Домой Грибы Урок " Э. Мошковская "Не надо больше ссориться!"; В Орлов "Кто первый". Лилия Пушкова — о детской травме, насилии в семье и приемных родителях Э мошковская не надо больше ссориться читать

Урок " Э. Мошковская "Не надо больше ссориться!"; В Орлов "Кто первый". Лилия Пушкова — о детской травме, насилии в семье и приемных родителях Э мошковская не надо больше ссориться читать

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения ООП НОО с учетом авторской программы по литературному чтению Кубасовой О.В. с использованием УМК Кубасовой О.В. «Литературное чтение», входящего в состав образовательной системы «Гармония» для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» УМК О.В. Кубасова 1 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения ООП НОО с учетом авторской программы по литературному чтению Кубасовой О.В. с использованием УМК Кубасовой О.В. «Литературное чтение», входящего в состав образовательной системы «Гармония»

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и Учебным планом МАОУ НОШ №53 .

Курс рассчитан на 375 ч. В 1 классе на предмет «Литературное чтение» отводится 32 часа.

    Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

П редметные результаты

К концу 1 класса учащиеся будут знать:

Наизусть 3-4 стихотворных произведения классиков русской литературы;

Имена и фамилии 3-4 писателей, произведения которых читали в классе.

Учащиеся научатся:

Пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;

Слушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;

Воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;

Отвечать на вопросы к прочитанному тексту.

Учащиеся получат возможность научиться:

Применять анализ, сравнение, сопоставление для опреде­ления жанра, характеристики героя; пересказывать текст;

Высказать свое отношение к прочитанному;

Устно передавая содержание текста по плану, составлять небольшие тексы повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

В области коммуникативных учебных действий:

Работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

Выполнять работу по цепочке;

Видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

Строить проект: определять его цель, план, результат, его связь с решением жизненно важных проблем, представлять результаты.

Основные задачи реализации содержания предмета: формирование читательской деятельности, интереса к самостоятельному чтению, осознания его важности для саморазвития; пропедевтика литературоведческих понятий; развитие коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.

Звенит звонок - начинается урок (5 часов)

Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»*(звездочкой отмечены произведения, рекомендуемые для заучивания наизусть); Р. Сеф «Учись читать!..»; Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; В. Орлов «Оправдался»; Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться…».

«Час потехи» (7 часов)

В. Смит «Потехе час» (перевод Б. Заходера); побасенки; загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки); Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки…»; В. Берестов «Искалочка»; считалки*; В. Берестов «За игрой»; скороговорки; С. Маршак «Я видел»; С. Михалков «С нами смех!»; И. Жуков «Черт и торт»; С. Маршак «Пудель».

«Что такое хорошо и что такое плохо» (10 часов)

Л. Толстой «Правда всего дороже»; С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»; В. Орлов «Кто первый»; Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..»; Л. Толстой «Кто прав?»; В. Осеева «Все вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать»; Л.Толстой «Два раза не умирать»; Л. Толстой «Два товарища»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; С. Михалков «Ошибка», «Прививка»*; Л. Яхнин «Силачи»; М. Пляцковский «Добрая лошадь».

«Там чудеса...» (10 часов)

А. Шибаев «Сказки просят…»; русская народная сказка «Лиса и рак»; русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха»; американская сказка «Вот он, вор!»; армянская сказка «Заказчик и мастер»; А. С. Пушкин «У лукоморья»*, «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки); Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине»; В. Орлов «Абрикос в лесу»; А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».

Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, художественных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.

Чтение вслух. Плавный слоговой способ чтения с соблюдением орфоэпических норм чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

Понимание читаемого при помощи вопросов по содержанию.

Умение интонационно оформлять предложения разных типов, передавать основной эмоциональный тон произведения. Чтение по ролям небольших произведений.

Чтение «про себя»

Понимание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Умение находить в тексте необходимую информацию (выборочное чтение).

Работа с разными видами текста

Осознание того, что литературное произведение создано кем-то (народом, конкретным человеком. Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным планом.

Участие в коллективном обсуждении читаемого: умение отвечать на вопросы, слушать высказывания одноклассников, дополнять их ответы, используя текст. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Ориентировка в содержании (оглавлении) книги.

Работа с текстом художественного произведения.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием текста. Определение главной мысли текста, в котором эта мысль сформулирована и высказана в конце произведения.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Элементарная характеристика героя произведения. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, характеру поступков героев. Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка из предложенных. Схема, модель текста. Составление картинного плана. Ключевые (опорные) слова. Частичный и подробный пересказ текста в опоре на схему или картинный план с использованием выразительных средств языка; рассказ по иллюстрациям. Чтение по ролям, драматизация.

Библиографическая культура.

Книга учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги: обложка (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление), иллюстрации. Умение ориентироваться в характере книги по ее обложке. Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник.

Говорение (культура речевого общения).

Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. Монолог: передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, сочинение по аналогии (небылица, считалка), рассказ по иллюстрации.

Круг чтения

Круг чтения в 1 классе: произведения отечественной литературы; произведения малых фольклорных форм: песни, загадки, считалки, скороговорки, побасенки, небылицы; народные и литературные сказки, рассказы, стихотворения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе.

    Тематическое планирование

Кол-во часов

Виды деятельности

4 четверть 32 часа

«Звенит звонок – начинается урок» – 5 часов

Дьяконов Л. «Первоклассникам»

Барто А. «Стали грамотными»

Новицкая Г. «Книжки

Читают вслух плавно по слогам или целыми словами. Устанавливают логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения. Ищут и выделяют необходимую информацию. Овладевают монологической и диалогической формами речи. Заучивают стихотворения наизусть.

Пантелеев Л. «Ау»

Погореловский С. «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке».

