Домой Заготовки на зиму Литейный м. Литейный мост. История и мистические легенды. Литейный мост для туристов

Литейный м. Литейный мост. История и мистические легенды. Литейный мост для туристов

Санкт-Петербург - мистический город. Возможно, потому что построен на воде. А вода, как известно, - одна из самых загадочных стихий. Через петербургские реки и каналы возведено около 350 мостов. Многие из них - шедевры мостового зодчества.

Каждый мост, безусловно, уникален и привлекает внимание стилем, архитектурным решением, своей историей, наконец. Но есть в Петербурге и особые мосты, например Литейный , недавно отметивший свое 130-летие. Он считается одним из самых мистических мест бывшей столицы Российской империи.

Легенда об Атакане

Литейный мост соединяет два берега Невы и расположен в створе Литейного проспекта и улицы Академика Лебедева, а его название происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу в 1711 году.

На проект строительства моста был объявлен международный конкурс, на который в конечном итоге поступило 17 заявок. Комиссия утвердила проект инженера-полковника А. Е. Струве и инженера-капитана А. А. Вейса, и уже 30 августа 1875 года были начаты работы по строительству новой переправы через Неву.

Целых четыре года длилось его возведение, которое, к сожалению, сопровождалось большими человеческими жертвами.

По городу пошли слухи, что, мол, место это заколдованное, что на дне реки - там, где идет строительство - расположен "кровавый" валун, прозванный в народе Древним Атаканом. Историки утверждают, что в глубокой древности этому камню поклонялись и приносили человеческие жертвы племена, обитавшие когда-то в устье Невы. Как гласит легенда, пленных, захваченных во время войн, убивали и окропляли их кровью этот камень. И тогда пленники стали молиться Неве, просили, чтобы та спасла их от страшной смерти.

И река словно услышала их молитвы: она изменила свое русло, и страшный камень, лежавший на берегу, теперь оказался на дне. Но теперь Атакан стал мстить людям, проплывавшим над ним: то лодка утонет с рыбаками, то по нелепой случайности какой-нибудь моряк окажется за бортом корабля...

Жертвы строительства

Неизвестно, Атакан ли тому виной, но в сентябре 1876 года полужидкий грунт прорвался в кессоны (конструкции для образования под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры свободной от воды), где работали 28 человек. Однако работы продолжили, и примерно через год на стройке прогремел взрыв, причину которого так и не установили. И вновь - человеческие жертвы, погибли девять строителей. И это был не последний несчастный случай!

Фрагмент чугунной решетки Литейного моста

Сегодня точное число жертв строительства моста назвать сложно. Эта цифра колеблется от 40 до 100 человек, причем все тела погибших исчезали бесследно. Многочисленные трагедии с человеческими жертвами заставляли мостостроителей искать объяснение происходящему. Появлялись самые фантастические версии, догадки, слухи.

Черный водоворот

Существует предание, что Литейный мост будто бы строили на месте, где в давние времена стоял "мост-оборотень". Говорили, что под этим "оборотнем" в безлунные ночи вдруг появлялся черный водоворот, который затягивал в себя людей, оказавшихся возле реки. А из водоворота потом "вылазила всяка нечисть", которая измывалась над прохожими, "поганые рожи корчила да срамные слова кричала". И, словно магнит, притягивал к себе этот водоворот всех петербургских самоубийц...

Подлинное месторасположение "моста-оборотня" никому точно известно не было. Но старожилы, знавшие немало петербургских тайн, говорили, что мост этот мог в мгновение ока окутываться туманом и заводить неведомо куда-одинокого пешехода: в иные времена, иные земли, откуда нет возврата. Возможно, этот мост был входом в другое измерение?

Призрак Ленина

Мост, названный Александровским (в честь императора Александра II), был торжественно открыт 30 сентября 1879 года и признан одним из самых грандиозных сооружений того времени. Все участники строительства получили щедрые награды.

