Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно понять, с каком состоянии находится взрослый человек, у которого в детстве не была удовлетворена какая-то ключевая для развития потребность (например, потребность в безопасной привязанности или потребность в том, чтобы его потребности были услышаны и удовлетворены):
1. Он испытывает сильный психологический голод, причины которого он чаще всего не осознает.
2. По старой памяти голод ощущается как огромный и всепоглощающий. У взрослого человека потребности в любви, заботе и безопасности не настолько критичны и жизненноважны, как у маленького ребенка, потому что взрослый может более-менее о себе позаботиться, ребенок же абсолютно беспомощен и абсолютно зависим от своих родителей. Не смотря на то, что взрослому нужно гораздо меньше, память о временах, когда надо было позарез и много, осталась, и в оценке своего голода взрослый полагается на нее, а не реальное положение вещей в его жизни.
Это приводит к тому, что даже если человеку перепадает нужное в небольшом количестве, он его отвергает, потому что ему надо не одно яблоко или одна печенька, ему нужен товарняк яблок и печенек (как он счиатет).
3. По той же старой памяти, человек ощущает себя маленьким, немощным и нуждающимся, а окружающих людей воспринимает большими и могущественными, обладающими ресурсом, который человеку так необходим. Дети, потребности которых игнорировались, ощущают глубокую беспомощность от осознания, что у них нет никаких инструментов или "валюты", с помощью которых они могут получить у взрослых нужное. То есть, они не могут заставить маму прийти, когда она нужна, у них нет рычагов управления, кроме агрессии - злиться и показывать свое несчастное состояние. Если мама не приходит, рождается ощущение никчемности, ненужности и своей "плохости и недостойности".
У взрослого человека уже есть то, что он может обменять ресурс, но по старой памяти он продолжает считать себя ничтожным, никчемным и беспомощным. Он либо злится на мир и людей за то, что те не слышат его потребностей и не удовлетворяют их, либо живет в состоянии обреченного пессимизма "жизнь бессмысленна, ничего хорошего никогда со мной не случится".
4. Недудовлетворение потребностей в детстве рождает стойкие мифы о себе и мире. О себе: мама меня не любила/игнориовала/не видела меня, потому что я плохой и недостойный любви. О мире: мир жесток, равнодушен, холоден, я в нем никому не нужен и не интересен.
Даже если человеку что-то дают, он не поверит, так как это с его установками не согласуется. Либо отвергнет на основании того, что "такого недостойного урода полюбить нормальный человек не сможет, а если кто меня полюбил - значит, он такой же урод, а от урода мне ничего не надо".
5. Как маленький ребенок, он убежден, что все его потребности должен удовлетворить один человек (мама).
6. Поскольку опыта удовлетворения нужной потребности у него нет - у него в психике нет нужных "ферментов" на ее переваривание. Даже если он получит нужное от кого-то, он не сможет его принять и усвоить.
Человек с таким багажом строит свои отношения с окружающими двумя основными способами:
А. Он ничего не говорит о своих потребностях и при этом ждет, что люди как-то догадаются, что ему надо, и дадут ему это. Часто он начинает людям давать то, что очень надо ему - тоже в надежде, что они догадаются, и сделают в ответ тоже самое. При этом молчит, как партизан, потому что боится - стоит ему потребности обнародовать и открыто попросить об их удовлетворении, он будет отвергнут (как это с мамой было). Ко всему прочему, он изначально не верит, что его потребности когда-то будут удовлетворены.
Б. Он агрессивно пытается вышибать из людей то, что ему не досталось в детстве, требуя к себе абсолютной любви, обожания, подчинения и обеспечения своих потребностей. Причем, на "детских условиях": я маленький, голодный, и дать я вам ничего не могу, но вы, сильные и большие, имеющие много ресурса, мне должны и обязаны просто потому, что мне это надо.
Агрессия может быть и пассивной - человек смотрит несчастными глазами, принижает себя, прибедняется, цепляется, винит.