Голявкин В. «Болтуны»

Маршак С. «Угомон»

Орлов В. «Оправдался»

Мошковская Э. «Можно всему-всему научиться…»

«Час потехи» - 7 часов

Смит В. «Час потехи»

Сравнивают фольклорные произведения малых форм. Учатся читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Выявляют моральное содержание произведения и нравственное значение действий персонажей. Применяют методы информационного поиска. Участвуют в коллективной беседе, разыгрывают диалоги, соблюдая правила общения. Включаются в контрольно-оценочную деятельность.

Маршак С. «Загадки». Побасёнки

Цыферов Г. «В среду решили они играть в прятки…»

Берестов В. «Искалочка»

Считалки

Берестов В. «За игрой»

Скороговорки

Маршак С. «Я видел»

Михалков С. «С нами смех!»

Усачев А. «Если вы собрались в гости»

Маршак С. «Пудель»

«Что такое хорошо и что такое плохо» - 10 часов

Толстой Л. «Правда всего дороже»

Прокофьева С. «Сказка про честные ушки»

Учатся полно и правильно отвечать на вопросы по содержанию произведения, представлять в своём воображении образ героя, читать текст с интонационным выделением знаков препинания, «про себя», понимая содержание текста. Отвечают на вопросы, задают свои, формулируют мысли, высказывают суждения, выслушивают чужие. Учатся прогнозировать. Включаются в контрольно-оценочную деятельность.

Орлов В. «Кто первый»

Мошковская Э. «Не надо больше ссориться!»

Толстой Л. «Кто прав?»

Осеева В. «Всё вместе»

Пермяк Е. «А для чего руки нужны»

Михалков С. «Ошибка»

Эзоп. «Собрался старик помирать…»

Толстой Л. «Два раза не умирать», «Два товарища»

Росин В. «Друзья познаются в беде»

Михалков С. «Прививка»

Яхнин В. «Силачи»

Пляцковский М. «Добрая лошадь»

«Там чудеса» - 10 часов

Шибаев А. «Сказки просят…»

Русская народная сказка «Лиса и рак»

отвечать на вопросы по содержанию текста и требующие предварительного поиска нужной информации. Знакомятся с отличительными особенностями сказки. Ранжируют произведения по их тематике. Составляют рассказ по иллюстрации на основе собственных впечатлений.

Элементарно иллюстрируют текст. Ищут и выделяют необходимую информацию.

Применяют методы информационного поиска.

Учатся структурировать знания, включаться в сотрудничество, обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Ингушская сказка «Заяц и черепаха»

Американская сказка «Вот он, вор!»

Армянская сказка

«Заказчик и мастер»

Пушкин А. «Руслан и Людмила» (отрывки)

Андерсен Х. К. «Принцесса на горошине»

В. Орлов «Абрикос в лесу»

Резервные уроки – 2 часа

Итоговый мониторинг образовательных достижений. Работа с текстом

Промежуточная аттестация. Контроль навыка чтения.

Итого 32 часа

    Формы контроля знаний

Входной контроль

Текущий контроль – самоконтроль, взаимоконтроль, наблюдение, устный опрос, индивидуальный опрос, творческая работа, рисунок

Итоговый контроль - контроль навыка чтения, работа с текстом

    Учебно - методическое обеспечение программы

    Кубасова О.В. Литературное чтение 1,2,3,4 класс. Методические рекомендации. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век»

    Кубасова О.В. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век»

    Кубасова О.В. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век»

    Кубасова О.В. Литературное чтение. Тестовые задания. Методические рекомендации. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век»

    Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Издательство "Просвещение"

2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях.
Издательство "Просвещение

3. Сборник рабочих программ. Система учебников «Гармония». Издательство "Просвещение"

4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ № 53

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство "Просвещение"

6. Ковалева Г.С. Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.

7. Ковалева Г. С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях.

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Конова А.Н.

Класс: 1 В

Учебный предмет: Литературное чтение. УМК: Гармония

Тема урока: Э. Мошковская "Не надо больше ссориться!"; В Орлов "Кто первый"

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с творчеством; развивать внимание, память; формировать навыки выразительного чтения, прививать любовь к родному языку; воспитывать чувство дружбы.

Планируемые результаты:

Личностные:

    формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

    развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

    развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

    развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

    развитие умения работать с информацией;

    развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

    развитие умения использовать различные способы поиска информации;

    развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

    формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

    формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

    формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Предметные:

    развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

    воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы: работа парами, индивидуальная работа, работа с учебником, работа с пословицами, с рисунками.

Ведущие технологии: технология формирования типа правильной читательской деятельности, структурно-логические технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии

Основные понятия: Э.Мошковская. Дружба. Стихи. Сообщение об авторе. Заголовок.

Ресурсы:

Основные

Учебник "Литературное чтение", проектор, презентация.

Дополнительные

Раздаточный материал, картинки

Формируемые универсальные учебные действия

Мотивация

– Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои парты всё ли у вас готово к уроку.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать.

Этап актуализации знаний

Послушать вы должны друзья

Отрывок песни этой

И сможете узнать тогда

О чем пойдет беседа

(звучит отрывок песни о дружбе)

Попробуйте предположить, о чём мы будем говорить на уроке?

Посмотрите на доску. Прочтите что там напечатано.

Знакомы вам эти строчки. В каком разделе учебника мы их читали?

Как легче найти произведение в учебнике?

Предполагают, строят ассоциации на основе прослушивания музыкального произведения

Дети отвечают на вопросы, вспоминают стихотворение.

Ищут раздел в учебнике.

"Звенит звонок - начинается урок"

По содержанию

Э. Мошковская

Регулятивные:

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4.

Целеполагание

Открытие нового

- Сегодня мы познакомимся с биографией Э. Мощковской, будем учиться выразительно читать, будем учиться определять главную мысль произведений. Работать с учебником.

