Домой Картофель Как правильно разделать человеческое тело. Старинный рецепт приготовления человека. Иссеи Сагава,съел любимую девушку

Как правильно разделать человеческое тело. Старинный рецепт приготовления человека. Иссеи Сагава,съел любимую девушку

Берлинская полиция арестовала Люку Рокко Маньотту (Luka Rocco Magnotta), канадца, обвиняемого в убийстве и расчленении китайского студента. По некоторым сообщениям, Маньота съел часть тела жертвы. За последние две недели случаи каннибализма имели место во Флориде, Мэриленде и Швеции. На что похожа человечина?

На телятину. В своей книге 1931 года «Пути джунглей» американский путешественник и журналист Уильям Бюлер Сибрук (William Buehler Seabrook) дает самое подробное в истории письменное описание вкуса человеческого мяса. Сибрук отмечает, что в сыром виде человеческое мясо выглядит как говядина, но менее красное, с бледно-желтым жиром. Поджаренное же мясо становится сероватым, как это случилось бы с ягненком или телятиной, и пахнет как приготовленная говядина. Что касается вкуса, Сибрук пишет, что мясо было почти как «хорошая, полностью раскрывшаяся телятина, так что я думаю - никто с нормальной, обычной вкусовой чувствительностью не смог бы отличить его от телятины».

Есть основания сомневаться в правдивости отчета Сибрука. Он путешествовал по Западной Африке, чтобы узнать о людоедстве от племени геро, но затем признал, что недоверчивые представители племени никогда не позволяли ему следовать их традициям. В своей автобиографии Сибрук заявляет, что получил тело недавно скончавшегося пациента французской больницы, а затем приготовил его на вертеле. Его описание процесса поедания человека в «Путях джунглей» основывалось на опыте, полученном не в Западной Африке, сказал он, а в Париже.

Невзирая на сомнения в правдивости, описание Сибрука - по-прежнему самое цитируемое, поскольку другие высказывания на эту тему делаются психопатами - например, серийным убийцей Карлом Денке (Karl Denke) или немецким убийцей Армином Майвесом (Armin Meiwes) - и потому заведомо ненадежны.

Деталь, сохраняющаяся во всех описаниях - очевидный факт, что мясо маленьких детей более нежное, чем у взрослых, потому что выработка коллагена с возрастом прогрессирует. Некоторые говорят, что мясо ребенка по текстуре напоминает рыбу. Кроме того, каннибалы заявляли антропологам, что человечина - сладкая, горькая, нежная, жесткая и жирная. Вариации могут объясняться разными способами приготовления. Многие племена едят мясо умерших людей лишь после того, как оно слегка подгниет. Жарка и тушение преобладают - некоторые племена готовят его с острым перцем и другими приправами. Сообщается, что представители центральноафриканского племени азанде снимают жир с куска тушеного человеческого мяса, чтобы позже использовать его как приправу или как топливо для фонарей. Каннибалы Южно-Тихоокеанского региона заворачивали куски человечины в листья и готовили их в яме. Суматранские людоеды раньше подавали убитых преступников с солью и лимоном.

В XV-XVI веках среди алхимиков была очень популярна идея о создании гомункула - искусственного человека - посредством алхимического процесса. Пытался вырастить своего гомункула и Парацельс. И хотя сам он утверждал, что добился в этом деле успеха, нет ни одного свидетельства, подтверждающего сей факт.

Не слишком убедительно выглядят и доказательства одного из его последователей, графа фон Кюффштейна, вырастившего якобы целый десяток гомункулов. Впрочем, стоит ли придираться? В конце концов, есть признанные авторитеты, которые не считали зазорным принимать их слова на веру. Спустя три века после Парацельса Иоганн Гете написал драму "Фауст", герой которой создает живого маленького человечка - гомункула. А раз так, то почему бы нам хотя бы не заинтересоваться, как же это делается?

В своем трактате "De Natura Rerum" Парацельс написал: "Человеческие существа могут появляться на свет без естественных родителей". Он был уверен, что эти "существа" могут расти и развиваться, будучи созданными без участия мужского и женского начал. Великий "зазнайка" утверждал, что человека можно создать искусственным путем, для чего достаточно лишь вмешательство опытного алхимика.

Итак, для "приготовления человека" - гомункула - потребуется воздухонепроницаемая склянка, сперма и... конский навоз. (Сперма - главный ингредиент в этом рецепте. Для получения результата яйцеклетка не нужна. Помещаем сперму в склянку, закапываем в навоз и... идем за помощью к знакомому алхимику - без него никак нельзя, ведь только он может заставить субстанцию ожить и начать двигаться.

Через сорок дней органическое содержимое бутыли приобретет форму и черты человека, правда, лицезреть это чудесное превращение сможет опять-таки только алхимик, для всех прочих - непосвященных - "полуфабрикат" гомункула будет невидим. Впрочем, расстраиваться рано. Запаситесь терпением и в течение последующих сорока недель содержите невидимку при температуре утробы кобылицы и щедро питайте его "человеческой жизненной силой", то бишь кровью.

В результате вам явится во всей своей красе гомункул - совершенное человеческое дитя, которое если чем и будет отличаться от рожденного женщиной, то только своими крошечными размерами. А что с ним делать дальше? Если верить Парацельсу, то "его можно вырастить и воспитать, как и любого другого ребенка, пока оно не станет старше и не приобретет разум и интеллект и не будет в состоянии само заботиться о себе".

Вы улыбаетесь? Большей глупости вам слушать не доводилось? Так-то оно так, но все же не торопитесь освистывать доктора Гогенгейма. В конце концов из этой его "бредовой" затеи выросло нечто более важное - метод оплодотворения "in vitro" ("из пробирки"), благодаря которому многие люди наконец обрели долгожданного ребенка.

"Пророчествующие духи"

Как бы там ни было, опыт Парацельса, пусть и неудачный, взволновал многие умы, так что последователей у него было достаточно. В 1873 году в Вене вышла книга некоего доктора Эмиля Безецны "Сфинкс", в которой любопытные читатели при желании могли найти несколько интересных описаний "духов",- произведенных графом Иоганном Фердинандом фон Кюффштейном в Тироле в 1775 году. Источником этих описаний являлся дневник Джаспера Каммерера, служившего у графа в почетной должности дворецкого и ассистента. Именно благодаря его откровениям нам теперь доподлинно известно, что на службе у фон Кюффштейна было десять гомункулов, или, как он их называл, "пророчествующих духов", которые жили в бутылях, наполненных водой. Эти самые "духи" были созданы за пять недель совместных усилий самого графа фон Кюффштейна и итальянского мистика аббата Гелони. Каждый из гомункулов получил свое имя - одного назвали "королем", второго - "королевой", третьего - "рыцарем", четвертого - "монахом", пятого -"монахиней", шестого - "архитектором", седьмого - "рудокопом", восьмого - "серафимом". А девятый и десятый "духи" были известны как голубой и красный.

