Домой Огород на подоконнике Молитва валаамской иконе божией матери с ударениями. Чудотворная икона божией матери валаамская. Обретение святого образа

Молитва валаамской иконе божией матери с ударениями. Чудотворная икона божией матери валаамская. Обретение святого образа

икона Божьей Матери «ВАЛААМСКАЯ»

Местночтимая

________________________________________________

Икона Божьей Матери «ВАЛААМСКАЯ» написанная в 1878 году валаамским иконописцем Алипием, по неизвестным причинам около двадцати лет пролежала в монастырской кладовой церкви святителя Николая. Обрели икону 11 сентября 1897 года. При этом исцелилась от застарелой болезни ног паломница Наталья Андреева, которой Божия Матерь явилась накануне.

До 1940 года икона Божьей Матери оставалась на Валааме. С приходом на остров советской власти, монахи, перебравшиеся в Финляндию и основавшие там «Новый Валаам», забрали её с собой, и этот чудотворный образ до настоящего времени является главной святыней Преображенского собора Ново-Валаамского монастыря. На старом же Валааме остался список (копия) иконы Божьей Матери, которая находилась прежде в Петербурге на Валаамском подворье.

В 2000 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил строительство первого храма в честь Валаамской иконы Божией Матери, причём в том месте, где она была обретена. Тогда же им установлено местное празднование иконы Божией Матери Валаамская – в первое воскресенье после 11 июля (дня памяти святых преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев) и после 12 июля (дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла). Храм в честь Валаамской иконы Пресвятой Богородицы был освящён 19 февраля 2005 года. В Финляндской Православной Церкви праздник в честь Валаамской иконы отмечается 7 августа.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Валаамская» молятся об утверждении в вере и любви.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Валаамская»

О Чудная и вышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати!
Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти, разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим в будущем веце всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Тропарь, глас 4
Богородице Дево, на Твою икону пресветлую взирающе, радуемся, пред нею бо на острове Валааме мольбы усердно молящихся исполняются; услыши, Пречистая, и нас молящих Ти ся, утверди нас в вере и любви, и испроси мирови мир и душам нашим велию милость.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, от него же истекает благодатная помощь всем, с верою притекающим к нему.

_________________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Молитвы Богородице - Основные молитвы.

Жития Святых - Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину - Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Православные притчи - Сборник небольших притч (историй)

Литература - Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм - Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные "духовные" практики.

Суеверия - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Валаамская икона Божьей Матери - местнопочитаемый образ. Но слава о её чудесах распространилась далеко за пределами России.

История обретения

Обретение Валаамского образа Богородицы связано с чудесными событиями, произошедшими в конце XIX столетия. В 1878 году монах-иконописец Спасо-Преображенского мужского монастыря написал уникальный ростовой образ Божьей Матери. В столице Российской империи в этом же году тяжело заболела крестьянка, живущая в богадельне. Звали её Наталья Андреевна Андреева. В течение 10 лет женщина мучилась от сильных болей в конечностях.

Икона Пресвятой Богородицы «Валаамская»

В 1887 году она решила поехать в Валаамский монастырь, чтобы попросить помощи у мощей основателей обители - святых преподобных Сергия и Германа Валаамских. Путь предстоял сложный, и женщина сомневалась в своих силах. Но перед отъездом она увидела сон, в котором в сиянии стояла женщина с ребёнком на руках. Она сказала, что поможет женщине, если та приедет в её дом на острове Валаам.

На стене Успенского собора Наталья увидела образ Богородицы, в котором узнала обещавшую ей исцеление женщину. Приложившись к образу, крестьянка покинула обитель. После этого женщина стала чувствовать себя значительно лучше.

Решив вознести благодарность за своё исцеление, праведница приехала на Валаам в 1896. Но иконы ей в обители найти не оказалось. Не было её и в столичных владениях обители. Через год крестьянка вернулась на остров в день поминовения её основателей. В ночном видении она снова увидела Богородицу, которая указала ей на место нахождения чудотворного образа. Через три дня реликвию нашли в указанном Небесной Заступницей месте.

