Домой Плодовые деревья Сдам егэ по обществу. ЕГЭ по обществознанию: разбор заданий с учителем. Структура КИМ ЕГЭ

Сдам егэ по обществу. ЕГЭ по обществознанию: разбор заданий с учителем. Структура КИМ ЕГЭ

Цель введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку – усиление коммуникативной направленности в обучении.

В современном обществе предпочтение отдаётся таким качествам личности, которые помогают быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы.

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Если вы входите в класс, от которого трудно

добиться слова, начните показывать картинки, и

класс заговорит, а главное, заговорит свободно…

К.Д. Ушинский

Успешной сдаче данного экзамена способствует работа с картиной на уроках русского языка и литературы, так как при обучении видам речевой деятельности картина чаще всего выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способствующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письменной речи.

Работа с картиной имеет огромное значение: развивает речь учащихся, расширяет их кругозор в области изобразительного искусства, учит детей наблюдать, а наблюдая в картине предметы и явления в их взаимосвязи, школьники приучаются логически мыслить, придавать значение деталям. Использование учителем на уроке репродукций известных картин даёт широкие возможности для проведения словарной работы. Рассматривая и оценивая картину, ученик невольно соединяет в своём сознании изображение со словом. В процессе работы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств. Представляя собой источник эмоционального воздействия на человека, картина помогает усвоению эмоционально-окрашенных слов.

При проведении словарной работы учитель подталкивает учащихся к активизации пассивного словаря, чтобы школьники понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе. Но всё же главной заслугой картины для филолога является то, что через рассматривание полотна учащиеся стараются понять, почему им нравится или нет то или иное изображение. Таким образом, у детей формируется собственное мнение, которое они выражают с помощью сложных синтаксических конструкций. А само высказывание – это уже не только описание картины, но и полноценное рассуждение.

Сочинения по картине пишутся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед учителем ставятся следующие задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть её художественные возможности, переводить увиденное на язык слова. Также картина даёт возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче её сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать всё в нужной последовательности. То есть, работая с картиной, сюжетным рисунком или фотографией, ребёнок, сам того не подозревая, готовится к выполнению устного задания №3 ОГЭ, которое проверяет умение строить монологическое высказывание на основе описания фотографии.

Если школьники в течение учёбы в 5-9 классах научатся создавать словесные картины, то на экзамене их высказывания будут характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Они научатся не допускать логических ошибок и не нарушать последовательности изложения мыслей, то есть успешно выполнят поставленную перед ними коммуникативную задачу.

Используя картину на уроках развития речи, учитель должен, во-первых, научить учащихся «читать» её, понимать творческий замысел художника. Во-вторых, педагогу необходимо помочь детям раскрыть содержание и идейный смысл картины. В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях, тем более именно фотографии, близкие к жанровым картинам, являются средством оценивания коммуникативных качеств девятиклассника.

На уроке развития речи важен, как мне кажется, момент молчаливого рассматривания картины: произведение искусства, будь то картина известного художника или фотография, сделанная одноклассником, своими яркими образами воздействует на детей, даёт толчок их воображению, развивает мышление учащихся.

Рассматривая же картину под руководством учителя, учащиеся понимают, что тема – это предмет изображения, а основная мысль – авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами в зависимости от своего личного подхода к теме. Эпизод, изображённый на картине, чаще всего моделирует реальную ситуацию, поэтому картина даёт возможность ввести учащихся в ситуацию общения, близкую к естественной, способствует повышению их речевой активности в ходе урока, создаёт оптимальные предпосылки для выражения своего отношения к изображённому и формированию как подготовленной, так и спонтанной собственной речи.

Во время анализа картины важно не сдерживать детские эмоции, полученные от знакомства с произведением искусства. Высказывания личной точки зрения каждым из присутствующих в классе приносят неоценимую пользу развитию навыков монологической речи, приучают школьников к публичным выступлениям, вырабатывают умение излагать свои мысли в логической последовательности. Картина не только организует высказывание, но и помогает говорящему следить за собственным выражением мыслей. При этом путь развития мысли ученика может быть обеспечен выполнением различного рода упражнений по картине (вопросно-ответные, на заданную тему, по опорным словам, диалог, беседа) и сознательным выбором жанра речевого произведения (описание, повествование, рассуждение). Анализ картины – одно из действенных средств, помогающих учащимся выработать правильную оценку произведения искусства, овладеть умением образно мыслить и образно говорить.