Прекрасен ликом дух голубой

Бутыли, в которых содержали гомункулов, были закрыты с помощью бычьих пузырей и некой магической печати. Надо сказать, что "духи" были совсем небольшого роста - всего 23 сантиметра, что очень расстраивало их создателя фон Кюффштейна.

Желая, чтобы они выросли побыстрее, граф поместил их в еще более крупные бутыли. Потом зарыл их в кучу лошадиного навоза и чуть ли не собственноручно каждый день обрызгивал ее некоей жидкостью. После всех этих процедур навоз начал бродить и испускать пар, как будто согреваемый подземным огнем. Граф решил, что пришла пора вынимать бутыли на свет Божий, ему не терпелось посмотреть, насколько подросли его "крошки". Что ж, обнаружилось, что гомункулы и в самом деле здорово прибавили в росте - достигли целых 35 сантиметров, к тому же у особей мужского пола выросли бороды и ногти.

Аббат Гелони снабдил всех "духов" подходящей одеждой - согласно их рангу и достоинству. Только синему и красному "духу" по причине бестелесности одеяния не досталось. Они вообще были не видны человеческому глазу. Когда аббат ударял по печати на горлышке, вода в бутыли окрашивалась в голубой (или, соответственно, фасный) цвет, а "духи" показывали лица. Лицо голубого "духа" было прекрасным, а лицо красного "духа", напротив, производило ужасающее впечатление.

Граф кормил своих подопечных раз в четыре дня неким розовым веществом. Раз в неделю бутыли наполнялись чистой дождевой водой. Смену воды производили очень быстро, поскольку, когда "духи" оказывались на воздухе, они теряли сознание. Рацион красного "духа" включал еженедельный глоток крови цыпленка, причем кровь исчезала в воде тут же, не успевая даже окрасить ее. Кстати, воду ему меняли с завидной регулярностью - раз в два или три дня, причем каждый раз, когда бутыль открывали, вода в ней становилась темной, мутной и распространяла запах тухлых яиц. Голубому "духу" оставалось только мечтать о подобном обращении - его бутыль всегда была запечатана, а потому он ничего не ел и всю свою жизнь прожил в одной и той же «водной среде».

Печальная участь

Зачем же графу понадобились гомункулы? Все очень просто. Бутыли с "пророчествующими духами" приносили в помещение, где встречались члены масонской ложи, председателем которой был сам фон Кюффштейн. Во время собраний "духи" предсказывали грядущие события, и почти всегда их пророчества сбывались. Они знали самое сокровенное, но каждый из них был знаком лишь с тем, что относилось к его званию: например, "король" мог говорить о политике, "монах" - о религии, "рудокоп" - о минералах. Только голубой и красный "духи" знали все.

По несчастной случайности сосуд, в котором содержался "монах", упал на пол и разбился. Бедный гомункул умер после нескольких мучительных вдохов, несмотря на все усилия графа спасти его. Попытка произвести такого же, предпринятая графом в одиночку без помощи аббата (который незадолго перед тем уехал), привела к неудаче. Графу удалось создать лишь маленькое существо, слабо напоминающее пиявку, которое вскоре умерло.

А "король" так и вовсе распоясался: сбежал из своей бутыли, которая не была как следует запечатана. Когда его нашел дворецкий, "король" сидел на верху бутыли, в которой содержалась "королева", и пытался освободить ее. На зов прибежал граф, после непродолжительной погони поймал беглеца, который из-за длительного пребывания на воздухе уже был близок к обмороку, и вернул его в бутыль.

По-видимому, в последующие годы граф фон Кюффштейн начал беспокоиться о спасении своей души, проснувшаяся совесть все настойчивее требовала его избавиться от гомункулов, что он после недолгих колебаний и сделал.

И невозможное возможно

Правда это или нет - теперь уже не выяснить. Впрочем, главное в том, что сама мысль о создании человека внеполовым путем перестала быть кощунственной. Во всяком случае, в XIX веке немецкий химик Юстус Либих предполагал, что когда-нибудь химия непременно создаст органические вещества искусственным способом. А Якоб Молешотт - известный немецкий физиолог и философ, живший в том же XIX веке, - пошел еще дальше: он уверял, что в состоянии создать условия, в которых могут быть произведены органические формы.

В Риме, на одной из площадей, сегодня можно найти большой камень, на который нанесены какие-то непонятные знаки. Говорят, что эти письмена не что иное, как зашифрованная формула создания искусственного человека - гомункула.

Вы знаете, у каумаче есть уникальный продукт питания – белый человек. Каких только изумительных блюд не придумали они за сравнительно небольшой промежуток времени, с тех пор как вступили в первый контакт с белым человеком и обогатили свой рацион столь незаменимым продуктом.

Кулинарная история белого человека развивалась стремительно.

Как произошло первое знакомство c каумаче неизвестно. О характере этой встречи можно судить лишь исходя из сохранившейся по сей день традиции каумаче, хотя бы раз в год, но отведать мясо белого человека сырым. Желательно, чтобы тот был только что умерщвлён, и ни с чем несравнимый вкус человечины дополнялся солоновато-металлическими нотками свежей крови.

В следующие годы охота на белого человека сделалась очень популярна у каумаче и приобретала всё больший масштаб, что не могло не обеспокоить самих белых людей. Когда невероятный размах охоты стал очевиден, от каумаче в жёсткой форме потребовали прекратить подобный промысел, угрожая применением военной силы. Вскоре конфликт был улажен. Это произошло по двум причинам. Во-первых, военная интервенция была невыгодна правящей элите. Во-вторых, каумаче поразительно быстро согласились отказаться от человечины. Впрочем, впоследствии выяснилось, несмотря на то, что они действительно прекратили охотиться на людей, это не мешало им регулярно питаться человеческим мясом. Дело в том, что по древнему обычаю каумаче, любое соглашение, даже скреплённое священной клятвой на крови, недействительно, если клянущийся находился под воздействием реуоте*. А в дальнейшем каумаче клялись на крови, что вся делегация по случайному стечению обстоятельств находилась под воздействием реуоте. Это обстоятельство позволило обойти главный пункт договора, запрещающий употребление человеческого мяса, и отказавшись от охоты, каумаче занялись разведением белого человека.

С этого времени белый человек стал поистине незаменимым продуктом в рационе питания каумаче.

Лишившись азарта и очарования охоты, взамен каумаче тайно наладили целую отрасль производства. Изучив повадки белых людей, они обнаружили, что те имеют способности, а главное непреодолимую тягу к размножению. Эта страсть человека к репродукции, даже в условиях неволи, при разумной корректировке позволила каумаче в короткие сроки организовать огромное количество ферм. Из скудных запасов живых людей, имевшихся у них в момент заключения договора об отказе от человечины, каумаче смогли вырастить целую популяцию кормового белого человека.