Перед ней был отслужен молебен с водоосвящением, после которого Наталья Андреева полностью избавилась от недуга.

Судьба образа в XX веке

В начале XX века валаамские монахи сделали несколько списков с чудотворного образа. Выполненная в 1900 году копия хранилась в часовне, расположенной на подворье Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. В начале 30-х годов почитаемый список перенесли в церковь Смоленской иконы Божьей Матери. Здесь она находилась до перенесения в Валаамский монастырь, состоявшейся в 1996 году. Чудотворный образ поместили в церкви преподобных Сергия и Германа. По молитве перед ним произошло множество чудес, зафиксированных в хрониках монастыря.

В 1914 году обитель посетил Великий князь Николай Николаевич. Специально для него в монастырской мастерской выполнили список иконы Валаамской Божьей Матери и копию сказания о её обретении. Существуют сведения, что эти реликвии сегодня хранятся у потомков дома Романовых.

Подлинник Валаамской иконы, находившийся в одноимённом монастыре с 1917 по 1940 год. В это время Ладога являлась частью Финляндии. В начале 40-х годов монашеская братия, опасаясь преследования со стороны советской власти, переселились в Финляндию. Здесь они основали монастырь Новый Валаам, где в настоящее время находится икона, написанная монахом Алипием.

Русская православная церковь установила день празднования Валаамской иконы 14 июля. Православные прихожане в Финляндии празднуют день особого почитания образа 20 августа.

Иконография

Автором иконы является монах-иконописец Алипий, который ещё до принятия пострига был успешным живописцем. Этим многие исследователи объясняют органичное сочетание в Валаамском образе традиций академической живописи конца XIX столетия и лучших образцов афонских иконописцев.

Богородица, облаченная в синий хитон и красный мафорий, изображена в полный рост. Богомладенец сидит на левой руке Богоматери, полностью скрытой под мафорием. Правая рука Девы покоится на груди младенца. Он облачен в светлый хитон. Правой рукой младенец Иисус благословляет зрителей, а в левой длани держит державу. Под босыми ногами Богородицы изображено облако.

Интересно: иконография Валаамского образа схожа с двумя образами Богородицы, которые называются «Панагия» (Всесвятая) и «Никопея» (Победительница).

Значение иконы

Икона Валаамской Божьей Матери - один из самых значимых для Российского государства святынь. Её считают заступницей русских воинов и всех русских земель. Местные монахи рассказывали о видениях, произошедших в начале XX века. В них Богородица молила Спасителя не оставлять без заступничества Россию.

Валаамская икона Божией Матери

Символичным считается явление Валаамской иконы Божьей Матери в одноимённом монастыре, называемым одним из её приделов на земле. Выход Ладоги из состава российских земель после Революции 1917 года также видится знаком, посланным Небесной Заступницей русским людям. Она показала, что в стране, попирающей традиции христианства, разрушающей храмы и уничтожающей святыни, нет места её дому.

Интересно знать: сегодня в монастыре на острове Валаам перед образом Богоматери ежедневно молятся о защите православных людей во всём мире и укреплении их веры в Силу Господа.

В чём помогает

К иконе Валаамской Божьей Матери приходят много людей, чтобы попросить у неё помощи и защиты. Она помогает:

  • вернуть физическое здоровье;
  • избавиться от различных зависимостей;
  • укрепить душевное здоровье;
  • преодолеть искушения и укрепить веру;
  • в зачатии, беременности и удачных родах;
  • обрести семейное счастье и взаимопонимание;
  • принимать важные решения и достигать поставленных целей.

Кроме этого, у Валаамской Богородицы просят защиты для воинов, исполняющих свой долг.

Как молиться перед иконой

Тропарь и кондак иконе Валаамской Божьей Матери были написаны финским архиепископом Павлом и Валентиной Пеннонен.

