Домой Плодовые деревья Темы консультаций для воспитателей по физическому воспитанию. Консультации для педагогов по физо консультация. Взаимодействие с музыкальным руководителем

Темы консультаций для воспитателей по физическому воспитанию. Консультации для педагогов по физо консультация. Взаимодействие с музыкальным руководителем

ТЕМА консультации для воспитателей: «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье»

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

Приступая к работе инструктора по физической культуре, для себя я определила несколько первоочередных задач.

1. Работа любого специалиста, прежде всего, должна начинаться со знакомства с образовательной программой, по которой работает дошкольное учреждение, и учебно-методическим комплектом.

2. Внимательно изучила цели и задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», над которыми мне предстоит работать с детьми разных возрастов.

3. Проанализировала условия необходимые для решения поставленных задач.

Провела ревизию оснащения физкультурного зала и физкультурной площадки на улице. Составила заявку на приобретение дополнительного физкультурного оборудования и пособий. Так в этом году физкультурный зал пополнился массажными дорожками, мячами, обручами, палками, скакалками. Своим руками были ленточки, изготовлены маски для подвижных игр.

В группах помогла создать развивающую среду «центры физкультуры». Предусмотрели площадь, свободную от мебели и игрушек. Дети были обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки).

Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

4. Поэтому следующей моей задачей стало - «узнать детей во всех отношениях» - состояние их здоровья, физическое развитие, особенности поведения, характер, интересы, эмоциональные проявления, т. е. провести диагностику здоровья, физического и двигательного развития детей.

Комплекс диагностических мероприятий в нашем дошкольном учреждении, осуществляется целым коллективом специалистов (воспитателями, медиками, узкими специалистами).

    медицинский персонал (оценка физического развития и здоровья);

    инструктор по физической культуре и воспитатели (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности);

    педагог-психолог (выявление отклонений в становлении отдельных сторон личности дошкольников: эмоциональное состояние, познавательные процессы);

    учитель-логопед (оценка речевого развития и звукопроизношения);

    музыкальный руководитель (оценка музыкально-ритмического развития детей).

Взаимодействие с медицинским персоналом

1. В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинского персонала.

Основными проблемами, требующими совместной деятельности для, меня, прежде всего, являются:

    Физическое состояние детей посещающих детский сад. Так, в начале года, после оценки физического развития и здоровья детей, совместно с медицинской сестрой заполняем листы здоровья, физического и двигательного развития детей. Получаем дополнительную информацию о детях от психолога, логопеда и родителей, через анкетирование, индивидуальные беседы.

    Профилактика заболеваний ОДА, сердечнососудистой, дыхательной и других систем. Вместе разрабатываем рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, выде­ляем дифференцированные группы детей, требующие коррекционной работы. Поэтому я кроме индивидуальной работы с такими детьми, в занятия обязательно включаю упражнения на профилактику осанки и плоскостопия, дыхательные игры и упражнения. Обязательно ведем совместный контроль над организацией щадящего режима занятий или медотвода для детей перенесших заболевания.

    Способствуем предупреждению негативных влияний интенсивной образовательной деятельности, т.е. рациональному чередованию нагрузки (оптимальное составление сетки занятий), соблюдению режима дня и двигательного режима.

    2 раза в год осуществляем медико-педагогический контроль над физкультурными занятиями. Качественный и количественный контроль эффективности занятия, как правило, проводит медицинская сестра, а анализирует методист и инструктор по физическому воспитанию.

    Проводя работу по формированию у детей начальных представлений о ЗОЖ, привлекаем медиков к проведению интегрированных занятий по валеологии, развлечений, консультаций для педагогов и родителей.

Взаимодействие с воспитателями

2. Конечно, за успешное выполнение всех задач образовательной программы отвечает воспитатель, а инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей.

    планирую и организую образовательную деятельность по физическому воспитанию;

    планирую и организую физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня;

    оказываю методическую помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам ДОУ (провожу различные консультации, выступаю на педагогических советах, семинарах-практикумах, медико-педагогических советах и т.д.). Планирование такой совместной деятельности осуществляется на основе годового плана нашего дошкольного учреждения. Кроме групповых форм взаимодействия я раз в неделю встречаюсь со специалистами и обсуждаю вопросы, требующие внимания.

    разрабатываю и организую информационную работу с родителями.

Совместно с воспитателями 2 раза в год (вначале и в конце года) проводим обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности детей.

