Домой Цветы Схема принципиальная электрическая microlab m 600

Схема принципиальная электрическая microlab m 600

Cнова приветствую читателей Датагора! Во второй части займёмся конструированием 6-канального регулятора громкости.

Состоит регулятор из двух основных микросхем: микроконтроллера ATiny26 и специализированного чипа TDA7448. Я добавил индикатор громкости (линейку из 7-и светодиодов), чтобы примерно знать, какой установлен уровень, ведь в роли ручки регулятора выступает неограниченно вращающийся энкодер.

Решение задачи № 3 – регулятор громкости

Взяв за основу срисованную мной c платы разобранного «MICROLAB M-500» принципиальную схему, я дополнил её тремя каналами УЗЧ и блоком управления громкостью. В итоге получилась полная схема обновлённого устройства, которую я разбил на функциональные блоки для удобства.


POWER SOURCE – двухполярный блок питания;
SUBWOOFER CHANNEL – канал басового усилителя;
FRONT RIGHT CHANNEL – передний правый канал;
FRONT LEFT CHANNEL - передний левый канал;
CENTRE CHANNEL – центральный канал;
REAR RIGHT CHANNEL – тыловой правый канал;
REAR LEFT CHANNEL – тыловой левый канал;
DIGITAL VOLUME CONTROL – плата управления громкостью;
FRONT VOLUME BAR – линейка светодиодов, показывающая текущий уровень громкости.

Модернизировать оригинальную схему питания «MICROLAB M-500» не стал, т.к. основную мощность от него забирает канал басов. Остальные каналы не требуют высокой мощности и им достаточно небольшого тока для воспроизведения музыки даже на высокой громкости.
А я себе собрал настольную систему и «втапливать» громкость мне нужды нет принципиально.

Управление чипом 6-канального электронного регулятора громкости TDA7448 осуществляется по двухпроводной I2C линии.

Я запланировал применить две ручки громкости: одна на корпусе, а вторая – выносная. Попытался применить мелкий микроконтроллер ATTiny13, т.к. требовалось всего-то передавать TDA7448 коды громкости и опрашивать энкодеры. Но у ATTiny13 слишком мало выводов. А попытка коммутировать выводы МК между энкодерами провалилась, т.к. возникла непобедимая помеха 1 кГц (частота опроса энкодера), и я слышал писк в колонках.

«Придушил жабу» и взял контроллер немного побогаче - ATTiny26. Добавил светодиодный индикатор громкости, чтобы лишние ноги МК также ушли в дело. И остался доволен!

--
Спасибо за внимание!
Игорь Котов, главный редактор журнала «Датагор»


🕗 06/12/16 ⚖️ 62,67 Kb ⇣ 26

В ремонт поступили колонки Microlab Solo 6, со слов клиента не работает один канал.

Задняя панель проста: 2 крутилки (НЧ, ВЧ), 2 стерео входа, выход на пассивную колонку, выключатель.

Внешний вид плат акустической системы внутри Microlab solo 6:

Если присмотреться поближе, наблюдаем следующую картину:

Видно, что одна из плат усилителя напряжения вышла из строя. На ней взорвался SMD транзистор. Это был канал пассивной колонки. При каких обстоятельствах это произошло - неизвестно.

Отсоединяем все разъёмы от основной платы, отпаиваем эти две дополнительные платы.

Взглянем поближе на погорельца:

Эти платы были идентичны, поэтому, можно с такой же уцелевшей посмотреть, чего там не хватает и сравнить карту напряжений и сопротивлений. Платы на solo6 имеют маркировку SDPI-PRO11-A11, E257130 и BC P6029AH2.

После прозвонки элементов визуально уцелевшей платы стало ясно, что с одной платой всё в порядке, что и подтверждает надпись "ОК" на обратной стороне:)

Итак, после сравнения составляем список разрушенных и недостающих элементов.

Не хватает:

Разрушены:

Поскольку схему на Microlab solo6 найти не удалось, была взята схема похожей АС Microlab solo6C. Схема практически аналогична, различие наблюдается в схемах модулей. На Microlab solo6C в модулях усилителей напряжения отсутствовали транзисторы Q7, Q7A, C3, C5, между базой и эммитером была перемычка в виде резистора на 0 Ом. Можете сравнить с платами на фото выше.