Чётких правил для чтения молитвы не существует. Но всё же следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Необязательно знать специальные слова молитвы. Главное, чтобы слова были искренними и шли от души.
  2. Молитву возносят перед образом Богородицы, находящимся в церкви или личной домашней иконой.
  3. Перед началом молитвы зажигают свечу или лампаду.
  4. Молящегося человека не должны отвлекать посторонние мысли и мирские заботы.
  5. В завершении молитвенного обращения следует поблагодарить Богородицу и Спасителя.
Валаамская икона Божьей Матери и её списки являются одними из самых почитаемых православных икон. Её чудотворная сила и удивительная история привлекают в Валаамскую обитель и Ново-Валаамский монастырь множество паломников.

Валаамская чудотворная икона Божией Матери

Валаамская икона Божией Матери - особо почитаемая икона в Русской Православной Церкви и Финляндской архиепископии.

Обретение святого образа - связано с чудесными событиями

Обретение Валаамского образа Пресвятой Богородицы связано с чудесными событиями, которые произошли примерно в конце 19 столетия.

в этом году в Валаамском монастыре написанная икона Богородицы

Один монах-иконописец в 1878 году написал уникальный ростовой образ Божией Матери. В этом же году заболела одна крестьянка, которая проживала в богадельне.

Ее звали Наталья Андреевна Андреева, она мучилась около 10 лет от сильных болей в конечностях.

В 1887 году она приняла решение поехать в Валаамский монастырь, чтобы попросить помощи у мощей основателей обители. Основатели обители - святые преподобные Сергий и Герман Валаамские.

Путь Наталии был очень тяжелый, и она сомневалась в своих силах. Но перед тем как уезжать, она увидела сон, в котором увидела женщину, стоящую с ребенком на руках.

Она сказала, что поможет Наталии, если она придет в ее дом на острове Валаам.

На стене Успенского собора Наталья увидела и узнала ту женщину, которая обещала ей помочь, это был образ Пресвятой Богородицы. Она приложилась к этому образу и покинула данную обитель. После всего этого, женщина с каждым разом стала чувствовать себя все лучше и лучше.

В знак благодарности Наталья приехала на Валаам в 1896 году. Но самого святого образа она нигде в обители так и не нашла.

Крестьянка во сне увидела Божию Матерь, которая указала ей, где находится чудотворный образ.

Ровно через год крестьянка снова приехала на остров в день поминовения ее святых основателей.

До этого ночью она снова увидела Божию Матерь, которая сказала ей о месте, в котором находится чудотворная икона.

Через три дня икону нашли именно в том месте, где и было указано Богородицею.

Перед нашедшей иконой отслужили молебен с водоосвящением. После этого события женщина исцелилась совсем от своей болезни.

В начале 20 века монахи Валаама сделали несколько списков с чудотворного образа. Копия одной из икон хранилась в часовне, которая находилась на подворье Валаамского монастыря на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.

Затем в 30 годы почитаемый список перенесли в церковь Смоленской иконы Божией Матери. Здесь икона находилась до перенесения ее в Валаамский монастырь.

После чудотворный образ поместили в церкви Сергия и Германа. Очень много чудес происходило, все они были зафиксированы в хрониках данного монастыря.

В 1914 году Валаамскую обитель посетил один великий князь Николай Николаевич. Именно для него был выполнен список иконы Валаамской Божией Матери и копию сказания и ее обретения.

Существуют некоторые сведения, что данная реликвия вообще хранится у потомков дома Романовых.

В начале 40 года монашеская братия стала опасаться преследования советской власти, ими было принято решение переселиться в Финляндию.

день празднования иконы Валаамской Божией Матери

Там они основали монастырь Новый Валаам, где сейчас и находится икона.

Очень интересное видео, которое показывали по новостям канала «Спас», в котором рассказывается о том, как одна женщина нашла на своем чердаке старинную икону Валаамской Божией Матери. На тот момент икона была почти не читаема.

Женщина отнесла ее в храм, после чего спустя некоторое время изображение на иконе стало заметно появляться.

Видео: Чудотворная икона Божией Матери «Валаамская»

Автор иконы - монах Алипий


Рассмотрим более подробно этот святой образ Пресвятой Богородицы.