Окончила музыкальное училище по классу вокала, работала в Архангельской филармонии (меццо-сопрано). В начале творческого пути получила одобрение Самуила Маршака. В 36 лет выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар», за которым последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. На стихи Мошковской писали песни советские композиторы.

В её стихах много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.
Э. Мошковская всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи.
- Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой.

Формулируют тему и задачу урока

Знакомятся с биографией и творчеством

Знакомство с выставкой книг

Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

Постановка и решение проблемы;

Личностные:

Развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Первичное закрепление

С чего начинается наш школьный день?

Вот и мы начнём чтение с читательской зарядки

Ссо+рить+ся = ссорит ься

На+чи+на+ет+ся = начинае тся

Как мы произносим выделенные мною части слова?

Теперь прочитайте про себя стихотворение на с. 81

Вам понравилось это стихотворение?

Чему учит это стихотворение?

Читаем хором, соблюдаем интонацию

Какое настроение когда идёт дождик?

А какое настроение когда вы с кем - то поссоритесь?

У этого стихотворения нет названия. Какая строка из него может стать его заголовком?

С зарядки

Ребята отвечают на вопросы и высказывают своё мнение

Работа по учебнику

Регулятивные:

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

Готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физминутка

Мы боксёры, мы штангисты,

Бегуны и фигуристы

Поплывём через моря

Есть везде у нас друзья

Выполняют физминутку по презентации

Продолжение усвоения новых знаний
и способов действий

В юношеские годы он успел поработать слесарем и матросом, растирал краски в художественной мастерской и портняжил... При этом Володя писал стихи.
Первые публикации его стихов стали появляться в крымских газетах. Он писал
их постоянно, даже когда шил.
В 28 лет его первая книжка детских стихов увидела свет.
Первые его стихи привез в Москву Самуил Маршак.
всего около пятидесяти книг, выходивших в издательствах "Малыш", "Детская литература", а также на родине поэта в Крыму.
На стихи Владимира Орлова написано немало популярных песен для детей.

Вот некоторые из его книг.

Регулятивные:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- формируем умение извлекать информацию из текста,

- формируем умение на основе анализа объектов делать вывод

Личностные:

Формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Самостоятельная работа

Чтение по ролям

Работа в парах

Чтение " про себя"

Повторное чтение стихотворения учениками с заданием: определить количество персонажей и отметить, где чьи слова

А теперь послушайте внимательно друг друга, и помните о правилах хорошей речи!

Как вы думаете, важно быть первым, когда начинаешь ссору, или когда прекращаешь её?

Какие слова вы бы произнесли, чтобы помириться с другом?

Жили-были я ли, ты ли,

Между нами вышел спор.

Кто затеял – позабыли,

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

С людьми браниться, никуда не годиться.

Ссора да упрямство до добра не доведут.

Ребята работают с текстом самостоятельно

Ребята отвечают на вопросы, читают стихи, высказывают своё мнение.

Несколько групп ребят читают по ролям

Оценивают работу своих товарищей

Посоветоваться и соединить пословицы

Коммуникативные:

Умение работать с тестами, в паре, делегировать полномочия, распределять роли.

Познавательные:

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

Умение выделить нравственный аспект поведения;

Готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Этап рефлексии

Какие стихотворения читали?

Что больше всего вам понравилось на уроке?

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.
Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

Оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

Осуществлять итоговый контроль

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

Умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Проявлять активность в деятельности.


Саша Черный

Детский сад

Поэзия для детей

Дети (в сокращении)

Ах, сколько на свете детей! Как звезд на небесном челе… По всей необъятной земле Кружатся, как стаи чижей…

Все любят сласти, Игры и сказки, Все лепят и строят - Подумай, дружок. У каждого ясные детские глазки.

И каждый смеется И свищет в свисток. Ах, когда б собрать всех вместе, Верст на двести Растянулся б хоровод…

Завертеться б, закружиться, Сразу всем остановиться, Отдышаться всем на миг - И поднять веселый крик.

Птицы б с веток все слетели, Солнце б дрогнуло вверху, Муравьи б удрали в щели, Ветер спрятался б во мху.

Саша Черный

Детский сад

Мы приходим в детский сад, Там игрушки стоят. Паровоз, Пароход Дожидаются ребят. Там картинки на стене И цветы на окне. Захочу - Поскачу На игрушечном коне! В этом доме все для нас - Сказки, песня и рассказ, Шумный пляс, Тихий час, - В этом доме все для нас! Вот какой хороший дом! В нем растем мы с каждым днем, А когда Подрастем, Вместе в школу пойдем.

О. Высотская

Молоко на беду…

Молоко На беду Дали в детском саду, И в стакане У всех на виду Вверху, И внизу, И у стенки Заплавали Страшные Пенки!.. Дайте мне мою цедилку, Дайте мне мою поилку! А не то - Я не буду гулять, Я не буду, Не буду играть, Здесь останусь сидеть И на пенки глядеть. И все пере - и переживать…

Э. Мошковская

Не надо больше ссориться

Не надо больше ссориться, А то и мяч не ловится, И книжка не читается, И дождик начинается. И будем мы завидовать, Завидовать всем людям - Все будут видеть ясный день, А мы с тобой не будем! Я сделал розовым быка, Оранжевой – дорогу, Потом над ними облака Подрисовал немного.

И эти тучи я потом Проткнул стрелой. Так надо, Чтоб на рисунке вышел гром И молния над садом.

Я черным точки зачеркнул, И означало это, Как будто ветер вдруг подул И яблок больше нету. Еще я дождик удлинил Он сразу в сад ворвался, Но не хватило мне чернил. А карандаш сломался.

И я поставил стул на стол, Залез как можно выше И там рисунок приколол, Хотя он плохо вышел.

