Домой Заготовки на зиму Сдвиг мотива на цель и изменение деятельности. Сдвиг мотива на цель как механизм формирования личности Смещение мотива на цель

Сдвиг мотива на цель и изменение деятельности. Сдвиг мотива на цель как механизм формирования личности Смещение мотива на цель

Смысл цели в контексте мотива. И это означает, что внешне одна и та же цель для нас разная. Четвертая форма осознания мотивов - эмоция. Леонтьев говорит нам про то, что эмоция - индикатор мотива. Цель может быть успешно поставлена и достигнута, а может быть отрицательная эмоция. И это говорит нам о том, что тот, реальный мотив, который стоял за целью, этой целью не достигается. Настоящий мотив этой целью не реализован. И эмоция, говорит Леонтьев, есть индикатор мотива. Это вовсе не означает, что эмоция прямо скажет, какой именно мотив в этой эмоции представлен. Эмоция включает лампочку: отрицательная эмоция - какой-то очень значимый мотив не реализован. А бывает так, что цель не достигнута, а у Пети Сидорова положительная эмоция. Это значит что Петя Сидоров на самом деле не хотел в институт поступать, а хотел куда-то еще.

Леонтьев говорил о том, что эмоция ставит задачу на смысл . Эмоция говорит о том, что нужно подумать и проанализировать, какие именно мотивы выступили основанием для такой эмоции. И не всегда человек может эту задачу решить сходу. И тут, человек может задать себе вопрос, а почему так?

Сдвиг мотива на цель

Сдвиг мотива на цель:
когда, например, благодаря любимому преподавателю ученик начинает любить предмет.

У Леонтьева есть разные классификации мотивов. Он разделяет мотивы не только по основанию органические и высшие , а по тому, какой вклад в деятельность несут мотивы. Главный вклад в деятельность несут смыслообразующие мотивы . А есть второстепенные мотивы - мотив-стимул - это мотив, который дополнительно побуждает человека к деятельности.

Допустим, вы любите свою работу и с удовольствием на нее ходите. Но когда вы выбирали два предприятия, вы выбрали то, в котором платят в десять раз больше. И это, конечно, мотив-стимул. Сейчас, может быть выбирают профессию иначе. Для разных людей смыслообразующий мотив может быть тот, где много платят.

Мотив стимул: «Дети, если вы будете посещать все концерты, то потом, в мае будет концерт-загадка, когда вы будете гадать, что за композитор». Смыслообразующий мотив: дети любят музыку.

Петя идет с папой куда угодно, если папа, конечно, проникся музыкой. «Пойду на концерт» - это цель в контексте общения с папой. Но если папа будет спать на концерте - никакого сдвига мотива на цель не произойдет. Мы деятельностью подготавливаем сдвиг мотива на цель для ребенка. И потом, когда папа опять уедет (в случае если папа действительно интересуется музыкой), Петя сам потащит маму на концерт.

«Служебный роман»: Служебный роман стал настоящим в процессе деятельности и то, ради чего он всего добивался, ради повышения по службе, ему фактически уже и не нужно.

Процесс осознания мотива

Когда мотив, не переставая быть мотивом, превращается в мотив-цель. «Осознание мотива» - когда человек вдруг начинает понимать, что его на самом деле мучило и тогда он превращается в мотив-цель.

Например, деревенскую бабушку все время тянуло к искусству. Бабушка особо не смотрела сериалы. Ей это было неинтересно, но ей страшно нравились разные фильмы про художников, композиторов и тд., репортажи из залов музеев. Все строилось вокруг живописи. Прошло время, дети выросли, муж умер. И она решила кого-то пустить в избу из приезжих художников, на лето. Студент уехал, оставив старые холсты и краски. Бабушка, как могла, начала писать картины. Весной показала художнику свои картины. Художник обалдел. Сделал выставку. И бабуля осознала, что она всю жизнь хотела быть художником. Вот пример превращения мотива-цели.

Это - пример формирования высших человеческих потребностей. Путем сдвига мотива на цель.

По материлам лекций Соколовой Е. Е

Истоки проблемы деятельности

Проблема деятельности зародилась не в психологии, а в философии – в работах немецкой классической школы. Наиболее развитую рационалистическую концепцию деятельности построил Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует деятельность как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении.

