Домой Виноград Если электровоз резко двигается. Трогание с места и разгон поезда при отправлении со станции. Шкатулка качественных задач по физике: инерция

Если электровоз резко двигается. Трогание с места и разгон поезда при отправлении со станции. Шкатулка качественных задач по физике: инерция

Многие американцы, живущие в штате Северная Каролина, до сих пор с содроганием вспоминают 24 января 1961 года. Этот день мог войти в историю США и всего человечества как одно из самых величайших бедствий XX века. А было так. Поднятый по тревоге с авиабазы Сеймур-Джонсон стратегический бомбардировщик В-52, на борту которого находились две ядерные бомбы мощностью по 24 мегатонны, разбился в 15 милях севернее города Голдсборо. Прибывшие в район аварии эксперты министерства обороны были поражены. Из шести предохранительных механизмов, которые последовательно вводятся в действие, чтобы вызвать цепную реакцию в смертоносном заряде, пять (!) сработало при взрыве самолета. Лишь чудо спасло жителей штата от ужаса Хиросимы.

На много лет нарушена нормальная жизнь населения в районе итальянского городка Севезо к северу от Милана. 10 июня 1976 года на химическом предприятии, принадлежащем многонациональной корпорации, произошел взрыв. В атмосферу вырвалось около двух килограммов химического вещества — дефолианта, близкого по составу к тем, что применяла американская военщина в Южном Вьетнаме. По подсчетам экспертов, оказавшегося в воздухе химического вещества было достаточно для того, чтобы вызвать смерть ста тысяч человек. Но жителям итальянской провинции «повезло»! Дефолиант рассеялся в атмосфере... Однако и при этом пострадали десятки людей, среди которых особенно много детей. С ожогами лица, экземой, язвами они были доставлены в больницу. Погибли сотни собак, кошек, кроликов, кур, ласточек, много других животных и птиц. Район аварии оцепили войска. Население эвакуировали.

Итак, случай за случаем... А ведь на Земле сейчас немало таких районов, где зреют предпосылки для экологических катастроф самого разного масштаба! И условия эти шаг за шагом создает само человечество, вернее, те его представители, которые сделали основным мотивом своей деятельности прибыль и вмешательство в дела других стран и народов, чтобы обеспечить эту прибыль.

Общеизвестно, что одним из главных инструментов политики империализма было и остается оружие. Общеизвестно и то, что мощь его растет. И хотя уже ясно, что решиться на применение современного оружия в политическом противоборстве равносильно безумству, империализм продолжает гонку вооружений. А в оправдание этому процессу на Западе даже возникла теория, что именно губительная мощь современного оружия, страх перед ней сдерживают развязывание войны. Сама эта мощь, ее наращивание, выходит, — гарантия мира на Земле... Абсурдность подобной теории давно доказана. А вот вероятность того, что само наращивание оружия, сама гонка вооружений чреваты экологическими катастрофами, заслуживает пристального рассмотрения.

Два случая, о которых мы рассказали, уже позволяют видеть ту опасность, которой и в условиях мира по вине военно-промышленных комплексов подвергается биосфера планеты. Опасность, возникающая на различных этапах разработки и производства новых видов оружия, а также в ходе их испытаний, транспортировки и хранения...

Как выглядит «экологическая война»

Последнее десятилетие пополнило печальный опыт войн еще одним «нововведением». Передо мной фотографии некоторых районов Южного Вьетнама, сделанные в самом начале 70-х годов. Поверхность земли испещрена кратерами и напоминает лунный ландшафт, на больших пространствах уничтожена растительность... Создается впечатление, что на Индокитайском полуострове произошло тяжелое стихийное бедствие. Однако это впечатление ошибочно.

Только в период 1965—1973 годов на территорию Южного Вьетнама было сброшено 17 миллионов авиационных бомб, здесь было взорвано 217 миллионов артиллерийских снарядов. По подсчетам американского ученого А. Уэстинга, общий вес взрывчатых веществ, которые использовались для обстрелов, нарушения растительного покрова, поражения ирригационных систем, составил свыше 7 миллионов тонн. Однако эти цифры и факты далеко не исчерпывают картину общего ущерба природе, равно как и не дают полной характеристики арсенала примененных средств воздействия на окружающую среду.

Территория, испещренная бомбовыми воронками и ставшая непригодной для хозяйственного использования, составила 365 700 акров. Не менее 4 миллионов акров, то есть около одной десятой части всей территории Южного Вьетнама, подверглись неоднократной «обработке» дефолиантами — оружием поражения растительности. Была объявлена тактическая цель операции — снятие лесного покрова, чтобы партизанам труднее было прятаться и перемещаться. Но факты показывают, что за этой объявленной задачей скрывалась и некая сверхзадача — попытаться нарушить равновесие природной среды, и отработать приемы и средства «экологической войны».

Вот далеко не полный перечень средств и приемов использования экологического оружия: применение химических веществ для уничтожения листвы деревьев и растительного покрова; использование авиабомб в джунглях; применение «связок» 33-тонных бульдозеров для снятия поверхностного слоя, после чего почва становится непригодной для земледелия (так называемый «римский плуг»); искусственное облакообразование и вызывание дождей путем «засева» облаков химическими веществами; закисление атмосферы распылением в ней веществ, вызывающих дождь с кислотной реакцией; огненные бури — распыление химических веществ, вызывающих сильные пожары в джунглях; разрушение дамб и ирригационных сооружений. Таким образом велась преднамеренная война против природы другой страны, шло подлинное разрушение среды обитания нынешних и будущих поколений целого народа.

Следует напомнить, что лишь одна только вырубка лесов на территории Польши фашистскими войсками в годы второй мировой войны была квалифицирована Нюрнбергским трибуналом как военное преступление. Стоит вспомнить и другое. В начале 50-х годов английские колониальные войска применяли химические вещества для уничтожения посевов в Малайе; португальские колонизаторы пользовались такими же приемами в Анголе; известны случаи воздействия на природную среду в период военных кампаний на Ближнем Востоке. Бывший сотрудник Пентагона Л. Понт сообщил недавно о том, что в 1969—1970 годах США предпринимали попытки воздействия на облака, движущиеся в сторону Кубы, с тем чтобы лишить плантации сахарного тростника на острове Свободы необходимого количества влаги, вызвать засуху и тем самым причинить соседнему государству экономический ущерб.

Тут не мешает отметить обстоятельства, которые делают ситуацию более запутанной и более опасной. Во Вьетнаме шло преднамеренное уничтожение природы. Но ядохимикаты, как известно, рассеиваются! И, примененные во Вьетнаме, они затем попали в атмосферу, с текучими водами ушли в Мировой океан. Где и каким эхом это отзовется? Неизвестно. Но вполне возможно, что дальние последствия этой локальной «экологической войны» будут вполне ощутимы для других народов, быть может, даже и для американского.

И еще одно обстоятельство. В конце 1975 года правительство Норвегии заявило решительный протест странам «Общего рынка» в связи с продолжающимся отравлением воздушного бассейна над норвежской территорией продуктами индустриальной деятельности государств «Общего рынка», прежде всего Англии. Переносимые через Северное море дымы и газы уже нанесли значительный ущерб лесному и рыбному хозяйству юга Норвегии, угрожают они и здоровью населения.

Новый тип агрессии, который вроде бы и агрессией нельзя назвать... Конечно, страны-соседи не собирались губить природу своего союзника по НАТО. Но не открывается ли тут заманчивая для военщины возможность замаскированного воздействия на природную среду других стран? Упомянутый опыт «геофизической агрессии» против Кубы говорит о реальности подобного варианта. Дальнейшее совершенствование военной науки могло бы усилить эту опасность.