Э. Мошковская

Я до облака хочу

Качели, качели - Навстречу сосны, ели, А потом… где они? Облака одни! И только высь, И только высь… – Постой! – кричат. Кричат: – Уймись! Остановись, – кричат мне. – Эй! А я хочу Еще сильней, А я хочу, Где небо, Где я ни разу не был! Где ветер, Где птица, Хочу я очутиться… Я до облака хочу! И достану! И схвачу!!!

Э. Мошковская

Сто ребят – детский сад!

Сто ребят – детский сад - Жили на даче. Это значит: Побарахтались в реке, Повалялись на песке, Понастроили ходов И песчаных городов, Нагулялись вволю По лесу и полю. Стали крепки, вроде репки, Тело бело почернело! Смотрят мамы: – Где же наши Саши, Маши и Наташи? Где же белы ноги-руки?.. – Чьи такие эти внуки? - Спрашивают бабушки. Отвечают дедушки: – Загорели, загорели, Загорели детушки!!!

Э. Мошковская

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Конова А.Н.

Класс: 1 В

Учебный предмет: Литературное чтение. УМК: Гармония

Тема урока: Э. Мошковская "Не надо больше ссориться!"; В Орлов "Кто первый"

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с творчеством; развивать внимание, память; формировать навыки выразительного чтения, прививать любовь к родному языку; воспитывать чувство дружбы.

Планируемые результаты:

Личностные:

    формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

    развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

    развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

    развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

    развитие умения работать с информацией;

    развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

    развитие умения использовать различные способы поиска информации;

    развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

    формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

    формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

    формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

Предметные:

    развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

    воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы: работа парами, индивидуальная работа, работа с учебником, работа с пословицами, с рисунками.

Ведущие технологии: технология формирования типа правильной читательской деятельности, структурно-логические технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии

Основные понятия: Э.Мошковская. Дружба. Стихи. Сообщение об авторе. Заголовок.

Ресурсы:

Основные

Учебник "Литературное чтение", проектор, презентация.

Дополнительные

Раздаточный материал, картинки

Формируемые универсальные учебные действия

Мотивация

– Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои парты всё ли у вас готово к уроку.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать.

Этап актуализации знаний

Послушать вы должны друзья

Отрывок песни этой

И сможете узнать тогда

О чем пойдет беседа

(звучит отрывок песни о дружбе)

Попробуйте предположить, о чём мы будем говорить на уроке?

Посмотрите на доску. Прочтите что там напечатано.

Знакомы вам эти строчки. В каком разделе учебника мы их читали?

Как легче найти произведение в учебнике?

Предполагают, строят ассоциации на основе прослушивания музыкального произведения

Дети отвечают на вопросы, вспоминают стихотворение.

Ищут раздел в учебнике.

"Звенит звонок - начинается урок"

По содержанию

Э. Мошковская

Регулятивные:

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4.

Целеполагание

Открытие нового

- Сегодня мы познакомимся с биографией Э. Мощковской, будем учиться выразительно читать, будем учиться определять главную мысль произведений. Работать с учебником.

Окончила музыкальное училище по классу вокала, работала в Архангельской филармонии (меццо-сопрано). В начале творческого пути получила одобрение Самуила Маршака. В 36 лет выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар», за которым последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. На стихи Мошковской писали песни советские композиторы.

В её стихах много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем.
Э. Мошковская всегда была окружена детьми, именно так и появлялись её стихи.
- Посмотрите, сколько книг написано этой замечательной поэтессой.

Формулируют тему и задачу урока

Знакомятся с биографией и творчеством

Знакомство с выставкой книг

Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

Постановка и решение проблемы;

Личностные:

Развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Первичное закрепление

С чего начинается наш школьный день?

Вот и мы начнём чтение с читательской зарядки

Ссо+рить+ся = ссорит ься

На+чи+на+ет+ся = начинае тся

Как мы произносим выделенные мною части слова?

Теперь прочитайте про себя стихотворение на с. 81

Вам понравилось это стихотворение?

Чему учит это стихотворение?

Читаем хором, соблюдаем интонацию

Какое настроение когда идёт дождик?

А какое настроение когда вы с кем - то поссоритесь?

У этого стихотворения нет названия. Какая строка из него может стать его заголовком?

С зарядки

Ребята отвечают на вопросы и высказывают своё мнение

Работа по учебнику

Регулятивные:

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

Готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физминутка

Мы боксёры, мы штангисты,

Бегуны и фигуристы

Поплывём через моря

Есть везде у нас друзья

Выполняют физминутку по презентации

Продолжение усвоения новых знаний
и способов действий

В юношеские годы он успел поработать слесарем и матросом, растирал краски в художественной мастерской и портняжил... При этом Володя писал стихи.
Первые публикации его стихов стали появляться в крымских газетах. Он писал
их постоянно, даже когда шил.
В 28 лет его первая книжка детских стихов увидела свет.
Первые его стихи привез в Москву Самуил Маршак.
всего около пятидесяти книг, выходивших в издательствах "Малыш", "Детская литература", а также на родине поэта в Крыму.
На стихи Владимира Орлова написано немало популярных песен для детей.

Вот некоторые из его книг.

Регулятивные:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- формируем умение извлекать информацию из текста,

- формируем умение на основе анализа объектов делать вывод

Личностные:

Формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Самостоятельная работа

Чтение по ролям

Работа в парах

Чтение " про себя"

Повторное чтение стихотворения учениками с заданием: определить количество персонажей и отметить, где чьи слова

А теперь послушайте внимательно друг друга, и помните о правилах хорошей речи!

Как вы думаете, важно быть первым, когда начинаешь ссору, или когда прекращаешь её?

Какие слова вы бы произнесли, чтобы помириться с другом?

Жили-были я ли, ты ли,

Между нами вышел спор.

Кто затеял – позабыли,

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

С людьми браниться, никуда не годиться.

Ссора да упрямство до добра не доведут.

Ребята работают с текстом самостоятельно

Ребята отвечают на вопросы, читают стихи, высказывают своё мнение.