Конечно, не обошлось без трудностей. Первоначально выведенные в неволе детёныши содержались вместе с родителями, и те, понимая безвыходность положения, часто убивали своих детей, а затем и себя раньше времени. Да, это по-прежнему было мясо белого человека, но в такой ситуации ущерб претерпевали проекты планомерного разведения. В дальнейшем каумаче научились выращивать детёнышей белого человека без участия взрослых особей, забирая и изолируя их сразу после рождения. В таком случае они теряли большую часть своих коммуникативных навыков, но приобретали при должном уходе поистине исключительные вкусовые качества.

Готовить человечину каумаче научились разными способами. Прежде всего стоит сказать о традиционном поедании сырого белого человека и добавлении его мяса в разные блюда. И всё же основным методом приготовления стала термическая обработка. Любители экзотики научились использовать гейзеры, способные обварить тушу средних размеров за несколько часов, а так же жаркий климат, благодаря которому, оставленное на пару дней мясо приобретало особый насыщенный сладковатый вкус и характерный густой аромат.

Однако большинство каумаче всё же предпочитают готовить белого человека дома. В многочисленных рецептах нашли применение практически все части человека, непригодными в пищу считаются лишь роговые пластины и волосяной покров, удаляемые при свежевании туши. Из варёных костей получается желеобразная масса, сдобренная пряностями, она превращается в любимое многими каумаче сытное кушанье. Внутренности белого человека, перемолотые в однородную нежную массу, являются как самостоятельным блюдом – питательной похлёбкой, так и незаменимым ингредиентом разнообразных соусов и муссов. Деликатесами считаются: глаза, губы, язык, гениталии и женские молочные железы. Мозги белого человека – особое лакомство. Поедание мозгов - самая приятная часть чемгуйсе, так называемой «трапезы с человека»**.

Но главной ценностью белого человека остаётся мясо. Традиционно в кулинарии каумаче используется мясо взрослых особей, желательно, обладающих внушительной жировой прослойкой. Хотя мясо детёнышей более нежное, а волосяной покров ещё слабо развит, что упрощает процесс обработки и приготовления, использование его в пищу не выгодно экономически. Поэтому для устроения трапезы с человека, а так же в подавляющем большинстве блюд каумаче применяют взрослого белого человека.

Если разговор заходит о кухне каумаче, нельзя обойти стороной излюбленное лакомство знати – человеческого эмбриона. Думаю, не стоит объяснять, почему этот продукт могут позволить себе лишь состоятельные члены общества. Извлечённый из самки белого человека плод, часто едят сырым, а из блюд, в которых используется подобный ингредиент, можно отметить следующее: эмбрион обжаривается таким образом, чтобы внутри он оставался немного сыроватым. Если зародыш извлечён на ранних сроках, то можно попробовать взболтать несколько плодов в однородную массу и затем также зажарить.

Возвращаясь к спорам вокруг употребления в пищу человечины, стоит сказать, что, в конце концов, обман каумаче был раскрыт. Казалось, вооружённое столкновение неизбежно, но человеческая цивилизация к этому времени достигла такого уровня культурного развития, что противоречия удалось разрешить дипломатическим путём. Каумаче доказали недействительность предыдущего договора, отстояв правомерность древнего обычая, и добились признания традиции употребления в пищу человеческого мяса неотъемлемой составляющей своей культуры. Немало споров велось вокруг этой проблемы, правозащитные организации раскололись на два непримиримых лагеря, но в итоге прогрессивная часть человечества одержала верх, и за каумаче признали право разводить белого человека и употреблять реуоте во время религиозных обрядов. Но охота так и осталась под запретом. Впрочем, если верить слухам, среди каумаче до сих пор бытует мнение, что белого человека следует не выращивать на ферме, а добывать своими силами на охоте.

Чушь! Каумаче давно прекратили охоту.

А я говорю – правда.

Я тоже полагаю, что подобные слухи имеют под собой реальную почву. В последней работе Мойреса*** упоминается эта сверхъестественная страсть к охоте на белого человека. И заметьте, только на белого, другие расы не подходят, каумаче искренне верят, что разница между ними огромна и только белый человек обладает уникальными вкусовыми качествами, делающими этот продукт столь любимым на Каумачеан.

Кстати сказать, я слышал, что на Земле человек доминирует в пищевой цепи, с небольшими оговорками на мифические микроорганизмы. И очень похожий, на описанный вами ранее, фокус, они проделывают с яйцами вместо эмбриона.

Да, человечество интересная и вполне разумная популяция...

Была. Следует говорить "когда-то была разумная популяция", ведь после того, что они устроили их нельзя назвать ни разумными, ни популяцией.

*Реуоте – растение, обладающее наркотическими свойствами и используемое каумаче в культово-церемониальных целях.
**Трапеза с человека – особый вид трапезы, когда на одного каумаче приходится весь набор блюд, которые можно приготовить из одного белого человека.
***Урхар Мойрес – видный ломазийский философ и антрополог, автор таких трудов, как "Человек, куда ты идёшь?", "Человек, что ты делаешь?", "Человек, сколько можно?", "Человек, хватит уже!", "Человек разумный, но иррациональный." и другие.

В человеческой цивилизации каннибализм является одним из величайших табу. Но есть несколько человек, которые попробовали человеческую плоть, и некоторые из них поделились своими мыслями о том, какова человечина на вкус.

10. Артур Шоукросс

В 1972 году в Уотертауне Артур Шоукросс убил мальчика и девочку. За это преступление его отправили в тюрьму но, отбыв 15 лет, он вышел на свободу. В 1988 году Шоукросс переехал в Рочестер, штат Нью-Йорк, там он и поставил свой рекорд. Вскоре после переезда, Шоукросс начал убивать проституток. Прежде, чем его поймали, он совершил 11 убийств.

После возвращения в тюрьму Шоукросс начал хвастаться отвратительными вещами, которые он делал со своими жертвами, в том числе он рассказал про несколько случаев каннибализма. По словам Шоукросса, впервые он попробовал человеческое мясо во время службы во Вьетнаме, где он выследил в джунглях двух женщин, убил их, и съел. Правда, нет никаких доказательств того, что это правда. Он также утверждал, что съел гениталии четырех проституток и сердце 10-летнего убитого им мальчика. К этому времени тела убитых успели так сильно разложиться, что его слова было невозможно проверить. Установлено лишь только то, что они были ужасно изуродованы.

По словам Шоукросса, человеческое мясо на вкус похоже на подгоревший край хорошо прожареной свинины. В своих письмах писателю Кристоферу Берри-Ди Шоукросс повторяет, что человеческая плоть на вкус как свинина, и предлагает подумать об этом людям, когда они собираются съесть кусок ветчины, беконы или сочную свиную отбивную.

9. Питер Брайан

Долгая история насилия Питера Брайана началась с того, что владелец магазина, где он работал, уволил Брайана за кражу. В ответ Брайан забил до смерти молотком его 20-летнюю дочь, а затем попытался покончить жизнь самоубийством, прыгнув с балкона. Брайан был признан психически больным, и в 1993 году он был помещён в закрытую психиатрическую лечебницу с максимально строгим режимом.