Подробно категория деятельности развивалась так же в марксистской философии. Марксизм исходит из целостного понимания деятельности как предметной, как органического единства чувственно-практической и теоретической форм деятельности.

Басов был первым психологом, заимствовавшим категорию деятельности из марксизма, что соответствовало веянию времени (период перестройки психологии на основе марксизма).

С. Л. Рубинштейн

Понимание деятельности и ее структура

Принцип единства сознания и деятельности - человек и его психика формируются и проявляются в его деятельности (изначально практической), а потому изучаться они могут прежде всего через проявления в такой деятельности. Причем Рубинштейн особенно акцентирует внимание на том, что любая деятельность есть именно деятельность субъекта, она является самостоятельной и творческой. На каждом этапе своего развития человек, его цели и мотивы выступают как результат всей предшествующей деятельности, в которой он формируется. Деятельность в строгом смысле слова присуща только человеку, но не животному.

Рубинштейн выделил в деятельности субъекта ее психологически существенные компоненты и конкретные взаимосвязи между ними. Таковы, в частности, действие, операция и поступок в их соотношении с целью, мотивом и условиями деятельности субъекта. Никакой из этих компонентов не может быть однозначно определен вне отношения к психике. Например, одни и те же движения могут означать различные действия и поступки, и, наоборот, различные движения могут выражать один и тот же поступок.

Таким образом, единство сознания и деятельности конкретно заключается прежде всего в том, что различные уровни и типы сознания, вообще психики проявляются и раскрываются через соответственно различные виды деятельности и поведения: движение – действие – поступок. Единство деятельности выступает в первую очередь как единство целей ее субъекта и тех его мотивов, из которых она исходит. Все, что человек делает, всегда имеет определенный общественный эффект: через воздействие на вещи человек воздействует на людей. Поэтому действие становится поступком прежде всего тогда, когда оно осознается самим субъектом как общественный акт, выражающий отношение человека к другим людям.

По мнению Рубинштейна, исходной «клеточкой, единицей», или «ячейкой», психологии является действие. Это означает, что в действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии, т.е. зачатки у человека его побуждений, мотивов, способностей и т.д.

А.Н. Леонтьев

Понимание деятельности и ее структура

А.Н. Леонтьев заложил основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Он рассматривал предметную деятельность как процесс, внутри которого в качестве необходимого его момента возникает психическое «вообще». Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая и человеку, и животным; правда, в последнем случае она трактовалась как жизнедеятельность.

А.Н. Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Внешняя деятельность - это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя - это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.

Согласно взглядам А.Н. Леонтьева, внутренняя деятельность вторична, она формируется на основе внешней предметной деятельности путем ее интериоризации. При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого плана.

Целостная деятельность имеет следующие составляющие : потребности - мотивы - цели - условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность - действия - операции- психофизические функции.

Первый пласт деятельности (потребности, мотивы, цели, условия) составляет ее предметное содержание. Это внутренний план ее осуществления, ее образ, то, на основе чего она строится. Второй пласт деятельности (отдельная деятельность, действия, операции) составляют ее структурные элементы. Это реализация деятельности, сама деятельность во плоти. В своем единстве оба эти пласта деятельности составляют ее психологическое содержание. В деятельности есть и третий пласт: взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов (мотива - в цель и, соответственно, деятельности - в действие; цели - в условие ее реализации и т.д.). Это уже динамика деятельности, ее трансформация. Содержание целостной деятельности соотносимо с понятиями потребности и мотива, с процессом определения их предметного содержания.

Действия - процесс взаимодействия с каким–либо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель. Цель – образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Это сознательный образ результата, который удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие (т.е. цель всегда сознательна). Целеобразование – процесс преобразование объективных требований в субъективную цель. Действие – это основная единица анализа деятельности. Могут быть выделены следующие составные части действия: 1. принятие решения; 2. реализация; 3. контроль и коррекция. При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий. Виды : 1. управляющие, 2. исполнительные, 3.утилитарно–приспособительные, 4. перцептивные, 5. мнемические, 6. умственные, 7. коммуникативные действия. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принципы эти различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма. Действия – это не столько реакции на внешние стимулы, сколько акции, направленные на достижение цели с учетом внешних условий.