На грани катастрофы

Американская атомная бомба, сброшенная на Хиросиму, обладала разрушительной мощью, эквивалентной 20 тысячам тонн обычного взрывчатого вещества (тротила). Ее взрыв уничтожил 78 тысяч человек, еще 84 тысячи мирных жителей было ранено. Эксперты Центра оборонной информации оценивают мощность ядерного потенциала США по состоянию на середину 1975 года в 8 тысяч мегатонн. Это в 400 000 раз больше, чем заряд бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Есть поговорка о ружье, которое раз в год само стреляет. И опасность такого самопроизвольного «выстрела» растет с накоплением оружия.

Еще в 1956 году бомбардировщик В-36, взлетевший с авиабазы Киртланд, штат Нью-Мексико, неожиданно сбросил атомную бомбу на равнину недалеко от мест старта. Обошлось, бомба не взорвалась...

17 января 1966 года в районе Паломареса в Испании во время заправки в воздухе столкнулись американские самолеты В-52 и К-135. Бомбардировщик В-52 имел на борту четыре водородные бомбы. Две из них при падении вызвали радиоактивное заражение в районе с большой численностью населения.

В январе 1968 года авария со стратегическим бомбардировщиком произошла в районе Туле, Гренландия: было потеряно четыре водородные бомбы.

Когда президент Кеннеди отдал распоряжение провести расследование обстоятельств очередной катастрофы, ему доложили, что до этого уже было зарегистрировано более шестидесяти «аварийных случаев» при обращении с атомным оружием, в том числе два случайных запуска ракет с ядерными зарядами.

21 апреля 1964 года на авиабазе Вандернберг был произведен запуск искусственного спутника Земли по проекту «Транзит», который находится в ведении военно-морских сил США. На борту спутника, помимо приборов и оборудования, находилась радиоизотопная энергетическая установка СНЭП-9а, работавшая на плутонии-238. Запуск оказался неудачным: спутник не вышел на орбиту и сгорел в плотных слоях атмосферы. В результате на большой высоте образовалось облако из мельчайших частиц радиоактивного вещества. Появилась угроза заражения ряда районов Африки. Хотя цель проекта «Транзит» не создание космического оружия, а только обеспечение навигации кораблей, Последствия этой аварии обернулись опасностью реального ущерба населению и природной среде.

Увы, и это не все.

«Бомбы замедленного действия»

«Под Ирландию подложена радиоактивная бомба замедленного действия» — так писала газета «Айриш индепендент», характеризуя положение, складывающееся в Северной Атлантике, в каких-то сотнях километров от берега страны. Дело в том, что в течение ряда лет государства — члены Европейского агентства по атомной энергии используют эту акваторию для «ядерной свалки». Только в 1976 году с кораблей Англии, Бельгии, Голландии, Швейцарии было сброшено свыше 6 тысяч тонн смертоносных радиоактивных отходов. На словах эти государства принимают меры предосторожности: мол, радиоактивные отходы затопляются в специальных контейнерах. Однако, как подчеркивает другая ирландская газета, «Айриш таймс, срок службы контейнеров не превышает и десяти лет. А для естественной нейтрализации радиоактивных веществ требуется более продолжительное время. Это означает, что «ядерная свалка» у берегов Ирландии со временем может стать источником радиоактивного заражения морской среды, причинить непоправимый ущерб флоре и фауне, сказаться на экономике целого ряда государств.

Отметим мимоходом, что за все время использования атомной энергии в США производство бомб дало в 700 раз больше радиоактивных отходов, чем все атомные электростанции.

Но «радиоактивная мина» далеко не единственная.

Несколько десятков человеческих жизней унесла вспыхнувшая в американском штате Пенсильвания эпидемия неизвестной болезни. Надо же было так случиться, что жертвами этой эпидемии стали участники традиционного съезда ультраправой организации «Американский легион», состоявшегося в конце 1975 года в Филадельфии. Американские журналисты окрестили таинственную болезнь «легионерской лихорадкой». Сопоставляя имеющиеся данные, медики склоняются к мнению, что наиболее вероятной ее причиной стали микробы лихорадки Ласса, которые, по всей вероятности, «вырвались» из лаборатории по производству бактериологического оружия в форте Детрик, находящемся в соседнем штате Мэриленд.

Более тысячи овец погибло за одну ночь в январе 1971 года на ранчо в 150 милях к юго-востоку or американского городка Скалл-Вэлли. Этот район уже был местом трагедии в 1968 году, когда в результате утечки нервного газа с секретного полигона Пентагона погибло 6400 овец. Хотя военное ведомство впоследствии прекратило испытание сильнодействующих газов в этом районе, смертельная доза этих веществ все еще содержится в растительности. Именно это и стало причиной второго случая гибели животных.

Не менее опасный эпизод произошел в декабре 1970 года на полигоне в штате Невада, где военное ведомство США ведет подземные испытания ядерного оружия. Неожиданно над одним из участков полигона взметнулось радиоактивное облако. Под действием ветра оно стало двигаться на север. Были приняты меры — эвакуированы 600 человек. Однако впоследствии была обнаружена радиоактивность в штате Миннесота и еще в двадцати американских штатах. Как вынужден был признать директор юго-западной радиологической лаборатории Мелвил Картер, если бы радиоактивная пыль пересекла границу с Канадой, то США оказались бы нарушителями Московского договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах.

Гневные протесты вызвали сообщение об операциях министерства обороны по затоплению контейнеров с нервно-паралитическим газом в 250 милях от побережья Флориды. Таким же образом пытались «избавиться» от 13 тысяч тонн отравляющих веществ, которые были накоплены на военной базе, расположенной на японском острове Окинава. Их предполагалось доставить на атолл Джонстон в 700 милях от Гонолулу. Не говоря уже о том, что подобные захоронения представляют угрозу флоре и фауне Мирового океана, являющегося достоянием всего человечества, сама транспортировка таких грузов по железной дороге, погрузка их на корабли в морских портах чреваты смертельной опасностью для населения, животного мира и растительности государства, располагающего отравляющими веществами.

Еще одну «бомбу замедленного действия» обнаружили в штате Аляска в январе 1971 года. Как выяснилось, две сотни баллонов с сильнодействующим нервно-паралитическим газом были свалены зимой 1966 года на лед небольшого озера. По преступной халатности военных властей США о смертоносных баллонах забыли, и в мае, когда сошел снег, они оказались на дне. Приказа об уничтожении газа не последовало, поскольку он числился «пропавшим», А лишь одной капли содержимого баллонов было достаточно, чтобы вызвать смерть человека. Тем не менее представители военного ведомства даже не взяли на себя труд оповестить жителей северных районов Аляски о нависшей над ними угрозе...

Другого пути нет

Женева. Дворец наций. 18 мая 1977 года. Представители 33 государств ставят свои подписи под конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Конвенция объявляет вне закона средства и методы разрушительного воздействия на погоду и климат, использование технических методов создания землетрясений и цунами, воздействия на атмосферные процессы, почву, растительность на обширных пространствах.

Значение конвенции, открывшей новое направление в области разоружения, именно в том и состоит, что она является реальным шагом к недопущению намеренного ущерба..биосфере. Теперь совершенно очевидным представляется вывод, что сохранение природной среды, пригодной для нормальной жизни и труда живущих и будущих поколений, в значительной степени вообще зависит от того, насколько успешно будет развиваться широкий и всеобъемлющий процесс ограничения вооружений и разоружения.

