Домой Болезни и вредители Долгая история. Религия и кино: долгая история заклятой дружбы

Долгая история. Религия и кино: долгая история заклятой дружбы

Мариз Лайтвуд является сложной женщиной. С ее характером и силой воли может помериться, разве что Железная Лэди или Екатерина ll. Эта женщина не знает слабостей и не умеет принимать поражения, считая своим долгом идти до конца, каким бы недосягаемым он не был. Уже в детстве, эта непоколебимость проскальзывала в юной девушке, предвещая ей известность и карьерный успех. Как на работе, так и дома, вокруг Мариз Лайтвуд царил идеальный порядок. Контроль и послушание были негласным девизом для детей Лайтвудов. Но как и у каждого человека, у нее были свои секреты. Тайны есть у каждого, маленькие или большие, они всегда являются неизменной составляющей каждой личности. И у Мариз Лайтвуд есть одна тайна, которой она боится больше всего.

Это был тихий осенний вечер. Магнус спокойно устроился на диване и читал старый фолиант на латинском языке. Председатель Мяо развалился на подлокотнике кресла и уже давно видел седьмой сон. Вся атмосфера в доме говорила о спокойствии и мире между людьми, живущими в просторном лофте. Ничего не предвещало беды, до тех пор, пока входная дверь с грохотом не отворилась, с размаху впечатываясь в стену, и в гостиную влетел расстроенный Алек. От такого неожиданного, но весьма эффектного появления, Магнус вздрогнул и захлопнул книгу, а Мяо от испуга ретировался в зону кухни. Поднявшись с места, Магнус осторожно приблизился к Алеку, который в свою очередь нервно расхаживал по комнате и махал руками. - Дорогой мой, что такого могло случиться в Институте за те два часа, что меня там не было? - ласково спросил Магнус, пытаясь хоть как-то успокоить юношу. - Мама приехала. - Оох… - Вот именно. - И что на этот раз? - Ну, сначала мы обсуждали новый план вылазок на демонов, в последнее время они стали активнее, сам знаешь. Потом думали над нанесением дополнительной защиты на Институт. А потом, она каким-то образом приплела тебя в разговор о смертоносности демонов и мы поругались. - Алек, ты ведь знаешь ее отношение ко мне, а мое к ней. Я давно привык ко всему этому, поверь, оно того не стоило. - Нет, Магнус, стоило. Она не может ненавидеть тебя просто потому, что ты маг! Не ты выбирал кем тебе родиться. То, что ты наполовину демон, не характеризует тебя как конченного подонка или еще хуже. Она даже не берет во внимание то, сколько раз ты спасал мне жизнь. Да даже то, что я ей прямо сказал, что готов умереть за тебя, а ты, я надеюсь, готов умереть за меня, она пропустила мимо ушей. Ты готов состариться со мной, в конце концов. Но мама видит в тебе лишь нежить и своего смертного врага. Если ты и привык ко всему этому, то я нет. Я буду продолжать отстаивать тебя столько, сколько понадобится. И даже не пытайся меня отговорить, у тебя не получится, - Алек вздохнул и продолжил свою тираду, игнорируя распахнутый рот своего парня, - и знаешь, порой, мне кажется, что она смотрит на тебя так, словно она тебя боится. И нет, это не страх твоей силы или еще чего-то. Она смотрит на тебя так, словно ты в любой момент можешь рассказать всем что-то такое, чего никто о ней не знает. И меня это дезориентирует. Ну вот что мне нужно сделать, чтоб она смогла посмотреть на тебя без отвращения в глазах? Что? - Александр, - Магнус наконец отмер и остановил беспокойно метавшегося Алека, утянув того на диван, заставляя положить голову к себе на колени и щелчком пальцев меняя его форму охотника на домашние штаны и футболку, - у нас с твоей матерью весьма длинная и на редкость странная история. Не совсем приятная и добрая, но достаточно интересная. - Я все еще не понимаю, - буркнул Алек. - Эм, что ж, не так я хотел тебе об этом рассказать, но ладно, - Алек несколько напрягся от этих слов, но пальцы мага в его волосах заставили мышцы расслабиться, - то, что я сейчас скажу, кхм, боюсь может резко поменять твое отношение как и ко мне, так и к твоей матери. - Магнус. - Мы с твоей матерью однажды переспали, - на одном дыхании выпалил Магнус, одновременно убирая руки и зажмурив глаза. - Что?! - Алек резко распахнул глаза и рывком сел на диване, полностью развернувшись к магу. - Это было еще до того, как Мариза встретила твоего отца, да даже до появления Валентина, - попытался оправдаться Магнус, - ей только только исполнилось 18 и мы встретились в одном клубе, а так как оба были пьяные, как невесть кто, все произошло само собой. На следующее утро, я увидел как она выходила из комнаты и до восстания я ее больше не видел. Поверь, когда я познакомился с тобой и узнал кем являются твои родители, я приложил максимум усилий, чтоб этот инцидент никак не всплыл. Видимо, мне стоило больше стараться. К тому же, это было очень давно, а сам процесс был… - Стоп! - Алек выставил перед собой руку, прерывая парня на половине фразы, - я не хочу это знать. Иззи возможно бы и заинтересовалась, но не я. Поверить не могу! Чтоб моя мать, которая готова молиться на кодекс и даже мысли не допускает о какой-либо связи с Нижним миром, могла совершить такое . - Александр, все в молодости делают ошибки. Тем более, она росла в таких же спартанских условиях, как и ты. Разумеется, противостоять молодежному бунтарству и своей природе у нее не получилось. Каждому свойственно оступаться. - Даже если это так, даже если она и сделала все, что ты тут было чуть не описал, почему сейчас она в каждом из вас видит пустое место? - Боюсь, что время изменило твою прекрасную мать и на место бурной фантазии пришли смирение и тот же кодекс. Давление начальства всегда имеет гораздо большую силу, чем кто-либо может думать. А Конклав… Более сильный всегда найдет способ усмирить слабого. - Боже, слишком много информации за один вечер, - вымученно выдохнул Алек и откинулся на спинку дивана. - Погоди-ка, то есть получается, я сплю с парнем, который 30 лет лет назад переспал с моей матерью?! - Во-первых, ты не спишь со мной, нет, в определенное время ты спишь, но в остальное время мы занимаемся любовью. Во-вторых, я люблю тебя, а ты любишь меня, это тоже не хухры мухры. Ну и в-третьих, то, что мы с тобой вытворяем за дверьми моей спальни и в подметки не годится той ночи. Твоя мать была совершенно неопытной женщиной, а то, как она зап. - Магнуус, - простонал стремительно краснеющий Алек, - перестань пожалуйста, я же сказал, что не хочу ничего знать. - Ладно, ладно, - рассмеялся колдун и жестом пригласил Алека улечься обратно на колени, - ты не обижен на меня? - Не знаю, - выдохнул брюнет, - какая-то моя часть говорит мне пойти и бойкотировать тебя весь ближайший месяц. А другая часть, более рациональная, понимает, что все это было давным-давно и ты не мог знать, что спустя годы влюбишься в сына какой-то девушки. Так что скорее нет, чем да. - Боже мой, Александр, ты не перестаешь меня удивлять, - и он склонился к губам своего нефилима, оставляя на них аккуратный поцелуй. - Но! Я же не сказал, что я все забыл. Магнус вопросительно поднял бровь. - Ты мог бы и раньше мне все рассказать, тогда бы я не мучился так долго. Словом, тебе придется заплатить за такое долгое молчание, - на лице Алека играла улыбка триумфатора, а Магнус непроизвольно напрягся всем телом, но уже в следующую секунду, его глаза полыхнули золотом. - Не имею ничего против, - ухмыльнулся маг и взмахом руки открыл дверь в спальню.