Вот фото модуля от microlab solo6C:

А вот схема Microlab solo6C, почти ни чем не отличающаяся от схемы Microlab solo6:

Из описания этой схемы я узнал, что это за транзисторы, а именно - PMBT5401 (на плате - 2L) и PMBT5551 (на плате - G1).

Ищем даташит, открываем, смотрим характеристики:

SMD не нашёл, зато нашёл ближайшие аналоги в корпусе TO-92 2N5401 и 2N5551.

Поставил аналоги. Прозвонил основную плату и выявил ещё два выведенных из строя элемента:

  • TIP41C
  • 2N5551

TIP41C заменил на отечественный аналог KT819Г, а 2N5551 заменил на такой же.

В связи с тем, что у КТ819Г цоколёвка противоположная TIP41C, пришлось обрезать проводники на плате и поменять их местами.

Припаял платы обратно, однако, первая попытка поставить восстановленную плату не увенчалась успехом.

Пассивная колонка гудела, и присутствовало постоянное напряжение на выходе этого канала.

Кстати, гудела она без установки любых проводов от темброблока или регуляторов. Так что локализация проблемы оставалась в этой плате.

После тщательной тотальной прозвонки был установлен неисправный элемент R12. О его неисправности я узнал немного позже, чем хотелось:) Сопротивление он имел 680 Ом вместо положенных 150 Ом.

Те элементы, что чёрные после взрыва транзистора они, не смотря на свой внешний вид, рабочие. Такие элементы необходимо прозванивать в первую очередь.

И окончательный вариант отремонтированной платы:

Только не сделайте, как я:

Я впаял платы до установки транзисторов на радиаторы. Очень неудобно закручивать, нужно было отгибать плату во время установки. Пришлось временно открутить рейки на радиаторе. После установки и подключения всех разъёмов оставалось припаять два провода от активного динамика. Тут главное не перепутать фазу подключения. Там, на плате подписано, но я на всякий случай зафиксировал на фото.

После проведения всех этих не хитрых манипуляций усилитель заработал, как положено.

По качеству звучания эти колонки меня порадовали. Хороший звук, хорошее качество сборки колонок.

Добавочка . Через два года принесли эти колонки снова.

Проблема была в том же модуле предусилителя, только поменять пришлось транзистор, который в прошлый раз не менялся, на фото видно.

Но после замены что-то не захотели они играть. Путём измерений напряжения был выявлен ещё один неисправный элемент - стабилитрон на 6,8 Вольт. Поставил на 6,7 Вольт.

На момент написания добавки уже прошло полгода, полёт нормальный.

Конкуренция на рынке мультимедийной акустики внушительная, а потому производители стараются сделать лучше и дешевле свой продукт в каждом ценовом диапазоне, а продавцы привлечь к нему максимум внимания и, чего греха таить, средств покупателей. Прогресс не стоит на месте, и в ход идут нестандартные дизайнерские и конструктивные решения: например, необычная форма порта фазоинвертора, корпуса, защитной решетки, множество вариантов цветового оформления, различные технологии, такие как "мощный бас", "кристальный звук", "звук вокруг", и так далее. А нам, покупателям, остается следить за новинками и выбирать продукцию по душе.

Сегоднядля изучения к нам в руки попала акустическая система microlab M-600 , представляющая собой мультимедийную акустику формата 2.1. Как и всегда, мы задались рядом вопросов: как выглядят колонки, как звучат, стоят ли внимания покупателя по соотношению цена/качество, какими особенностями обладают? Информацию об этом можно узнать из нижеприведенного обзора.

Технические характеристики, упаковка и комплектация

Все тактико-технические характеристики АС были взяты из идущей в комплекте инструкции по эксплуатации.

Параметр

Значение

Мощность, Вт (RMS)

40 Вт RMS (12 Вт x 2+16 Вт)

Диапазон частот, Гц

55 Гц ~ 20 кГц (+-3дБ)

Соотношение сигнал/шум, дБ

Более 80 дБ

Гармонические искажения

Менее 0.3 % при 1 ВТ на 1 кГц

Динамики, дюйм

  • сателлит
  • сабвуфер

технология "мощный бас"

Габаритные размеры, мм

  • сабвуфер
  • сателлит

Средняя розничная цена, $

Продукцию microlab узнать легко. Она поставляется в приметных красно-серо-черных коробках из трехслойного гофра. Размеры коробки microlab M-600 составляют 406х296х214 мм, вес брутто 5.6 кг - вполне пригодно для переноски.