Сейчас охрана и приумножение природных богатств на благо нынешних и будущих поколений советского народа провозглашены проектом Конституции нашей страны среди важнейших задач и обязанностей гражданина СССР. Но мы делим нашу единственную планету с другими народами и государствами. Поэтому нам далеко не безразличны не только проблемы мира, но и отношение к природе других государств. Международное сотрудничество на принципах равенства и взаимной выгоды, бережное отношение к окружающей среде, ограничение всех форм ущерба, которые ей причиняет милитаризм, — актуальная задача сегодняшнего дня. Природа едина, невозместима, и даже зачехленные дула орудий для нее все более и более опасны.

Г. Хозин, кандидат исторических наук

Наше правительство находится между двумя огнями: с одной стороны недовольный народ, а с другой ТДС. Правительственные деятели, по рукам и ногам связаны сетью ТДС. Из двух зол им приходится выбирать меньшее, с каждым разом всё больше уступая врагам свои позиции. Все антинародные законодательные проекты правительства имеют заграничные корни.

Необъявленная война состоит из двух этапов:

    Тайный, внутренний – инкубационный состоит в том, чтобы разложить все области жизнедеятельности государства, деморализовать и разъединить народ, подчинить государственные структуры, создавать нужное общественное мнение посредством средств массового одурачивания (СМО).

    Явный. Проведение широкомасштабных террористических актов и диверсий по городам России. А затем ввод войск НАТО и профессиональных военных наемников (без отечества) в разрушенную и обессиленную страну, возможно под видом интернациональной помощи.

Пробные диверсии уже проводятся под прикрытием природных катаклизмов, причин, связанных с технически устаревшим оборудованием, «по недосмотру», деятельностью несознательных (мягко говоря) граждан. Например, анализ жары в европейской части России в 2010 г. с точки зрения применения климатического оружия .

Фильм “Всемирный потоп, как предчувствие” создаёт общественное мнение типа «смиритесь, это неизбежно”. Но в этом фильме можно увидеть, что есть сознательное вмешательство. Ведь о многих этих катастрофах можно было заранее предупредить население при современных научных технологиях и информационных связях. Никто не предупреждал, и это было сделано специально. ТДС стремятся уничтожить население Земли.

Есть в фильме ещё такой момент: дома в Якутии, построенные на вечной мерзлоте, разрушаются, так как под ними тает почва и в воде загнивают сваи фундамента. Какое удобное явление для закладки взрывчатки, и не найдешь под завалом, почему упало здание. Но они об этом уже сообщили, как бы застолбили заранее мотивацию причины.

Зима – самое удобное время для проведения диверсий в России. Аварии на электростанциях и линиях электропередач за несколько дней заморозят города. Если к этому добавить «случайное» аномальное явление – сверхвысокие морозы в северных областях страны, эффект будет больше, чем явное военное вторжение через границу.

Заканчивается осень, на обширных территориях России уже начинается зима. Первый мокрый снег обрушивает линии электропередач: «Центральная Россия оказалась не готова к зиме» . Нет, это ещё не теракт, а факт состояния наших городов.

А вот это уже небольшой эксперимент «случайной аварии» с целью проверить последствия и реакцию государственных структур и народа: «Вырубили электричество» . « В минувшую субботу (30.10.10) в 17:07 местного времени разом погас свет в Киренске и нескольких населённых пунктах района. Примерно в это же время в тайге двадцатисемиметровая лиственница, дрогнув, упала на провод ЛЭП. Неизвестный местный житель, который, по предварительной версии, хотел пополнить запас дров перед холодами, явно не рассчитывал, что его забота о хозяйстве будет иметь такой эффект. Неловкое движение пилой – и без электричества остались 19 тысяч человек .» Интересно найдут того несознательного лесоруба и его вдохновителей, если будут искать? Все линии электропередач проводят по широким просекам. Для того, чтобы завалить большое (чтобы достало до линии) дерево на провода, надо уметь это делать. Профан не сможет этого сделать и никогда не будет валить большее дерево из соображений собственной безопасности. Не настолько тупы, как нам внушают СМО (средства массового одурачивания), наши деревенские жители, чтобы не знать, как и где валить лес на дрова.

Стал совершенно прозрачным тот факт, что террористические акты проводят не дикие представители народов Кавказа и Ближнего Востока, а специалисты высшего военно-технического уровня, смотри «Террористические акты в России за 10 лет» и читай книги Грачевой Т.В.

Как наша страна постепенно сдаёт стратегические плацдармы смотри в , спрятано в середине материала под заголовком Аналитическая записка .

В настоящее время мы уже находимся на границе между первым и вторым этапами необъявленной войны. Если мы не хотим, чтобы в нашей стране произошло то кровавое месиво, которое описано в книгах Беркем аль Атоми «Мародер», «Каратель», «Другой Урал» , действовать надо сейчас до наступления морозов. Это реально!

Во-первых, надо обратить внимание народа на ситуацию в стране и в мире и помочь ему найти нужную информацию в Интернет.

Во-вторых, надо объединяться на всех уровнях. Разделение на враждующие группировки подрывает и без того слабые силы сознательных граждан России.

Политические партии, если вам действительно небезразлична участь России, объединяйтесь, находите общий язык и действуйте по единым практическим проектам выхода народа из внутривоенного кризиса.

Представители различных религиозных учений! Религии больше не нужны ТДС, у них есть СМО. Теперь СМО будут стравливать вас между собой. Бог один, хотя пути к нему разные, и идти надо вместе в одну сторону. Так же у нас одна Земля и нам надо на ней выжить, сохранив свою свободу воли и сознания. Объединяйтесь и действуйте сообща.

Сознательные граждане России! Объединяйтесь в неформальные группы, просвещайтесь сами и информируйте население. Создавайте сейчас добровольные народные дружины по охране стратегических объектов, поддержанию порядка в городе и оказанию первой помощи при катастрофах. Правительству не на кого опереться в народе, станьте такой опорой.

О том, что происходит, как выходить из кризиса необъявленной войны, и что делать дальше, можно найти в следующих ссылках.

«Необъявленная война или как завоевать Россию без вторжения войск»

Приложения к «Необъявленной войне»:

Материалы форсайт-проекта “Детство 2030″ ,

Ювенальная юстиция

Проекты законов о ювенальной юстиции

Закон о госбюджетном самофинансировании

Закон “О полиции”

Законопроект «О … садовых, … участках» (

Введение единого электронного документа

Чипизация ,

Договор о привлечении войск НАТО

Террористические акты в России за 10 лет

Кому принадлежит ЦБ?

Фильмы: «Эндшпиль: Проект Глобального Порабощения», «Чипизация.Проект 666», «Дух времени»

Книги Грачевой Т.В.: «Невидимая Хазария», «Святая Русь против Хазарии», «Когда власть не от бога», -

Проект Россия

Позитив: видео А.В. Трехлебова ответы на вопросы (В Контактах видео: самая лучшая лекция Трехлебова «Законы Рита»).

Манифест «Возрождение России»

Приложения к Манифесту:

О плане Далласа

Книга Г.А. Бореева «История гуманоидных цивилизаций Земли»

Инсайдер 3 .

Психотронное оружие .

Психотропное оружие

Психическое закабаление

Климатическое оружие

Фильмы «Дух времени», «Игры богов»

Позитив Школа Щетинина и все видео о Школе Щетинина

] считают, что необъявленная война отличается от простого военного вмешательства «размахом» .

С другой стороны, к необъявленным войнам зачастую относятся небоевые действия :

  • провокации на границе;
  • демонстрация силы , другое наращивание военного присутствия, угроза силой;
  • поддержка сепаратистских и националистических движений.