Девять лет спустя режим был смягчён и Брайана перевели в другую больницу, где он вскоре получил разрешение на выход в город без присмотра. В ту же ночь он покинул больницу, отправился на квартиру 43-летнего Брайана Черри и избил его до смерти молотком. Затем, используя пилу и несколько ножей, Брайан ампутировал руки и правую ногу Черри. Когда прибыли полицейские, они обнаружили, что мозг убитого уже находился на сковороде.

Брайан сказал, что он приготовил мозг в маргарине, что он попробовал и, по его мнению - оказалось «действительно вкусно». Он добавил, что также попробовал мясо из ноги и руки убитого Черри, и что на вкус оно оказалось как курица.

После ареста Брайан был помещён обратно в психиатрическую лечебницу. Там он в 2004 году убил другого заключенного. По словам Брайана, он хотел съесть убитого, но у него не было времени приготовить его.

8. Александр Селвик Венгшол

В 2010 году 21-летний норвежский студент и художник Александр Селвик Венгшол перенёс операцию по замене бедренной кости на имплантат. Операция была необходима, так как из-за врожденного дефекта Александр всю жизнь был прикован к костылям и инвалидной коляске. Венгшолу удалось убедить своего врача, чтобы после операции тот позволил ему забрать с собой удалённую кость. Венгшол ещё сам не знал, зачем она ему, но предполагал как-то её использовать в своём творчестве.

Когда Александр после операции вернулся домой, он бросил кость в кипяток, чтобы очистить от остатков мяса. Внезапно поняв, что это уникальная возможность, он решил попробовать клочок плоти и пришёл к выводу, что «это вкусно». После этого из оставшегося на кости мяса он приготовил закуску. Он разложил на блюде горстку мяса и запечённый картофель, довершив ужин стаканом вина. По словам Венгшола, «Это был вкус диких баранов, как если бы вы приготовили овцу, которая пасётся в горах и ест грибы. Это явно была козлятина».

7. Тобиас Шнеебаум

Тобиас Шнеебаум был американским художником, который в 1955 году получил грант по Программе Фулбрайта на изучение искусства Перу. Он добирался туда из Нью-Йорка автостопом. По пути он услышал о племени аракмбут, которое жило в джунглях и охотилось при помощи лука и стрел. Решив, что это интересно, он отправился их искать. Хотя племя имело репутацию жестоких воинов, они приняли Шнеебаума, который был в восторге от того, что в племени процветал гомосексуализм, ведь в Нью-Йорке за это преследовали. Вскоре он решил остаться с ними на всю жизнь.

Всё изменилось после того, как он был приглашен на «охоту». Воины племени напали на другую деревню и убили шесть человек. После резни они зажарили некоторые из органов врагов, танцуя вокруг костра. Шнеебаум испугался, но в конечном итоге был вынужден присоединиться к танцу. Потом начали раздавать куски человеческого мяса, и Шнеебаум съел предложенный кусок. После произошедшего он решил покинуть племя и, в конечном итоге, распрощался с перуанскими джунглями.

Книга мемуаров Шнеебаума «Keep The River On Your Right» стала культовой. Он, как правило, избегает вопросов о вкусе человеческой плоти, объясняя, что он был слишком взволнован в тот момент, чтобы запомнить вкус, и он не хочет, чтобы люди думали о нём, как о каннибале. Тем не менее, однажды он упомянул, что по вкусу мясо напоминало свинину.

Омайма Нельсон родилась в Египте и переехала в Соединенные Штаты, желая стать моделью. В 1991 году она встретила 56-летнего Уильяма Нельсона и через два месяца они поженились. Брак не был счастливым, позднее Омайма обвиняла мужа в избиении и изнасиловании. Всего через три недели после свадьбы во время ссоры она убила мужа. В попытке уничтожить улики Омайма расчленила его тело, зажарила руки и сварила голову.

Убийство стало выглядеть ещё более странно, когда оказалось, что Омайма вырезала ребра из тела убитого мужа, покрыла их соусом барбекю и приготовила «как в ресторане». По словам психиатра, Омайма рассказала ему, что когда она откусила кусок мяса с ребра, то восторженно вскрикнула: «Это так мило, это так вкусно… мне это нравится!»

Когда Омайма попросила своего друга помочь ей избавиться от тела, тот позвонил в полицию. В конечном итоге она была признана виновной в убийстве второй степени и приговорена к пожизненному заключению. Позже она заявила, что не ела мужа, но это случилось, когда она подавала ходатайство на условно-досрочное освобождение, которое не применяется в отношении лиц, осужденных за каннибализм.

5. Джеффри Дамер

Джеффри Дамер, людоед из Милуоки, который разгуливал по городу в период между 1978 и 1991 годами убил 17 человек. Дамер никогда открыто не говорил о каннибализме, но после ареста он немного обсудил это с сотрудниками ФБР. Он рассказал, что отрезал куски мяса, как правило, от бицепса или бедра, или брал некоторые внутренние органы. Затем мясо или органы он нарезал на крохотные кусочки и поджаривал на сковороде.

На вопрос о вкусе мяса Дамер ответил, что оно было похоже на филе миньон, вырезанное из тонкого края говяжьей вырезки. Это считается самым нежным срезом говядины и этот кусок часто называют «королём стейков».

Дамер был приговорён к пожизненному заключению в феврале 1992 года и убит сокамерником два года спустя.

4. Уильям Сибрук

Уильям Сибрук, репортёр New York Times, прославился благодаря своим книгам о необычных путешествиях. Одна из его самых известных работ - опубликованная в 1931 году называется «Дороги джунглей». В книге подробно описывается поездка по Западной Африке, где он столкнулся с племенем гуере, в котором было принято ритуально потреблять плоть недавно умерших соплеменников. Из любопытства Сибрук решил попробовать, каково человеческое мясо на вкус.

Есть две разных истории о том, как Сибрук попробовал человеческое мясо. По словам самого Сибрука, а точнее по тому, что он описал в «Дорогах джунглей», он просто вступил в племя гуере. Другая история утверждает, что этого не произошло, и что на самом деле Сибрук совершил акт каннибализма уже по возвращении во Францию, где он убедил интерна из больницы отрезать ему кусок от свежего трупа.

Независимо от того, как он получил мясо, Сибрук, вероятно, был подлинным каннибалом и он подробно описал его вкус. «Это напоминало телятину, не молодую, но ещё не говядину. В то же время оно не похоже ни на одно мясо, которое я когда-либо пробовал. Но всё же это настолько близко к телятине, что, я думаю ни один другой человек с обычной, нормальной чувствительностью не смог бы их различить».

3. Хорхе Негромонте Да Силвейра

В апреле 2012 года бразилец Хорхе Бельтрао Негромонте да Силвейра, его жена, Изабель Кристина Пирес, и его любовница, Бруна Кристина Оливейра да Силва, были арестованы по подозрению в убийстве бездомной женщины. После заключения под стражу они признались в убийстве ещё двух молодых женщин. Во всех трёх убийствах трио расчленяло тела и продавало мясо.