Это дает мне возможность спрогнозировать возможные положительные изменения этих показателей на конец учебного года.

Безусловно, одной из основных форм работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия. Исходя из условий нашего детского сада и опыта работы воспитателей, первое обучающее занятие я провожу я по подгруппам. Занятия в группах, где воспитатель – молодой специалист, проводим совместно всей группой. Второе закрепляющее занятие воспитатели проводят сами. Третье занятие на улице, тоже провожу я.

Долгое время я работала в малокомплектном детском саду. И у нас была возможность составить сетку занятий так, что, обучающее занятие проводила я с воспитателями, а закрепляющее с воспитателем проводил музыкант, который кроме музыкального сопровождения помогал воспитателю в организации, следил за выполненением детьми ОВД, осуществлял страховку, особенно если на занятии использовался подгрупповой способ выполнения упражнений.

Отбор программного материала осуществляю с учетом возрастных особенностей детей и анализа диагностики. На каждую возрастную группу, составляю перспективное планирование. Печатаю конспекты физкультурных занятий, с которым знакомлю воспитателей, провожу консультации по отдельным вопросам (методике проведения занятия, способах организации, дозировки и т. д.).

Чтобы физкультурные занятия были действительно развивающими, интересными, увлекательными и познавательными, использую разные формы их проведения (традиционные, тренировочные, контрольно-проверочные, игровые, тематические, сюжетные и интегрированные). Такие занятия, праздники и развлечения стараюсь планировать в соответствии с календарно-тематическим планированием. Сегодня ищу новые пути и формы их проведения, так начала использовать информационные технологии. Детям это доставляет громадное удовольствие.

Руководящую роль на занятии занимает инструктор. Но воспитатель, зная методику проведения физкультурных занятий, следит за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка. Воспитатель на занятии не только помогает инструктору по физической культуре, но и фиксирует то, что необходимо закрепить с некоторыми детьми в индивидуальной работе. Все заметки я делаю в специально заведенном дневнике.

Для воспитателей в этом году начала разрабатывать материал для закрепления пройденного материала, в котором предлагаю для планирования игры и игровые упражнения.

Для удобства знакомства детей с подвижными играми составила перспективный план на каждую возрастную группу. Планирование составлено так, что не выпущена ни одна игра предусмотренная программой, продуманно ее обучение, закрепление, упражнение, усложнение, а также использование игры в самостоятельной деятельности. Кроме этого разработаны и внедрены в работу картотеки подвижных и хороводных игр, корригирующих и дыхательных игр и упражнений.

Воспитатель, как бы, является связующим звеном между мной и родителями (проводит с ними беседы по моим рекомендациям, дает консультации, предлагает разнообразные домашние задания, индивидуально для каждого ребенка). В свою очередь я так же провожу консультации, беседы, выступаю на родительских собраниях, участвую в заседании клуба «Школа заботливых родителей», оформляю наглядный материал. Вместе с воспитателями привлекаем родителей к совместным мероприятиям – праздникам и развлечениям. Потому что успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи, что требует тесного взаимодействия педагогов и родителей.

Взаимодействие с музыкальным руководителем

3. Музыка является одним из средств физического воспитания. Кроме того, что она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Вот здесь и необходима помощь музыкального руководителя.

Очень важно, чтобы музыка на занятии не звучала только ради того, чтобы прозвучать, она должна естественно вплетаться в занятие, в каждое движение. Поэтому если на утренней гимнастике, занятии или развлечении мне необходимо музыкальное сопровождение мы вместе подбираем музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для прыжков – полька, галоп. Общеразвивающие упражнения имеют свою структуру, поэтому для них подбираем произведения определенного строения. И самое главное сначала попробовать самой выполнить эти упражнения под музыку. При необходимости можно подбирать музыку и к ОВД , но следует помнить, что выполнение трудных движений (лазание, равновесие) требует от ребенка больших усилий, внимания, координации. Музыка в данном случае не желательна и является отвлекающим фактором.

Чаще всего используем музыку, в том числе и звукозаписи, в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части занятия, когда музыка выступает как успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки средство. В этой части использую звуки природы и звучание лирических произведений.

Совместно с музыкальным руководителем проводим музыкально-спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия планируем согласно годовому календарно-тематическому плану.