Однако название Александровский не прижилось, и позже мост был переименован в Литейный (именно так его со дня основания и называли петербуржцы). Его неоднократно реконструировали, а позже, уже во времена перестройки, даже стали проводить по нему экскурсии, показывая сложную конструкцию моста, его подъемный механизм и рассказывая о мистических событиях, связанных с этим местом.

Начало строительства Литейного моста

Необъяснимые события в районе Литейного моста продолжают происходить и в XXI веке. Например, очевидцами здесь был неоднократно замечен призрак вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. Так, однажды, гуляя неподалеку от моста, в районе Моховой улицы, пенсионер А.П. Алешин заметил впереди себя какого-то странного лысоватого человека с характерной бородкой и в кепочке. Вначале он принял его за двойника Ленина и решил с ним познакомиться и поговорить. Но тут он вдруг заметил в облике «двойника» некоторые странности.

Дул очень сильный ветер, и прохожим приходилось придерживать шапки и полы пальто. А «Ленин» явно не реагировал на погоду: ветер не сносил с его головы кепку и не раздувал полы пальто. Алешин пошел за странным человеком дальше и, когда они проходили мимо Большого дома на Литейном проспекте, ему показалось, что человек, так похожий на Ленина, взглянул на этот дом с удивлением (это неудивительно: при жизни Ильича Большой дом еще не был построен). Затем он вышел на Литейный мост и... исчез. Только тогда Алешин понял, что видел призрак!

И это не единственный случай, когда прохожие видели здесь фигуру Ленина, бесследно исчезающую на Литейном мосту. «Гуляют» тут время от времени и другие герои-революционеры, а иногда по мосту маршируют целые роты солдат и матросов времен Гражданской войны, также внезапно растворяющиеся в ночном сумраке.

Загадочное число

Астрологи считают, что мистика заключена уже в длине моста, точнее, в ее числовом выражении - 396 метров. Если сложить эти цифры особым нумерологическим способом, то в сумме мы получим число 9. Это число соответствует планете Нептун, отвечающей за тайны, мистику, все иррациональное, интуицию. А в мифологии Нептун - это царь водной стихии.

Возможно, для того чтобы мост «прижился» здесь, само провидение позаботилось о соответствии его параметров с данной местностью, полной загадок. Подобное притягивается к подобному. Обратимся к фактам. Как известно, они вещь упрямая.

На этом мосту случалось не только сводить счеты с жизнью самоубийцам, здесь с завидным постоянством преступники лишали жизни своих жертв.

Один из последних случаев поражает своей жестокостью. Некий криминальный авторитет «заказал» киллеру своего конкурента, но тот перепутал жертву с другим человеком и, отрабатывая заказ, нанес тому множество ножевых ранений. Орудие убийства позже было обнаружено на месте преступления, а убитый, по словам очевидцев, был сброшен киллером с моста (в этом месте, кстати, глубина Невы достигает 24 метров!). Как ни старались петербургские сыщики, ни убийца, ни тело его жертвы так и не были найдены.

Истории, связанные с Литейным мостом, увлекательны, таинственны, а порою и пугающи. И все же Литейный мост - одна из архитектурных жемчужин нашего города, и стоит прийти полюбоваться на него в пору белых ночей: это поистине завораживающее, мистическое зрелище, особенно когда мост разведен.

Екатерина КУДРЯШОВА

Санкт-Петербург — мистический город. Возможно, потому что построен на воде. А вода, как известно, — одна из самых загадочных стихий. Через петербургские реки и каналы возведено около 350 мостов. Многие из них — шедевры мостового зодчества.

Каждый мост, безусловно, уникален и привлекает внимание стилем, архитектурным решением, своей историей, наконец. Но есть в Петербурге и особые мосты, например Литейный , недавно отметивший свое 130-летие. Он считается одним из самых мистических мест бывшей столицы Российской империи.

Литейный мост соединяет два берега Невы и расположен в створе Литейного проспекта и улицы Академика Лебедева, а его название происходит от Литейного двора, основанного на левом берегу в 1711 году.