История

Во время очередного обсуждения проекта туннеля под Ла-Маншем в 1881-1882 годах в английском правительстве возник вопрос о военной опасности нападения без предупреждения. Дж. Морис (англ.) русск. , которому было поручено подготовить доклад по этому вопросу, с удивлением обнаружил, что «нации иногда игнорировали все обязанности объявления войны и, посреди глубокого мира, злоупотребляли доверчивостью своих соседей» . К. Иглтон (англ. Clyde Eagleton ) в 1938 году отметил , что во времена Мориса целью ведения необъявленной войны было использование преимущества внезапности, но с тех пор возникли новые, куда более мощные факторы: произошла революция в военном деле, взаимозависимости государств стали более сложными, появились международные организации и связанные с ними обязательства по объявлению и ведению войны. Иглтон потому усомнился в том, что в будущем какие-либо войны вообще будут объявляться, поскольку «некоторые смотрят на объявление войны как на анахронизм, который должен быть отброшен».

СССР

  • Арабо-израильские войны
  • Конфликты и войны в Африке

По данным авторского коллектива под руководством Г. Ф. Кривошеева , потери СССР в необъявленных войнах и конфликтах составили : Китай (до и после Второй мировой войны) - 1163; Корея - 315; Вьетнам - 16; Куба - 69; Ближний Восток - 52; Алжир - 25; Ангола - 11; Мозамбик - 8; Эфиопия - 33.

США

См также

Напишите отзыв о статье "Необъявленная война"

Примечания

Литература

  • . // Военный энциклопедический словарь. 2013.
  • Brown, Philip Marshall. Undeclared wars. // American Journal of International Law (1939): 538-541. (англ.)
  • Kenneth B. Moss. Undeclared war and the future of U.S. foreign policy. Woodrow Wilson International Center for Scholars, 2008. 298 с. (англ.)
  • Brien Hallett. The Lost Art of Declaring War. University of Illinois Press, 1998. (англ.)
  • Eagleton, Clyde. . // The American Journal of Internationall Law, 32 (1938): 19. (англ.)
  • John Frederick Maurice. . H.M. Stationery Office, 1883. (англ.)

Отрывок, характеризующий Необъявленная война

– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.
– Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку.
– Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство!
– Всё совсем благополучно?
– Слава Богу, слава Богу!
Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил.
– А я то, не знал… Николушка… друг мой!
– Вот он… наш то… Друг мой, Коля… Переменился! Нет свечей! Чаю!
– Да меня то поцелуй!
– Душенька… а меня то.
Соня, Наташа, Петя, Анна Михайловна, Вера, старый граф, обнимали его; и люди и горничные, наполнив комнаты, приговаривали и ахали.
Петя повис на его ногах. – А меня то! – кричал он. Наташа, после того, как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и держась за полу его венгерки, прыгала как коза всё на одном месте и пронзительно визжала.
Со всех сторон были блестящие слезами радости, любящие глаза, со всех сторон были губы, искавшие поцелуя.
Соня красная, как кумач, тоже держалась за его руку и вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Соне минуло уже 16 лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления. Она смотрела на него, не спуская глаз, улыбаясь и задерживая дыхание. Он благодарно взглянул на нее; но всё еще ждал и искал кого то. Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери.
Но это была она в новом, незнакомом еще ему, сшитом без него платье. Все оставили его, и он побежал к ней. Когда они сошлись, она упала на его грудь рыдая. Она не могла поднять лица и только прижимала его к холодным снуркам его венгерки. Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза.
– Василий Денисов, друг вашего сына, – сказал он, рекомендуясь графу, вопросительно смотревшему на него.
– Милости прошу. Знаю, знаю, – сказал граф, целуя и обнимая Денисова. – Николушка писал… Наташа, Вера, вот он Денисов.
Те же счастливые, восторженные лица обратились на мохнатую фигуру Денисова и окружили его.
– Голубчик, Денисов! – визгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и взяв руку Наташи, поцеловал ее.
Денисова отвели в приготовленную для него комнату, а Ростовы все собрались в диванную около Николушки.
Старая графиня, не выпуская его руки, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом; остальные, столпившись вокруг них, ловили каждое его движенье, слово, взгляд, и не спускали с него восторженно влюбленных глаз. Брат и сестры спорили и перехватывали места друг у друга поближе к нему, и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку.
Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали; но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он всё ждал чего то еще, и еще, и еще.
На другое утро приезжие спали с дороги до 10 го часа.
В предшествующей комнате валялись сабли, сумки, ташки, раскрытые чемоданы, грязные сапоги. Вычищенные две пары со шпорами были только что поставлены у стенки. Слуги приносили умывальники, горячую воду для бритья и вычищенные платья. Пахло табаком и мужчинами.
– Гей, Г"ишка, т"убку! – крикнул хриплый голос Васьки Денисова. – Ростов, вставай!
Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки.
– А что поздно? – Поздно, 10 й час, – отвечал Наташин голос, и в соседней комнате послышалось шуршанье крахмаленных платьев, шопот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица. Это была Наташа с Соней и Петей, которые пришли наведаться, не встал ли.
– Николенька, вставай! – опять послышался голос Наташи у двери.
– Сейчас!
В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь.
– Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех.
– Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи.
– Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову.
Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом.
– Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома.
– Нет, послушай, – сказала она, – ты теперь совсем мужчина? Я ужасно рада, что ты мой брат. – Она тронула его усы. – Мне хочется знать, какие вы мужчины? Такие ли, как мы? Нет?
– Отчего Соня убежала? – спрашивал Ростов.
– Да. Это еще целая история! Как ты будешь говорить с Соней? Ты или вы?
– Как случится, – сказал Ростов.
– Говори ей вы, пожалуйста, я тебе после скажу.
– Да что же?
– Ну я теперь скажу. Ты знаешь, что Соня мой друг, такой друг, что я руку сожгу для нее. Вот посмотри. – Она засучила свой кисейный рукав и показала на своей длинной, худой и нежной ручке под плечом, гораздо выше локтя (в том месте, которое закрыто бывает и бальными платьями) красную метину.
– Это я сожгла, чтобы доказать ей любовь. Просто линейку разожгла на огне, да и прижала.
Сидя в своей прежней классной комнате, на диване с подушечками на ручках, и глядя в эти отчаянно оживленные глаза Наташи, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир, который не имел ни для кого никакого смысла, кроме как для него, но который доставлял ему одни из лучших наслаждений в жизни; и сожжение руки линейкой, для показания любви, показалось ему не бесполезно: он понимал и не удивлялся этому.
– Так что же? только? – спросил он.
– Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас.

Пусть никто не думает, что великое создание Ньютона
может быть ниспровергнуто теорией относительности
или какой-нибудь другой теорией.
Ясные и широкие идеи Ньютона
навечно сохранят своё значение фундамента, на котором
построены наши современные физические представления…
1948 г., Альберт Эйнштейн

ШКАТУЛКА КАЧЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ: ИНЕРЦИЯ

Дидактические материалы по физике для учащихся, а также их родителей;-) и, конечно же, для творческих педагогов.
Для тех, кто любит учиться!

Предлагаю Вашему вниманию 40 качественных задач по физике на тему: «Инерция» . Отдадим должное интеграции: биофизика , художественная литература , важные нюансы для автовладельцев, пассажиров и пешеходов … По сложившейся традиции зелёных страничек побалуем себя шедеврами мировой живописи … К некоторым задачам дадим развёрнутые ответы;-) и… лирическое отступление из истории физики:
Галилеев принцип инерции – первый закон механики Ньютона .

Задача №1
Выйдя из воды, собака встряхивается. Какое явление помогает ей в этом случае освободить шерсть от воды? Ответ поясните.

