Домой Многолетние цветы Обобщение опыта инструктора по физкультуре. Описание опыта работы инструктора по физической культуре. Система физкультурно – оздоровительной работы

Обобщение опыта инструктора по физкультуре. Описание опыта работы инструктора по физической культуре. Система физкультурно – оздоровительной работы

Ирина Арифулина

Педагогический опыт

инструктора по физической культуре Арифулиной И . В.

МДОУ детский сад № 20 г. о. Орехово-Зуево

2слайдВ настоящее время развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений государственной политики в нашей стране.

Моя позиция в работе инструктора по физической культуре : «Сделаю все, что в моих силах, чтобы дети были здоровы!»

Мое педагогическое кредо – прививать интерес к физической культуре ;

Приучать детей к здоровому образу жизни;

Формировать у дошкольников потребность к двигательной активности.

3 слайд Стремлюсь создать в нашем детском саду маленькую страну здоровья, где живут умные, веселые жители.

4 слайдВ своей педагогической деятельности , я придерживаюсь трех основных принципов, который выдвинул грузинский педагог и психолог Ш . А. Амонашвили : 1 Либить ребенка. 2 Очеловечивать среду, в которой живет ребенок. 3 Прожить в ребенке свое детство.

Когда видишь радость и интерес в глазах детей, их желание постигать мир движений, стремишься раскрыть неповторимость, индивидуальность, талант каждого.

5 слайд Для проведения физкультурных занятий совершенствуется РППС :зал оснащен необходимым спортивным оборудованием, на территории есть спортивная площадка, которая используется в любое время года.

6 слайд Каждый день в нашем детском саду начинается с утренней зарядки.

7 слайд Зарядка вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения . Со временем эта полезная привычка переходит в потребность, тем самым прививается культура здорового образа жизни у дошкольников.

8 слайд Главное составляющей моей работы - разнообразие форм двигательной активности воспитанников.

9 слайд Мой опыт доказывает , что высоких показателей в физическом развитии дошкольников можно достичь при умелой правильной организации игровой деятельности.

10 слайд Поэтому все проекты - «Здоровый ребенок – успешный ребенок» , «Здоровые дети в здоровой семье» , «Детский сад – территория здоровья» реализую через игру.

11слайд Невозможно представить жизнь ребенка в детском саду

12 слайд без веселых, интересных увлекательных праздников и соревнований.

13 слайд Работа с детьми -огромное счастье. Только они умеют бескорыстно любить, вдохновлять и вселять уверенность в необходимости моего труда. Общение с ними доставляет мне удовольствие и радость. Я нужна им, а они нужны мне.

Слайд14. Целью оздоровительной работы в нашем детском саду является создание устойчивой мотивации в потребности сохранения своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Система работы по оздоровлению детей в ДОУ включает 3 блока мероприятий : Лечебно – профилактические, Обеспечение психологической безопасности личности ребенка и Оздоровительная направленность воспитательно - образовательного процесса.

Работая по рабочей программе, составленной на основании примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой» с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта, использую в своей деятельности разные инновационные здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Игровой стретчинг – гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку и является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия.

15 слайд Релаксация. При проведении упражнений на релаксацию у дошкольников приводится в нормальное состояние психика и нервная система, снимается внутреннее напряжение.

16 слайд Самомассаж – помогает ребенку снят общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.

17 слайд Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль. С ее помощью развивается не только мелкая моторика, но также и речевой центр ребенка.

18 слайд Кинезиологические упражнения позволяют улучшить память, речь, внимание, пространственное мышление, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость.

19 слайд ВИДЕО дыхательной гимнастики

20 слайд Круговая тренировка. Многократность повторения тех или иных движений, упражнений способствует более прочному формированию двигательного навыка, обеспечивает достаточную физиологическую нагрузку на организм ребенка.

Танцевально - ритмические движения. Музыка и движения формируют у ребенка свободу в творческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая взамен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие. Музыка и движения помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир.

22слайд В рамках реализации проекта по развитию системы дополнительного образования мною разработана программа для спортивно- оздоровительной группы по укреплению здоровья «Веселые ножки» , главной целью которой является формирование ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни, профилактика и коррекция заболеваний опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста.

23 слайд При тесном взаимодействии с медицинскими работниками (рекомендациями, полученными в ходе медицинского обследованиями) и письменном согласии родителей (законных представителей) помогаю детям с проблемами здоровья (в частности, профилактика плоскостопия) .

24 слайд У педагогов и родителей единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Большое внимание уделяю сотрудничеству с родителями, направленное на формирование здорового образа жизни всей семьи : Деловая игра «Здоровый образ жизни всей семьи» , круглый стол «Игра в гости к нам пришла» , практикум «Во что играют ваши дети» , совместные праздники.

Сотрудничество с специалистами.

26 слайд ВИДЕОПеркусова

27 слайдВИДЕОСавельева

28 слайдМы активно сотрудничаем со школами и детскими садами. Традицией стало проведение соревнования между дошкольниками разных садов : МДОУ д\с № 18, МДОУ ЦРР № 28, МДОУ д\с № 23.

Участвуем в городских мероприятиях : спортивные соревнования «Честь, Доблесть и Слава» , посвященные Дню защитника Отечества, спортивные соревнования в рамках недели здоровья, фестиваль спортивного танца.

