеты, где печатал стихи, театральные рецензии, фельетоны. В 1913 году - редактор газеты «Жизнь Алтая».

В 1914 году стихи вышли в «Алтайском альманахе» (Санкт-Петербург), который редактировал Георгий Гребенщиков.

Пробовал себя в драматургии, в 1915 году на сцене Народного дома была с успехом поставлена пьеса «Враг».

В 1916 году стал редактором кооперативного журнала «Алтайский крестьянин». В феврале 1918 года вместе с В. Шемелевым вошёл в состав редакции газеты «Алтайский луч» - органа меньшевиков.

В 1917 году вышла первая книга - сборник стихов «Песни борьбы и надежд».

Вместе с А. Ершовым, А. Жиляковым, С. Исаковым входил в инициативную группу по изданию книжной серии - «Библиотека „Сибирский рассвет“», в которую вошли произведения сибирских литераторов и писателей о Сибири. В 1918 году в книжной серии «Библиотека „Сибирский рассвет“» вышел сборник стихов «Родному краю». Тираж книги составил 30 000 экземпляров - «цифра для этого времени колоссальная».

Изредка публиковал краеведческие статьи в местных журналах и сборниках, был одним из авторов «Сибирской советской энциклопедии».

Делегат Первого общесибирского съезда писателей (1926).

В бумагах, сохранённых женой и дочерью, были найдены три рассказа, один из которых - «Дуэль» был опубликован в 1989 году в альманахе «Алтай». В музее 27-й школы Барнаула хранится рукопись пьесы «За каменный пояс» - о походе Ермака в Сибирь.

Библиография Литература
  • Очерки русской литературы Сибири. Т. 2. Советский период / Отв. ред. Якимова Л. П. - Новосибирск: Наука, 1982. - С. 19, 20, 43, 47, 99.
  • Трушкин В. П. Литературная Сибирь первых лет революции. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1967. - С. 6, 8, 59, 76-81, 245, 280.
  • Трушкин В. П. Пути и судьбы. Изд-е 2-ое исправл. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1985. - С. 9, 27-30, 52, 53, 59, 85, 86, 97, 98, 103, 105, 124, 160-163, 190-192, 197, 198, 200, 202, 203, 207, 208, 22, 229, 234, 421-425, 427, 438, 443, 444.
См. также
  • Градоначальники Барнаула
Примечания
  1. Литературная карта Алтайского края
  2. Литертурно-продовольственным он был назван в шутку. Подробнее см. Трушкин В. Пути и судьбы. Изд. 2-е испр. - С. 420-421
  3. 1 2 Трушкин В. Литературная Сибирь первых лет революции. - С. 76-77.

Частично использовались материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/

Поэт, публицист, общественный деятель, журналист

Родился в 1885 г. в селе Кереевском Томской губернии в семье писаря. Учился в Томской гимназии, затем в Томском технологическом институте. Был исключен с первого курса за содействие антиправительственной демонстрации учащихся: разбрасывал в городском театре листовки, пропагандирующие труды Г. Плеханова. В 1906 г. вступил в ряды Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Учился на юридическом факультете Томского университета, который окончил в 1911 г. Еще будучи студентом, начал печататься в сибирской периодике: журналах «Бич», «Ерш», «Рабочий-юморист», «Молодая Сибирь», «Сибирская новь», «Сибирский студент», газете «Сибирские отголоски».

В Барнауле Казанский проживал с 1912 г. Его переезд был связан с приглашением войти в состав редколлегии газеты «Жизнь Алтая». Широкого читателя не оставляла равнодушным сатира Казанского, его фельетоны и юморески, которые периодически появлялись на страницах газеты, подписанные псевдонимом «Премудрая крыса Онуфрий».

В 1916 г. поступил инструктором по культурной работе в Алтайский кредитный союз, редактировал журнал «Алтайский крестьянин». Также возглавлял Барнаульское отделение Общества учащих и учивших. Дружеские отношения связывали его со многими писателями и общественными деятелями Сибири: Г. Гребенщиковым, П. Дравертом, С. Исаковым, А. Жиляковым, И. Тачаловым, А. Пиотровским. Состоял членом Алтайского подотдела Русского географического общества.