Во время допроса да Силвейра сравнил человеческое мясо по вкусу и по консистенции с говядиной. Так как это мясо было похоже на говядину, группа Силвейра имела три разных рецепта для его приготовления. Первым было мексиканское рагу, для приготовления которого мясо кипятят на медленном огне. Вторым вариантом было бразильское блюдо на основе маниоки, известное как macaxeira. Но самыми популярными были традиционные бразильские мясные пироги, которые трио часто продавало ничего не подозревающим соседям.

Да Силвейра дали 23 года тюрьмы, а его жена и любовница получили по 20 лет каждая. Да Силвейра был доволен, что он находится в тюрьме, потому что в противном случае он бы, конечно, продолжал убивать.

2. Иссей Сагава

Одним из наиболее известных каннибалов в новейшей истории стал японец Иссей Сагава. Когда Сагава учился в Париже, он начал встречаться с 25-летней голландской студенткой Рене Хартевелт. 11 июня 1981 года, когда Рене пришла на квартиру к Сагаве, он выстрелил ей в спину. После того, как она умерла, Сагава два дня ел части её тела.

В своих мемуарах Сагава написал, что сначала он ел сырое мясо из её ягодиц. По его мнению, мясо не имело ни вкуса, ни запаха, но таяло на его языке, как сашими из сырого тунца. Мясо, срезанное с бёдер, он поджарил на сковороде, охарактеризовав его как вполне приличное, но безвкусное. Он также запёк груди Хартевелт, но они ему не понравились, потому что были слишком жирными. Больше всего ему понравилось мясо из верхней части бедра, которое он назвал «превосходным».

Сагава был арестован три дня спустя, когда свидетели увидели, как он прятал остатки тела. Он был объявлен сумасшедшим и помещён в лечебницу. В 1985 году он был депортирован обратно в Японию, где его объявили здоровым и отправили под суд. Тем не менее, французские власти отказались выдать доказательства, необходимые для уголовного процесса. Поскольку японские власти объявили его здоровым и не могли осудить как преступника, Сагава вышел на свободу. После освобождения он написал книгу и стал своеобразной знаменитостью в Японии. Тем не менее, в более позднем интервью он отказывается от некоторых из своих прежних утверждений: «В своей книге я написал, что это было вкусно, но это было неправдой; я бы с большим удовольствием съел говядину. Но из-за того, что я очень долго хотел попробовать человеческое мясо, я убедил самого себя, что это обязательно будет вкусно».

1. Армин Мейвес

Немецкий каннибал Армин Мейвес разместил в Интернете объявление с текстом: «нужен хорошо сложенный 18-30 -л етний мужчина на убой с последующим съедением». По словам Мейвеса, на объявление откликнулись более 200 человек. Сначала Мейвес встретился с молодым человеком, но тот отказался. Затем он нашёл 41-летнего Бернда Юргена Брандеса, который согласился быть съеденным. 9 марта 2001 года они встретились и имели половой контакт. После этого Мейвес отрезал пенис Брандесу, чтобы съесть его. Сначала они попытались съесть его сырым, но он был слишком «резиновым». Затем Мейвес попытался поджарить его с чесноком и маслом, но в итоге блюдо сгорело.

К тому моменту, когда Мейвес убил Брандеса, тот уже 10 часов истекал кровью. Мейвес повесил его тело на мясной крюк, и стал отрезать куски мяса. В течение следующих 10 месяцев он съел около 18 килограммов человеческого мяса в виде либо стейка, либо фарша. Позднее Мейвес рассказал, что он обжаривал стейк с солью, перцем, мускатным орехом, и чесноком. По сторонам он выкладывал картофель и брюссельскую капусту с соусом из зеленого перца. Запивать он предпочитал бокалом южноафриканского красного вина. Что касается мяса, то Мейвес сказал, что оно было немного жёстким, но в целом неплохим. На вкус оно было как свинина, но с более сильным, слегка горьковатым привкусом.

Мейвес настаивал, что смерть Брандеса являлась самоубийством, а не убийством. Первоначально его приговорили к восьми с половиной годам лишения свободы за непреднамеренное убийство, но после пересмотра дела приговор изменили на пожизненное заключение. Сейчас он вегетарианец.

Материал подготовил Дмитрий Оськин - по статье сайта listverse.com

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"


Почитать ещё:

Когда я рассказываю о том, как после рождения сына забрал домой плаценту и на следующий день подал ее к столу в виде паштета из его плоти, слушатели либо просто не верят, либо в ужасе отшатываются от меня как от каннибала. В моем словаре это слово трактуется как «человек, который ест человеческое мясо» и «животное, которое ест особей собственного вида».

Употребление в пищу человеческой плоти, каннибализм, рецепт пирога с плацентой. Экстремальная кухня.

Полагаю, что формально я могу именоваться каннибалом, однако чувствую огромную разницу между собственной ситуацией и историческими примерами каннибализма с участием туземцев с продетыми в нос косточками, варивших в котлах несчастных миссионеров и белых охотников.

Вот как обстояло дело. Я был женат, имел дочь и жил в Лондоне, когда моя жена родила сына в частной клинике, расположенной неподалеку от нашего дома. Насколько мне помнится, я сказал врачу, что хочу забрать плаценту домой сразу после появления сына на свет. Плацента - орган, прикрепленный к слизистой оболочке матки и обеспечивающий питание плода. После рождения ребенка плацента отторгается женским организмом. И как правило выбрасывается, по крайней мере в развитых странах. Кое-где, однако, включая нашу лондонскую квартиру, плацента рассматривается как съедобный продукт, который неразумно отправлять в утиль наравне с окровавленными бинтами, использованными медицинскими перчатками и другими материалами.

В конце концов, это орган, кормивший нашего еще не рожденного ребенка. И хотя ребенок в ней больше не нуждается, плацента остается ценным источником белка, витаминов и минеральных веществ. Жена должна была вернуться домой на следующий день, а мой план состоял в том, чтобы сварить плаценту, сделать из нее паштет и предложить гостям, приглашенным полюбоваться малышом. Мою просьбу врач воспринял с изумлением, но не возражал, сказав, что ничего опасного в моей затее нет, если плацента будет храниться в холоде и я правильно ее приготовлю. По его словам, вкус плоти, скорее всего, будет напоминать печень.

Далее возник вопрос, как доставить плаценту домой. В клиниках, в отличие от ресторанов, специальных термоконтейнеров не держат. Выбор пал на большой пластиковый пакет, вроде тех, что используются для мусора. В четыре часа утра я шел домой с мешком на плече и невольно задавался вопросом: что сказать, если меня вдруг остановит полицейский и спросит, что у меня в мешке? К счастью, ни один полицейский мне не встретился. С наступлением дня я поджарил плаценту с чесноком, на сливочном масле, затем нарезал на маленькие кусочки, которые с помощью блендера превратил в пасту темно-коричневого цвета. Ай! Я забыл отделить кровеносные сосуды, а потому в пасте присутствовали мелкие упругие вкрапления.