На проект строительства моста был объявлен международный конкурс, на который в конечном итоге поступило 17 заявок. Комиссия утвердила проект инженера-полковника А. Е. Струве и инженера-капитана А. А. Вейса, и уже 30 августа 1875 года были начаты работы по строительству новой переправы через Неву.

Целых четыре года длилось его возведение, которое, к сожалению, сопровождалось большими человеческими жертвами.

По городу пошли слухи, что, мол, место это заколдованное, что на дне реки — там, где идет строительство — расположен «кровавый» валун, прозванный в народе Древним Атаканом. Историки утверждают, что в глубокой древности этому камню поклонялись и приносили человеческие жертвы племена, обитавшие когда-то в устье Невы. Как гласит легенда, пленных, захваченных во время войн, убивали и окропляли их кровью этот камень. И тогда пленники стали молиться Неве, просили, чтобы та спасла их от страшной смерти.

И река словно услышала их молитвы: она изменила свое русло, и страшный камень, лежавший на берегу, теперь оказался на дне. Но теперь Атакан стал мстить людям, проплывавшим над ним: то лодка утонет с рыбаками, то по нелепой случайности какой-нибудь моряк окажется за бортом корабля…

Жертвы строительства

Неизвестно, Атакан ли тому виной, но в сентябре 1876 года полужидкий грунт прорвался в кессоны (конструкции для образования под водой или в водонасыщенном грунте рабочей камеры свободной от воды), где работали 28 человек. Однако работы продолжили, и примерно через год на стройке прогремел взрыв, причину которого так и не установили. И вновь — человеческие жертвы, погибли девять строителей. И это был не последний несчастный случай!

Фрагмент чугунной решетки Литейного моста

Сегодня точное число жертв строительства моста назвать сложно. Эта цифра колеблется от 40 до 100 человек, причем все тела погибших исчезали бесследно. Многочисленные трагедии с человеческими жертвами заставляли мостостроителей искать объяснение происходящему. Появлялись самые фантастические версии, догадки, слухи.

Черный водоворот

Существует предание, что Литейный мост будто бы строили на месте, где в давние времена стоял «мост-оборотень». Говорили, что под этим «оборотнем» в безлунные ночи вдруг появлялся черный водоворот, который затягивал в себя людей, оказавшихся возле реки. А из водоворота потом «вылазила всяка нечисть», которая измывалась над прохожими, «поганые рожи корчила да срамные слова кричала». И, словно магнит, притягивал к себе этот водоворот всех петербургских самоубийц…

Подлинное месторасположение «моста-оборотня» никому точно известно не было. Но старожилы, знавшие немало петербургских тайн, говорили, что мост этот мог в мгновение ока окутываться туманом и заводить неведомо куда-одинокого пешехода: в иные времена, иные земли, откуда нет возврата. Возможно, этот мост был входом в другое измерение?

Призрак Ленина

Мост, названный Александровским (в честь императора Александра II), был торжественно открыт 30 сентября 1879 года и признан одним из самых грандиозных сооружений того времени. Все участники строительства получили щедрые награды.

Однако название Александровский не прижилось, и позже мост был переименован в Литейный (именно так его со дня основания и называли петербуржцы). Его неоднократно реконструировали, а позже, уже во времена перестройки, даже стали проводить по нему экскурсии, показывая сложную конструкцию моста, его подъемный механизм и рассказывая о мистических событиях, связанных с этим местом.

Начало строительства Литейного моста

Необъяснимые события в районе Литейного моста продолжают происходить и в XXI веке. Например, очевидцами здесь был неоднократно замечен призрак вождя мирового пролетариата В.И. Ленина. Так, однажды, гуляя неподалеку от моста, в районе Моховой улицы, пенсионер А.П. Алешин заметил впереди себя какого-то странного лысоватого человека с характерной бородкой и в кепочке. Вначале он принял его за двойника Ленина и решил с ним познакомиться и поговорить. Но тут он вдруг заметил в облике «двойника» некоторые странности.