Несколько групп ребят читают по ролям

Оценивают работу своих товарищей

Посоветоваться и соединить пословицы

Коммуникативные:

Умение работать с тестами, в паре, делегировать полномочия, распределять роли.

Познавательные:

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

Умение выделить нравственный аспект поведения;

Готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Этап рефлексии

Какие стихотворения читали?

Что больше всего вам понравилось на уроке?

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.
Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

Оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

Осуществлять итоговый контроль

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

Умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Проявлять активность в деятельности.

Н. Матвеева «Девочка и пластилин»

Я леплю из пластилина

(Пластилин нежней, чем глина),

Я леплю из пластилина

Кукол, клоунов, собак...

Если кукла выйдет плохо,

Назову её — Дурёха.

Если клоун выйдет плохо,

Назову его — Дурак.

Подошли ко мне два брата,

Подошли и говорят:

— Разве кукла виновата?

Разве клоун виноват?

Ты их любишь маловато,

Ты их лепишь грубовато,

Ты сама же виновата,

А никто не виноват.

Я леплю из пластилина,

А сама вздыхаю тяжко...

Я леплю из пластилина,

Приговариваю так:

— Если кукла выйдет плохо,

Назову её — Бедняжка,

Если клоун выйдет плохо,

Назову его — Бедняк.

Вопросы для обсуждения

Послушай стихотворение Н. Матвеевой «Девочка и пластилин». Оно весёлое или грустное? Почему ты так думаешь? Какие слова из стихотворения помогли тебе это понять? Что объяснили девочке два брата? Кто виноват в том, что у неё не всегда получаются хорошие фигурки? Как девочка изменилась? Что тебе помогло понять стихотворение? Как ты думаешь, это стихотворение или рассказ? Что есть в стихотворении? (Мелодичность, напевность, ритм, рифма, образность.) Какие рифмы ты запомнил?

А. Кондратьев «По ночам»

Говорят, в больших кустах

По ночам таится страх.

Я пошёл к большим кустам:

«Кто же там и что же там?»

Зашептали мне кусты:

«Только мы и только ты.

Только птицы в гнёздах.

Только небо в звёздах».

Саша Чёрный «Когда никого нет дома»

В стёкла смотрит месяц красный,

Все ушли — и я один.

И отлично! И прекрасно!

Очень ясно:

Я храбрее всех мужчин.

С кошкой Мур, на месяц глядя,

Мы взобрались на кровать:

Месяц — брат наш, ветер — дядя,

Вот так дядя!

Звёзды — сёстры, небо — мать...

Буду петь я громко-громко!

Буду громко-громко петь,

Чтоб из печки сквозь потёмки

На тесёмке

Не спустился к нам медведь...

Не боюсь ни крыс, ни Буки, —

Кочергою в нос его!

Ни хромого чёрта Клуки,

Ни гадюки —

Никого и ничего!

В небе тучка, как ягнёнок

В завитушках, в завитках.

Я — не, мальчик, я слонёнок,

Я — тигрёнок,

Задремавший в камышах...

Жду и жду я, жду напрасно —

Колокольчик онемел...

Месяц, брат мой, месяц красный,

Месяц ясный,

Отчего ты побледнел?

Вопросы для обсуждения

Послушай стихотворения А. Кондратьева «По ночам» и Саши Чёрного «Когда никого нет дома». Чем похожи герои этих стихотворений? Почему можно сказать, что это смелые мальчики? Что придумал герой стихотворения Саши Чёрного, чтобы не бояться?

Гайда Лагздынь «Почему один Егорка?»

Во дворе кричит Егорка:

— Моя книжка! Моя горка!

Мячик мой! Лопатка! Лейка!

Не пущу! Моя скамейка!

Ничего не надо брать!

Я хочу один играть.

Во дворе грустит скамейка,

Рядом мяч, лопатка, лейка.

Во дворе скучает горка

И стоит один Егорка.

В. Орлов «Моя машина»

Мне купили самосвал.

Я давно о нём мечтал.

Я завёл его легонько —

Он тихонько заворчал.

Я машиной дорожу:

С Петей больше не дружу,

А увижу Диму —

Проезжаю мимо.

Только вдруг,

Только вдруг

Раздаётся громкий стук:

Лопнула пружина —

Вздрогнула машина.

Я стою у самосвала:

Мне чего-то грустно стало -

Не заводится,

И со мной никто

Не водится!

Э. Мошковская «Кислые стихи»

Встало солнце кислое,

смотрит — небо скисло,

в кислом небе кислое

облако повисло...

И спешат несчастные

кислые прохожие

и едят ужасно

кислое мороженое...

Даже сахар кислый!

Скисло всё варенье!

Потому что кислое

было настроение.

Вопросы для обсуждения

Послушай стихотворение Г. Лагздынь «Почему один Егорка?». О ком это стихотворение? Почему Егорка остался один? У него есть игрушки? А почему он не играет? Остаться одному — это хорошо или плохо? Ты осуждаешь Егорку или тебе его жалко? Что нужно делать, чтобы не остаться одному?

Послушай стихотворение Э. Мошковской «Кислые стихи». Какое слово повторяется в этом стихотворении много раз? Расскажи, что в стихотворении было кислым. Как ты себе представляешь кислое солнце, кислое небо, кислое облако, кислых прохожих, кислые сахар и мороженое? А почему всё вокруг было кислым? Как ты думаешь, какое настроение можно назвать кислым? А теперь скажи наоборот: настроение было кислым, а стало... Пофантазируй, какую картинку ты бы нарисовал к кислому настроению, а какую к весёлому настроению.

Р. Сеф «Ты»

Можно всё

Перевернуть:

В кухонной плите

Пообедать

Вверх ногами,

Растопить плиту

Снежками,

Можно плыть

На топоре

И купать слона в ведре.

Разреши узнать:

В духовке будешь спать?