Это был серьезный кулинарный промах с моей стороны. Тем не менее я подал блюдо на стол. Охлажденным, с пшеничными крекерами и тонкими кружочками сырого лука в качестве украшения. К моему удивлению, несколько гостей попробовали угощение. Кому-то моя идея с паштетом из плаценты может показаться чудачеством, задуманным с одной целью - шокировать гостей, либо чем-то таким, что могут позволить себе только хиппи. Мы с женой действительно на тот момент принадлежали к этому движению. О чем ничуть не жалеем.

На самом же деле в историческом плане в нашем поступке не было ничего необычного. Употребление в пищу человеческой плоти действительно имеет долгую и не всегда мрачную историю. С тех пор, когда по земле, от юго-запада нынешнего штата Колорадо до юго-востока современной Франции, бродили неандертальцы, жареная человеческая нога продолжительное время считалась нормальным кушаньем.

Доказательств достаточно. В 1981 году археолог Тим Уайт из Университета Беркли в Калифорнии обнаружил в Эфиопии череп жившего 60 тысяч лет назад предка человека со следами глубоких зарубок на скулах и глазницах. Словно мясо срезалось с них с помощью ножа. Зарубки были идентифицированы как «свидетельство каннибализма», отличающееся от боевых ранений, бытовых травм, следов погребальных ритуалов и результатов воздействия когтей и зубов животных. Уайт сравнил череп с костями двадцати девяти обитателей древнего индейского поселка Анасази, штат Колорадо, уникального скального поселения, превращенного сегодня в туристическую достопримечательность.

Углеродный анализ костей, орудий и керамики датировал их XII веком. После исследования под электронным микроскопом 2106 фрагментов костей на предмет выявления зарубок, обожженных мест и т. д. Уайт предложил новую версию повреждения, которую сформулировал как «горшечный глянец». Имея в виду гладкие потертости на концах костей, образовавшиеся, по его мнению, в результате перемешивания мяса в горшках. Уайт пришел к заключению, что жители Анасази употребляли в пищу тела своих сородичей, снимая с них кожу, разрезая мышечную ткань на куски. Которые жарили на , запекая длинные кости, дробя мелкие и затем помещая все это в горшки для приготовления над огнем с постоянным перемешиванием.

Начатые Уайтом исследования были продолжены в 2000 году Ричардом Марларом, патологом Университета Колорадо, объявившим в журнале Nature о находке орудий для разделки мяса со следами человеческой крови. А также разрозненных расколотых человеческих костей с признаками их обработки этими орудиями. Кроме того, остатки человеческого миоглобина присутствовали на стенках горшка для приготовления пищи, а также в составе человеческого копролита, древних фекалий. Употребление в пищу человеческой плоти продолжалось в течение столетий.

Так, в Китае, начиная с эпохи династии Тан и особенно во времена правления династий Мин и Цин (в общей сложности с VII по XVIII век), когда умирающему родителю уже не помогали обычные лекарственные средства, дочь или невестка (реже сын) срезали с собственного бедра кусок плоти и варили из него бульон, который давали пить умирающему. Невзирая на факты, люди верили в возможность чудесного исцеления. Употребление человеческой плоти в качестве лекарственного средства в китайской литературе именуется коку или гегу. Истоки традиции, вероятно, кроются в легенде о принцессе Миао Шан. Человеческом воплощении богини милосердия Куан Йин, пожертвовавшей своими глазами и руками ради спасения умирающего отца.

Тема плоти присутствует и в рассказах о прошлых воплощениях Будды, утверждающих буддийский принцип сострадания. Большинство свидетельств о случаях каннибализма в наши дни поступает от исследователей, миссионеров и других представителей западного мира, обнаруживающих их в примитивных обществах. Они неизменно трактуют это как доказательство дикости туземцев. В литературе подобное отношение прослеживается еще в греческих мифах о Сатурне, пожирающем своих детей, и циклопе, поедающем спутников Одиссея.

Людоеды - своего рода «острая приправа» ко многим повествованиям. От сказок «Тысячи и одной ночи» с их Синдбадом-мореходом, потерпевшим крушение и спасенным царем, кормившим его человеческой плотью, до поражающих воображение воспоминаний Марко Поло. В которых содержится рассказ о воинах Кубла-хана, съедавших тех, кто пал на поле сражения.

«Уверяю вас, - писал Марко Поло, - что они каждый день убивают людей и сначала выпивают их кровь, а потом с жадностью съедают остальное».

Сатирик XVIII века Джонатан Свифт, наиболее известный как автор «Путешествий Гулливера», воспользовался тем же образом в своем эссе «Скромное предложение» (1729). В шутку написав, что решить продовольственную проблему в Англии и Ирландии можно, если съесть какое-то количество детей. Знаменитый романист Роберт Стивенсон, на исходе XIX столетия живший на Маркизских островах, писал о том, что видел «последнего людоеда на Нуку-Хива». Тот якобы шел по берегу океана с человеческой рукой на плече и, крича прохожим. «Так поступает со своими врагами Кооамуа!», зубами вырывал из руки куски плоти.

Подобные истории рассказывали и миссионеры, возвратившиеся из Латинской Америки. Один автор, описывая представителей африканского племени людоедов, упомянул о том, что у них острые, как у лисы, зубы. То, что он никогда не был в Африке и не привел никаких надежных доказательств в пользу своих утверждений, было неважно. Испанские завоеватели говорили, что карибы солили и сушили плоть своих врагов. Хотя в те времена жители островов засаливать продукты не умели. Многое из того, чем пугали обывателя, оказалось вздором. Лишь некоторые рассказы были хотя и отдаленно, но похожи на правду.

Например, истории о том, как ацтеки съедают тысячи своих пленников сильное преувеличение. Ацтеки лишь пекли хлеб из теста, замешенного на человеческой крови и плоти, придавая ему форму своих богов. По выражению одного из современных авторов, вал леденящей душу информации был «не столько указанием на широкую распространенность каннибализма за пределами высокоразвитого общества, сколько свидетельством жадного интереса к теме». Многие связанные с каннибализмом традиции имели глубокие культурные корни. Основывались на бытовавшей во многих уголках планеты вере в то, что употребление в пищу плоти предков позволит заручиться их поддержкой.

Или в то, что блюдо из плоти врагов содержит в себе их сильные качества: мозг - мудрость, сердце - отвагу и т. д. По этой причине туземцы Гавайских островов убили в 1779 году капитана Джеймса Кука. На следующий день выжившим членам его экспедиции они вернули лишь горстку завернутых в ткань костей и плоти. Мясо же и органы Кука они съели в надежде обрести через них многочисленные знания и достоинства великого исследователя. Даже правивший в начале 1970-х годов в Уганде тиран Иди Амин хвастался за столом тем, что ел человеческое мясо, оправдывая это следующим образом.