Задача №2
«Кладовая солнца», 1945 г., Михаил Михайлович Пришвин
«…Недолго пришлось Травке ждать. Тонким слухом своим она услыхала недоступное человеческому слуху чвяканье заячьей лапы по лужицам на болотной тропе. Лужицы эти выступили на утренних следах Насти. Русак непременно должен был сейчас показаться у самого Лежачего камня.
Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась.
Как раз в это время заяц, большой, старый, матёрый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и, даже привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица.
Так вот одновременно сошлись: Травка бросилась, а заяц остановился.
И Травку перенесло через зайца.
Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе прямо на Слепую елань…»

Почему Травку перенесло через зайца?

Ответ: Когда заяц внезапно остановился, собака Травка по инерции продолжала своё движение вперёд и перескочила через зайца.

Задача №3
Заяц, спасаясь от преследующего его волка, делает резкие прыжки в сторону. Почему волку трудно поймать зайца, хотя он бегает быстрее?

Ответ: В тот момент, когда заяц делает резкий поворот, волк по инерции продолжает движение вперёд и не может схватить зайца.


Заяц-русак в зимней шубе
Lepus europaeus
Комаров Алексей Никанорович
1938 год


Заяц-беляк в зимней шубе
Lepus timidus
Комаров Алексей Никанорович
1933 год



Комаров Алексей Никанорович (1879–1977) считается основоположником русской анималистической школы. Алексей Никанорович Комаров иллюстрировал научные и детские книги, создавал рисунки для марок, почтовых открыток, наглядных пособий. Несколько поколений детей выросло, учась по учебникам с его замечательными рисунками.

Для любознательных: Зимняя шуба у зайца-русака немногим светлее летней (в отличие от зайцев-беляков, русаки никогда не бывают зимой белоснежными); голова, кончики ушей и передняя часть спины и зимой остаются тёмными. Зимняя шуба у зайца-беляка – ослепительно белая, за исключением чёрных кончиков ушей. Впрочем… в областях, где нет устойчивого снегового покрова, зайцы на зиму не белеют;-)

Задача №4
Созревшие стручки бобовых растений, быстро раскрываясь, описывают дуги. Какое явление положено в основу такого метода распространения семян?

Ответ: Созревшие стручки бобовых растений, быстро раскрываясь, описывают дуги – в это время семена, отрываясь от мест прикрепления, по инерции движутся по касательной в стороны и падают значительно дальше материнского растения.

Инерция в живой природе:: Летающие рыбы

Для любознательных: В тропических зонах Атлантического и Индийского океанов часто наблюдают полёт так называемых летучих рыб, которые, спасаясь от морских хищников, выскакивают из воды и совершают при благоприятном ветре планирующий полёт, покрывая расстояния до 200-300 м на высоте 5-7 м. Рыба поднимается в воздух благодаря быстрым и сильным колебаниям хвостового плавника. Вначале рыба несётся по поверхности воды, затем сильный удар хвоста поднимает её в воздух. Распластанные длинные грудные плавники поддерживают тело рыбы наподобие планера. Полёт летающей рыбы стабилизируется хвостовыми плавниками; рыбы движутся по инерции.

Альфред Эдмунд Брем (Alfred Edmund Brehm; 02.02.1829–11.11.1884) – немецкий учёный-зоолог и путешественник, автор знаменитой научно-популярной работы «Жизнь животных» .

Любителям анималистики предлагаю заглянуть на зелёные странички:
§ Цуцик это кто? Малюсенькое исследование
цуцик бывает разный:-)
§ Фридрих Вильгельм Кунерт
Львы, слоны, тигры, птицы…
§ Картины-загадки художника Стивена Гарднера (I часть)
панды, чёрные медведи (барибалы), совы, волки
§ Картины-загадки художника Стивена Гарднера (II часть)
лошади, койоты, пумы, моржи
§ Картины-загадки художника Стивена Гарднера (III часть)
морские черепахи, киты, косатки, дельфины

Задача №5
«Лягушка-путешественница», 1887 г., Всеволод Михайлович Гаршин
«…Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:
– Это я! Я!
И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твёрдая дорога, а гораздо дальше, что было для неё большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.
Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во всё горло:
– Это я! Это я придумала!…»

Почему лягушка упала на землю не на то место, над которым она начала падать?

Ответ: Лягушка, падая вниз, по инерции сохраняла свою горизонтальную скорость, поэтому упала не на то место, над которым она начала падать.

Задача №6
Почему при землетрясении разрушаются здания и мосты? Почему во время землетрясений рекомендуется при возможности покинуть здание и перейти на открытое пространство?

Ответ: Основной причиной разрушений при землетрясениях являются сильные подземные толчки и сотрясания земли, достигающие земной поверхности. Вследствие инерции и жёсткости конструкции наземных сооружений они разрушаются.

Вся земля сотряслась, туч метнулась гряда.
Сотрясенье земли унесло города…
Все оковы небес разомкнуться смогли.
Свёл разгул сотрясенья суставы земли,
Сжал он бедную землю в такие тиски,
Что огромные скалы разбил на куски…
Низами

Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (около 1141 – около 1209) – классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока.


Басин Пётр Васильевич (1793–1877) – русский жанровый живописец и портретист.

Задача №7
Почему автомобиль с неисправными тормозами запрещается буксировать с помощью гибкого троса?

Задача №8
Почему при поворотах водитель снижает скорость движения машины?

Задача №9
Почему необходимо надёжно закреплять грузы в кузове грузовика?

Задача №10
Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом?

Задача №11
Почему не следует прыгать на ходу с подножки автобуса или трамвая?


Вид на Воскресенскую гору
Зуев Агап Сергеевич, 1955 год



Зуев Агап Сергеевич (31.01.1922–1985) – советский, российский живописец. Член Союза художников СССР.

Задача №12
Почему при быстрой остановке мотоцикла тормозят обоими колёсами? Что может произойти, если затормозить только передним колесом?

Задача №13
Зачем должен включаться на автомобиле задний красный свет, когда водитель автомобиля нажимает на тормозную педаль?


Новая Москва
Пименов Юрий Иванович, 1937 год



Пименов Юрий Иванович (1903–1977) – советский живописец и график. Народный художник СССР. Лауреат Ленинской и двух Сталинских премий второй степени.

Задача №14
Объясните причину того, что при резком торможении автомобиля его передняя часть опускается вниз.

Ответ: Передняя часть автомобиля при резком торможении продолжает двигаться по инерции, поворачиваясь вокруг своих передних колёс на небольшой угол, что и приводит к её опусканию.

Задача №15
Какие произошли изменения в движении автомобиля, если пассажир оказался прижатым к спинке сиденья; к правой части спинки сиденья?

Ответ: Автомобиль начал увеличивать скорость; стал поворачивать налево.

Задача №16
Объясните назначение ремней и подушек безопасности в автомобиле. Почему эффективность работы подушек безопасности зависит от того, пристёгнут ли водитель и пассажир переднего сидения ремнями безопасности? Почему выброс подушек безопасности в случае аварии может нанести серьёзные травмы водителю и пассажиру автомобиля в том случае, если они не были пристёгнуты ремнями безопасности?

Задача №17
Предупреждающие дорожные знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Перед Вами три предупреждающих дорожных знака. Дайте каждому из них пояснение и укажите, какие меры должен предпринять водитель транспортного средства, увидев такой знак.

Предупреждающие дорожные знаки



Номер знака: 1.15
Скользкая дорога


Номер знака: 1.23
Дети


Номер знака: 1.27
Дикие животные


Ответ: Номер знака: 1.15 – Скользкая дорога . Участок дороги с повышенной скользкостью проезжей части. . Номер знака: 1.23 – Дети . Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей. Водитель обязан снизить скорость . Номер знака: 1.27 – Дикие животные . Знак предупреждает о том, что на дорогу могут выбегать дикие животные. Водитель обязан снизить скорость .