Валаамская Богородица, облаченная в синий хитон и красный мафорий, на иконе изображена в полный рост. Богомладенец сидит на левой руке у Божией Матери, полностью скрытый под мафорием.

Правая рука Богородицы покоится на груди младенца, он же облачен в светлый хитон. Правой рукой младенец благословляет, а левой держит державу.

Под босыми ногами Пречистой Богородицы изображено белое облако.

Молятся Валаамской иконе Божией Матери, чтобы укрепить душевное состояние

Многие спрашивают, о чем молятся Валаамской иконе, чем помогает этот образ?

Данная икона считается самой значимой в Российском государстве. Ее также считают заступницей всех русских воинов и русских земель.

Многие монахи рассказывали о видениях, в которых Богородица молила Спасителя о заступлении России.

остров, где обрели чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Валаамском монастыре

В настоящее время на острове Валаам перед образом Пречистой Богородицы молятся каждый день о защите православных людей, а также в укреплении силы и веры.

О чем молятся иконе, просят:

  • вернуть физическое здоровье;
  • избавиться от всяких зависимостей;
  • укрепить душевное здоровье;
  • преодолеть искушение;
  • укрепить веру православную;
  • в зачатии, беременности и хороших родах;
  • обрести семейное счастье и благополучие.

А также ей молятся воины, прося защиты и помощи.

5 правил чтения молитв перед иконой Валаамской Божией Матери

  1. Читать молитвы нужно с верой в то, что просите.
  2. Молитва читается дома или в храме обязательно перед святым образом.
  3. Перед началом чтения молитв нужно зажечь лампаду или свечу.
  4. Молящий человек должен читать молитвы в тишине и покое, его ничего не должно отвлекать.
  5. После чтения молитв нужно поблагодарить Спасителя и Божию Матерь.

Празднику иконы написан специальный тропарь, глас 4:

Богоро́дице Де́во, на Твою́ ико́ну пресве́тлую взира́юще, ра́дуемся, пред не́ю бо на о́строве Валаа́ме мольбы́ усе́рдно моля́щихся исполня́ются; услы́ши, Пречи́стая, и на́с моля́щих Ти́ ся́, утверди́ на́с в ве́ре и любви́, и испроси́ ми́рови ми́р и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод тропаря: Богородица Дева, на Твою икону пресветлую взирая, радуемся, ибо перед ней на острове Валаам исполняются мольбы усердно молящихся. Услышь, Пречистая, и нас молящихся Тебе, укрепи нас в вере и любви, и испроси мир всему миру и душам нашим великую милость.

Тропарь был написан архиепископом Павлом.

Молитва Валаамской Божией Матери :

О, Чудная и вышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей молящияся и припадающия к Тебе со воздыханием и слезами и умильно глаголющия: изведи нас от рова страстей, Владычице, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о, Благодатная Мати Божия, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити их и спасти, разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим в будущем веце всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»:

О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице! Припадаем и поклоняемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси мйлостивно к болящей рабе Твоей и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, Тебе приносимое. Спаси и сохрани, Всемилостивая, Отечество наше и вся люди православный, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающий, от нашествия иноплемённых, от глада и мора, и от всякаго зла, управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру истинную. Воззри мйлостивным оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех, в вере и надежде подвизающихся в ней. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки да избавит, и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Валаамской»:

Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице, страны нашея Заступнице, обители Валаамския красото и славо! Взирающе на Пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный, молим Тя, сохрани от всякаго зла обитель сию, юже преподобнии Сергий и Герман основаша, во братии мир огради и соблюди, осени Покровом Твоим строителей, благотворителей и благоукрасителей ея. О, Всечестная наша Мати, Игумения всех православных обителей и иноческаго жития Покровительнице, пребуди неотступна от обители сия, сущаго достояния Твоего, и всесильными Твоими молитвами покрый и заступи нас, зде подвизающихся, от всяких бед и нужд, помози уставы преподобных отец непоколебимы сохранити, избави от падений греховных, даруй нам дух сокрушения и смирения, настави на исполнение обетов иноческих и всех заповедей Божиих. Приими смиренное моление наше, согрей нас дыханием любве Твоея и никогда не отступай от нас, да не оскудеет вера в нас грешных, и да сподобимся внити в Царствие Небесное, в немже возвеличим Тя, Матерь нашу Всепетую, и прославим Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Можно попросить помощи и без чтения молитв, своими простыми словами. Главное чтобы они шли от самого сердца. А также не менее важно, чтобы вы сами верили в то, что просите. И тогда Божия Матерь, видя ваши просьбы и мольбы обязательно вам поможет.