Упаковка по сравнению с протестированными ранее моделями также не претерпела изменений. Все предметы набора аккуратно упакованы в полиэтилен и помещены в пенопластовые формы-держатели.


Комплекта поставки:

  • сателлиты - 2 шт.;
  • сабвуфер - 1 шт.;
  • межблочный кабель mini Jack-mini Jack (170 см) - 1 шт.;
  • инструкция по эксплуатации - 1 шт.;
  • гарантийный талон - 1 шт.

Дизайн, эргономика и функциональность

Начнем с цветового оформления акустической системы - лицевая двухсекционная пластмассовая панель у сабвуфера и сателлитов молочного цвета, а сами корпуса черные.


В общем, вполне симпатичное решение, выдержанное в духе классики и минимализма - думаем, многим придется по вкусу.

Корпуса колонок выполнены из MDF и оклеены декоративной пленкой. Стоит отметить, что в бюджетных системах сателлиты, как правило, выполняются из пластика - здесь же налицо приятное исключение. Для установки на поверхность АС оснащена резиновыми ножками-"таблетками", которые нужны для гашения вибрации и предотвращения скольжения.



Подвесы у широкополосных динамиков резиновые. Тип акустического оформления сателлитов - фазоинвертор, порт которого выполнен в виде щели, расположенной в нижней части лицевой панели.

На задней стенке каждого сателлита, располагается ввод неотсоединяемого звукового кабеля длиной 170 см. Провод обычный, неакустический, с двумя зачищенными жилками разных цветов на конце.

Сабвуфер представляет собой увеличенную копию сателлита, уложенную набок.


Тип АО саба - фазоинвертор.


Порт фазоинвертора находится на левой боковой стенке и представляет собой пластиково-картонную трубку с двумя экспоненциальными расширителями.



Управление акустической системой весьма простое - регулятор общей громкости на лицевой панели сабвуфера и отдельный регулятор уровня басов на его задней панели. Первый регулятор довольно оригинален: выполнен он в виде небольшого диска с насечками (правельнее сказать "пупырышками") и установлен заподлицо (вровень) с поверхностью. Вращать такой регулятор можно только, надавив на его пальцем, - техника чем-то схожа с тачпадом ноутбуков - решение не слишком удобное, но оригинальное, вдобавок при включенном состоянии окружность этого диска светится приятным голубоватым светом. Второй регулятор выполнен в виде пластмассовой цилиндрической ручки с насечками - тут без вымыслов, просто и удобно.


Подключение сателлитов ко встроенному в корпус саба усилителю осуществляется на задней панели первого. Панель съемная, металлическая, одновременно выполняет функции пассивного радиатора. Аудиовход представлен гнездом mini Jack, аудиовыход - зажимными колодками под оголенный провод. Магнитная система колонок экранирована - еще один маленький плюс данной АС.

Итак, по обзору внешнего вида выводы напрашиваются вполне тривиальные - приятная на вид, аккуратно собранная, конструктивно интересная система. Эргономика и качество сборки у колонок на должном уровне.

Прослушивание

Переходя к данному пункту, стоит отметить, что звучание системы следует оценивать с позиции цена-качество, ведь представленная акустическая система из бюджетной ценовой категории, а значит, достоверного озвучивания качественных музыкальных треков здесь мы вряд ли услышим.

Сначала обратим внимание на общую громкость АС. Выдаваемой мощности вполне хватает для озвучивания большой комнаты в квартире, но стоит заметить, что на максимальной громкости присутствуют большие нелинейные искажения, и в зависимости от композиции могут появляться хрипы. Для столь негабаритной системы бас достаточно мощный, и, что приятно, мягкий. Средние частоты звучат правдоподобно, и к ним особых нареканий нет. Высокие частоты представлены слабо, что, в принципе, и неудивительно, ведь твиттеров и регулировки ВЧ у колонок нет. В целом звучание в мультимедийных приложениях, таких как игры, фильмы и музыка, удовлетворит неискушенного пользователя, и за звук можно поставить крепкую четверку из пяти.

