Домой Огород на подоконнике Арабский халифат в средние века кратко. Презентация на тему "завоевания арабов и создание арабского халифата". Халифат под властью династии Абассидов

Арабский халифат в средние века кратко. Презентация на тему "завоевания арабов и создание арабского халифата". Халифат под властью династии Абассидов

И степи. Аравия делится на несколько различных по природным условиям областей. На юго-западе полуострова протянулся Йемен с плодородными землями и богатой тропической растительностью. Населения полуострова издавна занималось земледелием и садоводством. Середина полуострова — Неджд (территория в центре Аравийского полуострова, ныне часть Саудовской Аравии) — огромное засушливое плоскогорье, где возможно только кочевое скотоводство. Рек здесь нет, только сухие русла, которые иногда заполняются дождевыми потоками. Животворную воду людям дают исключительно колодца. Длинная полоса вдоль Красного моря — Хиджаз — пригодна разве что для полеводства в отдельных оазисах. Безграничные просторы, особенно на окраинах плоскогорья, остаются незаселенными.

Аравийский полуостров и его население

В связи с природными условиями Аравийского полуострова большинство арабов были кочевыми — бедуинами («жителями пустыни»). Они разводили коз, овец и верблюдов. Жизнь бедуина невозможно представить без верблюда. Это животное — постоянный спутник и средство существования кочевых арабов.

Бедуины жили племенами, которые делились на роды и семьи. В них существовала знать — шейхи и сайиды, которые имели большие стада, рабов и получали большую долю добычи во время войн. Все члены одного племени считали себя родственниками. Большинство арабов поклонялось различным племенным богам: единой религии у них в о время не существовало. Уважаемыми были бог войны и плодородия Астар, богиня луны Син, богиня-мать Аллат.

Через Хиджаз, вдоль Красного моря, пролегал старинный торговый путь из Средиземноморья в Африку и Индию, на котором появились крупные торговые центры, которые впоследствии превратились в города — Мекку, Ясриб и другие.

В конце VI в. арабское общество охватил кризис. Население полуострова увеличилось, недоставало . Торговля пришла в упадок из-за нападений иранцев, которые стремились, чтобы торговые пути пролегали вдоль побережья Персидского залива и обогащали их страну. Ухудшение условий жизни подталкивало арабов к мысли о необходимости объединения, чтобы вместе вести борьбу за лучшее существование, но на пути этому стояли различные племенные верования.

Возникновение ислама и объединение арабов

Объединению арабов способствовало появление новой религии — ислама (в переводе с арабского — «покорность»). Людей, исповедующих ислам, называют мусульманами. Основателем этой религии стал (570- 632). Это имя означает «вдохновленный», «пророк».

Мухаммед утверждал, что основные положения новой веры ему переданы Богом.

Ученики и последователи записывали его слова, а после смерти Мухаммеда все эти записи были собраны в одну книгу — Коран (в переводе с арабского — «чтение»).

Житель Мекки Мухаммед происходил из бедной семьи. В шесть лет он остался сиротой и стал пастухом. Впоследствии Мухаммед устроился вести торговые дела богатой вдовы Хадиджи и начал путешествовать с купеческими караванами. Вскоре он женился на вдове и разбогател. Через некоторое время Мухаммед стал говорить, что слышит голос Бога, который приказывает ему оставить торговлю и проповедовать новую религию. Мухаммед утверждал, что он — орудие Божье, преемник пророков Авраама, Моисея и Иисуса. Впоследствии вокруг Мухаммеда начали собираться сторонники. Однако не всем жителям Мекки понравились призывы Мухаммеда отдавать свое имущество бедным и освобождать рабов, поэтому он был вынужден перебраться в город Ясриб — соперника Мекки. Ясриб, жители которого в 622 г. приняли Мухаммеда, стали называть Мединой — городом пророка.

Учение Мухаммеда быстро распространялось, и 630 г. он победителем вернулся в Мекку. В 632 г. Мухаммед умер. Его могила в Медине, как и Кааба (особо возвеличенный Аллахом Дом Всевышнего на земле), является величайшей святыней мусульман.

Основной религиозной требованием Мухаммеда к арабам был отказ от поклонения различным племенным богам и признание существования единого бога — Аллаха. «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его» — главная религиозная формула ислама. Для того чтобы быть мусульманином, нужно было признать и выполнять пять основных положений:

  1. верить в существование единого бога — Аллаха;
  2. пять раз в день выполнять обязательную молитву;
  3. раз в год придерживаться обязательного поста — Рамазана — от рассвета до заката;
  4. тратить пятую часть прибыли на милостыню, чтобы освободиться от грехов;
  5. один раз в жизни совершить паломничество (посещение святых мест) в Мекку и Медину.

Мухаммед изложил и «завещание священной войны». Он выделил иудеев и христиан как людей, владеющих писанием (Священным Писанием), с которыми надо вести благородные споры, а язычников призвал уничтожать.

В начале своего проповедничества Мухаммед осуждал богачей, но впоследствии отказался от этого. В Коране сказано, что неравенство среди людей установлена ​​Богом и мусульманин не должен завидовать тому, кто богаче его.

После изгнания из Мекки Мухаммед начал выступать за объединение всех арабов в единую общину мусульман. Между Мединой и Меккой развернулась война. Большинство простых жителей поддерживала пророка, поэтому знать была вынуждена подчиниться Мухаммеду и впустить его в город. В 630 г., после возвращения пророка в Мекку, большинство арабских племен признали власть Мухаммеда и приняли ислам.

Так под флагом ислама Мухаммед объединил арабские племена. На момент смерти Мухаммеда под его властью была большая часть племен, населявших Аравию.

Главное святилище Кааба находится в центре мечети аль-Харам. Это кубическая каменное сооружение высотой в пятиэтажный дом. По арабским преданиям, Каабу построил «праотец евреев» Авраам для своего сына Исмаила, которого арабы считали своим родоначальником. В ней хранится «черный камень», подаренный Богом Адаму — первому человеку на земле.