Задача №18
Для чего перед взлётом, а также посадкой самолёта, пассажиры обязаны пристегнуться ремнями безопасности?

Задача №19
Для чего пассажирам, стоящим в автобусе, трамвае или троллейбусе следует держаться за поручни?

Задача №20
В какую сторону отклоняются пассажиры автобуса при резком увеличении скорости? при внезапной остановке?

Задача №21
Какое изменение произошло в движении речного трамвая, если пассажиры вдруг отклонились вправо?

Задача №22
В какую сторону падает споткнувшийся человек? поскользнувшийся человек? Почему?

Задача №23
«Чук и Гек», 1939 г., Аркадий Петрович Гайдар
«…Весь следующий день дорога шла лесом и горами. На подъёмах ямщик соскакивал с саней и шёл по снегу рядом. Но зато на крутых спусках сани мчались с такой быстротой, что Чуку с Геком казалось, будто бы они вместе с лошадьми и санями проваливаются на землю прямо с неба.
Наконец под вечер, когда и люди и кони уже порядком устали, ямщик сказал:
– Ну, вот и приехали! За этим мыском поворот. Тут, на поляне, и стоит ихняя база… Эй, но-о!… Наваливай!
Весело взвизгнув, Чук и Гек вскочили, но сани дёрнули, и они дружно плюхнулись в сено…»

Почему когда сани дёрнули, мальчишки плюхнулись в сено?

Ответ: Туловища мальчишек по инерции сохраняли состояние покоя, а ноги начали вместе с санями движение вперёд, поэтому Чук и Гек упали назад и плюхнулись в сено.

Задача №24
Почему во время ледохода на поворотах реки образуются заторы льда?

Задача №25
Почему при сплаве леса большое количество брёвен выбрасывается на берег, на поворотах реки? Почему во многих странах разрешён сплав деревьев только плотами?


Белов Кондратий Петрович (23.03.1900–04.05.1988) – советский живописец. Народный художник РСФСР. В 1949 году пейзаж «Лесосплав на Иртыше» был включён в состав выставки советского искусства экспонировавшейся в ряде зарубежных стран. Искусствоведы называли его первым полным и выразительным портретом Сибири .

Для любознательных: Лесосплав – традиционный и самый дешёвый способ его транспортировки к деревообрабатывающим предприятиям. Наиболее интенсивный лесоповал обычно производится зимой, поскольку так лесу причиняется меньше ущерба. На санях, которые тащат трактора или мощные машины, лес подвозят к берегу замёрзшей реки. Затем, в период весеннего половодья, сплавщики спускают его на воду. При молевом сплаве дальше лес плывет самостоятельно. При сплаве плотами – из брёвен связывают плоты. Свободно плывущие по реке деревья быстро намокают и опускаются на дно. Большое количество брёвен выбрасывается на берег, на поворотах реки. Кроме того, при большом количестве спускаемых одновременно деревьев, их стволы наносят непоправимый ущерб речной фауне, обрывая водоросли и тем самым лишая корма рыбу и земноводных. При гниении затонувших стволов в воду переходят и ядовитые для рыбы вещества. Наконец, торчащие со дна реки стволы представляют большую опасность для речных судов. Своевременно не выловленные из реки стволы становятся непригодными для промышленного использования. Вот почему во многих странах разрешён сплав деревьев только плотами .

Задача №26
Почему запрещается резко поднимать груз подъёмным краном?

Задача №27
Когда электровоз резко трогает с места поезд, может произойти разрыв сцепки. В каком составе вероятнее всего произойдёт разрыв, в нагруженном или в порожнем? Почему?

Задача №28
Как располагается свободная поверхность нефти в цистерне, когда электровоз набирает скорость? когда он замедляет ход? Сопроводите свой ответ рисунками.

Задача №29
Поезд подходит к станции и замедляет своё движение. В каком направлении в это время легче тащить по полу вагона тяжёлый чемодан – по ходу поезда или в обратную сторону?

Ответ: По ходу поезда.

Задача №30
Почему после выключения двигателя сверлильного станка (электродрели) патрон продолжает вращаться?

Инерция в военной технике:: Артиллерия

То не гром грохочет в тучах и не молнии горят –
Это голосом могучим наши пушки говорят!
Не трогай, враг, земли родной, страну труда не тронь!
Святая месть ведёт на бой! Прицел верней! Огонь! Огонь! Огонь!…
«Марш артиллерии», 1944 г.
слова: Сергей Александрович Васильев
музыка: Анатолий Григорьевич Новиков



Усыпенко Фёдор Павлович (1917–2000) – советский живописец, член Союза художников СССР. Народный художник РСФСР.

Для любознательных: Явление инерции использовано при устройстве взрывателей артиллерийских снарядов. Когда снаряд, ударяясь о препятствие, внезапно останавливается, взрывной капсюль, помещающийся внутри снаряда, но не связанный жёстко с его корпусом, продолжает двигаться по инерции и наскакивает на жало взрывателя, связанного с корпусом. Подобным же образом значительное ускорение, получаемое снарядом в момент выстрела, используется для того, чтобы отвести предохранитель, устраняющий опасность взрыва снаряда при его хранении, при перевозке или при заряжении орудия.

Задача №31
Все крупинки точильного камня двигаются вместе с ним по окружности. Но как только крупинка откалывается от камня, её движение становится прямолинейным. Почему?

Задача №32
Чтобы столбик ртути в медицинском термометре опустился, термометр «встряхивают» – опускают вниз, а затем резко останавливают. Какова причина опускания столбика ртути?

Ответ: В момент резкой остановки корпуса термометра ртуть по инерции продолжает движение и опускается.

Задача №33
Зачем велосипедист, приближаясь к подъёму дороги, увеличивает скорость движения?

Задача №34
Для чего делают разбег при прыжках в длину и в высоту? Почему легче перепрыгнуть через лужу, ручеёк, арык с разбега?

Задача №35
Почему удары о наковальню паровых молотов сотрясают почву гораздо меньше при тяжёлых наковальнях, чем при более лёгких? Почему наковальня должна быть значительно массивнее молота?

Задача №36
Почему полную чашку чая или тарелку супа нельзя резко и быстро поставить на стол не разлив?

Задача №37
Есть два способа колки поленьев. В первом случае полено ударяют быстро движущимся топором. Во втором – слабым ударом загоняют топор в полено, а потом, взмахнув топором с насаженным поленом, бьют обухом о колодку. Объясните механические явления, наблюдаемые при этом.

Ответ: В том случае, когда колют дрова, ударяя по полену топором, он, продолжая движение вследствие инертности, входит глубоко в неподвижное полено. Когда же ударяют обухом топора, частично вошедшего в полено о колодку, на которой колют дрова, топор останавливается, а полено продолжает движение вследствие инертности и раскалывается.

Задача №38
Что произойдёт с наездником, если лошадь, прыгая через препятствие, споткнётся?

Ответ: При резкой остановке лошади всадник, двигаясь по инерции, упадёт вперёд через голову коня.

Задача №39
Почему линейка, подвешенная на бумажных кольцах, при резком ударе по ней переламывается, а кольца остаются целыми?

Задача №40
Положите на стакан почтовую открытку, а на открытку положите монету. Ударьте по открытке щелчком. Почему открытка отлетает, а монета падает в стакан?

Ответ: Вследствие инертности монеты и недостаточного взаимодействия монеты и открытки.

И в заключение… немножечко из истории физики

Дайте мне материю и движение и я построю Вселенную.
1640 г., Рене Декарт

Рене Декарт (Rene Descartes; 31.03.1596–11.02.1650) – французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики.