29 слайд Наши воспитанники не только были участниками соревнований, но и становились победителями.

30слайд Не мыслю себя без постоянного совершенствования и понимаю, что должна быть образцом для своих воспитанников.

31 слайд Поэтому повышаю свой профессиональный уровень, перенимаю лучший опыт своих коллег .

32 слайд И охотно делюсь своим опытом на персональном сайте нашего детского сада

36слайд Чтобы зажечь других нужно гореть самому.

37 слайд ВИДЕО флешмоба

38 слайд Я хочу пожелать всем, кто выбрал путь педагога .

39 слайдНе жалейте тепла своего сердца,

Света своего разума в работе с детьми

И они смогут сделать наш мир прекраснее, ярче и светлее.





“...Физическое воспитание - это
то, что обеспечивает здоровье
и доставляет радость.”
Крэттен

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Программой развития является формирование здоровьесберегающей компетентности, как предпосылки сохранения здоровья детей и на этой базе развитие его духовного потенциала. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится на основе программы здоровьесбережения «Сибирячок», разработанной педагогами детского сада. В программе определены цель, задачи, содержание и технологии работы по формированию культуры здорового образа жизни ребенка – дошкольника.

Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа строится на принципах развивающей педагогики оздоровления, где здоровье дошкольников является точкой усилий не только медицинских работников, но и педагогов, родителей.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми ведется по 2 программам: комплексная «Радуга» Мин.образования и науки РФ. (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультурный досуги) и парциальная «Росинка. Расту здоровым» (Зимонина В.Н)

В содержание программы «Радуга» включены основные виды движений, общеразвивающие упражнения, спортивные игры и упражнения, подвижные игры для всех возрастных групп. Программный материал предусматривает формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости), формирование интегративных качеств личности (смелости, дисциплинированности, чувства коллективизма). Основная цель - укрепление здоровья детей, развитие самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

В содержание программы «Росинка. Расту здоровым» включены разделы: «Я узнаю себя», «Я люблю солнце, воздух и воду», «Школа моего питания» для каждой возрастной группы. Основная цель - воспитание желания быть здоровыми (у детей младших групп), формирование потребности в здоровом образе жизни (у старших дошкольников), формирование ценностного отношения к жизни и здоровью.

В дошкольном учреждении кроме комплексной и парциальной реализуются программы дополнительного образования, разработанные педагогами детского сада и утвержденные городским экспертным советом. Включение программ дополнительного образования в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность дает возможность расширить двигательные способности детей (удерживать статические позы, координацию, выносливость, осмысленную быстроту, моторику, ловкость), раскрыть творческий двигательный потенциал каждого ребенка. Все это благодаря занятиям степ - аэробикой, спортивной аэробикой, синхронным плаванием и другим нетрадиционным формам физкультурно-спортивно-оздоровительной работы.

Педагогами детского сада широко используются игры в бадминтон, городки, кегли, кольцебросы. Освоение элементов спортивных игр (баскетбола, волейбола, футбола, хоккея) в дошкольном возрасте создает основу для дальнейших занятий спортом.

В ДОУ функционируют следующие спортивные кружки и секции:

Спортивная оздоровительная секция «Школа олимпийского резерва». Занимаются 15 дошкольников. Преподаватель Тарасова Юлия Валерьевна– инструктор по физической культуре I квалификационной категории. Ежегодно с 2001 года воспитанники МДОУ «ЦРР - детский сад №25 «Василек» участвуют в городских спартакиадах, занимают призовые места, награждаются грамотами. При поступлении в школу дети продолжают активно заниматься спортом.

Студия спортивного танца «Саяночка». Занимаются 24 дошкольника. Занятия проводит Тарасова Юлия Валерьевна – инструктор по физической культуре. Воспитанники МДОУ участвуют в показательных выступлениях на соревнованиях секций ДЮСШ города Саянска.

Секция синхронного плавания «Дельфиненок». Занимаются 15 человек. Занятия проводит Фортова Светлана Станиславовна – инструктор по физической культуре (плавание) I квалификационной категории. Ежегодно воспитанники детского сада участвуют в городских соревнованиях, выступают с показательными выступлениями в Дни открытых дверей, в Дни здоровья.

Программа дополнительного образования «Страна Здоровячков». Занимаются 17 человек. Занятия проводит воспитатель I квалификационной категории Усенко Ольга Анатольевна.

Результаты выступлений воспитанников МДОУ

№№ Наименование соревнований Занятое место
2007 I
2008 Городская Спартакиада дошкольников II
2009 Городская Спартакиада дошкольников II
2009 «Веселые старты» совместно с командой МДОУ №21 «Брусничка» I
2010 Городская Спартакиада дошкольников I

Спортивные мероприятия в ДОУ проводятся не только в форме занятий и кружковой работы. Основным видом массовых спортивных мероприятий являются физкультурные праздники и развлечения.

Праздники помогают создать положительный эмоциональный настрой, способствуют созданию оптимального двигательного режима, повышению работоспособности и спортивной закалки детей. Во время праздников все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, играх-эстафетах, танцах, аттракционах, музыкально-ритмичных упражнениях с элементами аэробики. Спортивные праздники на свежем воздухе проводятся 1 раз в сезон, досуги ежемесячно, 3-4 раза в год проводятся спортивные праздники в бассейне.