Среди почитаемых образов Богоматери есть особые иконы, которые явили себя страждущим или паломникам. Одна из таких - Валаамская икона, перед которой молятся об укреплении веры и исцелении.

Валаамская икона помогает верующим усмирить гнев, отказаться от негативных мыслей и поступков и исцелиться от недугов . Образ Богоматери намолен тысячами паломников и помогает всем страждущим.

История Валаамской иконы

Чудесное обретение иконы произошло благодаря паломнице Наталье Андреевне. Женщина простудилась, и у нее начала развиваться ревматическая болезнь. Все попытки вылечить недуг были тщетными, и христианка молила Господа даровать ей исцеление. Внутренний голос подсказал ей отправиться на святую Валаамскую землю, а перед отъездом к Наталье Андреевне явилась сама Богородица и сказала, что больная найдет утешение после трудного путешествия.

Прибыв на остров Валаам, женщина зашла в Успенскую церковь, где и обнаружила икону Богоматери с младенцем на руках. Дева Мария выглядела в точности как во сне. Наталья Андреевна поставила свечу перед иконой, а по приезде домой обнаружила, что болезнь отступает. Следующая поездка на Валаам состоялась спустя много лет, и паломница была опечалена тем фактом, что икона Богоматери была утеряна. Спустя годы ей приснится еще один вещий сон, в котором она узнала, что икона будет вновь обретена. Чудесное возвращение лика Богоматери состоялось в 1897 году, 11 сентября, на радость всем верующим.

Описание иконы

На иконе Богородица изображается в ярком алом мафории. Она написана в полный рост, стоящей босиком на облаке. На руках у нее Младенец, облаченный в белые одежды. Правой рукой он благословляет верующих, а в левой сжимает державу с крестом — символ власти.

В каких храмах находится Валаамская икона Богоматери

Списки с чудотворной иконы можно найти во многих храмах и церквях по всей России:

  • остров Валаам, Спасо-Преображенский монастырь;
  • Москва, церковь имени Сергия и Германа Валаамских;
  • Санкт-Петербург, церковь Иконы Казанской Божией Матери;
  • Карелия, поселок Красная Горка, церковь Николая Чудотворца;
  • Волжский, мужской монастырь имени Сергия и Германа Валаамских;
  • село Чингис Новосибирской области, Петропавловская церковь;
  • Ярославль, Спасская церковь;
  • деревня Костино Московской области, Тихвинская церковь;
  • поселок Верхнебаканский Новороссийского района, церковь Живоначальной Троицы.

В чем помогает икона Божией Матери

Перед святым ликом преклоняются с разными просьбами:

  • избавить от тоски и уныния;
  • помочь укрепиться в вере и противостоять негативу ;
  • исцелить от душевных и физических недугов;
  • защитить от опасностей, связанных с тяжелой работой.

Защиты и покровительства у Богоматери просят беременные женщины, мечтающие произвести на свет здоровых детей.

Молитва перед святым ликом Богоматери

«Царица Небесная, к Тебе обращаюсь с молитвой смиренной. Утоли мои печали и помоги справиться с унынием. Отведи от меня беды и несчастья, не дай сгореть от недугов душевных и телесных. Защити, Мати Богородица, от любого зла и даруй сил для борьбы со злом и лихом. Аминь».

Дата почитания иконы

Почитание Валаамской иконы Богоматери совершается ежегодно 12 июля (29 июня по старому стилю). Также почитают икону 11 июля (28 июня по старому стилю), в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских. На торжественном богослужении священники возносят молитвы Царице Небесной и просят у нее покровительства и защиты.