Операция - исполнительная единица деятельности человека, способ выполнения действия. Характер операций зависит от условий, в которых совершается действие. Под условиями понимаются внешние обстоятельства и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта. Цель, данная в определенных условиях, называется задачей. Операции возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания или из действий путем их автоматизации. Операции первого рода практически не осознаются, второго рода – находятся на грани сознания.

Психофизиологические функции – Физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма: способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и т.д. (сенсорная, мнемическая и моторная функции). Граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями очень условна.

Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности. Потребность - это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. Предмет потребности есть ее действительный мотив. Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, это опредмеченная потребность.

Деятельность как целое - это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом.

Действие выступает как составная часть деятельности. Оно отвечает осознаваемой цели. Любая деятельность осуществляется в форме действий или цепи действий. Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями. Операции - это преобразованные действия, действия, ставшие способами осуществления других, более сложных действий.

Основные принципы теории деятельности:

1. Принцип предметности как оппозиция принципу стимульности. Принцип предметности составляет ядро теории деятельности.

2. Принцип активности как оппозиция принципу реактивности. В противовес представлениям о человеке как о «машине» представители теории деятельности с самого начала отстаивали положение о пристрастности, активности психического отражения, опосредствующего деятельность субъекта. Принцип активности - обобщение и развитие представлений о механизмах регуляции движений. Пр. активности состоит из постулирования определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Противостоит принципу реактивности, согласно которомудвижения определяются внешними стимулами. Нет жестко запрограмированных ответных движений, они вариативны и не связанны жестко со стимулом.

Бернштейн подтверждает своими исследованиями положение о роли деятельности в формировании новых возможностей психического отражения, которое, в свою очередь, осуществлялось более высокими мозговыми структурами. Выделял пять уровней построения движений:

(А) Уровень палеокинетических регуляций, самый древний. Или же руброспинальный (от Substantis rubber) - поступление и анализ перцептивной информации от мышц, их тонус, вибрато, удержание определенной позы, непроизвольные движения (дрожь, стук зубами, вздрагивание). Практически никогда не бывает ведущим уровнем построения движений, редко осознается, практически не имеет самостоятельного значения – работает в совокупности с более высокими уровнями. В) Уровень синергий или штампов. Или же таламо-паллидарный. (От Thalamus и Globus pallidaris). Отвечает за высокотлаженные действия, типа ритмических, циклических действий, приседания, наклоны и т.п. Обеспечивает анализ информации о нахождении конечностей и мышц безотносительно к конкретной обстановке. Т.е. может бежать, но не учитывается поверхность, по которой бежит. Отвечает так же за автоматизацию конкретных двигательных навыков - выразительную мимику, пантомимические движения эмоционально окрашенные. C) Уровень пространственного поля - пирамидно-спиральный - (от Piramis, которые в Mielencephalon + экстеропирамидальная система). Обеспечивает ориентацию в пространстве. Движения на этом уровне целевые, т.е. "ведутся откуда-то и зачем-то", соответственно имеют начало, середину и конец. Относятся движения: ходьба, плавание, пианист, машинистка, всовывание предмета в предмет, т.е. все, где требуется учет пространственного поля. D) Теменно-премоторный уровень, субстрат - корковые структуры в теменно-премоторный областях (Lobus temporalis, lobus occipitalis). Уровень предметных действий, т.к. отвечает за многообразные отношения с предметами не как с геометрическими телами, а как с предметами, имеющими определенное значение. Не элипс на параллелепипеде, а чашка на столе. Выступает на передний план функциональное значение: в чашке важна не форма, а признаки - без дырок в дне, ручка. снятие шляпы, завязывание шнурков и т.д. Е) (Возможно, что и несколько уровней) отвечает за "ведущие в смысловом отношении коардинации речи и письма", двигательные задания, ведомые замыслом, лекции, имеющие произвольные по характеру мотивы. Анатомический субстрат (ссылается на А.Р.Лypию - Lobus frontalis). Обычно в действии принимают участие структуры всех уровней. Но могут и не доходить до высоких уровней или же совершаться на разных – пример с раненым, который тянулся к шляпе. Здесь развитие мозга и психическое развитие предстают как единый процесс. принципы регуляции: во-пеpвых, отталкиваясь от концепции ypовней постpоения этих самых движений можно кое-что pодить, во-втоpых, Беpнштейн активно занимался особенностями сенсоpного принципа pегyляции движений. После долгого засилья бихевиоpальных подходов к pегyляции движений по пpинципy S->R, Беpнштейн выводит кольцо: Пpогpамма -> задающий пpибоp, Ist Wert, Soll Wert – сличаются на пpибоpе сличения, дальше чеpез дельтy... -> пеpещифpовка -> коppекция... + вспомнить о кольцах подчинения (линкyються чеpез задающий пpибоp). Пyнктиp от эффектоpа к pецептоpy - пpи аваpийных изменениях состояния pабочей точки (стол yбежал).)