В апреле 1917 г. Казанского избирают гласным Барнаульской городской Думы. В июне 1918 г., после временного падения советской власти в Сибири, его избирают членом Алтайской губернской земской управы, а в декабре, после установления диктатуры А. Колчака, - заместителем председателя управы (вице-губернатором).

Был активным деятелем Алтайского культпросветсоюза - самостоятельной внепартийной организации для содействия дошкольному, школьному и внешкольному просвещению. Союз организовал выпуск библиотеки «Сибирский рассвет» и издание первого на Алтае литературно-художественного журнала под тем же названием. П. Казанский являлся членом редколлегии и обозревателем журнала.

Еще до революции в Барнауле были изданы его первые сборники стихов: «Песни борьбы и надежды» и «Родному краю».

В 1919 г. Казанский вышел из состава губернской земской управы и поступил учителем географии в женскую гимназию М.Ф. Будкевич, затем преподавал в губернской совпартшколе, школе им. III Интернационала, был заведующим учебной частью рабочего факультета Томского университета. В 1922 г. вышел из печати его «Конспективный курс географии для взрослых учащихся».

Летом 1923 г., согласно циркуляру ЦК РКП(б), в Барнауле прошло заседание комиссии по борьбе с меньшевиками. Казанский в числе других бывших меньшевиков (всего 9 человек) был уволен с работы и арестован. Освободили его после опубликования в газете «Красный Алтай» заявления о разрыве с партией, в которой, к тому времени, он уже не состоял. После этого он продолжил преподавательскую деятельность в 22-й барнаульской школе.

П.А. Казанский оставил яркий след в общественно-культурной жизни Барнаула. Являлся одним из авторов «Сибирской советской энциклопедии», а также автором многих краеведческих статей. Избирался делегатом 1-го Общесибирского съезда писателей в 1926 г., был председателем редакционной комиссии Алтайского отделения Общества изучения Сибири.

В 1934 г. Казанский с семьей переезжают в село Тюменцево. Здесь Порфирий Алексеевич преподавал также литературу и географию в школе, вел литературный, драматический кружки и кружок эсперанто, а его жена, тоже педагог, взяла один из начальных классов.

Супруги Казанские были известны не только как педагоги, но и как организаторы общественной жизни. Именно они, впервые в канун 1936 г. устроили в школе елку. Как известно, новогодние празднества до 1936 г. в советское время не проводились, как связанные с Рождеством.

В 1937 г. на урок по литературе к Казанскому пришли представители районных властей. Порфирия Алексеевича обвинили в аполитичности, РОНО было предложено уволить Казанского, как не соответствующего политическим убеждениям. Увольнение произошло в августе, с формулировкой - «как не обеспечивающего коммунистического воспитания детей». 18 декабря последовал арест.

2 июля 1938 г. выездной сессией военной коллегии Верховного Суда СССР Порфирий Казанский был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 16 сентября. Место захоронения писателя неизвестно. В 1960 г. дело было прекращено Верховным Судом СССР «за отсутствием состава преступления».

, редактор

Порфи́рий Алексе́евич Каза́нский (20 февраля (4 марта) 1885 года, село Керевское Томской губернии - 1937?) - русский советский поэт , журналист , литератор , педагог , председатель городской думы Барнаула (). Редактор газеты «Жизнь Алтая » (Барнаул, 1913).

Биография

Родился в 1885 году в с. Каревское Богородской волости Томского уезда в семье чиновника тюремного ведомства. Окончил гимназию в Томске (1903), поступил в , был исключён в 1907 году за антиправительственную деятельность. В 1911 году окончил юридический факультет Томского университета . Член РСДРП (1906-1907, с 1917).

Творчество

Пробовал себя в драматургии, в 1915 году на сцене Народного дома была с успехом поставлена пьеса «Враг».

В 1916 году стал редактором кооперативного журнала «Алтайский крестьянин». В феврале 1918 года вместе с В. Шемелевым вошёл в состав редакции газеты «Алтайский луч» - органа меньшевиков.

Изредка публиковал краеведческие статьи в местных журналах и сборниках, был одним из авторов «Сибирской советской энциклопедии».