После смерти пророка между его старыми сторонниками и Мединский знатью начались споры о преемственности. Ведь вопрос был не только в том, кто станет религиозным вождем, но и в том, кто возглавит созданное им государство. В конце концов было решено, что государством управлять халифы — «заместители пророка». В дальнейшем каждый правитель арабов называл себя именно так. Первые четыре халифа, которые правили в 632-661 гг., были близкими родственниками Мухаммеда.

Халиф — преемник Мухаммеда, титул правителя и одновременно духовного главы мусульман.

Халифы призвали народ отправляться в поход для распространение ислама, обещая каждому вознаграждение как при жизни, так и после смерти. Началась эпоха арабских завоеваний. Значительные захваты территорий была осуществлена ​​в правление второго халифа — Омара (634-644 гг.). Арабы отвоевали у Византии Сирию, Палестину, Египет и Ливию, а у Ирана — значительную часть его западных земель вплоть до Закавказья.

Военным успехам арабов способствовало превосходство в военной тактике. Они создали первоклассную легкую конницу, которая стремительными атаками наводила ужас на пехоту противника и не менее успешно атаковала тяжелых конников врага. Ее появление стало возможным благодаря изобретению китайцами стремян. Именно опираясь на них, арабские всадники убивали врагов саблями. Значительную роль играло и то, что завоевания арабов имели форму «священной войны во имя Аллаха». Каждый погибший на этой войне, как говорили халифы, оказывался в раю и получал вечное блаженство. Военные успехи вдохновляли на новые походы. В завоеванных странах арабы прежде всего захватывали имущество богачей, поэтому большинство порабощенных усматривали в них освободителей. Арабы давали религиозную свободу населению завоеванных стран, но одновременно различными льготами поощряли переход местных жителей в мусульманскую веру.

Уже среди первые халифов в Арабском халифате развернулась борьба за власть. Она особенно усилилась во время правления старого и безвольного третьего халифа — Османа (644-656 гг.) и четвертого халифа — Али (656- 661 гг.). Их обоих убили заговорщики. После этого престол захватил наместник Сирии Муавия из рода Омейя. Он стал основателем новой династии Омейядов. Так начался новый период в истории Арабского халифата.

Муавия отказался жить в Мекке или Медине и остался в Дамаске, превратив его в столицу халифата. Дамасский халифат Омейядов просуществовал около 90 лет (661-750 гг.). За это время арабы значительно расширили свои владения. К концу VII в. арабские завоеватели покорили часть Армении, Южный Азербайджан, часть Северной Африки. До 711 г. они захватили все африканские владения Византии к западу от Египта (современные Ливия, Алжир, Тунис, Марокко) и дали им арабское название Магриб — «Запад».

В 711 г. арабы начали завоевание Испании, где жили вестготы. Полководец Джебель аль-Тарик с войском разгромил вестготов и очень быстро покорил почти всю Испанию.

Арабы попытались покорить и Франкское королевство, однако потерпели поражение при Пуатье. На востоке арабские полководцы овладели Хивой, Бухарой, Самаркандом, завоевали Афганистан и северо-западную часть Индии к реке Инд. Арабы трижды совершали походы на Константинополь, в 717-718 гг. В течение года они держали его в осаде, однако покорить так и не смогли.

В результате завоеваний границы халифата Омейядов простирались от Атлантического океана на Западе до Китая и Индии на Востоке. По своим размерам Арабский халифат превышал Римскую империю во времена ее расцвета или государство Александра Македонского.

В 750 г. власть Омейядов свергла иранская и иракская знать, недовольная засильем сирийско-арабских чиновников. Халифом стал Абул-Аббас Кровавый, по приказу которого были уничтожены все члены семейства Омейядов. Он основал новую династию Аббасидов, которая правила в 750-1055 гг. Столица халифата была перенесена в Багдад в Ираке. Багдадский период истории халифата называли «золотым веком Аббасидов», время невиданной роскоши халифов.

Столица Аббасидов поражала современников своими размерами, многочисленными дворцами, парками халифа и его приближенных. На огромных рынках Багдада можно было встретить купцов из самых отдаленных стран мира — византийцев, китайцев, индийцев, малайцев. Здесь продавали шелковые из Китая, экзотические ароматы из Индии, меха из далеких славянских стран. Купцы и мореплаватели рассказывали об удивительных далеких землях. Неудивительно, что и те времена, и сам багдадский халиф гари аль-Рашид стали прототипами героев сказок «Тысяча и одна ночь».

Общественный строй. Культура халифата

Во времена первых четырех халифов государством управляла высшее религиозная лицо, которого выбирали из друзей и родственников Мухаммеда. После прихода к власти Омейядов должность халифа стала наследственной. Халифат превратился в теократическое монархию, приобрела черты восточной деспотии — формы государственного устройства, при которой монарх имеет неограниченную законодательную и судебную власть, ни перед кем не отвечает за свои поступки и которая держится на насилии и терроре.

Арабский халифат был государством, основанным в результате завоеваний разных народов. Удерживать их в повиновении можно было только силой. Для этого халифы создали огромную постоянную армию — до 160 тыс. воинов, а для собственной защиты — дворцовую гвардию.

Огромное количество чиновников следила за уплатой налогов в казну халифа. Существовали три основных вида налогов: харадж — земельный налог; джизию — подушевой, который платили немусульмане; зякят — десятина, которая поступала в распоряжение халифа.

Судопроизводство осуществлялось на основе Корана и Сунны — книги дополнений к Кораную Однако не все арабы считали Сунну священной книгой, равной по значению Корана. Во времена Омейядов мусульманский мир раскололся на суннитов, которые признавали Сунну и поддерживали халифа, и шиитов, которые не признавали Сунны и не поддерживали Омейядов.

Как и все предыдущие империи, созданные в результате завоеваний, Арабский халифат пришел в упадок и распался. Причин распада Арабского халифата было несколько. Во-первых, халифат силой объединил народы, которые имели разную историю и культуру. С тех пор, как они оказались под властью арабов, их борьба за независимость не прекращалась. Во-вторых, власть халифов, живших в роскоши, а управление государством поручавших своим приближенным, все больше ослабевала. Эмиры (наместники халифов), которые управляли на местах, пытались сделать свои владения и власть наследственными, чтобы быть независимыми от халифа.