Основным принципом организации деятельности высших животных и человека является целесообразность. Любой акт произвольной деятельность направлен на достижение некоторой цели – предвидению будущего. Эта цель и определяет выбор действия и способ учета условий, в которых она осуществляется. В ходе осуществления действия используются механизмы контроля и коррекции, позволяющие сравнить достигнутый результат с «моделью будущего» и, в случае необходимости, вносить в действие какие-либо изменения.

Основная задача координации движений – преодоление избыточного числа степеней свободы, т.е. уменьшение числа независимых переменных, управляющих движением. Управление тем или иным движением осуществляется на разных уровнях в зависимости от цели и от степени автоматизации. Координация движений «…решается по принципу сенсорных коррекций, осуществляемых совместно различными системами афферентации и протекающих по основной структурной формуле рефлекторного кольца…»

3. Принцип неадаптивной природы предметной деятельности человека как оппозиция принципу адаптивности. Подчиненность активности какой-либо конечной заранее установленной цели составляет ту существенную особенность, на основе которой можно оценить поведение, как адаптивное. Неадаптивный характер предметной деятельности явственно выступает при изучении активности человека, отвечающей формуле «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим сам себя изменяет».

4. Принцип опосредствования как оппозиция принципу непосредственных ассоциативных связей. Центральным здесь является положение Л.С. Выготского об опосредствованном характере высших психических функций, об использовании внешних и внутренних средств, знаков как «орудий», при помощи которых человек овладевает своей деятельностью, переходит к преднамеренной произвольной регуляции поведения.

5. Принцип интериоризации/экстериоризации как оппозиция принципу социализации в зарубежной психологии. Только рассмотрение всех граней принципа интериоризации/экстериоризации (индивидуализация, переход от «мы» к «я», производство внутреннего плана сознания) позволит дать содержательную характеристику представлений о механизмах социализации в теории предметной деятельности.

6. Принцип психологического анализа «по единицам» как оппозиция принципу анализа «по элементам». Суть анализа «по элементам» состоит в том, что предмет исследования разлагается на части, чужеродные по отношению к этому предмету как целому и утратившие присущую ему специфику. Полную противоположность принципу анализа по «элементам» представляет собой принцип анализа «по единицам», существеннейшая черта которого состоит в том, что продукт такого анализа несет в себе все основные свойства, присущие целому. Принцип психологического анализа «по единицам» задает общую стратегию изучения структуры предметной деятельности.

7. Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

Особый аспект анализа деятельности составляют изменения и трансформации самого строения деятельности как целостной системы в процессе ее осуществления. Так, деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию. Мотив некоторой деятельности может переходить на цель действия, в результате чего последнее превращается в другую деятельность.

Эти трансформации происходят потому, что результаты составляющих деятельность действий при некоторых условиях оказываются более значительными, чем их мотивы. Этот психологический механизм развития действий Леонтьев назвал «сдвиг мотива на цель». Действия, обогащаясь, «перерастают» тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими мотивами. В результате происходит сдвиг мотива на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов - новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в операции. В деятельности человека постоянно происходят такие взаимные превращения.

Теперь, после рассмотрения некоторых исходных теоретических и методологических оснований изучения аномального развития личности, введения этой проблематики в общепсихологический контекст, перейдем к данным конкретных исследований.