«На войне, когда нет еды, а товарищ ранен, ты вполне можешь убить его и съесть, чтобы выжить. Так ты вбираешь в себя его силу. Его плоть сделает тебя лучше, и ты сможешь полноценно сражаться».

Возможно, подобные обстоятельства стали причиной исчезновения примерно в это же время Майкла Рокфеллера, молодого искателя приключений и сына американского миллионера Нельсона Рокфеллера. Его следы затерялись в джунглях Папуа-Новой Гвинеи, где он предположительно был съеден кем-то из последних оставшихся на земле каннибалов. Неподалеку от тех мест, на островах Фиджи, каннибализм практиковался еще в 700 году. Туземцы, желая умилостивить своих воинственных богов, приносили им в жертву захваченных врагов. После обряда жертвоприношения победители съедали их, поскольку считали это необходимым актом окончательного их унижения. Более того, они верили, что таким образом надолго обезвредят и их родственников.

Обычай был настолько распространенным - просуществовал до начала XX века, - что у большинства жителей Фиджи имелись так называемые вилки каннибалов. Выточенные из дерева и похожие на всем привычные вилки разных размеров - для разных частей человеческой плоти: для глаз, ягодиц и т. д. «Нежное, как человечина» - это старое фиджийское выражение можно услышать на островах и сегодня как комплимент безобидному современному блюду. Взгляд западного человека на такого рода поведение изменило христианство, а не формирование пресловутого «цивилизованного» общества.

Испанские миссионеры в Латинской Америке принялись менять как рацион питания, так и верования местного населения. Объявив и то и другое варварством. Но сознавали ли они всю странность приобщения «людоедов» к религии, в одном из главных ритуалов которой - причастии - прихожанам, пусть в виде облатки и вина, скармливаются кровь и тело Христовы? Как сказал один из ученых, Жан Паоло Биасин, для христиан «каннибализм метафоризирован», учитывая, что в самой Библии приводятся такие слова Христа.

«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира… истинно, истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:51-56).

Конечно, немало человеческой плоти было съедено и в современную эпоху. Не ради жизни вечной, а из стремления сохранить жизнь земную. Хорошо известна история о том, как в 1846 году на пути в Калифорнию американские переселенцы, застигнутые снежной бурей на перевале Доннер, ели своих умерших товарищей. В сходных обстоятельствах британские исследователи, пытавшиеся в XIX веке отыскать на скованном льдами севере Канады легендарный «северо-западный проход» из Атлантического океана в Тихий, прибегли к каннибализму. Как оказалось, в тщетной попытке выжить.

Факт подтверждается недавним обнаружением останков участников экспедиции со следами работы ножом на их костях. Не менее известна отчасти комичная история золотоискателя по имени Альфред Пэкер, который в 1873 году в Колорадо оказался заточенным снежным бураном в лачуге и выжил только благодаря тому, что ел своих подельников.

«Ты - мерзкий извращенец и сукин сын, - возмущался судья, приговоривший людоеда к 30 годам заключения. - В графстве Хинсдейл было всего семь демократов, и пятерых ты умудрился съесть!»

В не столь давние времена, в 1972 году, члены уругвайской команды по регби, попавшие в авиакатастрофу в Андах, сумели сохранить себе жизнь, питаясь останками погибших товарищей. Позже их история была описана в ставшей весьма популярной книге «Выжившие» и запечатлена в одноименном фильме. Говорят, что таким же способом выживали некоторые южновьетнамские беженцы, на лодках спасавшиеся от наступавших армий Вьетконга. До недавних пор властями Китая категорически отрицалось, что в ходе культурной революции 1966-1976 годов в Гуанси-Чжуанском автономном районе широко практиковался каннибализм в отношении «классовых врагов».

В опубликованной в 1996 году книге Дзенг Йи «Алый мемориал, или Свидетельства каннибализма в современном Китае» цитируются слова одного из официальных лиц о том, что только в этом районе имели место от 10 до 20 тысяч случаев, когда люди ели своих сограждан. Еще позже поступали сведения из Северной Кореи. Где массовый голод в период 1997-1998 годов вынуждал людей есть умерших от истощения родственников и соседей. Другие современные репортажи о каннибализме фокусируют внимание на вызывающих ужас подробностях. Похоже, прессу интересует только это.

Несколько лет назад в Англии широко и весьма красочно освещалась история печально известных братьев Крей, контролировавших значительную часть лондонского преступного мира. Среди прочего говорилось и о том, что они ели печень своих врагов. Разделывал и съедал свои жертвы и американский серийный убийца Джефри Деймер, получивший от журналистов прозвище Каннибал из Милуоки. Кроме содержимого морозилки, в которой лежали человеческие почки, кишки, печень и легкие, полицейские не нашли в его квартире никакой еды. Если не считать специи. После ареста в 1994 году Деймер спросил у тюремного врача, есть ли в мире такие же, как он, или он уникален? Нет, конечно, не уникален.

Итак, трудно предположить, когда и как может измениться отношение людей к употреблению в пищу человеческой плоти. Даже при том, что предложенное мною в 1972 году гостям в виде паштета в 1998 сделалось модной едой в среде английских яппи. На тот момент журнал Esquire взял интервью у некоторых из тех, кто попробовал это блюдо из плоти, а также у нескольких профессиональных поваров. Один из кулинаров предложил тушить послед на медленном огне и подавать с травными клецками. Другой рекомендовал готовить его с оливковым маслом, луком, каперсами в винсанто и анчоусами, после чего перетирать в блендере и намазывать на поджаренные в тостере кростини. По его словам, получатся «прекрасные канапе для крещенской вечеринки».

Хотите знать, почему к каннибализму столь ужасное отношение? Все дело в прессе. В моем архиве сотни историй, напечатанных в газетах и журналах периода 1994-2003 годов. Например, о том, как в Бразилии восемь человек, сами того не зная, съели печень жертвы убийства, которую им подали в одном из баров Рио-де-Жанейро жаренной с луком и чесноком. О 76-летней жительнице Москвы, арестованной за то, что она сначала убила своего мужа, потом часть его плоти съела, а оставшееся закатала в банки. О двух мужчинах с северо-востока Индии, убивших соседа, якобы пытавшегося убить их самих с помощью черной магии.

Его сердце они разрезали пополам и съели сырым. О том, как один португальский историк, исследовавший факты проявления зверства и жестокости в период Второй мировой войны, обнаружил документы, свидетельствовавшие о том, что один из отелей Макао покупал маленьких детей, откармливал их, а затем готовил из их плоти блюда, которые подавал своим постояльцам. В 1995 году поступило сообщение о том, что в небольшом российском городке на Урале милиция арестовала четырех человек, продававших в рестораны человеческое мясо под видом телятины. Другая информация того же года - о двух камбоджийцах, собравшихся было помочь другу похоронить мертворожденного ребенка, но вместо этого сваривших из него суп (с разрешения отца!).