Все это привело к тому, что с конца VIII до начала XI в. халифы потеряли большинство своих владений. В 1055 Багдад завоевали турки-сельджуки и халифат прекратил свое существование.

Времена Арабского халифата обогатили мир выдающимися культурными достижениями. Хотя мы и называем эту культуру арабской, это не совсем правильно, поскольку она вобрала в себя культуры народов, покоренных арабами.

Арабы проявили редкую способность усваивать знания и традиции покоренных народов. Более того, они смогли совместить культурные достижения разных стран в одно целое на основе ислама и арабского языка. Арабский язык стал официальным: на нем составляли документы, вели переговоры и произносили молитвы. Кроме того, он стал языком науки и культуры всего мусульманского Востока.

Весомый вклад внесли арабы в развитие естественных, точных наук, философии и медицины. Они изучали и переводили на арабский язык труды Аристотеля, Гиппократа, Евклида, Птолемея. В Багдаде, Кордове, Каире существовали высшие школы, в которых наряду с Кораном изучали светские науки. Эти вузы стали образцами для будущих западноевропейских университетов. В Каире, Кордове и других городах существовали огромные библиотеки, насчитывавшие сотни тысяч книг. Быстрому распространению книг способствовало то, что в VIII в. арабы заимствовали из Китая искусство изготовления бумаги. В Багдаде, Дамаске, Самарканде действовали крупные обсерватории. Арабские астрономы открыли много звезд и составили карты звездного неба, определили окружность Земли.

Арабские математики создали алгебру; именно они стали широко использовать цифры, которые были изобретены в Индии, но известные нам как арабские.

Арабы первыми стали делать вивисекцию — вскрытия живых животных с целью исследования функций частей организма и причин заболеваний. В области медицины особенно прославился Ибн Сина (980-1037 гг.), известный в Европе под именем Авиценна. В своем главном труде «Канон медицинской науки» он использовал опыт античных, индийских и среднеазиатских врачей. Этот труд в течение многих веков была настольной книгой врачей Востока и Запада.

Арабские путешественники Ибн Фадлан, Аль-Масуди, Ибн Русте и другие первыми посетили страны, которые не были даже известны в Европе. Оставили они и уникальные описания жизни восточных славян в IX-X вв. Арабским путешественникам было известно значительно больше о мире, чем европейцам. Для морских путешествий арабы создали удобный и надежный корабль — дау, точные карты и навигационные приборы.

Наконец, для всех времен и народов непревзойденной достопримечательностью арабской литературы остается сборник «Тысяча и одна ночь», вобравшая в себя сказки разных народов арабо-мусульманского мира.

Быстро развивались разнообразные жанры поэзии. Одним из самых известных поэтов был Фирдоуси, который создал огромный эпос «Шахнаме» («Книга царей»), где описывал деяния персидских шахов.

Расцвет Арабского халифата отличился грандиозным строительством. Возводились величественные мечети, дворцы халифов, мавзолеи-гробницы, крепости. Арабы умели организовать свой быт. Соединив традиции античности, Византии, Персии, они создали изящную восточную роскошь — тончайшие ткани, керамику, стекло, украшения, оружие. Больших успехов арабская культура достигла в украшении дворцов и выращивании садов. Умели арабы организовать и досуг: охота и застолье, шахматы и нарды, музыка и танцы. Арабам принадлежит изобретение такого популярного теперь музыкального инструмента, как гитара.

Широкое распространение у арабов имели бани, которые были не только местами, где мылись, а и своеобразными клубами, где встречались друзья. За столом арабы ввели перемену блюд, мытье рук, использование зубочистками.

Арабская культура оказала большое влияние на Западную Европу. Захваченная арабами Испания стала источником, откуда в европейские страны распространялись научные знания. Европейцы-христиане приезжали учиться в Кордовы, которую они называли «светлой красотой мира, юным странным городом, сияющим в блеске своих богатств». Отсюда они привозили в Европу переведенные на арабский язык труды ученых древности. В европейских монастырях существовали центры перевода трудов с арабского языка на латынь. Так, благодаря арабам Средневековая Европа узнавала о научных достижениях разных времен и народов.

1. Перечислите основные положения мусульманского вероучения.

Вероучение ислама опирается на «пять столпов». Все мусульмане должны верить в единого Бога – Аллаха и в пророческую миссию Мухаммеда; для них обязательна ежедневная пятикратная молитва и еженедельная, по пятницам, молитва в мечети; каждый мусульманин должен соблюдать пост в священный месяц Рамадан и хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку – хадж. Эти обязанности дополняются ещё одним долгом – в случае необходимости участвовать в священной войне за веру – джихаде.

2. В чём причины успешных завоеваний арабов?

Причинами успешных завоеваний арабов являлись: соперничество и взаимное ослабление Византии и Ирана, религиозная воинственность арабов, слабость варварских государств в Северной Африке.

3. Как складывались отношения завоевателей-мусульман с людьми, принадлежащими к другим религиям?

Завоеватели-мусульмане не Сначала арабы не принуждали христиан, иудеев и зороастрийцев (приверженцев древней религии Ирана) принимать ислам; им разрешалось жить по законам своей веры, выплачивая особую подушную подать. Но к язычникам мусульмане относились крайне нетерпимо. Люди, принявшие ислам, освобождались от налогов.

4. Почему, несмотря на смуты и расколы, исламскому государству долгое время удавалось сохранять единство?

Потому что правитель - халиф обладал не только светской, но и духовной властью над всеми мусульманами, чем обеспечивалось единство.

5. В чём причины распада халифата Аббасидов?

Причины распада Арабского Халифата заключаются в мятежах знати, отсутствия возможности контролировать обширное государство, появление самостоятельных правителей, которые не подчинялись халифу, лишение халифа светской власти.

6. Используя карту, перечислите государства древности и раннего Средневековья, территории которых вошли в состав Арабского халифата.