В случае А взрослый мир реагирует как взрослый: никто не умеет читать мысли и желания, и пока о них открыто не заявлено - на них откликаться не будут. Кроме того, во взрослом мире отношения строятся на равных и на обмене, а не на дисбалансе, когда один человек отдает другому все, ничего не получая взамен (ничего взамен - это об очень маленьких детях).
УДОВЛЕТВОРЯТЬ, несов. (сов. удовлетворить), кого что чем. Устар. Офиц. Обеспечивать (обеспечить), снабжать (снабдить) кого, что л. чем л. в достаточном количестве .… … Большой толковый словарь русских глаголов
ПОТРЕБНОСТИ - внутр. состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования; осн. источник активности личности. В первичных биол. формах П. выступают как нужда, испытываемая организмом в чём то, находящемся вне его и необходимом … Российская педагогическая энциклопедия
Удовлетворять - I несов. перех. и неперех. 1. перех. Исполнять, осуществлять чьи либо требования, желания, потребности. 2. перех. Предоставлять в достаточном количестве что либо желаемое, требуемое, необходимое. отт. Снабжать чем либо. 3. неперех. Оказываться… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
- ▲ удовлетворять потребности полностью утолить, ся. насытиться. пресытиться. пресыщенный. накуриться. нагуляться. наиграться. накататься. наваляться. вдоволь. вволю. всласть. вдосталь (прост). сколько душе [душеньке] угодно. сколько душа хочет… …
- ▲ удовлетворять потребности добровольный, чужой (индивид) забота внимание к чьим л. потребностям; добровольное удовлетворение чьих л. потребностей. заботиться о ком чем. позаботиться. брать на себя заботу о ком чем. окружить заботой.… … Идеографический словарь русского языка
качество - 3.1.1 качество (quality): Степень соответствия совокупности присущих характеристик (3.5.1) требованиям (3.1.2). Примечания 1 Термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как плохое, хорошее или превосходное. 2 Термин «присущий»… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Маркетинг - (Marketing) Определение маркетинга, эры в истории маркетинга Информация об определении маркетинга, эры в истории маркетинга Содержание Содержание 1. Определения 1. Цель и обязаности маркетолога 2. Четыре эры в истории Эра производства Эра Эра… … Энциклопедия инвестора
Exxon Mobil - (Эксон Мобил) Компания Exxon Mobil самая крупная частная нефтяная компания в мире Деятельность и продукция компании Эксон Мобил, масла и антифризы компании, а так же нефтепродукты, официальный сайт компании Exxon Mobil Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
КОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА 80-е гг. - FEDERAL RESERVE COMMUNICATIONS SYSTEM FOR THE EIGHTIES FRCS 80Система передачи данных общего назначения, объединяющая функции раздробленных ранее информационных сетей в рамках единой системы, способной удовлетворять как нынешние, так и будущие… … Энциклопедия банковского дела и финансов
Товар - (Product) Определение товара, виды товаров, продажа товара информация об определении товара, поставка и продажа товара, виды товаров Содержание Содержание Определение Нетрадиционное определение Юридические определения Этимология Качество Свойства … Энциклопедия инвестора
Книги
- ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата , Васильева И.В., Мясникова Е.Н., Безряднова А.С.. В учебнике изложены теоретические основы технологии производства продукции на предприятиях общественного питания (технологический процесс приготовления кулинарной продукции, нормативная… Купить за 1309 руб
- Руководство для программиста на Java. 75 рекомендаций по написанию надежных и защищенных программ , Лонг Фрэд, Мохиндра Дхрув, Сикорд Роберт С.. Это справочное руководство составлено из 75 рекомендаций по надежному, безопасному и корректному написанию кода на Java. Каждая рекомендация составлена авторами по одному и тому же…
Потребности делятся на несколько уровней. Первый – это витальный. Такие потребности необходимы для жизни и ограничены. Второй уровень связан с высшей нервной системой – это все наши материальные потребности. Третий – все наши духовные потребности, связанные с развитием личности. Растут бесконечно только последние два вида потребностей, причем, если для третьего нужно активное участие воли человека, то для второго, наоборот, свойственно отсутствие какого-либо участия.