Делегат Первого общесибирского съезда писателей (1926).

В бумагах, сохранённых женой и дочерью, были найдены три рассказа, один из которых - «Дуэль» был опубликован в 1989 году в альманахе «Алтай». В музее 27-й школы Барнаула хранится рукопись пьесы «За каменный пояс» - о походе Ермака в Сибирь.

Библиография

  • Песни борьбы и надежды. 1905-1917: Стихи. - Барнаул: Тип. Алт. Кооператив. союзов, 1917. - 31 с.
  • Родному краю: стихи. - Барнаул: Изд-во Культ-просвет. Союза Алт. края, 1918. - 32 с. - тираж 30 000 экз. - (Б-ка «Сибирский рассвет»; № 6).
  • Конспективный курс географии для взрослых учащихся. - Барнаул: Госиздат, 1922. - 154 с.

Напишите отзыв о статье "Казанский, Порфирий Алексеевич"

Литература

  • Очерки русской литературы Сибири. Т. 2. Советский период / Отв. ред. Якимова Л. П. - Новосибирск: Наука, 1982. - С. 19, 20, 43, 47, 99.
  • Трушкин В. П. Литературная Сибирь первых лет революции. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1967. - С. 6, 8, 59, 76-81, 245, 280.
  • Трушкин В. П. Пути и судьбы. Изд-е 2-ое исправл. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1985. - С. 9, 27-30, 52, 53, 59, 85, 86, 97, 98, 103, 105, 124, 160-163, 190-192, 197, 198, 200, 202, 203, 207, 208, 22, 229, 234, 421-425, 427, 438, 443, 444.

См. также

Примечания

Ссылки

  • на сайте Литературная карта Алтайского края
  • на сайте Педагогическая слава Алтая
  • на сайте Института философии и права Сибирского отделения РАН

Отрывок, характеризующий Казанский, Порфирий Алексеевич

Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
– Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.
– Это, ребята, к урожайному году.
– Дровец то еще надо будет.
– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.
Ослабевший французский офицер был Рамбаль; повязанный платком был его денщик Морель.
Когда Морель выпил водки и доел котелок каши, он вдруг болезненно развеселился и начал не переставая говорить что то не понимавшим его солдатам. Рамбаль отказывался от еды и молча лежал на локте у костра, бессмысленными красными глазами глядя на русских солдат. Изредка он издавал протяжный стон и опять замолкал. Морель, показывая на плечи, внушал солдатам, что это был офицер и что его надо отогреть. Офицер русский, подошедший к костру, послал спросить у полковника, не возьмет ли он к себе отогреть французского офицера; и когда вернулись и сказали, что полковник велел привести офицера, Рамбалю передали, чтобы он шел. Он встал и хотел идти, но пошатнулся и упал бы, если бы подле стоящий солдат не поддержал его.
– Что? Не будешь? – насмешливо подмигнув, сказал один солдат, обращаясь к Рамбалю.
– Э, дурак! Что врешь нескладно! То то мужик, право, мужик, – послышались с разных сторон упреки пошутившему солдату. Рамбаля окружили, подняли двое на руки, перехватившись ими, и понесли в избу. Рамбаль обнял шеи солдат и, когда его понесли, жалобно заговорил:
– Oh, nies braves, oh, mes bons, mes bons amis! Voila des hommes! oh, mes braves, mes bons amis! [О молодцы! О мои добрые, добрые друзья! Вот люди! О мои добрые друзья!] – и, как ребенок, головой склонился на плечо одному солдату.
Между тем Морель сидел на лучшем месте, окруженный солдатами.
Морель, маленький коренастый француз, с воспаленными, слезившимися глазами, обвязанный по бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубенку. Он, видимо, захмелев, обнявши рукой солдата, сидевшего подле него, пел хриплым, перерывающимся голосом французскую песню. Солдаты держались за бока, глядя на него.
– Ну ка, ну ка, научи, как? Я живо перейму. Как?.. – говорил шутник песенник, которого обнимал Морель.
Vive Henri Quatre,
Vive ce roi vaillanti –
[Да здравствует Генрих Четвертый!
Да здравствует сей храбрый король!
и т. д. (французская песня) ]
пропел Морель, подмигивая глазом.
Сe diable a quatre…
– Виварика! Виф серувару! сидябляка… – повторил солдат, взмахнув рукой и действительно уловив напев.
– Вишь, ловко! Го го го го го!.. – поднялся с разных сторон грубый, радостный хохот. Морель, сморщившись, смеялся тоже.
– Ну, валяй еще, еще!
Qui eut le triple talent,
De boire, de battre,
Et d"etre un vert galant…
[Имевший тройной талант,
пить, драться
и быть любезником…]
– A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..
– Кю… – с усилием выговорил Залетаев. – Кью ю ю… – вытянул он, старательно оттопырив губы, – летриптала, де бу де ба и детравагала, – пропел он.
– Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь?
– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду.
Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение.