Государство Сасанидов (Персия), Армения, Азербайджан, Хорасан, Хорезм, Керман, Систан, Тохаристан, Сирия, Финикия, Палестина, Египет, Ливия, Королевство вестготов (Испания).

7. Говорят, что ислам – единственная из мировых религий, возникшая «при полном свете истории». Как вы понимаете эти слова?

Эти слова можно понять так, что ислам возник в эпоху, которая хорошо освещена историческими источниками, описана средневековыми историками. Поэтому историки очень хорошо представляют условия, в которых возникла новая религия.

8. Автор произведения «Кабус-Намэ» (XI в.) рассуждает о мудрости и знаниях: «Невежду не считай человеком, а мудрого, но лишённого добродетели, не считай мудрецом, осторожного, но лишённого знаний, не признавай аскетом, а с невеждами не обшайся, особенно с теми невеждами, которые себя считают мудрецами и удовлетворены своим невежеством. Общайся только с разумными, ибо от общения с добрыми людьми приобретают добрую славу. Не будь неблагодарен за общение с добрыми и добрые дела и не забывай того, кто в тебе нуждается, не отталкивай, ибо через это отталкивание страдания и нужда увеличатся. Старайся быть добронравным и человечным, удаляйся от непохвальных нравов и не будь расточителен, ибо плод расточительности – забота, а плод заботы – нужда, а плод нужды – унижение. Старайся, чтобы тебя хвалили разумные, и смотри, чтобы тебя не стали хвалить невежды, ибо тот, кого хвалит чернь, порицается вельможами, как слышал я... Говорят, что как-то раз Ифлатун (так мусульмане называли древнегреческого философа Платона. сидел с вельможами того города. Пришёл к нему на поклон какой-то человек, сел и повёл разные речи. Посреди речей он сказал: «О мудрец, сегодня я видел такого-то, и говорил он о тебе и прославлял и славословил тебя: Ифлатун, мол, очень великий мудрец, и никогда не было и не будет ему подобного. Я хотел передать тебе его восхваления».

Мудрец Ифлатун, услышав эти слова, поник головой и зарыдал, и очень опечалился. Этот человек спросил: «О мудрец, какую обиду я тебе причинил, что ты так опечалился?» Мудрец Ифлатун ответил: «Ты меня не обидел, о ходжа, но может ли быть бедствие больше того, что меня хвалит невежда и дела мои кажутся ему достойными одобрения? Не знаю я, что за глупость я сделал, которая пришлась ему по нраву и доставила удовольствие, так что он похвалил меня, а то я раскаялся бы в этом поступке. Печаль моя оттого, что я ещё невежда, ибо те, кого хвалят невежды, сами невежды».

Каков должен быть круг общения человека, по мнению автора?

Почему такое общение должно приносить пользу?

Почему расстроился Платон?

О чём свидетельствует упоминание в рассказе его имени?

Общаться следует только с разумными,

Такое общение приносит пользу, т.к. от общения с добрыми людьми приобретают добрую славу

Платон расстроился от того, что его похвалил невежда, а значит самого Платона сравнили с невеждой, т.к. «те, кого хвалят невежды, сами невежды»

Это свидетельствует о том, что арабы не просто знали античную философию, но во многом сохранили ее в эпоху раннего средневековья.

Возникновение халифата тесно связано с зарождением такой мировой религии, как ислам, которая появилась в 7 веке. У истоков создания такого государства, как арабский халифат, стоит пророк Мухаммед, который исповедуя единобожие, объявил себя пророком и в городе Хаджизе создал общину из единоверцев.

Постепенно расширяя сферу своего влияния, Мухаммед сумел заложить основу такого мощного государства, как арабский халифат. Приобретая с каждым годом всё больше единоверцев, мусульмане смогли завоевать целый ряд государств, которые и образовали такое мощнейшее азиатское государство, которым являлся арабский халифат.

Почему империя называлась халифат?

Образование халифата пошло усиленными темпами после смерти пророка Мухаммеда. Само слово «Халифат» имеет несколько значений:

  • Это название государства, во главе которого стоит халиф, то есть вотчина халифа;
  • Религиозно-политическая организация, вся власть в которой принадлежит халифу.

Арабский халифат существовал с 632 по 1258 годы, за время своего существования, добился огромных успехов, как в искусстве войны, так и в культуре и науке. История халифата насчитывает 3 основных периода:

  1. Начался в 632 году. Данный период характеризуется преобладанием так называемого «чистого арабского духа» и праведностью правления 4-х халифов. В то время арабы больше всего ценили доблесть, честь и славу. Карта халифата за этот период значительно увеличилась, так как было завоёвано множество земель;
  2. Период династии Омейадов. Также характеризуется многочисленными военными походами;
  3. Воцарение, рассвет и упадок династии Аббасидов.

Вот список исторических халифатов, которые обладали реальной властью:

  • Арабский халифат, который просуществовал до 1258 года;
  • Праведный халифат. Просуществовал с 630 по 661 годы;
  • Омеядский халифат. Его существование продлилось с 661 по 750 годы;
  • Кордовский халифат. Данная империя располагалась на территории современных государств Испания и Португалия. Кордовский халифат был образован в 929 году и просуществовал до 1031 года;
  • Аббасидский халифат был образован в 750 году и просуществовал до 1258 года. За эти годы данный халифат дважды попадал под власть завоевателей.

Хотя по своей сути все эти халифаты кроме кордовского — это тот же арабский халифат, тем не менее, их принято выделять отдельно.

Эпоха правления выборных халифов

После смерти пророка Мухаммеда, страну начали раздирать споры, суть которых сводилась к тому, кто же станет новым халифом могучей империи. В конце концов, был выбран самый близкий человек из окружения Мухаммеда – Абу Бакр ас-Саддик. Будучи ревностным мусульманином, он начал своё правление с объявления войны всем неверным, которые после смерти Мухаммеда переметнулись к лжепророку Мусайлиме. Через некоторое время халиф Аба Бакр ас-Саддик разбил сорокатысячную армию неверных в битве при Аркабе, завоевав для своей империи новые обширные территории. Следующие выборные халифы продолжили расширять границы своей империи, пока последний из них Али ибн Абу Талиб не стал жертвой хариджитов, которые были отступниками от основной ветви ислама.