Сочинение по картине может быть написано в различном стиле: разговорном с элементами художественной речи (рассказ по картине, письмо о впечатлениях от выставки картин), публицистическом с элементами разговорного (отзыв, рецензия), научно-популярном (статья в газету, рассказ экскурсовода), публицистическом с элементами художественного (сочинение-описание с элементами рассуждения), художественном с элементами разговорного (сочинение-описание с элементами повествования). Таким образом, во время уроков развития речи учащиеся знакомятся с предполагаемыми формулировками экзаменационных вопросов.

Сочинение по произведению изобразительного искусства, рисунку и даже фотографии – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся, так как создаёт основу для сознательного овладения словом, даёт повод для осмысленного связного высказывания учащихся. В процессе передачи содержания картины у школьников возникает необходимость склонять существительные и местоимения, спрягать глаголы, согласовывать прилагательные и причастия с определяемыми словами, употреблять разнообразные синтаксические конструкции. Таким образом, лексика и стилистика, грамматика и логика переплетаются между собой с помощью картины.

Литература

  1. Альбеткова Р.И. От слова к словесности. – М: Дрофа, 2000.
  2. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи. 5 – 9 классы. – М: Просвещение, 1995.
  4. Родин И.О., Пименова Т.М. Сочинения. Правила составления текстов. – М: ООО «Астрель. АСТ», 2003.

Регламент организации и проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе

Настоящий Регламент включает Порядок действий при подготовке и проведении итогового собеседования (документ.doc 2,12 МБ).

Подготовка к итоговому собеседованию

Внесение изменений в приказ от 20.10.17г.

Мониторинг качества подготовки обучающихся 9 классов по русскому языку в форме итогового собеседования пройдет в апреле 2018 года во всех субъектах РФ. Собеседование будет проводиться два дня – 13 и 16 апреля.О внесении изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (документ.doc 14,9 КБ).

Говорение. 10 вариантов для тренировки (файл pdf 8,96 МБ).

Вариант 1 о докторе Пирогове для собеседования (файл pdf 599 КБ).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2» Специфика процедуры проведения Устного собеседования по русскому языку в 9 классе Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Тропина А.А. ноябрь 2017

2 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Презентация составлена на основе материалов руководителя Федеральной комиссии разработчиков КИМ по русскому языку Цыбулько Ирины Петровны (октябрь 2017г)

3 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ В 2016-2017 учебном году прошла успешная апробация в следующих регионах РФ: Московская область; Чеченская Республика; Татарстан

4 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ В 2017-2018 учебном году (14-16 февраля) пройдет во всех регионах РФ на базе пилотных площадок (решают региональные власти)

5 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ В 2018-2019 учебном году (14-16 февраля) участие примут все школы во всех регионах РФ (т.е. сегодняшние 8 классы)

6 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Собеседование для 9 классов будет проходить на базе родной школы и не в режиме «онлайн», т.е. по второй организационно-технологической модели (т.к. материально не затратно и участникам психологически комфортно). Возможно «кустовое» решение процедуры (на усмотрение региональных властей)

7 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Аудитория должна быть обеспечена звукозаписывающей аппаратурой; Собеседование только с одним участником в одной аудитории в один момент времени; На одного участника отводится 15 мин. (может быть меньше или больше) Участник должен набрать 10-19 баллов для зачёта (допуска к ОГЭ)

8 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Технология Собеседования похожа: итоговое сочинение в 11 классе; устная часть экзамена по иностранному языку Технология оценки находится в стадии разработки. Критерии оценки и банк заданий появятся на сайте ФИПИ после 30 октября 2017г

9 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Хронология Собеседования: Аудитория ожидания (участники + организатор в аудитории) Перемещение (участники + организатор вне аудитории) Аудитория для собеседования: - участник собеседования; - экзаменатор-собеседник (не учитель русского языка); - экзаменатор-эксперт (только учитель русского языка); - технический специалист (?)