Дул очень сильный ветер, и прохожим приходилось придерживать шапки и полы пальто. А «Ленин» явно не реагировал на погоду: ветер не сносил с его головы кепку и не раздувал полы пальто. Алешин пошел за странным человеком дальше и, когда они проходили мимо Большого дома на Литейном проспекте, ему показалось, что человек, так похожий на Ленина, взглянул на этот дом с удивлением (это неудивительно: при жизни Ильича Большой дом еще не был построен). Затем он вышел на Литейный мост и… исчез. Только тогда Алешин понял, что видел призрак!

И это не единственный случай, когда прохожие видели здесь фигуру Ленина, бесследно исчезающую на Литейном мосту. «Гуляют» тут время от времени и другие герои-революционеры, а иногда по мосту маршируют целые роты солдат и матросов времен Гражданской войны, также внезапно растворяющиеся в ночном сумраке.

Загадочное число

Астрологи считают, что мистика заключена уже в длине моста, точнее, в ее числовом выражении — 396 метров. Если сложить эти цифры особым нумерологическим способом, то в сумме мы получим число 9. Это число соответствует планете Нептун, отвечающей за тайны, мистику, все иррациональное, интуицию. А в мифологии Нептун — это царь водной стихии.

Возможно, для того чтобы мост «прижился» здесь, само провидение позаботилось о соответствии его параметров с данной местностью, полной загадок. Подобное притягивается к подобному. Обратимся к фактам. Как известно, они вещь упрямая.

На этом мосту случалось не только сводить счеты с жизнью самоубийцам, здесь с завидным постоянством преступники лишали жизни своих жертв.

Один из последних случаев поражает своей жестокостью. Некий криминальный авторитет «заказал» киллеру своего конкурента, но тот перепутал жертву с другим человеком и, отрабатывая заказ, нанес тому множество ножевых ранений. Орудие убийства позже было обнаружено на месте преступления, а убитый, по словам очевидцев, был сброшен киллером с моста (в этом месте, кстати, глубина Невы достигает 24 метров!). Как ни старались петербургские сыщики, ни убийца, ни тело его жертвы так и не были найдены.

…Истории, связанные с Литейным мостом, увлекательны, таинственны, а порою и пугающи. И все же Литейный мост — одна из архитектурных жемчужин нашего города, и стоит прийти полюбоваться на него в пору белых ночей: это поистине завораживающее, мистическое зрелище, особенно когда мост разведен.

Екатерина КУДРЯШОВА

1851. Во второй половине XIX века в Петербурге был объявлен международный конкурс на строительство нового моста через Неву. На конкурс было представлено семнадцать проектов.

Победил инженер А. Е. Струве, по проекту которого в 1875–1879 годах мост был построен в створе Литейного проспекта. Его художественное украшение выполнено по рисункам архитектора К. К. Рахау. Чугунные перила моста оформлены звеньями с изображениями русалок, удерживающих герб Петербурга. Таких звеньев 273. Учитывая, что гербы находятся по обе стороны решеток, общее их количество составляет 546. В 1851 году мост был назван Литейным, по Литейному проспекту, в створе которого он находится.

Возведение моста было окружено мистическими рассказами о некоем священном валуне, или «кровавом камне Атакане», на дне Невы, которому в стародавние времена приносили человеческие жертвы. Если верить древнейшим преданиям, этот так называемый философский камень медленно дозревает на дне Невы. Когда он окончательно дозреет, утверждает предание, на земле наступит рай.

Говорят, будто некие мистические силы не раз предупреждали строителей моста, что древние боги этих мест не простят бесцеремонного вмешательства в их владения и скоро начнут мстить. И действительно, уже при возведении опор несколько десятков рабочих погибло, а еще через год строительство моста неожиданно было прервано мощным взрывом, при котором погибло еще около сорока человек. Но когда и такое страшное предупреждение не подействовало и мост все-таки достроили, он стал одним из самых мощных в Петербурге полюсов притяжения самоубийц. Казалось, какая-то неведомая сила притягивала их со всего города, чтобы здесь, на этом мосту, они сводили счеты со своей жизнью.