Почему растут потребности, связанные с высшей нервной деятельностью? Потому что у главный принцип существования человека - это принцип удовольствия. Человек живет следующим образом – он избегает боли и стремится к удовольствию. Любое свое решение или поступок он делает исходя из этого алгоритма. Осознанно или неосознанно он взвешивает ожидаемое удовольствие и возможные затраты, которые он понесет – физические, умственные, денежные, эмоциональные. Любые. Если удовольствие, которое он ожидает, превосходит по размеру затраты, то он совершает эти действия. Это механизм совершения любого действия – например, вы завязываете шнурки таким образом, чтобы это приносило вам удовольствие. Если вы будете делать по-другому, то это будет вызывать у вас неудобство, и затраты превзойдут удовольствие.
Стремление к удовольствию – это биологически заложенный инструмент, который на нейробиологическом уровне обуславливается выработкой гормона дофамина, отвечающего за ожидание удовольствия и дающего сигнал человеку, что он должен стремиться к тому или иному действию, которое обещает удовольствие. Удовольствие любит новизну, и получив удовольствие от определенного действия один раз, второй раз вы его в таком же размере уже не получите. От второго кусочка торта вы получите радости меньше, чем от первого, и это касается всех видов удовольствий. Предела удовольствию нет, оно растет бесконечно. Человек не стремится к максимальному удовольствию, он стремится к удовольствию чуть большему, чем он получил до этого, поэтому систему поощрения очень легко нарушить. Если человеку, никогда не пробовавшему сладкое, дадите самый вкусный в мире десерт, то удовольствие от остальных сладостей он уже получать не будет, а базой будет тот самый вкусный в мире десерт. Это так называемый базальный уровень дофамина.
C середины прошлого века, в 50-60-х годах, когда начал зарождаться брендинг, маркетологи поняли, что продавать, продукты – не так интересно, как продавать удовольствие. Продукты удовлетворяют витальные потребности,а они очень ограничены. например чтобы закрыть свою потребность в обуви нужны одни ботинки на пять лет, пока не порвутся. И например удовольствие, связанное с социальным поощрением – бесконечно, и здесь появляются различные ботинки с золотыми шнурками, по цене доходящей до стоимости автомобиля. Маркетологи это поняли и начали культивировать уже не удовлетворение потребностей, а удовольствие от реализации желаний. Интересно психологи доказали, что любое сильное желание приносит человеку боль. Маркетологи, продавая товар, как раз дарят снятие боли от необладания. Но не удовольствие от обладания товаром. В этом большая разница, заставляющая человека потреблять снова и снова, но не чувствовать себя удовлетворенным. На этом построен весь современный брендинг.
Изложенные схематически представления о назначении психических процессов в обслуживании потребностей человека, в значительной мере предположительные, тем не менее подводят к весьма обязывающим выводам. Выводы эти противоречивы.
Реально существующих, в том числе осознаваемых, потребностей у человека может быть бесчисленное множество, к тому же они находятся в постоянной трансформации, изменяясь в зависимости от времени и места их функционирования.
Действительно, какими только мотивами и потребностями ни руководствуются люди в своих поступках, и в каких только формах, в зависимости от обстоятельств, ни выступают даже, казалось бы, самые элементарные и всеобщие человеческие потребности.
Но, с другой стороны, если потребности первичны в живом организме, если они растут и развиваются вместе с организмом и в сущности своей от него не отделимы, то создать отсутствующую потребность у живого существа категорически невозможно, а ликвидировать существующую можно, только физически изменив строение его организма.