Мариз Лайтвуд является сложной женщиной. Ее характеру может позавидовать сама королева Англии, а с силой воли потягаться разве что Жанна д’Арк. Но как и у каждого человека, у нее есть свои тайны. А в следующий раз, когда ее собственный сын посмотрит на нее своими пронзительными глазами, ей покажется, что одной ее тайной стало меньше.

В майские дни, когда мы празднуем светлый праздник Победы, хочется еще разразоблачить одну грязную фальшивку, которая клевещет на советских воинов. Все началось в 2006 году, когда в журнале «Вокруг света» появилась статья некоего «историка» Дмитрия Ивановича Фоста,

«Русская былина». Суть байки, рассказанной в статье, такова: в мае 1945 года Красная Армия заняла остров Рюген (Германия). В ходе расквартирования войск выяснилось, что в одном из особняков расположен пансион для слепых девочек. Их почему-то опекали престарелые русские эмигрантки – графиня и баронесса. Советское командование разместило в пансионе разведроту для контроля над побережьем и помощи обитателям пансиона. Мимо острова плыли многочисленные корабли и баржи, наполненные солдатами вермахта, стремящимися сдаться в плен к англичанам. Для защиты десантно опасного участка в этот район был переброшен 137-й танковый батальон 90-й стрелковой дивизии.