Очень важно помнить, что :

    недопустимо выполнение физических упражнений вне ритма и темпа;

    противопоказано уточнять ритмичность движения под музыку счетом или непрерывными хлопками, так как это может привести к частичному искажению музыкально-ритмических ощущений.

Взаимодействие с учителем-логопедом

4. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, наш детский сад не исключение. Так у нас функционирует логопедическая группа, в которой я веду физкультурные занятия, и работает логопедический пункт.

В связи с этим моя задача помочь и логопеду и воспитателю в воспитании и обучении детей с такими нарушениями.

Эти дети по физическому развитию отличаются от своих сверстников нарушением моторики, дискоординацией и слабостью движений, двигательной расторможенностью, слабой ориентировкой в пространстве.

Для них планирование физкультурно-оздоровительной работы составляется с учетом коррекционно-воспитательных задач. Вот здесь как раз и необходимо тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и логопеда.

Поэтому в занятия я обязательно включаю упражнения на дыхание, координацию движений.

Одним из эффективных приемов в коррекционной работе с детьми мы видим использование упражнений, где речь взаимосвязана с движением. Это могут быть подвижные, пальчиковые игры, игровой массаж, дыхательные игры и упражнения, которые логопеды и воспитатели планируют согласно лексическим темам (времена года, транспорт, профессии, зимние виды спорта, домашние животные и т.д.) и предлагают мне в качестве закрепления, я в свою очередь разрабатываю двигательный материал и чаще объединяю в сюжет. Что способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико-грамматического строя речи, постановке правильного дыхания. Такие упражнения мы используем в различных моментах физкультурно-оздоровительной работы. Это, безусловно, физкультурные занятия, где помимо общеобразовательных задач решается ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков эмоциональной, интеллектуальной и моторной сфер, обусловленных особенностями речевого дефекта, а так же физкультурные праздники, досуги, утренняя и бодрящая гимнастика, физминутки на других занятиях, прогулки. Для этого совместно разрабатываем картотеки игр, упражнений, оздоровительного массажа, считалок, загадок, чистоговорок.

Взаимодействие с педагогом-психологом

5. То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги- психологи, но и воспитатели и инструктор по физической культуре в том числе, а главное, чтобы они могли использовать их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные психологические особенности и проблемы.

Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.

Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической работе.

Поэтому я в некоторые физкультурные занятия и развлечения включаю игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов.

Таким образом, нами была создана модель взаимодействия инструктора по физической культуре с педагогами, медицинским персоналом.

Модель взаимодействия

Инструктора по физической культуре

    С заведующим, зам. заведующего – создает условия для физкультурно-оздоровительной работы, координируют работу педагогов.

    С медицинской сестрой – участвует в проведении лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, проводит санитарно-просветительскую работу среди педагогов и родителей.

    С воспитателем – способствует обеспечению гибкого оздоровительного режима, формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культуры, профилактики заболеваний.

    С музыкальным руководителем – участвует в двигательном развитии детей, способствует развитию чувства ритма, темпа, речевого дыхания, координации движений.

    С учителем-логопедом – способствует обогащению словарного запаса, формированию лексико – грамматического строя речи, постановке правильного дыхания, общей и мелкой моторики, координации движений.

    С педагогом-психологом - способствует развитию эмоционально – волевой сферы дошкольников, познавательных процессов

    С младшим воспитателем – способствует соблюдению санитарно – гигиенических требований.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД:

    положительные результаты в процессе реализации задач образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» возможны при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям.

Галина Сахарова
Консультация для воспитателей ДОУ «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ»

«Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами

ДОУ по вопросам физического воспитания ,

сохранения и укрепления здоровья детей».

Подготовила : САХАРОВА Г. Б. инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 439»

г. Нижний Новгород

Цель : совершенствовать знания педагогов о постоянном взаимодействии

инструктора по физической культуре и педагогов ДОУ по физическому

воспитанию , сохранению и укреплению здоровья детей.

Задачи :

1. Совершенствовать знания педагогов по подготовке детей и проведения

занятий по физической культуре.

2. Познакомить педагогов с требованиями к воспитателю в совместной

работе по вопросам физического воспитания .

3. Вызвать желание постоянного сотрудничества педагогов с инструктором

по физкультуре в ДОУ .

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего

детского сада является оптимизация работы по формированию у

дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового

образа жизни. В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная

работа организуется воспитателем и инструктором по физической культуре.

Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными

обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют

отличия в зависимости от решаемых задач :

общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации.