Самые массовые и зрелищные - «День здоровья», «Спортивный парад выпускников», где участвуют дети, родители, педагоги, юные спортсмены ДЮСШ (выпускники нашего детского сада). В содержание праздников включены спортивные танцы, выступление детей со скакалками, лентами и мячами. Сюрпризы предваряют очередной номер праздника, выражают его главную идею и являются самыми веселыми моментами праздника.

Физкультурно - спортивные мероприятия внутри детского сада

Мероприятие

Количество детей

1. День знаний

2. «Разноцветные планеты»

3. «Путешествие в страну Неболейка»

4. «В гостях у Лунтика»

5. «Зимушка-зима – спортивная пора!»

6. «Богатырские состязания» (совместно с папами)

7. «Штурмуем вершины»

8. «Красный, желтый, зеленый»

9. «Веселые старты»

10. « День Нептуна»

11. «Веселая игралия»

12. «Спортивный парад выпускников»

13. Прогулки- походы на лесную полянку «Веселый рюкзачок» - 1 раз в сезон (совместно с родителями)

14. День здоровья (ежеквартально)

15. Форд «Боярд»

16. Театрализованные представления

с показательными выступлениями

юных спортсменов

17. «За здоровьем - всей семьёй»

Итого:

25 мероприятий в год

Физкультурное и спортивное оборудование МДОУ подобрано с учетом возрастных особенностей детей, для наиболее полного удовлетворения двигательных потребностей каждого ребенок, развития двигательных качеств и способностей.

В ДОУ имеются:

спортивный зал , площадью 48 кв.м., где проводятся

  • физкультурные занятия под руководством инструктора по физкультуре;
  • занятия спортивных кружков и секций, оздоровительных групп;
  • спортивные праздники, досуги

Где имеются:

  • беговые дорожки,
  • велотренажер,
  • станки для тренировки мышц рук и ног,
  • турники, перекладины, гантели, боксерская груша,
  • кистевые динамометры, шагомеры, секундомеры;

плавательный бассейн , площадью 60м², для проведения:

  • занятий плаванием под руководством инструктора по плаванию,
  • занятий спортивных кружков и секций, оздоровительных групп;
  • спортивных праздников, досугов.

Оборудование спортивного зала:

Спортивная площадка

  • беговая дорожка;
  • полоса препятствий;
  • площадка для игр в городки;
  • гимнастические лестницы, бумы;
  • прыжковая яма;
  • дуги для подлезания;
  • кольца-мишени;
  • баскетбольный щит;
  • выносной бассейн;
  • спортивные площадки для игр: футбол, волейбол, баскетбол, хоккей;
  • в зимнее время прокладывается лыжня, заливается каток

Бассейн

  • нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия;
  • мячи разных размеров;
  • плавательные круги;
  • спасательные жилеты;
  • очки для подводного плавания;
  • игрушки-забавы для малышей;

В группах в зонах двигательной активности имеетсяинвентарь и оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей: массажные коврики, роликовые тренажеры для ног, дорожки «здоровья» для хождения по неровной поверхности (пробки, галька, шишки, песок, канаты), мячи разных размеров, мячи хип-хопс, скакалки, кольцебросы, дартс, кегли, дидактические спортивные игры, инвентарь для спортивных игр (теннис, гольф, бадминтон, хоккей, футбол, волейбол, городки)

На каждом групповом участке имеются малые формы для активной двигательной деятельности: бревна, перекладины, лесенки вертикальные, лесенки-стремянки, кольца-мишени; игровое оборудование для развития двигательных способностей: паровозики, домики, машины, лодочки, летние бассейны.

В группах раннего возраста имеется оборудование для развития двигательной активности детей: качели, горка, тренажеры, дорожки «здоровья», оборудование для подлезания.

Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
-утренняя гимнастика (традиционная, игровая, сюжетная); -гимнастика после сна (разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, ходьба по массажным дорожкам); -Физкультурные занятия (игровые, занятия спортивного типа, сюжетные, физкультурно-познавательные, круговая тренировка); -физкультурные занятия на воздухе; - занятия плаванием в бассейне;-занятия в спортивных кружках и секциях;-подвижные игры; -спортивные игры и упражнения; -физкультминутки, пальчиковая гимнастика; -праздники, развлечения, физкультурные досуги; -закаливание.- индивидуальная работа по формированию основных видов движений; -самостоятельная двигательная деятельность детей в зонах двигательной активности и на прогулочных площадках;- рассматривание иллюстраций о спорте; -изготовление атрибутов к подвижным играм; - придумывание вариантов к знакомым подвижным играм; -дидактические и настольные игры. -индивидуальная работа; -настольные игры «Футбол», «Хоккей»; -чтение рассказов о спорте, спортсменах; -изготовление атрибутов к подвижным играм.-проведение совместных праздников, досугов, туристических походов-совместные занятия родителей и детей- работа клуба «За здоровьем – всей семьей»

Совместная работа с семьёй стала одним из важных направлений в деятельности ДОУ. Приоритетные ценности, на решение которых ориентировано проведение мероприятий с родителями – сохранение и укрепление здоровья детей, налаживание детско-родительских взаимоотношений, формирование культуры здорового образа жизни. Эффективными формами взаимодействия зарекомендовали наглядно – информационные (информационно-ознакомительные, информационно-просветительские), которые решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами по оздоровлению детей. Информационно-ознакомительные включают в себя:

Эпизодические индивидуальные посещения родителями секций, занятий;

Экскурсии и консультации для родителей детей, впервые пришедших в детский сад для знакомства с созданными условиями;

Открытые просмотры занятий в рамках дней открытых дверей, недели здоровья, которые проводятся с младшей группы 4 раза в год.