ГЛАВА IV. НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

1. «СДВИГ МОТИВА НА ЦЕЛЬ» КАК МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ

Название параграфа, возможно, вызовет недоумение у знающих общую психологию. Действительно, механизм «сдвига мотива на цель», наиболее тщательно описанный А. Н. Леонтьевым , традиционно ассоциируют, связывают с расширением круга мотивов, появлением новых предметов деятельности, словом, с позитивными сдвигами в развитии мотивационной сферы личности. «Рождение новых высших мотивов и формирование соответствующих им новых специфических человеческих потребностей...- писал А. Н. Леонтьев,- происходит в форме сдвига мотивов на цели и их осознания» 1. . Как можно в таком случае связывать данный механизм с развитием патологическим?

Дело, однако, не в полемической заостренности предложенного названия (хотя признаем здесь и некоторую долю этого), а в принципиальной для данной книги постановке проблемы, согласно которой психологические механизмы едины и для нормы, и для патологии, но их функционирование протекает в столь разных условиях, что приводит к качественно разным, на первый взгляд несовместимым конечным продуктам. Чтобы подвергнуть испытанию, проверить эту мысль, мы и взяли традиционно приписываемый нормальному развитию механизм, который, если наша гипотеза верна, должен играть столь же важную роль и в развитии патологическом. В качестве модели такого патологического развития рассмотрим процесс изменений личности при эпилепсии.

Описания феноменологии поведения больных эпилепсией широко представлены в психиатрической литературе. Большинство авторов отмечают возникновение у больных определенных, не свойственных им ранее черт: они делаются крайне эгоцентричными, появляется придирчивость к окружающим, стремление поучать, ханжество и угодливость, а наряду с этим нередкая злобность, злопамятность, возможность брутальной агрессивности и жестокости. Многие авторы отмечают особую педантичность больных эпилепсией, навязчивое стремление к строгому порядку и ряд других черт. Все вместе они образуют характер, едва ли не самый яркий в психиатрической клинике. Как же он формируется, в чем причина его возникновения?

В психиатрической литературе наряду с подробными описаниями феноменологии поведения и характера больных эпилепсией отсутствует анализ того, как сформировался этот характер. Мы говорили в предыдущей главе, что в психиатрии причины изменений личности нередко прямо сводятся к патофизиологическим нарушениям без учета собственно психологических опосредствующих звеньев. Эпилепсия не составляет в этом плане исключения; авторы в лучшем случае ограничиваются попыткой установления корреляций между типом болезненного процесса и теми или иными особенностями личности. Получается, что наличие очага эпилепсии в головном мозгу есть прямая причина эгоцентризма или мелочной педантичности. Конечно, легко предположить, что, чем злокачественнее протекает болезнь, тем усугубленнее становятся нарушения личности. Однако такого рода корреляции вряд ли могут объяснить особенности личности. Они лишь ставят проблему, решать которую - дело дальнейшего анализа. Здесь уместно привести слова Л. С. Выготского, который писал в свое время по поводу педологических диагнозов типа: ребенок аномален, потому что его отец - алкоголик. «Но какими же бесчисленными соединениями, посредствующими звеньями, переходами связана причина со следствием... какая пустота зияет в... истории развития, если он (исследователь.- Б.Б.) прямо и непосредственно сводит первое и последнее звенья длинной цепи, опуская все промежуточные! Какое страшнейшее упрощение действительности, какая вульгаризация научного метода!» 2.

Прежде чем приступить к анализу психологических закономерностей формирования личностных аномалий при эпилепсии (равно как аномалий при любой другой форме душевной болезни), необходимо предварительно определить по крайней мере следующее. Во-первых, в каких условиях протекает исследуемый процесс, в чем их отличие от условий благополучного, нормального развития?

Во-вторых, какой именно феномен личностных нарушений, возникающих в рамках этих условий, станет объектом нашего изучения, материалом для поисков собственно психологических опосредствующих, промежуточных звеньев процесса? В таком случае «независимой переменной» могут быть фиксируемые нарушения некоторых физиологических условий, а «зависимой переменной» - психические процессы, протекающие в этих измененных условиях. Если вспомнить предложенное нами деление психического здоровья на уровни, то речь идет о том, как нарушения психофизиологического уровня могут влиять на два вышележащих - уровень реализации и личностно-смысловой.