Однако педагогическая деятельность каждого направлена на одного ребёнка,

поэтому действия их должны быть согласованы между собой.

Требования к воспитателю :

1. Знает программу, в соответствии с которой претворяет на практике

физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые

результаты).

2. Проводит диагностику физического состояния детей по программе,

реализуемой дошкольным учреждением.

3. Знает особенности состояния здоровья воспитанников и планирует занятия

физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями.

4. Организуя занятия физическими упражнениями с воспитанниками ,

применяет только методические материалы, рекомендованные органами

образования (российскими, городскими, районными) для работы с детьми

дошкольного возраста.

5. При проведении физкультурного занятия имеет план занятия, основанный

на данных методических материалов.

6. Формирует у детей представления о гигиене и эстетике занятий

физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических

упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.).

7. Использует средства физической культуры для воспитания нравственных

(морально-волевых) качеств у своих воспитанников .

8. Контролирует физическую нагрузку детей по внешним признакам

утомления.

9. Обеспечивает безопасность детей в процессе занятий физическими

упражнениями.

10. Оказывает детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях.

11. Планирует, проводит и анализирует физкультурно-оздоровительные

мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка ,

подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика).

12. Планирует, проводит и анализирует физкультурно-массовую работу в

группе (физкультурные досуги , физкультурные праздники и т . п.).

13. Создаёт условия в группе для самостоятельной двигательной

деятельности детей.

14. Организует самостоятельную двигательную деятельность детей в группе

и на прогулке.

15. Информирует родителей об уровне физического состояния их детей и

успешности в двигательной деятельности.

Перед физкультурным занятием воспитатель прослеживает за спортивной

одеждой детей и обувью (чешками, чтобы были сняты майки и у детей

ничего не находилось в руках и во рту. Воспитатель сам переодевается в

спортивную форму. Перестраивает детей по росту : от самого высокого

ребёнка до самого низкого.

Важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности. Он

должен помочь детям лучше усвоить программное содержание. При этом его

активность на занятии зависит прежде всего от возраста детей. Наиболее

активная роль принадлежит воспитателю младшей группы . Воспитатель

выполняет всё с самого начала занятия : с входом в зал, построения детей в

шеренгу и до его окончания : выход из зала спокойным шагом.

В средней, старшей и подготовительных к школе группах воспитатель

помогает инструктору в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного

инвентаря.

Во время выполнений общеразвивающих упражнений и в основных видах

движений воспитатель следит за исходным положением и качеством

движений, делает по необходимости замечания детям или поощряет тех,

которые верно справились с заданием, применяя самые разнообразные приёмы.

Во время подвижных игр воспитатель следит за детьми , чтобы они

правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.

Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях ,

воспитатель умело должен применять на утренней гимнастике и в

повседневной жизни детей.

Ежедневные занятия с каждым ребёнком, знание его интересов,

способностей дают возможность воспитателю и инструктору по физическому

воспитанию осуществлять физическое развитие всех детей. Инструктор по физкультуре консультирует воспитателей , даёт необходимые советы, оказывает помощь. Особенно содержательная совместная работа с воспитателем и музыкальным руководителем проводится в ходе подготовки к утренней гимнастики, спортивным праздникам, досугам, развлечениям. Учитывая способности каждого воспитателя необходимо распределить роли для сюрпризных моментов праздника, отработать их, подобрать музыкальное сопровождение, песни, танцы. Чтобы воспитатель был первым помощником инструктора по физкультуре , с ним надо регулярно взаимодействовать . На консультациях знакомить воспитателей с планом работы , разрабатывать утреннюю гимнастику, обращать внимание на те умения и навыки, которыми должен овладеть каждый ребёнок, вместе обсуждать проведенные занятия, учитывать, кому из детей нужна индивидуальная помощь. А на практических занятиях помогать воспитателям , совершенствовать их навыки и умения. Постоянная, совместная работа инструктора по физическому воспитанию и воспитателя группы может привести к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников .

Использованная литература :

1. Журнал «Дошкольное воспитание » № 7, 2010 г., стр. 12, Филиппова С. ,

доктор педагогических наук , профессор, заведующий кафедрой

оздоровительной физической культуры, Российский государственный

педагогический университет им . А. И. Герцена. Статья первая «Дошкольное

учреждение : Стандартизация образовательной деятельности в области

физической культуры»; «О профессиональной компетентности педагога » .