Заключение

Подводя итоги, следует отметить, что каждая акустическая система имеет свой "характер": то, как она вписывается в интерьер, какое ощущение она приносит в оформление рабочего места и помещения в целом.


Применительно к рассмотренным колонкам можно сказать, что они домашние, удобные, весьма компактные, со своеобразным стилем и подойдут, думается, большинству обычных пользователей компьютера. Акустическая система microlab M-600 обладает своей "изюминкой", своим "характером", добротным и качественным исполнением. Звук же у данной акустической системы вполне достойный и придется по душе многим покупателям.

Фотографии выполнены в студии TECHLABS, фотограф Артем Кондратенков

Некоторое время назад на ремонт принесли акустику для домашнего кинотеатра - Microlab H-200. Забегая вперёд скажу, что о данной фирме и так был наслышан положительных отзывов, но после более детального осмотра и прослушивания усилителя Microlab с колонками впечатление ещё более улучшилось. Действительно при сборке использованы качественные компоненты, неплохие микросхемы - УНЧ и толстые надёжные кабеля сигналов.
Весь аудиокомплекс условно можно разделить на три части - активный сабвуфер с усилителем для других каналов, подключаемые пассивные колонки и блок регулировок (громкость, тембр, баланс).


Всё это несколько запутано, но компенсируется удобством управления и эксплуатации. На столе возле ПК находится только пульт с предусилителем, а сами акустические системы и ящик сабвуфера распределены по комнате.


Неполадка проявлялась в виде пропадающего сигнала. Иногда звук "пробивался", но в основном все каналы молчали. Просто светился светодиод питания.

Блок управления звуком

Начнём ремонт с блока управления. Здесь в небольшом пластмассовом корпусе мы видим трансформатор питания и палту с деталями. Сигнал, снимаемый с линейного выхода компьютера, смешивается, усиливается и корректируется по частотам.


Так-же из стереосигнала выделяется НЧ составляющая, для сабвуфера. С помощью достаточно толстых и качественных кабелей, звук подаётся на активный сабвуфер, в котором находятся усилители мощности (УМЗЧ).


Подключив на выходы блока предусилителей высокоомный наушник (или любой простой усилитель), можно определить наличие звука. Если его нет - проблема внутри БУ.


В моём случае всё звучало и регулировалось - значит переходим к следующему модулю.


Раскручиваем заднюю крышку и извлекаем трансформатор с платой УМЗЧ. Прежде всего измеряем питающие напряжения на плате возле микросхем. К сожалению они в норме. Что исключает халяву, типа сгоревшего предохранителя или выпрямительного диода:)


Эту самую норму легко вычислить по марке установленных микросхем-усилителей. В данном случае приятно порадовали не до боли знакомые TDA2030, а более продвинутые LM3886. Это большая редкость, встретить в недорогих активных колонках такой УМЗЧ.


Скачав даташит на эти LM3886, сразу видим величину питающего напряжения - два канала по 25 вольт. Что полностью соответствует замерам (26В). Кстати, если бы напряжение было перекошенно или значительно занижено - можно грешить на выход из строя одного из электролитических конденсаторов фильтра питания.


Следующий этап - определить причину молчания микросхем. Так как их три штуки, то одновременное сгорание их всех исключено. Скорее всего проблема с обвязкой или отсутствием сигнала на входах.


Снова используем высокоомный наушник - сигнал есть даже на входных контактах микросхем. Остаёся проверить обвязку, в частности элементы, ответственные за электронное включение (режим mute).


В процессе измерений, пока прикасался щупами к плате - звук появился. Скорее всего повлияло внутреннее сопротивление мультиметра. Так как перепаивать каждую деталь из модуля отключения звука не было желания, просто запомнил это место на плате и припаял туда резистор на пару сотен килоом.


Звук сразу появился, а щелчки при включении - отключении были почти незаметными. Возможно стоило более тщательно поискать проблемную деталь, но не в этот раз. Когда снова принесут его - тогда и поищу:)


Тестовая прогонка домашнего кинотеатра показала остсутствие проблем, и спустя пару часов закрутил сабвуферную коробку обратно. Ремонт колонок Microlab можно считать успешно выполненным!

Новое на сайте

>

Самое популярное