Пожалуй, в данном случае наиболее выраженным и наиболее хорошо изученным параметром извращенного психофизиологического уровня является инертность, тугоподвижность нервных и психических процессов. Проследим поэтому, как нарастание тугоподвижности, инертности может влиять на формирование личностных отклонений. При этом в качестве непосредственного объекта исследования возьмем патологическую педантичность, поскольку это свойство, с одной стороны, чрезвычайно типично для больных эпилепсией, что отмечается практически всеми авторами, а с другой - наиболее легко фиксируемо, объективно проявляемо во внешне наблюдаемом поведении и способах действия больного.

Проведенный анализ клинических данных показал, что на первых стадиях болезни часто не обнаруживается какой-либо специальный патологический оттенок в стремлении к последовательности и педантичности действий, которое является даже известного рода компенсацией первичных, идущих от биологических особенностей болезни дефектов. Например, только при помощи тщательного и последовательного выполнения всех элементов стоящего перед ним задания больной может компенсировать тугоподвижность мыслительных процессов и прийти к правильному решению.

Однако последовательное выполнение отдельных элементов задания требует (хотя бы на время) отвлечения от конечной цели всей деятельности. И чем труднее для больного выполнение данного элемента задания, тем больше это отвлечение, пока наконец само выполнение отдельного действия не становится самоцелью и не приобретает самостоятельной мотивирующей силы. Читатель легко узнает в этом описании механизм «сдвига мотива на цель», однако вследствие особых условий его функционирования он в данном случае ведет не к расширению мотивационных устремлений, а, напротив, к их сужению, замыканию на отдельных элементах некогда развернутой и сложной деятельности. Следует добавить, что эти особые условия образует не только нарастающая инертность, хотя в формировании патологической педантичности она играет, на наш взгляд, ведущую роль, но и ряд других параметров, прежде всего появляющееся интеллектуальное снижение, в основе которого лежит органическое поражение мозга.

Приведем несколько поясняющих примеров из историй болезни. Больные эпилепсией иногда становятся чертежниками, переплетчиками и выполняют эту работу медленно, но чрезвычайно тщательно. Работа чертежника сама по себе требует известного смещения внимания с реального предмета на четкое проведение линий. Здесь больные и находят себя. Один из них - бывший инженер, который раньше, по его словам, «не переносил черчения», так говорит теперь о своей работе чертежника: «Я не люблю, как другие, лишь бы как сделать... предпочитаю начертить на миллиметровочке цветным карандашом, по лекалу провожу кривую. Девушки чертят от руки, а я считаю, что нужно точнее».

Другой больной - в прошлом подающий надежды музыкант - теперь работает переплетчиком. Очень доволен и горд своей работой. По словам сослуживцев, переплетает крайне медленно, но с большой тщательностью. Никогда не интересуется содержанием переплетаемых книг.

Механизм сдвига мотива

(механизм сдвига мотива на цель; механизм превращения цели в мотив)

Механизм образования мотивов, намеченный в теории деятельности. Суть его - в том, что цель, ранее побужденная к осуществлению каким-то мотивом, со временем обретает самостоятельную побудительную силу - сама становится мотивом.

Нужно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти, только, если накапливаются положительные эмоции. Так, одними наказаниями и принуждением привить интерес к делу невозможно. Предмет не может стать мотивом по заказу даже при очень горячем желании. Должен пройти длительный период накопления положительных эмоций - своеобразных мостиков, связывающих предмет с системой существующих мотивов, пока новый мотив не будет включен в эту систему.

Процесс сдвига мотива подчиняется общему правилу: тот предмет, который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Так происходит сдвиг мотива на цель, иначе говоря, цель обретает статус мотива.