2. Журнал «Дошкольное воспитание » № 5, 2010г., стр. 47, Филиппова С. ,

статья вторая «Дошкольное учреждение : Стандартизация образовательной

деятельности в области физической культуры».

3. Журнал «Инструктор по физкультуре » №1, 2010 г., стр. 84, Тарасова Т. А.

«Совершенствование физической подготовки старших дошкольников в

условиях ДОУ и семьи».

Публикации по теме:

Конспект интегрированной ООД совместно с родителями. Взаимодействие логопеда, психолога, инструктора по физкультуре Цель: преодоление речевых, психологических нарушений, а также развитие и коррекция двигательной сферы в условиях тесного продуктивного взаимодействия.

Конспект семинара-практикума «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания» МДОУ № 38 «Искорка» г. Подольск Семинар – практикум «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического.

Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ по организации праздников» Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, педагогам). Содержит методическую информацию,.

Консультация для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи» Консультация для родителей «Взаимодействие ДОУ и семьи»«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро» В. А.

Консультация для воспитателей детского сада. Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками.

Талалаева Наталия Борисовна инструктор по физической культуре МАДОУ № 145 г. Хабаровск
Описание: Данная разработка рассчитана на воспитателей дошкольного образовательного учреждения для создания условий повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросу развития двигательной активности детей, предназначена для инструкторов по физической культуре и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
«Если не бегаешь, пока здоров,
придется побегать, когда заболеешь»
Гораций.

Оздоровительный дозированный бег

Цель оздоровительного дозированного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшать газообмен, укреплять мышцы, кости и суставы.

Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце легкие, вызывает активное потоотделение.
Оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам.
Методически грамотно составленные тренировки для детей дошкольного возраста благоприятствуют стабилизации в дыхательной и сердечно - сосудистой системе, тренируют сердечную мышцу.

На что надо обратить особое внимание.

Оздоровительный бег имеет простую, не требующую обучения технику, а его воздействие на организм человека чрезвычайно велик. Особенно актуален оздоровительный бег для детей, потому что его общее влияние связано со снижением заболеваемости.
Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, при этом нужно учитывать физический уровень подготовленности детей. При проведении оздоровительного бега осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) оздоровительный бег начинается с 1 минуты и постепенно увеличивается до 3-3, 5 минут.
Так детям 5–6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагают пробежать 2 круга (500 м), малоподвижным – 1 круг. Длительность бега от 1, 5 минут до 6 - минут в среднем темпе.
Дети 6–7 лет с высоким и средним уровнем – 3–4 круга, малоподвижным – 2 круга.
В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем темпе (2,4–2,7 м/с) без остановок значительные расстояния – от 950 м до 1600 м – за промежуток времени от 5 до 11 минут.
Оздоровительный бег – это не многочасовые гонки на преследование или выживание. Оздоровительный бег для детей дошкольного возраста должен быть строго регламентирован и дозирован.
Детям дошкольного возраста рекомендуется заклеивать рот медицинским лейкопластырем перед бегом. Зачем? Чтобы позволить ребенку самому регулировать физическую нагрузку и вовремя переходить на ходьбу.
Первые тренировки в экспериментальных детских садах показали, что, с одной стороны, рот заклеивать надо – ребенок учится правильно дышать носом и через рот в организм ребенка не попадает ненужный холодный воздух и частички пыли. Ребенок четко чувствует время и место остановки и переход на ходьбу. Но с другой стороны, дошкольникам не нравится сама процедура заклеивания и отклеивания рта.
Опыт показывает, что вначале ребенка надо научить правильно дышать и лишь затем постепенно увеличивать нагрузки и время бега.

В какое время заниматься оздоровительным бегом с ребенком?

Оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки.
Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения стоя на расслабление мышц (2 -3 минуты).

Зачем надо облегчить одежду ребенка?

(то есть снять теплую кофту)
Во время бега вырабатывается много энергии, температура тела ребенка повышается. И если ребенок будет еще и в теплой одежде, то неминуемо быстро вспотеет, и в прохладную погоду переохладится, что приведет к заболеванию, а не к оздоровлению.