Так, кастрация ликвидирует половые потребности; систематическое отравление алкоголем ведет к органическим изменениям, а вместе с тем и к перестройке потребностей. Но ни убеждением, ни дрессировкой, ни угрозами ни создать, ни ликвидировать потребность невозможно. В сущности, это подтверждается и фактами повседневной жизни; всякого рода муки: ревности, зависти, безответной любви, честолюбия -были бы легко устранимы, если бы можно было уничтожить вызвавшие их потребности и заменить их другими. Но, как говорит восточная пословица, сколько ни кричи «халва, халва», сладко не будет...
Впрочем, наркомания - в частности, алкоголизм - вероятно, как раз и есть проявление потребности заглушить, уничтожить какую-то сильную потребность, удовлетворить которую субъект на находит средств, или средство погасить столкновение противонаправленных потребностей. Может быть, наркотик выводит из строя какие-то из упомянутых выше четырех структур и тем самым приносит облегчение - какие-то потребности приглушаются, а на первый план выходят другие - те, которые удовлетворяются легче, проще. Правда, при этом происходит постепенное общее отравление, а значит - притупление, а затем и угасание всех потребностей, то есть умирание. (Это показал М. Булгаков в рассказе «Морфий»).
Умиранием было бы и практически невозможное полное удовлетворение всех потребностей человека. Удовлетворенная потребность не существует, а без потребности не может быть жизни. Как только одна удовлетворена -- действует другая; когда удовлетворена эта - выступает новая или опять первая, и так - пока число и разнообразие потребностей множится в периоды роста или сокращается в болезнях и в старости - до полного угасания или полного удовлетворения (что, в сущности, равнозначно) всех потребностей.
Но если стремление к удовлетворению есть сущность каждой потребности, то и стремление к полному удовлетворению всех потребностей есть сущность их сосуществования в каждом живом человеке. Это стремление свойственно всем людям, отдают они себе в том отчет или нет. Его называют стремлением к счастью.
Представление о нем лишено конкретных очертаний, всегда сугубо субъективно и всегда включает в себя непременным условием избыток положительных эмоций; охарактеризовано оно может быть легче всего негативно - как отсутствие неудовлетворенностей, недостатков, бед, болезней, несчастий. Субъективные особенности этих представлений заключены в составе тех неудовлетворенных желаний, которых не допускает счастье. Значит, оно - необходимо существующая, но неосуществимая мечта.
Существующее не может быть беспочвенным, лишенным естественных, природных оснований. Есть они и у представлений о счастье. Полное удовлетворение всех потребностей есть экстраполяция представление о стабильности, полноте и прочности того, что практически дано на короткие мгновения. Это те секунды или минуты, когда одна из существеннейших потребностей данного человека получила полное (избыточное) удовлетворение и ни одна другая потребность еще не успела занять ее место и заявить о себе - ее выход заторможен положительной эмоцией. Она и запомнилась как полнота счастья.
Функция «счастья» в обслуживании потребностей заключается, следовательно, в их подхлестывании, максимализации, увязывании их всех в единую целостную структуру. Стремление к счастью близко к погоне за наслаждением, но с существенным различием между тем и другим. В погоне за наслаждением подразумевается трансформация потребностей в сторону их удовлетворения наиболее простыми, доступными и освоенными средствами. В стремлении к счастью, наоборот, подразумевается трансформация в сторону все больших обобщений, к объединению многих потребностей в одну, их поглощающую. Теперь не средства превращаются в цель, а цели все более отдаленные и трудно достижимые осваиваются и рассматриваются как средства удовлетворения единой всеобъемлющей потребности, всякое наименование которой кажется недостаточно полным и точным.
Когда удовлетворение потребностей человека идет успешно, «счастье» выполняет свою функцию наиболее отчетливо; оно не позволяет довольствоваться достигнутой степенью их удовлетворения, оно побуждает стремиться дальше - к недостижимой цели, как если бы она была реально достижима.