Праздники на свежем воздухе, в спортивном зале, в бассейне для детей с участием родителей;

Составление с привлечением родителей видеотеки о спортивных мероприятиях в ДОУ;

Выставки детских работ «Я сильный и крепкий», «У нас в бассейне здорово» и др. - это совместные работы педагогов и детей, родителей и детей с рисунками и рассказами;

Фоторепортажи, которые особенно привлекают внимание родителей и практикуются в группах с 2-3 лет. Они сопровождаются небольшими стихотворениями, краткой информацией для родителей.

Фотосессии детей старшего дошкольного возраста, выполняющих различные упражнения;

Совместные занятия детей и родителей;

Обмен опытом семейного воспитания по организации здорового образа жизни через газету, выпускаемую в дошкольном учреждении «Васильковое детство»;

Практикумы по профилактике плоскостопия, нарушения осанки;

Выступления в средствах массовой информации о значении занятий физической культурой для сохранения и укрепления здоровья детей (газета, телевидение). Информационно - просветительские формы взаимодействия направлены на обогащение знаний родителей об особенностях двигательной активности детей на определённом возрастном этапе, значении в жизни и укреплении здоровья ребёнка. Общение с родителями здесь не прямое, а опосредованное:

Информационные стенды, где представлены расписание занятий секций, информация о программах дополнительного образования, используемых в детском саду, а также игры и упражнения, которые можно проводить в домашних условиях;

Папки - передвижки, которые более подробно знакомят родителей с системой по оздоровлению дошкольников в процессе обучения детей.

За три последних года количество родителей, оценивающих свою компетентность по вопросам здоровьесбережения как достаточную, возросло с 42% до 74%,

активно участвующих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях ДОУ - с 35% до 71%.

На протяжении многих лет сотрудничаем с социокультурными институтами города.

В рамках преемственности ежегодно проводим игры – эстафеты, соревнования с учащимися первого класса СОШ № 4, 5 – выпускниками нашего детского сада, на которые приглашаем с показательными выступлениями детей – выпускников, посещающих спортивные секции в детско-юношеской спортивной школе.

Сотрудничество с городскими детскими спортивными организациями осуществляется на основе договора. Выпускники детского сада продолжают заниматься в спортивных школах, секциях, плавательных бассейнах (75%).

Формирование культуры здорового образа жизни, желание заниматься физкультурой и спортом у дошкольников невозможно без примера взрослых окружающих их. Поэтому сотрудники детского сада активно занимаются физкультурой и спортом. Команда детского сада ежегодно занимает призовые места в соревнованиях по волейболу среди образовательных учреждений города (2007г. – I место, 2008г.- II место, 2009г. – I место). Ежегодно сотрудники детского сада участвуют в соревнованиях по плаванию среди образовательных учреждений города (2007г. – III место, 2009г. – I место, 2010г. – II место). Один раз в сезон организуются поездки на спортивную базу «Елочка», коллективные выходы на природу со спортивными программами. Еженедельно проводятся занятия ритмической гимнастикой в спортивном клубе «Березка» инструктором по физической культуре Тарасова Ю.В.

Сложившаяся в дошкольном учреждении система физкультурно-спортивной работы, взаимодействие с родителями и социумом в данном направлении позволило сформировать у дошкольников и их родителей интерес к занятиям физкультурой и спортом, осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья, ведению здорового образа жизни.

Опыт работы инструктора по физической культуре

«Детский сад №257 Самоцветы»

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.

Здоровье детей связано с условиями их жизни, зависит от состояния здоровья их родителей, наследственности и даже профессии родителей. Поэтому укрепление здоровья детей, содействие их физическому развитию является особенно актуальным.В настоящее время ученые и врачи всех стран рассматривают физические упражнения и вообще движения как важное средство оздоровления организма и предупреждение заболеваемости.

В процессе работы с детьми я обратила внимание на то, что современные дети достаточно подвижны. Все моменты их повседневной жизни наполнены движениями. В то же время врачи и ученые всех стран доказывают, что уровень заболеваемости велик. Возможно причина их заболеваемости не в недостатке движения, а в неправильной организации двигательной активности, а также недостаточно сформированных знаниях о физической культуре среди детей и родителей.