Самая тяжёлая эпоха существования Барнаула пришлась на 1917—1918 годы. Две революции, Гражданская война и сильнейшей за всю историю города пожар — даже газеты выходили с заголовками «Катастрофа Барнаула». В те дни на вершине власти в городе оказался едва ли не самый яркий журналист в регионе за последние 100 лет — Порфирий Казанский.

Острый на язык поэт-колумнист, настоящий «тролль», социалист, обличитель пороков и активный общественник, энциклопедист и редактор самых читаемых алтайских газет — это лишь краткое резюме Порфирия Казанского к моменту наступления революционных событий.

В 1917 году он избирается гласным Барнаульской городской думы, а в сентябре 1918 года, буквально на один месяц, становится её председателем. С декабря того же года и вплоть до поражения белогвардейцев в Сибири, Казанский работает заместителем председателя губернской управы — по сути «вице-губернатором».

Как говорят краеведы, именно в это время у Порфирия Казанского наступил наивысший подъём его творчества — выходят сборники стихов «Песни борьбы и надежды» и «Родному краю». Но далее случится арест.


Порфирий Казанский со своей супругой.

А началось всё ещё с университетских лет. Порфирий Казанский родился в 1885 году в Томской губернии, в семье писаря — позднее советские чекисты интерпретируют этот факт в «сына царского чиновника».

Учился молодой Порфирий в Томском технологическом институте, но недолго — уже на первом курсе его исключили из вуза за разбрасывание листовок в городском театре с призывами к антиправительственной демонстрации. Близилась первая русская революция 1905 года, и такие настроения были очень распространены среди молодёжи. Итогом той политической акции стал арест полутора сотен студентов, среди которых был и восемнадцатилетний Порфирий. Три месяца ему пришлось просидеть в тюрьме, после чего Казанский сделал вторую попытку получить высшее образование.

Революционная романтика уступила место чуть более критическому и взвешенному взгляду на мир. В акциях Порфирий больше не участвует, он много пишет и печатается в сибирской периодике: журналах «Бич», «Ёрш», «Рабочий-юморист», «Молодая Сибирь», «Сибирская новь», «Сибирский студент», газете «Сибирские отголоски». Писал Казанский под псевдонимами К. Порфирьев и Премудрая крыса Онуфрий . Последний когда-то принадлежал поэту Жуковскому.

Признания и влияния он добивается сатирой в стихах. Эпиграммы, эпитафии, куплеты, парафраз известных пушкинских од. Герои его текстов — министры, чиновники, купцы, промышленники, думские политики, лидеры политических партий. Его тексты обсуждают и ждут — и те, кто согласен с Казанским, и противники его позиции.

В 1911 году барнаульский предприниматель, депутат Госдумы Василий Вершинин начинает издавать газету «Жизнь Алтая». Она выходит каждый день и отличается независимым взглядом на события. Редакторов штрафуют за публикацию статей, «порочащих действия правительства». Они уходят один за другим. Отношения с губернскими властями складываются не очень хорошо.

Казанский к тому времени уже входил в состав редколлегии «Жизни Алтая», писал для неё стихи, театральные рецензии и фельетоны. Издатель предлагает ему стать редактором. Следуя «традиции», Порфирию Казанскому сперва тоже «достанется» от властей — на него подадут в суд за «публикацию объявлений без разрешения полиции», впрочем судья журналиста оправдает. А издание постепенно сможет завоевать лидерство и авторитет среди местных СМИ.