10 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Экзаменационные материалы: Материалы для участника (индивидуальный пакет КИМ) Материалы для экзаменатора-собеседника (карточки по каждой теме беседы) Материалы для экзаменатора-эксперта (протоколы, бланки)

11 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Задания Собеседования составлены согласно Концепции преподавания отдельных предметов в Российской Федерации (2016г) Цель Собеседования - проверить коммуникативную компетенцию обучающихся основной школы (все школьные предметы), которая формируется на базе лингвистической и языковой компетенции (русский язык).

12 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Коммуникативная компетенция - овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетенция – важнейшее личное достижение школьника в образовании

13 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Коммуникативная компетенция Речеведческие знания, навыки Коммуникативные навыки Продуктивные Репродуктивные Говорение Письмо Чтение Аудирование Диалог Монолог

14 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Образовательное Учреждение несёт ответственность за развитие у обучающихся коммуникативной компетенции Учить детей говорить: читать вслух, пересказывать текст, строить монологическое высказывание, вести диалог должен каждый учитель каждого Методического Объединения на каждом своём уроке. Каждый учитель должен требовать и соблюдать сам нормы грамотной эталонной речи. Это обязанность не только учителя русского языка и литературы. Все учителя-предметники (не только учитель русского языка) ответственны за то, как ребёнок поведёт себя на Устном собеседовании, будет ли он допущен к сдаче ОГЭ.

15 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Огромная ответственность ложится на плечи экзаменатора-собеседника (не учитель русского языка и литературы): должен быть компетентен во многих областях; должен уметь вести диалог; должен суметь «разговорить» ребёнка; должен уметь войти в доверие, психологически настроить ребёнка на диалог От экзаменатора-собеседника будет зависеть, как пройдёт ребёнок Собеседование, наберёт ли нужное количество баллов (но только в задании №4).

16 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Экзаменатор-собеседник доброжелателен, улыбаясь, ведёт диалог, не исправляет ошибки, не вмешивается в речь участника, апеллирует к личному опыту ребёнка, его эмоциям.

17 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Ответственность несут также и родители обучающихся. Родители должны разговаривать со своими детьми. Родители не должны быть удовлетворены односложными ответами своих детей («нормально», «не знаю» и т.п.) Родители должны требовать от своих детей полных и развёрнутых ответов на интересующие их вопросы о школьной жизни, о новых знаниях, полученных на уроке, о досуге, поездках, мероприятиях, уметь вести диалог на отвлечённые темы.

18 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ В связи с процедурой Устного собеседования Методическое Объединение учителей русского языка и литературы вносит предложения: Ежегодная проверка техники чтения в начале и в конце года (на тексте научного характера) с 5 по 9 класс Каждому ШМО гуманитарных и естественно-научных дисциплин разработать: А. Единую структуру урока, согласно которой будут в обязательном порядке введены следующие этапы (методы, формы): - смысловое выразительное чтение текста вслух; - пересказ текста по плану; - развёрнутый устный (письменный) ответ на вопрос проблемного характера; - работа с иллюстративным материалом (описание, рассказ);

19 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ - терминологический диктант; В. Единые требования по формированию и развитию коммуни- кативной компетенции обучающихся: - учить умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; - учить правилам ведения диалога; - соблюдать нормы русского литературного языка (произношение, употребление словоформ, построение предложений); - обогащать словарный запас и грамматический строй речи; - формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Результаты отслеживать посредством взаимопосещений уроков, мастерклассов, выступлений на заседаниях ШМО, педсоветах.

20 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Образцы заданий: на сайте ФИПИ есть раздел «Банк оценочных средств по русскому языку для 2-9 классов» (см. разделы Говорение и Чтение) Технология оценки находится в стадии разработки. Критерии оценки и банк заданий появятся на сайте ФИПИ после 30 октября 2017г

21 слайд

Описание слайда:

Модели заданий Задание №1. Чтение Объём текста 170-180 слов. Текст научного характера (физика, география, биология, астрономия, научные исследования, биография писателя, учёного, путешественника). В тексте много терминов, собственных имён, имён числительных в виде цифр (их нужно уметь склонять). Читая текст, обучающийся должен соблюдать орфоэпические, грамматические и речевые нормы. Не допускать искажений при произнесении слов (1 искажение – 0 балов). Соблюдать интонацию (перечисление, обособленные члены и т.п.) Чтение в среднем темпе (1сек. = 2слова, 152 слова – 1мин. 20сек.) На подготовку к чтению даётся 1,5 – 2 мин.