Поэтому целью моей работы является формирование привычки к здоровому образу жизни у детей через различные формы работы. А предполагаемым результатом является – снижение уровня заболеваемости детей в группе. Для ее осуществления определила следующие задачи:

1. Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение. Формировать правильные навыки выполнения основных движений;

2. Развивать у детей гибкость, ловкость, быстроту, выносливость, силу, а также равновесие и координацию движений;

3. Поддерживать интерес к двигательной деятельности;

4. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни;

Для решения задач были созданы специальные условия: физкультурные уголки в группах, где сосредоточено стандартное и нестандартное оборудование (ребристые и профилактические дорожки, массажные коврики, кольца, кегли, и др.) Спортивная площадка на улице (дорожка здоровья, яма для прыжков в длину выносная мишень для метания и др.,)

Изучив начальные знания детей о здоровье человека, спланировала познавательные занятия для физкультурно- оздоровительного кружка

« Здоровячок» для детей старшего дошкольного возраста.

Для развития навыков движений и совершенствования физических качеств, провожу с детьми физкультурные занятия в зале и на воздухе, в зимнее время с выходом на зимний стадион. На занятиях использую различную мотивацию: «Маленькие спортсмены», «Олимпийцы». Неоценимую пользу для здоровья детей оказывают такие подвижные игры, как «Кот на крыше», «Мишка бурый», «Лев из камня» и «Черепашки ниндзя» др. Много интересных игр проводится с мячом, скакалкой и другими предметами. Подвижные игры благотворно отражаются на здоровье детей и общем развитии. Дети стали выносливее, лучше ориентироваться в пространстве, правильно прыгать на двух ногах, быстро бегать и ловить мяч.

Так же организую совместный с родителями праздник «День здоровья», «Папа может все», «Папа, мама, я-спортивная семья», « Моя мама лучше всех», где дети получают дополнительный заряд бодрости и здоровья, а также имеют возможность показать свои навыки.. Работаю в тесном контакте с семьей. Были проведены встречи-семинары «Здоровье детей в наших руках», «Игровые подражательные движения» в группе раннего возраста, «Двигаемся вместе», где порекомендовала родителям дополнительную литературу по оздоровлению детей. Родители делились семейным опытом по совместному отдыху вместе с детьми. Индивидуальные беседы с родителями помогли обратить их внимание на оздоровление своих детей. («Занимайтесь зарядкой», «Одевайтесь по погоде») и др. С целью изучения здорового образа жизни семей провела анкетирование среди родителей «Двигательный режим семьи». Анализ анкет показал, что количество семей, ведущих здоровый образ жизни, становится с каждым годом больше. Такая форма работы с родителями, как фотовыставка, позволяет наблюдать родителям работу инструктора по развитию двигательной активности детей. В ДОУ оформлен спортивный уголок «Спортивная жизнь», где размещаю дополнительную информацию по укреплению здоровья детей и др.) Физкультурные занятия совместно с родителями стали постепенно входить в нашу практику, способствовали гармонизации детско-родительских отношений, адаптировали родителей к совместной с ребенком двигательной деятельности. Это как раз тот момент, когда ребенок и родитель могут вместе общаться, сотрудничать, взаимодействовать. Именно в это время все внимание взрослого направлено на ребенка. Родителям предоставляется возможность понаблюдать за своим ребенком, что позволяет оценить результат своего воспитания. Совместные физкультурные занятия родителей с детьми являются актуальной и эффективной формой работы. Я разработала консультации и памятки для педагогов и родителей по физкультурно-оздоровительной работе с детьми:

«Как правильно организовать занятия физическими упражнениями дома»; «Гимнастика для глаз»; и др.

Самое главное для меня-что родители обратили внимание на собственных детей, а у ребят появился интерес к занятиям физической культурой. Таким образом, стало наблюдаться снижение заболеваемости. Совместная работа воспитателей, руководителя по физической культуре, психолога, музыкального руководителя и родителей привела к значительному улучшению отношений в коллективах родителей и детей. Большинство родителей отметили изменения в детях, которые стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, что отразилось на сплоченности всех членов семьи.

Хочу отметить тесное сотрудничество с психологом ДОУ. С ее подачи я применяю на своих занятиях психологию телесности. Это очень помогает преодолеть проблемы неуверенности детей в собственных силах и возможностях своего тела. Формирование произвольности движений основывается на использовании творческого воображения. Возникает так называемая “осмысленная” моторика. Эффект развития “осмысленной” моторики может быть усилен на индивидуальном занятии, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующим “лицами”.Например, работаю с ребенком, испытывающим существенные трудности при подбрасывании мячика одной рукой и попытке его поймать – другой. “Не получается? Ничего страшного, – говорю я ему. – Ты пока немножко отдохни, а руки пусть поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними. Дай им имена. Они сестры или подружки? Во что они любят играть? Сколько им лет – пять, шесть? ... Какие они умелые, ловкие! Похвали их, погладь. Они могут и тебя научить так здорово подбрасывать и ловить мячик...” Результат заключается в том, что эффект отдельной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, целостного психосоматического состояния, которое далее может воспроизводится в режиме двигательного саморазвития. Таким образом, междисциплинарные связи помогают мне решить свои профильные задачи. В сотрудничестве с воспитателями я осуществляю работу по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту.Каждый цикл завершается совместным досугом с родителями, где полученные знания и навыки демонстрируются детьми и закрепляются в играх и соревнованиях. Свою спортивную подготовку дети и их родители показывают на соревнованиях “Папа, мама и я – спортивная семья”.