Следующий халиф Муавия I захватил власть силой и назначил своим преемником сына, положив начало наследственной монархии.

Развитие арабской империи до битвы при Пуатье

Халиф Муавия I, который назначил преемником своего сына, безжалостно расправлялся со всеми противниками ислама. Его сын Язид I ещё больше раздвинул границы империи, но был осуждён народом за убийство внука пророка Мухаммеда. Его сын продержался у власти не более года, после чего халифом стал представитель поддинастии Марванидов.

Арабская империя в этот период захватила огромные территории в Индии, Афганистане, на Кавказе, и даже часть Франции оказалась в руках у арабов. В Европе остановить завоевателей удалось только в 8 веке великому полководцу франков Карлу Мартелю. Его войска смогли разбить намного превосходящие силы противника в битве при Пуатье.

Государственный строй империи в этот период характеризуется появлением касты воинов. Арабы хотя и жили на захваченных территориях, но их жизнь мало чем отличалась от жизни в военном лагере – в любой момент нужно было ожидать нападения врага. Этому немало поспособствовал очередной халиф Умар I. Именно он сделал из воинов ислама настоящую воинствующую церковь. Любой, кто не принимал мусульманство, подлежал немедленному уничтожению.

Ближе к концу данного периода уменьшилось количество военных походов. Роль профессиональных воинов уменьшилась, и они постепенно стали превращаться в помещиков. Так как раньше существовал запрет на покупку воинами земель, они были вынуждены всю свою жизнь проводить в битвах. После снятия запрета, количество помещиков резко возросло.

Халифат династии Аббасидов и ослабление халифата

Халифат династии Аббасидов является настоящим «золотым веком» в истории развития арабского государства. Воспоминания об этом времени до сих пор является гордостью всех мусульман. В эту эпоху на главенствующее место вышла не политическая власть, а религиозное влияние.

Аббасиды способствовали развитию государства, в эпоху их правления появилось множество знаменитых на весь мир учёных, полководцев, историков, медиков, поэтов и торговцев. Арабские летописцы и купцы объездили весь мир, составили множество карт.

Уже в 9 веке в Арабском халифате были заложены основы тех процессов, которые в конечном итоге привели к его уничтожению. Эту ошибку совершил халиф Мутасим, который ещё до прихода власти начал готовиться, набирая для себя личную гвардию из тюрков. Для этого, он сначала скупил всех тюркских рабов в Багдаде. После прихода к власти, он продолжал выделять свою тюркскую гвардию, которая с годами сделалась подобной римской преторианской гвардии. Постепенно тюркская гвардия стала настолько влиятельной, что диктовала свои условия халифам, которые фактически потеряли реальную власть.

В этот же период персы, почувствовав слабость арабского халифата, начали поднимать восстания, которые в конечном итоге привели к отколу Ирана от империи. Централизованная власть настолько ослабла, что Египет и Сирия тоже обрели независимость. Другие государства, которые входили в состав арабского халифата, тоже заявили свои права на независимость.

Распад халифата

Так как власть халифов серьёзно ослабла, начиная с 847 года, правители пытались заручиться поддержкой духовенства, чтобы те повлияли на народ. Начался период гонения всех отраслей наук, не исключая даже математику. Учёные объявлялись врагами ислама и безжалостно уничтожались. Ничего хорошего из этого не вышло. Умнейшие люди покинули халифат, а оставшиеся не в силах были как-то повлиять на ситуацию.

Уже в начале 10 века тюркская гвардия полностью захватила власть в стране, оставив халифам только Багдад и громкие титулы. Вскоре династия Буидов, заметив ослабление халифата, собрала войско и получила власть над империей почти на 100 лет, хотя прежние халифы всё ещё юридически считались правителями страны.

В 11 веке власть в арабском халифате захватили турки-сельджуки, которые практически уничтожили мусульманскую цивилизацию. Через 200 лет территория некогда могущественного государства была вновь разграблена очередными захватчиками. На этот раз это были монголы, которые окончательно уничтожили арабский халифат.

Самый известный арабский халиф

Багдадский халиф Харун ар Рашид был самым знаменитым халифом в истории арабского государства. Считается, что именно при нём арабский халифат достиг вершины развития. Правитель очень благоволил к различным учёным, поэтам и литераторам. Однако, весьма развитый в духовной сфере правитель, был совершенно непригодным в качестве военачальника или жесткого администратора. При его правлении страна оказалась предоставленна рукам чиновников, которые спешили набить свои собственные карманы. Точно известно, что Харун ар Рашид послужил прообразом халифа из знаменитой на весь мир книги сказок «Тысяча и одна ночь».

Несмотря на все минусы правителя, именно он смог собрать в своей стране достижения знаменитых мировых культур различных эпох, объединив их на основе арабского языка. При Харуне ар Рашиде империя прекратила экспансию, поэтому бурно начала развиваться торговля. Так как богатому государству требовалось множество различных товаров, которых не было в арабском государстве, торговля послужила толчком к развитию мореплавания. Стали развиваться различные ремесла и искусства. В те времена арабские мастера прославились как лучшие оружейники. Знаменитые дамасские сабли и прочее богато украшенное оружие ценилось на вес золота.

Кордовский халифат, его расцвет и падение

Кордовский халифат был основан одним из потомков Омеядов, который был вынужден покинуть арабский халифат. Потерявший власть Абд ар-Рахман I в 756 году принял титул эмира. Стремясь восстановить свою власть, он подчинил себе всех мелких правителей на территории современной Португалии и Испании. Его потомок Абд ар-Рахман III в 929 году торжественно провозгласил себя халифом. Именно в годы правления этого халифа и его сына, кордовский халифат достиг своего наивысшего рассвета.