1879. В 1879 году мост переименовали. Ему присвоили имя царствующего императора. Он стал мостом Императора Александра II. Иногда на картах Петербурга можно встретить менее официальный вариант этого топонима: Александровский мост. Однако ни то, ни другое название в Петербурге не прижилось. Мост продолжали называть Литейным, хотя, как нам кажется, никаких официальных документов на этот счет не было. Не подвергся мост никаким переименованиям и в советское время.

О мистических свойствах Литейного моста вспомнили еще раз в начале блокады. Казалось, мост стал единственным в городе объектом, который с удивительной регулярностью обстреливался немецкой артиллерией. Понятно, что это было связано с близостью Финляндского вокзала – единственной точкой соприкосновения блокадного Ленинграда с Большой землей. Но в осажденном городе были уверены, что это была плата за строительство моста на том самом, проклятом некогда древними богами месте. По свидетельству блокадников, Литейный мост в то время называли Чертовым.

Говорят, и сегодня наибольшее количество больших и малых аварий речных судов в Петербурге происходит при их проходе именно под Литейным мостом. И каждая из аварий в очередной раз напоминает петербуржцам о древнем заклятье, якобы связанном с тем самым неведомым подводным валуном.

Как утверждают петербуржцы, Литейный мост чаще других закрыт для движения пешеходов и транспорта. Его то реконструируют, то ремонтируют. Может быть, так происходит со всеми городскими мостами, но именно Литейный вдруг оказался героем парадоксального объявления, рожденного в придирчивых умах петербуржцев: «Литейный мост закрыт. Пользуйтесь услугами Аэрофлота».

Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре.
Купить книги Н.А. Синдаловский |

Литейный мост, построенный в конце 19 века (1879 год) инженером А. Струве на месте старого наплавного моста, снискал мрачную мистическую славу еще в период строительства. Казалось, что неведомая сила мешает работам. Старожилы предупреждали, что "место тут нехорошее", и после постройки старались обходить мост стороной.
Легенда мистического моста описана и в дневнике пра-пра-дедушки.


Литейный мост в конце 19 века. Рис. П. Верещагин
Первый мост в мире, который стал освещаться электрическими фонарями

189* год
Из дневника Николая Вербина

Я возвращался поздним вечером, наслаждаясь последними теплыми вечерами перед осенью.
Стемнело, на Неву опустился туман. Проходя мимо Литейного моста, я заметил силуэт барышни, стоявшей у перил. Забеспокоившись, что вечером одной даме идти опасно, я направился к ней дабы предложить помощь. Туман сгущался, даже свет фонарей стал едва заметен. Наконец, я подошёл к незнакомке. Черты её хорошенького юного лица были едва различимы в густом тумане.



Вид на Литейный мост в наши дни (фото мои)

Вы друг господина К*, - произнесла она радостно. - Почему он не приходит? – в её голосе слышалась обида. – Передайте ему, что я жду на мосту, как мы условились...
С этими словами она спешно покинула меня, скрывшись в тумане.

Я повернул назад и к удивлению обнаружил, что туман рассеялся.
Лицо барышни показалось мне знакомым. Вскоре я вспомнил, где мог видеть эти черты. Незнакомка оказалась поразительно похожа на дочь знаменитого промышленника Н*, пропавшую неделю назад. Наверно, уже каждый в Петербурге видел фото барышни Н* после её исчезновения…



Мост и прогулочная набережная (и снова пошли дожди)


Литейный мост в начале 20 века носил еще одно название - "Александровский мост"

На следующий день я нанес визит приятелю Александру К*, который встретил меня в очень подавленном расположении духа.
- Я влюблен в Ольгу, - произнес он сразу после приветствия, показывая мне фото пропавшей девушки, – Мы должны были встретиться на Литейном мосту, но придя, я не нашел её… Неужто Ольга стала жертвой злодея-убийцы? Мне страшно даже подумать о несчастье...