22 слайд

Описание слайда:

Задание №1. Чтение I. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Отрывок из статьи Константина Воробьёва «За белым журавлём» Среди замечательных птиц нашей фауны особый интерес представляет белый журавль, или стерх. Эту прекрасную птицу открыл и описал в 1773 году известный натуралист Пе́тер Палла́с. Первые же сведения о стерхе, появившиеся у нас в печати, относятся ещё к 1762 году и принадлежат русскому географу Петру Рычкову. С тех пор прошло более 200 лет, но наши знания об этом виде до сих пор остаются отрывочными и скудными. Гнездовая область в Юго-Западной Сибири, откуда впервые были получены сведения о белых журавлях, ныне не существует. Решающим фактором в её исчезновении явилось, по-видимому, высыхание озёр и болот, весьма интенсивно происходившее здесь во второй половине XIX века. Современный ареал стерха представляют собой две небольшие разграниченные территории. Одна гнездовая область находится в Западной Сибири, в низовьях Оби, другая – в Северо-Восточной Якутии, в труднодоступной тундре к северу от 69-й параллели. Весьма ограниченный ареал стерха, а также неуклонное уменьшение его численности вызывают вполне законную тревогу и большое опасение за дальнейшую судьбу этой замечательной птицы, занесённой в Красную книгу.

23 слайд

Описание слайда:

Задание №1. Чтение I. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Отрывок из статьи Ибрагимхалила Магомедова «В иголках круглый год» Ель – тонко организованная натура, если можно так сказать. Она, жительница просторов, начинает болеть, чахнуть, если ей приходится дышать загрязнённым городским воздухом. Предки ели появились на Земле около 300 миллионов лет назад. Это были крупные деревья с развитой древесной системой и листьями, некоторые из них достигали метра. Свой современный вид ель обрела в меловом периоде мезозойской эры, 100–130 миллионов лет назад. Отпечатки её игольчатых листьев в геологических отложениях встречаются вместе с окаменевшими останками гигантских ящеров. В настоящее время ели, относящиеся к семейству сосновых, произрастают во всех зонах умеренного климата Европы, Азии и Северной Америки. Из 40 видов этого хвойного растения в России встречается восемь. Взрослые ели в благоприятных условиях достигают 40–45 метров в высоту, ствол прямой, стройный. Диаметр самых крупных деревьев – более метра. Цветут ели в мае. Плодоносят 25–30 лет. Ели – долгожители, некоторые из них живут до 500 лет.

24 слайд

Описание слайда:

Задание №1. Чтение Критерии оценивания чтения вслух Интонация ИЧ Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста 1 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста 0 Темп чтения ТЧ Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. 1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 0 Максимальное количество баллов 2

25 слайд

Описание слайда:

Модели заданий Задание №2. Пересказ Подробный пересказ прочитанного текста из Задания №1. Уметь найти ключевые слова, составить план, выделить микротемы. Исходный текст убирается, но остаётся черновик с пометками (но хотят оставить текст для ученика). В пересказ нужно включить предложенную цитату, используя разные способы цитирования. Цитату нужно включить так, чтобы это было уместно и логично. Цитату можно зачитать. При цитировании нужно сказать, чьё это высказывание. При пересказе нельзя допускать искажений слов, орфоэпических, грамматических и речевых ошибок. Не допускать фактических ошибок. На подготовку к пересказу даётся 2 мин.

26 слайд

Описание слайда:

Задание №2. Пересказ II. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание одного из первых биографов Арсеньева Николая Евгеньевича Кабанова: «На примере жизни и деятельности Арсеньева, отдавшего изучению Приморья 30 лет своей жизни, может и должна учиться молодёжь, для которой Приморье не только край экзотики и романтики, но и край огромных богатств и безграничных перспектив...» Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.

27 слайд

Описание слайда:

Задание №2. Пересказ II. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание Т.Н. Яблонской: «Природа или интерьер, любой объект вдруг как бы покроется какой-то невидимой поэтической прозрачной пеленой, как бы запоёт что-то внутри. Какое-то волшебное поэтическое состояние разольётся... Это, наверное, и называется вдохновением…» Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.