Воины халифата наводили ужас на всю средневековую Европу, а уровень жизни халифата намного превосходил европейский уровень жизни того времени. Часто европейцы смеялись над воинами халифа, которые соблюдали гигиенические процедуры, называя их «чистюлями».

В начале 11 века кордовский халифат потерял сильную централизованную власть и распался на ряд мелких эмиратов.

Арабский халифат сегодня

Сегодня можно наблюдать за попыткой возрождения арабского халифата. Печально известная своими терактами группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» давно уже заявила всему миру, что создаёт новый халифат, который превзойдёт своей славой все достижения средневекового арабского халифата. Воспользовавшись постоянными сварами племён и религиозных группировок, бандиты захватили часть территории Сирии и Ирака. Объявив о создании Исламского государства, группировка провозгласила своего лидера халифом, и предложила всем правоверным мусульманам присягнуть на верность новому халифу всех мусульман Абу Бакру Багдади. Громко заявляя о своих правах терактами по всему миру, группировка пыталась узаконить захват территорий Ирака на политической карте мира.

Тем не менее, притязания экстремистской группировки на абсолютную власть не только в регионе, но и во всём мире, породили недовольство среди других бандитских и религиозных группировок. Например, знаменитая «Аль-Каида», после нескольких попыток направить развитие новоиспечённого халифата в соответствие со своими интересами, полностью отреклась от «Исламского государства».

Даже такие серьезные государства, как ОАЭ и Саудовская Аравия, восприняли заявления Исламского государства, как личное оскорбление. Особое недовольство выказывает король Саудовской Аравии, который имеет титул «Хранитель двух святынь», что по мнению многих мусульман практически равнозначно титулу халифа.

Военные действия против Исламского государства

Войска США, недовольные агрессивными действиями новоиспечённого халифата, давно уже вели войну с Исламским государством. Создавалось впечатление, что Америка была не заинтересована в окончании этого конфликта. Иначе как можно объяснить тот факт, что одна из мощнейших мировых держав никак не могла расправиться с кучкой бандитов, возомнивших себя правителями мира.

Вмешавшись в данный конфликт в 2015 году, Россия нанесла ряд ударов по позициям и объектам Исламского государства в Сирии. К декабрю 2016 года российская авиация совершила более 30 000 боевых вылетов, уничтожив более 62 000 вражеских объектов. 6 декабря 2017 года замминистра обороны России В.Герасимов заявил, что территория Сирии полностью зачищена от боевиков Исламского государства.

Арабский халифат внёс бесценный вклад в мировую культуру. До сих пор люди во всём мире читают знаменитых поэтов той эпохи. Попытка террористов возродить халифат в настоящее время, опираясь на грубую силу, смотрится просто смешно.

Одной из тем ближайших встреч Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива станет, скорее всего, вынашиваемый США план создания «Ближневосточного стратегического альянса», некоего «арабского НАТО», имеющего явно антииранскую направленность. В нём смогли бы участвовать члены ССАГПЗ, в том числе и Катар. Для Ирана появления данного альянса явилось бы реальной угрозой и ослаблением его военно-политических позиций в регионе.

В декабре 2018 года в Королевстве Саудовской Аравии (КСА) планируется проведение очередного саммита ССАГПЗ, в который входят 6 государств – КСА, Объединённые арабские эмираты (ОАЭ), Кувейт, Бахрейн, Оман, Катар. Главенствующая роль в ССАГПЗ принадлежит КСА как ведущей стране-члену в экономическом, политическом и военном отношении. Наряду с этим КСА позиционирует себя в качестве духовно-религиозного лидера суннитского арабо-мусульманского мира, хранительницы мусульманских святынь – городов Мекки и Медины, связанных с жизнью и деятельностью пророка Мухаммеда.

В саммите ССАГПЗ, прошедшем в 2017 году в Кувейте участвовали главы только двух стран-членов – Кувейта и Катара. Это было связано с тем, что КСА, ОАЭ, Бахрейн, а также поддержавшие их Египет и ряд других мусульманских государств обвиняли Катар в поддержке террористических группировок, каковыми они считают движение «Братьев-мусульман» и которые, по заявлению этих стран, организовывали сеть террористических ячеек в данных странах с целью дестабилизировать здесь правящие режимы.

Между КСА и Катаром имеет место достаточно давнее религиозно-политическое противостояние, обусловленное, во-первых, тем, что в этих странах исповедуются несколько различные течения ислама. В КСА – ваххабитское, а в Катаре – близкое к доктрине «Братьев-мусульман». Во-вторых, Катар, используя свои значительные финансовые возможности, получаемые от экспорта природных ресурсов, пытается конкурировать с КСА и играть всё большую роль как в ССАГПЗ, так и в регионе и даже в глобальной политике. КСА, ОАЭ, Бахрейн обвиняли Катар также в контактах с противостоящим им шиитским Ираном. В результате данные страны в 2017 году разорвали дипломатические отношения с Катаром и даже пытались организовать против него экономическую блокаду.

Олег Барабанов

Нынешний кризис в отношениях между Катаром и большинством других арабских стран Залива во главе с Саудовской Аравией имеет помимо прочего и важную идеологическую составляющую, а не просто борьбу за лидерство в регионе (и в исламском мире в целом). С этой точки зрения представляется весьма целесообразным рассмотреть Катар в контексте теории «ревизионистских держав», бросающих не только политический, но и идеологический вызовы сложившемуся статус-кво.

Мнения экспертов

Сейчас накал противостояния КСА и поддерживающих его стран с Катаром несколько ослаб, в виду чего на саммите в декабре 2018 года предполагается участие всех членов ССАГПЗ, в том числе Катара. Этот саммит созывается в преддверии другой, не менее важной встречи лидеров ССАГПЗ с руководством США, намеченной на январь 2019 года в Кэмп-Дэвиде.

Предполагается, что в число вопросов, которые будут обсуждаться на этих встречах, войдёт и вынашиваемый США план создания «Ближневосточного стратегического альянса», некоего «арабского НАТО», имеющего явно антииранскую направленность. В нём смогли бы участвовать члены ССАГПЗ, Египет, Иордания и возможно ряд других арабо-мусульманских стран. Своё желание вступить в данный альянс высказал также Израиль, что, впрочем, маловероятно, учитывая его напряжённые отношения со многими мусульманскими странами.