В общении с детьми я создаю атмосферу доверия, доброжелательности и стимулирования творческой активности ребенка в двигательном самовыражении, поощряю стремление детей к оригинальности, но в пределах разумного. Учу их действовать рационально и адекватно в каждой определенной ситуации.Разъясняю ребятишкам, что порой от умения бегать, прыгать, лазить, правильно упасть может зависеть сохранность их жизни. Использую игровые проблемные ситуации, подвижные игры-задания, коллективное взаимодействие. Пропаганду физкультуры и спорта я веду не только на занятиях с детьми, но и примером собственной жизни. Я глубоко убеждена, что приверженности к здоровому образу жизни можно добиваться от воспитанников только тогда, когда сам ведешь таковой.

Я люблю спорт, свободу и красоту движений. С молодости верна физкультуре. Спорт культивировался в нашей семье, и я с детства была на спортивных дорожках вместе с родителями. Лыжи, коньки, катание на санках зимой, а летом бег помогали поддерживать хорошую спортивную форму и здоровье маме и папе, а мне весело и полезно проводить время с родителями.

Мой девиз: “Если не я, то кто? А, если я, то все за мной!” Среди коллег и родителей воспитанников у меня немало единомышленников.

Конечно, хотелось бы добиться стопроцентного участия сотрудников ДОУ в спортивном движении. И привлечь к участию в семейных соревнованиях большее, чем сейчас, количество родителей с детьми. Выпускники ДОУ посещают школьные кружки и городские спортивные секции. Имеют хорошие спортивные достижения.

Таким образом, я стремлюсь, чтобы работа инструктора по физической культуре в нашем детском саду не сводилась к набору неких показателей физического развития детей, а чтобы они полюбили спорт и движения на всю жизнь, так же, как и я. Чтобы дружба с физкультурой осталась полезной и приятной привычкой, а здоровый образ жизни оставался насущной потребностью и тогда, когда они станут сами мамами и папами.Твердо убеждена, что именно в детском саду надо формировать у ребенка отношение к физкультуре, именно как к культуре, владение которой позволяет человеку иметь чувство собственного достоинства и свободы.

Рассуждение инструктора по физической культуре ДОУ "Призвание - педагог"

Солодова Марина Дмитриевна - инструктор по физкультуре в МБДОУ «Детский сад №1 им. Ю.А. Гагарина» г. Анива, Сахалинская область.
Описание: раскрытие мотивации выбора профессии, отражение собственных педагогических принципов и подходов к образованию, смысл педагогической деятельности.
«Сердце отдаю детям»
Эти слова в качестве основополагающих в моей выбранной профессии я взяла у великого педагога-новатора В.А. Сухомлинского.

Я работаю в детском саду - инструктором по физкультуре. От меня зависит, какой «Багаж» знаний о здоровом образе жизни получат дети в результате общения со мной, как с педагогом. И если ребёнок с детства здоров душой и телом, то обязательно вырастит настоящим человеком, а физкультура и спорт помогут ему в этом.

Местом моей встречи с детьми является спортивный зал, в котором «Сердце я отдаю детям». Ребятам нужно тепло, внимание, осознание необходимости быть здоровыми. И если ты помогаешь им в этом, связь с ними становится многолетней.


Важную роль в выборе профессии сыграло моё увлечение спортом в подростковом возрасте, где я занималась лёгкой атлетикой, лыжными гонками, волейболом. Мне нравилось кататься на лыжах, бегать, прыгать, играть в спортивные и подвижные игры, принимать участие в различных спортивных соревнованиях. Были взлёты и падения, победы и поражения! Так пролетели одиннадцать лет! Настал момент мой выбора профессии и не задумываясь я пошла в САХГУ (Сахалинский Государственный Университет), на факультет физической культуры и спорта! Закончила с отличием его я. Помог мне в этом спортивный дух мой закалённый в спорте! В 2002 году пришла я в детский сад №1 им. Ю. А. Гагарина, и до сих пор тружусь там на благо всех ребят. И сейчас, работая инструктором по физкультуре в детском саду, я часто вспоминаю свои школьные годы.


Мне по-прежнему очень нравится играть с детьми в спортивные и подвижные игры, видеть их сияющие глаза, нравится доставлять детям удовольствие, с интересом и пользой удовлетворять их естественную потребность в движении. Я люблю свою профессию, я нашла своё призвание – призвание быть педагогом именно в детском саду.
Инструктор по физкультуре в детском саду, что же особенного в этой профессии?


Главное дело в моей профессиональной деятельности - сохранение, укрепление и приумножение здоровья детей. Ведь дети – наше будущее, а здоровый ребёнок – это самая главная ценность общества, залог его успешного развития!
Учу ребят я бегать, прыгать, лазать, думать и играть! И вместе с тем, спортивный дух свой закалять! Учу, чтоб шли по жизни здравыми, чтоб цель достигнута была, чтоб их победы окрыляли, а неудачи закаляли!!!