28 слайд

Описание слайда:

Задание №2. Пересказ Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания Сохранение при пересказе микротем текста П1 Все основные микротемы исходного текста сохранены 1 Упущена или добавлена одна микротема и более 0 Соблюдение фактологической точности при Пересказе П2 Фактических ошибок, связанных с пониманием текста нет 1 Допущены фактические ошибки (одна и более) 0 Работа с высказыванием П3 Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично 1 Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа 0 Способы цитирования П4 Ошибок нет 1 Допущены ошибки при цитировании (одна и более) 0 Максимальное количество баллов 4

29 слайд

Описание слайда:

Задание №1 и №2. Чтение. Пересказ Критерии оценивания правильности речи (Р1) Соблюдение грамматических норм Г Грамматических ошибок нет 1 Допущены грамматические ошибки (одна и более) 0 Соблюдение орфоэпических норм О Орфоэпических ошибок нет или допущено не более одной орфоэпической ошибки 1 Допущены орфоэпические ошибки (две и более) 0 Соблюдение речевых норм Р Речевых ошибок нет или допущено не более трёх речевых ошибок 1 Допущены речевые ошибки (четыре и более) 0 Искажение слов Иск. Искажений слов нет 1 Допущены искажения слов (одно и более) 0 Максимальное количество баллов 4

30 слайд

Описание слайда:

Модели заданий Задание №3. Монологическое высказывание Даётся три темы Темы соответствуют трём типам речи: описание (на основе фотографии), повествование (на основе жизненного опыта), рассуждение (ответ на поставленный вопрос). Нужно выбрать одну тему их трёх. Высказывание нужно строить в соответствии с выбранным типом речи. При монологическом высказывании нельзя допускать искажений слов, орфоэпических, грамматических и речевых ошибок, нельзя использовать сленг, речевые конструкции должны быть разнообразны. Рассказ должен состоять из 10 предложений (3 мин.). На подготовку даётся 1 мин.

31 слайд

Описание слайда:

Задание №3. Монолог III. Выберите одно задание Вам даётся 1,5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2-3 минут.

32 слайд

Описание слайда:

Задание №3. Монолог. Описание 1. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать: · где происходит событие; · какой спектакль представляют; · что делают актёры; · о костюмах и декорациях.

33 слайд

Описание слайда:

Задание №3. Монолог. Описание III. 1. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, где проходит мероприятие; кто принимает участие; что делают ребята и взрослые; опишите присутствующих.

34 слайд

Описание слайда:

Задание №3. Монолог. Описание III. 1. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, где проходит мероприятие; кто принимает участие; что делают ребята; опишите присутствующих.

35 слайд

Описание слайда:

Задание №3. Монолог. Описание III. 1. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, где проходит мероприятие; кто принимает участие; что делают ребята, взрослые; опишите присутствующих; как дети одеты.

36 слайд

Описание слайда:

Задание №3. Монолог. Повествование III. 2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Не забудьте рассказать · в каком музее Вы были; · когда и с кем; · что вы увидели; · что понравилось и запомнилось больше

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Инструкция по выполнению заданий Итоговое собеседование по русскому языку состоит из 4 заданий. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты. В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута. В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута. В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. На протяжении всего времени ответа ведётся аудио- и видеозапись. Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.

3 слайд

Описание слайда:

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты. Критерии оценки Критерии оценивания чтения вслух Баллы Интонация ИЧ Интонация соответствует пунктуационному оформлениютекста 1 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста 0 Темп чтения ТЧ Темп чтения соответствует коммуникативной задаче 1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче 0 Максимальное количество баллов 2

4 слайд

Описание слайда:

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута. Критерии оценки № Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания Баллы П1 Сохранение при пересказемикротемтекста Все основныемикротемыисходного текста сохранены 1 Упущена или добавлена однамикротемаили более 0 П2 Соблюдениефактологическойточности при пересказе Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет 1 Допущены фактические ошибки (одна и более) 0 П3 Работа с высказыванием Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично 1 Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместнои/или нелогично,или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа 0 П4 Способы цитирования Ошибок нет 1 Допущены ошибки при цитировании (одна и более) 0 Максимальное количество баллов 4

5 слайд

Описание слайда:

Правильность речи (выполнение заданий 1, 2) Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1, 2) – 10. № Критерии оценивания Баллы Г Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет 1 Допущены грамматические ошибки (одна и более) 0 О Соблюдение орфоэпических норм Орфоэпических ошибок нет,или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) 1 Допущены орфоэпические ошибки (две и более) 0 Р Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет,или допущено не более трёх речевых ошибок 1 Допущены речевые ошибки (четыре и более) 0 Иск Искажения слов Искажений слов нет 1 1 Допущены искажения слов (одно и более) 0 Максимальное количество баллов 4

6 слайд

Описание слайда:

Задание 3 – Монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута. № Критерии оценивания монологического высказывания (М) Баллы Выполнение коммуникативной задачи М1 Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют 1 Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,нодопустил фактические ошибки,и/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания 0 М2 Учёт условий речевой ситуации Учтены условия речевой ситуации 1 Условияречевой ситуации не учтены 0 М3 Речевое оформление монологического высказывания (МР) Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена 1 Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более) 0 Максимальное количество баллов 4

7 слайд

Описание слайда:

Речевое оформление (заданиям 3 и 4). № Критерии оценивания диалога (Д) Баллы Д1 Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге 1 Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы 0 Д2 Учёт условий речевой ситуации Учтены условия речевой ситуации 1 Условия речевой ситуации не учтены 0 Максимальное количество баллов 2

8 слайд

Описание слайда:

№ Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2) Баллы Г Соблюдение грамматических норм Грамматических ошибок нет 1 Допущены грамматические ошибки (одна и более) 0 О Соблюдение орфоэпических норм Орфоэпических ошибок нет,или допущено не более двух орфоэпических ошибок 1 Допущены орфоэпические ошибки (три и более) 0 Р Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет,илидопущено не более трёх речевых ошибок 1 Допущены речевые ошибки (четыре и более) 0 РО Речевое оформление Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции 1 Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции 0 Максимальное количество баллов 4

9 слайд

Описание слайда:

Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9. Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19. Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.

10 слайд

Описание слайда:

Материалы демоверсии Задание 1. Чтение текста. Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) – первый космонавт. Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!». Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда! (177 слов)

11 слайд

Описание слайда:

20 молодых лётчиков, 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут, равнялась 108 минутам, 108 минут. (Запишите числительные словами, определите падеж ИЧ) Употребление числительных Двадцать молодых лётчиков; двенадцатого апреля тысяча девятьсот шестьдесят первого года в девять часов семь минут; равнялась ста восьми минутам; сто восемь минут.

12 слайд

Описание слайда:

Особенности интонации при произнесении, обособленных, однородных членов предложения и др. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».

13 слайд

Описание слайда:

Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине: «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…» Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Выдающийся конструктор и учёный Королёв сказал о Гагарине, что он не только…, но и …

14 слайд

Описание слайда:

Выберите одну из предложенных тем беседы. Тема 1. Праздник. (на основе описания фотографии) Тема 2. Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего. (повествование на основе жизненного опыта) Тема 3. Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу) В выступлении должно быть не менее 10 предложений!

15 слайд

Основное общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Линия УМК В. В. Бабайцевой. Русский язык (5-9)

Линия УМК А. Д. Шмелева. Русский язык (5-9)

Линия УМК Р. И. Альбетковой. Русский язык. Русская словесность. (5-9)

Устное собеседование в 9 классе: практика подготовки

Ведущий методист по русскому языку и литературе, кандидат филологических наук Олег Бойцов представляет подготовку к новому этапу аттестации как общее формирование необходимых коммуникативных навыков.

Развитие компетенции

Устное собеседование - это проверка коммуникативной компетенции школьника, то есть приобретенных им знаний, навыков, умений в выражении своих мыслей и в общении. Позже у большинства людей эти умения трансформируются в коммуникативную компетентность, важную составляющую зрелой личности.

Устное собеседование можно назвать метапредметным явлением. Нужная компетенция развивается на любых занятиях, где используется речь. Пересказ, ответ на вопрос, постановка вопроса, беседа с учителем, выступление с готовой или неподготовленной речью, учебная беседа в парах или в группах, дискуссия, участие в дебатах, деловые и ролевые игры, построение доказательств и опровержений, защита проекта - все это косвенная подготовка к устному собеседованию.