Проводить оздоровительный бег лучше:

До утренней зарядки перед общеразвивающими упражнениями,
в конце прогулки,
после занятий.
Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения стоя на расслабление мышц (2 -3 минуты):
– при выборе дистанции для бега важно учитывать состояние здоровья и уровень двигательной активности детей;
– все дистанции для бега должны быть размечены (длины полукруга и одного круга);
– бег должен доставлять «мышечную радость» и удовольствие;
– нужно вырабатывать у детей чувство скорости в беге, темп;
– после бега не забывать об упражнениях на расслабление и дыхание;
– в зимнее время года желательно не прекращать пробежки, при этом учитывать одежду и длину дистанции, которая сокращается (от 250 до 500 м).
Нельзя допускать, чтобы дети средней группы бегали более 4 минут, дети старшей группы – более 6 минут, а подготовительной – более 7-8 минут. Разумеется, дети могут бегать и дольше, но тогда будет слишком велика нагрузка на растущие кости.
Рекомендации для родителей
Родители могут делать утреннюю пробежку вместе с ребенком до детского сада, предварительно облегчив одежду ребенку или перед непосредственным возвращением домой после вечерней прогулки.
Непрерывно бежать в течение 1- 1,5 минут дошкольники не могут, хотя, как кажется родителям, ребенок «носится» целый день.
Засеките время пробежки до детского сада и начните бегать вместе с вашим ребенком каждый день.

Консультация для воспитателей

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Здоровье физическое - это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.

Физическая активность - естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка).

Здоровье психическое - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Психическая активность - потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Гимнастика дыхательная

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Биологическая обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста

Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников

3. Коррекционные технологии

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку -дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со стар-шего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

1. физкультурные занятия

2. самостоятельная деятельность детей

3. подвижные игры

4. утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

5. двигательно-оздоровительные физкультминутки

6. физические упражнения после дневного сна

7. физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

8. физкультурные прогулки (в парк, на стадион)

9. физкультурные досуги

10. спортивные праздники

11. оздоровительные процедуры в водной среде.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Алена Гусева

Подготовка к занятию :

Воспитатель должен проследить за формой одежды, в которой ребенок идет на занятие. На занятия по физкультуре в помещении дети должны быть одеты в футболку без майки, шорты, носки или гольфы, спортивную обувь. Волосы у девочек должны быть убраны в аккуратную прическу.

На физкультуру на прогулке дети одеваются в соответствии с погодными условиями, обувь должна быть удобной для занятий.

На занятие являться в строго обозначенное в расписании время!

Сам воспитатель должен быть в спортивной форме и спортивной обуви :

Спортивные брюки, футболка, спортивная обувь – для занятий в помещении;

Одежда по сезону и удобная обувь – для занятий на площадке.

Построение на занятие

Дети заходят в зал организованно (в колонне по одному) и сразу проходят на место построения, указанное инструктором по физической культуре.

Во время занятия

Дети выполняют строевые упражнения по команде инструктора по физической культуре. В младшей и средней (по необходимости) группах воспитатель выполняет упражнения вместе с детьми, в старших - оказывает помощь в организации и качестве выполнения строевых упражнений. Следит за дисциплиной детей. Оказывает помощь в перестроении на ОРУ.

Инструктор по физической культуре называет, показывает и объясняет

ОРУ. Во время их выполнения воспитатель младших групп (средняя по необходимости) должен выполнять все задания вместе с детьми. Если у детей не получается то или иное движение воспитатель помогает ему справиться с заданием.

После выполнения комплекса ОРУ инструктор по физической культуре дает команду к перестроению на выполнение ОВД. Воспитатель помогает организовать детей.

Инструктор по физической культуре и воспитатель совместно готовят

оборудование для выполнения ОВД. В старшей группе к подготовке оборудования можно привлекать дежурных, заранее назначенных воспитателем. Во время выполнения основных видов движения (ОВД) воспитатель выполняет задание с той подгруппой, где задание уже знакомое детям (повторение или закрепление изученного материала) . Воспитатель обращает внимание на качество выполнения упражнения, предупреждает ошибки детей, следит за поведением воспитанников.

Воспитатель отвечает за безопасность детей в ходе выполнения упражнений. Должен знать правила страховки детей в ходе выполнения упражнений.

Инструктор по физической культуре работает с подгруппой, выполняющей

новое или более сложное по технике упражнение. Воспитатель помогает организовать смену подгрупп в ходе выполнения ОВД.

группах привлекаются к посильному труду дежурные, даются поручения).

Воспитатель помогает построить детей для проведения подвижной игры.

Инструктор по физической культуре объясняет правила подвижной игры (или спрашивает детей, если игра знакомая) .