Такой механизм действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои насыщают положительными эмоциями осваиваемые действия, - ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "механизм сдвига мотива" в других словарях:

    - (механизм превращения цели в мотив) см. механизм сдвига мотива. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …

    Объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе активного… … Большая психологическая энциклопедия

    Объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения. Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. movere приводить в движение, толкать) 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) … Большая психологическая энциклопедия

    Целенаправленная активность, реализуемая во внешнем или внутреннем плане; единица деятельности. В отечественной психологии представления о Д. как специфической единице человеческой деятельности введены С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым.… … Большая психологическая энциклопедия

    ФРЕЙДЕНБЕРГ - Ольга Михайловна (1890 1955) филолог классик, исследователь первобытной и античной культуры. В 1923 окончила Петроград, ун т по классич. отделению (рук. С.А. Жебелев). Магистерская дис. “Греч. роман как деяния и страсти” (1924). В 1925 37 … Энциклопедия культурологии

    Немецкая литература - Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в … Литературная энциклопедия

Сдвиг мотива на цель - механизм формирования новых мотивов, автор А.Н. Леонтьев - . Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому - то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.
Синоним - функциональная автономия Г. Олпорта - .
Литература.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975, с. 304.

  • - простейшая деформация тела, вызываемая касат...

    Физическая энциклопедия

  • - аффинное преобразование плоскости, при к-ром каждая точка смещается по направлению оси Ох на расстояние, пропорциональное ее ординате...

    Математическая энциклопедия

  • - СДВИГ - акустико-фонетическое явление в художественной речи, преимущественно в стихе, когда конец одного слова и начало следующего за ним или два стоящих рядом коротких слова образуют как бы новое слово, изменяющее...

    Поэтический словарь

  • - 1. в сопротивлении материалов - вид деформации, вызываемой касательными напряжениями и характеризующийся изменением углов элементарных параллелепипедов тела без изменения размеров тела 2...

    Строительный словарь

  • - разрыв с вертикальным или наклонным сместителем, по простиранию которого крылья смещены друг относительно друга...

    Геологическая энциклопедия

  • - м., геол. Разрыв жилы, вызванный горизонтальным смещением горных пород. - В жилах замечаются нередко сдвиги и сбросы. ГЖ, 1868, № 6: 527...

    Словарь золотого промысла Российской Империи

  • - См....
  • - Shift - .Литейный дефект, вызванный несовпадением частей литейной формы...

    Словарь металлургических терминов

  • - 1. заметное улучшение, изменение в состоянии, развитии чего-нибудь 2. то же, что отклонение, некоторая ненормальность, странность в поведении...

    Большой экономический словарь

  • - 1) - , деформация тела под действием приложенных к нему сил, при к-рой происходит взаимное смещение параллельных слоев материала с сохранением неизменного расстояния между ними. 2) - , смещение одних блоков горн....

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - 1). С. в геологии - тектонич. разрыв с вертик. и крутонаклонной поверхностью сместителя и горизонтальным относительным смещением крыльев...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - деформация упругого тела, характеризующаяся взаимным смещением слоев материала под действием приложенных сил при неизменном расстоянии между слоями...

    Энциклопедический словарь по металлургии

  • - расстояние между перпендикулярами к линиям заграждений, проходящим через две ближайшие мины в разных рядах...

    Морской словарь

  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I в сопротивлении материалов, Деформация упругого тела, характеризующаяся взаимным смещением параллельных слоев материала под действием приложенных сил при неизменном расстоянии между слоями...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

"Сдвиг Мотива На Цель" в книгах

Определение понятия мотива

Из книги Экономические институты: возникновение и развитие автора Убайдуллаев Сурат Нусратиллаевич

Определение понятия мотива Перейдем теперь к определению понятия мотива. Мотивационная система живых существ, как достаточно сложный физиологический и психический феномен, появилась только на высших уровнях эволюционного развития.При усложнении способов,

УПР. Три «Я» - три мотива

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Миллмэн Дэн

УПР. Три «Я» - три мотива Рассмотрите одну из целей, которых вам хотелось бы когда–нибудь добиться. Вероятно, она связана с какими–либо переменами, с усовершенствованием образа вашей жизни или с достижением успеха в определенной области. Выберите нечто, что вам вполне

Легенды, объединяющие оба мотива

Из книги Фольклор в Ветхом завете автора Фрезер Джеймс Джордж

Легенды, объединяющие оба мотива Некоторые легенды о происхождении смерти содержат в себе оба мотива – извращенного известия и сбрасывания кожи. Так, племя галла (в Восточной Африке) приписывает смерть человека и бессмертие змей ошибке или злому умыслу некой птицы,

Перевод мотива на ткань

Из книги Цветы и деревья, вышитые лентами автора Ращупкина С. Ю.