Поможешь маме

Стол к обеду

Вверх ногами?

Решишься на заре

В море плыть

На топоре?

И захочет ли купаться

Африканский слон

Вопросы для обсуждения

Почему стихотворение Р. Сефа называется «Ты»? Разве оно о тебе? К кому обращается автор? Чему научило тебя стихотворение?

В. Приходько «Вот когда я взрослым стану»

Вот когда я взрослым стану

И купаться захочу,

Влезу сам

В большую ванну,

Оба крана

Сам потру живот и спинку

И веснушки на носу.

Заверну себя в простынку

И в кроватку

В. Лунин «Когда я взрослым стану»

Когда я взрослым стану,

Я всё позволю сыну:

Руками есть сметану

И прыгать мне на спину,

Валяться на диване,

На стенке рисовать,

Жука хранить в кармане,

Лица не умывать,

По лужам бегать,

Спилить у стула ножки,

Не спать и не обедать,

Скакать верхом на кошке,

Крутить в часах пружину,

Пить воду из-под крана...

Я всё позволю сыну,

Когда я взрослым стану!

Э. Мошковская

Подхвати меня, клён, рукой,

Подсади —

Ты высокий такой!

Если только на руки твои обопрусь,

Я до самой макушки твоей

доберусь.

Мне так нужно звезду достать!

До неё там

Рукой подать...

А. Барто «Разговор с дочкой»

— Мне не хватает теплоты, —

Она сказала дочке.

Дочь удивилась: — Мёрзнешь ты

И в летние денёчки?

— Ты не поймёшь, ещё мала, —

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: — Я поняла! —

И тащит одеяло.

А. Барто «Перед сном»

Зажигают фонари

За окном.

Сядь со мной,

Поговори

Перед сном.

Целый вечер

Ты со мной

У тебя всё дела

Над душой,

Я всё жду,

Всё молчу,

Как большой...

Сядь со мной,

Поговорим

Перед сном,

Поглядим

На фонари

За окном.

Вопросы для обсуждения

Тебе понравилось стихотворение В. Приходько «Вот когда я взрослым стану»? О чём мечтает ребёнок, герой стихотворения? Что он сможет сделать, когда подрастёт? А что не сможет сделать никогда?

О чём мечтает герой стихотворения В. Лунина «Когда я взрослым стану»? Тебе понравились его желания? Давай представим, что может случиться, если эти желания мальчика исполнятся. Что может случиться, если есть руками сметану и никогда не умываться? Что получится, если все люди начнут рисовать на стенке? Можно ли будет сидеть на стуле, если отпилить у него ножки? Может ли человек никогда не спать и не обедать? А что бы ты разрешил своему сыну, когда бы стал взрослым?

Кто тебе понравился больше: герой стихотворения В. Приходько или герой В. Лунина? Почему? Какие это мальчики?

О чём мечтает герой стихотворения Э. Мошковской «Подхвати меня, клён, рукой...»? Как ты думаешь, зачем ему нужно достать звезду? Разве со звёздами играют? Что необычное хотел сделать мальчик?

Послушай стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой». Оно весёлое или грустное? Почему ты так думаешь? Как ты понимаешь строчки из стихотворения: «Мне не хватает теплоты...»? Когда тебе было особенно грустно, смешно?

Саша Чёрный «Волк»

Вся деревня спит в снегу,

Месяц скрылся на ночлег,

Вьётся снег.

Ребятишки все на льду,

На пруду.

Дружно саночки визжат —

Едем в ряд!

Кто — в запряжке, кто — седок,

Ветер в бок.

Растянулся наш обоз.

До берёз.

Вдруг кричит передовой:

«Черти, стой!»

Стали санки, хохот смолк,

«Братцы, волк!..»

Ух, как брызнули назад!

Словно град.

Врассыпную все с пруда —

Кто куда.

Где же волк? Да это пёс —

Наш Барбос!

Хохот, грохот, смех и толк:

«Ай да волк!»

С. Михалков «Лесная академия»

(По старинной детской песенке)

Как-то летом, на лужайке,

Очень умный Майский Жук

Основал для насекомых

Академию наук.

Академия открыта!

От зари и до зари

Насекомые лесные

Изучают буквари:

А — АКУЛА, Б — БЕРЁЗА,

В — ВОРОНА, Г — ГРОЗА...

— Шмель и Муха, не жужжите!

Успокойся, Стрекоза!

Повторяйте, не сбивайтесь:

Д — ДОРОГА, Е — ЕНОТ...

Повернись к доске, Кузнечик!

Сел ты задом наперёд!

Ж — ЖУРАВЛЬ или ЖАБА,

3—ЗАБОР или ЗМЕЯ...

— Не смеши Клопа, Комарик,

Пересядь от Муравья!

И — ИГОЛКА, К — КРАПИВА,

Л — ЛИЧИНКА, ЛИПА, ЛУГ...

— Ты кому расставил сети?

Убирайся, злой Паук!

М — МЕДВЕДЬ, МЫШОНОК, МОРЕ,

Н — НАЛИМ, а О — ОЛЕНЬ...

— В академию не ходят

Те, кому учиться лень!

П — ПЕТРУШКА,

Р — РОМАШКА,

С —СУЧОК или СМОРЧОК...

— Таракан, не корчи рожи!

Не подсказывай, Сверчок!

Т — ТРАВИНКА, У — УЛИТКА,

Ф — ФИАЛКА, X — ХОРЁК...

— После первой перемены

Мы продолжим наш урок!

Учат азбуку букашки,

Чтобы грамотными стать,

Потому что это мало —

Только ползать и летать!

В. Берестов «Про машину»

Вот девочка Марина,

А вот её машина.

— На, машина, чашку,

Ешь, машина, кашку!

Вот тебе кроватка,

Спи, машина, сладко!

Я тобою дорожу,

Я тебя не завожу.