Список с прекрасной Валаамской иконы можно приобрести для домашнего иконостаса и молиться перед ним Богоматери . Будьте честны и без утайки рассказывайте все, что вас тревожит. Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

При взгляде на икону, называемую «Местная Валаамская», убеждаешься в скупости ее выразительных средств: нет ни одной лишней детали; заметен только вызолоченный фон и, вместо обычного позема, облако. Даже привычные для того времени двуцветная красно-голубая опушь и пестрый орнамент на полях практически отсутствуют, если не считать мелко продавленных по левкасу узоров.

И это понятно, ибо икона написана монахом.

Монастырская аскетическая практика подвигала изографа – иеромонаха Алипия (Константинова) – к поиску аскетического языка живописи.

Тем не менее, вкусы XIX столетия диктовали академическую манеру исполнения, доходившую до натурализма.

Одно приходило в противоречие с другим. «Живоподобный» стиль оборачивался апорией. Иконописцу хотелось Богородицу представить в мистическом плане (отсюда под ногами у Нее облако – символ прикровения и одновременно откровения Божества), но выражал он свою идею на языке мирской живописи, т. е. категории трансцендентного пытался пояснить категориями имманентного.

Не стоит здесь говорить об особом «валаамском стиле», присвоенном данной иконе. Подобная мысль произвольна и ни на чем не основана. В конце XIX в. таких (стилистически) икон – несчетное множество. И писались они по всей России. Разница состояла лишь в мастерстве изографов. Но оно еще не есть стиль; речь можно вести только об отличии манер. Будет беда, если в иконописи появится «плюрализм» стилей, ибо икона – неотъемлемая часть богослужения, выражающая его образно. Новый стиль – это новое мировоззрение. И оно не могло быть «особым», «валаамским» у иеромонаха Алипия. Л. А. Успенский существенно заметил: «Стиль» иконы был достоянием всего христианского мира на протяжении тысячи лет его истории, как на Востоке, так и на Западе: другого «стиля» не было. Сам этот “стиль” и чистота его обуславливается православием, более или менее целостным усвоением откровения. И язык этот естественно подвержен изменениям, но изменениям внутри иконного “стиля”, как мы видим это на протяжении почти двухтысячелетней его истории”.

Возражать со ссылкой на чудотворность образа – бессмысленно. Сегодня мироточат иконы типографского производства. Не по заслугам же типографии! Чудо творит не икона… Чудо – тайна Божия. Церковь учит, что оно творится благодатью через икону для спасения человека. “Бог может творить чудеса и помимо икон, так же как Он и “недостойными действует”, как творит чудеса и силами природы…

Основа всей жизни Церкви – несомненно, решающее и все для нее определяющее чудо: воплощение Бога и обожение человека. Это именно чудо и есть норма жизни Церкви, закрепленная в ее каноне, которая и противопоставляется настоящему состоянию мира, - писал все тот же Л.А.Успенский. - «Церковь живет не тем, что преходяще и индивидуально, а тем, что неизменно. Не потому ли чудеса никогда не были для нее критерием ни в одной из областей ее жизни, и жизнь эта никогда по ним не равнялась? И не случайно то, что соборные постановления предписывают писать иконы, основываясь не на чудотворных образах (потому что чудотворение иконы есть внешнее и временное, а не постоянное ее проявление), а так, как писали древние иконописцы, то есть по иконописному канону. Это, подчеркиваем, относится к православному каноническому образу, то есть к полноценному выражению «тайн домостроительства Божия о спасении людей».

Что же касается «живописного стиля», то как может стать церковным образ, не выражающий учения Церкви, образ, который не несет в себе «раскрытия жизни во Христе», и как же, в силу своего чудотворения, он становится приемлемым для выражения «христианских тайн в Православии» и становится на один уровень с образом, который их выражает? Такой образ, если, конечно, по своему иконографическому сюжету он не содержит противоречия православному вероучению, то есть не еретичествует, может послужить основанием к появлению нового типа канонической иконы (при условии, конечно, подлинности чуда), то есть быть воцерковлен».