Молодые люди полюбили друг друга вопреки интересам семей. Они принадлежали к фамилиям двух знатных промышленников, которые молча недолюбливали и избегали друг друга долгие годы. Влюбленные скрывали от семей свои встречи. Александр рассказал мне, что они с Ольгой решили бежать от родительского гнева, дабы быть вместе. Может показаться, что такая история невозможна в наш прогрессивный век, но столетия проходят, а люди не меняются.


Литейный мост в конце 19-начале 20 века.

Разумеется, я рассказал другу о своей странной встрече на мосту с барышней, поразительно похожей на его невесту.

Александр задумчиво произнес:
- Иногда ночами возникает над Литейным - мост-призрак - дорога в иной мир. Ольга заблудилась, и теперь ждёт меня, дабы увести за собой… Я готов последовать за моей милой Ольга...

Если бы я не сталкивался с мистическими явлениями, то бы решил, что мой друг обезумел от горя.
- Ольга ждёт меня, - повторил Александр. - Спасибо за добрую весть...
На этом мы расстались. Друг простился со мной как в последний раз.


Орнамент ограждения моста. "Классический сюжет - русалка" :)

Истории, как ночами на месте обычного Литейного моста в тумане появляется другой мост - мост-призрак, появились давно. Ничего не подозревающие горожане ступают на "призрачный мост". На мгновения открывается мистический путь, шагнувший на который уже не вернется к живым...

Я вспомнил, что после беседы с барышней, повернул назад. Неужели, я тоже мог сгинуть, если бы решил перейти на другой берег?



Строительство моста

Этой ночью мне приснился сон, как Александр и Ольга, держась за руки, удалялись по мосту за туманный горизонт. Уходя, они обернулись, будто благодря, что я помог им встретиться. Их размытые силуэты скрылись в тумане...

На следующий день в газетах появилась новость об исчезновении сына промышленника К*. Последний раз его видели у Литейного моста.

Я надеялся, что мой друг наболтал глупости, а сам заранее условился с барышней о дате встречи. Вполне разумно исчезнуть с невестой в разные дни, дабы не навлекать подозрений о совместном побеге. Но тогда зачем Ольга показалась мне, прося напомнить, что ждет? И откуда она могла знать, что я знаком с Александром? И этот странный сон - как они уходили за горизонт...

Наши дни
Историю из дневника пра-прадеда я вспомнила, когда однажды ночью проезжала на такси мимо Литейного моста. Таксист оказался общительным дядечкой. Он раньше работал водителем экскурсионного автобуса, и знал много забавных историй о Питере.

Когда мы выехали на набережную, вокруг опустился сильный туман.
В тумане на Литейном мосту промелькнул чёрный силуэт. Таксист тоже заметил его и прибавил скорость. Мы пронеслись по набережной мимо моста.


Съезд с моста на Литейный проспект. Выходной, движение свободное.
В будни на мосту пробки целый день

Вообще, не надо гулять у Литейного моста, как стемнеет, - сказал он. - Особенно в туман...

История Александра и Ольги промелькнула в памяти.
Литейный мост может завести в другой мир? И если есть вход из нашего мира, возможно, есть выход из иного... Мне вспомнился чёрный силуэт. Гости с того света выходят на мост, чтобы полюбоваться на ночной Питер?


С моста открываются красивые виды на Петропавловскую крепость...


...и на Крейсер Аврора

Знаю истории, когда люди без вести пропадали, - продолжал таксист. - Один мой приятель, так пропал. Последний раз его машину на Литейном проспекте видели. Он любил истории о призраках, и мечтал увидеть что-то сверхъестественное. Его Литейный мост как бы заманивал. Я хобби друга бредом считал, пока он не исчез... А потом я узнал, что на этом месте люди ещё с 19 века пропадать стали.

Я поначалу решила, что дядька хочет подшутить, пересказывая знакомые байки, и ждала, когда он начнет хихикать, но таксист оставался серьёзным.