Галилеев принцип инерции – первый закон механики Ньютона

о сущности движения и системе мира…
геоцентрическая система:
Земля неподвижна, а Солнце ходит вокруг Земли
гелиоцентрическая система:
Земля вращается вокруг Солнца

Движение
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
1825 г.
Александр Сергеевич Пушкин


Портрет
Галилео Галилея

Юстус Сустерманс,
1636 год



Галилео Галилей (Galileo Galilei; 15.02.1564–08.01.1642) – итальянский физик, механик, астроном, философ и математик. Галилео Галилея по праву называют отцом-основателем экспериментальной физики.
Юстус Сустерманс (Justus Sustermans; 1597–1681) – фламандский живописец эпохи барокко.

В первой части своего стихотворения «Движение» Александр Сергеевич Пушкин описывает спор древнегреческих учёных о сущности движения . Во второй части он имеет в виду существование двух противоположных систем мира – геоцентрической (Земля неподвижна, а Солнце ходит вокруг Земли) и гелиоцентрической (Земля вращается вокруг Солнца), созданных Клавдием Птолемеем и Николаем Коперником .
Не напрасно упомянут здесь и упрямый;-) Галилео Галилей .

В 1632 году во Флоренции вышел в свет труд Галилео Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира» (о геоцентрической системе Птолемея и гелиоцентрической системе мира Коперника). В нём Галилей заложил основы динамики – принцип инерции и классический принцип относительности .

В 1687 году Исаак Ньютон сформулировал законы динамики. Стали понятными и поддающимися расчёту не только движение планет вокруг Солнца, но и гораздо более сложные явления. В качестве первого закона динамики Исаак Ньютон принял Галилеев принцип инерции .
Галилей сформулировал этот принцип в виде следствия из проведённых им опытов при изучении падения тел по наклонной плоскости.
Галилей не различал понятий «сила» и «вес» , поэтому установленный им принцип инерции не претендовал на фундаментальный закон природы.
Ньютон же поставил закон инерции (Галилеев принцип инерции) во главу всей своей системы механики.

В современной формулировке принцип инерции утверждает, что всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения до тех пор, пока воздействие со стороны других тел не выводит его из этого состояния .

Исаак Ньютон (Sir Isaac Newton; 04.01.1643–31.03.1727) – английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики.
Торнхилл Джеймс (James Thornhill; 25.07.1675–13.05.1734) – английский живописец, основоположник исторической английской живописи.

…от явлений движения к исследованию природы сил и затем от этих сил – к демонстрации других явлений: … движения планет, комет, Луны и моря…
1686 г., Исаак Ньютон


Желаю Вам успехов в самостоятельном решении
качественных задач по физике!


Литература:
§ Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики

§ Лукашик В.И. Физическая олимпиада
Москва: издательство «Просвещение», 1987
§ Тарасов Л.В. Физика в природе
Москва: издательство «Просвещение», 1988
§ Перельман Я.И. Знаете ли вы физику?
Домодедово: издательство «ВАП», 1994
§ Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике 6-7 класс
Москва: издательство «Просвещение», 1971
§ Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике
Москва: издательство «Просвещение», 1972
§ Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике 6-7 класс
Москва: издательство «Просвещение», 1978
§ Ердавлетов С.Р., Рутковский О.О. Занимательная география Казахстана
Алма-Ата: издательство «Мектеп», 1989.

Теория движения поезда является составной частью прикладной науки о тяге поездов, изучающей вопросы движения поездов и работы локомотивов. Для более ясного понимания процесса работы электровоза необходимо знать основные положения этой теории.
Прежде всего рассмотрим основные силы, действующие на поезд при движении,- это сила тяги F, сопротивление движению W и тормозная сила В. Машинист может изменять силу тяги и тормозную силу; силой сопротивления движению управлять нельзя.
Как же образуются эти силы, от чего они зависят?
Мы уже говорили, что каждая движущая колесная пара электровоза имеет отдельный тяговый двигатель, который связан с ней зубчатым редуктором (рис. 3, а). Малое зубчатое колесо редуктора (шестерня) насажено на вал тягового двигателя, а большое - на ось колесной пары. Отношение числа зубьев большого колеса к числу зубьев малого называют передаточным отношением i. Если пустить в ход тяговый двигатель, то на его валу создается вращающий момент. Частота вращения колесной пары будет в i раз меньше частоты вращения вала двигателя, зато вращающий момент соответственно в i раз больше (если не учитывать коэффициента полезного действия зубчатой передачи).
Рассмотрим условия, необходимые для того, чтобы электровоз начал двигаться.