Перевод мотива на ткань Перед работой подготовьте материал и инструменты, определитесь с тем, на какой ткани и какой мотив вы станете выполнять. Начинающим проще купить в магазине готовые наборы для вышивания, в которые входят ткань с уже отпечатанным на ней рисунком и

Убийство без мотива

Из книги Антимозг [Цифровые технологии и мозг] автора Шпитцер Манфред

Убийство без мотива В суде первой инстанции города Котбуса я был экспертом в процессе по делу об убийстве. Поскольку я обычно очень занят, я поручаю составлять заключения для суда моим молодым коллегам, то есть принимаю участие в судебных заседаниях крайне редко. В этом

Сдвиг композиции - сдвиг эстетики

Из книги Кукиш прошлякам автора Крученых Алексей Елисеевич

Сдвиг композиции - сдвиг эстетики Аполлон в перепалке(Живопись в поэзии) „Крученых ногу втыкаешь ты в мяхкаво евнуха". (Терентьев) Рисунок - перпендикуляр сразмаху!Необычное положение ноги: штопор или бурав…Композиция у Пушкина - естественное хождение, шатание из

Направляющая сила мотива

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Направляющая сила мотива Мотив не только выражает потребность, но и, придавая смысл поведению, направляет его на объекты, в которых потребность находит удовлетворение.Поэтому знание мотивов позволяет предвидеть направление поведения и тем самым контролировать его.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВА

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВА А. Н. Леонтьев так определяет мотив: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность „не знает“ своего предмета, он ещё должен быть

7.1. Границы и структура мотива

автора Ильин Евгений Павлович

7.1. Границы и структура мотива Из изложенного выше следует, что границами мотива являются, с одной стороны, потребность, а с другой - намерение что-то сделать, включая и побуждение к этому. Это значит, что в структуру мотива не входят стимулы, и в то же время он сам не

7.3. Функции мотива

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

7.3. Функции мотива Мотивам приписываются различные функции. Сначала выделили побуждающую и направляющую функции. Первая отражает энергетику мотива, вторая - направленность этой энергии на определенный объект, на определенную активность. Побуждающая функция мотива

7.4. Характеристики мотива

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

7.4. Характеристики мотива Выделяют динамические (силу, устойчивость) характеристики мотива, иначе называемые энергетическими, и содержательные характеристики (полнота осознания структуры мотива; уверенность в правильности выбора, принятого решения; направленность

7.5. Осознаваемость мотива

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

7.5. Осознаваемость мотива Вопрос об осознаваемости мотива, как и многие другие, относящиеся к проблеме мотивации, до сих пор не получил однозначного решения. Во многом это связано с неодинаковым пониманием сущности мотива. В определенный период мешали этому и

1. «СДВИГ МОТИВА НА ЦЕЛЬ» КАК МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ

Из книги Аномалии личности автора Братусь Борис Сергеевич

1. «СДВИГ МОТИВА НА ЦЕЛЬ» КАК МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ Название параграфа, возможно, вызовет недоумение у знающих общую психологию. Действительно, механизм «сдвига мотива на цель», наиболее тщательно описанный А. Н. Леонтьевым , традиционно

Четыре главных мотива

Из книги Семь стратегий богатства и счастья автора Рон Джим

Четыре главных мотива Самый важный вопрос, на который вы должны себе ответить, звучит так: «Что меня мотивирует?»У разных людей разные мотивы. У каждого из нас есть свои болевые точки. Если вы основательно покопаетесь в своей душе, то наверняка сможете отыскать их и у

III. КУЛЬТУРА КОМПЛЕКСНАГО МОТИВА

Из книги Сумерки Европы автора Ландау Григорий Адольфович

III. КУЛЬТУРА КОМПЛЕКСНАГО МОТИВА Бурному строительству ново европейской эпохи способствовала не только волевая напряженность его субъекта, но и еще ея духовный строй. Въ другой работ? (выше уже упоминавшейся) мн? приходилось нам?чать, какъ въ основу разныхъ

Новое на сайте

>

Самое популярное