В результате, даже маленький успех ребёнка становится и моим успехом, а первые их победы на дошкольных спартакиадах – моими большими победами. Конечно не все мои воспитанники станут спортсменами, но уже сейчас важным моим результатом моей деятельности является то, что дети проявляют активность в познании физкультуры и спорта, способны общаться в детском коллективе, осознают потребность ведения здорового образа жизни, демонстрируют высокий уровень физической подготовленности.
Но результативность занятий по физкультуре с дошколятами проявляется не только в стабильном овладении ими определённых навыков и умений, разучивании движений и другое (хотя и это очень важный показатель). Об успешности работы говорит желание ребят снова и снова посещать занятия по физкультуре, радость, полученная от физических упражнений, желание вести здоровый образ жизни, заниматься спортом. Видеть счастливые и здоровые лица детей – это огромная награда для педагога!


Важным условием своей профессиональной деятельности считаю сотрудничество с родителями воспитанников.
Считаю, что укрепление здоровья ребёнка невозможно без участия родителей. Я твёрдо уверенна в том, что личный пример родителей для ребёнка убедительнее всяких аргументов, лучший способ привить ребёнку любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним! Дети обладают индивидуальным качеством: они подсознательно запоминают слова и поступки взрослых, даже копируют их выражения лица. Это можно с успехом использовать для развития у малыша вкуса к физической культуре. Малыш, ежедневно видя перед собой энергичных, спортивных и весёлых родителей, учится верить в себя и быть оптимистом. Мы должны помнить о том, что преодолеть жизненные трудности намного легче, если мы будем едины.


Я считаю - в работе нельзя останавливаться на достигнутом… нужно постоянно расти, как растут дети, пришедшие в детский сад. Когда в свой труд вкладываешь частичку души, всё светлое и доброе, что имеешь – вот тогда появляется возможность добиться высоких результатов.
Своё эссе хочу закончить словами из текста песни: «Возьми своё сердце, зажги его смело - отдай его детям, чтоб вечно горело! Для общего счастья, для общего дела!»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Радуга» г. Георгиевска

Опыт работы

Шульгина Я.О.

Инструктор по физической культуре

2016 год.

Я считаю, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а так же технологиям обучению здоровому образу жизни и коррекционным технологиям.

________________________________________________________

Яна Олеговна разработала перспективное планирование занятий по физической культуре для детей младших, средних, старших и подготовительных групп, систематизировала разнообразный дидактический материал. Педагогом накоплен «банк» подвижных игр, развивающих ловкость, быстроту и выносливость. Собраны комплексы лечебной гимнастики по коррекции и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата: плоскостопие и нарушения осанки. Собраны и систематизированы различные методы профилактики острых респираторных заболеваний и общего оздоровления детей.

Педагог постоянно осваивает инновационные методики и техники, которые он внедряет в свои занятия, технологии с использованием нестандартного оборудования

Обновлен и заново оформлен спортивный зал, пополнен спортивный инвентарь, создан информационно- текстовой стенд, в котором инструктор готовит тематические выставки по ознакомлению родителей и воспитателей с инновационными технологиями, предлагает им рекомендации по оздоровлению дошкольников и профилактические методы.

Яна Олеговна работает в тесном контакте с родителями, организовывая совместные праздники и развлечения для детей и родителей: спартакиада «Растим чемпионов», «Что мы знаем о природе?», «В стране веселых мячей».

Воспитанники Яны Олеговны умеют уверенно и активно выполнять основные элементы техники движений, порядковые упражнения и различные способы перестроения. Самостоятельно организовывают подвижные игры. Осваивают основные виды движения: бег, прыжки, ходьба, равновесие, метание, лазание, элементы спортивных игр. Результаты диагностики свидетельствуют о высоком физическом уровне развития детей, навыков нравственного поведения, физической и психологической готовности к обучению в школе.

Она является активным участником педагогических мастерских в дошкольном учреждении, и общегородских мероприятий .

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

Начиная работать по данной проблеме, мною была изучена методическая литература по оздоровительной работе в ДОУ. А так же рассмотрены основные задачи, средства и литература по физическому воспитанию дошкольников и пути решения, которые предлагаются разработчиками методических пособий по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

В течение нескольких лет физкультурно-оздоровительное направление является основным направлением моей работы. Я не ставлю перед собой цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.

Для успешного выполнения задач по здоровьесбережению я разработала программу по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ. В программе отображено:

Внедрение новых здоровьесохраняющих технологий в деятельность ДОУ (реализация программы по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ), элементы фитбол - гимнастики;

Использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

Использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.

Составила электронную картотеку мероприятий с детьми, педагогами и родителями, картотеку игр и упражнений различных форм двигательной активности, как дополнение к основной образовательной программе воспитания и обучения в детском саду. Материалы из опыта работы были опубликованы на международном интернет форуме педагогических работников «МААМ. RU ».

Кроме основной комплексной программы педагоги пользуются парциальными программами и методиками: Л. И. Пензулаевой «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста», Л. И. Пензулаевой «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 и 5-7 лет», С. Я. Лайзане «Физкультура для малышей», валеологической программой Н. В. Козлова «Я - человек», авторской программой К. К. Утробиной «Занимательная физкультура».

Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников в дошкольном учреждении имеется спортивный зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием, физкультурные уголки в группах, которые созданы с учётом возрастных особенностей детей. На прогулочных участках детского сада имеется спортивное и игровое оборудование, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.

В каждой группе созданы зона двигательной активности и зона уединения, в приёмной оборудованы уголки здоровья с информацией для родителей. Во всех группах есть уголки природы. Они создают домашнюю, уютную обстановку и комфортную, развивающую и здоровьесохраняющую для детей атмосферу.