Здесь печатает свои официальные объявления городская управа Барнаула и это теперь добавляет газете уважения. Первая и последняя страницы отдаются под рекламу торговых домов, банков, промышленных компаний и частные объявления. Газета активно развивает подписку и выпускает спецпроекты вроде «Алтайского альманаха».

У газеты растёт сеть корреспондентов на селе, откуда они телеграфируют в редакцию обширные тексты о кооперации аграриев и хронику жизни алтайской деревни. В Барнауле журналисты успевают за день обойти весь город, приметить все происшествия. Они ведут репортажи с заседания городской думы, представляя читателям полноценную информационную картину дня. Накануне Первой мировой войны «Жизнь Алтая» — это коммерчески успешный бизнес.

Изюминкой газеты становятся поэтические колонки Порфирия Казанского. В одной из них он может громить германского кайзера Вильгельма II за то, что он начал европейскую войну, а в другой — барнаульских булочников, которые разводят в своих заведениях антисанитарию. Получает свою долю нерасторопная городская власть, не обращающая внимание на благоустройство улиц Барнаула, а также самые простые городские обыватели, мещанство за свои мелкие пороки.

Например, Порфирий Казанский, стыдя власть за плохое состояние тротуаров в Барнауле, обращает внимание, что стыдно-то должно быть в первую очередь перед пленными немцами, которые в 1914 году попали в город, стыдно перед врагом! Подобная риторика была бы непонятна в начале XXI века, а 100 лет назад представителям городской управы после подобных публикаций приходилось объясняться перед гласными думы и смотреть в глаза горожанам, задававшим неудобные вопросы.

Попасть в фельетон Казанского — нет ничего хуже для барнаульского лавочника того времени. Прохожие показывали на «героя» пальцем и смеялись вслед, вспоминая про «поросят-хлебопёков», которые «пятачком катают хлеб». Хочешь или не хочешь, а подчиняться острому слову приходилось.

В 1916 году Порфирий Казанский пошёл «на повышение» — стал редактором серьёзного делового издания — журнала «Алтайский крестьянин», который был посвящён вопросам кооперации на селе. До революции Алтай был в лидерах по производству молока, мяса и масла. Последнее экспортировалось за границу в промышленных масштабах, а разбогатевшие селяне открывали в деревнях кинотеатры, проводили телефонную связь и электричество. Деловой журнал публиковал прогнозы погоды в Берлине и Амстердаме, где находились склады алтайских купцов, и биржевые сводки, рассказывал о технических новинках — тракторах и других сельскохозяйственных машинах, составлял истории успеха — «крестьянские кейсы».

Февральскую революцию 1917 года Порфирий Казанский встретил с восторгом. Он вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию, отделение которой в Барнауле ещё не делилось на большевиков и меньшевиков. Он дважды подряд избирается гласным городской думы. Однако, Октябрьский переворот Казанский считает «узурпацией власти большевиками».

По его инициативе дума заявляет протест против разгона большевиками Учредительного собрания в январе 1918 года. На выборах в Учредительное собрание, которое должно было решить форму и структуру будущих органов власти Российской республики, Порфирий Казанский занимал второе место в региональном избирательном списке объединённой РСДРП.

Барнаульские социалисты шли на выборы под лозунгами: «Да здравствует демократическая республика!», «Крестьянам — земля», «Рабочим — 8-часовой рабочий день», «Солдатам — права человека», «Капиталистам — налоги», «Всему народу — мир, воля и просвещение».

Большевики этих идеалов не разделяли. Когда в городе пала Советская власть, Казанский не скрывал своей радости. Но и пришедшую ей на смену диктатуру правительства Колчака он не одобрил. Тем не менее, Порфирий становится сначала председателем городской думы, а потом членом Алтайской губернской земской управы и заместителем председателя. Работу в органах власти он успевал сочетать с общественными делами — состоял в правлении местного отделения Русского географического общества, входил в редколлегию и был одним из авторов литературно-художественного журнала «Сибирский рассвет».