Хочется верить, что наша позиция не воспринимается как призыв к «расцерковлению» образа Валаамской Божией Матери. Речь идет прежде всего о проблемах современного иконописания.

Само собой разумеется, мы далеки также и от «обвинений» о. Алипия. Во-первых, анализ призван быть объективным: в задачу исследователя входит констатация факта и выявление причин, его породивших, а не критика. Во-вторых, у Валаамского изографа практически отсутствовал выбор. Это у светского художника всегда есть возможность, в случае несогласия со вкусами и запросами эпохи, стать одиноким императором своих взглядов и брести по миру под дырявым зонтиком жизненных обстоятельств. Иконописец же плывет на корабле, именуемом «Церковь», и, как член команды, подчиняется тем законам и правилам, которые утверждены на корабле. В-третьих, каждый человек является определенно детерминированным «продуктом» своей эпохи, неся в себе ее культурные ценности. История показывает, что при всей закрытости от мира, печать (дух) времени оставляет след и на обителях; во всяком случае, такое наследие веков без труда можно обнаружить во всех древних монастырях: пример – хотя бы барочная колокольня в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

И заслуга иеромонаха Алипия (Константинова), как раз и состоит в обращении к иконографическому опыту живописцев прошлых столетий (имя обязывало!), чтобы традицией попрать преходящее.

Под иконографическим опытом мы разумеем прототип, с которого писалась икона Валаамской Божией Матери.

На Валааме им сегодня считают византийский образ Никопеи. Сходство, конечно, есть. Но, во-первых, Никопея – икона поясного извода; во-вторых, существовал более древний образ, в полный рост и не менее похожий: из Никеи. Это мозаика в апсиде из церкви Успения.

История ее сложна и драматична. Произведение создавалось еще в доиконоборческую эпоху, по предположению В.Н.Лазарева, константинопольскими мастерами. Вверху над Богородицей находился сегмент мандорлы, от которого расходились три луча. Средний из них касался головы Божией Матери. «Несомненно, Мария держала в руках Младенца, иначе остается непонятной проходящая через лучи надпись (EG GASTROS PRO EWSFOROU EGEGENHKA SE), раскрывающая смысл композиции». Надпись носила догматический характер и напоминала о Непорочном Зачатии; тема же указывала на ее раннее возникновение.

Но вот в VIII веке грянул иконоборческий смерч, разрушительно сказавшийся и на никейской мозаике. Иконоборцы сбили изображение Богородицы и заменили его крестом. Однако, после победы иконопочитателей, мозаика была восстановлена. Свидетельством чего является ктиторская надпись вимы: (STHLOI NAUKRATIOS TAS QEIAS EIKONAS) [Навкратий утверждает Божественные иконы]. XX век оказался для мозаики последним. В результате греко-турецкой войны 1919-1922 гг. памятник утрачен безвозвратно. Но, к счастью, Русский Археологический институт в Константинополе успел сделать профессиональные черно-белые фотографии мозаичного убранства Успенской церкви.

В качестве варианта Никейского образа следует назвать другую мозаику: «Богоматерь между императором Иоанном II Комнином и императрицей Ириной.” (1118 г. Южная галерея собора Св. Софии в Константинополе). Здесь поза Богомладенца еще больше напоминает валаамскую икону: Христу осталось лишь согнуть в локте благословляющую десницу, а в шуйцу взять державу.

Итак, если образ Божией Матери из Никеи связан с победой Православия, то константинопольская мозаика – с императорской четой; причем в последнем случае связь с императорским домом – наглядная, а в “Никопее” – символическая (как палладиум). И, тем не менее, они соединены между собой любовью Иоанна Комнина к Никопее, извод которой известен с X века: именно Никопея украшала колесницу этого басилевса. Отсюда понятен выбор иконографии, идентичной данному памятнику, для софийской мозаики.