Виды на набережную

Мне рассказывали, как ночами воды реки под мостом бурлить начинают, - добавил он. - Водоворот появляется. От водоворота возникает смерч, как густой чёрный дым, который окутывает мост и затягивает прохожих.

Я слышала историю о магическом камне Атакан, которому в древности приносили в жертву пленников. Кровь несчастных давала камню силу. Однажды пленники взмолились богам о спасении от смерти. Боги услышали их мольбы - река вышла из берегов и затопила Атакан своими водами. Но мрачный камень мстит людям, затягивая новые жертвы в мистические водовороты.

Если призрачный мост - дорога в загробный мир, то жутко представить, куда затягивает чёрный смерч, созданный проклятым жертвенным камнем.
Как гласил старинный фолклор - из водоворота "вылазит всяка нечисть, которая поганы рожи корчит, да слова срамные кричит" .

А про самобийц на мосту и так все знают, - напомнил таксист, - не, я ночью через этот мост не поеду.


Мемориальная доска была поставлена в 60-е годы 20 века

Литейный мост, как место самоубийц упоминается ещё в романе Чернышевского "Что делать?"
По сюжету романа - летом 1856 года в номере петербургского отеля находят записку: «Ухожу в 11 часов вечера и не возвращусь. Меня услышат на Литейном мосту, между 2 и 3 часами ночи. Подозрений ни на кого не иметь».
Во времена Чернышевского на месте нынешнего моста существовал другой мост - наплавной, но о "проклятом месте самоубийц" слухи уже появились.


Вид на мост с набережной

Трагедии прошедшего лета
Этим летом на Литейном мосту произошли трагические события.

29 июля в ночь на воскресенье с разведенного моста упал в реку автомобиль. Были найдены тела двух погибших - мужчины-водителя и женщины-пассажирки. Причина трагедии - водитель, игнорируя заграждения, выехал на разведенный мост.

8 июля поздно вечером с моста прыгнул мужчина.
Слова очевидца: "Всплыл. Махал руками. Ничего не говорил. Люди пытались прыгнуть. Другие остановили их как-то. Сказали, что тут достаточно тяжелое течение. Он ушел под воду, потом всплыл. Три раза где-то так вот".

Считалочка
У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,
Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!

Литейный мост - второй постоянный мост через Неву (после Благовещенского). Изначально мост носил имя Императора Александра II.


В XIX веке в этом месте на Неве был наплавной мост. Но после аварии, случившейся 4 апреля 1865 года, когда бурным ледоходом была сорвана наплавная переправа, было принято решение о строительстве постоянного моста. Строительство велось с 30 августа 1875 года по 30 сентября 1879 года.

Конструкция моста представляла собой пять пролетов, которые перекрывались арочными клепаными металлическими пролетными строениями, и шестой поворотный разводной пролёт.

Разводной пролёт был перекрыт поворотной решетчатой металлической фермой. При разводке она вращалась на вертикальной оси, расположенной на первой широкой и массивной речной опоре, располагавшейся у левого берега. Несимметричное поворотное пролетное строение состояло из 8 ферм раскосной системы, скрепленных между собой поперечными балками и диагональными связями; оно уравновешивалось над устоем системой противовесов. Разводка моста происходила вручную - четыре, а затем восемь рабочих вращали ручной ворот. Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л.с., питавшейся от городского водопровода.

Литейный мост был первым в мире мостом постоянного типа, освещенным электричеством. Вскоре после открытия, на нём были установлены электрические фонари со «свечами» П. Н. Яблочкова.

В 1964 году, в связи с обновлением Волго-Балтийского пути, возникла потребность в модернизации моста. Проект реконструкции Литейного моста был разработан в институте Ленгипротрансмост коллективом инженеров под руководством Л. А. Вильдгрубе и архитектора Ю. И. Синицы. В 1966-1967 годах была проведена реконструкция моста.