И тут началось самое интересное. Командир танкистов, некий майор Гаврилец, в пьяном виде приехал в пансион. Чем мог заняться офицер Красной Армии, оказавшись в приюте для слепых несовершеннолетних девочек? Конечно, он попытался совершить акт сексуального насилия в отношении беззащитных детей-инвалидов. Однако бравые разведчики обезвредили негодяя и выставили его вон. Обиженный комбат явился в свою часть и приказал атаковать пансион силами своих танков. Завязался неравный бой. Разведчики гибли один за другим, защищая немецких девочек от озверевших советских варваров. Звуки сражения услышали плывущие рядом с островом бойцы вермахта, они высадились и вступили в схватку
с русскими танками. 137-й батальон был полностью разбит, а компания из выживших разведчиков, немецких солдат, девочек-инвалидов отправилась на пароходе в солнечную Португалию. В широкие объятия фашистского диктатора Салазара. Такая вот трогательная история о борьбе совестливых рыцарей объединённых вооружённых сил Германии - России с озверевшими азиатскими ордами насильников из РККА.

Надо отметить, что в своей статье Фост ссылается на Маршала Советского Союза К.С. Москаленко, который рассказал ему эту историю, когда автору публикации было 14 лет. Приводит выписки из политдонесений начальника политотдела 2-й ударной армии, в которых подробно описываются события на острове Рюген. Как не поверить такой трагической истории? Статья была переиздана в историческом журнале «Родина». История стала широко известной. Но если повнимательнее присмотреться к творению «историка» Фоста, возникает ряд вопросов. Зачем боевому маршалу рассказывать подросткам о таком неоднозначном случае? Тем более что автор утверждает, что «позже Кирилл Семенович при встречах часто возвращался к обсуждению событий того рассказа». Получается, Москаленко больше вспомнить было нечего?..

Так ли необходим танковый батальон в обороне острова? Понимал ли советский офицер, что преступный приказ напасть на своих означал смертный приговор трибунала? Почему нет архивных ссылок на политдонесения, которые автор так обильно цитирует?

В дальнейшем выявились другие странности. Дмитрий Иванович в своих интервью называл автором рассказа не маршала Москаленко, а генерала Федюнинского. Танкист-насильник называется то Гаврильцом, то Чуприной. 90-ая дивизия превращается в 372-ю.

Когда байкой Фоста заинтересовались настоящие историки, специалисты по Второй Мировой войне, все стало на свои места. Историк Алексей Исаев указал, что в 1945 году танковых батальонов в стрелковых дивизиях РРКА не было. Номер 137 носил батальон в составе 146-й танковой бригады, но к тому времени он был переформирован в 97-й тяжелый танковый полк 29-й гвардейской дивизии.

На книжной ярмарке на ВДНХ, в сентябре 2006 года, Алексей Исаев публично и аргументированно обвинил «историка» Фоста во лжи, тому не оставалось ничего другого, как сознаться. Он заявил, что цель байки лишь русско-германское примирение. Вот такая немецко-русская дружба ценой очернения советских воинов. Казалось бы, в этой истории можно ставить точку, но не тут-то было.

В 2011 году вышел фильм «4 дня в мае». Сценарий его был основан на клеветнической байке «историка» Фоста. Однако создателям данного «шедевра» удалось переплюнуть Дмитрия Ивановича. Рассказывать обо всех лживых мерзостях, показанных в фильме, автор статьи не будет, стоит только с удовлетворением констатировать, что фильм оглушительно провалился в прокате. Но и это не конец. В книге «Война. Мифы СССР 1939-1945» сказка о событиях на острове Рюген преподносится как сущая правда. Все бы ничего, но автор этого «труда» - министр культуры России Владимир Ростиславович Мединский. Так что фальшивка Фоста продолжает жить своей собственной жизнью, а раз так, необходимо ее искоренять ради памяти дедов и жизни будущих поколений.

Пройдя через тернии поджогов, прокурорских проверок и истерик отдельно взятых депутатов, на широкие экраны выходит фильм «Матильда» , посвящённый отношениям Николая II и балерины Императорского театра. Работа режиссёра Алексея Учителя вызвала гнев поборников христианских ценностей, обвинивших авторов картины в очернении образа канонизированного самодержца и искажении исторической правды. Весь предшествующий год работа над этой лентой сопровождалась чередой нападок, грозивших поставить крест на её допуске в кинотеатры.

Но «Матильда» — далеко не первый случай, когда были задеты чувства верующих: истоки этого противостояния уходят в начало ХХ века и хранят множество других, не менее одиозных примеров.