В ходе проведения подвижной игры воспитатель следит за дисциплиной, безопасностью детей, выполнением правил игры детьми. Игра малой подвижности или упражнения в заключительной части также требуют внимания воспитателя. Воспитатель следит за качеством выполнения упражнений, контролирует состояние воспитанников, не допуская их перевозбуждения.

В конце занятия инструктор по физической культуре проводит анализ

занятия. Воспитатель также может отметить детей, похвалить их за достижения, или

высказать свои замечания в тактичной форме.

Воспитатели всех возрастных групп следят за безопасностью выполнения

упражнений, страхуют детей. Ответственность за жизнь и здоровье детей на

занятиях по физической культуре несут оба педагога .

После занятия :

После занятия воспитатель помогает детям переодеться, организует уборку

физкультурной формы и обуви . После занятий по физкультуре организует спокойную

деятельность с детьми.

Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.

Гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 4 – 12 минут. Комплекс утренней гимнастики планируется на две недели и состоит из трех частей : вводной, основной и заключительной.

Для младшей группы – 4-5 минут,

Для средней группы – 5-6 минут,

Для старшей группы – 8-10 минут,

Для подготовительной группы – 10-12 минут.

Средняя группа

Количество ОРУ увеличивается до 4-5, повторяются 5-6 раз. Ходьба и бег дополняются также другими упражнениями. Дети работают с инвентарем : обручем, кубиками, ленточками, мячом и другими.

В начале утренней гимнастики дается кратковременная ходьба разными способами. Дети самостоятельно изменяют темп ходьбы согласно ударам в бубен, например. То есть учатся выполнять движения четко согласно заданию.

Старшая группа

В старшей группе дети уже переодеваются на утреннюю гимнастику. Она проводится в физкультурном или музыкальном залах. Зал до начала занятия проветривают.

Зарядка включает в себя 5-6 ОРУ, активно используется инвентарь : шнур-косичка, гимнастическая палка, мяч и другие.

Комплекс состоит из последовательности упражнений, которые выполняются в заданном счетом темпе или в соответствии с музыкальным рисунком. Дети разучивают танцевальные движения, учатся ходить приставным и переменным шагом, делать подскоки.

У детей старшего дошкольного возраста хороша развита память, поэтому они могут повторить комплекс упражнений самостоятельно, без помощи воспитателя.

Подготовительная группа

Комплекс упражнений для подготовительной группы существенно не отличается от утренней зарядки, проводимой в старшей группе. Количество повторений ОРУ - 6-8 раз. Широко применяются упражнения с разнообразным инвентарем, оборудованием : детскими гантелями, скакалками, воздушными или надувными мячами, прыгунками. Кроме этого, включаются задания со «шведской стенкой» .

План зарядки

Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега (иногда несложные игровые задания) . Это небольшая разминка.

Основная часть – ОРУ с предметами (флажки, платочки, кегли, кубики, обручи, мячи и т. п.) Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. При выполнении гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине и животе, так как статическая поза отрицательно сказывается на осанке в целом и на формировании свода стопы ребенка.

В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию :

1. Упражнения на восстановление дыхания

2. Пальчиковые гимнастики,

3. Упражнения для глаз,

4. Упражнения для профилактики плоскостопия, самомассаж и другие.

Методика проведения гимнастики после сна

Гимнастика после дневного сна должна помочь ребенку проснуться и вернуться в рабочий ритм дня.

Чтобы пробуждение было быстрым, но не резким, используйте некоторые простые принципы :

Не нужно будить ребенка специально. Он должен просыпаться сам, под спокойную музыку и тихий голос воспитателя;

Начинать лучше с пальчиковой гимнастики, самомассажа, простых упражнений в кроватях;

Перед занятиями хорошо проветрите комнату;

Гимнастика не должна быть утомительной, дети должны заканчивать ее в хорошем настроении. Но и толку от занятий, которые длятся менее 15-ти минут, не будет;

Заканчивать упражнения лучше всего закаливающими процедурами. Здоровые дети могут обтереться прохладной водой, дети после болезни - просто умыться;

Гимнастику следует проводить в игровой форме, а упражнения подбирать так, чтобы ребенок мог с ними справиться. Если малышу трудно выполнять те или иные упражнения, помогите ему, и уж, конечно, ни в коем случае не ругайте.

Новое на сайте

>

Самое популярное