Чтобы ты не утомилась,

Чтобы ты не простудилась,

Чтоб не бегала в пыли,

Спи, машина, не шали!

Вдруг машина заболела.

Не пила она, не ела,

На скамейке не сидела,

Не играла, не спала,

Невеселая была.

Навестил больную Мишка,

Угостил конфетой «Мишка».

Приходила кукла Катя

В белом чистеньком халате.

Над больною целый час

Не смыкала Катя глаз.

Доктор знает всё на свете.

Первоклассный доктор — Петя.

(Петя кончил первый класс).

И машину доктор спас.

Доктор выслушал больную,

Грузовую,

Заводную,

Головою покачал

И сказал:

— Почему болеет кузов?

Он не может жить без грузов.

Потому мотор простужен,

Что мотору воздух нужен.

Жить без дела —

И машина заболела.

Ей не нужно тишины,

Ей движения нужны.

Как больную нам спасти?

Ключик взять —

И завести!

Гайда Лагздынь «Я скачу»

Мчится конь удалой,

Мчится быстрой стрелой!

На коне я верхом!

Я кричу на весь дом!

Вихрем, птицей лечу!

Не ругайте меня,

Не снимайте с коня.

Я ещё поскачу!

Я ещё покричу!

Гайда Лагздынь «Строим дом»

Строим дом, новый дом,

Заживут игрушки в нём!

Вот кирпич. Вот доска.

Черепицы два куска!

В доме — окна, в доме — двери!

Стены — блоки и панели.

Взяли белые мелки,

Побелили потолки.

Кран уходит важный-важный.

На стреле флажок горит.

Дом стоит многоэтажный.

Заходите! Вход открыт!

М. Бородицкая «Ракушки»

Мы с братом весь день собираем ракушки.

«Гляди, что нашёл я!» —кричим мы друг дружке.

Не спим, не едим, не играем,

Ракушки весь день собираем.

Ракушки как ложки, ракушки как плошки,

Ракушки-ладошки, ракушки-лепёшки,

И тонкие, как лепестки,

И толстые, как черепки.

Ракушки в полоску, и в крапинку тоже,

И те, что на радугу цветом похожи,

И розовые, как утро,

С изнанкой из перламутра.

Ракушки простые, ракушки витые,

Солёной водой до краёв налитые,

И гладкие, и ребристые,

Прозрачные, серебристые...

Закроешь глаза, прислонишься к подушке,

И сразу — ракушки, ракушки, ракушки...

Не выбросим ни одной, —

Все-все привезём домой!

И. Пивоварова «Мой храбрый лев»

Живёт в моей квартире лев.

А это вам не кот,

Совсем наоборот!

Из дома утром я ушёл,

А лев — он не синица,

Ну мало ль, что случится?!

Я мчусь домой, не чуя ног,

Стрелой влетаю на порог...

Но кто там плачет

Под столом,

И трёт глаза хвостом?

— Ведь я не мышь,

И не синица!

А ты ушёл,

Ты льва оставил

И нету дома

Ну мало ль, что случится?!

Вопросы для обсуждения

Послушай стихотворение Саши Чёрного «Волк». Оно весёлое или грустное? Почему ты так думаешь? О каком времени года говорится в стихотворении? Как ты понимаешь выражение: «Вся деревня спит в снегу...»? Какая любимая игра у деревенских ребятишек зимой? Почему автор говорит, что саночки визжат, когда ребятишки едут? Что сделали ребята, когда увидели волка? Ответь строчками из стихотворения. («Ух, как брызнули назад!..») Какие слова помогают автору передать страх детей? Почему рассмеялись ребятишки?

О ком стихотворение С. Михалкова «Лесная акдемия»? Для кого Майский Жук основал академию наук? Кто сидел к доске задом наперёд? Кого смешил Комарик? Что делали букашки, чтобы стать грамотными?

Ты видел когда-нибудь ракушки? Где их можно найти? Послушай стихотворение М. Бородицкой «Ракушки». Почему детям так нравится собирать ракушки? С чем сравнивает автор стихотворения ракушки, на что они похожи? Какого цвета бывают ракушки? Какого цвета у них внутренняя сторона? Нарисуй, какими ты себе представляешь ракушки. Какого цвета будут твои ракушки? На что они будут походить? Тебе понравилось это произведение? Как ты думаешь, это сказка, рассказ или стихотворение? Почему ты так думаешь? Что есть в стихотворении? (Мелодичность, напевность, ритм, рифма, образность.) Какие рифмы ты запомнил?

М. Пляцковский «Настоящий друг»

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит —

Вот что значит настоящий,

Верный друг.

Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придёт на помощь —

Вот что значит настоящий,

Верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то

В трудную минуту —

Вот что значит настоящий,

Верный друг!

Р. Сеф «Дружок»

Жил-был когда-то человек,

Хороший человек.

Он радовался

И шуму быстрых рек.

Он песни пел,

Картошку ел,

Был ростом невысок.

И лодку выстроил себе

Из тёсаных

На ней он плавал

Много лет.

Вокруг Земли.

И лодочке

Гудели вслед

Большие корабли.

А он всё плыл,

Дудел в рожок

И думал об одном:

«Вот был бы у меня

Мы плыли бы

М. Яснов «Горести-печалести»

Горести-печалести,

Что-то мне не спится.

С кем бы мне, печалести,

Столько неприятностей —

Карандаш сломался,

Жук из банки вылез

И больше не поймался.

А ещё вдобавок —

Горе-то какое! —

Шарик накололся

На листок алоэ...

То-то мне и вертится,

То-то и не спится —

Может, мне с медведиком

В моего медведика

Уткнусь я головой:

Он хотя и плюшевый,

Но зато — живой!

Э. Мошковская «Жду»

Как пятница долго тянется!

Я не играю. Жду.

Друг мне сказал: — В пятницу

Я непременно приду.

И вот уже очень поздно,

И мама велела спать.