В 1997 году в Гонконге врач отрубил голову полицейскому, которого подозревал в связи со своей женой. Когда полиция по подсказке жены полицейского нагрянула к врачу с обыском, она обнаружила голову коллеги, сваренную в скороварке. Из года в год мой архив неуклонно пополнялся. В 1998 году в Таиланде мужчина утопил шестилетнюю племянницу, поскольку полагал, что, съев ее мозг, сможет поправить свое психическое здоровье. А в Египте три брата были осуждены на смертную казнь за то, что убили человека и выпили его кровь. Год спустя в Лондоне мужчина был приговорен к пожизненному заключению за убийство и употребление в пищу части бедра жертвы. В Украине вынесли тот же приговор за то, что преступник задушил свою молодую любовницу, сварил ее голову, съел язык, а череп держал на телевизоре.

В 2000 году в Шри-Ланке мужчина, десятью годами ранее убивший и съевший свою жену, был арестован за то, что то же сделал со своим отцом. Тело жительницы Гонконга, пропавшей во время путешествия по Северному Китаю, было обнаружено засоленным в чане. В Катманду был арестован 22-летний мужчина, съевший ухо своего старшего брата и заявивший, что на этот поступок его, пьяного, толкнуло непреодолимое желание поесть мяса. Тема каннибализма вышла на первые страницы прессы. Вошла в выпуски CNN в 2001 году. Тогда сообщалось о том, что даяки с острова Борнео занимаются людоедством. Тела своих убитых врагов-мадурцев они режут на куски и едят, приготовив как мясо животных. И не только едят сами, но и продают.

Тогда же в Катманду два брамина съели мозги убитого короля Непала и его убийцы. После чего совершили ритуальное самоубийство, бросившись со скалы, чтобы «унести с собой невезение». В следующем, 2002 году гражданин Германии сознался в том, что убил и съел своего партнера-гомосексуалиста, который якобы хотел быть съеденным. В Камбодже двое мужчин, обвиненных в употреблении в пищу человеческого мяса, они запили его бутылкой вина, были выпущены провинциальным судом на свободу по причине отсутствия соответствующего закона. В 2003 году в Лос-Анджелесе молодой амбициозный музыкант, мечтавший стать звездой рэпа, был обвинен в убийстве сожительницы. На вопрос, зачем он съел часть ее легкого, парень ответил, что хотел таким способом создать себе образ «беспредельщика» и через это пробиться к Олимпу рэп-культуры.

Каннибализм на продажу.

В наши дни каннибализм - одно из наиболее запрещенных социальных действий. При этом тему отличает чрезвычайная притягательность, чем и обусловлено ее использование на рынке шоу-бизнеса. Самый яркий пример коммерциализации дает, естественно, Голливуд. На одном конце спектра - откровенная эксплуатация леденящих душу сюжетов в таких фильмах, как «Атака каннибалов» (1954), «Кровавый пир» (1963), «Могильщик и его команда» (1967), «Ночь живых мертвецов» (1968, с двумя сиквелами и одним ремейком). «В гостинице «Красный волк»» (1972, переименован в «Ужас в меню»), «Девушки-каннибалы» (1973), «Возвращение живых мертвецов» (1985, с двумя сиквелами)…

Это, поверьте, лишь малая толика, только для примера. На другом конце - картины со впечатляющим бюджетом и более талантливыми создателями. Название романа, по которому был снят одноименный сатирический фильм - «Соево-чечевичная зелень» (1973) - указывало на блюдо из соответствующих продуктов. Однако волею творцов из Голливуда герой фильма детектив Чарлтон Хестон выясняет, что блюдо это - из человеческого мяса. В сатирическом же фильме Жана Люка Годара «Уикенд» (1968) незадачливые террористы, заявляющие, что «на ужасы государства можно ответить только ужасом», демонстрируют возврат к антииндустриальному «естественному образу жизни». Закусывая захваченными обывателями - любителями пикников.

В фильме «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989), атаке на установленные в модном ресторане строгие правила поведения, в последней его сцене на стол подается зажаренное целиком человеческое тело. Персонаж фильма Томаса Харриса «Молчание ягнят» (1991) Ганнибал (созвучно каннибалу) Лектер, подобно его менее известному предшественнику из «Охотника на людей» (1986) и двойнику из сиквела «Ганнибал» (1999). Отвратительный упырь, которого упрятали за решетку. В частности, за пристрастие к человеческой печени, которую он предпочитал запивать бокалом «хорошего кьянти».

На Фиджи и сегодня продаются сувенирные варианты традиционных вилок. Их делают из местного дерева и на несколько недель погружают в черную грязь. После чего полируют либо просто красят. Вилки, как уже отмечалось, имеют разный размер. Маленькие - для глаз и мозга, побольше - для мяса. Можно также заказать «Каннибальское чатни», приготовленную по оригинальному рецепту овощную приправу. Непременно подававшуюся к мясу на пиршествах каннибалов. Есть, наконец, рестораны. В 2002 году эквадорские рестораторы допускали использование человеческих бедренных костей в процессе приготовления наваристого бульона из плоти для супов и тушеных блюд.

Причем кости, извлеченные из могил, считались особо ценными. Поскольку им приписывали наличие «неповторимого вкуса». Годом позже поступила информация о том, что в китайской провинции Сычуань выкапывали из могил женские скелеты, чтобы приготовить «суп из привидений». В другой провинции, Хунань, в одном из ресторанов предлагали два блюда из морских ушек и окуня. Приготовленных с использованием женского молока (закупалось у крестьян). Когда об этом сообщила пресса, последовало указание из Пекина, и рестораны были закрыты.

Рецепт пирога из человеческой плоти. Пирог с плацентой.

Плацента.
6 пластинок бекона.
170 г красного вина.
1 яйцо.
Соль и перец по вкусу.
3 чесночные дольки, мелко нарезанные.
2 головки шалота, мелко нарезанные.
Зеленый лук.
Пирожковое тесто.

С помощью ножа с узким лезвием и острым концом удалить все кровеносные сосуды. Вскрыв плаценту с широкого конца, где легко найти главную вену. Ее можно вытянуть, приложив определенное усилие. То же сделать с остальными сосудами. Нарезать плаценту узкими полосами. Посыпать их солью и перцем и замачивать в вине как минимум 6 часов.

Примерно из половины мяса сделать фарш и смешать его с нарезанными чесноком и шалотом. Выстлать форму тестом. На дно и по краям положить бекон, затем поместить в форму смесь из фарша и оставшихся полосок мяса. Все накрыть тестом и намазать его яйцом. Запекать в прогретой духовке при температуре 190 градусов примерно в течение часа. Дать остыть. Подавать с пресными крекерами. Украсить зеленым луком.

По материалам книги «Экстремальная кухня».
Джерри Хопкинс.

Новое на сайте

>

Самое популярное