Область человеческих потребностей, по-видимому, вообще богата иллюзиями. Здесь происходит примерно то же, что с вращением земли вокруг солнца: кажется одно, а в действительности происходит другое. Человеку кажется, что он может управлять своими потребностями, между тем они управляют им, потому что сам он есть ни что иное как их индивидуальный набор. «О наших ощущениях, влечениях, интересах мы, правда, не говорим, что они нам служат, но они считаются самостоятельными силами и властями, так что мы сами есть это», - подчеркнул В.И.Ленин слова Гегеля (148, т.38, стр.78). Н. Винер утверждает: <«...> мы представляем собой не вещество, которое сохраняется, а форму строения, которая увековечивает себя» (50, стр.104).
Человеку кажется, что хорошо бы удовлетворить все свои потребности, между тем это было бы равносильно смерти, и хорошо, что это невозможно; человеку кажется, что его потребности свойственны всем людям, и ему так же трудно представить себе отсутствующую у него потребность, как представить у другого отсутствие существующей у него. «Когда человек счастлив, ему кажется, что и все вокруг него счастливы», - заметил Стефан Цвейг (302, стр.161). Из подобных иллюзий вытекают множество других, которые ведут к разнообразным недоразумениям, конфликтам и противоречиям повседневного обихода.
Поэтому целесообразно различать объективную природу и содержание потребности, с одной стороны, и те формы, какие она принимает, какое впечатление производит и как осознается субъектом и наблюдающими его - с другой.
Культурные сорта растений и породы животных не создаются синтезом в лабораториях; они терпеливо выращиваются от поколения к поколению путем отбора и скрещивания. То же, я полагаю, в принципе, происходит и с потребностями человека, но, вероятно, процесс этот много сложнее; происходит он в значительной степени стихийно, и вмешательство в него часто бывает случайным и плохо обоснованным.
Но стихийность эта относительна. Воспитание в человеческом обществе существует в течение всей его истории; в нем участвуют как сознание, так и интуиция, и оно приносит иногда бесспорные положительные результаты, регистрируемые статистикой. И все же едва ли подлежит сомнению недостаточность существующей практики и теории воспитания - ведь слишком часто затраты воспитательных усилий, даже самые добросовестные и настойчивые, оказываются недостаточно плодотворными.
Дело, вероятно, в том, что под словом «воспитание» в разных случаях подразумевается разное содержание, а оно может быть продуктивно только как обоснованное знанием, умелое воспитание имеющихся у воспитуемого потребностей, как сознательное воздействие на процесс их трансформаций согласно закономерностям, по которым их трансформация может происходить и так или иначе всегда происходит.
Закономерности эти должны быть изучены, и это, надо полагать, дело будущего. Пока ясно, что они весьма сложны и основная черта их - противоречивость . Черта эта так выражена Вл. Солоухиным: «Жизнь принимает характер борьбы, она протекает отныне между поползновением и порывом. Береза стремится кверху, а ветви ее свисают вниз. Налившийся ржаной колос сгибает в лебединую шею прямой, как стрела, целеустремленный стебель. Созревшие яблоки не только сгибают, но и ломают сучья.
Возьмем уже упомянутый хмель. Вся жизнь его является примером титанической, непрерывной борьбы между пресмыканием и полетом» (262, стр.104).
Противоречие, отмеченное Вл. Солоухиным, можно толковать как столкновение необходимости подчиняться окружающей среде со стремлением покорить ее. Не в этом ли сущность жизни как специфической силы?., своеобразной энергии?..
Для уяснения содержания процесса трансформации потребностей, а значит и их состава, необходимо прежде всего установить начало этого процесса и его первые звенья - то есть отправную точку, первый толчок и главные направления. С непосредственно наблюдаемым поведением человека эти начала связаны длиннейшей цепью, которая ведет от совершенно общечеловеческого к совершенно индивидуальному. Первые звенья трансформации относятся преимущественно к общечеловеческому. Поэтому они обычно не осознаются, но именно они скрываются за мотивами поведения, которое каждый из нас видит вокруг себя, с которым каждый непосредственно соприкасается каждый день.