Но он же совсем взрослый —

Не мог он неправду сказать!

Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!»

Не надо больше ссориться!

А то и мяч не ловится,

И книжка не читается,

И дождик начинается...

И будем мы завидовать,

Завидовать всем людям —

Все будут видеть ясный день,

А мы с тобой не будем!

В. Орлов «Кто кого?»

— Кто кого обидел первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

— Кто кого ударил первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

— Вы же раньше так дружили!

— Я дружил.

— И я дружил.

— Что же вы не поделили?

— Я забыл.

— И я забыл.

Вопросы для обсуждения

Тебе понравилось стихотворение М. Пляцковского «Настоящий друг»? Какие слова в стихотворении повторяются три раза? Какую дружбу можно назвать крепкой? Кого можно считать настоящим другом? Если ты хочешь стать кому-то настоящим другом, каким ты должен быть? А когда и в чём можно помочь своему другу? У тебя уже есть друг? Расскажи, как вы дружите.

Послушай стихотворение Р. Сефа. Как ты думаешь, какое название могло быть у этого стихотворения? Кто герой стихотворения — маленький мальчик или взрослый человек? Что ты узнал о нём из стихотворения? О чём мечтал герой этого стихотворения? Почему стихотворение называется «Дружок», а не как-нибудь по-другому?

Послушай стихотворение Э. Мошковской «Жду». Это стихотворение весёлое или грустное? Почему ты так думаешь? Когда говорят: «День долго тянется»? Почему так долго тянется день для героя этого стихотворения? Какое у него настроение? Радуется ли он своим игрушкам? Что могло бы обрадовать мальчика больше всего? Чему научило тебя это стихотворение?

Можно ли назвать настоящими друзьями героев стихотворения В. Орлова «Кто кого?» Почему ты так думаешь? Что не должны делать настоящие друзья? Как могут помириться эти мальчики?

Э. Мошковская «Не понимаю»

Отчего вздыхает тяжко

симпатичная дворняжка?

Что так ловит моё слово?

Что сказал я? Что такого?

Что блестят её глаза?

Что ей хочется сказать?

Отчего идёт за мной

и идёт ко мне домой?

Отчего я не гоню,

а к себе её маню?

Отчего я обнимаю?

Ничего не понимаю!

В. Лунин «Я купил бы щенка»

Я купил бы щенка —

В белых пятнах бока

И виляющий весело хвост.

Я купил бы щенка —

И на всех свысока

Я глядел бы,

Хоть низок мой рост.

Я его бы гулять

Целый день выводил —

Не держал бы его под замком.

Я бы тайны мои

Все ему подарил

И поил бы его молоком.

А когда бы заплакать

Хотелось чуть-чуть,

Я к нему бы прижался лицом,

И, взглянув на меня,

Он сумел бы слизнуть

Грусть шершавым своим языком.

В. Лунин «Радость»

Тихо, без звука

Ходит Мяука

Возле меня день-деньской.

Ходит лениво,

Неторопливо,

С миной чуть-чуть плутовской

Серая шёрстка,

Глазки-напёрстки,

Тонкие тени — усы,

Хвостик пушистый

И серебристый...

Дивной Мяука красы!

Трётся о руку

Нежный Мяука,

Песню поёт в тишине.

И почему-то

В эти минуты

Радость приходит ко мне.

С. Маршак «Неуклюжий жучок»

Рубил сучок.

Рубанул один разок.

Побежал скорей к врачу.

— Полечи меня! — кричу.

Вышел доктор-старичок:

— Что наделал ты, жучок?

— Я, жучок,

Рубил сучок.

Рубанул один разок,

Да сучок-то был хитёр —

Не попал под мой топор.

Под топор попал я сам.

Тяп — и лапка пополам!

С. Маршак «Помогите!»

Муравьишко в чаще

Дуб тяжёлый тащит.

Эй, товарищи-друзья,

Выручайте муравья!

Коли нет ему подмоги,

Муравей протянет ноги.

С. Маршак «Улитка»

Эй, улитка,

Высунь рожки —

Дам я грошик

На лепёшки.

Пятачок —

На табачок.

Высунь рожки

Хоть разок!

С. Маршак «Муха»

Муха по небу летала,

Кувырком в трубу упала.

Ножки три недели

У неё болели.

С. Маршак "Лягушка на дорожке"

Вот лягушка на дорожке.

У неё озябли ножки.

Значит, ей нужны

Тёплые штаны,

Суконные

В крапинку!

Вопросы для обсуждения

Тебе понравилось стихотворение Э. Мошковской «Не понимаю»? О ком это стихотворение? Как ты думаешь, почему собачка так «вздыхает тяжко»? Почему она идёт вслед за мальчиком? Чего ей хочется? А зачем мальчик её манит к себе и обнимает? О чём он мечтает? Этот мальчик и собака могли бы стать настоящими друзьями? Как бы они радовали друг друга?

О чём мечтает герой стихотворения В. Лунина «Я купил бы щенка»? Каким он представляет себе щенка? Как бы мальчик заботился о щенке? Как щенок мог бы помочь ему в трудную минуту? Как ты понимаешь слова автора стихотворения: «Он сумел бы слизнуть грусть шершавым своим языком»? Тебе понравилось это произведение? Как ты думаешь, это сказка, рассказ или стихотворение? Почему ты так думаешь? Что есть в стихотворении? (Мелодичность, напевность, ритм, рифма, образность.) Какие рифмы ты запомнил?

О ком стихотворение В. Лунина «Радость»? Как зовут котёнка, о котором рассказывает автор? С чем он сравнивает глазки котёнка, а с чем сравнивает его усы? Какой хвостик у Мяуки? Что ещё автор говорит о котёнке? Ему нравится котёнок? Почему ты так думаешь? Нарисуй, каким ты представляешь себе котёнка.

Новое на сайте

>

Самое популярное