Ежегодно три раза в год для выявления физического развития детей в ДОУ провожу мониторинг с использованием программно-технологического комплекса (ПТК) – это компьютерная программа предназначенная для решения учебноаналитических, прогностических и информационных задач связанных с управлением образовательной деятельности в ДОУ. Программа нацелена на осуществление анализа реального результата образовательного процесса, помогает увидеть динамику развития каждого ребенка по основным признакам: социальному, познавательному, эстетическому и психофизическому.

Анализируя результаты мониторинга выяснилось, что дети испытывают «двигательный дефицит» из-за слабого физического развития детей при поступлении в детский сад, в связи с чем задерживается возрастное развитие всех физических качеств. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет осанки. Поэтому я пришла к выводу, что для полноценного физического развития детей необходимо использование здоровьесохраняющих технологий и здоровьеукрепляющих приемов, которые должны способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.

Анкетирование родителей детей, посещающих детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадешь, посиди»), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Мною разработана «электронная копилка» мероприятий в целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, дни открытых дверей, папки-передвижки, беседы. Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни, как ценности, а так же в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка, привлечении родителей к участию в различных формах совместной деятельности: физкультурных досугах и праздниках.

Для успешной работы по приобщению родителей и педагогов к ЗОЖ, разработана программа по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ, в которой отражена перспектива здоровьесохраняюющей деятельности на пять лет.

Всю работа по физическому воспитанию детей строю с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики. В этих целях в ДОУ на каждого ребенка оформляю индивидуальные карты. Обработка данных позволяет выделить детей для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений. Это позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Я выделяю группы здоровья вновь прибывших детей, определяю уровень физических качеств детей, произвожу антропометрические замеры. В наше дошкольное учреждение приходят дети в основном со II и III группой здоровья и имеющие различные патологии. Проанализировав факты, я выявили противоречие между необходимостью формирования осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и отсутствием в ДОУ разработанной целостной системы физкультурно-оздоровительной работы, основанной на современных оздоровительных технологиях и учитывающей местные условия, так и необходимость внедрения нетрадиционных подходов к работе с детьми.

Построенная мною образовательная деятельность предполагает проведение цикла бесед с дошкольниками: о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. Забота о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесохраняющих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

Пальчиковую гимнастику начинаю проводить с младшего возраста, индивидуально и с подгруппой, в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. У детей дошкольного возраста довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они и здоровы и чтобы повысить работоспособность коры головного мозга, улучшить артикуляционные движения, подготовить руку к письму необходимо систематически тренировать движения пальцев и всей кисти рук, которые выступают важнейшим фактором в развитии ребёнка. Наиболее часто использую в работе пальчиковой гимнастики стихотворный ритм, который помогает поставить правильное дыхание, развить речевой слух. Особенно нравится детям такая гимнастика, как: «Дом и ворота», «Гости», «Кто приехал?».

Исследования показывают, что 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно. Одно из самых распространённых заболеваний современности – близорукость. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования использую специальную гимнастику для глаз. В своей работе применяю ряд различных игровых упражнений по методике профессора В.Ф. Базарного. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояние в другое, что способствует несформированности нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна с детьми провожу специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.

В содержание утренней гимнастики включаю различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Детям предлагаю упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.

Гимнастика пробуждения выполняется лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения, сопровождающиеся текстом, который им особенно нравится («Киски просыпаются», «Крабик», «Змейка»). После гимнастики дети проходят по ребристой или массажной дорожке здоровья, что усиливает оздоровительный эффект. Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение в легких, деятельность сердечно - сосудистой системы, укрепляет мышцы спины, стопы, повышает концентрацию внимания.

В своей практике обучения систематически применяю двигательные игры-разминки, которые позволяют снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом и телесном уровнях. Это в свою очередь способствует формированию и укреплению адаптивных механизмов.

Двигательные игры-разминки проводятся в начале, середине или конце непосредственно организованной деятельности, по мере утомляемости детей, продолжительностью 3-5 минут, в зависимости от возраста. Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой, их основная задача - позволить ребёнку сменить позу, задействовать не включившиеся в процесс деятельности мышцы, расслабить работавшие. А короткая, но интенсивная нагрузка приведёт лишь к обратному эффекту – к дополнительному утомлению и к тому уже уставших детей. Рекомендуется проводить для всех детей в качестве профилактики утомления плавные «растягивающие» движения, которые снимают мышечное напряжение, повышают уровень психической и работоспособности, именно поэтому в начале разминки уделяется большое внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела. Это способствует оптимизации газообмена и кровообращения, вентиляции всех участков лёгких, а также общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Анализ за последние три года показал, что динамика заболеваемости в детском саду снизилась, о чем свидетельствует сравнительный анализ ПТК. Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, образовательная деятельность сочетается с выполнением дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесохраняющими технологиями.

Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных мною мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако я не останавливаюсь на достигнутом уровне. Мой творческий поиск продолжается и сегодня. В 2016-2017 учебному году организовала работу оздоровительного кружка для детей дошкольного возраста «Школа фитбола».

Новое на сайте

>

Самое популярное