В случае создания этого блока его главным бенефициаром станет КСА, у которого существует наиболее острое противостояние с Ираном со времён исламской революции в Иране в 1979 году. Тем более что в ходе конфликта в Йемене, где Иран поддерживает хуситское движение, КСА не достигло ощутимых успехов. Более того, подразделения хуситов проникали даже на территорию КСА, где в столкновениях с ними имелись жертвы среди саудовских военнослужащих.

Карим Хаггаг

Прямых свидетельств того, что заметный сдвиг в американской политике в отношении длящегося уже третий год вторжения Саудовской Аравии в Йемен напрямую связан с убийством саудовского журналиста Джамаля Хашогги, нет. Но ясно, что негативные последствия этого инцидента стали для такой перемены побудительным мотивом. Под влиянием бури возмущения, поднявшейся во всём мире и внутри самих США, администрации Трампа пришлось оценить меру собственной ответственности и поставить под сомнение установку на безоговорочную поддержку военного вторжения Саудовской Аравии в Йемен.

Мнения экспертов

В случае создания «арабского НАТО» ситуация в йеменском конфликте может измениться в пользу КСА. Аналогичным образом это может сказаться на ситуации в сирийском конфликте, хотя здесь велика роль России, и «арабское НАТО» даже при поддержке США, вряд ли решится входить в военно-политическое противостояние с РФ.

Появление «арабского НАТО» может также повлиять на ситуацию в Ливане и снизить здесь влияние движения «Хезболла», поддерживаемого Ираном. Ещё одним бенефициаром в случае создания «арабского НАТО» может стать Израиль, для которого Иран и движение «Хезболла» являются главными противниками в регионе.

Для Ирана появления данного альянса явилось бы реальной угрозой и ослаблением его военно-политических позиций в регионе. Ответными мерами, которые мог бы предпринять Иран, станут попытки сближения со странами, которые имеют с ним более лояльные и партнёрские отношения, прежде всего – с Россией, а также – в случае продолжения давления на него со стороны США в ситуации их выхода из соглашения по иранской ядерной программе – возобновить работы на своих ядерных объектах, что явилось бы наихудшим сценарием. Тем не менее создание «арабского НАТО» является пока проектом, осуществление которого остаётся под вопросом.

Аравийский полуостров с древнейших времен был заселен арабскими племенами. Традиционно подавляющую часть населения полуострова составляли бедуины - кочевники-скотоводы. В меньшей степени здесь было развито земледелие, носившее оазисный характер. Некоторые области (Йемен, район Мекки) специализировались на посреднической торговле со странами Северной и Северо-Восточной Африки, Средиземноморья, Индией.

Кааба - главная святыня ислама. Представляет собой каменное здание в центре мечети аль‑Харам в Мекке. Кааба с вмурованным в нее черным камнем, якобы посланным Аллахом с неба, является главным объектом паломничества мусульман всего мира. Паломники 7 раз обходят вокруг Каабы и целуют заключенный в серебряное обрамление черный камень.

Мечеть Омейядов в городе Дамаске. Построена при халифе Валиде I (705-712). В средние века эта мечеть, названная Великой, считалась чудом света. Она неоднократно подвергалась ограблениям и пожарам, но и сегодня считается одним из великолепных образцов архитектурного искусства.

Древние ворота Багдада.

50‑метровый минарет мечети апь‑Мальвийа в виде усеченного конуса с наружной спиральной лестницей в Самарре (Ирак).

Бухара. Мавзолей Исмаила Самани. IX-X вв.

Завоевания арабов в VII-IV вв.

В VII в. в Аравии протекали процессы разложения первобытнообщинного строя и классообразования, усилилось социальное расслоение, выделилась племенная знать, завладевшая огромными землями, крупными стадами, рабами. В наиболее развитых районах уже возникли рабовладельческие, а кое‑где и раннефеодальные отношения. Сложились благоприятные условия для государственного объединения арабов. Ему во многом способствовало возникновение и распространение монотеистического учения ислама, основной идеей которого было единство всех мусульман (см. Религия). Мусульманская община стала ядром политического объединения страны.

В начале 30‑х гг. VII в. арабы приступили к военным походам, завершившимся завоеванием стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Египта. Было создано обширное государство - Арабский халифат, в котором в руках халифа («преемника и заместителя посланника Аллаха - пророка Мухаммеда») была сосредоточена светская и духовная власть.

В ходе военных кампаний арабы столкнулись с двумя могущественными державами того времени - Византией и Сасанидским Ираном. Ослабленные длительной борьбой друг с другом, обострением внутриполитических противоречий, они потерпели ряд поражений от арабов и уступили им значительные территории в Западной Азии и Северной Африке.

В 30-40‑е гг. VII в. арабами были покорены Сирия и Палестина, Месопотамия, Египет, практически вся Северная Африка (включая Барку, Триполитанию, Ифрикию), Кипр. К 651 г. завершилось завоевание Ирана. Византийская Малая Азия подверглась многочисленным грабительским набегам со стороны арабов, предпринявших несколько неудачных попыток взять Константинополь. В начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье, области Средней Азии (Мавераннахр - территория между реками Амударьей и Сырдарьей). В 712 г. арабы вторглись в Индию и завоевали Синд (область по нижнему течению Инда), в 711-714 гг., разгромив государство вестготов, захватили большую часть Пиренейского полуострова.

Подчинение чужих земель стало для арабской знати важным средством обогащения. Арабы получили огромные земли, военную добычу, пленников-рабов, собирали дань с покоренных народов. Первоначально в захваченных странах сохранялись местные порядки, старый государственный аппарат. Господствовавшие социально-экономические отношения не претерпели никаких существенных изменений. Сохранилась существовавшая система эксплуатации крестьянства, характерная для раннефеодального общества; в сельском хозяйстве и ремесле арабская знать широко использовала труд рабов, захваченных в военных походах. Рабский труд применялся на государственных работах - рытье и очистке каналов и т. д. (см. Рабство , Работорговля).