На уроках непосредственно русского языка важен комплексный подход. Корпорация «Российский учебник» предлагает два эффективных УМК по русскому языку для 5-9 классов: под редакциями М.М. Разумовской и А.Д. Шмелева . В учебниках представлено много заданий, направленных на усовершенствование коммуникативных навыков. Используя эти УМК, можно подготовиться к устному собеседованию без дополнительных пособий.

Купить

Читайте также:

  • Итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе: требования, подготовка, условия
  • Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям

Рекомендации и алгоритмы для учеников по выполнению заданий

Задание 1. Чтение вслух небольшого текста.

Обычно на уроках выразительно читают художественную литературу, а в задании на собеседовании представлены преимущественно публицистические тексты. При подготовке, обратите внимание на то, как звучат телеведущие в новостных выпусках и в документальных программах, лучших из них возьмите за образец. Начните с копирования речевых приемов, затем отрабатывайте чтение вслух на статьях в газетах и журналах. В итоге ваша речь должна привлекать внимание и «держать» слушателя.

Купить

Задание 2. Пересказ прочитанного текста, дополнив его высказыванием.

Алгоритм выполнения:

  1. Прочтите текст.
  2. Сформулируйте тему текста и основную мысль.
  3. Выделите ключевые слова, в зависимости от типа текста: глаголы, деепричастия и наречия в повествовании; существительные, прилагательные и причастия в описании; слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли в рассуждении.
  4. Установите количество микротем.
  5. Определите микротему, содержание которой можно дополнить приведенной в задании цитатой (прямой или косвенной).
  6. Выделите в тексте главную и второстепенную информацию, на основе этого сократите текст.

Учебник является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому язы ку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В нём содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, направленные на формирование предметных, метапредметных умений и личностных качеств, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними.

Купить

Задание 3. Один из трех вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем.

Обратите внимание на примерный план ответа, предложенный в карточке участника собеседования, и составьте по нему не менее 10 фраз. Как работать с каждым из вариантов беседы:

  • Описание. Определите тему своего высказывания, а после хорошенько рассмотрите фото. Дайте ответы на вопросы: кто изображен на фото? чем он занят? о чем, возможно, думает? какие чувства, вероятно, испытывает? какие чувства вызывает у вас?
  • Повествование. Определите тему высказывания, затем выберите из событий своей жизни ту историю, о которой будет вестись повествование. Дайте ответы на вопросы: когда и где это произошло? кто участвовал? что важного было в этом событии? как к событию отнеслись вы и другие его участники?
  • Рассуждение. Определите, все ли понятно в предложенном вопросе, потом действуйте в соответствии со структурой рассуждения: сформулируйте тезис (мысль для обоснования), подберите доказательства (подходящие примеры), сделайте вывод. В ответе используйте вводные конструкции: «я думаю», «мне кажется», «я уверен», «возможно», «по-видимому», «следовательно» и другие.

Тетрадь предназначена для использования в комплекте с входящим в систему "Алгоритм успеха" учебником "Русский язык. 9 класс" под редакцией А. Д. Шмелёва. Материал структурирован по главам учебника и подобран в соответствии с темами разделов "Правописание" и "Культура речи".

Купить

Задание 4. Участие в диалоге по теме предыдущего задания.

Алгоритм выполнения:

  1. Выслушайте вопрос.
  2. Определите ключевое слово вопроса.
  3. Исключите односложный ответ.
  4. Сформулируйте развернутый ответ, используя сложноподчиненные предложения.
  5. Не забывайте вводные слова, которые помогают «движению мысли» участников диалога («во-первых», «во-вторых», «таким образом» и другие).

Постоянно отрабатывайте выразительное чтение, грамотное изложения текста, использование цитат. Имейте в виду, что устное собеседование - это, в большей степени, ответ в форме неподготовленного выступления. Чтобы полностью раскрыть свой потенциал на собеседовании, нужно чувствовать себя свободно и уверенно.

Рабочая тетрадь, созданная в связи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, поможет учителю объективно диагностировать предметные и метапредметные результаты освоения школьниками учебной дисциплины в формате входного, тематического и итогового контроля, учащимся - вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку, прибегая к самопроверке, а родителям - организовать работу над ошибками учащихся в домашних условиях.

Новое на сайте

>

Самое популярное