Итак, никейский образ утрачен полностью, Софийский – наполовину. Но и Никопея, после ее захвата в 1204 г. венецианским дожем Энрико Дандолло и помещением в соборе св. Марка, оставалась закрыта особой завесой и потому «неизвестной, в точности, со стороны своей композиции» (акад. Н.П. Кондаков). Истинный вид Никопеи известен лишь с 70-х годов XX века, после реставрации.

Отец Алипий окончил свой земной путь до греко-турецкой войны. Данное обстоятельство должно подталкивать исследователей к более активному изучению биографии нашего изографа.

Необходимо выяснить: был ли он в Константинополе (возможно, по пути на Афон)? Удалось ли ему посетить Софийский собор? Мозаики о. Алипий мог видеть вряд ли: основной их массив расчищен уже в XX веке. Значит, существовала какая-то икона Никопеи, помимо увезенной в Венецию. Ибо писали же русские изографы такой образ для пророческого чина в первой половине XVII в., правда, далеко не похожий на свой прототип из X столетия.

Если о. Алипий посещал Константинополь, то он имел возможность завернуть в Никею: следовало всего лишь переплыть узкое Мраморное море, чтобы увидеть город двух Вселенских Соборов. Рядом с Никеей, чуть севернее, находится и Халкидон. Кто из православных отказался бы их посетить?

Но не исключено, что наш изограф подвизался на Валааме безвыездно. Тогда он мог познакомиться с Никейским образом или Никопеей неизвестного списка по фото-, нет, скорей по литографии.

Пока ясно одно: Никопею какого-то древнего извода о. Алипий видел.

Эти византийские образы представляют нам Христа, утверждающим православное вероучение (потому в левой руке свиток); Валаамская икона показывает Христа Царем небес. И во всех случаях сквозным мотивом проходит тема Воплощения, тема Непорочного Зачатия, а значит тема целомудрия и чистоты. Что во все времена было актуально и звучало призывом к покаянию.

Удивляет промыслительное создание и Никейского образа, и Валаамского – для храмов Успения Божией Матери. Нет совпадений в христианстве! Мистика Жизни антиномически переплетена здесь с мистикой Успения.

И нет случайностей, думается, во времени написания иконы: 1878 год. Год победы России в русско-турецкой войне, освобождение православных болгар от османского ига. Образ Валаамской Божией Матери можно и нужно рассматривать в качестве иконического памятника, посвященного павшим на поле брани - и - живым, вернувшимся победителями. Чем объяснимо сопоставление мистики Жизни и Успения. Икона воспевает Торжество Православия – новую победу над иконоборцами, в данном случае – османами. Как тут не вспомнить связь с Никопеей! Ведь «Никопея» - в переводе с греческого «Победотворная». Держава в руке Царственного Богомладенца и символизирует это торжество, эту победу.

Не столь уж важно, обращался ли о. Алипий к Никейскому образу, связь с данным прототипом все равно очевидна и закономерна. Разрушение Успенского собора из г. Никеи руками тех же турок в 1922 г. на мистическом уровне выглядит ответным ударом.

С другой стороны, Валаамский образ есть таинственное востребование иконы для охранения и молитв против внутреннего врага: ровно через год после ее написания возникла в Петербурге «Народная воля». Повторимся: случайностей в христианстве нет. «Кто верит в случайность, тот не верит в Бога», – говорили на Руси. Простуда Натальи Андреевны Андреевой, первой получившей исцеление от Валаамской святыни, символически ни что иное, как «простуда» нации.

И в отличие от Натальи Андреевны, которая металась между Валаамом и Петербургом, полная веры в исцеление, Россия мыкается сегодня, полуверя в выздоровление.

Потому, в общих масштабах, мы только частично и выздоравливаем.

В.Н. Лазарев считает, что это произошло после 787 года, т.е. после VII Вселенского Собора. По мнению Андре Грабара, мозаике вернули прежний вид после 843 года, т.е. после второго иконоборческого периода, с Торжеством Православия

Эти темы богословски глубже выкристаллизуются в изводах типа «Знамение», «Влахернитисса», «Никопея».

Новое на сайте

>

Самое популярное