В покоренных странах началась постепенная арабизация местного населения. Особенно активно этот процесс протекал там, где уже задолго до VII в. проживали довольно обширные группы арабов, - в Палестине, Сирии, Месопотамии, Египте. Закавказье, Иран и Средняя Азия так и не были арабизированы. Арабы воспринимали многие элементы культуры завоеванных народов.

Вместе с расселением арабов по обширной территории распространялся ислам. Во всех частях халифата быстро росло число приверженцев мусульманской религии. По отношению к представителям других религий и культов - христианам, иудеям, зороастрийцам - соблюдался принцип веротерпимости. Иноверцы не преследовались, однако пользовались ограниченными правами по сравнению с мусульманами.

В начале 2‑й половины VII в. халифат становится ареной острой внутриполитической борьбы между представителями различных знатных арабских родов. Междоусобная война положила начало расколу мусульман на сторонников Али (зятя пророка Мухаммеда) - шиитов и его противников - суннитов, привела к возникновению движения хариджитов.

После убийства Али к власти приходит династия Омейядов, представлявшая один из родов племени курейш. Дамаск становится столицей, Сирия - столичной провинцией халифата. В период правления династии Омейядов (661-750) государство достигает больших успехов в социально-экономическом развитии. Совершенствованию товарно-денежных отношений способствует введение единой денежной системы во всем халифате, проводятся мероприятия по упорядочению налогово-податной системы, централизации государственного аппарата. Широкое распространение получает арабский язык, на котором ведется делопроизводство.

В середине VIII в. в халифате вновь обострилась внутриполитическая борьба. На этот раз с претензиями на престол выступили Аббасиды - богатые иракские землевладельцы, потомки Аббаса, дяди пророка Мухаммеда. При Аббасидах было решено перенести столицу халифата из Дамаска. С этой целью был основан новый город - Багдад, официально называвшийся «Мадинат ас‑салям», что значит «город мира». Халифат периода правления Аббасидов (750-1258) называют Багдадским. При первых аббасидских халифах, включая Харуна ар‑Рашида (786-809), халифат являлся достаточно сильным и относительно централизованным феодально-теократическим государством. Он продолжал вести завоевательные походы (были захвачены Сицилия, Мальта, Крит), вел непрерывные войны со своим давним врагом - Византией. В государстве Аббасидов шли процессы дальнейшего совершенствования феодальных отношений. Усилившийся гнет и эксплуатация крестьян, ремесленников, трудового населения городов, незаконные поборы и притеснения со стороны администрации вызывали крупные народные движения, которые часто проходили под религиозными лозунгами. Восстания вспыхивали в разных уголках халифата. Особой силой и упорством отличались восстание под руководством Муканны (776-783) в Средней Азии, восстание Бабека (816-837), охватившее Южный Азербайджан, Армению и Западный Иран, восстание зинджей - темнокожих рабов в Ираке, привезенных из Африки, которых первоначально поддержали ремесленники и бедуины (869-883), карматское религиозное движение, потрясшее халифат в IX - начале X в. и проходившее под лозунгами социального равенства и справедливости.

В 1‑й четверти IX в. начался политический распад Арабского халифата, единство которого держалось лишь на военной силе. Наблюдается быстрый рост крупной земельной собственности отдельных феодалов и семей, усиление их позиций в политической жизни, что в итоге привело к сепаратистским устремлениям, к обособлению отдельных частей халифата и их постепенному превращению в самостоятельные государства. Например, Хорасан, сохраняя номинальную зависимость от багдадского халифа, фактически управлялся членами династии Тахиридов (821- 873), в Египте к власти пришла тюркская династия Тулунидов (868-905), на территории современных Марокко - Идрисиды (788-974), Туниса и Алжира - Аглабиды (800-909). В IX в. возродилась местная феодальная государственность в Средней Азии, Армении, Азербайджане, Грузии. Халифат фактически распался на отдельные части, так и не сумев в дальнейшем восстановить свое былое могущество. Оплотом власти аббасидских правителей стал Ирак. В 945 г. западноиранская династия Бундов захватила Багдад, лишила Аббасидов политической власти, сохранив за ними только власть духовную. Окончательно халифат прекратил свое существование в середине XIII в., когда в 1258 г. его столицу покорили монгольские завоеватели.

В период существования Арабского халифата высокого уровня развития достигла культура . Следствием длительного культурного взаимодействия арабов с завоеванными ими народами явилось взаимопроникновение элементов разных культур, их взаимное обогащение. На этой основе возникла богатейшая средневековая арабская культура. Известны имена замечательных арабских средневековых поэтов и писателей - Абу Нуваса (762-815), Омара ибн Аби Рабиа (644-712), Абу Таммама (ок. 796-843), Абу‑ль‑Фараджа аль‑Исфахани (897-967), аль‑Мутанабби (915-965), Абу Фираса (932-967) и других. На основе переработанных сюжетов персидских, индийских и других сказок стал складываться популярный сборник увлекательнейших сказок «Тысяча и одна ночь». Широкое распространение получил оформившийся классический литературный арабский язык и письменность на основе арабского алфавита. Накапливались и совершенствовались научные знания, развивались математика, астрономия, химия, медицина, география, философия, исторические и филологические дисциплины. Многие города стали крупными научными и культурными центрами. В Багдаде даже возникло особое учреждение - «Байт аль‑Хикма» («Дом мудрости»), при котором имелись богатейшая библиотека и обсерватория. Багдад стал центром переводческой деятельности, на арабский язык переводились научные и литературные памятники древности.

На весь мир славились многие города халифата как крупнейшие центры ремесленного производства и торговли, известные великолепными памятниками средневековой арабской архитектуры. Это Багдад и Басра, Дамаск и Иерусалим, Мекка и Медина, Куфа и Нишапур, Бухара и Самарканд, Александрия, Кайруан и Кордова и многие другие города.

Новое на сайте

>

Самое популярное