Если бы колеса электровоза не касались рельсов, то после пуска тяговых двигателей они бы просто вращались, оставаясь на одном и том же месте. Однако из-за того, что колеса локомотива соприкасаются с рельсами при передаче на оси колесных пар вращающих моментов М, между поверхностями колес и рельсами появляется сила сцепления.
Попутно отметим, что первоначально при создании первых локомотивов - паровозов вообще сомневались в возможности движения их по «гладкому» рельсовому пути. Поэтому было предложено создать зубчатое зацепление между колесами паровоза и рельсами (паровоз Бленкинсона). Был также построен локомотив (паровоз Брунтона), который передвигался по рельсам с помощью специальных устройств, поочередно отталкивающихся от пути. К счастью, эти сомнения не оправда­лись.
Момент М (см. рис. 3), приложенный к колесу, образует пару сил Fк - Fк" с плечом R. Сила Fк направлена против движения. Она стремится переместить опорную точку колеса относительно рельса в сторону, противоположную направлению движения. Этому препятствует возникающая под действием нажатия колеса на рельс в опорной точке сила реакции рельса, так называемая сила сцепления Fсц. Согласно третьему закону Ньютона она равна и противоположна силе Fк, т. е. Fсц = Fк. Эта сила и заставляет колесо, а следовательно, и электровоз перемещаться по рельсу.
В месте соприкосновения колеса с рельсом имеются две точки, одна из ко­торых принадлежит бандажу Аб, а другая - рельсу Ар. У электровоза, стоящего неподвижно, эти точки сливаются в одну. Если в процессе передачи колесу вращающего момента точка Аб сместится относительно точки Ар, то в следующее мгновение с точкой Ар начнут поочередно соприкасаться точки бандажа Бб, Вб и т. д. При этом локомотив не приходит в движение, а если он уже двигался, то скорость его резко уменьшается, колесо теряет упор и начинает проскальзывать относительно рельса -боксовать.
В случае когда точки Ар и Аб не имеют относительного смещения, в каждый последующий момент времени они выходят из контакта, но одновременно непрерывно вступают в контакт следующие точки: Бб с Бр, Вб с Вр и т. д.
Точка контакта колеса и рельса представляет собой мгновенный центр вращения. Очевидно, что скорость, с которой перемещается вдоль рельсов мгновенный центр вращения, равна скорости поступательного движения локомотива.
Для осуществления движения электровоза необходимо, чтобы сила сцепления в точке касания колеса и рельса Fсц, равная, но противоположная по направлению силе Fк, не превышала некоторого предельного значения. До тех пор, пока она его не достигла, сила Fсц создает реактивный момент FсцR, который по условию равномерного движения должен равняться вращающему моменту М= FcцR.
Сумма сил сцепления в точках касания всех колес электровоза определяет общую силу, называемую касательной силой тяги Fк. Нетрудно представить, что имеется некоторая максимальная сила тяги, ограничиваемая силами сцепления, при которой еще не происходит боксование.
Возникновение силы сцепления несколько упрощенно можно объяснить следующим образом. На кажущихся гладкими поверхностях рельсов и колес имеются неровности. Так как площадь соприкосновения (контактная поверхность) колеса и рельса очень мала, а нагрузка от колес на рельсы значительна, то в месте контакта возникают большие давления. Неровности колеса вдавливаются в неровности на поверхности рельсов, в результате чего происходит сцепление колеса с рельсом.
Установлено, что сила сцепления прямо пропорциональна силе нажатия - нагрузке от всех движущихся ко­лес на рельсы. Эту нагрузку называют сцепным весом локомотива.
Для подсчета наибольшей силы тяги, которую может развить локомотив, не превышая силы сцепления, кроме сцепного веса, необходимо еще знать коэффициент сцепления. Умножив сцепной вес локомотива на этот коэффициент, определяют силу тяги.
Проблеме максимального использования силы сцепления колес с рельсами посвящены работы многих ученых и практиков. Окончательно она не решена до сих пор.
Чем же определяется значение коэффициента сцепления? Прежде всего он зависит от материала и состояния соприкасающихся поверхностей, формы бандажей и рельсов. С повышением твердости бандажей колесных пар и рельсов коэффициент сцепления увеличивается. При мокрой и загрязненной поверхности рельсов коэффициент сцеп­ления ниже, чем при сухой и чистой. Влияние состояния поверхности рельсов на коэффициент сцепления можно проиллюстрировать следующим примером. В газете «Труд» от 13 декабря 1973 г. в заметке «Улитки против паровоза» сообщалось о том, что один из поездов в Италии был вынужден остановиться на несколько часов. Причиной задержки оказалось огромное количество улиток, переползающих через железнодорож­ное полотно. Машинист пытался провести поезд через эту движущуюся массу, но безуспешно: колеса боксовали и он не мог сдвинуться с места. Лишь после того, как поток улиток поредел, поезд смог тронуться.
Коэффициент сцепления зависит также он конструкции электровоза - устройства рессорного подвешивания, схемы включения тяговых двигателей, их расположения, рода тока, состояния пути (чем больше деформируются рельсы или проседает балластный слой, тем ниже реализуемый коэффициент сцепления) и других причин. Как влияют эти причины на реализацию силы тяги, бу­дет рассказано далее в соответствую­щих параграфах книги. Коэффициент сцепления зависит также от скорости движения поезда: в момент трогания состава он больше, с возрастанием скорости реализуемый коэффициент сцепления сначала несколько увеличивается, затем падает. Как известно, значение его изменяется в широких пределах - от 0,06 до 0,5. Вследствие того что коэффициент сцепления зависит от многих причин, для определения максимальной силы тяги, которую может развивать электровоз без боксования, пользуются расчетным коэффициентом сцепления. Он представляет собой отношение наибольшей силы тяги, надежно реализуемой в условиях эксплуатации, к сцепному весу локомотива. Расчетный коэффициент сцепления определяют по эмпирическим формулам, зависящим от скорости; они получены на основании многочисленных исследований и опытных поездок с учетом достижений передовых машинистов.
При трогании с места, т. е. когда скорость равна нулю, расчетный коэффициент сцепления у электровозов постоянного тока и двойного питания составляет 0,34 (0,33 для электровозов серии ВЛ8) и 0,36 для электровозов переменного тока. Так, для электровоза двойного питания ВЛ82М, сцепной вес которого Р= 1960 кН (200 тс), касательная сила тяги Fк с учетом расчетного коэффициента Fк= 1960 * 0,34=666 кН (68 тс).
Если поверхность рельсов загрязнена и коэффициент сцепления понизился, допустим, до 0,2, то сила тяги Fк составит 392 кН (40 тс). При подаче песка этот коэффициент сцепления может возрасти до прежнего значения и даже превысить его. Особенно эффективно применение песка при малых скоростях движения: до скорости 10 км/ч на мокрых рельсах коэффициент сцепления увеличивается на 70-75%. Эффект от применения песка снижается с ростом скорости.
Очень важно обеспечить при трогании и движении наибольший коэффициент сцепления: чем он выше, тем большую силу тяги может реализовать электровоз, тем большей массы состав можно будет вести.
Сопротивление движению поезда W возникает вследствие трения колес о рельсы, трения в буксах, деформации пути, сопротивления воздушной среды, сопротивления, обусловленного спусками и подъемами, кривыми участками колеи и т. п. Равнодействующая всех сил сопротивления обычно направлена против движения и лишь на очень крутых спусках совпадает с направлением движения.
Сопротивление движению разделяют на основное и дополнительное. Основное сопротивление действует постоянно и возникает, как только поезд начинает двигаться; дополнительное обусловлено уклонами пути, кривыми, температурой наружного воздуха, сильным ветром, троганием с места.
Вычислить отдельные составляющие основного сопротивления движению поезда очень сложно. Обычно его подсчитывают для вагонов каждого типа и локомотивов разных серий по эмпирическим формулам, полученным на основании результатов многих исследований и испытаний в различных условиях. Основное сопротивление возрастает по мере увеличения скорости. При больших скоростях в нем преобладает сопротивление воздушной среды.
Учитывая основное сопротивление движению локомотива W, кроме касательной силы тяги электровоза, вводят понятие силы тяги на автосцепке Fn (рис. 4): Fn= Fк- W. При условии равномерного движения Fn= W", где W" - сопротивление движению состава.

В процессе ведения поезда для уменьшения скорости, остановки или для поддержания его постоянной скорости на спусках применяют тормоза, создающие тормозную силу В. Тормозная сила образуется вследствие трения тормозных колодок о бандажи колес (механическое торможение) или при работе тяговых двигателей в качестве генераторов. В результате прижатия тормозной колодки к бандажу силой К (см. рис. 3, б) на нем возникает сила трения Т= фкК, где фк - коэффициент трения. Благодаря этому образуется сила сцепления В на бандаже в точке его соприкосновения с рельсом, равная силе Т. Сила В является тормозной: она препятствует движению поезда.
Максимальное значение тормозной силы определяется теми же условиями, что и силы тяги Fк. Чтобы избежать юза (скольжение без вращения колес по рельсам) при торможении, должно быть выполнено условие
Т<фкК< Bmax
Коэффициент трения тормозных колодок о бандаж зависит от скорости движения, удельного нажатия колодок на колесо и их материала. Этот коэффициент с повышением скорости и удельного нажатия уменьшается вследствие повышения температуры трущихся поверхностей. Поэтому применяют двустороннее нажатие на колеса при торможении.
В зависимости от приложенных к поезду сил различают три режима движения поезда:
тяга (движение под током), выбег (без тока), торможение.
В момент трогания и в период дальнейшего движения под током на поезд действуют сила тяги Fк и сопротивление движению поезда W. Характер изменения скорости в зависимости от времени на участке кривой ОА (рис. 5) определяется разностью сил FK и W, называемой ускоряющей силой тяги . Чем больше эта разность, тем больше ускорение поезда. Сопротивление движению, как уже было отмечено,- величина переменная, зависящая от скорости. С увеличением скорости оно возрастает. Поэтому если сила тяги неизменна, ускоряющая сила тяги будет уменьшаться. После некоторой точки О" сила тяги уменьшается. Затем наступает такой момент, когда Fк= W и поезд под током двигается с постоянной скоростью (участок кривой АБ).

Далее машинист может отключить двигатели и продолжить движение на выбеге (участок БВ) за счет кинетической энергии поезда. При этом на поезд действует только сила сопротивления движению W, снижающая его скорость, если поезд не движется по крутому спуску. При включении машинистом тормозов (от точки В до точки Г) на поезд действуют две силы - сопротивление движению W и тормозная сила В. Скорость поезда снижается. Сумма сил В и W представляет собой замедляющую силу . Возможен и такой случай движения, когда поезд движется по крутому спуску и машинист использует тормозную силу для поддержания постоянной допустимой скорости.

Новое на сайте

>

Самое популярное