Однако, к ноябрю 1919 года почти весь Алтай оказался во власти партизан, а деятельность губернской управы оказалась фактически парализованной. Казанский подал в отставку и поступил простым учителем географии в женскую гимназию М. Ф. Будкевич в Барнауле. В декабре в город вошли красные.

Порфирия Казанского трижды арестовывали, но всякий раз это длилось относительно недолго. В 1922 году его выпускают на волю после публичного отречения от партии меньшевиков, хотя к тому времени они уже не существовали как организация. Большевики разрешают Казанскому продолжить преподавательскую деятельность. Он работает учителем в школе №22, ведёт географию в губсовпартшколе, школе имени III-го Интернационала и рабфаке Томского университета.

Учебников в первые годы советской власти не хватало. Казанский пишет и издаёт свой «Конспективный курс географии для взрослых учащихся». Изредка Порфирию разрешают публиковать краеведческие заметки и материалы в местных изданиях. Ему удаётся стать одним из авторов «Сибирской советской энциклопедии», но об острой сатире не было и речи.

Барнаульский писатель, корифей местной литературы Марк Юдалевич вспоминал, что Порфирий Казанский стал для него «крёстным отцом» в поэзии – он взял из школьной стенгазеты стихотворение «Радиолюбители» и отнёс его в газету «Красный Алтай» — будущую «Алтайскую правду».

По легенде, когда Казанского в очередной раз арестовали, тот сказал своим домашним: «У меня был ученик Марк Юдалевич. Ещё в школе он писал стихи, думаю, будет поэтом. Передайте ему мой архив».

Как говорил спустя десятилетия сам Марк Иосифович, в том архиве оказалась пьеса Порфирия Казанского о покорении Сибири Ермаком, много рукописей его стихов, статей и фельетонов. Всё, что интересовало Юдалевича, он выписал для себя, а архив передал в литературный музей школы №27.

По воспоминаниям его бывших учеников, Казанский запомнился очень необычным педагогом. Его уроки будили в подростках жажду к путешествиям и познанию. Ученики на занятиях вели дневники воображаемых поездок, составляли путеводители и «паспорта» городов, а также писали приключенческие географические рассказы.

«Утверждаю»
Нач. УНКВД СССР по Алтайскому краю
Капитан государственной безопасности
(Попов)

СПРАВКА

КАЗАНСКИЙ Порфирий Алексеевич, 1885 года рождения, сын чиновника царского времени, имеет высшее юридическое образование. Меньшевик. Участник первого съезда областников в Сибири. При Колчаке работал в земстве и редактором газеты «Алтайский луч».

Проживая в селе Тюменцево, Алтайского края, до последнего времени вел активную контрреволюционную работу. Входил в состав подпольной повстанческой организации, подготовлявшей вооруженное свержение Советской власти. Как участник этой организации, вел усиленную обработку в контрреволюционном духе новых лиц и привлекал их к практической диверсионно-подрывной работе в колхозах и совхозах р-на. Проживает в селе Тюменцево, Алтайского края, нигде не работает.

Считаю необходимым КАЗАНСКОГО Порфирия Алексеевича арестовать и привлечь к уголовной ответственности по ст. 58-7-11 УК РСФСР.

18 декабря 1937 года Тюменцевское райотделение Управления НКВД по Алтайскому краю арестовало Порфирия Алексеевича Казанского, к тому времени уволенного отовсюду, безработного, по сути скрывающегося в сельской местности.

Порфирия приговорили к высшей мере наказания – расстрелу, с конфискацией всего имущества. Приговор был окончательным и подлежал немедленному исполнению. Суд продолжался всего 10 минут.

Частичная реабилитация поэта и журналиста началась в годы «хрущёвской оттепели», а в конце 1980-х годов в альманахе «Алтай» был опубликован один из рассказов Казанского — «Дуэль». С падением Советов открылся доступ к следственным документам в краевом архиве по делу Казанского. Сохранившийся архив Порфирия школа №27 передала в Государственный музей истории литературы и искусства Алтая.

Данил Чурилов, специально для «Барнаул.фм»

Новое на сайте

>

Самое популярное