В 1967 году мост был открыт для движения. Поворотный разводной пролёт был заменён раскрывающимся и перемещён на более глубоководное место. Перила моста были сохранены, для разводного пролёта были отлиты копии перил из лёгкого сплава. Установлены новые фонари, гармонично сочетающиеся с оградой переправы. Под мостом вдоль набережной были проложены пешеходные дорожки и обустроены гранитные спуски к Неве. Именно в таком виде мост можно увидеть в наши дни.


1. Днем, в сведенном состоянии, мост не привлекает особого внимания горожан и туристов. Если не учитывать активное дорожное движение и регулярные пробки.

2. Но летними ночами, когда зажигаются фонари и подсветка моста, на набережной собираются люди, ждут разводку, попивая различные напитки; кто-то рыбачит, а кто-то просто наблюдает за течением Невы.

3. Из шести мостовых опор ближайшая к Литейному проспекту является самой объемной.

4. В этой опоре находится пульт управления, машинное отделение, противовесная и другие технические помещения.

5. Выглядит как неприступный форт.

6. Входом во внутренние помещения является этот горизонтальный люк.

7.

8. Создается впечатление, что ты на подводной лодке.

9. Помещение, откуда ведется наблюдение за мостом и управление разводным пролетом. На кадре - главный механик - Захаров Александр Вячеславович. Работают здесь по два человека в смену, два через два. Сверху - еще 6 человек - охрана.

10. Естественно, все компьютеризировано.

11. Пульт управления. Сверху - видео с камер наблюдение.

12.

13.

14. Спускаемся вниз и осматриваем гидравлические столбы. Всего их восемь: четыре толкают пролет вверх, а другие четыре - тянут вниз. Так как эти усилия приложены к разным точкам пролета, мост принимает положение, приближенное к вертикальному.

15. А это помещение неофициально называется "противовесная". Сюда помещается противовес, когда мостовой пролет устремляется в небо.

16. В помещение стоит характерный шум - над нами проезжают автомобили. Нижняя часть помещения находится ниже уровня воды.

17. Машинное отделение.

18. Тот самый момент - после нажатия этой кнопки мостовой пролет начнет движение.

19. Выходим на маленький балкончик, откуда будем наблюдать за разведением. На набережной не очень людно: наибольшее внимание привлекают мосты с двумя разводными пролетами.

20. Мост еще практически сведен, но движение уже началось.

21. Хотя со стороны Литейного проспекта может показаться, что мостовой пролет поднимается до полностью вертикального состояния, это не так. Угол наклона составляет 67 градусов.

22. Как только начинается разведение моста, на Неве начинается очень активное движение. Масса туристических катеров проплывает под неразводными пролетами, под громкую музыку и веселые крики веселящейся публики. Некоторые катера проплывают даже под двигающимся пролетом, что является довольно серьезным нарушением правил судоходства.

23. Вот так выглядит часть моста, примыкающая к Выборгской стороне. Довольно необычный вид.

24. Поднятый пролет "простоит" в таком положение несколько часов. Разводной пролет Литейного моста - САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ В МИРЕ - 3200 тонн!

25.

26. Одна из двух опор, на которые разводной пролет опирается в опущенном состоянии.

27. А вот и один из виновников торжества - крупное грузовое судно.

28. Опять спускаемся в "противовесную". Можно увидеть не только сам противовес, но даже часть моста, покрытую асфальтом с дорожной разметкой.

29.

30. К вопросу о том, что происходит с проводами электропередачи. Они просто свисают.

31. Именно эти перила, на разводной части, отлиты из алюминия, хотя внешне практически не отличимы от остальных - чугунных.

32.

33. Были случаи, когда автомобилисты не заметив того, что мост разведен, сбивая ограждения и проезжая дальше, врезались в поднятый пролет. Естественно, такие случаи происходили не из-за чрезмерной трезвости водителей.

34. Все, наверное, помнят и про нашумевшую акцию Арт-группы "Война", когда группа активистов нарисовала на мосту фаллос.

35. Эта интереснейшая экскурсия на Литейный мост была организована

Новое на сайте

>

Самое популярное