Чтобы рассмотреть этот вопрос с точки зрения исторической ретроспективы, давайте взглянем на США ’30-ых годов.

Голливуд расправляет плечи и становится центром мировой киноиндустрии: количество снятых фильмов растёт по экспоненте, а перечень затрагиваемых тем становится всё шире. Объективной реакцией общественности становится желание установить на этот растущий поток своеобразный фильтр, который бы уберёг зрителя от нежелательного контента. В 1930-ом году Ассоциация производителей и прокатчиков фильмов принимает т.н. “Кодекс Хейса ”, установивший стандарт кинопроизводства, несоблюдение которого препятствовало допуску фильма на широкие экраны.


Республиканец Уилл Хейс, автор Кодекса

Тремя годами позже эстафету перенимает Церковь и учреждает Национальный легион приличия , главной целью которого был поиск и борьба с проявлениями в фильмах неуважения к религии. Организация состояла не только из представителей Католической церкви, но и других конфессий, вследствие чего имела значительное влияние на людей самого разного вероисповедания. Легион добился права просмотра фильма ещё до его официальной премьеры, после чего тот получал специальный прокатный рейтинг или не получал его вовсе. Когда же запрета добиваться не удавалось, Легион объявлял, что просмотр фильма будет приравниваться к смертному греху.

На протяжении десятилетий их авторитет был непререкаем, но к ’60-ым годам общество начало претерпевать реформы, становилось всё более открытым новым идеям, а вместе с этим запреты, установленные Кодексом Хейса и системой рейтингов Легиона приличия , начали попросту игнорироваться. В 1968-ом году был отменён Кодекс , а Легион был фактически распущен - его преемником стала Служба конференции католических епископов по делам кино и вещания с куда меньшими правами - ни о каких запретах речи уже не шло, хотя свою систему рейтингов они используют до сих пор.

Кто же успел попасть под их горячую руку? Вот лишь немногие из десятков фильмов , получившие от религиозного Легиона самый низкий рейтинг “С” - от английского “ Condemned” (“приговорённый”, ”забракованный”).

«Восемь с половиной» Федерико Феллини.


Кадр из фильма "8 1/2", вдохновивший Кв.Тарантино при съёмках "Криминального чтива"

Полубиографическая, сюрреалистичная драмеди о творческом кризисе известного режиссёра, разочаровавшегося в жизни и любви, и отчаянно ищущего новые источники вдохновения. Бесспорная классика, регулярно попадающая во всевозможные топы. К слову, мировая премьера ленты прошла в Советском Союзе в рамках Московском кинофестиваля, где завоевала главный приз. Показ фильма посетил Никита Хрущёв , который на сеансе уснул. Узнав об этом, режиссёр саботировал вручение награды и уехал к своим друзьям на подмосковную дачу.

«Фотоувеличение» Микеланджело Антониони


Богемная жизнь в кадре фильма "Фотоувеличение"

Ещё одна классика мирового кино, полудетективная история в духе Хичкока , повествующая историю фотографа, в чей объектив попала сцена убийства. Развитие сюжета происходит на фоне откровенной жизни модельного бизнеса и свингующего Лондона ’60-ых.

«Барбарелла» Роже Вадима


Джейн Фонда в образе Барбареллы

Культовый научно-фантастический фильм о межгалактическом после из 41-го столетия в исполнении Джейн Фонды . Снятая по мотивам французского комикса, картина имела широкий прокатный успех и вовсю эксплуатировала образ сексуальной и раскрепощённой героини, в арсенале которой не только аппетитные формы, но и технические девайсы вроде “машины избыточного удовольствия”.

«Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне

Легендарный вестерн с Клинтом Иствудом, третий фильм из т.н. “Долларовой трилогии” Леоне.

«Ребёнок Розмари» Романа Полански

Мистический и скандальный триллер о девушке, переживающей череду пугающих событий: тайный культ, сатанизм, демоны и непорочное зачатие - ныне признанная классика и один из любимейших фильмов Стэнли Кубрика .

«Заводной апельсин» Стэнли Кубрика

Экранизация романа Энтони Бёрджесса исследовала природу человеческой агрессивности и не стеснялась показывать сцены насилия во всей отвратительно-притягательной красоте. Запрет на просмотр фильма католиками был снят лишь через 11 лет после выхода фильма.

«Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина

Один из самых коммерчески успешных фильмов ужасов в истории мирового кинематографа. Несмотря на присутствие на съёмочной площадке в качестве консультантов настоящих священников и желания авторов фильма показать сильную сторону Католической церкви, последняя фильм не оценила, что привело к катастрофически малому числу кинотеатров, согласившихся показать фильм на широком экране. В премьерную неделю по всем Штатам число кинозалов едва превышало 20 штук. Несмотря на это, лента вызвала широчайший резонанс, собрала невероятные $441 млн и продолжает оказывать влияние на современную поп-культуру.

«Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи


Кадр из фильма "Последнее танго в Париже"

Эротическая драма о связи немолодого американца и юной француженки на фоне Парижа ’60-ых. Головокружительная страсть героев и обилие откровенных сцен широко обсуждались в прессе. Христианские активисты предлагали присвоить ленте порнографический рейтинг “Х”, а в Чили лента находилась под запретом в течение 30 лет.

«Шоу ужасов Рокки Хоррора» Джима Шармена

Культовый варьете-балагнчик с сексуальным трансвеститом из сексуальной Трансильвании всколыхнул общественность темами нетрадиционной любви и сексуально-вызывающих способов самовыражения. Несмотря на резкое неприятие консервативными слоями общества, лента завоевала огромную популярность среди прогрессивной молодёжи, а образ главного героя в исполнении блистательного Тима Карри остаётся одним из самых узнаваемых даже спустя 40+ лет.

«Омен» Ричарда Доннера


Кадр из фильма "Омен"

Фильм, сидящий в одном окопе с «Ребёнком Розмари» и «Экзорцистом» . Насилие, темы дьявольщины и одержимости, evil-child и мотивы Антихриста вогнали фильм в узкие рамки рейтинга “R”, что не помешало ему участвовать в оскаровской гонке и запустить успешную франшизу.

«Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро


Том Савини (Секс-машина) на съёмках фильма "Рассвет мертвецов"

Один из самых ярких фильмов в нежить-фильмографии классика и родоначальника жанра “zombie horror”. Лента вызвала злобное шипение не только из-за зашкаливающего насилия, но и из-за острой сатиры на общество потребления. В 2004-ом году по мотивам ленты был снят ремейк, в котором способный ученик Зак Снайдер в чём-то даже превзошёл учителя.

«Кэрри» Брайана де Пальмы


С.Спейсек в образе Керри из одноимённого фильма

Первая полнометражная экранизация произведения Стивена Кинга рассказывает о выпускнице, подвергающейся жёсткому психологическому и физическому прессингу со стороны одноклассников, которые, к своему несчастью, не знали, кто в этой игре окажется жертвой. Лента, кажется, угодила буквально всем: «Кэрри » хорошо прошла в прокате; её наперебой хвалили критики, сравнивая по уровню напряжения с «Челюстями » Ст.Спилберга , а Киноакадемия выдвинула ленту на соискание Оскара в нескольких номинациях (лента по сей день является одним из немногих “ужастиков”, удостоившихся такой высокой чести).

«Таксист» Мартина Скорсезе


Мартин Скорсезе и Роберт Де Ниро на съёмках "Таксиста"

Шлюхи, сутенёры, ворьё, голубые, бродяги, наркоманы - больные и порочные ”: в уста главного героя был заложен, кажется, исчерпывающий перечень раздражителей поборников морали. Но Скорсезе посчитал, что таких персонажей и визуально избыточных сцен насилия недостаточно, и подлил масла в огонь, сравнив Трэвиса Бикла (Роберт Де Ниро ) с образом святого, который хочет очистить свой разум и душу. Такой вот урбанистический религиозный символизм.

Послесловие . На протяжении десятилетий западное общество применяло инструменты культурного сдерживания, которые вроде и преследовали благие намерения, но в итоге обращались в какие-то репрессивные элементы. Под тяжестью такой чуткой заботы общество не оберегалось, а разобщалось, что в конечном итоге закономерно привело к упразднению всяких окологосударственных институтов, диктующих зрителям, какое кино правильное и полезное, а какое - бесполезное и вредное. Остались лишь оправданные возрастные ограничения.

В свою очередь, нам тоже есть чем гордиться: в советской России цензура была явной и неприкрытой угрозой, которая убрала свою цепкую лапу с горла киноделов лишь с развалом политической системы. Сегодня цензура официально запрещена, но на арену вышли новые игроки, марширующие под стягами религии и морали. Пока что своими действиями они лишь привлекают к неугодным по их мнению фильмам повышенное внимание, делая им, по сути, масштабную и совершенно бесплатную рекламную кампанию. Но вялая реакция общества на перегибы в действиях оскорблённых очередным фильмом не даёт никакой гарантии, что завтра в костре их негодования окажется не кинотеатр, а сам режиссёр.

Новое на сайте

>

Самое популярное